Растения в разное время года. «удивительное в мире природы зимой» «изменения в жизни растений зимой» выполнила группа «исследователи» - презентация Презентация на тему зима в мире растений

«Неживая природа в зиму» - Неживая природа зимой. 2. Январь - «студень». -Самое холодное время года. -Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. -Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. -Замерзают почва и водоёмы. -Приходят морозы. -Земля покрывается снежным покровом. Изморозь. Декабрь Январь Февраль. 1. Оттепель 2. Гололедица 3. Снегопад 4. Метель 5. Изморозь.

«Изменения в природе зимой» - Медведь. Неживая природа. Зима в жизни растений. Клёст - друг ели. Белка. Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет. Зима. Что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели. Избушка новая, для всех столовая, зовёт обедать, крошек отведать. Как зимуют деревья, кустарники и травы.

«Путешествие в зимний лес» - Поет зима - аукает. Учись у них - у дуба, у березы. Запишите предложение про зайца. Еду. Тихо. Слышны звоны. Чародейкою зимою околдован, лес стоит. Чьи это следы. Чудная картина, как ты мне родна. Запишите предложение про белку. Путешествие. Не ветер бушует над бором. Белый снег пушистый. Путешествие в зимний лес.

«Зимний лес» - Едут сами! Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Лиса. Физкультминутка. Руки-сучки. Что делают звери зимой? Узнай дерево. Береги нос в большой мороз! Беседа о зимнем лесе. Что за зверь? Все открой, не утаи: ты же видишь – мы свои! Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Через горы и леса едут сани - чудеса!

«Зимняя природа» - По стволу. Сбрасывают листву Желтеют Уходят под снег зелёными. Кустарники травы. Как зимуют деревья? Хвойные. Питание животных зимой. Как зимуют медведь, белка, волк, лиса, ёж? Как зимуют птицы? Зимние месяцы. Учебные предметы: Окружающий мир. Домик №3- животные, которые ищут корм. Интернет, печатные издания, мультимедийное приложение.

«Природа зимой» - Как меняется продолжительность дня? В гости к зиме. Неживая природа зимой. Ответьте на вопросы: Что такое наст? Как меняется температура? Тема: В гости к зиме. Почему снег рыхлый? Из чего образуются снежинки? Как выглядит небо? Магазин школа ферма стройка аэропорт больница. Зима. Врач Продавец Лётчик Учитель Доярка Крановщик.

Всего в теме 13 презентаций

Задачи урока: закрепить знания детей о зимних погодных явлениях и состоянии природы зимой, полученные на предыдущих уроках и экскурсии; повторить способы определения деревьев по их стволам и плодам; прививать любовь к зимней природе.

Планируемые результаты: запомнить способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Вступительная беседа

Во вступительном слове учитель напоминает детям, что на экскурсии они видели много картин зимней природы в парке, и спрашивает:

– А как выглядит лес после снегопада? На каких репродукциях или фотографиях мы видим это? (Обращает внимание детей на заранее вывешенные репродукции картин и фотографии с видами зимней природы. Дети отвечают.) Какое настроение навевают изображения заснеженного леса? (Ответы детей.)

– Действительно, как в сказке, как во сне: тихо, спокойно. Русские поэты очень любили воспевать такие картины природы.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку. С. Есенин


– Какие же слова используют поэты, рисуя сказочность леса после снегопада? (Околдован, заколдован, сказка сна, волшебный, окован, дремлет, очарован и т. д.) Видите, даже слова подобраны поэтами „сказочные“».

3. Работа над темой

Повторяется материал экскурсии.

Различение лиственных деревьев по их плодам лучше всего проводить в ходе выполнения задания № 1 на с. 12 рабочей тетради. Под руководством учителя дети определяют, какому дереву принадлежит плод, соединяют рисунки плодов с названиями деревьев и отвечают на вопрос, что позволяет им распространяться с помощью ветра.

– А знаете ли вы, почему остаются зелеными хвойные деревья? Это происходит потому, что смола мешает промораживанию стволов деревьев, в них сохраняются соки.

На экскурсии мы с вами не только смотрели, но и нюхали ветки деревьев, стараясь ощутить запахи зимнего леса. Нравится вам запах елочки? А чем она пахнет? (Новогодним праздником.) Какое настроение создает этот запах? Вы слышали когда-нибудь о фитонцидах? Оказывается, все растения выделяют особые вещества - фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микробов это смертельные яды, а для человека они полезны. Чемпионы по выделению фитонцидов - хвойные деревья. Один гектар хвойных деревьев выделяет за сутки 5 кг фитонцидов. Воздухом хвойных лесов полезно дышать всем людям, но особенно такой воздух полезен для людей с заболеваниями дыхательных путей».



Учитель продолжает: «Вспомните, как мы отличали ель от сосны. Чем интересны иголки кедра? а хвоя лиственницы? а хвоя пихты?»

Различение хвойных деревьев по их шишкам целесообразно проводить при выполнении задания № 2 на с. 12 рабочей тетради. Дети соединяют изображения шишек с названиями деревьев и отвечают на вопрос, как распространяются семена хвойных деревьев.

Заканчивается изучение материала ответом детей на вопрос, какие травы и кустарнички остаются зелеными под снегом.

4. Рефлексия Подводятся итоги по вопросам «Проверим себя» и чтением вывода на с. 23.

5. Домашнее задание : теоретический материал на с. 20-22 учебника, задания № 3 и № 4 на с. 13 рабочей тетради; ответить на вопрос рубрики «Подумаем!» на с. 23 учебника.

Окружающий мир

Урок 35. ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ

Задачи урока: познакомить детей с общими и различными чертами рождественского праздника в странах Запада и в России (в прошлом и настоящем); познакомить с происхождением и особенностями зимнего новогоднего праздника; закрепить понятие о существовании двух типов календаря - гражданского и православного, которые расходятся друг с другом на 13 дней; о следовании зимних праздников по православному календарю и современному гражданскому календарю (сначала рождественский праздник, затем - Новый год); об обычае украшать рождественскую елку и оставлять ее до Нового года.

Планируемые результаты: знать особенности народных обычаев рождественского праздника в странах Запада и России; понимать, что обычай украшать ель возник как обычай рождественского праздника, а затем закрепился как новогодний обычай; уметь разобрать схему изготовления елочной игрушки и сделать ее своими руками.

Ход урока

1. Орг. класса

2. Вступительная беседа

– Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы угадайте, о каком празднике говорит с нами поэт Сергей Козлов.


Мерзнет солнышко в окне.

Тук-тук-тук!

Войдите!

Вся в снегу пришла ко мне.

Сразу в доме стало тесно,

Жутко, весело, чудесно -

Будто весь огромный лес

Через форточку залез!


– Кто из вас может назвать этот праздник? Важно обратить внимание детей на то, что это дата Нового года по современному гражданскому календарю, которым пользуются люди во многих странах мира, в том числе и в России.

3. Работа над темой

Далее учитель предлагает детям узнать историю о том, с какого времени в России начали праздновать Новый год зимой. Учащиеся поочередно читают тексты «Зимний Новый год» и «Старый Новый год» на с. 26-27 учебника.

– Кто установил празднование Нового года в России зимней порой? Давайте узнаем побольше об этом человеке на „Страничках Умного Совенка“ (с. 122 учебника). Пока я буду читать, всмотритесь в портрет на с. 26 учебника и постарайтесь запомнить, как выглядел царь Петр Алексеевич. С изображениями царя Петра I вам придется встречаться часто во время учебы в школе. (Учитель читает биографическую справку о Петре I.) А теперь следующий вопрос: что такое старый Новый год? (При необходимости учитель еще раз прочитывает отрывок и повторяет вопрос.) Старый Новый год - это время празднования Нового года, установленного Петром I, по православному календарю, который отстает от современного гражданского календаря на 13 дней. Обратите внимание на то, что во время Петра I вся страна жила по православному календарю, а нового календаря в России еще не было.

Посмотрите, рядом с портретом Петра I в учебнике репродукция картины Бориса Михайловича Кустодиева „Елочный торг“. Кто ответит, когда и как началось устроение елочных торгов (базаров)? Рассмотрите картину. Какое в ней настроение? Что помогло художнику передать в картине ожидание праздника? (Теплые краски, изображение веселой суеты, многолюдия.) Попробуйте представить себя покупателями на этом торге. Какую елку вы выбрали бы к празднику? На картине изображена морозная зима. Но нельзя ли сказать, что картина словно согревает нас? (Можно.) Почему? Как этого смог добиться художник? Можно ли сравнить эту картину с произведениями народного творчества: игрушками, платками, росписью, кружевами, пряниками? В чем сходство? Интересно, каким характером должен обладать человек, создавший такую праздничную, теплую, радостную картину... Давайте послушаем, что спешит нам рассказать об этом Умный Совенок.

Учитель зачитывает текст о Б. М. Кустодиеве на «Страничках Умного Совенка» (с. 122-123 учебника) и вместе с детьми делает вывод о ярком таланте художника, который подарил радостную картину ожидания любимого детьми и взрослыми зимнего праздника. Учащиеся выполняют задание № 3 на с. 15 рабочей тетради, чтобы мысленно нарядить старинными игрушками выбранную на елочном торге ель.

Затем учитель предлагает детям раскрыть тайну возникновения современного обычая украшать на новогодний праздник ель игрушками и говорит: «Новый год - это не единственный и, можно сказать, не главный праздник середины зимы. Какой еще замечательный, добрый праздник встречают люди огнями гирлянд, наряженными елками, елочными украшениями? Конечно же, это Рождество Христово! Как вы думаете, от какого слова происходит название этого светлого праздника? От слова «рождение». Огни елок, сверкание игрушек на еловых ветвях издавна приветствовали день рождения Иисуса Христа, праздник всех детей и их родителей, семейный праздник, потому что рождение каждого ребенка - праздник, радость и великое чудо. С рождением каждого ребенка в мир приходят надежда и любовь! Супруга Петра I царица Екатерина (по происхождению немка) для своих детей в царской семье как раз и наряжала ель к празднику Рождества Христова, соблюдая обычаи своей исторической родины. Постепенно этот обычай в нашей стране стали перенимать все люди. Так этот обычай укрепился и в России. Рождественскую ель оставляли в доме до Нового года, поэтому через некоторое время образ хвойного дерева, украшенного игрушками, орехами, конфетами, прочно соединился с новогодним праздником».

– Рождество Христово встречают в странах Запада и России в разное время, так как на Западе его отмечают по новому гражданскому календарю, а в России - по православному. Возможно, вы уже это знаете по собственному семейному опыту или из декабрьских телевизионных передач. А теперь послушайте, что о рождественском празднике рассказывает учебник. Будьте внимательны: вас ждут вопросы о том, что вы сейчас услышите.

Учитель читает отрывок из текста о том, как и когда празднуют Рождество Христово в странах Запада (с. 24 учебника), и задает вопросы:

– Когда за рубежом, в странах Западной Европы, отмечают Рождество Христово? Какие слова вам показались непонятными в рассказе о праздничных европейских традициях? Попробуйте сами объяснить, что значит слово „вертеп“, а потом мы попросим Умного Совенка дать нам разъяснения.

Учитель выслушивает рассуждения детей, затем дополняет их чтением текста о рождественском вертепе на «Страничках Умного Совенка» (с. 121-122 учебника) и своими комментариями: –– –Давайте всмотримся в фигуры вертепа. Посмотрите на Деву Марию. Что можно сказать о ней? Она счастлива, полна любви, нежности к новорожденному, как говорили раньше - умиления. А старец Иосиф? В его фигуре мастеру удалось соединить мужскую сдержанность с глубоким восхищением перед Матерью и Младенцем. А что бы вы могли сказать о волхвах? Попробуйте описать их переживания, настроение перед яслями. В старину говорили - благоговение. А вы найдите современные, знакомые вам слова.

Продолжая беседу по теме урока, учитель говорит: «А теперь вернемся в Россию. У нас Рождество Христово по новому стилю отмечают 7 января, как раз в новогодние каникулы. Это до или после празднования Нового года? (Это после Нового года по гражданскому календарю, но до старого Нового года по православному календарю.) Кто сможет наклейкой отметить в календаре день Рождества Христова? В каком это нужно сделать календаре: уходящего или будущего года? Почему? (В календаре будущего года, потому что Рождество по православному календарю приходит после празднования Нового года в общегражданском календаре, в наступившем уже году.)

Сейчас мы поговорим о некоторых старинных крестьянских традициях празднования Рождества Христова на Руси, еще до обычаев, пришедших в нашу страну вместе с царицей Екатериной. Сначала прочитаем текст учебника, а потом попробуем разыграть то, о чем в нем говорится». Учитель читает рассказ «Рождественский праздник в России» на с. 25 учебника. Далее из желающих выбираются ученики на роли хозяев и колядовщиков. Под руководством учителя разыгрывается сценка колядования. Затем дети разбиваются на пары и выполняют задание № 1 на с. 14 рабочей тетради. Колядовщики, а потом и все дети получают от кукол Мальчика и Девочки конфеты или любые другие мелкие подарки.

Учитель: «К сожалению, традиция колядования и многие другие добрые, веселые праздничные традиции не всегда присутствуют в жизни современных семей. К сожалению, потому что традиции, обычаи делают один праздник не похожим на другой, расцвечивают дни года новыми, яркими красками, помогают нам запомнить праздник. Но в каждой семье есть свои традиции встречи зимних праздников Нового года и Рождества Христова. Расскажите о том, как принято отмечать эти праздники в вашей семье. Как в этом учебном году вы будете отмечать зимние праздники? Какие подарки приготовите друг другу? Какие костюмы смастерите для себя?»

4. Рефлексия

В конце занятия учитель сообщает: «Вот и подошел к концу урок, посвященный зимним праздникам. Что самое главное вы узнали? Попробуйте сделать выводы, каждый сам для себя. Что кому показалось важным, интересным, что удивило, обрадовало? Может быть, кто-то что-то не понял?» Учитель дает возможность детям высказаться, а затем зачитывает вывод на с. 27 учебника.

5. Домашнее задание:

теоретический материал на с. 24-27 учебника, задания № 2 и № 4 на с. 14-15 рабочей тетради.

Окружающий мир

План-конспект урока "Зима в мире растений"

Класс: 2
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений
Задачи урока:
- познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;
- развивать интерес к предмету окружающий мир;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память, мышление, речь;
- воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.
Формы работы: фронтальная, парная (групповая)

Урок

Учитель:
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
на уроке не ленитесь,
а сейчас пока садитесь.

Учитель:
-Ребята, разгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?

Ученики: Это зима
Учитель:
-А кто из вас знает, сколько всего времен года? Назовите их.
Ученики: Существует четыре времени года.Зима,весна,лето,осень.
Учитель:
-Молодцы! А сейчас мы немного поиграем. Мне нужны четыре ученика, которые будут представлять времена года. Кто хочет быть представителями?
Ты будешь представлять зиму, ты - осень, ты - лето, и ты - весну.
Задание: у меня на столе лежат карточки с названиями месяцев, каждый из вас представляет определенное время года. Вы по одному подходите к столу, выбираете карточку с нужным для вашего времени года названием месяца и прикрепляете на доску под названием вашего времени года. А вы(остальные) ребята, внимательно следите за выполнением задания, чтобы потом мы могли проверить: правильно оно выполнено или нет. Начали…
Ученики выполняют задание.

Учитель:
-Всё ли выполнено правильно?(да,нет) Молодцы!

Учитель:
1)Итак, сколько у нас всего месяцев в году? Назовите мне их.
2)А сколько месяцев длится зима?
3)Что же изменилось в природе с наступлением зимы?

Ученики отвечают:
1)В году 12 месяцев. Январь,февраль, ..., декабрь.
2) зима длится 3 месяца.
3) Выпал снег, похолодало, деревья сбросили листву и т.п.

Учитель:
-А теперь, возьмите небольшой текст «Явления неживой природы зимой». Прочитайте и подчеркните: какие явления в неживой природе можно наблюдать только зимой?

текст
«Явления неживой природы зимой»
Прочитай текст и подчеркни зимние явления неживой природы.
На улице холодно. В начале декабря были оттепели. Сейчас дует ветер. На улице гололедица. Когда же будет снегопад? Я очень люблю снег. Вчера я видел на деревьях изморозь. Только бы не было метели.

Ученики выполняют задание.

Учитель:
Какие зимние явления вы нашли в тексте?

Ученики: снегопад, метель, изморозь,гололедица, оттепель, снег.

Учитель:
-Вы хорошо справились с заданием, а теперь отгадайте следующую загадку:
Дышит, растет,
А ходить не может.

Ученики: Растение

Учитель:
1)-А как изменились зимой по сравнению с осенью лиственные деревья?
2)-А как выглядят зимой хвойные растения?(
3)-Догадались ли вы, чему будет посвящен наш урок?

Ученики:
1)Сбросили листву
2)Ель,сосна-зеленые, лиственница-без иголок
3)Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как зимуют растения и наша тема: Зима В МИРЕ РАСТЕНИЙ

Учитель:
А теперь возьмите текст « О деревьях в зимнюю пору». Внимательно прочитайте рассказ и подчеркните то, что помогает деревьям выжить зимой.

текст
Деревья, собрав за лето силы, к зиме перестают питаться, расти, погружаются в глубокий сон.
Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья дают тепло и предохраняют корни деревьев от промерзания.
Мало того, на каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза.
Это кора. Кора не пропускает ни воды, ни воздуха. Чем старше дерево, тем толще у него кора. Вот почему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые.
Но самая лучшая защита от морозов -снежное покрывало. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

Учитель:
-Что помогает дереву выжить в холодную зиму? Как кора помогает выжить, снег?
Как вы хорошо постарались, молодцы!

Учитель:
-А теперь поработаем в группах: 1=1,2=2,3=3.У вас на партах лежит цветная карточка, на ней написано задание. Рассмотрите изображения и ответьте на вопросы в задании. Работайте в паре с соседом по парте, обсуждайте, взаимодействуйте друг с другом, можете использовать учебник. Даю вам 5- 6 минут, потом мы начнем проверять ваши ответы. Разговариваем в полголоса.
(первый ряд сравнивает берёзу и осину, клён и рябину;второй ряд рассказывает про хвойные деревья и их шишки; третий ряд рассказывает про зимовку брусники, клюквы, земляники)

Пример карточки
Задание:
Как выглядят зимой берёза, осина? Как их узнать зимой?

Ученики выполняют задание.
Учитель:
-Время вышло, теперь послушаем ответы групп на заданные вопросы. Слушайте внимательно, в конце урока мы выполним небольшой тест.

Ученики отвечают на задание карточек.

Учитель проводит физкультминутку.

Учитель:
Отдохнули, отдохнули и за работу вновь вернулись.
Ребята, как вы думаете, могут ли растения, о которых вы узнали сегодня на уроке, зимой кормить животных?

Ученики отвечают.

Учитель:
Давайте поиграем в игру «Кто чем питается зимой»
На доске в одном столбике изображения животных и птиц, в другом – их корм зимой.
Нужно соединить стрелками: кто чем питается зимой. Поднимаем руку, если кто-то уже догадался, кого с чем соединить.
пример





Ученики выходят к доске и соединяют животное с кормом.

А теперь возьмите тест, который лежит у вас на партах. Я даю вам пять минут, чтобы вы просмотрели и выполнили задания. Задания выполняем самостоятельно, ни с кем не советуемся.

Тест
1.Лиственные деревья подчеркни одной чертой, хвойные деревья двумя.
Берёза , ель, рябина , сосна, лиственница, клён , осина .

2.Что помогает зимой выживать травянистым растениям?
(ответ обведи в круг)
А) гололедица
Б) снег
В) метель

3.Соедини стрелками название птицы и её корм зимой?
а)Снегирь б)всеяден

Б)Ворон в)семена хвойных деревьев

В)Клёст а)разными семенами, ягодами, почками

4.Выбери правильный ответ и продолжи утверждение « У ели шишка …»
(ответ обведи в круг)

А) вытянутая, овальной формы
Б) маленькая, округлой формы
В) крупная, округлой формы

5.Отгадай загадку
(напиши ответ под загадкой)
Что за звёздочки такие
На пальто и на платке -
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке?(снежинка)

Учитель:
Время вышло. Поменяйтесь тестом с соседом по парте. Я читаю вопрос, вы называете ответ.

Ученики вместе с учителем проверяют тесты.

Учитель:
Молодцы. Жизнь растений зимой не останавливается, она лишь замедляется. Животные зимой нуждаются в помощи растений, поэтому не следует ради забавы ломать ветки, срывать семена с деревьев. Вы можете подкармливать птиц зимой хлебом, а они будут радовать вас звонким пением.
- Вот и подходит к концу наш урок. Вам он понравился?
-А какое задание понравилось больше всего?
-Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?
У вас на партах лежат две звезды.
Оцените свою работу на уроке в целом. Красная- вы поработали хорошо и вам понравилось. Зелёная- вы старались работать, но иногда вам было немного трудно, но в будущем вы будете стараться.
Спасибо за урок, до свидания!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Растения зимой Шакурова Фаниса Тагировна, учитель начальных классов МБОУ «Актанышская СОШ №1», Актаныш, Республика Татарстан

Здравствуйте!

Ледостав

Снеговой покров

Снежинки

Изморозь

Морозные узоры

Р Ё Б Е Л И П А С О С Н А Т С И Л В Е Н Н И Ц Л Е Щ И Н А С И Н О А А И Н А Л А М Я А Н И К А Л М Е З З

Растения зимой

Зимний лес

Кустарники

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Зима в мире растений».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений.

Задачи урока:

Формировать универсальные учебные действия учащихся;

Познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;

Развивать речь обучающихся;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение;

Формировать положительную мотивацию учения;

Развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;

Развивать интерес к предмету окружающий мир;

Воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, программированный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., кроссворд, фонограмма «Январь» П.Чайковского, мультимедийный проектор, презентация, гербарий, образцы веток зимних деревьев, предметные картинки, спилы деревьев, карточки 3-х видов, лесенка знаний.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. Итак, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Учитель. Давайте вспомним, какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?

Дети. Зимние изменения в природе.

Учитель. Какова продолжительность зимы по календарю, по Солнцу и по природным признакам?

Ученики. По календарю-3 месяца: декабрь, январь и февраль.

По Солнцу, или астрономическая зима, тоже держится 3 месяца: с зимнего солнцестояния (22 декабря), когда самый короткий день и самая длинная ночь до дня весеннего равноденствия (21 марта), когда день и ночь одинаковы.

Метеорологическая зима продолжается от опускания среднесуточной температуры приземного воздуха ниже 0 до её подъёма выше 0. В некоторые годы зима в наших широтах длится около 4-х месяцев, а в северных - ещё дольше, до 6-ти месяцев.

Учитель. Какие же зимние явления происходят в неживой природе?

Ученики. Изменяется температура воздуха, она стала ниже 0.

Почва замёрзла.

Ночи стали длиннее. *слайд с изображением зимней природы

Учитель. Как называется зимнее явление, которое вы видите на экране? *слайд «Ледостав»

Ученики. Ледостав- явление сковывания водоёмов льдом.

Учитель. Какое зимнее явление на следующем слайде?

*слайд «Снеговой покров»

Ученики. Снеговой покров. Это нетающий слой снега. Он не всегда одинаков: то глубокий, пушистый, то уплотнённый, покрытый коркой льда (настом).

Учитель. Что происходит с первым снегом?

Ученики. Чаще всего первый снег тает. Зима с глубоким пушистым снегом приходит позднее.

Учитель. А что такое снегопад?

Ученики. Явление падения множества снежинок на землю.

*слайды «Снежинки»

Учитель. Как образуются снежинки? Как они выглядят? Какую форму имеют?

Ученики. В природе водяной пар с воздушными потоками поднимается высоко, где попадает в холодные слои воздуха. Там превращается в крошечные кристаллики льда. Кристаллы соединяются между собой. Снежинки шестилучевые, симметричные, разной формы.

*слайды «Снежинки»

Учитель. Когда мы наблюдаем снегопад в виде снежных хлопьев?

Ученики. Когда не очень морозно, снежинки слипаются и образуют снежные хлопья.

Учитель. А когда снегопад в виде снежной крупы?

Ученики. Если морозно и дует сильный ветер, он обламывает тонкие

Лучики снежинок и образуется снежная крупа.

Учитель. Когда появляется изморозь? *слайд «Изморозь»

Ученики. В морозный день, если дует влажный ветер, можно наблюдать это красивое явление. На ветвях деревьев и других предметах появляются крошечные кристаллики льда. Которые образовались из водяного пара.

Учитель. А где можно наблюдать морозные узоры?

*слайды «Морозные узоры»

Ученики. Их можно наблюдать на стёклах в транспорте, в домах. Эти затейливые узоры рисует водяной пар.

Учитель. Что напоминают морозные узоры?

Ученики. Они напоминают сказочный лес, растения.

Учитель. Так что же явилось причиной таких изменений в неживой природе? Понижение температуры воздуха, замерзание почвы, водоёмов, выпадение осадков в виде снега?

Ученики. Изменения связаны с Солнцем, его положением на небе.

3.Постановка учебной задачи.

Учитель. Ребята, скажите, явления, происходящие в неживой природе, влияют на живую природу?

Ответы учеников.

Учитель. Сейчас мы разгадаем кроссворд, где зашифрована тема урока

* слайд

Показываю гербарий и загадываю загадки.

1.Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова (берёза)

2. Какое дерево мёдом богато? (липа)

3. У меня иголки длиннее, чем у ёлки,

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке (сосна)

4.У родственницы ёлки Б Е Р Ё З А

Неколючие иголки. Л И П А

Но в отличие от ёлки С О С Н А

Опадают те иголки (лиственница) Л И С Т В Е Н Н ИЦ А

Л Е Щ И Н А

5. Очень густо он растёт, О С И Н А

Незаметно он цветёт, М А Л И Н А

А когда проходит лето, З Е М Л Я Н И К А

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке-

Берегите, детки, зубки! (лещина)

6. Что за дерево стоит,

Ветра нет, а лист дрожит? (осина)

7.Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина)

8. Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут из меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица (земляника)

Учитель. Да, мы будем говорить о растениях в зимнее время года.

*слайд «Растения зимой»

Звучит музыка П.Чайковского «Январь».

*слайд с изображением зимнего леса

Учитель. Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

Ребята, прозвучала музыка русского композитора П.Чайковского. А теперь давайте полюбуемся чудесным зимним пейзажем, погуляем в зимнем лесу.

4. Физминутка. *музыка, слайд

Учитель. Давайте вспомним, какие виды растений мы знаем.

Кроссворд поможет вспомнить.

Ученики. деревья кустарники травянистые

Берёза лещина земляника

Липа малина

Лиственница

Сосна

Осина

5.Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Итак, как же зимуют растения? Прочитайте вопросы, которые ставит автор учебника.

Вопросы. - Что происходило с травянистыми растениями и кустарниками перед наступлением зимы?

Какие кустарнички зимуют под снегом, не сбрасывая листьев?

Что делают люди для сохранения озимых посевов?

Учитель. На основе своих собственных наблюдений вы можете дать ответы на вопросы.

Ученики отвечают, опираясь на собственный опыт и наблюдения.

Учитель. Не хватает знаний. Где мы можем найти ответы на вопросы?

Учитель. Что узнали? О каких растениях идёт речь?

Ученики. Речь идёт о травянистых растениях и кустарниках.

Учитель. Как зимуют травянистые растения?

Ученики. Они отмирают, оставляя под снегом семена, если это однолетние растения. У многолетних травянистых растений сохраняются в почве луковицы и корневища.

Учитель. Что происходит с кустарниками?

Ученики. Они сбрасывают листья осенью, а у вечнозеленых кустарников (у клюквы, брусники) листья не меняют цвета и не опадают. Это вечнозелёные растения.

* слайд « Кустарники под снегом»

Учитель. У этих кустарников остаются на ветках ягоды, которые от мороза становятся слаще. А птицы и животные находят под снегом вкусные ягоды.

Учитель. Так какое же значение снегового покрова для растений?

Ученики. Снеговой покров помогает растениям пережить суровую зиму, укрывает их как тёплым покрывалом.

Учитель. Что делают люди для сохранения озимых посевов?

Ученики находят ответ: На полях ставят специальные заграждения, чтобы ветер не сметал снеговой покров.

Учитель. Теперь перейдём к вопросу как зимуют деревья? Летом вы хорошо узнаёте деревья по листьям. А зимой? Опираясь на собственный опыт и наблюдения.

Ученики дают ответы.

Учитель. Полнее вы узнаете из учебника - нашего путеводителя.

*слайд «Берёза». Гербарий.

Учитель. Что это за дерево?

Ученики отвечают и с помощью учителя описывают характерные черты дерева.

Легче всего берёзу узнать по белой коре. Крупные ветки отходят от ствола под острыи углом, а молодые веточки свисают. Почки мелкие, есть серёжки.

*слайд «Каштан». Гербарий.

Ветки толстые, с крупными блестящими почками.

*слайд «Дуб» . Гербарий.

Мощные ветви образуют округлую крону. Кора в глубоких бороздах тёмно- коричневого цвета.

*слайд «Ива». Гербарий.

У ивы светлая жёлтая кора, тонкие ветки спускаются до земли.

*слайд «Рябина». Гербарий.

Легко узнать по плодам, по коричневому гладкому стволу. Если нет плодов, их склевали птицы, остаются на ветках плодоножки.

*слайд «Липа». Гербарий.

Тоже легко можно узнать по тёмной плотной коре, которая в мелких трещинках, а на ветвях могут висеть плоды-орешки с листочками- летучками.

*слайд «Тополь». Гербарий.

У тополя светлый ствол, липкие почки. Род тополя насчитывает около 110 видов. У нас в России растёт 16 видов.

*слайд «Клён». Гербарий.

Дерево можно легко узнать по семенам - вертолётикам. Видов клёна ещё больше- около 150 видов.

Учитель. Чем покрыт ствол любого дерева?

Ученики. Ствол любого дерева покрыт корой. Это отмершие растительные клетки, по ним уже не поступает вода и питательные вещества.

Учитель. Какая функция коры?

Ученики. Кора имеет защитную функцию.

Учитель. Для деревьев опасны зимой оттепели, когда снег на дереве тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет мороз, то вода, замерзая. Разрушит кору. На ней появляются глубокие трещины-морозобоины. Чтобы избежать повреждения коры, стволы плодовых деревьев белят. Белый цвет отражает солнечные лучи и верхние слои слабо нагреваются.

*слайд «Побелка стволов и забрасывание снегом ствола дерева»

Учитель. Как же растут деревья? Опираясь на собственный опыт, скажите какое время года наиболее благоприятно для роста дерева?

Ученики отвечают.

Учитель. Зависит ли рост дерева от температуры воздуха и влаги, от плодородия почвы?

Ученики. Зимой не растёт, почва замёрзла, мало тепла.

Ученики читают статью из учебника о росте деревьев.

Учитель. Итак, в какие месяцы быстрее всего растут деревья?

Ответы учеников.

Учитель. А когда деревья находятся в состоянии глубокого покоя?

Ответы учеников.

*слайд – в зимнюю пору

Учитель. Все растения живут по своим часам. Сосна, например, просыпается в начале марта, какая бы ни была погода. В какое время суток быстрее растут деревья?

Ученики. Утром и вечером, а ночью отдыхают.

Учитель. И так же, как у человека есть паспорт, у дерева тоже есть природный паспорт, где указан его возраст. Как узнать возраст дерева?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель. Точнее вы узнаете из учебника.

Учитель. Итак, как же определить возраст дерева?

Ученики. По годичным кольцам.

6.Первичное закрепление.

Работа в группах (по 4 человека)

Учитель. Объединитесь в группы. На парте у каждой группы спил дерева. Определите его возраст по годичным кольцам.

Учитель. О чём могут рассказать годовые кольца?

Ученики. Годовые кольца многое могут рассказать: об особенностях климата, об условиях жизни, достаточно ли было ему питательных веществ и воды, росло ли оно на поляне или в густом лесу. Если кольцо прироста широкое, ровное - можно говорить, что год был благоприятный и росло дерево на открытом месте. Если дерево росло на поляне, прироста будет уже северной стороны, а с южной - шире.

* рисунок на доске

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с карточками-тестами.

Учитель. А теперь работаем с карточками-тестами. Читайте вопросы и отмечайте правильные ответы.

Самопроверка. Дети сравнивают результат с эталоном.

8. Рефлексия деятельности.

Вам понравился урок?

Что было легко? Что было трудно?

Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?

Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?

А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю).

Нарисуйте лесенку знаний. На какую ступеньку вы поместите себя на этом уроке?

Информация о домашнем задании. *слайд с записью дом. задания

Приложение: презентация «Зимние изменения в природе»