Тактика боя на м4 шерман. М4 "Шерман": обзор, фото, отзывы, первое боевое применение. Как играть на М4 "Шерман"? Отличались ли друг от друга различные модификации танка

С момента начала массового производства американского среднего танка М4 «Шерман», его конструкция постоянно модернизировалась и усовершенствовалась. На фоне этого, появилось множество модификаций «Шермана»:

Танк М4 «Шерман» с 105-мм пушкой . Одна из самых серьезных переделок в плане вооружения танка. В увеличенную башню вместо 76-мм установили мощную 105-мм гаубицу, которая была способна бороться с многими танками немцев, включая «Тигр» и «Пантера». На «Шерманах» с 105-мм пушках «мокрая укладка» отсутствовала, вместо нее боекомплект устанавливали в т.н. «сухой укладке», то есть в бронированных ящиках в центре боевого отделения. На танковом арсенале в Детройте с февраля 1943 по сентябрь 1943 года было выпущено 800 таких танков.

Американский средний Танк М4 «Шерман» с 105-мм пушкой

Танк М4 «Шерман» с 105-мм гаубицей и с подвеской HVSS. Этот танк мало чем отличался от предыдущей модификации, за исключением подвески. Здесь в качестве ходовой части выступала более надежная подвеска HVSS, которая имела тележки со сдвоенными катками и в ней были заменены вертикальные пружины на горизонтальные. К тому же подвеска имела великолепную ремонтопригодность. С сентября 1944 по март 1945 года танковый арсенал в Детройте произвел 841 машин.


Танк М4 «Шерман» с подвеской HVSS

Танк М4А1 «Шерман» с 76-мм пушкой. Стандартный серийный танк, но с улучшениями, как у модификаций М4А1, М4А2, М4А4 и у более поздних модификаций танка М4А3. Американская компания «Pressed Steel» в период с января 1944 по июнь 1945 года создала 3396 танков.


Танк М4А1 «Шерман» с 76-мм пушкой

Танк М4А2 «Шерман» с 76-мм пушкой. Стандартный серийный танк с улучшениями модификаций М4А1, М4А5 и М4А3. Американская фирма Grand Blank в период с июня 1944 по декабрь 1944 года произвела 1596 танков, а фирма «Pressed Steel» создала в период с мая 1945 по июнь 1945 года только 21 танк.


Танк М4А2 «Шерман» с 76-мм пушкой.

Танк М4А3 «Шерман» с 76-мм пушкой. Стандартный серийный танк с улучшениями модификаций М4А1, М4А5 и М4А2. Танковый арсенал в Детройте произвел с февраля по июль 1944 года 1400 подобных танков, а фирма «Grand Blank» простроила с сентября 1944 по декабрь 1944 года 525 танков.


Танк М4А3 «Шерман» с 76-мм пушкой

Танк М4А3 «Шерман» с 76-мм пушкой и усовершенствованной подвеской HVSS. Стандартный серийный танк с улучшениями модификаций М4А1, М4А5 и М4А2. Танковый арсенал в Детройте в период с августа 1944 по декабрь 1944 года произвел 1445 танков.


Танк М4А3 «Шерман» с 76-мм пушкой и усовершенствованной подвеской HVSS

Танк М4А3 «Шерман» с 105-мм гаубицей. Стандартный серийный танк с улучшениями модификаций М4А2, М4А4 и М4А5. Танковый арсенал в Детройте в период с апреля 1945 по август 1945 года произвел 500 таких танков.


Танк М4А3 «Шерман»

Танк М4А3 «Шерман» с 105-мм гаубицей и усовершенствованной ходовой частью HVSS. Стандартный серийный танк с улучшениями модификаций М4А2, М4А3? М4А4 и М4А5. Танковый арсенал в Детройте в период с августа 194 по май 1945 года произвел 2539 таких танков.


Танк М4А3 «Шерман»


А вот наглядный пример сравнения обычной подвески танка М4А1 "Шерман" и усовершенствованная (ниже) подвеска HVSS.

Тяжелый штурмовой танк М4А3Е2 . Наиболее интересную модификацию танка М4 Шерман представлял из себя компромиссную конструкцию танка, которую американские конструкторы предоставили в конце 1943 года. Он представлял из себя танк непосредственной поддержки пехоты, который в начале 1944 года предлагали использовать при высадке десанта в Северной Европе. Это решение предложили после того, когда стало ясно, что тяжелый штурмовой танк Т26Е1 появится в серийном производстве не раньше января 1945 года. А конструктивное решение было простое: увеличить броню танка до 10 см. В то же время, была спроектирована новая, более тяжелая танковая башня с броней до 10,5 см, правда, непонятно по каким причинам оставили 76-мм пушку. Естественно, вес танка сильно увеличился, примерно до 38 тонн. Основываясь на опыте танкистов, на новый танк поставили модернизированные гусеницы с не снимающимися грунтозацепами. Эти гребные лопатки значительно увеличивали подвижность нового танка. По пересеченной местности танк мог максимально развивать скорость в 22 мили в час. Эти танки производила фирма Grand Blank в период с мая по июнь 1944 года. Всего было произведено 254 танка М4А3Е2, которые как и предполагалось, отправили для ведения боевых действий на Европейский театр военных действий. Правда, танки в Европу отправились без какого-либо вооружения, так как по прибытию их на место, они получили вооружения в виде 76-мм пушек М1, от подбитых ранее танков Шерман. Американские танкисты называли танки М4А3Е2 Jumbo (Джамбо).

В израильском музее бронетанковых войск есть интересный монумент. На пьедестале из камней три танка – , британский “Кромвель” и американский “Шерман”. Символизм понятен: это машины, выигравшие Вторую Мировую Войну. И на долю “Шермана” испытаний выпало не меньше, чем “тридцатьчетвёрке”.

C 1942 года и до конца войны М4 составляли основу американских танковых войск, повоевав с японскими милитаристами в Азии и с нацистами в Европе. В составе британских войск “Шерманы” воевали в Африке и высаживались в Италии. Советские М4 освобождали Украину и дошли до Берлина. И ещё долгие годы танк, разработанный ещё в начале сороковых, активно применялся и побеждал в схватках с более современными машинами.

История создания танка

Начало Второй Мировой США встретили, только-только начав выпуск среднего танка М2. Анализ боёв в Польше показал, что танк совершенно не отвечает реальным условиям войны, после чего заказ был сокращён, а выпущенные танки переклассифицированы в учебные.

На замену М2 в авральном порядке (не изготавливались даже прототипы) был разработан танк М3 (в последствии получивший названия “Ли” и “Грант”). Он считался временной мерой, и создание нового современного танка началось сразу же после завершения работ по “Ли”.

Для сокращения времени на разработку и внедрение в производство танк был максимально унифицирован с М3.

Конкретно, двигатель, нижняя часть литого корпуса и подвеска заимствовались с минимальными изменениями.

В сентябре 1941 года был построен прототип с литым корпусом, получивший индекс Т6. От последующих серийных машин он отличался наличием двух дополнительных пулемётов во лбу корпуса, а также наличием люка для экипажа в борту корпуса.

Серийное производство танков М4 началось зимой 1942 года. Первые танки были собраны на паровозостроительном заводе компании Lima и относились к серии М4А1. А произведены эти первые танки были для Британии.

Конструкция

“Шерман” имеет такую компоновку: трансмиссия в передней части корпуса, двигатель - в корме. Боевое отделение и башня размещаются между ними, почти по центру. Высота короба трансмиссии и необходимость разместить в корпусе звездообразный двигатель предопределили размер танка - он получился высоким.

Все модификации “Шермана”, кроме М4А1, имели сварной корпус из катаной брони.

На М4А1 корпус был литым. Общей для всех версий была нижняя лобовая деталь корпуса, одновременно служившая крышкой трансмиссии. Верхний бронелист имел толщину 51 мм и устанавливался под наклоном в 56 градусов (позже – 47 градусов). Борта вертикальные, толщиной 38 мм, такую же толщину имеет кормовая броня.

Толщина лба литой башни – 76мм (при наклоне в 60 градусов), борта и корма – 51 мм. Ранние башни имели один люк – для командира и наводчика, позже был добавлен люк заряжающего. Башня имела электрогидравлический или электрический привод механизма поворота.


В случае отказа механизма была предусмотрена возможность поворота вручную.

Башня “длинноствольных” “Шерманов” отличалась толщиной брони – 64мм по кругу.

Вооружение

Изначальным вооружением “Шермана” было орудие М3 калибра 75мм. Эта пушка представляла собой развитие французского полевого орудия образца 1897 года, принятого на вооружение в США. В варианте М2 орудие устанавливалось на ранние танки М3, а поздние “Ли” и “Шерманы” получили уже М3 с увеличенной до 40 калибров длиной ствола.

Бронепробиваемость орудия при использовании сплошного снаряда М72 достигала 110 мм, каморный снаряд М61 броню пробивал чуть хуже – до 90 мм. В начальный период войны, однако, этого хватало для борьбы с любыми танками противника.

Трёхдюймовое орудие М1 разработали в 1942 году, когда характеристик короткоствольной М3 стало недостаточно, а более мощное орудие М7 для “Шермана” оказалось слишком тяжёлым.

В бой “длинноствольные” “Шерманы” пошли в 1944 году. Пробиваемость бронебойного каморного снаряда М62 превышала 120 мм, чего для борьбы с самыми тяжелобронированными немецкими машинами уже было недостаточно. Зато подкалиберный снаряд М93 на небольших дистанциях пробивал свыше 200 мм.

Интересно, что производство “Шерманов” с пушкой М3 не прекратилось – прежнее орудие обладало более мощным осколочно-фугасным снарядом, что было критически важно для американской танковой доктрины. В её рамках основной задачей танков была поддержка пехоты, с чем “длинноствольные” “Шерманы” справлялись слабее.


Свыше двух тысяч “Шерманов” модификаций М4А1 и М4А4, поставленных Великобритании, были перевооружены “17-фунтовой” пушкой калибра 76.2 мм. Эти машины получили наименование Firefly (светлячок). Сплошной бронебойный снаряд, выпущенный из “семнадцатифунтовки”, пробивал броню толщиной до 157 миллиметров, что сделало “Светлячок” способным бороться с любыми немецкими танками.

Курсовой пулемёт со “Светлячков” снимали, чтобы увеличить боекомплект орудия. Это повлекло за собой и сокращение экипажа до четырёх человек. Стабилизатор орудия демонтировался.


Некоторые “Шерманы” серий М4 и М4А3 вооружили 105мм гаубицей М4. Они должны были стать «штурмовыми орудиями» для непосредственной поддержки пехоты. В противотанковых целях гаубичные “Шерманы” использовать не предполагалось, но, тем не менее, в боекомплект входил кумулятивный снаряд М67, пробивающий до 130 мм брони.

Имели такие машины и некоторые конструктивные отличия – орудие не имело стабилизатора, лобовая броня усиливалась.

Дополнительное вооружение, по стандартам того времени, составляли курсовой пулемёт, установленный в шаровой маске в лобовом листе и пулемёт, спаренный с пушкой.

В обоих случаях использовался , модели М1919А4. Калибр – 7.62мм (.30-06). Огонь из курсового пулемёта вёл стрелок-радист, из спаренного – наводчик, при помощи электроспуска.

Над командирским люком в турельной установке размещался пулемёт М2HB калибра 12.7мм, пригодный для ведения зенитного огня. Оснащение танка крупнокалиберным зенитным пулемётом на тот момент было новшевством, и только к концу войны стало применяться повсеместно.

С 1943 года на все “Шерманы” устанавливалась мортирка для постановки дымовых завес.

Размещение экипажа и оборудование танка

Экипаж из пяти человек размещался в танке так: места мехвода и его ассистента (он же стрелок-радист) по обе стороны короба с трансмиссией. У каждого имелся люк с перископом наблюдения, размещённый в выступе лобовой детали или в крыше перед башней. Наводчик и командир танка сидят друг за другом в правой половине башни, а левую занимает заряжающий.


На линейных “Шерманах” устанавливали УКВ-радиостанцию, размещённую в задней нише башни. Её антенна выводилась на крышу башни. Командирские танки дополнительно имели коротковолновую радиостанцию в правой надгусеничной полке, с антенной, выведенной через лобовой бронелист.

Танковое переговорное устройство являлось частью штатной радиостанции, дополнительно мог устанавливаться телефон для связи с танком сопровождающей пехоты.
Для вождения в тяжёлых погодных условиях танк оснащался гирокомпасом.

Танк с 75мм орудием оснащался трёхкратным телескопическим прицелом М55 и резервным прицелом М38А1, встроенным в перископ наводчика.

Гаубичные танки имели вместо прицела М38А1 модель M77C. “Длинноствольные” М4 оборудовались прицелами М51 и М47А2.

Позже их заменили на универсальный перископ М10, в который встраивались два телескопических прицела – шестикратный и не имеющий увеличения. Этот прибор заменил всё прежнее разнообразие прицелов. Для стрельбы с закрытых позиций применялись указатель углов наводки орудия. Орудия М3 и М1 имели гироскопический стабилизатор.

Двигатель и трансмиссия

Различные варианты “Шермана” имели разные двигатели. На М4 и М4А1 устанавливался авиационный звездообразный двигатель R975. М4А2 получил силовую установку из двух сблокированных двухтактных дизелей GM 6-71. М4А3 оснастили бензиновым восьмицилиндровым мотором Ford GAA (разрабатывавшимся, как авиационный, но нашедшим применение только на бронетехнике).

В удлинённый корпус танка М4А4 монтировали конструкцию из пяти автомобильных шестицилиндровых моторов производства Chrysler. Наконец, малосерийный М4А6 имел звездообразный дизельный двигатель Caterpillar. Мощность моторов составляла от 350 до 500 л.с.

В противоположность разнообразию двигателей, коробка передач для “Шермана” предусматривалась только одна – пятискоростная механическая, с синхронизаторами.

Трансмиссия размещалась в лобовой части корпуса, причём её внешний корпус из броневой стали одновременно служил нижней лобовой деталью.

Такое размещение трансмиссии обеспечивало лучшее распределение веса, повышало её ремонтопригодность, а при попадании её узлы могли защитить от поражения членов экипажа. Недостатком была возросшая уязвимость самой трансмиссии, которая могла быть выведена из строя вторичными осколками брони даже без её пробития.

Ходовая часть

Подвеска танка в целом аналогична применённой на танках М3, с тремя двухкатковыми тележками. Каждая из тележек имеет по две вертикальные пружины. За время боевого применения выявились недостатки такой подвески – на мягкой поверхности проходимость танка падала, срок службы узлов был невысоким.

В результате к концу войны в производство пошла подвеска с горизонтальными пружинами и сдвоенными обрезиненными катками.

Ранняя подвеска обозначалась, как VVSS, поздняя – HVSS.

Специальные танки, САУ и БРЭМ

На базе танка серии А3 был создан штурмовой танк М4А3Е2 “Джамбо”. На лобовую плиту и верх борта у него были приварены дополнительные бронелисты толщиной 38мм, крышку трансмиссии усилили. “Джамбо” не предназначался для танковых боёв, он нёс пушку М3, но впоследствии некоторые танки перевооружили длинноствольной М1 и применяли, как тяжёлые истребители танков.


На крышу башни некоторых танков устанавливалась РСЗО “Каллиопа” – 60 направляющих для пуска ракет М8 калибра 114мм. Существовали несколько вариантов огнемётного “Шермана”.

“Шерманы” оснащённые минными тралами и бульдозерными ножами, использовались в инженерных частях. Амфибийная модификация DD применялась при форсировании рек.
На базе “Шермана” строились “истребители танков” – высокомобильные легкобронированные машины с открытой башней. К их числу относятся М10 с 76мм орудием и М36 с 90мм пушкой.

САУ М7 оснащалась 105мм гаубицей в открытой рубке, а на специальном шасси с открытой платформой устанавливали орудия калибром до 203мм.

Для ремонтно-эвакуационных работ были созданы машины М32 и её модернизированная версия М74. Они оснащались подъёмным краном, лебёдками и бульдозерным ножом. М32 без эвакуационного оборудования служила артиллерийским тягачом.

Послевоенные варианты

После войны страны, которые не могли позволить себе новейшие танки, пытались повысить эффективность “Шермана” модернизациями.

В Израиле «Шерманы» прошли первое перевооружение в 1956 году. Им присвоили индекс М50. Три сотни таких танков получили французское 75мм орудие. При следующей модернизации, в 1962 году израильские М4А1 оснастили дизелями Cummins VT8-460, заменили пушку на 105мм орудие, и назвали М51. В 1970е годы некоторые машины передали в Чили, где они служили до 90х годов.

Египетские “Шерманы” представляли из себя М4А4, с дизелем от М4А2. Вместо “родной” башни устанавливалась качающаяся от лёгкого танка АМХ-13. В комплекте с башней шли 75мм орудие и автомат заряжания.

Поставки по ленд-лизу и боевое применение

17181 танк из выпущенных «Шерманов» получили британские войска. “Шерманы” дорабатывались для соответствия британским стандартам и получали новые обозначения. К изменениям относились, например, замена раций на британские, установка дымовой мортирки, дополнительные системы пожаротушения.

Впервые британские “Шерманы” пошли в бой в Африке, в середине 1942 года.

В составе британских сил они приняли участие в сражении под Эль-Аламейном, и, по оценке британцев, внесли существенный вклад в победу. В конце того же года в Тунисе появились и американские “Шерманы”. Африканская кампания доказала высокие боевые качества М4, но после появления в Тунисе немецких танков “Тигр”, стала очевидной недостаточная вооружённость танка.

В СССР с 1943 поставлялись дизельные М4А2, количеством 4065 единиц.

Танки в Красной Армии оценили – экипажи хвалили удобство эксплуатации, качество приборов и средств связи. Меньшая шумность “Шермана” делала их прекрасно подходящими для скрытных атак. В то же время отмечались недостаточная проходимость в зимних условиях и склонность к переворотам из-за высокого центра тяжести.

В Советском Союзе первые “Шерманы” приняли участие в Курской битве. Правда, тогда этих танков было немного. Но с 1944 года количество поступающих “Шерманов” позволило создавать из них даже отдельные корпуса. Советские М4А2 принимали участие во всех последующих сражениях войны, включая разгром Квантунской армии.


В Европе “Шерманы” появились в ходе высадки в Сицилии. А к моменту вторжения в Нормандию уже были подготовлены модификации с усиленным вооружением. Но во время первых боёв танкам М4 не удалось реализовать (из-за специфических природных условий) своё преимущество в мобильности, и танкисты несли тяжёлые потери.

Ситуация изменилась только после выхода сил союзников на оперативный простор. Также во время сражений стала очевидна и недостаточная приспособленность “Шермана” к городским боям. Но к этому времени танк уже оценивался, как устаревающий, и решать эту проблему предстояло новыми танками.

На Тихоокеанском театре военных действий с «Шерманы» встречались редко. Вражеские танки были слишком малочисленны и слабы по вооружению, чтобы представлять из себя эффективную силу. Характер боевых действий позволил полностью раскрыть все сильные стороны американского танка, а также его ракетных и огнемётных модификаций.

К началу корейской войны “Шерман” уже считался устаревшим, но только “Шерманы” можно было оперативно перебросить на фронт из Японии.

А впоследствии выяснилось, что более мощные и современные М26 в корейских горах обладают недостаточной подвижностью. Так “Шерман” и остался основным американским танком в той войне. В боях с Т-34-85 оба танка показали себя примерно равнозначными противниками, причём часто исход боя решала лучшая подготовка американских танкистов.

Во время Суэцкого кризиса модернизированные египетские “Шерманы” столкнулись с модернизированными израильскими. В итоге большинство египетских машин было или уничтожено, или захвачено израильтянами.


К войне 1967 года “Шерманы” Израиля применялись на второстепенных направлениях, но успели проявить себя и там, уничтожив, например, колонну египетских Т-54.
В качестве машин второй линии “Шерманы” применяли обе стороны в индо-пакистанских войнах. По некоторым данным, в 1990е “Шерманы” применялись в Югославии, но точных подтверждений этому нет.

Тактико-технические характеристики

В таблице приведены характеристики «раннего» и «позднего» «Шерманов» в сравнении с его ближайшими аналогами.

ТТХ основных модификаций танков M4 и их ближайших аналогов
M4A1 M4A3(76)W HVSS Т-34 обр. 1942 г. Т-34-85 обр. 1944 г Pz.KpfW.IV Ausf.H
Размеры
Длина с пушкой, м 5,84 7,54 6,628,10 7,02
Ширина, м 2,62 3,00 3,00 3,00 2,88
Высота, м 2,74 2,97 2,52 2,72 2,68
Боевая масса, т 30,3 33,6 30,9 32,0 25,7
Бронирование, мм
Лоб корпуса 51/ 56° 64/ 47° 45/ 60 ° 45/ 60 ° 80
Борта и корма корпуса 38 38 45-40 / 40° 45-40 / 40° 30-20
Лоб башни 76 64…89 53 90 50
Борта и корма башни 51 51 53 52-75 30
Вооружение
Пушка 75-мм M3 76-мм M1 1 × 76-мм Ф-34 1 × 85-мм С-53 75-мм KwK.40 L/48
Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4 2 × 7,62-мм ДТ 2 × 7,62-мм ДТ 2 × 7,92-мм MG-34
Боекомплект, выстрелов/патронов 90 / 300 + 4750 71 / 600 + 6250 77 / 2898 60 / 1890 87 / 3150
Подвижность
Двигатель Бензиновый 9 цилиндровый радиальный «Континенталь» R975 C1, 350 л. с. Бензиновый 8 цилиндровый V-образный «Форд» GAA, 450 л. с. 12 цил. V образный дизель В-2, 500 л. с. Бензиновый 12-цилиндровый Maybach HL 120TRM, 300 л. с.
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 39 42 54 54 38
Запас хода по шоссе, км 190 160 300 300 210

Следует учесть, что приведённая в таблице модификация танка Pz.IV является «промежуточной» между ранними и поздними. Но от предыдущих «Т-4» она отличалась в основном оптимизированной конструкцией без изменения основных характеристик, а на поздних сериях изменения сводились к упрощению и удешевлению. Так что главному сопернику «Шерман» явно не уступал, а если бы смог встретить его в 1941 году - то и превзошёл бы.

Оценка машины

Вооружение “Шермана” на момент его появления можно считать “адекватным”. 75мм пушка М3 по своим характеристикам соответствовала советским орудиям Ф-34 и ЗиС-5, позволяя бороться с любыми средними танками противника. Появление танков Pz.IV с усиленным бронированием, а также “Тигров” и “Пантер” сделало её малоэффективной.


76мм орудие М1 по показателям бронепробиваемости лишь немного уступало советской 85мм пушке Д-5, а при использовании подкалиберного снаряда даже превосходило её. Такие “Шерманы” могли бороться даже с тяжёлыми танками противника. Основной недостаток пушки заключался в небольшой мощности осколочно-фугасного снаряда. Из-за высокой начальной скорости толщину стенок снаряда пришлось увеличить, сведя при этом массу заряда ВВ к минимуму.

В целом М4 по вооружению соответствовал современным ему средним танкам, а по эффективности его применения даже превосходил – за счёт качественной оптики и наличия стабилизатора.

Оценивая защищённость “Шермана”, следует помнить, что в годы его разработки типичным вооружением большинства танков были орудия калибра 40-45мм.

А пехота имела в своём распоряжении только противотанковые ружья и крупнокалиберные пулемёты. В сравнении с Т-34 “Шерман” уступал ему по толщине бортов, лишённых наклона. А вот борта даже поздних вариантов немецкого Pz.IV имели толщину меньшую, чем у М4.

Лобовая броня “Шермана”, по результатам немецких испытаний, при небольшом довороте корпуса могла выдерживать попадания из 88мм орудия “Тигра”. M4A4E2 с усиленной бронёй по защите, конечно, превосходил конкурентов, но таких танков было немного.

Ранние “Шерманы” с боеукладкой, размещённой в надгусеничных полках, страдали от детонации боезапаса при пробитии корпуса. Этот недостаток был исправлен размещением боеукладки на полу корпуса в ящиках с водяной рубашкой (так называемая “мокрая” боеукладка).


Тактическая и стратегическая мобильность “Шермана” оценивались высоко. Танк благодаря небольшим габаритам легко грузился на все виды транспорта, в том числе железнодорожный. При передвижении своим ходом моторесурс позволял проходить большие расстояния, обрезиненные гусеницы не разбивали дороги, а конструкция подвески обеспечивала экипажу некоторый комфорт.

“Шерман” обладал хорошей скоростью хода, неплохой маневренностью, которую несколько ограничивала невозможность разворота на месте. На танках серии Е2 для сохранения подвижности при возросшей массе использовали другие передаточные числа трансмиссии.

Надежность

Высокая культура производства на американских заводах дала “Шерманам” высокое качество изготовления и очень хорошую надёжность. Узлы танков не требовали частой регулировки. Высочайшей оценки заслуживает и ремонтопригодность танка. Советские танки тоже уступали “Шерману” в этом плане.

Из-за низкой культуры производства и технологической оснащённости допуски были таковы, что узлы приходилось подгонять вручную.

Оборотной стороной стала требовательность танков к уровню квалификации обслуживающего персонала.

Аналоги танка

Советский аналог – Т-34 несколько превосходил “Шерман” по эффективности бортовой брони, был примерно аналогичен по вооружению, и значительно проигрывал по удобству работы экипажа.


Более поздний Т-34-85 обладал мощным осколочно-фугасным снарядом (отсутствие которого вынуждало сохранять производство “короткоствольных “Шерманов”), а эффективность, за счёт разделения обязанностей наводчика и командира, в нём улучшились. Стоит заметить, что в “пожароопасном” “Шермане” топливные баки размещались в моторном отсеке, а у Т-34 – в боевом отделении.

Основным немецким аналогом М4 был Pz.IV.

Его ранние модели проигрывали “Шерману” по всем показателям, но к середине войны примерно сравнялись по вооружению и бронезащите. При этом поздние “Пантеры” (Pz.V (Т-5)) отличались плохим качеством сборки.

Хотя “Пантера” превосходила “Шерман” и по мощности вооружения (при равном калибре пушки) и по толщине брони. Основным её недостатком была низкая надёжность.
В британской армии было два танка собственной разработки, примерно аналогичных “Шерману”. Первый – “Кромвель”, пошедший в бой в 1944 году. Его 57мм пушка уступала американским орудиям, да и защищён он был слабее.

Второй танк – “Комет”, вооружённый укороченной версией 17-фунтовой пушки. По огневой мощи он был примерно равен американским “Шерманам“ (но несколько уступал “Светлячкам”), имел равноценную защиту и большую, за счёт мощного двигателя, подвижность.

Танк “Шерман” стал настоящим триумфом американской промышленности. Не имея большого опыта в танкостроении, американцы не только смогли в кратчайшие сроки разработать танк удачной и продуманной конструкции – они массово выпускали его, сохраняя высокое качество изготовления и отделки. А модернизационный потенциал “Шермана” позволил ему с успехом противостоять и более современным танкам.

Видео

Как известно, во время Второй мировой войны выпускалось несколько модификаций самого массового американского среднего танка М4 «Генерал Шерман». Следует подчеркнуть, что все они по своим тактико-техническим характеристикам от базового варианта принципиально не отличались. Причины, побудившие заводы пойти на их выпуск, носили скорее технологический характер с учетом возможностей того или иного предприятия, традиционных заводов-смежников и т.д. С февраля 1942 по июль 1945 года в серийном производстве состояли шесть основных модификаций танка М4. главными отличительными особенностями которых были тип силовой установки и способ изготовления корпуса. Так, модели М4 и М4А1 оснащались звездообразными карбюраторными двигателями Continental R-975 и имели соответственно сварной и литой корпуса На танках варианта М4А2 устанавливались дизеля General Motors 6046, М4АЗ - карбюраторные двигатели Ford GAA, М4А4 - блоки из пяти карбюраторных автомобильных моторов Chrysler А57 и, наконец, на М4А6 - дизеля RD-1820. Все эти модификации имели сварные корпуса.

С точки зрения компоновки силового отделения наиболее удачными оказались двигатели General Motors 6046 и Ford GAA. Однако первый, представлявший собой спарку автомобильных дизельных моторов, не соответствовал требованиям армии США, в которой стандартным считался карбюраторный двигатель. Поэтому танки М4А2 в основном поставлялись союзникам Соединенных Штатов по антигитлеровской коалиции и лишь в незначительных количествах поступили на вооружение корпуса морской пехоты США. Что же касается второго, то он стал «сердцем» самой массовой модификации «Шермана».

Первый экземпляр нового танка, получившего обозначение М4АЗ, изготовила фирма Ford Motor Company в конце мая 1942 года. Серийные машины раннего выпуска еще имели смотровые щели в лобовой части корпуса, но крышка трансмиссионного люка была уже цельнолитой, а верхний лобовой лист корпуса, в отличие от других моделей, сваривался из меньшего числа деталей. Выпуск первой серии М4АЗ с 75-мм пушкой и сухой боеукладкой завершился в сентябре 1943 года, а в феврале 1944-го к производству этих танков, но уже с мокрой боеукладкой (модель M4A3(75)W) приступил завод Fisher Tank Arsenal. Танки с 76-мм пушкой начали покидать цехи завода Detroit Tank Arsenal, входившего в концерн Chrysler, в марте 1944 года. До конца сентября было изготовлено 1400 M4A3(76)W, имевших еще вертикальную подвеску и гусеницы шириной 421 мм. Но уже с августа стали выпускать вариант M4A3(76)W HVSS с горизонтальной подвеской, в производстве которого с сентября по декабрь 1944 года принимал участие и завод Fisher Tank Arsenal, изготовивший 525 единиц. Выпуск M4A3(76)W HVSS в Детройте завершился в июне 1945 года, когда из ворот завода вышел последний 1217-й танк этой модификации. Таким образом всего было вылущено 1742 танка M4A3(76)W HVSS.

При этом сразу стоит оговориться, что официальный индекс, присвоенный Военным департаментом, - M4A3(76)W HVSS, содержавший в себе в зашифрованном виде все основные этапы модернизации танка М4АЗ («76» - 76-мм пушка, W - мокрая боеукладка, HVSS - горизонтальная система подвески), в войсках не прижился. Более простой вариант индекса - M4A3E(J, которым этот танк обозначался на стадии испытаний, напротив, завоевал широкую популярность. Так эту машину называли все - от солдата до генерала. Букву «Е» в индексе, которую в американской системе обозначений получают опытные образцы, солдаты расшифровали по-своему, присвоив полюбившемуся им танку прозвище Easy Eight - «удобная восьмерка». На этой машине, заслуженно считающейся лучшей версией М4АЗ, имеет смысл остановиться поподробнее.

Корпус танка М4АЗЕ8 сваривался из катаных броневых листов. Его лобовая часть состояла из массивной литой детали, служившей одновременно крышкой трансмиссионного люка и картером механизма поворота, и верхнего листа толщиной 108 мм, располагавшегося под углом 56° к вертикали. В нижней его части справа монтировалась шаровая установка 7,62-мм пулемета Browning М1919А4. Борта корпуса были вертикальными и имели толщину 38 мм.

Кормовая часть корпуса состояла из двух наклонных (10°...12°) листов - верхнего и нижнего. Верхний был смещен по отношению к нижнему так, что между ними образовывался карман для выхода воздуха, идущего от вентиляторов. В передней части крыши корпуса над отдепением управления находились овальные посадочные люки механика-водителя и его помощника, располагавшиеся поперек корпуса и имевшие встроенные в крышки приборы наблюдения Мб; между люками - вытяжной вентилятор. В средней части крыши корпуса крепился неподвижный погон башни, вокруг которого был приварен защитный броневой козырек. В кормовой части крыши имелся большой надмоторный люк, закрытый двустворчатой решетчатой крышкой.

На крыше литой башни Т23 имелись командирская башенка с шестью стеклоблоками «триплекс» и перископическим прибором наблюдения Мб, овальный люк заряжающего, лючок прибора наблюдения Мб, кронштейн зенитного пулемета и антенный ввод. В левом борту башни находился лючок для стрельбы из личного оружия, на корме монтировался вентилятор боевого отделения. Стенки башни имели толщину 63,5 мм, крыша - 25,4 мм. В передней части башни в маск-установке М62 (толщина броневого щита - 90 мм) размещалась 76-мм пушка М1А1С или М1А2 с длиной ствола 52 калибра. Ствол орудия оснащался двухкамор-ным дульным тормозом. Вертикальная наводка была возможна в пределах от -10° до +25°. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и полуавтоматику копирного типа. Рядом с пушкой в маске устанавливался спаренный пулемет Browning М1919А4, а на крыше башни - 12,7-мм зенитный пулемет Browning М2НВ. В левой передней части крыши башни размещался 2-дюймовый дымовой гранатомет МЗ. Наведение орудия в цель осуществлялось с помощью телескопического прицела M71D и перископического М4А1 со встроенным телескопическим прицелом М47А2. Пушка была стабилизирована в вертикальной плоскости наведения. Стабилизатор «Вестингауз» относился к типу гироскопических стабилизаторов с индикаторными маятниковыми гироскопами и силовой гидравлической следящей системой.

Башня приводилась во вращение гидроэлектрическим поворотным механизмом или вручную. С помощью гидроэлектрического механизма башню можно было повернуть на 360° за 15 с. Механизм имел дополнительный привод к командиру танка, при включении которого отключался привод наводчика.

Боекомплект танка состоял из 71 артвы-стрела, 600 патронов калибра 12,7 мм, 6250 патронов калибра 7,62 мм и 12 дымовых фанат. Танк М4АЗЕ8 имел боеукладку так называемого мокрого типа, о чем свидетельствует буква W в его обозначении (W - wet - мокрый). Боекомплект хранился в двух ящиках, расположенных на днище корпуса и залитых водой. Дабы вода зимой не замерзала, в нее добавляли этиленгликоль. Размещение боекомплекта на полу боевого отделения повышало живучесть машины, а заливка водой помогала спасти его от детонации.

В силовом отделении устанавливался 8-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Ford GAA максимальной мощностью 500 л.с. при 2600 об/мин. Емкость топливных баков составляла 635 л бензина с октановым числом не меньше 80.

Крутящий момент от двигателя, располагавшегося в кормовой части, с помощью карданного вала, проходившего под вращающимся поликом башни, передавался на размещенные в отделении управления в носовой части танка двухдисковый главный

фрикцион сухого трения, коробку передач, двойному цилиндрическому дифференциалу и бортовым передачам Коробка передач пятискоростная, механическая с..осозубы-ми шестернями постоянного зацепления с синхронизаторами на всех передачах, кроме 1-й и заднего хода

Ходовая часть танка М4АЗЕ8 применительно к одному боту состояла из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три баланоирные тележки подвешенные на двух горизонтальных буферных пружинах каждая, трех одинарных и двух удвоенных поддерживающих катков обрезиненного направляющего колеса ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное) В каждой гусенице имелось 79 одногребневых тоаков шириной 584,2 мм (23 дюйма) шаг трака - 152 мм. Траки металлические или резинометаплические с сайлент -блоком. В каждой тележке подвески устанавливался гидравлическии амортизатор

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли 33,7-т боевой машине развивать максимальную скорость по шоссе 42 км/ч Запас хода при этом составлял 160 км

На всех танках устанавливались радиостанции SCR 508, 528 и 538 Радиостанция SCR 506 имелась только на командирских танках.

Танки М4АЗЕ8 начали поступать в американские войска в Европе i декабре 1944 года - в разгар немецкого контрнаступления в Арденнах. В частности, 4-я танковая дивизия 3-й американской армии с успехом использовала их в тяжелых боях у Бастони в конце декабря - .начале января 1945 года От предшествующего варианта - М4A3(76)W - эти танки отличались только ходовой частью, но и этого оказалось немало. Широкие гусеницы облегчала новым танкам движение по снегу и раскисшему грунту за что они сразу полюбились танкистам. И немудрено - //тельное давление у М4АЗЕ8 составляло 0,77 кг/см2 против 1 кг/см2 у М4А3! Использование сальных гусениц Т66 с развитыми грунтозауепами еще больше улучшало проходимость. Оценили экипажи и характеристики горизонтальной подвески - она оказалась существенно мягче вертикальной. При движении по пересеченной местности танк избавился от продольной раскачки, а на шоссе по комфортабельности хода стал сравним с автомобилем. Возросшая плавность хода положительно отразилась и на точности стрельбы, снизив нагрузки.на стабилизатор наведения пушки. Все эти преимущества М4АЗЕ8 в сочетании с традиционными для «шерманов» надежностью и простотой в эксплуатации, по-видимому, и стали причиной возникновения его прозвища.

В войсках «удобные восьмерки» никаким переделкам и доработкам не подвергались, за исключением, пожалуй постоянного желания экипажей хоть как го усилить их броневую защиту И не то чтобы она была слишком слабой - - лобовая броня «Шерманов» превосходила как минимум соответствовала таковой у других среднич. танков тех лет советского Т-34-85 и немецкого Pz.IV. С последними М4АЗЕ8 вообще мог сражаться на равных! Но у немцев были еще «Пантера» и 88-мм пушка Рак 43 - самый страшный кошмар американских танкистов И та и другая с.лёгкостью «протыкали» американский танк на дистанции 1000 м и даже больше, Фактически с момента высадки в Нормандии американские танкисты начали навешивать на борта боевых машин гирлянды гусеничных траков В 14-й Taнковой дивизии пошли еще дальше и навари на борта рамочные конструкции заполнявшиеся мешочками с песком. Но пожалуй, наиболее профессионально и основательно подошли к решению этого вопроса в 3-й армии генерала Джорджа Паттона После окончания боев в Арденнах здесь на корпуса М4А3Е8 начали наваривать броневые листы. вырезанные из подбитых американских и немецких танков. Причем на наклонный побовои лист наваривался точно такой же, что удваивало его толщину На литую крышку трансмиссии бopтa корпуса и башни крепили листы потоньше Очень быстро в 3-й армии поняли, что силами одних армеиских ремонтных мастерских с такой работой cправиться не удастся Поэтому в февралe 1945 года к усилению бронезащиты танков были привлечены бельгийские предприятия в Бастонм До конца месяца на них переоборудовали 106 танков М4АЗЕ8 для трех танковых дивизий - 4-й, 6-й и 11-й. Таким образом каждая получила по 36 машин.

Работы по усилению бронирования танков оказались очень популярны у экипажей Так наппимер. по отзывам танкистов из 6-й танковой дивизии, танки с дополнительной броней свободно выдерживали обстрел 75-мм пушки танка «Пантера». В итоге в марте 1945 года добронирование боевых машин продолжилось Примеру 3-й армии последовали отдельные соединения 7-й и 1-й армий. В некоторых например в 3-й танковой дивизии, дополнительную брониировку осуществляли пс обращу разработанному в армии генерала Патона, в других создавали свои схемы.

Тем временем в 3-й армии, ридимо не удовлетворившись одним добронированием, занялись довооружением «удобных восьмерок» На части машин спаренный 7.62-мм пулемет за иенили на крупнокалиберный - 12,7-мм При этом его ствол заметно выступал за габариты маск-установки Зенитный крупнокалиберный пулемет переместили вперед приварив его кронштейн перед люком заряжающего Ну а перед командирской башенкой разместили кронштейн нештатного 7,62-мм пулемет Browning М1919А4 При таком довооружении возможности пВО возросли незначительно, поскольку стрелять по самолетам сразу из обоих пулеметов было нельзя - они просто мешали друг другу Зато для боя в населенном пункте, для обстрела рерхних этажей зданий, где могли засесть немецкие «фаустники». два пулемета были как нельзя кстати

Танки М4АЗЕ8 как, гпрочем, и «шерманы" других модификаций воевали вплоть до свершения Второй мировои воины, а затем состояли на вооружении батальоноь средних танков танковых дивизий до середины 1950-х годов. Эти боевые машины активно применялись в войне в Корее

Надо сказать что положение с танковыми частями р США к лету 1950 года было плачееным Многочисленные американские бронетанкорые воиска после окончания Второй мгровой воины были почти полностью демобилизованы. На территории страны нахочились всего три (!) танковых батальона 6-й (танки М26", 70-й учебный в Форт-Ноксе (М4АЗ и М26/ и 73-й в пехотной школе в Форт-Бениинге (М26; В этих условиях командовачие 8-и армии, Воиска. которой находились р Японии и Южной Корее, сняло с хранения и отремонтировало 54 танков М4АЗЕ8 и сформировало из них 89-й батальон, который прибыл на Пусанский плацдарм в конце июля 1950 года, а 2 аргуста вступил в бой. Рота «шерманов» атаковала серерокорейские позиции близ Масана, «напоролась» на позиции взвода 45-мм противотанковых пушек потеряла 8 танков и отошла

Танковых боев в Корее было мало. Основные потери стороны несли от огня артиллерии, «базук» и противотанковых ружей Поотив Kopeйских танков Т 34-85 американцы стремились использовать свои М26 и М46, превосходившие советскую машину как по огневой мощи, так и по броневой защите. Пеовое же столкновение Т-34-85 и М4АЗЕ8 пооизошло в конце сентября 1950 года, когда американские войска, высадившиеся у Инчхона пробивались навстречу войскам с Пусанского плацдарма Десять тридцатьчетверок атаковапи «шерманы» 2-го взвода роты «С» 70-го танкового батальона Три М4АЗЕ8 были подбиты в считанные секунды. Затем один Т-34-85 «проутюжил» транспортную колонну, разнеся в щепы 15 грузовиков и джипов, и был подбит выстрелом в упор из 105-мм гаубицы. Еще четьпе Т-34-85 стали жертвами огня «базук», а дра серерокореиских танка подбили с тыла подошедшие основные силы 70-го танкового батальона

В конце 1950 года американские войска в Корее насчитывали 1326 танков, 679 из которых были М4АЗЕ8 Войска китайских народных добровольцев перешедшие в наступление в октябре 1950 года, сначала вообще не имели танков. Однако, бросив 31 пехотную дивизию против 18 американских китайцы к началу 1951 года оттеснили их за 38-ю параллель. К середине января в 8-й армии осталось 670 танков, из них 317 М4АЗЕ8 и М4АЗЕ5). В апреле активные боевые действия на сухопутном фронте в Корее закончились Одновременно практически закончилась и боевая карьера «удобной восьмерки».

В другие страны они поставлялись мало - там хватало «шерманов» других модификаций, оказавшихся в избытке в США Великобритании и Франции после Второй мировой войны Судя по всему, наибдолее поздний и заметный боевой эпизод с их участием связан с Кубой. Семь М4АЗЕ8 находились на вооружении режима Батисты и использовавались против повстанцев. В декабре 1958 года в г. Санта-Клара партизаны без боя захватили пять «шерманов» - Че Гевара сагитироовал танкистов и они перешли на сторону повстанцев. 1 января 1959 года восстала Гавана, режим Батисты был сметен. А 8 января в город вступила Повстанческая армия. Фидель Кастро приветстрорал ликующих гаванцер, стоя в открытом люке удобнои восьмёрки».

М. Барятинский,
«Моделист-конструктор» № 3"2006

В этой серии псто я расскажу о основных серийных модификациях, особенностях эксплуатации и историю разработки и применения сего заморского агрегата. (всего планирую 3-4 части. В первой части о основных модификациях производимых в США)

M4 «Шерман » - основной средний танк США периода Второй Мировой, ну или чуть ли не основной танк вообще ибо модификаций под разные задачи они напилили туеву хучу и я решил раскопать всю эту кучу во имя Сатаны человечества.

История создания (кратко, нет серьезно, очень кратко):

К началу Второй мировой войны США подошли, не имея в производстве и на вооружении ни одной адекватной модели среднего или тяжёлого танка, была лишь горстка "средних" "танков" М2. Разработаный в авральном порядке танк М3 "Ли" считали устаревшим по конструкции уже на этапе разработки, потому уже появились требования к танку который придет ему на замену... Решили (не безосновательно) что использовать узлы и агрегаты танка "Ли" будет хорошей идеей- потому и началась разработка 1 февраля 941, прототип появился уже 2 сентября того же года.

Танк унаследовал ходовую, нижнюю часть корпуса и орудие предшественника, однако отказались от упоротой конструкции с пушкой в фюзеляже корпусе и запихнули её в башню. Правда габариты остались примерно прежними. Танк получил обозначение M4 , и в феврале 1942 года было начато его серийное производство. M4 оказался проще, технологичнее и дешевле в производстве, чем M3.
На этом историю создания можно заканчивать и начинать разбирать по тихоньку- какие же они были, "Шерманы"?

Т6 Sherman Prototype

Модификации:

Тут будут лишь серийные американские машины, канадские, английские и инжинерные машины я опишу в другом псто. Различия будут указаны только ключевые, заклепочники могут даже не писать ничего в каментах

Для начала стоит сказать, что собенностью производства M4 стало то, что практически все его варианты не являлись следствием модернизаций, а имели чисто технологические отличия и производились практически одновременно. То есть отличие M4A1 от M4A2 не значит, что M4A2 обозначает более поздний и более совершенный вариант, это лишь значит, что данные модели производились на разных заводах и имеют различия в конструкции (о чем будет ниже). Модернизациям, таким как изменение боеукладки, оснащение новой башней и пушкой, изменение типа подвески, все типы подвергались в целом в одно и то же время, получая армейские обозначения W, (76) и HVSS. Заводские обозначения отличаются, и включают букву E и числовой индекс. Например, M4A3(76)W HVSS имел заводское обозначение M4A3E8.

Число в скобках указывало на орудие установленное на танк, если числового обозначения нет- то установленно стандартное 75мм орудие а к примеру в маркировке М4А1(105) ясно, что это "Шерман" со литым корпусом и 105мм гаубицей.


М4 (а так же М4А1, различие которого лишь в наличии литого корпуса)


Литой корпус. М4А1 (пожалуй самый привычный для меня внешний вид, когда представляешь себе самый первый М4 "Шерман")


Сварной корпус танка М4


Пожалуй самая интересная версия с завода в Детройте: М4 Сomposite Hull (литой лобовой лист с остальными сварными частями)

По сути танк практически полностью отвечал прототипу Т6 Prototype (в варианте литого корпуса) Различалось лишь орудие (на прототипе стояло орудие М2) и отсутствием двух неподвижных и нахрен никому не нужных пулеметов. Его основным вооружением была американская танковая пушка 75 mm M3 с длинной 37,5 калибров. Пушка позволяла бороться с большинством танков противника на момент принятия на вооружение, хотя танк в целом рассматривался как машина поддержки пехоты потому фугасное действие снаряда было важнее.

Изюминкой танка М4(и последующих модификаций с "обычным" орудием а не гаубицей)- был стабилизатор вертикальной наводки, довольно примитивный однако он сокращал время до полной стабилизации орудия после остановки (этому способствовала и довольно мягкая подвеска). Так же- танк М4 вооружали 105мм бабахалкой гаубицей М4 и оказался несколько эфективнее как танк поддержки пехоты, но потерял противотанковые свойства и стабилизатор вертикальной наводки.

В ходе войны, ВНЕЗАПНО, оказалось что у немцев появились как новые модели танков, так и усовершенствованные старые, потому в 1944 году на танки стали устанавливать 76 мм орудие М1 с длинной ствола 55 калибров. Правда для установки орудия пришлось вкарячить новую башню (от опытного танка Т23), но это всяко проще и дешевле чем пилить новый танк. (На сколько я понял, стабилизатор на этом орудии остался, но я могу ошибаться). По противотанковым свойствам она была на уровне с 85мм пушкой Т-34-85, уступая 75мм пушке "Пантеры" и 88мм пушки "Тигра", превосходя Панцер 4 поздних модификаций.


М4А1 с 76мм пушкой

Двигатель на танке был 350-сильным звездообразным, бензиовым. Он в целом отвечал требованиям по подвижности, хотя и немного повышал пожароопасноть машины.
Бронирование составляло 51/38/38мм, лобовой лист установлен под углом в 56 градусов.

M4A2


M4A2(76)W. Пускай из всех выпущеных М4А2 их была только 1\3- но пикча тут для разнообразия. (к стати тут можно увидеть дульный тормоз на 76мм пушке. А так же на заднем плане можно увидеть то ли СУ-85М то ли СУ-100. Отсюда мы можем понять что это советские ленд-лизовские машины)

По сути модификация А2 отличалась лишь спаркой дизелей общей мощностью 375 поней коней (к стати танк вполне мог двигаться с одним двигателем, об этом будет немного позже в рассказе про "Шерманы" в СССР). Именно М4А2 поставлялся в СССР по ленд-лизу так как одно из требований к танку было наличие дизельного мотора. Танк производили только в его сварном варианте, производство литого корпуса было более трудоемким и не имело преимуществ перед сварным. Бронирование идентично М4

М4А3 (и его модификации)


M4A3E8 "Easy Eight" ( "Easy Eight" - новый тип подвески, о которой чуточку позже)


М4А3

Снова таки- по сути тот же М4 со сварным корпусом, но изюминкой танка является 500сильный, 8-ми цилиндровый V- образный бензиновый мотор фирмы Ford, что при примерно той же массе заметно повышало подвижность. Вооружение как и на предыдущих модификациях варьировалось от 75-76мм до 105мм орудий. Бронирование идентично М4.

Отдельно стоит отметить модификацию М4A3E2 "Sherman Jumbo" и M4A3E8 "Easy Eight" .

М4A3E2 "Sherman Jumbo" отличался он от "простого" "Шермана" усиленным лобовым бронированием в 100мм лобовом листе и толстой литой башней, так же увеличили бортовую броню до 76мм, однако из-за того что модификация задумывалась как штурмовая то выбор орудий пал на 75мм и 105мм пушку а от 76мм пушки отказались из-за слабого фугасного воздействия снаряда (как бы это не странно было, но 75мм фугасный снаряд был мощнее чем 76мм). Позже по многочисленным просьбам военных было поставлено некоторе количество 76мм пушек для борьбы с танками и на танк, практически без сещественных доработок установили длинноствольную пушку. За повышение бронезащиты Джимбо расплатился значительным снижением подвижности. Макс скорость по пересеченке составляла всего 22км\ч. По шоссе же скорость осталась практически прежней Так же выросло и удельное давление на грунт что снизило его проходимость.


М4A3E2 (на фото мы можем наблюдать 76мм пушку М1)

M4A3E8 "Easy Eight"- Отличался от М4А3 наличием новым, горизонтальным типом подвески. В конце марта 1945 года подвеска была модернизирована, катки стали двойными, пружины горизонтальными, была также изменена форма и кинематика балансиров, введены гидравлические мортизаторы. Подвеска получила более широкие, 58 см, гусеницы . Танки с такой подвеской (получившей название Horisontal Volute Spring Suspension, «горизонтальная») имели аббревиатуру HVSS в обозначении. «Горизонтальная» подвеска отличается от «вертикальной» меньшим удельным давлением на грунт, и даёт модернизированным танкам несколько бо́льшуюпроходимость . Кроме того, эта подвеска более надёжна и менее требовательна к обслуживанию. Из-за несколько меньшего давления на грунт они и получили прозвище "Easy Eight"

М4А4


М4А4(76)W

Отличается упротой двигательной установкой состоящей из 5 бензиовых двигателей общей мощностью 470 лошадей. Корпус пришлось удлиннить что бы это чудо влезло что немного сказалось на росте массы танка. Так же (как видно на фото выше) место Механика-Водителя и его помощника было защищено дополнительными бронелистами из-за того что они расположены под меньшим углом наклона при той же толщине.
В основном машину использовали в английской армии под индексом Sherman V и шел на переделку под Шерман Файрфлай (о котором в другом псто)

М4А6


M4A6
Отличается многотопливной моторной установкой. Подобен по конструкции к М4А4. Выпущено было всего 75 штук, потому особо информации о нем нет. М4А6 участие в боях не принимали и использовались для подготовки экипажей в 777-м танковом батальоне в Форт-Нокс

На этом с основными модификациями я закончу. О инжинерных машинах и машинах зарубежного производства- в следующем псто

P.S. прощу прощения за некоторые нестыковки с М4А3Е2, все пофиксил прочитав кое какую дополнительную инфу

Несмотря на тот факт, что в 20-30-е годы ХХ века американцы вели довольно-таки интенсивные работы в области танкостроения, да и знаменитый «Кристи» постоянно подавал все новые и новые идеи, реального значения танкам там придавали мало. Так, к началу Второй Мировой войны в армии США насчитывалось не более 400 машин этого типа, причем только 18 из них относились к категории средних.

Но уже после вторжения Германии в Польшу и Францию и следующих за этим событий отношение к бронетехнике резко поменялось. Уже в 1941 году стартовало производство модели М-3. Этот танк был довольно оригинален, так как имел сразу два орудия: пушку на 75-мм и орудие 37-мм. Так как первая была установлена в спонсоне, реально использовали только 37-мм пушку, которую хотя бы можно было поворачивать. Кроме того, высота более трех метров делала «Генерала Ли» отличным подарком немецким артиллеристам.

Поняв это, американцы уже осенью того же года начали интенсивные работы в области создания новой, более маневренной и приспособленной для современного боя машины. Так появился танк «Шерман». Пожалуй, это была лучшая американская бронетехника того периода.

Новый подход к созданию корпуса

Для упрощения и ускорения производства корпус изготавливался из катаных листов броневой стали. В отличие от «прямолинейных» немцев, инженеры США расположили верхний лист под углом 47°, его толщина составляла 50 миллиметров. Кормовые плиты располагались под углом 10-12°, борта были прямыми.

Толщина бортовых и кормовых листов составляла 38 миллиметров, на крыше - всего 18 миллиметров. Крепление носовой части корпуса к силовым элементам болтовое. Заметим, что лобовая часть собиралась сразу из семи катаных заготовок, так что перед изготовителями стояла сложная задача по обеспечению максимально высокого качества сварных швов. Можно сказать, что с заданием они справились прекрасно.

Отчего такой вывод? В маленьком поселке Снегири есть памятник из двух «Шерманов». Их корпуса уже давно порыжели от слоя ржавчины, но сварные соединения до сих пор находятся в идеальном состоянии.

Следует отметить, что танк «Шерман» выпуска 1943-1944 годов отличается дополнительной броневой накладкой на правый борт. Это делалось для того, чтобы разместить на полу боевого отделения дополнительный комплект снарядов (для обеспечения защищенности боекомплекта). Одну накладку наваривали на левый борт.

Впрочем, против пушек «Тигров» это помогало не особо: история танка «Шерман» знает много случаев, когда их снаряды прошибали машину навылет. Но это можно было сказать про любой танк союзников, за исключением разве что ИС-2 и «Першинга», которые появились под самый конец войны.

Можно сказать, что дуэль - танк «Шерман» против «Тигра» в большинстве случаев заканчивалась победой последнего. Пушка М-3 пробивала эту модель немецкого танка едва ли не с дистанции пистолетного выстрела, в то время как орудие KwK 36 L/56 у «немца» могло эффективно поразить «Шермана» примерно с километра.

Башня

Башня в танке «Шерман» литая, цилиндрической формы. Монтировалась на шарнирной опоре. Ее лобовая и бортовая часть были защищены броней толщиной 75 и 50 миллиметров. Корма башни имела толщину в 50 миллиметров, крыша - 25 миллиметров. Маска орудия была защищена лучше всего, так как толщина брони в этом месте составляла 90 миллиметров.

Как видите, танк «Шерман» (чертежи которого есть в статье) не сильно отличался в плане защиты от легендарного отечественного Т-34. Несмотря на утверждения американских конструкторов о неуязвимости маски орудия, за всю войну неоднократно бывали случаи, когда снаряды неприятеля пробивали маску навылет. Именно это, как правило, служило причиной смерти заряжающего.

Особенно ярко это проявилось в Нормандии: «Пантеры» и «Тигры» легко поражали танк «Шерман». Ярость генерала Эйзенхауэра не поддавалась описанию. Предположительно, именно он заставил ученых и инженеров поторопиться с разработкой нормального танка с хорошей пушкой, который бы смог на равных сражаться с немецкими аналогами.

В принципе, особенного успеха генерал не достиг: «Першинг» появился только в конце войны, да и к тяжелым танкам он относился довольно-таки условно.

Вооружение

Американский танк «Шерман» был вооружен стандартно:

  • Главное орудие - пушка М3. Калибр 75 мм, впоследствии ввели длинноствольную модификацию на 76мм.
  • Крупнокалиберный пулемет «Браунинг» М2НВ, расположенный прямо над люком танка.

Вы играете в «Ворлд оф Танк»? «Шерман» в этой игре по балансу вооружения приблизительно соответствует Т-34, что отражает реальное положение дел. Так, бронебойные снаряды «американца» были куда качественнее отечественных, но пробивали меньшую толщину брони. С другой стороны, отечественная продукция была лучше по баллистике, вот только сами танкисты такие выстрелы видели редко, так как карбид вольфрама, используемый при их изготовлении, был очень дефицитен и дорог.

Полезные свойства брони

Танк «Шерман» имел у отечественных танкистов добрую славу. И дело тут не только в удобстве внутреннего оснащения. Так, у американцев не было проблем с никелем и прочими броневыми присадками. В результате броня у них получалась вязкой: даже в случае пробития корпуса, если снаряд не убивал кого-то из экипажа или не выводил из строя двигатель, танк продолжал выполнять боевую задачу.

У отечественных же машин броня была твердой. Если снаряд пробивал ее (даже в области, свободной от двигателя или экипажа), внутри машины бушевал целый ураган из мелких осколков окалины. Много танкистов оказались убиты или покалечены именно по этой причине.

Условия работы экипажа

Кстати, а как вообще чувствовал себя экипаж танка «Шерман»? Вполне прилично, если сравнивать с условиями советских машин. Во-первых, все отмечали высокое качество приборов наблюдения, из-за чего танкисты всегда имели прекрасный обзор. Кроме того, помимо основного двигателя, в танке монтировался небольшой бензиновый мотор для генератора зарядочной станции. Чем это было ценно?

Дело в том, что танку всегда требовалась заряженная аккумуляторная батарея. Чтобы зарядить ее на Т-34 в условиях стоянки, приходилось впустую гонять основной движок. Как результат - громадный перерасход топлива и исчерпание без того мизерного моторесурса. Наконец, внутри танка «Шерман» было намного просторнее, да и качество отделки было выше.

«Спасательный круг»

В задней части корпуса «Шермана» имелась ниша, куда устанавливалась штатная радиостанция. Входной люк располагался на крыше башни и закрывался двухстворчатой крышкой. Туда же монтировалась турель зенитного пулемета. Этим танк «Шерман» отличался от советских машин, на которые пулемет стали серийно ставить только после появления ИС-2. С 1943 года башни стали комплектовать овальным люком, предназначенным для посадки-высадки заряжающего.

Дело в том, что сам заряжающий, радист и даже механик банально не могли выбраться из одного люка. Почему через него вылезал еще и механик-водитель? Все просто: нередко пушка оказывалась заклиненной в результате удачного попадания противника, после чего водитель попросту не мог воспользоваться предназначенным для него выходом.

Советские танкисты на Т-34 сильно страдали от загазованности башни. Дело в том, что вентиляторы, позаимствованные еще у БТ, «болтались» где-то в передней части башни, в то время как казенник пушки сильно выдавался назад. Мощность установки была так себе, а потому большая часть порохового выхлопа оставалась тут же.

У американцев с их М-3 была приблизительно та же проблема. Но ее решили как раз-таки в «Шермане», установив сразу три вентилятора, защищенных броневыми колпаками.

Отличались ли друг от друга различные модификации танка?

Заметим, что в период Второй Мировой войны существовали следующие модификации танка «Шерман»:

  • M4. Отличался карбюраторным движком Continental R-975 и простым сварным корпусом.
  • M4A1. Двигатель тот же, что и в предыдущем случае, но корпус литой.
  • M4A2. Отличается дизельным двигателем General Motors 6046 (его любили советские танкисты), корпус сварной.
  • M4A3, («Шерман 3»). Танк комплектовался силовой установкой Ford GAA карбюраторного типа. Корпус стандартный, изготавливался методом сварки.
  • Танк «Генерал Шерман» M4A4. Снова дизель RD -1820. Также изготавливался методом сварки.
  • M4A6. Аналогичен предыдущей разновидности во всем. Представляет позднюю, послевоенную модификацию. Отличается большей технологичностью и качеством изготовления, на машину устанавливалась лучшая радиостанция.

Помимо этого, существовала «теоретическая» модель танка «Шерман», М4А5. Это название было зарезервировано на случай, если предприятие, производящее американские машины, будет открыто и в Канаде. Этим планам не суждено было претвориться в жизнь, но название так и не было использовано. Точнее, канадский вариант (Grizzly 1) действительно производился с сентября 1942 года по осень 1943 года, но затем выпуск был свернут, так как американские поставки с лихвой покрывали нужды страны.

Отличия моделей

Несмотря на такое разнообразие, внешне эти модели друг от друга практически не отличались (разве что была отличной форма башни). Исключение - М4А1, который резко выделялся на фоне других своим литым корпусом. Размещение агрегатов, орудие и ходовая часть на всех «Шерманах» были абсолютно одинаковыми. Нужно заметить, что американские машины значительно отличались от своих советских и немецких аналогов тем, что к ним штатно шли накладные комплекты брони.

Танки первых серий имели смотровые щели в лобовом листе. Только потом их полностью закрыли кожухами и поставили перископы. Впоследствии также значительно изменился наклон лобовой брони: был 47°, а стал 56°. Именно по этой причине средние характеристики имеет машина в игре «Мир танков». «Шерман» там во многом соответствует Т-34. Впрочем, это действительно так (судя по отзывом ветеранов).

Двигатель

Вообще, танк М4 «Шерман» - явление в некотором роде уникальное, так как такого количества моторов, которые на него устанавливались, не было ни у кого. Чем это было вызвано? Все просто. Вплоть до Второй Мировой войны американцам казалось, что средние и тяжелые танки им не нужны в принципе. Упор делался на развитие авиации и флота, причем в этой области они справлялись прекрасно.

Когда понадобились средние танки, возник вопрос о том, какие для них использовать двигатели? Авиационные, разумеется, так как уж авиастроительных-то заводов в Америке хватало с избытком. Кстати, именно из-за звездчатого движка, который устанавливался на первые «Шерманы», машина получилась высокой, так как в противном случае мотор бы туда просто не влез.

Кроме того, использовалась «гражданская» трансмиссия, изначально приспособленная для массовых и дешевых грузовиков. Ее размеры были велики, так как конструкторы в этом случае особенно не заморачивались с ее компактностью. Впрочем, «Шерман» - танк, характеристики которого вполне соответствовали духу времени. В частности, немцы также массово использовали детали от грузовиков при разработке Pz.II, одной из самых массовых машин той эпохи.

Почему же применялось такое количество силовых установок? Все тоже просто. За время войны американцы не только сами нуждались в самолетах, но и поставляли их союзникам. Соответственно, те предприятия, которые изготавливали двигатели для них, работали на пределе возможностей. Нередко для танков просто не оставалось запланированных по конструкции моторов, из-за чего приходилось искать аналоги. Впрочем, обо всем по порядку.

Характеристики силовых установок

На первые модификации, то есть на M4 и M4A1, ставили звездообразный авиационный двигатель Continental R975 C1. Он развивал 350 лошадиных сил, число оборотов равнялось 3500 об/мин. Для сравнения, В-2 легендарного Т-34 развивал эксплуатационную мощность в 400 лошадиных сил, выдавая 1700 об/мин.

Подробная история двигателя «Райт» (Continental)

Изначально этот мотор использовался для легких аэропланов. Чтобы сделать из него двигатель танка «Шерман», инженерам потребовалось очень много работать. К примеру, необходимо было «прикрутить» коробку передач, которая самолету, по понятным причинам, была не нужна. Кроме того, нужно было резко увеличить крутящий момент на низких оборотах, а также создать нормальную систему очистки воздуха (в небе редко встречаются облака пыли), попутно сократив объемы потребляемого двигателем масла.

После года работы были проведены стендовые испытания, на которых двигатель показал вполне приемлемые результаты. В 1940 году на Абердинском полигоне обкатку прошел М2, общий предок «Ли» и «Шермана» с мотором «Райт». Помимо этого, в испытаниях участвовали английские машины, которые рядом с американским танком казались «вялыми». Военные были удовлетворены, им понравилась модель, которую потом назовут танк «Шерман». Отзывы были очень хорошими, рекомендовалось скорее принять машину на вооружение.

Общий вес силовой установки составлял 515 кг. Следует заметить, что в качестве горючего следовало использовать авиационное топливо с октановым числом не менее 92. Степень сжатия составляла 6,3:1.

Некоторые недостатки

Впрочем, дальнейшие испытания показали, что военные рано радовались: при малейшем повышении массы испытываемой машины начинала ощущаться нехватка мощности, а система охлаждения совершенно не справлялась с возросшей нагрузкой. Кроме того, из-за повышения температуры в самом карбюраторе резко снижалась плотность попадающего туда воздуха, из-за чего опасно падала мощность. В таких условиях двигатель танка «Шерман» мог проработать только 100 часов, после чего ему потребовался полноценный капитальный ремонт.

Переориентация производства

Из-за этого обстоятельства производство решили забрать у компании «Райт» и передать выпуск более крупной фирме «Континентал». Предполагалось, что на ее заводах будет изготавливаться не менее тысячи моторов ежемесячно. К слову, за все предшествующее время «Райты» выпустили только 750 моторов.

Новые инженеры с жаром взялись убирать огрехи конструкции. Во-первых, была заново спроектирована система охлаждения. Во-вторых, они разработали новый фильтр очистки воздуха. Наконец, на самом производстве установили жесткие требования к допускам выпускаемых деталей, из-за чего общее качество двигателей значительно возросло.

На M4A2 ставилась спарка шестицилиндровых дизелей GM 6046. Мотор развивал мощность 375 лошадиных сил. Количество оборотов - 2100 об/мин. Как мы уже и говорили выше, мотор нравился нашим танкистам за свою неприхотливость, надежность и ремонтопригодность. Более того, его моторесурс в несколько раз превышал таковой у Т-34. Справедливости ради стоит заметить, что эти два средние танка редко переносили более трех-четырех боев в начале войны.

К 1944-1945 и 1946 годам (война против Японии) двигатель В-2 несколько довели до ума, благодаря чему разница стала не столь заметной. Так, танки «Шерман» в Красной армии совместно с советской техникой своим ходом дошли до Манчжурии. Особых претензий к машинам советского или американского производства не было.

Танки с какими двигателями поставлялись в нашу страну?

Официально считается, что в СССР по лендлизу поставлялась только эта модель. Но некоторые советские танкисты, описывавшие танк М4 «Шерман», говорили о том, что «он вспыхивал, словно спичка». Нередко встречаются также упоминания о бензиновых движках. Все это позволяет предположить, что в Советский Союз поставлялись также М4 или М4А1.

Кроме того, можно предположить, что некоторое количество бензиновых «Шерманов» попали в нашу страну из Англии, куда США поставляли как дизельную, так и бензиновую модификации (британские войска были равно обеспечены бензином и соляркой). Сами же американцы применяли в основном бензиновые модификации. Исключение составляла только морская пехота, имевшая неограниченный запас корабельной солярки.

Собственно, именно поэтому в нашей стране так популярен был дизельный «Шерман». Танк в СССР (как и в США) приблизительно до 30-ых годов считался вспомогательной единицей, расходным материалом. Когда потребовалось что-то более серьезное, выяснилось, что для танковых орд попросту не хватит бензина. Пришлось использовать солярку, которая в те годы считалась отходом переработки нефти.

Наиболее «продвинутой» была модель M4A3. Для нее был специально разработан V-образный восьмицилиндровый мотор Ford GAA. Его мощность составляла 500 лошадиных сил. Наиболее сложной и громоздкой была конструкция M4A4: пять автомобильных моторов (обычных, серийных) приводили танк в движение. Только представьте себе, что и как говорили несчастные механики, которые вынуждены были ремонтировать это чудо инженерной мысли в случае поломок.

Где сейчас эти машины?

А где сегодня можно увидеть танк «Шерман»? «Фьюри» (исторические факты в этом фильме более-менее приближены к реальности) показывает эти машины в кинематографе. В войсках Парагвая (по состоянию на 2013 год) до сих пор имеется аж четыре таких танка. Множество полузатопленных и наполовину разрушившихся машин встречаются на побережье Филиппин, где «Шерманы» массово использовали для прорыва обороны японцев. «Рекламирует» танк «Шерман» игра World of Tanks, где он довольно популярен.