Эсминец уро типа арли берк. Военно-морские силы сша. Интересные случаи произошедшие с «Арли Берк»

Тактико-технические характеристики

Тип «Орли Бёрк» (Arleigh Burke)
Водоизмещение: 8300 т. стандартное, 9200 т. полное.
Размерения: длина 142,1 м, ширина 18,3 м, осадка 7,6 м
ЭУ: двухвальная газотурбинная (четыре газотурбинных двигателя LM2500 компании «Дженерал электрик») мощностью 105 000 л. с.
Скорость хода: 32 уз.
Вооружение: две четырехконтейнерные ПУ ПКР «Гарпун» (на первых 25 кораблях), две УВП Мк 41 (90 ЗУР «Стандарт» SM-2MR, КР «Томагавк» и ПЛУР ASROC на первых 25 кораблях, 106 - на остальных), ЗРК «Усовершенствованный Си Спэрроу» на кораблях серии IIA; одна одноорудийная универсальная 127-мм АУ Мк 45, два 20-мм ЗАК «Фаланкс»; два трехтрубных 324-мм ТА Мк 32 (противолодочные торпеды Мк 46/50); вертолетная площадка, начиная с DDG 79, два вертолета SH-60B (SH-60R) системы LAMPS III.
РЭВ: РЛС - многофункциональная SPY-1D системы AEGIS с четырьмя фазированными антенными решетками, ОНЦ SPS-67, навигационная SPS-64, три управления стрельбой SPG-62 (ЗУР «Стандарт»); система РЭР SLQ-32; две ПУ системы постановки ложных целей Мк 36 SRBOC; ГАС -подкильная SQS-53 и SQR-19 с буксируемой антенной решеткой.
Экипаж: 303-327 человек.

Эсминцы УРО типа «Орпи Бёрк», оснащенные газотурбинной ЭУ, пришли на смену ЭМ УРО типа «Кунтц» и крейсерам УРО типа «Леги» и «Белкнап».
Первоначально предполагалось, что это будет более дешевый, чем крейсер типа «Тикондерога», корабль, обладающий меньшими боевыми возможностями. Однако он стал многоцелевым боевым кораблем с очень большими боевыми возможностями, основанными на наличии современного вооружения и других боевых систем.

Эсминец УРО «Орпи Бёрк» (DDG 51) стал первым крупным американским боевым кораблем, построенным с применением технологии «стелс», что уменьшило радиолокационную заметность корабля. Первоначально планировалось использовать эти корабли в противостоянии с ВМФ СССР, но в настоящее время они осуществляют противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону передовых группировок ВМС США, а также наносят удары по наземным объектам в ходе проведения операций в кризисных регионах.
Конфигурация корпуса этих кораблей значительно улучшила их мореходность и позволила поддерживать высокую скорость хода в сложных морских условиях. Конструкции корабля, кроме мачт, изготовленных из алюминиевых сплавов для снижения массы, выполнены из стали. Боевые посты и помещения ЭУ дополнительно защищены кевларовой броней. Как это ни удивительно, эсминцы этого типа стали первыми кораблями в ВМС США, способными вести боевые действия в условиях применения оружия массового поражения за счет полной герметизации корпуса и надстроек.
РЛС AN/SPY-1D с фазированными антенными решетками значительно повысила возможности системы AEGIS, особенно в условиях применения противником средств РЭБ.



Система AEGIS способна отразить массированный удар существующими и перспективными крылатыми ракетами по кораблям американской группировки. Обычная РЛС с вращающейся антенной «видит» цель, когда луч антенны подсвечивает ее один раз за полный оборот вокруг своей оси. Для сопровождения же этой цели требуется другая РЛС.
В РЛС же системы AEGIS эти процессы совмещены. Четыре антенны с фазированными антенными решетками РЛС SPY-1D излучают энергию сразу во все направления, обеспечивая постоянный поиск и сопровождение одновременно. РЛС SPY-1D и система управления стрельбой Мк 99 обеспечивают поражение самолетов и крылатых ракет противника на большой дальности ракетами «Стандарт», запускаемыми из УВП. Для самообороны используются ЗАК «Фаланкс» Block 1.

ВМС США планировали иметь в боевом составе к 2004 году 57 эсминцев типа «Орли Бёрк», однако бюджетные ограничения, наложенные Конгрессом США, отодвинули этот срок до 2008 года. Одним из элементов проекта этих кораблей, подвергавшимся критике, было отсутствие ангара для вертолета, хотя на первых 28 эсминцах имеется площадка для вертолета SH-60.
Вертолетный ангар устанавливается на эсминцах серии ПА. Они также оснащены УВП увеличенного размера, новой 127-мм АУ и усовершенствованным РЭВ.

В одной из наших статей мы уже затрагивали тему американских эсминцев. Там мы дали общую информацию всей истории эсминцев , а сейчас решили дать полное представление о современном эсминце типа «Арли Берк», являющимся единственным (если не считать 2 эсминца типа «Зумвальт») представителем семейство эскадренных миноносцев американского флота. «Единственным» я его назвал потому, что эсминцы серии «Зумвальт не оправдали ожидании командование ВМФ и имеют высокую цену постройки, что привело к снятию их с массового производство (планируется построить максимум еще 1 эсминец этого типа). В итоге было принято решение продолжить серийную постройку боевых кораблей «Арли Берк».

История создания

Время «Холодной» войны состоит из перемен конфронтации и потеплений. К концу 1960-ых годов правительства Советского Союза и Соединенных Штатов пришли к общему мнению, что риск ядерной войны может привести к плачевным последствиям для обеих сторон и мира в общем. Поэтому с начало 1970-ых годов акцент был больше сконцентрирован на разрядке ядерного оружия. Однако соперничество на этом не закончилось, а просто перешло из оружия массового поражения в обычное.

Проектирование

С точки зрения военно-морского флота, США хотел сохранить свое преимущество. Но эсминцы построенные в 1970-х годах – «Спрюэнс» не отвечали стандартам изменившейся политики. Главным недостатком эсминцев «Спрюэнс» недостача управления ракетным оружием. После появления системы УРО, Командование ВМС приняло решение создать новый тип эсминцев для дополнения эскадренным миноносцам «Спрюэнс» и замены старых. Первый проект эсминца с системой УРО появился в 1980-ом году. Этот проект должен был дать Америке существенное преимущество над в плане эсминцев. Семь кораблестроительных компаний предложили свои проекты по новому типу корабля. В 1983-м году осталось только 3 компании, а в 1985-м тендер на строительство выиграли 2 корабельные верфи: «Bath Iron Works» и «Ingalls Shipbuilding».

Строительство

Данный тип эсминцев получил название «Арли Берк» экс-руководителя боевых морских операций (админиситрации Эйзенховера и Кеннеди) адмирала Арли Берка, проявившего себя как настоящий лидер и стратег во времена Второй Мирой и Корейской войнах. Первый корабль также получил имя адмирала.

Эскадренный минономец «Арли Берк» был построен за год и был спущен в воду в 1989-м году при участие жены экс-руководителя (полный процесс строительства корабля занял чуть больше года), а в эксплуатацию ВМС США вошел 4 июня 1991-го года (2 года находился на испытаниях). На церемонии присутствовал сам адмирал.

После успешных испытаний эсминца, проходившие с 1 сентября 1989-го по 1 июня 1991-го, была одобрена массовая постройка данного типа боевых суден. «Bath Iron Works» и «Ingalls Shipbuilding» получили заказ еще на двадцать кораблей типа «Арли Берк».

Как и вся военная техника, «Арли Берк» не является дешевым удовольствием. В среднем цена каждого судна обошлась Америке чуть больше 1 млр. долларов (в 1985-ом 1,1 млр., в 2009-ом 1,25 млр.). Более того есть затраты обслуживание кораблей. Каждые 2 года эсминцы проходят планируемый ремонт, где на каждого тратиться от 20 до 25 млн. долларов. Если учитывать, что в американском флоте состоит 62 «Арли Берка», то каждые 2 года в среднем на ремонт уходит 1,4 млр. долларов.

Общая характеристика

Последняя модель эсминца имеет длину – 153,9 м, ширина – 20,1 м, водоизмещение 8 900 тонн, мощность 108 000 лс, максимальная скорость 32 узла, дальноходность 4 400 миль (на оптимальной скорости 20 узлов).

Конструкция и Общие данные

Эсминцы типа «Арли Берк» немного отличаются от «Спрюэнс» в аспекте технологий, материала, вооружения и самого корпуса.

Семейство «Арли Берк» делится на 3 модели («I», «II» и «IIA»). Каждая модель это показатель современных технологий и вооружения, в итоге чего эсминец модернизировался, менялся внутренне или внешне. Поэтому чтобы описать Вам конструкцию разберем каждую из моделей по отдельности. Темы связанные с общими данными и отличиями по корпусу мы разберем тут, а тему вооружения разберем отдельно.

Модель «I»

Строительство корпуса проходит по модульной системе т.е. сначала готовятся отдельные блоки, затем они собираются в одно целое. Этому способствовал сам дизайн корабля, который был спроектирован по технологии «Стэлс». «Арли Берк» являются первыми эсминцами, построенные по принципу «Стэлс». В связи с этим сама концепция корабля состоит из острых углов и минимума ненужного на открытой палубе, что увеличивает рассеяния радиоволн. Более того корабли этого типа оснащены системой поглащение радиоволн. Аналогичную систему уменьшение тепловых волн имеют дымовые трубы корабля. Горячий воздух перешивается с холодным воздухом до того как он выйдет с трубы, благодаря чему снижается их видимость на термо-радарах противника. В связи с новшествами перечисленные выше, «Арли Берк» имеет в 2 раза меньше видимости на радиолокационных и тепловых радарах от своих предшественников «Спрюэнс». А модульная система сделала постройку корпуса всего 10-15 месяцев.

По общим характеристикам «Арли Берк» это классический одно-корпусный корабль с увеличенной длинной по ватерлинии и низкосидящим корпусом. После уроков, полученные союзникам (Великобритания) в Фолклендской Войне, а также инцидентов (пожары на кораблях) произошедшие в ВМС США, корпус корабля в первые за долгое время стал снова стальной (до этого был алюминиевый). Носовая часть нового корпуса имеют полные обводы, а ветви носового шпангоута – малый развал. Несмотря на то, что из-за этого эсминец может и потерял немного в скорости и дальноходности, за то получил более хорошую стабильность (уменьшились размахи качки) и мореходные особенности.

В связи с опасностью оружия массового поражения, дизайн эскадренного миноносца УРО «Арли Берк» позволяет персоналу не выходя на открытую палубу, добираться до любой части корабля. Эсминец состоит из 13 отсеков, 3-х палуб (2 внутренние и 1 открытая) и имеет двойное дно (увеличивает качество живучести).

В общем было построено 21 эсминца модели «I».

Модель «II»

В общем это модель не имеет особых изменений от первой. Вот список всех новшеств новой модели:

  • Улучшены условия жизни экипажа;
  • Снижен расход топливо благодаря небольшим изменениям носовой части;
  • Снижен кавитационный шум благодаря новой системы винтов;
  • Увеличена метацентрическая высота;
  • Увеличена толщина брони.

В общем было построено 7 эсминцев модели «II».

Модель «IIA»

Третья модель имеет значительные изменения как и в корпусе так и в технологии постройки. Во первых начала использоваться технология соединения уже насыщенных модулей, что явно упростила его постройку. Длина корпуса была увеличена на 1,37 м., ширина осталась прежней. За счет этого небольшого изменения в длине смогли поставить полноценный ангар для обслуживания вертолета. Эксперты считают это одно из главных изменений новой модели т.к. нехватка ангара ставила под риск аэромобильность, защищенность от субмарин, разведывательные и вспомогательные особенности если вертолет выйдет из строя. Соответственно увеличился экипаж корабля (группа обслуживающая вертолет). Более того появилась спутниковая связь и интернет на судне.

В общей сложности было построено 34 эсминца модели «IIA».

Вооружение эсминца «Арли Берк»

На борту основного эсминца ВМС США есть множество разных систем вооружения и установок, но из всех хочу выделить систему управления «Иджис» («Aegis»), с появлением которой координально изменилась роль эсминцев в системе вооруженных сил. Поэтому из всего вооружения первым делом разберем ее.

Система Управления «Иджис»

С появлением технологий системы управления «Иджис» – эскадренные миноносцы получили возможность самостоятельно уничтожать любые цели в воздухе, на суше или воде. «Иджис» это многопрофильная боевая информационно-управляющая система, которая отвечает за объединение корабельных систем осведомления, управление и уничтожения. Другими словами система «Иджис» это центральный банк всех данных, которые приходят с многих корабельных подсистем, благодаря чему появляется четкая картина действий. Конечно банк важен практически для всех систем/подсистем, но особенно для системы корабельного вооружения.

Однако по мнению некоторых экспертов этот многофункциональное «чудо» имеет свои недостатки. В основном они связаны с подслеповатым радаром «AN/SPY-1», который плохо реагирует на низколетящие цели.

Артиллерия

Главным артиллерийским орудием семейство «Арли Берк» является артиллерийская установка 127-мм класса «Mark 45». В разные периоды времени эти установки носили разные характеристики. В наши дни пользуется 127мм установка класса «Mark45 Mod 4», позволяющая производить 20 выстрелов в минуту на максимальную дистанцию от 37 км. (осколочно-фугасные) до 115 км. («ERGM» и «BTERM») в зависимости от класса снаряда.

Зенитная Артиллерия

Зенитная артиллерия прошла модернизацию больше всех. В то время как в «I» и «II» модели имели 6-и ствольными комплексами «Вулкан-Фаланкс», сейчас эсминцы оснащены RIM-7 Sea Sparrow в количестве 24 штук. Основным вооружением являются крылатые ракеты «Standard-3» с дистанцией поражение до 500км. и «Тактический Тамагавк» с максимальной дистанцией поражения до 2500 км. На каждом эсминце располагается до 56 КР «Тамагавк».

Минно-торпедное вооружения

Основной системой противолодочной безопасности является вертолеты класса «LAMPS-III». Из бортового вооружения – ПЛУР класса «RUM-39 VL-Asroc» и торпедный комплекс «Mk32». На последней модели эсминца из-за финансовых аспектов был снят с вооружения ПКР класса «Гарпун».

Авиационное вооружения

После модернизации корпуса и появлением на палубе вертолетного ангара, появилась возможность содержание 2 вертолетов класса «SH-60 Sea Hawk». Эти вертолеты могут использовать ракеты «воздух-земля» класса «Hellfire» и «Penguin», ПЛ торпед «Mark-46/51», а также проводить поддержку с воздуха группам союзных войск.

Интересные случаи произошедшие с «Арли Берк»

Эсминцы типа «Арли Берк» в эксплуатации уже более 25 лет, на их счету множество выполненных заданий. В основном это были тактические учения, но порой и боевые службы, проходившие в горячих точках последних 3-х декад. Поэтому мы разберем только некоторые случаи.

Эсминец «Коул» и теракт в Адене

Эсминец «Коул», принадлежащий первой модели «Арли Берк», имеет инцидент в 2000-м году, показавший миру, что бронирование эсминцев не так уж и прочна. Когда «Коул» пришвартовался в Адене (Йемен) для пополнения запасов продовольствия, позднее был подвергнут террористической атаки. От взрыва 200-250 кг взрывчатки террористами-смертниками с левого борта образовалась пробоина 6*12м, в результате чего погибло 17 человек и 39 было ранено. Двигательный отсек, каюты, столовая, гребной вал пришли в несиправное состояние.

«Доналдь Кук» и ВВС РФ

Во время нахождения «Дональд Кук» в Балтийском море в 2014, истребитель РФ «СУ-24» облетел эсминец более 10 раз и применил радиоэлектронную атаку, впоследствии чего система управления «Иджис» дала сбой.

Эсминец «Портер»

После использование крылатых ракет «Тамагавк», «Портер» успешно нейтрализовал военную базу войск Сирии в апреле 2017-го года.

Оценка проекта

Безусловно эсминцы типа «Арли Берк» считаются высококлассными представителями своего рода. Однако всем прекрасно известно, что идеального ничего не существует. Поэтому несмотря на недостатки этого типа эсминцев, мы можем сказать что «Арли Берк» являются достойными боевыми суднами нашего времени.

Первый эсминец класса "Арли Бёрк I" был принят на вооружение ВМФ Военно-морской флот США в 1991 году. Контракт на постройку кораблей был разделен между двумя компаниями Litton и Ingalls SB.

Корабли серии "Арли Бёрк I" являются основными и самыми многочисленными представителями класса ЭМ Эскадренный миноносец в ВМС Военно-морские силы США - к концу 90-х годов планируется иметь в составе ВМС Военно-морские силы около 50 таких кораблей.

Приступая к созданию эсминца типа "Арли Бёрк I" американцы исходили из двух основополагающих моментов: корабль должен обладать высокой живучестью и иметь МФСО Иджис . Состав вооружения приняли таким же, как на Тикондерога , лишь уменьшив общее число контейнеров-ячеек MK41 со 122 до 90. По сравнению со Спрюенс , скорость немного уменьшилась. Из прочих нововведений следует отметить газотурбинную энергетическую установку с теплоутилизационным контуром, что позволило дать 25-процентную экономию топлива, усовершенствованную систему защиты от оружия массового поражения (в частности, все двери по внешнему контуру оборудованы воздушными тамбурами), устройство для отведения торпед, систему управления артиллерийским огнем с лазерными дальномерами.

ЭМ Эскадренный миноносец типа "Арли Бёрк I" предназначены, как и крейсера УРО Управляемое ракетное оружие типа Тикондерога , для зональной защиты от средств воздушного нападения соединений НК (в первую очередь АУГ Авианосная ударная группа ), десантных групп и конвоев, борьбы с ПЛ Подводная лодка и НК противника, артиллерийской поддержки десантных операции, слежения за кораблями вероятного противника, обеспечения морской блокады тех или иных районов, а также участия в поисково-спасательных операциях. При этом "Арли Бёрк I", по сравнению с Тикондерога , имеет меньшие размеры, лучшие параметры остойчивости и боевую живучесть (благодаря увеличенной ширине корпуса, отсутствию АМГ в конструкциях надстроек и более рациональному делению корпуса на водонепроницаемые отсеки).

Для "Арли Бёрк I" был разработан новый корпус с полными обводами в носовой части и малым развалом надводных ветвей носовых шпангоутов. По мнению специалистов ВМС Военно-морские силы США, несмотря на некоторый рост сопротивления воды, такая форма корпуса имеет лучшие мореходные качества. К их числу относят плавность и малость размахов качки, умеренность заливания и забрызгивания, малые углы крена на циркуляции. Корпус корабля стальной, с характерным вытянутым далеко в корму полубаком. Он делится водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 13 отсеков и имеет двойное дно на все протяжении, а также две непрерывные палубы не считая верхней. Развал бортов - более чем на 8° на значительной части длины, корпус выполнен низкосидящим. В ходе испытаний была продемонстрирована возможность поддержания скорости хода 30 узлов при ураганном ветре и волнении до 9 баллов.

При проектировании "Арли Бёрк I" особое внимание уделялось вопросам обеспечения конструктивной защиты и живучести. С этой целью минимизировали размеры полностью стальной надстройки, ее наружные поверхности получили наклон к основной плоскости с поверхностями, облицованными радиопоглощающими покрытиями для снижения ЭПР. Для уменьшения теплового поля дымовые трубы оснастили специальными смесительными камерами, в которых выхлопные газы смешиваются с холодным воздухом; жизненно важные боевые посты расположили в корпусе корабля; АП РЭВ распределили по кораблю с целью уменьшения вероятности поражения. Помещения ГЭУ Главная энергетическая установка , РЭВ и постов управления имеют кевларовую противоосколочную защиту. Для защиты механизмов и оборудования ниже КВЛ также служит местное бронирование из высокопрочных алюминиево-магниевых сплавов до 25.4 мм толщиной. Плитами из этих сплавов защищены основные волноводы и кабели, а также наиболее важные боевые посты (помещения БИП, погреба боезапаса и верхние ярусы надстроек). На корабле предусмотрена система коллективной защиты от ОМП. Также для снижения гидроакустической заметности ЭМ Эскадренный миноносец оборудован системами подачи воздуха под днище "Masker" и к кромкам лопастей гребных винтов PRAIRIE.

Основным средством освещения воздушной и надводной обстановки является многофункциональная РЛС Радио-локационная станция AN/SPY-1D с четырьмя ФАР. Для обеспечения кругового обзора они смонтированы на наружных поверхностях носового блока надстройки. РЛС Радио-локационная станция способна обнаруживать и сопровождать воздушные цели на расстояниях до 400 км. Данные об элементах движения воздушных целей передаются в БИУС и систему отображения информации, а также в систему выработки рекомендаций командиру корабля для принятия им решений. Из БИУС Боевая информационно-управляющая система информация о воздушных целях передается в СУ стрельбой ЗРК Зенитно-ракетные комплексы и ЗАК Зенитно-артилерийский комплекс Mk 99, в которых имеются три РЛС Радио-локационная станция AN/SPG-62, предназначенные для управления ЗУР Зенитная управляемая ракета и подсветки обстреливаемых ВЦ. Система ЗУР Зенитная управляемая ракета Mk 99 может одновременно управлять 18 ЗУР Зенитная управляемая ракета . Системы отображения информации и выработки рекомендаций командиру могут также получать информацию от РЛС Радио-локационная станция AN/SPS-67 о воздушной и надводной обстановке, от ГАК Гидроакустический комплекс SQQ-89(V)4 о подводной обстановке и от комплексов AN/SLQ-32 о радиотехнической обстановке. Кроме того, данные системы могут получать информацию от других НК и ЛА. На основании полученной информации вырабатываются решения о применении того или иного оружия.

Особенностью "Арли Бёрк I" в отличие от остальных американских ЭМ Эскадренный миноносец и КР Крылатая ракета УРО Управляемое ракетное оружие является отсутствие вертолетного ангара. Имеется только ВПП Взлётно-посадочная площадка с системой принудительной посадки RAST.

ЭМ Эскадренный миноносец типа "Арли Бёрк I" принимали участие во всех конфликтах конца ХХ - начала XXI века. Наличие на кораблях ВПУ позволило не только обеспечивать задачи ПВО Противо-воздушная оборона и ПРО Противо-ракетная оборона АУГ Авианосная ударная группа , но и участвовать в нанесении ударов по берегу.

Обобщая выше изложенное можно сделать вывод что эсминцы типа "Арли Бёрк I" являются действительно удачными кораблями высокого класса, способными одинаково успешно действовать в самых разных условиях при выполнении различных задач. Американским кораблестроителям удалось добиться редкой гармонии в мореходных качествах корабля, его архитектуре и вооружении. ЭМ Эскадренный миноносец типа "Арли Бёрк I" вполне можно назвать одним из лучших кораблей конца ХХ века.

Достойным продолжением серии "Арли Бёрк I" стала серия Арли Бёрк II и серия Арли Бёрк IIA .

DDG -51 Arleigh Burke 1991 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -52 Barry 1992 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -53 John Paul Jones 1993 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -54 Curtis Wilbur 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -55 Stout 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -56 John S. McCain 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -57 Mitscher 1994 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -58 Laboon 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -59 Russell 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -60 Paul Hamilton 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -61 Ramage 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -62 Fitzgerald 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -63 Stethem 1995 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -64 Carney 1996 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -65 Benfold 1996 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -66 Gonzalez 1996 DDG Guided Missile Destroyer (эскадренный миноносец УРО) -67 Cole 1996

12.10.2000 в Йемене, в порту Адена, произошел взрыв на борту корабля. Сначала сообщалось, что крейсер был атакован лодкой, груженой взрывчаткой.

Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» (англ. the Arleigh Burke class destroyers) - тип эскадренных миноносцев УРО (с управляемым ракетным оружием) третьего поколения. Эсминцы строятся по заказу ВМС США с 1988 года,

строительство кораблей этого типа продолжается.Название типу было дано по головному кораблю, эсминцу УРО «Арли Бёрк», названному в честь американского адмирала Второй мировой войны Арли Альберта Бёрка.

Первый эскадренный миноносец типа «Арли Бёрк» был введён в состав Атлантического флота США 4 июля 1991 года.
После списания 21 сентября 2005 года последнего эсминца типа «Спрюэнс» USS Cushing в ВМС США остался единственный тип эскадренных миноносцев УРО - эскадренные миноносцы «Арли Бёрк».
На сентябрь 2009 года эсминец «Арли Бёрк» является самым крупносерийным типом надводного боевого корабля с полным водоизмещением более 5000 тонн за всю послевоенную историю флота. Учитывая достаточно низкие темпы строительства эсминцев в других государствах, в ближайшие годы ни одно государство мира не сможет побить этот своеобразный рекорд.

Помимо флота США, 4 корабля типа «Арли Бёрк», правда с несколько изменённой конструкцией и построенные по гражданским стандартам (эскадренные миноносцы типа «Конго»), стоят на вооружении морских сил самообороны Японии.
На 2000 год планировалось ввести в состав ВМС Японии к 2010 году ещё три корабля, модернизированных до уровня серии IIA, но в настоящее время от строительства этих кораблей отказались в пользу более совершенных эскадренных миноносцев типа «Атаго».

Назначение

К числу основных боевых задач, поставленных перед эскадренными миноносцами УРО типа «Арли Бёрк», относятся:

1. Защита собственных авианосных и корабельных ударных групп от массированных ракетных атак противника, который использует противокорабельные ракеты, запускаемые как с надводных кораблей, так и с атомных подводных лодок с ракетными комплексами.

2. Противовоздушная оборона собственных сил (флотских соединений, конвоев или отдельных кораблей) от авиации противника.

Второстепенными задачами кораблей этого типа являются:

1. Борьба с ПЛ и надводными кораблями противника;

2. Обеспечение морской блокады тех или иных районов;

3. Артиллерийская поддержка десантных операций;

4. Слежение за кораблями противника;

5. Участие в поисково-спасательных операциях.

Благодаря боевым возможностям системы «Иджис», эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» способны вести скоротечный трёхмерный бой (с одновременным обеспечением противовоздушной, противокорабельной и противолодочной обороны) в условиях высокой степени угрозы со стороны противника.
По сравнению с крейсерами «Тикондерога», эсминцы типа «Арли Бёрк» имеют меньшие габаритные размеры, лучшие параметры остойчивости и боевую живучесть, а также оснащены преимущественно более поздними и более совершенными модификациями систем радиоэлектронного, зенитно-ракетного и артиллерийского вооружения.

При проектировании, а затем и строительстве эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк», конструкторы проекта попытались реализовать выдвинутое флотом обоснование этого типа: создать корабль, имеющий 3/4 возможностей ракетных крейсеров типа «Тикондерога» за 2/3 цены последних.

История разработки

Разработка эсминцев УРО нового типа, способных дополнить 31 эсминец типа «Спрюэнс» и заменить эсминцы предшествующих типов, началась в конце 1970-х годов и, в итоге, привела к созданию облика кораблей данного типа и появлению программы по их строительству. Принципиально новый тип эсминцев УРО должен был стать средством для достижения превосходства ВМС США над Военно-морским флотом Советского Союза.
Первоначально разработка нового проекта эскадренного миноносца была предложена в 1980 году конструкторам 7 судостроительных предприятий. Их число уже в 1983 году сократилось до 3 компаний: Todd Shipyards, Bath Iron Works, и Ingalls Shipbuilding.

В итоге 5 апреля 1985 года контракта на постройку первого корабля серии Ι добилась судостроительная верфь Bath Iron Works. Контракт был заключён на сумму в $ 321,9 млн, а общая стоимость эсминца-первенца вместе с вооружением составила $ 1,1 млрд (в ценах 1983 года). Верфь Bath Iron Works получила также контракт на постройку 3-го и 4-го эсминца в серии, а позднее добивалась всё новых и новых контрактов. Второй эсминец первой серии был заказан второй компании, Ingalls Shipbuilding (компания Todd Shipyards не смогла добиться получения контракта вообще).

Серийное строительство

После заказа на постройку первых трёх эсминцев (DDG-51 - 53) 13 декабря 1988 года последовал заказ на строительство ещё 5 эсминцев серии. За этим заказом 22 февраля 1990 года последовал новый на строительство дополнительных 5 эсминцев, далее судоверфями был получен заказ (от 16 января 1991 года) на ещё 4 эсминца.
Последний заказ на 5 эсминцев первой серии корабля был получен верфями Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding 8 апреля 1992 года, причём последний из 5 заказанных в 1992 году эсминцев, «Мэхэн», достраивался уже как корабль серии Flight II.
Заказы на корабли II серии были распределены следующим образом: 19 - 21 января 1993 - 4 эсминца (DDG-73 - DDG-76), 20 июля 1994 - 3 (DDG-77 - DDG-79), причём последний из этих 3 эсминцев, «Оскар Остин», строился по проекту Flight IIA.

Заказы на строительство кораблей серии IIA были осуществлены: 6 января 1995 - 3 ед. (DDG-80 - DDG-82), 20 июня 1996 - 2 ед. (DDG-83 - DDG-84), 13 декабря 1996 - 4 ед. (DDG-85 - DDG-88), 6 марта 1998 - 13 ед. (DDG-89 - DDG-101), 13 сентября 2002 - 11 ед. (DDG-102 - DDG-112). На начало октября 2009 года запланирована постройка 62 эскадренных миноносцев данного типа, из которых 56 кораблей уже построено и по 2-3 новых корабля вводится в строй ежегодно.
Последний, 56-й эсминец серии, «Джейсон Данхем», был принят в состав ВМС США 10 октября 2009 года. После отказа в июле 2008 года от серийного строительства эсминцев типа DDG-1000, существуют планы для постройки ещё 8 - 11 кораблей типа «Арли Бёрк», так что, возможно, общее число построенных эсминцев «Арли Бёрк» достигнет 70 - 73 единиц.

Строительство новых эсминцев типа «Арли Бёрк», следующих за USS Michael Murphy (DDG-112), позволит судостроительным верфям США не прерывать производство эскадренных миноносцев до начала серийного производства на этих предприятиях крейсеров новых типов CG(X) и CGN(X), которое ожидается не ранее 2015 года (если не считать малосерийное строительство эсминцев DDG-1000).

Крейсер «Белкнап» до пожара

Стоимость строительства

Стоимость постройки головного эсминца в ценах 1983 года составляла $ 1,1 млрд. На 2004 год усреднённая стоимость постройки одного корабля серии IIA равнялась $ 1,1 - 1,25 млрд, а ежегодная стоимость обслуживания одного корабля (при одном ремонте раз в два года)= $ 20 млн.
К 2009 году, в связи с инфляцией, стоимость одного эсминца третьей подсерии (Flight IIa) возросла до $ 1,4 млрд (равноценных по паритету покупательной способности 26,32 млрд рублей, а ежегодная стоимость обслуживания до $ 25 млн.

Основная доля средств от общей стоимости постройки и вооружения эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» идёт непосредственно на приобретение и монтаж на эсминцах систем вооружения.
Так, 6 корпусов эсминцев, заказанных Bath Iron Works к закладке в 2002-2005 годах обошлись в $ 3 170 973 112, стоимость 4 корпусов, заказанных Ingalls Shipbuilding в эти же сроки = $ 1 968 269 674, из чего легко можно вычесть среднюю цену корпуса одного эсминца, равную ≈ $ 500 млн, то есть чуть более трети от общей стоимости корабля.
Таким образом, почти две трети расходов на ввод корабля в строй составляет его вооружение. Самым дорогостоящим элементом вооружения эсминцев «Арли Бёрк» является боевая система «Иджис» - её стоимость равна приблизительно $ 300 млн.

Следующий после USS Michael Murphy (DDG-112) эсминец типа «Арли Бёрк» (строительство предполагается начать в 2009 году) обойдется бюджету Военно-морских сил США в $ 2,2 млрд.
Предполагается, что средняя стоимость остальных эсминцев будущей серии, строительство которой пока только планируется, не превысит $ 1,7 млрд.

Рост расходов обусловлен, помимо инфляции, также установкой на строящиеся корабли новых систем вооружения.

Корпус и надстройка

Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» - типичные однокорпусные корабли с коэффициентом удлинения корпуса (по ватерлинии) = 7,1 длиннополубачной конструкции. Корпуса кораблей серии впервые за многие годы в американской судостроительной практике стали изготовливаться практически целиком из высокопрочной стали, с применением лишь отдельных узлов и секций из алюминия, в частности, труб газотурбинных установок и грот-мачты.
К возврату к использованию стали в строительстве кораблей американских конструкторов подтолкнул опыт Фолклендской войны, выявившей слабую защищённость британских кораблей с алюминиевыми корпусами, а также ряд пожаров на собственных кораблях (в частности, пожар на ракетном крейсере «Белкнап», возникший 22 ноября 1975 года при столкновении крейсера с авианосцем «Джон Ф. Кеннеди» полностью уничтожил надстройку крейсера и унёс жизни 7 человек).

Разработанный для эсминцев данного проекта новый корпус имеет полные обводы в носовой части и малый развал надводных ветвей носовых шпангоутов, чем заметно отличается от своего предшественника - проекта эсминцев типа «Спрюэнс».
Как считают разработчики проекта эсминцев «Арли Бёрк», несмотря на некоторый рост сопротивления воды, эта форма корпуса имеет лучшие мореходные качества.
Положительные качества эсминцев «Арли Бёрк» заключаются в большей плавности и малости размахов качки, умеренности заливания и забрызгивания, малых углах крена корабля на циркуляции. Корпус эсминца выполнен низкосидящим.

Корпуса кораблей разделены с учётом рациональности водонепроницаемыми переборками, доходящими до верхней палубы, на 13 отсеков и имеют двойное дно на всём своём протяжении.
Через весь корабль проходят две непрерывные палубы, не считая верхней. В нижних палубах имеется сквозной проход, позволяющий экипажу занимать боевые посты, не выходя для этого на верхнюю палубу. Развал бортов имеет значение более 8° на значительной протяжённости длины корпуса. Высота твиндеков для ВМС США стандартная - 2,9 м.

Корабли строятся по модульному принципу, то есть корпус корабля при строительстве формируется из предварительно собранных модулей (блоков). Это облегчает и ускоряет процесс строительства.
Полный процесс строительства корабля (от закладки до спуска на воду) занимает от 10 до 17 месяцев, причём большинство кораблей было построено за период менее, чем 15 месяцев.
Определённое отставание от графиков строительства наблюдалось после урагана «Катрина», затормозившего срок сдачи нескольких эсминцев верфью компании Bath Iron Works в Паскагуле.

Эсминцы УРО типа «Арли Бёрк» стали первыми после фрегатов типа «Лафайет» кораблями, при строительстве которых используется технология Стелс. Эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» - первые корабли в ВМС США, у которых в результате создания архитектуры надстроек, выполненных по технологии Стелс (с острыми рёбрами, для бо́льшего рассеяния радиоволн) и применения поглощающих энергию радиоизлучения покрытий существенно снижена эффективная площадь рассеяния.
В целях уменьшения теплового поля дымовые трубы эсминцев оснащены специальными смесительными камерами, в которых выхлопные газы смешиваются с холодным воздухом. Уменьшение теплового поля кораблей достигнуто способом изоляции горячих участков благодаря использованию системы воздушного охлаждения отработанных газов.

В состав оборудования эсминцев типа «Арли Бёрк» входят две 24-футовые (7,32 м) полужёсткие надувные поисково-спасательные лодки RHIB или RIB (сокр. от англ. rigid hull inflatable boat), хранящиеся на шлюп-балках с правого борта. Для спуска и подъема катеров RHIB используется подъемный кран коммерческого образца.
В состав оборудования эсминцев «Арли Бёрк» включены также 15 спасательных плотов, каждый из которых рассчитан на 25 человек.

Серия IΙ

Метацентрическая высота кораблей 2-й серии понижена за счёт снижения веса надстройки. На трёх четвертях длины корпуса эсминцев 2-й серии была увеличена толщина металлической обшивки, улучшена топливная эффективность кораблей за счёт внесения изменений в конструкцию носовой части судна.
Конструкция гребных винтов также была улучшена для снижения уровней кавитационного шума. Кроме того, были расширены жилые помещения эсминцев серии для размещения личного состава авиагруппы, а также женщин-военнослужащих.
В целях увеличения боевой живучести эсминцев «Арли Бёрк» в корпусе корабля были дополнительно установлены пять бронированных переборок.

Серия IΙA

По сравнению с эсминцами «Арли Бёрк» первой серии корпус, удлинен на 1,37 м - до 155,29 м. Ширина корпуса осталась прежней. Для строительства эсминцев серии IΙA применяется ранее не использовавшаяся технология, при которой насыщение секций происходит до их интеграции в основные модули корпуса.
Начиная с USS Shoup (DDG-86) для уменьшения уровней вторичного радиолокационного поля вертолётные ангары изготовляются из композитных материалов. Все эсминцы серии IIA оборудованы средствами спутниковой связи, позволяющей членам корабельной команды звонить в любое время домой, либо пользоваться Интернетом.
На всех эсминцах, начиная с USS McCampbell (DDG-85), имеется специальная прачечная самообслуживания. Помимо этого в конструкцию и оборудование эсминцев типа «Арли Бёрк» серии IIA внесён ряд других, более незначительных изменений.

Двигатель

Новым явлением для американского судостроения стала установленная на эсминцах «Арли Бёрк» двухвальная главная энергетическая установка, состоящая из 4 газотурбинных двигателей General Electric LM2500 с теплоутилизационным контуром, дающим дополнительную 25-ти процентную экономию топлива.
Главная энергетическая установка корабля монтируется на звукоизолирующих фундаментах и амортизирующих опорах. ГЭУ (газовая турбина, компрессор, трубопроводы) и звукоизолирующий кожух выполнены в виде единого блока (модуля).

Двигательная установка корабля позволяет ему развивать полную скорость хода не менее 30 узлов при любом волнении моря. Головной эсминец серии I USS Arleigh Burke (DDG-51) на ходовых испытаниях при полном водоизмещении корпуса развил 30-узловую скорость при 35-футовой (10,67 м) волне и суммарной мощности на валу в 75 000 л. с.
На кораблях всех серий имеются 3 резервных газотурбинных двигателя «Allison 2500» (мощность каждого - 2,5 МВт), на которых корабли способны передвигаться при выходе ГЭУ из строя. Движение эсминцев «Арли Бёрк» обеспечивают 2 пятилопастных винта регулируемого шага марки KaMeWa.

Запас корабельного топлива - 1300 т. Максимальная дальность хода эскадренных миноносцев типа «Арли Бёрк» серии I на оперативно-экономическом ходу (20 узлов) достигает 4400 морских миль (8148,8 км), на кораблях II и IIA серий за счёт повышения топливной эффективности корабля, достигнутого благодаря усовершенствованию конструкций носовой части корпуса и размещению дополнительных топливных цистерн, дальность хода корабля была повышена до 4890 миль (9056 км).

Дальность хода эскадренных миноносцев на экономической скорости (18 узлов) по некоторым данным достигает 6000 морских миль (11 112 км). Дальность хода эсминцев «Арли Бёрк» оценивается как сравнительно небольшая, тем более, что для предыдущего типа эсминцев США - эскадренных миноносцев типа «Спрюэнс» она составляла 6000 миль на 20 узлах и 3300 миль 30-узловым ходом.


В июне 2011 года командование военно-морских сил США объявило о своих планах на будущее эсминцев из состава US Navy. Перспективные эскадренные оказались слишком дорогими для массового производства, поэтому было решено оставить основным эсминцем ВМС проект Arleigh Burk. Кроме того, кораблями типа «Арли Берк» флот будет пополняться до начала тридцатых годов этого века.

За это время американские верфи соберут две дюжины эсминцев. Исходя из обычных для ВМС Соединенных Штатов сроков службы кораблей, можно сделать предположение, что последний корабль типа «Арли Берк» будет выведен из состава флота только в семидесятых годах этого века. По-видимому, у командования US Navy есть свои соображения, которые позволяют вписывать эти эсминцы в столь отдаленную перспективу.

Для обеспечения преимущества перед военно-морским флотом СССР в середине 70-х американские военные моряки пожелали получить эсминцы нового проекта. Недавно появившиеся «Спрюенсы», хотя и были современными кораблями, все же не имели больших перспектив и требовали, если не замены, то, как минимум, серьезного дополнения.

Вдобавок к этому, Spruance class destroyers, несмотря на имевшееся вооружение, в официальных документах значились как обычные эскадренные миноносцы, а время и обстановка требовала полноценных эсминцев УРО (с управляемым ракетным оружием). Работы по формированию облика нового корабля и технического задания на него заняли несколько лет и конкурс на разработку начался только в 1980 году. Около трех лет понадобилось сразу семи судостроительным компаниям для создания конкурсных аванпроектов, после чего осталось три конкурсанта: Bath Iron Works, Ingalls Shipbuilding и Todd Shipyard.

Третья фирма так и не смогла добиться «внимания» конкурсной комиссии, из-за чего строительство первых двух кораблей нового проекта было поручено Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding соответственно. Проект, равно как и головной его корабль, был назван в честь адмирала Орли Альберта Берка, большую часть Второй Мировой войны командовавшего различными соединениями эсминцев.

Контракт с Bath Iron Works на 322 миллиона долларов был заключен в апреле 85-го. Однако общая стоимость головного эсминца получилась в несколько раз больше. С учетом всего радиоэлектронного оборудования, вооружения и т.д. он обошелся Пентагону в 1,1 миллиарда.

Постройка USS Arleigh Burke (DDG-51) началась в конце 1988 года, а на День независимости 1991-го он вошел в строй. В дальнейшем двумя верфями – Bath Iron Works и Ingalls Shipbuilding – было построено еще два десятка подобных кораблей. Первые два десятка кораблей нового проекта делались в соответствии с первой версией проекта, которая получила наименование Flight I. Однако вскоре после начала строительства головного проекта первой серии американские судостроители занялись модернизацией.

Как результат, заказанный еще в 1992-м эсминец USS Mahan достраивался, как первый корабль второй серии. Строительство эсминцев версии Flight II имело более скромные масштабы: всего семь кораблей. Утверждается, что небольшая вторая серия изначально рассматривалась в качестве переходного звена от первой к третьей. Так и случилось, однако вопреки логике новая версия проекта имела в индексе не тройку, а обозначение IIA. Эта линейка оказалась самой многочисленной.

На данный момент построено 34 эсминцев «Арли Берк» серии IIA и строительство их продолжается. Общая численность кораблей по старым планам должна была составить 75 единиц, а пока готовы только 62 эсминца.
Вероятнее всего, те 24 эсминца, которые будут заказаны впоследствии, будут делаться уже по следующему варианту проекта.

Все существующие серии кораблей – I, II и IIA – имеют только незначительные отличия в конструкции. Вызваны они особенностями устанавливаемой аппаратуры и особенностями эксплуатации вертолетов. В остальном конструкция аналогична. «Арли Берк» всех трех серий представляют собой однокорпусные корабли с длинным полубаком . Примечательно, что подавляющее большинство деталей корпуса корабля сделано из высокопрочных сортов стали. Дело в том, что после Второй Мировой войны американские судостроители стали активно использовать алюминиевые детали в конструкции кораблей подобного класса.

В инженерном плане это было хорошим начинанием, однако опыт боев с участием алюминиевых кораблей заставил вернуться к стали. Из алюминия на эсминцах «Арли Берк» делаются лишь некоторые детали, например, мачты. Низкосидящий корпус имеет сравнительно малый развал шпангоутов в носовой части и относительно широкую среднюю часть. Такая форма корпуса немного увеличивает сопротивление воды, но улучшает остойчивость и снижает качку. На кораблях серии IIA был добавлен носовой бульб, скомпенсировавший ухудшение обтекания из-за особенностей обводов корпуса.

Водонепроницаемые переборки разделяют внутренний объем корпуса на 13 отсеков . Любопытно, что нижние палубы имеют планировку, позволяющую без ограничений перемещаться по кораблю, не выходя на верхнюю палубу. Сделано это для того, чтобы экипаж не подвергался риску в случае применения противником оружия массового поражения. Помимо особым образом спланированных внутренних помещений защита экипажа от химического, биологического и ядерного оружия осуществляется специальной системой вентиляции с многократной фильтрацией забираемого снаружи воздуха.

«Арли Берк» стали первыми американскими эскадренными миноносцами, чей корпус и надстройка выполнены с применением стелс-технологий . Для снижения радиолокационной заметности внешняя поверхность надстройки корабля состоит из нескольких крупных ровных панелей, сопряженных под острыми углами, что приводит к ощутимому рассеиванию радиоволн. Аналогичным образом выполнены кожухи дымовых труб. Кроме того, выхлоп силовой установки перед выбросом проходит через специальную смесительную камеру, где перемешивается с атмосферным воздухом и охлаждается.

В итоге корабли типа «Арли Берк» имеют почти в два раза меньшую радиолокационную и тепловую заметность, чем их предшественники типа «Спрюенс» . Применение крупных деталей, способствующих снижению заметности, кроме прочего, позволило сделать конструкцию корабля модульной. Благодаря этому от закладки корабля до его спуска на воду проходит 10-15 недель.

Двухвальная энергетическая установка эсминцев «Арли Берк» всех серий имеет в своем составе четыре газотурбинных двигателя LM2500 производства компании General Electric. Каждый двигатель оснащен теплоизоляционным контуром, что позволяет снизить расход топлива почти на четверть, и установлен на амортизирующих опорах, снижающих шум. Вся энергетическая установка корабля представляет собой единый модуль, который при необходимости можно демонтировать целиком.

Максимально возможная мощность силовой установки находится в пределах 100-105 тысяч лошадиных сил . В качестве резервных двигателей на эсминцах всех серий имеются по три газотурбинных мотора Allison 2500. Мощность основных и резервных двигателей передается на два вала, вращающие пятилопастные винты изменяемого шага.

Эскадренные миноносцы проекта «Арли Берк» способны развивать скорость до 32 узлов, но максимальная дальность плавания достигается на экономической скорости в 20 узлов . В таком случае эсминцы первой серии могут пройти до 4400 морских миль, а корабли серий II и IIA – на 500 миль больше. В то же время, в некоторых американских источниках утверждается, что снижение скорости до 18 узлов может довести дальность плавания до шести тысяч миль. Тем не менее, есть некоторые сомнения на этот счет.

Первые 28 кораблей типа «Арли Берк» (серии I и II) имели экипаж в 320-350 человек : 22-25 офицеров и 300-330 матросов, уоррент-офицеров и т.д. Разница в численности была обусловлена некоторыми отличиями в вооружении и в количестве вертолетов. На кораблях серии IIA было пересмотрено необходимое количество экипажа в ряде служб и добавлена группа технического обслуживания двух вертолетов. Все это привело к увеличению экипажа до 380 человек (32 офицера).

Американцы особо отмечают тот факт, что в планировке жилых помещений кораблей «Арли Берк» участвовали дизайнеры и специалисты по эргономике. Благодаря этому при площади около четырех квадратных метров на человека удалось создать все необходимые условия для нормального проживания.

В состав вооружения эсминцев «Арли Берк» входит множество систем, но его основой является система управления Aegis (читается «иджис») . Эта многофункциональная боевая информационно-управляющая система (БИУС) объединяет в себе целый набор средств обнаружения, управления и поражения. В состав Aegis входят многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей, аппаратура радиоэлектронной борьбы, аппаратура связи и т.д. Кроме того, в «Иджис» есть ряд подсистем вывода информации, передачи данных на другие корабли и системы непосредственного управления вооружением.

Основой вооружения эсминцев «Арли Берк» являются ракеты различных типов . В носовой и кормовой частях кораблей всех серий имеются универсальные шахтные пусковые установки Mk 41. На кораблях серий I и II носовая и кормовая пусковая имеют в своем составе 30 и 60 ячеек соответственно. На серии IIA количество ячеек увеличилось до 32 и 64.

В одну ячейку может быть помещен транспортно-пусковой контейнер с крылатой ракетой BGM-109 Tomahawk, зенитной SM-2 или SM-3 или блок из четырех контейнеров с зенитными ракетами RIM-7 Sea Sparrow . Аппаратура пусковой установки позволяет одновременно подготавливать к пуску 16 ракет различных типов и производить их запуск с темпом одна ракета в секунду.

Кроме пусковых установок Mk 41 имеет несколько кранов для загрузки ТПК с ракетами. Однако особенности кранового оборудования и конструкции эсминца не позволяют производить перегрузку ракет Tomahawk или SM-2/3 с кораблей снабжения. Загрузка таких средств поражения возможна только в условиях базы. Этот недостаток компенсируется гибкостью номенклатуры вооружений: если кораблю предстоит атаковать наземные цели, то он получает «Томагавки», если корабль будет выполнять функции противовоздушной обороны – на него загружаются Sea Sparrow или SM-2/3.

«Главный калибр» артиллерийского вооружения эсминцев – 127-мм установка Mk 45 . При этом на первых 30 экземплярах «Арли Берк» устанавливалась Mk 45 Mod. 2, на остальных – Mk 45 Mod. 4. Установка с противопульным бронированием может наводить 127-мм нарезное орудие в пределах от -15° до +65° по вертикали и практически по всем направлениям по горизонтали, конечно, за исключением сектора, закрываемого надстройкой корабля.

Темп стрельбы Mk 45 обычными снарядами достигает 20 выстрелов в минуту, а в случае с управляемыми боеприпасами он падает в два раза.
Максимальная дальность стрельбы неуправляемым снарядом у Mk 45 mod. 4 составляет 35-38 километров.
При использовании управляемого активно-реактивного снаряда ERGM этот показатель увеличивается до 115 километров.
В артиллерийском погребе эсминцев «Арли Берк» умещается боекомплект в 680 снарядов различных типов. На загрузку всего этого количества снарядов требуется около 15-16 часов.

Зенитная артиллерия «Арли Берк» может комплектоваться различными типами оружия . На кораблях I, II серий, а также на первых нескольких эсминцах серии IIA устанавливались шестиствольные 20-мм зенитные автоматы Mk 15 Phalanx CIWS с темпом стрельбы до 3000 выстрелов в минуту . Меньшее количество кораблей оснащалось 25-мм автоматическими пушками Bushmaster, а практически все «Арли Берк» имеют на борту несколько (от трех до шести) крупнокалиберных пулеметов Браунинг M2HB.

Несмотря на свое первоначальное предназначение, M2HB и «Бушмастер» малоэффективны для противовоздушной обороны. Поэтому они используются только для обучения личного состава и обстрела небольших целей, наподобие легких катеров и моторных лодок.

Для уничтожения более серьезных надводных целей на эсминцах всех трех серий имеются 2 строенных торпедных аппарата Mk 32 с общим боекомплектом в 6 торпед . Это могут быть Mk 46 или Mk 50. При создании эсминцев «Арли Берк» основной упор делался на ракетное вооружение, поэтому перезарядка торпедных аппаратов силами экипажа после отстрела всех шести торпед не предусмотрена. В ранних версиях проекта инженеры рассматривали возможность использования на «Арли Берк» глубинных бомб, но даже до Flight I это тактико-техническое решение не дошло.

На палубе кораблей первой и второй серии мог базироваться один вертолет SH-60 . Рядом с посадочной площадкой размещался бак для керосина и небольшой «склад» с оружием – девятью торпедами Mk 46. На вертолетах, предназначенных для базирования на эсминцах «Арли Берк» устанавливается противолодочная система LAMPS-3, интегрированная в общую БИУС Aegis.

По причине ограниченных объемов кораблей первых двух серий на них не было каких-либо средств обслуживания или ремонта вертолета, кроме тех, которые имеются на его борту. Таким образом, любые более-менее серьезные поломки приводили к тому, что корабль оставался без винтокрылых «глаз». При создании версии проекта IIA эти недостатки были учтены и кораблестроители сделали специальный вертолетный ангар в кормовой части корпуса корабля, благодаря чему авиационная группа эсминца увеличилась вдвое.

Именно это потребовало ввести в экипаж группу технического обслуживания авиатехники. Также инженеры увеличили объемы арсенала для вертолетного вооружения: на «Арли Берк» серии IIA в нем умещается до 40 торпед, ракеты «воздух-земля» различных типов и даже несколько ПЗРК.

Эсминцы типа «Арли Берк» участвовали в нескольких военных конфликтах, начиная почти с самого начала своей службы. Ирак в 1996, 1998 и 2003-м, Югославия в 1999-м и еще несколько операций. Благодаря своему большому количеству (на данный момент в строю находится шестьдесят кораблей) эти эсминцы участвуют практически в каждом походе американских ВМС. Однако в России эти корабли больше известны благодаря «миссии» эсминца USS McFaul (DDG-74), которую он выполнял в августе 2008 года. Напомним, тогда, через несколько дней после окончания печально известной «Войны трех восьмерок» этот корабль привез в грузинский порт Батуми 55 тонн гуманитарных грузов.

Помимо боевых успехов и интересной конструкции эсминцы «Арли Берк» являются в некотором роде рекордсменами в американском флоте. Дело в том, что при полном водоизмещении около 8500 тонн (серия I), 9000 тонн (серия II) и 9650 (серия IIA) «Арли Берк» является самым массовым американским военным кораблем с водоизмещением более пяти тысяч тонн . Этот факт позволяет предположить, что данный тип кораблей является несомненной удачей американского судостроения.

Также в пользу удачности проекта говорит тот факт, что им в свое время заинтересовались японцы. В 1993-95 годах в состав морских сил самообороны Японии вошло четыре эсминца типа «Конго». Фактически, это те же самые «Арли Берк», но доработанные таким образом, чтобы соответствовать юридическим особенностям японского флота.

Как и любой другой проект, «Арли Берк» со временем должен был быть заменен более новой техникой. Но, к сожалению для US Navy, перспективный проект эсминца УРО под названием Zumwalt оказался значительно дороже, чем планировалось. Благодаря такой неудаче «Замволта» «Арли Берк» в будущем останется в строю.

При принятии на вооружение этих кораблей планировалось, что служить они будут около 35 лет. Но отсутствие возможности массового производства эсминцев Zumwalt заставило командование американского флота начать в прошлом году создание новой версии проекта (серия III) и обозначить планы по закупке 24 кораблей сверх 75 уже заказанных.

Вместе с предположением относительно возможной продолжительности службы «Арли Берк» до 2070-х годов это может помочь данным эсминцам установить еще один рекорд. На этот раз касающийся срока службы.

/По материалам topwar.ru и ru.wikipedia.org /