Винительный родительный падеж при отрицании. Родительный и винительный падежи со значением объекта при отрицании. Разное управление у слов со сходным значением

§ 2667. При переходных глаголах с отрицанием сильноуправляемое имя со знач. объекта может иметь форму род. или вин. п. Единая старая норма обязательного род. п. при глаголах с отрицанием в современном языке под влиянием разговорной речи не выдерживается: во многих случаях употребление вин.

П. не только предпочитается, но и является единственно правильным.

Отрицание может влиять на выбор падежной формы со знач. объекта или непосредственно или опосредованно. Непосредственное влияние осуществляется при употреблении отрицания при глаголе: Он еще не прочитал эту статью/этой статьи; Он просил без него не читать эту статью/этой статьи; Все дела/всех дел не переделаешь; Студент, не прочитавший эти работы/этих работ, не допускается к зачету; Он не должен был выступать, не изучив замечания/замечаний оппонента. (О двойном отрицании в таких случаях, как Он не мог не написать этого письма/это письмо, Не могу не чувствовать симпатии/симпатию см. § 2672).

Опосредованное влияние отрицания имеет место тогда, когда сильноуправляемое имя со знач. объекта зависит от инфинитива, либо примыкающего к форме с отрицанием (а), либо входящего в состав собственно отрицательного предложения (б): а) Он не может понять (не хочет понимать) эти проблемы/этих проблем; Не следует (не надо, не положено) читать чужие письма/чужих писем; б) Мне незачем (у меня нет желания) читать чужие письма/ чужих писем; Некому прочитать роман/романа.

Во всех перечисленных случаях отрицание влияет на падеж сильноуправляемого имени со знач. объекта: возникает возможность замены вин. падежа род. падежом. Однако эта возможность реализуется не всегда. Выбор падежа при отрицании предопределяется рядом факторов грамматического, семантического и стилистического характера. Сюда относятся особенности синтаксической конструкции, устойчивость глагольного словосочетания, лексическая семантика глагола и имени, наличие или отсутствие отрицательно­усили-тельных средств и другие факторы. На выбор падежа оказывает влияние также определенность или неопределенность объекта. При этом одни факторы диктуют обязательное употребление только вин. или только род. п., другие предопределяют лишь предпочтительное употребление того или другого падежа. Взаимодействие разнообразных факторов усложняет выбор формы и в ряде случаев создает равную возможность употребления как вин., так и род. п.

§ 2668. Родительный падеж обязателен в следующих случаях.

1) В устойчивых сочетаниях, в состав которых входит отрицание (без отрицания такие сочетания утрачивают идиоматичность); например: не говоря (не сказав) худого слова; не сводить глаз с кого­чего­л.; не находить себе места; в пословицах и поговорках: Своего локтя не укусишь; Лежа хлеба не добудешь; Плетью обуха не перешибешь.

2) В ряде устойчивых глагольных сочетаний с отвлеченными существительными (перечни не исчерпывающие): не играет роли, не производит впечатления, не обращает внимания, не приносит ущерба, не уделяет внимания, не придает значения, не находит отражения, отклика, не получает признания, отклика, отражения. В таких сочетаниях род. п. сохраняется и при опосредованном действии отрицания: не может играть роли, не хочет придавать значения, не надо обращать внимания; не может получить признания; не могли уделить должного внимания.

Примечание. Колебанием нормы объясняется возможность употребления в некоторых подобных сочетаниях и формы вин. п: не возбуждает жалости / жалость, не оказывает поддержки / поддержку, не выражает надежды / надежду, не испытывает недоверия / недоверие, не принимает необходимых мер / необходимые меры. В письменной речи в подобных случаях предпочтительнее употребление род. п.

3) Во всех случаях сочетания с глаголом не иметь: не имеет права, значения, смысла, намерения, понятия, влияния; не имеет дома, денег, машины, брата, друга, сведений.

4) При наличии слов никакой, ничей и сочетаний ни один, ни единый, ни малейший, определяющих сильноуправляемое имя, а также тогда, когда позицию имени со знач. объекта занимает ряд словоформ с союзом ни...ни, местоимение ничто или словоформа с частицей ни: Я, слава богу, заслужила, могу сказать, всеобщее уважение и ничего неприличного ни за что на свете не сделаю (Тург.); Лиза подняла на него свои глаза. Ни горя, ни тревоги они не выражали (Тург.); Плачет женщина. Снова и снова заполняет тоскою вокзал. Вижу слезы. Не слышу ни слова (Р. Рожд.); Наверно, «Волга» шла в город, но теперь ни он, ни я не сделали никакой попытки остановить ее (Быков). Наличие средств, усиливающих отрицание, предопределяет собою употребление род. п. и при опосредованном влиянии отрицания: Никакого заказу и никакой работы не смела взять на себя без позволения старухи (Дост.); Исполинские потрясения и перестройки брали все силы. Ни одного грамма их нельзя было терять напрасно (Пауст.); Ничто не могло остановить ни дыхания Москвы, ни ее мышленья, ни вращенья ее станков (Леон.).

§ 2669. Обязательность вин. п. при глаголах с отрицанием связана либо с определенными синтаксическими конструкциями, либо с ослаблением опосредованного влияния отрицания. Это следующие случаи.

1) Если падежная форма со знач. объекта относится одновременно к двум или более глаголам, при одном из которых есть отрицание: Он не просматривает статью, а читает; Советский Союз не сокращает, а неуклонно наращивает ассигнования на повышение благосостояния народа (газ.).

2) Если вин. п. входит в сочетание, организуемое двойной сильной связью (см. § 1751); Он не считает книгу интересной; Поход не сделал класс дружным; Самгин уже не находил эту девушку такой уродливой, какой она показалась ему с первого взгляда (Горьк.); Разве вы не считаете практику на заводе полезной? (Кетл.); Мы вправе спрашивать с тех, кто не обеспечил заводы высококачественным оборудованием (газ.).

3) Если сильноуправляемое имя относится к инфинитиву, отделенному от глагола с отрицанием другим инфинитивом (или инфинитивами): Он не мог позволить себе начать изучать математику в таком возрасте; Она не собирается ехать покупать цветы; Он не хочет начинать писать мемуары; Не смел я запретить Тамаре выполнить свой высший долг (Яковл.).

4) В устойчивых сочетаниях: Не морочь мне голову (прост.); Не скаль зубы (прост.).

§ 2670. Есть много случаев, когда предпочтительное употребление вин. или род. п. при глаголе с отрицанием не исключает возможности выбора. Этот выбор определяется факторами грамматического, стилистического и семантического характера.

1) Выбор одной из двух возможных падежных форм может предопределяться стремлением избежать двусмысленности, возникающей при омонимии форм: Он не читает газеты, не слушает сводки (газеты, сводки - вин. п. мн. ч. и род. п. ед. ч.); во мн. ч. обычно употребляется род. п. (Он не читает газет, не слушает сводок), а в ед. ч. - вин. п. (Он не читает газету, не слушает сводку).

2) Старая книжная норма требовала при глаголе с отрицанием род. п. (об исключениях см. § 2671); напр.: Бедная девочка..., не знающая всего, что на свете делается, не понимающая хорошенько даже своих собственных потребностей, не может, разумеется, дать себе отчета в том, что ей нужно (Н. Добролюбов). Поэтому форма род. п. предпочитается в неразговорных контекстах, а именно: а) при причастиях и деепричастиях: Измайлову очень не хотелось уходить, не дослушав спора до конца (В. Кожевников); Но не встретив на этот раз возражений, Ткачук скоро выдохся и притих в своем углу на заднем сиденье (Быков); В курень его не ходил до смерти, не забывая обиды (Шолох.); б) при глаголах восприятия и мысли: видеть, слышать, чувствовать, замечать, понимать, знать, помнить и под.: Ответа полковника Григорий не слышал (Шолох.); И опять Поля не поняла его ревнивого вопроса (Леон.); Он стадиона не видел, не слышал, не помнил (Р. Рожд.); в) в том случае, когда объект назван отвлеченным именем: Ни у одного из писателей я не встречал такого бескорыстия, такого отсутствия зависти и самомнения, такого благожелательного, родственного отношения к собратьям по искусству (Купр.); Его насупленное лицо не предвещало добра (Леон.); За два долгих года я так и не выбрал времени съездить в ту не очень и далекую школу (Быков).

3) Род. п. предпочитается, если перед глаголом или непосредственно перед именем есть усилительные частицы и, даже: Отправлялись за покупками втроем, но Любе и слова сказать не удавалось, старики сами все выбирали (Кетл.); Руки дрожат и не держат даже плошки с лекарством - не удержать им и книги (Сарт.); На тротуарах тесно, но никто вас не толкнет, никто ни с кем не ссорится, не услышишь даже громкого слова (газ.).

§ 2671. Употребление вин. п. часто связано с определенностью и конкретностью объекта. Поэтому вин. п. предпочитается в следующих случаях.

1) При наличии в предложении местоимений, указывающих на определенность объекта: Эту песню не задушишь, не убьешь (Ошанин); Не гляди с таким укором! Не хвали свои дары (Р. Рожд.). Такое употребление характерно и для старой литературной речи (особенно при опосредованном действии отрицания): Да я и не мог произнести тогда это слово (Тург.); Старик Лаврецкий долго не мог простить сыну его свадьбу (Тург.); Ростов, не желая навязывать свое знакомство, не пошел в дом (Л. Толст.).

Определенность объекта может выражаться придаточным предложением с союзным словом который: Он не прочитал книгу, которую вы ему дали.

2) В случае выражения объекта существительным одушевленным или именем собственным: Со времени моего кондукторства я не люблю Лесную улицу (Пауст.); Но Суровцев уже понимал, что уйти, не повидав Веру, не в силах (Чак.). Такое же употребление отмечается и в старой литературной речи: Вы не знаете Асю (Тург.); Я не отвергаю преступную жену (Л. Толст.). Ср., в соответствии со старой нормой, употребление одушевленных и собственных имен при отрицании в форме род. п.: Он в жизни не видывал подобной красавицы (Тург.); И я не увидел их более - я не увидел Аси (Тург.); Я не только не люблю Зины теперь, но даже со стыдом вспоминаю, что говорил ей (Бунин); Гришки она почти не видела (Шолох.).

3) Если отрицание входит в состав частицы: едва не, чуть не, чуть­чуть не: Едва не уронил стакан; Чуть не пропустил трамвай; Чуть было не потерял билет; Уля едва не выломила перед ней калитку (Фад.).

При опосредованном влиянии отрицания в современном употреблении вин. п. нормален: Но говорить об этом она себе не разрешала, не желая портить ему настроение перед дорогой (Симон.); Он не решался сообщить матери и Оле правду о своем несчастье (Полев.); Мне школу не удалось закончить (И. Грекова); Мне говорить неправду не положено (газ.). Однако в подобных случаях нормален и род. п.: Анна знала, что ничто в мире не может принести ей утешения (Пауст.); И орденов своих с собою им не положено иметь (Симон.); Не хотелось читать нравоучений (газ.).

В собственно отрицательных предложениях типа Некому показать работу; Негде опубликовать статью - чаще употребляется вин. п.: Некому будет предъявить иск за порубку (Исак.); Не к чему было институт кончать, хватило бы и техникума (Д. Гранин); Силу свою применить совершенно не на чем (Сарт.).

Примечание. В таких предложениях возможно употребление и род. п.; ср.: Пока вы мне про сестру не сказали, я все еще про самого себя не думал, что мне аттестат высылать некому (Симон.) и: Встретил позавчера школьного товарища, были когда­то пацанами, а сейчас - генерал, и вся семья погибла, аттестата некому высылать (Симон.).

В предложениях со словом нет (не было, не будет) при распространении неотрицательного компонента инфинитивом переходного глагола употребляется винительный падеж: Вызывать секретаршу не было никакой нужды (Чак.); И выходило, мне резону нет из этих обличений делать тайну (Смел.); Не пошел, не было сил видеть такое (газ.). Сила влияния отрицания проявляется в возможности употребления и в этом случае род. п.: Весь год я дописывала, разбирала и отбирала, сейчас все кончено, а нового начинать нет куражу (Цвет.); А у нас тишь да гладь, божья благодать, А у нас светлых глаз Нет приказу подымать (Ахм.).

§ 2672. Употребление вин. п. со знач. определенного объекта создает противопоставление: «вин. п. для выражения определенного объекта - род. п. для выражения неопределенного объекта»: Он не получил письмо (определенное, известное) - Он не получил письма (неопределенного, какого­либо). Но употребление род. п. не всегда и не обязательно указывает на неопределенность объекта. Если вин. п. при глаголах с отрицанием уже сигнализирует об определенности объекта, то род. п. обозначает не отсутствие определенности, а безразличие к ней. Это делает возможным употребление род. п. при глаголах с отрицанием и в том случае, когда в предложении есть слова, указывающие на определенность объекта: Он не получил твоего письма; Она так и не купила этого журнала; Он не читал сегодняшней газеты; Мы не смотрели этого фильма. В таких случаях при отрицании равно возможно употребление род. и вин. п.: Он не получил твое письмо/твоего письма; Она не купила этот журнал/этого журнала; Он не читал сегодняшнюю газету/сегодняшней газеты; Они не смотрели этот фильм/этого фильма. Отсюда - возможность употребления род. п., обозначающего конкретный предмет: Я уткнулся в подол бабушкиной юбки и не поднимал головы (Нагиб.); В какой­то момент я растерялся и не поднял руки (Бык.).

Равная возможность употребления род. и вин. п. обнаруживается также в предложениях с двойным отрицанием: Не могу не чувствовать симпатию/симпатии; Не имеет права не выполнить свое обещание/своего обещания; Не в силах не сдержать слово/слова; Нельзя не любить эти песни/этих песен; Нельзя не отметить исключительно конструктивный, деловой и принципиальный характер прений (газ.; /конструктивного, делового и принципиального характера).

"Я жду любви, как позднего трамвая " - это написано в начале ХХ века полузабытым ныне поэтом Семеном Кесельманом. "Я жду бабушку ", "жду десятый троллейбус " - нередко говорим мы. Так каким же должен быть падеж существительного в подобной конструкции - родительным (любви, трамвая ) или винительным (бабушку, троллейбус )? И что это за особые конструкции, допускающие вариантность падежей?

Сложности возникают при выборе формы падежа существительного, управляемого таким глаголом, который обозначает стремление к достижению цели . В этом случае существительное обозначает объект, на который направлено действие. И падеж существительного зависит здесь, главным образом, от того, определенным или неопределенным является этот объект.

Скажем, при глаголах ждать, ожидать, желать, искать, клянчить, просить, хотеть, требовать, спросить/спрашивать, дождаться/дожидаться и т. п. обычно употребляется форма родительного падежа , подчеркивающая неопределенность зависимого существительного: ждать звонка (от кого угодно), спросить совета (какого-нибудь), желать счастья (вообще) и т. п. Однако при названных глаголах возможен и винительный падеж управляемого существительного. Он употребляется для обозначения конкретных, определенных предметов. Сравните: просить денег (денег вообще, сколько дадут) - просить деньги (конкретную сумму), ждать телеграммы (некой) - ждать телеграмму (о которой известно, что она должна прийти), ожидать проверки (гипотетической, возможной) - ожидать проверку (назначенную, конкретную). В винительном падеже выступают существительные со значением лица , так как здесь всегда ясно, что речь идет о лице вполне конкретном, определенном: ждать подругу, искать Машу (искать Маши - устарелая форма).

В книге Л.К. Граудиной, В.А. Ицковича и Л.П. Катлинской "Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов" (М., 2001) отмечается неспособность некоторых глаголов подчинять себе форму винительного падежа и перечислены глаголы, при которых существительные выступают только в форме родительного падежа : достичь/достигать, домогаться, жаждать, добиваться . Таким образом, возможно только достичь цели , но не достичь цель , домогаться любви , но не любовь , жаждать славы , но не славу , добиваться справедливости , но не справедливость . Нетрудно заметить, что все эти глаголы, принадлежащие к высокому стилю речи, употребляются в образном контексте и именно поэтому управляемые ими существительные всегда имеют абстрактное значение, значение неопределенности, а следовательно, и не должны употребляться в форме винительного падежа при глаголах, обозначающих стремление к достижению цели.

25. После переходных глаголов с отрицанием употребляется как родительный, так и винительный падеж, например: не читал этой книги - не читал эту книгу .

26. Родительный падеж

а) в предложениях с усиленным отрицанием , которое создается наличием частицы ни или местоимением и наречием о этой частицей, например: никогда никому не доверял своей тайны;

б) при разделительно-количественном значении дополнения, например: не приводил примеров ;

в) после глаголов видеть, слышать, думать, хотеть, желать, чувствовать, ждать и т. п., обозначающих восприятие, желание, ожидание и т. д., например: не слышал крика, не чувствовал желания, не видел опасности, не ждал прихода;

г) при словах, выражающих отвлеченные понятия , например: не теряет времени, не имеет желания, не скрывает подозрений, не осуществляет контроля, не объясняет правил, не уяснил всей важности.

27. Винительный падеж обычно употребляется в следующих случаях:

а) для подчеркивания конкретности объекта: не прочитал книгу, которую ему рекомендовали;

б) при одушевленных существительных, при собственных именах: не любит свою дочь, не наказывал Петю;

в) при постановке дополнения перед глаголом (хотя это не обязательно): эту книгу я не возьму ;

г) при наличии наречий со значением ограничения: едва не потерял терпение;

ж) при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к сказуемому и дополнению,: не нахожу эту книгу интересной ;

з) во фразеологических оборотах, например: не скалить зубы .

и) дополнение относится не непосредственно глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием: не хотел читать эту книгу, не могут признать его правоту .

к) отрицание стоит не при глаголе, а при другом слове, например: не вполне усвоил урок.

л) после глаголов с приставкой недо-, не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нормы: недовыполнить план .

28. Зависит от смысла или от стиля

бросить камень (значение объекта: бросить камень в воду) - бросить камнем (значение орудия действия: бросить камнем в собаку);

вертеть пальцы (крутить, причиняя им боль) - вертеть пальцами (от нечего делать);

двигать ногу (чтобы ступить) - двигать ногой (например, во сне);

жертвовать что (конкретные предметы: жертвовать деньги) - жертвовать чем (отказываться в чьих-либо интересах: жертвовать жизнью);

завязать узел (на вещах) - завязать узлом (например, галстук);

знать что, говорить что, напомнить что, сообщить что (в полном объеме, по существу) - знать о ч е м, говорить о чем, напомнить о ч е м, сообщить о чем (в общем виде, поверхностно);

лежать на постели (отдыхать) - лежать в постели (быть больным);

наблюдать что (проводить наблюдения: наблюдать солнечное затмение) - наблюдать за чем (иметь надзор: наблюдать за порядком)",

удовлетворять что (исполнять чьи-либо задания, требования: удовлетворять потребность, просьбу, ходатайство) - удовлетворять чему (оказаться в соответствии с чем-нибудь, вполне отвечающим чему-нибудь: работа удовлетворяет всем требованиям);

удостоить чего (признав достойным, наградить чем-нибудь: удостоить награди, первой премии) - удостоить чем (сделать что-нибудь в знак внимания; удостоить ответом, беглым взглядом).

выпить воду - выпить воды, купить книги - купить книг

(род. п. обозначает распространение действия не на весь предмет, а лишь на некоторую часть, вин. п. - действие полностью переходит на предмет).

искать место - искать места, просить деньги - просить денег

(первые варианты указывают на определенный, конкретный предмет)

29. Географические названия :

а) согласуются склоняемые названия городов и рек: в городе Туле, на реке Волге, за Москвой-рекой . Эти названия могут сохраняться в начальной форме при родовых названиях в географической и специальной литературе: в городе Советская Гавань, за городом Южно-Сахалинск, у города Великие Луки, на несудоходной реке Ловать. Часто не согласуются названия городов на –о.

б) обычно согласуются названия сел, деревень, хуторов : родился в селе Горюхине (П.), в деревню Дюевку, за хутором Сестраковом (Шол.); названия на -о часто не согласуются: в селе Караманово; в селе Ново-Пиково; у деревни Берестечко (Шол.); то же при названии другого грамматического рода или числа: говор села Катагощи, у деревни Парфенок;

в) остальные географические названия (названия озер, островов, полуостровов, гор, станций, мысов, заливов, горных хребтов, каналов, астрономические названия и т. д.) не согласуются с родовым наименованием: на озере Ильмень (но: на Ладожском озере - название имеет форму полного прилагательного), за островом Новая Земля, у полуострова Таймыр, у горы Эльбрус (но: у горы Магнитной - полное прилагательное), на станции Орел, в местечке Радзивилово, в поселке Владыкино, в кишлаке Гиляп, на заставе Полтавка, у мыса Сердце-Камень, в бухте Золотой Рог, в пустыне Каракумы, в штате Техас, в земле Нижняя Саксония.

Выбор предлога

1. Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежа и предлога. Иногда вместо беспредложных конструкций неправильно употребляют предложные сочетания: «разъяснение о допущенных ошибках» (вместо разъяснение допущенных ошибок), «показатели по использованию электроэнергии» (вместо показатели использования...), «оперировать с точными фактами» (вместо оперировать точными фактами) ит. д.

2. Некоторые предложные сочетания, сравнительно недавно образовавшиеся (так называемые новые предлоги - в деле, по линии, в части, за счет и др.), при неуместном их использовании придают речи канцелярский характер: в деле изучения литературы.

3. При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимические предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благодаря и др. Однако следует говорить ввиду предстоящего отъезда, а не «вследствие предстоящего отъезда» (отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет); с другой стороны, нужно сказать вследствие прошедших дождей, а не «ввиду прошедших дождей» (явление относится к прошлому).

4. Не потерял своего лексического значения и предлог благодаря. Обычно он употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат, например: благодаря принятым мерам, благодаря помощи товарищам т. п.

5. Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным падежом .

6. Предлоги в - на и их антонимы из - с могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде - на поезде, вернуться с кухни - из кухни.

7. Если речь идет о какой-нибудь территории, которая представляется ограниченным пространством, то употребляется предлог в: находиться в поле; если же мысль об ограничении отсутствует, то употребляется предлог на : находиться на поле; ср.: во дворе (окруженное забором или домами пространство) - на дворе (вне дома, например: на дворе сегодня холодно).

8. С названиями городов, районов, областей, республик, стран, государств употребляется предлог в: в Туле, в Кировском районе, в Московской области, в Узбекистане, в Сибири и т. д. Сочетание на Украине возникло под влиянием украинского языка (ср.: на Полтавщине, на Черниговщине) и поддерживается выражением на окраине.

9. С названиями гор употребляется предлог на : на Алтае, на Кавказе (имеется в виду горная местность без резко очерченных границ) . Но: в Крыму (строго ограниченная территория, включающая и горы и степное пространство).

10. При названиях учебных заведений употребляется предлог в : в институте, в техникуме, в школе; при названиях частей учебного заведения - предлог на : на филологическом факультете, на III курсе (но: в аудитории, в III классе - под влиянием представления о закрытом помещении для занятий).

11. При названиях средств передвижения возможны варианты в поезде - на поезде, в трамвае - на трамвае, в метро - на метро (более общее значение имеет предлог на).

беспокоиться о ком-нибудь - тревожиться за кого-нибудь;

упрекать в чем-нибудь - порицать за что- н и б у д ь;

препятствовать чему-нибудь - тормозить что-нибудь;

обращать внимание на что-нибудь - уделять внимание чему-нибудь;

удивляюсь чему-нибудь - удивлен чем-нибудь;

превосходство над чем-нибудь - преимущество перед чем-нибудь;

уверенность в чем- вера во что.

Однородные члены

1. При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу, выписать и проверить цитаты и т. п. Неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления, например: любить и увлекаться спортом (любить что? увлекаться ч е м?).

2. Нельзя опускать разные предлоги: «В дни фестиваля в Москве бесчисленное множество людей было на площадях, бульварах, улицах, переулках » (перед последним словом нужен уже другой предлог).

3. Однородные члены могут быть выражены морфологически неодинаковыми словами, например: Вошел юноша высокого роста, лет двадцати, в очках, с портфелем в руке . Но не сочетаются как однородные члены имя существительное и неопределенная форма глагола; так, нельзя сказать: «Я люблю футбол и плавать».

4. Нельзя создавать неправильные пары сопоставительных союзов: «не только - а также» (вместо не только, но и), «как - а также» (вместо как - так и) и т. п. Например, неправильно построено предложение: «С успехом выступали как исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля».

5. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение; нельзя сказать: «Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю».

При переходных глаголах с отрицанием в одних случаях явно преобладает употребление родительного падежа дополнения, в других – употребление винительного падежа, в третьих – наблюдается факультативное их использование.

1. Родительный падеж, имеющий в рассматриваемой конструкции значение подчеркнутого отрицания, обычно употребляется в следующих случаях:

1) при наличии в предложении частицы ни или начинающихся с частицы ни местоимения или наречия, например: Да мы не имеем ни малейшего понятия о том, что делается с этими несчастными... (Л. Толстой); Никогда еще он не ощущал так горестно своей беззащитности, бессилия своего (Горький); До вас никто еще этого браслета не надевал (Куприн); ...Нисколько не облегчает процесса чтения (акад. Ф.Ф. Фортунатов);

2) при разделительно-количественном значении дополнения, например: ...Не дать ли воды?; Я вам хлеба не достану... Молока не выпьете на дорогу?; За обедом оказалось, что он не пьет вина и не ест мяса (все примеры из Горького); Не купил к чаю баранок (Федин);

3) при глаголах восприятия, мысли, желания, ожидания (видеть, слышать, понимать, думать, знать, хотеть, желать, ожидать и т.п.), например: Печали в ее словах Самгин не слышал (Горький); Он... деревни не знал (Чехов); Степка проглотил... конфеты и даже не заметил их вкуса (В. Гроссман);

4) при глаголах иметь, получать, доставать и т.п., которые в сочетании с частицей не приобретают значение полного отрицания, например: не имеет комнаты, не получил приказа, не достал билета, не приобрел нужных вещей;

5) при выражении дополнения отвлеченными существительными: не дает оснований, не обнаруживает понимания, не теряет надежды, не скрывает радости, не осуществляет контроля, не упускает случая, не делает уступок. Например: Здесь шума не любят (Горький); Веселья я не ищу (В. Кетлинская); Утро не принесло ясности (Леонов);

6) в устойчивых сочетаниях, пословицах, поговорках, чаще при выражении дополнения отвлеченным существительным, например: не испытывает желания, не питает надежды, не находит поддержки, не делает секрета, не дает ходу, души не чает, не принимает участия, не обращает внимания, не дает покоя, не имеет представления, не внушает доверия, не упускает возможности; Вчерашнего дня не воротишь; Чужой тайны не поверяй. Также при конкретном значении существительного: не спускает глаз, не покладая рук; Денег куры не клюют; Лежа хлеба не добудешь; Плетью обуха не перешибешь; Своего локтя не укусишь; Шила в мешке не утаишь;

7) при деепричастии или причастии, в связи с книжным характером этих форм, например: Не получив ответа, старик идет на станцию (Чехов); ...Гибнут вдруг, не дописав поэм (Симонов);

8) в инфинитивных предложениях, в которых подчеркивается категорический характер отрицания, например: Не нагнать тебе бешеной тройки... (Некрасов); При проходе войск никому окон не открывать... (В. Вишневский).

2. Винительный падеж, ослабляющий значение отрицания, обычно употребляется в следующих случаях:

1) при указании на конкретный объект («именно этот предмет, а не вообще какой-то»): не отрецензировал рукопись, которую ему прислали; не выпила молоко, которое ей оставила мать. Например: Он не отвергнул тогда с презрением эти сто рублей (Достоевский); Не наклоняй знамя-то... (Горький);

2) при выражении дополнения одушевленным существительным, в частности собственным именем лица, например: Ты не любишь мать (Л. Толстой); ...Не пожалеет ни папу, ни маму (Горький); Анна Николаевна не обманула Марью Александровну... (Достоевский); Недомогание не покидало Козьму еще долго (Бунин).

То же при топонимах, поскольку и они мыслятся как конкретные, вполне определенные понятия, например: Не сдавай Порт-Артур... (Горький).

Но у писателей XIX века имя лица встречалось главным образом в форме родительного падежа, например: Уж я ли не любил моей Дуни... (Пушкин); ...Тришки не знаешь? (Тургенев); Вронский еще не видал Анны... (Л. Толстой); А Дымов... уже не замечал Егорушки... (Чехов);

3) нередко при инверсии дополнения (постановке его впереди глагола-сказуемого), например: Журнал я этот не люблю (Тургенев); ...Дверь не притворяла (Достоевский); Кулаком правду не убьешь (Горький); Трактор им не дали (Шолохов);

4) в вопросительных и восклицательных предложениях, общий смысл которых не имеет характера отрицания, например; И кто знает, когда седыми вы придете под сомкнутые кроны своих питомцев, не испытаете ли вы гордость вдесятеро большую, чем создатель иных торопливых книг... (Леонов); Куда только я не забрасывал свою вторую металлическую приманку, вооруженную острыми колючками?! (Г. Федосеев);

5) в побудительных предложениях (со сказуемым в форме повелительного наклонения), в связи с их разговорным характером, например: Гляди под ноги, не смеши народ (Горький); Когда вы наносите удар, то не бейте и не рубите предмет, а режьте его (Куприн);

6) при форме совершенного вида глагола-сказуемого, указывающей на результативность действия, например: ...Не передам бронепоезд никому другому (Вс. Иванов); А мы не отдадим это место (Симонов);

7) при двойном отрицании (т.е. усиленном утверждении), например: Не могу не сказать несколько слов об охоте (Тургенев); Никак нельзя не пожалеть это кроткое провинциальное создание... (Леонов); Женщина не может не понять музыку... (Горький);

8) при совпадении различных, но одинаково звучащих падежных форм для устранения неясности: не читал сегодня газету (форма газеты могла бы обозначать множественное число). Например: ...Дабы не поощрять в человеке чувство ростовщика (Горький) (ср.: поощрять чувства ростовщика). Сводку не слышали? (П. Павленко). Ср. употребление с той же целью формы родительного падежа: Я не люблю проповедей (Горький); А вы разве газет не читаете? (Е. Мальцев);

9) при наличии слов (частиц) с ограничительным значением: чуть не пропустил лекцию, едва не уронил стакан. Например: Раз он даже шикал, за что чуть было не потерял место (Чехов); Он почти не сосал свой таинственный леденец (Макаренко);

10) при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к прямому дополнению и к сказуемому: не считают вопрос актуальным, не нахожу эти меры своевременными. Например: Она не признает эту интриганку своей дочерью (Л. Толстой): Самгин уже не находил эту девушку такой уродливой... (Горький);

11) при распространении дополнения несколькими определениями, например: Софья Ивановна мрачно покашливала, слушая Леночку, и не узнавала в ней тихую, безропотно молчащую и ко всему равнодушную дочь (П. Павленко);

12) обычно в конструкции «не + вспомогательный глагол + инфинитив переходного глагола + дополнение» (т.е. при отнесении дополнения не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, что ослабляет влияние отрицания): не мог представить рукопись, не надеялся выполнить задание. Например: Старик Лаврецкий долго не мог простить сыну его свадьбу (Тургенев); ...Он не мог сдержать улыбку (он же); ...Он не решался сообщить матери и Оле правду о своем несчастье (Б. Полевой).

Реже в этих случаях встречается конструкция с родительным падежом, например: ...Не могла слышать его грустного голоса, не могла видеть его тоски и страданий (Короленко); Мы не умеем брать просто от жизни ее радостей (Куприн);

13) в устойчивых сочетаниях, пословицах, поговорках, обычно при выражении дополнения конкретным существительным, например: не вставлять палки в колеса, не скалить зубы; Не рой другому яму...; Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь; Яйца курицу не учат.

Примечание. Для создания комического эффекта в художественной речи может употребляться родительный падеж: Не заговаривайте мне зубов (Чехов).

3. Факультативное употребление родительного и винительного падежа при переходном глаголе с отрицанием связано со стилистическим различием: конструкции с родительным падежом характерны для книжной речи, конструкции с винительным падежом – для речи разговорной. Ср.: Я не умаляю чьих-либо заслуг... (Горький). – Так и умрешь, не выговорив это слово (он же).

4. При глаголах с приставкой недо- , не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нормы, дополнение обычно ставится в форме винительного падежа, например: недогрузить тонну угля, недодать почту, недолить стакан, недооценить силу противника, недопечь пирог, недовыполнить план; родительный падеж в этих случаях употребляется при количественно-разделительном значении объекта, например: недодать деталей, недовесить масла, недодать кирпича, недолить воды, недослать денег.

5. Постановка прямого дополнения в форме винительного падежа обязательна в тех случаях, когда отрицание «не» стоит не при переходном глаголе, а при другом слове в предложении, например: не вполне понял задание, не очень люблю живопись, не часто читаю художественную литературу.

1. Т.п. требуют следующие вспомогательные глаголы

в составных именных сказуемых. Т.п. от кесим таркибига кирувчи қуйидаги кўмакчи феъллар билан ишлатилади:

Б ы ть (нсв): Он был инженером . Он будет инженером .

Стать (св): Он стал инженером . Он станет инженером .

Являться (нсв): Право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека, закреплённым Конституцией.

Казаться (нсв): Пароход издали казался точкой .

Оказаться (св): Точка, которую мы не заметили на горизонте, оказалась пароходом.

Считаться (нсв): Преступлением считается предусмотренное законом общественно опасное деяние.

Называться (нсв): Около 621 года до нашей эры в Древней Греции была проведена запись обычного права, которая и стала позднее называться законами Дракона.

Призна(ва)ть(ся): Законы царя Хаммурапи признаются важнейшим памятником древневавилонского права.

2. Т.п. требуют следующие глаголы несовершенного вида:

а) руководить семинаром, строительством, работой, практикой;

управлять , править государством, машиной;

заведовать магазином, библиотекой, отделом, кафедрой;

командовать ротой, батальоном, парадом;

распоряжаться средствами, людьми.

б) располагать временем, возможностями;

обладать способностями, знаниями, опытом;

владеть языком, оружием, техникой, землёй;

овладевать знаниями, языком, техникой;

в) интересоваться музыкой, литературой, правом, техникой;

увлекаться работой, искусством;

любоваться видом, картиной, природой;

восхищаться}

восторгаться} красотой, книгой, смелостью;

наслаждаться покоем, музыкой;

гордиться успехом, результатами.

г) заниматься спортом, русским языком, историей;

пользоваться советом, опытом, словарём, компьютером;

дорожить доверием, дружбой, человеком, временем;

жертвовать жизнью, удобствами;

рисковать жизнью.

д) работать, выбирать - выбрать, назначать – назначить - в сочетании с этими глаголами существительное обозначает должность или профессию:

Он работает на заводе инженером. Матлюба работает адвокатом .

Его назначили директором .

Ахмеда выбрали старостой .

Тренировочные упражнения

Упражнение 1.

Поставьте вопросы к существительным в Т.п.

1. Михаил Васильевич Ломоносов был гениальным мыслителем и учёным. Он был химиком и поэтом, физиком и филологом, астрономом и художником, геологом и философом.

2. Хаммурапи был самым знаменитым из всех вавилонских царей. Чрезвычайно важным событием при нём было создание и введение в действие нового свода законов.

3. Свод законов Хаммурапи является важным памятником в истории Двуречья.

4. Каждый юрист должен быть хорошим психологом.

5. Хочу стать квалифицированным специалистом.

6. Мухсин хочет стать прокурором, а я хочу стать адвокатом.

7. Мать работает учительницей, сестра - судьёй.

Упражнение 2.

Составьте предложения, используя данные слова и словосочетания. Следите за порядком слов.

1. Мой, отец, быть, предприниматель.

2. Он, стать, хороший специалист после окончания института.

3. Эта девушка, оказаться, Герой Узбекистана.

4. Он, остаться, наш хороший товарищ.

5. Эта отрасль права, являться, наиболее интересный.

7. Алишер Навои, быть, не только гениальный мыслитель, учёный, поэт, философ, но и, выдающийся государственный деятель.

Упражнение 3.

Вместо точек поставьте подходящие по смыслу глаголы (глаголы выберите из списка внизу).

1. Ахмед … ещё со школьных лет моим лучшим другом.

2. Он всегда … мне очень хорошим, душевным и искренним человеком.

3. Райхон … лучшей студенткой на нашем курсе.

4. Вчера утром было тепло, но к вечеру день … холодным.

5. Это известие … для меня полной неожиданностью.

6. Наступила весна. Погода с каждым днём … всё более тёплой.

7. Моя старшая сестра … учительницей.

(Глаголы для вставки: остаться, казаться, считаться, сделаться, оказаться, становиться, быть).

Упражнение 4.

Измените данные ниже предложения так, чтобы в качестве сказуемого можно было употребить глаголы называться, считаться, являться.

1. Хищение - родовое понятие.

2. Предмет хищения – любое имущество, обладающее материальной ценностью.

3. Разбой – нападение с целью похищения чужого имущества.

4. Грабёж – хищение, совершённое открытым способом.

5. Мошенничество - завладение чужим имуществом или правом на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.

6. Экология – наука о взаимоотношениях человека с природой.

7. Убийство – противоправное умышленное лишение жизни другого человека.

8. Наступление биологической смерти – конечный момент жизни человека.

9. Убийство из хулиганских побуждений - преступление против личности.

10. Штраф – денежное взыскание в доход государства.

11. Арест – содержание лица в условиях строгой изоляции.

Упражнение 5.

Вместо точек поставьте подходящие по смыслу глаголы.

1. Семинаром по философии … преподаватель Усманов.

2. Хорошо … автомобилем довольно трудно.

3. Мой товарищ в прошлом году … геологической экспедицией, а в прошлом году он … туристическим походом.

4. Директор … заводом.

5. Офицер … батальоном (ротой, полком).

6. Профессор Т.Махмудов уже десять лет … заведует кафедрой конституционного права.

7. Хозяйством … А.Алимова.

8. Правительство … государством.

9. Каждый взрослый и самостоятельный человек должен уметь … своим временем.

Глаголы: управлять, командовать, заведовать, руководить, распоряжаться.

Упражнение 6.

Вместо точек поставьте глаголы.

1. За свою честность, доброту, смелость, хорошее отношение к товарищам Мухаммед … заслуженным авторитетом и любовью в группе.

2. Икром … доверием и совершил нечестный поступок.

4. Мать в семье … большой любовью и уважением.

5. Как и все занятые люди, он … временем.

6. Я часто … этим путём, так как он короче и красивее, чем шоссе.

7. Брат … историей, сестра … музыкой.

Глаголы: воспользоваться, пользоваться, злоупотреблять, интересоваться, увлекаться, дорожить.

Упражнение 7.

Раскройте скобки, ставя слова в нужной форме.

1. Аскар пренебрегает (наши советы).

2. Весь вечер мы наслаждались (музыка) Чайковского и Моцарта.

3. После окончания института он работает юрисконсультом в университете.

4. На собрании курса мы выбрали старостой Махмуда.

5. Директор назначил (свой заместитель) Л.Турсунова.

6. Он притворился (больной), чтобы не ходить на занятия.

7. Жасур хвалился (свои успехи).

8. Барно интересуется (живопись), занимается (музыка).

Упражнение 8.

Замените данные предложения близкими по смыслу так, чтобы выделенные слова стояли в Т.п. Используйте глаголы, требующие Т.п.

1. Нам очень дорого время.

2. Докладчик рассмотрел только эти вопросы.

3. Работник милиции принёс в жертву свою жизнь, чтобы спасти товарища.

4. Андрей не обращал внимания на наши советы.

5. Мальчишка делал вид, будто он больной.

6. Все громко говорили о том, что им нравится выступление артиста.

7. Мы с удовольствием смотрели на на картину заходящего солнца.

8. Сергей много говорит о своих способностях.

9. При подготовке я использую словарь.

10. Я получаю удовольствие от тишины и покоя в лесу.

11. Все громко говорили о том, что им нравится новая картина художника.

Глаголы для вставки: пользоваться, восхищаться, притворяться, жертвовать, дорожить, ограничиться, пренебрегать, любоваться, наслаждаться, хвалиться,

Упражнение 9.

Ответьте на вопросы, используя существительные, данные в скобках.

1. Чем злоупотребило должностное лицо? (власть)

2. Чем нельзя заменить штраф? (исправительные работы)

3. Кем задержан преступник? (посторонние лица)

4. Кем обжаловано постановление? (заинтересованные лица)

5. Как наказывается должностной подлог? (штраф, исправительные работы, лишение свободы)

6. Каким может быть подлог? (материальный, интеллектуальный)

7. Чем завладели преступники? (огнестрельное оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества)

8. Чем является огнестрельное оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства? (предмет преступления)

9. Чем характеризуется хулиганство? (умышленное пренебрежение правилами поведения в обществе)

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

С ПРЕДЛОГАМИ (ОЛД КЎМАКЧИЛИ Т.п.)

С Т.п. употребляются следующие предлоги. Т.п. билан қуйидаги олд кўмакчилар ишлатилади:

с, над, под, перед, за, между.

1. Предлог С

Существительные с предлогом С употребляется для обозначения:

а) лица, совместно с которым производится действие. (= билан) С олд кўмакчили от ҳаракатни ҳамкорликда, биргаликда бажараётган шахсни билдиради :

Брат пришёл домой (с кем?) с товарищем .

Я разговариваю (с кем?) с преподавателем .

б) признака предмета . (= -ли) Предмет белгисини билдиради:

Мы жили в (какой?) комнате с большими окнами .

Я запомнил этого человека (какого?) с бородой .

в) образа действия . (= билан ) Ҳаракат тарзини билдиради:

Студенты слушали лекцию (как?) с интересом .

Он руководит работой (как?) со знанием дела.

г) в сочетании с глаголами и образованными от них существительными. Феъллар ва улардан тузилган отлар билан бирикиб келади:

(= билан) поздравлять - поздравлять с Новым годом, с праздником,

поздравление с Новым годом, с праздником ;

связывать - связать - связь с законом,

соединять - соединить - соединение теории с практикой ,

сопрягать – сопряжённость с чем-либо (с побоями, с причинением вреда ).

(= -га биноан) в словосочетании: в соответствии с законом, в соответствии с частью 3 статьи 169 УК РУз, в соответствии со статьёй 167 УК РУз, в соответствии с пунктом «а» части 2 ст.169 УК РУз, в соответствии с правилами;

(= қарши) бороться - борьба с врагами ,

сражаться - сражение с противником ,

драться - драка с мальчишками ,

соревноваться – соревнование с товарищами .

2. Предлог ЗА

употребляется для обозначения:

а) места (= - да, ор қасида ) За

Летом мы жили за городом.

Мы сидели за столом.

б) в сочетании с глаголами движения цели движения ( = учун ) Ҳаракат феъллари билан биргаликда ҳаракат мақсадини билдиради:

Мать ушла в магазин за хлебом .

Я пойду в библиотеку за книгами.

в) времени (= -да, пайтида):

За обедом за ужином, за завтраком, за чаем, за работой.

За обедом отец читал газету.

г) причины в официально-деловой речи в сочетаниях (= сабабли )

Расмий иш услубида айрим сўз бирикмаларида сабабни билдиради:

За отсутствием свободного времени я не смог выполнить поручение.

За отсутствием состава преступления дело было закрыто.

За неимением материалов строительство задерживается.

За неимением улик подозреваемый был отпущен.

д) после глаголов . Қуйидаги феъллардан кейин ишлатилади :

следовать за проводником,

следить за ребёнком, за подозреваемым,

наблюдать за событиями,

гнаться за зайцем

3. Предлог НАД

А) места. (= устида, устидан) Над олд кўмакчиси ўринни билдириш учун қўлланилади:

Лампа висит над столом .

Самолёт пролетел над полем, озером, домами .

б) в сочетаниях:

С глаголом и существительным: работать – работа над докладом

(= устида);

С глаголами: смеяться над глупостью (= устидан)

думать над вопросом (= устида, тўғрисида)

4. Предлог ПОД

употребляется для обозначения

а) места (= остида, остонасида). Под олд кўмакчиси ўринни билдириш учун қўлланади:

Тетрадь лежит под книгой .

Летом мы жили под Москвой.

б) в сочетаниях (= остида, = деганда тушунилади):

работать под руководством ,

быть, находиться под наблюдением, под контролем, под надзором, под угрозой, под судом,

пониматься, подразумеваться под чем-то.

Под преступлением понимается(подразумевается) общественно опасное деяние.

5. Предлог ПЕРЕД

употребляется для обозначения

а) места (= олдида, рўпарасида). П ере д олд кўмакчиси ўринни билдириш учун қўлланади:

Цветы растут (где?) перед домом.

Перед институтом (где?) расположен сквер.

б) времени (= олдидан )

Ты должен вернуться домой (когда?) перед обедом

Я зайду к тебе (когда?) перед занятиями.

в) в сочетаниях (= олдида, олдидаги):

ответственность перед народом , обязанность перед государством , долг перед родиной.

6. Предлог МЕЖДУ

употребляется для обозначения

а) места (= орасидан, ор а ли ғида ). Между олд кўмакчиси ўринни билдириш учун қўлланади:

Дорога шла между рекой и горами .

б) времени (= орасида, оралиғида ):

Мы пойдём в буфет (когда?) между последней лекцией и семинаром.

Он вернётся между пятью и шестью часами.

в) в сочетаниях (= ўртасида, ўртасидаги, орасида, орасидаги):

отношения между государствами, мир, дружба между народами, договор, союз между странами;

(= ўртасидаги ) разница

сходство между предметами, сёстрами, братьями.

Тренировочные упражнения

Упражнение 1.

Прочитайте предложения. Обратите внимание на употребление существительных с предлогами.

1. Деревня за рекой ещё спала … Дымок не поднимался над крышами.

2. Широкая радуга стояла над лесом: там, где-то за озером, шёл небольшой дождь.

3. Перед берёзовой рощей расстилался ровный, широкий луг.

4. Над круглым столом горит лампа под белым фарфоровым абажуром.

5. За дверью залаяла собака, послышались тяжёлые мужские шаги.

6. Я поселился поздней осенью в деревне под Ургутом.

7. Был тёплый май. Концерты проходили в городском парке под открытым небом.

8. За деревней начинается поле, за полем – лес.

9. Брат поехал на вокзал за билетами.

10. После лекции студент разговаривал с преподавателем.

11. Он человек с твёрдыми убеждениями.

12. Дети с нетерпением ждали отца.

13. Я поздравила подругу с Днём рождения.

14. Шёл день за днём, а они не возвращались.

15. За обедом мы рассказали друг другу все новости.

Упражнение 2.

Ответьте на вопросы. Слова из скобок поставьте в нужном падеже.

1. Над кем все весело смеялись? (неудачный артист)

2. Над кем подшутил Аскар? (младший брат )

3. Над чем смеются ребята? (слова мальчишки)

4. Где был небольшой сад? (дом)

5. Где мы остановились? (новая афиша, рекламный щит )

6. Когда мы хорошо повторим весь материал? (экзамены)

7. Как он написал изложение? (ошибки)

8. За чем наблюдает дежурный? (порядок в аудитории)

9. За кем установили наблюдение пограничники? (незнакомый человек )

10. Как работают студенты? (руководство куратора )

11. Где была большая открытая территория? (берег реки и лес)

Упражнение 3.

Раскройте скобки, ставя слова в Т.п. с предлогом с или без предлога. Спишите предложения.

1. Мы отнеслись к этому рассказу (недоверие ).

2. Студенты слушали лекцию (внимание).

3. Студент написал упражнение (ошибки ).

4. Зрители смотрели фильм (большой интерес).

5. Этот студент пишет (красивый почерк ).

6. Ребёнок спит (крепкий сон).

7. Дети смеялись (звонкий смех).

8. Подруга (радость) согласилась помочь мне.

9. Он вошёл в комнату (быстрые шаги ).

10. Она говорит по-русски хорошо, но (акцент).

11. Расскажите текст (свои слова).

12. Молодой судья работает хорошо (знание дела ).

13. Я (удовольствие) пойду на концерт.

14. Статья написана (понятный, простой язык).

Упражнение 4.

Спишите предложения. Раскройте скобки, ставя слова в Т.п. с предлогом.

1. Пароход шёл (мост).

2. Окно было высоко (земля).

3. На столе стояла ваза (цветы ).

4. Мы отдохнули (ель).

5. Небо потемнело (гроза).

6. Мы выполним свой долг (Родина).

7. Дети (нетерпение ) ждали праздника.

Упражнение 5.

Раскройте скобки, ставя слова в Т.п. с предлогами перед, над.

1. (Выход ) мы ещё раз тщательно проверили всё.

2. Низко (вода), около берега, на ветке сидела птица.

3. Ребята остановились (закрытая дверь ).

4. Андрей долго стоял (прекрасная картина ) Репина.

5. Гнездо орла было устроено (самая пропасть ).

6. (Стол) висел портрет отца, а (кровать) - портрет младшего брата.

7. (Дача) были посажены розы и георгины.

Упражнение 6.

А) Обратите внимание на различие в значений выделенных конструкций.

1. Девушка ответила нам улыбкой – значит: её улыбка была ответом.

Девушка ответила нам с улыбкой – значит: она что-то сказала, улыбаясь.

2. Старик проводил гостя словами благодарности – значит: старик не пошёл специально провожать гостя, а просто сказал на прощание слова благодарности. Старик проводил гостя со словами благодарности – значит: старик пошёл проводить гостя и попутно сказал несколько слов благодарности.

б) Объясните разницу выделенных конструкций.

1. Он добился всего своим трудом . Мы с трудом её поняли.

2. Этот парень до всего дошёл своим умом . К этому вопросу надо подойти

с умом.

3. Ребёнок встретил нас плачем. Ребёнок встретил нас с плачем.

4. На наши слова фермер ответил недоверием . На наши слова фермер ответил с недоверием .

5. Свои ошибки он объяснил волнением . Свои ошибки он объяснил

с волнением.

Упражнение 7.

А) Опишите аудиторию, в которой вы занимаетесь, пользуясь предлогами: за, с, над, под, перед, между .

Б) Составьте аналогичный рассказ о своей комнате.

Упражнение 8.

Раскройте скобки, ставя слова в Т.п. с предлогами. Спишите предложения.

1. (Допрос) дознаватель или следователь должны выяснить у допрашиваемого его Ф.и.о., время и место рождения и другие данные.

2. Они должны сравнить эти данные (другие сведения ).

3. В соответствии (закон ) личный обыск производится (участие понятых) одного пола (обыскиваемый).

4. Все изымаемые предметы и документы должны быть перечислены в протоколе (точное указание ) количества, меры, веса.

5. Разбой – это нападение (цель ) похищения чужого имущества, соединённое (причинение ) телесных повреждений средней тяжести.

6. (Грабёж ) понимается хищение, совершённое открытым способом.

7. Рассматриваемое нами преступление включает признаки: использование лицом (путь действия ) своих должностных полномочий; наличие причинной связи (деяние и наступившие преступные последствия ).

8. (Хранение ) следует понимать любые действия, связанные (нахождение)

Наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного, в частности при себе, в помещении, в тайнике или других местах.

9. Хулиганство может выражаться и в действиях, сопряжённых (издевательство) (малолетний, инвалид, престарелые и беспомощные лица).

10. В соответствии (п. «а» ч.2 ст. 169 УК РУз, ст.ст. 321, 322, 324, 331 УАК РУз) было принято постановление о возбуждении уголовного дела.

11. (Приказ ) подразумевается любое служебное распоряжение начальника, обращенное к подчинённым.

12. (Отсутствие состава преступления ) уголовное дело было прекращено.

13. (Неимение улик ) подозреваемый был освобождён.

14. Международный терроризм часто служит орудием политики, направленной на подрыв мира (народы, государства ).

Упражнение 9.

Прочитайте текст. Составьте к нему вопросы. Подготовьте пересказ.

Миллион друзей

В краю, где я вырос, есть много обычаев, которыми гордится наш народ. К сожалению, я редко бываю в своей деревне, и многие обычаи постепенно забываются. Но когда я приезжаю в родные места, невольно вспоминаю их.

Однажды я приехал на родину с другом.. Он был здесь впервые. По дороге я рассказывал ему о наших обычаях, что принято у нас, я что не принято. Однако я не мог рассказать ему обо всём.

Когда мы сошли с поезда, я начал здороваться со всеми, кого мы встречали: с дежурным по станции, с носильщиком, с маленькой девочкой.

Мы, что, приехали? - спросил меня приятель.

Да нет. Нам ещё нужно пересесть на электричку, и через часа два мы будем дома.

Откуда же у тебя здесь миллион друзей и знакомых?

И мне пришлось объяснить ещё один наш обычай – здороваться со всеми, даже с неизвестными людьми. Это хороший обычай: идёшь по родной земле, встречаешь людей, и они здороваются с тобой, как будто сама родина говорит тебе «Здравствуй!»

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

Употребляется только с предлогами. П.п. фақат олд кўмакчи билан қўлланилади:

о, в, на, при, по

1. Предлог О

употребляется для обозначения речи или мысли . Нутқ ёки фикрни билдириш учун ишлатилади (= ҳақида, тўғрисида) :

Студенты рассказывали о посе щ ении музея.

Мы читали рассказы о лётчиках .

СПИСОК

О

Несовершенный Совершенный

А) говорить сказать о недостатках; разговор о недостатках

рассказывать рассказать о поездке; рассказ о поездке

разговаривать - о погоде; разговор о погоде

беседовать побеседовать о задачах; беседа о задачах

сообщать сообщить о приезде; сообщение о поездке

просить попросить о помощи; просьба о помощи

спрашивать спросить о результатах; вопрос о результатах

предупреждать предупредить об опасности; предупреждение об опасности

б) думать подумать о будущем

мечтать помечтать о встрече; мечта о встрече

вспоминать вспомнить о детстве; воспоминание о детстве

помнить о поручении

знать о собрании

в) заботиться о детях; забота о детях

беспокоиться о товарище; беспокойство о товарище.

2. Предлог В

употребляется для обозначения

а) места (= ичида, доирасида):

Книги лежат в шкафу .

Дети играют в саду.

Я учусь в институте , живу в Ташкенте.

б) времени (= -да, -ида):

Я приехала в Ташкент в августе .

Я приехал в 2005 году .

Фуркат жил в Х!Х веке .

Человек учится в детстве, в юности , отдаёт свои знания в зрелом возрасте.

Брат приехал не в начале , а в середине сентября .

Он вернулся в одиннадцатом часу.

в) в сочетании с существительными, которые обозначают:

1) душевное состояние: в печали, в горе, в тоске, в гневе, в возмущении, в волнении, в беспокойстве, в состоянии аффекта, в восторге, в восхищении, в удивлении:

Все были в восторге от картины.

Он в волнении ходил по комнате.

2) одежду:

Девушка была в белом платье .

Он пришёл сегодня в новом костюме и в шляпе.

СПИСОК

глаголов и соответствующих им существительных, требующих после себя П.п. с предлогом В

Несовершенный Совершенный

нуждаться - в помощи; нужда в помощи

сомневаться - в правильности; сомнение в правильности

помогать помочь кому-либо в работе; помощь в работе

обвинять обвинить кого-либо в нечестности; обвинение

в нечестности

подозревать - кого-либо в преступлении; подозрение

в преступлении

упрекать упрекнуть кого-либо в равнодушии; упрёк в равнодушии

ошибаться ошибиться в оценке; ошибка в оценке

отказывать отказать кому-либо в помощи; отказ в помощи

убеждать убедить кого-либо в необходимости

3. Предлог НА

употребляется для обозначения

а) места (=-да, устида):

Дом стоит на берегу реки.

Студенты были на выставке .

Деканат находится на втором этаже.

б) средств передвижения ( = -да, билан - ҳаракатланиш воситаси):

ехать на поезде, на трамвае, на маршрутке, на лошади; лететь на самолёте.

в) времени (- да, пайтида):

На этой неделе мы пойдём в музей(но: в этом году, в этом месяце ).

Охотники вышли из дома на рассвете .

Они вернулись домой на закате .

г) после следующих глаголов:

говорить, писать на русском языке;

играть на каком-нибудь инструменте – на скрипке, на рояле (но: играть в шахматы, в волейбол)

жениться на ком-либо (но: выходить замуж за кого-либо)

настаивать на своём мнении.

4. Предлог ПРИ

употребляется для обозначения

а) времени (даврида, -да):

При Петре 1 Россия стала сильным государством.

б) места (=ёнида, қошида):

При доме есть небольшой огород.

При институте имеется аспирантура.

в) условия в следующих сочетаниях (= -да, лигида, бўлса):

при условии, при наличии, при отсутствии, при желании, при старании, при помощи, при содействии, при поддержке.

При желании ты мог бы выполнить это поручение.

При всеобщей поддержке это предложение удастся осуществить.

г) = в присутствии (= олдида, борлигида, кўз олдида)

Это произошло при свидетелях .

д) в следующих сочетаниях:

при свете луны, при лампе, при луне, при вечернем освещении.

Так как комната была тёмная, днём приходилось читать при лампе.

5. Предлог ПО

употребляется для обозначения

а) времени в значении «после» (= -дан кейин):

По приезде в Москву я сразу же отправилась в родной институт.

По возвращении в Ташкент она стала преподавать в университете.

В и НА для обозначения места

Работаю в учреждении на заводе

в магазине на фабрике

в больнице на почте

в библиотеке на телеграфе

на станции

на вокзале

на предприятии

на строительстве

на производстве

учусь в институте на первом курсе

в школе на юридическом факультете

в одиннадцатом классе на курсах повышения квалификации

в техникуме

в университете

в академии

был в театре на спектакле

в кино на репетиции

в консерватории на концерте

в цирке на вечернем (утреннем, дневном) сеансе

на уроке

на лекции

на занятиях

на семинаре

на собрании

на заседании

на конференции

на симпозиуме

на сессии

на практике

живу в городе на улице Камарнисо

в переулке на проспекте Навои

в Сибири на Урале

в Узбекистане на Кавказе

в Центральной Азии на юге

в долине на севере

на западе

на востоке

был в саду на стадионе

в парке на рынке

в лесу на базаре

в тылу на фронте

в местности на территории

в стране на родине

в тюрьме на свободе

в неволе на воле

в ссылке

Тренировочные упражнения

Упражнение 1.

Спишите предложения. Вместо точек напишите предлоги. Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже.

1. …(тишина ) было слышно, как кто-то просил … (помощь ).

2. Товарищ рассказал мне …(поездка) … (Кавказ ).

3. Наше государство заботится …(дети и молодёжь ).

4. Брат написал мне … (народный праздник ) .. (наш город ).

5. …(собрание ) однокурсник заявил … (свое решение ) ехать … Север.

6. Я часто вспоминал … (наша дружеская встреча ).

7. Вчера мне рассказали … (игра ) моего товарища… (шахматы ).

Упражнение 2.

Вместо точек впишите необходимый глагол. Глаголы: думать, говорить, слушать, вспоминать, рассказывать, услышать. Слова, данные в скобках, поставьте в нужном падеже.

1. Во время перерыва он … с (товарищ) о (новая программа).

2. На последнем собрании мы … о (помощь неуспевающим студентам ).

3. Я … (рассказ ) о (жизнь ) в (европейские страны ).

4. Я … о (ваш приезд ) и пришла навестить вас.

5. Мой брат часто … о (студенческая жизнь ) и я … о (весёлые вечера и туристические походы).

6. Студенты много … о (летние каникулы ).

7. Мне … о (творчество поэтов ХП века) .

Упражнение 3.

Ответьте на вопросы, используя выражения, данные в скобках

1. Что собой представляет заявление о повинной? (сообщение о преступлении, совершенном самим заявителем)

2. О чём дал показания подозреваемый? (совершённое им преступление )

3. О чём должен рассказать допрашиваемый? (известные ему обстоятельства дела)

4. О чём делается отметка в протоколе допроса? (разъяснение прав и обязанностей допрашиваемого)

5. Какое постановление принял следователь? (производство обыска, возбуждение уголовного дела, назначение дактилоскопической экспертизы )

6. О чём составляется протокол? (предъявление для опознания, произведённое на предварительном следствии)

7. Какие сведения должны быть внесены в протокол? (опознающий, условия, ход и результаты предъявления для опознания, лица, предъявленные для опознания и т.д.)

Упражнение 4.

Спишите предложения. Вместо точек впишите предлоги . Слова, стоящие в скобках, поставьте в нужном падеже.

1. … (детство ) я очень любил собирать марки.

2. … (юность) я мечтал быть географом, путешественником.

3. … (молодость) я несколько раз был … (Россия) и … (граница ).

4. Ещё … (ранняя молодость) он привык осмысливать свою жизнь.

5. Он потерял мать … (раннее детство).

6. Мой дедушка умер … (глубокая старость).

7. … (прошлая неделя) я начал заниматься английским языком.

Упражнение 5.

1. Когда родился Амир Темур?

2. Когда были приняты государственные символы Республики Узбекистан?

3. Когда начинаются занятия в школах и вузах нашей страны?

4. Когда вы приехали в Ташкент?

5. Когда вы родились?

6. Когда вы начали учиться в институте?

7. Когда вы будете сдавать экзамен по русскому языку?

Упражнение 6.

Проведите конкурс на лучший вопрос по истории Узбекистана, начинающийся со слова когда? (где?)

Упражнение 7.

а) Прочитайте предложения. Обратите внимание на употребление выделенных конструкций.

1. Я был в восхищении от новой работы этого художника.

2. Я в восторге от Хивы - города-музея.

3. Этот человек никогда не оставит тебя. Он и в радости и в горе будет с тобой.

б) Замените выделенную часть предложения близкой по смыслу конструкцией.

1. Я восторгаюсь этой картиной .

2. Настоящие друзья всегда будут вместе с тобой: и когда у тебя горе, и когда у тебя радость.

3. Все восхищались новым произведением молодого композитора.

Упражнение 8.

Ответьте на вопросы, используя конструкции с П.п.

1. В чём подозревается этот человек? (хулиганство, преступление, кража )

2. В чём обвиняется этот молодой парень в шляпе? (убийство)

3. В чём состоит задержание? (кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления)

4 При наличии каких оснований лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано? (застигнуто при совершении преступления; на нём или на его одежде, при нём или в его жилище обнаружены явные следы преступления; имеются данные, дающие основание подозревать данное лицо в совершении преступления)

5. На каком языке может давать показания допрашиваемый? (тот язык, которым владеет)

6. Где ставится подпись? (конец протокола )

7. В каком состоянии находился Абдуллаев А. при совершении преступления, в котором он впоследствии признался? (состояние опьянения)

8. Что имел задерживаемый при себе? (оружие, предметы, хранение которых запрещено)

9. Когда (при каких обстоятельствах) производится личный обыск? (задержание подозреваемого работником милиции; составление протокола задержания; при применении к обвиняемому меры пресечения - заключения под стражу, при наличии достаточных оснований)

10. В каких случаях приостанавливается предварительное следствие? (заболевание обвиняемого)

11. Когда были обнаружены следы пальцев рук? (осмотр места преступления)

Упражнение 9.

Из данных слов составьте предложения

1. В, начало, допрос, на, очная ставка, дознаватель, следователь, спрашивать, каждый, из, допрашиваемые, поочерёдно.

2. При, чтение, встретиться, незнакомые, слова.

3. Создание, и, руководство, преступное сообщество, выражаться, в, любые, действия, по, формирование, преступная структура.

4. Дача взятки, состоять, в, незаконное вручение, передача, предоставление, материальный, ценность, или, имущественный, выгода, должностной, лицо.

5. Вымогательство, возможно, в, три, форма.

6. При, открытый, отказ, от, исполнение, приказ, виновный, действовать, только, с, прямой, умысел.

7. При, групповой, неповиновение, виновный, выступать, в, качество, соисполнитель.

8. По, окончание, допрос, протокол, предъявляться, для, прочтение, допрашиваемый.

9. По, прочтение, протокол, допрашиваемый, свой, подпись, подтверждать, правильность, запись, показания.

10. Я, учиться, на, первый курс, в, юридический, институт, жить, в, общежитие.

Упражнение 10.

Прочитайте текст. Составьте к нему вопросы. Подготовьте пересказ.

Солнце и Луна

Однажды Солнце и Луна поспорили: Солнце говорит – листья на деревьях зелёные, а Луна говорит – они серебристые. Луна говорит – люди на земле обычно спят. А Солнце говорит – люди почти всегда в движении.

Но тогда почему же на земле такая тишина? – спрашивает Луна.

Кто тебе это сказал? – удивляется Солнце. – На земле очень шумно.

Так они спорили очень долго.

Вдруг прилетел ветер. Услышал он этот разговор и засмеялся.

О чём вы спорите! Я и при Солнце и при Луне летаю. Днём, когда светит Солнце, всё бывает так, как говорит Солнце. На земле шумно, все люди в движении и листья на деревьях зелёные. А ночью, когда светит Луна, всё бывает по-другому: люди спят, кругом тишина, и листья при свете Луны серебристые. А когда туча закрывает Луну, листья на деревьях бывают даже чёрные. Но ни ты, Солнце, ни ты, Луна, не знаете об этом. Услышала это Луна и решила посмотреть, как выглядит земля при Солнце.

Вот почему, когда Солнце садится, на небе появляется любопытная Луна.

Список использованной литературы

1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учит. Для преподавателя русского языка как иностранного. М., 2002.

2. Баш Е.Г., Венедиктова Н.К. и др. Беспредложное и предложное управление. / Сборник упражнений для иностранцев. - М.: МГУ,1959.

3. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. / Лингафонный курс для иностранцев. - М., 1969.

4. Галеева М.М., Иевлева З.Н. и др. Сборник текстов для чтения для студентов- иностранцев. - М., 1966.

5. Назин Г.Л. Лингафонное пособие по русскому языку. - Т., 1978.

6. Нечаева А.И., Гуральская И.М. и др. Учебное пособие по русскому языку. – Т., 1992.

7. Пропедевтический курс современного русского языка. / Под общей ред. В.В.Решетова. – Т., 1981.

8. Пулькина И.М., Захава-Некрасова Е.Б. Русский язык. Практическая грамматика с упражнениями. Для говорящих на английском языке. -М., 2003.

9. Пулькина И.М., Захава-Некрасова Е.Б. Учебник русского языка для студентов-иностранцев. – М., 1968.

10. Решетов В.В., Решетова Л.В. Рус тили грамматикаси. – Т., 1979.

11. Русская граммтика. / Под ред. Н.Ю.Шведовой В.В.Лопатина. – М.,1990.

12.Соболева Н.И., Соседова Н.И. Лингафонный курс русского языка. Лексико-грамматические упражнения и диалоги. – М.,1968.

13. Янко-Триницкая. Русская морфология. - М. , 1989.

14. Яцюк Т.А., Назин Г.Л., Аракелова Н.М. Юридическая терминология и тексты права. Учебное пособие. Ч. 1. – Т., 1993.

Предисловие 3

Элементарные сведения по фонетике. Фонетикадан маълумотлар.

Ударение. Урғу 4

Гласные фонемы. Унли товушлар 5

Фонема 6

Фонема О 8

Фонема И 11

Фонема Ы 14

Фонема Э 17

Фонема У 21

Употребление Е, Ё, Ю, Я. Е, ё, ю, я ҳарфларининг қўлланиши 21

Система согласных фонем. Ундош фонемалар тизими 24

Звонкие и глухие согласные. Жарангли ва жарангсиз ундошлар 24

Твёрдые и мягкие согласные. Қаттиқ ва юмшоқ ундошлар 29

Особенности произношений некоторых сочетаний согласных.

Айрим ундош бирикмаларини талаффуз қилиш хусусиятлари 35

Словообразование. Состав слова. Сўзларнинг тузилиши. Сўз таркиби. 40

Морфология. Части речи. Морфология. Сўз туркумлари. 45

Род имен существительных. Отларда род 45

Список № 1 Наиболее употребительные существительные

женского рода, имеющие в конце слова - знь, - сть, - сь, - вь

бь, - пь. - знь, - сть, - сь, - вь, - бь, - пь билан

тугайдиган, энг кўп қўлланиладиган женский роддаги отлар 48

Список № 2 Наиболее употребительные существительные мужского

и женского рода с Ь в конце слова (Ь га тугаган, кўп қўлланадиган

женский ва мужской роддаги отлар) 48

Число имен существительных. Отларда сон. 58

Особые случаи образования форм множественного числа имён существительных.. Отларда кўплик шаклини ташкил этишнинг алоҳида ҳоллари 59

I Склонение. 1 турланиш 69

П Склонение. П турланиш 71

Ш Склонение. Ш турланиш 73

Склонение существителньх во множественном числе. Отларнинг кўпликда турланиши 75

Особенности образования формы Родительного падежа множественного

числа. Родительный падеж кўплик шаклининг тузилиш хусусиятлари 77

Особенности значения и употребления падежей. Келишикларнинг

маъноси ва қўлланиш хусусиятлари 81

Именительный падеж. Бош келишик 81

Родительный падеж. 1. Без предлога (Олд кўмакчисиз Р.п.) 81

Глаголы, требующие после себя Р.п. без предлога.

Ўзидан кейин олд кўмакчисиз Р.п. шаклини талаб қилувчи феъллар 88

Родительный падеж с предлогами (Олд кўмакчили Р. п.) 93

Дательный падеж без предлога (Олд кўмакчисиз Д. п.) 101

Дательный падеж с предлогами (Олд кўмакчили Д. п.) 110

Винительный падеж без предлога. (Олд кўмакчисиз В. п.) 122

Переходные глаголы, требующие после себя В.п. без предлога.

Ўзидан кейин олд кўмакчисиз В.п. шаклини талаб қилувчи ўтимли

Феъллар 122

Винительный падеж с предлогами (Олд кўмакчили В. п.) 129

Творительный падеж без предлога. (Олд кўмакчисиз Т. п.) 141

Глаголы, требующие после себя Т.п. без предлога.

Ўзидан кейин олд кўмакчисиз Т.п. шаклини талаб қилувчи феъллар 147

Творительный падеж с предлогами (Олд кўмакчили Т. п.) 153

Предложный падеж 162

Список глаголов и соответствующих им существительных, требующих

после себя П.п. с предлогом В 162

Некоторые случаи употребления предлогов В и НА для обозначения

места 165

Список использованной литературы 172

К. А. Солиева

Практическая грамматика русского языка

Часть 1
Редактор: Неклесса Г.
Техник редактор: Боймаматов А.

Компьютерная верстка:

Подписано в печать: . Усл. печ. л: Тираж: . Заказ:№

Отпечатано в типографии ТГЮИ

Ташкент Государственный юридический институт, 2003 г.

г. Ташкент, Сайилгох 35.