Вторая жизнь макулатуры. Бумаге вторую жизнь. Научно-практическая конференция. Определение дальнейших перспектив

Введение

1. Основная часть:

1.1.История возникновения бумаги

1.2. Современные способы изготовления бумаги

2. Исследовательская часть:

2.1 Результаты анкетирования

3. Практическая работа «Изготовление бумаги в домашних условиях»

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Добрый день, уважаемые члены жюри. Добрый день все присутствующие.

Я, Кончаковская Кристина, ученица 2 класса МБОУ «Тишанская СОШ».

Я, Журавлева Ольга, ученица 2 класса МБОУ «Тишанская СОШ». Вашему вниманию предлагаем исследовательскую работу на тему «Бумаге – вторую жизнь»

В чем же актуальность нашей темы?. Следует сказать, что бумага – это самый распространенный материал в мире. Без нее сейчас невозможно представить себе жизнь

На ней мы пишем, рисуем, делаем чертежи и схемы. Бумага нужна для печатания книг, газет, журналов.

Я люблю ри совать, раскрашивать, делать различные аппликации. Мне нравится читать книги. Все это можно сделать на бумаге или с помощью бумаги.

Я узнала, что делают бумагу из древесины. А это значит, что рубят деревья.

С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Вот почему важно готовить новую бумагу из старой, уже использованной, то есть из макулатуры. 60 килограмм макулатуры сберегают от вырубки 1 дерево. 30 лет назад в нашей стране к сбору макулатуры привлекались учащиеся школ и население. Мы провели анкетирование и выяснили, что сегодня всю использованную бумагу большинство людей выбрасывают просто в мусор.

У нас дома, в школе скапливается много различных бумажных отходов. Было решено попробовать в домашних условиях использовать эти отходы для вторичного получения бумаги.

Создание бумаги своими руками – процесс творческий. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук. То же можно сказать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растёт с каждым днём, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придётся.

Перед собой мы поставили цель: из вторичного сырья изготовить бумагу в домашних условиях.

Для реализации поставленной цели необходимо, решить следующие задачи:

1 . Изучить историю появления бумаги

2 . Провести ряд опытов с бумагой, изучить её свойства

3 . Познакомиться с технологией производства бумаги;

4 . Получить бумагу в домашних условиях;

5 . Найти применение бумаге, изготовленной в домашних условиях

Мы выдвинули следующую гипотезу: возможно ли изготовление бумаги в домашних условиях из вторичного сырья и использование её в быту и творческой работе

Объект исследования: ненужная бумага (макулатура).

Предмет исследования: бумага.

Методы исследования: наблюдение, проведение опытов, изучение литературы и других информационных источников по теме, обработка и анализ полученных данных.

Основная часть

История возникновения бумаги

В ходе исследования мы выяснили: что такое бумага и как она появилась.

Бумага - это материал, состоящий из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой и образующих тонкий лист.

Бумага существовала не всегда. Материалом для письма служили самые разные вещи. Древние люди рисовали на стенах пещер. Такие рисунки археологи до сих пор находят и изучают. Позднее люди стали писать на глиняных табличках тростниковыми палочками. Только много писать на таких табличках не получалось, они застывали и уставала рука, да и носить их было очень тяжело. Жители Древнего Египта в качестве материала для письма употребляли папирус – это вид тростника, которого много росло в долине реки Нил. Позднее, для ценных рукописей стали применять пергамент – выделанную кожу из бараньих, телячьих и козьих шкур. Но для того, чтобы изготовить одну книгу, нужно было забить 280–300 животных. А это очень не выгодно.

Бумагу изобрёл 2000 лет назад китаец Тцай Лунь, он сделал ее из коры тутового дерева. Китайцы долго растирали кору деревьев, щепки, тряпки в воде, пока не получалась каша без комочков, потом они выливали эту смесь на подносы. Когда вода стекала, листы сушили. Позднее китайцы стали добавлять в нее крахмал

На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – наружная часть берёзовой коры, это был самый дешёвый и доступный материал.

Бумага собственного производства появилась на Руси во второй половине XVI века в царствование Ивана Грозного. Петр 1 запретил применять в канцеляриях заграничную бумагу. По указу царя было построено несколько бумажных фабрик под Москвой и Петербургом.

Мы провели ряд опытов и выяснили, что :

    Бумага – материал волокнистый?

Мы взяли в руки несколько листов различных видов бумаги в руки и разорвали их. Рассматривая кромку края бумаги по линии разрыва, увидели, что края получились мохнатые, ворсистые. При рассматривании бумаги через лупу, хорошо видно, что волокна беспорядочно перепутаны, спрессованы и склеены.

    Бумага легко мнется. Смятой бумаге невозможно вернуть прежний вид.

Для того чтобы это определить, мы взяли несколько видов бумаги. Салфеточная и гофрированная бумага мялись легко. Альбомную бумагу сложнее было смять. Затем мы распрямили скомканную бумагу, стараясь придать ей первоначальный вид. Но этого сделать не удалось.

    Любая бумага промокает. После намокания она теряет форму.

    Чем толще бумага,

Мы проверили разные виды бумаги на свету. Чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.

Эти свойства необходимо учитывать при производстве бумаги

Современные способы изготовления бумаги

Работая над данной темой, мы познакомились с современными способами изготовления бумаги.Они мало отличаются от тех, что применялись 2000 лет назад.

На бумажную фабрику привозят брёвна. Машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. Щепки сортируют по размеру на специальных ситах. Эту массу просеивают и промывают, очищают от грязи и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах. Очищенная и разваренная древесина отбеливается, чтобы напечатанные или написанные на ней знаки были лучше видны.Затем её взбивают в специальной машине и смешивают с водой, превращая в однородную массу. Для получения качественной бумаги добавляют крахмал, глину и другой материал.Бумажная масса попадает в специальную машину, в которой вода уходит через сито, а влажная масса проходит под круглым валиком. Он приглаживает её, разравнивает и превращает в гладкий лист. Далее листы сушат и сворачивают в большие рулоны. Вот теперь это уже настоящая бумага. Рулоны подравнивают, придавая им нужную ширину. Потом эти рулоны отправляют в типографию или режут на листы. И вот уже из этих листов сшивают тетради, печатают книги, газеты. Вот какой сложный и долгий путь проходит дерево, прежде чем стать бумагой

Изучив свойства бумаги и узнав как её делают на бумажных фабриках, мы решили изготовить бумагу сами. Мы в домашних условиях сделали бумагу из макулатуры и с читаем, что использование вторичного бумажного сырья в масштабах целого государства и отдельных регионов позволяет сохранить лесные ресурсы.

Результаты опроса

Перед выполнением практической работы мы задали учащимися нашей школы такой вопрос

Можно ли в домашних условиях изготовить бумагу?

Было опрошено 10 человек.

Мнения ребят разделились:

Можно – ответили 2ученика

Нельзя – 6 учеников

Не знаю – 2 ученика

Практическая работа: «Изготовление бумаги в домашних условиях»

А мы сейчас вам расскажем как из вторичного сырья изготовить бумагу в домашних условиях.

1.Мы взяли исписанные листы бумаги, старые газеты и разорвали их на мелкие кусочки. Затем сложили все это в миску, залили теплой водой и оставили размокать на сутки.

2. Полученную массу измельчили в блендере или миксером, добавили немного крахмала или желатина.

3. Вылили содержимое миски в дуршлаг для стекания воды.

4. Получившуюся кашицу разложили на подносы, покрытые марлей, оставили на сутки подсыхать.

5. Когда бумажная масса подсохла, отделили бумажные листы от марли и не трогали их 24 часа до полного высыхания.

Наша бумага получилась...Не такая гладкая, как обычно, но такой бумаги как у нас, нет ни у кого.

Чтобы получить цветную бумагу, можно добавить красители.

Из полученной в домашних условиях бумаги мы сделали поделки.

Заключение

Проводя исследование мы выяснили, что :

Жизнь без бумаги невозможна для современного человека;

Бумагу можно изготовить в домашних условиях;

Бумагу, изготовленную дома лучше использовать для детского творчества на уроках технологии.

Наша гипотеза о возможности получения бумаги в домашних условиях подтвердилась.

Бумагу можно приготовить в домашних условиях. Создание бумаги ручной работы - очень интересный и творческий процесс. И совсем несложный. А какой потрясающий результат: эксклюзивная бумага собственного дизайна

И в заключении нам хочется сказать, что почти половина той древесины, которая заготавливается в нашей стране, уходит на изготовление бумаги. Поэтому, не выбрасывайте старую бумагу. Из нее можно сделать очень много полезного. А это сбережет жизнь наших лесов.

Литература

1. Бумага своими руками. Страна Мастеров.mht

2.Чурина Л.С. «Поделки из бумаги». М., Санкт-Петербург: «Сова», 2010г;

3.Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». М.: «Педагогика», 2012г;

4 . Большая Российская энциклопедия

Филюза Кашапова
Научно-исследовательская работа «Вторая жизнь бумаги»

Филиал № 1 МАДОУ № 18 г. Туймазы

Исследовательская работа

«ВТОРАЯ ЖИЗНЬ БУМАГИ »

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

Выполнила ЗуфароваКамила,

воспитанница подготовительной группы

Руководитель Кашапова Ф. Х. ,

Туймазы, 2017

Цели :

Изучить, сколько макулатуры может собрать среднестатическая семья;

Информировать общественность о результатах эксперимента с целью привлечения внимания к проблеме неэффективного использования бумаги ;

Ожидаемые результаты :

Переработка макулатуры позволяет уменьшить количество технико-бытовых отходов и сберечь лесные насаждения на планете. С точки зрения экономики целесообразно использовать макулатуру для производства упаковочных материалов, гофрированного и простого картона и т. п. По нашему мнению, использование макулатуры для изготовления красивых и полезных предметов быта и интерьера, не только сохраняет наши природные богатства и помогает улучшить экологическую обстановку в нашем регионе, но и делает нас талантливей, дав нам толчок для творчества!

Введение

Конец 2011 года был ознаменован рождением семимиллиардного жителя Земли, и с каждым годом людей на Земле становится всё больше, а природных ресурсов остаётся всё меньше. Чтобы и дальше пользоваться благами цивилизации, необходимо заниматься сбором, переработкой и использованием вторичного сырья .

Самым распространённым видом вторичного сырья является макулатура. Она составляет примерно 2/5 от всех образованных твёрдых бытовых отходов.

В наше время основными источниками образования макулатуры являются промышленные предприятия, типографии, крупные торговые сети.

Лес можно сберечь, не только охраняя его от вырубания, несанкционированных свалок и пожаров, но и экономно используя его ресурсы и перерабатывая использованное сырьё.

Использование макулатуры позволяет экономить древесину, которая идёт на изготовление бумаги , а результат этого – сохранение лесов.

Бумага занимает исключительное место в жизни людей . Её открытие, как и изобретение колеса - чудо, одно из величайших изобретений человеческого разума. К использованию бумаги мы привыкли с раннего детства, и даже не задумываемся, когда пишем в тетрадях, подписываем яркие поздравительные открытки, рисуем в альбомах и клеим аппликации, читаем увлекательные книги, разглядываем глянцевые журналы и каталоги. Дома, в детском саду, в школе, на улице, в магазинах – везде нас окружает бумага и созданные из нее вещи.

Лист бумаги - гладкий , чистый, отменной белизны - мы рассматриваем как некую малость, обыденную, незаметную, даже вроде бы и не вещь и не предмет, а так просто - лист, да и только. Но вряд ли кто задумывался над тем, где, как, из чего, трудом каких людей создан этот лист. А приходит время уборки, и мы безжалостно выбрасываем на свалкуисписанные тетради, разрисованные альбомы, прочитанные газеты и журналы, разорванные книги, учебники, сколько всего ненужного можно найти вокруг нас. Попадая на свалку продукты бумажной промышленности , выделяют метан – парниковый газ, который в 20 раз сильнее, чем углекислый газ.

А ведь о том, что нужно беречь природные ресурсы, мы слышим и от родителей, и от воспитателей и учителей, и с экранов телевизоров, давайте смотреть на этот «мусор» другими глазами? Ведь он вполне может прожить вторую жизнь ! Что мешает нам совершить свой маленький подвиг – спасти дерево?

Наступивший 2017 год посвящен экологии, и будет правильно, если в этот год мы постараемся помочь природе по мере своих сил. Может получиться, что мы обзаведемся такой же хорошей привычкой, как и герой А. де Сент-Экзюпери – Маленький принц : «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.»

История бумаги и ее перерождение

В том виде, в котором мы привыкли её видеть, бумага появилась не сразу . История возникновения бумаги началась с того , что в древнем Египте около 3,5 тысяч лет назад начали изготавливать папирус.

Основным материалом для изготовления папируса была низ стебля тростника. Его разрезали на полоски, и выдерживали в воде, потом прокатывали деревянной скалкой по доске и помещали в воду, опять прокатывали и снова клали в воду. В результате этих операций тростник становился полупрозрачными, его сушили, и разглаживали камнем. Первая технология производства бумаги была достаточно сложной, а потому папирусы были дороги. Кроме того, они были не очень долговечны и требовали бережного отношения к себе. Другой вид бумаги – пергамент , получали путем особой, весьма сложной обработки кож молодых животных – телят, ягнят, козлов и ослов. В отличие от папируса, пергамент был значительно прочнее, эластичнее, мог храниться гораздо дольше, и на нем можно было писать с обеих сторон. Но изготовление пергамента было очень трудным процессом, а потому этот материал был чудовищно дорог. На Руси заменой пергамента стала береста – кора березы, которую заливали воском и писали острой палочкой – стилом.

Настоящим началом истории изготовления бумаги принято считать 105 год нашей эры, а родиной – Китай. Именно там придумали технологию, позволяющую использовать для производства бумаги любое растительное сырьё и отходы; лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву. Поняв, что полуфабрикатами для производства бумаги могут служить :древесная масса или целлюлоза, целлюлоза однолетних растений (соломы, конопли, риса и других,шагнув в эру технического прогресса, люди начали производить бумагу все лучшего качества.

Историки считают, что макулатура, как понятие появилось в тот момент, когда люди стали изготавливать бумагу , с помощью специального оборудования. Поскольку бумажных отходов становилось все больше, их пришлось перерабатывать

Уже в конце 19 века использование картона в упаковочных целях шло полным ходом, а самую первую картонную коробку использовали в Англии в 1817 г. Вскоре в обиход поступил и гофрированный картон.

Первое, что приходит на ум, когда мы слышим про изделия из макулатуры – это туалетная бумага и картон . Но для макулатуры это не предел. Вот что научились люди изготавливать из макулатуры :

Упаковочный картон (тара) : сюда относят хромовый картон из целлюлозы для тары с последующей цветной печатью, коробочный для изготовления тары без последующей печати;

Технический картон используется в строительстве для облицовки, прокладок, при строительстве крыш. Кровельный картон выпускается в рулонах и используется в строительстве. Прокладочный картон используется в машиностроении и при транспортировке мебели. Облицовочный картон участвует в создании строительных плит;

Трубы из картона широко применяются как основа для хранения бумаги , тканей, ковров и других материалов, которые можно упаковать наматыванием;

Эковата - специальный состав из целлюлозной массы, применяемый как тепло- и звукоизоляционный материал. Такая смесь защищает строительные конструкции от огня, гнили и плесени;

Гофрированный картон - многослойный вид картона, который состоит из лайнеров (плоских слоев) и флютингов (волнистых слоев) . Слои соединяются между собой клеем. Прочность гофрокартона зависит от количества слоев, из которого он состоит. Так, к примеру, семислойный гофрированный картон можно использовать для изготовления особо прочных коробок или ящиков.

Средства гигиены- туалетная бумага , бумажные салфетки и полотенца, и т. д. ;

бумажная посуда - такие стаканчики и тарелки легко утилизировать и они не загрязняют окружающую среду;

Пакеты из бумаги считаются экологически чистыми и легко разлагаются. Часто такие пакеты используют для упаковки хлебобулочных изделий, для расфасовки чая, кофе и других продовольственных и непродовольственных изделий;

Изготовление мебели из макулатуры, является относительно новой технологией, но при этом достаточно экологичной. Так, к примеру, если смешать бумажную массу с клеем и смолой, можно получить интересную и нестандартную дизайнерскую тумбу или иной предмет интерьера.

Однако необходимо знать, что не все виды бумаги подлежат переработке . Так, например, нельзя перерабатывать использованную туалетную бумагу и салфетки , фантики, бумажные полотенца с жирными пятнами, копировальную бумагу , бумажные стаканчики .

Так сколько же «жизней » может прожить бумага ? В среднем бумага может быть переработана до пяти-шести раз для получения новой качественной бумаги . Процесс переработки в таком случае выглядит следующим образом : бумага нагревается и нарезается на мелкие кусочки, затем бумагу готовят к переработке , смешивая с водой в специальной машине, похожей на гигантский миксер - так бумага превращается в мягкий материал. Во время этого процесса отбираются длинные волокна для производства крепкой и плотной бумаги , а короткие нити древесного волокна могут быть использованы для «слабой» бумаги , пригодной, например, для газет и кухонных салфеток. Заметим, что каждое последующее смешивание и измельчение сокращает и ослабляет древесные волокна, делая переработанную бумагу менее прочной .

А что могу я?

Моя семья состоит и пяти человек. За время подготовки данной исследовательской работы , наша семья целенаправленно собирала макулатуру. И это не только тетради, альбомы, газеты, журналы и каталоги, также мы собирали коробки из под чая, лекарств, игрушек, печенья, зубной пасты, кремов. У нас вышло 10 килограмм макулатуры. Но ведь прошло только два месяца, и это только одна семья! А ведь в наш садик ходят 120 человек, и у всех в семье по три, четыре и пять человек. Нетрудно подсчитать, что за один-два месяца можно собрать около тонны макулатуры! 54 кг газетной бумаги позволяет сохранить одно дерево, а тонна макулатуры заменяет собой четыре кубометра древесины.

Как мы узнали, в ходе нашего небольшого исследования, сфер применения макулатуры великое множество. Повторное использование бумаги – это актуальное и дальновидное занятие, помогающее сохранять окружающую среду, развивая экологический подход к предметам потребления.

В Туймазинском районе с 1966 года работает картонно- бумажный комбинат - одно из крупнейших предприятий по выпуску бумаги , картона, упаковки в Республике Башкортостан. Основными видами продукции комбината являются бумага для гофрирования , картон для плоских слоев гофрированного картона, гофрокартон и изделия из него (ящики, лотки, гофролисты, санитарно-гигиеническая бумага . Картонно-бумажный комбинат г . Туймазы занимает одно из лидирующих мест в России по производству бугорчатой тары для упаковки яиц.

Сырье для переработки на комбинат поступает от крупных предприятий, имеющих большой документооборот : Туймазинский отдел внутренних дел, центральная районная больница, завод «Химмаш» и т. д., но это на значит что в стороне остаются школы и средние учебные заведения. Регулярно, один-два раза в год, школьники и студенты собирают и сдают макулатуру. Так же прием макулатуры у населения осуществляет предприятие «БАШВТОРМЕТ » , по улице Советской и магазин «Пышка» по улице Гафурова.

Когда макулатура перестает быть хламом и мусором, и превращается в полезные вещи? Стоит ли ее собирать, хранить и потом сдавать? Конечно, стоит, ведь из нее можно получить множество полезных в хозяйстве изделий и даже использовать как нестандартный материал для творческих замыслов.

Из использованной бумаги можно изготовить прекрасные сувениры и поделки. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят теплочеловеческих рук и не имеют аналогов.

Вечное стремление человека окружить себя красивыми вещами побуждает нас к новым решениям. Старые газеты и журналы, которые скопились у вас в ящиках стола, можно сдать в макулатуру, но можно и дать им вторую жизнь , причем яркую, красивую и творческую. Несомненно, второй вариант придется по душе всем людям с «умелыми ручками» . Разумеется, зачем выбрасывать вещи, которые могут быть полезными? Это большая возможность создать нечто оригинальное, и внести разнообразие в досуг – ведь творческий процесс всегда увлекает, дарит положительные эмоции, а также снимает нагрузку и нервное напряжение.

Заключение

Получая из макулатуры такую необходимую всем нам бумагу , люди не только сохраняют леса, но также экономят воду и энергию. А это означает, что сокращается количество вредных отходов и уменьшается общее загрязнение окружающей среды. Если человек вырастает в обществе, которое заботится об окружающей природе, а также осознанно и ответственно относится к экологии, ее проблемам, то можно не сомневаться, что он будет всегда придерживаться соответствующих правил.

Переработка макулатуры позволяет уменьшить количество технико-бытовых отходов и сберечь лесные насаждения на планете. С точки зрения экономики целесообразно использовать макулатуру для производства упаковочных материалов, гофрированного и простого картона и т. п. Нельзя забывать при этом, что целлюлоза – ценное химическое сырье для производства искусственных волокон, взрывчатых веществ, искусственной кожи, кинопленки и искусственного шелка.

Нужно только всегда помнить, что лес на каждую тонну древесной массы дает нам дополнительно 1,3 т кислорода. Гектар леса ежегодно производит около 45 000 м3 этого жизненно важного элемента , колоссальные количества которого мы затрачиваем на сжигание нефти, газа и угля. Через длительное время это должно привести к общему уменьшению содержания кислорода на Земле. В воздухе больших городов в часы пик и сейчас часто содержание кислорода уменьшается настолько, что это соответствует высоте 5000 м над уровнем моря, а это вредно отражается на здоровье людей. Леса к тому же - это излюбленное место отдыха, хорошая защита от пыли и шума. Города стараются окружить зелеными поясами, что одновременно способствует и борьбе с обеднением воздуха кислородом.

Макулатура - один из важных видов возобновляемых ресурсов. Чтобы взамен срубленногодерева вырастить новое, требуется 25-30 лет. Бумага практически не наносит вреда окружающей среде. Время разложения 2-3 года, но иногда на свалках, без поступления кислорода в слой мусора, бумага способна лежать до 30 лет, не разлагаясь. Однако краска, которая нанесена на бумагу , при разложении выделяет ядовитые вещества, а при сжигании некоторых видов краски могут образовываться диоксиды. По статистике : в России лишь 0,1% бумаги производится из макулатуры. В Европе эта цифра доходит до 50%, а в Японии и вовсе - 65% новой бумаги делается из старой макулатуры.

Мы тоже можем внести свою посильную лепту в дело охраны окружающей среды. По нашему мнению, использование макулатуры для изготовления красивых и полезных предметов быта и интерьера, не только сохраняет наши природные богатства и помогает улучшить экологическую обстановку в нашем регионе, но и делает нас талантливей, дав нам толчок для творчества!

Презентация Бумаге вторую жизнь.pdf

ВВЕДЕНИЕ

Бумага занимает большое место в жизни людей. За сотни и тысячи лет было сделано множество изобретений и открытий, однако ни одно из них не может сравниться с возникновением бумаги. Многие из нас, прочитав газеты и журналы, выбрасывают их, не задумываясь о том, что на приготовление одной тонны бумаги идет семнадцать деревьев.

Актуальность проблемы : с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запас древесины, из которой она получается - уменьшается. После этого мне захотелось изготовить бумагу в домашних условиях из макулатуры. Поэтому мы можем дать бумаге вторую жизнь.

Цель исследования : собрать информацию о бумаге и изготовить бумагу пригодную для вторичного использования в домашних условиях.

Задачи исследования :

1. Изучить историю происхождения бумаги.

2.Узнать о свойствах, видах бумаги и ее предназначении.

3. Изготовить бумагу из вторичного сырья.

4. Провести анкетирование учеников, сделать поделки из бумаги.

5. Создать буклет, собрать коллекцию виды бумаги.

6. Сделать выводы по результатам исследовательской работы.

Объект и предмет исследования : бумага.

Гипотеза : предположим, что бумага -это не только ценный материал и незаменимый помощник в сфере жизни человека, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества. Бумага из вторичного сырья - решение экологической проблемы.

Методы исследования :

1. Изучение литературы, поиск информации в Интернете.

2. Эксперимент, наблюдение, интервьюирование, анкетирование.

3. Обобщение и систематизация материала по данной теме .

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

1.1. История происхождения бумаги------------

Время и место изобретения бумаги точно не известны. Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена во втором веке до нашей эры, до третьего века до новой эры. В Китае писали на бамбуковых планках, связанных веревками. В 105 году чиновнику Цай Луню удалось усовершенствовать технологию бумаги (см. приложение 1). При изготовлении бумаги он использовал в качестве сырья древесную кору, тряпье и вышедшие из употребления рыболовные сети. Сделанная по его технологии бумага имела гладкую поверхность и низкую себестоимость. К тому же этот новый способ оказался очень производительным. Китайцы настолько высоко оценили это изобретение, что со временем причислили Цай Луня к лику богов. Цай Лунь стал божественным покровителем бумажного производства, что в честь его возвели храмы. Однако существует легенда, согласно которой бумагу изобрел не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить в тайне имя изобретателя, а его самого казнить. Для изобретателя была уготована почетная казнь. Его заставили проглотить золотую пластину с выгравированной на ней Благодарностью императора. В десятом веке, в Китае изготовили писчую бумагу из бамбука (см. приложение 1). Рисовую или пшеничную солому использовали в производстве бумаги для бытовых нужд. Позже стали появляться изысканные сорта бумаги, как ароматная бумага из сандаловой коры. Уже в восьмом веке китайцы пользовались туалетной бумагой, и одновременно они изобрели бумажные деньги. (см. приложение 1). В России люди писали на бересте (см. приложение 1). Берестяные грамоты до сих пор находят при раскопках.Появление писчей бумаги в России, относят во времена княжения Ивана Грозного.Самая первая бумажная фабрика была построена в шестнадцатом веке (см. приложение 1). А мощный толчок в развитии бумажного производства в России дал Петр Первый (см. приложение 1).

1.2.ЧТО ТАКОЕ БУМАГА?

Почему не сбылись прогнозы о том, что электроника заменит бумагу? «Люди желают, чтобы доступ к информации предоставлялся не только нескольким нажатием клавиш, они желают её ещё и потрогать. К тому же они привыкли держать в руках то, что читают. Им нравится прикасаться к страницам, читать их, делать пометки».

Дружба, начавшая с бумагой в детстве, не прекращается всю нашу жизнь, дома, в школе, на улице, в магазине, на работе у родителей. Бумага входит к нам в квартиру свежей газетой, письмом. В школе на парте лежат учебники, тетради по которым мы учимся. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой, полки с книгами, обои на стенах. Мы всегда осмысливаем великое значение бумаги. Лист бумаги -гладкий, чистый, отменной белизны, и мы смотрим на него, как на какую-томалость, обыденную, незаметную и даже вроде бы и не вещь, и не предмет, а так просто -лист, да и только. И вряд ли кто задумывался над тем, где, как, из чего, каким трудом создан этот лист. И возникает вопрос, а что мы знаем о бумаге?

По толковому словарю С.И. Ожегова: «Бумага- это материал для письма, изготовляемый из древесной или тряпичной массы». В настоящее время бумагу делают из измельченной древесины. Бревна везут на фабрику. Там их перемалывают на мелкие кусочки и дробят в машине (дробилке). Крошка, которая получилась, перемешивается с особой жидкостью и она идетна изготовление бумаги. Я часто задаю себе вопрос, а что же такое бумага? Для чего она предназначена, и какие виды бумаги существуют? За ответами на мои вопросы, мы с Ольгой Михайловной отправились в типографию города Свободного, где я и узнала для себя много нового и интересного.

Комментарий сотрудника типографии: Киреевой Натальи Федоровны.

Со слов Натальи Федоровны я узнала о видах бумаги, ее предназначении, и о том, что бумага - это волокнистый материал, который состоит из слоя отработанного волокна (см. приложение 2).

1.3.ВИДЫ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БУМАГИ

Бумага с защитой - это бумага для изготовления денег, ценных бумаг.

Газетная бумага - она не обладает белым ярким цветом, она откровенна серая, применима в печати для газет, массовых брошюр. Высокая плотность, явно не ее конек, что, соответственно влечет за собой малый срок службы.

Санитарно-гигиеническая бумага - это салфетки, туалетная бумага.

Упаковочная бумага - ее главное преимущество- это высокая прочность.

Бумага для цифровой печати - предназначена для фотографий.

Писчая бумага - применяется для изготовления бланков, тетрадей, дневников, блокнотов, унифицированных систем документации.

Мелованная бумага - применяется в полиграфии для изготовления открыток, календарей, плакатов, фотографий. Имеет глянцевую поверхность и отличается прекрасным внешним видом, яркими картинками.

Офсетная бумага - используется для изготовления иллюстрационно- текстовых изданий (журналы, книги, документы).

Альбомная бумага или немелованная - плотнее писчей и используется для рисования и черчения некрупных проектов.

Пергамент - полупрозрачная бумага. В былые времена на ней печатали книги и писали письма. Теперь ее используют, в основном, для заворачивания товаров и продуктов питания, поскольку она является экологически чистой.

Картон - самая плотная бумага, применяется для макетов, поделок, аппликаций.

Ватман - очень плотная бумага. Применяется для чертежей, объявлений.

Обложечная бумага применяется для изготовления обложек.

Этикеточная бумага используется для печатания этикеток.

Бумага создана человеком, и как любой другой материал имеет определенные свойства, и эти свойства нужно знать, чтобы использовать их при изготовлении различных изделий.

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1. Изучение свойств бумаги

Для изучения свойств бумаги я провела опыты.

Для опытов, я выбрала два вида бумаги газетную и писчую. Из опыта с листом бумаги мы можем понять, какие свойства имеет бумага .

Опыт 1.

Цель : определить цвет, гладкость и прочность.

1. Газетная бумага имеет серый цвет, она шероховатая более мягкая.

2. Писчая бумага имеет белый цвет, она гладкая и более плотная.

3. Газетная бумага легко рвётся, она не прочная, 2 листа рвутся сложно.

4. Писчая бумага рвется труднее, более прочная, по 2 листа рвется более сложно.

5. Газетная бумага легко мнётся и сгибается вдоль и поперёк.

6. Писчая бумага мнется и сгибается тяжелее.

7. Газетная мятая бумага менее прочная, чем писчая гладкая (см. приложение 3).

Опыт 2.

Цель : определить впитываемость.

Намочив бумагу, можно убедиться, что она имеет волокнистое строение.

1. Волокна в ней располагаются в разных направлениях.

2. При увлажнении бумага удлиняется в поперечном направлении больше, а в продольном направлении меньше.

3. Влажная бумага становится еще более непрочной.

4. Писчую бумагу рвать труднее, она более прочная.

5. Впитываемость воды у писчей бумаги дольше по времени, чем у газетной бумаги (см. приложение 3).

Вывод : писчая бумага более прочная, более плотная, чем газетная, а газетная более мягкая, чем писчая. Она лучше и быстрее впитывает воду.

2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Делаем бумагу сами»

Оборудование: старые ненужные газеты, клей ПВА, разноцветная бумага, шерстяные нитки, сухие растения, фольга, дуршлаг, доска, губка, полиэтилен, зеленка и любые краски. Исходя из опытов, что газетная бумага лучше впитывает воду и более мягкая, поэтомумы и взяли старые ненужные газеты и измельчили их на мелкие кусочки, складывая в таз (см. приложение 4).

В таз наливаем из чайника теплой воды и добавим немного клея ПВА (см. приложение 4).

Все это оставляем намокать на сутки. На следующий день намокшую полученную массу мы измельчили.Сделать это можно миксером, а если его нет, то можно перетереть массу руками. Мы перетирали массу пальцами, так, чтобы получилась густая кашица. В готовую полученную массу мы добавили кусочки цветной бумаги, сухие растения, обрезки шерстяных ниток, и несколько капель зеленки. Перекладываем полученную массу из таза в дуршлаг и даем воде и прочее стечь (см. приложение 4).

Выкладываем массу в таз и добавим немного клея ПВА, все перемешиваем. Комок бумажной массы кладем на полиэтилен и аккуратно ее разровняем пальцами, так, чтобы она лежала ровным слоем. Затем, немного похлопаем по поверхности ладонями и после этого покатаем скалкой (см. приложение 4).

Полученную лепешку завернем в полотенце, так, чтобы оно полностью закрыло бумажную массу. Накрываем сверху доской, и кладем на неё груз. Лишнюю воду собираем губкой. Все это оставляем сушиться на ночь.Утром разворачиваем и перекладываем ее на сухую поверхность. Оставляем полученную массу до полного высыхания. Бумажная масса сохла более трех суток. Полученный мною результат я украсила (см. приложение 4).

Практическую часть своей исследовательской работы, я представляю в виде аппликации «Грибная полянка» (см. приложение 5).

2.3. АНКЕТИРОВАНИЕ

«Что вы знаете о бумаге?»

Цель : узнать о возможностях вторичного использования бумаги, для того, чтобы сохранить лесные ресурсы.

Оборудование: анкеты.

Мы провели опрос среди учеников 5,6,7 классов, которым необходимо было ответить на пять вопросов (см. приложение 7).

Анкета

1. Знаете ли вы, из чего делается бумага?

2. Как вы думаете, а можно ли переработать старую бумагу?

3. Что вы делаете с использованными газетами?

4. Как вы думаете, вреден ли мусор из газет?

5. Бережно ли вы относитесь к бумаге?

Результаты анкетирования получились следующие :

3% из числа всех опрошенных не знают, из чего делается бумага.

12% участников опроса указали, что старую бумагу перерабатывают.

20 % ребят не знают, применение старыхгазет.

35% ребят не знают, чем вреден мусор из газет.

30 % ребят не берегут бумагу.

Никто из опрошенных учеников не отметил, что вторичное сырье из бумаги можно использовать для поделок .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале исследовательской работы мы предположили, что бумага-это не только ценный материал и незаменимый помощник в сфере жизни человека, но и интересный материал для опытов и наблюдений. Бумага из вторичного сырья, сделанная своими руками приносит творческое вдохновение, а изготовление бумаги из макулатуры - решение экологической проблемы. Подведя итоги проделанной работы, я нашла ответы на интересующие меня вопросы.

Изучив литературные источники, я узнала историю происхождения бумаги. В ходе исследовательской работы я научилась задавать вопросы взрослым, работать в сети интернет. Взяв интервью у работника типографии, я узнала о видах и предназначении бумаги.

Опыты, которые мы провели, помогли нам получить практические навыки исследования. В ходе работы я собрала коллекцию о видах бумаги, создала буклет, провела анкетирование. Результаты анкетирования показали, что мои сверстники не знают о возможности использования вторичной бумаги.

Целью моей работы было: изготовить бумагу пригодную для вторичного использования в домашних условиях. Бумагу действительно можно изготовить в домашних условиях, она значительно уступает фабричной, но она имеет свои преимущества, она эксклюзивна и служит для красивых аппликаций и поделок.

Проведя исследование, я выяснила, что если мы будем использовать вторичное сырье, для изготовления поделок из бумаги, то сохранится и расширится зеленый массив.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий, как урочной, так и внеурочной деятельности.

Таким образом, задачи исследовательской работы были решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза выяснена.

Давайте будем бережны и экономны к тому, что связано с бумагой!

Делайте бумагу сами, и мир станет чище!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аким Э. Л. Обработка бумаги текст-М.1979,- 230с.

2. Большая Российская энциклопедия, том 4, Москва.

3. Журнал «Наука и жизнь» №7, 2004 год.

4. Иванов С. Н.Технология бумаги.-М.: Лесная.Пром-сть, 1970.— 696 с.

5. ИстринВ.А. Возникновение и развитие бумаги. - М,1965, -62с.

6. Любешкина, Е.Н. Обратная сторона упаковки. Наука и жизнь 2007.-№ 3. с.44-51.

7. МихайловаГ. Н. Метод проектного обучения на уроках 2005.

8. Ожегов, Толковый словарь русского языка, Москва, 2014.

9. Яндекскартинки - История появления бумаги, поделки из бумаги.

10.org / wiki / Бумага

12. TimNoble и SueWebsterhtt :// wwwecology .md/sect «Мусорное творчество»

13. http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text = «Творчество бумаги»

Проблема
Гипотеза
Целью работы является: изучение способов получения бумаги в домашних условиях

Тезисы исследовательской работы

«Вторая жизнь бумаги»

воспитанницы старшей «А» группы

Государственного учреждения образования

«Ясли-сад №3 «Пралеска» г.Воложин

Минская область. Беларусь

Миньтюк Вероники

Научный руководитель:

воспитатель

Трепашко Марина Мефодьевна

Тема исследовательской работы

«Вторая жизнь бумаги»

Я очень люблю рисовать и рисую очень много. Меня заинтересовал вопрос: "Из чего делают бумагу и где её производят? И что, вообще, я знаю о бумаге?"

Проблема : можно ли использовать макулатуру, чтобы дать бумаге вторую жизнь.
Гипотеза : можно ли изготовить бумагу в домашних условиях.
Целью работы является: изучение способов получения бумаги в домашних условиях из разных видов бумажных отходов.

Задачи:

Изучить специальную литературу

Познакомиться со способами получения бумаги из макулатуры

Опробировать некоторые способы получения бумаги в домашних условиях.

Провести сравнительную характеристику различных видов бумаг, сделать выводы о проделанной работе.

Объект исследования – бумага.

Наше исследование позволит получить самодельную бумагу.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы:

Работа с литературой, получение информации в интернете;

Эксперимент;

Сравнительный анализ, систематизация материала в форме работы и презентации.

Обзор литературы по данному вопросу помог найти способы получения бумаги.

Был проведён эксперимент. Достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что образцы бумаги приготовлены практически, с внесением собственных изменений.

Полученные результаты показывают, что можно получить бумагу, которая не требуют больших затрат. В ее производстве может участвовать вся семья, мои друзья и воспитатель в детском саду. Самодельную бумагу можно использовать для рисования, изготовления аппликаций, открыток, красивых упаковок.

Выводы

В ходе работы была полностью реализована цель и решены поставленные задачи: я изучила литературу, нашла необходимые рецепты приготовления бумаги, немного пофантазировала в ее производстве и проанализировала полученные результаты. В процессе проделанной работы подтвердила гипотезу о том, что можно изготовить бумагу своими руками в домашних условиях.

Предложения:

1. Участвовать в сборе макулатуры.

2. Лес второе сокровище - его надо беречь.

3. Дать бумаге вторую жизнь

Несколько кадров из презентации:


Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо!!!