Автоматической зенитной установки зу 23


Последние новости

25.10.2019 г.

09:55

09:16
24.10.2019 г.

10:31
22.10.2019 г.

14:35

12:07

10:51
21.10.2019 г.

Зенитная установка ЗУ-23-2

ЗУ-23-2 – 23-мм зенитная установка, предназначенная для уничтожения воздушных целей, живой силы противника, защиты войсковых колонн и стационарных объектов.

Зенитная установка ЗУ-23-2 была разработана в СССР в ЦКБ-14 (впоследствии КБП) под руководством Е. К. Рачинского и Р. Я. Пурцена. Данная установка была принята на вооружение 22 марта 1960 года. Производством ЗУ-23-2 позже занимался не только СССР, но и Египет, КНР, Чехия, Словакия, Болгария и Финляндия.

ЗУ-23-2 состоит из таких основных элементов:
— двух 23-мм автоматов 2А14,
— станка,
— платформы с ходом,
— подъемного, поворотного и уравновешивающего механизмов,
— зенитного автоматического прицела ЗАП-23.

Два автомата закрепляются в одной люльке, которая находится на верхнем станке лафета. На основании верхнего станка лафета имеются два сиденья и ручка поворотного механизма. Вертикально и горизонтально пушки наводят вручную. Поворотная ручка находится справа от сиденья наводчика.

Зенитная установка оснащена двумя спусковыми механизмами: ножным и ручным. Огонь ведут одновременно с двух стволов. Слева от педали спускового механизма находится педаль тормоза вращающегося узла установки.

Главным элементом автомата является ствол, который состоит из ствольной коробки, затворной рамы, затвора и механизмов (подающего, спускового, возвратного). Автоматика пушки 2А14 приводится в действие за счет энергии пороховых газов, которые отводятся через боковое окно в стволе. Запирание канала ствола затвором клинового типа происходит благодаря подъему затвора в пазах ствольной коробки. Питание автомата – ленточное. Металлическая лента комплектуется 50 патронами. Масса каждой патронной коробки вместе со снаряженной лентой составляет около 35,5 кг.

Двухколесное шасси с рессорами установлено на опорных катках. В боевом положении колеса поднимаются и отклоняются в сторону, а орудие устанавливается на земле на трех опорных плитах.

Зенитную установку можно буксировать с помощью любого армейского автомобиля.

Главным преимуществом данной ЗУ, по мнению экспертов, является ее исключительная ремонтопригодность. Организовать ремонт ЗУ-23-2 можно на любом металлообрабатывающем предприятии.

Боекомплект ЗУ-23-2 состоит из 23-мм патронов со снарядами таких типов: бронебойно-зажигательно-трассирующий снаряд (БЗТ) и осколочно-фугасный снаряд ОФЗТ.

Тактико-технические характеристики

ЗУ-23-2

Время развертывания

Боекомплект

Скорострельность двух пушек

400 выстрелов в минуту

Дальность стрельбы по наземным целям

Дальность стрельбы по воздушным целям

Максимальная скорость поражаемой цели

Вероятность поражения

Известно о таких модификациях ЗУ-23-2:
— ЗУ-23М1 (установка оснащена комплектом «Стрелец», который обеспечивает применение двух ПЗРК типа «Игла»),
— ZUR-23-2S «JOD» (польский вариант ЗУ-23-2),
— ZUR-23-2M «Wróbel» (польская модернизация для установки на кораблях).

Эти зенитные установки хорошо зарекомендовали себя во время Афганской войны. Сегодня зенитные установки ЗУ-23-2 находятся на вооружении Украины, России, Польши, Анголы, Армении, Афганистана, Белоруссии, Болгарии, Вьетнама, Египта, Греции, Индии, Ирана, Ливии Кубы и других стран. Стоит отметить, что ЗУ-23-2 применяются ВС Украины и Нацгвардией в зоне АТО. Также установки ЗУ-23-2 неоднократно использовались террористами ДНР и ЛНР.

Малокалиберная зенитная артиллерия (МЗА) обрела свою особую роль еще в боях Второй мировой войны. Именно в это время зенитные автоматы, помимо своей основной задачи - борьбы с низколетящими самолетами, стали активно применяться и в наземных боях. Орудия МЗА исполняли роль тяжелого крупнокалиберного пулемета против вражеской пехоты и полевых укреплений, а против легких танков, БТР, самоходных орудий, тягачей и автотранспорта - роль артиллерии непосредственной поддержки. Именно зенитные автоматические орудия оказались тем универсальным огневым средством, поиски которого активно велись до Второй мировой.

Несмотря на лихорадочное военное строительство 30-х годов, к их исходу легкая зенитная артиллерия в РККА отсутствовала напрочь. Отечественным конструкторам тaк и не удалось создать пригодного для армии образца, хотя такие работы и велись. Когда ситуация с зенитной артиллерией, в полном смысле этого слова, катастрофическая, была наконец осознана, как всегда, в срочного порядке, за считанные месяцы, пришлось создавать и налаживать в СССР производство целого семейства из нескольких типов автоматических зенитных пушек по специально закупленному образцу, только в исполнении для отечественных калибров - 25 37 и 45-мм.

Огромной удачей оказалось то, что этим образцом была выбрана лучшая в своем классе 40-мм шведская пушка "Бофорс". Кстати, таковой она остается до сих пор, изменяясь и модернизируясь, но оставаясь на вооружении в десятках стран.

Нашим военным понравилось орудие, но особенно - четырехколесная повозка, позволяющая вести огонь с ходу без подготовки или даже прямо на марше. Гипноз от удачной конструкции оказался настолько силен, что подобным образом в СССР стали проектировать и шасси для зенитных орудий среднего калибра. Тем не менее для МЗА этот тип повозки оказался все-таки тяжеловатым, что особенно ярко выявилось для 25-мм варианта - пушки 72-К и было отмечено при постановке на вооружение. Тем не менее, хотя шведскую конструкцию намного облегчить не удалось, для выбора времени уже не осталось, и вооружение РККА пошло полным ходом. Четырехколесный тип повозки стал общепринятым в советской зенитной артиллерии, а более дешевый и легкий двухколесный ход был временно отставлен.

Однако во время войны выяснилось, что оружие противника - немецкие 20 и 37-мм зенитные автоматы на отделяемом двухколесном ходу меньше весили, были более компактны и легко перемещались по полю боя силами расчета, требовали меньших усилий при отрытии окопа и маскировке орудия.

После 1945 г., когда стало возможным проанализировать опыт войны в более спокойной обстановке, вся система легкого зенитного вооружения Советской Армии подверглась пересмотру.

От 25-мм пушек по причине излишнего веса конструкции при малой мощности снаряда отказались сразу, оставив этот калибр только для флота. Калибр 37-мм также стал считаться слабым, и производство 37-мм пушек постепенно прекратили, перейдя к 57-мм калибру. Как всегда победило извечное советское понимание совершенствования и улучшения - это должно быть обязательно укрупнение, усиление, утяжеление.

НОВЫЕ ЗАДАЧИ. ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ

Уже к 50-м годам для вооружения бурно развивающихся воздушно-десантных войск потребовалось легкое универсальное автоматическое орудие малого калибра по типу авиапушки. Отличную репутацию получила во время войны авиационная 23-мм пушка ВЯ (Волкова-Ярцева), но весь ее выпуск шел на оснащение Ил-2, и неоднократные предложения использовать эту пушку для МЗА во время войны не прошли. В начале 50-х такая возможность появилась и окончательно сформулированные тактико-технические требования на разработку 23-мм зенитного автомата под патрон пушки ВЯ в одиночной, спаренной и счетверенной установках были выданы ГАУ в 1954 г.

В феврале 1955 г. ЦКБ-14 (впоследствии КБП) представило проекты 23-мм зенитного автомата 2А14 в одиночной и спаренной конфигурациях. Счетверенная установка была реализована намного позже в конструкции знаменитой ЗСУ-23-4 "Шилка", которая заслуживает отдельного и очень длинного рассказа.

В апреле 1956 г. на заводские испытания вышла одиночная 23-мм установка ЗУ-1, созданная по схеме 14,5-мм зенитной горновьючной установки ЗГУ-1 (6У3) под руководством Е. К. Рачинского и Р. Я. Пурцена. Установка имела небольшие габариты, легкий отделяемый двухколесный ход, быстро разбиралась на узлы, легко переводилась из походного положения в боевое и обратно. Работы над ней были прекращены из-за серьезных поломок ходовой части и признанного избыточным веса в 440 кг.

Спаренная 23-мм установка была спроектирована и испытана в трех вариантах.

  • ЗУ-14 тех же Рачинского и Пурцена имела двухколесный ход и, соответственно, минимальный вес.
  • ЗУ-40 Е. В. Водопьянова имела разделяемый четырехколесный ход. При переводе ЗУ-40 в боевое положение передок с двумя передними колесами отделялся, задние колеса вывешивались с наклоном вбок, а основание ложилось на грунт четырьмя домкратами. Боекомплект размещался на передке в магазинных коробках, а на поле боя ЗУ-40 могла передвигаться без передка.
  • ЗУ-575 С. Н. Жданова, Рачинского и Пурцена устанавливалась на четырехколесном ходу с закрытым торсионным подрессориванием. Она предназначалась для прикрытия движущихся колонн на марше и могла обеспечивать круговой обстрел при движении, но в штатном боевом положении колеса вывешивались.

Позже на базе ЗУ-375 проектировалась модная в те времена самодвижущаяся установка с мотоциклетным двигателем. Из-за сложности проект был остановлен на эскизной стадии.

Все варианты имели ручные приводы наведения и зенитный прицел ЗАП-23.

Конкурсные полигонные испытания установки ЗУ-40, ЗУ-575 и ЗУ-14 прошли в 1957 году. По их результатам предпочтение было отдано самой простой и легкой ЗУ-14. Испытания и доработки с момента изготовления первого опытного образца (октябрь 1955 г.) заняли более трех лет, и вот, наконец, весной 1959 установочная серия ЗУ-14 прошла войсковые испытания, в Белорусском и Туркестанском военных округах.

При доработках конструкторам удалось повысить практическую скорострельность до 300 выстр./мин., как это задавалось по тактико-техническим требованиям, до 400 выстр./мин. Процесс перезаряжания сделали полуавтоматическим и свели к одной единственной операции - замене патронной коробки. Для этого был введен простой механизм, обеспечивающий блокировку подвижных частей в заданном положении на шептале, когда в ленте оставался последний патрон, а в патронной коробке установлен подаватель с рычагом. При продвижении патронной коробки в коробкодержателе рычаг обеспечивал поворот подавателя, который досылал первый патрон из патронной коробки в приемник автомата, а блокировка подвижных частей автоматически снималась.

Долгожданная установка 2А13 (индекс ГРАУ) была принята на вооружение 22 марта 1960 г. постановлением Совета Министров СССР № 313-125 под наименованием ЗУ-23.

Серийное производство автоматов индекса 2А14 для ЗУ велось на заводе № 535. Около 10 лет велась их дальнейшая доводка, устранение недостатков и упрочнение деталей по опыту эксплуатации. Гарантийная живучесть была увеличена до 8000 выстрелов, а доработанный вариант автомата получил наименование 2А14М.

Вряд ли кто-нибудь тогда предполагал, какая длинная и славная жизнь ждет это оружие. Вот уже более 40 лет ЗУ-23, или - по армейской кличке - "рогатка", является одним из самых необходимых и наиболее эффективных видов вооружения сначала Советской, а затем Российской армии, десятков стран наших бывших и нынешних союзников.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ЗУ-23 (2А13)

Зенитная установка ЗУ-23 состоит из следующих основных частей: двух 23-мм автоматов 2А14, их станка, платформы с ходом, подъемного, поворотного и уравновешивающего механизмов и зенитного автоматического прицела ЗАП-23.

Устройство автоматов практически одинаковое, различаются только детали механизма подачи. Правый автомат имеет правое питание, левый - левое. Оба автомата закреплены в одной люльке.

Основа автомата - ствол, состоящий из ствольной коробки, затворной рамы, затвора и механизмов: подающего, спускового, возвратного.

Автоматика пушки 2А14 работает за счет энергии пороховых газов, отводимых через боковое окно в стволе. Запирание канала ствола затвором клинового типа осуществляется подъемом затвора в пазах ствольной коробки. При замене перегретых стволов во время интенсивной стрельбы конструкция позволяет расчету заменить ствол всего за 15-20 с.

В ЗУ-23 применены очень удачные и компактные ручные приводы вертикальной и горизонтальной наводки с уравновешивающим механизмом пружинного типа. Блестяще спроектированные агрегаты позволяют перебросить стволы на противоположную сторону всего за 3 секунды!

Питание автоматов ленточное. Ленты металлические, каждая из них снаряжена 50 патронами и уложена в быстро сменяемую патронную коробку. Масса каждой патронной коробки со снаряженной лентой составляет 35,5 кг.

Платформа установки представляет собой штампосварную раму с кольцом, которое имеет сухарные выступы для крепления верхнего станка, а также три винтовых домкрата с опорными тарелками, служащих для горизонтирования ЗУ в боевом положении. Спереди платформа оканчивается буксировочной стрелой со шкворневым кольцом. В походном положении установка опирается на два съемных колеса, имеющие торсионную подвеску. Шины ГК 6,00x16 типа ГАЗ-69 или ГАЗ М-20 "Победа", усиленные.

Одним из главных преимуществ установки является то, что она не требует предварительной подготовки огневой позиции и закрепляется в трех точках на любой относительно ровной площадке. При переводе установки из походного положения в боевое ее колеса поворачиваются вверх и в стороны, а сама установка ложится тарелками домкратов платформы на грунт.

Натренированный расчет способен перевести ЗУ из походного положения в боевое всего за 15 - 20 с, а обратно - за 35 - 40 с.

Тем не менее при необходимости ЗУ-23 может вести огонь с колес и даже на ходу -прямо при транспортировке ЗУ за автомобилем, что исключительно важно для скоротечного боевого столкновения.

Мобильность установки просто отличная. ЗУ-23 можно буксировать за любым армейским автомобилем, поскольку ее масса в походном положении вместе с чехлами и снаряженными патронными коробками составляет менее 1 т. Максимальная скорость при этом допускается до 70 км/ч, а по бездорожью - до 20 км/ч.

Одним из существенных преимуществ ЗУ является ее исключительная ремонтопригодность. В небольшой книжке техописания приведены сведения о примененных в конструкции материалах, что позволяет организовать ремонт и обслуживание ЗУ на любом пригодном металлообрабатывающем предприятии.

ВЕДЕНИЕ ОГНЯ И РАБОТА РАСЧЕТА

Наведение ЗУ-23 осуществляется автоматическим зенитным прицелом ЗАП-23. Прицел позволяет вводить текущую дальность до 3000 м при курсе цели 00 и скорости 300 м/с и решает задачу по oпpeделению упреждения (или точки встречи снаряда с целью) при стрельбе как по наземной так и по воздушному противнику на дальности до 2000 м. Дальность до цели определяется на глаз или с помощью стереодальномера. Остальные данные определяются глаз. Углы места цели и азимуты вводятся непосредственно визированием.

Для стрельбы по наземным целям на прицеле ЗАП-23 смонтирован оптический наземный прицел Т-3, имеющий независимый от ЗАП-23 линию визирования.

Методика работы расчета ЗУ-23 довольно проста.

Командир определяет "на глаз" курс, скорость и дальность до цели, углы ее пикирования или кабрирования. По его указаниям прицельный номер расчета вводит данный прицел, и далее, на протяжении всей стрельбы корректирует установку курса и дальности до цели, выполняя распоряжения командира, который следит за маневрами цели. Наводчик при помощи механизмов наведения удерживает перекрестие коллиматора на цели и открывает огонь нажатием педали спуска. Всего в составе расчета 5 человек: командир, наводчик, прицельный, правый заряжающий и левый заряжающий.

Установка при непрерывной стрельбе расстреливает обе ленты полностью за три секунды, поэтому требуется особая четкость в работе заряжающих.

Несмотря на то, что основной режим стрельбы ЗУ-23 - это короткая очередь при необходимости заряжающие обязаны обеспечивать непрерывную стрельбу установки быстрым отсоединением пустых патронных коробок и подсоединением полных.

БОЕПРИПАСЫ ЗУ-23

Для стрельбы используются 23-мм унитарные патроны со стальной однократной гильзой и снарядами двух типов - с осколочно-фугасным ОФЗ и с бронебойно-трассирующим БЗТ.

В ОФЗ время горения трассера соответствует дальности 2 500 м, а разрыв снаряда происходит от самоликвидатора через 5-11 с после выстрела. Для взрывателя В-19У время самоликвидации 5-11 с, для взрывателя 19УК время самоликвидации составляет 5-8 с.

Боевое снаряжение патронной ленты производится обычно по типу - один патрон БЗТ на три патрона со снарядом ОФЗ или ОФЗТ.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗУ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Установка ЗУ-23 при решении своей основной боевой задачи - ПВО, может обеспечить вероятность поражения цели (самолета, летящего со скоростью 200 м/с) за пролет зоны всего 0,023 (по данным журнала "Военный парад" № 4/98). Еще меньше вероятность гарантированного попадания в современную скоростную и высокоманевренную цель.

Разумеется, заградительный огонь ЗУ-23 по-прежнему опасен, и несколько 23-мм снарядов выведут из строя любой аппарат. Совершенствование систем наведения и прицеливания поможет установке полнее реализовать возможности автоматов, именно поэтому российское КБ ТОЧМАШ им. А.Э.Нудельмана предложило модернизацию, получившую наименование ЗУ-23М.

В ходе этой модернизации устанавливаются электромеханические приводы горизонтального и вертикального наведения, пульт наведения, бинокулярный коллиматорный прицел с встроенным миниатюрным смотровым устройством и светящимися сетками для работы по воздушным и наземным целям, оптико-электронная система, содержащая лазерный дальномер, телевизионный канал, оптико-механический узел (может дооснащаться для работы ночью теплопеленгационным каналом или низкоуровневой ТВ-системой), прибор автоматического захвата и сопровождения (автомат сопровождения цели).

Из состава ЗУ-23М исключаются прицельная система ЗАП-23 и рабочее место оператора, а вместо них на вращающейся платформе установки смонтированы оптико-электронный модуль и контейнер с электронной аппаратурой управления. В результате этих мер вероятность поражения воздушной цели возрастает в 3 раза.

Для еще большего повышения боевых характеристик на модернизированной ЗУ-23 предусмотрена также возможность монтажа пусковых установок для двух ракет типа "Игла", "Stinger" или других.

Предложение сделано уже давно, тем не менее, на вооружении российской армии остаются обычные ЗУ-23, денег на доведение их до уровня ЗУ-23М пока нет. Свободную нишу модернизации ЗУ на рынке вооружений активно осваивают бывшие "друзья".

Так как за время существования Варшавского договора СССР передал "братским странам" за бесценок огромное количество военных технологий, Польша получила целый ряд производств: стрелкового оружия танков, тягачей, ПЗРК "Стрела-2", "Игла", также ЗУ-23.

Теперь, не имея никаких обязательств перед Россией (точнее - не желая иметь) Польша является самостоятельным производителем и продавцом оружия советской разработки. Так, на основе технологии ЗУ-23 заводом тяжелого машиностроения в Тарнове производится целая гамма модернизированных и доработанных образцов.

На базе стандартной установки было создано два варианта - ЗУ-23-2С и ЗУ-23-2М Доработанная зенитная установка, получившая наименование ZUR-23-2S "JOD" оснащена новым упрощенным оптическим прицелом и двумя пусковыми устройствами с зенитными ракетами 2К32М (9М32 "Стрела-2М") или "новой" ракетой "Grom" (о том, что это российская "Игла", поляки, конечно, стараются не упоминать) с системой целеуказания.

Артиллерийская часть обеспечивает заградительный огонь, а ракеты обеспечат надежное поражение цели при отсутствии помех. При борьбе с наземными целями эффективность модернизированной ЗУ-23 сохраняется на уровне штатной установки.

Для малотоннажных боевых кораблей предназначен ZUR-23-2Mr, отличающийся сильно увеличенными патронными коробами, пламегасителями по типу пулемета КПВ и водяным охлаждением стволов.

Кроме того, версия ЗУ-23 с водяным охлаждением стволов используется в ЗСУ польской разработки SOPEL.

Две финские компании Instrumentointi Oy и VAMMAS ввели в состав артустановки ЗУ-23 оптическую прицельную систему полуавтоматического сопровождения цели, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, силовые приводы вертикального и горизонтального наведения вооружения и ряд других устройств.

Выработка углов упреждения, как предполагается, производится с использованием технологии прогнозирования упрежденных координат. Поэтому, скорее всего, точность выработки упрежденных координат должна быть ниже, чем у оригинальной российской модификации ЗУ-23М.

"ЗУШКИ" В БОЮ

Установка ЗУ-23 получила богатый боевой опыт участия не только в воздушных, но прежде всего - в наземных боях локальных войн, поскольку ее огонь обладает исключительной эффективностью по сравнению с любым другим типом вооружения мотострелков. Развернутая в боевое положение, ЗУ может мгновенно и эффективно подавлять внезапно проявляющие себя огневые точки противника на дальности прямого выстрела (около 1000 м). Наиболее часто это требуется в скоротечных боевых столкновениях с нерегулярными военными формированиями, действующими небольшими, но сильно вооруженными рассредоточенными группами, то есть при противоповстанческих и контртеррористических действиях.

Причем если для организации прикрытия важных стационарных объектов достаточно просто наличия в войсках такого массового и дешевого огневого средства как ЗУ-23, то для прикрытия войсковой колонны или участия в маневренном бою требуется своего рода "тачанка" - установка ЗУ на любую пригодную подвижную базу, способную обеспечить нужную мобильность.

Советская армия столкнулась с необходимостью вести противоповстанческую войну в Афганистане. Горный рельеф страны однозначно определил зенитным установкам главную роль в прикрытии путей снабжения от нападений афганских партизан.

Самоходных зенитных установок "Шилка" на все нужды хватить не могло, поэтому сначала полуподпольно, а затем на совершенно официальных основаниях в состав транспортных колонн включались грузовики с ЗУ-23, стоящими прямо в кузовах. Малые габариты и вес ЗУ позволили устанавливать ее на все применявшиеся в перевозках типы армейских бортовых автомобилей - "ГАЗ-66", "ЗиЛ-130", "ЗиЛ-131", "Урал-375".

До появления в войсках БМП-2, имеющей автоматическую 30-мм пушку с большим углом возвышения, ЗУ оставалась вообще единственным огневым средством такой рода. Кроме того, гусеничная машина (БМП или ЗСУ), даже имеющая аналогичные характеристики бортового оружия, несопоставимо сложнее и дороже, что обеспечило грузовику с ЗУ безусловное доминирование при выполнении задач сопровождения колонн в Афганистане. После ухода советских войск афганцы успешно переняли совет ский опыт и ныне на дорогах Афганистане не редкость гражданского вида потрепанный грузовик - "ЗиЛ" или "КамМАЗ", со стоящей в кузове "ЗУшкой". Войны, развернувшиеся на территории СССР после его развала также не обошлись без привлечена ЗУ-23. Их можно встретить в любой из "горячих точек" - Нагорном Карабахе, Приднестровье, Таджикистане, Грузии, Абхазии и Чечне.

ЗУ-23 в Чечне. Фото AFP

Вспомнить поневоле о богатом афганском опыте Российской армии пришлось в Чечне. Ситуация, в которой нет ни линии фронта, ни четко обозначенного противника, требует постоянной готовности огневых средств, и ЗУ здесь незаменима.

Зенитные установки в целом ряде боев стали основным фактором, обеспечившим победу. Самые свежие примеры дала "вторая чеченская". С первых дней выдвижения в Чечню федеральных войск в начале в 1999 г. автомашины с ЗУ-23 начали боевую работу. Так, взвод зенитных орудий на автомашинах "Урал-375" под командованием старшего лейтенанта С. Корякина участвовал в успешном боестолкновении с заградительным отрядом чеченских боевиков на окраине поселка Горагорск. Три машины федеральных войск шли с натянутыми тентами, маскируясь под транспортную колонну без прикрытия. Стволы ЗУ были опущены под обрез борта и под тент. Боевики начали атаку и получили неожиданный и очень эффектный отпор. В результате скоротечного боя зенитчики, пользуясь преимуществом внезапности, уничтожили заградотряд противника, а также и обнаруженный расчет крупнокалиберного пулемета, что позволило обеспечить развертывание мотострелкового батальона на господствующих высотах вокруг поселка.

В знаменитой январской 2000 г. операции по уничтожению боевиков, выходящих из г. Грозного по любезно предоставленному федералами заминированному коридору, из подготовленных заранее засад с дистанции 400-800 метров был открыт огонь ЗУ-23 и танков, окончательно рассеявший "борцов за независимость" и нанесший им огромные потери. Необходимость ведения огня на поражение ночью заставило обратиться к опыту Великой Отечественной - поле боя подсвечивалось прожекторами.

Тем не менее одно только наличие зенитных установок еще не гарантирует успеха. Неожиданное нападение и ближний контактный бой способны свести на нет преимущество ЗУ. В печально известном бою первой чеченской войны 16 апреля 1996 г. в колонне 245 мсп боевое прикрытие, состоявшее из танка Т-80, "КамАЗа" с ЗУ-23, БРДМ и БМП-2, было уничтожено сосредоточенным огнем из засад, после чего погибла и вся колонна. В аналогичной ситуации во время боев в Дагестане у села Новолакское из засады была расстреляна зенитная установка внутренних войск на "ГАЗ-66", спешившая на помощь окруженному ваххабитами и прорывающемуся из села липецкому ОМОНу.

Держать противника на расстоянии и не давать поднять головы - здесь главная задача зениток. В Чечне их роль по-прежнему велика, хотя после спада активных боевых действий основная нагрузка сместилась на обеспечение охраны военных автоколонн, которым автомобили с ЗУ придаются из расчета одна на пять сопровождаемых машин. Кроме этого, ЗУ продолжают участвовать в усилении комендатур и блок-постов.

КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ТАЧАНКА

Автомобиль с установленной в кузове ЗУ имеет перед другими видами вооружения целый ряд решающих преимуществ. ЗУ и патронов к ним на военных складах имеется несчитанно. Из любого имеющегося в наличии автомобиля с грузовой платформой за полчаса, закатив и установив ее на штатных домкратах ЗУ, можно сделать импровизированное, но очень мощное боевое средство. Закрепить ЗУ-23 в кузове можно 6-мм проволокой (так называемой "железнодорожной") сквозь специально проделанные дыры в полу, а для защиты расчета от огня в передней части кузова вдоль стенки кабины в один ряд укладываются ящики с песком.

Как правило, для свободной работы расчета вполне хватает задней половины кузова. Кабина препятствует ведению огня вперед, поэтому в передней части кузова размещается тент или навес для хранения боеприпасов и отдыха расчета. Огонь из ЗУ-2 ведется вбок и назад как при сопровождении колонны, так и на блок-постах. На наиболее "усовершенствованных" машинах верхняя часть бортов даже срезается, чтобы обеспечить ведение огня по нисходящей траектории.

Отсутствие надежной защиты от стрелкового оружия расчета и водителя, ограничение сектора обстрела кабиной и невозмозможность прицельной стрельбы длинными очередями в связи с раскачиванием автомамашины являются основными недостатками при размещении ЗУ-23 в кузове. Кроме того, расположение центра тяжести получаете высоким, поэтому есть риск перевернуться на горном серпантине.

Зато неоценимо преимущество высокорасположенной ЗУ, не нуждающейся в дополнительном развертывании и в укрытии чехлом для защиты от грязи, летящей из под колес (что неизбежно при буксировке), а поэтому - всегда готовой к работе.

Запас грузоподъемности любого автомобиля позволяет увеличить защищенность расчета укладкой мешков с песком, навешиванием листов обычного железа или элементов подбитых бронемашин - люков щитков и т.д. Кроме того, увеличение массы машины помогает снизить раскачку кузова при стрельбе. Для защиты снарядных коробов на них часто навешиваются бронежилеты расчета. В самом невыгодном положении оказался водитель, защитой которого в кабине является только собственный бронежилет. К сожалению, массового количества грузовиков с бронекабиной наша армия пока не дождалась, и "броники" на дверцах "ЗиЛов" и "Уралов" так же обычны, как и в Афганистане.

Хорошие идеи вдохновляют последователей. По типу машины с ЗУ народные умельцы из Свердловского ГУВД для ППС Ленинского ВОВД г. Грозного в июне 2000 г. собрали для своего взвода огневой поддержки из "ЗиЛа-131", двух брошенных КПВТ и груды хозяйственного железа броневичок. "Броня" остро нужна, но по штату не положена, а своя бронемашина под ироническим названием "БТР-80" шустро возила милиционеров в операционной зоне комендатуры Ленинского района г. Грозного. Импровизированная боевая машина со временем приобрела эффектную окраску и стала местной достопримечательностью.

Несмотря на то, что ЗУ-23 в принципе может вести огонь и на прицепе, а не только в кузове, реальное применение ЗУ таким образом в Приднестровье окончилось весьма печально. Вошедшие в Бендеры молдавские гвардейцы для максимального использования места в кузовах "КамМАЗов" под размещение личного состава прицепили ЗУ-23 сзади и пытались вести огонь таким способом. Насколько известно, вошедшие в город "КамАЗы" были в результате сожжены вместе с ЗУ.

ЗУ НА БРОНЕ

Прежде всего, ВДВ, для которых собственно и предназначалась ЗУ-23, имеют собственные конструкции для ее установки. Для оснащения десанта, кроме БМД, предназначались облегченные "ГАЗ-66" со срезанной крышей кабины, но видел ли кто-нибудь такую машину не в учебном фильме, а в реальном бою? Конечно, перебрасывая целую десантную дивизию, можно снабдить ее и грузовиками, но фактически получается, что кроме БМД и ЗУ у десантных подразделений больше ничего нет и доставлять что-то некогда. Неужели остается тащить ЗУ на руках?

В распоряжении ВДВ имеется машина, плоская крыша которой не имеет башни с вооружением и пригодна для размещения на ней "рогатки" ЗУ. Это бронетранспортер десанта - БТР-Д, представляющий собой удлиненную на один каток БМД, лишенную штатного артвооружения. БТР-Д с установленной на его крыше ЗУ-23 получил название БТР-ЗД, то есть - "зенитный". Сейчас он стал настоящей "телезвездой", так как необычный и грозный вид машины очень нравится корреспондентам. Они с удовольствием запечатлевают БТР-ЗД российских ВДВ в самых различных учебных и боевых ситуациях, в которых он исполняет ту же роль, что и грузовики с ЗУ-23 мотострелков и МВД.

Наличие в войсках большого количества МТ-ЛБ, использующихся как бронетранспортер и его слабое штатное вооружение (всего один ПКТ) привели к установке ЗУ-23 и на эти машины, хотя и в гораздо меньших масштабах. Так же "усиливаются" МТ-ЛБ, которые достались различным странам СНГ. Желание усилить огневую мощь имеющихся бронешасси характерно для многих обладателей ЗУ-23. В Нагорном Карабахе на параде демонстрировались БМП-1 с установленными прямо на башни ЗУ, на учениях кубинских ВС отмечен БТР-60, также дооснащенный зениткой.

Наиболее далеко по этому пути пошли харьковчане. При капитальном ремонте БТР-80 вместо штатной башни установили, новую, в которой размещена ЗУ-23. Кроме этого, машина дооборудована мини-PЛС разведки наземных целей - 1РЛ133, применяемой на ПРП-3 и ПРП-4, а также ранее на "афганской" "Шилке" - ЗСУ-23-4М2. "Новый" БТР, претенциозно названный БТР-94, в количестве 50 штук был продан в Иорданию, причем покупатель якобы имел претензии как к качеству ремонта, так и к peгулярности поставки.

Первой машиной еще советской постройки, доработанной подобным образом по всей видимости стал БТР-152А. Машин с ЗПУ-2, поставленные в 60-х годах из СССР на Ближний Восток для усиления тактической ПВО, сразу стали применяться арабами для поддержки пехоты, поскольку имели бронирование, хотя и легкое. Позже для усиления огневой мощи пулеметная установка была заменена на ЗУ-23. Эта модернизация стала известна после того, как одна из машин была захвачена израильтянами Ливане у палестинских отрядов во время войны 1982 г.

Аналогичная версия досталась УНИТА сражениях с правительственными войсками Анголы. Видимо, подобные варианты изготавливаются всеми желающими - идея лежит на поверхности.

Множество различных вариантов установки российской ЗУ-23 на автомобили и бронетехнику было изготовлено по всему миру на базе советских, японских и даже американских грузовиков, бронетранспортеров. Израильтяне ставили ЗУ на старый американский МЗ, т.н. называемая "Армия Южного Ливана" - на М113, Сирия - на шасси САУ "Гвоздика" со снятой башней. Конструкция, построенная в ЮАР на своей бронированной колесной базе, даже предлагалась к широкой продаже заинтересованным заказчикам. Своим совершенством она вызвала международный интерес и была включена в военные справочники.

ОКРАСКА ЗУ

ЗУ-23, поставляемые за рубеж, практически не имели отличий от установок, состоящих на вооружении Советской, позже Российской армии. На коробках для боеприпасов сохранялась выштамповка в виде звезды (кое-где она все-таки зачеканивалась); сохранялась "родная 4БО" защитная окраска деталей (кроме вороненых).

Довольно редко на Ближнем Востоке красили в песочный цвет короба боекомплекта, еще реже - элементы конструкции.

Единственные широко известные варианты, отличающейся от стандартной окраски, относятся к индийской армии. Там все зеленые части были перекрашены в желтоватый цвет (охра) с нерегулярными коричневыми пятнами. Ряд установок имел окраску т.н. "горного" варианта: по светло-коричневому цвету разбросаны разной величины темно-коричневые прямоугольники и квадраты.

ПРОЕКЦИИ

Источники информации

БТВ. Выпуск 1, 2002

Текст: О. Желтоножко. Екатеринбург. Фото деталировки ЗУ-23: В. Белогруда.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов наша армия столкнулась с двумя печальными обстоятельствами: практически полным отсутствием и зенитных установок. Нет, в охране аэродромов они были, но охранять войсковые колонны на марше зачастую было попросту нечем. Как результат - долгое, почти трехлетнее господство фашисткой авиации в воздухе и огромные потери в технике и живой силе.

Именно поэтому в послевоенные годы на развитие были брошены лучшие научно-технические кадры СССР. Результатом их работ, в том числе, стала зенитная установка ЗУ-23-2, появившаяся в результате модернизации простой ЗУ-23. На вооружении она стоит вот уже более 50 лет, а ее дальнейшее ее развитие, в результате которого появилась спаренная (пушечно-ракетная) ЗУ-30, не оставляет сомнения в исключительной удачности самой идеи.

Как она появилась?

Итак, после Великой Отечественной вся система зенитного вооружения подверглась полному пересмотру и реорганизации. Сразу было постановлено, что 25-мм пушки, вследствие их избыточного веса, пригодны исключительно для флота. Эффективность же популярного в то время 37-мм калибра оказалось явно недостаточно для выполнения специфических «сухопутных» задач.

Но в то же время войска настоятельно требовали мелкокалиберную автоматическую пушку по примеру тех, которые во время войны устанавливались на штурмовиках. Собственно, за основу как раз-таки и было взято орудие от легендарного Ил-2. Заметим, что существующие ныне многие тысячи зенитных установок ЗУ-23-2 и 20-мм их аналоги стали не менее известны, чем пушки их далекого «предка».

Уже в 1955 был представлен проект зенитного 23-мм автомата 2А14. Инженеры предложили две конфигурации: одиночную и спаренную. Последняя сразу имела повышенный приоритет, а потому была изготовлена сразу в трех вариантах. Все разновидности имели только ручной вариант привода, оснащались стандартным зенитным прицелом ЗАП-23.

Комиссия постановила, что модель ЗУ-14 наиболее полно отвечает всем требованиям военных. Именно ее в 1959 году «прогнали» по всем этапам общевойсковых испытаний в нескольких военных округах. Ее приняли на вооружение в 1960 году, дав наименование ЗУ-23. Производством занимался завод № 535. Следует отметить, что дальнейшее устранение всех выявленных недостатков и «детских болезней» заняло 10 лет, после чего на свет появилась установка зенитная установка ЗУ-23-2.

Конструктивные особенности

Автоматика работает за счет энергии отводимых пороховых газов. Затвор клинового типа, запирание ствола осуществляется посредством упора его «выростов» в вырезы ствольной коробки. Удачная конструкция креплений ствола позволяет осуществить его замену в боевой обстановке всего за 15-20 с. Также очень удачными оказались приводы горизонтальной и вертикальной наводки, снабженные пружинными амортизационными устройствами.

Оператор тратит очень мало времени для точной наводки на цель. Если посмотреть на описание ЗУ-23-2, которое приводит официальный производитель этих установок, то там можно найти сведения, что тренированный расчет может осуществить наводку на цель всего за 5-15 секунд. И это при условии использования механических средств коррекции! В случае, когда в распоряжении солдат имеется модернизированная ЗУ-30М с оптико-электронными системами, захват и сопровождение объекта выполняются практически мгновенно.

На противоположную сторону стволы можно перевести всего за три секунды! Боепитание - ленточного типа. Лента используется металлическая, стандартный размер - 50 патронов, которые уложены в металлическую коробку, позволяющую в кратчайшие сроки осуществить перезарядку орудия. Каждый такой бокс с лентой и патронами весит без малого 35,5 кг. Платформа для установки - шаровая, снабженная тремя винтовыми домкратами. С их помощью зенитная установка ЗУ-23-2 надежно крепится в боевом положении.

Платформа снабжена буксировочным выступом. В походном положении установка встает на два колеса от автомобиля ГАЗ-69. Имеется торсионная подвеска, служащая для минимизации вероятности повреждения орудия при его транспортировке по пересеченной местности. Это немаловажное обстоятельство, так как в местах интенсивных боестолкновений более-менее нормальные дороги остаются крайне редко.

Наведение, стрельба по разным видам целей

Наводка ЗУ-23-2 осуществляется посредством использования уже упомянутого выше прицела ЗАП-23. Текущую дальность до цели можно вводить в диапазоне до 3000 метров. Это справедливо при курсовом направлении 00 и путевой скорости сопровождаемого объекта до 300 м/с. Прицел позволяет очень точно выставлять требуемое упреждение, что благотворно сказывается на вероятности уничтожения обстреливаемого летательного аппарата.

При стрельбе по наземным объектам те же поправки могут вноситься на дистанции вплоть до 2000 метров. В некоторых случаях (опытный расчет) дальность может быть определена «вручную», но обычно для этого пользуются помощью стереодальномера. Все прочие данные оператор вводит на глаз. Особенно важны углы цели и ее азимут. Из-за этого зенитная установка ЗУ-23-2 (ТТХ ее мы приводим в статье) очень «требовательна» к наличию хорошо обученного расчета.

Особенностью этой зенитки было то обстоятельство, что в конструкцию штатного прицельного комплекса ЗАП-23 входит прицел для наземных целей Т-3. Заметим, что у него имеется независимая линия визирования.

Преимущества зенитной установки

Как ни странно, но зенитная установка ЗУ-23-2 знаменита вовсе не своими «воздушными» талантами, а вполне себе наземным применением. Во всех локальных конфликтах последних лет оказалось, что это орудие идеально подходит в качестве основного ударного средства мотострелковых рот, так как ничего более подходящего у них просто нет. Во-первых, ЗСУ может быть практически мгновенно развернута в боевое положение. Во-вторых, с ее помощью столь же мгновенно могут быть подавлены все типы целей, находящихся на дистанции прямого выстрела (до километра).

Очень часто необходимость такого применения ЗУ-23-2 возникает при столкновениях с нерегулярными войсковыми формированиями противника, то есть в ходе контртеррористических операций. Увы, но за последние 20 лет они превратились в настоящий «модный тренд».

Прочие «изюминки» конструкции

Громадным преимуществом этой установки является то обстоятельство, что она не требует предварительной инженерной подготовки позиции. Достаточно только более-менее ровной поверхности. Тут следует учесть возможности винтовых домкратов, за счет которых можно даже уклон в 30 градусов превратить в идеальную плоскость. Это было особенно ценно в Афганистане и Чечне, где 23-мм зенитная установка ЗУ-23-2 использовалась в горах.

Считается, что слаженный способен привести установку в боевое положение всего за 15-20 секунд. Из боевого в походное - за 35-40 секунд. На практике было доказано, что, в случае необходимости, ЗУ-23-2 может стрелять на ходу, находясь в походном положении. Конечно, кучность и точность при этом удовлетворительными назвать сложно, но для экстренного боя сгодится.

Отдельно нужно рассказать о прекрасной мобильности установки. На буксир ее может брать любой армейский автомобиль, так как даже в полностью снаряженном виде масса ЗУ значительно меньше одной тонны. По дорогам с твердым покрытием скорость перевозки может доходить до 70 км/ч, а на бездорожье - до 20 км/ч. Так что ЗУ-23-2, которой мы приводим, - на редкость «вездеходная» зенитка.

Весьма существенным преимуществом является также высочайшая ремонтопригодность. В конструкции использованы только самые простые и распространенные марки стали, так что организовать ремонт можно на любом предприятии, имеющем хотя бы самые примитивные станки и прочее оборудование.

Боекомплект, характеристика патронов

В стандартный боекомплект ЗУ-23-2 входят 23-мм патроны. Снаряды используются двух типов — БЗТ и ОФЗТ (ОФЗ). Первый - бронебойно-зажигательно-трассирующий. Производится он с цельной головной частью, масса которой составляет 190 г. Донная часть содержит заряд для трассирования, головная- зажигательный состав. ОФЗ, то есть осколочно-фугасные заряды, имеют головную часть массой 188,5 г. До 90-х годов ЗУ-23-2 (техническое описание установки приведено в статье) чаще всего использовала именно этот тип боеприпасов.

Взрыватель в обоих случаях используется марки В19УК (в ранних версиях - МГ-25). Его особенность заключается в наличии самоликвидатора, время его срабатывания - 11 секунд. Вне зависимости от марки снаряда, в качестве метательного заряда используется 77 грамм пороха марки 5/7 ЦФЛ. Заметим, что специально для создания данных боеприпасов сразу несколько отечественных НИИ занимались созданием новых типов порохов, которые бы имели максимальную энергоемкость и скорость сгорания.

Баллистические особенности боеприпасов

Общая масса патрона (вне зависимости от марки) составляет 450 г. Основные также одинаковы. Начальная скорость составляет 980 м/с, максимальная высота («потолок») - 1500 м, максимальная гарантированная дальность поражения - до 2000 м. Примечание: в настоящее время снаряды типа ОФЗ используются крайне редко, так как их боевое могущество современным требованиям не отвечает.

Во всяком случае, много нареканий зенитная установка ЗУ-23-2 (характеристики ее мы уже рассмотрели) заслужила во время обеих чеченских кампаний: оказалось, что снаряды ОФЗ очень плохо подходят для работы в городских условиях, так как обладают плохой пробивающей способностью.

Как правило, лента снаряжается по неписаному правилу: четыре снаряда ОФЗТ на один БЗТ. И еще. Взрыватель МГ-25, имевший массу недостатков, в настоящее время полностью заменен на В-19УК. Причины этого просты. Во-первых, его чувствительность к плотным поверхностям полностью аналогична таковой для предыдущей модели, но при этом взрыватель не детонирует при контакте снаряда с каплями дождя. Во-вторых, у него значительно лучше влагозащищенность.

Боевое применение

Впервые триумфальное использование ЗУ-23-2 произошло в ходе Афганской кампании. Они, за счет их малой массы, компактности, простоты транспортировки и убойности, были идеальны для накрытия малых групп отходящих моджахедов. Конечно, основную роль в этом исполняли «Шилки»…

Вот только самоходок на всех решительно не хватало. Сперва солдаты «полуподпольно» устанавливали «Зушки» в кузова грузовиков, следующих в составе войсковых колонн, а уж потом ЗУ-23-2 в этом амплуа получила официальное одобрение воинского начальства всех уровней. Особенно часто их начали монтировать на грузовиках Урал-375 и КАМАЗ. Тогда же было установлено, что пять зенитных установок ЗУ-23-2 могут надежно защитить воинскую колонну даже от многочисленной засады, буквально «покрошив» последнюю в кратчайшие сроки.

Дело в том, что БМП-1, с пушкой, имевшей мизерный угол подъема, стала эффективным средством обороны войсковых колонн от засад моджахедов в горах. Не обошлись без участия этого оружия и войны, развернувшиеся во многих регионах СССР сразу после распада страны. И сегодня зенитных установок ЗУ-23-2, фото которых есть в статье, полно во всех «горячих точках» мира. Из недавних событий стоит упомянуть вялотекущий украинский конфликт, в котором обе стороны интенсивно используют «зушки».

Причем и в этом случае спаренная зенитная установка ЗУ-23-2 применялась исключительно для работы по наземным целям. Особой необходимости в подбитии летательных аппаратов в разгар военных действий у сторон противостояния уже не было (их просто не осталось), зато во время штурма укрепленных пунктов это оружие зарекомендовало себя с наилучшей стороны.

Современные модификации

Увы, но при всех своих достоинствах даже заявленная эффективность работы по воздушным целям невелика, составляя всего 0,023. Вероятность же попадания в современный летательный аппарат (за исключением разве что вертолетов) еще ниже, причем значительно.

Впрочем, заградительный огонь из этой установки своей актуальности не потерял, так как всего лишь пара попаданий выведут из строя практически любой летательный аппарат. Логичный выход - установка автоматических прицелов и систем сопровождения целей. Именно этим в настоящее время занимаются специалисты КБ Точмаш им. А. Э. Нудельмана. Их работы легли в основу появления новых зенитных установок ЗУ-23-2. Фото этих моделей отличить легко, так как на них присутствуют стартовые контейнеры зенитных ракет.

Преимущества модернизированных моделей

Кроме того, у модернизированных «зушек» имеются электромеханические моторы систем наведения, новейшие прицелы с подсветкой рабочей области, лазерный дальномер, позволяющий с точностью до метра определять расстояние даже в условиях плохой видимости. Для работы в ночное время система дополнительно может комплектоваться тепловизионными прицелами, которые точно засекают тепловое излучение вражеской техники за несколько километров. Теоретически это позволяет подбить даже современный боевой вертолет.

Из конструкции модернизированной зенитки был полностью исключен устаревший прицел ЗАП-23 с рабочим местом наводчика. Его место занял оптико-электронный модуль с дополнительными системами наведения и управления. Подольский разработчик утверждает, что в результате всех этих нововведений вероятность поражения цели возросла сразу в три раза. Но настоящим «хитом» стала модель ЗУ-30М, конструкция которой предусматривает установку контейнеров ПЗРК типа "Игла", Stinger или других, по желанию конечного заказчика.

Так что характеристики которой были рассмотрены нами в статье, дала начало развитию целому комплексу простых, эффективных и дешевых зениток. Будучи модернизированной, «зушка» еще не один год может использоваться по прямому назначению. Заметим также, что Польша, в «закромах» которой осталось немало таких зениток, самовольно занимается производством на их основе осовремененных образцов. Отечественных конструкторов сильно огорчает то обстоятельство, что поляки не соблюдают при этом авторского права.

Надеемся, что описанная нами зенитная установка ЗУ-23-2 и ее ТТХа оказались для вас интересны. Это оружие - прекрасный пример того, как изначально заложенный потенциал модернизации позволяет использовать зенитку времен холодной войны и поныне.


ЗУ-23-2 - советская спаренная зенитная установка калибра 23 мм, в составе двух зенитных автоматов 2А14. Принята на вооружение 22 марта 1960 г.Скорострельность - 2000 выстрелов в минуту. Масса установки - 900 кг. Масса снаряда - 190 г. Дальность стрельбы: 1,5 км по высоте, 2,5 км по дальности. Расчёт - 5 человек.

Производство данной зенитной установки осуществлялось целом рядом стран, в том числе Египтом, КНР (только на экспорт), Чехией/Словакией, Болгарией и Финляндией.
Производство 23-мм боеприпасов ЗУ-23-2 в разное время осуществлялось Египтом, Ираном, Израилем, Францией, Финляндией, Нидерландами, Швейцарией, Болгарией, Югославией и ЮАР.

Зенитная установка располагает механическим прицелом и приводами наведения. Это сильно ограничивает возможности ведения именно зенитного огня, но делает орудие максимально дешёвым и доступным для солдат с низким уровнем подготовки. Штатного прибора управления зенитным огнем (ПУАЗО), выдающего данные для стрельбы по воздушным целям (упреждение, азимут и др.), не существует, вследствие чего возможно ведение только заградительного неприцельного огня по всем видам воздушных целей (кроме зависших вертолетов).
Ресурс автомата - 6000 выстрелов, ресурс ствола составляет 3000 выстрелов (при условии охлаждения после каждых 100 выстрелов). Поэтому в ЗИП входят два запасных ствола для правого и левого автомата (индекс автомата 2А14), прошедших юстировку на заводе-изготовителе. Номера установленных стволов совпадают с номерами автоматов. Замена изношенных стволов стволами с другой установки нежелательна. Причина - увеличение зеркального зазора, максимальная величина которого не должна превышать 0,6 мм. Даже при увеличении зазора до 0,7 мм возможны поперечные кольцевые обрывы гильз. Основная проблема - недолговечность хромирования канала ствола, что приводит к сильному омеднению, даже при правильном и своевременном применении снарядов с размеднителем.
К недостаткам орудия как современной артиллерийской системы можно отнести ограниченность номенклатуры 23-мм боеприпасов российской армии.

  • Калибр - 23 мм.
  • Принцип действия - газоотвод.
  • Длина пушки - 2555 мм.
  • Длина ствола с пламегасителем - 2010 мм.
  • Длина ствола - 1880 мм.
  • Число нарезов - 10.
  • Шаг нарезов - переменый.
  • Масса (полная) - 75 кг.
  • Масса ствола (с пламегасителем) - 27,2 кг.
  • Темп стрельбы, выстр/мин - 800-1000.
  • Давление в каморе - 3100 кгс/см2.

Теперь собственно, о самой модели. Зушка задумывалась изначально как часть диорамы на афганскую тематику в 1:35, и, со временем туда и войдет. В нашей стране доступно 3 варианта приобретения модели ЗУ - в 1:72 (по-моему, от "Мастер-бокс"), в 1:35 от ВЭ и эксклюзивный смоляной в 1:35 через частных лиц на ряде модельных сайтов от Storm miniatures (http://www.dishmodels.ru/gshow.htm?p=11137). Последний - единственный точный и копийный. Два предыдущих редкие дровища, при этом наиболее деревянный - от ВЭ. Набор поражает некопийностью, отсутствием целого ряда важных деталей и убогим пластиком. Для диорамы я по своим скромным возможностям доработал эту заготовку.. Коллеги собрали массу фото и информации по прототипу, также там есть небольшой вокэраунд от меня лично.
Коротко о переделках (я в терминологии не силен, пишу - как понимаю): все рычаги, рукоятки, крепежные элементы заменены на медно-проволочные. Доработаны стволы, ряд элементов их снятия и постановки. Изготовлены отсутствующие рычаги регулировки колес, системы наведения, тросы управления подъемом стволов, кожухи, в котрые вставляются патронные ящики. Доработан механизм крепления зенитных автоматов к корпусу (в наборе они просто болтаются в воздухе).
Для спецов по матчасти скажу сразу: колеса не родные (это резиновые колеса от газона, на них даже видно клеймо производителя - ярославский шинзавод:)). Они конечно не так историчны, чуть крупнее, но выглядят на порядок лучше, чем родные. Систему прицеливания я так до конца и не победил (для диорамы, имхо - сойдет). По расположению красных катафотов - я видел разные варианты - и на станине и на надколесных дугах, остановился на первом.
Окраска - акрил акан для советской БТТ, пигменты - Тамия.
Ну вот, собственно и все...
Приятного просмотра.

23-мм спаренная зенитная установка ЗУ-23

ЗУ-23 - советская спаренная зенитная установка калибра 23 мм, состоящая из двух зенитных автоматов 2А13, созданных на базе авиационной пушки, ручные механические приводы наведения по вертикали и горизонтали, прицельная оптико-механическая система ЗАП-23, а также оптический прицел для борьбы с наземными целями. Принята на вооружение 22 марта 1960 г.

Буксируемая зенитная установка 2А13 ЗУ-23 предназначена для защиты объектов и подразделений от средств воздушного нападения.


Автоматика зенитных пушек основана на использовании энергии пороховых газов, отводимых через специальное отверстие в стволе. Запирание канала ствола клинового типа, осуществляется подъемом затвора. Спусковой механизм позволяет вести только автоматический огонь. Для стрельбы по воздушным и наземным целям применяются патроны с осколочно-фугасно-зажигательно-трассирующими, осколочно-фугасно-зажигательными и бронебойно-зажигательно-трассирующими снарядами.

Питание автоматов производится из металлических лент по 50 патронов каждая. Для эффективной стрельбы по воздушным целям, движущимися со скоростью до 300 м/с используется прицел ЗАП-23. В него при стрельбе вводятся: курс, скорость, дальность, угол пикирования цели.

Установка может использоваться для поражения наземных легкобронированных целей и огневых точек на дальностях до 2 000 м.


Зенитная установка может транспортироваться за автомобилями ГАЗ-66, Урал-375, Камаз-4320 и УАЗ-469. ЗУ-23 позволяет вести стрельбу с ходу при транспортировании ее в прицепе грузового автомобиля. Для воздушно-десантных подразделений установку монтируют на шасси МТЛБ.

Спаренную зенитную установку обслуживают пять человек: командир, наводчик, прицельный и два заряжающих.

Орудие имеет механический прицел и приводы наведения. Это сильно ограничивает возможности ведения именно зенитного огня, но делает орудие максимально дешёвым и доступным для солдат с крайне низким уровнем подготовки. Штатного прибора управления зенитным огнем (ПУАЗО), выдающего данные для стрельбы по воздушным целям, не существует, вследствие чего возможно ведение только заградительного неприцельного огня по всем видам воздушных целей (кроме зависших вертолетов).

К недостаткам орудия как современной артсистемы можно отнести ограниченность номенклатуры боеприпасов.

В боекомплект российских ЗУ-23 входят 23-мм патроны со снарядами только двух типов - БЗТ (бронебойно-зажигательно-трассирующий снаряд цельнокорпусной с полусферической головной частью и стальным баллистическим наконечником) и ОФЗТ (осколочно-фугасные снаряды укомплектованы головным взрывателем МГ-25).

Тактико-техническая характеристика

Расчет

5 чел.

Калибр

Масса в боевом положении

950 кг

Длина установки

2 555 мм

Длина ствола

2 010 мм

Скорострельность

2 000 выстр./мин

Масса осколочного снаряда

190 гр.

Начальная скорость снаряда

970 м/с

Дальность стрельбы

2 500 м

Высота стрельбы

1 500 м

Время перевода установки из походного положения в боевое

15-20 с

Максимально скорость передвижения:

по шоссе

по бездорожью

70 к/ч

20 км/ч