Международные организации га. Мак - межгосударственный авиационный комитет Проведение сертификации производства авиационной техники

Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Учреждена на основании ч. II Чикагской конвенции 1944 г. Уставными целями ИКАО, существующей с 1947 г., являются обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международных авиаперевозок.

Высшим органом является Ассамблея, в которой представлены все государства-члены. Собирается Ассамблея не реже одного раза в три года.

Постоянным органом ИКАО является Совет, ответственный за свою деятельность перед Ассамблеей. В Совет входят представители 33 государств, избираемых Ассамблеей.

Другими органами ИКАО являются Аэронавигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Юридический комитет, Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмешательству в деятельность гражданской авиации.

Юридический комитет играет большую роль в разработке проектов многосторонних договоров по воздушному праву, которые затем рассматриваются на дипломатических конференциях, созываемых под эгидой ИКАО.

В структуре ИКАО предусмотрены региональные бюро: Европейское (Париж), Африканское (Дакар), Ближневосточное (Каир), Южно-Американское (Лима), Азиатско-Тихоокеанское (Бангкок), Северной Америки и Карибского бассейна (Мехико), Восточно-Африканское (Найроби).

Постоянным обслуживающим органом ИКАО является Секретариат во главе с Генеральным секретарем – главным исполнительным должностным лицом. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале (Канада).

Европейская конференция гражданской авиации (ЕКАК) учреждена в 1954 г. Членами ЕКАК являются государства Европы, а также Турция. Принятие в члены ЕКАК новых государств осуществляется с общего согласия всех ее членов.

Цели: сбор и анализ статистических данных о деятельности воздушного транспорта в Европе и разработка рекомендаций по его развитию и координации, в частности – путем упрощения административных формальностей при оформлении пассажиров, багажа, грузов, отправления и приема воздушных судов при международных воздушных перевозках и полетах; систематизация и стандартизация технических требований к авиационному оборудованию; изучение вопросов безопасности полетов и авиационной безопасности. Функции – консультативные.

Высший орган – Пленарная комиссия, в которой представлены все государства – члены организации. Решения Комиссии, принимаемые большинством голосов ее членов, носят обязательный характер.

Исполнительный орган – Координационный комитет, руководит деятельностью ЕКАК в период между сессиями Пленарной комиссии. Рабочие органы: постоянные комитеты (экономический комитет по регулярному воздушному транспорту, экономический комитет по нерегулярному воздушному транспорту, технический комитет, комитет по упрощению формальностей), рабочие группы и группы экспертов. Штаб-квартира находится в Страсбурге.

Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации (Евроконтроль) учреждена в 1960 г. на основании Конвенции о сотрудничестве в области аэронавигации, особенно в совместной организации обслуживания воздушного движения в верхнем воздушном пространстве Западной Европы. Согласно Протоколу 1981 г., изменившему указанную Конвенцию, ОВД в верхнем воздушном пространстве Западной Европы производится соответствующими органами государств-членов.

Цели: определение общей политики в отношении структуры воздушного пространства, средств аэронавигации, аэронавигационных сборов, координация и согласование национальных программ обеспечения ОВД.

Высший орган – постоянная Комиссия по обеспечению безопасности аэронавигации, в которой представлены все государства-члены. Комиссия заключает соглашения с любыми государствами и международными организациями, которые намерены сотрудничать с Евроконтролем. Решение Комиссии носят обязательный характер для государств-членов.

Исполнительный орган – Агентство по безопасности аэронавигации. Штаб-квартира находится в Брюсселе. Уставные цели – обеспечение безопасности полетов гражданских и военных воздушных судов.

Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК) учреждена в 1969 г. Условием членства в АФКАК является членство в Африканском Союзе.

Цели: разработка региональных планов развития и эксплуатации аэронавигационных служб; содействие во внедрении результатов исследований в области летной техники и наземных аэронавигационных средств; содействие интеграции государств-членов в области коммерческого воздушного транспорта; содействие в применении авиационных регламентов ИКАО по вопросам административных формальностей и разработка дополнительных норм по интенсификации воздушного движения; содействие применению тарифов, стимулирующих развитие воздушных перевозок в Африке.

Высший орган – Пленарная сессия, созываемая раз в два года. Сессия определяет программу работы Комиссии на двухгодичный срок, избирает Президента и четырех вице-президентов Комиссии, образующих Бюро АФКАК, которое осуществляет программу работы АФКАК в период между заседаниями Пленарной сессии.

Агентство по обеспечению безопасности аэронавигации в Африке и на Мадагаскаре (АСЕКНА) учреждено в 1959 г. 12 африканскими государствами и Францией.

Цели: обеспечение регулярности и безопасности полетов воздушных судов над территорией государств-членов, за исключением Франции; предоставление полетной и технической информации, а также информации о воздушных перевозках на указанной территории; управление полетами воздушных судов, контроль за воздушным движением; управление, эксплуатация и содержание аэродромов.

По соглашению с государством-членом АСЕКНА может взять на себя обслуживание любого аэронавигационного объекта такого государства, заключать соглашения с третьими государствами и международными организациями, содействовать в качестве посредника в оказании финансовой и технической помощи государствам-членам.

Высший орган – Административный Совет, членами которого являются представители всех государств-членов. Решения Совета являются обязательными, не требуют одобрения государствами-членами. Обычные решения принимаются большинством голосов членов Совета, специальные решения (например, выборы президента АСЕКНА) – 2/3 голосов членов Совета.

По предложению президента Совета последний назначает Генерального директора, который ответствен перед Советом за реализацию решений Совета, представляет АСЕКНА в органах правосудия, а также во всех гражданских актах, совершаемых от имени Агентства.

Рабочие органы АСЕКНА: административное, эксплутационное, наземное, метеорологическое управления. Основной персонал Агентства обладает привилегиями и иммунитетами международных гражданских служащих. Штаб-квартира АСЕКНА находится в Дакаре (Сенегал).

Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК) учреждена в 1973 г. Члены ЛАКАК – государства Южной и Центральной Америки, включая Панаму и Мексику, а также государства Карибского бассейна.

Цели: координация деятельности воздушного транспорта государств- участников, сбор и публикация статистических данных об авиаперевозках по пунктам отправления и назначения, выработка рекомендаций в отношении тарифов, развития сотрудничества между членами ЛАКАК.

Высший орган – Ассамблея, которая избирает президента ЛАКАК, утверждает бюджет Комиссии, рабочую программу организации и принимает решения, подлежащие одобрению государствами-членами. Исполнительный комитет в промежутках между сессиями Ассамблеи проводит совещания по вопросам гражданской авиации, утверждает мероприятия по выполнению программы, принятой ЛАКАК, осуществляет сбор статистических данных об авиаперевозках в Южноамериканском регионе. Штаб-квартира находится в Мехико (Мексика).

Центральноамериканская корпорация по обслуживанию аэронавигации (КОКЕСНА) учреждена в 1960 г. Цели: разработка на основе САРПС ИКАО рекомендаций по унификации национальных авиационных регламентов по вопросам аэронавигации; координация исследований в области ОВД; управление воздушным движением, обслуживание его связью при аэронавигации в воздушном пространстве государств-членов, а также в тех районах воздушного пространства, которые специально определены региональным аэронавигационным планом ИКАО, и в других районах, в которых КОКЕСНА несет ответственность за ОВД; предоставление ОВД юридическим и физическим лицам на основании заключенных с ними контрактов.

Высший орган – Административный совет, обладающий правом давать командирам воздушных судов указания, подлежащие обязательному исполнению. Штаб-квартира КОКЕСНА находится в Тегусигальпе (Гондурас).

Совет гражданской авиации арабских государств (КАКАС) учрежден на основании резолюции Лиги арабских государств (ЛАГ) в 1965 г.

Цели: развитие сотрудничества в области гражданской авиации между государствами – членами ЛАГ; содействие внедрению САРПС в практику государств-членов; руководство научными исследованиями по различным аспектам аэронавигации и деятельности воздушного транспорта; содействие обмену информацией по этим вопросам между заинтересованными государствами-членами; разрешение споров и разногласий между государствами-членами по вопросам гражданской авиации; оказание помощи в подготовке и обучении авиационных специалистов для арабских стран.

Высший орган – Совет КАКАС, в котором на равных основаниях представлены все государства – члены ЛАГ. Совет раз в год проводит пленарные заседания, на которых подводит итоги деятельности организации, принимает решения по текущим вопросам, утверждает планы деятельности КАКАС на очередной годовой период, раз в три года избирает президента и двух вице-президентов организации. Исполнительный орган – Постоянное бюро. Штаб-квартира находится в Рабате (Марокко).

Межгосударственный совет по авиации и использованию воздушного пространства (МСАИВВ) учрежден в декабре 1991 г. уполномоченными глав правительств 12 государств, ранее входивших в состав СССР, на основании Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства 1991 г.

Цели: разработка межгосударственных нормативных актов и стандартов с учетом требований ИКАО; сертификация международных эксплуатантов воздушных судов, международных воздушных трасс, аэродромов, воздушных судов, систем управления воздушным движением, навигации и связи, летного и диспетчерского составов; расследование авиационных происшествий; организация разработки и осуществления межгосударственных научных программ; разработка и координация согласованной политики в области международных воздушных сообщений; участие в работе ИКАО; развитие единых систем аэронавигации, связи, аэронавигационной информации, регулирования потоков воздушного движения; координация межгосударственного расписания воздушного движения; координация общей политики в области авиационных тарифов и сборов.

Исполнительный орган – Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Штаб-квартира организации находится в Москве (Россия).

Международная ассоциация воздушного транспорта (иата) – неправительственная организация, членами которой являются ведущие авиационные предприятия всех регионов мира. Учреждена в 1945 г.

Цели: содействие развитию безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта, поощрение авиационной коммерческой деятельности и изучение связанных с этим проблем.

ИАТА разрабатывает рекомендации по уровню, построению и правилам применения тарифов, единые общие условия перевозок, в том числе стандарты обслуживания пассажиров, ведет работу по обобщению и распространению экономического и технического опыта эксплуатации авиалиний, включая стандартизацию и унификацию перевозочной документации и коммерческих соглашений, согласование расписаний и т.п. Решения по экономическим и финансовым вопросам носят характер рекомендаций.

В рамках И АТ А действует Клиринговая палата (в Лондоне) для взаимных расчетов между авиапредприятиями-членами и Контрольное бюро (в Нью- Йорке) для контроля за соблюдением Устава Ассоциации, решений Общего собрания и Региональных конференций. Имеет консультативный статус при ЭКОСОС. Штаб-квартира ИАТА находится в Монреале (Канада).

СК сравнит данные «черных ящиков» севшего на поле А321 с видео очевидцев ... другие документы, «имеющие значение для установления истины». Источник ТАСС в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) сообщил, что ведомство расшифровало запись с бортовых самописцев лайнера... по расследованию ЧП ознакомились с расшифровкой, отметил он. Промежуточный отчет комитета о результатах расследования будет подготовлен в 30-дневный срок, добавил... МАК показал самописцы A321 после аварийной посадки на поле в Подмосковье ... в нормальном состоянии, записи на них сохранились, отметили в МАКе. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал на своем сайте фотографии бортовых самописцев с пассажирского... восстанавливать его не будут. 18 августа специалисты с разрешения Следственного комитета начали демонтаж салона и пассажирских кресел. По факту произошедшего заведено... В МАКе сообщили о ходе расшифровки «черных ящиков» севшего в поле А321 ... «запись четкая, хорошая». Говорить об окончании расшифровки специалисты считают преждевременным. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) скопировал данные с бортовых самописцев пассажирского самолета Airbus A321 ... МАК опубликовал промежуточный отчет по катастрофе Ан-24 в Бурятии ... рекомендовал проверить тормозные системы всех Ан-24 и Ан-26. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) пришел к выводу, что июньской аварии самолета Ан-24 ... . Об этом говорится в промежуточном отчете (.pdf), размещенном на сайте комитета . «... на снижении отказал левый двигатель, экипаж выполнил действия для флюгирования... Как проходил полет SSJ100 перед аварией. Реконструкция РБК по данным МАКа Только 14% россиян готовы летать на самолете российского производства. 5 мая SSJ100 «Аэрофлота» экстренно приземлился в Шереметьево и загорелся. Погиб 41 человек. РБК реконструировал события, опираясь на данные отчета МАКа. По данным опроса Сбербанка «Потребительский индекс Иванова», проведенного после катастрофы SSJ100, выполнявшего рейс Москва - Мурманск, ... МАК ответил на обвинения ЦБ в адрес экс-совладельцев «Трансаэро» ... , что его председатель Татьяна Анодина продавала все акции законно. Председателю Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяне Анодина ничего не известно о манипулировании акциями компании... их дальнейшей передачи «Аэрофлоту» по решению правительственной комиссии, заявили в комитете . В начале 2016 года было общеизвестно, что состояние компании было... МАК заявил о 10 попытках изменения траектории сгоревшего SSJ за 18 секунд ... пытался получить нужную траекторию полета. Это следует из предварительного отчета Межгосударственного авиационного комитета (МАК). «Для создания крена около 20 градусов летчик выполнил более... МАК проведет служебное расследование из-за публикаций о гибели SSJ100 ... , подчеркнули в МАК Межгосударственный авиационный комитет (МАК) проведет служебное расследование по фактам публикации в СМИ материалов. Об этом говорится в сообщении комитета . В публикациях... МАК просит СМИ направить аудио-, видеоподтверждения опубликованных высказываний Кофмана. В комитете подчеркнули, что он не входит в состав технической комиссии, которая...

Общество, 20 мар, 03:54

Число жертв авиакатастроф в России выросло в два с половиной раза ... катастрофы, погибли 128 человек, следует из отчета, опубликованного на сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК). При этом в 2017-м было зафиксировано 39 авиапроисшествий... погибших из-за авиакатастроф. «По предварительной оценке, в 2018 году авиационные происшествия по всем видам работ, обусловленные человеческим фактором, составляют 75 ... Правительство одобрило проект соглашения о создании аналога МАК в ЕАЭС ... проект соглашения о создании Международного бюро по расследованию авиационных происшествий и серьезных инцидентов - аналога Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в странах ЕАЭС. Документ, внесенный Минтрансом... СНГ (кроме Грузии). Россия в 2015 году изъяла из ведения комитета функции сертификации самолетов, двигателей и аэродромов - их распределили между Росавиацией... Назван срок подписания соглашения о создании аналога МАК для стран ЕАЭС ... союз (ЕАЭС), могут до сентября подписать документ о создании аналога Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который будет расследовать авиапроисшествия на территории стран союза, рассказал... должен будет заменить МАК. Как сообщала газета «Коммерсантъ», работа Международного авиационного комитета вызывает вопросы у «многих» государств и Международной организации гражданской авиации. «Саратовские авиалинии» обвинили МАК в клевете из-за слов об убийстве ... ведомству В авиакомпании «Саратовские авиалинии» заявили о клевете со стороны Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В связи с этим компания направила обращение в прокуратуру... февраля в Подмосковье. Жертвами катастрофы стал 71 человек. По версии Межгосударственного авиационного комитета , причиной катастрофы стало обледенение приемников полного давления, которое исказило показания... МАК подключился к расследованию катастрофы Ту-154 ... Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) вылетели в Сочи, чтобы принять участие в расследовании авиакатастрофы Ту-154 Минобороны над Черным морем Эксперт Межгосударственного авиационного комитета (МАК) войдет в комиссию по расследованию крушения Ту-154 Минобороны над Черным морем. Об этом РБК рассказала пресс-секретарь комитета ... Крушением самолета в ХМАО займется Межгосударственный авиационный комитет ... Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сформировал комиссию по расследованию крушения самолета A-22L в... сообщало РБК Тюмень, самолет «А-22LS», эксплуатируемый ООО «Сибирская база авиационной охраны лесов», потерпел крушение 16 августа в 85 километрах от...

Общество, 23 мар 2016, 10:41

Эксперты начали выкладку фрагментов разбившегося в Ростове Boeing ... марта. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на официального представителя Межгосударственного авиационного комитета (МАК). «Выкладка началась, фрагменты самолета - в различном состоянии. В основном... и семь членов экипажа. Все они погибли. После авиакатастрофы Следственный комитет (СК) назвал основными версиями произошедшего ошибку пилотов, плохую погоду и...

Общество, 21 мар 2016, 21:56

МАК скопировал информацию с речевого самописца разбившегося Boeing ... Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил работы по копированию информации с бортового речевого самописца... самолета и экипажа. Ранее замглавы МАКа Сергей Зайко говорил, что комитету удалось получить информацию с параметрического самописца Boeing. Звуковой самописец, как... Власти рассмотрят возможность лишения МАКа функции по сертификации ... получить функции и полномочия по сертификации, которые ранее были предоставлены Межгосударственному авиационному комитету . Обсуждение этого вопроса содержится в повестке заседания правительства России в... передаче функций МАКа в федеральные органы исполнительной власти, отвечающие за авиационную безопасность, в начале ноября в правительство обратилась общественная палата. Как...

Авиационного комитета . Напомним, что последний раз Межгосударственный авиакомитет публиковал новости о результатах расследования авиакатастрофы в... с пикировкой МАК и Росавиации вышла на высокий уровень, поэтому Межгосударственному авиационному комитету необходимо обозначить свою позицию», - заявил он. По словам О.Пантелеева...

Эхо казанской катастрофы: почему у МАКа возникли претензии к Boeing 737 ... 2013 году. РБК вспомнил обстоятельства этой аварии ​​В пятницу утром Межгосударственный авиационный комитет объяснил, с чем связан отзыв российских сертификатов самолетов Boeing 737 ... системы управления рулем высоты, утверждают в МАКе. Сам комитет 29 июн 2015, 10:49 МАК завершил расследование крушения вертолета Eurocopter в Нижегородской области Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расследование крушения вертолета Eurocopter AS-350B3 RA-04032 ... ноябре минувшего года в Нижегородской области. Отчет опубликован на сайте комитета .Воздушное судно, принадлежавшее ООО "НаноСтройИнвест", которое сдало вертолёт в аренду...

В мировом масштабе деятельность гражданской авиации (ГА) регулируется международными межправительственными (и неправительственными), универсальными или региональными авиационными организациями. В нашей статье рассказывается о наиболее влиятельных из них.Основная масса международных авиационных организаций была создана в период бурного развития гражданской авиации (1944-1962 гг), что было обусловлено необходимостью стандартизации и унификации правил, документов, процедур, требований и рекомендаций в области выполнения и обеспечения полетов, а также выработки единых подходов к безопасности полетов.

Безусловно, главной такой организацией является ICAO — Международная Организация ГА (International Civil Aviation Organization) , чьей целью является развитие мировой гражданской авиации, разработка и внедрение в практику унифицированных правил выполнения и обеспечения полётов с целью повышения уровня безопасности и регулярности воздушных перевозок.ICAO была создана как специальное учреждение Организации объединенных наций 7 декабря 1947 года на основании Положений Чикагской конвенции с штаб-квартирой в Монреале (Канада). Членами ICAO являются государства.Структурно Организация состоит из Ассамблеи, Совета, Аэронавигационной комиссии, семи комитетов и секретариата.Ассамблея (Assembly) — высший орган ICAO. Регулярная сессия Ассамблеи собирается не реже одного раза в три года, а чрезвычайная сессия может быть проведена при необходимости. Постоянный орган ICAO — Совет (англ. Council), возглавляемый президентом, состоит из представителей 36 Договаривающихся государств, избираемых Ассамблеей каждые три года.

Деятельность ICAO сосредоточена на следующих основных областях: технической (разработка, внедрение и совершенствование стандартов и рекомендуемых практик — SARP), экономической (исследование тенденций развития воздушных перевозок, на основе которых создаются рекомендации по значениям ставок сборов за пользование аэропортами и аэронавигационное обслуживание, а также порядка установления тарифов и упрощение формальностей при перевозках; оказание постоянной технической помощи развивающимся странам за счёт развитых), в правовой (разработка проектов новых конвенций по международному воздушному праву).

Другим примером универсальной организации является Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA, International Air Transport Association) , которая была создана в 1945 году со штаб-квартирой в Монреале. В отличие от ICAO, членами IATA являются юридические лица — авиакомпании, а основными целями организации является развитие безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта, а также обеспечение развития сотрудничества между авиапредприятиями. Высшим органом является Общее собрание, а постоянно действующим рабочим органом - Исполнительный комитет.

IАТА обобщает и распространяет опыт экономической и технической эксплуатации воздушного транспорта, организует согласование расписаний полётов между перевозчиками и их работу с агентами по продажам, а также взаиморасчеты между авиакомпаниями. Другой важнейшей функцией IATA является проведение аудита безопасности авиакомпаний (IOSA, IATA Operational Safety Audit) — строгой проверки деятельности перевозчика по 872 параметрам, без которой компания не может вступить ни в IATA, ни в один из альянсов, таких как Star Alliance, Skyteam или One World. Получение сертификата IOSA повышает статус авиакомпании и расширяет возможности для международного сотрудничества.

Также существуют международные организации, представляющие и защищающие интересы частных лиц, а также повышающие их роль в развитии безопасной и регулярной системы воздушных сообщений, сотрудничества и единства действий: пилотов — Международная федерация ассоциаций линейных пилотов (IFALPA — International Federation of Airline Pilots’ Associations) и диспетчеров — Международная федерация ассоциаций диспетчеров воздушного движения (IFATCA — International Federation of Air Traffic Controllers Associations). Обе организации функционируют в целях повышения и поддержания профессионального уровня своих членов, социального партнёрства, расширения культурных и отраслевых международных связей, обмена опытом.

Региональные международные авиационные организации представлены: Европейской конференцией гражданской авиации (ЕCAC — European Civil Aviation Conference), Африканской комиссией гражданской авиации (AfCAC — African Civil Aviation Commission), Латиноамериканской комиссией гражданской авиации (LACAC — Latin America Civil Aviation Commission) и Советом гражданской авиации арабских государств (ACAC — Arab Civil Aviation Commission). Цели каждой из этих организаций схожи: содействие сотрудничеству государств-участниц в области воздушного транспорта для более эффективного и упорядоченного его развития, обеспечение систематизации и стандартизации общих технических требований к новому авиационному оборудованию, включая системы связи, навигации и наблюдения, вопросы безопасности полётов, сбор статистических данных об авиационных происшествиях и инцидентах.

На территории СНГ также действует специальная организация — Межгосударственный авиационный комитет (МАК) - исполнительный орган в области ГА и использования воздушного пространства, общий для 11 стран бывшего СССР (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии).

МАК занимается сертификацией воздушных судов, аэродромов и авиакомпаний, а также расследованием авиационных происшествий. Однако, как отмечают независимые эксперты, совмещение этих функций в ряде случаев вызывает подозрение в конфликте интересов, необъективности расследований и выводах комиссий.

В области аэронавигации крупнейшей организацией является Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации — EUROCONTROL . Она была создана в 1960 году с целью обеспечения аэронавигации и безопасности полётов, осуществления управления и согласования воздушного движения в верхнем воздушном пространстве над территорией 40 стран-членов, разработка единых правил выполнения полётов и деятельности аэронавигационных служб. Высшим руководящим органом EUROCONTROL является Постоянная комиссия, работающая с руководителями государств, поставщиками ОВД, пользователями воздушного пространства, аэропортами и другими организациями. Среди основных функций организации — планирование и управление потоками воздушных судов. Как известно, европейские центры ОВД обслуживают в год в среднем в 5-6 раз больше рейсов, чем российские (в самом загруженном Центре — Маастрихьт — интенсивность воздушного движения превышает 5000 воздушных судов в день!), поэтому EUROCONTROL ввел систему жёстких слотов (временных окон) для каждого из поступающих на управление рейсов.

Нередко в информационных лентах, на новостных сайтах мелькает аббревиатура МАК, в связи с авиационными тематиками, а также расследованиями крупных авиакатастроф. Попробуем разобраться в деятельности и назначении данного ведомства, чем оно занимается, какие полномочия имеет.

Официальный сайт международного авиационного комитета позиционирует свою работу как служение для достижения безопасности и планомерного развития авиации гражданского типа, а также повышения эффективного использования авиационного пространства всех государств, ставших участниками данной программы.

История создания. Процесс развития

Созданный в конце 1991 года между 12 независимыми государствами бывшего СССР, на основании специального соглашения, межгосударственный авиационный комитет стал отслеживать и контролировать соблюдение следующих норм:

  • единые правила авиации;
  • единая система сертификации использования, а также производства авиалайнеров;
  • нормы летной годности;
  • оценка категории аэродромов, их оборудования;
  • независимое расследование авиакатастроф и происшествий;
  • организация вместе с координацией развития и управления воздушным пространством.

Летом 1992 авиационный комитет МАК был включен в перечень межправительственных организаций, что подтверждает его деятельность как соответствующую всем международным и национальным законодательствам стран-участников.

Вывеска на здании МАК

Основные страны-участники

На сегодняшний день в составе межгосударственного комитета состоит одиннадцать государств. Вот их список:

  1. Армения;
  2. Киргизия;
  3. Казахстан;
  4. Азербайджан;
  5. Беларусь;
  6. Россия;
  7. Молдова;
  8. Узбекистан;
  9. Туркмения;
  10. Таджикистан;
  11. Украина.

Основные направления деятельности Комитета

Конечно, при столь обширной территории, охватываемой странами-участниками, деятельность комитета очень разнообразна. Остановимся на основных ее направлениях.

Проведение сертификации производства авиационной техники

Для обеспечения безопасности и летной годности была создана нормативная база для проведения поэтапной сертификации, адаптированная под многие мировые стандарты.

Именно по ней сертифицируются не только самолёты и авиадвигатели стран-участников, но также их элементы. По прохождении данной процедуры выдается единый сертификат, действующий и признаваемый на территории этих стран, но также в следующих государствах:

  • Канаде;
  • Иране;
  • Индии;
  • Китае;
  • Европейском Союзе;
  • Бразилии;
  • Египте;
  • Мексике;
  • Индонезии и других.

Оценка и сертификация аэродромов, а также их оборудования

Созданная база правил, одобренная всеми странами, состоящими в межгосударственном комитете, позволяет ему выдавать сертификаты на все типы аэродромов, принимаемые на всей территории деятельности данной структуры.

Проведение независимых расследований

Расследование авиакатастроф МАК проводит при их возникновении со всеми авиалайнерами стран-участников, причем не только на их территории, также за ее пределами. Главным принципом является независимость проводимых исследований, как рекомендуется в международной практике.

Осуществление координации развития гражданской авиации

Формирование и осуществление межгосударственной политики, создание экономической заинтересованности, доступной конкурентной способности является наиболее значимой частью работы МАК. Сюда входят такие направления по вопросам сотрудничества:

  • подготовка специалистов высокого уровня;
  • разработка тарифной политики;
  • упрощение таможенных процедур;
  • взаимодействие в чрезвычайных ситуациях;
  • авиамедицина;
  • противостояние авиационному терроризму и другое.

Здание штаб-квартиры в Москве

Ограничение деятельности и лишение многих полномочий

Более 23 лет проводил международный авиационный комитет расследования происшествий, сертификацию авиалайнеров, аэродромов и авиакомпаний. Но после определенных обстоятельств, в конце 2015 года по постановлению Правительства России практически вся деятельность по сертификации была передана Минтрансу и Росавиации, а МАК лишен своих полномочий. Несмотря на это Комитет продолжает свою работу.

Причины проявления недоверия

Одним из направления работы МАК стало проведение расследований авиационных катастроф. Именно недоверие к результатам этих расследований явилось причиной ограничения и перераспределения полномочий комитета между другими структурами Российской авиации. Рассмотрим некоторые из них.

1997 год, маршрут Иркутск-Фанранг

После взлета самолет упал на жилой квартал, а причиной стал отказ от работы сразу трех двигателей из четырех. МАК указал основной причиной перегруз авиалайнера вместе с ошибкой пилота. Также он немногим ранее проводил сертификацию этого судна. Эксперты же сходятся во мнении что основная причина падения – неисправность двигателей.

Ту-154М на Крымском полуострове

Осенью 2001 года при совместных военных учениях на Крымском полуострове украинской ракетой был сбит самолет авиакомпании «Сибирь». Несмотря на выводы МАК, суд Киева отклонил иск перевозчика о возмещении ущерба, апеллируя их недостоверностью. В итоге финансовые вопросы так и не решены на сегодняшний день.

МАК показал, как расшифровывают самописцы

Маршрут Ереван - Сочи 2006 год

Более 120 человек погибли при крушении авиалайнера Армавиа над Черным морем. Межгосударственный комитет основной причиной указывает неадекватные действия пилотов. Эксперты же указывают на отсутствие в отчете комитета сведений о качестве метеорологического оборудования аэродрома, что могло стать основной причиной данной катастрофы.

Рейс из Польши 2010 год

Правительственный самолет из Варшавы потерпел крушение в Смоленске с 96 пассажирами на борту. Несмотря на участие в расследовании иностранных специалистов, МАК в своем итоговом отчете основной причиной катастрофы указывает неверные действия пилотов, их недостаточную подготовку. Польская группа, вместе с другими экспертами, указывают на технические недостатки аэродрома «Северный» в Смоленске.

Основные претензии к МАКу

В своей книге летчик-испытатель В. Герасимов освещает ряд основных претензий к работе межгосударственного комитета при расследовании авиакатастроф, ставших основными причинами для ограничения данной деятельности:

  • затягивание сроков расследования, вплоть до нескольких лет;
  • проведение сертификации судов и расследование причин крушения одной и той же организацией приводит к недостоверности и неэффективности выводов;
  • аффилированность уполномоченного лица может привести к конфликту интересов;
  • дипломатический статус не дает возможности привлечь сотрудников комитета к ответственности за нарушения, допущенные во время проводимого расследования.

Вконтакте