Сигналы и команды подаваемые в боевой обстановке. Команды, сигналы и действия по ним. В линию машин

ПЛАН

по учебной дисциплине «тактическая подготовка».

Занятие 1: Обязанности солдата в бою. Предназначение и боевые задачи мотострелкового отделения. Огневые средства отделения. Походный и боевой порядки отделения.

Обсуждено на заседании

предметно-методической комиссии

«___» ________2011 года

Протокол №_____


«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник военной кафедры

полковник В.ТРУСОВ

«____»_________ 2011г.

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по учебной дисциплине «тактическая подготовка».

Тема 4: «Действия солдата в бою».

Занятие 1:

I. Учебные цели:

Изучить обязанности солдата в бою, боевые задачи, походный и боевой порядки мотострелкового отделения

Ознакомиться со способами управления военнослужащими в бою, командами и сигналами и порядком действий по ним.

Учебные вопросы:

Первый учебный вопрос : Обязанности солдата в бою.

Второй учебный вопрос

Третий учебный вопрос: Управление одиночными военнослужащими в бою. Способы управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним.

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Литература

а) основная:

Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя, ч.III (взвод, отделение, танк), М.: Воениздат, 2005.

Тактика, ч.I (взвод, отделение, танк): Учебник, - М.: Воениздат, 1992.

Андрусенко Н.Н. Мотострелковый (танковый) взвод в бою: Учебник, - М.: Воениздат, 1989.

Моисеенко Н.П. Организация, вооружение и тактика действий соединений, частей и подразделений армий иностранных государств: Учебное пособие, - М.: Воениздат, 2001.



Справочный материал (печатный).

б) Наглядные пособия :

схемы (слайды).

в)Технические средства обучения :

мультимедийный проектор – 1 ед.;

классная доска; экран; указка.

Вступительная часть - 5 мин.

Принимаю доклад о готовности взвода к занятию. Проверяю наличие, внешний вид студентов и их готовность к занятию. При выявлении недостатков даю указания по их устранению. При наличии отсутствующих студентов убеждаюсь в законности причин их отсутствия.

Объявляю тему, учебные цели, порядок проведения занятия.

Во вступительном слове подчеркиваю актуальность темы занятия, ее значение для дальнейшего обучения студентов, а также значение тактического занятия в изучении дисциплины.

После краткого вступления перехожу к отработке учебных вопросов занятия.

Первый учебный вопрос : Обязанности солдата в бою.

Объявляю учебный вопрос и порядок его отработки. После этого перехожу к рассмотрению обязанностей солдата в бою. Голосом довожу до студентов обязанности солдата в бою, демонстрируя слайды, раскрывающие основные положения рассматриваемого материала. Обучаемые внимательно слушают и по ходу изложения материала делают записи в свои рабочие тетради.



По окончании изложения первого учебного вопроса определяю степень усвоения обучаемыми учебного материала методом краткого устного опроса 2-3 студентов.

Каждый военнослужащий должен в совершенстве знать и содержать в постоянной боевой готовности свое оружие и боевую технику, мастерски владеть ими и умело применять, быть в готовности заменить выбывшего из строя товарища.

Каждый военнослужащий обязан:

Знать способы и приемы действий в бою, иметь отработанные до автоматизма навыки действий с оружием (при вооружении боевой машины) на поле боя в различных условиях обстановки;

Знать и понимать полученную задачу;

Знать сигналы управления, взаимодействия, оповещения и порядок действий по ним;

Уметь вести разведку противника и местности, при выполнении боевой задачи постоянно вести наблюдение, эффективно применять оружие (вооружение боевой машины), своевременно обнаруживать и поражать противника;

Уметь правильно выбирать и оборудовать огневую позицию (место для стрельбы), использовать защитные и маскирующие свойства местности и боевых машин для противодействия огню противника;

Знать размеры, объем, последовательность и сроки оборудования фортификационных сооружений; уметь быстро оборудовать окопы и укрытия, в том числе с применением взрывчатых веществ, осуществлять маскировку;

Стойко и упорно действовать в обороне, смело и решительно - в наступлении; проявлять храбрость, инициативу и находчивость в бою; оказывать помощь товарищу;

Уметь вести огонь по низколетящим самолетам, вертолетам и другим воздушным целям противника из стрелкового оружия;

Знать способы защиты от оружия массового поражения и высокоточного оружия противника;

Умело использовать местность, средства индивидуальной защиты и защитные свойства боевых машин;

Преодолевать заграждения, препятствия и зоны заражения; устанавливать и обезвреживать противотанковые и противопехотные мины; проводить специальную обработку;

Не оставлять без разрешения командира своего места в бою;

При ранении или поражении радиоактивными, отравляющими веществами, биологическими средствами, а также зажигательным оружием принимать необходимые меры само- и взаимопомощи и продолжать выполнение полученной задачи;

Уметь готовить вооружение и боеприпасы к боевому применению, быстро снаряжать патронами обоймы, магазины, ленты;

Следить за расходом боеприпасов и заправкой боевой машины горючим, своевременно докладывать своему командиру об израсходывании 0,5 и 0,75 запаса ракет (боеприпасов) и заправки горючего;

При повреждении боевой машины принимать меры по ее восстановлению.

Каждый сержант и солдат обязаны защищать командира в бою, в случае его ранения или гибели смело брать командование подразделением на себя.

Второй учебный вопрос : Предназначение и боевые задачи мотострелкового отделения. Огневые средства отделения. Походный и боевой порядки отделения.

Излагая учебный материал, слежу за дисциплиной студентов на занятии и контролирую их работу, убеждаясь успевают ли они производить записи в своих тетрадях.

Мотострелковые отделения предназ­начены для решения основных задач:

В оборо­не - для уничтожения противника огнем при его переходе в атаку, ее отражения, прочного удержания занимаемых позиций и объектов;

В наступлении - для уничтожения живой силы и боевой техники противника и захвата указан­ных объектов.

Боевой порядок мотострелкового отделения может строиться на основе боевых групп: ма­невренной и огневой . Состав боевых групп определяет командир отделения. Кроме того, в боевой порядок отделения может входить бое­вая машина.

Маневренная группа предназначена для выполнения задач по уничтожению про­тивника, прочному удержанию занимаемых по­зиций и объектов, захвату его объектов, воору­жения и техники. В состав маневренной груп­пы, как правило, назначаются старший стрелок и один-два стрелка.

Огневая группа предназначена для под­держки огнем действий маневренной группы и выполнения вместе с ней задач по уничтоже­нию противника, прочному удержанию зани­маемых позиций и объектов и захвату его объ­ектов, вооружения и техники. В состав огневой группы, как правило, входят командир отделе­ния, гранатометчик, стрелок-помощник гра­натометчика и пулеметчик. В зависимости от поставленной задачи и условий обстановки состав боевых групп может быть иным.

Боевая машина предназначена для под­держки огнем действий боевых групп, уничто­жения бронированных, небронированных объ­ектов и живой силы противника, а также для перевозки личного состава отделения.

Мотострелковое отделение может действовать в пешем порядке (зимой - на лы­жах), на боевых машинах пехоты (бронетранс­портерах, автомобилях и десантом на танках.

При выполнении боевых задач отде­ление ведет огонь из вооружения бое­вых машин пехоты (бронетранспортеров), из автоматов, пулеметов, снайперских винтовок, гранатометов, применяет ручные гранаты, а в рукопашном бою - удары шты­ком, прикладом и пехотной лопатой.

Огнем вооружения боевых машин пехоты уничтожаются танки, другие брониро­ванные машины, огневые средства и живая си­ла противника, разрушаются его фортификаци­онные сооружения, поражаются низколетящие самолеты, вертолеты и другие воздушные цели. Огнем вооружения бронетранспортеров (МТЛБ) унич­тожаются живая сила, огневые средства и дру­гие цели.

Автоматы и пулеметы применяются для унич­тожения живой силы и огневых средств против­ника. Кроме того, они могут применяться для поражения низколетящих воздушных целей.

Снайперская винтовка применяется для уничтожения важных одиночных целей (офи­церов, наблюдателей, снайперов, расчетов ог­невых средств, низколетящих вертолетов) про­тивника.

Противотанковые ракетные комплексы, противотанковые гранатометы и реактивные противотанковые гранаты применяются для уничто­жения танков и других бронированных машин, а другие гранатометы и ручные гранаты - для поражения живой силы и огневых средств про­тивника, расположенных вне укрытий, в откры­тых окопах, траншеях и за укрытиями (в лощи­нах, оврагах и на обратных скатах высот).

Огневая позиция (место для стрельбы) дол­жна быть удобной, обеспечивать широкий об­зор и обстрел, укрывать огневое средство (стрелка) от наблюдения противника, исклю­чать наличие в секторе стрельбы мертвых про­странств и обеспечивать проведение маневра. После производства нескольких выстрелов (очередей) с одной огневой позиции (места для стрельбы) в целях воспрещения ведения про­тивником прицельного огня и его обмана про­изводится ее смена.

Запрещается выбирать и занимать огневую по­зицию (место для стрельбы) на гребнях высот (пригорков, холмов), перед местными предмета­ми, на фоне которых будет отчетливо виден силу­эт стреляющего.

Третий учебный вопрос: Управление одиночными военнослужащими в бою. Способы управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним.

Объявляю учебный вопрос и порядок его отработки. Голосом довожу до студентов изучаемый материал вопроса, демонстрируя слайды, раскрывающие основные положения рассматриваемого материала. Обучаемые внимательно слушают и по ходу изложения материала делают записи в свои рабочие тетради.

Излагая учебный материал, слежу за дисциплиной студентов на занятии и контролирую их работу, убеждаясь успевают ли они производить записи в своих тетрадях.

По окончании изложения учебного вопроса определяю степень усвоения обучаемыми учебного материала методом краткого устного опроса 2-3 студентов.

Управление подразделениями (личным составом) заключается в целенаправленной де­ятельности командира по поддержанию их в постоянной боевой готовности, подготовке подразделений (личного состава, вооружения и военной техники) к бою (выполнению полу­ченной задачи) и руководству ими при выпол­нении задач.

Управление должно быть устойчивым, непре­рывным, оперативным и скрытым, обеспечивать постоянную боевую готовность подразделений, эффективное использование их боевых воз­можностей и успешное выполнение поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Устойчивость управления достигается: прави­льным уяснением задачи, поставленной стар­шим начальником; настойчивым проведением в жизнь принятых решений; умелой организа­цией работы на средствах связи; поддержанием устойчивой связи со старшим начальником, с подчиненными и взаимодействующими под­разделениями.

Непрерывность управления достигается: по­стоянным знанием и всесторонней оценкой складывающейся обстановки; своевременным принятием решений и четкой постановкой за­дач подчиненным; умелым использованием средств связи; восстановлением нарушенного управления в кратчайшие сроки.

Оперативность управления достигается: бы­стрым реагированием на изменение обстанов­ки; своевременным влиянием на действия под­разделений в интересах выполнения постав­ленных задач.

Скрытность управления достигается: скрыт­ным размещением и перемещением коман­дно-наблюдательного пункта (командира в бо­евом порядке); строгим соблюдением правил и порядка использования средств связи, установ­ленных режимов их работы и мер радиомаски­ровки; воспитанием личного состава в духе вы­сокой бдительности.

Управление подразделениями (огневыми сред­ствами, личным составом) организуется и осуще­ствляется на основе решения командира.

Командир отделения управляет личным составом, экипажа­ми по радио, командами, подаваемыми голо­сом, сигнальными средствами, и личным при­мером. Внутри боевой машины командир управляет действиями подчиненных команда­ми, подаваемыми по переговорному устройст­ву, голосом или установленными сигналами.

В наступлении при действиях мотострелко­вого взвода в пешем порядке командир отделения располагается в месте, обеспечива­ющем эффективное управление подразделени­ями (подчиненными) и огнем.

Для управления подразделениями и огнем старший начальник устанавливает единые сиг­налы управления.

При работе на радиостанциях строго со­блюдаются правила ведения переговоров. В бою все команды передаются по радио с использова­нием маскиратора речи или открытым текстом. При передаче команд открытым текстом командиры отделений (танков) вызываются позывными, пункты местности указываются от ориентиров и условными наименованиями, а

исполнительные команды - установленными сигналами. При создании противником радиопо­мех радиостанции по команде командира роты (взвода) перестраиваются на запасные частоты.

Для передачи заранее установленных сигна­лов применяются сигнальные средства: сигна­льные ракеты, флажки, электрические фонари, прожекторы боевых машин, трассирующие пу­ли (снаряды) и различные звуковые средства (электро- и пневмосигналы, свистки и другие). Сигналы могут подаваться с помощью оружия, головного убора и руками.

Подразделения должны выполнять сигналы только своего непосредственного командира и циркулярные сигналы оповещения. Они пода­ются до получения ответа (отзыва) или начала исполнения команды (сигнала).

При управлении подразделениями (подчинен­ными) сигналами необходимо помнить, что сиг­нальные средства демаскируют местонахождение командира.

Оповещение личного состава о воздушном противнике, непосредственной угрозе и начале применения противником оружия массового поражения, а также о радиоактивном, химиче­ском и биологическом заражении осуществля­ется едиными и постоянно действующими сиг­налами.

Управление огнем является важнейшей обязанностью командира отделения. Оно включает: разведку наземных и воздушных целей, оценку их важности и опре­деление очередности поражения; выбор вида оружия и боеприпасов, вида и способа ведения огня (стрельбы);целеуказание, подачу команд на открытие огня или постановку огневых задач; наблюдение за результатами огня и его корректирование; контроль за расходом боеприпасов.

Для управления огнем старший начальник назначает единые ориентиры и сигналы, заменять их запрещается. При необходимости командир взвода может назначить дополнительного свои ориентиры из расчета не более пяти на направлении действий отделений, границах полосы и дополнительного сектора обстрела). При докладах старшему начальнику и поддержании взаимодействия используются только указанные им ориентиры.

В качестве ориентиров выбираются хорошо видимые местные предметы. При использовании ночных прицелов в качестве ориентиров выбираются местные предметы с большой отражающей способностью в пределах дальности действия прицелов. Ориентиры нумеруются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника, а при организации обороны в укрепленном районе могут нумероваться от себя по спирали по ходу часовой стрелки. Один из них назначается основным. Кроме ориентиров для управления огнем могут использоваться хорошо видимые местные предметы.

Разведка наземных и воздушных целей должна обеспечить обнаружение противника перед фронтом и на флангах отделения, танка, огневого средства), а при выполнении задач самостоятельно - в круговом секторе. Разведка целей ведется всем личным составом взвода (отделения, танка, расчета) в назначенных секторах.

Оценка важности целей заключается в определении объектов противника, способных оказать наибольшее влияние на ход выполне­ния боевой задачи подразделением. Очеред­ность их поражения определяет командир под­разделения, исходя из оценки важности целей. В первую очередь уничтожаются противотан­ковые средства, расчеты пулеметов и миноме­тов, снайперы, артиллерийские корректиров­щики, авиационные наводчики, машины управления и командиры подразделений про­тивника. Выбор средств поражения должен обеспечить уничтожение разведанных целей.

При постановке (уточнении) огневых за­дач командиры указывают: кому (какому под­разделению), где (целеуказание), что (наимено­вание цели) и огневую задачу (уничтожение, подавление, разрушение или другое).

Целеуказание может осуществляться от ори­ентиров (местных предметов) и от направления движения (атаки), по азимутальному указате­лю, трассирующими пулями и снарядами, от разрывов снарядов, сигнальными средствами, а также наведением приборов и оружия в цель.

Корректирование огня осуществляется от местоположения цели, ориентиров (местных предметов) и разрывов снарядов с указанием величины отклонения по дальности и направ­лению.

Вызов и корректирование огня поддер­живающей артиллерии осуществляются, как правило, через артиллерийских командиров (корректировщиков), а при их отсутствии - лично командиром взвода. При вызове огня командир взвода указывает: характер и место­положение (номер) цели; задачу стрельбы (по­давить, уничтожить, разрушить, осветить, за­дымить); сроки выполнения огневой задачи, а при корректировании огня - характер и место­положение (номер) цели; величину отклонения по дальности и направлению.

Целеуказание экипажам вертолетов (самоле­тов) осуществляется обычно по распоряжению старшего командира обозначением места цели огнем стрелкового оружия, вооружения боевых машин, трассирующими пулями (снарядами), а также сигнальными ракетами. Задача на обозна­чение места цели ставится так же, как и огневая задача с указанием времени открытия огня.

При поддержке боя взвода (отделения, танка) огнем артиллерии, ударами авиации или других средств поражения командир обязан указать ру­беж безопасного удаления от разрывов своих сна­рядов (ракет, мин).

ТАБЛИЦА СИГНАЛОВ, ПОДАВАЕМЫХ ФЛАЖКАМИ, РУКОЙ

И ФОНАРЕМ

н/п Сигнал Условные знаки
рукой флажками фонарем
Внимание(внимание, делай, что я; отзыв) Поднять правую руку вверх и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») Поднять правой рукой вверх желтый флажок и держать до отзыва (до повторения сигнала «Внимание») Фонарем с белым светом – серия точек
Сбор командиро(начальников) Поднять правую руку вверх и кружить ею над головой, после чего руку резко отпустить То же, с красным и желтым флажками в правой руке Фонарем с белым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг
К машинам Поднять обе руки вверх и держать до исполнения Фонарем с белым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча
По местам Поднять обе руки вверх и резко опустить вниз через стороны То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с белым светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Заводи Правой рукой вращать впереди себя То же, имея в правой руке желтый флажок Фонарем с белым светом вращать впереди себя
Глуши двигатель Размахивать перед собой обеими опущенными руками То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с красным светом, опущенным вниз, размахивать перед собой, описывая полукруг
Марш (вперед, продолжать движение в прежнем или новом направлении, путь свободен) Поднять правую руку вверх, повернуться в сторону движения и опустить руку в направлении движения на уровне плеча Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Увеличить дистанцию Поднять левую руку вверх, а правую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку
Стой (стоп) Поднять левую руку вверх и быстро опустить вниз перед собой, повторяя до исполнения То же, с красным флажком в левой руке Фонарем с красным светом размахивать по вертикали вверх и вниз
Уменьшить дистанцию Поднять правую руку вверх, а левую вытянуть горизонтально в сторону и размахивать ею вниз и вверх до уровня плеча То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с красным светом размахивать в вертикальной плоскости, описывая восьмерку
В линию машин Вытянуть обе руки горизонтально в стороны и держать до отзыва То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча
В линию колонн В линию взводных колонн:Поднять обе руки вверх и размахивать ими накрест над головой В линию ротных колонн:Поднять обе руки вверх, сложить их накрест над головой и держать неподвижно То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо и влево, описывая полукруг Фонарем с зеленым светом размахивать над головой вправо, описывая полукруг. Возвращение фонаря в первоначальное положение производить при полупотушенном или скрытом от принимающего свете
В колонну Поднять правую руку вверх и опустить ее, держа предплечье вертикально (повторять до отзыва) То же, с желтым флажком в правой руке Фонарь с зеленым светом вначале держать неподвижно, а затем сигнал «Марш» повторять до отзыва
Все кругом Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую поднять вверх и кружить над головой То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом вращать впереди себя
Все направо (налево) Вытянуть левую руку горизонтально в сторону, а правую руку поднять вверх, повернуться в сторону поворота и размахивать правой рукой вверх и вниз до уровня плеча (повторять до отзыва) То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок Фонарем с зеленым светом размахивать по вертикали сверху вниз и в сторону поворота
Авария(вынужденная остановка) Вытянуть правую руку горизонтально в сторону, а левую поднять вверх и размахивать ею над головой вправо и влево То же, имея в правой руке желтый, а в левой красный флажок. После подачи сигнала красный флажок устанавливается на машине под углом 45 градусов Фонарем с красным светом размахивать перед собой вправо и влево на уровне плеча

Примечание: Сигнальный флажок состоит из прямоугольного по-

лотнища размером 32 х 22 см, прикрепленного к древку длиной 40 см. Вместо флажка желтого цвета может применяться флажок белого цвета.

Заключительная часть.

Напоминаю тему, учебные цели занятия и в какой степени они достигнуты. Указываю на наиболее характерные недостатки, выявленные в ходе контроля за работой студентов, и ставлю задачу по их устранению. Довожу задание на самостоятельную подготовку. После этого отвечаю на возникшие у студентов вопросы.

РАЗРАБОТАЛ: НАЧАЛЬНИК ЦИКЛА-

СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

генерал-майор запаса В.ГЛИНИН

Согласно статьи 20 ПБП СВ ВС РК (с. 253) Командир мотострелкового (танкового) взвода уп­равляет взводом следующими спрособами:

- по радио,

- командами, подаваемыми голосом и сигнальными средствами ,

А иногда действи­ями по принципу «делай, что я ».

В той же статье ПБП СВ ВС РК внутри боевой машины командир взвода, отделе­ния (танка) управляет действиями подчиненных:

- ко­мандами , подаваемыми по переговорному устройству ,

И установленными сигналами .

Связь должна быть организована так, чтобы,

во-первых, она была бесперебойной и надежной и,

во-вторых, обеспечивала быстрый и скрытый доклад ре­шений и передачу приказаний, распоряжений, сигна­лов.

В статье 20 ПБП СВ ВС РК (с. 254) указывается, что сигнальные средства применяются для передачи заранее уста­новленных зрительных и звуковых сигналов.

К зрительным сигнальным средствам относятся флажки, про­жекторы боевых машин пехоты (бронетранспортеров, танков), сигнальные, осветительные патроны, трассирующие пули и снаря­ды, сигнальные фонари, дымовые шашки, ручные дымовые грана­ты, дымовые снаряды (мины). Кроме того, зрительные сигналы могут подаваться с помощью оружия, головного убора или рукой.

К звуковым сигнальным средствам относятся электро- и пнев-мосигналы, сирены, сигнальные свистки, манки, удары в гильзу и другие. В разведке для передачи звуковых сигналов используется подражание звукам птиц и зверей.

При организации управления сигнальными средствами необхо­димо руководствоваться следующими положениями:

Сигналы должны быть простыми, легко запоминающимися

отличающимися один от другого;

Сигналы, подаваемые старшим командиром, относятся только к

командиру, непосредственно ему подчиненному;

Подразделения выполняют только сигналы своего непосредст­венного

командира;

Сигналы подаются до получения ответа (отзыва) или начала

исполнения команды (сигнала);

Получение сигналов немедленно подтверждается их повторением.

При управлении сигналами необходимо помнить, что они де­маскируют местоположение командира.

Порядок обозначения переднего края, достигнутых рубежей и своего местоположения, сигналы взаимно­го опознавания (ночью), а также опознавания своих подразделений авиацией устанавливаются вышестоя­щим командиром и доводятся до командиров подраз­делений и личного состава при постановке задач.

Роль и значение связи в военном деле трудно переоценить. Ее со­стояние и функционирование по существу определяют оперативность управления, а значит и эффективность боевого применения всех средств вооруженной борьбы на земле, в воздухе и на море. Необычайно возросшие качества современного вооружения и военной техники, высокая скоротеч­ность и динамичность боя, возможность резких, почти мгновенных измене­ний обстановки потребовали прежде всего, многократного увеличения ско­рости прохождения команд, сигналов и донесений для успешного управле­ния войсками и оружием. Ведь промедление с реакцией на развитие собы­тий, задержка в получении данных о противнике и о своих войсках может привести к утрате инициативы и в конечном счете к поражению.


Всерадиостанции Р-123М (Р-173) установленные на БМП (броне­транспортеров) роты которые входят в радиосеть командира батальона .

Входить в эту сеть имеют право только:

Командир батальона,

Начальник штаба батальона,

Заместители командира батальона,

Командиры мотострелковых рот,

Командир минометной батареи

Командиры гранатометного, зенитно-ракетного, взводов и взвода

обеспечения,

А также приданные и поддерживающие подразделения,

Мотострелковые взвода выполняющие боевые задачи отдельно от

мотострелковых рот в интересах всего батальона (боевое охранение, головной дозор, сторожевое охранение, боевой разведывательный дозор и т.д.).

Для управления взводами при нахождении командира роты вне БМП (бронетранспортеров), а также для связи с мотострел­ковыми взводами, действующими в пешем порядке создается радиосеть командира роты на переносных радиостанциях Р-107(159) и Р-148 (Р-158).

В оборонительном бою радиостанции приданных танков, расположенных в опорном пункте роты, могут включаться в ра­диосеть мотострелковой роты.

Радиостанция Р-159

В эту же радиосеть включаются и другие приданные роте. Командир артиллерийского подразделения , приданного или поддерживающего роту, как правило, находится с командиром роты. Во время движения командно-наблюдательных пунктов связь между ними поддерживается включением радиосети ко­мандира приданного или поддерживающего подразделения в радиосеть командира роты.

Радиостанция Р-148Для обеспечения управления по средствам связи

вмотострелковом батальоне имеется

взвод связи , в состав которого входят:

- 2 командирские машины БМП-2К

(БТР-80-1К), соответственно отделение

управления командира батальона и

отделение управления начальника штаба

батальона;

- одно радиоотделение.

Командирские БМП предназначе­ны для

обеспечения командиру батальона

управления подчинен­ными и

Радиостанция Р-173 приданными подразделениями и для

связи с командиром (штабом) полка, командирами (штабами) взаимодействующих подразделений.

В комплекте командирской машины БМП-2К имеются:

Две радиостанции Р-123 (Р-173)

Телефонный аппарат ТА-57,

Тан­ковое переговорное устройство Р-124 на пять абонентов,

Антенны АШ-4 и комбинированная

штыревая антенна на 11-метровой

В радиоотделении имеется по штату:

Восемь радиостанций Р-107М (Р-159);

15 радиостанций Р-148 (Р-158);

Телефонный коммутатор П-193М;

8 км полевого телефонного кабеля

15 телефон­ных аппаратов ТА-57

БТР-80 командира взвода связи.

Ультракоротковолновая малой мощно­сти Р-123М (Р-173), установленная на БТР, БМП, танках и ма­шинах технического обслуживания, предназначена для поддер­жания телефонной связи между бронеобъектами и обеспечения управления подразделениями при ведении боевых действий на боевых машинах .

Радиостанции Р-107М (Р-159), Р-148 (158), Р-147 (Р-157), ультракоротковолновые переносные, имеют приспо­собления для установки на транспортных средствах и служат для обеспечения радиотелефонной связи между подразделения­ми.

При работе на радиостанции необходимо строго соблюдать правила ведения переговоров. Во взводе все команды в бою передаются по радио открытым текстом. При передаче команд подразделения вызы­ваются по позывным, а пункты местности указывают­ся от ориентиров и по условным наименованиям.

Глава 7. Важнейшие сигналы, используемые в бою

На всем протяжении военной истории, начиная с эпохи копья и щита и кончая появлением атомной бомбы, воин для связи в бою нуждался в простых сигналах. В прошлом случалось, что сигналы раскрывали противнику последующие действия. Известно, например, что армия Александра Великого до захвата Вавилона обычно свертывала лагерь по сигналу трубы. Однако позже Александр стал пользоваться менее демаскирующими сигналами, подаваемыми при помощи факела или дыма с башни вблизи его штаба. Во времена лука и стрел, в период так называемых «беззвучных войн» и в обстановке, более близкой к боевой, чем перемещение лагеря, воины поддерживали между собой связь при помощи голоса. Но появился мушкет, за ним - пушка, войны стали шумными, и возникла потребность в семафоре и зрительных сигналах. 280-мм атомное орудие, вертолеты, управляемые снаряды - все это решающим образом модернизировало бой. Но никто еще не сумел снабдить каждого солдата какими-либо средствами радио - или электронной связи. Следовательно, проблема связи между бойцами на поле боя остается пока нерешенной. Правда, в недалеком будущем возможно появление карманной радиостанции, но все же до тех пор, пока каждый солдат во взводе не будет иметь ее, не исчезнет необходимость в продуманной системе звуковых и зрительных сигналов.

Хотя автор книги стремится изложить и обосновать такие практические методы боевой подготовки пехотных подразделений, которые позволили бы отказаться или свести к минимуму подачу устных команд или сигналов на поле боя, тем не менее общеизвестно, что четкие сигналы в огромной мере способствуют достижению успеха в бою. И в первую очередь такие сигналы нужны для того, чтобы предотвратить ошибки, которые приводят к неоправданным потерям в ходе сражения. Во всех случаях, когда подача сигналов целесообразна, они помогают командирам мелких подразделений передать свою волю подчиненным. Поэтому сигналам отводится важная роль в процессе обучения солдат действиям в наступательном бою. Умелое использование сигналов окажет существенную помощь при перестроении мелких войсковых единиц на поле боя.

Звуковые сигналы

Устав ФМ 7–10 предусматривает только три сигнала, подаваемые свистком. Такое количество оказалось явно недостаточным, и в результате сигналы свистком в нашей армии постепенно были забыты, а сам свисток был исключен из предметов табельного имущества. В данной книге я хочу настоятельно рекомендовать восстановить свисток в правах и пользоваться им в боевых условиях.

Звуковой сигнал - лучшее средство передачи в бою воли командира своим подчиненным. И нелепо лишать командира такого простого, легкого и ценного средства управления, каким является свисток. Пользоваться же им перестали из боязни привлечь внимание противника, хотя известно, что во всяком деле страх - далеко не лучший советчик. Как можно требовать максимального напряжения винтовочного огня в ближнем бою и одновременно ограничивать использование звуковых сигналов на том основании, что они нарушают тишину?

В ходе боевых действий в Корее китайская пехота широко применяла трубы, свистки и другие средства звуковой сигнализации, чтобы каждый солдат мог ясно понимать как свои задачи, так и требования командира. Подобные методы куда более разумны, чем предписания, подавляющие любую инициативу. Безусловно, к свистку не следует прибегать без надобности. Звучать он должен только там, где расстояние, темнота или гул сражения не позволяют видеть или слышать самого командира.

Сигналы свистком, предусмотренные уставом ФМ 7–10

Внимание - короткий сигнал.

Прекратить огонь - продолжительный сигнал.

Самолеты или танки противника - три продолжительных сигнала, повторяемые несколько раз.

Отделение, атаковать с фронта - серия коротких сигналов.

Взвод, атаковать с фронта - один продолжительный сигнал, за которым следует серия коротких.

Отделение, маневр вправо - два коротких сигнала.

Взвод, маневр вправо - продолжительный сигнал, за которым следуют два коротких.

Отделение, маневр влево - три коротких сигнала.

Взвод, маневр влево - продолжительный сигнал, за которым следуют три коротких.

Сигналы рукой

Устав ФМ 7–10 содержит некоторое количество основных зрительных сигналов, необходимых на поле боя. В данной книге рекомендуется ряд дополнительных сигналов, а также уставные сигналы с измененным назначением, использование которых целесообразно или необходимо в боевых условиях. Вместе с тем остаются еще широкие возможности для экспериментирования и проверки зрительных сигналов на полевых занятиях в военных учебных заведениях, с тем чтобы окончательно решить, какие из них будут наиболее необходимы в бою. Следует выработать эти сигналы по возможности скорее и неуклонно пользоваться ими. Разумеется, сигналы, применяемые войсками на учениях, будут применяться и в бою. Если же в боевых условиях их окажется недостаточно, могут подаваться разного рода импровизированные сигналы, хотя, как правило, они и не бывают вполне удовлетворительными.

На вступительном занятии по использованию сигналов необходимо особо подчеркнуть тот факт, что условия применения их на поле боя далеко не те же самые, что на учебном плацу. Так, на плацу развертывание должно обеспечить занятие военнослужащими или подразделениями положения относительно друг друга, строго определенного уставом. Тот же сигнал на поле боя имеет гораздо более широкое значение. Например, конкретный сигнал «Вправо развернись», поданный на поле боя, означает приказ командира взвода командирам отделений увеличить ширину фронта наступления вправо, после чего командиры отделений уже по собственной инициативе выдвигают свои отделения на рубеж атаки вправо от направляющего отделения.

Порядок подачи сигналов

Сигналы, описанные в этой книге, подаются в соответствующей обстановке командирами любых подразделений. Когда их подают командиры взводов, они обычно означают перестроения или действия, относящиеся ко взводу в целом. Командиры отделений дублируют эти сигналы или подают свои собственные, которые имеют такое же значение, как и сигналы, поданные во взводе. Например, командир направляющего отделения, приняв сигнал командира взвода «Атаковать с фронта», просигнализирует: «К бою, вперед». Командир второго отделения должен подать такие сигналы, чтобы его отделение наступало не только прямо, но и правее направляющего отделения. Исключением является такой случай, когда командир взвода сможет каким-нибудь образом привлечь внимание нужного ему командира отделения и передать ему с помощью сигналов команду, относящуюся только к данному отделению. В этом случае для передачи команды можно воспользоваться сочетанием нескольких сигналов. Уставные перестроения взвода рассматриваются в главе 9.

Сигналы рукой, предусмотренные уставом ФМ 7–10

Внимание - поднять руку над головой и несколько раз повторить быстрое движение из стороны в сторону.

К бою. Огонь - сделать несколько толчков кулаком в нужном направлении.

Рис. 11 . Сигналы рукой

Из книги АПРК «КУРСК» ПОСЛЕСЛОВИЕ К ТРАГЕДИИ автора Шигин Владимир Виленович

Сокращения, принятые в ВМФ России, и некоторые термины, используемые в книге АПЛ - атомная подводная лодка.АС - автономный снаряд.АСИ - аварийно-спасательное

Из книги Падение царского режима. Том 2 автора Щеголев Павел Елисеевич

Важнейшие опечатки. Воспроизводя точно текст стенограмм допросов, мы должны были воспроизводить и ошибки, сделанные или стенографистками или теми, чьи речи застенографировались. Все эти ошибки будут оговорены в особом приложении к изданию. Сейчас же следует исправить

Из книги Тайны афганской войны автора Ляховский Александр Антонович

Первые сигналы «SOS!» Противники НДПА за пределами Афганистана развернули против нее бурную деятельность. В частности, быстро расширялись масштабы разносторонней помощи мятежникам. В западных странах образовалось большое количество различных союзов, бюро и других

Из книги Рим. Две тысячи лет истории автора Мертц Барбара

Таблица I Археологические термины, часто используемые этрускологами Акротерия – группы скульптур, установленные на трех углах фронтона храма (ед. число акротерион)Антефикс – скульптурный орнамент, идущий вдоль карниза храмаБуккеро – темная этрусская керамикаБулла –

Из книги Секретная инструкция ЦРУ [по технике обманных трюков и введению в заблуждение] автора Мелтон Кит

Опознавательные сигналы Вот проблема: двум индивидам, А и В, предстоит совместная работа, но они не только не знают друг друга в лицо, но не имеют даже описаний друг друга. Разновидность проблемы - когда А знает В, а В не знает А.Проблема возникает потому, что приходится

Из книги Военно-морской флот Третьего рейха. 1939–1945 автора Руге Фридрих

Глава 15 ВАЖНЕЙШИЕ ДЕСАНТНЫЕ ОПЕРАЦИИ СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АФРИКА23 октября 1942 г. британская 8-я армия генерала Монтгомери, хорошо отдохнувшая и хорошо оснащенная, атаковала Эль-Аламейн, и 4 ноября итало-немецкая оборона была наконец сломлена. Снабжение войск Оси было весьма

Из книги Осетинская трагедия. Белая книга преступлений против Южной Осетии. Август 2008 г автора Автор неизвестен

Термины и понятия, используемые в международно-правовых актах, относящихся к ведению боевых действий ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ – установлены в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 года, Дополнительных протоколах к ним 1977 года и др. К запрещенным методам

Из книги Компьютерра PDA N140 (15.10.2011-21.10.2011) автора Журнал «Компьютерра»

Василий Щепетнёв: Сигналы неточного времени Автор: Василий ЩепетневОпубликовано 18 октября 2011 годаПорой встречается выражение "врождённая грамотность". Так называют способность писать без ошибок у человека, который правила то ли забыл, то ли никогда и не учил. Выражение

Из книги Тайные операции Второй мировой. Книга о военной разведке. 1944 год автора Лота Владимир Иванович

ХРОНИКА ПОБЕДЫ (важнейшие военные и военно-политические события 1944 года) 14 января - 4 марта. Начало операции Ленинградского, Волховского фронтов и Балтийского флота под Ленинградом и Новгородом.17 января. Резидент военной разведки в Лондоне генерал-майор И. Скляров

Из книги Во главе «Дикой дивизии» [Записки Великого князя Михаила Романова] автора Хрусталев Владимир Михайлович

Основные даты жизни Михаила Романова и важнейшие события последнего царствования 1878 22 ноября. Родился великий князь Михаил Александрович.10 декабря. Крещение Михаила

Из книги Досье Сноудена. История самого разыскиваемого человека в мире автора Хардинг Люк

Глава 8 Все сигналы одновременно Бьюд, Северный Корнуолл, Великобритания 2007 год - по наше время У нас есть мозги, а у них - деньги. Это - сотрудничество, и притом весьма плодотворное. Сэр Дэвид Оманд, бывший директор GCHQ Эта структура на вершине утеса видна за несколько

Из книги Путешествие на берег Маклая автора Миклухо-Маклай Николай Николаевич

Н. Н. Миклухо-Маклай. Важнейшие биографические даты 5 (17) июля 1846 г., – родился в с. Рождественском близ г. Боровичей б. Новгородской губ. Отец – инженер-капитан Николай Ильич; мать – Екатерина Семеновна, урожденная Беккер.1857 г. – смерть отца.1857 г. – поступление в школу св.

Из книги Ожоги сердца автора Падерин Иван Григорьевич

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ 1На станции технического обслуживания автомобилей перед окошечком с табличкой «Выписка нарядов на ремонт и замену деталей» выстроилась очередь. Я тоже встал. Впереди меня - широкая спина человека с костылем. Человек этот то и дело поглядывал на часы,

Из книги Лабиринты судьбы. Между душой и бизнесом автора Бронштейн Виктор

Глава 2 Спасительные сигналы едва не угасшей звезды Даши

Из книги Ладога родная автора Коллектив авторов

Важнейшие даты 1941 год22 июня. - Нападение фашистской Германии и ее сателлитов на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны.26 июня. - Объявление Финляндией войны Советскому Союзу. Ладожское озеро становится театром военных действий.5 июля. - Начало

Из книги От Мировой до Гражданской войны. Воспоминания. 1914–1920 автора Ненюков Дмитрий Всеволодович

Гибель «Жемчуга» и важнейшие действия иностранцев 28 октября крейсер «Жемчуг» в 3000 тонн водоизмещения был потоплен германским крейсером «Эмден» при следующих обстоятельствах. «Жемчуг» принадлежал к Владивостокской флотилии и был командирован вместе с другим

В ходе боя при действиях на боевых машинах пехоты командир взвода управляет взводом по радио, командами и сигналами. При этом, работая на радиосредствах, командиры должны строго соблюдать правила ведения переговоров. Во взводе все команды в бою передаются по радио открытым текстом. При подаче команд командиры отделений вызываются позывными, а пункты местности указываются от ориентиров и условными наименованиями. В боевой обстановке, при постановке в окоп, преодолении опасного участка местности и в других случаях командир управляет боевой машиной установленными сигналами, подаваемыми руками, находясь вне ее на безопасном расстоянии лицом к механику-водителю. При проведении боя в пешем порядке командир взвода управляет подчиненными путем подачи команд голосом, сигналами и через связных. Подачу команд и постановку боевых задач на открытие огня из вооружения БМП (БТР) он осуществляет через своего заместителя, остающегося в боевых машинах пехоты. При управлении одиночными военнослужащими, действующими в пешем порядке, в команде обычно указываются: звание и фамилия, какое действие произвести, исполнительная часть команды. Взвод, действующий в пешем порядке без боевых машин пехоты, из походного порядка в предбоевой развертывается по команде "Взвод, в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), в линию отделений МАРШ". Отделения по командам своих командиров выдвигаются на свои направления и, выдерживая равнение по направляющему отделению, продолжают движение. Взвод, действующий на машинах, из колонны в боевую линию развертывается по команде, например: "Взвод, в направлении поваленного дерева, на рубеж дороги - К БОЮ" или "Взвод, за мной - К БОЮ". Взвод, действующий в пешем порядке, из предбоевого порядка, развертывается по команде, например: "Взвод, в направлении сухого дерева, на рубеж бугор, развалины, направляющее - второе отделение - К БОЮ" или "Взвод, за мной - К БОЮ". При развертывании в боевой порядок из предбоевого каждое отделение по команде своего командира развертывается в цепь и, выдерживая равнение по направляющему отделению, продолжает движение в указанном направлении с максимальной скоростью. Отделение, действующее в пешем порядке, развертывается в цепь по команде, например: "Отделение, в направлении широкого куста, на рубеж курган, яма, направляющий - рядовой Семенов- К БОЮ" или "Отделение, за мной - К БОЮ". Для отражения противника огнем с места командир взвода подает команду "Взвод - СТОЙ", по которой взвод залегает, применяясь к местности, и изготавливается для ведения огня. Для возобновления движения командир взвода подает команду "Взвод - в атаку, ВПЕРЕД". Изменение направления движения взвода командир взвода производит по команде, например: "Взвод, вправо в направлении выступа леса, направляющее- первое отделение - МАРШ". Направляющее отделение изменяет направление на указанный предмет, остальные отделения выдвигаются на новое направление и продолжают движение, выдерживая равнение по направляющему отделению. При повороте взвода кругом в предбоевом порядке отделения по команде своих командиров "Отделение, за мной - МАРШ" или "Отделение, кругом- МАРШ" следуют за своими командирами или одновременно поворачиваются кругом и продолжают движение в новом направлении. Командир взвода перестраивает взвод из боевой линии в колонну по команде, например: "Взвод, в направлении, в колонну - МАРШ". При этом машина командира взвода продолжает движение, остальные машины в порядке номеров выходят на направление движения машины командира взвода, занимают свои места в колонне и продолжают движение, соблюдая установленные дистанции. Взвод из цепи в линию отделений перестраивается по команде, например: "Взвод, в направлении отдельного строения, в линию отделений - МАРШ". Каждое отделение перестраивается в колонну по одному и, соблюдая интервалы, продолжает движение в указанном направлении. Взвод из линии отделений (из цепи) в колонну перестраивается по команде, например: "Взвод, в направлении сарая, в колонну по одному (по три), направляющее - первое отделение - МАРШ" или "Взвод, за мной, в колонну по одному (по три) - МАРШ". Для передачи заранее установленных сигналов применяются сигнальные средства: сигнальные ракеты, флажки, электрические фонари, прожекторы боевых машин, трассирующие пули и различные звуковые средства. Сигналы могут подаваться с помощью оружия, головного убора и руками. Подразделения должны выполнять сигналы только своего непосредственного командира и циркулярные сигналы оповещения. Они подаются до получения ответа (отзыва) или начала исполнения команды. Порядок подачи команд свистком:1) командир дает свисток - привлекает к себе внимание подчиненных; личный состав ожидает очередной команды и продолжает ведение огня;2) командир подает команду в сочетании с жестом;3) военнослужащие передают полученную команду по цепочке;4)командир дает свисток для обозначения начала выполнения команды;5) в течение нескольких секунд (рекомендуется 3-х) весь личный состав подразделения ведет плотный огонь по противнику и после этого начинает выполнение поставленной задачи.

Командир взвода (отделения) управляет подразделениями (личным составом, экипажами) по радио, командами, подаваемыми голосом, сигнальными средствами, и личным примером. Внутри боевой машины командир управляет действиями подчиненных командами, подаваемыми по переговорному устройству, голосом или установленными сигналами.

В обороне в мотострелковом (гранатометном, противотанковом) взводе создается командно-наблюдательный пункт, который развертывается в боевом порядке подразделения так, чтобы обеспечить его защиту от огня стрелкового оружия и минометов, наилучшее наблюдение за противником, действиями своих подчиненных, соседей и местностью, а также непрерывное управление взводом.

В наступлении при действиях мотострелкового взвода в пешем порядке командир взвода (отделения) располагается в месте, обеспечивающем эффективное управление подразделениями (подчиненными) и огнем.

Для управления подразделениями и огнем старший начальник устанавливает единые сигналы управления.

2.1. Порядок передачи сигналов, команд и постановки задач по радио

При работе на радиостанциях строго соблюдаются правила ведения переговоров. В бою все команды передаются по радио с использованием маскиратора речи или открытым текстом. При передаче команд открытым текстом командиры отделений (танков) вызываются позывными, пункты местности указываются от ориентиров и условными наименованиями, а исполнительные команды - установленными сигналами. При создании противником радиопомех радиостанции по команде командира роты (взвода) перестраиваются на запасные частоты.

2. Порядок передачи сигналов, команд и постановки задач сигнальными средствами

Для передачи заранее установленных сигналов применяются сигнальные средства: сигнальные ракеты, флажки, электрические фонари, прожекторы боевых машин, трассирующие пули (снаряды) и различные звуковые средства (электро- и пневмосигналы, свистки и другие). Сигналы могут подаваться с помощью оружия, головного убора и руками.

Подразделения должны выполнять сигналы только своего непосредственного командира и циркулярные сигналы оповещения. Они подаются до получения ответа (отзыва) или начала исполнения команды (сигнала).

Передача команд световые сигналы

Для указания позиций противника могут использоваться как малогабаритные стреляющие приспособления, так и обычные сигнальные ракеты. Но при этом необходимо помнить, что это также выдает противнику положение командира, который для него является главной целью. Подавать сигнал должен назначенный солдат. Указанные сигналы могут использоваться для подачи команды на прекращение огня.

Передача команд свистком

Это наиболее важное средство для подачи и выполнения команд. Свисток используется для подачи сигнала о следовании команды, о начале ее выполнения или о прекращении предыдущего действия и выполнения новой команды, а также для привлечения к себе внимания подчиненных. Свисток и голос являются наиболее важными способами управления и единственными, которые эффективны в бою.