Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич). Патриарх грузии илия второй назвал местоблюстителя

Неожиданно для всех сегодня патриарх Грузии Илия Второй назвал имя местоблюстителя. Им стал хорепископ патриарха митрополит Сенаки и Чхороцку Шио Муджири. Решение патриарха взволновало грузинское общество, породив множество предположений. В числе прочих есть и такое: грузинский патриарх назвал своего преемника.

В День святого Георгия патриарх Грузии Илия Второй преподнес сюрприз общественности. На праздничной службе в тбилисской церкви Кашвети Илия Второй зачитал пастве свое постановление о назначении местоблюстителя:

«Святой Георгий пожелал, чтобы мы имели местоблюстителя, и таким является владыка Шио. Я поздравляю его с этим высоким званием, надеюсь, он оправдает возложенную обязанность».

Оказавшись в оцеплении журналистов, 48-летний священнослужитель стал уверять, что для него это было такой же неожиданностью, как и для всех остальных, что он не заслуживает такого высокого звания. Но при этом признался, такой чести мало кто был удостоен.

No media source currently available

0:00 0:05:08 0:00

В отдельном окне

«Это особая ситуация, я не припоминаю, чтобы такое случалось в нашей истории. Поэтому в ближайшем будущем станет ясно, какими будут эти обязательства», – заявил Шио Муджири .

Не припоминает назначения местоблюстителя в новейшей истории Грузии и теолог Леван Абашидзе . Но это, по его словам, не означает, что Илия Второй назвал своего преемника.

«Это означает, что он вместе с патриархом будет участвовать в управлении церковью. В случае кончины патриарха в течение 40 дней он будет исполнять его обязанности, а потом должен созвать Большое церковное собрание для избрания нового патриарха. Естественно, Шио Муджири будет одним из главных претендентов на пост патриарха. Формально это не так, но неформально может означать именно это. Видимо, по состоянию здоровья патриарху нужен официальный представитель, то есть местоблюститель. По моему мнению, выбрали самого уравновешенного, образованного и подходящего человека», – говорит Леван Абашидзе.

Леван Абашидзе лично знаком с митрополитом Шио Муджири. Теолог не разделяет мнение тех, кто считает, что с выдвижением Шио Муджири в грузинской патриархии усилилось пророссийское крыло.

О местоблюстителе патриарха известно то, что он – близкий друг пророссийского бизнесмена Левана Васадзе и президента Георгия Маргвелашвили, с которым они учились вместе в школе. Муджири окончил тбилисскую консерваторию по классу виолончели. В 24 года был посвящен в монахи, закончил тбилисскую духовную академию, а затем московский Православный Свято-Тихоновский богословский институт. С 2003 года митрополит Сенаки и Чхороцку.

Шио Муджири действительно может оказаться кандидатурой, устраивающей всех, считает другой специалист по вопросам религии – Бека Миндиашвили :

«Шио не считается фундаменталистом, реакционером и ультраконсерватором, он считается духовным лицом умеренных взглядов. Он может оказаться приемлемой кандидатурой для России, поскольку именно она является решающим фактором при избрании патриарха Грузии. И ей важно сохранить такой влиятельный институт в стране для проявления своей мягкой силы».

Бека Миндиашвили не исключает, что кандидатура местоблюстителя была согласована в ходе недавнего (1-2 ноября) .

Митрополит Шио может устраивать и грузинскую власть, считает теолог. Именно с острой заинтересованностью власти в вопросе, кто будет следующим патриархом,связывает Бека Миндиашвили сделанный достоянием общественности церковный скандал вокруг «дела о цианиде». В феврале нынешнего года приближенный к патриарху протоиерей Георгий Мамаладзе был задержан в аэропорту Тбилиси на пути в Берлин. Как тогда косвенно указывали высокопоставленные чиновники, .

Спустя восемь месяцев протоиерей Георгий Мамаладзе был признан судом виновным, однако по обвинению в намерении отравить не главу церкви, а его секретаря-референта Шорену Тетруашвили. В ходе шумного судебного процесса, который вызвал бурную критику правозащитников, один из предполагаемых кандидатов на пост патриарха, родной племянник Илии Второго митрополит Дмитрий Шиолашвили публично отрекся от претензий на церковный престол. Он заявил, что не вступит в этот сан даже в том случае, если об этом попросит его сам патриарх.

Хотя и топорными методами, как тогда отмечали грузинские наблюдатели, но власти добились своего – по кулуарной информации, в «Грузинской мечте» не одобряли кандидатуру Дмитрия Шиолашвили.

С учетом всего этого, а также преклонного возраста Илии Второго (5 января ему исполнится 85) и болезни, многие считают естественным, мудрым и почти беспрецедентным его решение при жизни назначить своего местоблюстителя. Это он сделал за месяц до важной даты – 25 декабря исполнится 40 лет, как Илия Второй взошел на патриарший престол Грузинской православной церкви.

В Грузии заговорили о начале внутрицерковной борьбы. В стране, судя по всему, развернулась ожесточенная схватка за патриарший трон. На этой неделе из Тбилиси пришла информация: в феврале отравить хотели все-таки - едва ли не самого влиятельного человека в стране. Самые последние детали расследования выяснил корреспондент «МИР 24» в Грузии Михаил Робакидзе.

Несмотря на почтенный возраст - 84 года, недавно перенесенную операцию и слухи о покушении, Илия II недавно провел 40-ю по счету пасхальную службу. Торжественная литургия в соборе Святой Троицы длилась много часов.

Страсти вокруг католикоса начали накаляться в феврале этого года. Сам он в тот момент был в Берлине. Немецкие врачи готовили его к операции на желчном пузыре. А дома разразился скандал.

В аэропорту тогда задержали протоиерея Георгия Мамаладзе, начальника службы по управлению имуществом патриархии. В багаже нашли цианид, а в квартире - оружие и патроны. Потом было много противоречивых заявлений от чиновников, священников, из прокуратуры. Итог простой - Мамаладзе собирался в Германию, чтобы отравить кого-то из ближайшего окружения Илии II, если не его самого. Католикосу даже пришлось делать заявление прямо из больничной палаты.

«Я хочу коснуться той странной и ненормальной ситуации, которая связана с отцом Георгием Мамаладзе. Я знаю его уже давно и ничего нехорошего не слышал и не видел от него. Я вернусь в Тбилиси, надеюсь, что все прояснится, все успокоится и придет в норму», - сказал он.

Но о норме говорить пока рано. Следователи не спешат делать выводов. А вот консерваторы от православной церкви не сомневаются, что покушение готовилось именно на католикоса и отравить его хотел именно Георгий Мамаладзе. У дальнего родственника подозреваемого, однофамильца Ираклия Мамаладзе, тоже нет никаких сомнений.

«Отец Георгий был близким членом нашей семьи, крестным моего племянника. Если бы речь шла о каком-то покушении на рядового человека, я бы может просто дистанцировался от него, но когда готовилась ликвидация патриарха, я не мог молчать. Да, после всего были в мой адрес угрозы. Меня охраняют сотрудники полиции, я перенес огромный стресс, стал изгоем, но я уверен, что по-другому нельзя было поступить», - комментирует журналист Ираклий Мамаладзе.

Именно к нему протоиерей обратился с просьбой помочь в приобретении цианида, а тот пошел в прокуратуру. Но пока суд да дело и ожидание приговора.

Тюрьма, в которой отбывает наказание отец Георгий Мамаладзе, считается более или менее элитной. Если, конечно, так можно выразиться о местах не столь отдаленных. Тюрьма находится в густонаселенном районе Тбилиси и за этими стенами отбывают наказание в недавнем прошлом высокопоставленные чиновники из команды Михаила Саакашвили. Среди них и экс-премьер Вано Мерабишвили. В изоляторе есть спортзал, библиотека, а также компьютерный класс, правда, без интернета. Но свобода дороже такого сомнительного комфорта.

С момента задержания отец Георгий дважды пытался достучаться до патриархии. Свои послания передавал через адвокатов. Однако никто из высокопоставленных духовных чинов так и не встретился с протоиереем, ссылаясь на то, что патриархия полностью доверяет следствию.

При этом адвокаты священника настаивают: следствие идет однобоко и необъективно, а Мамаладзе считает себя жертвой интриг.

«Власти играют в одни ворота. В их руках аудио и видеозаписи, которые они выдают порционно, а сторона защиты не имеет права говорить ни слова. Отец Георгий не считает себя виновным и говорит о том, что его подставили», - заявила адвокат Георгия Мамаладзе Екатерина Ломидзе.

Скандал с цианидом - попытка подставить не Мамаладзе напрямую, а самого Илию II. Удар по репутации церкви - в этом не сомневается теолог Гиоригий Чикваидзе.

«Некоторые, как в церкви, так и вне ее, почему-то решили, что Святейший Католикос теряет свой авторитет, поэтому началась подковерная борьба, появились какие-то группировки и так называемые кланы, которые очень методично стали рушить авторитет церкви, а вместе с ней ее главы», - отмечает он.

Мотивов может быть немало. Первый и самый простой - . Грузинская церковь разделена на два крыла. Консерваторы, к которой имеет отношение сам Илия Второй, и реформаторы. Первые выступают за тесную связь с Россией, вторые - за сближение с Европой.

«Причем вторая группа достаточно радикальная, в которую входят настоятели ряда епархий. Кстати, благодаря поддержке со стороны этих представителей духовенства отец Георгий за короткий период смог подняться вверх по иерархической лестнице, добравшись до поста руководителя службы по имуществу патриархии», - говорит Ираклий Мамаладзе.

Есть еще одна возможная причина скандала - попытка скрыть махинации с имуществом. Мамаладзе мог узнать то, что лучше было не знать. Эта версия вполне может быть правдоподобной. Патриархия владеет десятками гектаров земли, резиденциями, предприятиями и дорогими автомобилями. Тем не менее, подковерная борьба и дело о цианиде авторитет католикоса-патриарха пока не пошатнули. Илия II по-прежнему один из самых уважаемых людей в Грузии.

HTML-код для вставки на сайт или в блог:

– Ваше Высокопреосвященство, благословите. Благодарим вас, что вы согласились поговорить о таком удивительном человеке, как Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II. Он очень многое сделал для Церкви и Грузии. Как вы думаете, как ему это удалось?

– Хочу поприветствовать читателей сайта Православие.Ru и поздравить с наступающим праздником Святого Рождества Христова и новолетия, всем пожелать Божьей милости, радости и крепкого здоровья.

Этот год является юбилейным для нашей Церкви и нашего Святейшего Патриарха-Католикоса всея Грузии Илии II, поскольку 25 декабря исполняется 35 лет со дня его интронизации, а 4 января 2013 года – 80 лет со дня его рождения. Годы своего служения Святейший назвал «солнечной ночью». Он говорит, что они были тяжелыми годами, годами испытаний, и если бы его не поддерживала милость Божия и любовь людей, ему было бы трудно все это преодолеть.

Мне посчастливилось некоторое время жить в Патриаршей резиденции в Тбилиси, где я мог воочию наблюдать, как живет Святейший. Каждое утро он начинал с молебна святому дня и каждый вечер молился за вечерним богослужением. После того, как в Патриархии был обустроен храм святого Илии Пророка, Святейший каждый день присутствовал на литургии, которую служили жившие там священники. Вспоминается его глубокий молитвенный настрой. Во время служб Патриарх всегда поминал большое число людей из своего помянника. Как бы поздно он не возвращался, каким бы уставшим он ни был (например, после возвращения из зарубежного путешествия), он всегда шёл в храм и совершал вечернее правило, всегда приносил благодарение Господу и лишь потом позволял себе отдыхать.

Этот молитвенный настрой чувствуется во всех словах и деяниях Патриарха, даже в самом здании Патриархии. Святейший не пропускал ни одной службы, в праздники и воскресные дни сам всегда служил литургию и призывал всех священнослужителей и монахов любить богослужение, совершать его со страхом Божиим, исправно и с глубоким благоговением.

В резиденции Патриарха всегда много народа, особенно в праздничные дни. Приемы идут с утра и до позднего вечера. Часто мы, молодые архиереи, чувствуем усталость к концу дня, в особенности, если в этот день много мероприятий, а Католикос-Патриарх, несмотря на годы, бодро стоит на ногах, встречает каждого пришедшего, всем улыбается и ни одним жестом не выдает усталости, озабоченности или обременения. Радость, находящаяся в нем, передаётся всем людям, которые к нему приходят. Это уникальное его свойство: рядом с ним становится мирно, спокойно и радостно. И это чувствуют все, не только мы, чада Церкви, но и люди, которые приходят к нему с разными официальными визитами: члены правительства, парламента, иностранные гости. Умиротворение, которое присутствует в Патриархе, разливается вокруг него, касается сердец всех находящихся рядом людей.

Святейший почти всю жизнь (если исключить годы обучения в школе) провел в лоне Святой Церкви. С раннего детства он посещал храм. Его родители были верующими людьми, они построили храм в честь святой Нины во Владикавказе. В 18 лет Ираклий, про – так звали Патриарха до пострига, – поступил в семинарию, а затем и в Академию в Сергиевом Посаде, учился в обители преподобного Сергия Радонежского. Церковь стала для него жизнью, и сам он всю свою жизнь посвятил служению Церкви.
Вместе со своей Церковью и своим народом он прошел все невзгоды коммунистического режима, все тяжести первых лет независимой Грузии, трудности 90-х годов, гражданской войны. Святейший Патриарх своим примером, своим словом, а самое главное, своей добротой и доброделанием поддерживал народ Грузии. Доброту Патриарха чувствовали на себе тысячи людей: он помогал семьям погибших во время событий в Цхинвали, в Абхазии, семьям погибших в гражданской войне, людям, которые остались без кормильцев – вдовам, сиротам, старикам, да и вообще всем людям, которые просто попали в беду, кто оказался в тюрьме. Его доброта и милость охватили всю Грузию.

Святейший Патриарх Илия является отцом грузинского народа, пользуется самым высоким авторитетом в нашей стране. Этот авторитет зиждется на вере в Бога и на добродетелях.

Святейший Патриарх всегда подчеркивал, что власть Церкви – власть небесная, а не земная, что Церковь добивается лишь того, чтобы люди увидели красоту Божию, почувствовали милость Творца к людям и возымели желание общаться с Богом. Вот к чему призвана Церковь. Ее главная задача состоит не в том, чтобы копить земные богатства и даже не в том, чтобы строить многочисленные храмы и монастыри, а в том, чтобы возрождать людские души. Патриарх всегда напоминает об этом молодым священнослужителям.

Авторитет Святейшего давно вышел за пределы нашей страны. Его уважают не только как церковного деятеля, который всегда призывает к миру, взаимоуважению и любви, но и как очень талантливого человека, иконописца и композитора. Он написал множество церковных и симфонических произведений – прекрасных образцов классического музыкального искусства. Его свойство творить, творить красивое и ценное, проявляется во всем. Все вокруг него окутано красотой, любовью и возрождением людских душ.

Оценка трудов Святейшего впереди. А мы просто счастливы, что живем в одно время с этим великим человеком, трудимся вместе с ним в деле воссоздания Грузинской Церкви и грузинского государства. Мы благодарны Патриарху за то, что он дал нам эту возможность, поскольку все нынешние члены Священного Синода Грузинской Православной Церкви лично рукоположены Патриархом Илией II.

– Есть поговорка: «Человек становится великим тогда, когда у него есть великий учитель». Вы очень близко общаетесь с Патриархом и наверняка знаете, кого он считает своими учителями и духовными наставниками.

– Святейший много рассказывает о тех людях, с кем имел духовное общение, вспоминает своих учителей по семинарии и академии – ректоров и педагогов. Часто вспоминает об архимандрите Шио (Дзидзава) из Теклатского монастыря и Святейших Патриархах – грузинских Каллистрате и Ефреме и московском Алексии I, о , об архимандрите Серафиме (Романцеве), который служил в Сухуми, о схиархимандрите Виталии и других священнослужителях. Среди них были и его прямые наставники, и те, чей пример назидал. Святейший рассказывает нам о том, как они жили, как служили, что говорили. Все эти люди имели глубокое влияние на его духовное становление, и он вбирал в себя их добродетели: их мудрость, терпение, молитвенность, милосердие, манеру общения с людьми. Сейчас он все это щедро передает нам.

– Были ли у вас какие-нибудь интересные истории, связанные с Патриархом Илией II?

– Многое было. Я расскажу только один случай.

Однажды меня, тогда ещё простого монаха, послали в Патриархию по делам. Это было в те годы, когда Патриархия обустраивалась. Привезли кипарисы, те самые, что сейчас растут во дворе. Тогда их нужно было посадить. Я шёл по двору, а в голове роились дурные мысли. И вдруг ко мне подошел послушник и сказал: «Святейший говорит: “Там монах ходит по двору, у него в голове дурные мысли, позовите его, пусть он вам поможет посадить кипарисы”…».

– Значит, он прочитал ваши мысли?

– Я не знаю, как это произошло, но я очень хорошо это помню.


– А можете ли вы вспомнить какую-то литургию, которую вы служили со Святейшим?

– В акафисте «Слава Богу за всё», написанном митрополитом Трифоном, есть слова: благодарю Тебя, Господи, за благодатные ощущения и удивительную легкость, которую мы ощущаем во время богослужения, это и есть прикосновение Твоей благодати к нашим душам. И это благодать чувствуется, когда литургию служит Святейший Патриарх Илия II.

– Всем грузинам известна написанная Патриархом Илией песня: «Я устал, я устал. Приди ко мне, Господь!» Вы не знаете, когда и в связи с чем он ее написал?

– Это песнопение было написано во время его служения в Батуми.

– Ваше Высокопреосвященство, владыка Андрей, мы благодарим вас за беседу. Что лично вы бы могли пожелать Святейшему Патриарху Илии в его юбилей?

– Я бы пожелал в первую очередь здоровья и многих лет жизни нашему Католикосу-Патриарху. Он нужен всем нам: и Церкви, и народу. Если кто-то не понимает того значения, которое Святейший имеет в современной истории Грузии, то я скажу вам, что Патриарх Илия – это тот человек, кто объединяет вокруг себя всех людей Грузии, несмотря на их вероисповедание и национальность. А ещё я пожелал бы всем нам, чтобы патриаршее слово было всеми нами услышано, понято и исполнено.

Решил вспомнить путь Патриарха, полный нелегких и удивительных событий.

Илия Второй (в миру Ираклий Гудушаури-Шиолашвили) родом из благочестивой семьи Георгия Симоновича Гудушаури-Шиолашвили и Наталии Иосифовны Кобаидзе. Фамилия Гудушаури упоминается еще с древних времен: с 40-х годов V века, когда царь Вахтанг Горгасали выступил в походе на Северный Кавказ. По дошедшим до нас сведениям, в царском походе сильно отличился некий воин по имени Гудуша из села Сно, и в знак благодарности царь покрестил его ребенка и построил в его честь крепость.

Потомки Гудуши - Гудушаури - играли исключительную роль в жизни родного села, они были мужественными людьми, отличались смелостью и доблестью. В XVII веке в крепости Сно громко славилось имя Шиолы Гудушаури, потомками которого являлись Шарамбали, Сугута, Глаха, Шакро и Гага, он же Георгий - отец Святейшего и Блаженнейшего Илии Второго.

Георгий Шиолашвили создал свою семью именно в селе Сно, в котором, как и во всей Грузии, в тот период велись эксперименты большевиков по коллективизации сельского хозяйства.

Индивидуальное сельское хозяйство теряло какую-то либо пользу и смысл, и жизнь в селе становилась трудной. Поэтому в 1927 году Георгий Шиолашвили вместе с семьей отправился на временное проживание в город Владикавказ, где со второй половины XIX века проживала многочисленная грузинская диаспора, кровно связанная со своей родиной.

Вскоре Георгий Шиолашвили приобрел здесь дом, а его семья стала известна во Владикавказе своей чистотой и праведностью. Именно в такой атмосфере 4 января в семье появился сын, которого отец назвал в честь царя Ираклия II.

В то время во Владикавказе была грузинская церковь имени Святой Нино, которая входила в юрисдикцию Католикоса-Патриарха Всея Грузии. Настоятель храма, архимандрит Тарас Канделаки, бывший секретарь Католикоса-Патриарха Всея Грузии Кириона II, с горем пополам защищал церковь от нападок как духовных, так и правительственных властей. Именно в этой церкви и был крещен маленький Ираклий.

Крестной матерью его стала монахиня Зоиле Двалишвили, которая на протяжении долгого времени была настоятельницей женского монастыря в Мцхета. Монахиня Зоиле часто возила своего крестника в монастырь Самтавро, где ещё в 3-летнем возрасте Ираклий Шиолашвили-Гудушаури однажды на праздник Светицховлоба встретился с Католикосом-Патриархом Калистратом (Цинцадзе), который благословил маленького Ираклия.

© photo: Sputnik / А. Александров

Большая семья будущего Патриарха состояла из двух родителей, братьев - Теймураза, Шоты, Виктора и сестры Нино, и каждый день молилась. В одной из своих проповедей Илия II вспоминал:

"Каждый вечер, перед сном наш отец ставил нас, братьев и сестер, перед иконами и читал нам молитвы, некоторые молитвы читали мы сами. К примеру, 90-й псалом отец всегда поручал читать кому-нибудь из нас. Затем отец окроплял нас святой водой и отправлял спать. Сам же продолжал молиться. Отец завершал молитвы перед Иконой Всех Святых - преклоняя колени столько раз, сколько изображений святых на этой иконе, и у каждого из святых просил благословения".

Семья Георгия Шиолашвили тесно была связана с Грузией, а также Патриархом Всея Грузии Калистратом Цинцадзе. Эта связь еще более углубилась после 24 февраля 1938 года, когда грузинская церковь Святой Нино прекратила свое существование и начались повальные притеснения и преследование верующих грузин.

"Мое детство, отмечал его Святейшество, совпало с очень тяжелым периодом для грузинской церкви. Преследовались священнослужители, закрывались церкви. Люди боялись посещать службы. В нашем доме часто укрывались преследуемые духовные лица, они оставались у нас по месяцам и оставляли неизгладимый след лично в моих мыслях и натуре".

С семьей Георгия Шиолашвили дружили и мусульмане-кистинцы, которые по словам Илии Второго, часто приходили в их дом и в комнате для гостей молились по своим религиозным обычаям, после чего хозяева вместе с гостями собирались за общим столом. Заслугой Георгия и Наталии в 1947 году стало и создание во Владикавказе церкви Пресвятой Богородицы. В архиве Патриархии Грузии имеются материалы, подтверждающие этот факт.

Лето маленький Ираклий обычно проводил в селе Сно в фамильном доме, где слушал от старших народные предания, гулял по родным ущельям, крепостям и церквям. В сентябре 1941 году Ираклий стал учеником первого класса 22-ой средней школы во Владикавказе. По существующим в семье традициям много времени уделял молитвам и был и примерным учеником. Особенно его увлекала история, география и иностранные языки.

22 июня 1941 года на Советский Союз напала фашистская Германия. Осенью вражеские силы подступили к Москве и Владикавказ стал прифронтовым городом. В сложившейся опасной ситуации семья Шиолашвили приняла решение вернуться в Сно. После окончания войны, в 1952 году Ираклий Шиолашвили-Гудушаури закончил 22-ю среднюю школу во Владикавказе и Московскую духовную семинарию в 1957-ом.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Вскоре Ираклий Шиолашвили решил отказаться от мирской жизни и 16 апреля 1957 года, в возрасте 24 лет в храме святого Александра Невского в Тбилиси, с благословения Мелхиседека Третьего студент второго курса духовной семинарии принял монашеский постриг с именем Илия в честь святого пророка Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший ему дальнейшее патриаршее служение.

Два дня спустя католикос-патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе. А 10 мая 1959 года патриархом Московским и всея Руси Алексием I рукоположен во иеромонаха.

© photo: Sputnik / В. Чистяков

В 1960 году Илия Второй окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение "История афонского Иверского монастыря". После окончания академии он вернулся на родину. Об этом факте Илия II писал в своей автобиографии.

"Научный совет Духовной академии решил оставить меня в академии стипендиатом профессора, но любовь к моему народу сподвигла меня оставить все это и привела меня в Грузию".

Вскоре Илия II был назначен клириком кафедрального собора города Батуми, а в 1961 году возведен в сан игумена, и затем — архимандрита.
26 августа 1963 года Илия II был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария католикоса-патриарха Ефрема II. Хиротонию совершили Католикос-Патриарх Ефрем II в сослужении митрополита Урбнисского Давида (Девдариани), митрополита Кутаисско-Гаенатского Наума (Шавианидзе), епископа Сухумско-Абхазского Леонида (Жвания) и епископа Степанаванского Зиновия (Мажуга).

Епископу было поручено стать ректором Мцхетской духовной семинарии. Надо отметить, что в то время эта семинария была единственной духовной школой в Грузии. К этой должности он приступил с большой энергией, а полученный в Московской академии опыт помог ему не только повысить уровень учебного процесса, но и дисциплину школы. На должности ректора епископ пробыл с 1963 по 1972 год. А 1978 году был избран Почетным членом Московской духовной академии.

1 сентября 1967 года владыка был назначен епископом Сухумским и Абхазским, а в 1969-ом — возведен в сан митрополита.

Путь Патриарха

Вскоре митрополит Илия Второй стал лицом Грузинской православной церкви. За большие заслуги перед грузинской церковью Илия Второй в 1972 году получил право ношения второй панагии - это небольшой образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских сцен), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди. А в 1975-ом - право носить бриллиантовый крест. Бриллиантовый крест на клобук в настоящее время носят все архиепископы и митрополиты, но так было не всегда. До 1917 года это была отдельная награда, жалуемая императором и выдаваемая Кабинетом Его Императорского Величества. В целом эту награду приходилось ждать пять—десять лет. В наше время крест жалуется одновременно с саном архиепископа.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

После смерти Католикоса-Патриарха Давида V 9 ноября 1977 года, решением Святого Синода Илия Второй был назначен Патриаршим Местоблюстителем. В 1977 году 23 декабря года в Тбилисском патриаршем храме Сиони XII местное собрание Православной грузинской церкви рассмотрело вопрос об избрании нового Католикоса-патриарха Всея Грузии. За кандидатуру митрополита Илии проголосовали единогласно. Интронизация Илии Второго состоялась 25 декабря 1977 года.

В то время у грузинской церкви практически не было паствы — даже службы Патриарха посещало максимум десять человек. Но вскоре, действительно, случилось чудо: великолепный храм Светицховели и его двор наполнились представителями грузинской интеллигенции и молодежи. Такое отношение к церкви было чуждо для коммунистического периода. Так наступил новый важный этап в жизни и истории грузинской церкви и Грузии в целом.

© photo: Sputnik / Denis Aslanov

В 1995 году Илия II так вспоминал первые и сложные годы своего пути в ранге Патриарха Грузии: "У грузинской интеллигенции было стремление к духовному, но не хватало опыта. Помню, как мы для подготовки академического издания истории грузинской церкви пригласили в Патриархию наших выдающихся историков, разработали план и распределили темы. Но когда они представили мне обработанные материалы, я понял, что издание их было невозможно, поскольку это была история, написанная нецерковными людьми… Однако, несмотря на это, стремление к сближению не останавливалось. В Патриархии продолжались встречи с учеными. Часто вопросы, которые мы рассматривали в ходе наших бесед, были настолько интересными, что о них рассказывали своим студентам профессора-педагоги университетов… Наши ученые внесли огромный миссионерский вклад и я благодарен за проявленную ими в столь тяжелое время поддержку".

В патриаршество Илии Второго в 1980-е годы произошло масштабное возрождение православия в Грузии. Начиная с 1989 года неоднократно действовал как посредник между враждующими политическими сторонами. За последние 36 лет количество епархий в Грузии было увеличено с 15-ти до 33-х. В 1977 году в Грузии было лишь 48 действующих храмов, ныне их — порядка 1000. Были совершены прославления новых святых, открыты новые духовные учебные заведения, в том числе Тбилисская и Гелатская духовные академии. В Тбилиси был возведен самый большой храм Грузии — Патриарший собор Святой Троицы.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

С 1 по 4 марта 2007 года грузинский Патриарх по приглашению Русской православной церкви находился с визитом в России, в ходе которого состоялась презентации 13-го тома "Православной Энциклопедии", в котором помещена обширная статья о Грузинской Церкви.

Среди наград Патриарха Грузии Илия II — Ордена Святой равноапостольной Нины, Святого великомученика Георгия Победоносца, Святого Иоанна Рыльского I степени, Святого равноапостольного князя Владимира I степени и князя Ярослава Мудрого III степени.

За восстановление независимости Грузинской Православной Церкви, за духовное и физическое спасение грузинского народа, за особый вклад в строительство государственности и борьбу за воссоединение страны Илия II награжден Орденом Давида Агмашенебели.

© photo: Sputnik / Михаил Климентьев

В 2013 году за выдающийся личный вклад в развитие украинско-грузинских культурно-духовных связей, многолетнюю подвижническую деятельность награжден Орденом Украины "За заслуги" I степени. За просветительскую и общественную деятельность, социальную ответственность и значительный личный вклад в дело сохранения и приумножения мирового культурного наследия Патриарху в 2008 году Международной федерацией русскоязычных писателей стран СНГ был передан Орден Культурного наследия. В том же году за неоценимые же заслуги перед грузинским народом Илия Второй награжден Грузинской православной церковью Золотым орденом хитона Господня.

Илия Второй является Почетным доктором богословия Нью-Йоркской Духовной академии и Свято-Тихоновской Духовной семинарии Православной Церкви в США, а также Духовной академии Киева, острова Крит и Тбилисского государственного университета. Патриарх — Лауреат премии Международного фонда единства православных народов "За особые заслуги в деле укрепления братских уз между православными народами и Церквями".

Патриарх как творец

Илия Второй известен в Грузии и в мире и своим творчеством. Его Святейшество - автор до 20-ти живописных картин и икон, которые по своей тематике, художественному решению и технике очень разнообразны. Среди них - портреты его родителей, работы под названием "Святая Троица", "Господь с нами", "Старые времена", "Иверская Богородица", "Платитера", "Архангел Михаил", "Архангел Гавриил", "Святые цари Соломон Вахтанг и Тамар" (имеется несколько версий этих икон) и др.

Основная часть картин Патриарха хранится в Кафедральном соборе Святой Троицы и в резиденции Патриархии, две же из них находятся в храме Богородицы Манглиси и в Руставском Соборе Святого Вахтанга Горгасали.

Кроме живописных полотен, авторству Илии Второго также принадлежат фрески, эскизы и скульптурные портреты. Но во всех картинах и иконах, написанной рукой Патриарха, есть одна характерная особенность - это большие и глубокие, как океан, глаза изображенных и удивительная философская умиротворенность лица, какое-то неземное спокойствие.

Помимо этого, Илия Второй сочиняет музыку - церковные песнопения и классические произведения, которые не раз звучали, как в Грузии, так и в России, Англии, Франции. Наиболее известные из них — "Kyrie eleison" (греч. — "Господи, помилуй!", "Sanctus" (лат. — "Свят"), "Agnus Dei" (лат. — "Агнец Божий") и "Ave, Maria".

Художественное и музыкальное творчество Святейшего и Блаженнейшего Илии II прекрасно уже и потому, что оно, как и весь путь Патриарха, способно приводить людей ко Христу. А это главная цель искусства не только с христианской, но и с общечеловеческой точки зрения.

Одним словом, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II - поистине неутомимо деятельная личность. Всю свою жизнь он посвятил укреплению на родине и в мире христианской веры, морали и нравственности, а также укоренению национальных ценностей в духовной, культурной и даже бытовой жизни.

Как-то путь своего служения Илия Второй назвал "солнечной ночью", потому что даже в самые тяжелые времена он всегда был согрет теплом и светом надежды, веры в лучшее и радости единения народа.


Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название - «сибирское барокко». Однако название это очень условно - слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.


6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.


Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.


Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.


Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)


Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.


Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей - архитекторов, попечителей, священников - построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель


Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства


В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке


В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ Как выглядел Николай Чудотворец?
Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


Сегодня Царские врата - обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение - объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ