Международный контроль за соблюдением прав человека пдф. Международные контрольные механизмы и процедуры в области прав человека. Фактически все главные и значительное число вспомогательных органов ООН в той или иной степени занимаются вопросами, касающим

Контрольные механизмы представляют собой определенные организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т. д.). Не следует отождествлять международные контрольные механизмы и процедуры. В отличие от международных контрольных механизмов, процедуры представляют собой порядок и методы изучения соответствующей информации и реагирования на результаты такого изучения.

В рамках одного контрольного органа могут использоваться различные процедуры.

Процедуры, применяемые международными организациями, могут использоваться без какого-либо контрольного механизма, например Комиссией ООН по правам человека на ее пленарных заседаниях.

Лица, которые входят в состав того или иного контрольного механизма, чаще всего действуют в личном качестве, т. е. не отвечают перед своими правительствами за свою деятельность и не получают от них никаких указаний. Они действуют в составе этих механизмов самостоятельно в качестве экспертов, судей и т. д.

Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть коллективными органами – комитеты, группы и т. д. А также могут быть органами единоличными – специальные докладчики.

Коллективные органы принимают решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно они не носят обязательного характера, выражая лишь мнение соответствующего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, общие или конкретные). Иногда их даже нельзя назвать решениями (например, выводы специальных докладчиков, хотя в конце они, как правило, содержат рекомендации). Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения Европейского суда по правам человека). В конечном счете все зависит от мандата, которым наделен контрольный орган.

Международные механизмы в области защиты прав человека не всегда справляются со стоящими перед ними обязанностями. Они порой дублируют друг друга, требуют излишних финансовых расходов, приводят к принятию не всегда объективных решений. Однако их создание и увеличение их количества – отражение объективных тенденций международной жизни. Поэтому на данном этапе на первый план выступает необходимость их совершенствования и рационализации.

Иногда наблюдается сочетание в одном органе контрольных механизмов, предусмотренных договорами по правам человека и созданных международными организациями. Так, согласно пакту об экономических, социальных и культурных правах доклады участников о выполнении ими его положений направляются через Генерального секретаря ООН в ЭКОСОС. Такой контроль стал возможен только после согласия ЭКОСОС принять на себя контрольные функции, так как ЭКОСОС – орган ООН, а не орган, созданный Пактом.

Сходная правовая ситуация возникла при учреждении группы трехконтрольного механизма за осуществлением Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г. Группа трех назначается ежегодно председателем Комиссии по правам человека из числа членов Комиссии, которые являются также представителями государств – участников Конвенции.

Контроль и надзор – важнейшие функции органов контрольной власти всякого государства. В задачи контроля и надзора не входит установление общих правил поведения, осуществление организаторской работы, расследование конкретных уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров; это характерно для органов законодательной, исполнительной и судебной власти соответственно.

Сущность контроля состоит:

а) в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

б) в получении достоверной информации о состоянии законности и дисциплины;

в) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

г) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;

д) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Посредством контроля выясняется, соответствует ли деятельность подконтрольных органов, должностных лиц установлениям правовых норм, причем этот контроль может быть общим и специальным, а также предварительным, текущим и последующим. Тем самым, к основным контрольным мерам относятся: -

наблюдение за деятельностью подконтрольных органов (государств – со стороны соответствующих международных институтов); -

получение в установленном порядке и форме необходимой и достаточной достоверной информации о состоянии законности в деятельности подконтрольных объектов; -

констатация фактов нарушений законности в установленном порядке и форме (административные протоколы, акты ревизий и др.); -

анализ причин и условий, способствовавших нарушению законности и выдвижение предложений (рекомендаций) по их устранению; -

выработка предложений для компетентных органов по привлечению виновных в нарушении законности к юридической ответственности в различных формах (информационных писем, докладов, аналитических записок и др.), на основе которых этими органами, а также государствами, международными органами и организациями могут быть приняты соответствующие решения – правоприменительные акты.

Надзор как разновидность контрольной деятельности состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицам и за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах объектами, организационно им не подчиненными. К функциям надзора, помимо общих контрольных относятся, в частности, такие, как применение мер правового (уголовного, административного, гражданско-правового и др.) воздействия к физическим и юридическим лицам; проверка специальных правил на поднадзорных органам надзора объектах и др.

Конституционный контроль является наиболее важным видом государственного контроля. Наличие эффективного конституционного контроля – необходимый атрибут и одновременно важнейший элемент правового государства. Главной общей целью органов конституционного контроля является защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции государства на всей его территории.

Основной задачей конституционного контроля выступает проверка соответствия нормативных правовых актов, прежде всего и главным образом, законодательных актов, принципам, нормам и положениям Конституции – Основного Закона общества и государства. В этом смысле говорится о конституционном нормоконтроле.

В правовой науке выделяются две основных формы конституционного нормоконтроля – абстрактный и конкретный.

Абстрактный контроль означает проверку конституционности акта или его отдельного положения вне связи с каким-либо конкретным делом, то есть он абстрагируется от таких дел. Только абстрактным может быть предварительный конституционный контроль.

Конкретный контроль означает проверку конституционности акта или его отдельного положения в связи с конкретным делом, рассматриваемым судом или иным органом, в котором этот акт или правоположение применяется и возник вопрос о его конституционности. Конкретный нормоконтроль всегда последующий, но последующий контроль может быть и абстрактным.

Заметим, что в различных странах система конституционного нормоконтроля устроена по-разному. Так, абстрактный контроль отсутствует в США, тогда как во Франции возможен только абстрактный контроль. В Германии же существуют обе формы.

Еще по теме § 2. Конституционный контроль за соблюдением прав человека в России: задачи, функции, виды:

  1. Правовые основы осуществления контроля за нотариальной деятельностью
  2. § 3 Конституционно-правовые основы контроля в сфере нотариальной деятельности
  3. § 2. Учет, регистрации, экспертиза нормативных правовых актов в деятельности органов Министерст ва юстиции Российской Федерации
  4. 4. Преступления, нарушающие общие правила безопасности. Характеристика отдельных видов преступлений против общественной безопасности

Хотя международные организации и органы уже в течение десятилетий занимаются вопросами прав человека, очевидно, что успехов в этом направлении можно добиться только при эффективном международном контроле за их фактическим соблюдением.

В Секретариате ООН до 1997 г. был Центр по правам человека, занимавшийся, в частности, и сбором информации из различных источников о положении с правами человека в мире. С 1997 г. его функции перешли к Отделу Верховного комиссара ООН по правам человека.

При нем и под эгидой Комиссии ООН по правам человека действует процедура рассмотрения частных жалоб на основе резолюции № 1503 от 27 мая 1970 г. Экономического и Социального Совета. Эта процедура имеет ряд особенностей. Она является универсальной, поскольку не зависит от согласия государств, ею может воспользоваться гражданин любого государства.

В то же время, для того чтобы жалоба была рассмотрена, она должна отвечать некоторым определенным минимальным требованиям, при несоблюдении которых она будет признана неприемлемой.

Эта процедура – не судебная, и рассмотрение таких жалоб не имеет по существу серьезных последствий для соответствующих государств. Однако такое рассмотрение важно для определения ситуаций, когда имеют место систематические и грубые нарушения прав человека.

В 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара по правам человека. Этот вопрос дебатировался в ООН в течение нескольких десятилетий, но еще рано говорить о том, приведет ли деятельность комиссара, которым в настоящее время является бывший президент Ирландии М. Робинсон, к действительному улучшению прав человека в мире.

Контрольные механизмы по мониторингу состояния прав человека в тех или иных областях действуют и в специализированных учреждениях ООН. Наиболее последовательно эта работа ведется в МОТ, которая регулярно отслеживает через свои контрольные органы положение с соблюдением трудовых прав в тех или иных странах.

Развитой системой контрольных органов по правам человека обладает Совет Европы, в основе которой осуществлялась деятельность Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. В ноябре 1998 г. вступил в силу Протокол № 11 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, предусматривающий упразднение Комиссии и Суда и создание на их основе единого Европейского суда по правам человека.

В соответствии с этим Протоколом установлено безусловное право подачи петиций частными лицами. Теперь не надо будет ждать особого заявления государств-членов Совета Европы по этому вопросу, как это имело место до настоящего времени.

Благодаря большой практике рассмотрения жалоб Европейский суд по правам человека стал значительным фактором правового развития и совершенствования системы защиты прав человека в Европе, а созданное им прецедентное право может использоваться государствами, недавно ставшими членами Совета Европы, и, в частности, Россией, для совершенствования своего законодательства и правоприменения.

Как уже отмечалось, принципы и нормы в области соблюдения прав человека формулируются в документах как универсального, так и регионального характера. К региональным организациям, занимающимся правами человека , относятся Организация американских государств, Совет Европы, Организация африканского единства, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Организация "Исламская конференция".

На Американском континенте действует ряд документов конвенционного характера по правам человека, среди которых центральное место занимает Межамериканская конвенция о правах человека.

Африканские страны, подчеркивая свою специфику развивающихся государств, приняли, в частности, Африканскую хартию прав человека и народов.

1. инсти­тут международной защиты прав человека- система международных органов и процедур универсального и регио­нального характера, функционирующих в направлении разработки меж­дународных стандартов в области прав и свобод человека и осуществле­ния контроля за их соблюдением государствами.

В структурном отношении институт международной защиты прав че­ловека состоит из международных органов, созданных в рамках между­народных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, Совет Европы, ОБСЕ, СНГ, ОАГ, Африканский Союз), и конвенционных органов, созданных на основе универсальных и региональных соглашений по правам человека.

К функциям международной защиты прав человека относится: разработка деклараций-рекомендаций; кодификационная деятельность (разработка международных стан­дартов по правам человека); контроль за соблюдением государствами международных стандар­тов по правам человека.

Функции международной и национальной защиты прав человека разграничены следующим образом: на международном уровне разра­батываются международные стандарты (обязательства) в области прав человека и действуют органы контроля за их соблюдением, на нацио­нальном уровне государства приводят свое законодательство в соответ­ствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение.

Под международным контролем понимается согласованная деятель­ность государств или международных организаций по проверке соблю­дения государствами принятых на себя обязательств с целью обеспече­ния их выполнения. Цель международного контроля состоит не в принуждении или применении санкций к государствам, а лишь в проверке соблюдения положений междуна­родных соглашений. Одна из основных задач органов контроля - ока­зание содействия и помощи государствам в выполнении ими между­народных обязательств путем принятия соответствующих решений и рекомендаций. Международный контроль за соблюдением прав и свобод человека характеризуется наличием специальных международных контрольных механизмов и процедур за соблюдением прав и свобод человека. Кон­трольные механизмы представляют собой определенные организацион­ные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т. д.), а процедуры - порядок и методы изучения соответствующей ин­формации и реагирования на результаты такого изучения.

Контрольные механизмы имеют различную юридическую природу:

Конвенционные, т. е. такие международные контрольные механиз­мы и процедуры, которые учреждаются на основе международных со­глашений по правам человека;

Внедоговорные - создаются и функционируют в рамках ряда меж­дународных организаций (ООН, МОТ, ЮНЕСКО и др.). Последние, в свою очередь, подразделяются на уставные (предусмотренные учреди­тельными актами организаций) и специальные.

По территориальной сфере действия международные контрольные механизмы и процедуры подразделяются на универсальные и региональные. Исходя из формы осуществления контроля, все международные ор­ганы можно разделить на судебные иквазисудебные. По юридической силе принимаемых решений (заключений, резо­люций) все международные контрольные органы подразделяются на те, чьи решения обязательны для государства, которо­му они адресованы (решения судебных контрольных органов), и орга­ны, заключения которых носят рекомендательный характер (комитеты, комиссии, вспомогательные органы междуна­родных организаций).

Международный контроль за соблюдением прав и свобод человека осуществляется в следующих формах: рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области; рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нару­шения таких обязательств; рассмотрение индивидуальных жалоб от отдельных лиц, групп лиц, неправительственных организаций на нарушения их прав со стороны государства; изучение ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека (специальные рабочие группы, докладчики).

Универсальный механизм международного контроля в области прав человека, рассматриваемый в рамках данной темы, представляет собой совокупность внедоговорных и договорных (конвенционных) органов международного контроля.

Контрольные механизмы представляют собой определенные организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т. д.). Не следует отождествлять международные контрольные механизмы и процедуры. В отличие от международных контрольных механизмов, процедуры представляют собой порядок и методы изучения соответствующей информации и реагирования на результаты такого изучения.

В рамках одного контрольного органа могут использоваться различные процедуры.

Процедуры, применяемые международными организациями, могут использоваться без какого-либо контрольного механизма, например Комиссией ООН по правам человека на ее пленарных заседаниях.

Лица, которые входят в состав того или иного контрольного механизма, чаще всего действуют в личном качестве, т. е. не отвечают перед своими правительствами за свою деятельность и не получают от них никаких указаний. Они действуют в составе этих механизмов самостоятельно в качестве экспертов, судей и т. д.

Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть коллективными органами – комитеты, группы и т. д. А также могут быть органами единоличными – специальные докладчики.

Коллективные органы принимают решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно они не носят обязательного характера, выражая лишь мнение соответствующего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, общие или конкретные). Иногда их даже нельзя назвать решениями (например, выводы специальных докладчиков, хотя в конце они, как правило, содержат рекомендации). Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения Европейского суда по правам человека). В конечном счете все зависит от мандата, которым наделен контрольный орган.

Международные механизмы в области защиты прав человека не всегда справляются со стоящими перед ними обязанностями. Они порой дублируют друг друга, требуют излишних финансовых расходов , приводят к принятию не всегда объективных решений. Однако их создание и увеличение их количества – отражение объективных тенденций международной жизни. Поэтому на данном этапе на первый план выступает необходимость их совершенствования и рационализации.

Иногда наблюдается сочетание в одном органе контрольных механизмов, предусмотренных договорами по правам человека и созданных международными организациями. Так, согласно пакту об экономических, социальных и культурных правах доклады участников о выполнении ими его положений направляются через Генерального секретаря ООН в ЭКОСОС. Такой