Развитие городов и ремесла. Прогрессивное развитие городских центров на руси

XII - XIII вв. характеризуются развитием городской жизни на Руси, которое продолжалось вплоть до татаро-монгольского нашествия. Возросло число городов, увеличилось городское население, усилилось его экономическое и политическое значение. Даже по далеко неполным данным наших летописей, на Руси до монгольского нашествия имелось около 300 городов.

Города развивались как ремесленные и торговые центры. В основе им роста лежало углубление процесса общественного разделения труда, дальнейшее развитие ремесла и торговли.

В ремесле выделились новые специальности, согласно археологическим данным их было не менее 60. Появились новые технические приемы. В металлургии, являющейся базой развития ремесла в XIII в., появляется новый вид сьфодутного горна, позволявший улучшить качество металла и поднять производительность труда. Дальнейшее развитие получили кузнечное дело и другие виды обработки металлов, гончарное, дерво-обделочное, ювелирное дело и т. д. Представление об уровне развития на Руси ремесла может дать Многочисленное и разнообразное вооружение князей и их оружий, изготовленное русскими мастерами. Мастера-ювелиры изготовляли великолепные изделия из золота, серебра, бронзы, драгоценных минералов. Они в совершенстве владели техникой черни, скани, эмали, росписи по меди.

В значительной степени ремесло было распространено и в деревне. Часть сельских жителей занималась ремесленным трудом: кузнечным делом, выделкой кож, изготовлением обуви, одежды и т.д. Важными центрами ремесла были, в частности, вотчины. В некоторых из них постепенно выросли города.

Нашествие татаро-монголов и установление ими над Русью своей власти подорвали производительные силы русских земель, надолго задержали развитие ремесла и городов на Руси.

В непосредственной свя­зи с развитием ремесла находилось развитие торговли. Правда, основная масса ремесленников все еще работала на заказ, однако часть из них была уже связана с рынком. Рынки (торги) были обязательной принадлежностью каждого русского города. Здесь происходил обмен городских ремесленных изделий: орудий труда, оружия, посуды, обуви и т.д. на продукты сельского хозяйства: скот, птицу, рыбу, зерно, овощи и т.п. Здесь же сбывали свои изделия и некоторые деревенские ремесленники. В городах постепенно развивалось товарное производство.

Наряду с местной деревенско-городской торговлей существовала торговля между отдельными городами и областями. Наибольшее значение в межобластной торговле имели такие жизненно важные предметы, как соль и хлеб. Районами вывоза соли были Галицкая земля, Крым, а также север Руси. Торговля солью была настолько прибыльной, что ею охотно занимались даже князья. Хлеб в большом количестве ввозился Новгородом из Владимиро-Суздальской земли.

Отмечая некоторый рост внутренней торговли в XII - XIII вв., необходимо иметь в виду, что основа внутренней торговли - товарное производство - имело в это время весьма ограниченные размеры, поэтому и сама внутренняя торговля не могла носить широкого характера. Развитию межобластной торговли мешали, кроме того, отсутствие удобных путей и политическая раздробленность страны.

Во внешней торговле на первое место в XII - XIII вв. выдвинулся Новгород. Торговое значение Киева было подорвано как его политическим упадком, так и перемещением путей европейской торговли с Востоком на Средиземное море. Новгород торговал с Голландией, Швецией, городами Северной Германии.

Кроме Новгорода, крупными центрами международной торговли были Смоленск, Витебск, Полоцк, Владимир-на-Клязьме. В последний, по сообщению летописи «гость приходил из Царя-города и от иных стран» и «латинян и болгаре». Смоленск, Полоцк, Витебск, как и Новгород, имели торговые договоры с германскими городами.

В ряде заграничных городов появились русские торговые колонии, русские улицы в Византийском городе Сигтуне, в Риге, Булгаре. Русская колония имелась даже в далеком Ургенче.

Внешняя торговля в еще большей мере, чем внутренняя, тормозилась наличием на Руси множества политических границ, которые одновременно были и таможенными барьерами. Стараясь создать более благоприятные условия для торговли, в чем были заинтересованы сами владетели феодальных княжеств, князья нередко помещали в договоры друг с другом статью, чтобы для купцов «путь был чист без рубежа» и чтобы новых «мытов и пошлин не замыт ляти».

Основную массу населения городов составляли ремесленники. Далее по численности шли купцы, белое и черное духовенство, бояре. Помимо свободных, в городах жили холопы-ремесленники, холопы-купцы и другие зависимые люди, принадлежавшие князьям, боярам и монастырям. Ремесленники и купцы не были имущественно однородной массой. Среди ремесленников выделялась богатая верхушка. Из купцов наиболее богатыми и почитаемыми были «гости» - торговавшие с другими городами и странами.

Торгово-ремесленная знать и городское боярство составили городскую верхушку, стоявшую над городскими низами, людьми, которая эксплуатировала и порабощала. Углубление классовых противоречий, происходившее по Ре развития феодальных отношений, роста ремесла и торговли приводило к нарастанию антифеодальных выступлений городских масс.

В XII — XIII вв. наблюдается усиление политической роли городов и городского населения. В условиях феодальной раздробленности города становятся экономическими и административными центрами прилегавших к ним областей, местами сбора их вооруженных сил. Ремесленники и купцы в крупных городах объединялись в свои профессиональные организации, ремесленники - «ряды», «улицы», «сотни», купцы - в «братчины». Это позволило городам более успешно бороться за свои права и вольности против наседавших на них феодалов. Крупные города Руси переживали в это время эпоху борьбы за городскую независимость.

Князья, борясь против бояр и друг с другом, стремились использовать силу городов. Города в обстановке фео­дальных войн и раздоров в свою очередь нуждались в княжеской защите. Однако, становясь под защиту князей, города неизменно требовали от них признания городских привилегий. Князья вынуждены были считаться с этими требованиями. Так, Всеволод Большое Гнездо предоставил «весь поряд» городам Владимиру, Суздалю, Ростову и некоторым другим. Князья вынуждены были признать вечевое устройство в Новгороде, Киеве, в Полоцко-Минской и Галицко-Волыиской землях.

Расцвету русских городов и их влияния огромный удар нанесло нашествие татаро-монголов и тягостное иго.

Следует отметить, что на том этапе экономическое и по­литическое усиление городов содействовало торжеству феодальной раздробленности. В дальнейшем города начнут играть иную роль. С ростом общественного разделения труда и экономических связей они становятся оплотом сил, направленных на ликвидацию феодальной раздробленности и созданию единого Русского государства.

Развитие ремесел

У восточных славян ремесло отделилось от сельского хозяйства еще в VI-IX вв. В эпоху Киевской Руси происходил настоящий расцвет ремесленного производства. По источникам можно выделить 64 ремесленные специальности: обработка железа, цветных металлов, дерева, камня, кожи и мехов, выработка тканей и одежды, изготовление керамики, ювелирных изделий и т. д. Только из железа и стали древнерусские мастера изготовляли более 150 видов различных изделий.

В Киевской Руси отмечается деление ремесленного производства на деревенское (сельское) и городское, что отвечало конкретным потребностям сельского и городского населения в определенных орудиях труда, бытовых предметах и т. д.

Среди ремесел особо значима была обработка железа. Сырьем для производства железа служили дерновые, озерные и болотные руды (содержащие 20-50% металла). Производство железа было основано на сыродутном способе, когда в примитивных домницах в горне на древесном угле получали кричное железо. Крицы затем проковывались для получения железа, годного для выделки различных металлических изделий. Производство железа в основном развивалось в сельской местности с последующей перевозкой его в другие города и районы. Впрочем, домницы были и в некоторых древнерусских городах.

Растет специализация ремесла по районам. Уже в XII в. выделяются Устюжский район на северо-западе, специализирующийся на литейном производстве, Овручский район на юго-западе, знаменитый изготовлением шиферных пряслиц.

В сельской местности в основном изготовляли предметы для потребностей земледельческого населения (серпы, лопаты, топоры, лемеха и т. п.). Более разнообразным было городское железоделательное производство, отличавшееся более высокой техникой. Городские ремесленники изготовляли не только орудия сельского хозяйства, но и различные бытовые предметы, оружие (копья, сабли, мечи, боевые топоры, стрелы), броню (щиты, шлемы, кольчуги).

В городах более сложной была и техника ювелирных изделий. Деревенские ремесленники в основном использовали литье для выделки сравнительно небольшого круга ювелирных изделий (перстни, браслеты, ожерелья, привески, кольца височные и т. п.), в городе же выполняли более тонкие ювелирные работы: чеканку, ковку, гравировку, чернь, позолоту, скань, эмаль. Археологические памятники показывают, что многие виды этих изделий по качеству, технике исполнения превосходили аналогичные изделия западноевропейских ремесленников.

Как городское ремесло выделяется производство строительных и отделочных материалов - кирпича, черепицы, плитки, широко используемых при строительстве церквей, домов и других сооружений. До наших дней сохранились в Киеве Золотые ворота, Софийский собор с его уникальными мозаиками и фресками, построенный в 1037 г., в Новгороде - Софийский собор, построенный в 1050 г. В начале XII в. киевские плотники построили большой деревянный мост через Днепр.


По социальному положению ремесленники разделялись на несколько групп: сельские ремесленники - общинники, ремесленники - холопы в монастырских, боярских и княжеских дворах, свободные городские ремесленники, бывшие самой многочисленной группой. Для защиты своих интересов городские ремесленники объединялись в организации, бывшие прообразами цехов.

Интенсивный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства приводил к сосредоточению в городах массы ремесленников, производивших товар не только по заказу, но и на продажу.

Само название «город» на Руси означало укрепленное поселение, огороженное место. Однако собственно городами эти городища-тверди стали лишь тогда, когда в них появилось постоянное население, когда они стали центрами управления феодальной округой, центрами ремесел и торговли.

По подсчетам академика М. Н. Тихомирова по летописям, в IX-X вв. существовало 25 городов, в XI в. возникло еще 64, в XII в. - 135, к моменту монголо-татарского нашествия на Руси уже было около 300 городов.

Со временем менялось не только число городов. Менялся и сам город. Первоначально русские города (IX-X вв.) представляли собой крепости. Формирование города как центра ремесленников и торговцев только намечается. Но уже в этот период под его стенами возникают в некотором роде самостоятельные поселения. Вначале они не относятся к городу, но примерно к концу X в. превращаются в его часть - предградья или посады с ремесленным и торговым населением, которое в силу своих занятий живет не на горе - холме, где стоит крепость, а внизу - у реки, на подоле.

Пути сообщения

Главными путями сообщения в Древней Руси были водные. На основе имевшихся водных систем возникает ряд путей, который имел значение как для отдельных земель Киевской Руси, так и для государства в целом. Наиболее устойчивые пути сообщения складываются на основе крупных речных систем.

Одним из наиболее известных - водный путь «из варяг в греки», соединивший Балтийское море с Черным. Он протянулся через русские земли на тысячи километров с севера на юг. Видимо, рано сложилось ответвление пути «из варяг в греки» на Западную Двину.

Перенос ладьи

По Днепровскому пути из Византии на Русь везли дорогие ткани, книги, иконы, вина, фрукты, овощи и пряности, стеклянные и ювелирные изделия. Из северных районов везли по Днепру лес, мед, меха, воск, из прибалтийских стран - янтарь, из скандинавских - предметы ремесла и некоторые виды оружия.

Оживленным был и важнейший Волжский путь - на Каспий, Кавказ и Закавказье, в арабские страны. Водный путь имел сухопутное ответвление, начинавшееся с земель Волжско-Камской Болгарии и уходившее в Среднюю Азию. По Волжскому пути вывозились меха, воск, мед, лен, полотна, серебряные изделия, кольчуги. На Русь по Волге везли дорогие восточные ткани, в том числе «паволоки» - шелковые ткани, драгоценные камни, золото и серебро, пряности, фрукты.

Существовали и другие водные пути, которые обслуживали как отдельные небольшие местности, так и крупные районы - земли.

«Русская Правда» свидетельствует и о существовании сухопутных крупных торговых дорог - «гостиниц великих». Одна из таких больших сухопутных дорог вела из Киева на запад через Краков и далее в пределы Чехии - на Прагу и в южную Германию на Раффелыптетген и Регенсбург. В Регенсбурге была особая корпорация купцов, торговавших с Русью.

Торговля

Сухопутной дорогой был связан Киев с Прикарпатьем, где имелись соляные копи, снабжавшие солью южнорусские земли.

Одним из крупнейших ремесленных и торговых центров был Киев, насчитывавший в период его расцвета 100 тыс. жителей. В Киеве было восемь рынков, каждый из которых специализировался на продаже определенных товаров. Через Киев проходил водный путь «из варяг в греки».

Важнейшим торговым и ремесленным центром был и Новгород. 152 вида изделий из железа и стали, 205 видов продукции из дерева, многие из которых украшались затейливой резьбой - таков ассортимент изделий ремесленников древнего Новгорода. А гончаров было так много, что целый район города назывался Гончарным (Людина) концом. Ткани для повседневной одежды русичей производились в Новгороде. В XI-XII вв. это были вертикальные ткацкие станки, а на рубеже XII-XIII вв. в Новгороде одновременно с западноевропейскими странами появились более производительные горизонтальные станки. Судя по раскопкам в Новгороде изготовлялись различные виды кожаной обуви. Славился Новгород и своими ювелирных дел мастерами, которые для украшения своих изделий использовали сложнейшие приемы: гравировку, выемчатую и перегородчатую эмаль, скань, зернь, золочение и др.

Как уже отмечалось, Новгород был составной частью великого водного пути древности «из варяг в греки» - из стран Скандинавии в Византию. Новгородские купцы вели оживленную торговлю со Скандинавией, Данией, городами Ганзейского союза.

Однако «заморская» торговля имела очень ограниченное значение для экономики страны, так как ввозились в основном предметы роскоши, потреблявшиеся верхушкой феодалов и духовенства. Вывозились же главным образом продукты промыслового хозяйства.

Денежная система

Естественным результатом развития торговли было возникновение денежной системы. Первоначально мерилом ценности был скот, поэтому и деньги назывались скот. В период Киевской Руси существовала денежная единица куна, свидетельствующая о том, что когда-то у восточных славян мерилом стоимости был мех куницы. Вероятно, скот появился в южных местностях, где было развито скотоводство, а куна - в северных, где заметная роль принадлежала охоте.

До второй половины X в. на территории Руси имели хождение византийские и арабские монеты, а затем и западноевропейские монеты (германские пфенниги, денарии Венгрии, Чехии и др.). В конце X - начале XI вв. начинается чеканка собственной монеты. Вероятно, это произошло после официального принятия христианства на Руси, так как на одном из типов серебряных монет имеется изображение Иисуса Христа, а на всех монетах (как золотых, так и серебряных) изображен князь с крестом - символом христианства.

Крупные платежные операции в Средневековой Руси обеспечивались серебряными слитками. На территории древнерусского государства обращались слитки различного веса и вида, но преобладающее значение имели так называемые киевские и новгородские гривны.

Киевские гривны XI-XIII вв. - это литые слитки шестиугольной формы, имевшие устойчивый вес -около 160 г. Они функционировали с середины XI в. вплоть до монголо-татарского нашествия почти на всей территории Киевской Руси, но более всего в южных районах.

Киевские гривны

Новгородские гривны - слитки имели другой вид и вес. Это длинные (14-20 см) палочки-бруски весом около 200 г, содержащие больший эпиграфический материал - на них нередко процарапаны имена тех, для кого они были отлиты. Структура денежного счета, зафиксированная Пространной редакцией «Русской Правды»: 1 гривна = 20 ногатам = 50 кунам =150 или 100 веверицам*.

* Веверица - самая мелкая неделимая денежная единица в Древней Руси = 1/3 резаны = 1/6 куны.

С наступлением феодальной раздробленности развиваются местные денежно-весовые системы, рыночная сфера жизнедеятельности которых ограничена территорией отдельных земель.

Вопросы для повторения

1. Расскажите об образовании государства Киевская Русь, его населении и системе налогообложения.

2. Охарактеризуйте процесс феодализации в Киевской Руси и правовые нормы того времени.

3. Как развивались основные отрасли сельского хозяйства Киевской Руси?

4. Расскажите о развитии ремесел и городов.

5. Сравните внутреннюю и внешнюю торговлю Киевской Руси.

6. Назовите основные этапы развития древнерусской денежной системы.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ

Цели:

1. Выяснить основные причины возникновения и образования городов.

2. Показать, что город - это торгово-ремесленный центр.

    Показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней.

    Раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов
    с сеньорами.

5. Создать представление о жизни и быте горожан.

Основные понятия и термины: гильдии, цехи.

Оборудование: атлас «История Средних веков», карта «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы в XI - XIV вв.»

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы:

=> Используя иллюстрацию, опишите замок и его осаду, снаряжение рыцаря. Почему военная служба в Средние века была основным занятием феодала?

=> Каково было понимание рыцарской чести?

=> Охарактеризуйте повинности зависимых крестьян в пользу феодалов.

Далее учитель знакомит класс с вставной иллюстрацией к теме «Крестьяне и феодалы».

Затем дается возможность заслушать несколько подготовленных творческих заданий, сообщений.

П. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    Возникновение средневековых городов.

    Ремесло в средневековом городе.

    Борьба городов с сеньорами.

1. Возникновение средневековых городов.

Изучению нового материала способствует вступительная беседа,
которая поможет осознать процесс возникновения городов.

=> Где живут люди? (В деревне, в городе.)

=> Интересно, всегда ли существовали города?

=> Были ли города в древнем мире?

Учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города:

в Древнем Египте - по берегам Нила,

в Древней Греции - Афины,

на Апеннинах - «вечный город» - Рим.

В городах происходил обмен продуктами, там жили ремесленники.

=> Что произошло с городами Западной Римской империи
после завоевания ее германцами?

=> Где уцелели города? (Византия, Арабский халифат.)

=> Чем занималось население городов в этих государствах?

В раннем Средневековье в Западной Европе население проживало или в деревнях, или в замках, городов было мало, и они были резиденциями королей, епископов или выполняли функции приграничных крепостей.

( Работа с картой атласа «Развитие ремесла, торговли
и науки, рост городов Европы в
XI - XIV вв.» и настенными картами
«Франкское государство в V - сер. IX вв.», «Европа в
XIV - XV вв.».

Проблемное задание:

=> В XIV веке на территории Европы появилось много городов. Чем объясняется рост городов во второй половине Средневековья?

В начале рассказа учитель ставит вопросы, связанные с изучен-
ным материалом:

=> Какие орудия труда франки применяли в земледелии?
(Коленный плуг, железные орудия труда, применяли лошадей как
тягловую силу.)

=> Какой способ обработки земли у них был распространен?
(Расчистка, двуполье, трехполье.)

Все хозяйственные успехи были достигнуты не на земле феодала, а
на земле крестьянина.

С совершенствованием трудовых навыков в сельском хозяйстве
накапливался трудовой опыт сельских ремесленников, они достигали уровня профессионалов.

В Европе были распространены лесные промыслы, из дерева
изготовлялись постройки, мебель, мосты, ограды, повозки, орудия
труда. Из коры, листьев и плодов растений делали краски, деготь,
смолу.

Одна из важных ремесленных специальностей в деревне -
кузнец. Металла добывали очень мало, спрос на кузнечные изделия
был велик. Кузнецы делали подковы, стремена, гвозди, замки,
ключи, проволоку, ковали военное снаряжение, оружие и т. д.

Следующими по своей значимости были строители - каменщики и плотники.

Распространялось гончарное производство, ткачество (см.
иллюстрацию (с. 104) «Ткацкий станок»).

Когда такие станки были вытеснены вертикальными, производительность труда возросла в 3-5 раз.

Учащиеся должны понимать, что процесс развития сельского хозяйства и ремесла - это единый процесс.

Учитель предлагает учащимся установить:

=> В чем состояла связь между освоением новых земель,
применением железных орудий труда и улучшением выплавки и
обработки металлов; между выделкой шерстяных тканей и успеха-
ми в овцеводстве?

Учитель переходит к рассмотрению вопроса:

=> Как отделялось ремесло от сельского хозяйства?

Что среди крестьян выделились «умельцы» - профессионалы в том или ином ремесле. Следовательно, они меньше или совсем не занимались сельским хозяйством, так как ремесло становилось их основным, главным занятием.
Крестьяне, занятые в сельском хозяйстве, могли обменять часть
своих продуктов на изделия ремесленников. Ремесленник мог содержать себя своим ремеслом. Это постепенно привело к отделению ремесла от сельского хозяйства. Но ремесленники старались уйти из поместий феодалов.

Причины ухода ремесленников из поместий феодалов:

1) при сборе налога большую часть изделий забирал себе
феодал;

2) в поисках покупателей и заказчиков.

Постепенно ремесленники оседали в определенном месте.
Сюда приходили за покупками и заказами люди из соседних деревень и замков, и даже обитатели монастырей. Ремесленники селились обычно недалеко от мест, где жили короли, епископы, правители областей.

Так появлялся поселок ремесленников, он довольно быстро рос.

Но поселки ремесленников подвергались нападениям рыцарей и грабителей. И ремесленники стали огораживать и укреплять свой поселок первоначально частоколом, а затем каменными стенами. Так возникали города.

Города - это центры ремесла и торговли. Возникновение и
рост городов - закономерное следствие отделения ремесла от сельского хозяйства.

Учитель показывает на настенной карте, а учащиеся находят в
атласе нижеперечисленные города.

Города возникали в различных местах:

Возле замков - Гамбург, Страсбург, Регенсбург (окончание «бург» означает «замок»)

Возле монастырей, у резиденции королей - Париж

Недалеко от мест проживания архиепископов и епископов - Кельн, Трир

У речных переправ и бродов - Франкфурт, Оксфорд (окончание «фурт» или «форд» означает «брод»)

Близ удобных гаваней - Марсель, Генуя

На месте древних римских городов - Кельн - бывшая колония Агриппина, Марсель - бывшая Массилия.

Заканчивается изучение данного вопроса проверкой выполнения
проблемного задания.

Возможные ответы:

Города возникли потому, что ремесло отделилось от сельского хозяйства.

Города возникли потому, что ремесленники уходили из деревень.

Выводом может служить следующая схема (записать на
доске или заранее - на большом листе ватмана):

2. Ремесло в средневековом городе.

Изучение этого вопроса основано на рассказе учителя с привлечением учащихся к анализу иллюстраций (с. 108) «Мастерские ремесленников».

Под руководством учителя учащиеся «совершают экскурсию» в
мастерскую ремесленника.

Учитель ставит ряд вопросов:

=> В каком помещении находятся мастерские?

=> Какие орудия труда применяются в ней?

=> Есть ли в мастерской механизмы, приводимые в движение какой-либо другой силой, кроме человеческой руки?

=> Кто хозяин мастерской? Почему?

=> Из чего видно, что городское ремесленное производство было мелким, ручным, основанным на личном труде ремесленника?

Объяснение учителя.

Мелкое производство - небольшое число работников в мастерской и незначительное количество производимых изделий.

Учитель привлекает внимание учащихся к иллюстрациям
(с. 109-112) «Изделия ремесленников: замок, ключи, рог».

Изготовив добротное, красивое изделие, ремесленник доказывал, что он умелый и добросовестный труженик, утверждал свою честь специалиста. Труд доставлял ремесленнику не только заработок, но и радость творчества. Изделие было произведением искусства, так как выполнялось вручную. Ремесленник передавал своему сыну все секреты мастерства.

Учитель задает вопрос и объясняет:

=> Почему мастера устанавливали долгий срок обучения ремеслу?

Потому что: 1) овладеть ремеслом можно только через длительный срок; 2) когда ученик начинал выполнять работу самостоятельно, мастер пользовался его трудом бесплатно.

Вопрос о подмастерьях. Подмастерья получали плату за
свой труд, но находились в полузависимом положении от мастера.
Подмастерья жили в семье мастера, питались с ним за одним сто-
лом, не имели права брать самостоятельно заказы. Они работали с
5 часов утра до 9 часов вечера, у них не было времени на развлече-
ния и полноценный отдых. Подмастерья знали: чтобы быть допу-
щенными к экзаменам на звание мастера, необходимо было пре-
доставить «Аттестат о добром поведении», который подтверждал
полное послушание мастеру.

Учитель задает вопрос:

=> В чем состояла двойственность положения подмастерьев?

Учащиеся рассуждают: с одной стороны, подмастерье
жил в семье мастера, его положение было временным, и он в дальнейшем мог сам стать мастером (например, женившись на дочери мастера). С другой стороны, он получал маленькую зарплату.

В мастерской не было разделения труда.

Переходя к вопросу о цеховой организации, необходимо выяснить
причины объединения ремесленников в цехи.

Во времена феодальной раздробленности, при слабой центральной власти, каждый человек принадлежал к определенному союзу, который оказывал ему помощь и давал защиту:

    феодалы входили в феодальную лестницу,

    духовенство объединяла церковь,

    крестьяне жили общинами,

    купцы создавали гильдии,

    ремесленники - цехи.

Мастера одной специальности даже селились рядом, создавали в городе улицы (в Париже до сих пор существует улица Ткачей). Учащиеся должны уяснить, что представляли собой «цехи».

Цехи - это не помещения, где совместно трудились ремесленники, а союзы мастеров одной специальности.

Были у цеха и общие помещения:

    склады для хранения сырья,

    здания, в которых мастера собирались на собрания и пиры
    во время цеховых праздников;

    церковь.

Мастера работали каждый в своей мастерской.

Цехи решали следующие вопросы:

    о цеховых уставах,

    о собраниях мастеров,

    о выборах старшин и их действиях.

Знакомство с цеховыми правилами учитель осуществляет на основе
отрывка «Из устава цеха парижских ткачей». Учащиеся отмечают статьи,
ограждающие мастеров от соперничества внецеховых ремесленников, и
статьи, которые обеспечивали равенство мастеров в производстве и продаже изделий.

Далее учитель обращает внимание учащихся на растущее разделение труда в городском ремесле.

Развивалась узкая специализация мастеров, например:

    одни кожевники обрабатывали только мягкие кожи, а другие - только грубые;

одни кузнецы ковали подковы, другие - мечи, третьи - ножи и кинжалы.

Значит, возникали новые отрасли производства и усиливалось разделение труда между цехами. Постепенно возрастает число цехов в Париже и Лондоне. Начинает расти соперничество мастеров в городах. Одни мастера обогащались, другие - беднели. Цехи препятствовали переходу подмастерьев в мастера. В городах появляются вечные подмастерья. Они объединяются в братства и начинают борьбу с мастерами.

Братства организовывали стачки, то есть коллективно отказывались работать на мастеров, жестоко притеснявших подмастерьев.

Цехи не разрешали мастерам расширять мастерские и совершенствовать орудия труда.

В заключение изучения данного вопроса учитель вместе с учащимися выясняют роль цехов в развитии производства:

    с XI в. до середины XIV в. цехи способствовали развитию ремесленного производства в городах;

    со 2-й половины XIV в. до конца XV вв. цехи постепенно стали задерживать развитие техники и рост производства в городах.

3. Борьба городов с сеньорами.

Вопрос о борьбе городов с сеньорами может изучаться самостоятельно по учебнику: § 13, статья «Борьба городов с сеньорами».

В ходе ответов учащиеся констатируют:

Причины борьбы: притеснение и грабеж феодалов мешали
развитию ремесла и торговли в городах.

Формы борьбы: восстания, откупы, долгие войны.

Результат (что получили города): создавались органы само-
управления в свободных городах. (Например, в Германии глава го-
родского совета - бургомистр, в Англии и во Франции - мэр.)

Города - населенные пункты, освободившиеся от власти сеньоров (во Франции и Северной Италии они назывались коммунами)

Коммуна - независимый город, управляемый собственным
городским советом, имевшим право объявлять войну, заключать
союзы, чеканить монету.

Хронологически взаимоотношения городов с сеньорами выглядят так:

X - XI вв. - города под властью сеньоров;

XII - XIV вв. - борьба городов с сеньорами;

XIV - § 13-14; ответить на вопросы (§ 13, вопросы 3,4; § 14, вопрос 3).

* Подготовить сообщения: «Мастер, его мастерская и ученики»; «Города и сеньоры».

Поскольку города размещались на землях феодалов, городское население подлежало внеэкономическому принуждению и выполняло феодальные повинности. Феодал являлся собственником города, управлял им, чеканил свою монету, брал пошлины с торговли. Все это мешало развитию ремесла и торговли. В XI-XII вв., горожане начинают активную борьбу за освобождение от власти сеньора, в результате жители городов получили освобождение от крепостной зависимости, а города добились полного или частичного самоуправления. В ряде случаев городские вольности и привилегии выкупались у феодалов за деньги. Это движение, возглавляемое цеховыми ремесленниками, получило название коммунальных революций. В результате этих революций в Италии возникли города-государства (города-республики) - Венеция, Генуя, Флоренция, Милан, в Германии - вольные имперские города: Любек, Гамбург, Бремен, во Франции и Испании - города-коммуны (вольные города). В Англии же коммунальных революций не было, города откупились от феодалов и поддерживали короля.

Городское ремесло, цехи.

Ведущей отраслью феодальной экономики продолжало оставаться сельское хозяйство, однако опережающее развитие получает ремесленное производство. Ремесло отделяется от сельского хозяйства, превращается в самостоятельную отрасль. Это стало возможно в результате увеличения продуктивности сельскохозяйственного производства, роста спроса на ремесленные изделия и непосредственно развития самого ремесла.

Совершенствовались техника и технология ремесленного труда, росла его производительность. Заметный прогресс наблюдался в металлургии, обработке металлов, кузнечном и оружейном деле. Наибольшее развитие получает сукноделие. Это объясняется высоким спросом на продукцию отрасли, а также совершенствованием техники прядения и ткачества.

Усложнение ремесленного производства делало невозможным совмещение его с земледелием. Ремесло становится основным занятием определенной части населения. Ремесленники производят изделия для торгового обмена, что ведет к развитию торговли с целью обеспечить наиболее благоприятные условия производства и сбыта произведенной продукции, защититься от конкуренции со стороны ремесленников из других районов, обеспечить монопольное положение в производстве и продаже товаров на местном рынке. Ремесленники одной специальности, как правило, объединялись в особые корпорации - цехи.

Юридическое оформление цеха происходило после получения от короля или сеньора соответствующей хартии. Первые ремесленные цехи появляются в Италии в X в., во Франции, Англии и Германии - в XI-XII вв. В крупных городах количество цехов доходило до нескольких сотен. В XIV веке в Париже было 350 цехов, в Лондоне - 60, в Кельне - 50.

Каждый цех имел свой устав и выборную администрацию - старшин. Полноправным членом цеха являлся мастер - мелкий товаропроизводитель, который был собственником мастерской и орудий производства. В качестве помощников у него работали один-два подмастерья и один или несколько учеников. В XI-XII вв., каждый ученик мог, сдав экзамен, получить звание мастера и открыть свою мастерскую.

Цеховая регламентация обеспечивала высокое качество изделий, а также препятствовала конкуренции среди мастеров. С этой целью определялись число учеников и подмастерьев, необходимых инструментов, запасы сырья, устанавливались цены на изделия, продолжительность рабочего дня. Удовлетворяя спрос местного рынка, некоторые производства получили европейское признание.

Возникнув с образованием городов, цехи стали социально-экономической основой их развития. Цех был также и религиозной организацией. В первые века своего существования цехи имели прогрессивное значение, но с середины XIV в., цеховая организация ремесла, с ее жесткой регламентацией, запрещением рекламы, неразглашением секретов производства, становится препятствием экономическому развитию.

Интересы фольварочного хозяйства рано или поздно должны были столкнуться с интересами горожан. Однако и в этом отношении XVI в. создавал иллюзию благополучия. Общая экономическая обстановка благоприятствовала развитию ремесла и торговли, хотя рост цен на изделия ремесленников был далеко не так стремителен, как рост цен на зерно. Тем не менее наличие денег и у шляхтичей, и у крестьян обеспечивало сбыт городской продукции по выгодным ценам, а государственная политика регулирования городского рынка пока еще не сказалась негативно на торгово-ремесленной деятельности бюргеров.

Ремесло весьма динамично развивалось в городах и местечках. В этом отношении особенно выделялись Краков, Гданьск и Познань, а за пределами коронных земель - Вроцлав, Вильно и Львов. Более того, в Великой Польше появились первые рассеянные мануфактуры, а кое-где возникали весьма крупные сукновальни, красильни, кирпичные и металлургические мастерские, в которых применялся и наемный труд. Совершенствовалась технология, возникали новые отрасли (такие, как книгопечатание и бумажное производство). Наряду с железом росла добыча меди, свинца, серебра, а в соляных копях Бохни и Велички было занято около 1000 человек.

Перелом обозначился в конце XVI - начале XVII в., когда шляхта стала систематически законодательно ограничивать рост цен на городские продукты, выкупать кузницы и использовать в них крепостной труд и вообще всячески тормозить развитие

городского ремесла и торговли, считая, что фольварочное производство (при котором часто существовали и ремесленные мастерские) способно и тут заменить городское хозяйство.

ПОЛЬША XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII в.: СОСЛОВИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

В XV-XVIII вв. в Западной Европе сословные отношения стали постепенно уступать место иному типу социальных связей, для которых определяющим моментом был уже не правовой статус того или другого слоя, а его материальное могущество, экономическая роль, место и роль в системе производства. Хотя традиционные сословные критерии не потеряли своего значения, их влияние становилось все более ограниченным. Польша же вплоть до конца XVIII в. оставалась страной, в которой сословные перегородки являлись основным фактором социальных отношений. Главной тенденцией их развития было не разложение сословных структур, а, напротив, их окостенение, взаимное отдаление и внутренняя консолидация сословий. В этом социальная эволюция общества Речи Посполитой противоположна тому, что мы наблюдаем на западе Европы. Иными словами, вместо социальной модернизации отмечается консервация средневековых начал общественной жизни.



Польские историки (например, Я. Мачишевский) предлагают следующую периодизацию эволюции социальных отношений в Речи Посполитой этого времени. Период между Нешавскими статутами (1454) и Генриховыми артикулами (1573) характеризовался ростом влияния шляхты и был временем расцвета польской государственности. В 1573-1648 гг. могущество шляхты обернулось упадком горожан как сословия, началом разорения и деградации крестьянства, ослаблением государства, быстрым возрастанием роли магнатов в обществе и торжеством консервативных тенденций в культуре. Между 1648 и 1764 гг. именно магна-терия определяет тонус общественной и политической жизни в Речи Посполитой, что влечет за собой нарастание анархии, катастрофическую децентрализацию, кризис основных институтов государственной власти; в культурном плане это время безраздельного господства католической реакции. На последние десятилетия XVIII в. (1764-1795) приходится начало перестройки социальных отношений, оздоровление государства, регенерация культуры и ее приобщение к достижениям Просвещения.

При этом главной силой, определявшей направление, темп и характер социальных перемен, оставалась деятельность и политика шляхты.

Шляхта Речи Посполитой

Речь Посполитая, как и Испания, принадлежала к тем регионам Европы, где дворянство было очень многочисленным и имело большой удельный вес в социальной структуре общества. В последней четверти XVI в. шляхта составляла 5,6% населения в Великой Польше, 4,6 - в Малой Польше, 3,0 - в Королевской Пруссии и целых 23,4% - в Мазовии. Обыкновенно считается, что в целом 8-10% населения Речи Посполитой принадлежало к шляхте. Для сравнения укажем, что во Франции дворянство составляло 1% населения, в Англии - 3,7 вместе с духовенством, в Испании - 10%. Уже одни эти цифры заставляют обратить внимание на то, насколько своеобразна была польская шляхта и насколько трудно зачислить без оговорок всю ее массу в эксплуататорский класс.

Речь Посполитая, за исключением некоторых территорий, на которых в позднее Средневековье и Раннее Новое время произошла как бы запоздавшая феодализация, не знала типичной для Запада иерархической лестницы, составленной из сеньоров и вассалов.

Внутри шляхты выделяют три слоя: магнатерию, среднюю и мелкую шляхту. Каковы критерии их взаимного обособления? Определить это весьма непросто, поскольку очень велики были региональные отличия. С одной стороны, в Великой Польше среди средней шляхты преобладали владельцы одной деревни, а магнатом считался тот, у кого было 20 и больше деревень. С другой - на юго-востоке Речи Посполитой, на Украине «средним» был владелец 5-10 деревень, а магнатские латифундии включали не только сотни деревень, но и десятки городов. Очень неопределенным является и понятие «мелкая шляхта». В нее входили не только владельцы маленьких фольварков, но и те, кто имел лишь часть фольварка и деревни, или надел, равный одному или нескольким крестьянским ланам или вовсе не имел земли, довольствуясь принадлежностью к клиентеле того или другого магната. Таким образом, имущественный критерий недостаточен для описания не только внутренней стратификации шляхты, но и для обособления шляхты от других сословий.

Наряду с имущественным положением громадное значение для статуса семьи или индивида внутри шляхетского сословия имела принадлежность к той или иной магнатско-шляхетской группировке, генеалогические и родственные отношения, роль в сейме и на сеймике, связь с церковными кругами, обладание государственной или земской должностью. Все это делает условным разделение шляхты на сколько-нибудь четкие, взаимно

обособленные социальные слои. Тем не менее глубокие различия в положении магната и провинциального безземельного шляхти-: ча-»гречкосея» совершенно очевидны. В то же время и тот и другой принадлежали к одному сословию. Что же их объединяло и интегрировало шляхту в целом?

Объединяющей и интегрирующей силой выступала не столько феодальная собственность на землю, сколько сложившиеся в Польше правовые и социокультурные институты и традиции. Прежде всего это та совокупность публично-правовых и частноправовых привилегий, которыми было наделено шляхетское сословие независимо от социального и имущественного статуса его отдельных представителей. «Золотые вольности» обеспечивали шляхте как сословию не только монопольное право владеть землей, но и безусловное господство в церкви и государстве, доминирование в торговле, особые позиции в уголовном праве, неограниченную власть над крестьянином, фактическую независимость от королевской власти и право контролировать при помощи представительных институтов все действия органов высшего государственного управления, в том числе и самого монарха. Все это законодательно закреплялось в шляхетском праве.

Другим критерием принадлежности к шляхетству было происхождение и определенный образ жизни. Радомский сейм 1505 г. ввел этот критерий даже в законодательство: «...лишь тот может считаться шляхтичем, каждый из родителей которого шляхтич и происходит из шляхетской семьи. И он, и его родители должны проживать как прежде, так и в настоящее время - в своих имениях, гродах, местечках или деревнях в соответствии с обычаем отчизны и привычкой шляхты, живя по уставам и законам, принятым среди шляхты нашего королевства». Эта норма прочно вошла в общественное сознание и юридическую практику Речи Пос-политой в XVI-XVIII вв.

Наряду с сословными привилегиями, происхождением и особым образом жизни большое значение для интеграции шляхты как сословия имела и сама традиционная практика публичной жизни, создававшая иллюзию участия всей шляхты in согроге в управлении государством. Особенно важным это было для мелкой и беднейшей шляхты, которая не упускала случая подтвердить свое исконное шляхетство участием в выборах поветового чиновника, в съезде, в сеймике, в ежегодных военных смотрах, в посполитом рушении. Каждый шляхтич стремился иметь хотя бы самую маленькую, хотя бы и заведомо фиктивную, но признанную в общественном мнении должность (уряд). Эти должности были очень разнообразны и чаще всего не были сопряжены ни с какими реальными обязанностями, но тем не менее среди

шляхты бытовало убеждение, что шляхтич без должности все равно что пес без хвоста.

Наконец, громадное значение и в глазах современников, и в реальной жизни имели родственные связи и такое специфическое выражение общности шляхты данной территории, как «соседство» (это понятие было введено в польскую науку А. Зайончков-ским). «Соседство» - это та совокупность связей, которая объединяла территориально компактную группу дворянства. Реализо-вывалась эта близость преимущественно во взаимных визитах и совместном времяпрепровождении, влекущим за собой порой и установление родственных отношений. «Соседство» сочеталось, таким образом, с установлением более широких родственнокла-новых объединений, которые консолидировали шляхту.

Но и на этом не кончается перечень интегрирующих факторов в жизни польского шляхетства XVI-XVIII вв. Чрезвычайно существенной была субъективная сторона дела. Шляхетство являлось носителем особой субкультуры с присущими только ей представлениями о мире, специфической этикой, эстетикой, аксиологией и самосознанием. Эта субъективная исключительность ярко запечатлена в шляхетской ментальное™. Шляхетство рассматривалось как некий особый, едва ли не небесный дар. Польский поэт XVI в. Николай Рей писал, что «истинное шляхетство - это какая-то чудесная сила, гнездо добродетелей, славы, всякой значительности и всякого достоинства». Истинный шляхтич как бы генетически наследует весь возможный спектр достоинств, и прежде всего prudentia, temperantia, fortitudo, justitia. Польскому шляхтичу был присущ сословный нарциссизм. Благородное происхождение придавало ему в собственных глазах как бы особое психофизиологическое состояние, которое делало его духом и телом отличным от плебея. Умственные и физические достоинства, добродетель и сила, свобода и ответственность находили в нем, как думали шляхетские идеологи, гармоническое соединение. Один из публицистов писал: «Польский шляхтич от природы обладает всеми талантами и добродетелями, и никто в целом мире не может с ним сравняться». Недостатки шляхтича - и те! - рассматривались как продолжение его достоинств, некий переизбыток сил и способностей, дарованных ему небесами.

Замкнулись ли сословные границы польской шляхты в XVI- XVII вв.? Тенденция к превращению ее в сословную касту, безусловно, существовала. Законодательство не раз пыталось установить крепкие и непроницаемые сословные перегородки. Однако сама многочисленность постановлений сеймов по этому вопросу показывает, насколько неэффективным оказывалось такое

законодательство. В 1496 г. на Петрковском сейме горожанам было запрещено приобретать землю. В 1532 г. этот запрет был подтвержден, и исключение было сделано только для Королевской Пруссии и нескольких крупнейших городов других польских земель. Конституции 1505, 1550, 1565, 1637, 1677 гг. запрещали шляхте под угрозой потери герба и связанных с ним привилегий селиться в городах, заниматься ремеслом, торговлей, принимать назначения на городские должности. Но уже во второй половине XVII в. этот запрет перестал действовать не только de facto, но, судя по всему, и de jure, хотя формально он был отменен лишь в 1775 г. Причиной неуважения к принятому закону было то, что переход шляхтича в город, угрожая ему потерей социального статуса, во-первых, сопровождался чаще всего улучшением материального положения; а во-вторых, далеко не всегда заставлял расставаться с сословными привилегиями. Даже становясь горожанами по роду деятельности и месту проживания, шляхтичи сохраняли особые права и значительную часть «золотых вольностей».

Шляхта смешивалась с другими слоями населения также и в деревне. Сам сельский уклад жизни исключал изоляцию шляхты, особенно мелкой и безземельной, от крестьянства, хотя в правовом отношении дистанция постоянно оставалась весьма велика.

Крепким интегрирующим звеном являлся церковный приход. Он включал фольварк как свою органичную часть, и в повседневной жизни не могло идти и речи об изоляции рядового шляхтича от крестьянина. Нередкими были и случаи социально-и формально-правовой деградации шляхты, превращения ее не только реально, но и номинально в крестьян.

Но более характерна для межсословных отношений противоположная ситуация - проникновение крестьян и городских плебеев в ряды польского дворянства. Хотя в 1578 г. сейм попытался остановить процесс расширения рядов шляхты, лишив короля права нобилитации плебеев, количество парвеню, видимо, не уменьшилось, хотя и росло вопреки законам. Поэтому сейм 1601 г. вынужден был вернуться к этому вопросу и принять специальное постановление «о новой шляхте», закрепив еще раз исключительно за сеймом прерогативу возводить и утверждать в шляхетстве. Однако в 1626 г. налоговый универсал сейма фактически признал статус «новой шляхты», возложив на нее дополнительные налоги.

Многочисленными были шляхетские мезальянсы, в которых шляхтич осчастливливал своим благородством дочь богатого или просто зажиточного купца, ремесленника или крестьянина. Ярким

памятником, отразившим эти процессы, стала составленная Ва-лерианом Некандой-Трепкой в первой половине XVII в. так называемая «Книга хамов» - перечень приблизительно 2400 фамилий, носители которых жульническим путем узурпировали шляхетство. Она составлена автором в результате изучения судебных записей, гербовников, локальных хроник, просто собирания сплетен и слухов. И хотя не всякому конкретному известию «Книги хамов» можно доверять, историки признают, что в целом в ней верно отражена межсословная мобильность в польском обществе.

К шляхетскому гербу вело много путей. Во-первых, взяв в услужение крестьянского сына, шляхтич мог по своей инициативе приставить к его прозвищу облагораживающее окончание -цкий или -ский; во-вторых, из алчности шляхта отдавала своих дочерей замуж за крестьян, и те в обход закона начинали именовать себя дворянами; в-третьих, какой-нибудь смышленый плебей устраивался стряпчим в суд или канцелярию, изучал все «уловки и крючки» делопроизводства и потом тайком вписывал в земские книги и свое имя с обозначением «nobilis»; в-четвертых (и это был очень распространенный способ стать мещанином во дворянстве), можно было подкупить какого-нибудь пана, который обвинял плебея в узурпации шляхетства, а два других подкупленных свидетеля опровергали эту «клевету». Инициатора этой махинации в итоге записывали в судебные книги как шляхтича, подтвердившего свое дворянское достоинство. Можно назвать и другие более или менее рафинированные способы пролезть в дворянство.

Наряду с такими незаконными уловками существовал и традиционный путь нобилитации за заслуги перед государством. Волна аноблирования, характерная для Европы XVI-XVIII вв., не обошла стороной и Польшу. Особенно высокой она была во второй половине XVII и второй половине XVIII в. В первом случае это связано с борьбой против шведов; во втором - с общей переменой отношения к шляхетству. Если в первой половине XVII в. произошло только 20 нобилитации, то в период с 1669 по 1764 г. - 205, а за 31 год правления Станислава Августа Поня-товского произведено около 900 нобилитации и частично восстановлено право короля на нобилитацию без санкции сейма.

В целом польская шляхта так и не стала замкнутым сословием. Отсутствие феодальной иерархии внутри шляхты, единственный в своем роде статус в обществе и государстве, односословность сейма показывают, что само понятие «сословие» в его классическом смысле, видимо, не вполне адекватно отражает социальную природу польского шляхетства.