Фрегат u130 гетман сагайдачный. Фрегат «сагайдачный» как зеркало предсмертной агонии вмсу. Опасный фрегат «Гетман Сагайдачный»

25 лет назад, 4 июля 1993 года, на "Гетмане Сагайдачном" впервые подняли желто-синий флаг. Эту дату принято считать официальным днем ​​рождения лучшего военного корабля независимой Украины.

Во время аннексии Крыма экипаж "Сагайдачного" не изменил присяге. Сегодня он остается ядром обескровленной в 2014 году украинской флотилии.

Тогда Украина потеряла более половины своих военных кораблей. В руках РФ остались до сорока единиц морской техники. В том числе: подводная лодка "Запорожье", противолодочные корветы "Тернополь", "Хмельницкий", "Ужгород", "Луцк", ракетный корвет "Приднепровье", розвидкорабль "Славутич", вспомогательные суда, катера и яхты.

В начале 2018 президент РФ пошел на снисходительный, как это пытались представить в Кремле, жест - предложил Украине забрать корабли.

Впрочем, со стороны такое предложение было похожа скорее на межгосударственный троллинг. Путин не замедлил подчеркнуть, что захваченные Кремлем суда находятся "в плачевном состоянии". Руководство ВМС Украины опровергло это заявление. А премьер Владимир Гройсман сообщил, что Украина готова взять технику вместе с полуостровом.

Кто и как служит на фрегате, чем отбивать атаки врага на море, за что матросов выбрасывают за борт и что такое "борщ по-флотски» - в репортаже с "Гетмана Сагайдачного".

Практическая гавань - небольшое голубое пятно на картах Google, застывшее недалеко от Потемкинской лестницы. То, что в 2014-м гавань стала новым домом для ВМС Украины, не является гостайной. Но подступы к главной базы в Одессе перекрыты КПП и автоматчиками. Все, что происходит внутри, спрятано от зевак.

Любознательных граждан, решивших снять дислокации ВМС с помощью дрона, может ожидать фиаско.

Есть у нас система, называется "Ружье", 16-го калибра (то есть охотничье ружье) - юмор по-флотски военнослужащие. - Самое главное, что коптеры сюда больше не летают.

Примерно половина из 205 членов экипажа "Сагайдачного" живет прямо на фрегате. Остальные нашли себе съемное жилье.

Когда нет дежурств, они проводят ночь с семьями на суше. В случае тревоги матросам дают не больше часа, чтобы выйти в море при полном вооружении.

В случае тревоги матросам дают не больше часа, чтобы выйти в море при полном вооружении

В автономном плавании, вдали от внешнего мира, "Сагайдачный" может находиться 30 дней.

Степан Бута, как и все матросы, знает, какое море на вкус. Пять месяцев назад 22-летний львовянин попал на фрегат и прошел обряд "оморячивания". По давней традиции ему пришлось выпить залпом почти пол-литра соленой воды. Ее набирают за бортом и торжественно разливают в плафоны от корабельных фонарей.

Нормально пошло. Как "Поляна Квасова", только без газа, - смеется Степан.

Если у моряка на суше рождается дочь, его бросают за борт, независимо от времени года и температуры воды. Если сын - счастливому отцу нужно съесть пирог сливочного масла.

Когда молодому Степану Буте пришла повестка, он пошел служить без раздумий. Но, то, что попадет на флот, не предполагал.

Где море и где Львов?! - до сих пор удивляется Бута. - Прошел курс молодого бойца в Николаевской области. Потом меня отправили в Одессу, на флагман. Теперь будет что рассказать детям и внукам. Здесь мне нравится. Живу на фрегате. Обмундирование новое. Кормят хорошо.


В автономном плавании, вдали от внешнего мира, "Сагайдачный" может находиться 30 дней

Борщ по-флотски, рис с запеченной курицей, салат из помидоров и огурцов, сыр, вафли, яблоки - лишь один из привычных обедов на корабле.

Флотский борщ - с нарезанной кубиками вареной колбасой, - делится секретами камбуза 21-летний кок, киевлянин Игорь Авреньев. - На ужин у нас будет гороховый суп, картофельное пюре и запеченное мясо.

Какое самое интересное блюдо? Печень, наверное. Нужно постараться, чтобы она всем понравилась. Были у нас три-четыре человека, которые ее не ели. Но теперь нравится уже всем. В чем секрет? Много лука кладу.

Главный калибр


"Отлично" - это прежде всего коллектив.

Уроженец "сухопутной" Винница, Мамедов уже девять лет на "Сагайдачному". Говорит, море быстро затягивает, и потом уже не отпускает.

Мамедов знает фрегат, как свои пять пальцев. Гражданских, попавших на корабль, предупреждает: "Никаких кнопок нажимать нельзя, рычаги, вентили не трогать! ".


Уроженец "сухопутной" Винница, Мамедов уже девять лет на "Сагайдачному". Говорит, море быстро затягивает, и потом уже не отпускает

Он может часами рассказывать о том, что "Сагайдачный" не так прост, как может показаться с первого взгляда.

Пять дизель-генераторов по 500 киловатт и четыре турбины. Общая мощность корабля - 56 тысяч «лошадок».

Максимальная скорость - 32 морских узла, примерно 60 км/ч. По меркам авто - не много. Но поверьте мне, человеку, который 15 лет на флоте: когда эта махина плывет с такой скоростью, дух захватывает! - делится Владимир Мамедов.

Он с удовольствием водит по палубе, чтобы показать арсенал.

Из всех орудий улыбку вызывает только небольшая "сорокопятки" по левому борту - пушка 1943 года. Такая же, которая стояла на советских подводных лодках.

Она в рабочем состоянии, но используем только как салютную пушку, - объясняет Мамедов. - Например, когда встречаем в море наш корабль с высокопоставленным государственным лицом на борту, даем определенное количество залпов.

Заместитель командира говорит о нем с большим уважением и интересом, так, словно ребенок рассказывает о любимой игрушке.

Вот наш главный артиллерийский калибр, автоматическая установка АУАК-100, - показывает он на башню. - Дальность полета снаряда до 25 километров. Скорострельность - один снаряд в секунду. Уничтожает надводные цели и береговые укрепления противника или воздушные цели на высоте до 15 километров.


Вот наш главный артиллерийский калибр, автоматическая установка АУАК-100

Для поражения самолетов и вражеских ракет предназначен зенитно-ракетный комплекс «Оса», - продолжает он, - который находится в специальном погребе. Открываются два люка, выходит направляющая с двумя ракетами.

С правого и левого борта торпеды, весом две тонны каждая. Скорость - 45 морских узлов на поверхности (около 81 км/ч) и 40 морских узлов (72 км/ч) под водой. Дальность - до 20 км.

Есть еще специальные установки с глубинными бомбами для уничтожения подводных лодок и торпед противника. Они могут как в одиночку, так и залпом стрелять. Глубина поражения - до 400 метров.


Есть еще специальные установки с глубинными бомбами для уничтожения подводных лодок и торпед противника

Рука не дрогнет

Во время аннексии Крыма "Гетман Сагайдачный" находился в Аденском заливе в составе международной группы по борьбе с пиратством. Российские пропагандисты запустили тогда слух, что экипаж перешел на сторону РФ.

О событиях на полуострове мы знали из интернета и каналов спецсвязи, - вспоминает Алексей Корецкий, старший помощник командира корабля. - Чувства были разные: возмущение, недоумение. Как люди, которых мы так хорошо знали, могли изменить присяге?! Но потом уже некогда было думать, нужно было работать. Дух на корабле был боевой.

По словам Алексея Корецкого, аннексия Крыма стала полной неожиданностью. Хотя давно было понятно, что РФ активно вмешивается в жизнь полуострова.



По словам Алексея Корецкого, аннексия Крыма стала полной неожиданностью. Хотя давно было понятно, что РФ активно вмешивается в жизнь полуострова

Военнослужащие РФ в Крыму получали хорошую зарплату, чувствовали себя более уверенно и свободно, чем украинские, - констатирует старпом. - РФ финансировала различные проекты, PR-акции. Кремль имел определенную стратегию и воплощал ее в жизнь. О чем можно говорить, если на центральной площади Севастополя было здание с большими буквами "Дом Москвы" и триколорами?!

Чтобы там ни было, но спустя годы девиз "Гетьмана Сагайдачного" не меняется - "Готовые немедленно".

На вопрос, не дрогнет ли рука у матросов в случае морской атаки, Алексей Корецкий качает отрицательно головой. Психологического барьера уже нет.

Наша основная задача такая же - защищать государственный суверенитет, - говорит Корецкий. - Плюс в том, что теперь мы, наконец, знаем, кто наш противник. На официальном уровне. Верховная Рада приняла соответствующий документ (имеется в виду "Закон о деоккупации Донбасса", в преамбуле которого говорится об оккупации Крыма Россией). А когда есть противник, действовать легче.

Мечтаю ли я вернуться в Крым? Нет времени мечтать. Работать нужно. Если каждый будет выкладываться на 100%, то в конце концов все у нас будет хорошо.


Чтобы там ни было, но спустя годы девиз "Гетьмана Сагайдачного" не меняется - "Готовы немедленно"

Десять минут - ровно столько длится жизнь корабля с момента начала боя. Фрегат «Гетман Сагайдачний», флагман сил морского флота Украины, красавец морских просторов, не огромный авианосец, но символ независимой украинской страны, не станет исключением из данного правила. И хотя кораблю более двадцати лет, он и его команда готовы к своим десяти минутам. Первый корабль независимой Украины готовится к плановому ремонту и, несмотря на окончание срока эксплуатации, планирует продолжить службу еще в течение десяти лет.

Как все начиналось

Фрегат заложили в октябре 1990 года, 29.03.1992 он спущен на воду, а в июне того же года получил свое теперешнее название и встал в ряды вооруженных сил Украины. Изначально фрегат с бортовым номером 201 планировался как сторожевой пограничный корабль (проект «Нерей» №11351, главный конструктор Александр Константинович Шныров, главный наблюдатель - капитан 2-го ранга Басов Владимир Григорьевич). Назван в честь известного гетмана Петра Кононовича Конашевича-Сагайдачного, в средние века покорившего все Черное море на легких казацких «чайках».

Украинские «Нереи»

Фрегат «Гетман Сагайдачный» - восьмой корабль проекта «Нерей» №11351, построенный на предприятии «Залив» (г. Керчь). Предшественником были «Буревестники» (1135), которые с 1970-х годов заслужили славу отличных сторожевых кораблей. Облегчение вооружения, изменения гидроакустики и увеличение водоизмещения до 370 тонн сделали «Нерей» отличным слушателем с прекрасным зрением и форсажными двигателями, что сохранили ходовые качества корабля, с 1994 года имеющего аббревиатуру U-130.

Характеристики фрегата «Гетман Сагайдачный»

Украинский военно-морской корабль, предназначенный для поиска подводных лодок и противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны, имеет длину корпуса в 123 метра, максимальная ширина - 14,5 метра, и осадка - 4,7 метра. 56 тысяч лошадиных сил и крейсерская скорость в 60 километров (32 узла) в час обеспечивают газотурбинная установка и два винта с фиксированным шагом. При полной загрузке провиантом (водоизмещение до 3,5 тысяч тонн) экипаж в 200 человек может находиться на боевом дежурстве в течение месяца. Дальность пути при максимальной скорости - 1600 миль.

Опасный фрегат «Гетман Сагайдачный»

Вооружение составляет одна 100-миллиметровая артиллерийская установка и две шестиствольные 30-миллиметровые артустановки с дальностью поражения в пять километров. Зенитный комплекс «Оса-МА2» с 20 ракетами, минно-торпедные установки и реактивные бомбометы «Смерчь-2» и РГБ-60, военный вертолет Ка-27ПС на борту - все это добавляет угрожающего вида фрегату. Оснащен современным оборудованием связи и радаром Furuno FAR-2117/27, комплексом связи Р-782 «Буран» и СУ МР-114 «Лев».

История походов

В Европе украинский фрегат «Гетман Сагайдачный» первой увидела Франция в 1994 году. А в 1995 году корабль принял участие в выставке вооружения в Абу-Даби в Арабских Эмиратах. Первый переход через Атлантический океан, когда флагман возглавлял группу кораблей Военно-морского флота Украины на учения в Норфлок США, состоялся в 1996 году, с 1996 по 2000 год фрегат заходил в порты Италии, Турции, Болгарии, в Гибралтар Великобритании и Понта-Делгада (Португалия, Азорские острова), порт Хайфа (государство Израиль). Три месяца участия в операции «Активные усилия» в 2008 году показали достойный уровень состояния фрегата «Гетман Сагайдачный» и боевой готовности экипажа.

Пиратская Африка

В 2013 году флагман в течение полугода выполнял задачу досмотра судов на побережье Сомали в районе Аденского залива в ходе операции Атлантического альянса «Океанский щит». Приобретенный опыт экипажа оказался настолько эффективным, что фрегат отказался от спецназа и сегодня проводит тренинги для представителей других стран. Всего фрегатом «Гетман Сагайдачный» в тот период было задержано восемь судов, на одном из которых пираты не успели выбросить за борт оружие. Выглядит все это так - с солнечной стороны заходит сам фрегат, с другой стороны - вертолет, две лодки фрегата берут пиратов в «подкову». Сегодня в своей стране экипаж успешно применяет эту методику при досмотре браконьерских судов.

Все еще украинский

В 2014 году корабль находился за пределами вод Украины и вернулся на родину уже без Крыма. Приписка корабля поменялась с Севастополя на Одессу, а корабль поднял государственный флаг независимой Украины. 28 членов экипажа перешли на сторону российской армии, но сам фрегат остался верен вооруженным силам Украины.

Корабельный кот и олимпиада

Любимец команды - кот Васька. Боевой флагманский кот сумел выжить и справиться с местными аборигенами, даже когда его на две недели по недосмотру забыли на африканском берегу. Даже кот проявил отвагу и смелость в экстремальных условиях! А команда проводит на борту целые олимпиады: с командами, униформой, флагами и гербами. Соревнуются моряки в перетягивании канатов, силовых видах и командной игре в волейбол. Правда, мяч приходится привязывать на веревку, чтобы не оказался за бортом.

Корабль сегодня

Министерство обороны Украины заявляет, что полная реконструкция украинского фрегата «Гетман Сагайдачный» будет произведена в 2018 году, и срок жизни флагмана продлится еще на десять лет. А пока корабль имеет место приписки в Одессе и продолжает нести службу в государственных водах. С мая 2017 года фрегат стоит в ремонтных цехах Черноморского судостроительного завода в Ильичевске из-за поломки двигателей сразу после операции «Морской щит-2016», в которой принимали участие корабли Болгарии и Канады, Румынии и Турции.

Sea Breeze - 2017

В июле под Одессой во время международных учений прошли испытания радиогидроакустических буев. Производит их государственное предприятие «Киевский научно-исследовательский институт гидроприборов» корпорации «Укроборонпром». Высокочувствительные акустические буи обеспечивают 10-кратное увеличение возможностей фрегата в части противолодочного компонента. В учениях приняли участие 3,5 тысячи военных из стран-членов Атлантического союза.

Смесь металла, стекла и резины - корабль с хищным силуэтом и щетиной орудий, фрегат «Гетман Сагайдачный» по-прежнему крайне опасен и готов к выполнению боевых заданий. Флагман военно-морских сил Украины, состоящих из 525 боевых кораблей и плавсредств, он по праву считается первой и лучшей боевой машиной.

«Киров»
после 2 апреля 1993 года «Гетьман Сагайдачный»
Служба: Украина
Изготовитель ССЗ «Залив», г. Керчь
Спущен на воду 29 марта 1992 года
Введен в эксплуатацию 2 апреля 1993 года
Статус Эксплуатируется
Основные характеристики
Водоизмещение Нормальное 3100 тонн,
полное - 3500 тонн
Длина 123 м
Ширина 14,2 м
Осадка 4,7 м
Бронирование Отсутствует
Двигатели Газотурбинная силовая установка
Мощность 56 000 л. с. (41,2 МВт)
Движитель 2
Скорость хода 32 узла (59,3 км/ч)
Дальность плавания 900 миль при 30 узлах, 3500 миль при 14 узлах
Автономность плавания автономность по запасам провизии - 30 суток
Экипаж 180 человек
Вооружение
Артиллерия 1 × 1 - 100-мм АУАК-100
Зенитная артиллерия 2 × 6 - 30-мм АУ АК-630М
Ракетное вооружение 1 × 2 - ПУ ЗИФ-122 ЗРК «Оса-МА2» (20 ЗУР)
Противолодочное вооружение 2 × 12 - реактивных бомбомета РБУ-6000 (96 РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 2 × 4 - 533-мм ТА, 22 мины заграждения
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-27 ПС

«Гетман Сагайдачный» - Сторожевой корабль, по современной классификации - фрегат. Закладывался как сторожевой корабль, проекта 11351 «Нерей» , ныне флагман ВМС Украины . Нынешнее имя корабль получил в честь гетмана Петра Кононовича Сагайдачного .

5 октября 1990 года заложен как «Киров» на эллинге ССЗ «Залив» в Керчи, по заказу морских частей погранвойск КГБ СССР. Являлся восьмым кораблем серии. Корабль был дополнительно оснащен активными успокоителями качки. 9 июля 1991 года зачислен в списки кораблей пограничных войск, спущен на воду 29 марта 1992 года.

Марка с изображением корабля

В июне 1992 года перешел в собственность ВМС Украины и переименован . Вступил в строй 2 апреля 1993 года и 04 июля 1993 года поднял военно-морской флаг Украины. Флаг поднимал командир корабля кап. 3 ранга Катушенко В. С. Первоначально (до июля 1994 г.) носил бортовой номер «201», затем U-130. Переклассифицирован во фрегат. В настоящее время - флагман ВМСУ.

В июне 1994 г. совершил официальный визит во Францию, в 1995 году совершил деловой визит в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты) на выставку оружия «Айдекс-95», в том же году корабль посетил порт Варна (Болгария) и Специя (Италия). В 1996 году совершил первый трансатлантический поход во главе отряда кораблей ВМС Украины в США в порт Норфолк. Тогда же совершены деловые визиты (дважды) в порты Гибралтар (Великобритания) и в Понта-Делгада (Португалия) на Азорских островах.

Принт с изображением корабля

В 1996 г. посещал Поти, Стамбул и Варну. В июне 1999 г. совершил официальный визит в составе отряда кораблей ВМС Украины в Израиль в порт Хайфа. В 2000-2004 г. самостоятельно и в составе групп кораблей посещал различные порты Турции, Болгарии.

Неоднократно принимал на своем борту высших государственных деятелей - Президента Украины Л. Д. Кучму в 1996, 2000, 2001 гг., Президента Российской Федерации В. В. Путина в 2000, 2001 годах, Президента Украины В. А. Ющенко в 2005 году, Президента Украины В. Ф. Януковича в 2010 году (в 2004 году в качестве премьер-министра).

В 2008 году корабль на протяжении 3 месяцев принимал участие в операции «Активные усилия » в Средиземном море.

Александр Хроленко, военный обозреватель

Украина живо обсуждает очередную шпионскую историю, которая касается Военно-морских сил. Сотрудник оборонного НИИ из аэропорта "Борисполь" за границу информацию об устройстве гидроакустического комплекса флагманского фрегата "Гетман Сагайдачный". При этом Служба безопасности Украины (СБУ) сходу называет заинтересованную в украинских военных секретах страну - Иран.

Полагаю, здесь много странностей и нестыковок. Научный сотрудник почему-то не заархивировал специфическую информацию в облачном хранилище интернета, а вез в кармане. И остается лишь догадываться, чем могла заинтересовать Иран фактически антикварная гидроакустическая станция?

Сразу возникают ассоциации: днепровский шантаж американских политиков вероятной эмиграцией в Иран сотрудников ракетостроительного предприятия "Южмаш" и украинские " ", едва не вывезенные в Северную Корею. А также бездействие СБУ в момент эмиграции в Азербайджан легендарного авиаконструктора Дмитрия Кивы , который вывез из страны стратегические знания и опыт организации высокотехнологического производства (к счастью, Дмитрию Семеновичу не грозит трехлетний срок заключения).

И все же, для понимания происходящего следует поближе рассмотреть вооружение и возможности сторожевого корабля (модификация проекта 1135), которым от рождения (на керченском заводе "Залив") является "Киров" и "Гетман Сагайдачный" (после переименования в 1993 году).

Удачный ретро-проект

Разработанный в Северном ПКБ (ЦКБ-53) города Ленинграда в 1972 году проект 1135 оказался весьма успешным. Дальность плавания - 4600 миль при скорости хода 20 узлов. Эффективное противолодочное вооружение: ракето-торпеды стали грозным инструментом для борьбы с атомными подводными лодками вероятного противника в зонах боевого патрулирования - на дальности до 55 километров и на глубине до 500 метров. В серию вошли более двадцати сторожевых кораблей (СКР), которые строились для всех четырех флотов СССР (в разных модификациях).

СКР проекта 1135 - немаленький, имеет водоизмещение 3200 тонн, длину 123 метра, ширину 14 метров, осадку 5 метров. Четыре газотурбинных двигателя позволяют развить скорость до 32 узлов. Экипаж 180 человек, включая 18 офицеров. Корабль имеет на вооружении два счетверенных 533-мм торпедных аппарата, две реактивные бомбовые установки РБУ-6000, автоматическую артиллерию калибра 100 мм и 30 мм, зенитный ракетный комплекс "Оса". Однако, в отличие от собратьев по проекту, "Гетман Сагайдачный" не имеет ударного ракетного комплекса "Раструб-Б", который позволяет поражать подводные лодки противника (все же "Киров" строился не для ВМФ, а для пограничных войск КГБ СССР). Еще одно отличие "Сагайдачного" - возможность базирования на борту одного вертолета Ка-27ПС.

"Военно-морской символ независимой Украины" два десятилетия очень активно эксплуатировался в походах и нерегулярно проходил плановые ремонты. В марте прошлого года 14-миллионный (в гривнах) тендер на ремонт "Сагайдачного" выиграл завод Петра Порошенко "Ленинская кузня", то есть боеспособность корабля должны были восстанавливать в Киеве. В мае фрегат "подшаманили" на печально известном Судостроительном заводе имени 61 Коммунара в городе Николаеве, но "Гетман Сагайдачный" сломался сразу после ремонта. Сегодня корабль не боеготов. Однако Министерство обороны Украины намерено полностью реконструировать его в текущем году и продлить срок службы на десятилетие.

Боевое применение

Это грустная история. Имитация военной тайны (и борьбы с коррупцией) не заменит Украине современных боевых кораблей, которых не было ни до, ни после 2013 года. В мировом рейтинге украинские ВМС находятся на 75-й позиции, между Гватемалой (ВМС - 10 патрульных кораблей) и Конго (ВМС - 1 патрульный катер). Фактически все украинские адмиралы командуют неполным корабельным дивизионом (6 единиц) охраны водного района. Такие силы до 1991 года доверяли одному офицеру, в звании не старше капитана 2 ранга.

Можно сколько угодно демонстрировать фокусы модернизации, повышать чуткость морально устаревшего гидроакустического комплекса за счет применения вертолетных буев, но ударная оружейная начинка "Гетмана Сагайдачного" от этого не изменится и боевая эффективность де-факто пограничного корабля останется прежней (533-мм торпеды действуют на дистанции до 13 км, реактивные бомбы - до 6 км). Закономерен вопрос: зачем Военно-морским силам Ирана подобные "тайны" (и головная боль)?

Этой зимой прошла информация о запланированных на 2017 год мерах по восстановлению боеспособности корабельного состава военно-морских сил Украины. Точнее, того, что на сегодня от этого состава осталось.

Насколько реальны подобные планы? В этом разбирался корреспондент Федерального агентства новостей .

Чтоб было!

За свою недолгую историю військово-морські сили України прошли короткий и достаточно бесславный путь. Бывший командующий Краснознаменным Черноморским флотом и бывший первый заместитель Главнокомандующего ВМФ адмирал Игорь Касатонов охарактеризовал этот путь следующим образом:

«Образованный на волне предательства отдельных офицеров (ВМФ) в 1992 году, за двадцать четыре года своего существования украинский флот так и не смог превратиться в настоящий боевой организм с традициями воинской чести, преданности флагу и воинской присяге. Март 2014 года подвел красную черту под историей военно-морских сил Украины. Тогда более 80% ее офицеров, мичманов и матросов одновременно добровольно приняли российскую присягу и перешли на службу в Российский флот».

По сути, ВМСУ создавались не эволюционно, а ситуативно - для исполнения единственной задачи «Чтоб было!». ВМСУ создавались государством, которому флот изначально был не то что не по карману - он был просто не нужен. Вся дальнейшая судьба украинского флота стала лишь доказательством этого.

Показательный момент: за вычетом прочего колоссального объема имущества флота, Украина из числящихся к моменту раздела в составе КЧФ 525 боевых кораблей, катеров, судов и плавсредств получила 137. Естественно, не все из них были на ходу или достроены, но, тем не менее, факт есть факт - ВМСУ получили 137 плавединиц.

В итоге к концу 2012 года эта армада «ужалась» до 2–3 десятков плавединиц! Все остальное было распродано, сдано в металлолом, проржавело насквозь, утонуло или оказалось просто заброшенным, как недостроенный ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов», помпезно переименованный в «Украину» и… забытый.

Когда же грянула Русская весна, ВМСУ мигом потеряли почти все из той малости, что еще имели. Нечто подобное произошло с ВМС Грузии в результате Пятидневной войны в августе 2008 года. Впрочем, официальный Тбилиси оказался прагматичнее и честнее постмайданного Киева. Лишившись большей части своих боевых вымпелов, грузины упразднили ВМС, а л/с и оставшуюся от флота матчасть передали в свою береговую охрану.

Украинцы же поступили иначе. Сохранив после потери Крыма всего одну военно-морскую базу - Одессу, два пункта базирования - Николаев и Очаков, один фрегат (без ударного оружия), корвет (имеющий проблемы с ГТУ), ракетный катер (без ракет), средний десантный корабль (вместимостью аж 180 морских пехотинцев), рейдовый тральщик и артиллерийский катер (общая численность экипажа на обоих - чуть больше 20 человек), а также несколько вспомогательных судов в сомнительном техническом состоянии, ВМСУ не только не были упразднены, но даже нарастили общее количество адмиралов и генералов в своих рядах - до 13 человек.

Военно-морская немощь

Что после изгнания из Крыма на свой боевой счет могли записать ВМСУ? Несколько следований параллельными курсами с иностранными военными кораблями в Черном море, что было обозначено украинскими СМИ как «участие в международных военно-морских учениях». Несколько выходов фрегата «Гетман Сагайдачный» к кромке украинских госвод якобы для отпора «российским кораблям-агрессорам». Да «дерзкий прорыв» все того же «Гетмана» и судна размагничивания «Балта» в марте 2016 года в Стамбул за бесплатными турецкими одеялами. И это все.

Бывший командующий ВМСУ вице-адмирал Сергей Гайдук любил грезить о будущем величии украинского военного флота. Он регулярно рассказывал о том, что до конца 2020 года в составе ВМСУ должно числиться 66 кораблей (включая 2 сверхсовременные малые подводные лодки) и судов обеспечения. Но с пополнением своих военно-морских сил новыми кораблями у Украины, несмотря на крайне амбициозные планы, не задалось - помешала деградация судостроительной отрасли и хроническое недофинансирование.

После 2014 года с большим трудом состав украинских боевых кораблей удалось пополнить лишь парой артиллерийских катеров проекта 58155, имеющих серьезные ограничения по мореходности и перманентные «косяки» с вооружением.

Адмиральские мечты о многочисленных армадах ВМСУ, грозно бороздящих Черное и Азовское моря, смотрелись еще более странно на фоне проблем, связанных с базированием флота в красавице Одессе. Город банально не справлялся с нуждами даже тех остатков ВМСУ, которые сумели туда перебраться из Крыма. Нет судоремонтных мощностей, нужного количества боеприпасов и ГСМ, мест размещения и обучения личного состава на суше… Ничего нет.

К чему это привело, стало понятно, когда достоянием общественности стали планы Киева по реанимации того немногого, что не просто еще числилось в составе ВМСУ, но и могло самостоятельно оторваться от причальной стенки. В число единиц, подлежаших первоочередному ремонту, попали фрегат «Гетман Сагайдачный», артиллерийский катер «Скадовск», судно размагничивания «Балта», учебный катер «Чигирин», а также морской водолазный бот «Нетешин».

Не будем растекаться мыслью по древу и коснемся лишь состояния украинского фрегата. Пусть и опосредованно, но оно способно дать довольно точное представление о боеспособности других вымпелов ВМСУ.

Корабль, на котором бывал Путин

Тут, пожалуй, к месту придется небольшой экскурс в историю «Сагайдачного».

Считающийся флагманом ВМСУ и именующийся в украинских СМИ «главным кораблем страны» фрегат был заложен в 1990 году в Керчи как пограничный сторожевой корабль «Киров». Переданный после раздела КЧФ Украине, он новыми владельцами был переименован в «Гетмана Сагайдачного» и переклассифицирован во фрегат.

От чего он мощнее, правда, не стал. Вошедший в строй ВМСУ 2 апреля 1993 года, «Сагайдачный» как был ПСКРом, так им и остался. Флагман украинского флота исходно был лишен ударного вооружения, за что заработал в определенных кругах ехидное прозвище «голубь мира».

Это не означало, что «Сагайдачный» был вовсе лишен вооружения. 100-мм носовая артустановка АК-100, пара шестиствольных зенитных 30-мм артавтоматов АК-630М, пара пусковых установок ЗИФ-122 ЗРК «Оса-МА2», пара двенадцатиствольных противолодочных реактивных бомбометов РБУ-6000, пара счетверенных 533-мм торпедных аппарата с противолодочными торпедами и палубный вертолет (правда, не противолодочный, а поисково-спасательный) превращали ПСКР-фрегат во вполне дееспособный патрульный корабль. Как, собственно, это и предусматривал советский проект 11351 (шифр - «Нерей»), по которому строился «Киров»-«Сагайдачный». Но отсутствие противокорабельных ракет делало новый украинский фрегат «беззубым» при встрече буквально с любым иностранным «одноклассником»…

Зато, будучи самым новым и современным кораблем ВМСУ, «Сагайдачный» практически с самого начала своей службы стал главным представительским кораблем украинского флота. На борту фрегата в разное время побывали не только все без исключения президенты Украины, но и президент России Владимир Путин .

Не раз и не два «Сагайдачный» отправлялся демонстрировать «Військово-Морський Прапор Збройних Сил України» за пределы своих государственных вод. В 2013–14 годах кораблю даже довелось принять участие в операции НАТО «Ocean Shield», направленной на борьбу с сомалийским пиратством в Аденском заливе и у берегов Африканского Рога.

Можно сказать, что «Ocean Shield» буквально спас фрегат для Украины. Если бы не патрулирование за тридевять земель от родных берегов, «Гетман Сагайдачный» с почти стопроцентной вероятностью в конце февраля 2014 года оказался бы в своем обычном месте базирования - в Севастополе. И, как следствие, поднял бы во время известных событий в Крыму Андреевский флаг. По крайней мере, именно это произошло с другими украинскими кораблями, делившими севастопольскую бухту с кораблями КЧФ.

Фрегат как раз возвращался в Черное море, когда на нем было получено известие о «беспорядках» в Симферополе и Севастополе. Тогда же член комитета Совета Федерации РФ по международным делам Игорь Морозов заявил СМИ, что «Сагайдачный» перешел на сторону России и поднял Андреевский флаг. Но, как позже выяснилось, заявление Морозова не соответствовало действительности.

Фрегат миновал Босфор под флагом ВМСУ - и под ним же прибыл в Одессу. Заход корабля в Севастополь был отменен «по политическим причинам»… Так, с весны 2014 года «Сагайдачный» обосновался в Одессе.

Впрочем, события Русской весны корабль все же не обошли стороной. Едва фрегат 5 марта 2014 года пришвартовался к одесскому причалу, как из 211 человек команды корабля дезертировали 28. Это по официальной информации. Неофициально же число моряков, не вернувшихся на борт «Сагайдачного» после схода на берег, оказалось гораздо больше цифры, фигурирующей в украинских СМИ.

Курс на упадок

Забавно, но слухи о «взбунтовавшемся «Сагайдачном» еще не раз будут будоражить интернет. В реальности же флагман ВМСУ, с существенно обновившимся после прихода в Одессу экипажем, не давал никаких поводов для того, чтобы кто-то усомнился в его лояльности по отношению к постмайданному правительству Украины.

Другое дело, что сформировавшийся в блогосфере образ «Сагайдачного» как потенциального украинского «броненосца «Потемкина» все же изрядно отравлял жизнь экипажу корабля. Один из офицеров фрегата как-то кулуарно признался, что их «просто задолбали проверками». Потом тот же офицер сообщил, что считает «распространяемые пророссийскими блогерами» слухи о неблагонадежности «Сагайдачного» элементом «тщательно спланированной в Кремле психологической войны».

Так или иначе, но лишенный после весны 2014 года нормальных условий для базирования «Сагайдачный» большую часть времени проводил в акватории Практической гавани Одессы. Вызвано это было не только «политическими причинами», но и банальным исчерпанием техресурса корабельных систем.

Одновременно с затянувшимся простоем корабля падал уровень подготовки экипажа, лишенного возможности оттачивать свое умение в море. Соцсети стали полниться фотографиями моряков «Сагайдачного», гуляющих по Одессе, пьющих пиво, что-то празднующих, снова пьющих пиво, всячески валяющих дурака, но не стоящих на боевых постах.

Зато на борт флагмана зачастили гости из стран НАТО и украинские журналисты. Первые неизменно, но без каких-либо реальных последствий, обещали ВМСУ масштабную и скорую помощь. Вторые столь же неизменно восхищались кораблем и пафосно описывали фрегат в своих статьях как «смесь металла, резины и стекла с хищными обводами и торчащими орудиями».

Словом, чем дальше, тем больше фрегат приходил в упадок. Еще в ноябре 2015 года «скисла» американская РЛС яхтенного образца, заменявшая собой не функционирующую в отсутствие ЗИПа штатную советскую аппаратуру. На новую навигационную РЛС Furuno FAR-2 117/27 для «Сагайдачного» пришлось собирать деньги всем украинским волонтерским миром.

С другими корабельными проблемами таким же образом справиться оказалось просто невозможно. В первую очередь, это относится к системам вооружения «Сагайдачного».

По открытой информации, в последний раз фрегат проводил реальные пуски ракет и торпед еще до 2014 года. Отсутствие сведений о подобных учениях после 2014-го можно, конечно, списать на военную цензуру. Но специалисты склонны больше кивать не на нее, а на истекшие гарантийные сроки хранения зенитных ракет и торпед, имеющихся (а возможно, уже и вовсе не имеющихся) в распоряжении ВМСУ.

То же самое относится к бомбометам РБУ-6000, из которых «Сагайдачный» тоже подозрительно давно не стрелял…

Ситуация с артиллерийскими комплексами фрегата считалась относительно нормальной, благо нехватки боеприпасов к той же АК-100 у ВМСУ не ощущалось. Но датированный 24 июля 2016 года видеорепортаж с борта «Сагайдачного» зафиксировал не только тот факт, что 100-мм «гармата» бахает с диким грохотом, но и то, что во время стрельбы у артустановки фиксируются постоянные задержки.

Печальная реальность

В общем, реальные боевые возможности украинского флагмана представлялись весьма туманными. По крайней мере - до начала 2017 года. После чего украинская сторона стала публиковать результаты дефектовки на «Сагайдачном» - и далее прикрывать патриотическими текстами истинное положение дел на фрегате стало невозможно.

Поскольку перечень признанных необходимыми ремонтных работ вряд ли уступит по объему «Войне и миру», перескажем его крайне фрагментарно.

Корабль срочно нуждается в доковом ремонте, так как последний раз проходил его в декабре 2012 года. Срок последующего докования истек еще в декабре 2014 года. Толщина обрастания подводной части корпуса корабля составляет 15–20 мм, износ протекторной защиты - 60–70%, пять единиц забортной арматуры утрачены, зафиксирована течь дейдвудных устройств.

Рулевая машина РЭГ8-3. Утечка масла из насосов, трубопроводов гидравлики. Внезапно исчезает дистанционное управление с ходовой рубки.

Вертолетная площадка. Сквозное растрескивание сварных швов палубы длиной 10 погонных метров.

Котлоагрегат. Изготовлен заводом «Ленинская кузница» в 1990 году. Наработал 11.553 часа и 26 лет при полном среднем ресурсе 60.000 часов и полном среднем сроке службы 12 лет. Вывод (неожиданный!): срок эксплуатации котлоагрегата закончился.

Шпиль швартовый электрический. Находится в эксплуатации 23 года, наработал 13.240 часов. При работе на 3-ей скорости срабатывает тепловая защита по току нагрузки электродвигателя.

Система автоматического контроля температуры «САКТ-01». Изготовлена в 1989 году. В эксплуатации 23 года, что по наработке составило 93.740 часов. Неверные показания, ложное срабатывание предупредительной сигнализации температуры.

ЗРК «Оса-МА2». Горит индикация неисправности большей части блоков. Неисправен привод наведения антенной колонки. Неисправны станции определения и сопровождения целей. Не работает схема автозахвата целей. Не работают индикаторы определения дальности. Не работает стабилизация антенного поста по бортовой и килевой качке. Гидросистемы не герметичны. Нестабильна работа стартовой автоматики (еще бы, после всего-то перечисленного!). Не работают стопоры антенн.

100-мм артиллерийская установка АК-100. Не работает противооткатное устройство. Не работает приемник автомата. Не работает механизм предупреждения стрельбы в небезопасных зонах. Необходим ремонт поворотной платформы. Не работают приводы наведения артустановки. Не работает затвор. Подтекает гидросистема. Неисправен механизм подачи боеприпасов из подбашенного отделения в камору ствола. Неисправна система охлаждения и продувания ствола. Амбразурный щит не держит воду. Нестабильна работа электрооборудования. Нестабильна работа электрических следящих приводов. Требуется ремонт прицельного устройства.

Можно еще часа два перечислять неисправности, но общая картина, думается, ясна. Остается только поражаться тому, сколь велик оказался ресурс советских корабельных систем, позволивший «Сагайдачному» без серьезного ремонта находиться в строю так долго. Но у любой детали есть свой предел прочности, и флагман ВМСУ, похоже, его достиг.

Таким образом, стоит констатировать, что на февраль 2017 года «главный корабль» Украины полностью небоеспособен. Напомним, что речь идет о флагмане. О корабле, на поддержание которого в линии тратилась львиная доля ресурсов ВМСУ. Что при таком раскладе творится на других вымпелах украинского флота, представить не трудно.

Мозг умер, но пятки скребут

Командование ВМСУ надеется «вылечить» фрегат ценой четырехмесячного докового ремонта «Сагайдачного», что обойдется государству в 14,89 млн грн. (около 551 тысяч долларов) плюс комплексный ремонт корабельных систем, что будет стоит еще 91 млн грн. (3,37 млн долл.).

Командующий ВМСУ контр-адмирал Игорь Воронченко объявил, что в озвученную стоимость ремонта также «впишется» модернизация систем вооружения и радиолокационных систем фрегата. Украинские СМИ процитировали следующее высказывание Воронченко: «Новое оборудование, которое будет установлено, изготовлено в Украине и в странах-партнерах. В общем, модернизация позволит вывести флагман на уровень, соответствующий кораблям такого типа».

Кстати, это говорит тот самый Воронченко, который весной 2014 года, по его собственным словам, «предлагал вывести танки и расстрелять Верховную раду Крыма». «Танкист» во главе огрызка флота! Как говорится, дожили…

Впрочем, желание Воронченко как-то модернизировать радиолокационное оборудование своего флагмана вполне понятно. Согласитесь - иметь на «главном корабле страны» навигационную РЛС коммерческого образца просто не солидно. Но вот получится ли у контр-адмирала махнуть Furuno FAR-2 117/27 на что-то более подходящее боевому кораблю? На сей счет есть большие сомнения.

Добавим еще кое-что. Почти нет сомнений в том, что «реанимация» «Сагайдачного» серьезно превысит как заявленные сроки, так и озвученную стоимость ремонта. Это если данный ремонт вообще Украине удастся довести до конца…