Утверждение общечеловеческих ценностей в повести карамзина. Cочинение «Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Карамзина «Бедная Лиза. Вступительное слово учителя

Что заставляет нас обращаться к повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», написанной два столетия назад? Чем привлекает современного читателя, искушенного более серьезной литературой, с таким наивным сюжетом, архаичным языком? Только ли банальным утверждением, что «и крестьянки любить умеют»?

Нас привлекают в повести прежде всего изображение общечеловеческих чувств и страстей: любви и коварства, верности и измены.

Нас трогает судьба бедной Лизы, ее несчастной матери, и если мы не проливаем слезы над повестью, то лишь потому, что наш век отучил нас от подобного проявления чувств.

Н. М. Карамзин, писатель-сентименталист, считал главными общечеловеческими ценностями сокровища человеческой души: доброту, простодушие, умение любить.

Лиза и Эраст принадлежат разным сословиям, и нравственные ценности для них разные. Счастье семьи, в которой выросла Лиза, заключалось не в богатстве, не в знатности рода, а в трудолюбии, трогательной заботе членов семьи друг о друге, любви родителей и дочери. Они убеждены, что «лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Оставшись без отца, Лиза помогала матери, и «чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо биющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, – чтобы он наградил ее за все то, что она делает для матери».

Идиллически спокойная жизнь семьи была разрушена встречей Лизы с молодым богатым дворянином Эрастом, человеком «с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Простодушная старушка искренне полюбила нового знакомого Лизы. Она и подумать не могла, что их закончится бедой – слишком верила в благоразумие дочери и благородство молодого дворянина. Верила Эрасту и Лиза. «Ах, Эраст! – говорила она. – Всегда ли ты будешь любить меня?» – «Всегда, милая Лиза, всегда!» – отвечал он. И Лиза не требовала клятв, не сомневалась в искренности своего любимого. наделила девушку самым богатым даром – умением любить. «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» – думает она, и слова эти буду подтверждены жизнью и смертью бедной Лизы.

Эраст полюбил молодую крестьянку, мечтал быть всегда с нею рядом. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, – думал он, – не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» Наверное, он сам верил в это, но всегда ли человек является хозяином своему слову? Для Эраста главная ценность – деньги. Ради денег он играет в карты, ради денег собирается жениться без любви на богатой невесте, – ради денег он отказывается от своей любви. Неграмотная крестьянка, Лиза оказалась благороднее, выше, лучше образованного дворянина Эраста.

Лиза не смогла вынести предательства Эраста, утопилась в пруду. Рассказчик оплакивает поруганную честь, загубленную жизнь Лизы, не ставя ей в вину ни излишнюю доверчивость, ни даже смертный грех самоубийства. Он приходит к Симонову монастырю, чтобы снова и снова вспомнить о плачевной судьбе девушки, прожившей свою короткую жизнь так, как подсказала ей , не рассуждая, не рассчитывая, любя и прощая, как велело ей сердце.

В чем же истинная, глубинная причина гибели бедной Лизы? Прежде всего, в социальном, сословном неравенстве. У дворян и крестьян разные представления об общечеловеческих ценностях: для Эраста любовь – забава, предмет сентиментальных мечтаний, для Лизы – смысл жизни. Автор заставляет нас и сегодня задуматься над несовершенством общества, в котором нравственные ценности подменяются материальными. Жить по законам сердца, считает Карамзин, – значит, жить в согласии с нравственным законом.

А кто знает сердце свое? Повесть заставляет задуматься о том, как чудесен Божий

Написанная около двухсот лет назад повесть по-прежнему интересна и для современного читателя, хотя ее сюжет можно назвать достаточно наивным и несложным, а язык изложения сегодня кажется весьма устаревшим. Однако общечеловеческие чувства, желания и страсти, о которых идет речь в этом произведении, не оставляют равнодушными и теперешних людей, искренне проникающихся трагической участью главной героини повести и ее матери.

Карамзина заслуженно относят к категории авторов сентиментальной направленности, в его глазах основными достоинствами личности являлись такие качества, как умение по-настоящему любить, истинная доброта и доверчивость, граничащая с крайним простодушием.

Главные герои повести, Эраст и Лиза, по рождению принадлежат к различным социальным кругам и, соответственно, получают в детстве и юности совершенно разное воспитание. Для той семьи, в которой росла девушка, на первом месте всегда стояли отнюдь не аристократизм и материальная обеспеченность, а трудолюбие и забота о близких людях. Лизу с малолетства учат «кормиться трудами своими» и никогда «ничего не брать даром». Лишившись отца, юная Елизавета всячески помогает матери, и добросердечная пожилая женщина от души называет ее «божескою милостью» и отрадой уже пришедшей к ней старости.

Однако эта спокойная и счастливая, хотя и наполненная бесконечным трудом и лишениями жизнь Лизы и ее матери завершается с того момента, как на пути девушки оказывается состоятельный молодой человек дворянского происхождения по имени Эраст. Автор характеризует его как «доброго от природы», но в то же время «слабого и ветреного» человека.

Наивная мать Елизаветы испытывает самое искреннее расположение к новому приятелю, ей даже не приходит в голову, что дружба ее и ее дочери с юным аристократом может привести к каким-либо скверным последствиям, ведь она нисколько не сомневается в благородстве и порядочности молодого аристократа.

Лиза также глубоко верит в то, что возлюбленный всегда будет с нею и их ничто не может разлучить, как уверяет ее Эраст. Девушка готова скорее «забыть душу свою», чем «милого друга», как она называет поклонника, и ее дальнейшая печальная судьба лишь подтверждает эти слова.

Что касается самого юноши, то и он сначала считает, что до конца своих дней будет любить Лизу. Более того, он намеревается жить с нею «как брат с сестрою» и вовсе не собирается причинять ей вреда и злоупотреблять ее доверчивостью. Однако на первом месте для Эраста все же находятся деньги, ради которых он постоянно играет в карты и без колебаний соглашается жениться на наследнице крупного состояния, хотя вовсе не испытывает никаких чувств по отношению к этой девушке. Елизавета, простая крестьянка, не обученная даже грамоте, оказывается выше, порядочнее, честнее прекрасно образованного для своего времени аристократа Эраста.

Не выдержав предательства и обмана со стороны любимого человека, Лиза заканчивает жизнь самоубийством, она топится в пруду. Автор искренне оплакивает ее уничтоженную честь и загубленную судьбу, он абсолютно не осуждает девушку за то, что она поступала так, как ей велела ее любовь, не рассуждая и не рассчитывая, в отличие от ее «милого друга».

Настоящая причина трагического конца Лизы заключается, прежде всего, в социальном неравенстве, имевшемся между нею и ее возлюбленным. У крестьян и представителей дворянского сословия абсолютно разные представления о морали и жизненных ценностях. Если для Эраста любовь оказывается всего лишь забавой и развлечением, то для Елизаветы она является основным смыслом ее существования.

Повесть и сейчас заставляет читателей задуматься над тем, насколько несовершенно человеческое общество, где духовные ценности давно заменены материальными. По мнению Карамзина, жить так, как велит сердце, означает жить в полном соответствии с наивысшими нравственными законами. При чтении повести люди невольно задумываются и о самих себе, о том, способны ли они на настоящую любовь, благородство, несение ответственности за свои поступки.

Одним из основных нравственных законов считается жизнь по законам сердца. Повесть Карамзина «Бедная Лиза» привлекает нас тем, что в ней отражены человеческие страсти: коварство и любовь, верность и измена. Когда я прочитал это произведение, меня очень тронула судьба этой девушки и ее матери.

Главные действующие лица повести - Лиза и Эраст относятся к разным социальным категориям, следовательно, и ценности у них также разные. Лиза принадлежит к тому сословию, в котором ценности заключаются в трудолюбии, трогательности в проявлении взаимных чувств, дочерней и материнской любви. После ухода из жизни Лизиного отца она стала во всем помогать матери. Эта женщина, добрейшей души человек называла ее кормилицей и молилась, чтобы Бог наградил ее за все старания и усердие.

Размеренная жизнь была нарушена встречей Лизы и Эраста - молодого человека из дворянской семьи. Он пришелся по душе матери девушки. Никто и предположить не мог, что эта встреча закончится трагично. Эраст клялся в вечной любви своей избраннице. Девушка искренне верила в честность его намерений. Сама Лиза умела любить верно и преданно. Предательство, которое она испытала от Эраста, довело ее до самоубийства. Автор не винит девушку ни в излишней доверчивости, ни в совершении греха. Он оплакивает ее плачевную судьбу.

Лиза погибла из-за социального неравенства, из-за того, что у каждого из слоев были свои ценности, устои. Если для Лизы любовь была смыслом жизни, то для ее второй половинки лишь забава. В своей повести Карамзин обвиняет наше общество в несовершенстве, в том, что из-за победы материальных ценностей над нравственными, погибла ни в чем не повинная девушка.

Н. М. Карамзин относится к писателям-сентименталистам, а его произведение "Бедная Лиза" является одним из популярнейших произведений и этого автора, и направления сентиментализм. Благодаря этому мы можем утверждать, что в произведении "Бедная Лиза" рассматривается социальная и нравственная проблематика.

Докажем это, опираясь на одну из характеристик сентиментализма - утверждение богатого внутреннего мира представителей низших сословий, в данном случае это Лизы и противопоставленная этому испорченность аристократии - здесь - Эраст.

Лиза - обычная крестьянка. У нее умер отец, а мать после этого тяжело заболела, и Лизе пришлось взять всё хозяйство на себя:"... одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве". При этом девушка не роптала от своей "участи", она принимала это с благодарностью: "Бог дал мне руки, чтобы работать, - говорила Лиза...". А это говорит о доброте ее сердца, благородстве и трудолюбии. Девушка - крестьянка - бедная материально, но имеет такой богатый внутренний мир. Эраст - полная ей противоположность.

Он - богатый дворянин. Как пишет автор, "с изрядным умом и добрым сердцем", но "слабый и ветреный": "Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою". Это дает нам право говорить о том, что Эраст ветреный молодой человек, привыкший к всяческим развлечениям своей персоны.

Отношение к жизненным ситуациям и проблемам разное в разных социальных слоях. Это можно наблюдать во всем вышесказанном. Для Лизы не было проблемой и бедой, что на ней лежала отнюдь не легкая работа всей семьи, что ей одной нужно тянуть это: ухаживать за матерью, работать по хозяйству, зарабатывать деньги. Тогда как Эраст скучает и жалуется на свою "сладкую" судьбу, что у него кончились развлечения и ничто не доставляет ему истинного удовольствия. Так мы рассмотрели одну сторону социальной проблематики, из которой вытекла и нравственная. Можно подытожить, что в зависимости от того, к какому социальному сословию ты относишься, настолько глобально или наоборот мелко ты смотришь на ту или иную проблему.

Но рассмотрим это и с другой стороны. Лиза - крестьянка с чистым девичьем сердцем. Каждое чувство, которое наполняет ее грудь, она переживает тяжело и долго. После встречи с Эрастом она плохо спала:"Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ей представляется, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала". В это время Эраст отнесся к Лизе и к влюбленности в нее как к очередному временному развлечению: "...думал он и решился - по крайней мере на время - оставить большой свет". Лиза полюбила Эраста всем сердцем, всю себя отдала чувству. Эраст, казалось бы тоже, но нет. Когда понадобились деньги, а свои он проиграл, он бросил бедную Лизу и женился по расчету. Он пренебрег чувствами "своей пастушки", чем погубил ее. И здесь мы увидели каков внутренний мир и ценности крестьян и как испорчен нравственно аристократ.

Н. М. Карамзин в своем произведении рассмотрел проблематику социальных слоев и уровни нравственности. Автор показал контраст низших и высших слоев, продемонстрировав в реалии нравственность тех и других.

>Сочинения по произведению Бедная Лиза

Нравственные ценности

В современном мире, где все чаще правят жестокость, цинизм и равнодушие редко встретишь человека, способного искренне­ сопереживать, дарить доброту и проявлять милосердие по отношению к ближнему. В период технологического прогресса и глобальной компьютеризации в особенности трудно привить детям положительный пример отношения к окружающим. Средства массовой информации показывают одно насилие за другим, таким образом, только подчеркивая значимость войны. Поэтому в такой век особенно важно читать такие произведения как повесть «Бедная Лиза».

Н. М. Карамзин уделял особое внимание таким ценностям как гуманность, доброта, чувство ответственности, искренность и милосердие. Он относился к наиболее известным сентименталистам, что не могло не отразиться на его работе. Именно это литературное направление, более чем остальные, было призвано воспитывать в людях доброту и гуманность, формировать эстетическое восприятие мира посредством музыки, литературы, искусства. Чем же сегодня привлекает искушенного читателя повесть, написанная более двух столетий тому назад? Изображением истории несчастной любви или своим основным подтекстом?

В первую очередь, любого человека после прочтения этой книги затронет судьба бедной девушки, любившей так искренне и простодушно, что все реже встречается в наши дни. Во-вторых, нас привлекает тема общечеловеческих чувств и страстей. В этом небольшом и, казалось бы, доступном для каждого ума произведении изображена и любовь, и верность, и предательство. Главная героиня выступает антиподом аристократического лицемерия. Ей присущи все те положительные качества и добродетели, которых так не хватает молодому дворянину, которого она повстречала на своем пути.

Доброта Лизы , простодушие и умение любить сразу же подкупают своей искренностью, в то время как трусость и слабость характера Эраста , наоборот, отталкивают. Нравственные ценности у молодых людей полярно разные. Автор подчеркивает, что Эраст не лишен изрядной доли разума и наделен от природы добрым сердцем. Однако его неумение противостоять соблазнам, склонность к азартным играм и как следствие неумение сдержать данного слова приводят к печальному финалу. Лиза - девушка из крестьянского сословия. Она наделена лучшими и самыми главными человеческими добродетелями: добротой, верностью, искренностью, а самое главное, умением любить.

Она не смогла перенести предательства человека, которого так сильно любила. В то же время жизнь с опороченным именем представляется для Лизы невозможной. Она находит один только выход из сложившейся ситуации - броситься в глубокий омут. Здесь невольно возникает вопрос, могла ли она поступить иначе? Я думаю, что нет. С такими нравственными ценностями, какими она была наделена, ей представлялось невозможным жить с такой тяжестью. Сам автор считает, что нужно жить по законам сердца, то есть в согласии со своими моральными принципами. Именно поэтому он наделил свою героиню лучшими человеческими чувствами и качествами.