Сценарий внеклассного занятия в начальной школе. День Земли. Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Земля – наш дом родной" Сценарий внеклассного мероприятия по экологии

Звучит песня «Земля наш дом»

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «лёгкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывать кислород. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного – бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоемы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений. Хотите ли вы спасти свою планету? А знаете ли вы главные беды Земли? Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Земля наш общий дом, и ее нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология.

Чтец (камила) Созвал Господь народы мира,
Чтоб каждому дать свой удел,
И выделил Он справедливо
Долин и рек, земли надел.

Леса, богатые плодами,
Луга как пастбища скотам,
А Горцу лишь земли не дали,
Ему и не пришлось быть там.

Раздал Господь все земли людям,
А для покоя Своего
Оставил край Себе уютный
Среди ущелий, рек и гор.

Но вдруг пришел усталый горец
И просит себе часть земли.
Но молвил Бог: «Уж не осталось,
Всё роздано тем, что пришли».

«Прости мне, Боже, что замедлил,
Я странника в дому встречал,
Топил избу, кормил обедом,
С пути айраном угощал.

Обычай есть у моих близких,
Чтоб в путнике Тебя почтить,
Как Аврааму дуб Маврийский, Помог трех ангелов вместить.

Как только отбыл странник Божий,
Я поспешил к Тебе прийти.
Неужто для Тебя так сложно
И для меня удел найти?»

Растрогали те речи Бога,
И Он немедля подарил
Удел – не мало и не много,
А тот, что для Себя хранил.

Удел назвали Тебердой,
Что в переводе «Божий дар»,
Домбай стоит стеной крутою,
В ущелье с гор бежит вода.

Там сосны, пихты, зубры, барсы,
Там сказочная красота.
И этот горный край прекрасный –
Дар Божий людям, Теберда

чтец: Акбаева Амина

Ведущий:- В самом красивом уголке нашей Родины живем мы с вами.

Покрытые вечными снегами и ледниками вершины. Лесные дебри, живописные озера, водопады, изобилие минеральных источников, памятники далекого прошлого, а главное люди Кавказа – гордые, трудолюбивые, гостеприимные- все это влечет к нам множество туристов. Красоту нашей природы воплощают в своих работах великие художники, композиторы пишут музыку, барды сочиняют песни, поэты пишут стихи.

Исполнение песни «Домбай»

Чтец : Снежанна (мы речь свою ведем)

Чтец (Аида) Есть просто храм, есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь

Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверни ее святынь.

Чтец: Лес не только для нашей забавы,

Он богатство России.

Все деревья в нем, ягоды травы

Нам на пользу друзья взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой

Может вырасти дуб в три охвата

Березняк иль малинник густой.

А уж, сколько орехов и ягод!

Сердцу любо, коль знать, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

Ведущий: У писателя Антуана де Сент- Экзюпери есть произведение « Маленький принц». Там есть такие слова: « Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету»

Очень часто человек не задумывается о том, какой вред может нанести природе его деятельность.

А ведь мы уже сейчас должны думать о том, что останется нашим потомкам. Смогут ли они любоваться лесами, полями, слушать пение птиц.

Чтец: (Мадина 4 кл) Дымят в городе заводы, атмосферу засоряя

Отравляют жизнь природы, стоки в воду направляя.

(Лейла М) Прогуляться в лес меж делом?

Он же мусором завален,

В нем не видно даже белок,

Вороньё среди подпален.

(Лейла Б)По отдельности мы каждый

Грудью встанем за природу,

А дойдет до дела скажем:

«Не сорил нигде я сроду»

(Чомаева д)Неужели непонятно,

Что мы сами дом свой губим

Вон на озерах грязи пятна. И в лесу деревья рубим.

Сохраним потомкам город, чистый воздух, реку, лес.

Уникальную природу

Не погубит наш прогресс!

(Лейла М) Природа в нашей жизни большую роль играет

Если беречь природу, Жизнь красивее станет.

Нельзя деревья вырубать, нужно беречь леса,

Животных нельзя обижать, Они ведь наши друзья.

Пусть даже опасный хищник, или страшный зверь,

Природа не простит пропажу своих детей.

Чтец: (Байчорова Л)

Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.

Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.

Ведущий: А сейчас поговорим о птицах. Птицы украшают нашу планету своим пением, их яркая окраска оживляет наш мир. Вы наверное, слышали народную примету « Ласточка низко летает- к дождю». Оказывается, перед дождем повышается атмосферное давление, и насекомые летают низко. Охотясь за ними, ласточки тоже вынуждены низко летать. Одна семья ласточки за лето истребляет 1000000 вредных насекомых.

(Аппоева А)- Я уважаю муравья за то,

Что он трудолюбивый,

Я уважаю соловья

За песни звонких переливы.

Я уважаю снегирей И дятлов тоже уважаю,

За то, что родины своей Они в мороз не покидают.

Я очень уважаю тех, кто никого не обижает!

Ведущий: А сейчас проведем небольшую викторину! Вы готовы?!

Вопросы: 1 - Какой зверь зимой страшен белке? (варианты ответов: волк, куница , лиса). Куница выгоняет белку из жилья, съедает запасы.

2. У какого зверя зимой самый теплый дом? (варианты ответов: белка , бобр, медведь)

Жилье белки называется гайно, оно шарообразное. Снаружи замаскировано листьями, ветками ели, внутри выстлано мхом, травой, шерстью. Температура в любой мороз 18-19 0

тепла. У белок бывает от 3 до 5 гнезд.

3. Какой зверь самый чистоплотный? (варианты ответов: куница, бобр, барсук )

Около норы барсука всегда чисто, туалет - глубокие ямки- барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Уходя на охоту, он очищает шерстку, расправляет примятые в норе волоски.

4. Какую птицу прозвали крылатой кошкой? (сову ).

5. плавают ли муравьи? (Да . Могут переплыть реку).

6. Как пингвины узнают своих детей? (по голосу)

7. Как птицы ориентируются, возвращаясь на родину? (варианты ответов: по луне , по звездам, по солнцу.)

8. Какие птицы самые дружные? (« Тронь одного- все за него горой») Варианты ответов: синица, грач, ласточка .)

(Камила) Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Ведущий: давайте вспомним некоторые правила поведения в природе. Не разоряйте птичьи гнезда!

Чтец:(Сафаров А) Дети запомнить должны и понять:

Гнезда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увядали яйцо

Или услышали крики птенцов, не приближайтесь, не лезьте туда

И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.

Ведущий: Не ломайте веток и не вырезайте надписи на деревьях!

Чтец: (Муслим)стоят деревья великаны, их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве « на память»!

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут, добро и красоту несут…

Ведущий: Не ловите бабочек!

(Аджиева А)

Чтец: Бабочка цветная

Над тобой порхает…

Стрекоза резвится, пляшет, веселится…

Лету все так рады!

Их ловить не надо…

Пусть себе летают, землю украшают…

Ведущий: не забирайте из леса домой животных!

Чтец: (Алан) для ежиков и белок

Лес – это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой:

Находят пропитанье,

Своих детей растят

И уходить из леса нисколько не хотят…

Поэтому не стоит Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать…

Ведущий: Не обижай змей!

Чтец: (Беланова П) Ты змею не обижай

И, увидев, палку не хватай,

Не маши руками, не кричи-

Просто отойди и помолчи…

Хоть опасны змеи, но нужны:

Чистоту беречь они должны;

Санитарам леса и воды

Ты не делай зла или беды…

Ведущий: Не оставляйте мусор в лесу!

Чтец: (Снежанна) Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой!

Ведущий: Не разжигайте в лесу костер без взрослых!

Чтец: (Арина)(Мадина) Без взрослых с огнем развлекаться опасно-

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой

Костер обернется серьезной бедой!

Ведущий: Не портите несъедобные грибы!

Чтец: (Каппушева С) В лесу грибов различных много…

Ты несъедобные не трогай!

В корзинку их не собирай, но и ногами не сбивай…

Нужны они лесным зверятам:

Лисичкам, ежикам, зайчатам…

Их только люди не едят:

В поганках, мухоморах – яд!

Но для зверья лесного все ж

Тот гриб полезен и хорош.

Ведущий: Не шумите в лесу!

Чтец: (Салима) У леса музыка своя…

Её послушайте, друзья!

Вот птичьи трели раздались,

Вот белка скачет вверх и вниз,

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать…

И громко музыку включать!

Ведущий: Не разоряй муравейники!

Чтец:((Хапчаева А) Муравьи – лесные санитары

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров, Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь: Гонят короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй! Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны

Ведущий: Не рвите цветы!

Чтец: (Канаматов Р) Цветы украшают луга и леса

Но это не только природы краса-

В них пчелы находят целительный дар

А бабочки пьют из них сладкий нектар

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

Не надо, букеты из них составлять…

Завянут букеты… Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

Ведущий: Все эти правила мы должны соблюдать, если хотим сохранить красоту Земли, на которой мы живем.

Под песню « Не рвите цветы» вручение памятных рисунков.

Ведущий: Для того, чтобы сохранить красоту и животный мир нашего города был создан Тебердинский Государственный природный биосферный заповедник, основная задача которого охранять и защищать это достояние республики. В Тебердинском заповеднике представлены такие редкие виды животных, как зубр, олень, тур, бурый медведь, рысь, кабан, волк, лисица, енот, косуля, косуля. Птицы: гриф, беркут, орел, разнообразие растительного мира.

Мы приглашаем вас посетить наш заповедник! (Вручение буклетов)

Чтец:(Алана) (Алина) Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

(Хапчаева А) Самая прекрасная, родная,

Разноцветная веселая живая,

Ты для нас, как мать одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы не жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья, Мы Земля, с тобой одна семья.

«Танец цветов» 1 класс

Ведущий: напоследок, я хочу прочитать вам стихотворение:

Благодарим за внимание, спасибо всем!

Анастасия Путинцева
«Земля-наш общий дом» Сценарий экологического праздника к Всемирному Дню Земли

Сценарий экологического праздника ,

посвящённого Всемирному дню Земли

«Земля – наш общий дом »

Ведущая : Здравствуйте, ребята! Мы с вами живём на прекрасной планете Земля и нашу чудесную планету надо беречь, чтобы красота её не угасла!

(стук в дверь)

Ребята, послушайте, кажется, к нам кто-то стучится (Вносят письмо) . Письмо. Интересно, что же там написано (читает) : «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ, ПРИГЛАШАЮ ВАС НА ИМЕНИНЫ. БУДУ ОЧЕНЬ РАДА ВИДЕТЬ ВАС. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ »

Ну что? Мы принимаем приглашение? (дети отвечают) .

Ведущая : Сегодня поздравить спешит детвора

Любимую нашу планету,

Желаем здоровья, всех благ и добра.

Ведь лучше Земли нашей нету !

1-й ребёнок :

Здравствуй, наш весёлый праздник ,

Славный праздник – день Земли .

Вместе с вами мы сегодня

Отмечать его пришли.

2-й ребёнок :

Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля !

Отныне мы дети твои и друзья!

Отныне мы вместе – большая семья :

Цветы и деревья, птицы и я!

Ведущая : Ребята, я поздравляю вас с этим днём! Попробуйте отгадать загадки :

Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (лес)

Течёт, петляет тут и там

И по полям, и по лугам,

Водой омыты берега.

Что это, знаешь ты? (река)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все… (солнце)

(пока дети отгадывают загадки, по залу раскидывается разный «мусор» ).

Ведущая :

Что случилось с нашим лесом?

Посмотрите все вокруг,

Был зелёным и уютным –

Стал он грязным, серым вдруг.

Теперь в лесу тишина, только мусор кругом. Кикимора Кика да Леший решили весь лес извести, цветы оборвать, птиц распугать, зверей разогнать. Ребята, слышите, кто-то сюда пробирается.

(входят Кикимора и Леший)

Кикимора : Леший, ты чего-нибудь плохое в лесу сегодня сделал?

Леший : Кика, да, я сегодня постарался : берёзу сломал, муравьёв разогнал, птичье гнездо разорил, цветов редких нарвал целую кучу и в ручей бросил.

Кикимора : Хи-хи! Ну ты и молодец! Давай запишем в книгу «Злых дел» .

Леший : А ты, Кикачка, что натворила?

Кикимора : Воды намутила, рыбу разогнала, людей на болоте напугала, аисту на ногу наступила, лягушонка палкой гоняла, мусора всякого в реку накидала. Давай, Леший, всё записывай.

Ведущая : Кто вы такие?

Кикимора : А разве вы нас не знаете?

Леший : Кикимору и Лешего все знают.

Ведущая : Ребята, да разве можно в лесу таких злодеев терпеть?

Леший : А что такое? Вы посмотрите сколько мы дел за день переделали (отдаёт книгу «Злых дел» ).

Ведущая : (читает) Сколько же вы вреда Земле причинили : деревья сломали, муравейник разорили. Если все будут уничтожать, рвать, ломать, так и жизни на Земле не будет ! И вас не будет!

Леший и Кикимора : И нас не будет? А что же делать?

Ведущая : Об этом вам расскажут наши ребята.

(дети рассказывают стихи)

1-й ребёнок :

Я обнял глобус – шар земной.

Один – над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут : «Береги» .

2-й ребёнок :

В зелёной краске лес и дол

Мне говорят : «Будь с нами добр.

Не растопчи нас и не жги.

Зимой и летом береги».

3-й ребёнок :

Журчит глубокая река,

«Ты береги нас, береги» .

4-й ребёнок :

И птиц, и рыб я слышу всех :

«Тебя мы просим, человек,

Ты обещай нам и не лги,

Как старший брат нас береги»

5-й ребёнок :

Сбережём свою красивую планету,

Нашу Матушку-Природу сбережём,

Мы должны быть очень благодарны

Ей за то, что счастливо живём!

Кикимора : Спасибо, ребята, научили уму разуму. Мы поможем весь мусор убрать и побежим добрые дела делать.

Игра «Убери мусор»

(Дети делятся на 2 команды, каждой команде выдаётся корзина. По сигналу дети начинают собирать «мусор» , какая команда быстрее уберёт свою территорию. Кикимора и Леший помогают, а после окончания конкурса забирают корзины с мусором и убегают).

Ведущая : Посмотрите, как стало чисто. Какой же хороший поступок сделали мы ко дню Земли . А сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру. Я буду называть действия. Если я буду поступать хорошо, говорите «да» , если плохо, то все вместе кричите «нет» !

Игра «Если я приду в лесок»

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да)

Если ветку подвяжу,

Колышек поставлю? (Да)

Если разведу костёр,

А тушить не буду? (Нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (Нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да) .

Ведущая : Молодцы, все правила знаете! Вы настоящие друзья природы. У природы есть ещё один враг – огонь.

Конкурс «Пожар в лесу»

(Каждый участник приносит воду для «тушения пожара» ложкой в ведерко. Выигрывает команда, у которой вперёд наполнится ведерко).

Конкурс «Знатоки животного мира»

(У каждой команды корзинка с набором животных и по 2 обруча разного цвета :синий-вода, жёлтый-суша. Участники должны распределить, какие животные живут в воде, какие – на суше. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием).

Ведущая : Мы сегодня отпраздновали день рождения нашей планеты Земля . Вы знаете, какая она красивая в любое время года. Она дарит нам свои плоды, свою красоту. Мы должны любить нашу землю и беречь её !

(дети читают стихи)

1-й ребёнок :

Давайте будем дружить друг с другом

Как птицы с небом, как поле с лугом.

Как ветер с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами !

2-й ребёнок :

Давайте будем к тому стремиться,

Чтобы нас любили и звери, и птицы,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям!

3-й ребёнок :

Давайте будем беречь планету!

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной только одна,

Для жизни и дружбы она нам дана!

(дети исполняют песню)

Песня «Наш край»

Ведущая : Давайте вместе Землю украшать ,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная : хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Публикации по теме:

Методическая разработка экологического праздника «Наш дом-планета Земля» Методическая разработка экологического праздника "Наш дом - планета Земля" Цель: сформировать у детей мотивизацию к творческой деятельности.

Проект «Земля наш общий дом» Проблема: бережное отношение к окружающей природе Игровая мотивация: путешествие детей по разным месяцам года; Цель: Формирование у дошкольников.

Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве.

Развлечение экологической направленности к Дню Земли «Мы земляне, наш дом - планета Земля» Развлечение экологической направленности к Дню Земли «МЫ ЗЕМЛЯНЕ, НАШ ДОМ - ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ» Ведущий. Есть просто храм, Есть храм науки,.

Сценарий экологической игры, приуроченного ко Дню Земли.

Тема : Земля - наш общий дом.

Эпиграф мероприятия : «Лес для умного, внимательного человека- это целый мир, для учёного- огромная книга, для поэта полная переливов радуга» (Л.Леонов.)

Цель: воспитание бережного, гуманного отношения к родной природе, чувства любви и ответственности за неё.

Задачи : 1. Расширять кругозор детей, уточнить необходимость изучения тайн природы для дальнейшей жизни;

2. Познакомить с неизвестными сведениями о природе, привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды;

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты : 1. Расширенный кругозор учащихся;

2. Желание детей внести посильный вклад в мероприятия по защите природы.

Оборудование: презентация, костюм природы, выставка рисунков на тему «Природа нашего края», музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия.

Слайд 1 . На фоне музыки идёт смена картин, посвященных катастрофе на ЧАЭС 26 апреля 1986 г. В сопровождении музыки («Anytime, Anywhere» оригинал Sarah Brightman)

ученик 1 читает:

Была тёплая апрельская ночь, одна из лучших ночей года, когда листья зелёным туманом в поступают на деревьях. Спал город Припять…, спала Украина, спала вся страна, ещё не зная о великом горе, пришедшем на нашу землю.

Ученик 2 . Владычествует страшная беда

Над водной зыбью и земною твердью,

Чернобыля полынная звезда

Всё отравила, пронизала смертью.

Россия, родина! За что, за что

Тебе ещё и это испытанье!

Славяне, милые, вы, как никто,

Обречены судьбою на страданье?!

Слайд 2 . Музыка заканчивается. На слайде вопросы:

О каком событии идёт речь?
Когда это случилось?
Сколько лет исполняется в этом году?
Какие страны пострадали от этих событий?(Украина, Белоруссия, Россия, Финляндия, Австрия, Италия, Польша, Швеция, Румыния).
Чем опасны последствия данного события?
В каком городе это случилось?

Ученик 3. Авария на Чернобыльской АЭС, связанные с ней трагические события, её последствия ещё долго будут объектом пристального внимания всех людей на земле.
А какой праздник отмечается 22 апреля? И нельзя допустить, чтобы такая беда повторилась вновь.

Слайд 3. Появляется надпись «День Земли». Праздник чистой Земли, чистой воды, чистого воздуха.

Выходит чтец с глобусом в руках и читает.

Чтец 1. Смотрю на глобус-шар земной

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

"Ты береги нас, береги!"

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

"Ты береги нас, береги!"

Грустит глубокая река,

"Ты береги нас, береги!"

Остановил олень свой бег:

"Будь человеком, человек!

В тебя мы верим- не солги,

Ты береги нас, береги!"

Смотрю на глобус-шар земной

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

"Я сберегу вас, сберегу!"

Ведущий : Добрый день, ребята!

Очень часто мы слышим, как люди вокруг нас обсуждают проблемы охраны природы, частью которой они сами являются: вспоминают, что все мы очень зависим от того, какая среда нас окружает. Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть животных не только по телевизору и в зоопарке.

Слайд 4 . Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Мы поговорим об ЭКОЛОГИИ.А кто знает, что это за наука?

«Ойкос» по - гречески значит «дом», «логос» - «ученье, наука». Экология - это наука о нашем общем доме. А что является нашим домом?

Правильно – ПРИРОДА.

Слайд 5 . Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнестом Геккелем. Но только со второй половины XX века человечество приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Всё живое на Земле взаимосвязано, причем так точно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.

Слайд 6. Эпиграфом нашего мероприятия служат строки : « Лес для умного, внимательного человека - это целый мир, для учёного - огромная книга, для поэта полная переливов радуга» (Л.Леонов.)

Ведущий. Сегодня вам предстоит участвовать в разных конкурсах - шутливых и серьезных, для этого вам необходимо разделиться на 3 команды.

Конкурс для отбора первой команды: Отбирается команда «Умных любознательных людей».

Слайд 7 . Назовите на фото места, которые вы узнали. (Морской Глаз, мост на озере Яльчик, берёза на дороге в Карай, пришкольный участок, мост у источника деревни Отымбал, радуга на конце деревни Отымбал).

Конкурс для отбора участников во вторую команду: Отбирается команда « Учёных природоведов»

Слайд 8 . Фото 6 учёных (Пржевальский, Ломоносов, Дарвин, Вейцман, Мосолов, Мичурин).

Конкурс для отбора участников команды « Поэтов природы».

Слайд 9 . Фото 6 поэтов. (С.Есенин, А.К.Толстой,Ф.Тютчев, А.Фет, А.Пушкин, В.Колумб).

Слайд 10. Узнайте, что изображено на слайде (отбираются члены жюри).

Слайд 11. В конце прошлого века человечество осознало, что планета наша хрупкая и ранимая. Самое уязвимое на ней это - леса: ведь именно они дают столь необходимый нам кислород. Большинство думают, что лес - это множество деревьев, растущих вместе. Но тогда и парк и сад, и аллея - тоже лес? Нет, лес - это сообщество древесных, травянистых растений и различных животных.

Ведущий . Какой праздник отмечается в конце марта? (День птиц).

Наш первый конкурс называется «Узнайте птиц».

Слайд 12. (Воробей, утки, гуси, глухари, фазан, синица, снегирь). Участники пишут названия на листочках и сдают жюри.

Чтец 2.

Всебогатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зеленые весны.
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в речей
Узорочье луговин цветное,
Теплый воск желтеющих полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озер-
Всеэтотвое, и сердце надо
Вцелый мир влюбить,
В родной простор.

Слайд13. Конкурс второй. Как называется птичий домик (Гнездо). Где птицы любят строить свои гнезда? (На деревьях).Поэтому наш второй конкурс называется « Лесная викторина » и мы будем говорить о самых разных деревьях. Каждый ответ оценивается в 2 балла. Вопросы командам по очереди.

1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)

2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья? (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)

3. Почему в сосновом лесу много отмерших сучьев, а у самих сосен зеленеют верхушки (сосна - светолюбивое растение).

4. Почему лесные дороги после дождя дольше не просыхают, чем в поле (нет ветра, поэтому испарение меньше)

5. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (земляника, малина, душица и др.)

6. Какие растения в лесу можно использовать для лечения простуды? (мать-и-мачеха, чабрец, земляника и др.)

7. Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения. Постройки из неё сохраняются 300-500 лет? (лиственница)

8. Из древесины какого дерева делают спички? (осина)

9. Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка? (ель, сосна).

Слайд 14. Жюри подводит промежуточные итоги. Звучит песня «Во поле березка стояла».

Слайд 15 . Конкурс третий. «Угадай эмблему».

Ведущий: Следующий конкурс, который называется «Угадай эмблему».

Участники команд должны угадать эмблемы(заповедник «Большая Кокшага», герб Волжского района, зона радиационного загрязнения, «Беловежская пуща»).

Пока игроки обдумывают свои ответы, мы проведем шутливую экологическую игру с болельщиками. Я задаю вопросы, а вы отвечаете:

1. Под каким деревом прячется суслик во время дождя? (суслики во время дождя прячутся в норы, т.к. в степи, где они живут деревьев нет)

2. Кто над нами вверх ногами? (муха)

3. Что находится между городом и селом? (союз «и»)

4. Летели 3 страуса, охотник одного убил, сколько страусов осталось? (страусы не летают)

5. Можно ли о воду порезать руки? (да, когда она превращается в лед)

6. Как далеко в лес может забежать заяц? (до средины, а потом он уже выбегает).

Слайд 16. « Не дразните собак…» (поют учащиеся 1-2 классов)

Слайд 17. Ведущий: наш четвертый конкурс называется «Живые барометры ». Он требует от игроков не только знаний экологических закономерностей, но и смекалки, быстроты и умения объяснить проблему или ситуацию. Итак, внимание:Продолжи примету

Каждого человека интересует, какая погода будет завтра, послезавтра, через неделю. Однако синоптики довольно часто ошибаются. Но на нашей планете есть существа, которые без всяких расчетов в состоянии предсказать погоду. Ученые называют сейчас около 600 видов животных и 400 видов растений, которые могут выступать как барометры, индикаторы влажности, температуры воздуха, предсказатели штормов, бурь или хорошей безоблачной погоды.Знаете ли вы народные приметы?

    Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (Будет дождь )

    Грачи рано прилетают весной (Весна будет тёплой)

    Синичка с утра начинает пищать (Жди мороза )

    Собака свертывается и лежит калачиком (Наступят холода )

    Воробьи купаются в пыли или в луже (Будет дождь ).

    Если ночью был иней (снега не будет).

Слайд 18. Ведущий. А теперь пятый « Конкурс загадок о природе».

По какой дороге

Полгода ездят

И полгода ходят? (Река)

Два братца

В воду глядятся,

Век не сойдутся. (Река и берега)

Посреди поля

Лежит зеркало:

Стекло голубое,

Рама зеленая. (Пруд)

Кругом вода,

А с питьем беда. (Море)

По морю идет, идет,

А до берега дойдет –

Тут и пропадет. (Волна)

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. (Болото)

Белая морковка

Зимой растет. (Сосулька)

Что вверх корнем растет? (Сосулька)

В огне не горит,

В воде не тонет. (Лед)

В новой стене,

В круглом окне,

Днем стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь)

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут,

Я все терплю

И всем добром плачу. (Земля)

Что на свете всех жирнее? (Земля)

Дышит, растет,

А ходить не может. (Растение)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает.

Весной оживает. (Лес)

Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья)

Зимой и летом

Одним цветом. (Ель, сосна)

Стоят столбики белены,

На них шапочки зелены. (Березы)

Стоит красавица на поляне:

В белом сарафане,

В зеленом полушалке.. (Береза)

Никто ее не пугает,

А она вся дрожит. (Осина)

Стоят казаки,

На них белы колпаки. (Пни под снегом)

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)

Белые овечки

Бегают по свечке. (Верба)

Под ярусом, ярусом

Висят кисти

С красным гарусом. (Рябина)

Снесли птички

Синеньки яички,

Развесили по дереву:

Скорлупка мяконька.

Белок сладенький,

А желток костяной. (Слива)

Синий мундир,

Белая подкладка,

В середине -

Сладко. (Слива)

Сижу на тереме,

Мала, как мышь,

Красна, как кровь,

Вкусна, как мед. (Вишня)

Красненька матрешка,

Беленько сердечко. (Малина)

Стоит Егорка

В красной ермолке,

Кто ни пройдет,

Всяк поклон подает. (Земляника)

На лесной поляне

Красуется Татьяна:

Алый сарафан,

Белые крапинки. (Земляника)

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая - чернеет. (Смородина черная и красная)

Черненька,

Маленька,

Сладенька,

Ребятам миленька. (Черника)

Стоит Антошка

На одной ножке,

Сам маленький,

А шляпа большая. (Гриб)

Стоит на полянке

В красном платье Татьянка:

Вся в белых крапинках. (Мухомор)

Слайд 19. Ведущий : шестой конкурс СКОРОГОВОРОК . (Каждая команда получает скороговорку)

Плавниками трепеща,

И зубаста, и тоща,

Пищи все себе ища,

Ходит щука вкруг леща.

Свили цапли гнездо из пакли.

С хмурого неба закапали капли.

В гнезде из пакли промокли цапли.

Слышен шорох в камышах-

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шёпотом страшат.

Слайд 20. Ведущий. Игра со зрителями. А сейчас будет блиц-гейм. Я задаю вопрос, вы сразу даете ответ.

    Какая самая маленькая птица? (Колибри.)

    Самое быстрое морское животное? (Дельфин.)

    Каких птиц больше всего на земле? (Куры, воробьи.)

    Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)

    Кит – рыба или зверь? (Морской зверь.)

    Самое быстрое животное суши? (Гепард.)

    Никто не пугает, а вся дрожит. Какое дерево? (Осина.)

    Где у кузнечика ухо? (На ножке.)

    Какой зимний месяц самый холодный? (Январь.)

    Какой зверь любит малину? (Медведь.)

    Растет ли дерево зимой? (Нет.)

    Какое национальное дерево России? (Береза.)

    Какой великой реке посвящали свои стихи русские поэты? (Волга.)

    Чего в решете не унесешь? (Воду.)

    Название, какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой будки? (Незабудка.)

Жюри подводит итоги прошедших конкурсов.

Слайд 21. Ведущий : наш седьмой конкурс - « Пантомима»

Каждой команде предлагается мимикой и жестами показать экологические правила поведения в селе и на природе. А болельщики должны догадаться, о каких правилах идет речь. Участники конкурса вытягивают листочки- задания:

1. Не рвите цветы! 2. Ловля рыбы в реке запрещена! 3. Внимание, дикие звери!

4. Береги воду! 5. Не шуми в лесу! 6. По газону не ходить!

(Команды изображают экологические правила, жюри оценивает конкурс).

Слайд 22. Ведущий. Восьмой конкурс «Угадай экологические знаки».

(не разоряй муравейники, не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле, не ломай растения, не лови в лесу животных, не повреждай кору деревьев, защитим окружающую среду).

Слайд 23. Жюри подводит итоги конкурса, называет общий счет. Звучит песня «Не рвите цветы, не рвите». (1,2,3 4 классы).

Слайд 24.

Чтец 3. Монолог природы. (идёт музыкальное сопровождение).

Я- Природа. Я- великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу…

Земля – наш общий дом

Экологическое путешествие.

(сценарий для детей младшего и среднего школьного возраста)

Т.В. Ворошнина, заведующая Верхневарженским сельским филиалом №4

МУК «Великоустюгская межпоселенческая централизованная библиотечная система».

Ведущий 1. Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Но знают все – и млад и стар,

Что она – огромный шар. (Земля)

Ведущий 2. Земля – общий для всех нас большой дом. В народе говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут». Живя в этом доме, человек должен быть добрым, заботиться о других её жителях.

Ведь море без рыб – не море.

Ведь небо без птиц – не небо.

Земля без зверей – не земля,

А нам без земли нельзя!

Ведущий 1. Наша земля круглая, всё время вращается вокруг своей оси и солнца. Поэтому и происходит смена дня и ночи, времен года (зима, весна, лето, осень), на земле есть холодные и жаркие страны.

Ведущий 2. Земля – планета Солнечной системы, где есть суша, вода, атмосфера, в которой содержится кислород. Всё это способствует жизни на Земле.

Ведущий 1 . А знаете ли вы?

    За какое время земной шар делает полный оборот вокруг своей оси? (за 24 часа, т.е. сутки)

    Какая из звёзд ближе всех расположена к Земле? (Солнце)

    Если бы Солнца не было, то… (На Земле был бы лютый холод, Земля бы не вращалась вокруг Солнца)

    За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? (За 365 дней, т.е. за год)

    Как называется естественный спутник земли? (Луна)

    Как называется уменьшенная модель Земли? (Глобус)

    Какую часть поверхности земного шара занимает вода? (три четверти)

    Кто чувствителен к колебаниям земной коры? (рыбы)

    Кто и когда совершил первый полет в космос? (1961 год. Ю.А.Гагарин)

(«Я – Земля» Муз. В.Мурадели, Слова Е.Долматовского)

Чтец 1 . Земля – наш общий дом,

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем.

Р.Рождественский

Чтец 2. Что за чудо Земля

В ярких красках весны,

Если птицы поют

И не слышно войны.

Чтец 3. Что за чудо Земля:

И закат и рассвет,

И улыбка друзей,

И улыбка в ответ!

Чтец 4. И в полях золотых,

И в лесу молодом,

Ты прекрасна, Земля,

Человеческий дом!

(«Я люблю свою Землю» муз. Е.Птичкина, слова В.Харитонова)

Ведущий 2. Проблем на планете Земля существует великое множество. Но мы сегодня остановимся на экологической проблеме. Скажите, что такое экология? (Ответы)

Это слово происходит от двух греческих слов «ойкос» - что значит дом, и «логос» -наука, т.е. это наука о доме. Для человека дом – это чаще всего четыре стены и крыша; для зверя – лес, поле, горы; для рыб – моря, озёра, реки. Значит, у всего живого есть своё жилище, а общим домом для всех является наша планета – Земля.

Ведущий 1 . « Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», значит, пересесть из него просто некуда». (Антуан де Сент-Экзюпери)

Чтец 1. Есть просто храм, есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Всегда в любое время суток,

Он нам открыт в жару и стынь.

Входя в него, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

С.Смирнов

Ведущий 2 . Не зря народная мудрость гласит: «На выдумку природа торовата». Действительно, каких только явлений природы не существует, все в разных тонах и оттенках. Даже сам человек – дитя Природы, и о человеке очень часто говорят так:

    Был на лоне природы (на открытом воздухе)

    От природы такой (С рождения таким родился)

    Судят по природе (по характеру, по натуре)

    Царь природы (о человеке, как венце всего сущего, его вершине)

Ведущий 1. Сегодня мы с вами совершим экологическое путешествие по окружающему нас миру. И поможет нам в этом хозяюшка - Берегинюшка, которая всем сердцем и душой сопереживает за судьбу Природы.

Берегинюшка. И начнем мы, ребята, это путешествие с водной среды, так как вода – неоценимое богатство, без неё невозможна жизнь на планете. Для начала я хочу загадать вам загадки:

    Если ручки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без…. (воды)

    Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит (Река)

    По морю идет, идет,

А до берега дойдет –

Тут и пропадет (волна)

    Кругом вода,

А с питьём беда (море)

    Не вода и не суша –

На лодке не уплывешь.

И ногами не пройдешь (болото)

    Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня (ручеек)

    Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц и звезды –

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется? (пруд, озеро)

    Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем – не найдём (роса)

    Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает? (Дождь)

    В новой стене,

В круглом окне,

Днём стекло разбито,

За ночь вставлено (прорубь)

Всё это, ребята, и есть водная среда. Как обстоят дела в водном царстве? Об этом нам расскажет владыка этого царства – Водяной.

Водяной: Я – Водяной,

Я – Водяной.

Побеседуйте со мной.

Вы должны меня понять,

Что очень трудно водным царством управлять.

Когда из века в век

Загрязняет воду человек.

Посмотрите в данный миг,

Какой имею я прикид.

(На нём на веревочке нанизаны консервные банки, склянки, тряпки и прочее, весь в саже).

Мне разве ж до гулянки,

Когда вокруг бутылки, банки, склянки.

Отрава разная кругом…

Вот так живёт мой водный дом.

Вы, ребята, тоже

Ведёте у воды себя негоже.

И прежде, чем швырнуть бутылку, банку иль башмак,

Подумать надо вроде,

О родной природе

И не делать больше так.

Берегинюшка. Да, действительно, прав Водяной, что реки, кроме нефти, наполняются мусором, угольной пылью, смолой, красками, кислотами, ядами, золой, обрывками пластика, пеной стиральных порошков. Моря, океаны покрываются нефтяной плёнкой. Гибнут птицы, рыбы, морские животные. Всё это происходит по вине людей, так как они все бытовые и промышленные отходы сбрасывают в большие и малые водоёмы. Загрязнителями водной среды так же являются:

    Минеральные удобрения, средства защиты растений (гербициды, пестициды), которые стекают вместе с дождевыми потоками в реки, озёра;

    Горюче-смазочные вещества морского и речного флота;

    Нефть, покрывающая ¼ часть мирового океана вследствие потери её при подводной добыче, перевозках, на авариях на нефтеналивных судах;

    Отходы животноводства (навозные стоки попадают сначала в малые речки, а потом устремляются в реки большие)

Итак, водная среда загрязнена, вот почему так не хватает чистой воды.

Водяной: От тебя зависит, человек,

Судьба морей, озёр и рек!.

Берегинюшка: В каком состоянии находятся речки, ручьи в нашей местности? (ответы). В нашем Верхневарженском поселении тоже не всё гладко. Рабочие колхоза «Варжа» оставили вблизи речки Варжа два тюка удобрений, нашлись хулиганы, рассыпали их. Естественно весной талой водой это удобрение унесет в речку. Весь мусор, накопившийся за зиму, жители сваливают около ручья Солотовки, протяженность этой свалки довольно значительна. Жаб и лягушек стало намного меньше около нашего села, потому что водоёмы, в которых они размножались, захламлены, завалены или высохли.

А теперь, я хочу предоставить слово ещё одному представителю водной среды – Водолею.

Водолей . Я – Водолей,

Я –Водолей.

Лью воду для людей,

Чтоб их жажду утолить,

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги,

Мы ведь на планете не одни.

Потребность одного человека в воде за 70 лет жизни составляет 50 тонн. В современном городе только на бытовые нужды ежесуточно требуется 300-500 литров воды на каждого жителя. Как вы думаете, ребята, сколько воды вытекает из неплотно закрытого крана за минуту? А за сутки? (1 минута –110 капель, 1 сутки – 15 литров)

Знаете ли вы, что если выпить один стакан воды из городского водопровода, то она повлияет на здоровье через 10 лет. А ведь люди пьют эту воду не один год и не по одному стакану. Что станет с ними?

Мне так же известно, что питьевая вода, которая течёт по водопроводу в деревне Мякиницыно, тоже не совсем чистая, так как из года в год трубы ржавеют, и в итоге остается большой осадок ржавчины в воде. Вот почему вода имеет желтоватый цвет, да к тому же она на вкус солоновата. Приезжие сравнивают её с минеральной водой.

Берегинюшка. Чистая вода – бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Наши предки всегда любили и берегли родники, не переставая повторять народную мудрость: «Не плюй в колодец, самому испить придётся». «Голубыми глазами Земли» называли они реки, озёра и моря. Необходимо принимать срочные меры для улучшения водной среды. И это, в первую очередь, касается промышленных предприятий, которые должны иметь очистные сооружения для комплексной очистки воды.

Берегинюшка . Наш путь.

Над нами небо выше

Прозрачней синева,

И звёздами ромашек

Усыпана трава.

Нас приветствует Царица лугов и полей. Она расскажет нам о том, какая сложилась обстановка в её царстве.

Царица. Я – царица лугов и полей,

Моё царство открыто для взора людей.

Красоты земной не замечая,

Люди рушат, топчут, рвут…

Одним лишь только днём живут,

Не думая о том,

Что будет всё-таки потом.

И в итоге: цветы на лугах исчезают, лесом поля зарастают.

А ведь нужно жить, не забывая,

Что цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежно людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры.

(Песня «Полевые цветы»)

Сколько раз вы проходили мимо, казалось бы, самых обычных знакомых растений. Попробуйте назвать их и охарактеризовать их особенности. Не получается? Правильно сказал поэт А.Яшин:

А цветы разве знаем

На лугах? Разве ценим?

Все травой называем,

А подкошены – сеном.

Пройдитесь по лугу, вдохните воздух, пахнущий травой и мёдом, рассмотрите луговые растения, постарайтесь запомнить их особенности и названия, чтобы беречь и сохранять земное богатство нашей природы.

Берегинюшка. Ребята, без надобности никогда не рвите охапками цветы на лугах, так как по воле человека многие виды растений стали редкими или исчезли совсем. Редкие - занесены в Красную книгу.

Какие растения стали редкими в нашей местности? (растения семейства орхидных: любка двулистная, ятрышник, башмак настоящий (Венерин), грушанки круглолистной не осталось совсем).

Берегинюшка. Наше путешествие продолжается, и мы пойдем дальше. А куда? Угадайте.

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (лес).

«Давно пора бы воздать хвалу, какой заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев» (Л. .Леонов).

С большой радостью нас встречает хозяин леса Берендей.

Берендей. Здравствуйте, мои друзья,

Надеюсь, вы пришли сюда не зря!

Мой адрес дали вам цветы,

Деревья, травы, лес, кусты.

О вас река мне нажурчала,

Про вас мне солнце рассказало.

Я – Берендей, и лес – дом мой,

И за природу я горой.

Целый год в лесу вас ждал,

Лес и берег охранял.

В моём лесу живёт дедушка Эхо,

С ним разговаривать просто потеха.

Давайте крикнем все:

В ответ услышим…

Скажем все: Иди сюда»

И ответит Эхо…

Теперь я отдохну чуть-чуть,

А вы не тратьте время зря: Отправляйтесь дальше в путь.

Мой друг Лесовичок,

Чудный, мудрый старичок,

Давно вас ждёт друзья!

Лесовичок. Я –Лесовичок, Лесовичок,

Добрый, мудрый старичок,

Хранитель клада лесного.

Ведь не только для людей,

Но для птиц, и для зверей

Лес – обитель и жизни основа.

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать.

О каком растении речь?

Однажды охотник подглядел, как медведь в лесу выкапывал и лизал корни этого растения. Такое лакомство странным образом подействовало на зверя: он разморённо, без всякой опаски разлёгся на земле. (Сон-трава)

Что даёт лес человеку?

    Леса улучшают климат;

    Своей листвой и хвоей лес перерабатывает углекислоту в необходимый для жизни кислород;

    Лес даёт ценнейший материал, сырьё для целлюлозно-бумажной, химической и других отраслей промышленности;

    Фанеру, древесноволокнистые плиты, канифоль, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарственные препараты, пищевые и кормовые продукты и многое другое;

    Лес благотворно влияет на здоровье человека.

Послушайте историю об одном замечательном дереве:

Это было почти 300 лет назад. Моряки на корабле, шедшем в Канаду, один за другим заболели цингой. Выжила лишь часть команды, и только благодаря тому, что эти матросы послушались советов индейцев и стали пить настой из этого дерева. А на обратном пути корабль попал в жестокий шторм. И снова это дерево спасло моряков – на этот раз своей прочностью: корабль был сделан из досок этого дерева. Лишь много лет спустя был открыт секрет чудодейственного настоя: оказалось, что он содержал в большом количестве витамин С, необходимый человеку. Что это за дерево? (Сосна).

Разорить муравейник – не труд,

Но вредители лес сожрут.

Запомни и млад и стар:

Муравей – лесной санитар.

Будь бережлив и зорок,

Мал муравей, да дорог.

На первый взгляд кажется, что лес пуст и безмолвен. На самом деле в нём полно лесных обитателей: насекомых, птиц, зверей.

Какое животное называют ласково, особенно в сказках: сестричкой, плутовкой, Патрикеевной?

Да, действительно, лисица – главный персонаж многих народных сказок. В них она выступает как символ хитрости, ловкости, и это соответствует действительности.

(Инсценировка рассказа Н.Сладкова «Лиса и ёж»)

Всем ты Еж хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

А что, Лиса, я с колючками некрасивый что ли?

Да не то чтобы некрасивый…

Может я с колючками неуклюжий?

Да не то, чтобы неуклюжий…

Так какой же я такой с колючками?

Да какой ты, брат, с ними несъедобный…

Берегинюшка. Лес – это не только мир растений. В лесу живут звери и птицы, змеи и ящерицы, лягушки и жабы, насекомые и пауки. Они населяют все этажи леса – от крон деревьев до земли. Лес – их общий дом. Красота и живописность лесов вдохновляет творчество поэтов и художников.

Какие стихи о лесе вы знаете? (Ребята читают стихи)

Лес тоже страдает из-за людского своеволия.

Лесовичок : Из года в год, из века в век

Лес вырубает человек.

Птиц, зверей уничтожает,

Сам себя не уважает.

Кругом одни обломки,

Как будут жить его потомки?

Об этом он не думает пока…

Дети просят: «Сберегите лес!»

Это сказка, это мир чудес,

И она должна быть на века.

И в нашем Верхневарженском поселении нещадно вырубается лес. Недавно колхозу «Варжа» был предъявлен штраф за некачественную очистку делянок. А сколько таких делянок.

Иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Сейчас мы поиграем в игру-загадку «Найди ошибку».

«Майский день дети провели в лесу». Они играли, бегали, кричали, рвали цветы, плели венки, собирали большие букеты ландышей, разорили птичье гнездо, изрезали ножом деревья. На поляне разожгли костер, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и взяли его домой. Какие ошибки вы заметили в поведении детей? (Ответы).

    Как погасить огонь в лесу? (Засыпать землей)

    Почему лучше не разжигать костры в лесу? (ежегодно сотни тысяч гектаров леса сгорает по неосторожности горе-охотников и туристов. Гибнут птицы, гибнут люди, пытаясь погасить разбушевавшуюся стихию).

Берегинюшка. Так же надо отметить, что ежегодно площадь лесов уменьшается на 2%. По данным Международного Союза охраны природы, с 1600 года на земле вымерли 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих. В настоящее время диких животных на земном шаре насчитывается более 2 миллионов видов. За последние 56 лет исчезли 42 вида млекопитающих. Под угрозой исчезновения находится 100 видов животных. Исчезнувшие виды восстановить уже невозможно. Под охрану государства взяты редкие виды животных, они занесённы в Красную книгу. Наша Вологодская область тоже имеет свою региональную Красную книгу в 3-х томах: растения и грибы, животные, особо охраняемые территории. В неё включены: 181 особо охраняемая территория, 202 вида сосудистых растений, 33 лишайника, 27 мхов, 18 грибов. В Вологодской области 79 памятников природы, в нашем районе – 19.

(Ребята выходят из леса на полянку и видят огромную мусорную кучу, а около неё сидит Баба-Яга)

Баба-Яга . Я на ступе пролетала,

Сверху многое видала.

Нет порядка-то нигде!

В небе, на земле, в воде –

Всюду мусор, дым, зараза…

Уж признаюсь честно сразу,

От увиденного в шоке я.

Бедная ты, матушка Земля!

Знают взрослые и дети –

Мы не гости на планете.

Мы должны любить свой дом.

Соблюдать порядок в нём.

Тех, кто хочет этим пренебречь:

На лопату, да и в печь.

Берегинюшка. Мусорная лавина угрожает не только природе, но и жизни людей. На каждого из 6 миллиардов жителей нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год. Накопившийся мусор и бытовые отходы люди выбрасывают, куда попало, особенно в сельской местности: на улицу, на дорогу, в поле, в лог, в лес. Ну а около городов «дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья. Дым и запах разложения мешают проживающим вблизи людям. Дождевая вода вымывает из отходов ядовитые вещества. Это приводит к загрязнению и заражению открытых водоемов и грунтовых вод. У многих людей часто возникает ложное представление о том, что Природа способна сама устранить последствия вредных воздействий. Однако это не так. Бумага будет лежать до полного разложения более 2-х лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 1000 лет. Каждый человек за одни сутки выбрасывает 2,5 кг. мусора, за один выезд на природу отдыхающий оставляет 200-300 грамм мусора.

Причины увеличения объема мусора:

    Рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

    Широкое использование пластиковых упаковочных материалов;

    Повышение уровня жизни, позволяющие пригодные к использованию вещи заменить новыми;

Наиболее целесообразны три способа ликвидации мусора:

    Устройство специально оборудованных свалок;

    Компостирование мусора;

    Использование (утилизация) на мусороперерабатывающих заводах.

Каждый из нас ежедневно пользуется множеством вещей, которые не следует бездумно выбрасывать после использования, потому что они относятся к спец.отходам и особо опасны:

    Батарейки;

    Неиспользованные медикаменты;

    Остатки химических средств защиты растений (ядохимикаты);

    Остатки красок, лаков, антикоррозионных средств и клеев;

    Остатки косметики;

    Остатки средств бытовой химии;

    Ртутные термометры.

Планета наша весьма загажена, но мы ещё не осознаем всей опасности жизни на огромной мусорной куче. Мы-то пока на ней кое-как живём, но смогут ли жить наши потомки.

(Ребята продолжают свой путь и встречаются с воздушной феей)

Фея. Я – фея воздушная,

Умею я летать.

К природе я неравнодушная

И многое могу вам рассказать.

Месяц прятки затевает: выглянул – исчез.

Мир небесный протягает

Полон он таинственных чудес.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым,

Всё это называется природа.

Давайте же сердца ей отдадим.

Чтоб радость завтрашнего дня мы сумели ощутить.

Должна быть чистою земля

И небо чистым быть.

Звезды с облака ныряют

Прямо в глубину.

Сонно тучки повторяют песенку одну.

(«Облака»)

Воздух – это тоже основа жизни на земле. От того, каким воздухом мы дышим, зависит здоровье всех нас. Всем хорошо известны виновники загрязнения воздуха. Это, прежде всего, вредные выбросы заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, радиация.

Берегинюшка. В результате катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции наиболее сильно пострадала республика Беларусь. В зоне радиоактивного облучения здесь оказалось 27 городов, 2700 деревень с населением 2,5 миллиона человек, среди которых 800 тысяч детей.

138 населенных пунктов прекратили свое существование вследствие отселения жителей. В России наиболее опасное радиоактивное загрязнение отмечено в Брянской области.

Назовите основных загрязнителей воздушного и водного бассейнов в нашей области и районе.

В области : ОАО «Северсталь», ОАО «Аммофос», ОАО «Череповецкий азот», Вологодский подшипниковый завод, ОАО «Сокольский ЦБК», ОАО «Вологдаэнерго», Череповецкая ГРЭС.

В районе: ОАО «Великоустюгская кисте-щеточная фабрика», ЗАО «Устюгмебель», ОАО «Великоустюгский СРЗ», ОАО «Северлен», Фанерный комбинат «Новатор».

Фея. Происходит истощение природных ресурсов, истощение озонового слоя в атмосфере, поэтому меняется климат на земле. За последнее столетие произошло повышение средней температуры поверхности земли не менее чем на 0,5ºС, причём зимние температуры увеличились больше, чем летние. Повышение температуры увеличивает процесс опустынивания. Расширяется пустыня в Африке, на юге Северной Америки, Азии, изменился климат в Сибири и Скандинавии.

Берегинюшка. Ребята, наше путешествие закончилось, поэтому давайте поблагодарим всех сказочных героев, принимавших участие в этом мероприятии.

Ведущий 1 . А мы, в свою очередь, благодарим сердечно Берегинюшку, которая рассказала нам много интересного.

Ведущий 2. Итак, воздух – наш отец, вода – мать, Земля – дом. Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь – на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

Ведущий 1 . И очень хочется верить, что настанет время, когда страны мира будут гордиться не заводами, не задымленными горизонтами, а молодой свежей листвой, росой и ночной прохладой, запахами туманов, красотой нашей Земли.

Чтец 1. Пойду, оденусь,

Пойду, обуюсь,

Пойду лугами полюбуюсь,

Спокойно осмотрюсь кругом,

Природа наша – это дом!

Чтец 2 . В ней жук живет,

Пасется стадо,

И сельский странник коростель,

В котором остается странность

Пешком ходить в век скоростей.

Чтец. 3 . В ней рыбы – пескари и нельмы,

В ней птицы – иволга и дрозд,

В ней заросли стоят под хмелем,

И под сияньем вечных звезд.

Чтец 1 . В ней змеи, чудо черепахи,

В ней гады, в ней орёл Кондор,

И, как палач, в своей рубахе

Хранитель яда – мухомор.

Чтец 2. Природа, молодая мати,

Твой майский сад опять в дыму,

Твой дом высотный поломати

Я не позволю никому!

Ведущий 1 . Вывод сделаем друзья:

Расслабляться нам нельзя!

И давайте скажем дружно!

Все хором:

Нам любить планету нужно!

Ведущий 2. Пусть Земля родная наша

Год от года будет краше!

Мы не гости на планете,

Помните про это, дети.

Научитесь мир беречь.

Счастья вам! До новых встреч!

(«Вместе весело шагать» музыка В.Шаинского, слова М.Матусовского)

Список использованной литературы:

Дмитриев Ю. Книга природы. - М., 1990.- 399 с.

Потапова Л.М. Детям о природе. - Ярославль, 1998.-224 с.

Стишковская Л.Л. Большая книга леса. - М., 2005.-832 с.

Кукушкин В.С. География и экология. – Ростов на- Дону, 2005.- 212 с.

«Советская мысль»: районная газета.