Броненосцы береговой обороны. Броненосец береговой обороны «Пинъюань. Броненосцы береговой обороны Финляндии

Эпизод Трафальгарского сражения 21 октября 1805 года: упорно сражающийся французский флагман - 80-пушечный линейный корабль «Буцентавр» (слева) и британский 98-пушечный линейный корабль 2-го класса «Темерейр», добивающий противника (справа)


Когда-то военные флоты являли собой большие десантно-транспортные отряды, использовавшиеся преимущественно для перевозки морем сухопутных армий и снабжения их в дальних походах. И если корабли таких флотов вступали в противоборство, то просто становились борт о борт и решали дело рукопашными схватками. Однако с развитием морской артиллерии корабли все реже шли на абордаж и все чаще ограничивались огневым контактом.

Корабельное вооружение долгое время было представлено только образцами ближнего боя - тараном и различными механическими приспособлениями для разрушения весел, мачт, бортов и днища. Средства ведения сухопутной войны развивались более стремительно, и вскоре противоборствующие армии стали осыпать друг друга огромными камнями, булыжниками, бревнами, стрелами, выпущенными петроболами, баллистами и катапультами.

Стратеги того времени быстро оценили возможности разнообразных метательных машин и стали активно применять их и в борьбе с флотом противника: вначале массированный обстрел с установленных на берегу и на стенах крепостей орудий был призван воспрепятствовать высадке войск с кораблей на берег. Позже катапульты и баллисты стали ставить и на сами корабли - их огонь должен был удерживать флот врага на расстоянии, не давая ему приблизиться для тарана и абордажного боя. Так в 414-413 годах до н. э. при осаде афинянами Сиракуз метательные машины были применены и флотом против берега, а первый случай использования боевых метательных машин на кораблях в морском бою был документально зафиксирован в 406 году до н. э. в ходе Пелопоннесской войны.

Новый шаг в применении метательных машин в морском бою сделал Деметрий I Полиокрет (ок. 337-283 годов до н. э.) - македонский царь из династии Антигонидов. Именно он начал строить огромные боевые корабли, которые вооружал метательными машинами. Деметрий кардинально пересмотрел тактику морского боя, в которой тогда ставка делалась на скорость и маневренность, таранные удары и скоротечный абордажный бой. В битве возглавляемой им фригийской флотилии с флотом Птолемея I при Саламине Кипрском в 306 году до н. э. Деметрий, введя в строй свои «дредноуты», впервые добился победы в морском сражении только с помощью «артиллерии»: плавучие батареи - десять шестирядных и семь семирядных судов - не дали египетскому флоту выйти на таранный удар, оттеснили его к берегу и уничтожили. Численность египетской флотилии достигала нескольких сот кораблей. Уже после этой битвы Деметрий I построил несколько «левиафанов-катамаранов» с экипажем около 4000 человек каждый. На соединявшей корпуса катамаранов платформе умещалось большое количество метательных машин и солдат. После поражения Деметрия I его корабли-гиганты еще долгие годы «ходили по рукам», властвуя на просторах Средиземноморья и неся смерть и разрушения.

Примерно в это же время на смену триерам пришли более крупные корабли с боевыми площадками на носу и даже с целыми боевыми башнями, на которых устанавливались метательные машины - катапульты (или станковые луки). Для стрельбы из них использовались стрелы длиной 44-185 сантиметров и весом до 1,5 килограмма. Максимальная дальность стрельбы достигала 300-400 метров, но наиболее эффективно огонь велся на расстоянии до 150 метров. А в III веке до н. э. по указанию правителя Сиракуз был построен огромный 8-башенный корабль с мощной катапультой, метавшей большие ядра и огромные копья. Техническое оснащение этого корабля проводилось под непосредственным руководством знаменитого Архимеда.

Здравствуй, порох


Римский «скорпион» образца примерно 50 года до н. э. Древние римляне активно использовали подобные метательные машины на своих кораблях


С изобретением и распространением пороха корабли получили новое, очень мощное по тем временам вооружение. Первой «прописалась» на флоте бомбарда (от лат. bombus - «громовой» и ardere - «гореть»), представлявшая собой крупнокалиберное артиллерийское орудие с цилиндрическим каналом, конструктивно состоявшее из двух отдельных частей: ствола в виде толстой и гладкой внутри трубы одинаковой по всей длине толщины, имевшей составную структуру (продольные кованые железные полосы сваривались вместе в длину и скреплялись набитыми на них тяжелыми железными обручами, натянутыми в горячем виде), и каморы - небольшой трубы меньшего, чем ствол, диаметра, имевшей глухое дно.

Ствол крепился железными обручами к деревянной колоде, в задней части которой, позади ствола, имелось углубление для каморы. Порох закладывался в камору, после чего она закрывалась деревянной пробкой, а затем вставлялась передним концом в ствол. Причем во избежание прорыва пороховых газов соединение каморы и ствола замазывалось глиной. Снаряды - каменные ядра - вкладывались в ствол с казенной части. Интересно, что камням круглую форму придавали не обтесыванием, а за счет обматывания их веревками. Для того чтобы поджечь порох, в каморе сверху имелось отверстие, называвшееся запалом. Оно заполнялось порохом, поджигавшимся раскаленным железным прутом (в больших бомбардах) либо специальным фитилем (в малых бомбардах). Никаких прицелов, конечно, в этих орудиях еще не было.

Впрочем, моряки поначалу приняли новое оружие с неохотой - порох отсыревал в морских условиях и часто не воспламенялся. Приходилось дублировать «недоразвитую» пороховую артиллерию более надежной допороховой - метательными машинами, которые после установки металлических пружинных механизмов стали стрелять намного дальше. «Золотой период» корабельных бомбард пришелся на XIV-XV века, когда флоты состояли преимущественно из галер и парусных неуклюжих нефов: чаще всего бомбарды ставили на носу корабля, а с 1493 года из них стали стрелять уже чугунными ядрами. Вооружение типовой галеры того времени включало три-пять орудий на носу - в середине стояло 36-фунтовое орудие, а по бокам и сзади - два 8-фунтовых и пара 4-фунтовых. Дополнительно на галере находились еще и камнеметы для метания на близкой дистанции камней весом 13,6-36,3 килограмма - пороховая артиллерия была еще не слишком надежна и давала «осечки», что в ближнем бою могло сослужить плохую службу.

Техническая революция

В конце XV - начале XVI века, с одной стороны, начался быстрый рост производительных сил в Нидерландах, Англии и Франции, а с другой - в активную фазу вошел процесс создания крупных колониальных империй. В «большую игру» сначала включились Испания и Португалия, а затем и те же Франция, Англия и Нидерланды, что привело к постепенному усилению роли военного флота в обеспечении национальных интересов государства, в том числе связанных с нарушением торгового мореплавания противника и обороной своих морских путей и побережья.

Усовершенствование техники металлургического производства позволило улучшить качество отливки орудий. Бронза и чугун заменили железо, из которого раньше делали бомбарды. Появилась возможность уменьшить вес орудий и улучшить их баллистические свойства. Наибольших успехов в развитии артиллерии в конце XV - начале XVI века добились французы, которые изменили саму конструкцию орудия и стали отливать ствол цельным, отказавшись от его подвижной казенной части. Появились примитивные прицельные приспособления и клиновые устройства для изменения угла возвышения орудийного ствола.


Передвижная палубная бомбарда-мортира. Моряки плохо приняли первые бомбарды, но впоследствии широкое распространение на кораблях получили бомбарды-мортиры


Большое значение имела отливка чугунных ядер, заменивших каменные. Применение чугунного ядра позволило увеличить длину ствола до 20 калибров. Возросли масса боеприпаса и скорость его полета. К середине XVI века повысилось и качество пороха: вместо неудобной и даже опасной мякоти, прилипавшей к стенкам канала ствола, его стали изготавливать в виде зерен, что позволило улучшить баллистические качества орудий и перейти к новым, более совершенным конструкциям артиллерийских стволов. Все это привело к оптимизации баллистических свойств орудий и эффективности стрельбы. В обращение вошли также зажигательные и разрывные чугунные ядра.

Корабельная артиллерия начала играть все более заметную роль и в войне на приморских направлениях. Так, исход Гравелинского сражения 13 июля 1558 года, произошедшего между французской (маршал де Терма) и испанской (граф Эгмонт) армиями на побережье Па-де-Кале, во многом был предрешен неожиданным появлением 10 английских кораблей. Артиллерийский удар с моря внес смятение в ряды мужественно дравшихся французов, которые не выдержали последовавшей атаки и обратились в бегство.

Но классическим примером успешного и массового применения артиллерии в морском бою является, безусловно, сражение у Лепанто (средневековое название города Нафтактос, Греция) в заливе Патраикос между турецким гребным флотом (276 галер и галиотов) и соединенным флотом Священной лиги в составе Венеции, Ватикана, Генуи, Испании, Мальты, Сицилии и других (199 галер и 6 галеасов). Это случилось 7 октября 1571 года. Лига применила тогда свое «чудо-оружие» - плавучие батареи, галеасы, чем в первые же минуты боя повергла турок в замешательство.

Парусно-гребной галеас (от итальянского galeazza - «большая галера»), ставший промежуточным типом военного корабля между гребной галерой и испанским парусным кораблем - галеоном, появился в результате стремительного развития артиллерии. Как только последняя стала приобретать серьезное значение на сухопутных полях сражений, венецианские корабелы сообразили создать и мощные плавучие батареи.

Увеличить численность артиллерии на легких галерах или установить на них орудия более тяжелого калибра было невозможно. Поэтому и начали строить, сохранив насколько было возможно прежний чертеж (но изменив пропорции), более длинные, широкие и высокие, а вследствие того и гораздо более тяжелые корабли (водоизмещением в 800-1000 тонн) с высокими баком и шканцами и с бойницами для стрельбы из аркебуз. Длина таких кораблей возросла до 57 метров при отношении длины к ширине 6:1. Галеасы были намного неповоротливее галер, двигались большей частью под парусами и только в бою шли на веслах.

Вооружение галеаса было распределено на носу и корме, причем нос вооружали больше: самое сильное орудие, 50-80-фунтовое, стояло именно там, оно откатывалось до самой фок-мачты, для чего посередине палубы был оставлен свободный проход. Позже на галеасах ставили до 10 тяжелых носовых орудий (в два яруса) и 8 кормовых, даже между гребцами устанавливалось множество легких пушек, так что общее число орудий доходило до 72. В сражении у Лепанто артиллерийское вооружение галеасов настолько превосходило вооружение галер, что командир каждого галеаса обязывался вести бой с пятью галерами. Отныне главным в морском бою становилось уничтожение корабля противника с помощью корабельной артиллерии или же нанесение ему сильных повреждений и только после этого взятие на абордаж.

Артиллерия Ивана Грозного


Одна из первых использовавшихся на кораблях бомбард. Камора выполнена съемной: после снаряжания ее порохом она вкладывалась в деревянную колоду, а соединение каморы со стволом обмазывалось глиной


В России попытки использовать корабельную артиллерию предпринимались еще в допетровскую эпоху.

Так, Летопись Авраамки сообщает о сражении в 1447 году на реке Нарова между ливонцами и новгородцами, в котором обеими сторонами была применена корабельная артиллерия. В 1911 году из реки подняли железное кованое казнозарядное орудие, датированное серединой ХV века и относящееся к распространенному в то время типу казнозарядных орудий со сменными зарядными каморами. Калибр орудия - 43 миллиметра (или 3/4 гривенки), длина - 112 сантиметров, вес - 34 килограмма. Ствол выполнен в виде железной трубы, внешняя поверхность которой была усилена наваренными кольцами. В казенной части крепилась железная рама для установки зарядной каморы, а металлический дугообразный запорный клин соединялся с орудием цепочкой. Зарядная камора - цилиндрическая, кованая, в передней части немного сужалась на конус, а в задней ее части располагалось запальное отверстие. Тело орудия при помощи железных обручей с гвоздями было закреплено в деревянной колоде длиной 226 миллиметров, причем в средней части колоды находилось поперечное отверстие для съемной цапфы. Скорее всего, именно оно и было применено здесь в 1447 году.

Первый же настоящий боевой корабль, вооруженный артиллерией, появился на Руси еще в правление Ивана Грозного во время борьбы с Ливонией за побережье Балтийского моря. Именно тогда московский царь решил создать наемный каперский флот, задачей которого стала защита нарвского торгового пути и борьба с вражеской морской торговлей.

В начале 1570 года, за год до знаменитого сражения у Лепанто, царь Иван IV выдал датчанину Карстену Роде «жалованную грамоту» на организацию каперской флотилии. Первое судно новоявленный флотоводец вооружил тремя литыми чугунными пушками, десятью пушками малого калибра - «барсами», а также восемью мелкими дробовыми пушками, называвшимися пищалями. Действия корабля были настолько успешными, что вскоре Роде располагал уже тремя вооруженными судами (с 33 пушками), а к началу августа 1570 года он смог захватить 17 неприятельских торговых судов. Однако неудачная попытка взять Ревель послужила причиной распада каперского флота московского царя - кораблям просто негде было базироваться.

Век паруса

Так принято называть период с 1571 по 1863 год - время, когда большие, хорошо вооруженные многочисленной артиллерией парусные корабли безраздельно властвовали над морскими просторами. Соответственно, для этого периода была разработана своя уникальная военно-морская тактика - тактика парусного флота. Но для ее создания адмиралам потребовалось довольно много времени.

Как писал в своем знаменитом труде «История войн на море» Альфред Штенцель, основную причину такого положения дел следовало бы искать «в главном оружии корабля, в артиллерии, которая тогда еще была очень несовершенна: о бое на дальних расстояниях в середине XVII столетия не могло быть и речи. Флоты сходились как можно ближе, чтобы быть в состоянии драться». Адмиралы были вынуждены сводить свои эскадры вплотную, и корабли, быстро обменявшись орудийными залпами, в конечном итоге все равно «сваливались» в абордажные схватки уже на первом этапе боя. Во всех морских странах появился даже устойчивый термин «свалка», вошедший в труды военных теоретиков и в наставления по военно-морским флотам.

Но постепенно суда и их артиллерийское вооружение приводились к единообразию, стандартизировались. Это упрощало и их производство, и снабжение флотов боевыми и иными припасами. Англичане первыми стали строить боевые корабли исходя из их предназначения для решения отдельных тактических заданий, например, линейные корабли - для артиллерийского боя в кильватерной колонне. Они же первыми ввели массово на флоте трехдечные (трехпалубные) линейные корабли, вооруженные очень мощными крупнокалиберными пушками, стоявшими на нижней батарейной палубе и наносившими сильные повреждения. В первом же бою очередной англо-голландской войны трехдечные гиганты британцев продемонстрировали свою огромную разрушительную силу - их преимущества в сомкнутом строю стали очевидны после первых же залпов.

Количество орудий на кораблях стало постоянно увеличиваться. Так, в 1610 году в боевой состав британского флота входит 64-пушечный флагман «Принс Ройял», имевший длину 35 метров и водоизмещение 1400 тонн, построенный в Вулвиче выдающимся инженером-кораблестроителем того времени Финеасом Петтом. Корабль считался родоначальником нового класса - парусных линейных кораблей. Французы в 1635 году под руководством корабельного мастера Ш. Морье построили 72-пушечный галеон «Ла Корона» водоизмещением 2100 тонн и длиной 50,7 метра. Он на протяжении почти 200 лет оставался эталоном большого парусного боевого корабля. А еще через три года британский флот получил своего «левиафана» - 104-пушечный линейный корабль «Соверин оф Сиз», построенный корабелом Питером Петтом и после полувека исправной службы сгоревший дотла в 1696 году от забытой кем-то простой восковой свечи. Французы построили аналогичный, первый в своем флоте трехдечный линейный корабль только в 1670 году. Им стал 70-пушечный «Солей Ройяль», созданный уже на основе первых технических правил, введенных Адмиралтейством Франции. Кстати, тот же Петт построил для английских моряков в 1646 году новый 32-пушечный «Констант Уорвик» - первый корабль класса «фрегат», предназначенный для ведения разведки и защиты морских торговых путей. И, наконец, в 1690 году на воду спустился британский 112-пушечный линейный корабль 1-го ранга «Ройяль Луи», долгое время считавшийся лучшим кораблем в своем классе - корабль водоизмещением 2130 тонн прослужил на флоте более 90 лет (!). Для сравнения: в России в начале следующего века был построен самый крупный боевой корабль в 64 пушки - линкор «Ингерманланд», флагман Петра Великого в годы Северной войны.


Схема установки каронады на верхней батарейной палубе британского боевого корабля. Конец XVIII - начало XIX века:
1 - каронада, 2 - трос для открытия пушечного порта, 3 - крышка пушечного порта, 4 - крепление рымов для тросов, 5 - трос, закрывающий пушечный порт, 6 - ворот для наведения каронады на цель по высоте, 7 - ползунковый станок, 8 и 9 - пушечные тали, 10 - брюк (британский вариант), 11 - крепление орудия к станку (проушина и вставленная в нее ось)

Горим, братцы!

Наряду с совершенствованием тактики и орудий шло развитие и боеприпасов корабельной артиллерии. В XVII веке широкое применение на флотах получили разрывные и зажигательные снаряды, состоявшие из двух стянутых болтами полусфер, наполняемых либо взрывчатым веществом, либо же веществом горючим, дающим при разрыве много огня, дыма и смрада. Зажигательные снаряды - брандскугели - заменили собой на флоте каленые ядра, применение которых было сопряжено с большим количеством проблем. В России, кстати, каленые ядра применялись еще задолго до времен Ивана Грозного - их называли «расженые».

Новые боеприпасы оказались в морском бою очень эффективны - они наносили деревянным кораблям колоссальные повреждения и буквально «косили» экипажи и морскую пехоту на палубах. Это вызвало даже стремление запретить такое «негуманное» оружие - намного раньше желания запретить применение противопехотных мин в наше время.

Впервые разрывные снаряды - бомбы - были применены русскими артиллеристами в 1696 году при взятии турецкой крепости Азов. Стрельба бомбами производилась из коротких орудий. Из длинных - делать это было трудно: оружейники еще не умели изготавливать прочные полые снаряды, пригодные для стрельбы из длинноствольных орудий. Результат - малая дальность стрельбы такими боеприпасами.

Однако в 1756 году в России артиллерийские офицеры М.В. Данилов и М.Г. Мартынов изобретают новое орудие гаубичного типа, названное «единорогом», способное стрелять любыми снарядами: бомбами, ядрами, картечью, брандскугелями и «светящимися» боеприпасами. Уже в следующем году русская армия получила пять вариантов «единорогов», а вскоре они появились и на флоте. Высокие качества нового орудия достигались за счет выгодной длины ствола (промежуточный вариант между длинными корабельными пушками длиной 18-25 калибров и гаубицами длиной 6-8 калибров) и каморы конической формы.

Интересен случай, произошедший во время Гогландского сражения 6 июля 1788 года между русским и шведским флотами в ходе Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Русские комендоры буквально «засыпали» шведские корабли пустотелыми снарядами, наполненными горючим веществом - следы от таких боеприпасов шведы нашли даже на шканцах своего флагманского корабля, откуда руководил сражением генерал-адмирал герцог Карл Зюдерманландский.

Шведы же, потерпев в бою поражение и укрывшись в Свеаборге, через парламентеров указали адмиралу Самуилу Карловичу Грейгу на то, что «такие снаряды уже не употребляются цивилизованными народами». Командующий русской эскадрой вежливо ответил через посланца, что стрельба зажигательными снарядами была произведена с его кораблей только после того, как сами шведы начали стрелять такими же боеприпасами. В качестве доказательства Грейг передал шведскому командованию такой найденный его подчиненными шведский снаряд, снабженный железным крючком. Шведы этим не удовлетворились и в ответ заявили, что снаряд этот - русский, поскольку такие же были найдены ими на захваченном русском линейном корабле. Сами шведы предположили, впрочем, что это были гранаты, предназначенные для действия против турок (незадолго перед этим в Чесменском сражении русская эскадра, используя преимущественно брандскугели, сожгла дотла мощный турецкий флот; кстати, командовал русскими тогда тоже С.К. Грейг), но все равно «обиделись» на «коварных русских». Как тут не вспомнить поговорку: после драки кулаками не машут.

Кстати, в той войне шведы попытались ввести малокалиберные орудия нового типа (не более 3-фунтового калибра), устанавливавшиеся на палубе на вертикальную ось, которые на флоте не прижились. Так как они предназначались для боя на близкой дистанции, то в них в качестве снарядов применялись картечь или камни. А разработаны они были специально для так называемых «шхерных» кораблей, использовавшихся для действия в мелководных прибрежных районах. Ставились они обычно на полубаке, над носовыми орудиями, или же на полуюте.

Пушечные порты и артиллерийские палубы


Русский «единорог» однофунтового калибра (диаметр ствола - 50,8 мм), установленный на корабельном станке. Ствол отлит в 1843 году и украшен традиционным изображением мифического единорога


Одним из главных посылов к дальнейшему совершенствованию корабельной артиллерии стало изобретение такой на первый взгляд простой конструкции, как пушечный порт. Казалось бы, чего проще - проруби в борту корабля дыру и сделай к ней поднимающуюся крышку. Однако появились первые пушечные порты только около 1500 года.

Есть и предполагаемый автор изобретения - французский кораблестроитель Дешарж из Бреста. Считается, что именно он впервые применил такую конструкцию на большом военном корабле «Шарент», построенном в годы правления Людовика XII. Причем корабль имел, кроме малых пушек, еще и 14 больших орудий, установленных на мощных колесных лафетах. Вскоре к нему присоединился однотипный корабль, названный «Ла Кордельер».

Пушечный (орудийный) порт - это отверстие, имевшее квадратную (или близкую к таковой) форму и вырубавшееся в бортах кораблей, а также в носовой и кормовой частях. В последние обычно ставили орудия, снятые с ближних бортовых портов той же артиллерийской палубы. Делали пушечные порты и в фальшборте - для стрельбы из орудий, размещаемых на верхней, открытой, палубе, но в этом случае они могли быть без крышек и именовались полупортами.

Порты наглухо закрывались крышками, которые изготавливались из толстых досок, обшивавшихся поперечно более тонкими. Каждая крышка подвешивалась на шарнирах, располагавшихся в верхней ее части, и открывалась изнутри при помощи тросов, концы которых закреплялись в рымах на внешней ее стороне. Закрывалась же крышка при помощи других тросов, прикрепленных к рымам на ее внутренней стороне.

Размеры портов и расстояние между соседними портами на одной артиллерийской палубе определялись исходя из диаметра ядра: обычно ширина порта равнялась примерно 6 диаметрам ядра, а расстояние между осями соседних портов - порядка 20-25 диаметров оного. Естественно, что расстояние между портами зависело от калибра самых больших орудий, расположенных на нижней палубе. Пушечные порты на остальных артиллерийских палубах делали, условно говоря, в шахматном порядке.

Отныне на кораблях стали сооружать специальные артиллерийские палубы, получившие название «дек» (от английского deck - «палуба»). Соответственно, корабли с несколькими артиллерийскими палубами стали именоваться двух- и трехдечными. Причем верхняя, открытая, палуба, на которой устанавливались орудия так называемой открытой батареи, в расчет не бралась. Таким образом, двухдечный боевой корабль - это корабль, имевший две артиллерийские палубы, расположенные ниже верхней палубы.

Каждая артиллерийская палуба носила свое собственное название: самая нижняя именовалась гондек (она была на всех без исключения боевых кораблях), над ней снизу вверх шли мидельдек и опердек и только затем уже открытая палуба. На двухдечном корабле отсутствовал опердек, а на фрегатах, корветах и бригах уже не было ни мидельдека, ни опердека. Кроме того, в отличие от фрегата, на более «мелких» корветах и бригах уже не было и орлопдека (самая нижняя палуба на больших кораблях, над трюмом) и расположенного на нем кубрика - помещения, где на ночь развешивались подвесные койки и отдыхала команда.


Виды боеприпасов артиллерии парусного флота: 1. бомба 2. картечный заряд (в корпусе) раннего типа для обычных пушек 3. сверху вниз: книппель с цепью, книппель со стержнем, картечный заряд с вязаной картечью для стрельбы из длинноствольных орудий (на Западе использовался термин «виноградный выстрел») 4. сверху вниз: «ножницы», использовавшиеся для нанесения более сильного ущерба такелажу, палубным конструкциям и личному составу, а также еще одна разновидность книппеля - после выстрела стержни, связанные кольцом, раскрывались, разводя две половинки полого ядра в стороны 5. цепной заряд

Убойная каронада

К началу XVIII века корабельные пушки, стрелявшие большей частью обычными ядрами или небольшими зарядами картечи, уже не могли наносить сильного вреда крупным боевым кораблям, отличавшимся большим водоизмещением, крепкими и толстыми бортами и надстройками. Кроме того, постоянное стремление добиться увеличения дальности стрельбы и массы снаряда (ядра) привело к тому, что вес и размеры корабельных орудий оказались просто гигантскими - их становилось все труднее наводить и заряжать. В итоге ухудшились и другие важные составляющие успешного морского боя - скорострельность орудий и точность их стрельбы. А уж стрельба разрывными (зажигательными) боеприпасами (бомбами) из таких орудий вообще была невозможной либо малоэффективной и небезопасной.

Оценив ситуацию, британский генерал-лейтенант Роберт Мелвилл в 1759 году предложил идею более легкого, но более крупнокалиберного корабельного орудия. Идея вызвала интерес у военных и промышленников, и в 1769-1779 годах на заводе «Каррон» (Фолкирк, Шотландия) под руководством инженера Чарлза Гаскойна была осуществлена окончательная разработка и изготовлены первые, как сейчас говорят - опытные, образцы нового орудия, получившего сначала названия мелвиллада и гасконада и только потом - каронада.

Конструктивно каронада представляла собой короткоствольное чугунное (затем бронзовое) тонкостенное орудие калибром 12, 18, 24, 32, 42, 68 и даже 96 фунтов, имевшее пороховую камору меньшего диаметра, а потому заряжавшееся небольшим количеством пороха. Именно поэтому скорость полета ядра была невысокой - обычное ядро наносило ущерб не за счет скорости, а благодаря своему большому калибру и массе. Зато новое орудие было относительно легким: например, 32-фунтовая каронада весила менее тонны. А обычная пушка такого калибра весила более трех тонн. Такая каронада была даже легче 12-фунтовой обычной пушки. Она могла стрелять ядрами, бомбами и целым рядом других боеприпасов.

Именно в большом калибре и вариативности в вопросе боеприпасов состояли главные преимущества каронады, оказавшие влияние на характер и цели морского боя. Ведь в тот период абордаж все еще оставался основным средством быстрого и окончательного вывода из строя кораблей противника, особенно крупных. Обстреливать друг друга ядрами, даже калеными, можно было долго и все равно не добиться результата.

Наиболее показателен здесь пример русского линейного корабля «Азов» (капитан 1-го ранга М.П. Лазарев), который в Наваринском сражении 1827 года получил 153 пробоины в корпусе от использовавшихся в турецком флоте обычных ядер, но сохранил способность вести бой и за три часа пустил своей артиллерией на дно бухты два фрегата и корвет, заставил выброситься на мель 80-пушечный линейный корабль и еще один - флагман противника - уничтожил вместе с англичанами. Причем семь пробоин корабль получил в подводной части.

Огонь же с близкой дистанции из крупнокалиберных каронад с применением бомб и других боеприпасов позволял быстро вывести вражеский корабль из строя, принудить его спустить флаг или вовсе уничтожить его. Особенно сильный эффект был от использования бомб и картечных зарядов: в легендарном Трафальгарском сражении с линейного корабля «Виктори» (под флагом вице-адмирала Горацио Нельсона), стремительно прорезавшего линию эскадры противника, по французскому флагману «Буцентавр» был дан залп из двух установленных на полубаке 68-фунтовых каронад. Стрельба выполнялась картечными зарядами через кормовые окна французского линейного корабля - по корме и батарейной палубе. Каждый заряд включал 500 мушкетных пуль, которые буквально изрешетили все на своем пути. Было убито 197 человек и еще 85 ранены, в том числе и командир корабля Жан-Жак Маженди. Этот залп из двух каронад нанес экипажу невосполнимые потери и нарушил его строй, после чего, повоевав еще три часа, флагман вице-адмирал Пьер Вильнев сдался английским морским пехотинцам с «Конкэрора».

Бомба же большого калибра, разрывающаяся внутри корабля, наносила огромный ущерб корабельным конструкциям и разрывала находившихся там моряков. Кроме того, огонь быстро вызывал детонацию пороховых зарядов на артиллерийских палубах и зачастую в корабельных погребах. Да и обычное ядро, выпущенное из каронады, благодаря относительно малой скорости полета на коротких дистанциях буквально проламывало борт неприятельского корабля и даже расшатывало сам корабельный набор.

Крепление каронад на кораблях было несколько отличным: их устанавливали на ползунковых станках, а не на колесных. А наведение каронады на цель осуществлялось вращением воротка, как в полевой артиллерии (не с помощью деревянного клина, как у обычных корабельных пушек). Каронада крепилась к станку при помощи проушины (внизу ствола) и вставленной в нее оси, а не с помощью цапф, расположенных по бокам обычной пушки.

В первых же боях орудия наглядно продемонстрировали свои преимущества. Их эффективность настолько впечатлила адмиралов, что в Европе началась, можно сказать, гонка вооружений. Английский флот стал «первопроходцем» - каронада там стала применяться уже в 1779 году. Она получила эффектное прозвище smasher - что-то вроде «уничтожитель» или «сметающая все на своем пути». Новое орудие стало настолько модным, что появились корабли, артиллерийское вооружение которых состояло только из каронад; таким стал британский 56-пушечный линейный корабль «Глэттон».

Русский флот принял ее на вооружение в 1787 году - сначала это были образцы английского производства, но затем на флот пришли уже российские каронады, изготовленные непосредственно самим разработчиком - Чарлзом Гаскойном. Получив указание императрицы Екатерины II, российские дипломаты сделали все возможное для того, чтобы переманить шотландца на работу в Россию, где он с 1786 по 1806 год возглавлял производство на Александровском пушечнолитейном заводе в Петрозаводске; тамошние каронады маркировались словами «Гаскойн» и «Алекс. Звд.», имели номер орудия и год выпуска.

С вооружения каронаду стали снимать только в середине XIX века. Например, англичане сделали это только в 1850 году - после введения на флоте стальных орудий системы Уильяма Джорджа Армстронга. Наступала эра броненосных кораблей и нарезных орудий.


В период парусных флотов артиллерия была представлена литыми орудиями четырех основных типов:
Кулеврины - длинные пушки, длина ствола которых составляла от 33 калибров. Длинный ствол позволяет энергии пороха более полно переходить в кинетическую энергию снаряда. Кулеврины - наиболее дальнобойный вид артиллерии.


Пушки - называемые также картаунами - основной вид орудий. Меньшая длина облегчает их эксплуатацию, что позволяет использовать пушки большего калибра, чем это возможно для кулеврин.
Мортиры - короткое орудие для навесной стрельбы. Длина составляет 1,5-3 калибра. Идея мортир в том, чтобы при том же заряде пороха метать большее ядро на меньшую дистанцию, что более актуально при обстреле крепостей
Гаубицы - промежуточный тип орудий между мортирами и пушками. Имели длину ствола 5-7 калибров. Основное их достоинство - наиболее широкая номенклатура возможных снарядов. Но в западноевропейских флотах они почему-то были непопулярны. В Российском же флоте широко применяли удлиненную гаубицу длиной 10 калибров (единорог ) для стрельбы разрывными снарядами.

Калибры орудий определялись весом подходящего к ним чугунного ядра и измерялись в артиллерийских фунтах.
1 фунт = 491 г и соответствует чугунному ядру диаметром 2 дюйма (50,8 мм)

Кулеврины калибра до 6 фунтов называли фальконами или фальконетами .

Артиллерийские орудия отливались из чугуна либо артиллерийской бронзы. Бронзовые были легче и меньше изнашивались (расстреливались) выдерживали до 2000 выстрелов, чугунные выдерживали до 1500 выстрелов, зато были дешевле и меньше боялись коррозии от морской воды.

Орудие в общем случае состоит из ствола и лафета , ствол внутри состоит из канала и зарядной каморы , а снаружи снабжен цапфами , которыми он опирается на лафет и которые позволяют осуществлять вертикальную наводку, ушами (дельфинами) - скобами сверху - и винградом - "шишкой" сзади - необходимыми для установки пушки на лафет или снятия с него. В казенной части ствола имеется затравка - отверстие для поджигания пороха, в которое перед выстрелом насыпается специальный мелкий затравочный порох.
Лафет представляет собой деревянную конструкцию на колесах или без них (тогда он называется станком), с проточками для опоры цапф ствола.

Вертикальное наведение пушек и гаубиц осуществлялось забиванием под казенную часть клиньев или с помощью винтового механизма (в зависимости от конструкции орудия).

Для крепления пушки у пушечного порта корабля применялись [b]брюк - канат проходящий через поперечное отверстие в лафете и предназначенный для удержания пушки во время выстрела, пушечные тали - пара талей предназначенная для накатывания пушки перед выстрелом и откатные тали - пара талей предназначенная для отката пушки для заряжания.

В артиллерии применялись следующие виды боеприпасов:
Ядро - снаряд в виде сферического тела, целиком отлитый из чугуна или свинца.
Книпель - снаряд в виде двух полусфер соединенных стержнем - предназначен для уничтожения такелажа и рангоута кораблей.
Цепные ядра - два ядра, соединенные цепью. Применялись, так же как книпеля, для уничтожения рангоута и такелажа.
Брандскугель - зажигательный снаряд. Представляет собой полое чугунное ядро, снаряженное зажигательным веществом на основе пороха с добавками смолы, битума или подобных веществ, замедляющих горение. В сфере имелось несколько отверстий, через которые во время горение вырывались струи пламени. Все эти отверстия кроме одного забивались деревянными пробками (они в полете вылетали изи сгорали), а последнее служило для проникновения внутрь в момент выстрела пороховых газов, которые поджигали заряд брандскугеля.
Душистое ядро - особый вид брандскугеля, в который добавлены вещества, образующие зловонный или ядовитый дым, чтобы затруднять тушение вызванного снарядом пожара.
Граната - полое чугунное ядро, снаряженное порохом, имеющее одно отверстие, в которое вставлялась дистанционная трубка, поджигаемая фитилем перед выстрелом (ее длиной определялась дистанция, которую пролетит снаряд прежде чем взорваться). Гранаты калибра от 32 фунтов называли бомбами .
Картечь - набор чугунных или свинцовых пуль, засыпаемых в ствол свободно, или - для ускорения заряжания - изначально упакованных в полотняный или шерстяной мешочек.
Вязаная картечь - снаряд, представляющий собой деревянный поддон с вставленным в него металлическим стержнем, вокруг которого рядами выложена картечь и обмотана снаружи просмоленной веревкой. Веревка частично сгорала в стволе и срывалась в полете сопротивлением воздуха. Это обеспечивало более поздний разлет картечи и позволяло применять ее на больших дальностях.
Осветительный снаряд - представляет собой шар из ярко горящего вещества, зажатый между двумя металлическими полусферами, скрепленными проволокой. Зажигается в стволе от пороховых газов.

Из кулеврин нельзя стрелять гранатами или брандскугелями - полые снаряды не выдерживают давления газов в канале ствола.

Элементы боеприпасов
Картуз - полотняный либо шерстяной мешочек с отмеренным количеством пороха. Позднее стали изготавливать картузы из двух частей: передняя со снарядом и задняя с порохом.
Дистанционная трубка – трубка, заполненная порохом, используемая в качестве замедлителя взрыва.
Пыж - пробка, забиваемая в ствол для различных технических нужд:
- разделения снаряда и пороха при бескартузном заряжании,
- предотвращения выкатыванию снаряда при бескартузном и раздельно-картузном заряжании,
- препятствования преждевременному выходу пороховых газов из ствола через зазор, - плотного прижатия ядер к заряду (разделяющему пыжу) и к друг-другу при стрельбе двумя ядрами (обычными или цепными). Применялись льняные, шерстяные, кожаные и деревянные пыжи.
Скорострельная трубка - трубка, заполненная порохом, вставляемая в затравку (вместо того, чтобы засыпать туда порох). Ускоряет заряжание.

Для работы с орудиями использовались следующие инструменты:
Шуфла - совок на длинной ручке, предназначенный для отмерки заряда пороха и помещения его в ствол если не используются картузы.
Прибойник - поршень на длинной ручке, предназначенный для утрамбовывания пороха, забивания пыжей и досылания снаряда или картуза.
Пыжовник - "штопор" на длинной ручке, применяемый для разряжания пушки.
Банник - "ёршик" на длинной ручке, используемый для гашения и удаления из ствола тлеющих частиц пороха и картуза после выстрела. Банник обычно делали на одной ручке с прибойником. Для смачивания банника рядом с пушкой всегда должно находиться ведро с водой (обычно в воду добавляли уксус - он лучше тушит зажигательные вещества используемые в брандскугелях).
Протравник - игла для чистки затравки после выстрела, а также для протыкания картуза при заряжании (через затравку).
Пальник - устройство для держания фитиля, которым поджигается порох.

Процедура стрельбы из пушки:
1. Канонир отмеряет порох шуфлой или выбирает картуз с нужной дозой пороха и помещает его в ствол.
2. Помощник прибойником утрамбовывает порох или досылает картуз до дна.
Канонир в это время чистит протравником затравку.
3. Помощники забивают в ствол пыж, заряжают пушку снарядом - в зависимости от веса снаряда, в ручную или пользуясь подъемным механизмом, и забивают второй пыж.
Канонир в это время вставляет скорострельную трубку или засыпает затравочный порох.
4. Канонир с помощью помощников наводит орудие.
5. Расчет отходит от пушки, канонир выжидает нужный момент и пальником поджигает затравку.
6. Помощник «банит» пушку.
Если стрельба ведется гранатой, то один из помощников вторым пальником по команде канонира поджигает перед выстрелом дистанционную трубку гранаты.

Корабельная артиллерия являлась частью морской артиллерии, которая устанавливалась на кораблях и судах и предназначалась для поражения надводных, береговых и воздушных целей. Корабельные орудия классифицировались по таким основным критериям: назначению, калибру, виду артиллерийских установок и способу стрельбы.

По назначению орудия корабельной артиллерии подразделялись на артиллерию главного калибра, универсальную и зенитную артиллерию. Кроме того, в состав вооружения надводных кораблей входили корабельные бомбометы (газодинамические и реактивные) и установки неуправляемого ракетного оружия. Главный калибр — орудия наибольшего калибра предназначенные для выполнения основных задач, присущих данному классу кораблей. Орудия этого калибра также применялись для воздействия по береговым целям для поддержки сухопутных войск или десантов с моря. Универсальные орудия предназначались для ведения огня по воздушным, морским и наземным (береговым) целям. Их калибр также зависел от класса корабля. Зенитные орудия использовались для противовоздушной обороны или для поражения мелких скоростных надводных целей. Как правило, корабельные зенитные орудия относились к среднему (76-100 мм) и малому калибру (20-75 мм). Крупнокалиберные зенитные орудия чаще всего являлись универсальными орудиями.

По калибру корабельная артиллерия подразделялась на крупный калибр — 190 мм и более; средний калибр — от 100 до 190 мм и малый калибр — менее 100 мм. Артиллерийские системы крупного и среднего калибра были достаточно эффективны в борьбе с надводными кораблями, а также при огневой поддержке морских десантов и сухопутных войск. Наиболее распространенными являлись орудия калибра 406-мм, 203-мм, 130-мм, 127-мм, 120-мм и 100-мм. Артиллерийские установки малого калибра предназначались для борьбы со средствами нападения с воздуха, а также быстроходными малоразмерными морскими целями. Управление стрельбой этих установок зачастую осуществлялось с помощью приборов управления огнем. Наиболее широкое распространение получили артиллерийские установки калибра 76-мм, 57-мм, 40-мм, 35-мм, 30-мм и 20-мм.

По виду артиллерийских установок орудия могли быть башенными, палубно-башенные (со щитовым прикрытием) и палубные (открытые).

В артустановках башенного типа орудие, подбашенное отделение, механизмы наведения, заряжания и системы подачи боеприпасов представляют собой единое целое. Первыми артустановками башенного типа стали установки крупного калибра, позже появились и среднекалиберные башенные установки. Боевые отделения защищены замкнутой броней, установки обладают большей живучестью по сравнению с другими. Кроме того, башенные установки удобнее для механического заряжания и позволяют применять полностью автоматизированную, безлюдную конструкцию.

В палубно-башенного артустановках часть защиты, механизмов наведения и заряжания составляют одно целое с орудием. Остальные механизмы и системы устанавливаются отдельно. Они не имеют развитого подбашенного отделения, ограничивается подъемным механизмом (элеватором). Боевое отделение было защищено незамкнутой противопульной и противоосколочной броней и являлось вращающейся частью установки. Палубно-башенные установки применялись на эсминцах в качестве главной, универсальной и зенитной артиллерии, а на крейсерах и линкорах — в качестве универсальной артиллерии.

В артустановках палубного типа орудие и обслуживающие его системы полностью раздельные. Они не имеют подбашенного отделения. Устанавливались почти на всех классах кораблей, особенно на кораблях специального назначения, морских и рейдовых судах обеспечения. У таких установок погреба и пути подачи боеприпасов полностью изолированы от артустановок. Палубные установки имели небольшие габариты и массу.

По способу стрельбы артустановки делились на автоматические, полуавтоматические и не автоматические установки. В автоматических установках процесс наведения, заряжания, выстрела и перезарядки полностью автоматизирован и не требовал непосредственного участия человека. В полуавтоматических установках расчет обеспечивал заряжание, выстрел и перезарядку. В неавтоматических установках все процессы производились при помощи механизмов, непосредственно приводимых в действие человеком.

Управления стрельбой каждого из калибров артустановок осуществлялось с помощью приборов управления огнем, которые состояли из вычислительных аппаратов, работающих во взаимосвязи между аналогичными приборами, а также со средствами обнаружения и с системой дистанционного управления наведением постов и артустановок. Приборы управления могли располагаться в различных постах корабля в соответствии с назначением и функциями. По степени точности и полноте решения задач стрельбы приборы управления стрельбой подразделялись на полные (решающие задачу стрельбы автоматически по данным приборов с учетом баллистических и метеорологических поправок) и упрощенные (с учетом только части поправок и данных). К основным прибора системы управления стрельбой относились: приборы обнаружения и целеуказания (радиолокационные станции, оптические визиры, пеленгаторы); приборы наблюдения и определения текущих координат (радиолокаторы, стереоскопические дальномеры и другие приборы командно-дальномерных постов); приборы выработки данных стрельбы; приборы наводки; приборы цепи стрельбы.

Артиллерия главного калибра линейных кораблей размещалась в башнях по 2-3 орудия в каждой (всего

8 — 12 орудий). Башни располагались в диаметральной плоскости корабля в одну линию или с возвышением друг над другом. Дальность стрельбы достигала 37 — 45 км. Толщина брони башен, как правило, соответствовала калибру орудий.

Артиллерия главного калибра тяжелых крейсеров состояла из 203 — 305-мм орудий, а легких крейсеров — из 152 — 180-мм, устанавливаемых, как правило, в трехорудийных башнях. В средней части корабля, побортно, в одно- или двухорудийных башнях, устанавливалась 76 — 127-мм универсальная артиллерия (12 — 20 стволов) и значительная часть зенитной артиллерии малых калибров (40 — 50 стволов). Универсальная артиллерия на крейсерах (10 — 20 стволов) представляла собой одно- и двухорудийные установки калибром до 127 мм. Малокалиберная зенитная артиллерия была представлена большим числом многоствольных установок.

Артиллерийское вооружение эскадренных миноносцев состояло из четырех — шести орудий калибра 102 — 130 мм и малокалиберных зенитных установок (10 — 20 стволов).

Сторожевые корабли имели два — четыре орудия калибром 76 — 120 мм и несколько зенитных автоматических артиллерийских установок малого калибра.

Корабельная артиллерия имела свои отличительные особенности. Ее использование происходит с движущейся и качающейся платформы, стрельба обычно идет по движущимся целям. Это потребовало создания сложных приборов управления стрельбой и механизмов наведения орудий. Средние дистанции стрельбы корабельной артиллерии превышают дистанции наземной артиллерии, поэтому применяются орудия с длиной ствола свыше 30 калибров.

К положительным тактическим свойствам корабельной артиллерии можно отнести возможность использования, как по морским, так и по береговым и воздушным целям; скорострельность и длительность стрельбы; высокая степень реагирования; почти полное отсутствие мертвых зон. К отрицательным: довольно большая масса артиллерийских установок и боеприпасов; ограниченная живучесть ствола.

Боеприпасами корабельной артиллерии являлись: снаряды, взрыватели, заряды, средства воспламенения, гильзы, полузаряды. Комплект боеприпасов для производства выстрела называется артиллерийский выстрел. Для орудий малых и средних калибров применялся унитарный выстрел, где комплект боеприпасов для производства выстрела был объединен в одно изделие. Для орудий крупных калибров использовалось картузное или раздельное заряжение.

Анализ вооружения кораблей стран, принимавших участие в войне показывает, что почти все орудия крупного калибра были построены до Первой мировой войны и немного в межвоенный период. Проводимая их модернизация заключалась в установке систем управления огнем. Орудия среднего калибра в большей своей части были выпущены в межвоенный период и были немного обновлены к концу войны. В тоже время зенитные орудия и системы управления их огнем только за время войны обновлялись несколько раз.

В межвоенный период совершенствование корабельной артиллерии было направлено на повышение живучести стволов всех калибров, улучшение их баллистических качеств, увеличение скорострельности за счет автоматизации процессов заряжания, создание универсальной артиллерии калибром 76 — 127 мм, способной поражать воздушные, морские и береговые цели, и малокалиберной (20 — 45 мм) зенитной автоматической артиллерии. Корабельные радиолокационные станции, управляющие огнем, позволили вести прицельную стрельбу из орудий в любое время суток, независимо от метеорологических условий. Помимо этого, радиолокация использовалась и как средство дальнего наблюдения и опознавания целей, что позволяло быстро оценивать обстановку. Число артиллерийских установок, способных вести огонь по воздушным целям, значительно возросло: на больших кораблях — в результате замены устаревшей противоминной артиллерии универсальными артиллерийскими установками, на средних и малых кораблях — за счет универсализации всех артиллерийских установок.

В истории Второй мировой войны практиковалось использование устаревших орудий с разоруженных или недостроенных кораблей для обороны береговых укреплений, которые приносили там ощутимую пользу.

Ориентировочное минимальное количество корабельных орудий, находящихся на вооружении некоторых стран (без переданных/полученных) в период войны

Страна

Малый калибр Среднего калибра Большого калибра

Всего

Великобритания 7 807 665
Германия 1 306 382
Италия 1 445 165

Артустановка АК-130


Мировой рекордсмен по мощности залпа


Эскадренный миноносец «Современный», вооруженный двумя установками АК-130


Эсминец «Халл». Единственный экземпляр: в 1971 году на носу эсминца DD 945 Hull взамен 127-миллиметровой Mk 42 была установлена 203-миллиметровая пушка Mk 71


Универсальная 130-мм пушка АК-130 предназначена для защиты от низколетящих противокорабельных крылатых ракет морского базирования, позволяет обстреливать морские и береговые цели, поддерживать огнем десантные операции


В пушке применяются унитарные патроны нескольких типов…

…осколочно-фугасные с ударным взрывателем, осколочно-фугасные с радиовзрывателем и осколочно-фугасные с дистанционным взрывателем

Начальная скорость снаряда 850 метров в секунду. Масса патрона 53 кг, снаряда — 32 кг. Боезапас 180 патронов. Горизонтальная дальность стрельбы — свыше 20 километров


«Монстр» и «Неваляшка»: слева — универсальная «пушка-неваляшка» 406 калибра. Справа — двуствольная корабельная пушка с дульным тормозом — перспективная разработка нижегородского ФГУП ЦНИИ «Буревестник»


С XVII века по 1941 год главной ударной силой на море считались линейные корабли, а основным оружием — пушки большого калибра. Однако самая грандиозная морская война в истории человечества — кампания на Тихом океане 1941−1945 годов — прошла без поединков линкоров. Ее исход решила авианосная и базовая авиация, а линейные корабли использовались исключительно для поддержки десантов. С 1945 года началась эра принципиально новых систем вооружения — управляемых ракет, реактивной авиации и атомных бомб.

Зачем кораблю пушка

Главной ударной силой ведущих морских держав стали авианосцы, а крупным надводным кораблям других классов осталась противовоздушная и противолодочная оборона. Однако полностью вытеснить из флота артиллерию ракетам не удалось. Артиллерийские установки крупного калибра хороши тем, что могут стрелять как обычными, так и управляемыми снарядами, которые по своим возможностям приближаются к управляемым ракетам. Обычные артиллерийские снаряды не подвержены пассивным и активным помехам, менее зависимы от метеорологических условий. У морских пушек существенно выше скорострельность, больший боекомплект на борту, гораздо меньшая стоимость. Перехватить артиллерийский снаряд средствами ПВО намного труднее, чем крылатую ракету. Хорошо спроектированная перспективная артустановка крупного калибра значительно более универсальна, чем любой тип ракет. Наверное, поэтому работы над тяжелыми корабельными установками идут в обстановке глубокой секретности, даже большей, чем при создании противокорабельных ракет.

На носу корабля

Тем не менее артиллерийское орудие на современном корабле — оружие вспомогательное, и ему оставлено всего одно место на носу корабля. Многоорудийные башни главного калибра канули в прошлое вместе с последними линкорами. Сегодня самая мощная западная корабельная установка — универсальная 127-мм одноорудийная башенная Mk 45, разработанная американской фирмой FMC и предназначенная для поражения надводных, наземных и воздушных целей.

Мировой действующий рекорд по мощности залпа принадлежит советской артустановке АК-130: 3000 кг/мин. Вес залпа эскадренного миноносца «Современный «, вооруженного двумя такими установками, составляет 6012 кг/мин. Это больше, чем, например, у линейного крейсера Первой мировой войны «Фон дер Танн» (5920 кг/мин) или современного перуанского крейсера «Альмиранте Грау» (5520 кг/мин).

Калибром побольше

Казалось бы, столь мощная и в то же время легкая установка полностью удовлетворяет потребность моряков в универсальной пушке для стрельбы по надводным, наземным и воздушным целям. Однако калибр 127 мм оказался мал для стрельбы по береговым целям и для атомных боеприпасов. Для потопления даже небольшого торгового корабля водоизмещением около 10 000 т требуется как минимум два десятка попаданий 127-мм фугасных снарядов. Возникали определенные сложности при создании кассетных боеприпасов, активно-реактивных и управляемых снарядов. Наконец, рассеивание снарядов малого калибра при большой дальности стрельбы существенно выше, чем более тяжелых снарядов большого калибра.

Поэтому в самом конце 1960-х в США в обстановке строжайшей секретности начали работать над 203-мм одноорудийной башенной установкой Mk 71. Она была создана американской фирмой FMC Corporation Northern Ordnance Division. Это была первая в мире полностью автоматизированная установка такого калибра. Управлялась она одним человеком. Установка могла обеспечить темп 12 выстр./мин и вести огонь в таком темпе 6 минут. Всего были готовы к стрельбе 75 выстрелов шести разных типов. Стрельба велась выстрелами раздельно-гильзового заряжания.

Испытания Mk 71 прошли успешно, и 203-мм пушка до конца 1970-х находилась на вооружении DD 945. Однако в серийное производство установка Mk 71 не поступила — из-за «нецелесообразности введения новых орудий 203-мм калибра». Настоящая причина хранится в тайне.

Морская гаубица

В 2002 году немцы разместили на фрегате типа «Гамбург» башенную установку от лучшей в мире 155-мм самоходной гаубицы PzH 2000. Естественно, эта установка не могла быть штатным оружием ВМФ и использовалась для исследовательских целей при создании корабельных установок большого калибра. Для превращения PzH 2000 в корабельное оружие требовалось разработать принципиально новую систему подачи боеприпасов и систему управления огнем, изменить приводы наведения и т. д. Работы до сих пор не вышли из исследовательской стадии.

Наш ответ Чемберлену

В конце 1957 года в СССР начались заводские испытания спаренной 100-мм башенной артустановки СМ-52, созданной в ЦКБ-34. Темп стрельбы одного автомата составлял 40 выстрелов в минуту при начальной скорости 1000 м/с и дальности стрельбы в 24 км, оснащенной радиолокационной системой управления стрельбой. Согласно корабельной программе на 1956−1965 годы, СМ-52 предполагалось устанавливать на крейсеры проекта 67, 70 и 71, корабли ПВО проекта 81 и сторожевые корабли проектов 47 и 49.

Увы, жертвой Хрущева пали как перечисленные корабли, так и все морские орудия калибра свыше 76 мм. Работы по ним были прекращены почти на 10 лет и возобновились только после отставки генсека.

29 июня 1967 года вышло Постановление Совмина СССР о начале работ над одноорудийной автоматической 130-мм башенной установкой А-217. В КБ ПО «Арсенал» она получила заводской индекс ЗИФ-92 (завод им. Фрунзе).

Опытный образец прошел полигонные испытания на Ржевке под Ленинградом, но получить заданную скорострельность 60 выстрелов в минуту не удалось. К тому же вес установки превысил расчетный почти на 10 т, что не позволило установить ее на кораблях проекта 1135, и в результате работы над ЗИФ-92 были прекращены. Баллистика ствола, боеприпасы и бóльшая часть конструкции ЗИФ-92 были использованы при создании двухорудийной установки А-218 (ЗИФ-94).

Управление артустановкой осуществлялось системой «Лев-218» (МР-184), в которую входила двухдиапазонная РЛС сопровождения цели, тепловизор, лазерный дальномер, аппаратура селекции подвижных целей и помехозащиты.

Стрельба велась унитарными патронами. Боекомплект размещался в трех барабанах, что позволяло иметь готовыми к стрельбе три различных вида боезапаса. В 1985 году установка ЗИФ-94 была принята на вооружение под индексом АК-130 (А-218). Кроме эсминцев проекта 956 А-218 была установлена на крейсерах проекта 1144 (кроме «Адмирала Ушакова»), а также проекта 1164 и БПК «Адмирал Чабаненко».

Сравнение характеристик орудия показывает, но наши конструкторы ориентировались все на ту же 127-мм американскую артустановку Mk 45. При той же дальности стрельбы обычным снарядом темп у АК-130 в 2,5 раза выше. Правда, и вес в 4,5 раза больше.

Во второй половине 1980-х годов в КБ «Арсенал» началась разработка 130-мм одноорудийной башенной установки А-192М «Армата». Баллистические данные и темп стрельбы новой установки по сравнению с АК-130 остались без изменений, но вес уменьшился до 24 т. Управление огнем установки должна была вести новая радиолокационная система «Пума». В боекомплект должны были войти, по крайней мере, два управляемых снаряда. Установками А-192М планировалось вооружить новые эсминцы проекта «Анчар» и другие корабли. Однако с распадом СССР все работы были приостановлены.

В настоящее время работы по А-192 М продолжены, так как именно ей будут вооружены новые фрегаты пр. 22350 для Российского флота, головной из которых — «Адмирал Горшков» — заложен в 2006 году на ПО «Северная верфь».

Пушка-неваляшка

В конце 1983 года в СССР был разработан проект поистине фантастического орудия. Представим себе корабль, в носовой части которого вертикально торчит труба высотой 4,9 м и толщиной около полуметра, почти как дымовая труба на пароходах XIX-ХХ веков. Но вдруг труба наклоняется и из нее с грохотом вылетает… что угодно! Нет, я не шучу. Атакует, например, наш корабль самолет или крылатая ракета, и установка выпускает зенитный управляемый снаряд. Где-то за горизонтом обнаружен вражеский корабль, и из трубы летит крылатая ракета на дальность до 250 км. Появилась подводная лодка, и из трубы вылетает снаряд, который после приводнения становится глубинной бомбой с ядерной БЧ. Требуется поддержать огнем десант — и уже летят 110-кг снаряды на дальность 42 км. Но вот враг засел у самого берега в бетонных фортах или крепких каменных строениях. По нему немедленно применяются 406-мм сверхмощные фугасные снаряды весом 1,2 т на дальность до 10 км.

Установка имела скорострельность 10 выстрелов в минуту управляемыми ракетами и 15−20 выстрелов в минуту — снарядами. Смена типа боеприпасов занимала не более 4 секунд. Вес установки при одноярусном снарядном погребе составлял 32 т, а при двухъярусном — 60 т. Расчет установки 4−5 человек. Подобные 406-мм пушки могли легко устанавливаться даже на малых кораблях водоизмещением 2−3 тысячи тонн. Но первым кораблем с такой установкой должен был стать эсминец проекта 956.

В чем же «изюминка» этой пушки? Главная ее особенность — ограничение угла снижения +300, что дало возможность заглубить ось цапф ниже палубы на 500 мм и исключить из конструкции башню. Качающаяся часть помещена под боевым столом и проходит через амбразуру купола.

Благодаря невысокой (гаубичной) баллистике уменьшена толщина стенок ствола. Ствол лейнированный с дульным тормозом. Заряжание производится при угле возвышения +900 непосредственно из погреба «элеватором-досылателем», расположенным соосно вращающейся части.

Выстрел состоит из боеприпаса (снаряда или ракеты) и поддона, в котором размещается метательный заряд. Поддон для всех типов боеприпасов одинаков. Он движется вместе с боеприпасом по каналу ствола и отделяется после вылета из канала. Все операции по подаче и досылке производятся автоматически.

Проект суперуниверсальной пушки был очень интересен и оригинален, однако командование ВМФ придерживалось другого мнения: калибр 406 мм не был предусмотрен стандартами отечественного флота.

Пушки-цветы

В середине 1970-х годов началось проектирование 203-мм корабельной установки «Пион-М» на базе качающейся части 203-мм пушки 2А44 САУ «Пион». Это был советский ответ на Mk 71. Количество готового к стрельбе боекомплекта у обеих систем было одинаково — 75 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Однако по скорострельности «Пион» превосходил Mk 71. Система управления стрельбой «Пиона-М» представляла собой модификацию системы «Лев» для АК-130. Сравнительно с калибром 130 мм 203-мм активно-реактивные, кассетные и управляемые снаряды обладали несравненно большими возможностями. Например, размер воронки фугасного снаряда от АК-130 составлял 1,6 м, а у «Пиона-М» — 3,2 м. Активно-реактивный снаряд «Пиона-М» имел дальность 50 км. Наконец, и СССР и США, сколько ни бились, не сумели создать 130-мм и 127-мм ядерные боеприпасы. Предельным калибром с 1960-х по сей день остается 152 мм. В 1976—1979 годах руководству ВМФ было отправлено несколько аргументированных «обоснований» преимуществ 203-мм пушки. Тем не менее «Пион-М» на вооружение не поступил.

Русский морской монстр

Но вот в интернете появился рисунок 152-мм двухствольной корабельной пушки с дульным тормозом под названием 152 mm Russian Naval Monster. Двухствольная схема позволила существенно уменьшить весогабаритные характеристики установки и увеличить темп стрельбы.

Данная артустановка спроектирована на базе разрабатываемой в настоящее время нижегородским ФГУП ЦНИИ «Буревестник» новой САУ «Коалиция СВ». Двухствольная система имеет единую для обоих стволов автоматику. Заряжаются стволы одновременно, а стреляют последовательно. Это сделано для повышения скорострельности при снижении массы.

Замечу, что еще в 1960-х конструкторы В.П. Грязев и А.Г. Шипунов спроектировали корабельную установку с двумя двухствольными 57-мм автоматами с темпом стрельбы по 1000 выстр./мин. А 152-мм двухстволка могла бы стать эффективным корабельным оружием первой половины XXI века.