Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов

  • А) упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого
  • Автоматизация учета основных средств и нематериальных активов
  • Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
  • Проблема развития в философии и теоретические подходы к ее осмыслению.

    Философские дискуссии по проблеме развития разворачивались вокруг следующих основных вопросов: 1) каковы причины, источник развития? 2) как оно происходит, каков его внутренний механизм? 3) существует ли тенденция, направленность в развитии? В ходе этих дискуссий сформировались две основные концепции развития - метафизическая и диалектическая, подходившие к осмыслению указанных вопросов с противоположных позиций.

    Метафизическая концепция причину развития видит во внешнем противоречии объекта (божественный первотолчок, внешнее механическое воздействие); рассматривает развитие только как уменьшение или увеличение, сводя качественное к количественному; связывает тенденцию развития либо с движением по прямой, восходящей линии, либо с движением по замкнутому кругу. Диалектическая концепция причину развития видит в разрешении внутреннего противоречия объекта; способ осуществления (механизм) развития представляет, как переход количественных изменений в качественные, а направленность этого процесса отождествляет с образом разворачивающейся спирали.

    Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

    РАЗВИТИЕ - это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

    В отличие от категории “движение”, включающей в себя любые изменения, категория “развитие” охватывает только те изменения, которые соответствуют одновременно всем трем указанным свойствам. Отсутствие любого из них в процессе движения не позволяет относить его к развитию, т.к. обратимость изменений порождает не развитие, а функционирование объектов (т.е. циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; отсутствие направленности не позволяет накапливаться изменениям, необходимым для единства и внутренней взаимосвязи процесса развития.

    Развитие может быть экстенсивным , т.е. расширением и увеличением уже имеющегося, или интенсивным , т.е. возникновением качественно новых форм; экзогенным , т.е. определяемым внешними факторами, и эндогенным , определяемым внутренними факторами самого объекта. Различают также развитие индивидуальное , связанное с отдельным объектом (например, человеком), и всеобщее развитие, характерное для сложнейших системных объектов (народа, человечества, природы, Земли, Вселенной).



    Наиболее полной и разработанной концепцией развития выступает диалектика . В истории философии диалектика определялась как: (1) искусство ведения спора (Сократ); (2) искусство деления предметов по родам и видам (Платон); (3) метод получения вероятностного знания (Аристотель); (4) умение отыскивать противоречия в самой действительности (Гегель); (5) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания (марксизм).

    Выделяют три основные исторические формы диалектики: (1) античная диалектика (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель); (2) диалектика немецкой классической философии (Кант, Гегель); (3) материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс).

    Виды диалектики: 1) объективная диалектика - это процесс развития материального мира (вне зависимости от познающего субъекта и его существования); 2) субъективная диалектика - это процесс развития человеческого мышления (она вторична по отношению к объективной диалектике и является её отражением в мыслящем мозгу); 3) сознательная диалектика - это наука, изучающая законы и принципы объективной и субъективной диалектики (этот вид диалектики субъективен только по своей форме, как система разрабатываемых людьми взаимосвязанных категорий, но по содержанию, которое он черпает из материального мира, он тождествен объективной диалектике).



    Сознательную (научную) диалектику, как способ мышления, следует отличать от ее альтернатив, к которым относятся:

    1. Метафизический способ мышления , с характерной для него односторонностью, абстрактностью, абсолютизацией одного из моментов в составе целого, рассмотрением объекта в качестве неизменного. Особую разновидность этого способа мышления представляет догматизм , отрицающий сам принцип развития. Главным признаком догматизма служит непонимание конкретности истины, положения, являющиеся истинными в одних условиях, догматик превращает в неизменные догмы, верные для любых условий.

    2. Релятивистский способ мышления . Если метафизика, в противоположность диалектике, абсолютизирует момент устойчивости в развитии, то релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. В такой интерпретации явление превращается в сплошной поток изменений и практически исчезает.

    3. Софистика - это способ достижения желаемого мыслительного результата путём заведомо некорректного применения логических и семантических операций. Примером этого может служить очень известный софизм “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь”. Этот софизм основан на неправильном логическом дедуктивном умозаключении, т.к. данный частный случай не охватывается рассматриваемым общим.

    4. Эклектика - это соединение разнородных идей, принципов, теорий, базирующееся на подмене одних логических оснований другими. Примером этому может служить высказывание типа: “Шел дождь и два студента, один в галошах, другой в университет”.

    Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры.

    Развитие – всеобщий принцип объяснения природы, общества и познания, как исторически протекающих событий.

    Различают две формы развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта (эволюция), и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта (революция). Выделяют прогрессивную, восходящую линию развития (прогресс) и регрессивную, нисходящую линию (регресс). Прогресс – направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

    Развитие, как бы повторяет уже пройденные ступени, но повторяет их иначе, на более высокой базе, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное превращение количества в качество; внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, сталкиванием различных сил и тенденций, действуют на данное тело или в пределах данного явления; непрерывная связь всех сторон каждого явления, связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, – таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного учения о развитии (А.К.Айламазян, Е.В.Стась).

    Основной особенностью, отличающей развитие от других динамических процессов, например, от процесса роста, является качественное изменение во времени переменных, характеризующих состояние развивающейся системы (для процесса роста обычно говорят лишь о количественном изменении этих переменных). Причем качественное изменение носит скачкообразный характер. Постепенное монотонное изменение некоторого параметра в течение заметного времени сопровождается соответствующим постепенным изменением состояния системы, но в определенный момент происходит разрыв постепенности: состояние системы меняется скачком, система переходит на новый качественный уровень, количество переходит в качество. Затем повторяется все заново, но уже на новом качественном уровне (А.И.Яблонский).

    В изучении развития материи современной наукой сделаны такие серьезные шаги, что сейчас можно с полным правом говорить о превращении идеи развития, эволюции в норму научного мышления для целого ряда областей знания.

    Термин «эволюция» имеет несколько значений, однако чаще всего он используется как синоним развития. Так, И.И.Шмальгаузен определяет эволюцию как закономерный процесс исторического развития организма. Иногда термин «эволюция» используют в более узком смысле, понимая ее как одну из форм развития, которая противопоставляется революции.

    Эволюция и революция рассматриваются как взаимообусловленные стороны развития, выступая против абсолютизации какой‑либо из них. В любых процессах развития естественно наличие чередующихся участков: эволюционных и революционных.

    Эволюция в широком смысле – представление об изменениях в природе и в обществе, их направленности, порядке, закономерностях; определенное состояние какой‑либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния; в более узком смысле – представление о медленном постепенном количественном изменении.

    Эволюция в биологии – это необратимое историческое развитие живой природы. Определяется изменчивостью, наследственностью и естественным отбором организмов. Сопровождается приспособлением их к условиям существования, образованием видов, преобразованием биогеоценозов и биосферы в целом.

    Эволюционная идея зародилась и развилась в XIX в. в качестве оппозиции представлению о неизменности мира, но своего апогея она достигла в нашем столетии, и ее принятие можно считать достижением XX в.

    В прошлом веке идея неизменчивости органического мира нашла свое яркое выражение в лице Ж.Кювье. Кювье исходил из своей теории постоянства и неизменности видов и ее двух основных принципов – принципа корреляций и принципа условий существования. Неизменность вида входила, согласно Кювье, в организованность, упорядоченность природы. Его теорию катастроф, или смену фаун и флор, в данной органической области можно назвать теорией эволюции при неизменности видов, теорией нарушения гармонии природы только в результате катастрофических событий общеземного масштаба.

    Теория типов, теория гармонии природы и теория неизменности видов прекрасно согласовались друг с другом и составляли фундамент естествознания первой половины XIX в.

    Познавательная ценность этих представлений об устойчивости органического мира была огромна. Представления о неизменности видов легли в основу их классификации. Теория типов позволяла делать прогнозы. Гениальная эволюционная идея Ламарка, на полстолетия опередившего свое время, не нашла отклика отчасти потому, что, ополчившись на постоянство вида, он направил свою полемику и против его реальности.

    Ч.Дарвин впервые обосновал эволюцию и убедил своих современников именно потому, что он сочетал признание реальности вида с научной теорией его изменяемости.

    В XX в. идею гармонии природы сменила идея эволюции. Принцип гармонии природы, теория типов и представление об устойчивости вида отодвинулись в сознании людей на задний план, а многим казались опровергнутыми. С течением времени, однако, полное обоснование эволюционной идеи породило свою противоположность. В науке XX в. вновь возродилась идея устойчивости. И с тем же благородным рвением, с каким человеческая мысль разрушала теорию типов и теорию неизменности видов, она устремилась на поиски механизмов поддержания устойчивости.

    В.И.Вернадский сумел раскрыть на уровне биосферы в целом взаимодействие эволюционного процесса и идеи устойчивости живой природы. В 1928 г. В.И.Вернадский писал: «В геохимическом аспекте, входя как часть в мало изменяющуюся, колеблющуюся около неизменного среднего состояния биосферу, жизнь, взятая как целое, представляется устойчивой и неизменной в геологическом времени. В сложной организованности биосферы происходили в пределах живого вещества только перегруппировки химических элементов, а не коренные изменения их состава и количества – перегруппировки, не отражавшиеся на постоянстве и неизменности геологических – в данном случае геохимических процессов, в которых эти живые вещества принимали участие.

    Устойчивость видовых форм в течение миллионов лет, миллионов поколений, может, даже составляет самую характерную черту живых форм».

    По сложившемуся общему мнению, вершиной творчества Вернадского является учение о биосфере и об эволюционном переходе ее под влиянием человеческого разума в новое состояние – ноосферу: «Масса живого вещества, его энергия и степень организованности в геологической истории Земли непрерывно эволюционировали, никогда не возвращаясь в прежнее состояние. Преобразования в поверхностной оболочке планеты под влиянием деятельности человека стали естественным этапом этой эволюции. Вся биосфера, изменившись коренным образом, должна перейти в новое качественное состояние, сферу действия человеческого разума».

    Переводя теорию Дарвина на язык кибернетики, И.И.Шмальгаузен показал, что само преобразование органических форм закономерно осуществляется в рамках относительно стабильного механизма, лежащего на биогеоценотическом уровне организации жизни и действующего по статистическому принципу. Это и есть высший синтез идеи эволюции органических форм с идеей устойчивости и идеей постоянства геохимической функции жизни в биосфере. Так воедино оказались слитыми и вместе с тем поднятыми на новый современный уровень концепции Кювье, Дарвина, Вернадского.

    Основные направления поиска в эволюционной теории – это разработка целостных концепций, более адекватно отражающих системный характер изучаемых явлений.

    Общепризнанным является тезис о движении как атрибуте материи, и встает вопрос, можно ли считать атрибутом материи развитие. Эти проблемы оживленно дискутируются, и на сегодня общепризнанной точки зрения нет.

    Существует точка зрения, что движение – более общий момент, а развитие – частный случай движения, т. е. развитие не является атрибутом материи. Другая точка зрения настаивает на атрибутивном характере развития. Решение вопроса об атрибутивном характере развития связано с тем содержанием, которое вкладывается в понятие «развитие». Обычно выделяют три подхода:

    – развитие как круговорот;

    – развитие как необратимое качественное изменение;

    – развитие как бесконечное движение от низшего к высшему.

    Эти подходы справедливы, когда речь идет не о материи вообще, а о каком‑либо материальном образовании.

    К материи в целом, материи как таковой понятие развития приложимо, но не в том смысле, в каком мы говорим о развитии отдельных предметных областей. Материя как объективная реальность – это именно вся совокупность вещей и явлений окружающего нас мира. Она непрерывно развивается, и это развитие не означает ничего иного, кроме непрерывного развития всех ее конкретных проявлений. Материя есть предельно общая философская категория, а естествознание всегда имело и будет иметь дело с «материей на данном уровне проникновения в нее». Единственно известной нам материи мы сегодня можем приписывать развитие не только на основании общефилософских соображений, а и на основе достаточно апробированных естественнонаучных теорий.

    Тезис о развитии как атрибуте материи до недавнего времени трудно было согласовать с данными естествознания, где единственный закон, включающий направленность происходящих изменений, – это второе начало термодинамики, говорящее скорее о тенденции к деградации. Второе начало является одним из естественнонаучных выражений принципа развития, определяющим эволюцию материи. Поскольку принцип увеличения энтропии отражает необратимость всех реальных процессов и тем самым означает необратимое изменение всех известных форм материи, т. е. их переход в какие‑то иные формы, для которых уже будут недействительны существующие законы, то его можно считать естественнонаучным выражением философского принципа развития.

    Второе начало имеет тот же статус, что и первое начало (закон сохранения энергии), и его действие не противоречит развитию Вселенной. Напротив, сам принцип развития находит свое естественнонаучное обоснование во втором начале термодинамики. Принцип возрастания энтропии рассматривается как одна из естественнонаучных конкретизаций принципа развития, отражающая образование новых материальных форм и структурных уровней в неорганической природе.

    Одной из фундаментальных черт современного естествознания и вместе с тем направлений его диалектизации является все более глубокое и органичное проникновение в систему наук о природе эволюционных идей, которые неразрывно связаны с концепцией иерархии качественно своеобразных структурных уровней материальной организации, выступающих как ступени, этапы эволюции природных объектов. Если всего лишь несколько десятилетий назад исследования эволюционных процессов в различных областях естествознания были довольно слабо связаны между собой, то сейчас положение изменилось радикальным образом: выявляются контуры единого (в многообразии своих конкретных проявлений) процесса эволюции охваченных исследованиями областей природы.

    Практика современной научно‑исследовательской деятельности выдвигает новые задачи в понимании эволюционных процессов, поэтому формируется некий слой знаний, не имеющий статуса отдельной науки, но составляющий важный компонент культуры мышления современного ученого. Этот слой знания является как бы промежуточным между философией, диалектикой как общей теорией развития и конкретно‑научными эволюционными концепциями, отражающими специфические закономерности эволюции живых организмов, химических систем, земной коры, планет и звезд.

    Можно, видимо, говорить о нескольких взаимосвязанных и соподчиненных понятиях эволюции в рамках естественнонаучной картины мира. Наиболее общим из них и применимым практически в пределах всей доступной исследованию области природы, неживой и живой, следует считать понятие эволюции как необратимого изменения структуры природных объектов.

    В классическом естествознании, и, прежде всего в естествознании прошлого века, учение о принципах структурной организации материи было представлено классическим атомизмом. Именно на атомизме замыкались теоретические обобщения, берущие начало в каждой из наук. Идеи атомизма служили основой для синтеза знаний и его своеобразной точкой опоры. В наши дни под воздействием бурного развития всех областей естествознания классический атомизм подвергается интенсивным преобразованиям. Наиболее существенными и широко значимыми изменениями в наших представлениях о принципах структурной организации материи являются те изменения, которые выражаются в нынешнем развитии системных представлений.

    Общая схема иерархического ступенчатого строения материи, связанная с признанием существования относительно самостоятельных и устойчивых уровней, узловых точек в ряду делений материи, сохраняет свою силу и эвристические значения. Согласно этой схеме дискретные объекты определенного уровня материи, вступая в специфические взаимодействия, служат исходными при образовании и развитии принципиально новых типов объектов с иными свойствами и формами взаимодействия. При этом большая устойчивость и самостоятельность исходных, относительно элементарных объектов обусловливает повторяющиеся и сохраняющиеся свойства, отношения и закономерности объектов более высокого уровня.

    Это положение едино для систем различной природы.

    Любая сложная система, возникшая в процессе эволюции по методу проб и ошибок, должна иметь иерархическую организацию. Действительно, не имея возможности перебрать все мыслимые соединения из нескольких элементов, а найдя научную комбинацию, размножает ее и использует – как целое – в качестве элемента, который можно полностью связать с небольшим числом других таких же элементов. Так возникает иерархия. Это понятие играет огромную роль. Фактически всякая сложная система, как возникшая естественно, так и созданная человеком, может считаться организованной, только если она основана на некоей иерархии или переплетении нескольких иерархий. Мы не знаем организованных систем, устроенных иначе.

    Развитие организации - ее необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов организации. Успехи науки в изучении закономерностей функционирования организации позволили не только с большей определенностью прогнозировать возникновение периодов спада и подъема, но и подойти к решению проблемы ее направленного развития. Это особенно актуально сегодня, когда любая организация функционирует в динамичном, неопределенном окружении.

    Если в начале XX века Г. Форд с фантастическим успехом мог целых девятнадцать лет (!) выпускать один и тот же «Форд-Т», «любого цвета при условии, если этот цвет черный», то сегодня для успеха автопроизводителям необходимо менять каждые несколько лет не только цвет, но и полностью модель автомобиля, значительно модифицируя все его технические характеристики. Непрерывное развитие организации все больше становится необходимым условием не только ее эффективной деятельности, но и выживания в изменяющемся мире.

    Усилия менеджмента по развитию организации обычно связаны с целым набором целей и технологий. Эти цели могут открыто объявляться руководством или имплицитно присутствовать в его действиях. Среди наиболее важных целей развития можно выделить рост производительности, повышение качества продукции, расширение ассортимента, сокращение производственных затрат, повышение мотивации и слаженности действий работников, устранение конфликтов, снижение текучести кадров и т. д.

    Некоторые исследователи и менеджеры рассматривают развитие как процесс управляемого изменения организации. По их мнению, организационное развитие - новая научная дисциплина, призванная использовать поведенческие науки для адаптации организаций к постоянным изменениям. Другие специалисты стараются акцентировать гуманистический аспект проблемы: «Организация развивается и становится болеее эффективной, используя знания и технологии поведенческих наук, направленные на интеграцию индивидуальных стремлений к личностному росту и развитию. ...Это процесс плановых изменений, непосредственно связанных с миссией организации и включающих в некоторый период времени всю организационную систему в целом» 2 .

    В любом случае организационное развитие - это планируемое, управляемое изменение организации, чаще всего продиктованное определенными обстоятельствами или причинами. Среди таких причин можно отметить следующие:

    1) неудовлетворительное функционирование;

    2) изменения среды деятельности;

    3) изменения масштаба и форм деятельности; 4)слияние или дробление;

    5) изменения технологии производственных процессов;


    6) смена руководства или разногласия по важным организационным вопросам;

    7) отсутствие благоприятных перспектив.

    Большинство серьезных проблем в крупных организациях имеют скорее стратегический, чем организационный характер.

    В интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся внешние условия, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг организации должны целенаправленно проводить изменения. В зависимости от конкретных обстоятельств эти изменения могут быть частичными, касающимися отдельных подразделений и видов деятельности, или глобальными, затрагивающими всю организацию в целом.

    Одни подходы к организационному развитию подчеркивают что должно быть изменено в организации, другие - акцентируют как должно пройти изменение, его процесс.

    Что изменять? Общее содержание усилий по развитию организации проанализировано X. Левиттом, который выделил четыре организационные подсистемы, выступающие объектами планируемых изменений:

    а) организационная структура;

    б) технология;

    в) рабочие задания (трудовой процесс);

    г) персонал.

    Взаимосвязи между указанными организационными системами - объектами организационного развития представлены на рис. 8.3.

    Рис.8.3. Взаимосвязи между объектами организационного развития.

    (Источник: Levitt H. Applied Organizational Changes in Industry: Structural,

    Technological, and Humanistic Approaches //Handbook of Organizations /Ed. by J. G. March. Chicago-Rand McNally, 1965, P. 1145.)

    При структурном подходе изменения осуществляются посредством новых формальных рамок организационного поведения: структур, процедур и правил. Технологический подход ориентирован на реорганизацию производственного процесса, новую организацию рабочих мест, изменение методов и стандартов труда.

    Реорганизация трудового процесса направлена на изменения в выполнении индивидуальных рабочих заданий. При этом основное внимание уделяется мотивационным аспектам труда и перепроектированию рабочих заданий.

    Изменения в работе с персоналом, прежде всего, касаются разработки новых программ профессионального обучения и отбора, а также совершенствования методов оценки деятельности.

    Общее развитие организации означает анализ и развитие всех четырех подсистем. Менеджмент, разумеется, может принять решение о развитии лишь одной из них, являющейся самым слабым звеном. Левитт особо подчеркивал то, что изменения в одной из подсистем организационного развития неизбежно требуют изменений в других. Так, структурная реорганизация неизбежно затрагивает технологические процессы, что в свою очередь требует определенной работы с персоналом и реорганизации рабочих заданий.

    Как изменять? По степени участия рядовых работников исследователями выделяют три типа возможных организационных изменений.

    К первому типу относятся односторонние решения руководства об организационном развитии, в котором рядовые работники не принимают какого-либо значительного участия. Опираясь исключительно на свою власть в организации, руководство может проводить такую реорганизацию тремя путями:

    1. Изданием декрета, т. е. объявлением работникам о совершаемых изменениях и новых требованиях, вытекающих из реорганизации. При этом используется исключительно нисходящая односторонняя коммуникация.

    2. Кадровыми перестановками, когда одни индивиды в иерархии заменяются другими, при этом высшее руководство надеется, что это приведет к росту эффективности. Какие-либо консультации с низовыми менеджерами и рядовыми исполнителями по этому поводу считаются излишними.

    3. Изменениями организационной структуры, т. е. изменяются функции и размеры структурных подразделений, создаются новые структуры или упраздняются старые, увеличивается или сокращается количество уровней управления, охват контролем и т. д. Предполагается, что это позитивно скажется на деятельности организации в целом.

    Ко второму типу возможных организационных изменений относятся совместные усилия высшего руководства и всех работников, направленные на развитие организации. Организационная власть должна использоваться эффективно, и, если имеются способные менеджеры и работники, высшее руководство может разделить с ними часть своей власти в принятии решений. Такой подход реализуется двумя следующими способами:

    1. Групповое принятие решений, при котором члены группы выбирают одно из предложенных руководством решений. Подобный способ направлен не на идентификацию проблем и поиск решения, а скорее на получение организационной (групповой) поддержки. Такое принятие решений обеспечивает большее понимание и поддержку программы развития, облегчая ее реализацию.

    2. Групповое решение проблем. Группа в процессе дискуссии ищет оптимальные решения, т. е. работниками организации осуществляется не только принятие одного из альтернативных решений, но и проводится обсуждение, выбор и диагностика реальных организационных проблем.

    Третий тип реорганизационных усилий обеспечивается делегированием власти конкретным подразделениям и рабочим группам, которым на соответствующем уровне поручается разработка и осуществление программ развития от начала до конца. Здесь можно выделить две формы:

    1. Дискуссионные группы, в которых менеджеры и работники подразделений диагностируют, анализируют и решают конкретные проблемы.

    2. Группы развития сензитивности, в которых работники обучаются большей чувствительности к процессам, лежащим в основе индивидуального и группового поведения.

    Исследования показывают, что в реализации программ организационного развития наиболее эффективными являются совместные усилия руководства и работников.

    В любом однородном насаждении деревья бывают разной высоты. Изменчивость высоты деревьев в насаждении характеризуется коэффициентами вариации, изменяющимися от 6 до 10%. Высота деревьев в пределах ступени толщины изменяется меньше, чем в насаждении в целом.

    Например, по исследованиям Г.М. Козленко оказалось, что в сосновых насаждениях средняя изменчивость высоты в пределах ступеней толщины примерно вдвое меньше, чем для насаждения в целом.

    Средняя высота, вычисленная для отдельных ступеней толщины, постепенно увеличивается от низшей ступени толщины к высшей. Эта связь высоты с диаметрами определяется, как мы уже говорили, кривой высот.

    Исследования кривых высот показали, что они чаще всего характеризуются уравнением параболы второго порядка:

    h = а + bd + cd 2 ,

    где h - искомая высота; d - диаметр деревца;

    а, b, с - некоторые постоянные коэффициенты.

    Прологарифмировав приведенное уравнение получим ее линейное выражение.

    Высота деревьев также связана с положением дерева в насаждении. Связь эта характеризуется редукционными числами по высоте R h , полученными путем деления высот деревьев на среднюю высоту насаждения h. В таблице приведены редукционные числа, найденные А. Шиффелем и проф. М.В. Давидовым для деревьев, занимающих в насаждении разное положение.

    Редукционные числа по высоте R h , найденные

    А. Шиффелем и М.В. Давидовым

    Сравнение двух рядов, относящихся к разным древесным породам, показывает, что они близки друг к другу, за исключением более тонких деревьев.

    В таблице приведены наибольшая и наименьшая высоты деревьев разных пород, выраженные в долях средней высоты, по данным разных исследований.

    Наибольшая и наименьшая высота деревьев разных пород в долях

    от средней высоты деревьев

    Наибольшая высота деревьев, как видно из табл. 9.6. на 15-16% больше средней.

    Данные А.В. Тюрина о наименьших высотах отличаются от данных других исследователей. Это объясняется тем, что он при обработке материала исключал деревья, отставшие в росте и идущие в отпад.

    При округлении цифр можно принять наибольшую высоту деревьев в насаждении

    Изменчивость высоты деревьев в однородном насаждении

    Высота Ито-
    деревьев,м го
    - - - - - - - - -
    - - -
    - - -
    - - - -
    - - - -
    - - -
    - - - - -
    - - - - - -
    - - - - - - - -
    - - - - - - - - -
    - - - - - - - -
    - - - - - - - - -
    - - - - - - - - - -
    Всего
    Среднеариф-метическая высота 18,6 21,2 23,0 24,2 25,1 25,7 26,2 26,8 27,0 27,4 27,8 24,8

    на 15% выше, а наименьшую - на 30% ниже средней.

    В однородном насаждении высота деревьев изменяется не только по ступеням толщины, но и внутри этих ступеней. Эту особенность строения насаждения моно проиллюстрировать данными проф. Н.В. Третьякова, относящимися к сосновому насаждению в возрасте 180 лет (таблица).

    По этой закономерности варьирования высоты можно установить вероятные ряды распределения деревьев по высоте в каждом насаждении (привлекая для верификации данные фактических замеров).Анализ приведенных данных показывает, что распределение деревьев по высоте внутри отдельных ступеней толщины и для насаждения в целом может быть охарактеризовано кривыми нормального распределения. В данном случае для насаждения в целом коэффициент вариации высоты равен ±8,5%, а для отдельных ступеней толщины он близок к ±8%.

    Закономерное изменение объемов деревьев в однородных насаждениях. В любом однородном насаждении коэффициенты формы стволов и видовые числа деревьев, так же как их диаметр и высота, непостоянны. Однако по отдельным ступеням толщины пределы этих изменений сужаются, что позволяет найти для них средние значения. Коэффициенты формы и видовые числа уменьшаются при переходе к более крупным ступеням толщины.

    Изменение видовых чисел, а также и видовых высот (выраженных в долях среднего видового числа), по естественным ступеням толщины происходит по прямой линии. Изменение относительных значений видовой высоты fh по естественным ступеням толщины показано в таблице.

    Изменение видовых чисел и видовой высоты в зависимости от

    естественных ступеней толщины (по А. В. Тюрину)

    На долю естественных ступеней толщины от 0,8 до 1,7 приходится 94% общего запаса. У этих ступеней толщины значения видовой высоты близки. Поэтому видовую высоту однородных насаждений можно считать постоянной величиной (при обсчетах больших совокупностей).

    Изменения видовых чисел как для насаждений, так и по отдельным ступеням толщины, по данным исследований проф. Н.В. Третьякова, характеризуются вариацией равной в среднем ±8%.

    По отдельным ступеням толщины и для насаждения в целом распределение деревьев по величине видовых чисел может быть выражено также нормальным распределением. Эта закономерность облегчает установление средних величин, характеризующих объемы деревьев и запасы насаждений.

    Изменчивость видовых чисел в однородном насаждении

    Разряд Количество деревьев по ступеням толщины, см Ито-
    видовых чисел го
    0,59 - - - - - - -
    0,56 - - -
    0,53 - -
    0,50 - - - -
    0,47 -
    0,44
    0,41 - - - - -
    0,38 - - - - - - -
    0,35 - - - - - - - -
    В с е г о
    Ср. ариф. видовые числа 0,493 0,496 0,498 0,490 0,484 0,477 0,475 0,466 0,450 0,426 0,435 0,476

    По М.Л. Дворецкому и Ф.П. Моисеенко, варьирование коэффициентов формы у сосновых насаждений разных возрастов следующее:

    Возраст насаждений, лет.................. 26 45 60 64 80 155

    Варьирование коэффициентов формы q 2 ,%

    (По М.Л. Дворецкому)........ 9 7 7 7 7 7

    (По Ф.П. Моисеенко)........... 1 6 5 5 4 4

    Сопоставляя приведенные данные видим, что у видовых чисел и коэффициентов формы q 2 изменчивость примерно одинакова. Если площади сечений отдельных деревьев разделить на площадь сечения среднего дерева, получим редукционные числа по площади сечения R g . Умножив их на относительные видовые высоты, получим редукционные числа по объему R v . Изменение редукционных чисел по площади сечения и объему в зависимости от естественных ступеней толщины показано в таблице.

    Это объясняется тем, что объем ствола представляет собой произведение площади сечения на видовую высоту, мало изменяющуюся по отдельным ступеням толщины.

    Редукционные числа по площади сечения и объему практически совпадают. В однородных насаждениях объем и площадь сечения самого тонкого дерева в насаждении в 12 с лишним раз меньше, чем у самого толстого.

    По исследованиям М.Л. Дворецкого, изменчивость площадей сечений и объемов в однородных сосновых насаждениях характеризуется коэффициентами вариации, приведенными в таблице.

    Изменение редукционных чисел по площади сечения и по объему в зависимости от естественных ступеней толщины (по А. В. Тюрину)

    Изменчивость площадей сечений и объемов (по данным Дворецкого)

    Из таблицы видно, что коэффициенты вариации площадей сечений и объемов деревьев близки между собой. Варьирование диаметров деревьев примерно в 2 раза меньше, чем объемов и площадей сечений. С увеличением возраста насаждений коэффициенты вариации площадей сечений и объемов уменьшаются.

    Объемы деревьев, произведение площадей сечений деревьев на их высоту gh, произведение площадей сечений на видовое число gf и, наконец, произведение коэффициентов формы на площади сечений q n g находятся в прямолинейной зависимости от площадей сечений деревьев и характеризуются следующими уравнениями: V = ag+b

    где а и b - постоянные коэффициенты.

    В аналогичной зависимости находятся произведения диаметров на высоту dh и на видовые числа df от соответствующих диаметров:

    Логарифмы диаметров деревьев прямолинейно связаны с их высотой:

    Связь высот с диаметрами характеризуется высоким корреляционным отношением, равным 0,95. Весьма также тесно связаны площади сечений деревьев с их объемами. Эта связь характеризуется коэффициентами корреляции, изменяющимися от 0,92 до 0,98.

    Все приведенные выше закономерности в строении насаждений позволяют судить о пределах изменения и средних значениях отдельных таксационных показателей всего насаждения и отдельных его частей. Они облегчают изучение леса и служат основанием для разработки более рациональных методов учета древесных запасов.

    При изучении закономерностей строения насаждения необходимо, однако, иметь в виду, что большая часть их выявляется на множестве деревьев, и поэтому они носят статистический характер. Приравнивать их к абсолютным законам точных наук не следует.

    Из курса вариационной статистики известно, что варианты, по своей величине близкие к среднеарифметическому, при большом числе наблюдений представлены большими численностями. По мере удаления от среднеарифметического численности соответственно уменьшаются. Такие законы справедливы и для больших сокупностей деревьев. Если вести наблюдения на ограниченном материале, то наблюдаются значительные отклонения от среднего ряда распределения.

    Таким образом, распределение деревьев в древостое по толщине и высоте как показатели исследования ученых XIX и первой половины ХХ вв. близко к нормальному, а работами Ф.П. Моисеенко, В.К. Захарова и других доказано нормальное распределение видовых чисел и коэффициентов формы.

    На основе изложенного приходим к следующим выводам:.

    1. Ранг среднего дерева в однородных насаждениях является устойчивой величиной, равной в среднем 0,58, независимо от породы, возраста и других таксационных показателей древостоя.

    2. Ранг дерева определяет величины редукционных чисел по основным таксационным показателям. Взаимосвязь между рангами и редукционными числами выражается уравнением полинома 3 степени.

    3. Распределение относительного количества деревьев по естественным ступеням толщины не зависит от породы, среднего диаметра, условий местопроизрастания, полноты и ряда других таксационных показателей насаждения.

    4. Для древостоев Беларуси по данным исследований Багинского наблюдается бόльший размах распределений числа стволов и меньшая концентрация деревьев в средних ступенях толщины, обуславливающая смещение положения среднего дерева ближе к середине ряда.

    Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Толь­ко одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обрати­мость изменений характеризует процессы функциони­рования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутст­вии направленности изменения не могут накапли­ваться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В ре­зультате развития возникает новое качественное состояние объек­та, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и со­знания.

    Существенную характеристику развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность развития. Древняя философия и наука не знали идеи развития в точном смысле этого слова, посколь­ку время тогда мыслилось как протекающее цикличе­ски и все процессы воспринимались как совершающие­ся по заданной «от века» программе. Для античного миро­воззрения не существовало проблемы необратимых из­менений, а вопрос о происхождении мира в целом и его объектов сводился главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто. Идея абсолютно совершенного кос­моса, лежавшая в основании всего античного мышления, исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих принципиально новые структуры и связи.

    Представления о времени и его направлении меня­ются с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного направления времени, которая распро­странялась им, однако, лишь на сферу духа. С воз­никновением опытной науки нового времени идея ли­нейного направления времени в исследовании природы ведёт к формированию представлений о естественной ис­тории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии и теории эволюции в био­логии и геологии. Идея развития прочно утверждается в есте­ствознании и почти одновременно становится предме­том философского исследования. Глубокую её разработку да­ёт немецкая классическая философия, в особенности Гегель , диалектика которого есть по существу учение о всеобщем развитии, но выраженное в идеалистической форме. Опираясь на диалектический метод, Гегель не только показал универ­сальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник — возникновение, борьбу и пре­одоление противоположностей.

    Идеализм гегелевского учения о развития был преодолён в марксизме, истолковывающем развитие как универсальное свойство материи и вместе с тем как всеобщий принцип, служащий основой объяснения истории общества и познания. Общей философской теорией развития выступает материалистическая диалектика, главные особенности процессов развития вы­ражает содержание её основных законов — единства и борь­бы противоположностей , перехода количественных из­менений в качественные , отрицания отрицания . Основные идеи диалектико-материалистической концепции развития сфор­мулировал В. И. Ленин: «Развитие, как бы повторяю­щее пройденные уже ступени, но повторяющее их ина­че, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, ре­волюционное; — «перерывы постепенности»; превраще­ние количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри дан­ного общества; — взаимозависимость и теснейшая, не­разрывная связь всех сторон каждого явления (при­чём история открывает всё новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения — таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о разви­тии» .

    Диалектико-материалистическое учение о развитии составило философско-методологический фундамент теории революционного преобразования общества на коммунистических началах. Перерабатывая и углубляя гегелев­скую диалектику, марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органическое единство двух основных типов развития — эволюции и революции. При этом особенно обстоятельно был проанализирован социально-практический аспект этой проблемы, что нашло непосредственное выражение в теории социалистической революции и перера­стания социализма в коммунизм. Благодаря диалек­тическому учению о развитии существенно расширился арсенал средств научного познания, в котором важнейшее место за­нял исторический метод в его различных конкретных моди­фикациях. На этой основе возникает ряд научных дисцип­лин, предмет которых составляют конкретные процессы развития в природе и обществе.

    Во 2-й половине 19 в. идея развития получает широкое распро­странение. При этом буржуазное сознание принимает её в форме плоского эволюционизма. Из всего богатства представлений о развитии здесь берётся лишь тезис о моно­тонном эволюционном процессе, имеющем линейную направ­ленность. Подобное же понимание развития лежит в основе идеологии реформизма. В то же время догматическая огра­ниченность плоского эволюционизма породила и его критику в буржуазной философии и социологии. Эта крити­ка, с одной стороны, отрицала саму идею развития и прин­цип историзма, а с другой — сопровождалась появле­нием концепций т. н. творческой эволюции, проникнутых духом индетер­минизма и субъективно-идеалистическими тенденциями.

    История общества и развитие науки давали всё более обширный материал, подтверждающий сложный, неоднозначный характер процессов развития и их механиз­мов. Прежде всего было опровергнуто характерное для позитивизма представление о развитии как о линейном прогрессе. Практика социальных движений 20 в. показала, что исторический прогресс достигается отнюдь не автоматически, что общая восходящая линия развития общества есть результат сложного диалектического взаимо­действия множества процессов, в которых важнейшая роль принадлежит целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на познание объективных законов истории.

    Расширились сами представления о развитии как в естественных, так и общественных науках. В 20 в. предметом изучения становятся прежде всего внутренние механизмы развития. Такая переориентация существенно обогатила общие пред­ставления о развитии. Во-первых, биология, а также история культуры показали, что процесс развития не универсален и не однороден. Если рассматривать крупные линии развития (такую, например, как органическая эволюция), то внутри них достаточно очевидно диалектическое взаимодействие разнонаправленных процессов: общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют т. н. тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса . Более того, в космических масштабах процессы прогрессивного и регрессивного развития, по-видимому, равноправны по своему значению.

    Во-вторых, анализ ме­ханизмов развития потребовал более глубокого изучения внутреннего строения развивающихся объектов, в частно­сти их организации и функционирования. Такой анализ оказался необходимым и для выработки объектив­ных критериев, позволяющих реализовать количественный подход к изучению процессов развития: подобным критерием обычно служит повышение или понижение уровня орга­низации в процессе развития. Но проблематика организации и функционирования оказалась настолько обширной и разнообразной, что потребовала выделения особых предметов изучения. На этой основе в середине 20 в. наме­тилось известное обособление тех областей знания, которые заняты изучением организации и функциониро­вания развивающихся объектов. Методологически по­добное обособление оправдано в той мере, в какой про­цессы функционирования действительно составляют самостоятельный предмет изучения, если при этом учитыва­ется, что получаемое в итоге теоретическое изображение объекта является частичным, неполным. Практика современных исследова­ний показывает, что как аспект развития, так и аспект органи­зации могут иметь вполне самостоятельное значение при изу­чении развивающихся объектов. Необходимо только учитывать реальные возможности и границы каждого из этих двух подходов, а также тот факт, что на опре­делённом этапе познания возникает потребность в синтезе эволюционных и организационных представлений об объекте (как это происходит, например, в современной теоретической биологии). Для реализации подобного синтеза важное значение имеет углубление представлений о времени: само по себе различение эволюционного и структурного аспектов пред­полагает и соответствующее различение масштабов времени, причём на передний план выступает не физическое время, не простая хронология, а внутреннее время объекта — рит­мика его функционирования и развития.