Многоликий «Бумеранг»: как новая боевая машина стала платформой для семейства техники Сухопутных войск. БТР Бумеранг: история создания и подробное описание Перспективы дальнейшей модернизации

5:05 / 13.02.16
БТР «Бумеранг» - одна из лучших машин в своем классе

В понедельник было официально объявлено о начале испытаний новейшего бронетранспортера на платформе «Бумеранг». Федеральное агентство новостей выяснило, каковы перспективы этой боевой машины.

Если быть точным, то «Бумеранг» - это унифицированная колесная платформа, а БТР на ее базе имеет обозначение К-16. На ней же разработана боевая машина пехоты (БМП К-17), должны также появиться боевая машина с тяжелым вооружением (БМТВ, которую еще называют «колесным танком»), разведывательная машина и другая техника.

«Бумеранг» / Фото: rusplt.ru

Как и прочие новейшие российские бронемашины, эта линейка будет являться своего рода конструктором – к примеру, ее боевой модуль «Бумеранг-БМ» предполагается устанавливать и на тяжелобронированную БМП Т-15 «Барбарис» на гусеничной платформе «Армата».

Первые «Бумеранги» появились в 2013 году и были открыто показаны на прошлогоднем Параде Победы. Подробные ТТХ пока не приводятся – известно только, что на этой платформе установлен 510-сильный двигатель, который позволит развивать скорость по шоссе до 100 км/ч. Запас хода составит 800 км. Вес машины составляет примерно 20-25 тонн. Вооружение будет зависеть от ее типа, но основу (собственно модуль «Бумеранг-БМ») составят 30-мм автоматическая пушка 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТМ и два сдвоенных противотанковых ракетных комплекса «Корнет».

Разработчиком «Бумеранга» является «Военно-промышленная компания» («ВПК»). Непосредственно производство будет вестись на входящем в состав «ВПК» Арзамасском машиностроительном заводе, где строились последние советские БТР, а в современной России к ним добавились бронеавтомобили «Тигр» и иная бронетехника.

По словам гендиректора «ВПК» Александра Красовицкого, «Бумеранг» – это «неубиваемая боевая машина со свойствами подвижности, огневой мощи, защищённости и командной управляемости, превышающими по ряду показателей лучшие зарубежные аналоги».


Виктор Мураховский / Фото: s019.radikal.ru

ФАН попросило прокомментировать данное утверждение военного эксперта, главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Виктора Мураховского.


– Виктор Иванович, согласны ли вы с тем, что эта машина «неубиваемая», и что вообще можете про нее сказать?

– Чудо-оружия в мире, конечно, не существует – равно как и неубиваемой техники. А так – машина перспективная, одна из лучших в своем классе. Существенно увеличен в ней уровень защиты, как от мин, так и от огня из тяжелого оружия. Плюс у нее дистанционно управляемый модуль вооружения, который позволяет достаточно гибко и быстро выбирать вооружение в зависимости от решаемой задачи. Кроме того, надо отметить, что уровень комфорта для десанта и экипажа обеспечен такой, какого ранее в образцах нашей техники не встречалось.

Ну и отмечу то, что платформа сама по себе унифицированная. Это позволяет делать на ее базе не только бронетранспортеры, но и командно-штабные, санитарные, инженерные машины. Размещать там различные модули вооружения – например, инженерного или противовоздушной обороны. Я думаю, что это позволит выпускать широкую линейку на основе данной платформы, и что эта платформа будет в перспективе служить десятки лет.


– А что насчет непосредственно перспектив производства? Когда уже начнут, может, будут за рубеж поставлять?

– «Бумеранг» входит в серию техники нового поколения вместе с «Арматой» и «Курганцем». В этом году вся эта техника проходит опытно-войсковую эксплуатацию, предварительные испытания. Я думаю, может, или в конце текущего года, или в следующем году пройдут государственные испытания. После этого должен быть подписан акт принятия на вооружение, а потом – постановка на серийное производство. То есть, не ранее конца 2017-го – начала 2018 года.

В настоящее время основным бронетранспортером, на котором передвигается российская пехота, является БТР-80 и его модификация, БТР-82 . Это неплохие машины, которые неоднократно проверены в разных конфликтах, но они уже устарели. Уже сегодня Сухопутным войскам России требуется новый бронетранспортер. Это должна быть принципиально новая машина, а не очередная модернизация старых советских образцов.

Одной из главных интриг парада Победы , который прошел в 2019 году, был показ новейшего бронетранспортера «Бумеранг», слухи о нем уже несколько лет циркулируют на страницах разнообразных СМИ. Незадолго перед мероприятием военные слегка приоткрыли завесу тайны над новой машиной, но очень много деталей остается неизвестными до сих пор. Пока мы практически не знаем ТТХ новой машины.

На самом деле, БТР «Бумеранг» должен стать не только новой машиной, а настоящей унифицированной платформой, на базе которой создадут новые образцы бронетехники. Разработкой «Бумеранга» занимается ООО «Военно-промышленная компания», она же будет и выпускать эти машины.

Путь к рождению новой машины был долгим и непростым. При разработке «Бумеранга» был использован опыт создания нескольких бронетранспортеров.

История создания

«Бумеранг» является продолжением двух проектов по созданию нового БРТ, которые велись в России на протяжении последних лет. Первоначально проект назывался «Гильза» и в нем активно использовались наработки, полученные во время создания БТР-90 «Росток».

Российские военные отказались от обеих машин, мотивируя это тем, что эти бронетранспортеры не отвечают их требованиям. На машине, которая создавалась в ходе реализации проекта «Гильза», планировали разместить силовую установку в средней части корпуса, поставить модуль вооружения, сходный с тем, что стоит на БТР-82 и применить систему динамической защиты. Однако, машина получилась не слишком удачной: пространство внутри корпуса получилось очень тесным, возможностей для дальнейшей модернизации у нее не было. Но опыт работы над этими проектами весьма пригодился в разработке «Бумеранга»: все удачные конструкторские решения были перенесены на новую машину. Однако, несмотря на это, «Бумеранг» является абсолютно новой машиной, он не является глубокой модернизацией советских образцов.

Впервые официальная информация о разработке в России принципиально нового бронетранспортера появилась в 2010 году. Об этом заявил командующий Сухопутных войск Александр Постников.

Одной из основных проблем БТР-80 был довольно слабый уровень защиты, особенно от мин и фугасов. Поэтому бойцы предпочитают передвигаться сверху на машине, а не внутри ее. Именно слабость противоминной защиты являлась одной из основных причин начала работы над новым бронетранспортером. Модернизировать старые советские бронетранспортеры в этом направлении не представлялось возможным, они полностью исчерпали свой модернизационный ресурс. Нужно было создавать БТР с новой формой корпуса, новой компоновкой и броней, сделанной из современных материалов. При создании «Бумеранга» особое внимание было уделено именно защите экипажа и десантников от мин и фугасов.

Также большую опасность в современном бою представляют различные противотанковые средства. Разработчики машины особое внимание уделили защите БТР от кумулятивных боеприпасов.

БТР «Бумеранг» был впервые показан на закрытой презентации, которая состоялась в 2013 году. Широкой публике машина была показана во время парада Победы в 2019 году. Серийные поставки новой техники планируют начать в 2019 году.

Описание машины

Сегодня мы не имеем исчерпывающей информации о характеристиках БТР «Бумеранг». Есть только разрозненная информация. Основываясь на ней, мы попытаемся представить вам новый бронетранспортер.

Известно, что вес новой машины составляет около 20 тонн, при этом некоторые из модификаций, созданные на базе «Бумеранга», будут весить до 25 тонн, благодаря усилению броневой защиты. Силовое отделение находится в носовой части машины, увеличивая защищенность бронетранспортера от подрывов и фронтального огня противника. Люк для десантирования находится в кормовой части – самой защищенной во время боя. Значительно увеличен объем десантного отсека, по сравнению с машинами, разработанными в СССР. В те времена не практически использовали бронежилеты , поэтому бойцам требовалось меньше места. Современный солдат имеет гораздо больше оружия и амуниции, поэтому и места ему необходимо больше. Да и времени для того, чтобы покинуть более просторную машину необходимо меньше, поэтому в данном случае размер – это не только вопрос удобства, но еще и безопасности.

При создании БТР «Бумеранг» была использована многослойная броня, в состав которой входит керамика. Такой тип брони намного эффективнее обычной гомогенной и он никогда ранее не использовался при создании легкой бронетехники. Обычно ее используют при создании танков. Основной отличительной чертой многослойной брони является ее высокая эффективность против кумулятивных боеприпасов. По техническому заданию, лобовая броня «Бумеранга» должна противостоять огню малокалиберной артиллерии, машина должна выдерживать попадание противотанковой гранаты с любой стороны, а также огонь крупнокалиберного пулемета.

Какой именно двигатель использован для создания БТР «Бумеранг» — пока неизвестно, мы не знаем его мощность и другие характеристики силовой установки. Одно следует сказать уверенно – этот двигатель однозначно мощнее, чем на БТР-80. Учитывая довольно серьезный вес «Бумеранга», на нем должен стоять и более мощный двигатель. Скорее всего, мощность будет более 600 лошадиных сил.

Новый бронетранспортер сохраняет традиционную колесную формулу 8х8. Он может плавать, движение по воде обеспечивают водометные двигатели, установленные на задней части корпуса. Информации о скорости, которую сможет развивать новая машина, пока нет.

Та машина, которую можно было видеть на параде в Москве, имеет на вооружении 30-мм автоматическую пушку 2А42, пулемет ПКТ и противотанковый ракетный комплекс, стреляющий управляемыми ракетами «Корнет ». Вооружение собрано в единый боевой модуль, который управляется дистанционно. Боекомплект автоматической пушки составляет 500 снарядов. Вести огонь может, как командир машины, так и оператор-наводчик. Боекомплект надежно изолирован от членов десантной группы и экипажа.

Однако, пока мы видели только один вариант вооружения, которое можно установить на «Бумеранг». Данная боевая платформа может оснащаться различными видами вооружения.

На базе этой «Бумеранга» планируют создать мобильный противотанковый комплекс, БМП, колесный танк, бронетранспортер, множество видов специальных транспортных средств. Все они будут отличаться своим вооружением.

Вероятно, на бронетранспортере будут установлены новейшие системы наблюдения и управления огнем. Скорее всего, эти машины будут включены в единую систему управления тактического уровня, которая позволит командиру видеть машины на поле боя онлайн.

Пока тяжело дать окончательную оценку новой машине. Ожидаем появления официальной информации о ее ТТХ и ее стоимости.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Информация о том, что 9 мая на параде покажут новую российскую колесную универсальную платформу «Бумеранг» появилась в официальной прессе уже в марте. Тогда же заместитель председателя военно-промышленной комиссии при президенте РФ Олег Бочкарев сообщил в интервью РИА «Новости» о том, что на базе этой платформы будет создан и отечественный «колесный танк».

Подобную машину российского производства ждали все, и только происшествие с перспективным гусеничным танком «Армата» (то ли случайно, то ли специально заглохшего напротив трибуны мавзолея на репетиции парада) отвлекло внимание общественности от «Бумеранга».

Между тем, наличие колесных танков на вооружении других армий (Maneuver Combat Vehicle в Японии, Stryker M1128 MGS в США, AMX-10RC во Франции, PTZ-09 в Китае и т.д.) постоянно подталкивало российских инженеров к созданию аналогичных машин.

Однако вернемся к нашему «Бумерангу». Это современная колесная платформа средней массы (24 тонны), с колесной формулой 8х8 и уровнем защиты БМП-MRAP. На ее базе планируется создать бронетранспортер, колесную боевую машину пехоты и тот самый колесный танк, вооруженный 125-мм пушкой, разработанной для танка «Армата», размещенной в необитаемой и полностью автоматизированной башне. В частности, это позволит уменьшить силуэт всей машины. Кроме того, вполне возможно, что колесный танк по прицельному комплексу и средствам активной защиты будет полностью унифицирован с новым основным боевым танком.

Предшественником «Бумеранга» называют БТР-90 «Росток» (ГАЗ-5923), «невезучую» машину, которую разрабатывали почти 20 лет, официально приняли на вооружение, но так и не запустили в серию. К слову, на базе БТР-90 разрабатывали и колесный танк 2С28 "Спрут-К", вооруженный 125-мм орудием 2А75 от гусеничной самоходно-артиллерийской установки 2С25 "Спрут-СД". Но раз уж вся платформа не пошла в серию, крест поставили и на колесном «Спруте». Тем более логично, что на новую машину устанавливают новую пушку, хоть и такого же калибра.

Таким образом, колесный танк "Бумеранг" по своей огневой мощи сравняется с современным Т-90А. А учитывая, что по своей проходимости колесная техника в последние годы составляет серьезную конкуренцию гусеничной (а по скорости и запасу хода намного ее превышает), название «танк» в данном случае почти не является преувеличением.

«То есть как? – спросит тут же внимательный читатель, - выходит, колесный танк – не совсем танк?» Ну да, мы вынуждены признать, что при всей нашей любви к колесам, все эти прекрасные современные машины – «не совсем настоящие» танки. И главное их отличие – более легкое, в сравнении с «классическими» гусеничными машинами, бронирование (при аналогичном вооружении и почти такой же проходимости). Скажем так: колесные танки пришли на смену легким танкам. А заменят ли они средние и тяжелые машины – покажет ближайшее, или не очень ближайшее, будущее.

Итак, «Бумеранг» выдерживает попадание противотанковой гранаты или ракеты, выпущенной из переносного комплекса с любого ракурса, а также обеспечивает защиту от снарядов малокалиберной артиллерии, выпущенных в лобовую броню и крупнокалиберных пулеметов – в бортовую. Броня будет модульной, состоящей из съемных бронекерамических плит, решеток для борьбы с кумулятивными снарядами и динамической защиты. Подобно многим легким танкам, машина будет плавающей.

Серийное производство "Бумеранга" намечено на 2019 год, массовые поставки в войска - на 2019-2020 годы. Первоначальное название ВПК-7829 говорит о том, что разработку курирует ООО «Военно-промышленная компания» (а это значит, что производство, скорее всего, будет организовано на находящемся под его управлением «Арзамасском машиностроительном заводе»).

Стоит упомянуть, что ряд СМИ в свое время сообщал: проектирование платформы «Бумеранг» начинала по заказу российской стороны ирландская компания Timoney Technology. Но даже если это действительно так, то сегодня международная кооперация прервана в связи с режимом санкций в отношении России, и дорабатываться «Бумеранги» будут исключительно российскими специалистами.

Из технических характеристик новой машины, во многом засекреченной, мало что известно. В открытых источниках говорится, что двигатель (дизельный УТД-32ТР с турбонаддувом, мощностью 510 л.с.) расположен в передней части «Бумеранга». Такая компоновка позволяет десанту (в варианте БМП и БТР) загружаться и покидать машину с кормы. При этом боекомплект и вооружение полностью изолированы как от десанта, так и экипажа – это достигается полностью автоматизированной системой вооружения. Скорость по шоссе составляет около 100 км/час, на плаву – 12 км/час, запас хода по шоссе – 800 км.

Если же вспомнить о том, что предшественником «Бумеранга» является БТР-90, то можно предположить: многие разработки перекочевали в новую машину именно оттуда. В частности, нет сомнения в том, что подвеска будет полностью независимой для всех колес, с полным приводом и системой Run Flat. БТР-90 умел разворачиваться на месте, подобно настоящему танку, благодаря возможности вращения колес разных бортов в противоположные стороны – скорее всего, «Бумеранг» унаследовал и это умение.

На прошлой неделе начался финальный этап испытаний бронетранспортера, созданного на колесной платформе «Бумеранг». В конце этого года опытные образцы БТР, получившего наименование К-16, поступят в армию, и машина будет принята на вооружение. В 2017 году на Арзамасском машиностроительном заводе будет запущено серийное производство. Удовлетворена потребность армии в этой уникальной разработке будет лишь к концу десятилетия, поскольку К-16 может эксплуатироваться во всех родах войск за исключением разве что Военно-космических сил.

Разработка абсолютно новая. И, как говорят создатели БТР, принципиально отличающаяся от стоящих на вооружении машин данного класса. Головным разработчиком платформы «Бумеранг» в начале этого десятилетия была выбрана «Военно-промышленная компания» («ВПК»). ТЗ было сформулировано предельно жестко. Прежде всего, было необходимо обезопасить БТР и прочие боевые машины, создаваемые на платформе «Бумеранг», от подрыва мин. У прежних аналогичных БТР и БМП это было самое уязвимое место. Поэтому бойцы предпочитали перемещаться не внутри корпуса, а на верху, на броне. Компания «ВПК» эту задачу решила в полной мере.

Также были повышены требования к бронированности. Используя новые материалы и оптимальную геометрию, разработчики добились непробиваемости брони как стрелковым оружием, так и мелкокалиберными снарядами, а также осколками крупнокалиберных.

«Бумеранг», имеющий четырехколесную формулу, — амфибия. Обладая 510-сильным дизельным двигателем, он способен перемещаться по сильно пересеченной местности. На шоссе же развивает скорость в 100 км/ч, имея запас хода 800 км. Преодолевает водные преграды, будучи оснащен двумя водометами. Причем способен плавать при значительном волнении. На этот случай имеет возвышающиеся над корпусом воздухозаборники, шноркели, обеспечивающие воздухом герметично закрываемый двигатель и внутренние отсеки. В связи с чем боевые машины на базе «Бумеранга» могут использоваться как в Сухопутных войсках, так и в Военно-морском флоте для обслуживания подразделений морского десанта.

Специалисты, имевшие возможность «пощупать» БТР К-16, утверждают, что в нем достигнут такой уровень комфорта, которого в машинах предыдущего поколения не существует. Двигатель с отсеком управления находятся впереди машины, а десант загружается или же высаживается сзади — через кормовую аппарель. Тем самым бойцы находятся под защитой корпуса. Также имеются люки на крыше корпуса.

Впервые макет платформы «Бумеранг» был представлен руководству страны и представителям Министерства обороны в 2013 году. А опытные образцы впервые прошли по Красной площади 9 мая 2015 года — в год 70-летия Победы.

На платформе «Бумеранг» к настоящему времени построены две боевые машины различного предназначения. Бронетранспортер К-16 и боевая машина пехоты К-17. Предполагается поставить на платформу весь «джентльменский набор» — командную машину, разведывательную, РЭБ, самоходную артиллерийскую установку, санитарную машину, ремонтную… Все это многообразие требует использования оптимального вооружения, учитывая, что 20-тонная масса платформы не позволяет установку тяжелого вооружения. Скажем, для САУ 152-мм калибр гаубицы будет явно великоват.

БТР оснащен боевым модулем «Бумеранг-БМ», разработанным в тульском КБ приборостроения. В состав используемого вооружения входят 30-мм автоматическая пушка 2А42, спаренный пулемет ПКТМ калибра 7,62 мм и два сдвоенных противотанковых ракетных комплекса «Корнет» с боекомплектом из четырех управляемых по лазерному лучу ракет.

Модуль необитаемый, стрельба ведется дистанционно как командиром машины, так и наводчиком. Это позволило, с одной стороны, повысить выживаемость экипажа, с другой — уменьшить габариты модуля и добиться более плотной компоновки размещаемого в нем оборудования. Помимо непосредственно оружия в «Бумеранге-БМ» размещаются системы наведения с телевизионным и тепловизорным каналами, аппаратура определения состояния атмосферы. Есть блоки, назначение которых не разглашается. По мнению экспертов, в них могут содержаться системы радиоэлектронной борьбы или оптико-электронного противодействия.

Максимальная дальность стрельбы пушки — 4000 метров. В боекомплект из 500 снарядов входят 160 бронебойно-трассирующих и 340 осколочно-фугасных. В коробе пулемета уложено 2000 патронов, дальность прицельной стрельбы составляет 1500 метров. При этом пушка со стволом, перемещающимся на угол возвышения до 70 градусов, имеет возможность вести огонь и по воздушным целям.

Противотанковые ракеты, расположенные по бортам боевого модуля в транспортно-пусковых контейнерах, способны преодолевать расстояние от 8000 до 10000 м в зависимости от модификации.

Есть сведения о том, что «Бумеранг-БМ» будет устанавливаться не только на одноименном БТР, но и на колесной бронеплатформе «Курганец-25», и даже на некоторых вариантах вооружения тяжелой гусеничной платформы «Армата». В то же время КБ приборостроения постоянно развивает направление боевых модулей. Существуют планы создания к концу десятилетия нового БМ «Эпоха», который станет глубокой модификацией «Курганца-БМ».

Что же касается БТР К-17, то в соответствии с возлагаемыми на него задачами огневой поддержки пехоты, его в первую очередь необходимо вооружить мощным боевым модулем, каковым и является «Бумеранг-БМ». Информация, поступающая в открытый доступ, крайне ограничена. А порой и противоречива. В связи с чем можно предположить, что БТР К-16 оснащен все-таки иным модулем. Это разработка нижегородского ЦНИИ «Буревестник», основывающаяся на пулемете калибра 7,62 мм. Разумеется с современной системой управления огнем. Вероятно, будут применяться отстреливыемые дымовые гранаты. А, может быть, и аэрозольные.

Следующим этапом ориентирования платформы на решение конкретных боевых задач должно стать создание самоходной артиллерийской установки калибра 120 мм и зенитной установки калибра 57 мм.

И в заключение занятная история, которая разыгралась в социальных сетях в апреле 2015 года незадолго до Парада Победы. Некий блогер, авторитетный в области бронетехники, сообщил о том, что военный ирландский журнал опубликовал статью о серьезных финансовых проблемах компании Timoney Technology, расположенной неподалеку от Дублина. И вызваны они санкциями, наложенными Евросоюзом на Россию. Ирландцы заключили в 2011 году контракт с группой компаний Дерипаски «Русские моторы» стоимостью 100 млн евро на создание для колесной платформы «Бумеранг» трансмиссии и адаптации двигателей западного производства с расчетом на выход на внешний рынок.

Когда работа была практически выполнена, грянули санкции, и ирландская компания понесла крупные убытки. При этом российские разработчики также оказались у разбитого корыта. В связи с чем участие «Бумеранга» в Параде Победа вызывает большие сомнения.

«Общественность» пришла в сильное возбуждение и начала тиражировать эту первоапрельскую шутку на полном серьезе. При этом автор шутки специально сделал в тексте несколько намеков на недостоверность информации. Например, название ирландского журнала было набрано французскими буквами. Также было вполне понятно, что Дерипаска к разработке военной техники не имеет никакого отношения.

Просмотров: 3947

БТР К-16 и БМП К-17 (ВПК-7829) - современные российские БТР и БМП. Основаны на платформе «Бумеранг».

Разработка «Бумеранга» велась не на пустом месте - активно использовался опыт, полученный при изготовлении опытных БТР-90. В ходе ОКР «Росток» и «Росток-М» была построена почти дюжина машин, отличающихся применяемыми конструктивными особенностями и техническими решениями. Несмотря на это, при создании «Бумеранга» конструкторы столкнулись со многими проблемами, которые в конечном итоге были успешно решены. Опытный образец к сентябрю 2013 г. продемонстрировали высшему руководству страны и Министерства обороны РФ на закрытой экспозиции международной выставки RAE-2013 в г Нижнем Тагиле. Было принято решение, что «Бумеранги», как и новые машины на платформах «Армата» и «Курганец-25», примут участие в Параде Победы на Красной площади в честь 70-й годовщины разгрома фашистской Германии, Для этого требовалось построить уже не одну машину, а полдюжины, и сделать все, чтобы они достойно прошли на Параде.

Основными концептуальными направлениями ОКР «Бумеранг» являлись новая компоновка колесной боевой машины с носовым расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО), эргономичное расположение десанта в кормовой части корпуса, оптимальное размещение штатного и дополнительного оборудования, оптимизация забронированного объема, применение схем дополнительной дифференцированной модульной защиты и принцип модульности конструкции. Боевые машины на базе унифицированной колесной платформы будут состоять из собственно платформы и устанавливаемого на нее оборудования, которое и определяет назначение и основные характеристики образца. Таким образом, опытные образцы колесной бронированной машины ВПК-7829 «Бумеранг» в варианте БМП К-17 прошли строем по Красной площади через пять лет после выполнения первых набросков презентаций ОКР «Гильза», а первый опытный образец увидел свет вообще через 3,5 года.

Средняя колесная унифицированная бронированная платформа «Бумеранг» с колесной формулой 8x8 предназначена в качестве базы для БТР БМП, а также семейства бронированных машин массой до 25 т подразделений боевого, технического и тылового обеспечения видов и родов войск ВС РФ. Боевые машины на базе этой платформы должны заменить используемые сейчас в мотострелковых формированиях БТР-80, БТР-80А и БТР-82А/АМ, а также обеспечить оснащение высокоманевренных формирований, в которых невозможно эксплуатировать гусеничные БМП. Общая компоновка платформы выполнена по новой схеме, по которой ранее отечественные боевые колесные машины не строились. Реализованные в конструкции машины решения обеспечивают эргономичное расположение десанта, оптимальное размещение штатного и дополнительного оборудования, а также позволяют применять новые схемы дополнительной дифференцированной модульной защиты для машин передового эшелона боевого применения.

Модульность конструкции «Бумеранга» дает возможность изменять конфигурацию конкретной машины семейства за счет включения или исключения ряда систем или комплексов - в зависимости от назначения образца и требований Заказчика. Без переделки корпуса и существенной перекомпоновки могут быть исключены (или устанавливаться дополнительно) комплексы активной защиты (КАЗ), оптико-электронного подавления (КОЭП), системы электромагнитной защиты (СЭМЗ), программно-технический комплекс (НТК), дизель-генераторная установка (ДГУ), климатическая установка и даже боевой модуль. При этом их отсутствие не нарушает работу других систем, агрегатов и узлов унифицированной платформы.

Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) располагается в носовой части бронированного корпуса машины, вдоль правого борта. Слева от него оборудовано отделение управления с рабочим местом водителя с тремя призменными приборами наблюдения. Место водителя оснащено персональным люком, бронированная крышка которого открывается вверх назад, при этом она может фиксироваться в промежуточных положениях для обеспечения движения «по-походному», предоставляя максимальный обзор водителю. В бронированной крышке люка водителя установлены два призменных прибора наблюдения. Вероятно, правый из них может выполнять функцию прибора ночного видения. Для управления машиной используются две педали (подачи топлива и тормоза) и руль с рычагом управления автоматической коробкой передач. На панели управления установлен интерактивный многофункциональный дисплей. Позади МТО и рабочего места водителя находятся места командира и наводчика-оператора, оборудование которых аналогично, поскольку реализована возможность дублирования их функций, С места командира или наводчика-оператора можно добраться по переходу до отделения управления - к месту водителя. Занимают свои места командир и наводчик-оператор через десантное отделение; персональных люков у них не имеется.

Десантное отделение рассчитано на комфортабельное размещение восьми человек в полной экипировке. Сиденья десантников антитравматические, со сдающим звеном и пятиточечными ремнями безопасности. Над десантным отделением, на крыше корпуса, монтируется комплекс вооружения в необитаемой башне (боевом модуле). Для посадки и высадки десанта в кормовом бронелисте корпуса оборудована откидная аппарель, обеспечивающая выход десанта в полном снаряжении в колонну по два, что сокращает время десантирования до 3 с. Для покидания машины в экстренных случаях в аппарели служит одностворчатая дверь, открывающаяся вправо. В ней имеется закрывающаяся амбразура для ведения огня из личного оружия десанта в заднюю полусферу. Помимо мест для размещения десанта, в этом отделении предусмотрено место для укладки личных вещей бойцов. Десантники размещаются вдоль бортов бронированного корпуса, спиной к ним. В крыше корпуса у кормового бронелиста оборудованы два прямоугольных люка; их бронированные крышки открываются вверх и в стороны бортов и стопорятся в вертикальном положении. Люки могут использоваться для наблюдения при отсутствии огня противника, а также для стрельбы из РПГ или ПЗРК без выхода из машины, например, на ходу.

Высокая работоспособность экипажа и десанта при длительном нахождении внутри машины обеспечиваются системой кондиционирования воздуха в обитаемых отделениях в комплексе со средствами очистки воздуха - ФВУ. К рабочим местам экипажа и местам расположения десантников подведены трубопроводы для подачи очищенного охлажденного или подогретого воздуха. Для наблюдения за окружающей обстановкой бойцы в десантном отделении располагают многофункциональными дисплеями, на которые могут выводиться изображения с камер круговой системы обзора, включающей семь низкоуровневых видеокамер высокого разрешения, установленных по бортам и на корме корпуса машины.

Бронированный корпус унифицированной средней колесной платформы ВПК-7829 «Бумеранг» представляет собой уникальную конструкцию. Дело в том, что в связи с постоянно меняющимися требованиями в ТЗ в ходе ОКР «Бумеранг» рассматривались различные технические решения. В конечном итоге, конструкторы пришли к выводу разработать бронированный корпус платформы, который бы удовлетворял самым противоречивым требованиям. В частности, на ВПК-7829 можно без каких-либо дополнительных доработок использовать торсионную или регулируемую гидропневматическую подвески, монтировать боевой модуль массой свыше 5 т, устанавливать дополнительные модули, обеспечивающие более высокие уровни баллистической защиты (для этого корпус по всему периметру оборудован специальными точками крепления). На машинах ВПК-7829 «Бумеранг» К-17, которые участвовали в Параде Победы в 2016 г, корпус подвергся некоторым доработкам. Так, в носовой части появились приливы, образовавшие ниши передних колес и служащие дополнительными поплавками. Между вторым и третьим колесами правого борта установлен ящик для ЗИП. Доработки корпуса завершили экстерьер машины и значительно добавили эстетичности «Бумеранга».

В зависимости от типа боевой машины на базе средней унифицированной межвидовой колесной платформы «Бумеранг» (БТР К-16 или БМП К-17) используется тот или иной боевой дистанционно-управляемый модуль (БМДУ). Кстати, весной 2015 г. первые образцы платформ «Бумеранг» начали тренировки к Параду Победы в варианте БТР Связано это было с тем, что разработчики боевых модулей для оснащения БМП не успевали поставить их в срок. Только после личного вмешательства министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу завод-изготовитель модулей доставил их на парадную площадку в Алабино и произвел монтаж на машины. На генеральной репетиции 7 мая и на Параде 9 мая 2015 г «Бумеранги» прошли в варианте БМП К-17. Через месяц на Международной выставке вооружений "Армия-2015" на закрытой экспозиции Президенту Российской Федерации В.В. Путину и Министру обороны РФ С.К. Шойгу был представлен еще один вариант БМП К-17, оснащенный другим боевым модулем.

На БМП К-17, предназначенной для транспортирования подразделения мотострелков, ведения боя из машины и огневой поддержки спешившихся стрелков, устанавливается необитаемый универсальный боевой модуль «Бумеранг-БМ» - аналог модуля «Эпоха», монтируемого на БМП Б-11 {на базе гусеничной платформы »Курганец-25»). Он разработан конструкторами тульского КБП и выполнен в виде необитаемой башни с комплексом вооружения. В качестве основного оружия в этом боевом модуле применена 30-мм автоматическая пушка 2А42 с двухленточным селективным питанием. Готовый к боевому использованию боекомплект автоматической пушки составляет 500 патронов, уложенных в две ленты: одна -со 160 патронами с бронебойными трассирующими и бронебойными подкалиберными снарядами (БТС и БПС), вторая - с 340 осколочно-фугасными зажигательными и осколочно-трассирующими снарядами (ОФЗС и ОТС}. Пушка установлена в специальном кожухе коробчатой формы, что снижает заметность машины в ИК и РЛ диапазонах. Дальность эффективной стрельбы из 2А42 по небронированным целям и живой силе противника ОФЗС и ОТС -до 4 км, по легкобронированным целям БТС и БПС - от 1,5 до 2 км, а по низколетящим тихоходным воздушным целям - до 2,5 км. Темп стрельбы из пушки переключается: может быть установлен большой - 550-600 выстр./мин., малый - 200-300 выстр./мин. и одиночными выстрелами.

В качестве дополнительного оружия в комплексе вооружения БМП К-17 используется спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТМ с боекомплектом 2000 патронов, снаряженных в одну ленту. Пулемет предназначен для борьбы с живой силой противника, небронированными огневыми и транспортными средствами при условии прямой видимости. Максимальная дальность прицельной стрельбы составляет 2000 м. В составе комплекса управляемого ракетного вооружения БМП К-17 включены две спаренные пусковые установки ПТУР противотанкового комплекса «Корнет-Д», размещенные по бортам необитаемой башни (всего четыре управляемые ракеты) и готовые к боевому применению. «Корнет-Д» предназначен для борьбы с бронированными движущимися и неподвижными наземными целями (основные танки, включая перспективные, БМП, БТР, ДОС, ДОТ укрытия и т.д.), низколетящими самолетами, вертолетами и беспилотными летательными аппаратами, поэтому в нем используются управляемые ракеты с тандемной кумулятивной боевой частью и с осколочно-фугасной (термобарической) боевой частью с неконтактным датчиком цели. Ракеты с тандемной кумулятивной боевой частью имеют максимальную дальность стрельбы до 8000 м и бронепробиваемость 1100-1300 мм гомогенной брони, а с осколочно-фугасной (термобарической) боевой частью с неконтактным датчиком цели - максимальную дальность стрельбы 10 000 м и обеспечивают эффективное поражение живой силы противника, небронированных и низколетящих тихоходных целей.

По мнению экспертов, комплекс вооружения стоило бы дополнить 30- или 40-мм автоматическим гранатометом. Хотя еще при прорисовках проекта боевого модуля автоматический гранатомет там присутствовал. Высокая эффективность оружия боевого модуля «Бумеранг-БМ» обеспечивается новой всесуточной автоматизированной системой управления огнем (СУО). В ее составе, помимо бортового компьютера и комплекта датчиков условий стрельбы, имеются два независимых комбинированных прицельно-наблюдательных комплекса командира и наводчика-оператора, с независимой двухполостной стабилизацией поля зрения, с телевизионным, тепловизионным, лазерным дальномерным каналами и лазерным каналом формирования поля управления ракетой. По сообщениям разработчиков, СУО гарантирует автоматический поиск целей одновременно в различных спектральных диапазонах в пассивном и активном режиме, поиск и обнаружение замаскированных целей оптическим локатором и одновременный обстрел двух целей. Прицельный комплекс БМП К-17 способен обеспечить обнаружение целей противника в ночных условиях на дальностях до 3500 м. Кроме того, СУО дает возможность вести высокоэффективную стрельбу из пушки 2А42 по воздушным целям с использованием автомата сопровождения целей при углах возвышения оружия до +70"

Одной из особенностей СУО является боевая работа в режиме дистанционного управления или работа по внешнему целеуказанию, т.е. когда экипаж покинет машину Благодаря автоматизации и роботизации многих процессов боевого модуля обеспечивается автоматическое слежение за целью и ее обстрел вплоть до уничтожения; оператору необходимо лишь указать цель, после чего бортовой компьютер начинает самостоятельное слежение за ней. Управление боевым модулем «Бумеранг-БМ» может осуществляться как наводчиком-оператором, так и командиром машины, К конструктивным особенностями СУО относятся блочно-модульный принцип ее построения и многофункциональность боевого применения, что в итоге ведет к повышению защищенности экипажа,

БТР К-16 на базе средней унифицированной колесной бронированной платформы «Бумеранг» предназначен для транспортирования личного состава мотострелковых войск к полю боя, их огневой поддержки, а также для перевозки грузов и буксировки прицепов. Его главным отличием от БМП К-17 является установка более простого и легкого дистанционно-управляемого боевого модуля, разработанного АО «Буревестник». В качестве основного оружия в нем используется крупнокалиберный 12,7-мм пулемет «КОРД» 6П49, стабилизированный в двух плоскостях. В данном боевом модуле применяется всесуточная автоматизированная СУО с комбинированным прицельным комплексом, аналогичным по составу и характеристикам комплексу, установленному в боевом модуле «Бумеранг-БМ». Она обеспечивает эффективное поражение наземных целей на дальностях до 2000 м, а воздушных - до 1500 м.

Высокий уровень защищенности боевых машин, выполненных на базе средней колесной бронированной платформы «Бумеранг», обеспечивается целым комплексом средств защиты. К ним относятся средства снижения заметности, пассивная бронезащита, а также комплексы активной защиты и постановки помех. Для снижения заметности БМП К-17 и БТР К-16 на их корпуса и боевые модули наносятся специальные материалы и краска. Благодаря этому снижается вероятность обнаружения машин как в оптическом диапазоне, так и при использовании противником радиолокационных средств обнаружения. Вполне вероятно, что БТР и БМП могут быть оснащены комплектом средств снижения заметности «Накидка», что затрудняет или делает вообще невозможным использование противником различных противотанковых систем или средств высокоточного оружия. Необходимый уровень баллистической защиты машины обеспечен цельносварным корпусом, выполненным из броневой стали. В зависимости от боевых задач, которые придется решать подразделениям БМП или БТР, машина оснащается дополнительными модулями защиты. Верхняя лобовая броневая деталь имеет большой угол наклона и усилена волноотражающим щитком. Нижняя лобовая бронедеталь усилена дополнительным броневым листом, образующим разнесенное бронирование лобового бронелиста.

Отличительной чертой БМП К-17 и БТР К-16 является непривычно высокий профиль корпуса по сравнению с машинами этого класса советской разработки. Причина увеличения габаритов новых образцов (в первую очередь, по высоте) связана с выполнением требований к противоминной защите. Для обеспечения высокой противоминной стойкости и безопасности членов экипажа и десанта при подрывах на минах и самодельных взрывных устройствах (СВУ) днище машины необходимо, по возможности, приподнимать над землей выше. Кроме того, в конструкции днища корпуса могут использоваться так называемые противоминные "сэндвичи" - многослойные наполнители. Увеличение высоты корпуса машины также вызвано установкой специальных противоминных кресел, требующих запаса высоты не менее 200 мм до крыши корпуса от головы сидящего в кресле и зафиксированного ремнями безопасности члена экипажа или десантника, В противном случае никакие антитравматические кресла не помогут остаться в живых при подрыве даже не очень мощного заряда под колесом или днищем машины.

Как и на большинстве современных образцов бронетанкового вооружения и техники, на БМП К-17 имеется комплекс оптико-электронного подавления (КОЭП), включающий многоспектральные датчики оптико-электронного облучения, блок управления и коммутации, а также пусковые установки отстрела боеприпасов постановки аэрозольных завес, КОЭП автоматически производит отстрел аэрозольных гранат в направлении обнаруженного излучения, которые образуют в доли секунды облако дыма с металлическими частицами. Такая завеса скрывает боевую машину не только в видимом оптическом спектре наблюдения, но и в спектрах работы тепловизионных и радиолокационных приборов обнаружения и наведения, и не позволяет противнику атаковать БМП,

На боевых машинах, выполненных на базе средней колесной бронированной платформы "Бумеранг", предусмотрена установка системы блокировки или преждевременного подрыва мин и самодельных взрывных устройств (СВУ) с электромагнитными взрывателями.
На БМП К-17 устанавливается комплекс активной защиты (КАЗ) «Афганит», который способен в автоматическом режиме обнаруживать подлетающие реактивные противотанковые гранаты и управляемые ракеты и уничтожать их специально отстреливаемыми боеприпасами на расстоянии от 200 до 4 м от машины. По сообщениям в открытой печати, КАЗ «Афганит» может перехватить любые атакующие боеприпасы - не только ПТУР и реактивные гранаты РПГ, но и артиллерийские бронебойные подкалиберные снаряды, а также авиационные ракеты. Пусковые установки комплекса монтируются по периметру нижней части боевого модуля. На БТР К-16 «Афганит» отсутствует.

Высокие показатели подвижности бронированных машин на базе средней колесной бронированной платформы «Бумеранг» обеспечиваются новыми мощной и экономичной силовой установкой с автоматической коробкой передач, оригинальной трансмиссией, независимой торсионной подвеской колес, современной конструкцией водометных движителей с механическим приводом, а также бортовой информационно-управляющей системой (БИУС). Силовая установка платформы «Бумеранг» представляет собой моноблок, в состав которого входят силовой агрегат с навесным оборудованием и автоматической коробкой передач, системы охлаждения и предпускового подогрева.

На платформе используется турбодизель нового поколения ЯМЗ-780 - многотопливный, жидкостного охлаждения, 12-цилиндровый V-образный с турбонаддувом. Он развивает мощность 750 л.с. и обеспечивает боевой машине (в зависимости от ее типа и назначения) удельную мощность от 30 л.с./т и более. В комплексе с автоматической коробкой передач с автоматическим или ручным переключением передач (шесть вперед и одна назад), современной бортовой кинематической схемой трансмиссии и совершенной ходовой частью это позволяет машине развивать максимальную скорость по шоссе не менее 100 км/ч и по пересеченной местности - до 50 км/ч. Комбинированный способ поворота (за счет поворота управляемых пар колес и изменения скорости вращения колес на противоположных бортах) обеспечивает «Бумерангу» разворот с радиусом в 2 раза меньшим, чем на западноевропейских Boxer, Patria и VBCI.

Как уже отмечалось, в конструкции ходовой части заложена возможность установки (без доработок корпусных деталей) как традиционной торсионной подвески, так и регулируемой гидропневматической подвески. Применены боестойкие колеса с радиальной шиной со вставками типа RunFlat, обеспечивающие необходимые характеристики устойчивости, управляемости, грузоподъемности и подвижности при повреждении шины. Машины на базе колесной бронированной платформы «Бумеранг» оснащаются вспомогательной силовой установкой с агрегатом дополнительного электропитания мощностью 10 кВт Она предназначена для работы бортовых систем, средств связи и комплекса вооружения машины при выключенном основном двигателе. Это позволяет использовать все бортовые системы и комплекс вооружения в обороне или при стоянке на месте без повышенного расхода топлива. Преодоление водных преград вплавь обеспечивается герметичным водоизмещающим корпусом и наличием двух водометных движителей с механическим приводом, установленных по одному с каждого борта в кормовой части. Максимальная скорость на плаву - до 10 км/ч.

Высокие показатели этого боевого свойства боевых машин на базе средней колесной бронированной платформы «Бумеранг» достигнуты благодаря использованию в их конструкции современных технологий, применением БИУС. системы кругового видеообзора, наличием современных цифровых средств связи с возможностью обмена информацией в режиме передачи данных. БИУС, построенная по блочно-модульному принципу, позволяет превратить унифицированную платформу в универсальную базовую машину, обеспечивающую подключение и управления различных систем (комплексов вооружения, комплексов управления, технологического оборудования и т.д.) с обеспечением контроля и взаимодействия между ними с минимизацией некомпетентного вмешательства
так называемого «человеческого фактора». Кроме того, БИУС при необходимости исполняет роль «черного ящика», что позволяет провести текущий анализ действий экипажа и функционирования машины.

Программно-технический комплекс дает возможность интегрировать «Бумеранг» в единую АСУВ ТЗ и обеспечивает работу в едином информационном пространстве боевого управления, позволяет принимать и передавать необходимую служебную информацию о положении и состоянии своих и взаимодействующих огневых средств, боевых машин и подразделений, а также о положении противника и его огневых средствах с подчиненными, взаимодействующими подразделениями, вышестоящими органами управления, со средствами разведки в реальном масштабе времени (в том числе информацию, накопленную БИУС машины об остаточном боекомплекте, запасе топлива, состоянии и технических неисправностях систем итп.). Управление машиной в целом (вооружение, подразделение, десант, специальные системы за исключением систем вождения и обеспечения подвижности) осуществляется с универсальных автоматизированных рабочих мест командира машины и командира подразделения. На их мониторы может быть выведена вся необходимая информация в кратчайшее время. На машинах установлена спутниковая система топопривязки ГЛОНАСС.

Насыщенность автоматизированными средствами связи и управления исключает необходимость создания и производства специализированных командирских машин для командиров батальонов, полков, бригад. В настоящее время боевые машины на средней унифицированной колесной бронированной платформе «Бумеранг» проходят предварительные испытания. По мнению экспертов, их серийный выпуск и поступление в войска можно ожидать через два года.

Характеристики:

  • Боевая масса,т: 25 / 22;
  • Экипаж + десант, чел.: 3+8;
  • Габаритные размеры, мм: длина по корпусу 8450, ширина по корпусу 3000, по крыше корпуса 2250, по верхней точке боевого модуля 3500 / 3450;
  • Клиренс, мм: 450;
  • Используемый боевой модуль «Бумеранг-БМ» / без индекса;
  • Основное оружие: 30-мм АП 2Д42 / 12,7-мм пулемет 6П49 "КОРД";
  • Дальность прицельной стрельбы, км: днем до 4 / до 2, ночью до 3,5 / до 1,5;
  • Вспомогательное оружие спаренный: 7,62-мм ПКТМ / нет;
  • Комплекс управляемого вооружения: марка "Корнет-Д" / нет, количество ПТУР на ПУ, шт 4, максимальная дальность стрельбы, км 10;
  • Тип и марка двигателя: турбодизель ЯМЗ-780;
  • Развиваемая мощность, л.с.: 750;
  • Тип подвески: независимая торсионная (или ГПМ с изменяемым клиренсом);
  • Максимальная скорость, км/ч: по шоссе 100, на плаву 10.