Юбилейная, семидесятая. Что такое Генеральная Ассамблея ООН и зачем она нужна? Благие намеренья саммитов

Одним из самых ожидаемых выступлений станет речь Владимира Путина, он посетит США впервые с начала украинского кризиса. Наш корреспондент Нина Вишнёва подробнее.

Новый сезон бурных дискуссий и возможно судьбоносных решений Организация Объединенных Наций открыла с опозданием. Даже особая юбилейная дата не повлияла. Впрочем, первое заседание любой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, как раз установочное для решения внутренних вопросов в том числе с дисциплиной и пунктуальностью. праздничные речи и поздравления - это все будет потом.

Традиционная минута молчания в начале «для молитвы и размышления», как записано в уставе ООН. Так же согласно уставу у Генассамблеи новый председатель. Могенс Люккетофт на момент избрания - спикер парламента Дании.

«Объявляю отрытой очередную 70-ю сессию Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций».

Не успел занять кресло, как пришлось заниматься не самыми приятными вопросами о неуплате взносов. 5 из 193 входящих в международное сообщество государств - злостные должники.

Могенс Люккетофт, Председатель 70-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН: «Напоминаю устав: государства-члены ООН, которые имеют задолженность, не имеют права голосовать на Генеральной Ассамблее».

В течение предстоящего года на заседаниях Генассамблеи рассмотрят около 170 вопросов, касающихся поддержания мира и безопасности, а также экономического роста и разоружения. Кульминацией будет сессия высокого уровня, которая пройдет с 28 сентября по 3 октября. Она обещает стать одной из самых представительных в истории, собрать максимальное количество лидеров государств. А самым ожидаемым политиками, экспертами, прессой, безусловно, считается выступление президента России. Онпримет участие и в общеполитической дискуссии, и на саммите ООН по устойчивому развитию. Это первый визит Владимира Путина в США после начала сирийского и украинского кризисов.

У каждого участника Генеральной Ассамблеи, в том числе, и у российского президента, на столе будет лежать вот такая брошюра «Правила процедуры Генеральной Ассамблеи». Это, на данный момент, свод главных законов для всех стран, которые входят в международное сообщество. Правила, как и все рабочие документы ООН, выпущены на пяти официальных языках ООН, включая русский. Последний раз изменения и дополнения в эти правила вносили в 2006 году. В списке вопросов, которые поднимет юбилейная сессия, есть и пункт корректировки правил в соответствии с изменением ситуации в мире.

В этом сезоне Официально стартует кампания по выборам Генерального секретаря ООН. Срок полномочий Пан Ги Муна истекает 31 декабря 2016 года.

Пан Ги Мун, Генеральный Секретарь ООН: «Большая работа предстоит: лидеры мировых держав соберутся для утверждения эпохальной повестки дня устойчивого развития до 2030 года и соглашения по изменению климата».

Ключевым аспектом международной повестки дня в течение всех заседаний Генассамблеи должны стать и вопросы, которые касаются совместных усилий по борьбе с терроризмом, а также ситуация с беженцами в Европу из стран Ближнего Востока и Африки.

Российская делегация на юбилейной сессии Генассамблеи проведет не только ряд знаковых заседаний в Совете Безопасности, но также и многочисленные дипломатические встречи, как принято называть, «на полях» и в кулуарах. Но и без праздника не обойдется - 24 октября будут отмечать 70-й День Рождения Организации Объединенных Наций.

Согласно Уставу Организации Объединённых Наций, Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия :

  • рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации;
  • обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой-либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;
  • организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения;
  • рекомендовать меры мирного урегулирования любой ситуации, которая могла бы нарушить дружественные отношения между нациями;
  • получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН;
  • рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединённых Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;
  • избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Как проходят сессии Генассамблеи?

Плановая сессия Генассамблеи ООН начинается с общих прений, на которых государства-члены организации имеют возможность выразить свои мнения по наиболее важным международным вопросам.

После завершения общих прений Генассамблея начинает рассмотрение стоящих в её повестке дня основных пунктов. Поскольку их число очень велико (так, например, повестка дня пятьдесят девятой сессии включала 163 пункта), Генассамблея распределяет пункты повестки в зависимости от их тематики между своими шестью главными комитетами, которые проводят их обсуждение, а затем представляют Генассамблее для рассмотрения на одном из пленарных заседаний проекты резолюций и решений.

Шесть главных комитетов Генассамблеи включают в себя :

  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет): занимается вопросами разоружения и соответствующими вопросами международной безопасности.
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет): занимается экономическими вопросами.
  • Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет): занимается проблемами социального и гуманитарного характера.
  • Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвёртый комитет): занимается разнообразной политической тематикой, не входящей в круг ведения Первого комитета, а также вопросами деколонизации.
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет): занимается административными вопросами и бюджетом Организации Объединённых Наций.
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет): занимается международными правовыми вопросами.

Как принимаются решения на сессии Генассамблеии?

Каждое государство-член имеет на сессии в Генассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

Состав и функции генерального комитета Генассамблеи

Генеральный комитет состоит из Председателя, 21 заместителя Председателя Ассамблеи и председателей шести главных комитетов. Комитет выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.

Согласно резолюции Генеральной ассамблеи «Единство в пользу мира» от 3 ноября 1950 года, в случае, если имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии и при этом Совет Безопасности оказывается не в состоянии действовать из-за голосования против одного из постоянных членов, Генассамблея может принимать соответствующие меры. Также Генассамблея может немедленно рассмотреть этот вопрос с целью сделать членам Организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

20:08 — REGNUM В.Путин: Уважаемый господин Председатель! Уважаемый господин Генеральный секретарь! Уважаемые главы государств и правительств! Дамы и господа!

70-летний юбилей Организации Объединённых Наций — хороший повод обратиться и к истории, и поговорить о нашем общем будущем. В 1945 году страны, разгромившие нацизм, объединили усилия, чтобы заложить прочные основы послевоенного мироустройства.

Напомню, что ключевые решения о принципах взаимодействия государств, решения о создании ООН принимались в нашей стране на Ялтинской встрече лидеров антигитлеровской коалиции. Ялтинская система была действительно выстрадана, оплачена жизнью десятков миллионов людей, двумя мировыми войнами, которые прокатились по планете в XX веке, и, будем объективны, она помогла человечеству пройти через бурные, порой драматические события последних семи десятилетий, уберегла мир от масштабных потрясений.

Организация Объединённых Наций — структура, которой нет равных по легитимности, представительности и универсальности. Да, в адрес ООН раздаётся в последнее время немало критики. Якобы она демонстрирует недостаточную эффективность, а принятие принципиальных решений упирается в непреодолимые противоречия, прежде всего между членами Совета Безопасности.

Однако хочу отметить, что разногласия в ООН были всегда, на протяжении всех 70 лет существования организации. И право вето применялось всегда: им пользовались и Соединённые Штаты Америки, и Великобритания, и Франция, и Китай, и Советский Союз, а позднее Россия. Это совершенно естественно для столь многоликой и представительной организации. При основании ООН и не предполагалось, что здесь будет царить единомыслие. Суть организации, собственно, и заключается в поиске и выработке компромиссов, а её сила — в учёте разных мнений и точек зрения.

Обсуждаемые на площадке ООН решения согласовываются в виде резолюций или не согласовываются, как говорят дипломаты: проходят или не проходят. И всякие действия любых государств в обход этого порядка нелегитимны и противоречат Уставу Организации Объединённых Наций, современному международному праву.

Мы все знаем, что после окончания «холодной войны» — все это знают — в мире возник единственный центр доминирования. И тогда у тех, кто оказался на вершине этой пирамиды, возник соблазн думать, что если они такие сильные и исключительные, то лучше всех знают, что делать. А следовательно, не нужно считаться и с ООН, которая зачастую вместо того, чтобы автоматически санкционировать, узаконить нужное решение, только мешает, как у нас говорят, «путается под ногами». Пошли разговоры о том, что Организация в том виде, в котором она была создана, устарела, выполнила свою историческую миссию.

Конечно, мир меняется, и ООН должна соответствовать этой естественной трансформации. Россия на основе широкого консенсуса готова к этой работе по дальнейшему развитию ООН со всеми партнерами, но считаем попытки расшатать авторитет и легитимность ООН крайне опасными. Это может привести к обрушению всей архитектуры международных отношений. Тогда у нас действительно не останется никаких правил, кроме права сильного.

Это будет мир, в котором вместо коллективной работы будет главенствовать эгоизм, мир, в котором будет все больше диктата и все меньше равноправия, меньше реальной демократии и свободы, мир, в котором вместо по‑настоящему независимых государств будет множиться число фактических протекторатов, управляемых извне территорий. Ведь что такое государственный суверенитет, о котором здесь уже коллеги говорили? Это, прежде всего, вопрос свободы, свободного выбора своей судьбы для каждого человека, для народа, для государства.

Кстати говоря, уважаемые коллеги, в этом же ряду и вопрос о так называемой легитимности государственной власти. Нельзя играть и манипулировать словами. В международном праве, в международных делах каждый термин должен быть понятен, прозрачен, должен иметь единообразное понимание и единообразно понимаемые критерии. Мы все разные, и к этому нужно относиться с уважением. Никто не обязан подстраиваться под одну модель развития, признанную кем‑то раз и навсегда единственно правильной.

Всем нам не стоит забывать опыта прошлого. Мы, например, помним и примеры из истории Советского Союза. Экспорт социальных экспериментов, попытки подстегнуть перемены в тех или иных странах, исходя из своих идеологических установок, часто приводили к трагическим последствиям, приводили не к прогрессу, а к деградации. Однако, похоже, никто не учится на чужих ошибках, а только повторяет их. И экспорт теперь уже так называемых «демократических» революций продолжается.

Достаточно посмотреть на ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке, о чем говорил предыдущий выступающий. Конечно, политические, социальные проблемы в этом регионе назревали давно, и люди там, конечно, хотели перемен. Но что получилось на деле? Агрессивное внешнее вмешательство привело к тому, что вместо реформ государственные институты, да и сам уклад жизни были просто бесцеремонно разрушены. Вместо торжества демократии и прогресса — насилие, нищета, социальная катастрофа, а права человека, включая и право на жизнь, ни во что не ставятся.

Так и хочется спросить тех, кто создал такую ситуацию: «Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?» Но, боюсь, этот вопрос повиснет в воздухе, потому что от политики, в которой лежит самоуверенность, убежденность в своей исключительности и безнаказанности, так и не отказались.

Уже очевидно, что возникший в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки вакуум власти привёл к образованию зон анархии, которые немедленно стали заполняться экстремистами и террористами. Под знамёнами так называемого «Исламского государства» уже воюют десятки тысяч боевиков. В их числе бывшие иракские военнослужащие, которые в результате вторжения в Ирак в 2003 году были выброшены на улицу. Поставщиком рекрутов является и Ливия, чья государственность была разрушена в результате грубого нарушения Резолюции № 1973 Совбеза ООН. А сейчас ряды радикалов пополняют и члены так называемой умеренной сирийской оппозиции, поддержанной Западом.

Их сначала вооружают, обучают, а потом они переходят на сторону так называемого «Исламского государства». Да и само «Исламское государство» возникло не на пустом месте: его также поначалу пестовали как орудие против неугодных светских режимов. Создав плацдарм в Сирии и Ираке, «Исламское государство» активно расширяет экспансию на другие регионы, нацеливается на господство в исламском мире и не только там. Только этими планами явно не ограничивается. Положение дел более чем опасно.

В такой ситуации лицемерно и безответственно выступать с громогласными декларациями об угрозе международного терроризма и при этом закрывать глаза на каналы финансирования и поддержки террористов, в том числе и за счёт наркобизнеса, нелегальной торговли нефтью, оружием, либо пытаться манипулировать экстремистскими группировками, ставить их себе на службу для достижения собственных политических целей в надежде потом как-нибудь разобраться с ними, а попросту говоря, ликвидировать.

Тем, кто действительно так поступает и так думает, хотел бы сказать: уважаемые господа, вы имеете дело, конечно, с очень жестокими людьми, но вовсе не с глупыми и не с примитивными, они не глупее вас, и ещё неизвестно, кто кого использует в своих целях. И последние данные о передаче оружия этой самой умеренной оппозиции террористам — лучшее тому подтверждение.

Считаем любые попытки заигрывать с террористами, а тем более вооружать их, не просто недальновидными, а пожароопасными. В результате глобальная террористическая угроза может критически возрасти, охватить новые регионы планеты. Тем более что в лагерях «Исламского государства» проходят «обкатку» боевики из многих стран, в том числе из европейских.

К сожалению, должен сказать об этом прямо, уважаемые коллеги, и Россия не является здесь исключением. Нельзя допустить, чтобы эти головорезы, которые уже почувствовали запах крови, потом вернулись к себе домой и там продолжили свое чёрное дело. Мы этого не хотим. Ведь этого никто не хочет, не так ли? Россия всегда твёрдо и последовательно выступала против терроризма во всех его формах.

Сегодня мы оказываем военно-техническую помощь и Ираку, и Сирии, другим странам региона, которые ведут борьбу с террористическими группировками. Считаем огромной ошибкой отказ от сотрудничества с сирийскими властями, правительственной армией, с теми, кто мужественно, лицом к лицу сражается с террором. Надо наконец признать, что кроме правительственных войск Президента Асада, а также курдского ополчения в Сирии с «Исламским государством» и другими террористическими организациями реально никто не борется. Мы знаем все проблемы региона, все противоречия, но нужно всё‑таки исходить из реалий.

Уважаемые коллеги! Вынужден заметить, что в последнее время наш такой честный и прямой подход используется как предлог, чтобы обвинить Россию в растущих амбициях. Как будто у тех, кто говорит об этом, нет вообще никаких амбиций. Но суть не в амбициях России, уважаемые коллеги, а в том, что терпеть складывающееся в мире положение уже невозможно.

В действительности же мы предлагаем руководствоваться не амбициями, а общими ценностями и общими интересами на основе международного права, объединить усилия для решения стоящих перед нами новых проблем и создать по‑настоящему широкую международную антитеррористическую коалицию. Как и антигитлеровская коалиция, она могла бы сплотить в своих рядах самые разные силы, готовые решительно противостоять тем, кто, как и нацисты, сеет зло и человеконенавистничество.

И, конечно, ключевыми участниками такой коалиции должны стать мусульманские страны. Ведь «Исламское государство» не только несёт им прямую угрозу, но и своими кровавыми преступлениями оскверняет величайшую мировую религию — ислам. Идеологи боевиков издеваются над исламом, извращают его истинные гуманистические ценности.

Хотел бы обратиться к мусульманским духовным лидерам: сейчас очень важны и ваш авторитет, и ваше наставническое слово. Необходимо уберечь людей, которых пытаются вербовать боевики, от необдуманных шагов, а тем, кто был обманут и в силу разных обстоятельств оказался в рядах террористов, нужно помочь найти дорогу к нормальной жизни, сложить оружие, прекратить братоубийственную войну.

Уже в ближайшие дни Россия, как председатель Совета Безопасности, созывает министерское заседание для комплексного анализа угроз на пространстве Ближнего Востока. Прежде всего предлагаем обсудить возможность согласования резолюции о координации действий всех сил, которые противостоят «Исламскому государству» и другим террористическим группировкам. Повторю, такая координация должна основываться на принципах Устава ООН.

Рассчитываем, что международное сообщество сможет выработать всеобъемлющую стратегию политической стабилизации и социально-экономического восстановления Ближнего Востока. Тогда, уважаемые друзья, и лагеря для беженцев строить не придётся. Поток людей, вынужденных покинуть родную землю, буквально захлестнул сначала соседние страны, а потом и Европу. Здесь счёт идёт на сотни тысяч, а может пойти и на миллионы людей. Это, по сути, новое великое горькое переселение народов и тяжёлый урок для всех нас, в том числе и для Европы.

Хотел бы подчеркнуть: беженцы, безусловно, нуждаются в сострадании и поддержке. Однако кардинально решить эту проблему можно только путём восстановления государственности там, где она была уничтожена, путём укрепления институтов власти там, где они ещё сохранились или воссоздаются, путём оказания всесторонней помощи — военной, экономической, материальной — попавшим в трудное положение странам и, конечно, тем людям, которые, несмотря на все испытания, не покидают родных мест.

Разумеется, любая помощь суверенным государствам может и должна не навязываться, а предлагаться и исключительно в соответствии с Уставом ООН. Все, что делается и будет делаться в этой сфере в соответствии с нормами международного права, должно быть поддержано нашей Организацией, а все, что противоречит Уставу ООН, — отвергнуто.

Прежде всего считаю крайне важным помочь восстановить государственные структуры в Ливии, поддержать новое правительство Ирака, оказать всестороннюю помощь законному правительству Сирии.

Уважаемые коллеги, ключевой задачей международного сообщества во главе с ООН остается обеспечение мира, региональной и глобальной стабильности. На наш взгляд, речь должна идти о формировании пространства равной и неделимой безопасности, безопасности не для избранных, а для всех. Да, это сложная, трудная, длительная работа, но альтернативы этому нет.

Однако блоковое мышление времен «холодной войны» и стремление к освоению новых геополитических пространств у некоторых наших коллег все еще, к сожалению, доминируют. Сначала продолжена линия на расширение НАТО. Спрашивается: ради чего, если Варшавский блок прекратил свое существование, Советский Союз распался? А, тем не менее, НАТО не только остается, она еще и расширяется, так же, как ее военные инфраструктуры.

Затем поставили постсоветские страны перед ложным выбором — быть им с Западом или с Востоком? Рано или поздно такая конфронтационная логика должна была обернуться серьезным геополитическим кризисом. Это и произошло на Украине, где использовали недовольство значительной части населения действующей властью и извне спровоцировали вооруженный переворот. В итоге вспыхнула гражданская война.

Мы убеждены, остановить кровопролитие, найти выход из тупика можно только при полном добросовестном выполнении Минских соглашений от 12 февраля текущего года. Угрозами, силой оружия целостность Украины не обеспечить. А нужно это сделать. Нужен реальный учет интересов и прав людей на Донбассе, уважение к их выбору, согласование с ними, как это и предусмотрено Минскими договоренностями, ключевых элементов политического устройства государства. В этом залог того, что Украина будет развиваться как цивилизованное государство, как важнейшее связующее звено в строительстве общего пространства безопасности и экономического сотрудничества как в Европе, так и в Евразии.

Дамы и господа, не случайно сказал сейчас об общем пространстве экономического сотрудничества. Еще недавно казалось, что в экономике, где действуют объективные рыночные законы, мы научимся обходиться без разделительных линий, будем действовать на основе прозрачных, совместно выработанных правил, в том числе принципов ВТО, которые подразумевают свободу торговли, инвестиций, открытую конкуренцию. Однако сегодня чуть ли не нормой стали односторонние санкции в обход Устава ООН. Они не только преследуют политические цели, но и служат способом устранения конкурентов на рынке.

Отмечу еще один симптом растущего экономического эгоизма. Ряд стран пошли по пути закрытых эксклюзивных экономических объединений, причем переговоры об их создании идут кулуарно, втайне и от собственных граждан, от собственных деловых кругов, общественности, и от других стран. Другие государства, чьи интересы могут быть затронуты, также ни о чем не информируются. Вероятно, всех нас хотят поставить перед фактом, что правила игры переписаны, и переписаны опять в угоду узкого круга избранных, причем без участия ВТО. Это чревато полной разбалансировкой торговой системы, раздроблением глобального экономического пространства.

Обозначенные проблемы затрагивают интересы всех государств, влияют на перспективы всей мировой экономики, поэтому предлагаем обсудить их в формате ООН, ВТО и «Группы двадцати». В противоположность политике эксклюзивности Россия предлагает гармонизацию региональных экономических проектов, так называемую интеграцию интеграций, основанную на универсальных прозрачных принципах международной торговли. В качестве примера приведу наши планы по сопряжению Евразийского экономического союза с китайской инициативой по созданию экономического пояса шелкового пути. И по‑прежнему большие перспективы видим в гармонизации интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза и Евросоюза.

Дамы и господа, среди проблем, которые затрагивают будущее всего человечества, — и такой вызов, как глобальное изменение климата. Мы заинтересованы в результативности климатической конференции ООН, которая состоится в декабре в Париже.

В рамках своего национального вклада к 2030 году планируем ограничить выбросы парниковых газов до 70−75 процентов от уровня 1990 года.

Однако предлагаю посмотреть на эту проблему шире. Да, устанавливая квоты на вредные выбросы, используя другие по своему характеру тактические меры, мы, может быть, на какой‑то срок и снимем остроту проблемы, но, безусловно, кардинально её не решим. Нам нужны качественно иные подходы. Речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой. Это действительно вызов планетарного масштаба. Убеждён, чтобы ответить на него, у человечества есть интеллектуальный потенциал.

Предлагаем созвать под эгидой ООН специальный форум, на котором комплексно посмотреть на проблемы, связанные с исчерпанием природных ресурсов, разрушением среды обитания, изменением климата.

Нам необходимо объединить усилия и прежде всего тех государств, которые располагают мощной исследовательской базой, заделами фундаментальной науки. Предлагаем созвать под эгидой ООН специальный форум, на котором комплексно посмотреть на проблемы, связанные с исчерпанием природных ресурсов, разрушением среды обитания, изменением климата. Россия готова выступить одним из организаторов такого форума.

Уважаемые дамы и господа, коллеги, 10 января 1946 года в Лондоне начала работу первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Открывая её, председатель подготовительной комиссии сессии, колумбийский дипломат Зулета Анхель, на мой взгляд, очень ёмко сформулировал принципы, на которых должна строить свою деятельность ООН. Это добрая воля, презрение к интригам и хитростям, дух сотрудничества.

Сегодня эти слова звучат как напутствие всем нам. Россия верит в громадный потенциал ООН, который должен помочь избежать новой глобальной конфронтации и перейти к стратегии кооперации. Вместе с другими странами будем последовательно работать ради укрепления центральной координирующей роли ООН.

Убеждён, действуя вместе, мы сделаем мир стабильным и безопасным, обеспечим условия для развития всех государств и народов.

Благодарю вас за внимание.

Юбилейная, 70-я, сессия Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН начнет работу в штаб-квартире всемирной организации в Нью-Йорке. Старт годовому циклу, который обещает стать одним из самых насыщенных за все время существования Организации Объединенных Наций, даст генеральный секретарь Пан Ги Мун и австрийский дипломат Могенс Ликкетофт, избранный в июне председателем 70-й сессии.

Как сообщает ТАСС , официальная церемония открытия состоится в 15:00 по местному времени (21:00 по Киеву). Накануне в штаб-квартире ООН прошло последнее заседание текущей, 69-й, сессии. За прошедшие 12 месяцев 193 государства-члена Генассамблеи обсудили множество вопросов, а также приняли около 300 резолюций и решений по итогам голосования или на основе консенсуса.

В повестке 70-й сессии Генассамблеи – 170 тем, в том числе вопросы поддержания мира и безопасности, предотвращения вооруженных конфликтов, противодействия терроризму, расовой дискриминации и ксенофобии, защиты окружающей среды, содействия устойчивому развитию стран, соблюдения режима ядерного нераспространения, защиты прав человека и обеспечения верховенства права.

Также продолжится рассмотрение вопросов, касающихся реформирования Совета Безопасности. В последний день работы 69-я сессия Генассамблеи приняла резолюцию, которая “постановляет созвать рабочую группу открытого состава по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава”.

Кроме того, в течение года официально стартует кампания по выбору генерального секретаря ООН. Полномочия Пан Ги Муна, занимающего этот пост с 1 января 2007 г., истекают 31 декабря 2016 г., и он не имеет права выдвигаться на третий пятилетний срок. 11 сентября ГА приняла резолюцию, призывающую к большей прозрачности в процессе выборов генсека.

На настоящий момент в список возможных претендентов входят исполнительный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, нынешний администратор Программы Развития ООН Хелен Кларк, президенты Чили и Литвы Мишель Бачелет и Даля Грибаускайте, а также бывший премьер-министр Дании Хелле Торнинг-Шмидт.

Традиционно через неделю после открытия сессии в рамках Генассамблеи проходит общеполитическая дискуссия – дебаты, в ходе которых делегаты стран-членов ООН могут высказаться по любому вопросу.

Однако в этом году общие прения перенесены на более поздний этап, а первым по-настоящему большим мероприятием в рамках ГА будет саммит по вопросам развития, который пройдет 25-27 сентября. В ходе него будет утверждена повестка глобального социально-экономического развития на 2015-2030 гг., проект которой был одобрен странами-членами ООН несколько недель назад.

Особое внимание к саммиту будет приковано не только из- за того, что в нем примут участие десятки глав государств и правительств. В день открытия – 25 сентября – штаб-квартиру ООН впервые за 20 лет посетит Папа Римский Франциск.

На следующий день после завершения саммита по развитию в штаб-квартире стартует общеполитическая дискуссия, в которой в этом году ожидается участие свыше 150 глав государств и правительств, а также десятков министров иностранных дел государств-членов ООН. Выступления делегаций стран продлятся до 3 октября.

Ожидается, что участники общих прений затронут острейшие мировые проблемы, в том числе конфликты на Украине, в Сирии и Йемене, а также борьбу с терроризмом, ситуацию с мигрантами и глобальное изменение климата. Наиболее загруженным обещает стать первый день дебатов, в который с трибуны Генассамблеи выступят президенты России, Бразилии, Ирана, Казахстана, Польши, США и Франции.