Противокорабельные крылатые ракеты конструкции челомея подводного старта. Крылатая ракета подводных лодок Испытания и эксплуатация


В процессе детального конструирования и отработки ракеты «Аметист» наметились перспективы создания близкой по размерности твердотопливной ракеты с увеличенной в 1,5-2 раза дальностью. Одновременно возникла идея создания подводной лодки, вооруженной двумя типами ракетных комплексов (с максимальными дальностями около 500 км и несколько более 100 км) с боекомплектом, включавшим по дюжине и более ракет каждого типа. Соответствующие предложения были положены в основу постановления от 28 февраля 1963 г., задавшего разработку ракеты П -120 «Малахит» для лодок пр. 670 и пр. 705А, дальней ракеты П-500 в габаритах контейнера П-6, а также проектирование большой атомной подводной лодки со смешанным вооружением. К середине года надлежало выпустить эскизный проект «Малахита», в III кв. 1964 г. - начать летно-конструкторские испытания, а в IV кв. 1965 г. - передать комплекс на совместные испытания.

Детальный военно-технический анализ (см. «ТиВ» №6/2007 г.) показал как тактическую несовместимость применения двух типов ракет на одном подводном атомоходе пр. 688, так и преимущества комплекса «Малахит» над «Базальтом» по показателям боевой эффективности. Работы по лодке сначала переориентировали со смешанного вооружения на однородное оснащение только комплексом «Малахит», а затем и полностью прекратили. Однако создание комплексов продолжалось. В конечном счете, комплекс П-500 «Базальт» с ракетой 4К-80 заменил П-6 на модернизируемых в ходе ремонта атомоходах пр. 675, а П-120 «Малахит» с ракетой 4К-85 был размещен на вновь строящихся лодках пр. 670М («Чайка»), представлявших собой дальнейшие развитие пр. 670. Кроме того, оба комплекса использовались на надводных кораблях новых проектов.

Первоначально заданные требования по размещению комплекса на атомоходах пр. 670 предусматривали четко выраженную преемственность с «Аметистом». Наряду с увеличением дальности предусматривалось повышение помехоустойчивости и избирательности системы самонаведения. Вместо ленинградского НИИ-49 головным разработчиком бортовой аппаратуры стал московский НИИ-10. Можно предположить, что смена разработчиков определялась не столько имевшими место задержками при отработке ленинградцами системы самонаведения ракеты «Аметист», сколько тем, что на «Малахите» предусматривалось применение комбинированной системы самонаведения, включавшей инфракрасный (тепловой) канал.

К этому времениНИИ-10 уже накопил большой опыт создания тепловых головок самонаведения, причем не только для катерных ракет П-15 и П-15М (ГСН «Кондор» и «Снегирь»), но и по такой непрофильной для Минсудпрома тематике, как ракеты класса «воздух-воздух». В частности, ГСН разработки НИИ-10 оснащались ракеты К-55. Кроме того, в выборе разработчика системы управления для «Малахита» сказалось стремление руководства сосредоточить усилия специалистов НИИ-49 на создании аппаратуры для комплекса «Базальт». В то же время большую новую тему получили и сотрудники НИИ-10, освободившиеся после завершения отработки комплекса П-35, дальнейшего прямого развитие которого в то время не намечалось.

В те годы идея сочетания радиолокационной и инфракрасной аппаратуры в качестве радикальной меры повышения помехоустойчивости получила достаточную поддержку, и комбинированные теплорадиолокационные головки самонаведения разрабатывались даже для ракет класса «воздух-воздух», в том числе и для комплектации столь миниатюрного изделия, как К-13. Однако большинство комбинированных головок оказалось слишком сложными и не были внедрены в серийное производство. Создатели системы наведения для комплекса «Малахит» пошли на не самое оптимальное (но оказавшееся оправданным) решение, конструктивно разнеся аппаратуру радиолокационной и инфракрасной ГСН, объединив их общей логикой самонаведения координаторов. При этом ракета самостоятельно выбирала для атаки наибольшую или назначенную по другим признакам цель.


Крылатая ракета «Малахит» в предстартовой конфигурации.



Крылатая ракета «Малахит».


В головной части корпуса установили радиолокационную ГСН, а под фюзеляжем разместили гондолу - небольшой каплевидный обтекатель с инфракрасной головкой самонаведения. При этом поперечный габарит гондолы не превышал диаметр первичного зеркала ГСН «Снегирь» - 0,2 м. Так как требовалось многократно увеличить дальность по сравнению с ГСН ракеты П-15М, пришлось пойти на применение охлаждаемого азотом фотоприемника на базе антимонида индия. Сжатый азот хранился в баллоне под давлением 300 атм. Его хватало на работу ГСН в течение 10 мин от старта ракеты. После неудачных попыток создать образец собственной разработки НИИ-10 использовал уже выпускавшийся серийно фотоприемник ФС-24 ДА. С учетом нагружения при подводном старте обтекатель выполнили не из стекла толщиной 2 мм, а из 6-мм оптически прозрачной керамики. Однако Ленинградский завод оптического стекла не смог освоить производство этой керамики, которое пришлось передать Харьковскому НИИ монокристаллов.

Исходя из ограниченной околозвуковой скорости полета ракеты, обводам носового обтекателя придали скругленную форму. Это обеспечило благоприятные условия преломления при прохождении радиолокационного излучения через обтекатель и позволило при ограниченных размерах контейнера разместить в нем более тяжелую ракету.

Общее руководство работами по «Малахиту» в НИИ-10 осуществлял В.Е. Краснов, по радиолокационной ГСН - И.А. Скородумов, по корабельной аппаратуре «Дунай» - В.Г. Хондзинский, по тепловой ГСН «Дрофа» - B.C. Марчук, а после его трагический гибели (автомобиль ушел под лед замерзшей Волги) - А.И. Крюков.

Другое существенное отличие от «Аметиста» заключалось в построении стартового агрегата. Как известно, на «Аметисте» стартовики были выполнены по двухкамерной схеме, что обеспечивало умеренную тягу при движении на подводном участке траектории и быстрый разгон после выхода на ракеты на поверхность. Однако эта конструкция допускала включение камер только в определенной последовательности, что исключало возможность использования ракеты с наклонной пусковой установки надводного корабля: при малой тяговооруженности изделие,едва сойдя с направляющих, просто нырнуло бы в море. Для «Малахита» приняли раздельное исполнение двигателей подводного хода и собственно стартовиков для разгона ракеты. При этом изделия, поставляемые на надводные корабли, двигателями подводного хода не комплектовались. Стартовый агрегат включал в себя по паре стартовиков, двигателей отброса и, при необходимости, двигателей подводного хода - ПРД-148, ПРД-149 и ПРД-150 соответственно.

Аэродинамическая компоновка также претерпела изменения, аналогичные тем, которые имели место при переходе от П-6 к «Базальту». Стреловидное крыло сменилось трапециевидным, близким к треугольному, которое при обеспечении требуемой площади лучше компоновалось в сложенном положении в контейнере ограниченного диаметра.

В начале 1960-х гг. твердотопливная ракетная техника только обретала современный облик и развивалась очень быстро. Применение вдвое большего по массе заряда твердого топлива новой модификации позволило не только увеличить дальность, но и упростить конструкцию маршевого двигателя ПРД-146. Аналогичный «Аметисту» блок из трех наклонных сопл сместился ближе к хвосту ракеты. Правда, внедрение нового топливного состава придало дымному следу продуктов сгорания двигателя «радикальный черный цвет». Это дополнительно демаскировало ракету и стреляющий корабль. Однако с учетом того, что противник использовал для обнаружения воздушных целей и наведения на них оружия в основном радиолокационные средства, а не визуальное наблюдение, излишняя заметность ракеты в оптическом диапазоне могла даже способствовать ее успешному применению, оказывая устрашающее психологическое воздействие на вражеских зенитчиков.

Фактически аванпроект ракеты был выпущен через полгода после принятия постановления, а эскизный проект - в феврале следующего года. Далее темп работ несколько замедлился. Сказалось и решение октябрьского Пленума ЦК КПСС о снятии с высших партийно-государственных постов Н.С. Хрущева, что ухудшило позиции В.Н. Челомея. Как и «Аметистом», «Малахитом» непосредственно занимались бывшие сотрудники С.А. Лавочкина в филиале №3 ОКБ-52. Вскоре этой организации вернули самостоятельность, переключив ее на разработку (под руководством главного конструктора Г.Н. Бабакина) беспилотных космических аппаратов для исследования Луны и дальнего космоса. Но в течение ряда лет они продолжали работать и по крылатым ракетам Челомея, в частности, изготовив в 1968 г. первый образец «Малахита» для проведения испытаний.

Универсальность ракеты в части применения как с подводных лодок, так и с надводных кораблей позволила начать испытания естественным порядком - не экспериментами на погружающемся стенде, а пусками с берегового стенда ракете автопилотом, но без головок самонаведения. В первом пуске 20 сентября 1968 г. из-за отказа автопилота (не разарретировался один из гироскопов) ракета упала менее чем в двух километрах от пусковой установки. Два последующих пуска прошли относительно успешно, при этом в последнем пуске (23 февраля 1969 г.) ракета пролетела в автономном режиме более 100 км.


Ракетный катер на подводных крыльях пр. 1234 (проект).


Соответствующим образом был подготовлен и погружающийся подводный стенд ПСА, получивший наименование ПСП-120 (или попросту ПСП), с которого с 17 июля по 20 октября 1969 г. под Балаклавой провели три удачных пуска из-под воды. Немного ранее с берегового стенда начались испытания ракет, укомплектованных сначала только радиолокационной, а затем и комплексной системами наведения.

Первый пуск 29 июля прошел частично успешно. На завершающих этапах полета к цели головка самонаведения стала работать неадекватно. Ракета упала в воду, не долетев пару сотен метров до цели. Второй пуск 8 августа завершился аварией: отказал магнетрон в головке самонаведения. Третий пуск прошел аналогично первому. Ракета явно уходила на радиолокационное отражение цели в водной поверхности. Для исключения такого эффекта ввели отключение одной из автоматических регулировок приемника сразу после захвата цели ГСН. Действенность этой доработки подтвердилась при пусках 10 сентября и 8 октября, когда ракета успешно поразила цель. В первом из этих двух пусков тепловая ГСН функционировала в «пассажирском» режиме, но в последующем она уже обеспечивала наведение на цель.

При испытаниях изделий, укомплектованных тепловой ГСН,выявилась неустойчивость полета ракеты по каналу тангажа. Для ее устранения пришлось уменьшить зазор между верхней и нижней светочувствительными пластинами и несколько расширить оптическое пятно от излучения цели. Тем самым удалось устранить своего рода «люфт» нечувствительности ГСН при малых отклонениях от направления на цель. С ликвидацией этого недостатка проявилась неустойчивость в канале курса. На этот раз причиной стало несовпадение заданного электромеханическим устройством направления сканера и его фактической ориентации. Недостаток устранили, дополнив ГСН магнитным датчиком положения зеркала.

Третий и последний малый ракетный корабль (МРК) Черноморского флота (ЧФ) РФ «Мираж» . На борту «Миража» установлен противокорабельный комплекс «Малахит».

Напомним, что 3 октября из Чёрного моря вышли два малых ракетных корабля ЧФ «Серпухов» и «Зелёный дол», которые вооружены крылатыми ракетами «Калибр».

П-120 «Малахит» — российский ракетный комплекс, производящий запуски противокорабельных крылатых ракет 4К85. Эта «крылатка» способна поразить цель на расстоянии 150 км. Её очень сложно засечь, так как она подлетает к цели на высоте всего нескольких метров над уровнем воды. Кроме того, ракета обладает большой помехозащищённостью и сама в зависимости от ситуации выбирает траекторию полёта.

Ракета 4К85 оснащена твердотопливным маршевым двигателем разработки КБ-2 авиазавода № 81. В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ПКР получила еще и т.н. «блок доведения»: инфракрасный датчик «Дрофа», установленный в контейнере на внешней подвеске.

Ракета комплекса имеет стартовую массу 5400 кг и длину почти 9 метров. Размах крыла составляет 2,5 метра. Скорость околозвуковая, максимальная дальность стрельбы до 150 км у модернизированной версии. Маршевая высота полёта — 60 метров. Боевая часть массой 840 кг — фугасно-кумулятивная или ядерная.

Надводная версия «Малахита» была принята на вооружение в 1972 году, её получили малые ракетные корабли проекта 1234 «Овод» . Подводная — только в 1977 году, под неё специально строили серию из шести атомоходов с крылатыми ракетами проекта 670 М «Чайка» .

С использованием ракетного комплекса П-120 «Малахит» был выигран первый после 1945 года морской бой отечественного флота. 10 августа 2008 года малый ракетный корабль «Мираж», сопровождавший конвой с морским десантом, шедшим в Абхазию, эффективно использовал две ракеты против грузинских катеров.

Технические характеристики

Максимальная дальность пуска — 150 км

Масса взрывчатого вещества боевой части — 840 кг

Длина ракеты — 9,15 м

Размах крыла — 2,5 м

Масса ракеты на старте — 3800 кг

Ракетные корабли проекта 1234 «Овод» — тип малых ракетных кораблей (МРК), строившихся на судостроительных заводах СССР в 1967-1992 годах. Предназначены для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных районах.

Атомоходы проекта 670 М «Чайка» — серия подводных лодок, построенных в 1972-1981 годах. Субмарины предназначены для уничтожения кораблей, идущих в составе конвоев, в основном — авианосцев, следующих в составе ударных групп. Подводные лодки проекта были исключены из состава флота в 1991-1995 годах.

Разработка крылатой ракеты «Малахит» велась ОКБ-52 по Постановлению СМ № 250–89 от 28 февраля 1963 года (по одному постановлению с «Базальтом»). В новой ракете было применено много технических решений, использованных в конструкции «Аметиста». Принципиальным отличием «Малахита» стал универсальный твердотопливный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность как подводного старта с подводной лодки, так и старта с надводных кораблей. Кроме того, «Малахит» снабжался более совершенной системой управления АПЛИ-5 (разработки НИИ-101), которая, сохраняя принцип автоматического наведения, имела улучшенные характеристики по помехозащищенности и избирательности. Для повышения помехозащищенности на конечном этапе самонаведения была введена дополнительная тепловая головка самонаведения. Дальность полета ракеты при дозвуковой скорости увеличилась примерно в полтора раза по сравнению с «Аметистом».

В подводном положении «Малахит» мог запускаться с глубины до 50 метров. Старт «мокрый». К числу недостатков «Малахита» следует отнести длинный черный шлейф, оставляемый его твердотопливным двигателем.

Аванпроект «Малахита» был закончен в сентябре 1963 года, а эскизный проект — в феврале 1964 года. В начале 1968 года завод № 301 им. Лавочкина изготовил первые образцы «Малахита».

Первый этап летно-конструкторских испытаний проводился с 25 сентября 1968 года по февраль 1969 года. Ракета запускалась без радиотехнической аппаратуры с наземной пусковой установки на Черном море. С июля по октябрь 1969 года состоялось 3 пуска со стенда ПСА, переделанного по проекту ПСП-120, с глубины 50 м. Результаты положительные.

Второй этап летно-конструкторских испытаний проведен в июле-октябре 1969 года. В ходе него выполнено четыре пуска с береговой установки. С марта по август 1970 года сделано шесть пусков с малого ракетного корабля (МРК) «Буря» проекта 1234. Всего из десяти пусков отмечено пять прямых попаданий.

Совместные испытания «Малахита» проводились с 10 сентября 1970 года по 1972 год, в ходе которых с МРК «Буря» было сделано 14 пусков.

Для выдачи целеуказания ракетам «Малахит» на МРК была установлена система пассивного загоризонтного обнаружения надводных кораблей. Она работала по излучению радиотехнических средств противника.

Постановлением СМ от 17 марта 1972 года комплекс «Малахит» принят на вооружение малых ракетных кораблей проекта 1234.

Постановлением СМ от 21 ноября 1977 года комплекс «Малахит» принят на вооружение подводных лодок проекта 670М. По этому проекту было построено 6 лодок. Кроме того, планировалось вооружить атомные подводные лодки проекта 705А двенадцатью ракетами «Малахит».

Всего с 1968 года по 1975 год было произведено 44 пуска ракет «Малахит». В ВМФ «Малахиту» были присвоены индексы П-120 и 4К-85.

Существенным недостатком комплексов «Аметист» и «Малахит» выступало то, что дальность обнаружения целей гидроакустическими комплексами (ГАК) подводных лодок-носителей была намного ниже дальности стрельбы ракет. Так, ГАК МГК-100 «Керчь», принятый на вооружение в 1967 году, имел дальность обнаружения цели всего 20 км, а ГАК МГК-300 «Рубин», принятый на вооружение в 1968 году, — до 60 км. Лишь в 1976 году был принят на вооружение ГАК МГК-400 «Рубикон» (модернизация «Рубина») с дальностью обнаружения цели до 200 км, а в 1978 году — ГАК «Скат» с дальностью обнаружения чуть больше 200 км.

28 февраля 1963 года вышло Постановление Совета Министров СССР N 250-89 о разработке унифицированной противокорабельной ракеты, предназначенной для использования как с подводных лодок, находящихся в подводном положении, так и с надводных кораблей. Головным разработчиком комплекса, получившего обозначение П-120 "Малахит", назначалось ОКБ-52. Новый комплекс являлся развитием противокорабельного комплекса П-70 "Аметист" и предназначался, в частности, для замены П-70 на подводных лодках проекта 670А.

Аванпроект "Малахита" был закончен в сентябре 1963г., а эскизный проект - в феврале 1964г. В начале 1968г. завод N 301 им.Лавочкина изготовил первые образцы ракеты.

Ракета П-120 была принята на вооружение 17 марта 1972 года для надводных малых ракетных кораблей (МРК) проекта 1234 и 21 ноября 1973 года - для подлодок проекта 670М. Ракетным комплексом "Малахит" планировалось вооружить также атомные лодки проекта 686 (705А), разрабатывавшиеся в середине 1960-х годов. Однако продолжения эта разработка не получила. Серийное производство П-120 было развернуто на машиностроительном заводе № 47 (г.Оренбург).

Корабли "Овод" (проект 1234) предназначены для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных районах. Тактико-техническое задание на проектирование было выдано ЦКБ-5 (позже ЦМКБ "Алмаз") в 1965 г. Главным конструктором проекта стал И.П. Пегов. Стандартное водоизмещение корабля проекта 1234 составило 580т, а полное — около 670т. Скорость полного хода - 35 узлов. "Овод" был оснащен двумя строенными пусковыми установками комплекса П-120 "Малахит" с радиолокационным комплексом выдачи целеуказания УРО "Титанит", который был принят на вооружение в 1970 г. Комплекс "Титанит" имел два способа обнаружения целей: первый с помощью РЛС на расстоянии до 40 км, второй - загоризонтный пассивный по излучению радиотехнических средств противника. Согласно проекту, пуск ракеты П-120 с МРК мог производиться при волнении моря до 5 баллов включительно и при скорости корабля до 24 узлов. Логическим продолжением МКР "Овод" явился проект 12341. Основные отличия данного проекта - это увеличение главного калибра артиллерии с 57-мм до 76-мм, дополнительная установка на корабль одного 30-мм арткомплекса АК-630, а также нового радиолокационного и радиоэлектронного оборудования.

Работы по созданию модернизированной ПЛАРК проекта 670М, получившей шифр “Чайка” начались в конце 1960-х годов в горьковском СКБ-112. Главным конструктором лодки первоначально являлся В.П. Воробьев, после смерти которого работу возглавил А. Г. Лещев. ПЛАРК проекта 670М оснащалась восемью пусковыми установками комплекса П-120. Строительство кораблей проекта 670М осуществлялось в г. Горьком на судостроительном заводе “Красное Сормово”. Всего было построено 6 лодок проекта 670М, в настоящее время все они выведены из боевого состава ВМФ по истечении установленного срока эксплуатации (25 лет).

В 1973 г. на Ленинградском Приморском ССЗ был спущен на воду малый ракетный корабль на подводных крыльях МРК-5 (проект 1240). Корабль вышел на испытания в 1976 г. и вступил в строй 30.12.1977. Водоизмещение полное 426 т, стандартное 342 т. Скорость полного хода 57 уз., дальность плавания 50-уз. ходом 700 миль. Вооружение - 4 ПКР П-120 "Малахит", 1 ЗРК "Оса-М" , 1x6 30-мм АУ АК-630М. МРК-5 обладал высокой скоростью и хорошей мореходностью, однако оказался капризным в эксплуатации, а его крыльевая система - недостаточно надежной. После завершения программы испытаний в 1979г. МРК-5 прибыл в Севастополь и был включен в состав 116-го дивизиона ТКА 41-й Отдельной бригады РКА. В 1990 г. исключен из состава ВМФ.

Модернизация ракеты П-120 началась с конца 1975 года и продолжалась до середины 1980 года. Была повышена надёжность работы бортовой системы управления, существенно увеличена чувствительность, помехозащищённость и избирательность головки самонаведения. Сокращено время выработки команд в корабельной системе управления "Дунай-1234" и ввода данных в БСУ ракет. Усовершенствована конструкция трёхконтейнерных пусковых установок и загрузочного устройства.

Обозначение NATO SS-N-9 "Siren"

Состав

Твердотопливная ракета П-120 (см. схему ) была выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имела складное крыло и внешне повторяла ракету П-70. П-120 (4К85) имела стартовую массу 3180кг и несла осколочно-фугасную боевую часть массой 840кг или ядерную боевую часть мощностью 200кт. Максимальная дальность стрельбы ПКР составляла 150км, скорость ее полета соответствовала М=1.

Принципиальным отличием "Малахита" стал универсальный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность как подводного старта с подводной лодки, так и старта с надводных кораблей. Он состоял из двух твердотопливных стартовых двигателей и двух двигателей подводного хода, устанавливаемых дополнительно, на ракетах применяемых с подводной лодки.

Маршевый твердотопливный двигатель 4Д-85 разработки КБ-2 авиазавода № 81, возглавляемого И.Картуковым, в неснаряжённом состоянии имел вес 627±15 кг, а в снаряжённом 2776±25кг. Тяга на разгонном режиме составляла от 1200 до 1600кг, на маршевом участке 600—950кг. Полное время работы маршевого двигателя - 385с при температуре окружающей среды —2°С и 360с при температуре +32°С. Двигатель работал на топливе ЛТС-2КФ (вместо ЛТС-2КМ у ракеты П-70), которое давало за ракетой длинный черный шлейф, что демаскировало подводную лодку и ракету.

По сравнению с ПКР "Аметист" существенно отличалась бортовая система управления АПЛИ-5, созданая в НИИ-10 (в настоящее время НПО "Альтаир", г.Москва). В ракете П-120 была значительно улучшена избирательность радиолокационной системы самонаведения, повысилась ее помехозащищенность. Перед стартом, исходя из тактической обстановки, устанавливался сектор захвата цели. В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ПКР получила еще и т.н. "блок доведения" - инфракрасный датчик "Дрофа", установленный в контейнере на внешней подвеске и "подстраховывающий" РЛС на конечном участке траектории. БСУ ракеты П-120 лучше обеспечивала наведение ракеты на главную цель в корабельном ордере.

На атомных подводных лодках проекта 670М ракеты П-120 размещались в восьми пусковых установках СМ-156 побортно вне прочного корпуса, наклонно под углом около 32° и сочетались с гидроакустическим комплексом "Рубикон", имеющим дальность обнаружения более 150км. Таким образом, подводная лодка получала возможность применять комплекс "Малахит" на полную дальность, без внешнего целеуказания. Автоматизированная предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась КСУ "Дунай-670М", построенной на основе цифровой ЭВМ. КСУ проверяла все восемь ПКР одновременно и обеспечивала их старт. Были предельно сокращены и автоматизированы ручные операции по подготовке и пуску ракеты. По сравнению с комплексом "Аметист" (имеющим аналоговую аппаратуру) время предстартовой подготовки сократилось в 1,3 раза. Для надежного обеспечения стабилизации подводной лодки в период старта ракет было введено автоматическое программное управление по глубине и дифференту лодки, которое осуществлялось с помощью рулей и системы замещения отрицательной плавучести.

Пусковая установка СМ-156 (см. компоновочную схему ) была разработана в ленинградском ЦКБ-34 (в настоящее время - Конструкторское бюро специального машиностроения) и представляла собой конструкцию цилиндрической формы со сферическим дном и откидной сферической крышкой. Старт ракеты выполнялся из подводного положения с глубины 50м из контейнера предварительно заполненного водой ("мокрый старт").

Подводные лодки-носители (номера проектов) 670М, 686 (705А), 688

Тактико-технические характеристики

Испытания и эксплуатация

Первый этап летно-конструкторских испытаний П-120 начался в сентябре 1968г. на полигоне "Песчаная Балка" и выполнялся с береговой пусковой установки в автономном варианте, то есть ракета имела только автопилот и радиовысотомер. Пусковая установка была смонтирована на боевом поле полигона в поселке Черноморск. Первый пуск состоялся 20 сентября. Запланированная дальность стрельбы составляла 100—120км. Однако из-за отказа автопилота ракета сразу после cтарта начала вращаться вокруг своей оси и упала в море на 15-й секунде полета. Второй пуск состоялся 13 декабря 1968г. Ракета пролетела около 85км за 415с. Программа пуска в целом была выполнена, но скорость оказалась мала - всего 770 км/час вместо расчетной в 1200 км/час. Третий пуск произведен 26 февраля 1969г. На сей раз ракета пролетела 106 км за 411с, то есть скорость достигла около 1000 км/час. Программа пуска была выполнена, но на 70-й секунде полета вышла из строя бортовая телеметрическая станция.

Второй этап летно-конструкторских испытаний проводился как на полигоне "Песчаная Балка", так и с погружающегося стенда в Балаклаве. С 23 июня по 10 октября 1969г. с наземной пусковой установки был выполнен пуск четырех ракет в полной комплектации. Ракеты запускались по мишени. Первый пуск состоялся 23 июня. Ракета не имела тепловой головки самонаведения (ТГС) . Заданная дальность стрельбы составляла 40км. Из-за сбоя в работе РГС ракета не долетела до цели около 200м и упала в море. Время полета — 131с. Следующий пуск производился 8 августа. Из-за выхода из строя магнетрона РГС цель не обнаружила и ракета была взорвана после того, как пролетела 65,8 км за 217с. Ракета, запущенная 10 сентября, уже имела на борту ТГС, но она не была включена. Заданная дальность составляла 40км. Ракета попала в сеть мишени на высоте 6м от ватерлинии и в 25м вправо от центра мишени. Время полета составило 137,6 с. 8 октября 1969 г. состоялся пуск ракеты с работающей ТГС по мишени с установленным тепловым имитатором "Балансир". Заданная дальность — 40км. Ракета попала в мишень на высоте 11м от ватерлинии и в 13м вправо от центра мишени.

Для подводных пусков в ЦКБ-16 был разработан проект переоборудования погружающегося стенда ПСА, который ранее использовался для пусков ракеты "Аметист", в стенд ПСП-120. То же ЦКБ-16 получило задание на переоборудование подводной лодки проекта 613АД в проект 613П-120 для подводного пуска ракет "Малахит". Однако проработки ЦКБ-16 показали, что из-за малого водоизмещения подводная лодка проекта 613П-120 в момент старта будет малоуправляемой, поэтому разработчики предложили использовать для опытных пусков лодки проекта 611с большим водоизмещением. ВМФ согласился с заключением Бюро по проектной проработке и дал согласие выделить для переоборудования подводную лодку проекта АВ611. Однако переоборудование выполнено не было. ГКС и ВМФ приняли решение проводить летно-конструкторские испытания с боевой подводной лодки, проекта 670М. Переоборудование стенда ПСА по проекту ПСП-120 на заводе № 444 продвигалось медленно из-за задержки основными разработчиками и изготовителями поставок частей комплекса. Только в августе 1968 г. закончились основные монтажные работы и стенд перевели на техническую позицию в/ч 99375 в Балаклаву, где продолжалось его дооборудование После швартовых испытаний и пробных погружений 28 декабря 1968 г. был подписан акт о готовности погружающегося стенда ПСП-120. С 17 июля по 20 октября 1969 г. в районе Балаклавы с ПСП-120 было запущено 3 ракеты "Малахит". Три пуска подтвердили устойчивое и стабильное прохождение ракетой всех участков траектории: контейнера стенда, подводной траектории, перехода с водной на воздушную траекторию и воздушной траектории.

Головной корабль проекта 1234 МРК-3 (заводской № 51, 24 апреля 1970 г. получил имя "Буря") был заложен 13 января 1967 г. на стапели ленинградского Приморского завода. 18 октября 1968 г. он был спущен на воду. С началом навигации 1969 г. корабль перевели по внутренним водным путям на Черное море. Первый пуск с МРК-3 был произведен 27 марта 1970 г. на дистанцию 40 км по мишени, оснащенной тепловым имитатором "Балансир". Скорость МРК в момент пуска составляла 24 уз. Из-за отказа аппаратуры РГС цель не была захвачена, ракета пролетела мимо и на 198-й секунде самоликвидировалась, пролетев 58,6 км Следующий пуск состоялся 28 мая. Стрельба велась без тепловой головки самонаведения, так как к тому времени появилась необходимость в проведении ее специальных испытаний. Заданная дальность — 40км. Скорость МРК — 24 уз. Достигнуто прямое попадание в сеть мишени на высоте 6,5 м от ватерлинии и на 8,8 м вправо от центра мишени. Ракета приводнилась за мишенью в 105 м. Время полета 135,4 с. Этим пуском был закончен этап летно-конструкторских испытаний.

Далее начались совместные испытания. Пуски проводились с МРК "Буря". Первый пуск по программе совместных испытаний состоялся 10 июня 1970 г. ТГС на ракете была отключена. Заданная дальность составляла 40 км, скорость МРК 24 уз. Ракета попала в сеть мишени на высоте 6,2м от ватерлинии и правее центра мишени на 31,5м. Время полета составило 136с. Следующий пуск состоялся 26 июня на дальность 80км. Скорость МРК по-прежнему была 24 уз. Из-за "непромеса" топлива в маршевом двигателе произошло резкое увеличение давления в камере сгорания: ракета взорвалась на 41,4-й секунде полета, пролетев всего 9,2км. 31 июля ракета стартовала при тех же условиях и с тем же заданием. Из-за неправильного функционирования ТГС в полете ракета в мишень не попала и приводнилась в 300 м за мишенью на 252,3-й секунде полета. 19 августа "Буря" впервые стреляла по групповой цели. На расстоянии 80 км от МРК находились две мишени. МРК шел со скоростью 24 уз. Достигнуто прямое попадание в мишень — прямо в стойку теплового имитатора "Балансир". Ракета сбила стойку и приводнилась в 80 м от мишени. Время полета составило 252,8с. Здесь стоит сделать маленькое замечание. РГС "Малахита" не могла обнаружить цели на дистанции 80 км, а ТГС обнаруживала тепловое излучение, дай бог, на дистанции 10—12 км. Так как же ракеты попадали в цели? Дело в том что командиры кораблей-носителей на испытаниях досконально знали расположение мишеней и очень точно выдерживали пеленг стрельбы, так что ракеты не могли не прийти в район цели. А в реальной обстановке целеуказание должно было производиться с самолетов-разведчиков Ту-95РЦ, а также с других самолетов, вертолетов и кораблей. 10 сентября 1970 г. впервые состоялась залповая стрельба. "Буря" выпустила сразу две ракеты (№ 0411 и № 504) по двум целям на дальность 80 км. Скорость МРК была 24 уз., интервал между пусками 5с. Ракета № 0411 из-за сбоя в системе управления приводнилась в 160м перед мишенью и поразила мишень многочисленными осколками. Время полета — 255,6с. Со второй ракетой (№ 504) произошло то же самое, и она приводнилась на 253,6-й секунде полета, не долетев 130м до той же мишени. 10 октября был произведен пуск с МРК "Буря" по мишени на дальности всего 15км. Скорость МРК была та же. Из-за выхода из строя ТГС ракета упала в 10км от места пуска на 40,9-й секунде полета. 14 декабря 1970 г. произведен пуск с тем же заданием и при тех же условиях. Из-за выхода из строя РГС произошел недолет до мишени на 4,8 км Ракета приводнилась на 42,5-й секунде полета.

Весной 1970 г. из Ленинграда по внутренним водным системам в Феодосию был переведен второй корабль проекта 1234 МРК-7, 24 апреля 1970 г. получивший название "Бриз". С декабря 1970 г. “Малахит” испытывался уже на "Бризе" (командир капитан 3 ранга А.И. Бондаренко). Первый пуск П-120 с "Бриза" состоялся 29 декабря 1970 г. Стрельба велась по мишени на дистанцию 100 км при скорости МРК 22 уз. Достигнуто прямое попадание в мишень на высоте 9 м от ватерлинии и в 1,5 м вправо от центра мишени. Время полета — 321,4 с. Пуск 23 января 1971 г. был произведен при скорости корабля 24 уз. на дальность 30км. Достигнуто прямое попадание в борт мишени в 3м выше ватерлинии на 105,8-й секунде полета.

Следующий пуск состоялся 5 марта 1971 г. с "Бури" по мишени на дальность 100 км. МРК шел со скоростью 12 уз. Ракета попала в сеть мишени на высоте 5м от ватерлинии и в 25,5 м вправо от центра мишени. При этом работала РГС, так как ТГС вышла из строя. Время полета составило 336 с. 10 марта "Буря" вновь стреляла по мишени при тех же условиях. Ракета попала в сеть на высоте 13,5 м от ватерлинии и в 2,5 м вправо от центра мишени. Время полета —331,8 с. . 10 апреля "Буря" стреляла по подвижной мишени пр. 183-Ц с тепловым имитатором "Циклон" на дистанцию 20км. Скорость корабля составляла 17,5 уз., а мишени — 25 уз. Ракета, в отличие от предшествующих пусков, была не с инертной, а с боевой частью. По невыясненной причине ракета взорвалась в 80—100м от мишени и поразила ее большим количеством осколков. 16 апреля 1971 г. "Буря" стреляла по мишени на дистанцию 15км. Скорость МРК была 17 уз. Из-за нештатного отделения стартового двигателя ракета приводнилась в 1,8 км от МРК на 13,1-й секунде полета. 2 июня "Буря" стреляла по мишени на дистанцию 15 км. Скорость корабля составляла 22 уз. Из-за сбоя работы ТГС ракета упала в воду, не долетев до мишени 35м, мишень была поражена осколками. 39 июня "Буря" дала трехракетный залп (ракеты № 0301, № 507,и № 1101) по двум мишеням с тепловым имитатором "Балансир" и пр. 183-Ц без теплового имитатора "Циклон" — на дистанцию 100 км. Мишени находились в 600м друг от друга. Интервал между пусками ракет составил 5с. МРК шел со скоростью 23 уз. Ракета № 0301 попала в мишень в основание левой стойки теплового имитатора выше палубы на 1,5 м. Время полета — 315 с. Вторая ракета (№507) попала в "розу" уголковых отражателей мишени пр. 183-Ц на 311-й секунде полета, то есть ракета № 507 не стала "разбираться" и предпочла авианосцу корабль охранения. Зато третья ракета (№ 1101) попала куда надо, то есть в мишень в 4м выше ватерлинии и в 15м вправо от центра мишени. Время полета составило 315,9c. На этом испытания комплекса "Малахит" для вооружения МРК проекта 1234 были закончены.


Ракета П-70 «Аметист»



1*



Ракета П-70 «Аметист»


2*


Ракета П-120 "Малахит»


Ракета П-700 «Гранит»
Ракета 3М-25 «Метеорит»

3*


Ракета 3М-70 «Вулкан»

Название и индекс ракеты П-5 (4К95) П-5Д П-6 (4К48) П-7 П-35 (4К44) Базальт П-120 (4К80) Аметист П-70 (4К66) Малахит П-120 (4К85) Метеорит-М ЗМ-25
Масса ракеты, кг 4300/5100* 4300/5100* - /5300* 5970/6600* 4800 3700 около 3200 6380/12 650*
Длина ракеты, м 11,85 - 10,2 - около 11 11,7 7.0 около 9 12.8
Старт надводный надводный надводный надводный надводный надводный подводный подводный подводный
Маршевый двига­тель турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный твердотоп­ливный твердотоп­ливный турбореак­тивный
Дальность стрель­бы, км 500 около 600 500 1000 до 300 550 80 110-150 5000
Масса головной части, кг около 900 около 900 930 около 900 свыше 500 1000 1000 -
Скорость полета, км/ч 1250 1250 1250 около 1250 свыше 400 около 3000 1160* 1100 около 3000
Высота полета, м 400-800 250 100-7000 100 400-7500 50-5000 60 около 60 22-24 км
Проект ПЛ-носителей 644, 665 651.659,675 651,675 644-7 58. 1134 651,675 661,670 670М 667М

* – с ускорителем

Примечания:

ПРОТИВОКОРАБЕЛЬНЫЕ КРЫЛАТЫЕ РАКЕТЫ КОНСТРУКЦИИ ЧЕЛОМЕЯ ПОДВОДНОГО СТАРТА

ПКР П-70 в полетной конфигурации без стартовых ускорителей


Ракета П-70 «Аметист»

1 апреля 1959 г. вышло Постановление СМ № 363-170 о разработке первой в мире проти ею корабельной крылатой ракеты с под водным стартом. В состав разработчиков были включены:

ОКБ-52 ГКАТ – головной по ракете;

КВ-2 ГКАТ – маршевый к стартовый двигатели;

НИИ-6 ГКОТ – топливо для двигателей и боевая часть обычного типа;

ЦКБ-34 – стартовые установки для плавстенда и ПЛ пр. 661 и 670.

Ракета «Аметист» была первой твердотопливной ракетой, разработанной в ОКБ-52. Заметим, что там ни до «Аметиста», ни после особых симпатий к твердотопливным крылатым ракетам не питали, предпочитая ракеты на жидком топливе.

Маршевый двигатель 293-П работал на литьевом топливе, а четыре стартовых двигателя подводного хода, четыре стартовых двигателя для воздушной траектории и два двигателя отброса работали на обычном баллистическом порохе НМФ-2.

Маршевый двигатель имел оригинальную двухшашечную схему с тремя боковыми скошенными полуутопленными соплами. Вес литьевого топлива марки ЛТС-2КМ составлял 1040 кг.

При стрельбе на дистанцию 40-60 км маршевый двигатель работал около 3-х минут.

Старт «Аметиста» производился с ПЛ с глубины до 30 метров под углом 15° к горизонту из предварительно затопленного забортной водой контейнера. Крылья ракеты автоматически раскрываются под водой сразу же после выхода из контейнера. Под водой срабатывают четыре стартовых двигателя и стартовые двигатели подводного хода, а после вылета ракеты на поверхность включаются четыре стартовых двигателя воздушной траектории, а затем и маршевый двигатель.


ПКР «Аметист» со стартовыми ускорителями



Полет происходил на высоте 60 метров с дозвуковой скоростью. «Аметист» проектировался для двух режимов дальности стрельбы – 40-60 и 80 км. Но на испытаниях максимальная дальность стрельбы не превышала 70 км.

Вес ракеты составлял 3,7 т. Ракета оснащалась фугасно-кумулятивной боевой частью 4Г-66 весом около 1000 кг и специальной боевой частью.

Система управления «Тор» разработана НИИ-49 Судостроительной промышленности. «Аметист» имел автономную бортовую систему управления, реализованную по принципу «выстрелил и забыл». В состав СУ входили автопилот, радиовысотомер, аналоговая вычислительная машина и радиолокационная головка самонаведения. Вычислительное устройство само выбирало цель из нескольких обнаруженных, основываясь на анализе энергетических характеристик отраженных от целей сигналов радиолокационной головки и геометрических признаков расположения целей в полученной радиолокационной картине, например, место авианосца в авианосном ордере.

Пусковые установки для «Аметиста» были спроектированы ЦКБ-34, в их числе были:

ПУ СМ-101 для плавучего стенда;

ПУ СМ-107 для переоборудованной опытной ПЛ пр. 613А;

ПУ СМ-97 для атомной ПЛ пр. 661;

ПУ СМ-97 А для атомной ПЛ пр. 670А.

Изготовление ПУ велось на заводе № 232 «Большевик».

Эскизный проект «Аметиста» закончили в 1959 году. Бросковые испытания были проведены в августе-сентябре 1960 года.

Первый этап летно-конструкторских испытаний включал в себя 10 пусков с притопленного стенда в Балаклаве и два пуска с опытной ПЛ пр. 613А, проведенных с июля 1961 года по июнь 1962 года.

В ходе второго этапа летно- конструкторских испытаний с ПЛ пр.613 А восточнее Феодосии было запущено 8 ракет «Аметист». Испытания прошли «частично успешно».

В ходе третьего этапа летно- конструкторских испытаний в 1963 году, которые также происходили на Черном море на ПЛ пр. 613А в июле-декабре 1964 года, было запущено 6 ракет, из которых 3 имели прямое попадание в цель.

Этап совместных испытаний проходил на Черном море на ПЛ пр. 613А с марта 1965 года по сентябрь 1966 года. Всего сделано 13 пусков, испытания прошли «в основном успешно».

В октябре-ноябре 1967 года на Северном флоте проводились контрольные летные испытания «Аметиста» с ПЛ пр.670А. Всего сделано 10 пусков. Из них два – одиночных, два – двухракетным залпом и один – четырехракетным залпом.

Постановлением СМ от 3.06.1968 г. ракетный комплекс «Аметист» был принят на вооружение ВМФ. В ВМФ ракета «Аметист» получила секретный индекс П-70 и несекретный 4К66. Ко времени принятия на вооружение было произведено 50 пусков ракет «Аметист».

Первым носителем ракет «Аметист» должна была стать скоростная атомная ПЛ пр. 661, технический проект которой был разработан к концу 1961 года.

Подводная лодка К-162 пр. 661 была заложена в Северодвинске 28 декабря 1963 г. Однако работы по ее достройке и испытаниям затянулись, и она вошла в строй ВМФ лишь 31 декабря 1969 года.

ПЛ пр.661 создавалась для борьбы с авианосцами и быстроходными кораблями из состава авианосно-ракетных соединений противника. Скорость длительного полного подводного хода составляла 37-38 узлов , т. е. она шла быстрее авианосцев и кораблей охранения на 5-7 узлов.

10 ракет «Аметист» находились в контейнерах, размещенных в носовой части ПЛ побортно вне прочного корпуса, наклонно к горизонту.

1* – а максимально зарегистрированная скорость составляла 44,7 узла.



Ракета П-70 «Аметист»


Тем не менее, по ряду причин от серийной постройки лодок пр. 661 отказались. Одной из причин был существенный тактический недостаток – для выпуска всего боекомплекта (10 ракет) лодке требовалось произвести два раздельных залпа. Интервал между залпами составлял около 3-х минут, что резко снижало боевую эффективность ракетной атаки. Устранение этого недостатка и выпуск всех 10 ракет в одном залпе привели к необходимости коренным образом переделать систему одержания ПЛ на стартовой глубине.

Следующее поколение подводных лодок, предназначенных для борьбы с авианосцами, – лодки пр. 670А – строились быстрее. Головная ПЛ пр.670А – К-43 вступила в строй в 1967 году. Всего на заводе «Красное Сормово» было построено 10 лодок пр. 670А.

В составе вооружения ПЛ пр.670А было 8 ракет «Аметист», запускаемых из наклонных, расположенных побортно, стационарных контейнеров.

Интересно, что ПЛ К-43 с января 1988 года по январь 1991 года находилась всосгаве ВМФ Индии и высоко оценена военным руководством Индии. Тем не менее, руководство России отказалось от планов продажи ПЛ с атомными силовыми установками .

Наряду с многими достоинствами ракета «Аметист» имела и ряд недостатков. В первую очередь, это малая дальность стрельбы. Бортовая система управления имела недостаточные помехозащищенность и избирательность. Кроме того, ракета не была универсальна – пуск производился только с ПЛ и только в погруженном положении. Эти и другие недостатки обусловили то, что «Аметист» получили только лодки пр. 661 и 670А. Для новых лодок было начато проектирование новых ракет с подводным стартом.

2* и это при наличии более 100 выведенных из строя атомных лодок, большинство из которых построены 15 25 лет назад. Утилизация этих лодок в России будет соизмерима с их постройкой. С другой стороны, такие страны, как КНР. Индия. Пакистан. Ирин. Ливия, Чили, Аргентина и другие вряд ли отказались бы от приобретения ПЛ с современными крылатыми ракетами и атомными силовыми установками.


Ракета П-120 "Малахит»

Разработка крылатой ракеты «Малахит» велась ОКБ-52 по Постановлению СМ № 250-89 и 28.02.1963 г. (по одному Постановлению с «Базальтом»). В новой ракете использовалось много технических решений, характерных для «Аметиста». Принципиальным отличием «Малахита» был универсальный твердотопливный стартовый агрегат, обеспечивающий возможность как подводного старта с ПЛ, так и старта с надводных кораблей. Кроме того, «Mалахит» снабжался более совершенной системой yправления АПЛИ-5 (раз работки НИИ-101) которая, сохранила принцип автоматического наведения имела улучшенные характеристики по помехозащищенности и избирательности. Для повышения помехозащищенности на конечном этапе самонаведения ввели дополнительную тепловую головку самонаведения Дальность полета ракеты при дозвуковой скорости была увеличена примерно в 1,5 раза по сравнению с «Аметистом».

В подводном положении «Малахит» может запускаться с глубины до 50 метров. Старт «мокрый». К числу недостатков «Малахита» следует отнести длинный черный шлейф, оставляемый его твердотопливным двигателем.

Аванпроект «Малахита» за кончили в сентябре 1963 года, а эскизный проект – в феврале 1961 года.

В начале 1968 года завод № 301 им. Лавочкина изготовил первые образцы «Малахита».

Первый этап летно-конструкторских испытаний проводился с 25 сентября 1968 г. по февраль 1969 года. Ракета запускалась без радиотехнической аппаратуры с наземной ПУ на Черном море. С июля по октябрь 1969 года состоялось три пуска со стенда с глубины 50 метров. Результаты положительные.


Пусковая установка крылатых ракет П-120 «Малахит»


Второй этап летно-конструкторских испытаний проведен в июле – октябре 1969 года. В ходе него проведено четыре пуска с береговой установки. С марта по август 1970 года сделано 6 пусков с МРК «Буря» пр. 1234. Всего из десяти пусков отмечено 5 прямых попаданий.

Совместные испытания «Малахита» проводились с 10.09.70 г. по 1972 год, в ходе которых с МРК «Буря» было сделано 14 пусков.

Для выдачи целеуказания ракетам «Малахит» на МРК устанавливалась система пассивного загоризонтного обнаружения надводных кораблей. Система работала по излучению радиотехнических средств противника.

Постановлением СМ от 17.03. 1972 г. комплекс «Малахит» принят на вооружение МРК пр. 1234.

В апреле – декабре 1974 г. сделано 8 пусков (из них 3 полностью удачные) с ПЛ пр. 670М, причем испытания ракегы были совмещены с Государственными испытаниями лодки.

Ракеты «Малахит» размещались в 8 контейнерах ПЛ пр. 670М аналогично контейнерам пр. 670А с «Аметистом». Для надежного обеспечения стабилизации ПЛ в период старта ракет было введено автоматическое программное управление по глубине и дифференту лодки, которое осуществлялось с помощью рулей и системы замещения отрицательной плавучести.

Постановлением СМ от 21.XI. 1977 г. комплекс «Малахит» принят на вооружение ПЛ пр. 670М. По этому проекту было построено шесть лодок.

Кроме того, планировалось вооружить атомные ПЛ пр. 705А 12- ю ракетами «Малахит».

Всего с 1968 г. по 1975 г. провели 44 пуска ракеты «Малахит».

В ВМФ ракете «Малахит» был присвоен индекс П-120 и 4К-85.

Ракета «Малахит» была второй (принятой на вооружение) и последней ракетой ОКБ-52 на твердом топливе.


Ракета П-700 «Гранит»

В 1969 году в ОКБ-52 была начата разработка противокорабельной ракеты дальнего действия «Гранит».

Ракета имела маршевый турбореактивный двигатель КР-93 и кольцевой твердотопливный ускоритель в хвостовой части, начинавший работу под водой. Ракета «Гранит» могла быть запущена как с ПЛ, так и с надводного корабля.

Испытания «Гранита» были нача ты в ноябре 1975 года, а закончены в августе 1983 года. Постановлением СМ от 12 марта 1983 года комплекс «Гранит» принят на вооружение.

На атомных крейсерах пр.1144 было размещено 20 ракет «Гранит» в индивидуальных подпалубных пусковых установках СМ- 233. На атомных подводных лодках пр. 949 установлены 24 пусковые установки ракет «Гранит». Кроме того, этими ракетами оснащен ТАВКР пр. 1143.5


Ракета 3М-25 «Метеорит»

К идее высотной крылатой стратегической ракеты вернулись в 1976 году. 9 декабря 1976 года вышло Постановление СМ о разработке универсальной стратегической крылатой ракеты 3М-25 «Метеорит» в КБ Челомея. Ракета должна была запускаться с наземных пусковых установок, атомных ПЛ пр. 667 и стратегических бомбардировщиков ТУ-95.

Конструктивно ракета выполнена по схеме «утка». Маршевая ступень имела стреловидное складывающееся крыло и двухкилевое складывающееся оперение. Воздухозаборник маршевого двигателя помещен внизу фюзеляжа.

Стартовая ступень имела два жидкостных реактивных двигателя с управляемыми поворотными соплами. Время работы двигателей составляло 32 секунды. Система управления ракетой была полностью автономной и корректировалась устройством радиолокационного считывания местности.

Первый пуск «Метеорита» состоялся 20.05.1980 г. Ракета не вышла из контейнера и частично его разрушила. Последующие три пуска были также неудачными. Лишь 16.12.1981 г. ракета пролетела около 50 км.

Для испытаний «Метеорита- М» атомная ПЛ К-420 пр. 667 была переоборудована в пр.667М. На лодке разместили 12 наклонных направляющих и аппаратуру «Андромеда». Первый пуск «Метеорита-М» с К-420 состоялся 26 декабря 1983 года в Баренцевом море.

3* – М морского. А воздушного. Н наземного базирования.


Ракета 3М-70 «Вулкан»

Разработка комплекса «Вулкан» проводилась в ОКБ-52 согласно Постановлению СМ от 15. 05.1979 г.

Летно-конструкторские испытания «Вулкана» были начаты в июле 1982 года с наземного стенда. Первый пуск «Вулкана» с подводной лодки пр. 675МКВ состоялся 22 декабря 1983 года.


Противокорабельная крылатая ракета «Яхонт»

Эскизный проект противокорабельной крылатой ракеты «Яхонт» был разработан в 1983 году в НПО Машиностроения. В книге В.П.Кузина и В.И.Никольского "ВМФ СССР 1945-1991" СПб.1996г. на стр. 332 приводится истинное название ракеты – "Оникс"

Ракета широко рекламировалась НПО Машиностроения на авиашоу в г.Жуковском в 1993 и 1995 годах. Согласно этим рекламным данным, дальность стрельбы ракеты до 300 км, а скорость полета – 2-2,5 М. Система наведения автономная, помехозащищенная. Носителями ракеты могут быть как надводные корабли, так и подводные лодки. Ракета поставляется в унифицированном транспортно-пусковом контейнере.

Ракета оснащена прямоточным двигателем. Стартовый твердотопливный двигатель помещен в сопле маршевого двигателя и после выработки топлива выбрасывается из сопла.

На базе ракетного комплекса «Яхонт» в НПО Машиностроения разработан подвижный береговой. ракетный комплекс «Бастион».

На базе автомобиля тип MA3-543 установлены три контейнера с ракетами.

В состав комплекса «Бастион» входят: самоходные пусковые установки (до 8), машина боевого управления, вертолетный комплекс целеуказания, оборудование для головного командного пункта.

Данные о принятии на вооружение комплексов «Яхонт» и «Бастион» в ВМФ или продаже их за рубеж на сентябрь 1997 года отсутствуют.


Данные крылатых ракет конструкции Челомея
Название и индекс ракеты П-5 (4К95) П-5Д П-6 (4К48) П-7 П-35 (4К44) Базальт П-120 (4К80) Аметист П-70 (4К66) Малахит П-120 (4К85) Метеорит-М ЗМ-25
Масса ракеты, кг 4300/5100* 4300/5100* - /5300* 5970/6600* 4800 3700 около 3200 6380/12 650*
Длина ракеты, м 11,85 - 10,2 - около 11 11,7 7.0 около 9 12.8
Старт надводный надводный надводный надводный надводный надводный подводный подводный подводный
Маршевый двига­тель турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный турбореак­тивный твердотоп­ливный твердотоп­ливный турбореак­тивный
Дальность стрель­бы, км 500 около 600 500 1000 до 300 550 80 110-150 5000
Масса головной части, кг около 900 около 900 930 около 900 свыше 500 1000 1000 -
Скорость полета, км/ч 1250 1250 1250 около 1250 свыше 400 около 3000 1160* 1100 около 3000
Высота полета, м 400-800 250 100-7000 100 400-7500 50-5000 60 около 60 22-24 км
Проект ПЛ-носителей 644, 665 651.659,675 651,675 644-7 58. 1134 651,675 661,670 670М 667М

* – с ускорителем