Борьба с международным терроризмом эссе. Читать эссе по политологии: "Терроризм как социальное явление". Сочинение на тему Терроризм - зло против человечества

Терроризм - это то слово, которое вызывает ужас, страх и одновременно сочувствие. Вспоминая кадры террористических актов, передаваемых по телевидению смесь чувств переполняет. К совершившему это преступления, а, точнее, ужасный поступок возникает два противоречивых отношения. Это: жалость и ненависть. Первое чувство возникает вследствие осознания того, что этот человек всего лишь пешка и за террористическими актами стоит множество людей. Второе - потому, что он все-таки это совершил и не с намеченной для него траектории. Но как говорят, со стороны хорошо судить, а вот если бы вся горесть коснулась, то мнение было совершенно другое.

Проблемы терроризма - как фактора, оказывающего давление на общество

Терроризм - это прежде всего проблема не одной страны, а всего мирового сообщества. Так как террористические акты гремят по всему миру. Вследствие них гибнет множество людей, страдают многие семьи, а также инфраструктура городов. Но искоренение терроризма это очень сложная задача и пока что в мире есть преступность - она становится практически не решаемой. Так как основное доход террористов - это на подпольном рынке оружия и наркотических средств.

Еще одной значимой проблемой терроризма является привлечения к этой деятельности детей. Их с самого рождения готовят к их миссии. Ни для кого не секрет, что под меньшее подозрение попадает ребенок, поэтому ему легче проникнуть, ведь досмотр на вокзалах в основном ведется за взрослыми.

Борьба с глобальной проблемой - терроризмом

В современном мире ведется ожесточенная борьба с террористическими организациями, чтобы добиться успехов в которой, применяется множество методов. Борьба только при помощи боевых действий не даст желаемого результата, ведь если уничтожить одну экстремистскую группировку, на ее месте образуется другая. Поэтому против террористов используются как политические, так экономические и информационные методы. Создание определенных подразделений, деятельность которых объединяет в себе борьбу с террористами и преступниками. Одной из таких известных организаций является Интерпол (Интернациональная ). С политической точки зрения можно отметить внедрение законопроектов ограничивающих или запрещающих носить оружие. Информационные методы - это прежде всего антитеррористическая пропаганда, ведь не зря по телевизору, в интернете и газетах терроризм представлен во всех красках.

Терроризм - это страшнейшее проявление экстремизма, которое не оставляет большинство равнодушными.

Терроризм - это метод, который используют некоторые организованные группы или политические партии для достижения своих целей. Терроризм основан на насилии. Отличительная черта терроризма - применение насилия в отношении не противника, а мирных людей, которые часто и не подозревают о политическом противостоянии. К террористическим актам, в частности, относятся захват заложников, угон самолетов, организация взрывов на улице и так далее. Цель терроризма - чтобы пострадало как можно больше людей. Почему-то сторонники терроризма считают, что это привлекает внимание к их требованиям. В 70-х годах прошлого века появился термин «международный терроризм» . ООН определяет международный терроризм так: "совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение агентами или представителями одного государства актов против другого государства или попустительство с их стороны совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют цель вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом".
Террор в наше время стал одной из самых болезненных проблем как локального, так и глобального масштаба.
Сейчас уже всем стало понятно, что терроризм существует не только на Северном Кавказе, Индонезии, Филиппинах и Ближнем Востоке. Это явление распространилось по всему миру, и теперь, находясь даже в самых развитых странах, нельзя быть уверенным, что тебя это не затронет. Террор стал влиять на мировую экономику и возникает серьезный вопрос о борьбе с этим явлением.
В современном мире высоких технологий и всеобщей интеграции невозможна борьба с терроризмом каждой страной по отдельности. Нужна коалиция всех стран, заинтересованных в уничтожении этого феномена. Удар должен быть нанесен точечный и сразу по всем направлениям деятельности террористов, причем этот удар обязан состоять не только из военных мер, но и экономических, политических. Вопрос состоит не только в том, чтобы уничтожить военные подразделения бандитов, но и в перекрытии финансовых подпиток этих людей, а также необходимо создать условия, при которых не будут появляться новые террористы, т. е. я хочу сказать, что нужно искоренить это зло полностью: и корни, и побеги. Объяснение столь радикальных мер следующее: если прекратить деятельность военных подразделений, но оставить финансовые источники бандитов - появятся новые люди, готовые умирать потому, что за это платят. Обязательно нужно создать новые рабочие места в районах сосредоточения ячеек террористов и территориях набора наемников, воюющих в других государствах. Если это будет сделано, то в организациях экстремистского толка не будет появляться такого числа кадров, хотя существуют фанатики, борющиеся неизвестно за что.
Немаловажной частью борьбы является информационная война, победа в которой может принести значительную часть успеха во всей операции, а поражение может свести на нет успехи в других направлениях.
Для удачной борьбы необходим удар и по преступности, потому что террористы имеют доход с продажи наркотических средств и оружия.
Для успешной борьбы с терроризмом нужно уничтожать не только организации экстремистского толка, но и преступность, т. е. вести войну против всего мирового зла в целом.

ТЕМА « ТЕРРОРИЗМ- ОСНОВНАЯ УГРОЗА XXI ВЕКА»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРАВУ (ЭССЕ)

Учитель Самирханова Магира Магановна

Терроризм по своей бесчеловечности и жестокости превратился сегодня в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Появление терроризма влекут за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые воссоздавались веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами.

Что же такое терроризм? Думаю определенного значения для этого слова нет, ведь нельзя дать имя тому явлению, когда убивают многих беззащитных, ни в чем неповинных людей. Когда не смотрят ни на то, как плачущий ребенок, стоящий и смотрящий в глаза этим людям, умоляет не убивать его маму... Когда с особой жестокостью захватывают самолеты, поезда, жилые дома, офисы, школы...

Школа... Захват школы... Беслан... Думаю об этой трагедии знает каждый. Ну до чего же дошло человечество, если начали убивать детей!?

1 сентября... Дети в школу идут... И террор. Казалось бы, это два совсем противоположных друг другу явления, но это было! Сколько всего пришлось пережить этим детям, сколько пришлось пережить их родителям. А какие воспоминания будут сопутствовать этим детям всю жизнь, когда в очередной раз в стране будут праздновать день знаний? Это уже просто бесчеловечность!

Так же жертвами террористов стали многие невинные люди 11 сентября в 2002 году в США. Думаю, события 11 сентября заставили изменить наше представление о мире в общем. Этот день переживала вся страна, весь мир. События 11 сентября заставили понять нас, что все мы являемся потенциальными жертвами. Среди погибших в тот день были люди самых разных национальностей, единственная вина которых заключалась в том, что они были мирными гражданами свободного общества. Терроризм уже стал угрозой всепланетного масштаба. Угроза нависла над всеми, она стала всемирной. События 11 сентября можно считать объявлением мировой войны. В наше время террор или хотя бы какие-то его проявления существуют в каждом государстве. И каждое государство пытается с ним бороться или предотвращать, создавая различные организации по борьбе с терроризмом. Но все же каждый год гибнет очень много людей от совершенных террористических актов. Это не говорит о том, что плохо работают органы безопасности и власти, это говорит о том, что терроризм очень масштабен и не имеет границ. Именно поэтому с ним очень трудно бороться. В различных государствах терроризм имеет свою форму: например, в мусульманских странах он носит характер освободительный, или "священной войны", так как для них играет большую роль священная вера. Эти люди, арабы, ради своего освобождения, которую не может обеспечить правительство, объявили всему миру "джихад"- священную войну

Правительство различных стран старается предотвратить попытки совершения террористических актов не насильственным путем, а больше компромиссом. Например, в Чеченской республике, если террорист сдаст оружие, и сдастся властям и если он не совершал насильственных преступлений его не сажали в тюрьму. Этот закон очень эффективен, так как тысячи боевиков сдались властям.

По борьбе с терроризмом 18-19 октября в Москве была открыта конференция, в которой приняли участие делегации законодателей из 28 стран. Это значит, что в этой борьбе участвуют объединенные, в одно целое, страны, которые вместе, думаю, смогут победить эту мировую войну. С другой стороны, это значит, что современный терроризм выступает в форме международного терроризма, что террористические акты имеют международный масштаб.

Давайте попробуем понять для чего нужен террор, и кому он нужен, откуда идут корни террора, где его проявления, и что надо сделать для решения этой глобальной, на сегодняшний день, проблемы. Прежде всего, терроризм сегодня-это мощнейшее оружие, инструмент используемый против власти с помощью насилия в отношении мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношения к "адресату" террора людей. Задача террора вовлечь большую массу людей, для которых либо цели террора столь высоки, что оправдывают любые средства, либо столь неразборчивы в средствах, что готовы реализовать любую мерзость. Также они ведут свой путь через "возвышенные мотивы", когда обычно вовлекают молодежь, которая, в силу умственной и моральной незрелости легко "клюет" на радикальные национальные, социальные или религиозные идеи. Вовлекают ее чаще всего через тоталитарные, религиозные или идеологические секты. Самым известным примером является секта "Аум Синрике". В этих сектах чаще всего "выпускают" террористов- смертников, которые сами погибают в террористических актах, ведь для них умереть в бою - это вхождение в рай, где они обретают покой. Так террористы-смертники на самолетах добровольно врезались 11 сентября в небоскребы в США.

Террористический интернационал превратился ныне в реальную угрозу нормальному развитию международных отношений, безопасности стран и регионов, и ни одно государство не может себе позволить игнорировать эту проблему, либо всерьез рассчитывать на ее решение только своими силами. События 11 сентября 2001 г. в Америке убедительно продемонстрировали, что усилиями одной страны, даже такой мощной в экономическом плане, как США, решить эту проблему невозможно.

Россия относительно недавно столкнулась с этим видом насилия, но Президент, Федеральное собрание и Правительство России рассматривает борьбу с терроризмом как одну из важнейших задач, от эффективности решения которой зависит национальная безопасность, стабильность общества и государства. Поскольку проблема терроризма все более и более приобретает международный характер, возникла необходимость международного сотрудничества в противостоянии терроризму. Определенные шаги в этом направлении уже принимаются. В частности, создан Антитеррористический центр стран СНГ; 25,07,98 г. в России принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» как внутри страны, так и на международном уровне; Россия выступила инициатором разработке в ООН Международной конвенции с актами ядерного терроризма.

Особое место в борьбе мирового сообщества с терроризмом занимает Интерпол. Одна из ключевых задач - пресечение финансирования терроризма.

Подводя итоги, отмечу, что предотвращение новых войн, борьба с терроризмом как уголовным деянием, требуют объединения усилий мирового сообщества, скорейший «запуск в действие» принятых договорных актов, направленных на сокращение ядерного вооружения, борьбу с «боевым» терроризмом и его финансированием.

Очень хочется верить, что борьба с терроризмом будет успешно побеждена. Люди станут спокойно жить, растить детей, внуков, ездить всей семьей отдыхать, станут больше любить и верить друг другу.

Большое количество людей пострадало от террористов, и я думаю, государство и сам народ будет бороться с этой проблемой, то не за горами спокойная и мирная жизнь.

Силы международного терроризма атакуют Европу, силы международного терроризма совершили нападение на Россию… Удивительная по своим масштабам ложь! Никакой единой международной террористической организации не существует и никогда не существовало. Существуют отдельные террористические организации, каждая из которых имеет собственную идеологию. В одних случаях эта идеология имеет религиозные основания, в других выражается доктринами национально-освободительной борьбы, в-третьих - различными социальными учениями (анархистской, троцкистской, маоистской направленности). Но об идеологии, подвигающей на теракты предпочитают не говорить.

В наше деиделогизационное время сама постановка вопроса о том, что возможны идеологические альтернативы существующей системе жизнеустройства воспринимаются большей угрозой, чем сам терроризм. А между тем, без деконструкции идеологических мотиваторов терроризма противостоять ему невозможно.

РАЗМЫТОСТЬ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ КАТЕГОРИИ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ»

Терроризм в настоящее время является не только выражением политических реалий, но и информационным феноменом. Он определяется сегодня в перечне глобальных угроз в качестве одного из главных вызовов, стоящих перед человечеством.

Терроризм позиционируется как противник признанных международным сообществом национальных государств, включая Россию. Война в Чечне характеризовалась именно как нападение на Российскую Федерацию сил международного терроризма. Международный терроризм является единственным названным противником России в Стратегии национальной безопасности. Тема угроз международного терроризма является фактически основным проблемным мотивом и в Стратегиях национальной безопасности США. Весь этот информационный дискурс выглядит как попытка ретуширования истинной природы рассматриваемых под террористическим маркером вызовов. Терроризм сам по себе не может быть определен как противник, поскольку не является субъектом. Терроризм есть тактика, к которой могут обращаться самые различные идеологические силы. А какова идеология терроризма предпочитают не говорить, ибо в таком случае окажутся подняты не вполне желаемые для бенефициаров современных мировой и национальной систем вопросы.

О том, что в отношении России была совершена агрессия со стороны сил международного терроризма неединожды говорил Президент Россия. Слова об этой агрессии содержались, в частности, в президентских Посланиях Федеральному Собранию.

2002 год: «Совместными усилиями нам удалось решить важнейшую стратегическую задачу - ликвидировать наиболее опасный центр международного терроризма в Афганистане. Пресечь его негативное воздействие на положение в других регионах мира, устранить исходившую оттуда для нас с вами угрозу.

После 11 сентября прошлого года многие, очень многие в мире поняли, что „холодная война“ закончилась. Поняли, что сейчас - другие угрозы, идет другая война - война с международным терроризмом. Его опасность очевидна, она не требует новых доказательств. Хочу отметить: это в полной мере относится и к России».

2004 год: «Россия оказалась одной из первых стран, столкнувшихся с масштабной угрозой международного терроризма. Как все мы знаем, еще не так давно это угрожало самой территориальной целостности Российской Федерации. После известных страшных трагедий, произошедших в результате терактов, в мире сложилась антитеррористическая коалиция. Сложилась при нашем активном участии, в сотрудничестве с Соединенными Штатами Америки, с другими странами и в ситуации с Афганистаном показала свою высокую дееспособность в борьбе с угрозой террора.

Россия дорожит сформировавшимся антитеррористическим сообществом, дорожит им как инструментом координации межгосударственных усилий в борьбе с этим злом. Больше того, успешное сотрудничество в рамках коалиции и на основе международного права может стать хорошим примером консолидации цивилизованных государств в борьбе с общими угрозами».

2005 год: «Целостность страны оказалась нарушена террористической интервенцией и последовавшей хасавюртовской капитуляцией».

Итак, на нас напали, а кто напал - нежелательно произносить - «некие силы тёмные» . В российском случае, как и в случае с терактами в западных странах, пришлось бы анализировать феноменологию течений современного ислама и разбираться с идеологемой джихада. Но к этому не российское, ни западное экспертное сообщества не готовы. А между тем, без такого анализа исламистские течения, использующие тактику террора, будут только усиливаться.

И такой анализ должен привести к выводу, что ислам традиционный и джихадистские версии ислама противоречат друг другу. Сама же категория джихада традиционного ислама не может быть подверстана под современную террористическую практику. Идея борьбы содержится в любой из религий и не может не содержаться. Любая из религий построена на жесткой дихотомии добра и зла. И бороться со злом - нравственный императив для любого верующего. Джихад как раз и выражает эту философию борьбы. Существуют различные виды джихада, предполагающие в том числе, борьбу с преступниками, борьбу с собственными дурными помыслами. Между терроризмом и борьбой с собственными дурными помыслами, естественно, пропасть. Джихадисты произвели принципиальную подмену. Императив борьбы со злом был подменен фактически императивом геноцида - физическим уничтожением иных. Это прямая подмена ислама, не имеющая ничего общего с великой религией.

Все традиционные религии в качестве одной из базовых ценностей утверждают жизнь человека. Религиозный терроризм, казалось бы, действует от лица религии. Но сам факт лишения жизни человека вступает в противоречие с исходным религиозным ценностным фундаментом. Показательно, что духовные авторитеты всех ведущих традиционных религий осуждают сегодня терроризм. Террористические акты нельзя в этом смысле трактовать в качестве борьбы религиозного мира против мира секулярного. Так его хотят представить силы, заинтересованные в продуцирование конфликта. В действительности терроризм противоречит и религиозной, и гуманистической светской системам ценностных координат.

ИСТОРИЯ ТЕРРОРИЗМА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВ ГЛОБАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

В известном смысле история терроризма соотносится с историей человечества. Однако в античную и средневековую эпохи он был в основном представлен в форме тираномахии. Генезис современного терроризма связан с появлением зачатков информационного общества.

Хотя и в средние века, и в античность теракт не только имел персональную направленность, но и предполагал зачатую эксцитативную функцию, т.е. служил формой агитационного или устрашающего послания. Более того, существовал мифологический пласт сакрализованного пантеона героев-террористов. Юдифь и Брут, зелоты и ассасины, Робин Гуд представляют собой вариации террористической канвы архаических периодов истории. Террорист воспринимается как фигура культовая, даже ритуальная в той культуре или контркультуре, ради идей которой он пошел на теракт. Мышление двойными стандартами выражается в том, что «чужой» терроризм преподносится как злодейство, когда как «свой» оценивается в качестве подвига. В первом случае террорист определяется преступником и бандитом, во втором - повстанцем, подпольщиком, партизаном. Преодолеть эту аксиологическую дихотомию невозможно. Возникновение его в качестве массового феномен датируется последней четвертью XIX века. С момента своего формирования он артикулировался в рамках трех идеологических направлений: анархический терроризм (США и Западная Европа), социалистический терроризм (Россия), этно-конфессиональный терроризм (Ирландия, Польша, Индия, Ближний Восток).

Нельзя говорить, что терроризм столетней давности был содержательно другим и был направлен на конкретные фигуры власти. Действительно, эсеровские теракты носили, главным образом, персонифицированную направленность. Но теракты в исполнении анархистов или максималистов были направлены против «буржуазного общества» в целом, что выражалось, к примеру, во взрывах общественных учреждений, забрасывания бомбами кафе, «аграрном» и «фабричном» терроре.

Теракт в условиях информационного общества ориентирован на общественный резонанс. При отсутствии информации, он оказывается лишен смысла. Следовательно, создание информационного вакуума вокруг деятельности террористических групп и есть действенный способ борьбы с терроризмом. Но принципы гласности и свободы СМИ являются краеугольными камнями организации гражданского общества, а потому для их ограничения, пусть даже в целях предотвращения террористической угрозы, следовало бы отказаться от существующей идеологической модели.

Существует и другой известный издревле универсальный способ предотвращения терактов - заложничество. Еще в античные времена при заключении мира широко применялась практика обмена заложниками, что являлось наиболее весомым фактором, удерживающим народы от нападений друг на друга. Заложничество служило действенным сдерживающим механизмом для местного населения в колонизационной политике царской России на национальных окраинах. Но позиционирование в соответствие с маркером «цивилизованности» не позволяло брать в заложники представителей собственной интеллигенции, и в результате, Российская Империя, успешно предотвращавшая развитие национального терроризма, была захлестнута террористической волной социальной революции. Кстати, и большевики не гнушались использовать процедуру заложничества. Так, в 1922 г. исполнение приговора для эсеров-смертников было отложено с оговоркой, что казнь обвиненных состоится в том случае, если Партия социалистов-революционеров и далее будет использовать террористические методы борьбы против Советской власти.

Угроза смерти на испугает террориста. Согласно давно устоявшемуся взгляду, побудительным мотивом теракта является суицидальная психопатология. Террорист ищет смерти, и перспектива эшафота для него оказывается желанной. Но, жертвуя собой, террорист далеко не всегда пойдет на жертву находящихся в заложниках своих товарищей или родственников. Однако, практика заложничества, естественно, также несовместима с концептом «прав человека». Соответственно, раскрутка темы терроризма логически подводит к выводу о необходимости в целях «обеспечения безопасности» пойти на свертывание системы прав и свобод человека. В перспективе глобальных трендов обозначаемые ориентиры могут быть определены как проекция новой фашизации мира.

ТЕРРОРИЗМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Негативная аксиология терроризма идеологическими установками победившей или господствующей стороны. Но зачастую терроризм являлся единственным способом отстаивать свои права и достоинство, когда легитимный путь оказывается неэффективным.

Геноцид армян оказался бы по большому счету не замечен мировым сообществом, если бы не дашнакский террор. «В конце концов, кто говорит сегодня об уничтожении армян?» - задавал по прошествии времени риторический вопрос А.Гитлер в обосновании возможности геноцида в отношении евреев. Однако громкие политические убийства дашнаками лиц причастных к геноциду заставили мировое сообщество признать факт существования армянского вопроса. Безусловно, террор нельзя, находясь на гуманистических позициях, признать приемлемым средством. Но политически как метод он оказывается зачастую едва ли не единственно возможным способом донести свою позицию.

В войнах межгосударственных бывают, как известно, победители и побежденные. Победить же в цивилизационных войнах в принципе невозможно. Сила действия равна силе противодействия. Переводя эту формулу Исаака Ньютона на язык гуманитарных наук можно использовать метафору «цивилизационного маятника». Чем больше амплитуда маятникового движения в одну сторону, тем более значительным будет потом его движение в другую. Подавление цивилизационной идентичности в первой фазе неизбежно приведет во второй фазе к цивилизационному отторжению. Неизбежен и контрудар в отношении цивилизационного агрессора.

Движение «цивилизационного маятника» ярко иллюстрирует в этом отношении история Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья. Персидская агрессия на Запад - Походы Александра Македонского на Восток - Парфянское наступление на Запад - Римское наступление на Восток - Нашествие гуннов на Запад - Византийское имперское восстановление власти на Востоке - Арабские походы на Запад - Крестовые походы на Восток - Османская агрессия на Запад - Западная колониальная агрессия на Восток. Современная террористическая атака Европы, распространение антизападного джихадизма является очередной фазой этого маятникового движения. Остановить ход кровавого маятника можно только отказавшись от практики цивилизационных агрессий.

Нельзя находясь на гуманистических позициях оправдывать практику терроризма. Но это не значит, что не следует объяснять ее генезис. Объяснительный же анализ объективно приводит к выводу об ответственности западных неокрестоносцев. Неужели не существовало понимания того, что агрессия - военная и информационная ни к чему иному как к распространению экстремистской идеологии непримиримой борьбы - джихадизма, стратегии ведения «войны без границ», тактике индивидуального террора не могло привести? Логика противодействия превосходящим силам противника должна была привести именно к такому исходу.

Пророческими оказались слова Муаммара Каддафи, которого свергали «широкой коалицией» сил и который за несколько месяцев до своей гибели, обращаясь к западному сообществу, предупреждал: «Пренебрежение стабильностью Ливии повлечёт за собой обрушение мира в мире, через нестабильность в Средиземном море. В случае, если наша власть в Ливии должна будет прекратиться, миллионы африканцев хлынут нелегально в Италию, во Францию… Европа станет чёрной в самое небольшое время. Это наша сила блокирует нелегальную иммиграцию. Это благодаря нам царит стабильность в Средиземном море, во всю длину 2 тыс. километров вдоль ливийских берегов. Мы предотвращаем иммиграцию, сдерживаем развитие и продвижение Аль Каиды… Таким образом, если стабильность в Ливии будет нарушена, это немедленно будет иметь плохие последствия для Европы и для Средиземноморья. Все будут в опасности!» .

А к чему могли привести такие действия как публикация карикатур в отношении Мухаммеда и исламских святынь. Инцидент с карикатурами «Charlie Hebdo» не был в этом отношении исключительным случаем, находясь в череде антиисламских манифестаций. Как оценивать такого рода действия, как выражение свободы мнений, или сознательную провокацию?

А вот еще один пример, лежащий в дуализме между правом на свободу и провокацией. В 2003 году после свержения в Ираке режима Саддама Хусейна новые власти одним из первых шагов проводят декриминализацию гомосексуальных отношений. Для исламской страны шаг беспрецедентный! Как мусульмане воспримут эту законодательную новеллу было очевидно. Рождение ИГИЛ такого рода шагами было программируемо. Характерны и проговоры современных политических фигур, нет, да и допускающих понятия из арсенала религиозных войн эпохи средневековья. Двенадцатого сентября 2011 года, на следующий день после резонансной террористической атаки на США Джордж Буш говорил о новой войне против терроризма, используя фразеологизм «крестовый поход». Для стран ислама после этого стало фактически все понятно. Впоследствии американский президент признал, что слова о «крестовом походе» были неуместны. Но проговорка состоялась. Да и последующая риторика звучала совершенно в духе обращений инициатора первого крестового похода папы Урбана II.

«И мы , - говорит американский президент под стиль мессианской проповеди на пятилетие событий 11 сентября, - пойдем вперед с уверенностью в нашем национальном духе, в справедливости наших целей, и с верой Бога, который всех нас сделал свободными… Сейчас мы находимся на самой ранней стадии битвы между тиранией и свободой. Несмотря на творящееся насилие, многие до сих пор задаются вопросом: хотят ли народы Ближнего Востока получить свободу? В течение 60 лет эти сомнения и определяли нашу политику в этом регионе. А затем в ясное сентябрьское утро нам стало очевидно, что умиротворение, которое мы видели на Ближнем Востоке, оказалось лишь миражом. Годы попыток добиться стабильности оказались потрачены впустую. И мы изменили нашу политику» .

Делается удивительное признание - хотят или не хотят народы региона свободы в ее американском прочтении неважно - политика умиротворения закончилась, начинается политика иного рода. А что есть политика противоположная умиротворению (а умиротворять можно только того, кого считаешь имманентным врагом) ясно - это политика подавления.

России, если она всерьез, берет на себя роль противостоятеля творимого на Ближнем Востоке беспределу, следует, наконец, определиться, с кем идеологически ведется борьба. Терроризм - это не идеология, а средство ведения борьбы, к которому могут прибегать совершенно различные организации. Сказать, что мы боремся с терроризмом - не сказать ничего. Сказать то, что боремся с ИГИЛ тоже недостаточно, поскольку у игиловской организации есть вполне определенная идеология. А вот определить суть враждебной идеологии бояться и не хотят. Бояться так как конфликт выйдет в этом случае за рамки сценария «маленькой победоносной войны», не хотят - потому, что, заявив идеологию противника, надо будет заявлять и идеологию собственную и перестраивать под нее всю сложившуюся систему жизнеустройства. Делать - рано или поздно это придется по любому.

ИНФОРМАЦИОННАЯ РАСКРУТКА ТЕМЫ МИРОВОЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ

Вызов террористической угрозы, казалось бы, более чем очевиден. Теракты прямо подрывают сложившуюся систему управления, хаотизируют жизнь общества, вызывают состояние паники. Но не является ли подъем частотности терактов следствием соответствующей информационной раскрутки? Проверка данного предположения осуществлялась посредством сопоставления динамики терактов с динамикой упоминания проблемы терроризма в заголовках ведущих мировых газет. В результате было обнаружено, что разогрев темы террористической угрозы начался ранее самого увеличения количества терактов. Создание соответствующей информационной проблематике в СМИ потянуло за собой как отклик реальный терроризм. Итогом же явилась артикулируемая дилемма - свобода приватной жизни - в обмен на безопасность.

Международный терроризм выступает в настоящее время не только реальной угрозой, но и особого рода пугалом. Активно разыгрывается карта нависшей над миром террористической угрозы.

Контент-анализ средств массовой информации, выявление частотности оперируемых тем позволяет сегодня делать достаточно точные прогнозы в отношении политических процессов. Проводимый эксперимент состоял в установление хронологической последовательности между явлением и его информационной раскруткой. По общей логике вначале происходит событие, а только затем его информационное распространение. Если же первоначально появляется информация, то значит именно она и вызывает к жизни явление. Что обнаружилось? Первоначально подъем публикаторской активности по терроризму, и только потом рост динамики террористических актов. Это говорит о том, что именно СМИ и программируют такого рода действия. Технология информационных войн налицо. Вспоминая афоризм Жана Бодрийяра, в комнате, где стоит телевизор, рано или поздно произойдёт убийство.

Динамика терактов в мире, как показали расчеты, не возрастает. Но при этом тема терроризма, как информационный повод, не перестает раскручиваться. Следовательно, информационная раскрутка преследует не цели борьбы с террористической угрозой, а некие другие не афишируемые стратегические ориентиры.

Западный мир преподносится в качестве главной жертвы агрессии со стороны международного терроризма. В действительности география распределения численности терактов и их жертв по различным регионам мира совершенно иная.

Следовательно, информационная раскрутка темы международного терроризма имеет проектный целенаправленный характер. Резонанс сообщений о терактах, даже не сами теракты, оказался политически востребован. Дело здесь не в самих террористах - марионетках чужой геополитической игры, а в интересантах соответствующего информационного вброса.

ДВОЙНАЯ ИГРА И ПРОБЛЕМА ГЛОБАЛЬНОЙ УПРАВЛЯЕМОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ

Опыт изучения истории терроризма позволяет констатировать наличие неизменной связи террористов с представителями властных структур и правоохранительных органов. Российские террористические организации начала XX века были наводнены провокаторами, и действовали под колпаком Департамента полиции. «Дело Азефа» лишь вершина этого айсберга. Убийства Плеве, Сергея Александровича Романова, Столыпина происходили, по меньшей мере, при попустительстве охранки. Сейчас нет сомнений, что значительная часть терактов сталинской эпохи была инициирована НКВД. Так, если в исторической ретроспективе терроризм едва ли не всегда оказывался направляем властями, то почему такого рода закономерность не может быть применима к современной эпохе? Известно, что Аль-Каеда являлась изначально американским проектом, а Усама бен Ладен воевал при поддержке американцев против советских войск в Афганистане. Возможность связи международного терроризма с глобальным бенефицариатом в этой логике не может быть признана чем-то принципиально невозможным.

Ищи кому выгодно… Террористическая атака 11 сентября 2001 года в США явилась катализатором роста патриотического дискурса. Следствием теракта стала попытка Дж. Буша-младшего консолидировать американскую нацию против внешнего врага. Принятый в октябре 2001 года Федеральный закон «О сплочении и укреплении Америки путём обеспечения надлежащими средствами, требуемыми для пресечения и воспрепятствования терроризму», который давал правительству широкие полномочия в надзоре за гражданами и ограничение свобод, получил неофициальное название «патриотический акт». По прошествии шестнадцати лет действие закона так и не было отменено. Геополитическим следствием теракта 11 сентября стала американская экспансия в Ирак и Афганистан. В обоих случаях доказательств связи террористов с соответствующими государствами не имелось. Но общий информационный контекст - нападение на США террористов легитимизировал в массовом восприятии возможность вторжения ответным ударом в другие страны и даже участия в «крестовом походе», провозглашенным Дж. Бушем-младшим.

ТЕРРОРИЗМ И УГРОЗА НОВОЙ ФАШИЗАЦИИ

Создание любой цивилизационной системы предполагает конструирование образа врага. Если реальный враг отсутствует, он может быть выведен искусственно. Нет сомнения, что мы находимся на пороге утверждения новой мировой системы управления.

В качестве основного врага современного глобализируемого мира позиционируется международный терроризм. В воспроизводстве темы глобальной террористической угрозы и заключается конкретный механизм осуществления политической глобализации. Однако, возведению глобальной тоталитарной системы препятствует идеологический рецидив эпохи модернизации - «права человека». Через развертку темы международного терроризма массовое общественное сознание подготовляется к восприятию инволюции гражданских свобод. Общество уже готово признать целесообразной формулу: «права человека - в обмен на безопасность».

Тема данного реферата терроризм, его причины и влияние на общество. В

последнее время усилилась боязнь просто собираться большими группами в местах

массового скопления людей. Самой последней причиной тому служит захват

заложников во время показа мюзикла «Норд-Ост» в театральном центре в Москве.

Мнения людей о том, какой должна быть политика государства в этом

направлении, также различны. С одной стороны, многие считают, что

единственным решением может быть усиление полицейского режима и активные

антитеррористические действия. С другой стороны, многие не приемлют таких

средств, после которых гибнут мирные жители. Ведь гибель множества

заложников, после освобождения из «Норд-Оста» это вина не террористов, а

спецслужб.

Нечнём с определений. Терроризм – разновидность политического экстремизма в

его крайнем насильственном варианте. Согласно принятому в американской

политологии понятию, терроризмом является «угроза или использование насилия в

политических целях отдельными лицами или группами, которые действуют как на

стороне, так и против существующего правительства, когда такие действия

направлены на то, чтобы оказать влияние на большее число людей, чем

непосредственные жертвы».

Терроризм имеет в качестве культурного основания нигилизм – отказ от общей

мира лежит бедность, нищета масс населения. Это – лишь, питательная среда, а

также удобный предлог. Было бы наивно представлять террориста как доведенного

до полного отчаяния и безысходности человека, который, будучи более не в

силах терпеть лишения и страдания своих собратьев, в приступе ярости

спонтанно хватается за оружие.

Переломные периоды закладывают предпосылки для экстремизма тем, что

значительно повышают интерес людей, испытывающих фрустрации и депрессии, к

историческим традициям. Традиционализм же, доведенный до своего логического

конца, выступает основной предпосылкой различных проявлений такого

радикального идеологического течения, как фундаментализм. Например, в

постсоветский период позитивной самоутверждение русских осуществлялось

главным образом за счет реанимации традиционных национальных ценностей и

символов, а также мифологизации и героизации прошлого своего народа. Рост

традиционализма усиливает стремление людей к культурной изоляции,

обусловливает рост ксенофобий (боязнь чужого), вызывает противоречия в

развитии, препятствую процессам модернизации и глобализации.

Порождающими экстремизм могут быть незавершенная урбанизация, специфические

формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества,

особенно в условиях бурных нерегулируемых миграционных процессов.

Главный вывод, давно сделанный учёными: терроризм возник вместе со СМИ и

связан с ними неразрывно. Современный терроризм – родной брат телевидения. Он

не имел бы смысла, если бы его результаты телевидение не доносило бы в каждый

дом. Сегодня телевидение России – соучастник террористов, оно вдумчиво и

творчески делает именно то, что требуется террористам – рассказывает о них и

показывает результаты их деятельности.

Это приводит к интересным эффектам массового поведения. Давно установлен один

из феноменов СМИ – у созданной с их помощью славы нет знака «плюс» или

«минус». Поэтому террористы становятся такими же телевизионными героями, как

и спортсмены или звёзды шоу-бизнеса, а героям принято подражать. Отсюда –

эпидемии подражательного поведения, охватывающие общество почти сразу же

после резонансных событий, широко освещаемых СМИ.

Таким образом, проблема определения роли и места СМИ в борьбе с терроризмом

(а позиция «стороннего наблюдателя» для них в кризисных ситуациях вряд ли

уместна) требует участия в её разрешении как редакторов и журналистов, так и

юристов, в конце концов – всего общества, которое сейчас всё чаще становится

коллективным заложником в руках террористов.

Если бы СМИ не освещали так называемые «символические» акты, то подобные

акции потеряли бы всякий смысл.

Помимо массового подражания широкое освещение деятельности террористов в СМИ

вызывает и другие социально-психологические эффекты. Например, Бен Ладен

сегодня стал одним из секс-символов мирового уровня.

Работа СМИ по освещению действий террористов таит в себе и другие опасности:

· Своего рода «возвеличивание» преступников и их действий (в

зависимости от того какое место отводилось им в публикациях)

· Опасность вызвать к активной деятельности подражателей

· Возможное влияние интервью с преступниками на проводимые полицией

переговоры

· Взятие интервью у детей – жертв террористов

· Постоянное рассекречивание размещения, численности и оснащения

полиции, пытающейся разрешить инцидент

· Ненужное травмирование родных и близких жертв

· Потенциальное воздействие на ход предстоящего судебного процесса

Разумеется, террористические организации существовали и задолго до появления

телевидения и вообще средств массовой информации – тогда количество людей,

читавших газеты, было вообще ничтожно. И в те времена террористы учитывали

демонстрационный эффект: они стремились воздействовать не столько на

население в целом, сколько на государство, точнее на его правящие круги,

которым они объявляли войну. Это объясняется тем, что «старый» терроризм

носил классовый или псевдоклассовый, довольно узкий политический характер:

достаточно вспомнить российских народовольцев и эсеров. После первой мировой

войны на первый план вышли этнические мотивы терроризма.

Ярким примером терроризма, имеющего яркую этническую окраску, может служить

«время беспорядков» (Troubles), как называют в Северной Ирландии длящуюся там

десятилетия междоусобную войну, в которой с жестокостью и беспощадностью

убивают друг друга так называемы paramilitaries с обеих сторон – католическая

Ирландская республиканская армия и отряды протестантов лоялистов.

Страх терроризма активно используется для внедрения в массовое сознание

«образа врага». Например, образ «исламского террора» служит для побуждения

объединения Запада в противовес Юго-Восточной «Террористической угрозе». С

его помощью одновременно раскалывают и исламский мир, деля его государства на

«террористические» и «нетеррористические».

Страх перед террором – эффективный инструмент борьбы за изменение

общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и

финансирования.

На Западе всё чаще поговаривают о том, что терроризм – неизбежная оборотная

сторона возрастающих гражданских свобод, которые желательно ограничить.

Появившийся на Западе термин «полицейская демократия» быстро теряет в глазах

общества свой отрицательный смысл на фоне умело нагнетаемого СМИ страха.

Процесс группового манипулирования, делится на три стадии:

· Первая стадия – «эмоциональная актуализация ксенофобий». Такая

психологическая обработка, осуществляемая с помощью специальной литературы и

средств массовой информации, направлена на то, чтобы задеть наиболее

чувствительные струны человеческой психики, затрагивающие честь и личное

достоинство каждого представителя данной религиозной группы или этноса.

· Вторая стадия – «практическая ориентация групп». Массовое сознание

(«соотечественников» или «единоверцев»), разогретое пропагандой «народного

возмущения», направляется на конкретные свершения с помощью привлекательных

политических целей, программ.

· Третья стадия – намеченные к реализации цели, конкретные программные

установки и практические шаги должны быть морально санкционированы

господствующим в данной среде общественным мнением, после чего любые акции

этого национального движения, даже если они сопряжены с неминуемыми

беспорядками и кровопролитием, заведомо будут восприниматься как нравственно

оправданные, отвечающие высшим интересам нации или конфессии.

Именно этот вид терроризма, выходящий за локальные рамки, и признан сегодня,

пожалуй, главной опасностью, угрожающей человечеству в наступившем столетии.

И приходится констатировать, что в этой сфере террористической деятельности

преобладает то, что обычно – и неправильно – называют «исламским

терроризмом». Употребить эту формулировку – примерно то же, что называть

колонизацию Африки в XIXв. «христианской колонизацией» на том основании, что

государства-колонизаторы были христианскими.

Подавляющее большинство людей вообще ничего не знают об исламе, а интерес к

этой религии по понятным причинам в последнее время быстро растёт, и всё шире

распространяется миф об особой воинственности, чуть ли даже не кровожадности

ислама, якобы требующего от своих последователей беспощадной борьбы с

«неверными», то есть с иноверцами.

Неправильно винить ислам в преступлениях, совершаемых якобы во имя этой

религии. И всё же - факт остаётся фактом: наиболее безжалостные, массовые,

«глобальномасштабные» акты террора совершаются людьми, называющими себя

мусульманами, и оправдываются учением ислама.

В конце 70-х - начале 80-х годов в мусульманском мире наметилась тенденция к

усилению позиций исламского экстремизма и фундаментализма, что в целом было

обусловлено общей политизацией ислама (равно как и исламизацией политики).

Усилению позиции ислама в странах мусульманского Востока способствовал также

ряд объективных факторов:

1) Особую роль сыграли изменения геополитической ситуации в мире в целом

после распада мировой социалистической системы и СССР. Усиления позиции США в

качестве единственного мирового «гегемона» стали также своего рода

катализатором отхода от европейских образцов и поиска путей самобытного

развития.

2) Конфликт различных типов цивилизаций – мусульманской и европейской,

проявившийся практически во всех сферах мусульманского общества и показавший

невозможность слепого копирование западного общества на исламскую почву.

Исторически большинство стран Ближнего Востока переживают в настоящее время

сложный этап. Недавний опыт прошедших десятилетий показал несостоятельность

заимствование как «капиталистического», так и «социалистического» путей

развития, неприемлемость их механического копирования.

3) Современная социально-экономическая ситуация в странах Арабского Востока

характеризуется рядом общих особенностей: аграрное перенаселение и наличие

большого количества не задействованных в сельском хозяйстве рабочих рук;

слишком быстрая урбанизация городов за счёт выходцев из деревень;

невозможность обеспечить работой городское население, рост безработицы;

сильное имущественное расслоение в обществе.

Говоря о современном «исламском» терроризме и его угрозе, необходимо

подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в

Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей

социализма во многих государствах Ближнего и Среднего Востока (Египет, Ирак,

Сирия, Ливия, Афганистан и др.), идеологический вакуум там, а затем и в

мусульманских регионах России быстро стал заполняться исламом. Последний

предстает прежде всего в его самой воинствующей форме - в форме радикального

ваххабизма, требующим с помощью «священной войны» вернуть мусульманский мир к

халифату. Фиксируя активизацию ислама на мусульманском Востоке и в России,

эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к

либеральным ценностям и который может привести только к тирании и обнищанию,

стремится заполнить вакуум, образовавшийся после коллапса коммунизма.

Основной целью исламского радикализма является изменение места и роли религии

в жизни общества, в результате чего представители данного течения отвергают

господствующую идеологию, политическую практику существующего светского

режима и государственное устройство как не соответствующее нормам

мусульманской религии.

Таким образом, исламские экстремисты преследуют следующие цели: установление

в обществе основ исламского теократического государства, введение в

общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в

качестве единого государственного образования всех мусульман.

Как свидетельствует обширная мировая практика, радикальный ислам не

остановится в фиксированных границах географического проживания определенной

общности мусульман, поскольку для них заветная мечта состоит в объединении

всей мусульманской уммы мира в рамках единого политического государственного

образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс

«растекания» исламской радикальной идеологии и практики на другие

«мусульманские» территории, как в рамках России, так СНГ и других государств

В публицистике и научной литературе распространены попытки напрямую увязать

рост политического экстремизма с бедностью, социальным неблагополучием и

низким культурным уровнем неких региональных, этнических или религиозных

групп. Однако в замкнутых, застойных обществах, например у бушменов Южной

Африки или у индейцев майя в Мексике, находящихся на крайне низких уровнях

экономического и социального развития, нет ничего похожего на политический

экстремизм, а тем более терроризм. Вместе с тем эти явления заметны в

обществах, вступивших на путь трансформаций, и концентрируются в социальных

слоях социума, характеризующихся причудливым сочетанием традиционных и новых

черт культуры, неполным изменением статуса и условий жизни. Проявления

экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершенных исторических

Сейчас появляется особая, новая функция террористических актов. Классический

терроризм всегда был формой шантажа властей или мирового сообщества и открыто

(и даже демонстративно) выдвигал свои требования, например, выплатить выкуп,

освободить из тюрем единомышленников, прекратить военные действия и т.п. Но в

последнее время все чаще совершаются анонимные террористические акты с

неявными целями. Одной из них может быть сплочение или расширение собственных

рядов в ответ на спровоцированные акции возмездия. В этом случае государство

(или группа государств), проводя подобные акции, играет по сценарию,

навязанными ему (или им) экстремистами.

По мнению Хантингтона, «главная проблема, стоящая перед Западом – это не

исламский фундаментализм, - это ислам, иная цивилизация, народы который

убеждены в превосходстве своей культуры и удручены тем, что их мощь гораздо

ниже. А проблема для ислама – это Запад, иная цивилизация, народы которой

убеждены в универсальном характере своей культуры и полагают, что их

превосходящая, пусть и уменьшающаяся мощь налагает на них обязанность

распространять эту культуру по всему миру».

материалам книги С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием» М., 2001)

2. Мирский Г. Дракон встаёт на дыбы//Мировая экономика и международные

отношения. – 2002. – №3.

3. Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма//Общественные

науки и современность. – 2002. - №4.

4. Хорос В. «Крона», «корни» и «климат» терроризма// Мировая экономика и

международные отношения. – 2002. – №3.

5. Хлобустов О. Средства массовой информации и насилие в

обществе//Власть. – 1999. - №10.

6. Рыбаков В. К вопросу о терроризме, или две стороны одной медали//

Мировая экономика и международные отношения. – 2002. – №3.