Типы и виды боевых ракет. Ракетное оружие. Разделы этой страницы

Справочник "Отечественное ракетное оружие" содержит сведения о 520 боевых, опытных и экспериментальных ракетных комплексах, ракетах, реактивных системах залпового огня и их модификациях, состоявших или состоящих на вооружении Советской Армии и Российской Армии, а также о ракетных проектах, созданных в 38 ведущих конструкторских бюро (головных предприятиях-разработчиках) СССР, РФ и Украины. Включены данные о межконтинентальных баллистических ракетах, баллистических ракетах подводных лодок, ракетах средней дальности, оперативно-тактических, тактических, крылатых, аэробаллистических, зенитных, противотанковых, противолодочных ракетах и противоракетах по следующим пунктам: краткая история создания, год принятия на вооружение, тактико-технические характеристики, данные о носителях, пусковых установках, серийном производстве и эксплуатации в войсках.

Разделы этой страницы:

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ


РС -82

Авиационный твердотопливный реактивный снаряд (авиационная неуправляемая ракета для борьбы с воздушными и наземными целями). Один из первых в стране и в мире серийных боевых реактивных снарядов. Разработан в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) под руководством Ивана Клейменова, Георгия Лангемака, Юрия Победоносцева. Испытания проходили в 1935-1936 гг. Принят на вооружение ВВС в 1937 г. Снарядами оснащались истребители И-15, И-153, И-16, штурмовики ИЛ-2. В августе 1939 г. РС-82 впервые в отечественной истории были применены в боевых действиях у реки Хапхин-Гол с истребителей И-16. Максимальная дальность стрельбы – 5,2 км. Масса снаряда – 6,82 кг. Максимальная скорость – 350 м/с. Масса ВВ – 0,36 кг. Калибр – 82 мм. Снят с вооружения.

РС-132

Авиационный твердотопливный реактивный снаряд (авиационная неуправляемая ракета для борьбы с наземными целями). Разработан в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) под руководством Ивана Клейменова, Георгия Лангемака, Юрия Победоносцева. Принят на вооружение ВВС в 1938 г. Снарядами оснащались бомбардировщики "СБ". Максимальная дальность стрельбы – 7,1 км. Масса снаряда – 23,1 кг. Масса ВВ – 1 кг. Калибр – 132 мм. Снят с вооружения.

С -1

Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 212 мм.

С -2

Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 82 мм.

С -3

Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 132 мм.



С -3К

Авиационный неуправляемый противотанковый твердотопливный реактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора З.Бродского для самолетов СУ-7Б в 1953-1961 гг. Максимальная дальность стрельбы – 2 км. Бронепробитие – 300 мм. Масса снаряда – 23,5 кг. Масса БЧ – 7,3 кг. Имеет кумулятивный осколочно – фугасный заряд. Принят на вооружение в 1961 г. Выпускался серийно до 1972 г. Снят с вооружения.

С -21 (АРС-212)

Тяжелый авиационный неуправляемый твердотопливный реактивный снаряд класса "воздух-воздух". Усовершенствованный РС-82. Первоначальное название – АРС-212 (авиационный ракетный снаряд). Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора Н.Лобанова для самолетов МИГ-15бис и МИГ-17. Принят на вооружение в 1953 г.

Калибр – 210 мм. Имеет осколочно-фугасную ГЧ. Снят с вооружения в начале 60-х гг..



С -24

Авиационный неуправляемый твердотопливный оперенный реактивный снаряд для поражения защищенных наземных целей. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора М.Ляпунова в 19531960 гг. Принят на вооружение в середине 60-х гг. Предназначен для самолетов и вертолетов фронтовой авиации ИЛ- 102, МИГ-23МЛД, МИГ-27, СУ-17, СУ-24, СУ-25, ЯК-141. Дальность стрельбы – 2 км. Масса снаряда – 235 кг. Длина снаряда – 2,33 м. Калибр – 240 мм. Масса осколочно-фугасной БЧ – 123 кг. При разрыве снаряда образовывалось до 4000 осколков.

Применялся во время войны в Афганистане. Находится на вооружении.

С-24Б

Авиационная неуправляемая ракета для поражения защищенных наземный целей. Модификация С-24. Имеет измененный состав топлива. Осколочно-фугасная БЧ весом 123 кг содержит 23,5 кг ВВ. При подрыве образуется 4000 осколков с радиусом поражения 300-400 м. Оснащена неконтактным радиовзрывателем.

Ракеты применялись во время войны в Афганистане и в ходе боевых действий в Чечне.

С -5 (АРС-57)

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Первоначальное название – АРС-57 (авиационный ракетный снаряд). Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Принят на вооружение в 60-е г. БЧ осколочно-фугасного типа. Калибр – 57 мм. Длина – 1,42 м. Масса – 5,1 кг. Масса БЧ – 1,1 кг. Дальность стрельбы – 2 – 4 км. Имеет РДТТ.

Разрабатывалось опытное применение С-5 для стрельбы по воздушным целям. Опытный истребитель Павла Сухого П-1 должен был нести 50 ракет С-5. С-5 с УБ-32 устанавливались также на танк T-62.

С-5 поставлялись во многие страны мира, участвовали в арабо-израильских войнах, в войне Ирана с Ираком, в боевых действиях в Афганистане, в ходе боевых действий в Чечне.

С -5М

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. Длина – 1, 41 м. Масса – 4,9 кг. Масса БЧ – 0,9 кг. Дальность стрельбы – 2 – 4 км. Имеет РДТТ.

Предназначен для борьбы с живой силой, слабозащищенны- ми целями, артиллерийскими и ракетными позициями противника, самолетами на стоянке. БЧ осколочного типа образует при разрыве 75 осколков массой от 0,5 до 1 г.

С-5МО

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5 с БЧ усиленного осколочного действия. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. При взрыве дает до 360 осколков массой 2 г. каждый. Имеет РДТТ.

С-5К

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. Предназначен для борьбы с бронетанковой техникой (танки, БТР, БМП). Имеет БЧ кумулятивного действия. Имеет РДТТ. Бронепробитие – 130 мм.

С-5КО

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конст-

руктора Александра Нудельмана. Имеет БЧ комбинированного кумулятивно-осколочного действия. Калибр – 57 мм. Имеет РДТТ. При разрыве образует 220 осколков массой по 2 г.

С-5С

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Имеет БЧ, которая имеет 1000 стреловидных поражающих элемента (СПЭЛ). Калибр – 57 мм. Имеет РДТТ. Для уничтожения живой силы противника.



НАР С-8 в контейнере Б8В20 (фото из журнала "Военный Парад")



НАР С-8 в контейнере Б8М1 (фото из журнала "Военный Парад")

С-8А, С-8В, С-8АС, С-8ВС

Авиационные неуправляемые твердотопливные ракеты класса "воздух-поверх-ность". Модификации С-8, имеющие усовершенствованные РДТТ, состав топлива и стабилизаторы.

С-8М

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Имеет БЧ усиленного осколочного действия и РДТТ с увеличенным временем работы.

С -8С

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Имеет БЧ, снабженную 2000 стреловидными поражающими элементами.

С-8Б

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Имеет бетонобойную БЧ проникающего действия.

С-8Д

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Содержит 2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества, смешивающихся и образующих аэрозольное облако объемно-детонирующей смеси.

С-8КОМ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения современных танков, легкобронированной и небронированной техники. Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 11,3 кг. Длина ракеты – 1,57 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 3,6 кг. Масса ВВ – 0,9 кг. Бронепробитие – 400 мм. Имеет кумулятивный заряд. Находится на вооружении.

С-8БМ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Бетонобойная ракета с проникающей БЧ. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ- 17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения материальной части и живой силы в фортификационных сооружениях.

Максимальная дальность стрельбы – 2,2 км. Масса ракеты – 15,2 кг. Длина ракеты – 1,54 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 7,41 кг. Масса ВВ – 0,6 кг. Находится на вооружении.

С-8ДМ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность" с объемно-детонирующей смесью. Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ- 24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения целей, находящихся в окопах, траншеях, блиндажах и прочих подобных укрытиях.

Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 11,6 кг. Длина ракеты – 1,7 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 3,8 кг. Масса ВВ – 2,15 кг. Находится на вооружении.

С-8Т

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25.

Масса ракеты – 15 кг. Длина ракеты – 1,7 м. Калибр – 80 мм. Масса ВВ – 1,6 кг. Бронепробитие – 400 мм. Имеет тандемный кумулятивный заряд. Находится на вооружении.



С-13

С -13

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ-27, СУ-30, МИГ-29. Для уничтожения самолетов в железнодорожных укрытиях, а также военной техники и живой силы в особо прочных укрытиях. Имеет БЧ бетонобойного типа. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 57 кг. Длина ракеты – 2,54 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 21 кг. Масса ВВ – 1,82 кг.

Ракеты С-13 различных модификаций применялись во время войны в Афганистане. Находится на вооружении.

С -13Т

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Для уничтожения самолетов, находящихся в укрытиях усиленного типа, командных пунктов и пунктов связи, вывода из строя взлетно-посадочных полос аэродромов. Имеет две разделяющиеся автономные БЧ, первая из которых является проникающей, вторая – осколочно-фугасной. Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 75 кг. Длина ракеты – 3,1 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 37 кг. Находится на вооружении.

С-13ОФ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Имеет осколочно-фугасную БЧ с заданным дроблением на осколки (дробится на 450 осколков массой 25-35 г). БЧ укомплектована донным взрывателем, срабатывающим после заглубления в грунт. Способна пробить броню БТР или БМП.

Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 69 кг. Длина ракеты – 2,9 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 33 кг. Масса ВВ – 7 кг. Находится на вооружении.

С-13Д

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Имеет БЧ с объемно – детонирующей смесью.

Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 68 кг. Длина ракеты – 3,1 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 32 кг. Находится на вооружении.

С -25-О

Авиационная особо тяжелая неуправляемая ракета класса "воздух – поверхность". Пришла на смену С-24. Разработана в 70-е гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Поставляется в ВВС в одноразовом контейнере ПУ-0-25 – деревянной пусковой трубе с металлической обшивкой. Имеет осколочную БЧ. Предназначена для уничтожения живой силы, транспорта, самолетов на стоянке, слабозащищенных целей. РДТТ имеет 4 сопла и заряд весом 97 кг смесевого топлива. Прицельная дальность стрельбы – 4 км. Масса БЧ – 150 кг. БЧ при взрыве дает до 10 тысяч осколков. При удачном попадании одна ракета может вывести из строя до батальона пехоты противника.

С-25ОФ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-25. Разработана в конце 70-х гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Эксплуатируется в войсках с 1979 г. Предназначена для самолетов фронтовой авиации. Для борьбы с легкой бронетехникой, сооружениями и живой силой противника. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 381 кг. Длина ракеты – 3,3 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ осколочно-фугасного типа – 194 кг. Масса ВВ – 27 кг. Находится на вооружении.





С-25ОФМ

Модернизированная авиационная управляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С- 25. Разработана в 80-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Предназначена для самолетов фронтовой авиации. Для уничтожения одиночных укрепленных наземных целей. Имеет упрочненную БЧ проникающего действия для пробивания прочных укрепленных сооружений. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 480 кг. Длина ракеты – 3,3 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ – 190 кг. Находится на вооружении.

С-25Л

Авиационная твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением. Модификация С-25ОФМ. Разработана в конце 70-х гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана). Главный конструктор – Борис Смирнов. Эксплуатируется в войсках с 1979 г. Предназначена для самолетов фронтовой авиации как управляемая ракета с лазерным наведением. Лазерная ГСН разработана в НПО "Геофизика". Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 480 кг. Длина ракеты – 3,83 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ – 150 кг. Находится на вооружении.

С-25ЛД

Модернизированная авиационная управляемая твердотопливная ракета увеличенной дальности класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением. Разработана в 80-е годы в Конструкторском бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана. Главный конструктор – Борис Смирнов. Эксплуатируется в войсках с 1985 г. Предназначена для штурмовиков СУ-25Т.

Максимальная дальность стрельбы – 10 км. Находится на вооружении.

Наука и техника

Баллистические ракеты. Баллистические ракеты предназначаются для транспортировки термоядерных зарядов к цели. Их можно классифицировать следующим образом: 1) межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) с дальностью полета 5600–24 000 км, 2) ракеты промежуточной дальности (выше средней) – 2400–5600 км, 3) «морские» баллистические ракеты (с дальностью 1400–9200 км), запускаемые с подводных лодок, 4) ракеты средней дальности (800–2400 км). Межконтинентальные и морские ракеты в совокупности со стратегическими бомбардировщиками образуют т.н. «ядерную триаду».

Баллистическая ракета затрачивает лишь считанные минуты на перемещение своей боеголовки по параболической траектории, заканчивающейся на цели. Большая часть времени движения боеголовки затрачивается на полет и спуск в космическом пространстве. Тяжелые баллистические ракеты обычно несут несколько боеголовок индивидуального наведения, направляемых на одну и ту же цель или имеющих «свои» цели (как правило, в радиусе нескольких сотен километров от основной мишени). Для обеспечения нужных аэродинамических характеристик при входе в атмосферу боеголовке придается линзообразная или коническая форма. Аппарат снабжен теплозащитным покрытием, которое сублимирует, переходя из твердого состояния сразу в газообразное, и тем самым обеспечивает унос тепла аэродинамического нагрева. Боеголовка снабжается небольшой собственной навигационной системой для компенсации неизбежных траекторных отклонений, которые могут изменить точку встречи.

Фау-2. Ракета Фау-2 нацистской Германии, проектировавшаяся Вернером фон Брауном и его коллегами и запускавшаяся с замаскированных стационарных и мобильных установок, была первой в мире большой жидкостной баллистической ракетой. Высота ее составляла 14 м, диаметр корпуса 1,6 м (3,6 м по хвостовому оперению), общая масса 11 870 кг, а суммарная масса горючего и окислителя 8825 кг. При дальности поражения 300 км ракета после выгорания топлива (через 65 с после старта) приобретала скорость 5580 км/ч, далее в свободном полете она достигала апогея на высоте 97 км и после торможения в атмосфере встречалась с землей при скорости 2900 км/ч. Полное время полета составляло 3 мин 46 с. Поскольку ракета двигалась по баллистической траектории с гиперзвуковой скоростью, ПВО была не в состоянии что-либо предпринять, а люди не могли быть предупреждены. См. также РАКЕТА; БРАУН, ВЕРНЕР ФОН.

Первый успешный полет Фау-2 состоялся в октябре 1942. Всего было изготовлено более 5700 таких ракет. Успешно стартовали 85% из них, но лишь 20% поразили цель, остальные же взорвались при подлете. 1259 ракет поразили Лондон и его окрестности. Однако наиболее пострадал бельгийский порт Антверпен.

Баллистические ракеты с дальностью выше средней. В рамках крупномасштабной программы исследований с использованием германских ракетных специалистов и ракет Фау-2, захваченных при разгроме Германии, армейские специалисты США спроектировали и испытали ракеты «Корпорал» с малым и «Редстоун» со средним радиусом действия. На смену ракете «Корпорал» вскоре пришел твердотопливный «Сарджент», а место «Редстоуна» занял «Юпитер» – более крупная ракета на жидком топливе с дальностью выше средней.

МБР. Разработка МБР в США началась в 1947. «Атлас», первая МБР США, поступила на вооружение в 1960.

Советский Союз примерно в это же время приступил к разработке более крупных ракет. Его «Сэпвуд» (SS-6), первая в мире межконтинентальная ракета, стала реальностью после запуска первого спутника (1957).

Ракеты США «Атлас» и «Титан-1» (последняя принята на вооружение в 1962), как и советская SS-6, использовали криогенное жидкое топливо, и поэтому время их подготовки к старту измерялось часами. «Атлас» и «Титан-1» первоначально размещались в ангарах повышенной прочности и лишь перед пуском приводились в боевое состояние. Однако спустя некоторое время появилась ракета «Титан-2», размещавшаяся в бетонированной шахте и имевшая подземный центр управления. «Титан-2» работал на самовоспламеняющемся жидком топливе длительного хранения. В 1962 вступил в строй «Минитмен», трехступенчатая МБР на твердом топливе, доставляющая единственный заряд мощностью в 1 Мт к цели, удаленной на расстояние 13 000 км.

ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВЫХ РАКЕТ

На первых МБР устанавливались заряды чудовищной мощности, измерявшейся мегатоннами (имеется в виду эквивалент обычного ВВ – тринитротолуола). Повышение точности попадания ракет и совершенствование электронного оборудования позволили США и СССР снизить массу заряда, одновременно увеличив число отделяющихся частей (боеголовок).

К июлю 1975 США имели 1000 ракет «Минитмен II» и «Минитмен III». В 1985 к ним была добавлена более крупная четырехступенчатая ракета МХ «Пискипер» с более эффективными двигателями; при этом она обеспечивала возможность перенацеливания каждой из 10 отделяющихся боеголовок. Необходимость учета общественного мнения и международных договоров привели к тому, что в конечном счете пришлось ограничиться размещением 50 ракет MX в специальных ракетных шахтах.

Советские ракетные части стратегического назначения располагают различными видами мощных МБР, использующих, как правило, жидкое топливо. Ракета SS-6 «Сэпвуд» уступила место целому арсеналу МБР, включающему в себя: 1) ракету SS-9 «Скарп» (на вооружении с 1965), которая доставляет единственную 25-мегатонную бомбу (со временем ее заменили тремя отделяющимися боеголовками индивидуального наведения) к цели, удаленной на 12 000 км, 2) ракету SS-18 «Сейтен», которая первоначально несла одну 25-мегатонную бомбу (в последующем ее заменили 8 боеголовками по 5 Мт), при этом точность попадания SS-18 не превышает 450 м, 3) ракету SS-19, которая сравнима с «Титаном-2» и несет 6 боеголовок индивидуального наведения.

Морские баллистические ракеты (SLBM). В свое время командование ВМФ США рассматривало возможность установки на кораблях громоздкой БРСД «Юпитер». Однако успехи, достигнутые в технологии производства РДТТ, позволили отдать предпочтение планам размещения на подводных лодках меньших по размерам и более безопасных в эксплуатации твердотопливных ракет «Поларис». «Джордж Вашингтон», первая из 41 подводных лодок США, вооруженных ракетами, строилась путем разрезания новейшей подводной лодки с ядерной силовой установкой и вставки отсека, в котором размещались 16 устанавливаемых вертикально ракет. Позже на смену БРПЛ «Поларис А-1» пришли ракеты A-2 и A-3, которые могли нести до трех разделяющихся боеголовок, а затем ракета «Посейдон» с радиусом действия 5200 км, которая несла 10 боеголовок по 50 кт.

Подводные лодки с «Поларисами» на борту изменили соотношение сил во время холодной войны. Подводные лодки, построенные в США, стали чрезвычайно малошумными. В 1980-е годы ВМФ США развернул программу строительства подводных лодок, вооруженных более мощными ракетами «Трайдент». В середине 1990-х годов каждая из новой серии подводных лодок имела на борту 24 ракеты «Трайдент» D-5; согласно имеющимся данным, эти ракеты попадают в цель (с точностью до 120 м) с 90%-й вероятностью.

Первые советские ракетоносные подводные лодки классов «Зулу», «Гольф» и «Отель» несли по 2–3 одноступенчатые жидкостные ракеты SS-N-4 («Сарк»). В дальнейшем появился ряд новых подводных лодок и ракет, однако большинство их, как и ранее, было снабжено ЖРД. Корабли класса «Дельта-IV», первые из которых вступили в строй в 1970-х годах, несли по 16 жидкостных ракет SS-N-23 («Скиф»); последние размещаются аналогично тому, как это делается на подводных лодках США (с «горбами» меньшей высоты). Подводная лодка класса «Тайфун» была создана в ответ на корабельные системы США, вооруженные ракетами «Трайдент». Договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений, конец холодной войны и увеличение возраста подводных лодок с ракетами на борту привели сначала к переоборудованию более старых из них в обычные подводные лодки, а в последующем – к их демонтажу. В 1997 США списали все подводные лодки, вооруженные «Поларисами», сохранив лишь 18 лодок с «Трайдентами». Россия также должна была сократить свои вооружения.

Баллистические ракеты средней дальности. Наиболее известными из ракет этого класса являются разработанные в Советском Союзе ракеты «Скад», которые использовались Ираком против Ирана и Саудовской Аравии во время региональных конфликтов 1980–1988 и 1991, а также американские ракеты «Першинг II», предназначавшиеся для уничтожения подземных командных центров, и советские ракеты SS-20 («Сэйбр») и «Першинг II», они первыми подпали под действие упомянутых выше договоров.

Противоракетные системы. Начиная с 1950-х годов, военные руководители стремились расширить возможности ПВО до уровня, позволяющего справиться с новой угрозой – баллистическими ракетами с разделяющимися боеголовками.

«Найк-X» и «Найк-Зевс». В первых испытаниях американские ракеты «Найк-X» и «Найк-Зевс» несли боеголовки, имитирующие ядерный заряд, предназначенный для подрыва (вне атмосферы) разделяющихся боеголовок противника. Возможность решения задачи впервые была продемонстрирована в 1958, когда ракета «Найк-Зевс», запущенная с атолла Кваджалейн в центральной части Тихого океана, прошла в пределах заданной близости (необходимой для поражения цели) от ракеты «Атлас», стартовавшей из Калифорнии.

Системы, ликвидируемые Договором об ограничении стратегических вооружений. С учетом этого успеха и ряда последующих технических усовершенствований администрация Кеннеди предложила в 1962 создать противоракетную систему «Сентинел» и разместить стартовые площадки для запуска противоракет вокруг всех главных городов и военных объектов США.

По договору об ограничении стратегических вооружений 1972 США и СССР ограничивали себя двумя стартовыми площадками для запуска противоракет: одна вблизи столиц (Вашингтона и Москвы), другая – в соответствующем центре обороны страны. На каждой из таких площадок можно было размещать не более 100 ракет. Национальным центром обороны США является стартовый комплекс с ракетами «Минитмен» в штате Северная Дакота; аналогичный советский комплекс не был конкретизирован. Американская система защиты от баллистических ракет, которой присвоено название «Сэйфгард», образована двумя линиями ракет, каждая из которых несет небольшие ядерные заряды. Ракеты «Спартан» предназначены для перехвата разделяющихся боеголовок противника на расстояниях до 650 км, тогда как ракеты «Спринт», ускорение которых в 99 раз превышает ускорение земного притяжения, предназначаются для перехвата сохранившихся боеголовок, приблизившихся на расстояние порядка нескольких километров. При этом цели захватываются обзорной радиолокационной станцией обнаружения, а отдельные ракеты должны сопровождаться несколькими небольшими радиолокационными станциями. В Советском Союзе сначала были размещены 64 ракеты ABM-1 вокруг Москвы для защиты ее от ракет США и Китая. В последующем они были заменены ракетами SH-11 («Горгон») и SH-8, обеспечивающими соответственно перехват на большой высоте и на конечном участке траектории.

«Пэтриот». Первое практическое использование ракет «Пэтриот» было связано с защитой Саудовской Аравии и Израиля от БРСД «Скад», запускавшихся Ираком в 1991 во время войны в Персидском заливе. Ракеты «Скад» имели более простую конструкцию, нежели SS-20, и разделялись на части при входе в атмосферу. Из 86 ракет «Скад», запущенных против Саудовской Аравии и Израиля, 47 попали в зону действия батарей, выпустивших против них 158 ракет «Пэтриот» (в одном случае по единственной ракете «Скад» было выпущено 28 ракет «Пэтриот»). По данным министерства обороны Израиля, ракетами «Пэтриот» было перехвачено не более 20% ракет противника. Наиболее трагический эпизод произошел, когда компьютер батареи, вооруженной ракетами «Пэтриот», проигнорировал приближающуюся ракету «Скад», угодившую в казармы армейского резерва вблизи Дахрана (убив при этом 28 человек и ранив около 100).

После окончания войны на вооружение армии США поступила усовершенствованная система «Пэтриот» (PAC-2), отличающаяся от предыдущей большей точностью наведения, лучшим программным обеспечением и наличием специального взрывателя, обеспечивающего детонацию боеголовки при достаточном приближении к ракете противника. В 1999 на вооружение поступила система PAC-3, которая имеет больший радиус перехвата, предполагает самонаведение по тепловому излучению ракеты противника и поражает ее в результате высокоскоростного соударения с ней.

Программа перехвата БРСД на больших высотах. Стратегическая оборонная инициатива (СОИ) имела целью создание всеобъемлющей системы уничтожения ракет, в которой наряду с ракетами космического базирования использовались бы также лазеры с высокой энергией излучения и другие виды вооружений. Однако эта программа была свернута. Техническая эффективность системы кинетического оружия была продемонстрирована 3 июля 1982 в рамках программы разработки армией США технологии управляемого перехвата. См. также ВОЙНЫ ЗВЕЗДНЫЕ.

В начале 1990-х годов армия США приступила к осуществлению программы перехвата БРСД на больших высотах (более 16 км) с использованием ряда технологий СОИ. (На больших высотах тепловое излучение ракет становится легче различимым, поскольку отсутствуют посторонние излучающие тела.)

В систему перехвата на больших высотах должны входить наземная радиолокационная станция, предназначенная для обнаружения и сопровождения приближающихся ракет, командный пункт управления и несколько пусковых установок, каждая из которых располагает восемью одноступенчатыми твердотопливными ракетами с оборудованием кинетического уничтожения. Первые три пуска ракет, состоявшиеся в 1995, оказались успешными, и к 2000 армия США осуществила полномасштабное развертывание такого комплекса.

Крылатые ракеты. Крылатые ракеты – это беспилотные самолеты, которые могут пролететь большое расстояние на высоте ниже пороговой для радиолокаторов ПВО противника и доставить к цели обычный или ядерный заряд.

Первые испытания. Французский артиллерийский офицер Р.Лорен в 1907 занялся исследованием «летающей бомбы» с реактивным двигателем, однако его идеи заметно опередили свое время: высота полета должна была выдерживаться автоматически чувствительными приборами для измерения давления, а управление обеспечивалось гироскопическим стабилизатором, соединенным с сервомоторами, приводящими в движение крыло и хвостовое оперение.

В 1918 в Белпорте (шт. Нью-Йорк) ВМФ США и фирма «Сперри» произвели запуск своей летающей бомбы – беспилотного самолета, стартовавшего с рельсовых направляющих. При этом был осуществлен устойчивый полет с транспортировкой заряда массой 450 кг на расстояние 640 км.

В 1926 Ф.Дрекслер и ряд немецких инженеров работали над беспилотным летательным аппаратом, который должен был управляться с использованием автономной системы стабилизации. Аппаратура, разработанная в результате проведенных исследований, стала основой германских технологий во время Второй мировой войны.

Фау-1. Фау-1 германских ВВС, беспилотный реактивный самолет с прямым крылом и пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ВРД), был первым управляемым снарядом, использовавшимся в военных действиях. Длина Фау-1 составляла 7,7 м, размах крыла 5,4 м. Его скорость 580 км/ч (на высоте 600 м) превышала скорости большинства истребителей союзников, препятствуя уничтожению снаряда в воздушном бою. Снаряд был снабжен автопилотом и нес боевой заряд массой 1000 кг. Заранее запрограммированный механизм управления давал команду на выключение двигателя, и заряд взрывался от удара. Поскольку точность попадания Фау-1 составляла 1–2 км, это было оружие поражения скорее гражданского населения, нежели военных целей.

Только за 80 суток немецкая армия обрушила на Лондон 8070 снарядов Фау-1. 1420 таких снарядов достигли цели, убив 5864 и ранив 17 917 человек (это 10% всех потерь гражданского населения Великобритании за время войны).

Крылатые ракеты США. Первые американские крылатые ракеты «Снарк» (ВВС) и «Регулус» (ВМФ) габаритами почти не отличались от пилотируемых самолетов и требовали почти такой же тщательности при подготовке к старту. Они были сняты с вооружения в конце 1950-х годов, когда заметно возросли мощность, дальность и точность попадания баллистических ракет.

Однако в 1970-е годы военные специалисты США заговорили о настоятельной потребности в крылатых ракетах, которые могли бы доставить обычный или ядерный боевой заряд на расстояние порядка нескольких сотен километров. Решение этой задачи облегчалось 1) последними достижениями в области электроники и 2) появлением надежных малогабаритных газовых турбин. В результате были разработаны крылатые ракеты ВМФ «Томагавк» и ВВС ALCM.

При разработке «Томагавка» было принято решение запускать эти крылатые ракеты с современных атакующих подводных лодок класса «Лос-Анджелес», оборудованных 12 вертикальными пусковыми стволами. Крылатые ракеты воздушного базирования ALCM сменили пусковую площадку: вместо старта в воздухе с бомбардировщиков B-52 и B-1 их стали запускать с мобильных наземных стартовых комплексов ВВС.

При полете «Томагавка» используется специальная радиолокационная система отображения рельефа местности. Как «Томагавк», так и крылатая ракета воздушного базирования ALCM используют очень точную систему инерциального наведения, эффективность которой существенно возросла после установки приемников сигналов глобальной навигационной спутниковой системы GPS. Последняя модернизация гарантирует, что максимальное отклонение ракеты от цели составит всего 1 м.

Во время войны в Персидском заливе 1991 с военных кораблей и подводных лодок с целью поражения ряда целей было запущено более 30 ракет «Томагавк». Некоторые из них несли большие катушки угольных волокон, которые разматывались, пока снаряды летели над иракскими высоковольтными линиями дальней электропередачи. Волокна закручивались вокруг проводов, выводя из строя большие участки энергосети Ирака и обесточивая тем самым аппаратуру систем ПВО.

Ракеты класса «поверхность – воздух». Ракеты этого класса предназначаются для перехвата самолетов и крылатых ракет.

Первой такой ракетой была управляемая по радио ракета Hs-117 «Шметтерлинг», использовавшаяся фашистской Германией против бомбардировочных соединений союзников. Длина ракеты составляла 4 м, размах крыльев – 1,8 м; летела она со скоростью 1000 км/ч на высоте до 15 км.

В США первыми ракетами этого класса стали «Найк-Аякс» и пришедшая ей на замену более крупная ракета «Найк-Геркулес»: большие батареи тех и других были размещены на севере Соединенных Штатов.

Первый из известных случаев успешного поражения цели ракетой класса «поверхность – воздух» произошел 1 мая 1960, когда советские ПВО, запустив 14 ракет SA-2 «Гайдлайн», сбили разведывательный самолет США U-2, пилотируемый Ф.Пауэрсом. Ракеты SA-2 и SA-7 «Грэйл» использовались северовьетнамскими вооруженными силами с начала вьетнамской войны в 1965 и до ее конца. Сначала они были недостаточно эффективными (в 1965 11 самолетов были сбиты 194 ракетами), однако советские специалисты улучшили как двигатели, так и электронное оборудование ракет, и с их помощью Северный Вьетнам сбил за время войны ок. 200 самолетов США. Ракеты «Гайдлайн» использовались также Египтом, Индией и Ираком.

Первое боевое применение американских ракет этого класса произошло в 1967, когда Израиль воспользовался ракетами «Хоук» для уничтожения египетских истребителей в ходе Шестидневной войны. Ограниченность возможностей современных радиолокационных систем и систем управления пусками наглядно продемонстрировал инцидент 1988, когда иранский реактивный лайнер, выполнявший рейсовый полет из Тегерана в Саудовскую Аравию, был принят крейсером «Венсенз» ВМФ США за враждебный самолет и сбит его крылатой ракетой SM-2 с большим радиусом действия. При этом погибло более 400 человек.

Батарея ракет «Пэтриот» имеет в своем составе управляющий комплекс со станцией идентификации/контроля (командный пункт), радиолокатор с фазированной антенной решеткой, мощный электрогенератор и 8 пусковых установок, каждая из которых укомплектована 4 ракетами. Ракета может поражать цели, удаленные от точки старта на расстояние от 3 до 80 км.

Войсковые подразделения, принимающие участие в военных действиях, могут защитить себя от низколетящих самолетов и вертолетов, используя запускаемые с плеча ракеты ПВО. Наиболее эффективными признаны ракеты «Стингер» США и советско-российская SA-7 «Стрела». Та и другая самонаводятся на тепловое излучение самолетного двигателя. При их использовании ракета сначала направляется на цель, затем включается головка радиотеплолокационного наведения. Когда цель захвачена, раздается звуковой сигнал, и стрелок приводит в действие пусковое устройство. Взрыв заряда малой мощности выбрасывает ракету из пусковой трубы, а затем она разгоняется маршевым двигателем до скорости 2500 км/ч.

В 1980-е годы ЦРУ США тайно снабжало партизан в Афганистане ракетами «Стингер», которые в последующем успешно использовались в борьбе с советскими вертолетами и реактивными истребителями. Теперь «левые» «Стингеры» нашли дорогу к черному рынку оружия.

Северный Вьетнам широко использовал ракеты «Стрела» в Южном Вьетнаме, начиная с 1972. Опыт борьбы с ними стимулировал разработку в США комбинированного поискового устройства, чувствительного как к инфракрасному, так и к ультрафиолетовому излучению, после чего «Стингер» стал различать вспышки и ложные цели. Ракеты «Стрела», как и «Стингер», использовались в ряде локальных конфликтов и попали в руки террористов. Позже «Стрела» была заменена более современной ракетой SA-16 («Игла»), которая, как и «Стингер», запускается с плеча. См. также ПРОТИВОВОЗДУШНАЯ ОБОРОНА.

Ракеты класса «воздух – поверхность». Снаряды этого класса (свободнопадающие и планирующие бомбы; ракеты для поражения радиолокаторов, кораблей; ракеты, запускаемые до подхода к рубежу зоны ПВО) запускаются с самолета, позволяя пилоту поразить цель на суше и на море.

Свободнопадающие и планирующие бомбы. Обычную бомбу можно превратить в управляемый снаряд, дополнив ее устройством наведения и аэродинамическими управляющими поверхностями. Во время Второй мировой войны США использовали несколько видов свободнопадающих и планирующих бомб.

VB-1 «Эйзон» – обычная свободнопадающая бомба массой 450 кг, запускавшаяся с бомбардировщика, – имела специальное хвостовое оперение, управлявшееся по радио, что давало возможность бомбометателю управлять ее боковым (азимутальным) движением. В отсеке хвостового оперения этого снаряда располагались гироскопы, батареи электропитания, радиоприемник, антенна и световой маркер, позволявший бомбометателю следить за снарядом. На смену «Эйзону» пришел снаряд VB-3 «Рэйзон», допускавший управление не только по азимуту, но и по дальности полета. Он обеспечивал большую точность, нежели VB-1, и нес больший заряд взрывчатки. Снаряд VB-6 «Феликс» был снабжен устройством теплового наведения, реагировавшим на источники тепла, такие, как выхлопные трубы.

Снаряд GBU-15, впервые использованный США во вьетнамской войне, уничтожал хорошо укрепленные мосты. Это бомба массой 450 кг с лазерным поисковым устройством (установленным в носовой части) и рулями управления (в хвостовом отсеке). Поисковое устройство наводилось по лучу, отраженному при освещении лазером выбранной цели.

Во время войны в Персидском заливе 1991 случалось, что один самолет сбрасывал снаряд GBU-15, а наводился этот снаряд по лазерному «зайчику», обеспечиваемому вторым самолетом. При этом тепловизионная камера на борту самолета-бомбардировщика следила за снарядом вплоть до его встречи с целью. Целью часто служило вентиляционное отверстие в достаточно прочном самолетном ангаре, через которое проникал снаряд.

Снаряды подавления РЛС. Важным классом ракет, запускаемых с воздуха, являются снаряды, которые наводятся на сигналы, излучаемые радиолокаторами противника. Одним из первых снарядов США этого класса был «Шрайк», впервые использованный во время вьетнамской войны. В настоящее время США имеют на вооружении скоростную ракету для подавления РЛС HARM, оборудованную совершенными компьютерами, которые могут отслеживать набор частот, используемых системами ПВО, позволяя выявить частотные скачки и другие приемы, применяемые для уменьшения вероятности обнаружения.

Ракеты, запускаемые до подхода к рубежу зоны ПВО. В носовой части ракет этого класса располагается небольшая телевизионная камера, позволяющая летчикам видеть цель и управлять ракетой в последние секунды ее полета. При полете самолета к цели на большей части пути сохраняется полное радиолокационное «молчание». Во время войны в Персидском заливе 1991 США запустили 7 таких ракет. Кроме того, ежесуточно запускалось до 100 ракет «Мэйверик» класса «воздух – поверхность» с целью уничтожения танкеров и стационарных целей.

Противокорабельные ракеты. Значение противокорабельных ракет наглядно продемонстрировали три инцидента. В ходе Шестидневной войны израильский эсминец «Эйлат» нес патрульную службу в международных водах неподалеку от Александрии. Египетский патрульный корабль, находившийся в порту, запустил по нему противокорабельную ракету «Стикс» китайского производства, которая попала в «Эйлат», взорвалась и расколола его пополам, после чего он пошел ко дну.

Два других инцидента связаны с ракетой «Экзосет» французского производства. В ходе войны за Фолклендские острова (1982) ракеты «Экзосет», запущенные аргентинским самолетом, нанесли серьезные повреждения эсминцу «Шеффилд» британского флота и потопили контейнеровоз «Атлантик конвейор».

Ракеты класса «воздух – воздух». Наиболее эффективными американскими ракетами класса «воздух – воздух» являются AIM-7 «Спэрроу» и AIM-9 «Сайдуиндер», которые были созданы в 1950-х годах и после этого неоднократно модернизировались.

Ракеты «Сайдуиндер» снабжены тепловыми головками самонаведения. В качестве теплового детектора в поисковом устройстве ракеты используется арсенид галлия, допускающий хранение при температуре окружающей среды. Освещая цель, пилот активизирует ракету, которая самонаводится на выхлопную струю двигателя летательного аппарата противника.

Более совершенной является ракетная система «Феникс», устанавливаемая на борту реактивных истребителей ВМФ США F-14 «Томкэт». Модель AGM-9D «Феникс» может уничтожить самолет противника на расстоянии до 80 км. Наличие на борту истребителя современных компьютеров и радиолокаторов позволяет отслеживать одновременно до 50 целей.

Советские ракеты «Акрид» проектировались для установки их на истребителях МиГ-29 для борьбы с дальней бомбардировочной авиацией США.

Артиллерийские ракеты. Система залпового ракетного огня MLRS – основное ракетное оружие сухопутных войск США середины 1990-х годов. Пусковое устройство системы залпового ракетного огня снабжено 12 ракетами в двух обоймах по 6 в каждой: после пуска обойму можно быстро сменить. Команда из трех человек определяет свое положение с помощью навигационных спутников. Ракеты могут выпускаться по одной или залпом. Залп из 12 ракет распределяет на целевой площадке (1ґ 2 км), удаленной на расстояние до 32 км, 7728 бомбочек, рассеивающих при взрыве тысячи металлических осколков.

Тактическая ракетная система ATACMS использует платформу системы залпового огня, но снабжена двумя сдвоенными обоймами. При этом дальность поражения достигает 150 км, каждая ракета несет по 950 бомбочек, а курс ракеты контролируется лазерным гироскопом.

Противотанковые ракеты. Во время Второй мировой войны самым эффективным бронебойным оружием была американская базука. Боеголовка, содержавшая кумулятивный заряд, позволяла базуке пробивать несколько дюймов стали. В ответ на разработку Советским Союзом ряда все более оснащенных и мощных танков в США было разработано несколько типов современных противотанковых снарядов, которые могли запускаться с плеча, с джипов, бронемашин и вертолетов.

Наиболее широко и успешно используются два вида американского противотанкового оружия: TOW, запускаемая из ствола ракета с оптической системой слежения и проводной связью, и ракета «Дракон». Первая первоначально предназначалась для использования экипажами вертолетов. С каждой стороны вертолета крепилось по 4 контейнера с ракетами, а система слежения размещалась в кабине стрелка. Небольшой оптический прибор на пусковом блоке следил за сигнальным огнем в хвосте ракеты, передавая управляющие команды по паре тонких проводов, сматывающихся с катушки в хвостовом отсеке. Ракеты TOW могут быть приспособлены также к пускам с джипов и бронемашин.

В ракете «Дракон» используется примерно такая же система управления, как и в TOW, однако, поскольку «Дракон» предназначался для использования пехотой, эта ракета имеет меньшую массу и менее мощный боевой заряд. Используется она, как правило, подразделениями с ограниченными возможностями транспортировки (амфибии, воздушно-десантные части).

В конце 1970-х годов США приступили к разработке запускаемой с вертолета ракеты «Хеллфайр» типа «стреляй и забудь» с лазерным наведением. Частью этой системы является телекамера ночного видения, которая позволяет отслеживать цели при слабом освещении. Экипаж вертолета может работать в паре или во взаимодействии с наземными осветителями для сохранения в тайне пусковой точки. Во время войны в Персидском заливе перед началом наземного штурма было запущено (в течение 2 минут) 15 ракет «Хеллфайр», которые разрушили посты системы раннего предупреждения Ирака. После этого было выпущено более 5000 таких ракет, которые нанесли сокрушительный удар по иракским танковым войскам.

К числу перспективных противотанковых снарядов следует отнести российские ракеты RPG-7V и AT-3 «Сэггер», хотя точность их попадания уменьшается с увеличением дальности, поскольку стрелок должен отслеживать и направлять ракету с помощью джойстика.

Найти "РАКЕТНОЕ ОРУЖИЕ " на

Введение

Механика (греч. μηχανική – искусство построения машин) – раздел физики, наука, изучающая движение материальных тел и взаимодействие между ними; при этом движением в механике называют изменение во времени взаимного положения тел или их частей в пространстве.

«Механикой в широком смысле этого слова называется наука, посвящённая решению любых задач, связанных с изучением движения или равновесия тех или иных материальных тел и происходящих при этом взаимодействий между телами. Теоретическая механика представляет собою часть механики, в которой изучаются общие законы движения и взаимодействия материаль­ных тел, то есть те законы, которые, например, справедливы и для движения Земли вокруг Солнца, и для полёта ракеты или артиллерийского снаряда и т.п. Другую часть механики составляют различные общие и специальные технические дисциплины, посвящённые проектированию и расчёту всевозможных конкретных сооружений, двигателей, механизмов и машин или их частей (деталей)». 1

К специальным техническим дисциплинам можно отнести и предлагаемую вам для изучения Механику полета [баллистических ракет (БР), ракет-носителей (РН) и космических летательных аппаратов (КА)]. РАКЕТА летательный аппарат, движущийся вследствие отбрасывания высокоскоростных горячих газов, создаваемых реактивным (ракетным) двигателем. В большинстве случаев энергия для движения ракеты получается при сгорании двух или более химических компонентов (горючее и окислитель, которые вместе образуют ракетное топливо) или при разложении одного высокоэнергетического химического вещества 2 .

Основной математический аппарат классической механики: дифференциальное и интегральное исчисление, разработанное специально для этого Ньютоном и Лейбницем. К современному математическому аппарату классической механики относятся, прежде всего, теория дифференциальных уравнений, дифференциальная геометрия, функциональный анализ и др. В классической формулировке механика базируется на трёх законах Ньютона. Решение многих задач механики упрощается, если уравнения движения допускают возможность формулировки законов сохранения (импульса, энергии, момента импульса и других динамических переменных).

Задача исследования полета беспилотного ЛА в общем случае очень сложная, т.к. например, ЛА с фиксированными (неподвижными) рулями, как всякое твердое тело имеет 6 степеней свободы и его движение в пространстве описывается 12 дифференциальными уравнениями I-го порядка. Траектория полета реального ЛА описывается значительно большим количеством уравнений.

Ввиду чрезвычайной сложности исследования траектории полета реального ЛА, обычно ее разбивают на ряд этапов и исследуют каждый этап в отдельности, переходя от простых к сложным.

На первом этапе исследования можно рассмотреть движение ЛА, как движение материальной точки. Известно, что движение твердого тела в пространстве можно разделить на поступательное движение центра масс и вращательное движение твердого тела вокруг собственного центра масс.

Для изучения общей закономерности полета ЛА в некоторых случаях при определенных условиях можно не рассматривать вращательное движение. Тогда движение ЛА можно рассматривать, как движение материальной точки, масса которой равна массе ЛА и к которой приложены сила тяги, тяжести и аэродинамического сопротивления.

Следует заметить, что даже при такой упрощенной постановке задачи в ряде случаев приходится учитывать моменты сил, действующих на ЛА и потребные углы отклонения органов управления, т.к. в противном случае невозможно установить однозначную зависимость, например, между подъемной силой и углом атаки; между боковой силой и углом скольжения.

На втором этапе исследуются уравнения движения ЛА с учетом его вращения вокруг собственного центра масс.

Задачей является исследование и изучение динамических свойств ЛА, рассматриваемого как элемент системы уравнений, при этом главным образом интересуются реакцией ЛА на отклонение органов управления и влияние на ЛА различных внешних воздействий.

На третьем этапе (наиболее сложном) проводят исследование динамики замкнутой системы управления, которая включает в себя наряду с другими элементами и сам ЛА.

Одной из основных задач является исследование точности полета. Точность характеризуется величиной и вероятностью отклонения от требуемой траектории. Для изучения вопросов точности управления движением ЛА необходимо составить систему дифференциальных уравнений, которая бы учитывала все силы и моменты. действующие на ЛА, и случайные возмущения. В результате получают систему дифференциальных уравнений высокого порядка, которые могут быть нелинейными, с правильными частями, зависящими от времени, со случайными функциями в правых частях.

Классификация ракет

Ракеты обычно классифицируются по типу траектории полёта, по месту и направленности запуска, по дальности полёта, по типу двигателя, по типу боеголовки, по типу систем управления и наведения.

В зависимости от типа траектории полёта различают:

Крылатые ракеты. Крылатые ракеты - это беспилотные управляемые (до момента поражения цели) летательные аппараты, которые поддерживаются в воздухе большую часть своего полёта за счёт аэродинамической подъёмной силы. Главной целью крылатых ракет является доставка боевого заряда к цели. Они движутся в атмосфере Земли, используя реактивные двигатели.

Межконтинентальные баллистические крылатые ракеты могут подразделяться в зависимости от их размера, скорости (дозвуковая или сверхзвуковая), дальности полёта и места запуска: с земли, воздуха, поверхности корабля или подводной лодки.

В зависимости от скорости полёта ракеты подразделяются на:

1) Дозвуковые крылатые ракеты

2) Сверхзвуковые крылатые ракеты

3) Гиперзвуковые крылатые ракеты

Дозвуковая крылатая ракета движется со скоростью ниже скорости звука. Она развивает скорость, соответствующую числу Маха М = 0,8 … 0,9. Широко известной дозвуковой ракетой является американская крылатая ракета ’Томагавк". Ниже приведены схемы двух российских дозвуковых крылатых ракет, стоящих на вооружении.

Х-35 Уран – Россия

Сверхзвуковая крылатая ракета движется со скоростью около М=2 …3, то есть преодолевает за секунду расстояние приблизительно в 1 километр. Модульная конструкция ракеты и её способность запускаться под различным углом наклона, позволяют запускать ее с различных носителей: военные корабли, подводные лодки, различные типы самолётов, мобильные автономные установки и пусковые шахты. Сверхзвуковая скорость и масса боеголовки обеспечивает ей высокую кинетическую энергию удара (например, Оникс (Россия) она же Яхонт – экспортный вариант; П-1000 Вулкан; П-270 Москит; П-700 Гранит)

П-270 Москит – Россия

П-700 Гранит – Россия

Гиперзвуковая крылатая ракета движется со скоростью М > 5. Многие страны работают над созданием гиперзвуковых крылатых ракет.

Баллистические ракеты . Баллистическая ракета – это ракета, имеющая баллистическую траекторию на большей части пути её полета.

Баллистические ракеты подразделяются по дальности полёта. Максимальная дальность полёта измеряется по кривой вдоль поверхности земли от места запуска и до точки нанесения удара последним элементом боевого заряда. Баллистические ракеты могут запускаться с морских и наземных носителей.

Место старта и направленность запуска определяют класс ракеты:

    Ракеты класса "земля-земля". Ракета класса "земля-земля"– это управляемый снаряд, который можно запускать с рук, транспортного средства, мобильной или стационарной установки. Она приводится в движение ракетным двигателем или иногда, если используется стационарная пусковая установка, выстреливается при помощи порохового заряда.

В России (и ранее в СССР) ракеты класса «земля-земля» разделяют также по назначению на тактические, оперативно-тактические и стратегические. В других странах по назначению ракеты класса «земля-земля» делят на тактические и стратегические.

    Ракеты класса "земля-воздух". Ракета класса "земля-воздух" запускается с поверхности земли. Предназначена для поражения воздушных целей, таких, как самолёты, вертолёты и даже баллистические ракеты. Эти ракеты обычно входят в систему ПВО, так как они отражают любой вид воздушной атаки.

    Ракеты класса "земля-море". Ракета класса "поверхность (земля) -море" предназначена для запуска с земли для поражения кораблей противника.

    Ракеты класса "воздух-воздух". Ракета класса "воздух-воздух" запускается с авиационных носителей и предназначена для поражения воздушных целей. Такие ракеты имеют скорость до М = 4.

    Ракеты класса "воздух-поверхность (земля, вода)". Ракета класса "воздух-поверхность" предназначена для запуска с авиационных носителей для удара, как по наземным, так и по надводным целям.

    Ракеты класса "море-море". Ракета класса "море-море" предназначена для запуска с кораблей для поражения кораблей противника.

    Ракеты класса "море-земля (побережье)". Ракета класса "море-земля (прибрежная зона)" предназначена для запуска с кораблей по наземным целям.

    Противотанковые ракеты. Противотанковая ракета предназначена главным образом для поражения тяжёлобронированных танков и другой бронетехники. Противотанковые ракеты могут запускаться с самолётов, вертолётов, танков, а также с устанавливаемых на плечо пусковых установок.

По дальности полёта баллистические ракеты разделяют на:

    ракеты ближнего радиуса действия;

    ракеты среднего радиуса действия;

    баллистические ракеты средней дальности;

    межконтинентальные баллистические ракеты.

В международных соглашениях с 1987 года применяется другая классификация ракет по дальности полета, хотя никакой общепринятой стандартной классификации ракет по дальности нет. Различные государства и неправительственные эксперты применяют разные классификации дальностей ракет. Так в договоре о ликвидации ракет средней и малой дальности принята следующая классификация:

    баллистические ракеты малой дальности (от 500 до 1000 километров).

    баллистические ракеты средней дальности (от 1000 до 5500 километров).

    межконтинентальные баллистические ракеты (свыше 5500 километров).

По типу двигателя от вида топлива:

    твёрдотопливный двигатель или ракетные двигатели твердого топлива;

    жидкостный двигатель;

    гибридный двигатель – химический ракетный двигатель. Использует компоненты ракетного топлива в разных агрегатных состояниях – жидком и твёрдом. В твердом состоянии может находиться как окислитель, так и горючее.

    прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД);

    ПВРД со сверхзвуковым горением;

    криогенный двигатель – использует криогенное топливо (это сжиженные газы, хранящиеся при очень низкой температуре, чаще всего жидкий водород, используемый в качестве топлива, и жидкий кислород, используемый в качестве окислителя).

Тип боеголовки:

    Обычная боеголовка. Обычная боеголовка наполняется химическими взрывчатыми веществами, взрыв которых происходит от детонации. Дополнительным поражающим фактором являются осколки металлической обшивки ракеты.

    Ядерная боеголовка.

Межконтинентальные ракеты и ракеты средней дальности часто используют в качестве стратегических, их оснащают ядерными боеголовками. Их преимуществом перед самолётами является малое время подлёта (менее получаса при межконтинентальной дальности) и большая скорость головной части, что сильно затрудняет их перехват даже современной системой ПРО.

Системы наведения:

    Электродистанционное наведение. Эта система в целом похожа на радиоуправление, но менее восприимчива к электронным средствам противодействия. Командные сигналы подаются по проводам. После запуска ракеты связь ее с командным пунктом прекращается.

    Командное наведение. Командное наведение включает в себя слежение за ракетой с места запуска или носителя и передачу команд по радио, через радар или лазер или по тончайшим проводам и оптическим волокнам. Слежение может осуществляться при помощи радара или оптических устройств с места запуска или через радарное или телевизионное изображение, передаваемое с ракеты.

    Наведение по наземным ориентирам. Система корреляционного наведения по наземным ориентирам (или по карте местности) применяется исключительно в отношении крылатых ракет. Система использует чувствительные высотомеры, при помощи которых отслеживается профиль рельефа местности, непосредственно находящийся под ракетой, и который сравнивается с "картой", заложенной в памяти ракеты.

    Геофизическое наведение. Система постоянно измеряет угловое положение ЛА по отношению к звёздам и сравнивает его с запрограммированным углом движения ракеты по предполагаемой траектории. Система наведения даёт информацию системе управления, всякий раз, когда требуется внести коррективы в траекторию полёта.

    Инерциальное наведение. Система запрограммирована до старта и полностью хранится в «памяти» ракеты. Три акселерометра, установленные на подставке, стабилизированной в пространстве гироскопами, производят замеры ускорений по трём взаимно перпендикулярным осям. Эти ускорения затем дважды интегрируются: первое интегрирование определяет скорость ракеты, а второе – её положение. Система управления настроена на сохранение заранее заданной траектории полета. Эти системы используются в ракетах класса "поверхность-поверхность (земля, вода)" и крылатых ракетах.

    Наведение по лучу. Используется наземная или располагающаяся на корабле радарная станция, которая сопровождает своим лучом объект поражения. Информация об объекте поступает в систему наведения ракеты, которая при необходимости корректирует угол наведения в соответствии с движением объекта в пространстве.

    Лазерное наведение. При лазерном наведении лазерный луч фокусируется на цели, отражается от неё и рассеивается. В ракете находится лазерная головка самонаведения, которая способна определить даже незначительный источник излучения. Головка самонаведения задаёт направление по отражённому и рассеянному лазерному лучу системе наведения. Ракета запускается в направлении цели, головка самонаведения ищет лазерное отражение, а система наведения направляет ракету к источнику лазерного отражения, который и является целью.

Боевое ракетное оружие принято классифицировать по следующим параметрам:

    принадлежности к видам ВС – сухопутные войска, морские войска, воздушные силы;

    дальности полета (от места применения до цели) – межконтинентальное (дальность пуска - более 5500 км), средней дальности (1000–5500 км), оперативно-тактической дальности (300-1000 км), тактической дальности (менее 300 км);

    физической среде применения – от места старта (земля, воздух, надводное, подводное, подледное);

    способу базирования – стационарное, подвижное (мобильное);

    характеру полёта – баллистическое, аэробаллистическое (с крыльями), подводное;

    среде полета – воздушное, подводное, космическое;

    типу управления – управляемое, неуправляемое;

    целевому назначению – противотанковое (противотанковые ракеты), противосамолетное (зенитная ракета), противокорабельное, противорадиолокационное, противокосмическое, противолодочное (против подводных лодок).

Классификация ракет-носителей

В отличие от некоторых горизонтально-стартующих авиационно-космических систем (АКС), ракеты-носители используют вертикальный тип старта и (много реже) воздушный старт.

Количество ступеней.

Одноступенчатых ракет-носителей, выводящих полезную нагрузку в космос, до настоящего времени не создано, хотя имеются проекты различной степени проработки («КОРОНА», HEAT-1X и другие). В некоторых случаях как одноступенчатая может классифицироваться ракета, имеющая в качестве первой ступени воздушный носитель либо использующая в качестве таковой ускорители. Среди баллистических ракет, способных достичь космического пространства, немало одноступенчатых, в том числе и первая баллистическая ракета «Фау-2»; однако ни одна из них не способна выйти на орбиту искусственного спутника Земли.

Расположение ступеней (компоновка). Конструктивное исполнение ракет-носителей может быть следующим:

    продольная компоновка (тандемная), у которой ступени расположены одна за другой и работают в полёте поочерёдно (РН «Зенит-2», «Протон», «Дельта-4»);

    параллельная компоновка (пакетная), при которой несколько блоков, расположенных параллельно и относящихся к разным ступеням, работают в полёте одновременно (РН «Союз»);

    • условно-пакетная компоновка (т. н. полутораступенчатая схема), в которой используются общие топливные баки для всех ступеней, от которых питаются стартовые и маршевые двигатели, запускающиеся и работающие одновременно; по завершении работы стартовых двигателей сбрасываются только они.

    комбинированная продольно-поперечная компоновка.

Используемые двигатели. В качестве маршевых двигателей могут использоваться:

    жидкостные ракетные двигатели;

    твёрдотопливные ракетные двигатели;

    различные комбинации на разных ступенях.

Масса полезной нагрузки. В зависимости от массы полезного груза ракеты-носители делятся на следующие классы:

    ракеты сверхтяжёлого класса (больше 50 тонн);

    ракеты тяжелого класса (до 30 тонн);

    ракеты среднего класса (до 15 тонн);

    ракеты лёгкого класса (до 2-4 тонн);

    ракеты сверхлёгкого класса (до 300-400 кг).

Конкретные границы классов меняются с развитием техники и являются достаточно условными, в настоящее время лёгким классом считаются ракеты, выводящие на низкую опорную орбитугруз массой до 5 т, средними - от 5 до 20 т, тяжёлыми - от 20 до 100 тонн, сверхтяжёлыми - свыше 100 т. Появляется также новый класс так называемых «нано-носителей» (полезная нагрузка – до нескольких десятков кг).

Повторное использование. Наибольшее распространение получили одноразовые многоступенчатые ракеты, как пакетной, так и продольной компоновки. Одноразовые ракеты отличаются высокой надёжностью благодаря максимальному упрощению всех элементов. Следует уточнить, что одноступенчатой ракете для достижения орбитальной скорости теоретически необходимо иметь конечную массу не более 7-10 % от стартовой, что при даже существующих технологиях делает их труднореализуемыми и экономически неэффективными из-за низкой массы полезного груза. В истории мировой космонавтики одноступенчатые ракеты-носители практически не создавались –существовали только т. н. полутораступенчатые модификации (например, американской РН «Атлас» со сбрасываемыми дополнительными стартовыми двигателями). Наличие нескольких ступеней позволяет существенно увеличить отношение массы выводимой полезной нагрузки к начальной массе ракеты. В то же время многоступенчатые ракеты требуют отчуждения территорий для падения промежуточных ступеней.

Ввиду необходимости применения высокоэффективных сложных технологий (прежде всего, в области двигательных установок и теплозащиты), полностью многоразовых ракет-носителей пока не существует, несмотря на постоянный интерес к этой технологии и периодически открывающиеся проекты разработки многоразовых носителей (за период 1990-2000-х годов – такие, как: ROTON, Kistler K-1, АКС VentureStar и др.). Частично многоразовой являлась широко использовавшаяся американская многоразовая транспортная космическая система (МТКС)-АКС «Спейс шаттл» («Космический челнок») и закрытая советская программа МТКС «Энергия –Буран», разработанная, но так и не использованная в прикладной практике, а также ряд нереализованных бывших (например, «Спираль», МАКС и др. АКС) и вновь разрабатываемых (например, «Байкал-Ангара») проектов. Вопреки ожиданиям, «Спейс шаттл» не смог обеспечить снижение стоимости доставки грузов на орбиту; кроме того, пилотируемые МТКС характеризуются сложным и длительным этапом предстартовой подготовки (из-за повышенных требований по надёжности и безопасности при наличии экипажа).

Присутствие человека. Ракеты для пилотируемых полётов должны обладать большей надёжностью (также на них устанавливается система аварийного спасения); допустимые перегрузки для них ограничены (обычно не более 3-4,5 единиц). При этом сама ракета-носитель является полностью автоматической системой, выводящей в космическое пространство аппарат с людьми на борту (это могут быть как пилоты, способные осуществлять непосредственное управление аппаратом, так и так называемые «космические туристы»).

В нашем цивилизованном мире в каждой стране есть своя армия. И ни одна мощная, подготовленная армия не обойдется без ракетных войск. А какиеракеты бывают? Эта занимательная статья расскажет Вам об основных видах ракет, существующих на сегодняшний день.

Зенитные ракеты

Во время второй мировой войны бомбардировка на больших высотах и за пределами досягаемости зенитных орудий повлекла за собой развитие ракетного оружия. В Великобритании первые усилия были направлены на достижение равноценной разрушающей мощи 3-х а позднее 3,7 дюймовых зенитных орудий. Британцами были предложены две существенных новаторских идеи, касательно 3-х дюймовых ракет. Первой была ракетная система воздушной обороны. Для остановки пропеллеров самолета или для срезания его крыльев в воздух запускалось устройство, состоящее из парашюта и проволоки и тащившее за собой проволочный хвост, который разматывался с катушки, находившейся на земле. Была доступна высота в 20000 футов. Другое устройство представляло собой дистанционный взрыватель с фотоэлементами и термоэлектронным усилителем. Изменение интенсивности света на фотоэлементе, вызванное отражением света от близлетящего самолета (проектируется на элемент с помощью линз) приводила в действие разрывной снаряд.
Единственным значительным изобретением немцев в области зенитных ракет стал Тайфун. Небольшая 6-ти футовая ракета несложной концепции, работающая на ЖРД, Тайфун был предназначен для высот в 50000 футов. Конструкция предусматривала соонсо размещенную емкость для азотной кислоты и смеси органического топлива, но на деле оружие реализовано не было.

Воздушные ракеты

Великобритания, СССР, Япония и США – все страны занимались созданием воздушных ракет для применения против наземных, а также воздушных мишеней. Все ракеты практически полностью стабилизировались оперением из-за действующей аэродинамической силы при запуске на скоростях от 250 миль/час и больше. Сначала использовались трубчатые пусковые установки, но впоследствии стали применять установки с прямыми направляющими или нулевой длиной, и размещать их под крыльями самолета.
Одной из самых удачных немецких ракет была 50-ти миллиметровая Р4М. Ее концевой стабилизатор (крыло) оставался в сложенном состоянии до запуска, что позволяло близко расположить ракеты друг к другу при погрузке.
Американское выдающееся достижение – это 4,5 дюймовые ракеты, у каждого истребителя союзников под крылом их было 3 или 4 штуки. Эти ракеты были особенно эффективны против мотострелковых отрядов (колон военной техники), танков, пехоты и поездов со снабжением, а также топливных и артиллерийских складов, аэродромов и барж. Для изменения воздушных ракет к традиционной конструкции добавили ракетный двигатель и стабилизатор. Получили выровненную траекторию, большую дальность полета и повышенную ударную скорость, эффективную против бетонных укрытий и укрепленных мишеней. Такое оружие окрестили крылатой ракетой, и японцы использовали типы в 100 и 370 килограмм. В СССР применяли 25 и 100 килограммовые ракеты и запускали их со штурмовика ИЛ-2.
После ВМВ неуправляемые ракеты со складывающимся стабилизатором, выпускаемые из многотрубных установок стали классическим орудием «воздух-земля» для штурмовых самолетов и тяжело вооруженных вертолетов. Хотя и не так точно как управляемые ракеты или оружейные системы, они подвергают бомбардировке смертоносным огнем сосредоточения войск или техники. Многие сухопутные войска продолжили разработку ракет, запускаемых из трубы контейнера и устанавливаемых на транспортном средстве, которые можно запускать очередью или через короткие интервалы. Как правило, в такой ракетной системе артиллерии или ракетной системе залпового огня используются ракеты диаметром от 100 до 150 мм и дальностью действия от 12 до 18 миль. Ракеты имеют различные типы боеголовок: разрывные, осколочные, зажигательные, дымовые и химические.
СССР и США создали неуправляемые баллистические ракеты где-то спустя 30 лет после войны. В 1955 году США начали испытывать «Честного Джона» в Западной Европе, а с 1957 года СССР выпускает серии огромных вращающихся ракет, запускаемых с передвижного транспортного средства, для НАТО представив ее как FROG (неуправляемая ракета земля-земля). Эти ракеты длиной от 25 до 30 футов и диаметром от 2 до 3 футов имели дальность действия от 20 до 45 миль и могли быть ядерными. Египет и Сирия применяли много таких ракет в первых залпах Арабо-Израильской войны в октябре 1973 года, так же поступал и Ирак в войне с Ираном в 80-х, но в 70-х годах большие ракеты были сдвинуты с передовой сверхдержав ракетами с инерциальной системой наведения, такими как американский Ланс и советский Скарабей SS-21.

Тактические управляемые ракеты

Управляемые ракеты стали результатом послевоенного развития электроники, компьютерной техники, датчиков, авионики и в едва меньшей степени ракет, турбореактивного движения и аэродинамики. И хотя тактические, или боевые, управляемые ракеты были разработаны для выполнения различных заданий, их всех объединяют в один класс оружия по схожести систем отслеживания, наведения, управления. Контроль над направлением полета ракеты достигался при помощи отклонения аэродинамических поверхностей, таких как вертикальный стабилизатор; также применялись реактивная струя и вектор тяги. Но именно из-за своей системы наведения эти ракеты стали такими особенными, так как способность производить корректировки во время движения для нахождения цели и отличает управляемую ракету от чисто баллистического оружия, такого как неуправляемые ракеты или артиллерийские снаряды.