Сторожевой корабль 1135 проекта разительный. Мощность энергетической установки

Приложение №1. Хронология истории 10-й оперативной эскадры.

Предшественники 10-й ОПЭСК.

(1952-1968)

1952 - 10 января сформирована 175-я БРЭМ в составе 5-го ВМФ (ЭМ: "Вкрадчивый", "Вразумительный", "Вдумчивый", "Вольный" пр. 30-бис). Базирование – Владивосток, с 1 июня 1957 – бухта Абрек.

1953 - корабли 175-й БРЭМ выполняли боевую задачу: постановку мин у берегов Северной Кореи.

1955 - КРЛ «Адмирал Сенявин» и «Дмитрий Пожарский» Северным морским путем перешли с Балтики на ТОФ. Вошли в состав эскадры ТОФ

1956 – 1 апреля сформирована 14-я дивизия крейсеров эскадры ТОФ в составе: КРЛ «Адмирал Сенявин», «Дмитрий Пожарский» и 175-й БРЭМ.

1956 - 20-26 июня первый в истории официальный визит кораблей ВМФ СССР в КНР. ОБК 14-й дивизии крейсеров в составе: КРЛ «Дмитрий Пожарский» и ЭМ «Вдумчивый» «Вразумительный» 175-й БРЭМ под флагом командующего ТОФ вице-адмирала В.А. Чекурова

1961 - 31 марта (после расформирования 14-й дивизии крейсеров) 175-я БРЭМ и КРЛ «Адмирал Сенявин» вошли в состав 9-й дивизии ПЛО.

1962 - в ноябре 175-я БРЭМ переиминована в 175-ю БРРК в составе: ЭМ "Веский", "Вызывающий", "Возбужденный", "Выдержанный" пр. 56 и ЭМ: "Гордый", "Упорный", "Неудержимый" пр.57-бис.

1965 - в состав 175-й БРРК вошли РКР "Адмирал Фокин" и "Варяг".

1966 - 21 июня ракетные корабли 175-й БРРК проекта 57-бис «Гордый», «Упорный» и проекта 56м «Неудержимый» впредь именуются большими ракетными кораблями (БРК).

1966 - в связи с изменением классификации кораблей 9-я дивизия кораблей противолодочной обороны переименована в 9-ю дивизию противолодочных кораблей (ДПЛК).

1966 - 30 октября завершил переход Северным морским путем на ТОФ и включен в состав 175-й БРРК БПК «Одаренный» проекта 61 .

1967 - 27 октября завершил переход Северным морским путем на ТОФ и включен в состав 175-й БРРК БПК «Стерегущий» проекта 61.

Создание 10-й ОПЭСК.

(1968 год).

1967 - 28 июля приказ Главнокомандующего ВМФ о сформировании 10-й оперативной эскадры ТОФ.

1968 - 9 января сформировано Управление 10-й оперативной эскадры кораблей ТОФ (в/ч 70140).

1968 – 1 февраля - официальная дата создания и начала деятельности 10-й оперативной эскадры кораблей ТОФ. В состав эскадры включена 175-я БРРК.

1968 - 1 февраля КРЛ «Адмирал Сенявин» и «Дмитрий Пожарский» из состава 9-й ДПЛК переданы в состав 10-й ОПЭСК.

КРЛ «Адмирал Сенявин» проекта 68бис (с 1966 на модернизации);

КРЛ «Дмитрий Пожарский» проекта 68бис.

175-я БРРК :

ГРКР «Варяг» проекта 58;

БРК «Гордый» проекта 57А;

БПК «Одаренный» проекта 61;

10-я оперативная эскадра кораблей ТОФ.

(1968 -1998).

1968 - 14 марта впервые в истории советского ТОФ на боевую службу в Индийский океан вышел отряд кораблей 10-й ОПЭСК в составе КРЛ «Дмитрий Пожарский» (командир – капитан 2 ранга Н.Я. Ясаков), БРК «Гордый» (капитан 3 ранга В. Морозов) и БПК «Стерегущий» (капитан 3 ранга Е. Печуров). За 4,5 месяца пройдено 35222 мили, совершено 10 визитов в порты восьми стран Южной Азии и Африки. Корабли посетило 54320 иностранных граждан.

1969 - 7 марта впервые в истории ВМФ РКР «Адмирал Фокин» выполнил ракетную стрельбу главным комплексом на боевой службе в Индийском океане .

1970 - 10 января на основании решения ГК ВМФ переданы в эксплуатацию 201-й БРПЛК 9-й ДПЛК причалы № 32, 33 б. Золотой Рог во Владивостоке.

1970 – сентябрь, передислоцирована 201-я БРПЛК 9-й ДПЛК из залива Стрелок в б. Золотой Рог на причалы № 32, 33 Владивостока.

1970 - 29 декабря в связи с расформированием 9-й ДПЛК в состав 10-й ОПЭСК вошла 201-я БРПЛК (эсминцы: «Веский»; «Блестящий»; «Бурливый»; «Вдохновенный»; «Дальневосточный комсомолец»; «Скрытный»).

1971 - 15 января передан из состава 175-й БРРК в состав 201-й БРПЛК БПК «Владивосток».

КРЛ «Адмирал Сенявин» проекта 68бис (1.2.68);

КРЛ «Дмитрий Пожарский» проекта 68бис (1.2.68).

175-я БРРК :

ГРКР «Варяг» проекта 58;

РКР «Адмирал Фокин» проекта 58;

БРК «Гордый» проекта 57А;

БРК «Упорный» проекта 57бис;

БРК «Неудержимый» проекта 56М;

БПК «Одаренный» проекта 61;

БПК «Стерегущий» проекта 61.

201-я БРПЛК :

БПК «Владивосток» (с 15.1.71);

ЭМ «Веский»;

ЭМ «Блестящий» (с 29.12.70);

ЭМ «Бурливый» (29.12.70);

ЭМ «Вдохновенный» (с 29.12.70);

ЭМ «Дальневосточный комсомолец» (с 29.12.70);

ЭМ «Скрытный» (с 29.12.70).

1971 – октябрь-ноябрь первое место в ВМФ по поиску АПЛ: РКР «Адмирал Фокин», БПК «Одаренный» и «Строгий», ЭМ «Вдохновенный» и «Блестящий».

1972 - в состав 10-й ОПЭСК принята 193-я БРЭМ с дислокацией в Советской Гавани.

1972 – завершена модернизация КРЛ «Адмирал Сенявин» проекта 68-бис (после модернизации – 68-бис-У-2).

1972 - 10.10. – 8.11. Первое место в ВМФ по поиску АПЛ: БПК «Одаренный» и «Способный», ЭМ «Веский» и «Блесящий». Первое место в ВМФ по стрельбе ЗРК – БПК «Одаренный».

1972 – боевая служба в Индийском океане КРУ «Адмирал Сенявин» и БПК «Способный».

1972 – декабрь награждены Юбилейным почётным знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР за высокие показатели в боевой и политической подготовке, достигнутые в социалистическом соревновании в ознаменование 50-летия образования СССР 175-я БРРК и ГРКР «Варяг».

1975 - 11-23 февраля пребывание крейсера «Дмитрий Пожарский» (командир – капитан 2 ранга Ф.Н. Громов) в Порт-Луи (Маврикий) для оказания помощи в ликвидации последствий тропического урагана «Жервес».

1975 - 30 декабря ПМ-129 из состава 193-й БРПЛК подчинена непосредственно командиру 10-й ОЭСК и перебазирована в б. Абрек.

1976 - 1 января корабли постоянной готовности 10-й ОПЭСК и пункты их дислокации :

- КРУ «Адмирал Сенявин» (б. Абрек);

175-я БРРК (б. Абрек):

РКР «Адмирал Фокин»;

БПК «Одаренный»;

БПК «Способный»;

ЭМ «Вдохновенный»;

ЭМ «Дальневосточный комсомолец».

201-я БРПЛК (б. Золотой Рог):

БПК «Маршал Ворошилов»;

БПК «Адмирал Октябрьский»;

БРК «Гневный»;

БРК «Гордый»;

БРК «Стерегущий»

193-я БРПЛК (зал. Советская Гавань):

КРЛ «Дмитрий Пожарский»;

ЭМ «Бесшумный».

1976 - в состав 201-й БРПЛК принят БПК «Разящий».

1976 – боевая служба БПК «Одаренный» в Индийском океане.

1977 - 26 января включен в состав 201-й БРПЛК БПК «Василий Чапаев» проекта 1134А.

1977 – боевая служба в Индийском океане РКР «Адмирал Фокин».

1977 - 4 марта БПК «Петропавловск» проекта 1134Б включен в состав 175-й БРРК.

1977 - 14 июня исключен ЭМ «Бесшумный» из состава сил постоянной готовности 193-й БРПЛК в связи с постановкой в текущий ремонт.

1978 - 13 марта передислокация БПК «Упорный» в состав 193-й БРПЛК в залив Советская Гавань для консервации.

1978 - 22 сентября передислокация БПК «Стерегущий» проекта 61 в состав 193-й БРПЛК в залив Советская Гавань для консервации.

1979 - 24 февраля – 3 июля переход из Севастополя на ТОФ в залив Стрелок ОБК в составе ТАВКР «Минск» (командир - капитан 1 ранга Гокинаев В.А.), БПК «Петропавловск» (капитан 2 ранга А.Е. Лысенко) и БПК «Ташкент» (капитан 2 ранга Е.Г. Здесенко), СКР «Грозящий» (капитан 2 ранга А.И. Савельев) под флагом командира 10-й ОПЭСК контр-адмирала В.Ф. Варганова.

1979 - 11 июля передана в состав Совганьской ВМБ 193-я бригада противолодочных кораблей 10-й ОПЭСК в составе управления бригады и кораблей:

КРЛ «Александр Суворов»;

КРЛ «Дмитрий Пожарский»;

КРЛ «Адмирал Лазарев»;

БПК «Гневный»;

БПК «Гордый»;

БПК «Упорный»;

БПК «Стерегущий»;

ЭМ «Скрытный»;

ЭМ «Внимательный»;

ТЛ «ТЛ – 633».

1979 - 23 июля в целях исследования и практической проверки новой организационно-штатной структуры в оперативное подчинение эскадры включены:

26-я дивизия подводных лодок 4-й ФЛПЛ в полном составе;

183-й МРАП 25-й МРАД;

77-й ОПЛАП.

1979 - 27 июля на основе Военно-морской базы Стрелок сформирована Приморская флотилия (с октября 1979 года – Приморская флотилия разнородных сил).

1979 - 15 октября сформирована 22-я дивизия десантных кораблей (преобразована в апреле 1982 года в дивизию морских десантных сил). В состав дивизии десантных кораблей (морских десантных сил) вошла 100-я бригада десантных кораблей.

1980 - 19 октября прибыл из Североморска Северным морским путем в 175-ю БРРК РКР «Севастополь».

1980 - 11 декабря вымпелом Министра Обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть, проявленные в морских походах» награжден БПК «Петропавловск»

1982 - 12 апреля прибыл к месту постоянного базирования в 175-ю БРРК БПК «Таллин».

1982 - 4 декабря вымпелом Министра Обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть, проявленные на учениях и высокую морскую выучку» награжден ГРКР «Варяг».

1983 - 22 августа БПК «Таллин», находящийся в боевом дежурстве по ПВО, осуществил проводку 47 воздушных целей. Максимальная дальность сопровождения составила 320 км.

1983 - 2 сентября – 26 октября осуществляли управление, охрану поисковых сил в районе острова Манерон корабли БПК «Петропавловск» (командир - капитан 2 ранга Клименок А.М.) и «Ташкент» (командир – капитан 2 ранга Еловский В.Ф.) в ходе подъема обломков Южно-корейского самолета «Боинг».

1983 - в течение года ГРКР «Варяг» нес боевое дежурство КУГ в зоне Японского моря - 134 суток и боевое дежурство по ПВО - 237 суток.

1983 - во время учений "Океан - 83" ТАВКР «Минск» и ГРКР «Варяг» с оценкой "отлично" выполнили ракетную стрельбу по надводной цели.

1984 - 27 февраля в состав 175-й БРРК прибыли ТАВКР «Новороссийск» и БПК «Николаев» , завершившие межбазовый перход.

1984 - 27 марта на боевую службу в Южно-Китайское море вышел ОБК 10-й ОПЭСК в составе ТАВКР «Минск» и БПК «Ташкент».

1984 – завершили боевую службу в Тихом и Индийском океане ТАВКР «Минск», БПК «Таллин» и «Ташкент».

1984 – октябрь на инспекторской проверке ГШ ВМФ все корабли эскадры получили положительные оценки.

1984 - БПК «Петропавловск» впервые в ВМФ успешно выполнил инспекторскую стрельбу по трем мишеням КСР -5нм с интервалом 15 секунд, оценка "отлично".

1984 - в ходе двухстороннего тактического учения, в котором участвовали ГРКР «Варяг», ТАВКР «Новороссийск» и «Минск», БПК «Таллин и «Петропавловск», была выполнена ракетная стрельба по 8-ми ракетам мишеням, все мишени сбиты.

1984 - 12 декабря вошел в состав 175-й БРРК после окончания текущего ремонта в Дальзаводе РКР «Владивосток».

1985 - 1 марта сформирована 183-я БРПЛК (с исключением кораблей из состава 175-й БРРК и 201-й БРПЛК) с подчинением командиру 10-й ОПЭСК и дислокацией в бухте Абрек залива Стрелок в составе:

Управление бригады;

БПК «Таллин» проекта 1134Б;

БПК «Адмирал Захаров» проекта 1155 (новостройка в Балтийске);

ТЛ «ТЛ-1551».

1985 - 13-19 марта БПК «Таллин» и «Николаев» вели разведку в Японском море за кораблями ВМС США в ходе американо-южнокорейских учений «Тим-Спирит – 85».

1985 - 19 марта включен в состав 183-й БРПЛК БПК «Адмирал Спиридонов» проекта 1155.

1985 - 29 июля малый десантный корабль МДК - 173 из Хабаровска (49-й ДРЧК) передислоцирован в б. Абрек и включен в состав 175-й бригады.

1985 - 21 августа - 23 ноября отряд кораблей в составе ТАРКР "Фрунзе" и ЭМ "Осмотрительный" совершили переход из Североморска в б. Абрек . Вошли в состав 175-й БРРК.

1985 ТАВКР "Новороссийск" 346 суток нес боевое дежурство КУГ, КРЛД и ПВО в зоне Японского моря. По итогам года корабль добился лучших результатов в боевой и политической подготовке (командир - капитан 2 ранга Литвиненко Л.Е., заместитель командира по политической части - капитан 3 ранга Рассказов С.А.).

Кру «Адмирал Сенявин» проекта 68-бис-У-2 (непосредственное подчинение 10-й ОПЭСК);

175-я БРРК (12 ед.):

ТАВКР «Минск» проекта 1143;

ТАВКР «Новороссийск» проекта 1143;

ТАРКР «Фрунзе» проекта 1144;

РКР «Адмирал Фокин» проекта 58;

ГРКР «Варяг» проекта 58;

РКР «Владивосток» проекта 1134;

ЭМ «Осмотрительный» проекта 956;

ЭМ «Вдохновенный» проекта 56;

МДК-173 проекта 106К;

МДК-175 проекта 106К;

МДК-176 проекта 106К.

МК - 31, МК - 38, ТЛ - 480,УТС - 316

183-я БРПЛК (6 ед.):

БПК «Петропавловск» проекта 1134Б;

БПК «Ташкент» проекта 1134Б;

БПК «Таллин» проекта 1134Б;

БПК «Николаев» проекта 1134Б;

БПК «Адмирал Спиридонов» проекта 1155.

201-я БРПЛК (13 ед.):

БПК «Одаренный» проекта 61;

БПК «Способный» проекта 61;

БПК «Строгий» проекта 61;

СКР «Разящий» проекта 1135;

СКР «Летучий» проекта 1135;

СКР «Рьяный» проекта 1135М.

1986 - 25 января БПК «Адмирал Спиридонов» прибыл в состав 183-й БРПЛК после несения боевой службы в Индийском океане.

1986 - 28 февраля БПК «Маршал Шапошников» проекта 1155 включен в состав 183-й БРПЛК.

1986 - 21 марта - 25 апреля ОБК в составе ТАВКР «Новороссийск, ТАРКР «Фрунзе» и БПК «Ташкент» под руководством командира 10-й ОПЭСК контр-адмирала Дымова Р.Л. выполнял задачи боевой службы в Тихом океане.

1986 - 14 апреля принят БПК «Маршал Ворошилов» в состав 201-й БРПЛК в связи с окончанием среднего ремонта.

1986 - ЭМ "Осмотрительный" 335 суток нес боевое дежурство КУГ в зоне Японского моря, КРЛД, ПВО и ППДО. Объявлен лучшим кораблем по боевому дежурству по ПВО.

1987 - 14 марта плавучая судоремонтная мастерская «ПМ-59» проекта 304 включена в состав 10-й ОПЭСК с дислокацией в б. Абрек.

1987 - 22 июня ЭМ "Боевой" начал межбазовый переход из Балтийска на ТОФ через Суэцкий канал.

1987 - 16 июля БПК «Способный» из состава 201-й БРПЛК передан в состав 63-й БРРЕМК ЧФ.

СахФлРС переданы с исключением из состава 201-й БРПЛК:

БПК «Строгий» проекта 61;

БПК «Одаренный» проекта 61;

БПК «Способный» проекта 61.

ПрФлРС переданы с исключением из состава 201-й БРПЛК:

СКР «Разящий» проекта 1135;

СКР «Грозяший» проекта 1135М;

СКР «Ревностный» проекта 1135М;

1987 - 25 июля ЭМ "Стойкий" начал межбазовый переход из Балтийска на ТОФ через Суэцкий канал.

1987 - 10 ноября - 31 декабря ЭМ «Стойкий» провел 23 конвоя из 32 судов через зону боевых действий в Персидском заливе.

1987 - 15 ноября КУГ в составе ТАВКР "Новороссийск", ЭМ "Осмотрительный" и СКР "Рьяный" выполнили состязательную РС - 70\АС - 77 по 5-ти мишеням. Оценка - "отлично", все мишени сбиты.

1987 - 25 ноября по итогам 1987 года ГРКР «Варяг» занял I место среди надводных кораблей 1-го ранга ТОФ.

1987 - 15 декабря после окончания среднего ремонта и модернизации в Дальзаводе в состав 175-й БРРК вошел РКР "Адмирал Фокин".

1987 - 23 декабря ЭМ "Боевой" прибыл в состав 175-й БРРК после окончания межбазового перехода и выполнения задач боевой службы.

1987 - ТАРКР "ФРУНЗЕ" 176 суток нес боевое дежурство КУГ в зоне Японского моря. Объявлен лучшим кораблем по ПВО и ракетной стрельбе по морской цели (командир крейсера - капитан 2 рана Щербаков М.А., командир БЧ-2 - капитан 3 ранга Тупицын А.В., командир БЧ-7 - капитан - лейтенант Пинчуков А.В.).

1987 - инспекторская проверка ГК ВМФ , фактический перевод 175-й БРРКР в боевую готовность "полная". Оценка положительная.

1987 – декабрь по итогам 1987 года объявлены лучшими на ТОФ:

КУГ ПВО – ТАВКР «Новороссийск», ТАРКР «Фрунзе», ГРКР «Варяг», СКР «Рьяный» и «Горделивый»;

КУГ по артиллерийской стрельбе - СКР «Рьяный», «Горделивый», и «Ревностный»;

КПУГ по противолодочным действиям против ДПЛ – БПК «Таллин» и «Ташкент», СКР «Разящий» и «Порывистый»;

Корабль по ЗОМП – ТАРКР «Фрунзе»;

Корабль по БЗЖ – БПК «Таллин».

1988 - 11 марта РКР «Адмирал Фокин» 175-й БРРК передается в состав Камчатской флотилии.

1988 - 14 апреля после выполнения задач боевой службы в Индийском океане и завершения межбазового перехода в б. Абрек в состав 175-й БРРК прибыл ЭМ "Стойкий".

1988 - 11 мая РКР "Владивосток" пр. 1134 убыл в Дальзавод для производства капитального ремонта.

1988 - 4 августа БПК «Адмирал Октябрьский» вошел в состав 201-й БРПЛК после завершения среднего ремонта.

1988 - 15 августа ЭМ "Осмотрительный" вернулся в базу после выполнения задач боевой службы в Индийском океане. Эсминец провел через зону боевых действий в Персидском заливе 31 судно в составе 17 конвоев.

1988 - 21 октября БПК «Таллин» передислоцирован из б. Абрек в б. Золотой Рог и исключен из состава 183-й БРПЛК.

1989 - 24 января БПК «Адмирал Виноградов» включен в состав 183-й БРПЛК 10-й ОПЭСК.

1989 - 04 апреля - 23 сентября нес боевую службу ЭМ "Боевой" в Персидском заливе. Провел через зону боевых действий 22 судна в 17 конвоях.

1989 - 31 октября ЭМ «Быстрый» проекта 956 включен в состав 175 БРРК 10-й ОПЭСК.

1989 - 01 декабря после завершения межбазового перехода в состав 175-й бригады вошел ЭМ "Бурный".

1989 - лучший корабль по несению боевого дежурства КУГ - ЭМ "Осмотрительный", лучший дежурный по ПВО старший лейтенант Полозов Н.А., лучший корабль по ППДО - ТАКР "Фрунзе".

1990 - 16 января ЭМ "Стойкий" вышел на боевую службу Южно-Китайское море и Индийский океан.

1990 - 14 марта передается в ПрФлРС БПК «Петропавловск» с исключением его из состава 183-й БРПЛК.

1990 – к 14.12.1990 ЭМ «Бурный» передается 193-й БРЭМ из состава 175-й БРРК с передислокацией из б. Абрек в б. Северная.

Последние годы и расформирование 10-й оперативной эскадры.

(1990 – 1998).

1990 - к 1.4.1990 201-я БРРК исключается из состава 10-й ОПЭСК и передается в ПрФлРС в составе:

Управление бригады;

БПК «Маршал Ворошилов» проекта 1134А;

БПК «Василий Чапаев» проекта 1134А;

БПК «Адмирал Октябрьский» проекта 1134А;

БПК «Таллин» проекта 1134Б;

СКР «Летучий» проекта 1135;

СКР «Порывистый» проекта 1135;

СКР «Горделивый» проекта 1135М;

СКР «Рьяный» проекта 1135М.

РКР «Владивосток» проекта 1134

1990 - 15 мая штаб и управление 175-й БРРК к 1 июня 1990 переформировывается в штаб и управление 36-й дивизии ракетных кораблей 10-й ОПЭСК в составе:

  • ТАВКР "Минск",
  • ТАВКР "Новороссийск",
  • ТАКР "Фрунзе",
  • ГРКР "Варяг",
  • ЭМ "Осмотрительный",
  • ЭМ "Боевой",
  • ЭМ "Стойкий",
  • МДК-173, МДК-175, МДК-176,
  • МК-14, МК-31, МК-38, РК-285.

    1990 - 5 июля исключен из боевого состава ВМФ ГРКР «Варяг». Гвардейский военно-морской флаг и почётное наименование крейсера передается строющемуся тяжелому авианосному крейсеру проекта 1143.5.

    1990 - 12 июля - 22 августа ЭМ "Боевой" выполнял задачи боевой службы в зоне Японского, Охотского морей и Тихого океана.

    1990 - 6 августа БПК «Способный» (временно находящийся на ремонте в Николаеве) исключен из состава 201-й БРПЛК ПрФлРС и включен в состав 193-й БРПЛК Сахалинской ВМБ.

    1990 - 11 августа из состава 183-й БРПЛК 10-й ОПЭСК передан БПК «Петропавловск» в состав 201-й БРПЛК ПрФлРС.

    1990 - 27 августа ЭМ "Стойкий" вернулся в базу после завершения боевой службы. Через зону боевых действий в Персидском заливе с 13 февраля по 7 июня эсминец провел 41 судно в 36 конвоях.

    1990 - 15 сентября - 1 ноября межфлотский переход из Балтийска через Суэцский канал в б. Абрек выполнил ЭМ "Быстрый".

    1991 - 18 февраля ЭМ «Безбоязненный» проекта 956 включен в состав 36-й ДРК 10-й ОПЭСК с дислокацией в б. Абрек залива Стрелок.

    1991 - 10 июня начато формирование экипажа для ТАВКР «Варяг» проекта 1143.5 , строящегося на Черноморском ССЗ.

    1991 - 1 октября переформировано управление 183-й бригады противолодочных кораблей в управление 48-й дивизии противолодочных кораблей 10-й ОПЭСК (командир дивизии - капитан 1 ранга Ежель М.Б., начальник штаба - капитан 2 ранга Абрамов М.Л, помощник по работе с личным составом - капитан 2 ранга Стрельцов Ю.В.) без изменения подчиненности и дислокации в составе:

    Управление дивизии;

    БПК «Адмирал Захаров» проекта 1155;

    БПК «Адмирал Виноградов» проекта 1155.

    БПК «Ташкент» проекта 1134Б (с 1987 на ремонте в г. Николаеве);

    БПК «Николаев» проекта 1134Б (с 1987 на ремонте в г. Николаеве);

    Экипаж БПК «Адмирал Пантелеев».

    10-я ОПЭСК ВМФ России.

    (1992 – 1998).

    1992 - 9 января командующий ТОФ приказал командиру 10-й ОПЭСК принять от командира 38-й БРРЗК до 15.2.1992 БАРЗК «Урал» проекта 1941 с дислокацией в б. Абрек залива Стрелок. Корабль включить в состав 48-й ДПЛК, в специальном отношении корабль подчинить начальнику разведки ТОФ.

    1992 - 26 января начата подготовка ТАВКР "Минск" и "Новороссийск" к длительному сохранению оружия и технических средств в ожидании заводского ремонта с разгрузкой боезапаса, консервации техники и вооружения.

    1992 - 17 июня ТАРКР «Фрунзе» переименован в «Адмирал Лазарев» 36-й ДРК, строящийся ТАРКР «Юрий Андропов» проекта 1144 в «Петр Великий» 10-й ОПЭСК

    1992 - 26 июля на кораблях 10-й ОПЭСК торжественно подняты исторические кормовые Андреевские флаги (основание: Указ Президента РФ от 20.06.92).

    1992 - 8 сентября после окончания межфлотского перехода в состав 36-й дивизии вошел ЭМ "Безбоязненный" 956 пр.

    1992 - 30 сентября исключены из боевого состава флота корабли 48-й ДПЛК 10-й ОПЭСК: БПК «Ташкент» проекта 1134Б и «Николаев».

    1992 – октябрь ЭМ "Боевой" и "Стойкий" поставлены на ремонт.

    1992 - 31 октября ТАВКР «Минск» 36-й ДРК 10-й ОПЭСК из залива Стрелок прибыл в б. Постовая залива Советская Гавань на временное базирование и подчинен командиру 193-й БРПЛК Совгаваньской ВМБ.

    1992 - 4 декабря прибыл БПК «Адмирал Пантелеев» проекта 1155 к месту постоянного базирования в б. Абрек залива Стрелок в подчинение командира 48-й ДПЛК.

    1992 - лучшим кораблем в вопросах организации службы и воинского порядка объявлен ЭМ "Быстрый" - командир капитан 2 ранга Крайнов А.В., помощник командира по работе с личным составом капитан 3 ранга Закроев В.Н.

    1993 - 9 июня начало формирования экипажа ЭМ «Важный» проекта 956, строящегося на ССЗ «Северная верфь» в Санкт-Петербурге, с подчинением командиру 36-й ДРК.

    1993 - 29 июля принято решение об исключении в 1993 году из боевого состава флота ТАВКР «Новороссийск» и «Минск».

    1993 - в огневой подготовке в 1993 году принимал участие всего лишь один корабль 36-й дивизии (ЭМ "Быстрый"), остальные корабли из-за технической неподготовленности задач боевой подготовки в море не выполняли.

    1994 - 1 апреля в связи с окончанием ремонта в 178-м СРЗ введены в состав 10-й ОПЭСК ЭМ «Боевой» (36-я ДРК) и БПК «Маршал Шапошников» (48-я ДПЛК).

    БПК «Адмирал Захаров» проекта 1155,

    БПК «Владивосток» проекта 1134Б (до 1992 - «Таллин»),

    СКР «Порывистый» проекты 1135,

    СКР «Горделивый» проекта 1135М.

    1994 - 23 августа переименованы: 48-я ДПЛК 10-й ОПЭСК и 201-я БРПЛК ПрФлРС в 44-ю бригаду противолодочных кораблей 10-й ОПЭСК с дислокацией в б. Золотой Рог в составе:

    БПК «Адмирал Спиридонов» проекта 1155;

    БПК «Маршал Шапошников» проекта 1155;

    БПК «Адмирал Трибуц» проекта 1155.;

    БПК «Адмирал Захаров» проекта 1155 (исключенный из состава ТОФ);

    БПК «Петропавловск» проекта 1134Б;

    БПК «Владивосток» проекта 1134Б (до 1992 - «Таллин», исключенный из

    состава ТОФ);

    СКР «Порывистый» проекты 1135 (исключенный из состава ТОФ);

    СКР «Горделивый» проекта 1135М (исключенный из состава ТОФ);

    УК «Бородино»;

    1994 - 12 сентября в состав 36-й ДРК переданы из числа кораблей расформированной 48-й ДПЛК БАРЗК "УРАЛ" пр.1941 (командир - капитан 1 ранга Туган-Барановский М.Д., СПК капитан 3 ранга Садов И.А., заместитель командира по воспитательной работе капитан 3 ранга Глушак В.А.) и торпедолов ТЛ-1551 с местом дислокации б. Абрек.

    1994 - 12 сентября введен ЭМ «Бурный» в состав 36-й ДРК с местом дислокации в б. Абрек залива Стрелок из состава 193-й БРПЛК Совгаваньской ВМБ.

    1994 - 23 октября в состав 10-й ОПЭСК принята 100-я бригада десантных кораблей с дислокацией на рейде Шкота и в б. Иванцево о. Русский в составе:

    Управление 100-й БРДКбрд;

    БДК «Александр Николаев» проекта 1174;

    БДК «БДК-11» проекта 775;

    БДК «БДК-14» проекта 775;

    БДК «БДК-98» проекта 775;

    БДК «БДК-101» проекта 775.

    Десантные катера:

    ДКА «Д-70» проекта 1176;

    ДКА «Д-282» проекта 1176;

    ДКА «Д-707» проекта 1176.

    Части и суда обеспечения:

    1664 береговая база;

    1860 узел связи;

    Плавучий склад «ПСКЛ-1» проекта 814;

    Плавучий причал «ППР-72»;

    Пм «ПМ-37»;

    Утс «УТС-411»;

    Санитарный катер «СН-316»;

    Пассажирский катер «ПСК-1998»;

    Пассажирский катер «ПСК-2015»;

    Рейдовый катер «РК-1267».

    1994 - в ноябре - декабре для доукомплектования 165-го полка морской пехоты ТОФ из экипажей кораблей 36-й ДРК добровольно было направлено 66 военнослужащих. Все они принимали участие в боевых действиях в Чечне в январе - марте 1995 года.

    1995 - 26 августа РКР «Червона Украина» подчининен командиру 36-й ДРК с местом базирования в б. Абрек залива Стрелок.

    1995 - 1 октября в целях улучшения организации и повышения качества судоремонтных работ на кораблях и привлечения для этого гражданских специалистов на базе производственных мощностей плавмастерских «ПМ-52», «ПМ-59» и «ПМ-140» организован плавучий судоремонтный комплекс «ПРЗ-53» с базированием в б. Абрек залива Стрелок.

    1995 - ЭМ "Безбоязненный" в течение 280-ти суток нес боевое дежурство в составе морского компонента мобильных сил ТОФ.

    1996 - 9 февраля переименован РКР «Червона Украина» проекта 1164 в ГРКР «Варяг» и на корабле в торжественной обстановке поднят гвардейский Андреевский флаг.

    1966 - 12 июля включен БПК «Адмирал Трибуц» в состав 44-й БРПЛК после окончания ремонта.

    1996 - 27 сентября ЭМ «Стойкий» из-за отсутствия финансирования для продолжения ремонта отбуксирован в б. Абрек и подчинен командиру 36-й ДРК.

    1996 - ЭМ "Быстрый" в течение 267-ми суток нес боевое дежурство в составе морского элемента мобильных сил ТОФ.

    1997 - 26 февраля ТАРКР «Петр Великий» передан во временное подчинение командиру 43-й ДРК СФ с дислокацией в б. Ваенга.

    1997 - 10 октября переформировывается 683-й Учебный центр в 57-е Учебные кабинеты с подчинением командиру 10-й ОПЭСК .

    1997 - на 1 декабря 1997 штатная численность 10-й ОПЭСК составила 6653 военнослужащих , в том числе 1069 офицеров. За 1997 год численность эскадры уменьшилась на 880 военнослужащих, в том числе 92 офицера.

    1997 - 11 - 12 декабря выполнил задачу по встрече ПЛ «К-500», возвращающейся с боевой службы, и ее провод через пролив Лаперуза ЭМ «Быстрый» 36-й ДРК.

    36-я ДРК :

    ТАРКР «Адмирал Лазарев» проекта 1144;

    БАРЗК «Урал» проекта 1941;

    ГРКР «Варяг» проекта 1164;

    ЭМ «Боевой» проекта 956;

    ЭМ «Быстрый» проекта 956;

    ЭМ «Безбоязненный» проекта 956;

    ЭМ «Бурный» проекта 956;

    ЭМ «Стойкий» проекта 956;

    МЛК «МДК-175»;

    ТЛ «ТЛ-1551»;

    Пассажирский катер «ПСК-2010» (бывший МК-31);

    Пассажирский катер «ПСК-2015» (бывший МК-38);

    Пассажирский катер «ПСК-2016» (бывший МК-1317);

    Санитарный катер «СН-285»;

    Рейдовый рабочий катер «РБК-1974».

    44-я БРПЛК :

    БПК «Адмирал Спиридонов» проекта 1155;

    БПК «Маршал Шапошников» проекта 1155;

    БПК «Адмирал Виноградов» проекта 1155;

    БПК «Адмирал Пантелеев» проекта 1155;

    БПК «Адмирал Трибуц» проекта 1155;

    100-я БРДК :

    БДК «Николай Вилков» проекта 1174;

    БДК «Иван Рогов» проекта 1174;

    БДК «БДК-11» проекта 775;

    БДК «БДК-14» проекта 775;

    БДК «БДК-101» проекта 775.

    Десантные катера:

    ДКА «Д-70» проекта 1176;

    ДКА «Д-282» проекта 1176;

    ДКА «Д-707» проекта 1176.

    Суда обеспечения и плавсредства :

    Плавучий судоремонтный комплекс «ПРЗ-53»;

    - «ПМ-52» проекта 304;

    - «ПМ-59» проекта 304;

    - «ПМ-140» проекта 304;

    - «ТЛ-1302»;

    Пассажирский катер «ПСК-2005»;

    Санитарный катер «СН-285»;

    Санитарный катер «СН-316».

    Части обеспечения :

    Береговой учебный центр и учебно-тренировочный комплекс;

    1664 береговая база;

    1860 узел связи.

    1998 - 21 января ДГШ ВМФ от 21.1.1998 г. № 252 до 1 мая 1998 года расформировать управление 10-й ОПЭСК (97 военнослужащих, в том числе 78 офицеров).

    1998 - 21 января в связи с отсутствием финансирования расформировать экипажи ЭМ «Стойкий» и «Осмотрительный».

    1998 - 21 января в соответствии с ДГШ ВМФ от 21.1.1998 г. № 252 до 1 мая 1998 года переформировать:

    100-ю БРДК – в дивизион десантных кораблей;

    36-ю ДРК – в 36-ю дивизию надводных кораблей;

    1664 береговую базу - в береговую базу дивизии надводных кораблей;

    - «ПМ-52» - в плавучий судоремонтный комплекс «ПРЗ-53».

    1998 - на 1 мая штатная численность 10-й ОПЭСК составляла 5 407 военнослужащих , в том числе 820 офицеров.

    1998 – 1 мая в связи с расформированием 10-й оперативной эскадры в состав Приморской флотилии вошла 36-я дивизия надводных кораблей с подчиненными ей 44-й бригадой противолодочных кораблей и 100-й бригадой десантных кораблей.

Сторожевые корабли типа «Бдительный» (или «буревестники», как их еще называют по кодовому наименованию проекта) в истории отечественного флота занимают особое место. Разительно отличаясь от своих предшественников не только стремительным и изящным силуэтом, но и принципиально иными системами вооружения и средствами обнаружения, передовой энергетикой и высоким уровнем автоматизации, эти этапные в своем классе корабли вывели дальнюю противолодочную оборону на качественно новый уровень. В целом удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех морских и океанских театрах; их возможности не исчерпаны и по сей день. Достаточно привести красноречивый пример: новейшие фрегаты индийских ВМС типа «Тальвар», по праву считающиеся одними из самых совершенных в мире, по существу представляют собой глубокую модернизацию все того же «Буревестника», созданного советскими инженерами более трех десятилетий назад.

Проект 1135 «Буревестник» возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61 «Комсомолец Украины»). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы, БПК 1 ранга и БПК 2 ранга. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 «Буревестник» было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля – «длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем». Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих «одноклассников», что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК.

По архитектуре корпус корабля проекта 1135 «Буревестник» выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Набор корпуса смешанный, отношение длины к ширине - 8,6. Характерная особенность обводов - малые углы заострения ватерлиний. Коэффициент общей полноты - 0,45, что обеспечивает наилучшие условия работы ГАС. Корпус - из стали марки МК-35; 13 стальных переборок делят его на 14 водонепроницаемых отсеков. По расчетам, корабль должен был оставаться на плаву при затоплении трех смежных или пяти несмежных отсеков.

Надстройка островного типа находится на полубаке и состоит из трех отдельных частей. В первой и самой большой на нижнем ярусе расположены каюты командира и его заместителя, флагманская, а также просторная кают-компания с буфетной. Ярусом выше - главный командный пост (ГКП), ходовая и штурманская рубки, посты ПВО, ПЛО, БИП. Спереди к первой части надстройки примыкают отсеки РБУ и ЗРК «Оса». Во второй части сосредоточены агрегатные помещения станции управления огнем «Турель» и ЗРК «Оса». Третья объединяет трубу и помещение кормового ЗРК.

Служебные и жилые помещения находятся на главной палубе под полубаком. Здесь расположены каюты офицеров и мичманов, камбуз и матросская столовая. По главной палубе проходит сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части находится помещение БУГАС "Вега" с оригинальным подъемно-опускным устройством ПОУКБ-1. Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.

Газотурбинная энергетическая установка СКР проекта 1135 включает в себя два агрегата М7К, каждый из которых состоит из одной маршевой газовой турбины ДО63 и одной форсажной ДК59. Маршевые двигатели мощностью по 6000 л.с. монтируются на подвесных платформах. Форсажные мощностью по 18 000 л.с. подключаются на валопроводы через шинно-пневматические муфты. Все турбины имеют газовый реверс. Новшеством стала маршевая редукторная приставка, позволяющая работать на оба вала как обоим маршевым двигателям, так и каждому двигателю в отдельности. Это улучшило экономичность ГЭУ на 25%.

Мореходность «Буревестников» заслуживает высокой оценки. Корабль хорошо всходит на волну; заливаемость и забрызгиваемость на всех скоростях практически отсутствует. Небольшая забрызгиваемость кормовой части палубы наблюдается лишь при скоростях более 24 узлов и на циркуляции при курсовом угле 90° к волне. Мореходные качества обеспечивают использование всех видов оружия на всех скоростях при состоянии моря до четырех баллов без успокоителей качки и более пяти баллов с их включением.

При проектировании особое внимание уделялось снижению физических полей корабля и уровня помех работе ГАС. Были применены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака "Пелена". В результате «Буревестники» имеют для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ.

Главное оружие СКР проекта 1135 - противолодочный управляемый ракетный комплекс УРПК-4 «Метель» с автономной системой управления «Муссон». Комплекс состоит из твердотопливной телеуправляемой ракеты 85Р с боевой частью - самонаводящейся противолодочной торпедой, пусковых установок, корабельной системы наведения и предстартовой автоматики. В дополнение к комплексу УРПК «буревестники» получили по две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 «Смерч-2». На всех «буревестниках» установлено по два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135. Типы используемых торпед - СЭТ-65 или 53-65К. В кормовой части палубы имеются минные рельсы, на которые можно принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ. Артиллерийское вооружение СКР проекта 1135 - арткомплекс АК-726-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726 и системы управления стрельбой МР-105.

Говоря о «Буревестниках», их командиры проявляют редкое единодушие в положительной оценке этих кораблей. Все отмечают высокую надежность, управляемость, мореходность, хорошие бытовые условия. Минимальные отличия между серийными кораблями свидетельствуют об оптимальности конструкции. «Одиннадцать-тридцать пятый», безусловно, являлся образцом самой передовой техники своего времени. Перечень примененных на нем новшеств поистине впечатляющ: оригинальная газотурбинная энергоустановка, маршевая редукторная приставка, подкильная и буксируемая ГАС, перспективный ЗРК «Оса-М», «длинная рука» для охоты за вражескими атомными субмаринами - ПЛРК «Метель» и многое другое. «Буревестник» ознаменовал собой не просто переход к новому поколению, а судя по продолжающемуся строительству его последователей, - прорыв в новое тысячелетие.

ПСКР пр.11351 - 1+1 ед.

ТТХ:
СКР пр.1135 (1135М)
Водоизмещение, т:
стандартное: 2835 (пр.1135М – 2935)
полное: 3190 (пр.1135М – 3305)
Размеры, м:
длина: 123
ширина: 14,2
осадка: 4,5
Скорость полного хода, уз: 32
Дальность плавания: 4000 миль (14 уз), 3515 миль (18 уз), 3155 миль (24 уз), 1240 миль (32 уз)
Автономность, сут: 30
Силовая установка: 1х48000 л.с. ГТА М7 (2х6000 л.с., маршевая М60, 2х18000 л.с., форсажная М3), 2 ВФШ, 5 ДГ ДГАГ-500/Г-МШ (или ДГАС-500/1МШ) по 500 кВт
Вооружение:
1х4 ПУ КТ-М-1135 УРПК-4 «Метель» (4 ПЛУР 85Р);
2х2 76 мм АК-726 (2000 выстрелов); пр.1135М – 2х1 100 мм АК-100 (1250 выстрелов);
2х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М» (40 ЗУР 9М33);
2х4 533 мм ЧТА-53-1135 (4 торпеды СЭТ-65, 4 торпеды 53-65К);
2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (96 РГБ-60);
18 мин ИГДМ-500 или 10 мин КСМ или 14 мин КАМ или 14 мин КБ «Краб» или 10 мин «Серпей» или 4 мины ПМР-1 или 7 мин ПМР-2 или 7 мин МТПК-1 или 14 мин РМ-1 или 12 мин УДМ-2
Экипаж, чел: 192 (23 офицера, 27 мичманов) (пр.1135М – 196)

ПСКР пр.11351
Водоизмещение, т:
стандартное: 3274
полное: 3642
Размеры, м:
длина: 122,98
ширина: 14,2
осадка: 4,8
Скорость полного хода, уз: 31,04
Дальность плавания: 3636 миль (14,05 уз), 3000 миль (18 уз), 2600 миль (20 уз), 1600 миль (30 уз)
Автономность, сут: 30
Силовая установка: 1х46000 л.с. ГТА М7К (2х6000 л.с. маршевая М62, 2х17000 л.с. форсажная М8К)
Вооружение:
1х1 100 мм АК-100 (500 выстрелов);
2х6 30 мм АК-630М (12000 выстрелов);
1х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса-МА2» (20 ЗУР 9М33);
2х4 533 мм ЧТА-53-1135 (8 торпед);
2х12 РБУ-6000 «Смерч-2»;
1 вертолет Ка-27ПС;
Экипаж, чел: 193 (22 офицера)


История:
По условиям раздела Черноморского флота СССР, военно-морским силам Украины достались 2 СКРа проекта 1135 и 1 СКР проекта 1135М; кроме того на судо-строительном заводе "Залив" (г. Керч) строились 2 корабля для пограничного флота СССР 2 ПСКРа проекта 11351, они так же вошли в состав флота Украины.
СКР "Разительный" - ФР "Севастополь" U132
СКР "Безукоризненный" - ФР "Миколаив" U133
СКР "Беззаветный" - ФР "Днипропетровськ" U134
ПСКР "Киров" - ФР "Гетман Сагайдачный" U130
ПСКР "Красный Вымпел" - ФР "Гетман Вишневецкий" U131 (не достроен )

СКР "Разительный" - ФР "Севастополь" U132
вступил в строй 31 декабря 1976 года и 5 февраля 1977 года после межфлотского перехода из Балтийска в Севастополь включен в состав КЧФ.
С 25 по 30 июля 1981 года нанес визит в Триполи (Ливия), с 28 декабря 1984 года по 2 января 1985 года - в Гавану (Куба) и с 24 по 28 апреля 1989 года - в Констанцу (Румыния).
1 августа 1997 года передан ВМС Украины (U 132).

30 ноября 2004 года распоряжением кабинета министров Украины N 875-р исключен из состава флота
6 июля 2006 года в 13.00 корабль буксиры вывели из бухты и потащили на разделку в Турцию.

СКР "Безукоризненный" - ФР "Миколаив" U133
3 марта 1980 года включен в состав КЧФ.
С 27 сентября по 2 октября 1981 года нанес визит в Джезаир (Алжир), с 26 по 31 марта 1987 года - в Стамбул (Турция) и с 15 по 19 августа 1991 года - в Констанцу (Румыния).
В 1994 году завоевал приз ГК ВМФ по артподготовке (в составе КУГ).
14 июля 1997 года расформирован, 1 августа 1997 года передан ВМС Украины (U 133).
8 сентября 1997 года исключен из состава ВМФ РФ.
В 2001 году исключен из состава ВМС Украины и разделан на металл.

СКР "Беззаветный" - ФР "Днипропетровськ" U134
17 февраля 1978 года корабль включен в состав Краснознамённого Черноморского флота.
С 10 по 13 августа 1979 года - визит в Варну (Болгария).
С 26 по 31 марта 1987 года - визит в Стамбул (Турция).
В январе 1988 года - визит в Тобрук (Ливия).
В 1988 году завоевал приз главкома ВМФ СССР по противолодочной подготовке (в составе корабельной ударной группы).
12 февраля 1988 года во время операции по вытеснению кораблей ВМС США из односторонне заявленной 12-мильной зоны СССР у берегов Крыма совершил навал на крейсер УРО ВМС США «Йорктаун».
После навала на «Йорктаун» у корабля были порваны леера, потерян якорь, а выше ватерлинии был прорезан корпус. На базе обнаружилась пробоина в акустической «бульбе». После инцидента корабль около месяца находился в ремонте, после чего продолжил нести боевую службу в Черном море.
В 1988 - 1989 годах корабль осуществлял слежение за кораблями ВМС США в Черном море, принимал участие в учениях.
1 августа 1997 по условиям раздела Черноморского флота «Беззаветный» передан ВМС Украины.
В октябре 2002 года фрегат «Дніпропетровськ» был выведен из состава боевых кораблей ВМС Украины.
26 марта 2005 года уведен на буксире из Севастополя и 12 мая 2005 года затоплен в Чёрном море.

ПСКР "Киров" - ФР "Гетман Сагайдачный" U130
5 октября 1990 года заложен как «Киров» на эллинге ССЗ «Залив» в Керчи, по заказу морских частей погранвойск КГБ СССР.
В июне 1992 года в недостроенном состоянии перешёл в собственность ВМС Украины и переименован. Вступил в строй 2 апреля 1993 года и 4 июля 1993 года поднял военно-морской флаг Украины. Флаг поднимал командир корабля капитан 3 ранга Катушенко В.С. Первоначально (до июля 1994 г.) носил бортовой номер «201», затем U-130. Переклассифицирован во фрегат. В настоящее время - флагман ВМС Украины.
В июне 1994 г. совершил официальный визит во Францию, в 1995 году совершил деловой визит в Абу-Даби (Объединённые Арабские Эмираты) на выставку оружия «Айдекс-95», в том же году корабль посетил порт Варна (Болгария) и Специя (Италия). В 1996 году совершил первый трансатлантический поход во главе отряда кораблей ВМС Украины в США в порт Норфолк. Тогда же совершены деловые визиты (дважды) в порты Гибралтар (Великобритания) и в Понта-Делгада (Португалия) на Азорских островах.
В 1996 году посещал Поти, Стамбул и Варну. В июне 1999 года совершил официальный визит в составе отряда кораблей ВМС Украины в Израиль в порт Хайфа. В 2000-2004 годах самостоятельно и в составе групп кораблей посещал различные порты Турции, Болгарии.
В 2008 году корабль на протяжении 3-х месяцев принимал участие в операции «Активные усилия» в Средиземном море.
24 сентября 2013 года фрегат «Гетман Сагайдачный» с вертолётом Ка-27 на борту и группой специального назначения вышел в море из порта Севастополя, чтобы присоединиться к операции НАТО по противодействию пиратству на море «Океанский щит». 3-го января 2014 года операция была закончена и 20 января «Сагайдачный» присоединился к операции ЕС «Аталанта».
В марте 2014 года корабль возвращался из Средиземного моря из за событий в Крыму, фрегат 5 марта прибыл в Одессу где и находится по сей день.

Фотоальбом:
1 - U132 "Севастополь"

3 - СКР "Беззаветный" во время навала на американский КР "Йорктаун"

Проект 1135 с кодовым названием «Буревестник» разрабатывался Северным ПКБ с 1964 по 1966 гт. и предусматривал создание большого противолодочного корабля, основным вооружением которого должны были стать ракето-торпеды 84-Р комплекса «Метель» (УРПК-4). Особенностью корабля являлось наличие, наряду с гидроакустической станцией «Титан-2», расположенной в носовом обтекателе, станции с буксируемой антенной «Вега». При этом из-за относительно небольшой дальности действия гидроакустических станций корабли этого проекта планировалось использовать парами: один поисковый, второй ударный.

Корабли проекта 1135 «Буревестник» - видео

Не исключалась также возможность взаимодействия кораблей с противолодочной авиацией, в частности, с вертолетами ПЛО берегового базирования (своего вертолета ПЛО корабли не имеют). С 1979 г. корабли проекта 1135 классифицируются как сторожевые. Всего с 1982 г. судостроительными заводами им. А. А. Жданова в г. Ленинград, «Янтарь» в г. Калининград и «Залив» в г. Керчь построен 21 сторожевой корабль проекта 1135.
Сторожевые корабли проекта 1135 имеют полубачную архитектуру со сравнительно высоким надводным бортом, что позволяет им хорошо держаться в море при сильном волнении. Благодаря наличию системы стабилизации с бортовыми килями и выдвижными управляемыми рулями успокоения качки, возможно использование оружия при волнении моря до 5 баллов, а буксируемой антенны гидроакустической станции - до 4 баллов.
Корпус корабля - с двойным дном, целиком выполнен из стали. Для обеспечения непотопляемости разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. Надстройки выполнены из легких магниево-алюминиевых сплавов и конструктивно разделены на три блока. Имеется оборудование для действий в условиях применения оружия массового поражения.
Главная энергетическая установка - газотурбинная двух-вальная. На каждый вал работают одна основная (форсажная) турбина М8К мощностью 18 000 л.с. и одна маршевая М62 (для экономичных скоростей хода) мощностью 6000 л.с. Благодаря наличию специальной маршевой редукторной приставки, каждый из маршевых газотурбинных двигателей может работать на оба валопровода, что позволяет повысить экономичность энергетической установки на 25% и довести дальность плавания 14-узловым ходом до 3950 км. Наибольшая скорость хода составляет 30 узлов. Электроэнергетическая система состоит из пяти дизель-генераторов мощностью 500 кВт каждый. Напряжение в сети - 380 В.
При проектировании главной энергетической установки и корабля в целом особое внимание уделялось снижению акустического поля корабля и уровня помех при работе гидроакустической станции. Комплекс реализованных на корабле мероприятий, таких как размещение главных механизмов на подвесных платформах с применением двухкаскадной амортизации, вибродемпфирующего покрытия, малошумные гребные винты и т. п., создал условия для получения хороших акустических характеристик, по величине которых корабли проекта 1135 в свое время были лучшими надводными кораблями в советском флоте.

Основное вооружение корабля проекта 1135 состоит из ракетного противолодочного комплекса «Метель» (УРПК-4) с автономной радиокомандной системой управления «Муссон». Поворотная четырехконтейнерная пусковая установка комплекса «Метель» смонтирована на палубе полубака в носовой части корабля. Благодаря возможности наведения ее в горизонтальной плоскости, атака подводной лодки производится без дополнительного маневрирования кораблем. Стрельба из пусковой установки ведется одиночными ракетами или двухракетным залпом по данным целеуказания от собственного гидроакустического комплекса корабля и внешних источников целеуказания (надводные корабли, вертолеты, гидроакустические буи). Дальность стрельбы ракеты 84-Р - около 50 км, ее боевая часть представляет собой самонаводящуюся торпеду АТ-2УМ, которая в расчетной точке отделяется от ракеты, приводняется на парашюте, осуществляет циркуляционный поиск цели, наводится на цель системой самонаведения и поражает ее.


Необходимо отметить, что такое артиллерийское вооружение оценивалось как недостаточно эффективное уже на этапе технического проектирования и была предусмотрена возможность замены 76-мм артустановок 100-мм установками. Это было реализовано на кораблях проекта 1135М. Впрочем, кроме малого калибра артустановок, нельзя признать удачным и их расположение - обе они находятся в кормовой части корабля. Корабли проекта 1135 приспособлены для постановки минных заграждений. Максимальное число принимаемых на борт мин заграждения - 20 штук.
Основу радиоэлектронного вооружения составляет боевая информадионно-управляющая система «Планшет-35». На корабле установлены РЛС управления огнем артустановок АК-726 «Турель» (МР-105), РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-МА» или «Ангара А» и навигационные РЛС «Вай-гач» и «Дон-2». Имеются также комплекс радиоэлектронной борьбы «Старт» и пассивные средства радиоэлектронного противодействия.

К противолодочному вооружению относятся также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата и две двенадцатиствольные 213-мм бомбометные установки РБУ-6000. Поиск подводных лодок осуществляется с помощью гидроакустической станции с подкильной антенной «Титан» или «Титан-2» и станции с буксируемой антенной «Вега».
Зенитное вооружение включает два зенитных ракетных комплекса «Оса-МА» и две спаренные 76-мм артиллерийские установки АК-726.
Необходимо отметить, что такое артиллерийское вооружение оценивалось как недостаточно эффективное уже на этапе технического проектирования и была предусмотрена возможность замены 76-мм артустановок 100-мм установками. Это было реализовано на кораблях проекта 1135М. Впрочем, кроме малого калибра артустановок, нельзя признать удачным и их расположение - обе они находятся в кормовой части корабля.
Корабли проекта 1135 приспособлены для постановки минных заграждений. Максимальное число принимаемых на борт мин заграждения - 20 штук.

Основу радиоэлектронного вооружения составляет боевая информадионно-управляющая система «Планшет-35». На корабле установлены РЛС управления огнем артустановок АК-726 «Турель» (МР-105), РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-МА» или «Ангара А» и навигационные РЛС «Вайгач» и «Дон-2». Имеются также комплекс радиоэлектронной борьбы «Старт» и пассивные средства радиоэлектронного противодействия.
Совершенствование вооружения некоторых кораблей проекта 1135 было осуществлено в конце 80-х годов в ходе их модернизации. Так, корабли «Легкий», «Пылкий» и «Летучий» были модернизированы по проекту 11352. При этом на них демонтировали РБУ-6000, установили две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Уран» и внесли соответствующие изменения в состав радиоэлектронного вооружения. Сторожевик «Жаркий» модернизирован по проекту 11353 с установкой нового гидроакустического комплекса с подкильной и буксируемой антеннами «Звезда-М1».

Тактико-технические характеристики корабля проекта 1135 «Буревестник»

Водоизмещение, т:
стандартное 2810
полное 3200

Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 123 (113)
ширина наибольшая (по КВЛ) 14,2 (13,2)
осадка при полном водоизмещении 4,57

Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная (форсажная + маршевая)
форсажных ГТД - суммарная мощность, л. с. 2 х М8К - 36 000
маршевых ГТД - суммарная мощность, л. с. 2 х М62 - 12 000

Скорость хода наибольшая, узлов 30

Дальность плавания, мили:
ходом 14 узлов 3950
ходом 30 узлов 630

Вооружение:
Противолодочные ракетные комплексы:
тип комплекса «Метель» или «Раструб-Б»
количество ПУ х направляющих 1 х 4 (КТ-106У)
боекомплект 4 ПЛУР 85-Р или 85-РУ

Зенитные ракетные комплексы:
количество х тип комплекса 2 х «Оса-МА»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x2 (ЗИФ-122)
боекомплект 40 ЗУР 9МЗЗ

Артиллерийский комплекс:
тип АУ АК-726
количество АУ х стволов 2x2
калибр, мм/длина ствола, калибров 76/60
боекомплект, выстрелов 1600

Противолодочное:
тип ТА палубные поворотные
количество ТА х труб - калибр 2x4 - 533-мм
боекомплект 8 торпед 53-65К и СЭТ-65
тип РБУ РБУ-6000
количество РБУ х стволов - калибр 2 х 12 - 213-мм
боекомплект 96 РГБ-60 или «Запад»

Минное:
количество мин заграждения до 20

Экипаж (в том числе офицеров), человек 194 (22)

Фото корабля проекта 1135 «Буревестник»

Корабли проекта 1135 представляют собой второе поколение сторожевых кораблей. Они выпускались в СССР одной из самых больших серий. Западные специалисты считают его наиболее удачным проектом корабля отечественного военно-морского флота.

Буревестник - имя этой морской птицы носит проект самого любимого в отечественном флоте сторожевого корабля , однако мало кому известно, что задачей этого корабля уничтожение атомных субмарин противника.

В середине 50-х годов в Советском Союзе для творчества советской молодежи были открыты все дороги. Ленинградского школьника, сына известного кораблестроителя и руководителя ЦКБ «Алмаз» Евгения Ивановича Юхнина манила совсем не романтика моря. Владимир Юхнин поступил в Ленинградский кораблестроительный институт, в тот же ВУЗ который заканчивали в свое время его отец и мать. Ближе к распределению в 1960 году перед юношей встал вопрос - куда пойти дальше - идти по проторенному пути отца, создателя первых в мире ракетных катеров или выбрать нечто иное. И начинающий конструктор выбрал более тернистую дорогу. Он решил начать трудовую деятельность в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ), создававшим крупные надводные . Вместе с несколькими выпускниками Владимир Юхнин попал в проектный отдел, занимавшийся предварительной проработкой силуэтов будущих кораблей. Уже в начале 60-х годов среди них появился проект первого атомного крейсера.

После Карибского кризиса в середине 60-х недоверие СССР и США друг к другу обострилось до предела. Превосходя Советский Союз по количеству ядерных боезарядов в 17 раз, Америка продолжала совершенствовать их носители. 28 сентября 1964 года «USS Daniel Webster » с новыми ракетами вышла на боевое патрулирование. Находясь в Средиземном море, она держала под прицелом все крупные города СССР вплоть до Урала. Но современных противолодочных кораблей способных прикрыть от субмарин НАТО океанскую зону на дальности 5000 км в Советском военно-морском флоте не было. Это стало следствием политики главы страны Никиты Хрущева, отдававшего приоритет ракетному оружию. В 1964 году, когда его освободили от обязанностей генерального секретаря ЦК КПСС ситуация изменилась. В том же году главный комитет ВМФ СССР выдал Зеленодольскому бюро и Северному ПКБ задание на проектирование нового сторожевого корабля (СКР), задачей которого было уничтожение подводных лодок и охранение судов на переходе морем.

Новые сторожевые корабли подготовили молодые специалисты с Владимиром Юхниным. Проект корабля был назван «Буревестник » и получил номер 1135. Его главным конструктором стал Николай Соболев. При проектировании сторожевого корабля инженеры столкнулись с массой проблем - большинство образцов вооружения, оборудования и элементов корпуса, устанавливающиеся на корабле, были опытными. Это потребовало от конструкторов новых оригинальных решений. К примеру, внешний и внутренний дизайн сторожевого корабля «Буревестник» поручили разработать группе архитектурного проектирования, состоящая из художников выпускников Мухинского училища. Кроме красивого облика СКР «Буревестник » получил самые современные гидроакустические станции. На сторожевом корабле проекта 1135 была впервые установлена буксируемая гидроакустическая станция «Звезда». Ее антенна может опускаться на глубину до 200 м, спрятанная в корме. Это позволило увеличить дальность обнаружения иностранных субмарин до 40 км.

В 60-е годы динамика развития вооружения была необычайно стремительной. Противолодочный комплекс для сторожевого корабля проекта «Буревестник » сдавался одновременно с проектированием корабля, но, оказалось, что их размеры не совпадали, тогда конструкторам Северного ПКБ пришлось увеличить водоизмещение СКР и от такого решения «Буревестник» только выиграл. Это позволило впервые разместить автоматизированный боевой информационный пост для управления кораблем, улучшить комфорт экипажа и разнообразить вооружение. Помимо противолодочного комплекса сторожевые корабли проекта 1135 получили два торпедных аппарата, два зенитно-ракетных комплекса, две реактивных бомбометных и две 76 мм артиллерийских установки. В результате по боевым возможностям и мореходным качествам он превзошел даже .

Постройка сторожевых кораблей «Буревестник » в СССР велась, начиная с 1968 года на трех судостроительных заводах - в Калининграде, Керчи и Ленинграде. Роль первопроходца досталась прибалтийскому «Янтарю». В оснащении СКР приняли участие 400 предприятий страны. Головной корабль «Бдительный » был сдан флоту 31 декабря 1970 года.

сторожевой корабль «Ладный» проекта 1135

Технические характеристики сторожевого корабля проекта 1135 шифр «Буревестник»:

Водоизмещение - 3200 тонн;

Длина - 123 м;

Ширина - 14,2 м;

Осадка - 4,28 м;

Скорость - 32 узла;

Дальность плавания - 4600 миль;

Автономность - 30 суток;

Экипаж - 180 человек;

Вооружение:

Пусковая установка ракето-торпед «Метель» - 1х4;

Зенитно-ракетный комплекс «Оса» - 2х2;

Артиллерийский комплекс АК-726 - 2х2;

Реактивно бомбовая установка РБУ-6000 - 2х12;

Торпедные аппараты - 2х4, боекомплект 16 мин;

Система постановки помех - 4х16 пусковых установок;

Хотелось бы обратить ваше внимание на универсальный противолодочный ракетный комплекс «Метель». В его контейнерах размещены четыре самонаводящиеся ракето-торпеды, которые были созданы специально для сторожевых кораблей проекта 1135 и до сих пор являются его тайной. Каждая из них имеет 100 кг фугасного взрывчатого вещества или ядерный боезаряд. На расстоянии 50 км она может достать атомный подводный крейсер класса «Огайо » с глубины 500 м или поразить авианосец. Данная ракето-торпеда не имеет аналогов в мире. Например, по дальности стрельбы она в 5 раз превосходит американскую систему ASROC, так как способна получать данные от цели от других кораблей, авиации и береговых станций.

Сторожевые корабли проекта «Буревестник » строились серией из 32 единиц. Во второй половине 70-х они были во всех противолодочных соединениях и стали самыми ходовыми кораблями советского флота. Дальность их плавания 4600 миль впервые превзошла радиус поражения ракет подлодок НАТО. Отныне экипажи субмарин перестали чувствовать себя безнаказанными в районах боевого патрулирования. Чтобы уклоняться от атак сторожевых кораблей проекта 1135, американские подводники срочно изменили тактику действий. Одним из наиболее эффективных приемов стал так называемый «прыжок дельфина» - стремительное выпрыгивание субмарины на поверхность воды. Это резкое аварийное всплытие подлодки одновременно с выдачей полного хода.

Во второй половине 70-х ВМС США переклассифицировали все 24 ударных авианосца в многоцелевые. Каждый из плавучих аэродромов нес 144 тонн атомных бомб и 4000 тонн обычных боеприпасов. Чтобы срывать удары палубной авиации советскому ВМФ требовались новые средства поражения авианосцев. В Северном ПКБ была проведена первая модернизация СКР типа «Буревестник », в результате проект получил номер 1135М. На замену полуавтоматическим пушкам калибра 76,2 мм пришел новый комплекс АКА-100, с скорострельностью 60 выстрелов в минуту, созданный в Ленинградском ПКБ «Арсенал». Вместо «Метели» конструкторы Дублинского КБ «Радуга» предложили новый комплекс «Раструб». В отличие от «Метели», «Раструб» может поражать не только , но и надводные корабли. Ноу-хау комплекса состоит в том, что торпеду к цели доставляет ракета. В расчетной точке по сигналу корабельной станции торпеда отделяется и приводняется на парашюте. Погрузившись на заданную глубину, она «рисует» акустический силуэт субмарины системой наведения. Захватив подлодку, торпеда устремляется к ней и поражает ее. Задача поражения надводных кораблей была решена установкой радиолокационной системы самонаведения. и противника, ракета может поражать без отделения торпеды двойным ударом.

Во время Англо-Аргентинского конфликта был затоплен британский «Шеффилд ». В момент подлета ракеты на корабле во избежание взаимных радиопомех были отключены станции наблюдения, что привело к «ослеплению» надводного корабля. Эта информация подтолкнула командование советского флота к серьезным выводам. Стало ясно, что для эффективной борьбы с противником необходимо срочно усилить совместимость радиоэлектронных средств установленных на сторожевом корабле проекта 1135. Среди фрегатов «Буревестник » не имеет себе равных не только по насыщенности вооружения, но и радиоэлектронными средствами. Для борьбы с крылатыми ракетами противника впервые на СКР был применен комплекс постановки ложных помех.

сторожевой корабль «Пытливый» проекта 1135М фото

Начало 80-х годов было отмечено всплеском активности морских пиратов. Именно в этот период в Баренцевом море состоялась необычная поисковая операция. В 180 милях от Мурманска в обстановке строжайшей секретности бросило якорь английское судно «Stephaniturm ». Его экипаж был предупрежден о возможных эксцессах со стороны пиратов и любителей легкой наживы. В течение одного месяца водолазы морского судна подняли с глубины 250 м более 5 тонн золота и слитков. На дне лежал потопленный во время Второй мировой войны британский крейсер «Эдинбург». Во время 1942 года он перевозил советское золото, предназначенное США для оплаты за поставку оружия по ленд-лизу. К счастью поисковая операция английских моряков прошла без происшествий, но поднять весь ценный груз им помешал разыгравшийся шторм. Через 5 лет англичане снова прибыли на место гибели крейсера « ». Когда водолазы стали поднимать оставшиеся золотые слитки на горизонте неожиданно показался норвежское разведывательное «F/S Marjata ». Однако приблизиться в район проведения операции ему не дал сторожевой корабль Северного флота «Резвый», охранявший британское судно «Stephaniturm ».

В декабре 1983 года из гавани Керченского судостроительного завода вышел и взял курс на Дальний Восток необычный корабль. На первый взгляд он напоминал проекта 1135 «Буревестник », но его вооружение было совершенно иным. Это был пограничный сторожевой корабль «Менжинский», созданный Северным ПКБ по заказу морских войск КГБ СССР. Он проектировался на базе известного сторожевика. Кроме того вместо противолодочного комплекса в носовой части корабля был установлен артиллерийский комплекс АКА-100. Был оставлен и один зенитно-ракетный комплекс «Оса», а оборонительное вооружение было усилено двумя шестиствольными 30 мм автоматами. Семь из девяти кораблей этого проекта были направлены с Черного моря на Тихий океан.

сторожевой корабль (фрегат) ВМС ВС Украины «Гетман Сагайдачный» проект 11 35.1

Способность проекта 1135 следить за кораблями вероятного противника до 30 суток, связана с его уникальной энергетической установкой. За ее характерный мелодичный звук «Буревестники » называют «поющими фрегатами». Сердце уникальная газотурбинная установка, которая управляется с помощью, так называемого машинного телеграфа. Два маршевых и два форсажных двигателя развивают мощность 56000 л.с., что сопоставимо с тягой стратегического ракетоносца Ту-95. Это повысило экономичность установки на 25 процентов. Кроме того турбины с газовым реверсом позволяют сторожевику развернуться буквально «на пятках». Неслучайно после него газотурбинные установки нашли широкое применение на большинстве надводных кораблей военно-морского флота СССР.

В начале 90-х годов для того, чтобы противолодочный корабль проекта «Буревестник » стал многофункциональным, Северное ПКБ разработало еще два проекта этого корабля. Его переоснастили современными РЛС, гидроакустическим комплексом и аппаратурой управления противокорабельными ракетами нового поколения Х-35 «Уран». Однако в связи с социально-экономическим кризисом модернизацию прошли всего три сторожевых корабля проекта 1135.

В тяжелые времена Северному Производственному Конструкторскому бюро помогли выжить заказы на гражданские суда и возможность выхода на мировой рынок. В конце 90-х начались поставки кораблей на экспорт для ВМС Вьетнама, Китая и Индии. Так в период 90-х годов Индии были поставлены три фрегата проекта 1135.6 «Тальвар».

В декабре 2006 года на заводе «Янтарь» представители России и Индии подписали генеральный график строительства еще трех фрегатов для ВМС Индии.

В 2007 году министр обороны США Роберт Гейтс заявил, что Америке не известны какие изменения произойдут в таких странах как Россия, Китай, Северная Корея и Иран, поэтому Пентагону необходим полный набор средств ведения войны. Не случайно за месяц до этого ВМС США отбуксировали к берегам Камчатки самый большой в мире плавучий радар системы противоракетной обороны SBX-1. Это разведывательное сооружение весит 50000 тонн и достигает высоты 30-этажного дома. Радар способен отслеживать все происходящее в России на удалении несколько тысяч километров. Кроме того американский флот получил на вооружение первую из 30 запланированных к постройке класса «Вирджиния». Она выполнена по технологии «стэлс» и предназначена для борьбы с подлодками и проведения прибрежных спецопераций.

России для обеспечения безопасности морских границ требуется асимметричный ответ. Эффективно следить в полной готовности к нанесению ответного удара по возможному противнику могут сторожевые корабли проекта «Буревестник ». Но сегодня в боевом составе ВМФ РФ их остались единицы. Срок службы кораблей истекает, поэтому недавно руководство страны и флота приняло решение построить серию из двадцати проекта 22350. Головной корабль, созданный в Северном ПКБ недавно был заложен на заводе «Северная верфь». Планируется, что в перспективе эти корабли смогут заступить на охрану российских морских рубежей.

За послевоенный период в Советском Союзе было построено восемь проектов сторожевых кораблей, но главным долгожителем среди них оказался «Буревестник ». Вот уже тридцать лет он восхищает всех четкой архитектурой своего корпуса, обводов палуб, а также самым рациональным размещением вооружения. Эти изящные элементы стали классикой отечественного кораблестроения и были сохранены в проекте фрегата следующего поколения, созданного на базе «Буревестника». Хочется, верить, что его ждет такая же красивая судьба.