Экономическая безопасность и международное частное право. Влияние экономических санкций совета безопасности организации объединенных наций на исполнение частно-правовых договоров международного характера крючкова ирина николаевна. Международное экономичес

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Крючкова Ирина Николаевна. Влияние экономических санкций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций на исполнение частно-правовых договоров международного характера: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 Москва, 2005 213 с. РГБ ОД, 61:05-12/2063

Введение

ГЛАВА I. Экономические санкции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций в современном регулировании частноправовых отношений международного характера 18

1. Место резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций об экономических санкциях в международном частном праве 18

2. Резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций о введении, приостановлении или отмене экономических санкций как источник международного частного права 28

ГЛАВА II. Соотношение резолюций о введении экономических санкций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций и внутригосударственного регулирования в сфере заключения и исполнения частноправовых договоров международного характера. 57

1. Особенности национально-правового регулирования частноправовых договоров международного характера в условиях действия экономических санкций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 57

2. Гарантии государств национальным субъектам права при введении экономических санкций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 73

3. Механизм компенсации убытков и ущерба национальным субъектам права при применении экономических санкций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 89

ГЛАВА III. Исполнение частноправовых договоров международного характера в условиях действия экономических санкций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций в рамках национально-правовых систем 107

1. Проблема юридической независимости частноправовых соглашений от актов международного права 107

2. Юридические последствия применения экономических санкций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций для регулирования договорных обязательств, вытекающих из частноправовых соглашений международного характера 118

3. Влияние экономических санкций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций на особенности гражданско-правового регулирования исполнения обязательств, вытекающих из

частноправовых договоров международного характера 167

Заключение 184

Библиография 196

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В последние десятилетия в национально-правовых системах государств происходят значительные изменения, отражающие качественное углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права, в рамках которого усиливается переплетение международного частного и международного права. Особо стоит отметить в этом возрастающую роль международных договоров и актов международных организаций, прежде всего Организации Объединенных Наций (далее ООН), для развития национального права различных государств, в рамках и под эгидой международных организаций ныне рассматриваются наиболее актуальные и важные для всего мирового сообщества в целом вопросы.

Как отмечается видными специалистами-международниками, «напряженность борьбы, происходившей во время первой мировой войны, обнаружила возможность осуществления новой формы воздействия, а именно, так называемого бойкота или блокады. Стало очевидным, что современное высокоразвитое государство оказывается в чрезвычайно тяжелом положении, если оно лишается ресурсов соседних стран и попадает в условия изоляции» 1 . Таким образом, еще со времен первой мировой войны экономические санкции воспринимались как доступный и эффективный инструмент «легкого пути разрешения конфликтов» .

В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности (далее СБ ООН) вправе принимать решения о введении обязательных экономических санкций на основании положений ст. 39 и 41. До 1989 г. санкции применялись дважды; после этого он вводил санкции 14 раз, а диапазон заявленных целей при этом непрерывно расширялся, охватывая отражение агрессии, восстановление

1 Оппенгейм Л. Международное право. Споры. Война. Т. 2: Полут. 1. Под ред.:
Крылов СБ./ Пер.: Ивенский А.Н. М. Иностр. лит. 1949. С. 183.

2 Brunot P. L"embargo, solution de facilite dans les conflicts intemationaux. Defense
nationale, № 51 (novembre 1995). P. 75.

демократических правительств, защиту прав человека, прекращение войн, борьбу с терроризмом и поддержку мирных соглашений 1 .

Обязательные экономические санкции СБ ООН реализуются государствами на своей территории в форме национально-правового акта о введении определенных запретов или ограничений. Последние могут распространяться и на осуществление любой экономической деятельности с государством-нарушителем и его юридическими лицами и иными образованиями, и на определенные сектора экономики. Такая деятельность с государством-нарушителем и его образованиями осуществляется как самим государством и его учреждениями, так и субъектами национального права, и, в частности, субъектами внешнеэкономической деятельности на основании заключенных контрактов. Вводимые запреты и ограничения существенным образом оказывают воздействие на возможность заключения и исполнения частно-правовых договоров международного характера, в том числе и внешнеэкономических контрактов. Введение экономических санкций может серьезно затронуть международные связи субъектов, находящихся под юрисдикцией третьих государств, поскольку от них будет требоваться предоставление гарантий, что их товары и услуги никоим образом не предназначаются для ре-экспорта государству-нарушителю или его юридическим лицам.

Экономические санкции СБ ООН зачастую являются препятствием не только для осуществления текущей экономической деятельности в форме международного коммерческого обмена товарами и услугами в той или иной сфере экономики, но также парализуют возможность оплаты за уже оказанные услуги или поставленные товары.

Введение экономических санкций сопровождается различными юридическими последствиями материального и финансового характера (прямой ущерб и непредвиденные расходы сторон частно-правовых договоров

См.: Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. Документ ООН.

международного характера) в связи с невозможностью исполнения сторонами уже существующих договорных обязательств, возложение на стороны контрактов дополнительных обязательств по внесению изменений в контракты, признание контрактов, условия которых противоречат национально-правовому акту о введении экономических санкций, недействительными и т.д.

Необходимо отметить, что, будучи важным инструментом, направленным на поддержание мира, и являясь средством продвижения правовых ценностей, социальных, экономических и иных достижений демократии и правового государства, защиты прав личности и борьбы с международным терроризмом одновременно санкции в известном смысле выступают источником юридической опасности и уязвимости для прав и свобод частных лиц 1 , таких как свобода договора и право осуществления предпринимательской деятельности, свобода передвижения, право собственности, свобода информации и иные. Цели и задачи исследования.

Целью исследования является анализ направлений и характера влияния экономических санкций Совета Безопасности ООН на исполнение частноправовых договоров международного характера, современного состояния и тенденций взаимодействия международно-правового и национально-правового регулирования в части последствий применения обязательных экономических санкций СБ ООН, а также выявление природы юридической связи между резолюциями Совета Безопасности ООН и частно-правовыми договорами международного характера.

В процессе исследования были поставлены и решались следующие задачи: - выявление применимости юридического понятия международного публичного права «экономическая санкция СБ ООН» в сфере международного частного права; исследование места и роли этого понятия в МЧП.

La Vodrama Ph. L"instrumentation du droit international comme source d"insecurite jundique et de vulnerabilite por les droits de I"homme: I"exemple de l"embargoio, Nord-Sud №21 (1999) P. 85.

определение круга частно-правовых отношений и оформляющих их договоров международного характера, которые могут быть затронуты реализацией экономических санкций СБ ООН;

воздействие экономических санкций СБ ООН на регулирование частноправовых договоров международного характера во внутригосударственной сфере;

выявление механизмов введения в действие и имплементации экономических санкций, влияющих на исполнение частно-правовых договоров международного характера, во внутригосударственном праве отдельных государств;

анализ воздействия резолюций Совета Безопасности ООН на урегулирование частно-правовых отношений лиц, находящихся под юрисдикцией отдельных государств, в том числе решение вопроса о применении иностранного права;

установление характера последствий применения экономических санкций и их видов в области заключения и исполнения частно-правовых договоров международного характера;

определение соотношения между обязательным актом международной организации и частно-правовым договором международного характера;

исследование влияния основных принципов применения экономических санкций Совета Безопасности ООН на осуществление внешнеэкономической деятельности;

анализ понятия «jus sanctionis».

Объектом исследования служат юридические последствия и их виды как сложное явление, возникающее в результате применения экономических санкций международных организаций, которое оказывает воздействие на исполнение частно-правовых договоров международного характера, а также влияние решений международных организаций на гражданско-правовое регулирование международных коммерческих обязательств.

Предмет исследования составляют особенности категории «экономические санкции международной организации» в международном частном праве, соотношение требований резолюций Совета Безопасности об экономических санкциях и национально-правовых норм, регулирующих исполнение обязательств, вытекающих из частно-правовых договоров международного характера, и именно правовые последствия применения экономических санкций СБ ООН для исполнения частно-правовых обязательств по соглашениям международного характера. Методологическая основа исследования.

При выполнении настоящей работы автором исследования использовался широкий спектр различных методов. Центральное место в изучении предмета было отведено общенаучным методам системного анализа и диалектико-материалистической философии, а также специальным методам познания: логически-формального, формально-юридического анализа и сравнительного правоведения. Помимо этого, существенное значение для настоящего исследования имел историко-ретроспективный метод.

Общие принципы используемой в настоящей работе методологии отражены в структуре исследования. Теоретическая база исследования.

Теоретической основой диссертации послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, как в сфере международного частного и гражданского права, так и в области международного публичного права.

По мере необходимости привлекались издания, касающиеся предмета исследования, рассматривающие отдельные аспекты диссертационной работы с точки зрения истории, истории права и философии.

В частности, широко привлекались труды советских и российских авторов - представителей отраслевых юридических наук, прежде всего международного и международного частного права: Л.П. Ануфриевой, М.П. Бардиной, М.М. Богуславского, Н.Ю. Ерпылевой, Д. Борисова, В.А. Василенко, Г.М. Вельяминова, Г.К. Дмитриевой, Ю.М. Колосова, Д.Б. Левина, И.И.

Лукашука, В.И. Менжинского, М.Н. Минасяна, Т.Н. Нешатаевой, B.C. Позднякова, Д.Ф. Рамзайцева, Э.И., М.Г. Розенберга, Скакунова, Г.И. Тункина, Е.Т. Усенко, Н.А. Ушакова. Кроме того, привлекались работы и других международников: К.А. Бекяшева, Г.В. Игнатенко, СЮ. Марочкина, Г.М. Мелкова и других. Частично исследование опиралось на труды дореволюционных российских и иностранных ученых: А.Н.Мандельштама, М.И. Бруна, Г. Гроция, Ф.Ф. Мартенса. Значительную помощь в разработке исследуемой проблематики оказали труды зарубежных представителей науки международного частного и международного публичного права, в том числе: Р. Аго, Ж. Бюрдо, М. Беннуны, Я. Броунли, Э. Де Вет, В. Ч. Големинова, В. Голланд-Деббаса, Г. Кельзена, П. Конлона, У.Коха, Магнуса, П., В. фон Моренфельса, Н. Криша, Л. Оппенгейма, Б. Симмы, Л.А. Сицилианоса, Л.П. Форлатти, Д.А. Фровейна, А. Циссе и др. Нормативная база исследования.

При проведении исследования использовались разнообразные нормативно-правовые акты, относящиеся к источникам международного частного и международного публичного права, односторонние акты международных организаций и государств, материалы международных организаций и конференций, Комиссии международного права ООН и Комиссии по Уставу ООН и укреплению роли Организации, законодательные и иные национально-правовые акты Российской Федерации и иностранных государств (Аргентины, Бельгии, Намибии, Нидерландов, Польши, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки, Финляндии, Франции, ФРГ, Чехии, Швейцарии, Швеции, Южной Африки, Японии, ЮАР, и др.), а также решения международных и национальных судебных и арбитражных органов. Степень научной разработанности проблемы.

В условиях глобализации и усиления международной взаимозависимости государств друг от друга, правовые последствия экономических санкций СБ ООН для исполнения частно-правовых контрактов международного характера,

учитывая возрастающие масштабы обращения ООН к превентивным и принудительным мерам, не связанным с использованием вооруженной силы, закономерно не могут остаться вне поля зрения исследователей. Хотя определенные аспекты проблемы экономических санкций ООН и получили некоторое освещение в науке международного частного права, в работах преимущественно ставились вопросы соотношения международного и национального права, включая гражданско-правовое регулирование 1 . Однако соотношение обязательного акта международной организации, в частности, решений об экономических санкциях Совета Безопасности ООН, и частноправового договора международного характера в аспекте МЧП предметом анализа до настоящего времени так и не стало. Между тем влияние экономических санкций СБ ООН на гражданско-правовое регулирование отношений, связанных с внешнеэкономической деятельностью или в целом в рамках отношений, лежащих в сфере международного гражданского оборота, настоятельно требует осмысления именно с позиций соотношения международного публичного и международного частного права.

Теоретические представления специалистов в области международного частного права базируются на обобщенных взглядах и надлежащим образом сформулированных выводах представителей науки международного права о международно-правовых санкциях и их месте в международном праве, правовой природе и основаниях применения 2 .

Санкции СБ ООН привлекали внимание правоведов различных направлений, в том числе и изучающих их влияние в аспекте соблюдения прав человека (А.В. Калинин, В.М. Чигарев), а также эффективности экономических

1 См. Правовое регулирование внешней торговли в СССР. Под ред. Д.М. Генкина,
Внешторгоиздат, 1961 с. 32-38; Богуславский М.М. Правовое регулирование
внешнеторговой купли-продажи в отношениях между социалистическими странами //
Проблемы международного частного права. - М.; Изд-во ИМО, 1960. С.29-62; Л.П.
Ануфриева. Сотрудничество в области науки и техники между социалистическими и
развивающимися странами. М: Наука. 1987. С. 106-126.

2 Следует уточнить в этой связи, что в самой науке международного права не
содержится устоявшегося, единодушно принятого определения экономических
санкций.

санкций (М. Генугтен, А де Грут). Несмотря на тот факт, что рассмотрение указанной проблематики не составляет цели настоящей работы, подобные исследования способствуют более полному анализу и надлежащему решению поставленных задач, поскольку специальные вопросы влияния экономических санкций СБ ООН на исполнение международных коммерческих обязательств и на гражданско-правовое регулирование частно-правовых отношений международного характера практически не рассматривались. Отдельные же публикации в этой части (Г.К. Дмитриевой, И.И. Лукашука) отличаются незначительностью объемов.

Стоит заметить, что несмотря на солидный перечень исследований, касающийся проблемы понимания международных санкций наукой международного права и их несомненную практическую востребованность, в настоящее время в российском международном частном праве отсутствует целостная система устоявшихся взглядов на jus sanctionis, сферу применения международных санкций, их правовые последствия на исполнение частноправовых контрактов международного характера. Более того, российской юридической литературе, данное понятие, в сущности, неизвестно.

Основное количество работ, посвященных разработке комплексного, а точнее междисциплинарного, подхода к пониманию применения экономических санкций и юридических последствий, принадлежит иностранным исследователям. Отдельные труды таких авторов, как М. Беннуна, В. Генугтен, В. Голланд-Деббас, Ж. Де Грут, Г. Кельзен, П. Конлон, посвящены непосредственно санкциям Совета Безопасности ООН.

1 См. об этом: United Nations sanctions. Effectiveness and effects, especially in the field of human rights. A multy-disciplinary approach. Willem J.M. van Genugten, Gerard A. de Groot (editors). 1999. Intersentia Antwerpen - Groningen - Oxford; Gibbons, Elizabeth D., Sanctions in Haiti: Human rights and democracy under assault, Westport and London: Praeger Press, Center for Strategic and international studies, 1999; Калинин A.B. Санкции и права человека: международно-правовые проблемы// Московский журнал международного права. № 2. М. Междунар. отношения. 2001. С. 155-166; Чигарев В.М. Санкции, безопасность и гуманитарные действия. // Актуальные международно-правовые и гуманитарные проблемы. Сборник статей. Вып. 2. М.: ДА МИД России. 2001. С. 148-191.

Большой удельный вес в научных исследованиях, посвященных правовым последствиям применения экономических санкций, составляют проблемы соотношения международных экономических санкций и контрмер, применяемых государствами. Серьезное внимание иностранных исследователей уделяется месту решений о международных экономических санкциях в правовых системах государств, иерархии нормативно-правовых актов отдельных государств и решений международных организаций, процедуре имплементации решений о санкциях во внутригосударственную сферу. Целесообразно подчеркнуть, что на современном этапе научных разработок обнаруживается особый интерес специалистов международного частного права к проблемам, составляющим специфику применения экономических санкций. В частности, серьезному анализу подвергнут подход к применению иностранного права с помощью не только средств международного частного права, а также подробно рассматривается проблема урегулирования частноправовых договоров международного характера в соответствии с правом, подлежащим применению через призму категории публичного порядка (Л.П. Форлатти, Л.А. Сицилианос), международного публичного порядка, «действительно международного публичного порядка».

Несмотря на обширную иностранную литературу, относящуюся к экономическим санкциям в международном праве, необходимо указать, что специальные правовые исследования, посвященные последствиям экономических санкций СБ в аспекте международного частного права, а тем более в особом ключе их влияния на исполнение международных коммерческих обязательств, практически отсутствуют и в иностранной науке международного частного права (Ж. Бюрдо, Л.А. Сицилианос, Л.П. Форлатти, А. Циссе).

Таким образом, становится очевидной настоятельность более глубокого их изучения, поскольку правовые последствия воздействия применения экономических санкций СБ ООН на исполнение частно-правовых договоров международного характера, распространяются прежде всего на одну из

важнейших сфер - осуществление внешнеэкономического обмена товарами и услугами между частными лицами. Исследование данного вопроса в конечном счете должно будет содействовать развитию и углублению знаний соответствующего раздела науки международного частного права. Научная новизна исследования.

Анализ специальной отечественной литературы позволяет прийти к выводу о том, что настоящее исследование является первой диссертационной работой в российской науке международного частного права, посвященной специальному исследованию различных по характеру вопросов, связанных с действием экономических санкций СБ ООН и их влиянием на исполнение частно-правовых договоров международного характера.

Проведение исследования позволило сформулировать и обосновать следующие основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Понятие «экономические санкции СБ ООН» свойственно не только
международному публичному, но и международному частному праву,
поскольку принятие юридически обязательного решения для государств-членов
международной организации (прежде всего ООН) в международно-правовом
плане закономерно влечет за собой его реализацию во внутригосударственной
сфере, принципиально затрагивая частноправовые отношения международного
характера.

    В случае имплементации государством резолюции СБ ООН, принятой в нарушение процедуры, установленной в Уставе ООН, субъекты национального права вправе требовать в судебном порядке признания национально-правового акта о придании резолюции СБ ООН юридической силы недействительным.

    Поскольку стороны частно-правовых договоров международного характера становятся участниками экономических санкций СБ ООН без выражения собственного волеизъявления, они имеют право на получение компенсации и иных видов возмещения в случае, если понесенные ими убытки, ущерб и фактические расходы явились прямым результатом введения экономических санкций СБ ООН. В концептуальном плане предоставление

такой компенсации может осуществляться двояким путем: за счет средств государственного бюджета страны, применяющей санкции, либо с помощью обращения к специально созданным для этих целей международным учреждениям. Такую компенсацию следует предоставлять за счет государственного бюджета страны, применяющей экономические санкции, или путем обращения к специально созданным для этих целей международным учреждениям.

    При избрании сторонами контракта права государства-нарушителя в качестве lex causae последнее в течение периода действия экономических санкций СБ ООН может быть признано компетентным государственным органом противоречащим основам правопорядка страны суда и неприменимым в силу оговорки о публичном порядке.

    Право третьего государства, избранное сторонами в качестве lex causae, которое в нарушение своих международно-правовых обязательств не инкорпорировало в свой внутренний правопорядок требования резолюции СБ ООН, может быть признано компетентным государственным органом противоречащим основам правопорядка страны суда и неприменимым в силу оговорки о публичном порядке.

    Резолюции СБ ООН об экономических санкциях можно отнести к актам, составляющим основы мирового правопорядка. Поскольку категория международного частного права «оговорка о публичном порядке» в современном понимании вмещает в себя и основополагающие нормы международного права, ее содержание должно быть расширено за счет включения в него обязательных решений СБ ООН об экономических санкциях.

    Правомерный односторонний отказ государства от участия в экономических санкциях вследствие недостижения согласия между постоянными членами СБ ООН, обладающими правом «вето», при условии, что политические цели введения санкций достигнуты, обусловливает возобновление осуществления внешнеэкономической деятельности с государством-нарушителем и его юридическими лицами, а также прекращение

действия запретов и ограничений, введенных в соответствии с требованиями резолюций СБ ООН.

8. Существующие в государстве правовые основы имплементации решений
СБ ООН должны включать в себя такие юридические гарантии для субъектов
национального права, как: введение экономических санкций не ранее даты
официального опубликования национального акта о придании им юридической
силы во внутригосударственном праве; законодательное закрепление права на
получение компенсации за понесенные ущерб и убытки; оперативная отмена
режима экономических санкций после отмены, провозглашенной в резолюции
СБ ООН.

9. Резолюции СБ об экономических санкциях, являясь актами
международного публичного права, адресуются субъектам такого права -
государствам, и, следовательно, выступают источником субъективных прав и
обязанностей для государств. В аспекте международного частного права для
частно-правовых субъектов резолюции СБ ООН становятся источниками права
в объективном смысле и обладают юридической силой после выражения
конкретным государством в той или иной форме согласия на их
обязательность. Этим целям служит издание в той или иной форме
соответствующих национально-правовых актов. Вместе с тем указания в
резолюциях СБ ООН об экономических санкциях о направлениях
регламентации субъективных прав и обязанностей субъектов
внутригосударственного права ставят резолюции в ряд с международными
договорами в качестве источников международного частного права.
Практическое и теоретическое значение и апробация результатов работы.

Теоретические аспекты диссертационного исследования, изложенные в работе, могут быть использованы при чтении курса международного частного права, включая вопросы применения иностранного права, права международной торговли, международного гражданского процесса.

Практически результаты исследования могут быть применены в работе соответствующих компетентных органов государственной власти, деятельность

которых связана как с осуществлением внешней и внешнеэкономической политики, так и судебного и арбитражного рассмотрения споров по частноправовым сделкам международного характера.

Основные выводы и положения диссертации апробированы в опубликованных автором статьях, в выступлениях на состоявшихся научных конференциях, в том числе студентов и аспирантов, состоявшихся в 2004 и 2005 гг., а также при проведении практических занятий в Московской государственной юридической академии в рамках изучения курса международного частного права.

    Крючкова И.Н. Международно-правовые гарантии права на возмещение ущерба и убытков, понесенных в результате несанкционированного вооруженного вторжения и оккупации. Гарантии прав физических и юридических лиц в Российской Федерации. - В кн.: К 10-летию Конституции Российской Федерации: Докл. и сообщ. IV Международн. науч-практ. конференция. Москва, 13 апр. 2004г. / Под. ред. Н.И. Архиповой, Ю.А. Тихомирова, Н.И. Косяковой. М.: РГТУ, 2004. (0,38 п.л.).

    Крючкова И.Н. Правовая природа и особенности экономических санкций Совета Безопасности ООН. - В кн.: Актуальные проблемы российского права: Сборник научных трудов / Отв. Ред. И.М. Мацкевич, Г.А. Есаков. Вып. 1. - М., ООО «Полиграф ОПТ», 2004. (0,56 п.л.).

    Крючкова И.Н. Влияние резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций на гражданско-правовое регулирование коммерческих отношений. - В кн.: Международная научно-практическая конференция «Гражданское законодательство Российской Федерации как правовая среда гражданского общества». В 2-х томах. Кубанский государственный университет. Краснодар. 2005. Том 1 (0,52 п.л.).

    Крючкова И.Н. Экономические санкции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций в международном публичном праве и международном частном праве: Монография. - М.: МАКС Пресс, 2005 (9,25 п.л.).

    Крючкова И.Н. Правовые последствия применения экономических санкций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций для исполнения частно-правовых договоров международного характера. Международное публичное и частное право. М. Юрист., 2005. № 5. (0,5 п.л.).

Кроме того, в диссертации частично использовалось содержание других публикаций: Крючкова И.Н. Алфавитно-предметный указатель // Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Часть третья (постатейный) / Отв.ред. Л.П. Ануфриева. М.: Волтерс Клувер, 2004. (1,01 п.л.).

Место резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций об экономических санкциях в международном частном праве

При исследовании влияния экономических санкций СБ ООН для исполнения частно-правовых договоров международного характера необходимо изначально установить, что именно в соответствии с современным международным правом может считаться международной экономической санкцией, каково их значение в международном частном праве. Иными словами, с одной стороны, необходимо указать, что ответ на вопрос о месте и значении института экономических санкций в международном частном праве нельзя дать, абстрагируясь от международного права. При этом необходимо учитывать специфику и характер международных санкций, в том числе и экономических, именно системы ООН, предопределяемых особым статусом данной организации, которая наделена субъектами международного права -суверенными государствами - особыми полномочиями и которая руководствуется в своей деятельности незыблемыми основами, целями и задачами общего международного права, действуя в соответствии с Уставом. С другой стороны, не меньшее значение для решения проблемы экономических санкций СБ ООН в международном частном праве имеет определение круга лиц и сфер деятельности, на которые распространяется их влияние.

Не менее насущным в целях настоящей работы является определение того, что именно подразумевается под понятием «частно-правовые договоры международного характера». Известно, что устоявшимся понятием в МЧП выступает понятие «внешнеэкономической сделки», иногда используются и другие обозначения - «международная коммерческая сделка», «международный коммерческий контракт»1. Однако, поскольку в диссертации исследуются вопросы влияния на неопределенный круг договоров, в том числе и договоров, целью которых не является извлечение прибыли (спортивные мероприятия, обмен научно-техническим и иным опытом, образовательные программы), ни одна из указанных категорий не является адекватной. Таким образом, наиболее общее определение внешнеэкономической сделки, присутствующее в науке международного частного права, не будет охватывать подобные договоры, так как внешнеэкономические контракты заключаются с целью получения экономической выгоды, а в качестве сторон таких контрактов выступают коммерческие предприятия. Категория «внешнеэкономическая сделка» не будет, следовательно, выступать для сделок, оформляемых такими договорами, родовым понятием.

Некоммерческие организации в соответствии со сложившейся практикой, как правило, не предполагаются быть участниками внешнеэкономической деятельности. Однако и на контракты, заключаемые без цели извлечения прибыли, применение санкций оказывает не меньшее влияние. Ввиду указанного представляется более целесообразным ставить данный вопрос о влиянии в более широком плане - на договоры международного характера.

Кроме того, в предмет исследования входят также проблемы влияния применения экономических санкций на частно-правовые договоры, заключенные между представительствами юридических лиц государства-нарушителя на территории страны, имплементирующей санкции, и юридическими лицами последней.

Указанная категория договоров с определенных позиций не может быть квалифицирована в качестве «международной сделки»1, однако юридические последствия на их исполнение рассматриваемого рода также имеют место, что делает необходимым привлечение их к анализу наряду с другими. Перечисленные обстоятельства, таким образом, обусловливают использование терминологии более общего характера.

Вплоть до настоящего времени в доктрине международного права не существует установившегося единообразного подхода к содержанию понятия «международная санкция». Разногласия коренятся в различном понимании, использовании и трактовках собственно понятия «санкция», как в системе внутреннего права, так и в международном праве 2. Говоря об экономических санкциях СБ ООН, необходимо уточнить, что данный термин является наиболее устоявшимся в теории и практике применения Советом Безопасности мер превентивного или принудительного характера в соответствии с положениями ст. 39 и 41 Устава ООН.

Особенности национально-правового регулирования частноправовых договоров международного характера в условиях действия экономических санкций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций

Вопрос о соотношении международно-правового и национально-правового элементов регулирования коммерческих отношений при введении экономических санкций Совета Безопасности ООН, и в частности в РФ имеет множество аспектов.

Международно-правовой элемент выражается в том, что обязательные решения Совета Безопасности ООН об экономических санкциях являются актом международного права, источником права в объективном смысле, источником субъективных прав и обязанностей для субъектов международного публичного права и одновременно юридическим фактом. Субъективные права и обязанности государства, во-первых, осуществляются в соответствии со ст. 25 Устава ООН, и отношения между государством и международной организацией носят публично-правовой характер. Во-вторых, учитывая безусловную универсальную юридическую силу решений СБ ООН, принимаемых в соответствии со ст. 39 и 41 главы VII Устава ООН, государства обязаны имплементировать такие решения в своей внутригосударственной сфере в пределах собственной территории в соответствии с предусмотренными конституционными процедурами, придать им обязательную юридическую силу, контролировать их выполнение и принимать меры в случае нарушения. Моментом возникновения таких субъективных публично-правовых обязательств государства является момент принятия СБ решения в соответствии с главой VII Устава ООН.

Реализации государством своих субъективных международно-правовых прав и обязанностей, заключающихся в обязательном выполнении решений Совета Безопасности ООН о введении экономических санкций, обеспечивается путем придания таким решениям обязательной юридической силы на территории имплементирующего их государства.

Национально-правовой элемент регулирования выражается в обязательности внутригосударственных правовых актов для национальных лиц государства. Для субъектов национального права решения СБ ООН следует считать юридически обязательными с момента придания им юридической силы внутри государства, под юрисдикцией которого они находятся, а не с момента принятия решения СБ. Между датой принятия решения Советом и датой принятия государством акта национального права, придающего юридическую силу такому решению всегда существует определенный разрыв во времени. В течение данного периода стороны частно-правовых международных контрактов продолжают выполнять свои договорные обязательства поскольку они не обязаны следовать решениям СБ ООН, непосредственно без указания об этом со стороны государства, а также в связи с тем, что они не обязаны и не всегда могут знать о введении соответствующих экономических санкций. В случае исполнения сторонами решения СБ без указания государства на обязательность такого решения для национальных лиц у другой стороны контракта будет основание предъявить требования о выполнении обязательства, возмещении убытков и расходов, предоставления иной компенсации в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением. Придание решениям СБ ООН юридической силы на территории государств в общем рассмотрено выше с точки зрения процедуры имплементации (трансформации или инкорпорирования) акта международной организации в соответствии с конституционными процедурами во внутригосударственное право. Однако необходимо обратить внимание на некоторые особенности указанной процедуры. При этом важно уточнить, что под имплементацией международного акта, как правило, подразумевается процедура ратификации нормативного правового акта в соответствии с конституционно установленными процедурами или общепринятой практикой государства. В соответствии с действующим законодательством большинства государств процедура ратификации договора международно-правового характера необходима для вновь подписанных международных договоров с участием государства. Рассматривая непосредственно обязательные решения Совета Безопасности ООН о введении санкций, целесообразно отметить, что решения не являются международными договорами по своей сути, несмотря на то, что обладают схожей международно-правовой природой и многие нормы о международных договорах могут быть применимы и к актам международной организации.

Решения СБ ООН о введении экономических санкциях принимаются в соответствии со ст. 39 и 41 Устава ООН и по своей правовой природе являются в отличие от международных договоров нормами не первичного права, а вторичного, т.е. принимаемыми в развитие цоложений существующего международного договора. Нормы Устава ООН, несомненно, являются нормами первичного права. Право международной организации принимать решения о введении экономических санкций существенно отличает данные решения как источники права от международных договоров и соглашений.

В то время как международные договоры являются самостоятельными актами международного права и требуют отдельной процедуры признания, ратификации или иным образом осуществления одобрения на территории государства, решения Совета Безопасности ООН принимаются в развитие положений Устава ООН. Роль решений СБ ООН носит функциональный вспомогательный характер в реализации основных задач, возложенных мировым сообществом на Организацию и укреплении эффективности их осуществления. Решения СБ ООН не могут быть отменены, изменены или изданы государством. Действие же международного договора может быть принято государством с оговорками, из международного договора может быть предусмотрен выход, а также государство может отказаться от его исполнения в отдельных случаях.

Проблема юридической независимости частноправовых соглашений от актов международного права

В науке международного частного права давно сложилось понимание независимости и автономности частно-правовых международных соглашений от нормативно-правовых актов, в том числе от актов национального права и актов международного права, с помощью которых могут создаваться условия, делающие заключение и исполнение такого частно-правового соглашения возможным и законным. Независимость частно-правовых контрактов выражается, в частности, в том, что они заключаются, изменяются и прекращаются в связи с согласованием воль двух субъектов гражданско-правовых отношений. «Несмотря на то, что само принятие контрактных обязательств внешнеторговыми обязательствами и их исполнение возможно лишь при условии принятия государством соответствующих мер {предоставления разрешения на экспорт/импорт, выдачи лицензии, разрешения на осуществление взаиморасчетов в иностранной валюте и т.д.), составляющих содержание их договорных обязательств... гражданско-правовые отношения возникают лишь с момента заключения контракта между внешнеторговыми организациями и определяются только положениями этого контракта»1.

Возникновение, изменение и прекращение международно-правовых обязательств государств, произошедшие в связи с резолюциями СБ о введении экономических санкций, является следствием выражения не только односторонней воли Совета Безопасности ООН, но и соответствующих воль конкретных государств. Влияние решений СБ ООН на частно-правовые контракты возникает с момента придания государством резолюциям СБ юридической силы на своей территории. Воля государства является важнейшим фактором при имплементации решений СБ ООН, поскольку ответственность за невыполнение обязательных санкций СБ ООН международным правом не установлена. Здесь необходимо подчеркнуть, что при принятии субъектом международного права на себя определенных обязательств их соблюдение скорее будет обеспечиваться не существующими или потенциально возможными в отношении неисполняющего государства мерами международно-правового принуждения, а именно собственной волей государства, желающего связать себя такими международными обязательствами.

Целесообразно отметить, что образующийся временной вакуум между моментом принятия решения СБ ООН и моментом придания решению СБ ООН на территории государства юридической силы является следствием естественного хода событий, чего нельзя сказать о моменте придания таким решениям СБ ООН обязательности, устанавливаемой исключительно усмотрением самого государства. При этом государством определяется не только дата, с которой такие решения становятся обязательными, но также принимается само решение о придании или не придании им юридической силы. Вопрос о том, что лежит в основании такого решения государства применительно к анализируемой проблеме в настоящем аспекте, является второстепенным. В данной ситуации важно отметить ту роль, которую играет принятие решения государством о введении в действие акта СБ ООН на своей территории.

Решения принимаются посредством выражения государственной воли в форме внутригосударственного акта, чаще всего государственно-правового или гражданского законодательства. Для выяснения вопроса о соотношении международно-правового и частно-правового регулирования, а именно акта СБ ООН и частно-правового контракта международного характера, роль и значение воли государства является одним из ключевых моментов. Такая воля при введении экономических санкций СБ ООН во внутригосударственную сферу опосредствуется принятием государством нормативно-правовых актов национального права, которые будут являться источником права для субъектов частно-правовых отношений и оформляющих их коммерческих сделок. Однако ключевое значение воли государства состоит в том, что она является связующим звеном между резолюцией СБ ООН и частно-правовыми контрактами международного характера.

В соответствии с резолюциями СБ об экономических санкциях, которым придается юридическая сила отдельным государством на своей территории, создаются определенные условия ведения субъектами внешнеэкономических отношений коммерческой деятельности, связанной с международными хозяйственными операциями с контрагентами страны, против которой вводятся санкции. Такие условия заключаются во введении с разрешения государства в подобные частно-правовые отношения режимов запрета, ограничений или предоставления разрешений на поставку ранее запрещенных видов товаров, услуг, связей и на осуществление предпринимательской деятельности.

В юридической литературе указывается, что «... главным в юридической связи межправительственного соглашения (международного договора) и гражданско-правового контракта является воля государства. В соответствии с ней не только реализуются международно-правовые обязательства государств (выполняются межгосударственные соглашения), но также обеспечивается заключение и исполнение гражданско-правовых договоров»1. Под обеспечением заключения и исполнения гражданско-правовых договоров, думается, необходимо понимать создание разнообразных предпосылок, в том числе юридического характера, определенных условий, вообще основ правового регулирования соответствующих отношений. Несмотря на тот факт, что вышеприведенное высказывание относится к соотношению международного договора и гражданско-правового контракта, тем не менее следует указать, что его концептуальные основы применимы и к рассматриваемому предмету соотношения экономических санкций СБ ООН и частно-правовых соглашений, поскольку указывают прежде всего на взаимосвязь элементов правового регулирования в целом: международно-правового и гражданско-правового.

Решения СБ ООН обладают юридической силой для субъектов международного права и сравнимы с обязательностью международного договора для государств, его заключивших. Гражданско-правовые соглашения и сделки выступают конкретной разновидностью частно-правовых контрактов как таковых, в том числе и международного характера. Следовательно, поскольку решение СБ ООН является по своей правовой природе актом международного права, его имплементация во внутригосударственной сфере требует от государства соблюдения практически тех же процедур, что и реализация международного договора, за исключением, может быть, отдельных обстоятельств, которые связаны, например, с тем, что для некоторых соглашений (в случаях ратификации международного договора) имеет место принятие внутреннего акта представительными - законодательными -органами власти, а резолюции СБ, как правило, вводятся актами исполнительной власти (в РФ - указами Президента или постановлениями Правительства). Тем не менее и в этой ситуации опосредствование юридической связи между актом СБ, выступающим в качестве акта международного права, и частно-правовым контрактом в воле каждого данного государства несомненно наличествует.

27 октября 2017 года в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) состоялась Международная научно-практическая конференция «Экономическая безопасность государств и международное частное право». Проведение конференции приурочено к юбилею Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Л. Н. Галенской.

Открыл работу конференции декан юридического факультета СПбГУ доцент С. А. Белов. Модератором конференции выступил заведующий кафедрой международного права СПбГУ, профессор С. В. Бахин.

Профессор Л. Н. Галенская в своем выступлении обозначила основные вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации и подчеркнула роль права в решении этих вопросов.

В конференции приняли участие ведущие ученые и специалисты-практики: профессор А. Я. Капустин (первый заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, президент Российской Ассоциации международного права), профессор В. В. Ершов (ректор Российского государственного университета правосудия (РГУП)), профессор Т. Н. Нешатаева (заведующая кафедрой международного права РГУП, судья Суда ЕАЭС) профессор М. Л. Энтин (заведующий кафедрой европейского права МГИМО), профессор У. Э. Батлер (США), доцент Н. В. Павлова (судья Верховного Суда РФ) и др.

В своем выступлении на открытии конференции профессор А.Я. Капустин отметил важность и значение проблематики, вынесенной на обсуждение данного мероприятия, для современного этапа развития международных отношений и международного права. Особое внимание в выступлении было уделено вопросу соответствия применения односторонних экономических принудительных мер основополагающим нормам международного права, с особым акцентом на необходимость выработки международно-правовой оценки таких мер в отношении Российской Федерации. По мнению докладчика, недостаточность и слабость международно-правовых механизмов обеспечения международной законности актуализирует вопрос о расширении использования национально-правовых средств противодействия неправомерным односторонним ограничительным мерам, что требует от российской науки соответствующих научных исследований.

В ходе работы конференции ведущий научный сотрудник отдела международного частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ А. И. Щукин выступил с докладом на тему «Принцип защиты национального правопорядка в российском гражданском судопроизводстве».

И его отрасли - международное уголовное право, международное экономическое право и др., призваны осуществлять координирующую и регулирующую функцию в международном сотрудничестве государств в борьбе с международной преступностью на основе совокупности юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении своей карательной власти в области международного общения.

Вместе с тем, международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью, в том числе и в сфере экономической, осуществляется странами, прежде всего с целью защитить свое национальное хозяйство, национальный, политический, территориальный и экономический от посягательств со стороны транснациональной организованной преступности.

Основной проблемой в укреплении и упрочении правовых основ борьбы с транснациональной преступностью, является взаимодействие норм и принципов международного права и его отрасли международного уголовного права, с нормами и принципами национального уголовного права.

Международное право и международное уголовное право являются факторами, стимулирующим и интернационализацию национального уголовного права. Эта интернационализация обуславливается прежде всего необходимостью объединения усилий государств в борьбе с транснациональной преступностью. С другой стороны, международное право, в процессе сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью, заимствует опыт стран с более развитым национальным уголовным правом. В дальнейшем, на международном уровне формируются нормы и принципы, которые оказывают все более существенное влияние на национальное право. Поддержание, развитие и совершенствование этого нормотворческого процесса является одним из направлений деятельности ООН и се органов в борьбе с международной преступностью, в том числе, и в экономической сфере.

Международное право и его отрасль - международное уголовное право, составляет своеобразную правовую основу международного сотрудничества в борьбе с экономическими преступлениями международного характера , особенно в части выявления и отнесения совершенных противоправных действий к категории преступлений международного характера в международных экономических отношениях, установления ответственности субъектов международного права и наказания лиц, виновных в совершении таких преступлений.

В ООН сформировался механизм осуществления международного сотрудничества в борьбе с международной преступностью, в том числе с преступностью в экономической сфере. В совокупности с другими межправительственными и неправительственными организациями универсального и регионального характера, осуществляющими свою деятельность в контексте борьбы с международной преступностью, образуется своеобразная мировая система по борьбе с международной преступностью.

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы между­народного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы .

С точки зрения содержания (предмета регулирования) можно выделить следующие группы международных договоров, получивших особо широкое применение на рубеже XX - XXI вв., в которых содержатся положения, относящиеся к сфере экономической безопасности:

  • договоры о правовой помощи;
  • договоры о поощрении и защите иностранных инвестиций;
  • договоры в области международной торговли и экономического сотрудничества;
  • договоры по вопросам права собственности;
  • договоры о международных расчетах;
  • соглашения об избежании двойного налогообложения;
  • договоры в области интеллектуальной собственности;
  • договоры о социальном обеспечении;
  • договоры по вопросам международного коммерческого арбитража.

Среди двусторонних договоров наибольший интерес представляют для России такие комплексные договоры, как договоры о правовой помощи. В них содержатся положения не только о сотрудничестве органов юстиции, в том числе и об исполнении судебных поручений, но и правила о праве, подлежащем применению к соответствующим отношениям.

Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Ее реализация осуществляется главным образом на наднациональном уровне регулирования международных экономических отношений и заключается в создании соответствующего международно-правового механизма.

Международная экономическая безопасность представляет собой такое состояние мирового хозяйства и международных экономических отношений, при котором обеспечивается стабильное экономическое развитие государств и создаются условия для взаимовыгодного экономического сотрудничества. Система МЭБ призвана оградить государство от таких угроз, как стихийное ухудшение условий мирового экономического развития; нежелательные последствия экономических решений, принятых без согласования между странами; сознательная экономическая агрессия со стороны других государств; негативные экономические последствия для отдельных государств, вызванные транснациональной преступностью. Институциональная система МЭБ может принимать различные формы глобальную (ООН, ВТО, МВФ), региональную (интеграционные группировки), блоковую (группа промышленного развития стран, объединенных в Организацию экономического сотрудничества и развития; группа восьми экономически лидирующих стран), отраслевую (соглашения о торговле отдельными товарами), функциональную (регламентирование деятельности ТНК, международных научно-технических связей и миграции граждан, регулирование валютно-финансовых отношений, обмена экономической информацией и т.д.) .

Энциклопедический словарь "Политология" трактует международную экономическую безопасность, как комплекс международных условий сосуществования, договоренностей и институциональных структур, который мог бы обеспечить каждому государству -- члену мирового сообщества возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему экономическому и политическому давлению и рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество со стороны других государств.

Таким образом, к элементам международной экономической безопасности относятся:

  • *обеспечение суверенитета государств над своими природными ресурсами, производственным и экономическим потенциалом;
  • *отсутствие исключительной приоритетности в экономическом развитии отдельных стран или группы государств;
  • *ответственность государств перед мировым сообществом за последствия проводимой ими экономической политики;
  • *нацеленность на решение глобальных проблем человечества;
  • *свободный выбор и осуществление каждым государством стратегии социального и экономического развития;
  • *взаимовыгодное сотрудничество всех стран мирового сообщества;
  • *мирное урегулирование экономических проблем.

Соблюдение перечисленных принципов способствует повышению всеобщей экономической эффективности в результате ускорения мирового экономического роста.

Примером решения проблемы коллективной экономической безопасности является договор о Европейском Союзе (ЕС), которым установлены экономический и валютный союзы стран-участниц. В соответствии с ним Совет Министров ЕС определяет стратегические направления экономической политики отдельных стран-участниц и ЕС в целом и контролирует развитие экономики каждого государства ЕС.

Как и в любой другой сфере жизнедеятельности, реализация интересов в экономической сфере происходит в различных условиях и под воздействием разнообразных факторов. По отношению к процессу реализации экономических интересов эти условия и факторы могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными. Первые способствуют реализации интересов. Вторые этой реализации противодействуют, затрудняя ее протекание или даже вовсе для реализации этих интересов. Следовательно, для того, чтобы реализоваться экономические интересы нуждаются в защите от воздействия всего того, что создает для них опасность. К сожалению, защитить все экономические интересы практически невозможно. Но можно их предотвратить. То, что создает опасность. Принято называть угрозой. Угроза - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Угрозы имеют объективный характер и возникают в результате появления противоречий между индивидами, слоями общества, классами, государствами при их взаимодействии в процессе общественного развития. Угрозы безопасности в современном мире в значительной мере носят международный характер.

Возможность противодействия им во многом зависит от степени усилий различных государств и их групп. Всего международного сообщества. Целый ряд угроз безопасности просто не может быть нейтрализован на уровне отдельных национальных государств. Одним из условий плодотворного международного взаимодействия является сходное понимание и определение угроз различными государствами и выработка унифицированных методов противодействия им. На смену угрозе мировой ядерной катастрофы пришли новые вызовы, такие как нищета, инфекционные болезни и массовые эпидемии, ухудшение состояния окружающей среды - экологические угрозы, войны и насилие внутри государств, распространение и возможность применения ядерного, радиологического, химического и биологического оружия, наркоторговля, глобальные финансово-экономические кризисы, международный терроризм и межнациональная организованная преступность. Эти угрозы исходят как от негосударственных субъектов, так и от государств, причем речь идет как о безопасности человека, так и о безопасности государства. Масштаб этих угроз многократно возрос под воздействием такого сложного и противоречивого явления, как глобализация. С одной стороны. В условиях глобализации резко усилилась взаимозависимость государств, и региональные конфликты начали всерьез угрожать всеобщей безопасности и стабильности. С другой стороны, углубляя неравномерность экономического развития государств, глобализация создает питательную среду для накопления кризисного потенциала во многих странах мира.

Наиболее яркие угрозы международной экономической безопасности можно сгруппировать следующим образом:

1. Существование теневой экономики - Теневая экономика (скрытая экономика) - экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Последствия:

  • · Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и. как следствие, сокращении бюджетных расходов.
  • · Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформации его структуры. Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.
  • · Влияние на систему международных экономических отношений. Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на доходы частных фирм.

К числу положительных сторон скрытой экономической деятельности можно отнести возможность предотвращения банкротства частного лица или предприятия и обеспечение занятости части населения.

  • 2. Истощение природных и других видов ресурсов - нерациональное использование природных ресурсов может привести к существенному ухудшению качества жизни населения страны, ввиду исчерпания традиционных энергетических и минеральных ресурсов, и к вымиранию нации (в случае, если не будут найдены ресурсы-субституты или иные средства решения проблемы выживания людей).
  • 3. Экономический кризис - серьёзные нарушения в обычной экономической деятельности. Одной из форм проявления кризиса является систематическое, массовое накопление долгов и невозможность их погашения в разумные сроки. истощение природный ресурс загрязнение

Причину экономических кризисов часто усматривают в нарушении равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. Основные виды - кризис недопроизводства (дефицит) и кризис перепроизводства. Каждый экономический кризис приводит к изменениям в образе жизни и мировосприятии людей. Иногда эти изменения кратковременны и малозначительны, иногда - весьма серьезны и долговечны.

  • 4. Чрезмерный протекционизм (это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер, такая политика способствует развитию национального производства, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны).
  • 5. Высокий уровень бедности населения. Безработица - социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.

Последствия:

  • · Снижение доходов
  • · Проблемы с психическим здоровьем
  • · Экономические последствия (потеря ВВП)
  • · Ухудшение криминогенной ситуации
  • · Ухудшение динамики роста интереса населения к труду
  • · Снижение уровня обеспеченности домохозяйств
  • 6. Утечка капитала за рубеж - стихийный, не регулируемый государством вывоз капитала юридическими и физическими лицами за рубеж, в целях более надежного и выгодного их вложения а также для того, чтобы избежать их экспроприации, высокого налогообложения, потерь от инфляции.

Последствия:

  • · сокращается предложение валюты на внутреннем рынке, что не позволяет устанавливать реальный курс рубля по отношению к иностранным валютам (курс рубля становится неустойчивым);
  • · сокращаются золотовалютные резервы страны, а это не позволяет в полной мере их наращивать и негативным образом отражается на курсе рубля;
  • · уменьшается налогооблагаемая база (практика повседневного вывоза активов неизбежно порождает уклонение от налогов, взимаемых с доходов на эти активы) и существенно сокращаются поступления в бюджеты всех уровней;
  • · существенно ухудшается инвестиционный климат страны;
  • · принципиальным образом сдерживается экономический рост страны.

Сегодняшние угрозы пересекают национальные границы, взаимосвязаны и должны устраняться на глобальном и региональном, а также национальном уровне. Ни одно государство, каким бы сильным оно ни было, не может самостоятельно оградить себя от современных угроз. Нельзя также считать само собой разумеющимся, что всегда будут иметься возможности и желание выполнить свои обязанности по защите своего народа, не нанося при этом ущерба своим соседям.