Правописание е и в безударных окончаниях существительных. Правописание окончаний. Гласные в некоторых неударяемых падежных окончаниях

Разделы: Начальная школа

Опыт показывает, что одной из самых трудных орфограмм для учащихся начальных классов является правописание падежных окончаний –е и -и в именах существительных. Источником ошибок в указанных случаях является звуковое совпадение безударных окончаний существительных в сочетаниях типа по деревне – из деревни, в роще – из рощи, на площадке – на площади и т. п.

Дети очень часто неправильно пишут окончания в словах потому, что неправильно определяют падеж. Младших школьников затрудняет различение падежей. Впрочем, бывает и так: ученик грамотно пишет окончания в словах, а разбирает формы имён существительных неверно.

Казалось, такая простая на первый взгляд тема: “Имя существительное”, но сколько важных вопросов решается при её изучении. Самый главный и важный – как научить грамотно писать?

Три года учитель кропотливо отрабатывает умения детей быстро находить имя существительное в группе других частей речи по существенным признакам, готовит к работе на важном этапе – правописанию окончаний.

Сначала целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определённым склонением. Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа.

На этой первоначальной ступеньке знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.

Для выяснения понятия “падеж” целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2, 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит

от слова, с которым связано имя существительное, и от вопроса, который ставится от другого слова. Например: видели кого? (что?) собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались в чём? в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (В чём?).

При изучении трёх типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться. В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определённый вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу кого? синичку, соловья; делаю что? табуретку, стол).

При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям, отличаются друг от друга окончаниями.

Изучение темы: “Изменение по падежам” происходит в определённом порядке. Прежде всего детям даётся понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идёт ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берётся без предлогов, затем учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или с иными падежами.

Очень важно на первых порах давать имена существительные с ударными окончаниями, используя такие виды работ, как разбор предложений, словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением предложений и словосочетаний с изученными падежными формами имён существительных, в частности существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?

Важно и то, чтобы в процессе изучения данной темы учащиеся чётко сопоставляли падежи друг с другом, выясняли роль каждого из падежей и предлогов.

Чтобы дети поняли различие в падежных окончаниях имён существительных и правильно их писали необходимо научить определять и тип склонения имён существительных по их родовым признакам. Дети должны понять, что по роду и ударным окончаниям можно определить тип склонения: к 1-му склонению относятся им.сущ. ж.р. и м.р. с окончаниями -а,-я (земля, сестра, ….). Каждое склонение имеет различные окончания в одном и том же падеже.

А дальше идёт изучение каждого склонения в отдельности. Используются все возможности для сопоставления склонений друг с другом, с тем чтобы дети научились находить сходство их в падеже и различие в окончаниях (Р. – школы, дома, степи; Д.- школе, дому, степи и т.д.).
С другой стороны, дети учатся правильно писать безударные окончания по аналогии с ударными у существительных, принадлежащих к одному и тому же склонению и стоящих в одном и том же падеже (по комнате , по деревне по воде ).

Задача, которая стоит перед учителем при изучении в IV классе имён существительных 1-го склонения, состоит в том, чтобы помочь детям понять, что ударные и безударные окончания существительных указанного склонения одинаковы, и научить детей проверять правописание безударных окончаний существительных на сопоставлении между собой падежей: родительного и дательного, родительного, дательного и предложного и т.д. Окончания этих падежей легко перепутать, поэтому важно отработать и развить у детей способности проверять написание окончаний подставляя вместо существительного с безударным окончанием существительное того же склонения и того же падежа с ударным окончанием (из деревни - из земли ; к деревне – к земле). Теперь легко усвоить, что окончание родительного падежа - -и (-ы), дательного и предложного падежей – е. Умение различать падежи помогает и различению окончаний, например: около деревни (Р.п.), по деревне (Д.п.), в деревне (П.п.). Все эти слова отвечают на один и тот же вопрос где?, но имеют разные окончания, т.к. в разных падежах.

Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения вызывает меньше затруднений. Безударное окончание предложного падежа звучит ближе к и, чем к е: “ в доми, парки”. Вопрос где? характерен не только для предложного падежа. Поэтому детям могут помочь: 1)знания того, что характерное окончание предложного падежа существительных 2-го склонения –е; 2) сопоставление с существительным того же падежа и склонения, но с ударным окончанием (в городе , в парке, в Смоленске - в столе , в селе, в Орле ).

3-е склонение противопоставляется 1-му и 2-му склонению. Важно показать, что имена существительные 3-го склонения никогда не имеют окончание –е, что только в трёх падежах имеется окончание -и (степи –Р.п., к степи – Д.п., о степи – П.п.).

Всё выше сказанное ещё раз доказывает, что одной из наиболее актуальных тем русского языка в правописании слов с безударными гласными в слове является “Правописание безударной гласной в окончании имени существительного”.

Даже умение склонять имена существительные и определять у них падеж не всегда приводит к грамотному написанию данной орфограммы. В классе встречаются такие дети, которые не могут использовать слова-помощники при письме: дети с низким уровнем внимания своевременно не могут определить нужную орфограмму в слове, с низким уровнем памяти не могут быстро запомнить нужное окончание существительного в определённом склонении и падеже.

В данной ситуации учитель обязан использовать все формы и приёмы работы, чтобы добиться сознательного усвоения данной темы и применения знаний в практической деятельности.

Большую помощь в работе учителя со всем классом могут оказать карточки с индивидуальными заданиями.

Т.е. “важно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.” (Деменёва Н.Н. “Дифференциация учебной работы младших школьников)

В современном образовании решается вопрос о развитии навыков обучения каждого ребёнка на определённом уровне. Вот почему важен индивидуальный подход, который должен реализоваться путём дифференцированного обучения.

Используя разные методы и приёмы психологического обследования детей (методика “Исследование словесно –логического мышления”, исследование памяти по методикам Т.Ротановой и Богдановой Т.Г., внимание – методика Бурдона, наблюдения, устные и письменные работы детей) показали, что по степени обучаемости можно выделить три группы детей:

первая - с низкой степенью обучаемости;

вторая - группа со средней степенью обучаемости;

третья - группа с высокой степенью обучаемости.

Фрагменты урока по теме: “Имя существительное”

Цели . 1. Учить сравнивать и писать ударные и безударные окончания
имён существительных одного и того же склонения.
2. Формировать устойчивость и распределение внимания, аналитико-синтетическое мышление,
навыки самопроверки.

Объяснение нового материала

К – №1

Внимательно рассмотрите таблицу. Просклоняйте данные слова.

1) Прочитайте задание на карточках, выберите задание по своим возможностям и выполните его.

    3) Самостоятельная работа. (По одному ученику каждого уровня задание выполняют на плёнке, проверка осуществляется с помощью кодоскопа.)

2) Сравнение ударных и безударных окончаний имён прилагательных (начинаю с 1-го уровня).

Какие ударные окончания выписали ребята, выполняющие первую карточку? (просмотр и сравнение выполненного задания учениками 1-го уровня);
- Посмотрите внимательно как выполнили задание ребята на второй карточке.
В какой части слова стоит ударение?
- В окончании.
- Сравните окончания с первой карточки и со второй. Сделайте вывод.
- Окончания ударные.
- Посмотрите на 3 карточку. Что вы заметили в сравнении с первыми двумя?
- На первых двух карточках окончания ударные, а на третьей – безударные.
- Кто заметил ещё одну особенность?
- Ударные и безударные окончания имён существительных пишутся одинаково.
- Какие слова можно использовать в помощь, когда будем писать слова с безударным окончанием?
РЕКА, ЗЕМЛЯ, ДВОР, КОНЬ, ОКНО, СТЕПЬ.
- Прочитайте вывод на 82 странице учебника.

Первичная проверка нового материала

(дифференциация по уровню трудности)

К – №2

Проверка осуществляется с помощью кодоскопа (по одному ученику из каждого уровня выполняли задание на плёнке).

  • Прочитайте задание и проверьте свои работы и работы своих товарищей.
  • Назовите слова – помощники 1-го, 2-го, 3-го склонения.
  • Прочитайте задание второй карточки, возьмите сигналы “да” и “нет”, проверим свои работы.

Если ребята считают, что окончание поставлено верно, показывают “да”, если не согласны – показывают “нет”.

  • Какие слова-помощники вы использовали в своей работе?
  • (Аналогичная работа проводится по проверке третьей карточки)

Закрепление изученного материала

(задание можно проработать в двух вариантах)

В –1.
(Дифференциация по объёму учебного материала.)

Задание упражнения :

  • Поставьте существительные из скобок в нужном падеже. Напиши словосочетания.

Определите падеж и склонение существительных. Выделите окончания. Обозначьте ударение.

  1. Первое предложение выполняется с комментированием.
  2. Самостоятельная работа
  3. 1-й уровень - 2, 3 предложение;

    2-й уровень - 2, 3, 4 предложение;

    3–й уровень - 2, 3, 4, 5 предложение, указать проверочные слова.

    Проводится с помощью карточек с безударными падежными окончаниями:
    -е, -и, -а, -я, -ой, -ей, -ом, -ем, -у, -ю.

В – 2.
(Дифференциация по уровню самостоятельности)
Упражнение 181 страница 83.

  1. Ознакомление с заданием.
  2. Дети 3-го уровня приступают к выполнению задания.
  3. С помощью учителя учащиеся 1 и 2 –го уровней работают над 1, 2 предло- жениями.
  4. Учащиеся 2-го уровня продолжают работать самостоятельно, а учащиеся 1-го уровня выполняют работу самостоятельно под контролем учителя.
  5. Проверка выполненного задания.
    (осуществляется с 3-го предложения)

Формирование умений и навыков

1-й уровень

О мякот…, по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…,
к побед…, для библиотек…, на горизонт…, об осен…, по горст…,
о мыш…, о капел… .

2-й уровень
Спишите, поставьте ударение, определите склонение и падеж им. существительных, вставьте и выделите пропущенное окончание.
От кашк… к гвоздик…, по дорожк… к рощ…, по осинк… к сирен…,
на макушк… ел…, от деревн… к речк…, около грядк… на капуст…, от веточк…к ветв.. .

3-й уровень
Напишите словосочетания по данным схемам. Окончания имён существительных должны быть безударными.

В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)
На (2скл., м.р., П.п.) по (1скл., м.р., Д.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) на ((1скл., ж.р.,П.п.)
По (1скл., ж.р., Д.п.) на (2скл., м.р., П.п.)
На (2скл., ср.р., В.п.) к (1скл., ж.р., Р.п.)

1-й уровень
Запиши слова в два столбика по окончаниям.
На ладон…, на топол…, от бол…, по комнат…, о геро…, до полк…, в деоевн…,
В конкурс…, в зелен…, от радост…, о молодёж…, на свирел… .

2-й уровень
Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.

На брош… - __________________________

Около постельк… - ____________________

По колыбельк… - ______________________

О медал… - ___________________________

В бутылк… -__________________________

О ноч… - _____________________________

На снег… _____________________________

3-й уровень

  1. Образуйте 2-3 существительных от глаголов: СГИБАТЬ, СБИТЬ, СДАТЬ, СЖАТЬ.
  2. Поставьте полученные слова в Р.п, Д.п, П.п., Т.п.

(Дифференциация по объёму учебного материала)
Подобрать слова – помощники, указать склонение.
1-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п и В.п.;
2-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п.,
3-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п., Т.п., П.п.

К - №8

(Дифференциация по уровню трудности и творчества)

1-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п и П.п.
2-й уровень Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п. .
Найти лишнее слово и объяснить свой выбор (пассажир – удвоенная согласная).
3-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п.
Разделить слова на две группы и объяснить своё решение.

  • Профессии людей.
  • Названия людей.
  • Подобрать синонимы к словам: солдат, ученик, товарищ, ученик, учитель.

    К- №9

    (Дифференциация по уровню трудности)

    1-й уровень
    Списать, раскрывая скобки. Поставить ударение, выделить окончание, определить склонение и падеж.

    Говорить о (сказка, повесть), писать в (тетрадка, тетрадь), плыть на (лодка, пароход), купаться в (речка, озеро), встретиться около (беседка, пристань), отдыхать в (деревня, лагерь), встретиться около (беседка, пристань), мчались на (машина, лошадь), рассказать о (случай, жизнь).

    2-й уровень
    Записать имена существительные в три столбика, поставить ударение, выделить окончание, указать падеж. (слова из задания для 1-го уровня).

    3- уровень
    Найти и исправить допущенные ошибки, в скобках написать проверочное слово, выделить окончание, поставить ударение, определить падеж и склонение.

    Говорить о сказки, повести; писать в тетрадке, в тетраде; плыть на лодке, на пароходе;
    Купаться в речке, в озер…; встретиться около беседки, пристани; отдыхать в деревне, в лагере; мчались на машине, на лошаде; рассказать о случаи, о жизне.

    Первичное закрепление темы:

    “Правописание безударных окончаний имён существительны х”

    К- №10 (дифференциация по степени трудности)

    1-й уровень
    Определить склонение и падеж имён существительных. Выделить окончания.

    Без кисти, по капле, с неба, о речке, после друг…, к дубраве, на колосе, над лесом, у горы, под дверью, у товарища, о матери, на солнце, к дяде.

    2-й уровень.
    Списать, вставить и выделить окончания, определить склонение и падеж имён существительных.

    Без кист…, по капл…, с неб…, о речк…, после друг…, к дубрав…, на колос…, над лес…, у горк…, под дверь…, у товарищ…, о матер……, на солнц…, к дяд… .

    3-уровень.
    Поставить имена существительные в нужном падеже с предлогом.
    Кисть – Р.п., капля – Д.п., речка – П.п., (после) друг – Р.п., дубрава - Д.п.,
    Колос – П.п., лес – П.п., горка – Д.п., дверь – Р.п., товарищ – П.п., мать – П.п.,
    Мать – Р.п., солнце – П.п., дядя – Р.п., дядя – П.п.

    К - №11

    1-й уровень
    Составить предложения, используя данные слова; у существительных выделить окончания, указать склонение и падеж.

    а) из-за, солнышко, выглянуло, тучки;
    б) по, поездки, ребята, из, вернулись, Калуги;
    в) на, охотники, опушке, около, отдыхали, пристани, леса.


    Найди лишние.

    2-й уровень
    Составить предложения, используя данные слова, вставить пропущенные окончания.
    Указать склонение и падеж имён существительных.

    а) из-за, солнышко, выглянуло, тучк…;
    б) по, поездк…, ребята, из, вернулись, Калуг…;
    в) на, охотники, опушк…, около, отдыхали, пристан…, лес….

    Все ли слова понадобятся для составления предложений?
    Найди лишние. Расскажи о его значении.

    3-й уровень
    Используя данные слова составить и записать предложения. Имена существительные поставить в нужном числе и падеже, используя предлоги.

    а) солнышко, тучка (ед.ч., Р.п.), выглянуло;
    б) ребята, поездка(ед.ч., Р.п.), вернулись, Калуга(ед.ч., Д.п.)
    в) охотники, опушка (ед.п., П.п.), отдыхали, пристань(ед.ч, Р.п.), лес (ед.ч, Р.п.).

    Все ли слова понадобятся для составления предложений?
    Найди лишнее. Расскажи о его значении. Подбери слова на ту же тему, что и слово пристань.

    Таблица 1 — Падежные окончания существительных в единственном числе

    Падежи I склонение II склонение III склонение
    И. п. -а, -я

    жена , земля

    , -о, -е

    конь, село , поле

    ночь, лошадь

    Р. п. -ы, -и

    жены , земли

    -а, -я

    коня , села , поля

    ночи , лошади

    Д. п.

    жене , земле

    -у, -ю

    коню , селу , полю

    ночи , лошади

    В. п. -у, -ю

    жену , землю

    ,-а, -я, -о, -е

    коня , село , поле

    ночь, лошадь

    Т. п. -ой (-ою), -ей (-ею)

    женой , землей

    -ом, -ем

    конём , селом , полем

    -ью

    ночью , лошадью

    П. п.

    жене , земле

    -е, -и

    коне , селе , поле

    ночи , лошади

    В падежных окончаниях единственного числа пишется:

    1. буква е : в дательном и предложном падежах существительных I склонения и в предложном падеже II склонения (кроме слов на -ия , -ий , -ие ), например: к фабрике , на фабрике , к земле , о батарее , в статье ; на заводе , на станке ; о море ; в селе ;
    2. буква и :
      • в родительном падеже существительных I склонения, например: у фабрики , у земли , около батареи , из статьи ;
      • в предложном падеже существительных II склонения на -ие , -ий , например: в лектории , в волнении , о мировоззрении ;
      • в родительном, дательном и предложном падежах существительных I склонения на -ия , существительных III склонения и разносклоняемых существительных среднего рода на -мя , например: из коллекции , к коллекции , в коллекции ; из шинели , к шинели , в шинели ; у знамени , к знамени , о знамени .

    Следует различать формы предложного падежа существительных среднего рода на -ие и -ье , например: находиться в размышлении , быть во всеоружии (окончание ); находиться в раздумье , быть на побережье (окончание ).

    Падежные окончания в фамилиях и названиях

    В русских фамилиях на -ин(-ын) и на -ов(-ев) в творительном падеже единственного числа пишется -ым (как у прилагательных), например: с Вячеславом Деминым , с Ростиславом Синицыным , с Кириллом Колосовым . В иностранных фамилиях пишется окончание -ом , например: Дарвином , Чаплином .

    В названиях населенных пунктов на -ин(-ын) , -ов(-ев) , -ино(-ыно) , -ово(-ево) в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ом (как у существительных), например: под городом Кашином , селом Бородином , городом Дмитровом .

    Падежные окончания существительных множественного числа

    Таблица 2 — Падежные окончания существительных во множественном числе

    Падежи I склонение II склонение III склонение
    И. п. -ы, -и

    жены , земли

    а, -я, -ы, -и

    кони , сёла , поля

    ночи , лошади

    Р. п.

    жён, земель

    -ов, -ей,

    коней , сёл, полей

    -ей

    ночей , лошадей

    Д. п. -ам, -ям

    жёнам , землям

    -ам, -ям

    коням , сёлам , полям

    -ам, -ям

    ночам , лошадям

    В. п. -ы, -и,

    жён, земли

    -а, -я, -ы, -и, ей, -ов

    коней , сёла , поля

    -и, -ей

    ночи , лошадей

    Т. п. -ами, -ями

    жёнами , землями

    -ами, -ями

    конями , сёлами , полями

    -ами, -ями

    ночами , лошадями

    П. п. -ах, -ях

    жёнах , землях

    -ах, -ях

    конях , сёлах , полях

    -ах, -ях

    ночах , лошадях

    1. В родительном падеже множественного числа после шипящих буква ь не пишется, например: решение задач , ремонт жилищ .
    2. В родительном падеже множественного числа существительных на -ья и -ье в безударном положении пишется -ий , под ударением — -ей , например: лгу́ний (лгунья), разду́мий (раздумье), но стате́й (статья), скаме́й (скамья) . Исключения: ру́жей (ружьё), платьев (платье), устьев (устье), верховьев (верховье), низовьев (низовье).
      У существительных на -ия , -ие в родительном падеже всегда пишется -ий , например: линий (линия), зданий (здание) .
    3. Если в родительном падеже множественного числа существительные оканчиваются на -ен , то мягкий знак не пишется, например: песен, вишен (ср. яблонь, кухонь) . После -ен в родительном падеже буква ь пишется в словах деревень , барышень .
    Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

    Безударные гласные в падежных окончаниях

    § 67. В соответствии с общим правилом (см. § 33), написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же окончанием (того же типа склонения), в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:

    о?зеро, коле?но, по?ле, полоте?нце (окно?, долото?, лицо?, ружьё ),

    ча?ши, ко?ни (столы?, пни );

    кни?ге, о кни?ге (руке?, о руке? );

    сту?ла, о?зера, ка?мня (стола?, окна?, пня );

    до?мом, по?лем, сто?рожем, кле?ем (столо?м, окно?м, ножо?м, остриём );

    об учи?теле, о сто?роже, о пла?тье, в по?ле (о коне?, о ноже?, о белье?, в окне? );

    но?чи, ло?шади, ра?дости (косвенные падежи ед. ч.; ср. любви?, глуши? );

    чита?телей, ра?достей (учителе?й, лошаде?й );

    слу?гам, пе?сням, о?кнам (города?м, учителя?м, моря?м );

    кра?сного, си?него, ры?жего (молодо?го, большо?го и моего?, самого? );

    си?ним (больши?м );

    оди?ннадцати (пяти?, двадцати? );

    девяно?сто (сто? );

    девяно?ста (косвенные падежи; ср. ста? ).

    Примечание. Буква и пишется на конце форм тв. п. мн. ч. имен существительных и прилагательных и тв. п. числительных - в окончаниях ?ами (?ями ), ?ыми (?ими ): столами, сёстрами, ночами; большими, сильными; тремястами и т. п. Конечная гласная этих окончаний, всегда безударная, может быть проверена сопоставлением с ударным окончанием тв. п. мн.ч. ?ми в формах детьми?, людьми? и в вариантах форм дверьми?, дочерьми?, лошадьми? (ср. дверя?ми, дочеря?ми, лошадя?ми ).

    § 68. В форме им. п. ед. ч. муж. рода имен прилагательных (а также всех других слов, склоняющихся как прилагательные) без ударения пишется окончание ?ый (после мягких парных согласных и шипящих - ?ий ), хотя ударное окончание - ?ой .

    Ср., напр.: злой, молодо?й, большо?й , но по?лный, бо?дрый, си?ний, кре?пкий, хоро?ший, све?жий ; ср. такие варианты, как перено?сный и переносно?й, бредо?вый и бредово?й ; ср. большо?й и бо?льший, морско?й и примо?рский, речно?й и заре?чный .

    § 69. В следующих окончаниях содержатся гласные, не проверяемые ударной позицией.

    Всегда безударен конечный гласный окончаний им. п. прилагательных жен. рода ?ая (?яя ): красная, большая, синяя ; сред, рода ?ое (?ее ): красное, большое, синее ; мн. числа ?ые (?ие ): красные, большие, синие .

    Имена существительные на ?анин (?янин ), а также слова барин, боярин, цыган в им. п. мн. ч. имеют безударное окончание ?е: крестьяне, горожане, граждане, римляне, армяне, бояре, баре (наряду с вариантом бары ), цыгане (но ср. форму цыганы у Пушкина).

    В им. и вин. п. числительных пишутся окончания: в слове двести; в словах триста и четыреста; () в собирательных числительных, напр.: четверо, шестеро, двое, трое . В окончании тв. п. числительного три пишется буква е : тремя .

    § 70. Существительные с некоторыми суффиксами имеют особенности в написании безударных окончаний.

    Существительные с увеличительным суффиксом ?ищ- муж. или сред. рода оканчиваются в им. п. ед. ч. на , напр.: домище, волчище, котище, письмище, веслище . Существительные жен. рода с тем же суффиксом оканчиваются в им. п. ед. ч. на , напр.: коровища, ручища, грязища . Слова на ?ище муж. рода в им. п. мн. ч. оканчиваются на ?и: волчищи, домищи, глазищи .

    Примечание. Слова сред, рода на ?ище - как с увеличительным, так и с другими значениями - имеют в им. п. мн. ч. окончание ?а: письмища, плечища . Ср. пожарище, топорище (муж. род) - увеличительные к пожар, топор - им. п. мн. ч. пожарищи, топорищи ; но пожарище (сред, род) ‘место, где был пожар’, топорище (сред, род) ‘рукоятка топора’ - пожарища, топорища . У слов с увеличительным суффиксом ?ищ- , имеющих только формы мн. ч., в им. п. - то же окончание, что в им. п. производящего слова, напр.: деньги - деньжищи, ворота - воротища .

    Существительные с суффиксом ?ишк- оканчиваются в им. п. ед. ч. на или : в словах муж. рода одушевленных и в словах жен. рода - окончание , в словах муж. рода неодушевленных и в словах сред, рода - окончание . Ср., напр.: братишка, мальчишка, человечишка, котишка, службишка, мыслишка и домишко, городишко, заводишко, пальтишко, платьишко, молочишко . Такие же окончания имеют существительные с ласкательным (безударным) суффиксом ?ушк- (?юшк- ): ср., напр., дядюшка, тестюшка, соседушка, соловушка, вдовушка, нянюшка, волюшка и хлебушко, чадушко, полюшко, горюшко .

    В словах сред, рода с суффиксом ?ышк- в им. п. ед. ч. - окончание , напр.: перышко, горлышко ; в слове жен. рода оладышка - окончание .

    В существительных с суффиксом ?л- в им. п. ед. ч. - окончание или : существительные общего или муж. рода - названия лиц оканчиваются на , неодушевленные существительные сред, рода - на . Ср., напр.: запевала, заводила, зубрила, громила, вышибала, надувала, приставала и поддувало, точило, мерило, бродило, пугало .

    Примечание. В собственных именах типа Гаврила, Данила, Кирила, Михайла, Самойла пишется окончание . Но ср. традиционное написание Михайло Ломоносов , а также устаревшие написания типа Гаврило, Данило , сохранившиеся в некоторых текстах писателей XIX в.

    § 71. Падежные формы существительных на?ий, ?ие, ?ия.

    1. Существительные с неодносложной основой муж. и сред, рода на ?ий и ?ие в предл. п. и жен. рода на ?ия в дат. и предл. п. ед. ч. имеют в безударном положении, в отступление от общего правила, окончание , а не , напр.: гений - о гении, натрий - о натрии, радий - о радии, Василий - о Василии, Юрий - о Юрии, отделение - в отделении, возвращение - по возвращении, содействие - при содействии; армия - к армии, об армии; линия - по линии, на линии; станция - к станции, на станции; Болгария - по Болгарии, в Болгарии; Мария - к Марии, о Марии .

    При наличии вариантов на ?ие и ?ье, ?ия и ?ья указанные падежные формы имеют разные окончаниями - : ср., напр., вариантные пары типа об умении - об уменье, в цветении - в цветенье, о многословии - о многословье, о Наталии - о Наталье, к Марии - к Марье .

    Примечание. В художественной, особенно поэтической, речи допускается написание форм предл. п. существительных сред, рода на ?ье (обычно при предлоге в ) с окончанием , напр.: В молчаньи шел один ты с мыслию великой (П.); Подвиг есть и в сраженьи, / Подвиг есть и в борьбе. / Высший подвиг - в терпеньи, / В любви и мольбе (Хом.); И снег соперничал в усердьи / С сумерничающею смертью (Б. Паст.); «В очарованьи» (название стихотворения И. Северянина); Птицы кричат в поднебесьи, / Сердце стучит в подреберьи (В. Долина). Под ударением окончание предл. п. отмечается только у одного слова на ?ье: забытьё - в забытьи? .

    2. Немногочисленные существительные на ?ий, ?ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание . Перечень таких слов: змий - о зми?е, кий - о ки?е (вариант: о кие? ), Кий (легендарный основатель Киева) - о Кие, чий (растение) - о чие, «Вий» - в «Bue», Пий - о Пие, при папе Пие; хрия (термин риторики) - по хрие, о хрие; Бия (река) - по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) - к Ие, о Лие, о Вие; Гия (мужское имя) - к Гие, о Гие .

    Примечание к пп. 1 и 2. У немногих существительных на ?ие, ?ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на и либо на е , напр.: судия? - к судии?, о судии?, лития? - в литии?, ектения? - в ектении?, бытие? - о бытии?, житие? - о житии?, в житии? , но: остриё - на острие?, об острие?, Зия?, Алия?, Зульфия? (личные имена) - о Зие?, об Алие?, к Зульфие?, Кызыл-Кия? (город) - в Кызыл-Кие? .

    § 72. Устойчивые сочетания предлогов в, на, по с существительными на ?ие в предл. п., близкие по своей роли в предложении к предлогам, оканчиваются (согласно правилу § 71, п. 1) на ?ии . Пишутся: в отношении кого-чего-н., в предвидении чего-н., в преддверии чего-н., в сопровождении кого-чего-н., в соответствии с чем-н., в согласии с кем-чем-н., в сравнении или в сопоставлении с кем-чем-н. (‘по сравнению’; но: не идёт в сравнение ); на основании чего-н., на протяжении чего-н.; по прошествии чего-н. Так же пишется наречие впоследствии .

    Их надо отличать от устойчивых сочетаний предлогов в (во ) и на с существительными на ?ие в вин. п., ставших предлогами или близких к предлогам; такие сочетания оканчиваются на ?ие . Пишутся: в заключение чего-н. (и в заключение ‘под конец, заканчивая’), в завершение чего-н., в нарушение чего-н., в отличие от кого-чего-н., в продолжение чего-н., в течение чего-н., во избежание чего-н., во изменение чего-н., во исполнение чего-н. и (слитно) вследствие чего-н., наподобие чего-н.

    Различаются в написании близкие к предлогам сочетания в отсутствие кого-н. (‘при отсутствии’) и в присутствии кого-н.

    Подобные устойчивые сочетания с буквой е на конце (включающие форму вин. п.) следует отличать (по смыслу) от свободных сочетаний с предл. п. Ср., напр.: в продолжение , но: заметить ошибку в продолжении рассказа; в заключение , но: найти противоречие в заключении комиссии; в отсутствие , но: усмотреть криминал в отсутствии студента на лекции .

    § 73. Русские (и образованные по образцу русских) фамилии на ?ин (?ын ) и на ?ов (?ев ) имеют в тв. п. ед. ч. окончание ?ым (как у прилагательных), напр.: Пришвин - Пришвиным, Лисицын - Лисицыным, Орлов - Орловым, Тургенев - Тургеневым, Газзаев - Газзаевым . Ср. под ударением: Бородин - с Бородины?м .

    Примечание. В иностранных фамилиях на ?ин и ?ов в тв. п. ед. ч. пишется окончание ?ом (как у существительных муж. рода), напр.: Дарвин - Дарвином , (Чарли) Чаплин - Чаплином, Гершвин - Гершвином, Вирхов - Вирховом .

    Названия городов на ?ов (?ев ) и ?ин имеют в тв. п. окончание ?ом , напр.: город Львов - городом Львовом, Саратов - Саратовом, Канев - Каневом, Могилёв - Могилёвом, Камышин - Камышином . Ср. под ударением: Тульчи?н - под Тульчино?м . Таким образом, фамилии и названия городов имеют разные окончания тв. п.: Пушкин (фамилия) - Пушкиным и Пушкин (город) - Пушкином; Александров (фамилия) - Александровым и Александров (город) - Александровом .

    В названиях населенных пунктов и территорий на ?ово (?ево ) и ?ино (?ыно ) в формах тв. п. также пишется ?ом , напр.: Крюково - под Крюковом, Одинцово - Одинцовом, Голицыно - Голицыном, село Марьино - селом Марьином, Косово - Косовом . Ср. под ударением: Бородино? - под Бородино?м, Строгино? - Строгино?м .

    Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий Викторович

    Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: примерять (м?рить) костюм – примирять (мир) соседей; развевается

    Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 2. Непроверяемые безударные гласные Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина,

    Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

    VI. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях § 35. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением: а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом,

    Из книги автора

    § 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: леса (лес), лиса (ли?сы), примерять (ме?рить) костюм - примирять (мир)

    Из книги автора

    § 2. Непроверяемые безударные гласные Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечевка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина,

    Из книги автора

    § 3. Чередующиеся гласные Чередование а и о1. В корне гар- - гор- под ударением пишется а, без ударения - о; зага?р, уга?р - загоре?лый, угоре?ть.Исключения: вы?гарки, и?згарь, при?гарь (специальные и диалектные слова).2. В корне зар- - зор- под ударением пишется гласная в

    Из книги автора

    VI. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ § 34. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом,

    Из книги автора

    § 35. Гласные после ц 1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о, без ударения е. Например: концо?м - па?льцем, купцо?в - торго?вцев, пальтецо?- пла?тьице, берцо?вый - си?тцевый, окольцо?вывать - окольцева?ть.2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в

    Из книги автора

    Безударные гласные в корнях § 34. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: вода? (ср. во?ды,

    Из книги автора

    Безударные гласные в приставках § 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз-/роз-, см. § 40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный

    Из книги автора

    Безударные гласные в суффиксах § 42. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.Примеры

    Из книги автора

    Безударные беглые гласные в корнях и суффиксах имен существительных и прилагательных Вводные замечания. Правильное написание буквы на месте безударного гласного в ряде случаев определяется беглостью этого гласного.Беглый гласный появляется во многих именах

    Из книги автора

    Безударные соединительные гласные § 65. При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и

    Из книги автора

    Безударные гласные в глагольных формах Гласные в глагольных окончаниях§ 74. Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу (см. § 33): неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Применение этого правила требует умения

    Из книги автора

    Безударные частицы не и ни § 77. Существуют две разные по значению и употреблению частицы - не и ни. Ср. случаи, когда они выступают под ударением: Он не? был сегодня в школе. Кто бы он ни? был, с ним необходимо поговорить. Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в

    Разделы: Начальная школа

    Цель:

    • знать правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе;
    • учить находить существительные с изучаемой орфограммой;
    • учить правильно писать гласные е и и в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Словарная работа.

    Начнем работу с повторения словарных слов.

    Перед вами словарные слова уже изученные нами. Поиграем в вашу любимую игру “Найди слово в слове”. Запишите в тетрадях и подчеркните найденные слова.

    Одиннадцать

    Горизонт

    Дорога

    2. Постановка цели.

    Что такое дорога? Мы сегодня отправимся в дорогу. А в какую?

    На доске:

    Туристские дороги пролегают и по лесной чаще/и, и по болотистой тундре/и, и по жаркой пустыне/и, и по равнине/и, и по горной местносте/и.

    Почему получились разные варианты при записи этих слов?

    А почему в слабой позиции?

    Сформулируйте вопрос, который мы должны сегодня с вами повторить.

    Правописание гласных Е и И в окончаниях имен существительных в единственном числе.

    3. Работа в группах.

    Задание первого уровня сложности.

    Используя слова – ключи заполнить на доске таблицу “Окончания существительных в единственном числе”. Рис. 1

    Рис. 1

    Задание второго уровня сложности.

    Составить модели, схемы “Правописание гласных в падежных окончаниях в единственном числе”.

    Проверка работ.

    4. Актуализация знаний.

    В каком падеже стоит имя существительное 1-го склонения, если известно, что его окончание – и?

    1) В родительном;

    2) в дательном;

    3) в предложном.

    Имена существительные какого склонения в трех падежных формах имеют одинаковые окончания?

    1) 1-го склонения;

    2) 2-го склонения;

    3) 3-го склонения.

    Итак, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, надо определить его…

    4) склонение и по соотношению склонения и падежа узнаю окончание.

    Восстанови порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных.

    1) Определяю склонение;

    2) определяю падеж;

    3) нахожу имя существительное с безударным падежным окончанием;

    4) по соотношению склонения и падежа узнаю окончание.

    Повторяем алгоритм!

    У доски:

    К какому острову пристанут лодки – слова и почему?

    Задание первого уровня сложности. Работа по индивидуальным карточкам.

    Списать, вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение.

    На лошад…, по алле…, около деревн…, к бабушк…, на обочин…, о мам…, о матер…, в музе…, на выставк…, в печк…, в печ….

    Задание второго уровня сложности. Работа по карточкам.

    Выписать словосочетания, в которых существительное имеет окончание – е. Составить 3–4 словосочетания, в которых существительное имеет окончание – и.

    Просить о помощ…, идти по дорог…, писать в тетрад…, оказаться на опушк…, идти к деревн…, петь от радост…, рисовать в альбом….

    Задание 3 уровня сложности. Работа по перфокартам.

    Е или в окончаниях существительных.

    1) Рисовать в альбоме, в тетради, в тетрадке;
    2) стоять на опушке, на дороге, на площади;
    3) ехать к дочери, к маме, к бабушке;
    4) лежал на столе, на полке, на парте;
    5) направляться к реке, к избушке, к площади;
    6) край рощи, дороги, аллеи;
    7) запах полыни, сирени, зелени;
    8) просить о помощи, о поддержке, о выдержке.

    Учащиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания.

    5. Обобщающий контроль

    На своей дорожке нужно заштриховать нужную клетку. Рис.2.

    Рис. 2

    По лесной чаще , по болотистой тундре , по жаркой пустыне , соревнование в скорости , в выносливости , верен в дружбе , требует наблюдательности , осторожности , использовали в древности , служили для передачи.

    У имен существительных есть три «ошибкоопасных» падежа: родительный, дательный, предложный. Данный урок поможет вам справиться с трудностями при склонении имен существительных.

    У существительных первого склонения в родительном падеже в окончании пишется буква И, а в других «ошибкоопасных» падежах - дательном и предложном - буква Е.

    У существительных второго склонения трудности вызывает только предложный падеж, в котором пишется буква Е. У существительных третьего склонения во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

    Чтобы узнать, какую гласную следует писать в безударном окончании имени существительного, нужно вначале определить, к какому склонению относится это имя существительное, затем выяснить, в каком падеже оно употреблено, и вспомнить, какая гласная буква пишется в этом «ошибкоопасном» падеже.

    2. Закрепляем изученное

    Рассуждаем так:

    Улыбнуться при встреч…. Встреча - имя существительное первого склонения, употреблено в предложном падеже, пишем букву Е в окончании.

    Стремиться к цел… Цель - это имя существительное третьего склонения, у которого во всех «ошибкоопасных» падежах пишется буква И.

    При написании безударных падежных окончаний имен существительных можно пользоваться другим способом проверки. Можно использовать «подстановочные» слова с ударными окончаниями во всех «ошибкоопасных» падежах. Для имен существительных первого склонения таким «подстановочным» словом будет слово лиса .

    Рассуждаем так:

    Писать в тетрадк…. Тетрадка - имя существительное первого склонения. Не определяя падеж, используем «подстановочное» слово лиса . Писал в тетрадке - писал в лисе.

    Мы с вами помним о том, что у имен существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ,

    ИЙ (армия, сочинение, планетарий ), во всех «ошибкоопасных» падежах действует правило двух букв И.

    У существительных, оканчивающихся на -ИЯ, -ИЕ, -ИЙ, в родительном, дательном и предложном падежах мы пишем две буквы И на конце (одна буква И принадлежит основе, вторая буква И относится к окончанию).

    Рассуждаем так:

    Подойти к Мари… Мария - имя существительное, оканчивающееся на -ИЯ. Во всех «ошибкоопасных» падежах в нем две буквы И на конце. Поэтому мы пишем подойти к Марии.

    Побывать в планетари… Планетарий - имя существительное, оканчивающееся на -ИЙ. В «ошибкоопасных» падежах в нем работает правило двух букв И. Поэтому мы пишем побывать в планетарии (две буквы И на конце).

    Список литературы

    1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
    2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
    3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.

    Домашнее задание

    Задание №1

    Перепишите, раскрывая скобки. Определите тип склонения существительных и их падеж. Графически обозначьте окончания.

    Томиться в (неволя), играть на (рояль), слух о (поражение), стоять на (площадь), думать об (осуществление) (идея), путешествовать по (Средняя Азия), в тихом (уединенье), приезд (парламентарий), идти по (тропинка), играть роль в (развитие) сюжета, успокоиться при (мысль), стреляться на (дуэль), приехать к (мать), побывать на (строительство), подготовиться к (ревизия), участвовать в (экскурсия).

    Задание №2

    Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. Укажите падеж существительных и обозначьте их окончания.

    1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.).