Условное осуждение по советскому уголовному праву

Психотерапия 11.05.2017

Ушел из жизни выдающийся врач акушер-гинеколог, крупный ученый, талантливый педагог, научный руководитель Инновационного отделения малоинвазивных технологий ФГБУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И.Кулакова Минздрава России, научный консультант гинекологической клиники группы медицинских компаний «Мосмед», доктор медицинских наук, профессор Сергей Эдуардович Саркисов.

В 1975 году Сергей Эдуардович окончил лечебный факультет 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова. С 1975 по 1980 г. обучался в клиничес¬кой ординатуре и аспирантуре на кафедре акушерства и гинекологии ЦОЛИУ врачей под руководством профессора Л.П.Бакулевой. В 1981 г защитил кандидатс¬кую диссертацию на тему «Роль токсоплазмозной инфекции в гинеколо¬гических заболеваниях». В дальнейшем работал на этой же кафедре стар¬шим лаборантом, ассистентом, доцентом, профессором под руководством академика В.И.Кулакова. В 1999 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Гистероскопическая эндохирургия матки» . В 2000 году возглавил Инновационное отделение малоинвазивных технологий ФГБУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И.Кулакова, созданное на базе ГБУЗ «ГКБ им. С.П.Боткина» в качестве образовательного научно-практического подразделения по внедрению малоинвазивных технологий в деятельность гинекологических отделений поликлиник и стационаров России. Проведенное под его руководством широкое внедрение в практическую деятельность гистероскопии, а также гистерорезектоскопических операций позволило значительно снизить травматизм оперативных вмешательств и повысить эффективность лечения внутриматочной патологии.

С 2015 года профессор С.Э.Саркисов работал консультантом в гинекологической клинике группы медицинских компаний «Мосмед», оказывая диагностическую, лечебную и консультативную помощь при гинекологических заболеваниях, требующих применения малоинвазивных методов диагностики и лечения.

Профессор С.Э.Саркисов принимал активное участие в работе Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Мосмед», занимаясь подготовкой и реализацией образовательных программ тематического усовершенствования для врачей акушеров-гинекологов «Основы оперативной гистероскопии и гистерорезектоскопии». Он был автором «Программы помощи здравоохранению Республики Крым», неоднократно проводил в г. Симферополе образовательные циклы и мастер-классы для врачей из различных городов Крымского полуострова. Его лечебная, научная, педагогическая и просветительская деятельность высоко ценилась коллегами, учениками и пациентами.

Выражаем соболезнование семье и родственникам в связи с такой большой утратой.

Светлая память о Сергее Эдуардовиче Саркисове навсегда сохраниться в наших сердцах!

Коллеги и друзья

В клинике "МОСМЕД" ведет прием Барсегян Гагик Омарович , оперирующий врач акушер-гинеколог, ученик профессора С.Э.Саркисова.

Вместе с профессором С.Э.Саркисовым участвовал в совместных конференциях:

  • Устный доклад- XV Юбилейный всероссийский научно-образовательный эхографический семинар «Актуальные вопросы ультразвуковой диагностики в акушерско-гинекологической практике и перинатологии». 2012 «Современные аспекты офисной панорамной гистероскопии»
  • «Гистероскопические технологии при гиперплазии эндометрия» Саркисов С. Э., Барсегян Г. О.
  • Устный доклад – Обсуждение диссертации, межклиническая конференция. 2014 «Возможности сочетания панарамной гистероскопии и эхографии в диагностике и лечении внутриматочной патологии» Саркисов С. Э., Барсегян Г. О. , Бойко М. А.

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

АР
С202 Саркисова, Э. А.
Условное осуждение по советскому уголовному праву:
Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук /Науч. рук. А. А. Герцензон;
Академия наук СССР. Институт государства и права. -М.,1963.
-20 с.-Библиогр. : с. 20.3. ссылок Материал(ы):
  • Условное осуждение по советскому уголовному праву.
    Саркисова, Э. А.

    Саркисова, Э. А.
    Условное осуждение по советскому уголовному праву: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

    Программа Коммунистической партии Советского Союза, принятая на XXII съезде КПСС, поставила перед нашим обществом задачу «обеспечить строгое соблюдение законности, искоренение всяких правонарушений правопорядка, ликвидацию преступности, устранение всех причин, ее порождающих» .

    «В обществе, строящем коммунизм,- говорится в Программе КПСС,- не должно быть места правонарушениям и преступности» .

    В нашем социалистическом обществе устранены коренные социальные причины преступности, задача же ее полной ликвидации ставится в настоящее время не только перед государственными органами, ведущими борьбу с преступностью, но и перед всей общественностью.

    Наряду с этой задачей на первый план выдвигается задача воспитания, в частности воспитания и перевоспитания лиц, совершивших преступления.

    Пленум ЦК КПСС, состоявшийся в июне 1963 г., с особой остротой поставил одну из главных задач идейно-воспитательной работы партии в современных условиях - воспитание нового человека. Кроме этого, он указал на необходимость решительной борьбы с пережитками прошлого в сознании и поведении людей. «Тунеядцы, стяжатели, воры, спекулянты, бюрократы,- говорится в постановлении Пленума «Об очередных задачах идеологической работы партии» - это последнее прибежище чуждой нам идеологии и морали. Против них необходимо вести беспощадную борьбу, используя всю мощь общественного воздействия и всю силу совет-

    ских законов» . В свете этого решения с еще большей остротой ставится и задача борьбы с преступностью.

    Для выполнения этой задачи необходимы не только убеждение и воспитание, как методы регулирования жизнедеятельности общества, но и принуждение, как метод государственной деятельности в борьбе с преступностью, одной из основных форм которого является наказание. Правильное применение наказания, умелое сочетание его с мерами общественного воздействия, наряду с другими формами борьбы с преступностью, будут способствовать искоренению преступности.

    Строгое наказание должно применяться к опасным преступникам, к лицам, не желающим приобщаться к честной трудовой жизни. В отношении же лиц, впервые совершающих преступления, не представляющие большой общественной опасности, возможно применение к ним не только более мягких мер наказания, но и других средств принудительного и воспитательного характера с целью их перевоспитания и исправления.

    В подобных случаях оправдывает себя применение на практике такого института, как условное осуждение, которое содержит в себе возможность исправления лица, совершившего преступление, без применения мер наказания.

    Большое значение институту условного осуждения придавал В. И. Ленин. В черновом наброске проекта Программы РКП (б) в 1919 г. он писал, что процент условного осуждения должен расти . Большую воспитательную роль условного осуждения подчеркивала и Программа РКП (б), принятая в 1919году.

    В практике советских судов условное осуждение всегда находило применение, начиная с первых дней советской власти.

    В период развернутого строительства коммунизма, когда особенно возросли роль и участие общественности в борьбе с преступностью, когда суды стали шире применять меры наказания, не связанные с лишением свободы, возросла и роль условного осуждения, увеличился процент применения его на практике.

    Необходимость широкого применения условного осуждения вызывается тем, что оно, кроме задачи специального предупреждения, призвано обеспечить задачу исправления и перевоспитания лиц, совершивших преступления. Именно поэтому вопросам применения, развития и усовершенствования института условного осуждения следует уделять самое серьезное внимание.

    Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и уголовные кодексы союзных республик, принятые в 1959-1961 годах, внесли ряд изменений в институт условного осуждения и, в частности, они предусмотрели новые виды условного осуждения, не известные прежнему законодательству и практике. Это вызывает необходимость дальнейшей теоретической разработки вопросов применения условного осуждения.

    В диссертации на основе анализа действующего уголовного законодательства и обобщения судебной практики по применению условного осуждения, а также практики общественных организаций и коллективов трудящихся по перевоспитанию условно осужденных ставится задача показать воспитательную роль условного осуждения и эффективность его применения, дать теоретическую разработку ряда вопросов данного института, выявить недостатки в применении условного осуждения и наметить пути их устранения, а также внести некоторые предложения по дальнейшему усовершенствованию этого института.

    Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

    Глава 1: Понятие и история условного осуждения в советском уголовном праве.

    Глава 2: Основания и порядок применения условного осуждения по действующему советскому, законодательству.

    Глава 3: Воспитательная работа с условно осужденными.

    В первой главе «Понятие и история условного осуждения в советском уголовном праве» раскрывается юридическая природа условного осуждения, показывается воспитательное значение этого института.

    В теории уголовного права до настоящего времени нет единого мнения о юридической природе условного

    осуждения. Ряд авторов (А. Н. Трайнин, А. А. Пионтковский, М. И. Якубович, М. X. Гельфер и др.) рассматривают в своих работах условное осуждение как один из видов наказания. Однако диссертант не согласен с этой точкой зрения и доказывает ее ошибочность, подробно анализируя понятие наказания и сопоставляя его с условным осуждением. Наличие ряда общих черт у наказания и условного осуждения еще не означает, что условное осуждение является наказанием. Сущность наказания, как известно, заключается не только в его назначении, но и в его реальном применении к виновному лицу, в отбытии им этого наказания, чем и обеспечивается осуществление общей и частной превенции, а также задачи перевоспитания и исправления лиц, совершивших преступления, поэтому без реального применения наказание, только лишь назначенное судом, еще не является таковым в полном смысле слова. Ввиду этого не_ следует считать наказанием условное осуждение, при применении которого наказание, назначенное судом, не приводится в исполнение. Уголовное законодательство также не рассматривает условное осуждение как наказание, и оно отсутствует в перечне мер наказания в уголовных кодексах союзных республик (ст. 21 УК РСФСР, ст. 21 УК БССР и соответствующие статьи УК других союзных республик).

    Другие авторы рассматривают условное осуждение или как особый порядок исполнения приговора, или как особый порядок применения наказания (А. Д. Соловьев, Ю. М. Ткачевский, Б. С. Вайсман, Н. Ф. Саввин, М. А. Шнейдер и др.). Однако их аргументы кажутся автору неубедительными, прежде всего потому, что они уходят в сферу процессуального права, тогда как условное осуждение-это институт материального права. Кроме того, если говорить о порядке исполнения приговора, то последний включает в себя также и освобождение виновного от наказания. Поэтому определение условного осуждения как особого порядка исполнения приговора не раскрывает его юридической природы. Если подходить к этому вопросу с точки зрения закона, то его скорее следует признать порядком неисполнения приговора, так как в законе говорится, что применяя условное осуждение, «суд постановляет не приводить приговор в исполнение, если в течение определенного судом испы-

    тательного срока осужденный не совершит нового однородного или не менее тяжкого преступления» (ст. 44 УК РСФСР, ст. 43 УК БССР и соответствующие статьи УК других союзных республик).

    Поскольку приговор, назначающий наказание виновному, не приводится в исполнение, постольку нельзя признать условное осуждение и особым порядком применения наказания. Автор полагает, что и законодатель не рассматривает условное осуждение как порядок применения наказания или исполнения приговора. Доказательством этому служит тот факт, что в действующих УК РСФСР, БССР и других союзных республик статья об условном осуждении помещена не в главе о применении наказания, а в главе «О назначении наказания и об освобождении от наказания».

    Условное осуждение по своей природе более близко к отсрочке исполнения приговора или применения наказания. В ряде учебников Общей части уголовного права можно встретить точку зрения, согласно которой условное осуждение признается одним из видов отсрочки исполнения приговора. Для такого определения природы условного осуждения имелись некоторые основания прежде всего потому, что при условном осуждении условная отсрочка применения наказания в какой-то степени имеет место. Это бывает в тех случаях, когда условно осужденный в течение испытательного срока совершает новое однородное или не менее тяжкое преступление, и суд, назначая ему наказание за вновь совершенное преступление, присоединяет к этому наказанию и наказание, назначенное при условном осуждении.

    Однако сущность условного осуждения по советскому уголовному праву, по мнению автора, не может быть сведена к отсрочке исполнения приговора. Последняя предполагает обязательное применение наказания по истечении определенного срока. В отличие от условного осуждения отсрочка приведения приговора в исполнение, применяемая при исключительных обстоятельствах, не связана с каким-либо твердо установленным испытательным сроком, и вопрос об освобождении от наказания лица при отсрочке исполнения приговора решается каждый раз судом, тогда как полное освобождение от наказания при условном осуждении после успешного прохождения испытательного срока осуществляется

    автоматически и не требует судебного рассмотрения. Кроме того, следует отметить, что отсрочка приведения приговора в исполнение может применяться при совершении любого преступления - как тяжкого, так и не представляющего большой общественной опасности. Условное осуждение применяется, как правило, лишь в тех случаях, когда лицо совершило преступление, не представляющее большой общественной опасности, и если все обстоятельства дела и личность виновного дают основание полагать, что лицо исправимо и без применения мер наказания. В социалистическом обществе повторное совершение преступления условно осужденным в течение испытательного срока рассматривается как исключительное явление. Исходя из этого, автор приходит к выводу, что условное осуждение следует рассматривать не как отсрочку приведения приговора в исполнение, а как форму освобождения (условного) от наказания. Данной точки зрения придерживаются также Н. Д. Дурманов, Г. А. Кригер, В. В. Труфанов; X. X. Кадари и др.

    Условное осуждение - сложный институт. При его применении виновному в совершении преступления назначается наказание в виде лишения свободы или исправительных работ, но, одновременно назначенное наказание не применяется под условием несовершения осужденным нового однородного или не менее тяжкого преступления. Последний акт суда указывает непосредственно на природу условного осуждения.

    Автор приходит к выводу, что сущность условного осуждения в советском уголовном праве состоит в условном неприведении в исполнение наказания в виде лишения свободы или исправительных работ, назначенного судом лицу за совершенное преступление, не представляющее большой общественной опасности, при условии, что это лицо в течение определенного испытательного срока не совершит нового однородного или не менее тяжкого преступления. Условное осуждение, будучи мерой воспитательного характера, является одновременно мерой предупреждения совершения нового преступления со стороны условно осужденного.

    В этой же главе рассматриваются виды условного осуждения предусмотренные действующим законода-

    тельством. Практике и законодательству известно три вида условного осуждения:

    1. Условное осуждение без передачи осужденного на перевоспитание, 2. Условное осуждение с передачей осужденного для исправления и перевоспитания общественным организациям или коллективам трудящихся, 3. Условное осуждение с возложением на общественность обязанности по наблюдению за поведением условно осужденного и проведению с ним воспитательной работы.

    В диссертации показываются различия между этими видами условного осуждения. Если условное осуждение первого вида - без передачи осужденного на перевоспитание - заключает в себе лишь один фактор: уголовно-правовой, то условное осуждение второго вида заключает в себе два фактора: 1 уголовно-правовой - условное осуждение и 2 моральный - передача осужденного на перевоспитание и исправление. Второй фактор (моральный) порождает новые общественные отношения, субъектами которых являются: суд, общественные организации или коллективы трудящихся, условно осужденные, у которых возникают определенные обязанности по отношению друг к другу. В возникновении различных обязанностей как для условно осужденного, так и для общественных организаций или коллективов трудящихся заключается основное различие этих двух видов условного осуждения.

    Отличие третьего вида условного осуждения от условного осуждения с передачей осужденного общественности на перевоспитание при наличии ходатайства последней несколько формально. Оно заключается в различном процессуальном порядке возложения на общественность обязанности по наблюдению за поведением условно осужденного и проведению с ним воспитательной работы. Однако, несмотря на ряд отличий указанных видов условного осуждения, они имеют общую цель - исправление и перевоспитание условно осужденных. Наиболее полно она осуществляется при применении условного осуждения второго и третьего видов, в связи с чем усиливается необходимость их широкого применения.

    В главе 1-й дается также Краткий очерк истории развития советского законодательства об условном осужде-

    нии, которую автор рассматривает в тесной связи с историей развития советского уголовного права, показана роль условного осуждения на всех этапах развития советского государства, изменение и совершенствование советского законодательства об условном осуждении, направленное на усиление его воспитательного воздействия и эффективности его применения. Вместе с этим автор уделяет внимание практике применения условного осуждения судами Белорусской. ССР на всех этапах ее развития, иллюстрируя статистическими данными, показывает рост условного осуждения, применяемого судами Белорусской ССР.

    Вторая глава «Основания и порядок применения условного осуждения по действующему советскому законодательству» посвящена классификации оснований применения института условного осуждения по действующему уголовному законодательству Союза ССР и союзных республик. Анализируя и обобщая практику применения условного осуждения, автор выявляет недостатки в применении этого института и вносит ряд предложений в целях улучшения его применения.

    Автор подразделяет основания применения условного осуждения на объективные (небольшая общественная опасность совершенного преступления) и субъективные (небольшая общественная опасность лица, совершившего преступление). Кроме того, в работе подчеркивается значение смягчающих обстоятельств для применения условного осуждения.

    В работе указывается, что общественная опасность преступления обусловливается объектом посягательства, характером и тяжестью наступивших последствий, характером, способом, местом и временем совершения деяния, формой и степенью вины лица, а также мотивами и целями, которыми руководствовалось виновное лицо при совершении преступления. Все эти обстоятельства должны учитываться и при решении вопроса о применении условного осуждения. Условное осуждение, как правило, не может быть применено при совершении тяжких преступлений, покушении на их совершение. Исключение допустимо лишь при совершении подобных преступлений несовершеннолетними или к одному из

    участников преступления, игравшему незначительную роль в его совершении при соучастии.

    В работе отмечается, что в практике еще встречаются случаи применения условного осуждения и за совершение тяжких преступлений. Такую практику следует признать противоречащей задачам борьбы с преступностью.

    Далее авторам рассматриваются особенности применения условного осуждения по отдельным категориям преступлений, по которым условное осуждение применяется наиболее часто, и обосновывается необходимость применения условного осуждения по делам частного обвинения.

    Наличие одного объективного основания недостаточно для решения вопроса о применении условного осуждения. Для этого необходимо еще и субъективное основание - небольшая общественная опасность самого лица, совершившего преступление, дающая возможность суду сделать вывод о нецелесообразности отбывания этим лицом назначенного наказания. Чтобы сделать вывод о небольшой общественной опасности виновного, необходимо тщательное изучение личности преступника. Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, которое требует закон, предполагает и всестороннее, глубокое изучение личности виновного. Этому вопросу посвящены многие работы советских теоретиков - юристов. Тщательное изучение личности преступника необходимо и при применении условного осуждения. Существенное значение для характеристики личности преступника имеет факт наличия или отсутствия прежней судимости. Действующее уголовное законодательство не ограничивает применение условного осуждения (в отличие от ранее действовавшего законодательства - УК РСФСР 1922 г.) условием наличия у лица судимости в прошлом. Совершение преступления в первый раз закон не считает смягчающим обстоятельством, однако он относит к отягчающим ответственность обстоятельствам совершение преступления лицом, ранее совершившим какое-либо преступление. В этой связи автор рассматривает два вопроса: 1. может ли факт совершения преступления лицом в первый раз являться одним из мотивов применения условного осуждения и 2 возможно ли применение условного осуждения при наличии у лица судимости в прошлом. Здесь автор при-

    ходит к выводу, что совершение преступления в первый раз, хотя закон и не признает смягчающим ответственность обстоятельством, все-таки свидетельствует о меньшей степени общественной опасности лица и может послужить основанием для применения к нему условного осуждения. Применение условного осуждения возможно и при наличии прежней судимости лица, но это может быть в редких исключительных случаях с учетом всех других обстоятельств дела (объективных и субъективных).

    В работе подчеркивается, что не менее важным вопросом при применении условного осуждения является вообще факт совершения лицом преступления в прошлом, за которое оно не привлекалось к судебной ответственности, а было освобождено от нее или в связи с передачей его на поруки общественности, или в связи с передачей дела в товарищеский суд для применения мер общественного воздействия или это лицо было освобождено от наказания или от уголовной ответственности в порядке ст. 43 Основ уголовного законодательства. Автор считает, что применение условного осуждения к лицам, которые ранее передавались на поруки или дела о которых передавались на рассматривание в товарищеский суд и которые не оправдали доверия коллектива, является, как правило, недопустимым. При применении условного осуждения суды должны учитывать характеристику, данную подсудимому, его отношение к труду, к общественным обязанностям, к коллективу, к товарищам, бытовую характеристику - отношение к семье, к соседям и т. п. Диссертант подчеркивает, что для применения условного осуждения требуется положительная характеристика виновного лица. По мнению автора, не может быть применено условное осуждение к лицу, которое отрицательно характеризуется не только по месту работы или учебы, но и по месту жительства, его знакомыми, соседями и т. п.

    На основании учета всех этих обстоятельств суд может прийти к выводу о нецелесообразности применения к этому лицу назначенного наказания. При применении условного осуждения большое значение имеет учет смягчающих обстоятельств, предусмотренных в ст. 33 Основ уголовного законодательства, которые в существенной мере оказывают влияние на характеристику об-

    щественной опасности преступного деяния и лица, его совершившего. Суды в качестве мотивов применения условного осуждения приводят и другие обстоятельства, которые не указаны в законе. Однако это не означает, что для применения условного осуждения необходимы какие-то особые смягчающие обстоятельства, как утверждают некоторые юристы-правоведы, (М. Н. Шнейдер и др.). Из всех подобных смягчающих обстоятельств автор уделяет особое внимание некоторым из них, наиболее часто приводимым в качестве мотивов применения условного осуждения (совершение преступления несовершеннолетним, тяжелое состояние здоровья, преклонный возраст подсудимого, просьба потерпевшего о неназначении виновному наказания, чистосердечное признание и раскаяние в содеянном, возмещение виновным причиненного им ущерба или вообще устранение им преступных последствий и т. п.).

    В работе подчеркивается, что необходимым условием при решении вопроса о применении условного осуждения, которое суды должны соблюдать так же, как и при назначении наказания, является учет всех обстоятельств дела и личности виновного в совокупности. Недопустимы случаи, когда суды учитывают положительную характеристику личности виновного и ряд других смягчающих обстоятельств, не принимая во внимание тяжести совершенного преступления. По мнению автора, эти обстоятельства могут иметь определенное значение для применения условного осуждения только в том случае, если совершенное преступление и виновное лицо не представляют большой общественной опасности.

    Автор отмечает, что для применения условного осуждения с передачей осужденного на перевоспитание общественности (второй вид условного осуждения), кроме объективного и субъективного оснований, необходимо еще наличие ходатайства общественной организации или коллектива трудящихся об условном осуждении виновного и передаче его на перевоспитание и исправление. На это основание указывает и закон (ч. 5 ст. 44 УК РСФСР, ч. 5 ст. 43 УК БССР).

    Чтобы ходатайство явилось основанием применения условного осуждения, оно должно отвечать следующим условиям:

    1. Так как оно должно выражать мнение всего коллектива или общественной организации, то решение о его возбуждении перед судебными органами должно выноситься на общем собрании данного коллектива или общественной организации.

    2. Необходимо, чтобы виновное лицо являлось членом того коллектива или общественной организации, которые возбуждают ходатайства об условном осуждении.

    3. Ходатайство должно быть облечено в письменную форму.

    В отличие от условного осуждения этого вида, для применения условного осуждения с возложением обязанности на общественность по наблюдению за поведением условно осужденного и проведению с ним воспитательной работы, требуется не ходатайство общественности, а лишь согласие последней на возложение такой обязанности, однако такое согласие также должно быть выражено в письменной форме. Автор рассматривает порядок возложения такой обязанности при применении условного осуждения третьего вида.

    Во второй главе рассматриваются также вопросы, связанные с назначением и прохождением испытательного срока при условном осуждении, показывается воспитательное значение этого срока. Прохождение испытательного срока является не пассивным ожиданием того, совершит или не совершит условно осужденный новое однородное или не менее тяжкое преступление, оно превращается в активный воспитательный процесс, задача которого состоит не только в предупреждении совершения виновным новых преступлений, но и прежде всего в его перевоспитании, в возвращении его в ряды честных тружеников нашего общества. Воспитательное значение испытательного срока зависит и от того, насколько правильно он определяется судом, от его продолжительности, от установленного порядка его отмены и сокращения, от условий, предъявляемых к осужденному, которые он должен выполнять в течение этого срока. Все эти важные вопросы для судебной практики требуют единообразного освещения и в теории права.

    Характерным для условного осуждения является то, что суд одному лицу устанавливает два срока: 1. Срок лишения свободы или исправительных работ; 2. Испытательный срок. На практике, как правило, эти сроки не

    соответствуют друг другу. Не требует такого соответствия и уголовное законодательство. Суды назначают испытательный срок всегда по своему усмотрению.

    В юридической литературе подымался вопрос об устранении противоречия между сроками назначаемого наказания и испытательным сроком, в связи с чем было высказано мнение, что испытательный срок должен зависеть от срока лишения свободы, которое назначается при условном осуждении, и должен соответствовать этому сроку (Р. М. Мондрусов, М. А. Якобашвили и др.). По мнению автора, нет необходимости устанавливать принцип строгого соответствия испытательного срока сроку лишения свободы или исправительных работ, поскольку испытательный срок должен иметь самостоятельное значение. Приведение же в соответствие срока лишения свободы испытательному сроку ослабило бы самостоятельную роль последнего, создало бы неправильное представление, что испытательный срок и наказание - это одно и тоже, и тем самым противоречило бы самой природе условного осуждения как меры воспитательного воздействия" на лиц, совершивших преступления. Определяющим критерием для назначения испытательного срока следует считать не срок наказания, назначенного судом, а убеждение суда в том, что данное лицо может исправиться в течение испытательного срока той или иной продолжительности. Это убеждение складывается на основе учета характера и степени общественной опасности совершенного преступления, особенностей личности преступника, его личных качеств и тех условий и обстановки, в которой будет находиться условно осужденный после вынесения приговора об условном осуждении.

    В работе отмечается, что в юридической литературе нет единого мнения и по вопросу о том, какой момент следует считать началом течения испытательного срока. Некоторые авторы считают, что испытательный срок начинает протекать с момента вступления приговора в законную силу (М. А. Якобашвили, Р. М. Мондрусов и др.). Другие же полагают, что начало течения испытательного срока совпадает с моментом вынесения приговора об условном осуждении (X. X. Кадари и др.). Автор присоединяется к этой последней точке зрения и указывает, что первая точка зрения основана на пони-

    мании условного осуждения как наказания, а поскольку наказание приводится в исполнение после вступления приговора в законную силу, то, стало быть, и исчисление испытательного срока, по их мнению, также должно начинаться с этого момента. Однако, если рассматривать условное осуждение как вид освобождения лица от наказания, то по закону (ст. 364 УПК БССР) приговор, освобождающий подсудимого от наказания, приводится в исполнение немедленно. Поэтому следует признать, что та часть приговора об условном осуждении, в которой устанавливается испытательный срок, должна быть приведена в исполнение сразу же и, следовательно, и испытательный срок должен начинаться с этого момента. Установление этого момента течения испытательного срока необходимо в целях усиления воспитательного значения и эффективности применения условного осуждения.

    В работе рассматриваются также случаи прекращения испытательного срока. В связи с этим в работе предпринимается попытка дать понятие однородному и не менее тяжкому преступлению. Автор поддерживает высказанный в литературе взгляд на понятие однородного преступления, согласно которому однородными признаются преступления, посягающие на общие или сходные непосредственные объекты. Кроме этого, оба преступления должны быть совершены или умышленно или по неосторожности. Автор рассматривает вопрос об определении однородности в случаях, когда посягательство направлено не на один, а на два или несколько объектов. Указываются также признаки, по которым определяется не менее тяжкое преступление. Основным, критерием при определении не менее тяжкого преступления должны быть характер и степень общественной опасности совершенного преступления, что устанавливает суд в каждом конкретном случае при учете всех обстоятельств дела. Автор исходит из определения не менее тяжкого преступления, которое дается в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 декабря 1962 г. «О практике назначения судами наказания в случае совершения нового однородного или не менее тяжкого преступления», однако, по его мнению, при определении сравнительной тяжести двух преступлений не всегда следует руководствоваться только санкциями

    статьи УК, предусматривающей ответственность за вновь совершенное преступление. Иногда суд может, и не назначить такое строгое наказание, которое предусмотрено в статье закона, учитывая все обстоятельства совершения преступления. Поэтому в отдельных случаях ориентировочным критерием при определении тяжести двух преступлений следует считать наказание, назначенное судом в соответствии с законом за вновь совершенное преступление.

    Рассматривая условия прохождения испытательного срока осужденным, автор поддерживает предложение о расширении условий прохождения испытательного срока и предоставления права судам выносить постановление о неприведении приговора в исполнение под условием несовершения осужденным не только нового однородного или не менее тяжкого, но и вообще любого нового преступления. Таким путем возможно было бы предупреждать повторность совершения условно осужденными преступлений не только тяжких, но и не представляющих большой общественной опасности.

    В работе также подробно рассматривается вопрос о сокращении испытательного срока, о назначении наказания в-случае совершения условно осужденным нового преступления. Автор предлагает, чтобы суд при назначении наказания за вновь совершенное преступление всегда решал вопрос о полном присоединении наказания, назначенного по приговору об условном осуждении. Вопрос о частичном присоединении наказания следует ставить лишь в тех случаях, если при полном присоединении наказания суд выходит за рамки срока наказания, установленного законом за данное преступление. Автор подчеркивает необходимость разъяснения судом значения испытательного срока условно осужденным и всем присутствующим в зале судебного заседания.

    В диссертации дается разграничение института условного осуждения от таких смежных институтов уголовного права, как освобождение от уголовной ответственности в связи с передачей дела в товарищеский суд, передача виновного на поруки, отсрочка исполнения приговора военнослужащему или военнообязанному в военное время, подвергается критике точка зрения, что условное осуждение с передачей на перевоспитание осужденного общественности является видом общественно-

    В этой же главе (§ 4) дается анализ действующего законодательства зарубежных социалистических государств об условном осуждении, показывается активная воспитательная роль условного осуждения, рассматриваются основания и особенности применения этого института в странах народной демократии, раскрывается юридическая природа условного осуждения, порядок назначения испытательного срока и т. д.

    В третьей главе диссертации «Воспитательная работа с условно осужденными» на основе обобщения практики показывается роль суда и общественности в воспитательной работе с условно осужденными, рассматриваются формы и методы воспитательного воздействия на этих лиц.

    Вынесением обвинительного приговора об условном осуждении не заканчивается работа с условно осужденными. Выполнение задачи перевоспитания и исправления условно осужденных зависит прежде всего от того, как поставлена воспитательная работа с ними уже после вынесения приговора об условном осуждении, как осуществляется контроль и надзор за поведением условно осужденных, какие методы и формы воспитания применяются к ним. Во всей этой работе большая роль принадлежит судебным органам.

    1. Наблюдению за поведением условно осужденных.

    2. Проведению воспитательной работы с условно осужденными, не переданными на перевоспитание общественности.

    3. Установлению контроля за общественными организациями и коллективами трудящихся по проведению воспитательной работы с условно осужденными.

    Органической предпосылкой этой воспитательной деятельности суда является учет условно осужденных. На необходимость осуществления такого учета указывает уголовный закон.

    В работе подчеркивается роль Советов народных за-

    седателей, осуществляющих наблюдение за поведением условно осужденных, контроль за работой общественности по их перевоспитанию и исправлению, рассматриваются другие формы воспитательной работы с условно осужденными, вносится предложение предусмотреть право суда устанавливать новые условия для условно осужденных, нарушение которых должно влечь отмену условного осуждения.

    Кроме проведения этой работы, указывается также на необходимость осуществления контроля судебными органами за проведением воспитательной работы с условно осужденными общественными организациями и коллективами трудящихся. Суд вправе после вынесения приговора об условном осуждении давать определенные указания представителям общественности, выполнение которых облегчает работу судов по осуществлению контроля за поведением условно осужденных. Так, например, суд, возлагая обязанность по перевоспитанию условно осужденного на общественную организацию, может потребовать от нее периодически сообщать суду о поведении условно осужденных, обеспечивать явку последних в суд, если таковая вызывается необходимостью, препятствовать увольнению этих лиц с работы в течение испытательного срока и т. п.

    В работе отмечается, что в некоторых случаях условно осужденные, хотя и не совершают новых преступлений, но не соблюдают правила социалистического общежития, а общественность не проводит с ними никакой воспитательной работы. Для предупреждения совершения новых преступлений условно осужденными приемлемы в таких случаях указания судов общественным организациям на несерьезное отношение к воспитанию с требованием улучшения воспитательной работы. В этом отношении положительную роль могут сыграть совещания представителей общественности тех коллективов, которые обязались перевоспитывать условно осужденных, проводимые по инициативе суда.

    В работе рассматриваются и вопросы, связанные с проведением воспитательной работы общественностью с условно осужденными, определяются субъекты этой работы, которыми являются: 1. Общественные организации, 2 коллективы трудящихся по месту работы или учебы виновного, рассматривается порядок возбужде-

    ния ходатайства на общих собраниях, формы и методы воспитания, применяемые к условно осужденным, выдвигается предложение о применении наказания к этим лицам в тех случаях, когда последние не поддаются перевоспитанию, и общественность отказывается от воспитательной работы с ними.

    Автор подчеркивает, что воспитание условно осужденных не должно сводиться лишь к предупреждению совершения ими новых преступлений. Это воспитание должно заключаться в воспитании в них коммунистического сознания, воспитании их в духе коммунистической морали, поскольку эта мораль является самой гуманной и передовой.

    В свете решений июньского Пленума Центрального Комитета КПСС, в постановлении которого прямо указано на необходимость сосредоточить усилия партии, государственных органов, профсоюзов, комсомола и всех других общественных организаций на таких основных направлениях идеологической работы, как формирование коммунистического мировоззрения, трудящихся, преодоление пережитков прошлого в сознании и поведении советских людей, трудовое воспитание активных и сознательных строителей коммунизма, повышение образованности и культуры народа и др. , перевоспитание и исправление условно осужденных, как часть общей работы по коммунистическому воспитанию, предупреждение совершения новых преступлений должны осуществляться со всей серьезностью и решительностью.

    В заключении выдвигается ряд предложений, направленных на улучшение применения условного осуждения и на дальнейшее совершенствование советского законодательства об условном осуждении.

Окончив с отличием юридический факультет Белорусского государственного университета, свой исследовательский путь Э.А. Саркисова начала в Академии наук БССР. Затем поступила в аспирантуру при Отделе правовых наук Академии наук БССР. После защиты диссертации Элла Андреевна продолжила научную деятельность в Институте философии и права Академии наук Беларуси.

С 1976 г. Элла Андреевна преподавала в Минской высшей школе Министерства внутренних дел СССР в должности доцента кафедры уголовного права. В 1985 г. она назначена заместителем начальника, а в 1991 г. – начальником данной кафедры. Последние десять лет Элла Андреевна продолжала свою научную и преподавательскую деятельность в должности профессора кафедры уголовного права и криминологии учреждения образования ”Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь“.

В 1997 г. Элла Андреевна избрана судьей Конституционного Суда Республики Беларусь. Острейшие научные и правоприменительные проблемы нашли свое разрешение именно благодаря судье Э.А. Саркисовой.

С 2011 г. Элла Андреевна работала ведущим научным сотрудником отдела исследований в области правоохранительной деятельности и осуществления правосудия Института правовых исследований НЦЗПИ. При ее активном участии выполнялись важнейшие государственные программы научных исследований, решались иные научные и научно-практические задачи.

Профессору удалось не только внести весомый вклад в развитие отечественной уголовно-правовой науки и правоприменения, но и воспитать целую плеяду последователей. Ее эрудиция, круг интересов и стиль работы имели определяющее значение для научного сообщества, сформированного под ее влиянием.

Элла Андреевна была эталоном не только в научном и профессиональном, но и в духовно-нравственном отношении. В этом уникальном человеке сочетался выдающийся ученый, наставник, коллега и добрый товарищ. Великий ученый вкладывала в работу все физические и душевные силы, являя собой пример преданного и самоотверженного служения науке, белорусскому праву.

Заслуги Эллы Андреевны отмечены государственными наградами на самом высоком уровне.

Вместе с родными и близкими, коллегами, учениками руководство и весь коллектив НЦЗПИ скорбит по поводу ухода из жизни Эллы Андреевны и выражает искреннее соболезнование родным и близким выдающегося ученого.

Светлая память о ней будет всегда жить в наших сердцах.

Ушел из жизни выдающийся врач акушер-гинеколог, крупный ученый, талантливый педагог, научный руководитель Инновационного отделения малоинвазивных технологий ФГБУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И.Кулакова Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор Сергей Эдуардович Саркисов.

В 1975 году Сергей Эдуардович окончил лечебный факультет 2-го МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова. С 1975 по 1980 г. обучался в клиничес¬кой ординатуре и аспирантуре на кафедре акушерства и гинекологии ЦОЛИУ врачей под руководством профессора Л.П.Бакулевой. В 1981 г защитил кандидатс¬кую диссертацию на тему «Роль токсоплазмозной инфекции в гинеколо¬гических заболеваниях». В дальнейшем работал на этой же кафедре стар¬шим лаборантом, ассистентом, доцентом, профессором под руководством академика В.И.Кулакова. В 1999 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Гистероскопическая эндохирургия матки» . В 2000 году возглавил Инновационное отделение малоинвазивных технологий ФГБУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. акад. В.И.Кулакова, созданное на базе ГБУЗ «ГКБ им. С.П.Боткина» в качестве образовательного научно-практического подразделения по внедрению малоинвазивных технологий в деятельность гинекологических отделений поликлиник и стационаров России. Проведенное под его руководством широкое внедрение в практическую деятельность гистероскопии, а также гистерорезектоскопических операций позволило значительно снизить травматизм оперативных вмешательств и повысить эффективность лечения внутриматочной патологии.

С 2015 года профессор С.Э.Саркисов работал консультантом в гинекологической клинике медицинского центра «Пульс», оказывая диагностическую, лечебную и консультативную помощь при гинекологических заболеваниях, требующих применения малоинвазивных методов диагностики и лечения.

Профессор С.Э.Саркисов принимал активное участие в работе Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования, занимаясь подготовкой и реализацией образовательных программ тематического усовершенствования для врачей акушеров-гинекологов «Основы оперативной гистероскопии и гистерорезектоскопии». Он был автором «Программы помощи здравоохранению Республики Крым», неоднократно проводил в г. Симферополе образовательные циклы и мастер-классы для врачей из различных городов Крымского полуострова. Его лечебная, научная, педагогическая и просветительская деятельность высоко ценилась коллегами, учениками и пациентами.

Выражаем соболезнование семье и родственникам в связи с такой большой утратой.

Светлая память о Сергее Эдуардовиче Саркисове навсегда сохраниться в наших сердцах!

Коллеги и друзья

В клинике ведет прием Барсегян Гагик Омарович , оперирующий врач акушер-гинеколог, ученик профессора С.Э.Саркисова.

Вместе с профессором С.Э.Саркисовым участвовал в совместных конференциях:

  • Устный доклад- XV Юбилейный всероссийский научно-образовательный эхографический семинар «Актуальные вопросы ультразвуковой диагностики в акушерско-гинекологической практике и перинатологии». 2012 «Современные аспекты офисной панорамной гистероскопии»
  • «Гистероскопические технологии при гиперплазии эндометрия» Саркисов С. Э., Барсегян Г. О.
  • Устный доклад – Обсуждение диссертации, межклиническая конференция. 2014 «Возможности сочетания панарамной гистероскопии и эхографии в диагностике и лечении внутриматочной патологии» Саркисов С. Э., Барсегян Г. О. , Бойко М. А.