Слова в множественном 1 склонение. Можно ли определить склонение во множественном числе. Разносклоняемые имена существительные

Существительное — часть речи, несущая в себе значение предметности и обладающая такими грамматическими категориями, как род, число и падеж. Эти категории тесно взаимосвязаны, поэтому их знание необходимо для правильного употребления имен существительных. Отдельное внимание стоит уделить склонению существительных во множественном числе.

Грамматическая категория числа

Грамматическая категория — это система противоположных друг другу наборов форм, обладающих однородным значением. В русском языке категорию числа имеют имена и глагол. Она представлена противопоставлением единичности и множественности. В древнерусском языке существовала трехчленная система категории числа, в которой выделялись единственное, множественное и

Выражение грамматического значения числа

В настоящее время в русском языке существует только оппозиция между единственным и множественным числами. Отдельных форм для выражения только категории числа не существует. Для выражения числа используются синтетический и аналитический способы. Первый, основной, случай предполагает использование внутреннего ресурса слова. Таковыми являются, прежде всего, окончание (дом — дома, кошка — кошки, дорога — дороги), в некоторых случаях суффиксы (теленок — телята, опенок — опята, небо — небеса) и иногда ударение (лес — леса) или чередование согласных (ухо — уши, друг — друзья). Для аналитического (синтаксического) способа выражения числа характерно использование согласования (старые дома, белые носки). Такой способ позволяет выразить число у несклоняемых имен существительных (один кофе — три кофе). У некоторых существительных число может быть выражено с помощью другой основы (человек — люди).

Число у имен существительных

Существительное в единственном числе обозначает единичный предмет (чашка, телефон, провод), во множественном — два и более предметов (чашки, телефоны, провода). Легче всего проследить различия между множественным и единственным числами имен существительных на примерах слов, обозначающих предметы, которые возможно посчитать. Например, мяч — пять мячей, стол — два стола, апельсин — три апельсина. Подобные имена существительные являются изменяемыми по числам, т.е. возможно использование этих имен существительных в единственном и множественном числе. Но существуют достаточно обширные группы слов, которые не изменяются по числам.

Существительные, не имеющие формы множественного числа

К таким существительным относят:

    наименования множества подобных предметов или явлений (детвора, листва, человечество, липняк, белье, старье);

    наименование предметов, обладающих вещественным значением (сталь, пшеница, рожь, овес, бензин, молоко, творог, сено);

    наименование качества или признака (голубизна, мощь, злость, теплота, доброта);

    наименование действия или состояния (написание, чтение, молотьба, вырубка);

    имена собственные, используемые для названия единичных предметов (Новгород, Дон, Ленин, Сталин);

    слова типа: время, вымя.

Существительные, не имеющие формы единственного числа

Такими существительными являются:

    наименования парных или составных предметов (кальсоны, очки, ножницы, ворота, кеды, клещи);

    наименования материалов или их отходов (отруби, опилки, духи, чернила);

    наименования некоторых отрезков времени (сутки, будни, каникулы);

    наименования действия или состояния природы (заморозки, выборы, хлопоты, всходы);

    наименования шашки, пятнашки, шахматы, выбивалы);

    некоторые названия географических мест (Альпы, Афины, Карпаты, Сокольники, Сочи, Грязи, Лужники).

Особенности склонения существительных во множественном числе

Для каждого из трех существующих в русском языке, свойственны свои формы при изменении по падежам. Для определения типа склонения необходимо сначала определить начальную форму слова. Для существительных такой формой будет именительный падеж единственного числа.

Однако во время склонения существительного во множественном числе признаки отличия типов склонений друг от друга почти не проявляются. Поэтому стоит говорить отдельно о склонении имен существительных в форме множественного числа.

Окончания существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах всегда совпадают независимо от типа склонения. Различия имеют окончания существительных в именительном, родительном и винительных падежах.

Имена существительные множественного числа в именительном падеже имеют окончания:

    женский род -и, -ы (нити, горы, мыши, пчелы, стрелы, мамы, дочки);

    мужской род -и, -ы (домики, столы, столики, бананы, патроны), иногда -а, -я (стулья, луга, дома, сыновья), -е у слов, оканчивающихся на -ане, -яне (земляне, горожане, северяне, ростовчане);

    средний род -а, -я (озера, крылья, села), иногда -и (уши, плечи, веки).

В родительном падеже существительные множественного числа оканчиваются на:

    Ий — существительные ж. р. 1-го скл., которые оканчиваются на -ия, -ья (серий, келий, арий, армий), некоторые существительные ср. р., которые оканчиваются на -ье (ущелий, копий);

    Ей — слова с основой, которая оканчивается на шипящий или мягкий согласный звук (ночей, морей, ножей);

    Ов, -ев — существительные м. р. с основой, которая оканчивается на твердый согласный или на -ой (портов, героев), слова огурцов, апельсинов, помидоров и т.п.

    В родительном падеже появляется у слов, оканчивающихся в именительном падеже на -ане, -яне, -ата, -ята (армян, горожан, барсучат, зверят), а также слова типа: глаз, солдат, сапог, чулок и т.п.

    Ь — если в существительном перед суффиксом -ня- стоит гласный (пустынь, барынь, яблонь).

При склонении существительных во множественном числе, оканчивающихся в единственном числе на -ня, в родительном падеже появляется беглый гласный -е-, а ь не пишется (вишен, башен). Исключением в данном случае являются слова: барышень, деревень, кухонь.

В именах существительных множественного числа в родительном падеже после шипящих ь не пишется независимо от рода (рощ, плеч, ручищ, сапожищ).

Формы существительных множественного числа в винительном падеже совпадают с формами имен существительных множественного числа в именительном падеже или родительном.

Итак, знание особенностей склонения существительных во множественном числе поможет избежать ошибок как в устной, так и в письменной речи. Умение быстро определять единственное и множественное число станет важным навыком в определении начальной формы слова.

Тема. Склонение существительных во мн. числе.

Цель: закрепить знания учащихся о склонении имен существительных во множественном числе. Закрепить знания особенностей окончаний имен существительных в дательном, творительном и предложном падежах множественного числа.

Задачи:

    Обобщение знаний об изменении существительных по числам, об окончаниях существительных в д.п., т. п., п.п. множественного числа. Формировать умения правильно склонять существительные во множественном числе, знать окончания существительных.

    Развивать мышление, память.

    Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.

Ход урока

I Орг. момент.

II Сообщение целей.

Учитель : сегодня мы продолжим работу со склонением имен существительных во множественном числе и повторим, какие окончания бывают у имен существительных в Д.п., Т.п. и П.п. множественного числа.

III Ход урока

1.Массаж рук.

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.(Хлопки в ладоши)
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

2 Запись числа, темы.

Учитель: А теперь взяли ручки и запишите число, классная работа.

3.Чистописание.

Учитель: Вывешиваю таблицу с именами существительными в единственном и во множественном числе. (Кроты, лиса, волк, лоси, мышь, белки)

Как назвать одним словом? (животные, сущ.)

Какое слово лишнее? (мышь)

Почему?(животное луга, а все остальные животные леса)

Составьте цепочку из первых букв слов множественного числа.

(клб) – до конца строчки.

На доске написаны слова ед. и мн. числа Тетради, ручки, пенал, книги, карандаш, линейка, красный.

- Назовите эти слова одним словом.

Ученик : Существительные

Учитель :

    Что заметили? (лишнее слово)

    Почему оно лишнее? (имя прилагательное)

    На какой вопрос отвечает? (какой)

    Чем является в предложении? (определением)

    Как подчеркиваем? (волнистой чертой)

4. Словарная работа.

Загадка.

Получается новое слово (вокзал)

(Записываем новое слово в словарик)

Учитель: - Послушайте как возникло это слово. (рассказ учителя).

Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала “ ВОКСХОЛЛ”. А звали даму ДЖЕЙН ВОКС.

“ ВОКСХОЛЛ” - в переводе на русский язык “ Зал госпожи Во”. Потом это слово начало означать “ Концертный зал на железнодорожной станции ” . Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ВОКЗАЛ. Позднее так стали называть все железнодорожные станции России.

5. Работа над новым материалом.

А) актуализация знаний.

- Учитель : Посмотрите на доску, прочитайте. Что заметили?

Что общего? (Сущ. , все сущ. в Им падеже)

В чем разница? (Ед. число, Мн. число)

Составьте пары слов.

(Один ученик работает у доски, соединяет стрелками пары)

Остальные дети работают в тетрадях (записывают слова парами)

А теперь выделите окончания существительных второго столбика.

Что изменяется при изменении по числам? (Окончания)

Как отличить существительные ед. числа от сущ. множественного числа? (По значению, по окончанию).

Итак, какой вывод мы можем сделать из этого?

Б) Сообщение темы.

Учитель: Тема нашего урока: « Склонение имен существительных во мн. ч. Закрепление»).

В) ФИЗ – МИНУТКА

Я называю имена сущ. в ед. и во множ. числе.

Если услышите сущ. в ед.числе стоим, если во множ. приседаем.

Страны, ручка, школы. огурцы, слон, стол, парты, метель, дожди, туча, дни.

Г) - Упражнение “Просклоняйте”.

К доске приглашаются два ученика. Им предлагаю просклонять на доске слова во множественном числе: березы, ели.

Остальные работают в тетрадях (склоняют слово: города)

Можем ли мы определить склонения этих слов? (береза, ели, города)

Д) Вывод: (предлагаю сделать детям)

При склонении имена сущ. во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение.

Е) Работа по учебнику. Упр. ________

Ж) Самостоятельная работа в тетрадях(на печатной основе)

IV Итог урока.

Что повторяли на уроке?

Что понравилось?

V Оценивание.

VI Домашнее задание.

Число_______

Класс_______

Тема: Склонение имен существительных во множественном числе.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Знакомство учащихся со склонением имен существительных во множественном числе.

Задачи:

Формировать умения правильно склонять существительные во множественном числе, знать окончания существительных в именительном падеже.

Развивать мышление, память.

Воспитывать внимательность, аккуратность, умение слушать.

Ход урока

    Орг. момент

Сегодня мы познакомимся со склонением имен существительных во множественном числе и узнаем какие окончания бывают у имен существительных в именительном падеже множественного числа.

Индивидуальная работа (у доски работают два ученика)

1-й ученик обозначает склонения сущ. (друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, тетрадь, дружба)

2-й ученик разбирает предложения по членом и частям речи (За окном лежит пушистый снег).

- Откройте пожалуйста тетради, положите правильно, сядьте правильно, ноги вместе, локти на парте.

- А теперь взяли ручки и запишите число, классная работа.

2.Чистописание.

На доске написаны слова существительные в единственном и во множественном числе: (Кроты, лиса, волк, лоси, мышь, белки)

Как назвать одним словом? (животные, сущ.)

Какое слово лишнее ? (мышь)

Почему ?(животное луга, а все остальные животные леса)

Составьте цепочку из первых букв слов множественного числа. (клб) и пропишите в тетрадях до конца строчки.

На доске написаны слова ед. и мн. числа Тетради, ручки, пенал, книги, карандаш, линейка, красный.

- Назовите эти слова одним словом . (Существительные )

Что заметили ? (лишнее слово)

Почему оно лишнее? (имя прилагательное)

На какой вопрос отвечает? (какой)

Чем является в предложении? (определением)

Как подчеркиваем? (волнистой чертой)

- Пропишем слово вокзал в тетрадях до конца строки.

Послушайте как возникло это слово . ( рассказ учителя).

Одна английская дама превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала “ ВОКСХОЛЛ”. А звали даму ДЖЕЙН ВОКС.

ВОКСХОЛЛ” - в переводе на русский язык “ Зал госпожи Во”. Потом это слово начало означать “ Концертный зал на железнодорожной станции ” . Когда построили железную дорогу из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ВОКЗАЛ. Позднее так стали называть все железнодорожные станции России.

После рассказа, показываю слово (о, об) вокзале.

Скажите пожалуйста какой предлог мы употребим со словом вокзал? Почему?

(предлог о , так - как слово вокзал начинается с согласной буквы)

А в каких случаях пишется предлог (об)?(если слово начинается с гласной буквы)

3. Работа над новым материалом

Посмотрите на доску, прочитайте. Что заметили?

- Что общего ? (Сущ. , все сущ. в Им падеже)

В чем разница? (Ед. число, Мн. число)

Составьте пары слов.

(Один ученик работает у доски, соединяет стрелками пары)

Остальные дети работают в тетрадях (записывают слова парами)

А теперь выделите окончания существительных второго столбика.

Что изменяется при изменении по числам ? (Окончания)

Как отличить существительные ед. числа от сущ. множественного числа? (По значению, по окончанию).

Итак, какой вывод мы можем сделать из этого?

(Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов; в И.п. сущ множественного числа имеют окончания - а, - я, - и, - ы.)

- Тема нашего урока: “ Множественное число имен существительных).

- А теперь давайте откроем учебники на стр. 94 и прочитаем вывод который дается в правиле.

Упр.258 (устно,коллективно).

Просклоняй имена существительные муравьи,дятлы,гнезда,дни.

- Упр.259 (письм).

Прочитай пословицы.Объясни их смысл.Спиши.Подчеркни имена существительные во множественном числе.Обозначь окончания,определи падеж.

1.Чудеса в решете:дыр много,а вылезти негде.2.Поживешь подольше-узнаешь побольше.3.Грибов ищут-по лесу рыщут.4.Видна печаль по ясным очам.5.Жизнь измеряется не годами,а трудами.

ФИЗ - МИНУТКА

- Я называю имена сущ. в ед. и во множ. числе.

Если услышите сущ. в ед.числе -стоим, если во множ.- приседаем.

Страны, ручка, школы. огурцы, слон, стол, парты, метель, дожди, туча, дни.

- Упражнение “Просклоняйте”.

У доски работают 2 ученика,склоняют существительные во мн.числе по падежам и выделяют окончания .(березы,ели).

Остальные работают в тетрадях (склоняют слово: города)

Можем ли мы определить склонения этих слов ? (береза, ели, города)

Вывод: (предлагаю сделать детям)

- ( При склонении имена сущ. во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение.)

Упр.263 Работа по рядам.

Прочитай слова.Есть ли среди них лишнее слово? Обоснуй свой выбор.Просклоняй это слово.Обозначь окончание.

1 ряд- Лес,зима,мороз,снег,сторожка,лесник,печь,дрова,метель.

2 ряд-Город,улица,машина,автобус,дороги,вокзал,поезд,перрон,билет.

3 ряд- Село,деревня,домик,огороды,поле,пшеница,лошадь,корова,коза.

Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось?

(Оценивание учащихся проходит во время работы)

Домашнее задание.

Упр.261 стр.96 (заранее записано на доске)

Прочитай текст.Озаглавь его.Спиши.Вставь пропущенные буквы и окончания.Определи падеж имен существительных во множ.числе.

На б…ерегу ручь… было сыро и росли какие-то растени… с желтыми цв…т… .Кроме цв…т… на этом растении в…сели маленькие плодик…,похож…е на бутылочк… .Стоит д…тронуться до бутылочк…,как п…слышится слабый выстр…л.И в руке окажется пучок з…леных стружек. Это «стреляющее» растени… народ называет «недотрога». В…д…т оно себя так не случ…йно. В бутылочк… н…ходятся с…мена этого растения.Как только кто-нибудь заденет бутылочку,она « взрывается», и с…мена л…тят в разные стор..н… .

1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов : мужскому, женскому, среднему.

Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко - мужской род ;
моя жена, моя стена, моя ночь - женский род ,
моё окно, моё небо, моё животное - средний род .

Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу - мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

2. Род неизменяемых существительных опреде-ляется следующим образом.

    Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

    Храбрый идальго, изысканная леди.

    Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

    Военный атташе, ночной портье.

    Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

    Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
    Шимпанзе кормила своих детёнышей.

    Исключения: цеце, иваси - женский род.

    Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

    Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

    Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

3. Особую группу составляют существительные общего рода , которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

    Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

    Неряха , заводила , запевала , работяга , грязнуля , стиляга , пьяница , неженка , соня , плакса .

Обратите внимание!

Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!

4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

Ясли, макароны, брюки, вилы.

Б) Число имени существительного

1. Большинство существительных имеют два числа - единственное и множественное . В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов.

Карандаш - карандаши; врач - врачи.

2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

Только форму единственного числа имеют:

    большинство вещественных существительных;

    Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

    большинство отвлечённых существительных;

    Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

    большинство собирательных существительных;

    Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

    большинство имён собственных.

    Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

Обратите внимание!

В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:

1) у вещественных

а) видов, сортов вещества:

вино - десертные вина, масло - технические масла;

б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

вода - воды океана, песок - пески Каракумов;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

возможность - новые возможности, радость - наши радости;

б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.

Только форму множественного числа имеют:

    некоторые вещественные существительные;

    Чернила, опилки, очистки.

    некоторые отвлечённые существительные;

    Именины, выборы, нападки, козни, побои.

  • некоторые собирательные существительные;

    Деньги, финансы, дебри.

  • некоторые имена собственные;

    Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

    слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

    Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

    некоторые названия отрезков времени.

    Сумерки, сутки, будни, каникулы.

Обратите внимание!

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение!

В) Падеж и склонение имён существительных

1. В русском языке шесть падежей :

    Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

Обратите внимание!

1) Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.

Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.

2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .

4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

Ср.: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .

2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением .

    Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

    Он сидел [в ком? в чём?] в пальто - единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто - единственное число, родительный падеж.

3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа . Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом , край , мяч , планетарий .
-о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение - средний род; волчище, подмастерье - мужской род.
3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать , дочь , ночь , степь .

4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

Г) Образцы склонения имён существительных

1-е склонение

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

Обратите внимание!

Существительные 1-го склонения на -ия (окончание -я ): армия, ария, симфония, Мария и др. - в дательном падеже и предложном падеже единственного числа имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии .

На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья

Ср.: к Марье, о Марье.

2-е склонение. Мужской род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

Обратите внимание!

Существительные 2-го склонения на -ий (нулевое окончание): кий, радий, пролетарий, планетарий и др. - в единственном предложном падеже имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: о радии, о планетарии.

На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. - это правило не распространяется (!).

Ср.: о крае, о воробье .

2-е склонение. Средний род

Разносклоняемые существительные

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Время Путь Времена Пути
Р. п. Времени Пути Времён Путей
Д. п. Времени Пути Временам Путям
В. п. Время Путь Времена Пути
Т. п. Временем Путём Временами Путями
П. п. О времени О пути О временах О путях

Обратите внимание!

В косвенных падежах существительные на -мя имеют суффикс -ен- (времени, семени, имени ).
Исключение составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя - нет семян, нет стремян .

1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов : мужскому, женскому, среднему.

Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко - мужской род ;
моя жена, моя стена, моя ночь - женский род ,
моё окно, моё небо, моё животное - средний род .

Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу - мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

2. Род неизменяемых существительных опреде-ляется следующим образом.

    Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

    Храбрый идальго, изысканная леди.

    Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

    Военный атташе, ночной портье.

    Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

    Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
    Шимпанзе кормила своих детёнышей.

    Исключения: цеце, иваси - женский род.

    Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

    Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

    Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

3. Особую группу составляют существительные общего рода , которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

    Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

    Неряха , заводила , запевала , работяга , грязнуля , стиляга , пьяница , неженка , соня , плакса .

Обратите внимание!

Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!

4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

Ясли, макароны, брюки, вилы.

Б) Число имени существительного

1. Большинство существительных имеют два числа - единственное и множественное . В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов.

Карандаш - карандаши; врач - врачи.

2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

Только форму единственного числа имеют:

    большинство вещественных существительных;

    Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

    большинство отвлечённых существительных;

    Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

    большинство собирательных существительных;

    Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

    большинство имён собственных.

    Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

Обратите внимание!

В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:

1) у вещественных

а) видов, сортов вещества:

вино - десертные вина, масло - технические масла;

б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

вода - воды океана, песок - пески Каракумов;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

возможность - новые возможности, радость - наши радости;

б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.

Только форму множественного числа имеют:

    некоторые вещественные существительные;

    Чернила, опилки, очистки.

    некоторые отвлечённые существительные;

    Именины, выборы, нападки, козни, побои.

  • некоторые собирательные существительные;

    Деньги, финансы, дебри.

  • некоторые имена собственные;

    Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

    слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

    Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

    некоторые названия отрезков времени.

    Сумерки, сутки, будни, каникулы.

Обратите внимание!

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение!

В) Падеж и склонение имён существительных

1. В русском языке шесть падежей :

    Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

Обратите внимание!

1) Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.

Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.

2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .

4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

Ср.: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .

2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением .

    Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

    Он сидел [в ком? в чём?] в пальто - единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто - единственное число, родительный падеж.

3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа . Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом , край , мяч , планетарий .
-о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение - средний род; волчище, подмастерье - мужской род.
3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать , дочь , ночь , степь .

4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

Г) Образцы склонения имён существительных

1-е склонение

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

Обратите внимание!

Существительные 1-го склонения на -ия (окончание -я ): армия, ария, симфония, Мария и др. - в дательном падеже и предложном падеже единственного числа имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии .

На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья

Ср.: к Марье, о Марье.

2-е склонение. Мужской род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

Обратите внимание!

Существительные 2-го склонения на -ий (нулевое окончание): кий, радий, пролетарий, планетарий и др. - в единственном предложном падеже имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: о радии, о планетарии.

На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. - это правило не распространяется (!).

Ср.: о крае, о воробье .

2-е склонение. Средний род

Разносклоняемые существительные

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Время Путь Времена Пути
Р. п. Времени Пути Времён Путей
Д. п. Времени Пути Временам Путям
В. п. Время Путь Времена Пути
Т. п. Временем Путём Временами Путями
П. п. О времени О пути О временах О путях

Обратите внимание!

В косвенных падежах существительные на -мя имеют суффикс -ен- (времени, семени, имени ).
Исключение составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя - нет семян, нет стремян .