Где находится атаман казаков кубани. Атаман кубанского казачьего войска николай долуда рассказал о важнейших вопросах развития казачества. О финансировании Всероссийского казачьего войска

Михаил Бабыч - последний и один из самых деятельных наказаных атаманов Кубанского казачьего войска, чей вклад в превращение Кубанской области в житницу России поистине неоценим.

Из всех бывших Кубанских Наказных атаманов Бабыч был единственным потомственным казаком. Будущий атаман родился в 1844 году в Екатеринодаре в семье генерала Павла Бабыча, героя русско-турецкой и Кавказской войн. С юных лет он пошел по стопам отца - в 1862 году начал службу юнкером в Тарутинском батальоне, а уже в 1864 году 19-летний Михаил получает свою первую награду- Знак Отличия Военного Ордена (с 1913 года - Георгиевский крест) 4-й степени - за отличие при взятии аула Сочи. После этого он воевал в русско-турецкой войне 1877–78 гг., участвовал в покорении Средней Азии. Был удостоен орденов св. Александра Невского, Белого орла, св. Владимира II и III степени и многих других наград. В 1897 г. Ба- быч был назначен атаманом Екатеринодарского отдела Кубанской области, в 1899-м произведен в генерал-майоры и переведен старшим помощником начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска. В этот период он также являлся председателем комиссии по сооружению в Екатеринодаре памятника Екатерине II. В 1906 г. Михаил Павлович получил назначение на пост военного губернатора Карской области, а 3 февраля 1908 г. вышел указ о назначении его уже в чине генерал-лейтенанта наказным атаманом Кубанского казачьего войска. В 1914 г. в ознаменование пятидесятилетия службы в офицерских чинах Бабыча произвели в генералы-от-инфантерии. В 1917 г. приказом Временного правительства от 26 марта М. П. Бабыч был «уволен от службы согласно прошению по расстроенному здоровью, с мундиром и пенсией». В 1918 г. он был расстрелян большевиками в Пятигорске.

На этом посту наказного атамана проявил себя опытным администратором, стремившимся поднять культурный и экономический уровень казачьего населения Кубани. При нем во много раз увеличилось число народных и военно-ремесленных школ. в Екатеринодаре Бабич открыл школу прапорщиков для заслуженных казачьих подхорунжих, содействовал постройке Кубано-Черноморской и Армавиро-Туапсинской железных дорог. За время пребывания в должности Михаил Бабыч многое сделал для родного края. Благодаря инициативе атамана и его супруги Софьи Иосифовны в Екатеринодаре открывается музыкальное училище, 5 октября 1911 года в станице Таманской открыт памятник «Первым запорожским казакам», высадившимся здесь в конце XVIII века. 7 июля 1908 года Бабыч издал приказ: «... учредить Кубанский войсковой этнографический и естественно-исторический музей в г. Екатеринодаре. В этом музее должны быть наглядно представлены: природа края, прошлая и настоящая жизнь всего населения во всех его проявлениях мысли и труда».

Заботился атаман Бабыч не только о культурном, но и об экономическом благосостоянии города. В том же 1908 году им был издан приказ об установлении твердых цен на хлеб и мясные продукты. Память о большом патриоте и радетеле Кубанской земли М П. Бабыче - последнем Наказном атамане, жива в сердцах русского народа. Казаки называли атамана «ридный Батько», так как каждый казак лично на себе ощущал его заботу, его радение.

Полина Суворова

В отличие от Алексея Бескровного, наказной атаман Григорий рашпиль не отличался ни особой физической силой, ни выдающимися военными способностями. Зато обладал талантом организатора. Получив, ориентирован, в 1833 году, булаву наказного атамана, этот казак-черноморец скептически осмотрел все предыдущие годы бесконечного противостояния между казаками-Украинской и горке и воскликнул: "Брат эта, сколько же можно?! Что же это за жизнь: чтобы вот так, уик-вечный враждовать?! ". Нет, и при нем еще некоторое время продолжались столкновения между черкесами и казацкими пограничными заставами, и при нем отдельные группы джигитов-хиджретив прорывались везде казацкие заслоны и совершали нападения на кубанские станицы. Но, вместо того, чтобы немедленно собирать казаков и отправляться в "поход мести, как это делали его предшественники, Григорий рашпили, наоборот, искал случая объясниться с черкесскими старейшинами, налаживал взаимоотношения с черкесскими князьями, влиятельными мулами, полевыми вожаками-командирами.

Конечно, ему тоже несколько раз пришлось с отрядами казаков отражать нападения черкесов "и действовал он в этих случаях решительно. А в 1849 году атаману Нашпилю выпало отправлять только что сформированный Сборно-Линейный полк казаков в" Венгерский поход "российской армии. Однако душа этого образованного, одаренного казака все же тянулась не столько к оружия, сколько в плуг и книги. Он, собственно, был первым атаманом, однажды, после очередного нападения горцев, призывал не к мести им, а к... проведения общего ярмарки. Получив приглашение на один из таких традиционных ярмарок в Екатеринодаре, горцы сначала не поверили в искренность казаков, решили, что это черноморцы готовят ловушку. Но вскоре смельчаки разнесли окружающими аулами известие о том, что приняли их хорошо и казаки охотно покупают их кувшины, кинжалы, украшения, другие изделия. И со временем в разных станицах на ярмарках стали появляться десятки горцев, которые постепенно убеждались, что торговать все же лучше, чем воевать.

Обычаи, традиции черкесов, законы гор, по которым они жили здесь из поколения в поколение поддерживая порядок в своей общине, все это не могло не интересовать атамана рашпилем. К тому же, он понимал: чтобы налаживать с горцами дружеские отношения, надо знать их психологию, обычаи, традиции, язык, религию, мировоззрение. А чтобы познавать все это мог не только он, но и другие старшины, наказной атаман составил "Собрание адат", то есть неписаных законов черкесов, основы которых были заложены сотни лет назад. И каково же было удивление многих черкесов, которым приходилось впоследствии иметь дело с командующим казацким войском, когда они открывали для себя, что он знает положение "адат" и толкует их лучше, чем некоторые из мудрых старейшин и священников. А это производило впечатление! И вскоре сложилось так, что когда между двумя родами, аулами ли горными племенами возникали какие-то недоразумения, представители их обращались за советом и усмотрению именно к казацкого атамана рашпилем.

Между тем немало проблем накопилось и в отношениях между отдельными станицами и сараями Черноморского казачества. И особенно острой была проблема распределения земли. Удивительное дело: еще недавно казакам казалось, что земли на Кубани нехожеными-немеряно: сколько хочешь, столько и обрабатывай. Но уже в двадцатые годы XIX века стало ясно, что ее не хватает. Нет, ее, конечно, пока, хватало, но появляется все больше старшин, стремясь становиться крупными землевладельцами, превращают свои хутора на помещичьи имения и, пользуясь властью и влиянием, нагло захватывают общественные станичные земли. Так вот, Григорий рашпили приказал старшине осуществить своеобразный реестр земель, подчиненных каждом куреня, каждой станице, и четко определить, кому какой земли и сколько положено, а еще - определить границы общественных земель и закрепить ее по той или иной общиной. То есть атаман заложил правовую базу для того, чтобы в дальнейшем можно было решать любые проблемы, связанные с разделением общественной земли. И за это черноморцы были очень благодарны своему атаману. Но именно эти его меры вызвали волну недовольства среди определенной части старшин, которые стали плести интриги и отправлять жалобы и доносы русскому командованию с требованием отстранить Григория рашпиль от должности наказного. Однако, атамана это не останавливало.

Служба в казацких частях имела свои особенности. К тому же, атаман понимал чтобы иметь свои офицерские кадры, следует уже сейчас позаботиться о создании соответствующих военных училищ. Поэтому именно по его инициативе в Екатеринодаре была открыта первая Черноморскую казацкую военную гимназий, где способные сыновья бедных казаков учились за счет военной канцелярии.

Активно занимался Григорий рашпили и военно-административной реформой Черноморье. Под его руководством работала комиссия, которая создала новое "Положение о Черноморское казачье войско", которое было утверждено в начале лета 1842 на старшинской Раде, а 1 июля - Военной коллегией России. Согласно этому положению, всю территорию Черноморье были разделены на 3 округа: Таманский, Екатеринодарский и Ейский, во главе которых стояли.окружни полковники, что сразу же позволило наладить лучше военно-административное управление. Предусмотрено было также, что каждый округ выставляет для несения службы по четыре конные полки, по три пехотные батальоны и по одной батареи. То есть черноморское казачество должно было постоянно держать "под ружьем" 12 полков, девять отдельных батальонов и три батареи, которые выступали в роли регулярной армии. Конечно, в случае войны, в Черноморье объявлялась дополнительная мобилизация казаков резерва. Кроме того, все три округа совместно формировали Лейб-Гвардии Черноморский казацкий дивизион, который служил в основном в Петербурге, и гарнизонные артиллерийскую роту, которая защищала Екатеринодар.

Кстати, эта реформа позволила упорядочить взаимоотношения между канцелярией наказного атамана и российским военным командованием, которое, не считаясь с потерями казачества и его возможностями, требовало выставлять для борьбы с горцами все новые и новые военные части, которые следовало вооружать и содержать за общественный счет. Теперь черноморцы хорошо знали, какие силы они должны выставлять, и это несколько ограничивало аппетиты российского командования.

Кстати, даже по новому "Положению", земля в Черноморье все еще продолжала оставаться коллективной, общественной собственностью. Те наделы, которые получали козаки и не становились их частной собственностью, а оставались собственностью общественной, поэтому не могли передаваться по наследству или продаваться. Какими же были размеры этих наделов? Казацким генералам полагалось иметь по 1500 десятин, старшим офицерам - по 400 десятин, младшим офицерам - по 200 и, наконец, рядовой казак получал ЗО десятин. Интересно, что если в семье рождался мальчик, он немедленно получал из общественной земли свой вклад. Если же рождалась девушка, надела ей не было: мол, выйдет замуж, тогда и хозяйничать. И только в 1862 году появился закон, согласно которому, часть земли переходила в частную собственность, а первыми владельцами становились казацкие офицеры.

Поставь Григорий рашпили как наказной атаман и еще перед одной страстной социальной проблемой: на территории Черноморье стало появляться все больше и больше беженцев, особенно из Украины. По традиции, беглецы не подлежали выдаче, то есть возвращению в родные края, в помещичьи имения, но и узаконить их пребывание на Кубани тоже было очень трудно. Эти люди, как правило, не имели никаких документов, а главное, не было правовой базы, которая позволяла бы причислять их к казачеству, и вот, после неоднократного обращения Г. рашпили к русского командования и в Петербург, такой Указ Правительствующего Сената наконец с " явился. Датированный он 30 мая 1847.

"Велено зачислять в армию бродяг обоего пола" - лаконично перечислены его содержание в "Справочной книге Императорской Главной квартиры".

О том, насколько насущной оказалась эта проблема, свидетельствует уже хотя бы тот факт, что к концу 1850 г., то есть за каких-то три с лишним года, на основании этого Указа, к Черноморского казачьего войска были отнесены почти 15000 мужчин и женщин, которые до считались "бродягами". Мера эта была чрезвычайно важным. Во-первых, он значительно улучшил социальную ситуацию в крае, ведь после зачисления, эти бродяги приобретали все права казаков, в том числе, они получали земельные наделы и разрешение на строительство жилья, ведения своего хозяйства. Это же позволило и увеличить количество воинов-казаков, войско которых постоянно испытывало потерь во время походов и столкновений с горцами.

Признанием заслуг украинского казачества перед Российской империей стало вручение 10 октября 1843 Черноморском казачьем войске Георгиевского флага "во внимание к полезной службе черноморцев и их храбрости *, как объяснялось это" монаршее благоволение ". Были вручены флаги, правда, не георгиевские, а обычные, и отдельным полкам и батальонам *

Как тонкий знаток запорожской старины, рашпиль с большой симпатией относился к тем немногим казаков-характерников, которые продолжали на Черноморье традиции запорожского характерництва. Следовательно, атаман всячески поддерживал на Кубани развитие одной из разновидностей характерництва - движения пластунов. Именно при атамане Г. рашпили полностью сформировались общества казаков-пластунов, которые были и умелыми разведчиками, и знахарями, и, как бы мы теперь сказали, экстрасенсами.

Пластуны имели своих вождем-атаманов, и пополнение к сообществу подбирали сами - из парней, которые по своим психологическим, физическим свойствам и чертами характера как нельзя лучше подходили для того, чтобы овладевать пластунски секретами, которые начали передаваться из поколения в поколение. Как правило, каждый пластун достаточно совершенстве умел маскироваться на местности, знал несколько кавказских языков и диалектов, мастерски владел всеми видами оружия, метко стрелял попадал во врага, издалека бросая кинжалы; играл приемами рукопашного боя, имитировал голоса разных птиц и животных, помогало пластинами "переговариваться" языком сигналов на значительном расстоянии, не вызывая у горцев никакого подозрения. А еще славные среди пластунов - такие, как Ефим Жорник, Фома Коваленко, Макар Шульга - считались колдунами, которые умели заказывать раны или болезни, обладали даром внушения, то есть гипнозом; были замечательными знахарями. Это о них и их собратьев Мандруйка, Василия Дзюбу, Оптового слагали легенды, распространяли всевозможные слухи и рассказы.

Еще ждет глубинное изучение система подготовки казаков-характерников, в состоянии которых разведчики-пластуны были только одним из звеньев. К сожалению, в этих источниках, дошедших до нас, и, в частности, в исторических исследованиях первых кубанских историков - Прокопия Короленко, Ивана Попка, Федора Щербины - почти ничего не говорится о специальных, условно говоря, школы характерникив, на которые превращались их ватаги. Правда, сами адепты характерництва, носители его секретов, которые и выступали в роли учителей, распространялись о них очень неохотно, а каждый, кто становился их учеником, принимал обет неразглашении. И все же пора по крупицам собрать все, что еще можно в этом движении возродить.

На всю Российскую империю прославились украинские кубанские пластуны во время обороны Севастополя в 1854-1855 годах, где действовали два отдельные пластунские (2-й и 8-й) батальоны. Это пластуны, подкравшись ночью до четвертого французского бастиона, захватили его в рукопашном бою, уничтожив при этом почти всех пушкарей и солдат прикрытия, а отступая, чиновник-великан Иван Герасименко прихватил с собой - положил на плечо и понес! - Многопудовую мортиру, вызвав неописуемый удивление у всех, кто стал свидетелем, его возвращения на свои позиции. Впоследствии пластунские подразделения россияне использовали во всех войнах, в том числе и во время Первой мировой.

Известно, что кубанское казачество почти в полном военном складе своем участвовало в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., Однако мало кто знал, что пластуны особенно отличились при обороне Шипки (в Болгарии). А на русско-японскую войну 1904-1905 гг. Было отправлено целых шесть батальонов пластунов-кубанцев, которые проявляли там чудеса храбрости.

С принятием упомянутого мной "Положения", определилась наконец и военная форма - униформа - черноморского казачества. В общем, приказ о переходе на новый мундир появился еще в 1814 году, сразу после войны с Наполеоном, когда возникла необходимость в том, чтобы Черноморское войско свой устоявшийся униформу и более похоже на регулярное. Однако и после этого приказа значительная часть казаков продолжала появляться на службу в разноцветных шароварах, кафтанах и вышиванках, то есть в традиционной одежде запорожских казаков. В то время, как другая часть уже одевалась в черкески, бешметы, носила башлыки и папахи. Вот как подает этот процесс "переодевания" потомков запорожского казачества Д. Белый в "Малиновом клине":

"Постепенно во время войны черноморцы меняли форму одежды, заимствуя ее у черкесов, поскольку она была более подходящей для ведения боевых действий в горных условиях. Так сложился особый тип козакивкубанцив, которые носили уже бешметы, черкески, башлыки и папахи. Бешмет или чекмень, шили из разноцветной ткани - синей, желтой, красной, и надевали на рубашку. Длиной он был чуть ниже бедер, с широким стоячим воротничком. Зимой кубанцы носили теплые стеганые бешметы, а летом простые, на подкладке. На бешмет надевали черкеску, которую шили из тонкого сукна, длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывал бешмет, рукава делали широкими книзу, с цветными отворотами. На груди черкески были нашиты газыри, которые первоначально служили своеобразным убежищем для пороховых зарядов, а затем, с распространением скорострельных винтовок, в них вставляли особые украшения. подвязывались кубанцы тонким кавказским ремешком с жестяным набором, на который цепляли кинжал. На голове носили высокие овчинные шапки. В 40-х годах эта одежда стал главным военным строем черноморцев. Казаки каждой станицы, которые служили вместе, имели отдельные цвета, но общевойсковыми были черный (у пластунов), темно-синий (в кавалерии) и зеленый (в пушкарей).

В первых поколений черноморцев чрезвычайной популярностью пользовались копья ("Козаку без древка - что девушке без ожерелья»), но потом их заменили короткие списи9 которыми казаки владели блестяще. Вместе с одеждой черноморцы позаимствовали у черкесов и длинные кинжалы и сабли ".1

Освоение новых покубанських территорий требовало и новых волн переселенцев. Поэтому Григорию рашпили как приказном атаману выпало стать организатором последней большой волны такого переселения из Левобережной Украины и Слобожанщины. В эти края были отправлены десятки казаков-агитаторов, которые знали, что именно и как рассказывать местным крестьянам, чтобы зародить в них интерес к далекой кубанской земли. Тем более, что особенно кривить душой казакам не приходилось: они действительно жили свободной жизнью, не зная, что такое крепостничество; там хозяин был хозяином на своей земле. Статистика утверждает, что в течение 1848-1849 годов, пока длилась эта волна переселения, в Черноморию перебралось более 14 000 украинских.

Еще раньше, в 1843 году, на Кубань прибыли два полка чугуевских казаков, которые в свое время, отойдя из-под города Чугуева на Харьковщине, на новые земли, в верховья реки Кубани, основали там свое казацкое общество. Узнав, что в низовьях Кубани образовалось такое отборное рыцарство, казаки-чугуевцы, конечно, захотели присоединиться к нему, чтобы вместе жить и бороться.

Несмотря на всю свою старательность, наказной атаман Григорий рашпилем все же не пользовался какой-то особой благосклонностью у российского командования и, особенно, у царского наместника на Кавказе, но в истории украинского кубанского казачества следует свой он оставил. Поэтому не забывайте его.

Атаманы Кубанского казачьего войска

Людмила Привалова

Кто, откуда вы, люди вольные,

Люди гордые - казаки,

В эти степи пришли раздольные

С моря, с суши или с реки?

Время стелет дороги торные,

Кем покинуты стремена?

Но казачество нам оставило

Для истории имена...

Люди сильные и горячие,

Закаленные на ветру,

Не самой ли судьбой назначено,

Чтобы вы служили добру?!

Наше времечко - время смутное,

Что ни день, то тревогой весть.

Время смутное, но не грустное,

С нами Бог, и Россия, и честь!

К. Исхакова

Интерес к прошлому кубанского казачества со стороны научной общественности, широких слоев населения и участников возрождения является сегодня мощным процессом.

Само общество заинтересовано в возрождении казачества в современных условиях, происходит интенсивный поиск оптимальных путей его использования.

Рассказ пойдет об атаманах Кубанского казачьего войска и об истории и деятельности Геленджикского городского казачьего общества в настоящее время.

Среди казаков существовало полное равенство, и на руководящие посты выдвигались и выбирались люди, отличавшиеся умом, знаниями, талантами и личными заслугами. Никаких привилегий в силу происхождения, знатности рода, богатства или каких-либо других оснований казаки не знали. Удаленные на сотни верст от государственных центров, казаки должны были сами создавать для себя власть на месте. Это была власть выборная - Войсковой и. Кошевой атаман. Высшим исполнительным органом было Войсковое правительство, в состав которого были включены 4 лица: атаман, судья, писарь и есаул.

Ученые связывают происхождение слова "атаман" с готским наречием, где "atta" означало "отец", а "mann" - "муж", то есть "отец мужей". Отсюда и пошло обращение "батька - атаман". Так обращаются к атаману и сегодня. Но единоличная власть атамана была ограничена нормами Православия и казачьими обычаями, и иногда атаман ничего не мог предпринять без решения Рады.

Практически атаманы были такими же казаками, что и все казаки, только наделенными особыми обязанностями и облеченными полным доверием казаков. Это касается далекого прошлого, когда только началось формирование Кубанского казачьего войска.

Со временем значительную роль в становлении административного управления Кубани стали играть кошевые, войсковые и наказные атаманы Черноморского, Кавказского линейного и Кубанского казачьих войск. Соединяя военную и гражданскую власть, атаманы уже располагали значительными полномочиями и сделали немало в укреплении экономики, благоустройства и общественной жизни Кубани. Их деятельность осуществлялась в русле российской государственной политики, но не забывались при этом и интересы казачества.

Судьба и деятельность атаманов Кубанского казачьего войска неотделимы от исторических событий.

В 1829 году по Адрианопольскому мирному договору с Османской империей к России отошло Черноморское побережье Кавказа от крепости Ана до Поти, заселенное черкесскими племенами. В целях закрепления приобрете] ной территории вдоль Кавказского побережья началось строительство укреплений, которое началось в 1831г., когда русские войска высадились в Геленджикской бухте. В целом с 1831 по 1842 гг. на побережье Черного моря было возведено 17 укреплений, составивших Черноморскую береговую линии

В это же время началось строительство другой линии со стороны Кубани Черному морю, названной Геленджикской, и протянувшейся более чем на 80 километров.

Эта территория входила в состав Кавказского линейного казачьего войска, первым атаманом которого стал П.С. Верзилин. Управление обширной территорией требовало немалых административных способностей. По свидетельствам современников, Верзилин, человек сугубо военный, этими способностями не обладал. Поэтому император Николай 1 после посещения в 1837 году Северного Кавказа отдал приказ о назначении наказным атаманом генерал-майора С.С. Николаева. Потомственный донской казак, Степан Степанович Николаев, основательно зная казачий быт, немало успел сделать для благосостояния войска. При нем были основаны 22 станицы, началось освоение Новой линии утверждено "Положение о Кавказском линейном казачьем войске". После его смерти на его место был назначен генерал-майор Ф.А. Круковский, о подвигах которого линейные казаки складывали песни, намного пережившие своего атамана. Всю свободную от походов деятельность он посвящал устройству войскового быта, осматривал станицы, инспектировал полки. В начале 1852 года при взятии завала на реке Гойте в Чечне он был изрублен горцами.

Четвертым атаманом линейцев стал начальник центра Кавказской линии генерал-майор князь Г.Р. Эристов. В должность он не вступил, так как здоровье его было подорвано, и вскоре уехал в Тифлис.

Последним атаманов войска стал Н.А. Рудзевич . Рудзевич был отмечен многими наградами, участвовал в русско-турецкой и Кавказской войнах, в пленении Шамиля. Историки считают наиболее плодотворной его миротворческую деятельность. Атаман Рудзевич добился роспуска по домам с кордонной линии резервных казачьих батальонов, что позволили казакам заняться своим хозяйством. Он оказывал материальную помощь поселенцам новых станиц, по его ходатайству срок действительной казачьей службы был сокращен с 25 до 15 лет. Среди казачьего населения Рудзевич Н.А. имел большую популярность.

Обращаясь к истории заселения Черноморского побережья Кавказа, мы узнаем, что 10 марта 1866г. как самостоятельная единица в составе Российского государства был учрежден Черноморский округ. Заселение этого района осуществлялось за счет казаков-ветеранов, прослуживших не менее 20 лет и принимавших активное участие в боевых действиях. Так сформировался Шапсугский береговой батальон. Казаки батальона были расселены в двенадцати прибрежных станицах: Геленджике, Адербиевке, Пшадской, Небугской, Вельяминовской, Георгиевской.

В Геленджик и районы переселилось несколько сотен казаков с семьями. Правительство рассчитывало превратить переселенцев в надежный оплот, укрепить охрану границ и обороноспособность Закубанья и Черноморского побережья.

Жители новых поселений оказались не готовы к работе в условиях местного климата, часто случались неурожаи. Трудности сообщения и отсутствие квалифицированной медицинской помощи приводили к высокой смертности. Переселенцы болели лихорадкой, цингой, водянкой, дизентерией.

Помимо потерь от болезней, казаки гибли в схватках с горцами. Несмотря на освобождение от строевой службы, они должны были охранять свои поселения.

Это была странная и жестокая война - без постоянного врага, без правил, без линии фронта, без жалости к противнику. В стычках и перестрелках погибали люди, угонялись скот и пленные.

В ответ на это и казаки поступали так же: жгли аулы, угоняли скот.

Летописец Кубанского полка так писал о жизни казаков: "... кубанские казаки в течение 70 лет выносили жизнь, исполненную постоянных тревог, убийств и грабежей со стороны неприятеля и не падали духом, но всегда отличались бодростью и неустрашимостью".

В 1860г. по проекту командующего Кавказской армии князя А.И. Барятинского вместо Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск были образованы два новых - Кубанское с центром в Екатеринодаре и Терское с центром во Владикавказе. К Кубанскому войску вместе с Черноморией отошли и бригады Кавказского линейного войска. Должность начальника области совмещалась с должностью наказного атамана. Обычно наказной атаман проживал в Екатеринодаре.

Первым атаманом Кубанского казачьего войска стал в 1860г. командующий войсками Кубанской области генерал-адъютант граф Н.И. Евдокимов. В 1861г. он передал атаманскую булаву генерал-майору Н.А. Иванову, который занимался организацией управления нового войска.

23 августа 1862г. в должности наказного атамана был утвержден генерал - адъютант Ф.Н. Сумароков-Эльстон. При нем велось заселение казаками предгорий Западного Кавказа, обернувшееся для жителей новых станиц бедами и лишениями.

В Кубанскую область после окончания войны в 1864 г. хлынул поток иногородних переселенцев. Вместе с тем Сумароков-Эльстон способствовал развитию просвещения, торговли и промышленности в крае.

В феврале 1869г. наказным атаманом был назначен генерал-лейтенант М.А. Цакни. В период его атаманства было введено "Положение об общественном управлении в казачьих войсках", начат первые работы по размежеванию земель и установлены формы земельной собственности, просуществовавшие до 1917г. Цакни также принимал участие в составлении положения об освобождении зависимых сословий в горских обществах Кубанской области.

С 1873 по 1882 годы наказным атаманом Кубанского казачьего войска был генерал-лейтенант Н.А. Кармалин, выпускник Николаевской академии Генерального штаба, много сделавший для экономического и культурного подъема края. Только с 1874 по 1880 гг. в Кубанской области было построено 136 школьных зданий, открылся Кубанский войсковой этнографический и естественно-исторический музей.

Е.Д. Фелицын так определяет основную черту деятельности этого атамана: "Глубокий интерес к нуждам края и казака". Кармалин не пропускал ни одной статьи в печати по вопросу о русской земельной общине и был знаком с предметом не хуже любого специалиста.9 мая 1879 года Кавказский отдел Императорского Русского географического общества избрал его своим действительным членом.

22 января 1882годв в должность наказного атамана вступил генерал-лейтенант С.А. Шереметев, происходивший из древнего боярского рода. Перечень его боевых подвигов занимал несколько страниц, он пользовался уважением казаков.

В конце марта 1884г. вступает в должность наказанного атамана Г.А. Леонов. Казачье происхождение и знание местного быта облегчили Г.А. Леонову управление Кубанской областью. Он был избран почетным стариком в станицах Кореновской и Баталпашинской.

Вице-губернатор, атаман Кубанского казачьего войска казачий генерал Николай Долуда отвечает на вопросы независимой народной газеты «Вольная Кубань».

Страницы биографии:
Николай Александрович Долуда — атаман Кубанского казачьего войска, казачий генерал, заместитель главы администрации (губернатора) Краснодарского края.

В 1967—1971 годах учился в машиностроительном техникуме города Сумы.

В 1976 году окончил Полтавское высшее военное зенитно-ракетное училище, с 1983 по 1986 годы — слушатель Военной академии войск ПВО по специальности офицер по управлению боевыми действиями. 28 лет прослужил в Вооруженных Силах. В 1994 году присвоено войсковое звание полковник.

С 1998 по 2001 год Николай Долуда — заместитель главы — руководитель аппарата администрации города Ейска.

С января 2001 года — в аппарате администрации Краснодарского края: заместитель руководителя аппарата, начальник социально-производственного управления администрации Краснодарского края, управляющий делами администрации Краснодарского края, руководитель социально-производственного департамента.

В 2004 году окончил ГОУ ВПО Ростовский государственный экономический университет — РИНХ, экономист-менеджер.

В 2006 году назначен заместителем губернатора Краснодарского края, управляющим делами.

Состоит в хуторском казачьем обществе «Офицерская казачья сотня Екатеринодарского казачьего отдела Кубанского казачьего войска».

В ноябре 2007 года Войсковым сбором Кубанского казачьего войска избран атаманом Кубанского казачьего войска. Это решение утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6.02.2008 года.

Указом Президента Российской Федерации от 12.03.2009 года № 265 атаману Кубанского войскового казачьего общества Николаю Александровичу Долуде присвоен высший чин казачьего генерала.

— Николай Александрович, трагические случаи в Анапе и Мингрельской буквально потрясли всю Кубань. Эти факты безусловно свидетельствуют о наступательной позиции казачества в нашей повседневной жизни, о заложенной издавна в характере казака готовности к самопожертвованию, к подвигу!

— Вы правы: вся история кубанского казачества — это история служения во имя России, во имя защиты ее интересов и благоденствия народа. С малолетства казак воспитывался в атмосфере готовности к подвигу, а если надо — и к самопожертвованию. До наших дней дошла очень популярная в казачьей среде песня, в которой прямо говорится: «Смоглы диды — зумиють внукы за Русь головы положить!».

Подвигов кубанские казаки совершили немало. Вспомним хотя бы героические поступки наших предков: Льва Тиховского, Андрея Гречишкина, Ефима Горбатко… Ценой собственной жизни и жизни сотенных казаков они отразили набеги закубанцев, защитив тем самым свои станицы от уничтожения. Каждый год на местах их гибели мы проводим поминовения. На таких примерах мы воспитываем нынешнюю молодежь.

Есть место подвигу и в истории современного Кубанского казачьего войска. Наши казаки воевали в Афгане, Приднестровье, Чечне, Абхазии, Южной Осетии. Наш казак Анатолий Сидоренко во время грузино-абхазского конфликта своим телом накрыл гранату, тем самым спас сослуживцев.

Погибший недавно в Мингрельской от пули бандита Сергей Осьминин — образец мужества и героизма. Это настоящий казак. Не каждый отважится вступить в переговоры с вооруженным преступником. А он, зная, что в доме заложники, ни минуты не раздумывая, пришел на помощь. Вот это — нагляднейший пример того, как относятся к жизни кубанские казаки.

Вы знаете, что глава администрации Краснодарского края Александр Николаевич Ткачев уже подписал постановление о присвоении Сергею Осьминину звания «Герой Кубани», и награда будет иметь порядковый номер 1. Именем мингрельского атамана в его родной станице будет названа казачья школа № 6. Подвиг атамана Осьминина не затеряется в веках!

Да, наша жизненная позиция активна! Но мы ни на кого не наступаем — мы просто делаем все, чтобы Отечество и наш родной край жили как можно лучше!

— Закономерный вопрос: какие же выводы из случившегося сделаны в Кубанском казачьем войске, дабы подобное больше не повторилось?

— События в Мингрельской еще раз доказали: в борьбе с преступностью лишних бойцов не бывает — и неважно, идет ли речь о крупном городе или маленькой станице. Поэтому решение губернатора о необходимости создания казачьих патрулей, работающих на постоянной основе, пришлось весьма кстати.

Но оно накладывает на нас огромную ответственность Мы всегда подходили к вопросу подбора казаков-дружинников очень скрупулезно, а в этом деле случайных людей не должно быть тем более! Дружинников мы не только тщательно отбираем, но и заботимся об их профессиональной подготовке.

Совсем не обязательно, что, выйдя на патрулирование, дружинник столкнется с вооруженным преступником. Но он должен быть всегда к этому готов! Речь идет не только о травматическом оружии, необходимость которого для дружин почему-то ставят под сомнение некоторые краевые и федеральные СМИ. Прежде всего казак должен быть в отличной физической форме! Именно поэтому наши дружинники обязательно занимаются спортом, преимущественно — рукопашным боем.

— Уже полгода казаки вместе с полицией несут службу по охране общественного порядка на постоянной основе. До этого были так называемые дружины выходного дня. В чем разница и чем новые дружины лучше старых?

— Вопрос поставлен не совсем правильно. Те и другие дружины работают параллельно, четко выполняют стоящие перед ними задачи, те и другие действуют строго по закону. Но организованы они не только в разное время, но и на различной основе.

Казаки дружин выходного дня патрулируют в свободное от основной работы время, то есть по вечерам и в выходные, когда другие отдыхают. А отдыхают, к сожалению, спокойно и культурно не все: количество правонарушений и преступлений, особенно совершенных в общественных местах, увеличивается именно в выходные дни и в пятницу вечером. И тут помощь казаков просто неоценима!

Это показывают цифры: в 2012 году 1630 казаков из дружин выходного дня осуществили совместно с сотрудниками полиции 97,8 тысячи выходов на дежурство (из них 2,4 тысячи — дежурство на транспорте). За это время они помогли полиции выявить и раскрыть 250 преступлений. Административных правонарушений выявлено ни много ни мало 27 тысяч, 1132 из которых — на транспорте. Так что дружины выходного дня — это действенный инструмент сохранения порядка! Они не только были — они есть и будут!

Другие дружины по охране общественного порядка, начавшие работать во всех муниципальных образованиях края с 1 сентября 2012 года, действуют на постоянной основе: для 1239 казаков это основное место работы! Они работают не только на улицах и площадях населенных пунктов, но и на стационарных постах ДПС на главных в крае автодорогах, на объектах транспорта. 24 казака оказывают полиции помощь на территории Красной Поляны.

Благодаря созданию дружин, действующих на постоянной основе, плотность патрулей увеличилась в разы. Только за первые три месяца работы с участием казаков было выявлено и раскрыто 178 преступлений и около 32 тысяч административных правонарушений. Было выявлено также 625 случаев детской безнадзорности, 67 случаев незаконного привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, обнаружены 50 лиц, находящихся в розыске. Министерство внутренних дел, как вы помните, уже объявило создание таких дружин пилотным проектом, и к нам едут за опытом.

Так что я бы не говорил, какие дружины лучше или хуже, а скорее суммировал эффект от их деятельности.

— В 2008 году при Президенте РФ был создан Совет по делам казачества. Отвечает ли он чаяниям, надеждам и планам казаков или остаются проблемы, которые, увы, надо еще решать и решать?..

— Благодаря работе Совета нам удалось решить уже многое. Это и право на чины и ношение погон, и единая казачья форма, разработанная с учетом традиций того или иного реестрового войска, и вопрос о казачьей символике — все это утверждено указами Президента России. Президентским указом утверждены новые войсковые знамена и флаги, а патриаршим указом — войсковые хоругви. Они были освящены Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, вручали их нам Святейший Патриарх, президент России и председатель Совета… Все это свидетельствует о новом этапе истории казачества.

В сентябре 2012 года президентом был подписан важнейший документ — Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года. Это означает, что государство действительно повернулось к казачеству лицом и готово к сотрудничеству с ним. В этом также велика роль Совета.

На недавнем мартовском заседании Совета был рассмотрен вопрос о создании всероссийской казачьей общественной организации, что позволит разрозненным сейчас казачьим структурам разных регионов наладить взаимодействие и представлять свои интересы на федеральном уровне.

Многое решается благодаря тому, что в состав Совета при президенте входят не только атаманы реестровых войск и священнослужители, но и заместители министров. Удалось поднять статус казачьих кадетских корпусов: он теперь сравним со статусом суворовских и нахимовских училищ. Учрежден конкурс на лучший казачий кадетский корпус. Реестровые казачьи войска получили право учреждать под своей эгидой частные охранные предприятия. Все вместе это очень серьезные шаги на пути нашего развития.

— В медиасредствах России довольно пристрастно обсуждается современная жизнь и деятельность казачества, а также его культура, традиции, мораль и нравственность… Зачастую при этом передергиваются факты, материалы тенденциозны, ощущается явная неприязнь к возрожденному казачеству. Что вы можете сказать по этому поводу как атаман, как гражданин?

— Скажу, что это, увы, вполне укладывается в «черное» русло стремления взорвать Россию изнутри.

Что это именно так, доказывает поведение «критикующих» нас СМИ. Критика — это когда хотят помочь, указывая на слабые места доброжелательно и без облыжной хулы на весь свет. А мы наблюдаем воочию попытки создания вокруг казачества негативного имиджа, если не сказать жестче.

— Действительно, даже заголовки «работают» на это: «Станут ли казаки разбойниками?», «Зачем казаку ствол?», «Альтернативные правоохранительные органы»… Даже если материал не прочтут из брезгливости, в подсознании-то отложится!

— И это делается целенаправленно и методично!

Вот, например, что последовательно писала и пишет одна из «независимых» газет. Казачьи дружины по охране общественного порядка она называет «альтернативными правоохранительными органами», хотя дружины действуют на основе федерального и регионального законодательства и совместно с правоохранительными органами, а не в пику им! Это было опубликовано 11 марта текущего года.

А ранее, 21 января, эта же газета выдала провокационное утверждение: «Но факт остается фактом — казачьи формирования с их неясным правовым статусом и неясной сферой ответственности теперь получат оружие… И сделано это будет, как нетрудно догадаться, на наши с вами деньги… Необходимые средства для закупки крупной партии «травмы» выделят из краевого бюджета».

В этой связи особо подчеркну: назвать казачьи народные дружины формированием — это не ошибка малограмотного журналиста, это сознательная подмена, потому что у людей, переживших 90-е, слово «формирование» вызывает только одну ассоциацию: «вооруженные бандформирования».

Казачество хотят выставить именно таким. Мол, правовой статус казачьих дружин неясен, ответственность — тоже, но оружие им выдадут и даже оплатят из краевой казны. А казна, как известно, формируется в том числе и из налогов. Что должен думать в такой ситуации обыватель?

Не каждый даже вполне юридически грамотный человек знает, что по закону травматическое оружие каждый (каждый гражданин России!) имеет право купить только сам. При этом он должен пройти медкомиссию, все проверки и получить разрешение. Какая казна и какой краевой бюджет?!

Здесь видится другое — сознательная демонизация казачества и натравливание на него других народов и других слоев населения. Повторю: сознательная, потому что ни одного материала, указывающего на «ошибки» и «слабую юридическую грамотность», в газете не появлялось! А ведь газета несет ответственность за содержание, в этом — ее редакционная политика!

Казачество всегда было опорой своей страны, и если оно едино, если оно сильно — оно непобедимо! А значит, непобедима и Россия. Даже пройдя через жесточайшие репрессии, геноцид, казачество сохранило свою нравственность, духовность, крепкие жизненные устои. Мы учим своих детей трудолюбию, порядочности, патриотизму. И каждый, кто видит это воочию, проникается к казачьему народу глубочайшим уважением…

— Мы знаем, насколько тесно взаимодействуют Русская Православная Церковь и Кубанское казачье войско. Недавно в нашем крае по решению Священного Синода РПЦ образована митрополия, которая включает в себя пять епархий. Как вы, Николай Александрович, как атаман и истинно верующий, оцениваете произошедшее? Как будут строиться отношения Кубанского войска с вновь образованными епархиями?

— И как верующий человек, и как атаман Кубанского казачьего войска я радуюсь тому, что возглавлявшаяся Высокопреосвященнейшим митрополитом Исидором Екатеринодарская и Кубанская епархия настолько усилилась, что возвысилась до митрополии. Это закономерный плод трудов владыки, и я его от души поздравил.

Отношения и с митрополией в целом, и с отдельными входящими в нее епархиями строятся сейчас так же, как и прежде: мы вместе работаем ради того, чтобы исконная казачья духовность, которую уничтожали столько десятилетий, возродилась и окрепла. И теперь эта работа станет еще более тесной и интенсивной.

Например, до преобразования Екатеринодарской и Кубанской епархии в митрополию присутствие владыки Исидора на сборе даже самого большого отдела Кубанского казачьего войска было (в силу его огромной занятости) затруднено: Его Высокопреосвященство один тянул на себе весь святительский груз. А ведь присутствие архиерея — это не только показатель уважения и внимания к казачеству. Это — мощнейший духовный стимул воцерковления казаков и членов их семей, путь к возрождению нашей традиционной духовности!

Теперь же каждая из пяти епархий охватывает и меньшее число отделов войска, и, соответственно, меньшее число районных казачьих обществ. Это значит, что каждый владыка и каждый отдельский (окружной) атаман смогут чаще встречаться, теснее работать. Ведь казаки по-прежнему строят и восстанавливают храмы, опекают приходы. А во многих приходах они и их семьи составляют костяк общин. Уверен, теперь процесс воцерковления казачества станет более интенсивным. Уверен также, что в скором времени вновь назначенные архипастыри будут благословлены митрополитом на участие и в отчетно-выборных, и в отчетных сборах отделов и округа. В конце марта благочинные из вновь образованных епархий были участниками заседания совета атаманов ККВ и обсуждали с ними вопросы возрождения казачества именно как Христова воинства. И, смею уверить, обсуждали очень активно и заинтересованно.

— В старые добрые времена, да и в советские годы сохранялся культ семьи как ячейки общества. Знаем, вы уделяете большое внимание возрождению лучших традиций в казачьих семьях. Происходят ли здесь положительные изменения? Удается ли восстановить то, что было утрачено? И тем более противостоять тому, что сегодня направлено на разрушение (не побоимся этого слова) семейных основ, — многие телепередачи, интернет да и желтая пресса?

— Для казака и казачки семья всегда была святыней, ею она и остается. Во времена расказачивания и геноцида, когда даже произносить слово «казак» было опасно для жизни, именно традиции, по которым во все времена жили казачьи семьи, позволили нашему народу выжить и сохранить целостность, не раствориться в общей массе.

Да, многое сейчас целенаправленно делается не просто для разрушения — для уничтожения института семьи как такового. Поэтому прежде всего необходимо избавить общество от «черной» пропаганды. Я как атаман Кубанского казачьего войска поднимал и поднимаю этот вопрос везде и при любой возможности: и на заседаниях Совета по делам казачества при Президенте РФ, и на совещании по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания под председательством главы государства, и на Всемирном конгрессе казаков. Это вопрос безопасности всей России!

Но рассчитывать, что этого достаточно, неправильно. Нужно действовать самим. О том, как мы воспитываем в этом плане своих детей и молодых казаков, известно довольно хорошо. А вот о том, что работа с казачьими семьями, возвращение казачьей семье ее высочайшего статуса в последние годы стали одним из главных приоритетов Кубанского казачьего войска, известно пока значительно меньше.

Тем не менее вы, наверное, уже обратили внимание, что два своих главных праздника — день годовщины Кубанского казачьего войска по старшинству его старейшего полка и День кубанского казачества с 2011 года мы празднуем уже не в Краснодаре, а непосредственно в исторических отделах и округе войска. И всякий раз назначаем этим праздникам «столицу», в которой проходит парад и основные торжества. На ежегодный парад в честь Дня реабилитации казачества и годовщины подписания Закона о реабилитации репрессированных народов имеют возможность приезжать из муниципалитетов родители, жены, дети, братья и сестры казаков войска.

Мы делаем это как раз для того, чтобы подчеркнуть престиж семьи, дать ей возможность сохранять свое единство. С января 2008 года мы проводим атаманские елки всех уровней, на которые дети приезжают вместе с родителями. Уже два года на празднование годовщины высадки казаков на Тамань отправляются не только казаки, но и члены их семей. Во всех казачьих поминовениях члены семей тоже участвуют…

— На Кубани под эгидой ККВ уже действуют шесть кадетских корпусов, десятки казачьих школ и сотни казачьих классов. Выбрано верное направление в возрождении лучших казачьих традиций, культуры, передаче их будущим поколениям! «Вольная Кубань», кстати, постоянно рассказывает об этом замечательном опыте. Будут ли еще открываться в крае кадетские корпуса? И каковы взаимоотношения ККВ с Президентским кадетским корпусом, открытым год назад в Краснодаре?

— Я благодарен вашей газете за настойчивую пропаганду нашей уникальной системы казачьего образования: это очень нужно нашему обществу! В этом учебном году количество классов и групп казачьей направленности на территории войска возросло до 1576, непосредственно на Кубани — до 1300. Это порядка 35 тысяч казачат. Но это, увы, не более пяти процентов от всех учащихся! А ведь мы учим тому, что ценно и дорого для любого народа: уважать труд, почитать старших, любить свой край и свою страну, жить по традициям и обычаям казачьего народа, быть по-настоящему верующими людьми. Поэтому глава края Александр Николаевич Ткачев требует от нас охватить сетью «казачьего» образования минимум 40 процентов кубанских детей и молодежи.

Сейчас для нас важнейшая задача — планомерное и качественное увеличение количества классов и групп казачьей направленности, привлечение в них большего числа учащихся. В отношении казачьих кадетских корпусов: в двух из них, Ейском и Приморско-Ахтарском, в ближайшее время число воспитанников возрастет до двухсот и до ста соответственно. Открывать же новые кадетские корпуса для мальчиков мы пока не планируем, а вот создание училища для девочек-казачек в планах есть.

Почему, наращивая количество классов и групп казачьей направленности, мы не стремимся увеличивать количество казачьих кадетских корпусов, хотя шесть — это не так уж много? Мы уже, в принципе, охватили их сетью весь край, и теперь для нас важно создать такую систему кубанского казачьего кадетского образования, которая позволит воспитывать не только высокообразованных, интеллектуально развитых, но и духовно богатых людей. Ведь выпускники кубанских казачьих кадетских корпусов — это основа элиты. А элита должна быть прежде всего духовно развитой, самоотверженной, патриотичной, беззаветно преданной родной земле и своему народу. Она должна быть образцом!

Первые результаты создания этой системы мы уже видим. Наши кадетские корпуса постоянно входят в число лучших по России: в прошлом году в десятку лучших вошли два корпуса из шести. Кадеты Кропоткинского казачьего корпуса, например, стали бесспорными победителями Всероссийской казачьей игры «Казачий сполох» и завоевали сразу 101 медаль. Чтобы так бороться, нужно иметь настоящий казачий дух!

Да, мы высоко поднимаем планку. Но войско рассчитывает на то, что, повзрослев, воспитанники кадетских корпусов станут атаманами всех уровней, что они будут и дальше сохранять и развивать наш казачий народ, окончательно утвердят его обычаи, традиции, его культуру и духовные ценности… С Президентским кадетским корпусом, созданным в городе Краснодаре, наши взаимоотношения пока только устанавливаются. Мои заместители уже читали там лекции о казачестве, его истории, традициях, культуре…

— Николай Александрович, как вице-губернатор вы курируете важнейшие направления в администрации края. Уже невозможно представить команду губернатора без такой колоритной личности, какой вы являетесь. Если не секрет, как все успеваете? Где или в чем черпаете силы?

— Успевать приходится в основном за счет сна. Конечно, многое получается благодаря четкой работе моей команды — заместителей, атаманов всех уровней, командиров дружин и мобильных групп, если мы говорим о войске. А в администрации края — благодаря министрам, руководителям департаментов и управлений и, соответственно, их командам.

Силы же черпаю в семье, которую очень люблю! В спорте, хороших книгах и надежных друзьях…

В ночь на 20-е октября 1917 г. в Пятигорской тюрьме расстреляны бывший Войсковой атаман генерал М.Бабыч и с ним 50 казаков-заложников...

В Екатеринодаре 1919 года редкий день проходил без отпевания умерших - шла гражданская война, бушевали эпидемии тифа и холеры. И все же панихида, состоявшаяся 3 апреля в Екатерининском соборе, выбивалась из общего ряда. Хоронили последнего наказного атамана Кубанской области Михаила Бабыча. Вместе с ним в могилу уходила целая эпоха - эпоха дореволюционного Екатеринодара и кубанского казачества. 22 июля 2004 года исполнилось 160 лет со дня рождения этого мужественного и незаурядного человека, много сделавшего для процветания родной Кубани.

Будущий атаман родился в 1844 году в Екатеринодаре в семье генерала Павла Бабыча, героя русско-турецкой и Кавказской войн. С юных лет он пошел по стопам отца - в 1862 году начал службу юнкером в Тарутинском батальоне, а уже в 1864 году 19-летний Михаил получает свою первую награду - Георгиевский крест 4-й степени - за отличие при взятии аула Сочи. После этого он воевал в русско-турецкой войне 1877-78 гг., участвовал в покорении Средней Азии. Был удостоен орденов св. Александра Невского, Белого орла, св. Владимира 2-й и 3-й степени и многих других наград.

1889 год Михаил Павлович встретил полковником. Служил командиром Ново-Баязетского резервного пехотного полка, атаманом Екатеринодарского отдела, военным губернатором недавно присоединенной Карской области. Тогда же ему присваивают звание генерал-лейтенанта. Но превыше всех наград и званий было для Михаила Павловича желание облагодетельствовать родную землю, кубанский край. И вот наконец такая возможность представилась. 25 февраля 1908 года Михаил Бабыч становится наказным атаманом Кубанского казачьего войска. За всю историю войска это был первый наказной атаман из потомственных кубанских казаков.

В нелегкую для Кубани годину принял он этот пост. Кубань сотрясали последствия революции 1905-1906 гг. В Екатеринодаре свирепствовал террор анархистов и эсеров, действовали группы: «Мстители», «Кровавая рука», «Ворон», «Летучая партия» и другие. Зачастую члены этих организаций имели об анархизме и социализме весьма смутное представление, что не мешало им вымогать деньги у зажиточных граждан, устраивать разбои на улицах и убивать всех, кто имел смелость не подчиняться «экспроприаторам». Все предприниматели города попали под власть этой «революционной мафии» и даже боялись жаловаться на вымогателей в полицию, опасаясь жестокой расправы. Положение усугублялось тем, что прежний наказной атаман генерал-лейтенант Михайлов не мог или не хотел пресечь гнусные выходки террористов.

Михаил Бабыч пошел по пути радикального решения проблем области. Новый атаман ввел в городе комендантский час, который ввиду «непрекращающихся террористических действий со стороны злонамеренных лиц» запрещал выходить на улицы с 8 часов вечера до 4 часов утра, ходить группами. Несмотря на отдельное порицание такому «нарушению прав человека», большинство горожан было довольно: наконец-то на Кубани стал наводиться порядок. Почувствовав на своем горле железную хватку казачьего генерала, бандиты-«экспроприаторы» стали уходить на более благодатные угодья. Разумеется, некоторые террористы еще пытались хорохориться: так, эсеры-максималисты и анархисты-коммунисты вынесли М.П. Бабычу смертный приговор. Но тогда это осталось лишь бессильной угрозой фанатиков. Возможность привести приговор в исполнение у революционеров появится позже.

Покуда Михаил Бабыч продолжал укреплять законность и порядок в своей вотчине. После того как ситуация в Кубанской области стабилизировалась, Михаил Павлович отменил комендантский час. Настала пора обустройства расшатанной революционными потрясениями области. За время пребывания в должности Михаил Бабыч многое сделал для родного края. Благодаря инициативе атамана и его супруги Софьи Иосифовны в Екатеринодаре открывается музыкальное училище, 5 октября 1911 года в станице Таманской открыт памятник «Первым запорожским казакам», высадившимся здесь в конце XVIII века. 7 июля 1908 года Бабыч издал приказ: «…учредить Кубанский войсковой этнографический и естественно-исторический музей в г. Екатеринодаре. В этом музее должны быть наглядно представлены: природа края, прошлая и настоящая жизнь всего населения во всех его проявлениях мысли и труда».

Заботился атаман Бабыч не только о культурном, но и об экономическом благосостоянии города. В том же 1908 году им был издан приказ об установлении твердых цен на хлеб и мясные продукты, дабы пресечь распространившуюся спекуляцию. Не исполнившие этот приказ подвергались «денежному штрафу до 3000 рублей или аресту до трех месяцев».

…Началась первая мировая война. И в это тяжкое для России время суровых испытаний Михаил Павлович всем, чем мог, старался помочь Отечеству. Сам воевать он не мог: годы были уже не те. Но атаман поддерживал своих земляков, сражавшихся с германскими, австрийскими и турецкими армиями. Он старался в срок укомплектовать казачьи полки, принимал непосредственное участие в их снаряжении и сборе. Услышав о подвиге подъесаула Ткачева, совершавшего воздушные разведки над противником и получившего орден Святого Георгия, Михаил Бабыч заявил, что «…он первым из наших доблестных орлов летчиков получил это высшее звание. Душевно радуюсь сообщить об этом славному Кубанскому войску, сыны которого не только на земле, но и в воздухе покрывают себя неувядаемой славой».

Атаман Бабыч был уверен в победе русского оружия. Он даже отказался праздновать свой 70-летний юбилей, сказав: «Победим Германию, тогда отпразднуем». Но после Февральской революции и отречения Николая II Бабыч был надломлен свершившейся, как ему казалось, нацио-нальной катастрофой. Обращением к гражданам Кубани, в котором атаман призвал «проникнуться духом величайшего смирения, следуя беспримерному в мировой истории примеру нашего доброго, кроткого царя», Михаил Павлович окончательно скомпрометировал себя перед новой революционной властью, и 11 марта 1917 года последовал указ о его смещении с должности.

Михаил Павлович покинул родную Кубань и вместе с семьей поселился в Минводах. Но напрасно он надеялся найти здесь покой. Несколько раз его арестовывали чекисты, но быстро отпускали, не найдя в деятельности старика состава преступления. Но все же большевикам не давала покоя сама личность верного слуги императора, «проклятого контрреволюционера».

В ночь с 6 на 7 августа на квартиру к Бабычу явился вооруженный отряд во главе с начальником контрразведки матросом Рубаном. Был произведен очередной тщательный, но безрезультатный обыск. Несмотря на это, старого казака забрали и отвезли в Пятигорск. Здесь Бабыча судили и приговорили к смертной казни. Старого генерала заставили рыть себе могилу. После этого атамана расстреляли.

После тело старого казака удалось вывезти в тогдашнюю столицу Екатеринодар и похоронить в Екатерининском соборе.

С тех пор минуло уже немало лет, однако память о генерале Бабыче, настоящем кубанском патриоте, и по сей день жива у благодарных потомков. И недаром 4 августа 1994 года на том месте, где стоял родовой дом атамана, была открыта мемориальная доска.