Союзы употребляемые в разговорной речи. Подчинительные союзы. Союзы со значением следования

Условная придаточная часть

Условные придаточные содержат указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части.

Придаточные условные присоединяются к главной части предложения посредством союзов если, ежели, коли (коль), как, как скоро, раз, когда, кабы, буде, ли...ли.

Однако отношение обусловленности может быть передано и без специальных союзов, при помощи лексико-морфологических средств (с формой повелительного наклонения), например: Явись теперь на Руси поэт, который был бы неизмеримо выше Пушкина, его появление уже не могло бы наделать столько шума (Бел.). Такие предложения особенно распространены в разговорной речи.

Отношения обусловленности могут подчеркиваться сочетанием в том случае, например: Он имеет шанс спастись даже в том случае, если эти трое поднимут запоздалую тревогу (Казак.).

Условные придаточные по отношению к главной части могут занимать любое положение, хотя более характерна препозиция придаточной, так как при таком расположении частей более четко передаются условно-следственные отношения. Препозиция придаточной части становится единственно возможной, если в главной части имеются слова-скрепы, например: Если вы согласны, то я сейчас же соединюсь с нашими дорогими сотрудниками (Купр.); Между тем если бы вы на самом деле стрелялись, то тут было бы нечто героическое, сильное (Купр.).

Сложные предложения с придаточными условными имеют две разновидности: а) предложения с реальным условием и б) предложения с желаемым, возможным или предполагаемым условием.

В предложениях первой группы (с реальным условием) придаточные присоединяются при помощи союзов если, ежели, коли (коль), как скоро, как, раз, буде, когда, ли...ли.

Союзы если, ежели, коли, буде обычно передают отношение обусловленности в неосложненном виде.

Наиболее употребителен союз если, стилистически нейтральный, например: Не жалко сил, если они дают такие результаты (Н. Остр.).

Союз ежели имеет архаический и одновременно просторечный оттенок, например: Ежели мы добились одного, добьемся и другого (Фад.).

Союз коли (коль) – разговорный, например: Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек (П.).

Союз буде имеет архаическую окраску. Он подчеркивает возможность осуществления условия в будущем, например: Буде спросит кто о чём - молчи, коли жив быть хочешь! (М. Г.)

При обозначении нескольких условий может использоваться повторяющийся союз ли, например: Горит ли африканский день, свежеет ли ночная тень, всечасно роскошь и искусства ей тешат дремлющие чувства (П.).

Предложения с союзами когда, как, имеющими разговорный оттенок, и как скоро, коль скоро (арх.) обычно осложняются временными отношениями, например: Как голова пуста, так голове ума не придадут места (Кр.); Ведь Молчалин глуп, когда дело идет о чести, благородстве, науке, поэзии и подобных высоких предметах, но он умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах (Бел.).

Союз раз, характерный для разговорной речи, обычно указывает на осуществившееся условие и вывод, вытекающий из него. Сложные предложения с союзом раз осложняются причинными отношениями, например: Раз выбор зависит от меня, значит, я участвую в развитии событий своей свободной волей (Фад.); Раз приехали, пусть уж нас Москва судит (Б. Пол.). Причинный оттенок может выступать и при других союзах (если, ежели, коли) и обычно подчеркивается частицей уж: Ежели уж вы приглашаете, то я останусь (Кор.).

При наличии частиц и, даже, же в придаточных с теми же союзами появляется уступительный оттенок значения, например: Все постороннее, все прошлое исчезло из памяти, а если и появлялось в ней временами, то в виде бесформенных обрывков (Казак.).

В предложениях второй группы (с желаемым, возможным или предполагаемым условием) придаточные присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли в сочетании с частицей бы (при сослагательном наклонении глаголов), а также посредством специального союза кабы.

С прибавлением частицы бы стилистическая окраска союзов не меняется (см. группу предложений с придаточными частями со значением реального условия), например: Если б нас теперь пустили в поле, мы в траву попадали бы спать (Н.).

Союз кабы имеет фольклорный характер, например: Кабы я была царица, - третья молвила сестрица, - я б для батюшки-царя родила богатыря (П.).

Предложения данной группы с союзом когда, в отличие от предложений с указанием на реальное условие, имеют только условное значение, не осложненное временным отношением, например: Когда на то моя была бы власть, я, зная медведей породу, не допускал бы их до меду! (Михалк.).


Вариант 6. Функциональные стили русского литературного языка. Газетно-публицистический стиль.

Задание 1.

2. Публицистический стиль в его устной и письменной разновидности. Жанровое разнообразие.

3. Риторические приемы и принципы построения публичной речи.

Вопросы для контроля.

1. Какие функции реализуются в газетно-публицистическом стиле?

2. Какие отличительные черты присущи этому стилю?

3. Жанровое разнообразие стиля?

4. Каковы основные факторы, влияющие на установление контакта между аудиторией и слушателями?

Понятия и термины: риторика, риторические приемы, красноречие.

Задание 2.

Написать рассуждение на одну из тем:

1. «Не спеши языком, торопись делом».

2. У одного мудреца спросили: «Где ты учился благовоспитанности?»

- «У неблаговоспитанных», - ответил мудрец.

3. «Хочешь понять человека, вслушайся в его речь».

Задание 3.

Пользуясь толковым словарем, объясните значение слов:

Оратор, лектор, трибун, вития.

Поставить ударение в словах:

Алфавит, валовой, договор, портфель, приданое, ремень, таможня, феномен, лоскут, баловать, усугубить, раскупорить, обеспечение, звонит, каталог, завидно, намерение.

Задание 4.

Тема: «Сложноподчиненные предложения».

Методические советы: основное условие правильного употребления запятой в сложноподчиненных предложениях - умение разбираться в их грамматической структуре, умение выделить в сложноподчиненном предложении главное и придаточные. Следует обратить внимание на союзы, на сочетание сочинительного и подчинительного союзов, двух подчинительных союзов.

Для справок.

1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например:

Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. Я думал, что это тень от облака, и высказал Дерсу свое предположение.

2.Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится (так же, как при однородных членах предложения), например:

Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы.

3.Между однородными придаточными предложениями, не соединенными сочинительными союзами, ставится запятая, например:

В лесу человек особенно остро ощущает, что природа полна тайн, что за каждым деревом таится загадка.

4. При двух рядом стоящих подчинительных союзах (что если, что когда, что хотя и др. сочетания), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (и чтобы, и если, и хотя, но когда, но если и др. сочетания) запятая между ними не ставится, если дальше за ними не следует вторая часть сложного союза ТО, ТАК, НО. В противном случае запятая ставится, например:

Он не чувствовал юмора в их шумных разговорах и, когда они шутили, не смеялся

Сравнить: Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, ТО сам виноват.

5. Если сложноподчиненное предложение начинается с придаточного, в начале которого стоит сложный подчинительный союз, запятая перед второй частью союза не ставится. Если сложный подчинительный союз стоит на стыке главного и придаточного предложений, то запятая ставится либо перед всем союзом, либо перед второй его частью, например:

По мере того как разгорался костер, ярче освещались выступившие из темноты кусты и стволы деревьев. Сравнить: Всякому человеку, для того чтобы действовать, необходимо считать свою деятельность важною и хорошею. Все это сказано для того, чтобы возбудить внимание к жизни многотысячной армии начинающих писателей.

Упражнение.

Каждый зазн ется (на) столько (на) сколько (не) хватает ему разума.

Зачем с тем м рит ся кто любит бр нит ся. Где все в новаты там (ни, не) кто (не) в новат. Плюшкин тоже думал о том как ему отбл год рить гостя за такое бе пр мерное вел кодушие. Я пр глашал вас господа с тем что(бы) сообщить вам пр непр ятное известие. С тех пор как определилась цель экспедиц и нам все стало ясно. Яков был прозван турком потому что действительно происходил от пленной турчанки. Часто люди гордят ся ч стотой своей совести только (по)тому что они обл дают короткой памятью. Каштанка отлично помнила как она провела день и как попала на этот (не)знакомый тротуар. Скажи мне ветка Палестины где ты р сла где ты цвела? Трудно переч слить все то чему я научился и что узнал в ун в рсите. Я подумал что если (не) помоч этому малому жадный город засосет его. Р стову было так (не) ловко и (не)приятно с Борисом что когда после ужина Борис заглянул к нему он пр тв рился спящим и на другой день стараясь (не)видеть его уш л из дома. (Ни, не) когда (не) подходите к человеку думая что в нем больше дурного чем хорошего. Разум может подсказать чего следует избегать и только сердце говорит что следует делать. Достойный человек (не) тот у кого нет (не)достатков а тот у кого есть достоинства. Если(бы) пр шлось определять день Праз ника русской культуры то лучшего дня чем день рождения Пушкина и искать(бы) не пр шлось.Скажи мне с кем ты знаком и я скажу кто ты. Да я мудрее их потому (что) я знаю что (ни, не) чего (не) знаю а они (ни, не) чего (не) зная думают что все знают.

Задание 5.




Правильное

написание


Грамматическое

правило




1.

Предлагать





2.

Нигде

не был






3.

Бесцеремон -

Приставки БЕС -, ВОС-,

ИС -, РАС -, ЧЕРЕС -,



Достич, бор тся, свеч й, стрел ный, (не) спеша, (не)(по) русски, (на) двое, жест ной, письмо отправл но, крое ный по косой, об единить, если (бы).

Литература


  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. 2-е изд. - Ростов н/Д, 1999.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. - Ростов н/Д., изд. «Феникс», 2000.

  3. Головин Б.Н. Основы культуры речи 2-е изд. Испр. - М., 1988.

  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. 5-е изд.,испр. и доп. - М., 1987.

Вариант 7. Функциональные стили литературного языка. Разговорно-обиходный стиль.

Задание 1.

1. Функциональные стили. Чем обусловлено их наличие?

2. Разговорный стиль. Его характерные особенности. Лексика и использование внеязыковых средств.

3. Различие между книжной и разговорной речью.

Вопросы для контроля.

1. Чем характеризуется разговорно-обиходный стиль?

2. Каковы лексические и внелексические средства этого стиля?

3. В чем заключается различие между книжной и разговорной речью?

Понятия и термины : функциональные стили; внеязыковые средства; внелексические средства; образные средства языка.

Задание 2.

а) Привести пример текста, относящегося к разговорно-обиходному стилю.

б) Найти и исправить ошибки в употреблении разговорной лексики в текстах официально-делового стиля.

Деловое письмо: «Вам необходимо выделить сорок человек для погрузки морковки и картошки».

Анкета: «Должность родителей: мама - врач, папа - инженер».

Адрес на конверте: «Ростовская обл., г. Каменск - Шахтинский, ул. Садовая, общежитие девчат».

Задание 3.

Объяснить происхождение пяти любых фразеологизмов.

Задание 4.

Тема: «Вводные слова и предложения».

Методические советы. Трудность изучения темы заключается в том, что нужно знать, какие слова являются вводными. Постарайтесь понять значение вводных слов, помните об отсутствии грамматической связи их с членами предложения. Научитесь отличать вводные слова от членов предложения.

Для справок.

Вводные слова и вводные предложения выделяются запятыми, скобками, тире.

1. Запятыми выделяются вводные слова и словосочетания, которые можно разделить на следующие группы:

а) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, удивление, сожаление):к счастью, к радости, к огорчению, к сожалению, к удивлению, к несчастью и др.

б) вводные слова, выражающие уверенность, предположение, возможность, неуверенность: конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверное, вероятно, может быть, должно быть, кажется, по-видимому правда, пожалуй, думаю и т.д.

в) вводные слова, указывающие на источник сообщаемого: говорят, по словам, по мнению, по сообщению, по-моему, помнится, словом и т. д.;

г) вводные слова, указывающие на связь мыслей, последовательность изложения:

конечно, несомненно, очевидно, безусловно, разумеется, наверное, вероятно, может быть, должно быть, кажется, по-видимому правда, пожалуй, думаю и т.д.

д) вводные слова, представляющие собой призывы к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому: видите ли, согласитесь, представьте себе, скажем, допустим, пожалуйста и т. д.

2. Одни и те же слова могут употребляться то в качестве вводных слов, то в качестве членов предложения, например: правда, видно, словом, кажется, однако, может быть, казалось и др.

Он может вернуться сегодня. Он, может, вернется сегодня. Однако умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных видах. Он, однако, заблуждается.

3. Не являются вводными и не выделяются запятыми слова: ведь, вот, будто, как будто, вдруг, однажды, даже, именно, приблизительно, примерно, вряд ли, по-прежнему, пусть и др.

4. Вводные слова отделяются от союзов запятой, например:

Он любил жизнь, и, видимо, жизнь его любила. Долга полярная ночь, но, к счастью, и ей приходит конец. Исключение составляет союз А. Если вводное слово можно отпустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры, то вводное слово отделяется от союза А запятой, если же изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится, например:

Давай поедем вниз по Волге, а может, вверх по Ангаре. Река по соседству не мелкая, а, наоборот, глубокая.

Вводные предложения.

1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например:

Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам.

2. Как правило, запятыми выделяются вводные предложения, включаемые посредством союзов КАК, ЕСЛИ,ЧТО,СКОЛЬКО и др., например:

Я, как уже сказано, никогда не отличался красноречием.

3. Распространенные вводные предложения выделяются тире или скобками, например:

Мой приход - я это мог заметить - несколько смутил гостей

Более сильным выключающим знаком являются скобки, например:

Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две - три не гулять (он прогулок без целей терпеть не мог), а собирать травы, насекомых.

Упражнение. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

Ни (не) кто (не) трогал например сыроежек. И в береж ный глаз бывает пылинка поп дает. Разговор опять (таки) принял как (будто) (бы) самый мирный оборот. Словом можно убить словом можно спасти словом можно полки за собой повести. Явление шаровой молнии наук извес но однако мало изуч но. И такой народ по его мнению заслуживает лучшей доли. Добрый ужин был (бы) нам однако нужен. Печорин был погруж н в задумчивость и кажется во(все) (не) тор пился в дорогу. Но как говорит ся глаза стр шат а руки делают. Подумайте что может быть ужаснее как любить и (не) быть любимым! (Во) первых на тропе (ни, не) где (не) было следов (во) вторых по сторонам она не была очищена от ветвей. И огромный рост и толщина казалось (не) только (не) мешали но наоборот ув личивали в эту минуту тяжеловесную грац ю его фигуры. Но это (не) только его (не)смутило а наоборот делало еще более суровым и гордым. Проехавши пятнадцатую версту Чичиков вспомнил что десь по словам Манилова должна быть его деревня. Спрятавши деньги Плюшкин сел в кресло и уже казалось больше (не) мог найти материи о чем говорить. Данко любил людей и думал что может быть без него они погибнут. К удивлению моему (ни, не) кто (не) почел нужным опровергнуть такое ужасное наверное (ни, не) (на) чем (не) обоснов ное обв нение. Лес все (таки) очень велик и наверное в нем есть хоть аршин земли на который (не) ступала нога человека.

Задание 5.

Выполнить упражнение согласно схеме (пример см. ниже):



Правильное

написание


Грамматическое

правило


Новые примеры на то же правило

1.

Предлагать

В корне ЛАГ- пишется А (перед Г), в корне ЛОЖ - пишется О (перед Ж).

Излагать, изложить, слагаемое, уложили, разлагающий, предположения, предполагать.

2.

Нигде

не был


В отрицательных наречиях под ударением пишется частица НЕ -, без ударения - НИ -.

Негде, никуда, некогда, ниоткуда, неоткуда, нигде.

3.

Бесцеремон -

Приставки БЕС -, ВОС-,

ИС -, РАС -, ЧЕРЕС -,

пишутся с буквой С перед глухими согласными.


Бесконечный, бесформенных, исчерпать, расхватать, воссоздать, расшифровать.

Вид шь, ключ м, (не) торопясь, (по) французски, пчели ный, повесть законч на, хвале ный препарат, в санатори, если (бы), насл_ждаться, здра_ствовать.

Литература


  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура речи. 2-е изд. - Ростов н/Д., 1999

  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд., испр. - М., 1988.

  3. Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана. - М., 2000.

  4. Разновидности городской устной речи. - М., 1988.

  5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка 5-е изд., испр. и доп. - М., 1987.

  6. Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. - М., 1993.

  7. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. - М., 1996.
§209. Союзы и союзные слова

1. При использовании союзов (сочинительных и подчинительных) учитывается не только присущее им лексико-грамматическое значение, но и стилистическая окраска. Ср.:

1) союзы, используемые в разговорной речи : да, да и, либо, а то, не то, а не то, раз (в значении «если» ) и др. Например: Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя (Тургенев); Замолчи, а то я подстрелю тебя из поганого ружья, как куропатку (Чехов); Раз никому нет дела до меня, останусь и буду жить, как жила (Фадеев);

2) союзы, характерные для книжной речи : благодаря тому что, ввиду того что, в связи с тем что, в силу того что, вследствие того что, с тем чтобы, ибо, правда (в значении «хотя» ) и др. Например: Калугин рысцой ехал на бастион, с тем чтобы по приказанию генерала передать туда некоторые приказания (Л. Толстой); Для торможения слюноотделения абсолютно безразлично, активны или парализованы сосудосуживающие нервы железы, ибо торможение не должно происходить через их посредство (акад. И.П. Павлов);

3) союзы, имеющие устарелый или просторечный для современного языка характер : ежели, кабы, коли, коль, скоро, буде (в значении «если» ), доколе, покамест, дабы, затем чтобы, поелику и др. Например: Я до тех пор не знал, что люблю тебя, покамест не расстался с тобой (Куприн); Ежели человек без корней, без почвы, без своего места – неверный это человек (Гладкие); Направо, доколе хватает глаз, протянулось волнующееся Черное море (Н. Морозов). В условиях контекста некоторые из этих союзов (буде, дабы, ежели ) придают речи канцелярский оттенок .

2. Различается употребление в придаточных предложениях времени союза пока и сложного союза пока не .

Союз пока употребляется :

1) в значении союза «в то время как» , т.е. для указания на одновременность (полную или частичную) действий главного и придаточного предложений, например: Пока он полз, пушки продолжали посылать снаряды через его голову (Симонов); Пока мы переходили через поляну, турки успели сделать несколько выстрелов (Гаршин);

2) в значении союза «прежде чем» , например: Много раз менял свое русло капризный Учахан , пока нашел удобное (А. Коптяева).

Союз пока не употребляется :

1) для указания, что действие главного предложения приостанавливается или прекращается действием придаточного предложения, например: Сердце любит до тех пор, пока не истратит своих сил (Гончаров);

2) для указания, что действие придаточного предложения происходит как результат того, о чем говорится в главном предложении, например: Казбич выстрелил, с минуту остался неподвижен, пока не убедился, что дал промах (Лермонтов).

Употребление в этих значениях союза пока вместо пока не придает высказыванию разговорный характер , например: Они говорили до поры, пока келейник принес самовар ... (Горький); Пей, Григорий Пантелеевич, пока почернеешь ... (Шолохов).

3. При разграничении синонимичных союзных слов который и какой учитывается различие в оттенках значения между ними ; слово который вносит в придаточное предложение общее значение определительности , а слово какой добавочный оттенок уподобления, сравнения, качественного или количественного подчеркивания , например: Ветер легкий и вольный, какой бывает только в степи (Фурманов); Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов (Паустовский); За час тут происходят изменения, какие не могут даже сниться пехоте-матушке (Казакевич).

Аффиксы, с помощью которых образуются новые слова, называются словообразующими , а аффиксы, образующие формы одного и того же слова, называются формообразующими .

Использование аффиксов для словообразования и формообразования подчинено определенным закономерностям.

Выбор того или иного аффикса, включение его в состав слова зависит от лексико-грамматических свойств слова или основы. Каждый аффикс имеет свои словообразовательные и формообразующие связи с теми морфемами, которые представлены в том или ином слове и основе. Так, например, суффиксы -ат-, -аст- используются, как правило, для образования прилагательных от основ имен существительных, обозначающих части человеческого тела или организма животных (бородатый, зубастый и т.п.). Окончания -ыя, -ая, -ое, -ого, -ому и др. применяются прежде всего для формообразования имен прилагательных, а окончания -у, -ю, -ешь, -ишь, -ет, -ит и т.д. - для образования форм глаголов.

Не все словообразовательные типы слов и не все формы слов представлены в языке одинаково в отношении количественном. В кругу существительных и прилагательных выделяются единичные словообразовательные модели слов, например: конюх, юноша, худощавый и др., а в сфере глаголов - единичные формы: дам, ем .

В процессе развития и совершенствования словообразования и формообразования аффиксы расширяют или, наоборот, суживают свои возможности словообразования и формообразования. Одни аффиксы более продуктивны, другие менее продуктивны.

Аффикс -ость в современном русском литературном языке отличается высокой продуктивностью, а в древнерусском языке (до XVII в.) этот аффикс был ограничен в отношении словообразовательных связей, сочетаясь только с непроизводными основами прилагательных.

Окончание именительного падежа множественного числа - а , ранее свойственное только существительным среднего рода, расширило свою продуктивность и стало применяться и у существительных мужского рода: города, луга, доктора, профессора и т.п.

С точки зрения продуктивности в образовании слов и форм в современном русском литературном языке аффиксы распадаются на две группы: аффиксы живые и мертвые. К живым относятся аффиксы, образующие слова и формы в современном языке; они четко выделяются в составе слова с точки зрения живых связей и отношений в языке, например: рассказ, рассказчик . Мертвые аффиксы выделяются в слове только с помощью этимологического анализа, например: суффикс -р- в слове ста-р-ый , приставка су- в слове супруг .

Живые аффиксы, имеющиеся в современной системе словообразования и формообразования, подразделяются на три вида: непродуктивные - не производящие новых слов и форм, но выделяемые в составе слов; продуктивные - обильно производящие новые слова и формы и легко выделяемые; малопродуктивные - редко производящие новые слова и формы, но выделяемые при словообразовательном анализе.

Непродуктивные аффиксы среди приставок: пра-дед, су-мрак, паводок и др.; среди суффиксов: пас-тух, пе-тух, пуст-ыръ, по-вод-ырь, желт-изн-а, кол-оть и др.; среди окончаний глаголов и существительных: дам, ем, лощадь-ми, кость-ми и др.

Продуктивные аффиксы среди приставок: до-, раз-, при- и др.; среди суффиксов существительных: -ик, -ник, -иц(а), -чик, -щик, -ств(о) ; глаголов: -ыва-, -ива-, -ну- ; прилагательных: -к-, -ск-, -чив- и мн. др.; среди окончаний имен и глаголов - подавляющее число окончаний.

Разграничение непродуктивных и малопродуктивных аффиксов часто не отличается четкостью.

В словообразовательной системе современного русского языка часты случаи, когда один и тот же суффикс обнаруживает неодинаковую действенность в образовании слов, различных по своей семантике и структуре. Так, суффикс -ец , образующий от существительных имена существительные со значением «принадлежащий к», в высшей степени продуктивен (например, мичуринец, ополченец и т.п.). В то же время суффикс охарактеризуется как непродуктивный в образовании имен существительных со значением лица от глагольных основ (например, пев-ец, куп-ец, гон-ец и т.п.). Глагольные суффиксы -ыва-, -ива- продуктивны только в отношении приставочных глаголов (похаживать, просиживать и т.п.). Продуктивное окончание -ов у существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа (заводов, столов ) является малопродуктивным в словах среднего рода (облаков, древков, плечиков, очков ).

К фонетическим средствам разговорной речи относится:

  • редукция (сокращение) гласных и согласных, вплоть до полного исчезновения

(/прос так/ — просто так, /чек/ — человек, /грит/ — говорит),

  • упрощение групп согласных, состоящих из двух звуков

(/када/ — когда, /скоко/ — сколько, /пус/ — пусть),

  • «выпадение» звука /в/, находящегося между двух гласных

(/униэрситет/ — университет, / наэрно/ — наверно).

Иногда при произношении слов в разговоре происходит совпадение сразу нескольких процессов, и тогда получается:

/нп эр/, / нм эр/ — например, /чэк/,/ чьк/ — человек.

Для записи разговорной речи используют специальные знаки — / — небольшая пауза, // — большая пауза. Паузы в ней не всегда соответствуют пунктуационным правилам, поэтому интонацию такой речи фиксируют специальными значками.

Лексические средства разговорного стиля

В разговорном стиле возможно употребление практически всех слов, используемых в других стилях. Естественно, что в речи общения мы чаще, чем в других ситуациях используем бытовую лексику

(табуретка, одеяло, люстра, брюки, джинсы).

Но, что чрезвычайно интересно, в такой речи существуют особые способы называния (номинации):

  • стяжение с использованием суффиксов

(вечерка — вечерняя газета, маршрутка — маршрутное такси),

  • стяжение при опущении одного из слов словосочетаний

(диплом — дипломная работа, садик — детский сад, мотор — моторная лодка),

  • конденсаты — употребление глагола вместо глагольного сочетания –

(поступил — поступил в институт, сняли — сняли с должности),

  • метонимия

(за мной в кофточке и женщина с ребенком, встречаемся у Пушкина),

  • имя ситуации — конкретное существительное, которое в определенной группе обозначает конкретную ситуацию

(Ну как прошел ваш диплом — защитили дипломную работу),

  • сочетания местоимений и глаголов

(во что завернуть, что надеть),

  • местоимения и существительного

(чья посылка / подойдите),

  • существительного и глагола

(двор убирает/ куда пошел).

Морфологические средства разговорного стиля

  • многотемность сообщения (автор может перескочить от одной темы к другой, потом вернуться к первой),
  • дробность подачи информации (возвращение к той или иной теме)
  • небольшой объем предложений

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Попробовать себя в тематическом кроссворде по разговорной речи —

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь