Что относится к терроризму. Список использованной литературы. Особенности террористической деятельности в РФ

Один российский журналист высказал мнение, что терроризм - это ненависть: человека к человеку, человека к человечеству. Как бы ни назвали это социальное понятие, вывод все равно напрашивается один: террорист — это враг человечества. Пока они существуют в нашем мире, никто не может ощущать себя в безопасности, ведь число терактов растет с каждым днем с огромной скоростью. Согласно статистике, действия этих бандитов происходят каждые два-три дня в мире, а приносят эти противозаконные действия только смерть.

Понятие «терроризм»

В переводе с латыни понятие «террор» обозначает страх и ужас. Исходя из этого, под терроризмом необходимо понимать социальное явление, целью которого является устрашение противника и его подавление всеми возможными способами, вплоть до физического уничтожения. Исторически сложилось, что террор заключается не только в устрашении, его суть отражается в моральном и физическом воздействии. Террорист - это субъект, который выполняет определенные действия, направленные на устрашение и насилие. Субъектами данного насилия может быть отдельное лицо, организация, группа людей или просто случайные прохожие, которые никак не связаны с целью совершения теракта, а просто оказались не в том месте. Чаще всего эти люди ассоциируются у бандитов со всем обществом, каким-либо государственным органом или общественной структурой. Лица (или группы лиц), которые совершают эти страшные действия, чаще всего имеют цель дестабилизации ситуации в стране или в обществе. Террорист - это человек, который желает, чтобы страх и недоверие власти погнали людей на революционные меры, повлияли на решение государственных лиц. Страх и непонимание ситуации могут вызвать развязывание войны с другим государством, гражданскую войну, острое желание независимости.

Террористы — это не только отдельные лица. Незаконную устрашающую деятельность могут вести огромные организации и группировки, в том числе при финансировании и поддержке целых государств.

Сущность терроризма представляет собой противозаконную деятельность, поэтому имеет ряд определенных признаков:

  • Эта деятельность влечет за собой большую опасность, имея прямой умысел в причинении смерти одному, нескольким или большому количеству людей.
  • Ему присущ публичный характер исполнения. О данном деянии должно стать известно большому количеству людей.
  • Целью противозаконных действий является прямое желание создать обстановку, в которой царят страх и подавленность.
  • При выполнении действий бандиты, влияя на одних, преследуют цель влияния на совсем других лиц.

Если сравнить понятия «террор» и «терроризм», то можно сказать, что первое понятие более широкое, массивное, а страдает от террора большое количество людей.

Международный терроризм: его субъекты и значение

Международный терроризм направлен против отдельных государств или определенного круга граждан. Основной его целью является серьезное нарушение нормальной деятельности государства, подрыв стабильности отношений его с другими странами. Субъектами его являются целые страны, граждане конкретной национальности, государственные объекты, политики или дипломаты. Данный вид терроризма называют экономической версией войны. Этот способ является наиболее эффективным: гибнут люди, подрывается экономика страны, ее положение в мире, и все происходит с минимальными военными затратами и жертвами со стороны тех, кто все организовывает и выполняет.

Основными принципами данного вида бандитизма являются:

  • Все военные средства для совершения террористического акта находятся на территории противника, то есть куплены на этой территории.
  • Те лица, которые занимаются подрывной деятельностью, пребывают в разных точках государства-противника, их сложно обнаружить, потому что чаще всего бандиты легально проживают в данной стране.
  • Организаторов терактов сложно найти еще и потому, что для управления ими создается система сетевого руководства, в которой сложно дойти до самого верха.

Основными инструментами терроризма, как международного, так и внутригосударственного, является психологическое возвышение над противником, ведь у организаторов всегда есть четкий и продуманный план, и очень сложно обнаружить, какой удар будет нанесен в дальнейшем.

История терроризма

Если проследить за возникновением терроризма, то можно сделать вывод, что появился он очень давно. То есть давно появилось насилие, направленное против человека, а общепринятое понятие возникло только в ХХ столетии. Первым его проявлением, по мнению некоторых историков, является партизанское движение в некоторых странах Латинской Америки. Группа лиц после разгона партизанского движения в этих странах начала действовать, проведя несколько подрывных актов, которые позже были названы "городской герильей". В начале 60-х годов подобное действо происходило в израильской армии. В эти года палестинские террористы взрывали военную технику, угоняли самолеты с пассажирами, затем взрывали их, захватывали транспорт с заложниками или оккупировали здания с людьми, создавали диверсии в местах скопления народа. На десятилетия страну захватила волна терроризма-экстремизма. В эти же годы начались подобные проявления и в странах Западной Европы, когда появились так называемые итальянские "красные бригады", сепарратиские группы ЭТА в Испании, республиканская армия в Ирландии. Список террористов очень велик. Самым страшным из них является Усама бен Ладен, который был ликвидирован в начале мая 2011года. Этот террорист номер 1 принес много зла и слез в этот мир, погубив многие жизни. Имя его связывали с огромным количеством преступлений, взрывами и нападениями. Он находился в розыске еще с 1998 года. Следующими известными террористами названы: Айман аль-Завахири, который организовал "Египетский исламский джихад", Адам Гадан, Даниэль Андрес Сан Диего, предполагаемый участник организации взрывов офисных зданий в США, Али Атва, который занимается воздушным пиратством, взрывом самолетов, захватом заложников, Фахд Мохаммед Ахмед аль-Кусо и многие другие.

Виды терроризма

Это социальное явление классифицируется по нескольким признакам. Если рассматривать территориально, то можно выделить международный и внутригосударственный терроризм.

В зависимости от мотива проведения противозаконных действий выделяют политический, религиозный и национальный.

Наиболее управляемым, по мнению многих историков, является Основным его направлением считается выражение недовольства существующему политическому устрою внутри государства. Этот вид бандитизма появился самым первым. Государственные органы в основном научились достойно справляться с такими бандитскими группировками. Те из них, которые существуют уже многие годы, начинают затихать: старшие лидеры действующих групп уже отбывают свои сроки заключения, а новое поколение не так опасно и профессионально. Политические террористические акции имеют довольно ограниченный характер, на них способны влиять не только государственные органы, но и общество в целом.

Национальный терроризм - это противозаконные действия группы людей, которые направлены на создание собственного независимого государства. Группировки, которые желают создать свою отдельную государственную структуру, вооружаются и пытаются с применением оружия отстоять свои интересы. Финансирование терроризма в этом случае происходит за счет других государств, структур, людей, которые заинтересованы или в создании нового политического строя, или в серьезном подрыве экономической или социальной сферы существующего, против которого направлены действия бандитов. Часто базой для финансирования является не только политическая сторона, но и финансовая. За последнее столетие самым ярким примером национального терроризма является борьба курдов, выступающих за создание нового государства Курдистан, которая происходила на территории сразу четырех государств: Ирака, Ирана, Турции, Сирии.

Еще одним примером является борьба группы людей в Южной Франции и Испании, так называемых басков, которые желали стать полностью самостоятельными. В Великобритании террористами-националистами были названы члены ИРА - ирландской армии, - которые с помощью терактов пытаются создать независимое государство. Неким проявлением данного вида террора, по мнению некоторой части общества, является борьба юго-восточной части Украины за возможность создания своей федеративной единицы в составе другого государства. Самым страшным видом этого социального явления считается тот, который базируется на религиозных взглядах. Религиозные фанатики готовы запросто отдать жизнь в борьбе за свои идеалы. Основным проявлением данного вида террора считается борьба палестинцев, которая происходит в Израиле. Говоря о лидерах бандитских группировок, необходимо выделить уже уничтоженного Усама Бен Ладена, который положил свою жизнь на создание всемирного Этот ужасный человек смог объединить большое количество людей, которые стали угрозой для чужих невинных жизней, собрать огромные суммы денег на организацию борьбы, основать фонд спасения "Аль-Каида". Под его покровительством обучались террористы-смертники, для которых не существует ничего святого. Их объединяет только общая цель.

Террористы-смертники

Бомбисты-смертники вызывают у специалистов спорные мнения. Существует масса подходов к данному понятию. Известный специалист в области изучения сути терроризма А. Мерари считает, что общего понятия данному определению нет. Подводить все смертников под одну гребенку нельзя. Смертник может быть нормальным человеком, но под воздействием некоторых факторов, взглядов и убеждений он готов к самопожертвованию. Подготовкой таких лиц занимаются рекруты. Вначале они находят личность с подходящим психологическим портретом, затем обрабатывают ее и подводят постепенно к выполнению определенных действий, которые забирают жизнь не только смертника, но и большого количества людей. Все это, по их мнению, делается во имя общей цели, чаще всего это религия. На втором месте - национализм.

Смертником также может быть человек, мозг которого замутнен национальными или религиозными идеями. Это своего рода инструмент в руках лидеров террористических группировок, который, как правило, не понимает истинных целей своих действий, а верит в то, что делает это ради блага человечества.

Другой специалист, изучающий понятие «террорист-смертник», Ааркус имеет иное мнение. По его учению, смертники бывают двух типов. К первому типу относятся именно религиозные или национальные фанатики, а ко второму - искусственно созданные смертники, которые под влиянием религии или национальных взглядов способны к самопожертвованию.

А вот профессор Росс из американского университета, изучая психологическую сторону действий смертника, утверждает, что на их формирование влияют различные факторы, причем как социальные, так и психологические и национальные. Благоприятными условиями для развития терроризма являются существующие в определенном обществе социальные проблемы, развитие демократии, предрасположенность к самоубийству, культ камикадзе, страх невостребованности в жизни и обществе, агрессия, чувство вины по отношению к окружающим и многое другое.

Формы терроризма

Явление террора имеет различные формы проявления. Все они учтены при составлении уголовного законодательства. Деление на формы производится условно, так как часто террористический акт - это совокупность нескольких форм. Чаще всего встречаются смешанные формы - например, захват транспорта с людьми. В данном случае совмещается несколько действий: захват заложников и захват транспорта.

Одной из самых распространённых и опасных форм терроризма является использование взрывоопасных устройств в целях нанесения максимального вреда. Оружие террористов самое разнообразное, в том числе и взрывоопасные устройства. Это могут быть и самодельные бомбы, и заводские. Причины, по которым бандиты используют понятны: при их применении ущерб обеспечивается колоссальный. Самодельные устройства не требуют значительных затрат, кроме того, можно применять дистанционное управление ими, что увеличивает уровень безопасности самих террористов.

Второй по значимости формой является угон воздушного, морского или другого в том числе железнодорожного. Эта форма зачастую совмещена со взрывом угнанного транспорта, поэтому она приводит к многочисленным человеческим жертвам, особенно если захваченный транспорт вмещает много пассажиров.

Эта форма терроризма, как деяние, состоит из нескольких стадий: прежде всего захват и последующий угон. Захватом называют овладение транспортом путем насилия. Террорист - это преступник, который применяет силу как к экипажу корабля или самолета, так и к пассажирам. В основном после захвата транспорта (судна) преступники меняют курс движения, выбирая свое направление.

Захват заложников считается третьей формой терроризма, хотя совмещается с другими формами. Заложниками в теории называются люди, которые насильно удерживаются в определенном месте как гаранты выполнения государственными или другими лицами требований террористов. Захват заложников, как форма данного вида бандитизма, объективные данные имеет следующие:

  • планирование захвата с определением цели действия;
  • поиск соучастников преступления;
  • поиск необходимых средств для достижения цели;
  • определение места совершения захвата, изучение наличия охраны, средств связи между охранниками, времени и направления их передвижения;
  • совершение деяний, целью которых есть захват и незаконное удерживание людей;
  • вынесение требований;
  • переговоры террористов.

Довольно серьезной формой является психологический терроризм, который представляет собой моральное насилие над людьми. Это психологический шантаж, применение смертельного оружия или насилия.

В современном обществе появился кибертерроризм, который представляет собой преднамеренную преступную атаку на информацию, которая обрабатывается компьютерной техникой или программами, и имеет важное значение для общественности или государства. Данная форма также может нанести вред и здоровью и жизни населения.

Положение терроризма в мире

Данная тема стала очень актуальна в последние годы. Новости просто переполнены фактами о террористических актах. Такое ощущение, что все террористы мира начали активно действовать, добиваясь своих политических, национальных или религиозных целей. Эксперты связывают основную причину активности таких организаций с кризисными временами в Европе и в мире. Любые террористические операции могут привести к разрушению существующего режима. Боевики-террористы захватывают целые территории, сбивают самолеты и совершают другие ужасные вещи. Человеческие жизни становятся оружием для достижения национальных или религиозных целей.

Ситуация с терроризмом в России

В России тема терроризма занимает немало места в ежедневных новостях. в России происходили сразу же после развала Союза, в 1994-1995 годах, не прекращались они и позже. Самым масштабным актом за последние годы в РФ был страшный захват Беслана в Северной Осетии, когда жертвами стали дети. Террористы - это люди, которые не имеют какой-либо морали, поэтому они и посягнули на жизнь детей. В школе, которая была захвачена преступниками 1 сентября 2004 года, всего находилось около 1200 человек, погибло за три дня террора - 326. Согласно расследованию спецслужб, в том страшном действе принимало участие 32 человека, 31 из которых был убит в процессе освобождения людей. Живым остался только один из бандитов. Вспомнить можно еще о Норд-Осте, столичном дворце культуры, который был заминирован террористами вместе с 700 зрителями и работниками заведения. Террористы продержали заложников три дня, морально издеваясь над родственниками бедных людей. Закончился акт штурмом, который по официальной версии начался после того, как бандиты начали расстреливать людей. В этой борьбе спецназ против террористов выступил профессионально, но пришлось использовать смертельный газ. К сожалению, многие невинные люди погибли от его воздействия.

Еще одной террористической угрозой для современной России являются арабские ваххабиты. Эта группировка проводит акты религиозного террора, от которого могут пострадать россияне. Террористы, фото которых имеются в досье международных и российских служб, занимающихся данной проблемой, могут жить среди нас и при этом планировать свои злодеяния.

Методы борьбы с террористами

О борьбе с терроризмом говорить в сложившейся ситуации можно много. Прежде всего, хочется сказать о том, какие органы непосредственно борются в России с преступными группировками или отдельными террористами. Главным борцом считается РФ. Кроме этой службы, отделы по борьбе с терроризмом есть в МВД РФ, Службе внешней разведки РФ, Федеральной службе охраны РФ и МО России.

В РФ созданы антитеррористические подразделения, основными из которых являются группы "Альфа" и "Вымпел". Также спецслужбы, которые ведут борьбу с терроризмом, созданы и при армии, при министерстве ВД (группа "Вега"), при силовых структурах.

Террора можно избежать только совместными усилиями разных стран, которые настроены на серьезное разрешение проблемы. Необходимо разработать комплексный подход к борьбе с данным явлением путем не только правового и силового воздействия, но и выявлением основных причин его возникновения. Самое главное - не искать оправданий терроризму, не делить его на правильный и неправильный. Необходимо бороться против любого его проявления. На законодательном уровне во всех странах необходимо усилить уголовную ответственность за акт террора. Закон о противодействии терроризму и уголовное законодательство необходимо ужесточить, вплоть до введения смертной казни.

Законы, которые способствуют борьбе с террористами

Борьбе с терроризмом в России помогает закон "О противодействии терроризму", принятый в марте 2006 года. Законом установлены основные принципы борьбы, разработаны различные способы профилактики.

Террор (запугивание, нагнетание страха) –
– способ ведения войны за подчинение населения атакуемой стороны (а не ее организационных или военных структур), состоящий в умышленной демонстрации крайней жестокости (не определяемой прямой необходимостью и не различающей виновных и невиновных, т.е. делающей все население заложниками).

Терроризм в его современном воплощении –
– метод вынуждения атакуемой стороны (как правило превосходящей в силах) к принятию нужных стороне-террористу решений, состоящий в умышленной демонстрации и максимальном использовании преимуществ своей полной несвязанности общечеловеческими моральными нормами – которыми предположительно связана более цивилизованная атакуемая сторона. Конкретно это выливается в моральный шантаж атакуемой стороны: ту или иную форму использования заложников (лиц, не виновных в конфликте), ответственность за жизнь которых перелагается на шантажируемого и должна принудить его к этим решениям.

Терроризм XIX – начала XX вв., в частности русских «бомбистов» –
– метод ведения войны с наличным социальным режимом, состоящий в демонстрации полного отвержения законности и выражающийся в самосудных карах должностных лиц (в значительной мере становящихся заложниками режима и целей террористов). При общем убеждении тех террористов в абсолютном приоритете общественных интересов перед индивидуальными, такими заложниками могли становиться и вовсе не ответственные за существование режима люди, например, челядь этих должностных лиц или случайные прохожие.

Осуществлять властный террор, или в одиночку совершать террористические акты, значит –

– вынуждать к подчинению страхом, например, демонстративными преступлениями.

Всякое насилие, таким образом, уже «терроризм» – хотя бы вас просто «терроризировали» в подъезде кастетом, вымогая кошелек. Но собственно терроризмом называется тот, что так или иначе связан с политикой или администрированием. Тут насилие не просто нарушает правильный социальный порядок, как бы себе ни представлять его, но ставит себя на его место; это –

– откровенный произвол, не связывающее себя никакими обязательствами насилие, как средство давления на власть или вовсе узурпировавшее и отправляющее власть.

Террорист-одиночка или группа безудержной дикостью своих преступлений («терактов») добиваются нужных им решений от законных властей (своего государства или чужого). Террорист-власть, или тирания, попирая естественные представления о справедливости и карая тех, кому просто не повезёт (например организуя репрессии по признакам, в которых человек не волен, вроде национального или классового) – «держит в страхе» так называемое «население» и вершит над ним свой произвол. Цепь преступлений, которыми ведущая за себя войну власть, скажем революционная или оккупационная, вынуждает людей к повиновению – вот террор или терроризм «репрессивный».
Здесь видно, что характернейшая черта терроризма в отличие от всякого иного политического насилия – черта, становящаяся всё более явной –

– бороться с противниками, нарушая не только принятые правила этой борьбы, но демонстративно используя в качестве своего преимущества полную несвязанность обычными моральными нормами вообще.
Как частный случай – побеждать не в прямой борьбе, а вынуждая противника уступить требованиям человечности, от которой решительно отрекаешься сам. –

В быту эта готовность извлекать для себя выгоды из заведомо более высокой, чем собственная, морали оппонента называется подлостью. Действительно, если бы надо было назвать худшую на земле подлость – это был бы современный теракт.
Впрочем, общечеловеческой морали нынешний наиболее злостный террорист противопоставляет не простую личную корысть, подобно подлецу бытовому, а – идею, идеологию, чаще всего собственную единственно истинную религию. Синоним такого терроризма, или терроризм на идейной подкладке – экстремизм. Это –

– максимальное использование преимуществ, даваемых несвязанностью исповедуемой (фанатиком) идеологии общечеловеческими ценностями.

Никакими общечеловеческими ценностями не связан архаичный «Бог» (этому «Богу» наследует «идея»), ибо он сам (она сама) и устанавливает для человека его ценности. Раз так, какая жестокость к иноверцу или еретику не позволена, не свята? Что могло остановить инквизитора, и что может остановить нынешнего фундаменталиста?
Пресловутое «цель оправдывает средства» как подлинный лозунг терроризма-экстремизма значит: вера (в Аллаха, в коммунистическое Завтра, в Третий рейх и т.д.) превыше человечности. То есть святым делом может быть и такое, на какое решится не всякий мерзавец. Идеологический и в частности религиозный терроризм – логическое завершение отрицания гуманизма, как приоритета «безыдейных» общечеловеческих ценностей (жизни и добрососедства) над любыми «высшими», идейными либо божественными.
Но далее. Полнее всего морально-психологическую сущность террористической акции воплощает в себе захват заложников . Вот где терроризм, что называется, «нашёл себя»! Поистине наличие заложника , явное или неявное – признак теракта. Используя в качестве жертвы, живого орудия или живого щита людей непричастных к его целям, может и не знавших о них, террорист именно и выходит, как говорилось, не только за пределы правил борьбы, но за пределы всякой морали вообще. Мораль остаётся исключительно делом атакуемого, она-то, если не животный страх, и должна вынудить его сдаться, – в этом суть приёма. Захватывается, скажем, больница; вы люди цивилизованные, вам людей жалко, а нам всё равно. Так выполняйте же условия...
Можно сказать, что терроризм –

– моральный шантаж разных видов, от примитивного запугивания примерами своей жестокости над заложниками-жертвами до шантажа изощрённого, когда атакуемого принуждают к подчинению главным образом его собственной совестью или жалостью, – образно говоря, когда в заложники берётся сама мораль атакуемой стороны.

Романова Ольга Николаевна
(13.05.1976 - 24.10.2002)
добровольная жертва террористов
(события на Дубровке, Москва)
Фото с сайта Памяти Ольги Романовой

. «Жертвами террористов становятся невинные люди!» – Больше чем невинные – непричастные, – ибо правыми, невинными, являются и те, кто терроризму противостоит. Но террорист должен показать свободу от совести абсолютную. Пускай под развалинами жилых домов в Москве или Буйнакске наверняка найдут смерть и те, кто готов был сепаратистов чуть не во всём оправдывать (так уж было настроено российское общественное мнение), а в американских небоскрёбах погибнут и мусульмане, – неважно…

. (Симпатия к чеченским сепаратистам была у нас, да и сейчас ещё остаётся, чуть не правилом хорошего тона – притом что ни идеология, ни методы, ни персональный состав их вождей ни малейших оснований к тому явно не дают. Главных причин зарождения этой симпатии мне видится две. Первая – традиционное, унаследованное от прежних времён недоверие нашей интеллигенции к власти. Вторая и важнейшая – варварство, именуемое «призыв» или «всеобщая воинская повинность». Ведь на войну с абреками приходится отдавать и совершенно негодных к этому ремеслу детей, так что о справедливости оценок в этих условиях мечтать не приходится.)

Интересно, что психологией терроризма – возложением моральной ответственности исключительно на атакуемого – проникаются и сторонние наблюдатели. Говорят, например, что американцам не следует бомбить талибские позиции в священный месяц Рамадан, – надо же уважать чужие религиозные чувства! Нормальная логика подсказывает, что заглянуть в календарь мог бы и набожный Бен Ладен и дату взрыва Нью- Йоркских небоскрёбов назначить так, чтобы ответными бомбежками неверные не смогли омрачить добрым мусульманам праздник. Но и об этом, оказывается, должны позаботиться сами неверные!
Талибы жалуются, что под американскими бомбами гибнут мирные афганские жители (впрочем называются цифры, на порядок меньшие жертв разрушенных небоскрёбов). Удивительно, что талибам понятна сама категория – «мирные жители». Но уже никого не удивляет, почему о мирных афганцах не побеспокоились сами талибы: обязывать террористов совестью абсурдно.
«Исламский коммунист» Дудаев сделал заложником личного властолюбия свой же народ, но вину за муки чеченцев на него не возлагают (я лично не слышал), тут – «взятки гладки»…

Ясно, что обстреливать регулярные войска из жилых домов – не военные, а террористические действия, обращение в заложники своих же мирных жителей. Правда, с точки зрения самих экстремистов, вне идеологии не вправе оставаться никто, – ни старики, ни женщины, ни дети, – «гражданских» для них и не существует.

Партизанская война неминуемо делает заложниками мирных жителей и потому должна квалифицироваться как терроризм. За исключением случая, когда первыми войну против мирных жителей начинает противник (как то Гитлер с его плановым геноцидом).

Жертвы взорванных самолётов и домов – это казнённые заложники, – заложники целей террористов.

О принятом в Израиле принципе не вступать в переговоры с террористами, даже удерживающими заложников. – Террорист – это шантажист худшего рода; он намеренно ставит атакуемого в условия моральной коллизии. Любой выход из коллизии ужасен, но выбрать следует тот, который обещает арифметически меньшее число жертв; доброго решения нет, но есть наименьшее зло. Если теракт не единичен, и долгосрочная террористическая война объявлена, обсуждаемый принцип, очевидно, верен.

. («Если враг не сдаётся, его уничтожают» – звучит жутковато, потому что не уточняется: какой враг – тот, который напал, или тот, на которого напали?.. Агрессор делает из своей жертвы врага и, не видя в нём охоты сдаться, уничтожает. Так именно и поступили большевики с массами дотоле считавшимися законопослушными граждан, объявив их «классовыми врагами». – Но террорист – именно тот враг, который сам себя таким сделал, первым начав войну без правил. Так что, скажи наш писатель «если террорист не сдаётся и безопаснее всего его уничтожить, то так и следует поступить» – спору не было бы. Другой вариант – «если террорист не сдаётся, надо идти ему на уступки (сдавайтесь сами)» – это уж лозунг самого террориста.
Конечно, ради жизни заложников можно и капитулировать, но никакой юридической и моральной силы этот акт капитуляции иметь не будет – отпускай, но тут же в погоню.)

. Голодовка , как явный случай морального шантажа – акт, по меньшей мере наполовину, террористический. Если подвергшийся такому «нападению» прав стопроцентно, то уступать не обязан; однако «террорист», взявший в заложники самого себя, вряд ли когда бывает стопроцентно неправ… Голодовку же с чисто политическими требованиями власть вправе игнорировать безусловно, как вправе против обычных террористов применять спецназ, – потому что политические решения не частное дело президентов или премьеров.

О терроре государственном. – В сущности, никакие массовые репрессии не могут считаться борьбой с противниками (и тем хоть отчасти быть оправданы), но только расправой над заложниками (заложниками преследуемых таким государством целей), только чистым злодеянием, – ибо вина бывает лишь индивидуальной.
На примере сталинских репрессий это видно особенно отчётливо. Пострадавшие чуть не в большинстве своём были верными коммунистами и сталинцами, часто имевшими перед режимом особые заслуги; виноватыми их делала, по произволу, сакрализовавшая себя советская власть. И это было страшно и убедительно. – Но то же касается, конечно, и Гитлера: какими противниками его задач могли явиться еврейские или цыганские дети?..

Между прочим, солдаты всех воюющих сторон на войне – прямые заложники государства-агрессора. Физическое устранение единичного преступника у власти, затевающего войну или иное зло – формально террористический акт – выглядит логичней и даже, если здесь годится это слово, человечней честно принятой и ведущейся войны. Но тут возникают свои проблемы (главная: судьи кто?), вдаваться в которые здесь нет места.

. «Международный терроризм» – если нужно определение – терроризм, тайно или явно вскармливаемый одними государствами в отношении других. А вообще, всякий терроризм направлен против всего человеческого (преступление против человечества).

Убийство Цезаря или покушение на Ленина – терроризм лишь в узком смысле «насилие по отношению к политическому противнику у власти», каковое насилие и Брут и Каплан могли, к тому же, оправдывать тем, что первыми пренебрегли правилами политической борьбы сами их жертвы. Хотя закон, даваемый произвольно властью, и нарушался, однако не без формальных же оснований и, главное, без вовлечения в дело заложников этой борьбы, людей непричастных.

Покушение Веры Засулич на Трепова, распорядившегося об унизительной экзекуции для непочтительного заключённого из студентов: вот тоже, как будто, терроризм. В смысле, что вспомнить о совести она принуждала власть насильно, преступлением. Однако писаным частным законам, которых градоначальник не нарушил, Засулич противопоставила всеобщий базовый закон абсолютного человеческого достоинства; это был казус, разрешимый лишь судом присяжных, который и оправдал террористку. – Тут можно спорить об адекватности её самочинной кары совершённому преступлению, говорить об опасности прецедента и т.п., но решение присяжных оставляет-таки удовлетворение.

. …Вообще, мысль российских революционеров состояла в том, чтобы формально-законной неправде власти противопоставить террор справедливости (как они её понимали), дурному государственному порядку противопоставить силой высший моральный порядок. От совести ведь не должен освобождать никакой мундир! Негодяю (то есть представлявшемуся негодяем) у власти не давали спрятаться за придуманные им «под себя» же правила, и теракты являлись исполнением решений особого революционного суда. То был, так сказать, терроризм моральный. Моральность подчёркивалась и непременным самопожертвованием «бомбистов».
Худший порок образа действий этих революционеров состоял даже не в том, что их суд был сомнителен, тогда как ценность жизни абсолютна; не в том, что закон нарушался и этим открывалась дорога худшему бедствию, произволу. Он был связан с тем, что справедливость как путь к грядущему счастью для всех воспринималась ими высшей чем простая справедливость по отношению к каждому здесь и сейчас, – так что вместе с царями и чиновниками попадали под бомбы кучера, лакеи, прохожие. Индивид становился заложником ситуации, политической борьбы, к которой сам был непричастен. (О том уж не говоря, что заложниками ситуации, государственного устройства, были во многом и сами цари и чиновники.) И тут начало терроризма злостного, этого худшего из преступлений, каким мы его знаем по Москве или Нью-Йорку.

Как ни неприятно поставлять аргументы консерватизму, но надо признать, что всякий существующий порядок, даже дурной, имеет некоторое право на самозащиту, – потому что перевороты слишком многих ставят в положение заложников, делают виновными без вины.

Не всякая революция, в принципе, террор (как не всякая силовая акция насилие), но ни одна, очевидно, не сможет его избегнуть.

Проклятый вопрос «благородного терроризма»: можно ли дурному закону противопоставлять хороший произвол ? (Притом что дурной закон тоже произвол , только кодифицированный, а хороший произвол есть, видимо, закон добра, который в принципе невозможно кодифицировать?..) – На этот вопрос ответа нет, разве что: «нельзя, за исключением случаев, когда это необходимо». Причём ошибка на этом пути равна преступлению, и непростительному.
Так или иначе, принцип «хороших террористов не бывает» сам может и должен быть принят за закон . Поскольку добро, которого добиваются террором, в лучшем случае спорно, а зло явно.

Благородной (возможно, допустим!) целью терроризм оправдывает свои подлые средства: от благородного терроризма до подлого – даже не шаг…

. «Стоит же чего-то идея, – спрашивают, имея в виду террористов-смертников, – ради которой люди жертвуют собственной жизнью?»
Понять ли этот вопрос, как: «не может же такая идея быть плохой»?..
Что ж, – если только хорошим и добрым согласиться считать то, что способствует жизни, её сохранению и эволюции – то, отвечаю: вся мировая практика с ужасающей наглядностью показывает, что идеи, стимулирующие максимум самоотречения в массах, суть наихудшие. Все это идеи, или «идеалы», сакрализующие некую человеческую общность (религиозную, национальную, коммунистическую) за счёт обесценивания индивида, то есть, именно, за счёт обесценивания самой жизни. Корысть не бывает столь преступна, как бывают идеалы. Фанатична в людях стадность, «общественность», а человечность – персонально-человечна и кровавого самопожертвования требует лишь в исключительных случаях.
Так оно с объективной стороны.
Но и со стороны субъективной явное самоотречение – отказ от жизни – ещё не свидетельство стоящего за ним доброго импульса. Я говорю не о том, что человек может ошибаться, принимать дурное за хорошее, но именно о его чувствах, субъективно добрых или злых. Так вот, самоубийство в своём рядовом случае – акт отрицания, обесценения жизни, и, главное, не только своей, но в первую очередь жизни вообще; этот поступок хотя и заслуживает сожаления и сострадания, но по психологическому и моральному импульсу – как раз мстительный, злой. Известно, что человека со склонностью к самоубийству нельзя допускать к управлению общественным транспортом – такой, если решится погубить опостылевшую ему жизнь, скорее всего не оставит её и тем, кому она по душе. Самоубийца, морально и психологически, свершает конец света – убивает с собою мир.
Что до тех и подобных тем, кто 11 сентября управлял злополучными боингами, то их психология – это, видимо, сочетание освящённой «идеей» и пожравшей индивида стадности с природной злостью, «боевым духом», плюс тупость воображения да кое-какие, в основном тщеславные, стимулы. А сама «идея», теоретически не стоящая и гроша, практически стоит ровно столько, сколько человечеству приходится платить за её жуткие проявления.
(Между прочим: Бен Ладен с собой не покончил, американцам себя не выдал, хотя это могло бы и нейтрализовать их реакцию. А ведь идея-то была его…)

. …Так же и вопрос «в чём причина нынешнего разгула международного терроризма» звучит странно. Как скажешь, в чём причина подлости?.. Впрочем, ответить можно: тут подлость санкционируется «сверхценной идеей» – идеологией. Другое дело – причины увеличивающегося влияния этой идеологии (архаичной религиозности). Эти причины, видимо – возросшая экономическая и военная сила социально отсталых государств и группировок.
(Попытки объяснить терроризм как отчаянные выходки изголодавшихся бедных против объевших их богатых – явно недобросовестны: а сколько стоит теракт? А война?..)

. …Ситуация определилась: мир поделен не между какими-то «супердержавами», а расколот на более-менее цивилизованный и более-менее преступный. И «третья мировая» уже идёт, но есть скорее обмен бандитскими и полицейскими акциями. Чем это кончится? Надо надеяться, «Бог не выдаст – свинья не съест»…

Терроризм и тоталитаризм. – Тоталитаризм – это непризнание морали кроме «единственно правильной» идеологии, иначе говоря, непризнание ценностей жизни и человеческого общежития самих по себе. И потому терроризм (вроде эсеровского) и террор (вроде «красного»), в пору борьбы идеологии за господство, есть самое естественное проявление тоталитаризма.
Собственно говоря, тоталитаризм восторжествовавший (основавший государство) и остаётся тем же терроризмом, экстремизмом, – только уже не угоняющим самолёты и не мучающим рожениц по провинциальным больницам, а строящим истребители и бомбардировщики на заводах и держащим в заложниках всех своих подданных; тут террор осуществляет «законная» власть. И так же нет для тоталитаризма виновных или невиновных – расправы над безвинными людьми, так называемые репрессии – такой, своего рода, «порядок».
Сравнить ли известный феномен сочувствия заложников «своим» захватчикам (в которых любят, видимо, саму возможность остаться в живых) с непременным обожанием подданными тоталитарных государств «своего» строя и вождя?..

. «Как же надо верить в это кровожадное божество и его нелепый рай, где сколько хочешь женщин и баксов (по показаниям одного из палестинских смертников, в раю, в числе прочих чудес, его ждали 70 000 долларов), чтобы пойти ради него на убийство и смерть!» – Удивительнее другое: как же надо в этом мире ничего не любить, не жалеть, каким быть тупым и злобным, чтобы столь явно негодный мираж оказался в силах на такое подвигнуть!

Подложить бомбу где-нибудь на вокзале: похоже на озорство, но с последующей трагедией. Чем тупее исполнитель, тем больше, для него субъективно, похоже на озорство…

Для «телефонных террористов» (вроде студентов, срывающих своими звонками экзамены) я бы ввел статью «хулиганство, имитирующее теракт». Чтобы, всё- таки, «как за хулиганство».

Технический прогресс увеличил масштабы трагедий и преступлений, сделал безмерно опасными случай и человеческую низость. Дикарь мог убиться, сорвавшись с пальмы, и терроризировал ближнего камнем. Ныне в разбившемся по чьему-то недосмотру самолёте гибнут сотни, а чьё-то умственное и духовное убожество способно погубить и тысячи, и миллионы.

Архаичное божество подчиняет души страхом, парализует волю индивида, считающуюся исконно порочной; «массовые репрессии», которыми оно убеждает дрожащую тварь в своей абсолютной власти – потопы, расплата детей за грехи отцов и т.д. – его обычный образ действий. Светопреставление, страшный суд – идея, так сказать, духовно террористическая. Потому и всякий новый самозванный бог вроде Асахары, Кривоногова или Кореша внушение «божьего страха» начинает непременно с эсхатологии, и, уже как правило, тщится реализовать апокалипсис на практике. Вот – «религиозный терроризм» в точном смысле слова. Что до терроризма фундаменталистов, пародирующего терроризм божественный, то в нём больше политики, тут религия – только повод, инструмент.
(Поверить ли нам в исключительную набожность советских генералов Дудаева и Масхадова? Запахло властью, явилась и набожность, «идея».)

Никакая корысть не стоит жизни, которой приходится рисковать на войне; нет, ни за что другое, как только за идею – то есть за власть тех, кто этой идеей одушевляет и подчиняет массы – никто не воюет, ей лишь и приносит человек-дикарь свои человеческие жертвы. И не потому, что так уж верит, а потому, что не желает думать, и, как следствие, без послушания не может. Все войны, по сути – религиозные…

Если взять наиболее чудовищные злодейства террористов, бросается в глаза одно: они поистине иррациональны, приносят очевидный вред своим авторам и их целям. Это столь явно, что даёт пищу кошмарным (и не выдерживающим спокойной критики) подозрениям в отношении спецслужб пострадавшей стороны, будь то Россия, Америка…
Действительно. Взрывы в российских городах перечеркнули плоды победы сепаратистов в первой чеченской кампании и погубили реальнейшую возможность международного признания «Ичкерии». Акции Бен Ладена в Америке и поддержка его талибами не оставили цивилизованному миру выбора – уничтожить талибскую власть в Афганистане или не уничтожить. Для тех, кто вспомнит тут о каких-то сатанинских спецслужбах , продолжу: точно также, как накануне войны террор Сталина бил, скажем, и по преданным режиму военным специалистам и военачальникам, а фашистские зверства лишали Гитлера главной опоры – возможности умиротворить людей на оккупированных территориях. И также, как Асахара и ему подобные со своими самодельными светопреставлениями подписывают приговоры своим сектам и себе самим.
Так чем это объяснить? – Да тем, что расчёт в человеческом поведении никогда не главное. Не главное, что бы ни говорили материалисты, и корысть. И Басаев и Бен Ладен сделали попросту то, что им непосредственно хочется и нравится делать, то, что им делать интересно . Абсолют власти – вот что привлекает этот тип, а ни в чём власть человека над человеком не проявляется сильнее, как в возможности вселить в него смертный ужас и убить. Что там – власть управлять (администрировать)! – представляете себе Басаева, разбирающегося с учителями и пенсиями?.. Вот власть расправляться (мучить и убивать кого пожелаешь) – это власть! Её-то террорист и проявляет, обращая тайные наклонности в жуткую явь.

Введение

Глава 2. Формы терроризма

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Специфика и уровень современной цивилизации характеризуется существованием острых глобальных проблем, затрагивающих судьбы не только отдельных людей, социальных групп, наций, классов, регионов и континентов, но и всего человечества. Поэтому в современной действительности на первый план выдвигаются как наиболее острые, требующие немедленного разрешения конфликты, способные перерасти во всепоглощающие междоусобицы, так и отдельные, крайне негативные явления, познание сущности которых является также приоритетной задачей в целях сохранения мира на земле. Одним из таких явлений является терроризм.

События 11 сентября 2001 г. в США, серия террористических актов в России и других странах мира наглядно свидетельствуют о том, что к началу XXI в. международный терроризм наряду с распространением оружия массового уничтожения, региональными конфликтами и организованной преступностью стал одной из самых опасных угроз безопасности человечества. Он приобретает все более угрожающие масштабы, его проявления влекут многочисленные человеческие жертвы, приводят к разрушению материальных и духовных ценностей. Расширение географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными группами и целыми народами, требует от государств консолидации усилий в создании системы совместных мер борьбы с этим злом.

Кроме гибели людей и разрушения материальных ценностей терроризм может иметь и другие негативные последствия. Например экономические потери, связанные со свертыванием деловой активности в тех регионах, где более высока угроза терроризма. Так обстоит дело в Стране Басков в Испании, в Израиле и на палестинских территориях, до недавнего времени - в Северной Ирландии. Терроризм подрывает стабильность в международных отношениях, дестабилизирует политическую ситуацию внутри отдельных государств. С другой стороны, если требования террористов хотя бы частично удовлетворяются, то подрывается авторитет действующей власти, нарушается нормальное функционирование основных политических и общественных институтов.

Хотя большинство террористов ставят перед собой политические цели, вдохновляясь идеологическими доктринами, националистическими и религиозными чувствами, терроризм как социально-политический феномен отделен от обыкновенной уголовной преступности тонкой и весьма зыбкой чертой. Не только потому, что любой террористический акт является уголовно наказуемым преступлением по законам любого государства, и не только потому, что уголовники и террористы используют сходные и одинаковые средства и формы деятельности (убийство человека всегда остается убийством, независимо от того, политическими или корыстными мотивами оно объясняется), но и потому, что сегодня политический и уголовный терроризм тесно переплетаются между собой. Например чеченские сепаратисты всегда использовали захват заложников с целью получения выкупа, но не забывали при этом говорить о «борьбе за свободу».

Легальных путей финансирования террористической деятельности либо не хватает, либо они вообще невозможны, поэтому используются незаконные средства, в частности откровенный рэкет, хотя он и определяется иными терминами (например «революционный налог» у баскской террористической организации ЭТА).

Но, несмотря на изменение программных установок и базовых ценностей современного терроризма, у него осталось много общего с терроризмом предшествующих исторических эпох .

Выявление исторических истоков терроризма, его сущностных характеристик, социально-деструктивного начала, тенденций развития и разработки мер по предупреждению для мирового сообщества давно уже не является чем-то новым. Однако для нашего общества и государства эти вопросы в полной мере встали лишь в последние годы, когда коренные изменения произошли в политических, экономических и социальных отношениях настолько остро, что каждый смог почувствовать собственную незащищенность перед объективной реальностью возможности наступления глобальных негативных явлений, в том числе и террористического характера.

Независимо от того, какими мотивами руководствуются террористы, какие цели они ставят перед собой и какие идеи выдвигают, терроризм - это несомненное зло, угроза для общества в целом и для каждого отдельного человека. В современном мире терроризм несет человечеству как старые, так и новые опасности. В связи с этим весьма актуальной задачей сегодня является задача противодействия терроризму и для ее успешного решения необходимо изучать истоки, сущность, причины и формы этого зла.

Глава 1. Терроризм: определения, сущность, признаки

Слово "терроризм" никогда не было термином, но нынешнее состояние политического дискурса позволяет политикам аргументировать свои действия, и решения, опираясь именно на этот концепт. Терроризм превратился в один из символов современного мира. Сообщения о террористических актах постоянно фигурируют в сводках информационных агентств, СМИ рассказывают о глобальном характере терроризма, а необходимость борьбы с ним уже успела стать общим местом в выступлениях большинства высокопоставленных политиков. Некоторые известные ученые даже считают события 11 сентября 2001 г. поворотной точкой в развитии цивилизации.

Сложно найти более емкий аргумент в пользу тщательного анализа этого понятия, чем использование риторики антитеррора для легитимации Соединенными Штатами военных действий на территории Афганистана и Ирака. Какая еще концептуальная структура смогла бы так легко связать в единую систему действия администрации президента Буша?

Следует признать, что понимание террора (или, проще, одного и того же конкретного акта) в различных социокультурных дискурсах неодинаково. Поэтому то, что является очевидным преступлением для одних, другим может видеться подвигом и целью всей жизни человека. Подобная ситуация сложилась, например, в государстве Израиль по отношению к действиям активистов палестинских организаций: для подавляющей части еврейского населения эти действия есть не что иное, как преступление, для палестинцев же такая трактовка - не более чем неверная метафора.

Конечно, язык представляет собой неисчерпаемый кладезь смыслов для слов. По поводу содержательного наполнения слова "терроризм" нет консенсуса даже в сфере правоведения. Обэтом свидетельствуют хотя бы разнящиеся формулировки законов и официальных документов. Так, согласно УК РФ, терроризмом является "совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях" (ст. 205.1). В свою очередь, Госдепартамент США характеризует его как "предумышленное, политически мотивированное насилие против гражданских объектов, совершаемое, обычно с намерением повлиять на публику, субгосударственными группами или подпольными организациями" ФБР принципиально разделяет международный и внутренний терроризм, определяя последний как незаконное использование силы или угроза ее применения по отношению к гражданам или имуществу для запугивания правительства, гражданского населения или какой-то его части либо оказания на них давления ради достижения неких политических или социальных целей" .

Сложность проблемы политического насилия обусловила и наличие самых различных терминов, используемых для ее анализа, в частности, таких, как "экстремизм", "террор", "терроризм", которые нередко трактуются достаточно произвольно, и что, конечно же, неприемлемо для науки в целом и для установления причин политически и социально-негативных проявлений в частности, а также для единообразного понимания сложившейся проблемной ситуации. Исходным, фундаментальным в данной группе взаимосвязанных и взаимообусловленных понятий является "экстремизм", с помощью которого обозначается приверженность к крайним взглядам и способам действия в политике. "Экстремизм" отнюдь не новое понятие в политическом словаре человечества, ибо общество на протяжении большей части своей истории постоянно источало политическое насилие, приобретавшее самые различные формы.

Фактически ровесником и крайним выражением экстремизма является терроризм. Определение понятия терроризма относится к числу проблем, решение которых имеет исключительно практическое значение, тем более что с начала 60-х годов XX века отмечается "терминологический бум" в науке. Это в достаточной степени осознается большинством исследователей данного явления современной действительности: социологами, политологами, историками, юристами и работниками аналитических подразделений правоохранительных органов различных государств.

Как отмечается в правовой литературе, понятие "терроризм" не имеет точной или широко принятой дефиниции. В "Трактате по международному уголовному праву", вышедшем в США под редакцией М. Бассиони и В. Найди, указывается на объективные трудности выработки общепринятого юридического определения терроризма, что связано с тем фактом, что это слово может означать террор и варварство, устрашение, а также целую серию различных актов насилия. Участники V Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1975 г.) пришли к выводу, что трудно дать более или менее точное определение терроризма. Отсутствие такой дефиниции вызывает определенные трудности при отправлении правосудия.

На основании работ Л. Млечина терроризм можно классифицировать на следующие самостоятельные виды:
1. По территориальному признаку:
- международный
- внутригосударственный
2. В зависимости от преступной мотивации:
- политический
- национальный
- религиозный

А) Политический терроризм - (в основном в Европе) - был когда-то самым громким, но современная государственная машина научилась с ним бороться. Этот вид терроризма имеет двустороннее направление. С одной стороны, это борьба различных группировок против существующего строя («Красные бригады» в Италии, «Объединенная красная армия» в Японии, «Аксьон директ» во Франции, немецкие - «Группа Биадера-Майнкоф», «Движение второго июня», «Революционные ячейки»). Старшее поколение этих террористических группировок в основном сидит в тюрьме. Из нового поколения заметнее других «Ячейки антиимпериалистического сопротивления». Но они уже не так опасны, не так профессиональны, какие были, например, «Красноармейцы» много дискутируют, развлекаются. Эти группировки практически не представляют серьёзной опасности. С другой стороны, - это государственный терроризм, совершаемый спецслужбами ради государств. Подобные методы спецслужбы использовали и используют для уничтожения государственных врагов. Такие акции совершало КГБ, СССР, ЦРУ США, Массад Израиля. Так сотрудник КГБ офицер -террорист Богдан Сташинский в1959 году убил пулей с цианистым калием Степана Бандеру, одного из самых знаменитых террористов ХХ столетия, а израильская разведка Массад уничтожила палестинцев, которые расстреляли в 1982 году израильскую команду на Олимпиаде в Мюнхене. Французские оперативники тайно убивали алжирских боевиков, до которых не могло добраться правосудие. Но такого рода террористические акции носят ограниченный характер и под давлением сообщества они сокращаются.

Б) Национальный терроризм - это метод борьбы народов за создание собственного государства. Когда народы, не имеющие собственного государства, требуют независимости и берутся за оружие. Сюда относится борьба курдов за создание Курдистана. Земли, на которой курды мечтают создать своё государство, поделены между четырьмя странами - Ираном, Ираком, Турцией и Сирией. И не одна страна не хочет, чтобы возникло самостоятельное курдское государство. Курды проживают в Сирии (1,5 млн. человек), в Иране (6 млн. человек). Курдская республика в городе Мехабаде просуществовал 11 месяцевдо конца 1946 года. Но когда Советские войска были выведены из Ирана, республика Курдистан была обречена. Примаков от имени Советского правительства пытался примерить курдов и правительство Ирака. Но эта попытка не увенчалась успехом. Сегодняшняя Россия курдами практически не интересуется. Российские дипломаты считают, что не надо ссориться с Турцией, Ираном, Ираком и Сирией из-за курдов, что нормальные отношения с этими странами важнее симпатии к курдам.
Живущие в Европе курды обливают себя бензином и поджигают на глазах толпы и полиции. Курды хотят, чтобы мир занялся ими.
Для курдов Оджалан - национальный герой, потому что он во главе своей партии вёл борьбу за права курдов. Но в 1999 году турки арестовали Абдуллу Оджалана, судили и приговорили к смертной казни, как террориста и преступника. Ссориться с Турцией Запад не хочет - турки главный и верный союзник Запада в регионе, член НАТО, надёжная преграда на пути поднимающегося исламского фундаментаризма. Судьба курдов для западного мира имеет второстепенное значение.
К национальному терроризму можно отнести и борьбу басков, проживающих в Южной Франции и Северной Испании. Исторически баски стремились к полной самостоятельности, а власти отказывали им даже в автономии. В Испании живёт 1 млн. басков, во Франции - 250 тыс. человек. Радикально настроенные баски хотят отделиться от Испании и Франции, создать собственное государство, включающее все территории, населённые басками. Баски-сепаратисты объединились в организацию «Страна Басков и свобода», сокращённо ЭТА. Политическое крыло бакских террористов - «Эрри батасуна», требует создание независимого бакского государства. Военная фракция ЭТА многие годы занимается террором против испанских государственных чиновников, полиции и армии. ЭТА взялась за оружие в 1968 году, когда страной ещё управлял Каудильо Франко, но даже авторитарный режим не смог с ними справиться. Люди ЭТА убили 800 человек из полицейских и чиновников, а армия в свою очередь отвечала на террор террором. И это делало партизан-басков ещё более непримиримыми. В испанских и французских тюрьмах находятся около 650 бакских террористов. Но это их не останавливает: безработная молодёжь устраивает антиправительственные демонстрации, нападает на полицейских, бросает самодельные бомбы в патрульные машины, а потом берётся за оружие. Сюда же можно отнести борьбу ИРА (Ирландской республиканской армии), которая с помощью терактов в Великобритании пытается добиться независимости Северной Ирландии. Великобритания - многонациональное государство (Северная Ирландия, Шотландия, Уэльс). Выход из национального конфликта - совместное достижение согласия и мира, соблюдение прав регионов. Борьба Северной Ирландии за свою независимость (то есть этнолитический) имеет многовековую историю и является следствием жёсткой политики, проводившейся в Великобритании в религиозной и культурной сферах в отношении коренного населения Ирландии. Живущие в соединенном Королевстве ведут, своего рода, партизанскую войну многие десятилетия. Чтобы уничтожить базы террористов, находящихся на территории Ирландии, Англия не может себе позволить засылать туда части спецподразделений. Да и стрелять на улицах в подозреваемых без суда и следствия тоже нельзя. Английские спецслужбы охотятся за боевиками, ведут переговоры и сейчас террористы ИРА практически изолированы, их мало кто поддерживает. Этот терроризм можно ещё рассматривать как религиозный: борьба католиков против протестантов. Католики ненавидят протестантов и мечтают выйти из состава Великобритании и присоединиться к католической Ирландии. Католиков меньшинство, протестантов большинство.
Выяснение отношений между представителями двух религий переросло в террор. Католики-экстремисты и создали ИРА.

В) Религиозный терроризм - это самый опасный вид терроризма, основанный на религиозном фанатизме. Здесь можно отметить борьбу палестинцев против Израиля. В этой борьбе на стороне палестинцев выступают страны арабского мира, и эту борьбу Осама Бен Ладен хочет превратить в борьбу исламского мира против Израиля и его покровителя США со всеми его союзниками. Осама Бен Ладен - фанатичный исламист, разбогатевший на сборе денег на войну, основал Исламский фонд спасения, через который собирал по всему миру пожертвования. Потом фонд преобразовался в личную организацию Ладена под названием «Аль-Каида» («База»). Война в Афганистане превратили его в очень религиозного человека, он превратился в исламского радикала и пизвал мусульман всего мира уничтожить неверных. Главная цель Бен Ладена - создание всемирного исламского государства, поэтому он помогает всем единомышленникам по всему миру. Христиане воспринимаются как колонизаторы, а мусульмане - жертвы. Израиль оказался в центре этого конфликта. Ненависть огромного исламского мира к маленькому еврейскому государству усиливается с каждым днём. Усиливается и из-за неспособности палестинцев уничтожить Израиль и оттого, что это маленькое государство, практически не имеющее никаких ресурсов, создало своим гражданам достойную жизнь, а народы богатейших стран, экспортирующие нефть, прозябают.
Палестинцы по своей вине и по вине соседних арабских стран отказались в 1948 году создать собственное государство и вместо этого десятилетиями пытаются уничтожить Израиль. Постепенно этот террор против Израиля и США, которые поддерживают европейское государство, приобрёл характер джихада - войны мусульман против неверных.
11 сентября 2001 года Америка стала жертвой именно такого терроризма. Осам Бен Ладен обратился к мусульманам всего мира: «Хвала Аллаху! Америка объята страхом с севера на юг и с востока на запад. Хвала Аллаху за то, что Америка испытывает то, что испытывали мы. Исламский мир испытывал страх и несправедливость более 80 лет. Аллах благословил группу мусульман, которая является передовым отрядом ислама на разрушение Америки. Да пребудут они за это на небесах!». Палестина террористов-камикадзе - ударный отряд третьего мира. Противостояние палестинцев и израильтян стало частью джихада третьего мира против всей современной цивилизации.

Само понятие «терроризм» произошло от латинского слова «terror» — страх, ужас. Одно из главных средств достижения це-лей для террористов — запугивание, создание атмосферы страха, неуверенности в безопасности жизни своей и своих близких.

Терроризм — насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, соз-дающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения об-щественной безопасности, устрашения населения или оказание воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущест-венных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь госу-дарственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической дея-тельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника между-народной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения между-народных отношений.

С точки зрения объекта посягательства, терроризм наносит ущерб жизни и здоровью людей, имуществу, правам и законным интересам, дезорганизует общественную жизнь. Насилие большей частью сопровождается физическим воздействием вплоть до причинения телесных повреждений и смерти. Оно может сопровождаться и психологическим воздействием, и вымогательством разных благ, что особенно характерно для тех случаев, когда террористический акт сопровождается требованием выкупа.

Терроризм может выражаться также в разрушении или попытке разрушения каких-либо объектов: самолетов, административных зданий, жилищ, морских судов, объектов жизнеобеспечения и т.п. Уничтожение имущества террористическими группами, даже не повлекшее человеческих жертв, также можно квалифицировать как терроризм.

Вообще, терроризм - это преступление, всегда умышленное. При этом умысел террориста отличается от умысла на убийство, разбой, грабеж и т.п. Если, например, в случае убийства или грабежа имеются две стороны - преступник и жертва, то в акте терроризма есть и третья - органы власти или общественность, к которым апеллирует террористическая организация или террорист. Жертва террористов может и не интересовать, она не цель, а лишь средство. Их действия направлены на достижение своих целей (политических, корыстных и др.) посредством привлечения общественного внимания, запугивания населения и представителей власти, пропаганды своих политических, религиозных и иных воззрений. При этом проявляется безразличие к жертвам, что ведет к особой жестокости, массовой гибели невинных жертв, случайных людей.


В настоящее время терроризм в значительной степени связан с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, национальными отно-шениями, религией, экологией, преступными сообществами и т. п. Эта связь получила отражение в существовании различ-ных видов терроризма, к которым относят: политический, на-ционалистический, религиозный, криминальный и экологиче-ский терроризм.

Члены групп, осуществляющих политический террор, ставят своей задачей достижение политических, социальных или эко-номических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка.

Националистический (или как его еще называют националь-ный, этнический или сепаратистский) терроризм преследует цели решения национального вопроса.

Религиозный терроризм обусловлен попытками вооруженных группировок, исповедующих ту или иную религию, вести борьбу против государства, где господствует иная религия или иное ре-лигиозное направление.

Криминальный терроризм формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконная торговля оружием, контрабанда и т. п.) с целью создания хаоса и напряженно-сти, когда наиболее вероятно получение сверхприбылей.

Экологический терроризм реализуют группировки, выступаю-щие с помощью насильственных методов против научно-технического прогресса, загрязнения окружающей среды, убийства Животных, строительства ядерных объектов.

В целом любому виду терроризма как деянию свойственны четыре отличительных признака:

Терроризм порождает общую опасность, возникающую в результате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми;

Публичный характер исполнения;

Преднамеренное создание обстановки страха, подавленно-сти, напряженности;

При совершении теракта общеопасное насилие применяет-ся в отношении одних лиц или имущества, а психологиче-ское воздействие путем создания атмосферы страха оказы-вается на других лиц.