Зачем посещать святые места и купаться в святых источниках. Мощи и святыни Тюмени: доступные места преклонения

Самое святое место в мире. Многие люди под влиянием стереотипов сознания в поисках самого сокровенного начинают путешествовать, посещая всевозможные религиозные места паломничества, места силы, посещают различные храмы и сакральные сооружения, тратят бесценное время и огромное количество материальных ресурсов в надежде обрести то, что изначально присутствует в них самих. Даже не подозревая, что всё намного ближе, проще и легче. Мода на путешествия в Бога исказила истину, что самое прекрасное и удивительное путешествие, в которое может отправиться человек, — это путешествие внутрь себя, познание своей души. Ведь душа как раз является той дверью, которую ищут многие люди, в том числе путешественники, желающие познать Бога. Вся сложность в простоте!

При создании человека Бог наделил его всем, что нужно для самого главного путешествия в жизни — возвращения Домой! Испокон веков люди находили Бога и спасались, не покидая пределы своего селения. Они знали, что Бог находится действительно очень близко, ближе, чем сонная артерия, и с большой радостью познавали Бога внутри себя. Ведь изначально было бы не справедливо, если бы Бога находили только путешественники. А если у человека нет возможности путешествовать, так что ему дорога к Богу закрыта? Бог для каждого из нас создал все условия для духовного развития вне зависимости, где родился и проживает человек.

— Турагентство, Степан! Слушаю! Да, да, в 7.30. Хорошо, подъезжайте. Да, до встречи! Всего доброго!

— Привет!

— Саша, привет! Я тебя прошу, посмотри, пожалуйста, отказывается работать, вообще, не хочет: Интернет пропал, система зависла…

— Хм! Сейчас посмотрим.

— Здравствуйте!

— Добрый день!

— Пожалуйста! Что Вас привело в наше турагентство? Куда хотите поехать?

— У меня необычная просьба.

— В нашей компании есть много туров на любой вкус.

— Я бы хотела поехать в место, где я смогу найти Бога.

— Я думаю, что это несложная задача. У нас есть много каталогов с разными турами, где люди со всего мира ездят в эти святые места и именно там находят Бога. Посмотрите. Ещё вот этот вариант.

— Дело в том, что я уже была в этих местах, но так и не смогла найти там Бога. Может у вас есть какое-то особое место, где можно наверняка найти Бога?

— Вы знаете, я пойду посоветуюсь, у нас есть заядлые путешественники, которые много объездили святых мест. Я думаю, мы сможем Вам в этом вопросе помочь. Только я пойду у них спрошу. Да, сейчас пойду, я думаю, они точно там смогли найти Бога.

— Вот теперь всё будет в порядке! Простите, пожалуйста, я стал свидетелем вашего разговора, я знаю, как Вам помочь.

— Вы знаете особое место, где можно найти Бога?

— А Вы там были?

— Да! Я постоянно его посещаю. Можно даже сказать, что я стараюсь из него не выходить.

— И где же это место, где Вы нашли Бога?

— Всё намного проще и ближе, чем мы думаем. Я всю жизнь искал Бога, где только мог. Где я только не был: и в святых местах, в храмах, в ашрамах, был в религиозных сектах и течениях. Где я только не бывал? Чего я только не видел? Но со временем понял, что места — это всего лишь места, а религиозные организации — это всего лишь организации. Бог всегда с нами, и Он действительно гораздо ближе, чем сонная артерия, Он внутри нас. Не стоит тратить драгоценное время и средства на поездки в поисках Бога. Загляните внутрь себя. Обратитесь к своей душе. Мне в этом вопросе глубже помог разобраться . Это не фильм. Это гораздо больше. Это живая беседа «Сознание и личность. От заведомо мёртвого к вечно Живому». Рекомендую. Посмотрите, и я уверен Вам очень понравится.

В Тюмени приезд святынь тоже вызывает ажиотаж. Так, когда в областной центр привозили пояс Богородицы, за сутки к нему приложились более 40 тысяч верующих. Массовое преклонение к святыням, как заряженный доброй энергией шар начинает передаваться от человека к человеку, и многотысячная толпа превращается в единый верующий организм.

В Тюменской области много намоленных мест и святынь. Главная жемчужина духовенства - Тобольск. Отец Григорий, настоятель храма в честь Святителя Николая Чудотворца в селе Кулаково, председатель информационно-издательского отдела Тобольско-Тюменской митрополии, рассказал, что во время его реставрации Софийско-Успенского собора было обнаружено место погребения священномученика Гермогена.

Подобно умученному архидиакону Стефану, за веру православную епископ Гермоген был подвергнут страшным мученьям, он пел "Христос воскресе!", а враги веры били его прикладами, и у него вылетели все зубы. Кстати, именно это позволило доказать, что найденное при реставрации храма тело под камнем и есть тело Гермогена. Также в соборе есть мощи святых Антония и Варлама. В 2012 году была изготовлена резная деревянная рака, в которую были помещены останки святителя и вынесены для всеобщего поклонения", - рассказал отец Григорий.

По словам отца Григория, в Тобольске есть особо почитаемые святые места, к примеру, старинный крест, который был установлен еще раньше, чем появился сам Софийский собор.

Там где Торицкий мыс, в 17 веке, был храм в честь Святой Троицы он не сохранился, но крест стоит именно с тех времен. Он считается почитаемой святыней", - добавляет священнослужитель.

С вятыни есть и в Тюмени. Как рассказал отец Григорий, святых и намоленных мест у нас много, но если говорить о мощах, то начать свое преклонение в Тюмени нужно со Свято-Троицкого монастыря, там будут хранится останки Филофея Лещинского, которые пока отвезены в Храм Петра и Павла. Тайну о месте захоронения останков Филофея Лещинского семья священнослужителя хранила более 80 лет. Основную проповедческую жизнь он вел в Тобольске, но вскоре после известного письма русским поселенцам в Пекине митрополит Филофей тяжело заболел и принужден был уйти на покой в построенный им в Тюмени Троицкий монастырь. При его митрополитстве в веру было приведено более 3500 язычников.

"Истинный Бог-дух невидим, а Ваш бог не более, как дерево. Истинный Бог есть творец всего, а Ваш бог сделан Вашими руками", - говорил он.

У нас есть особо почитаемые иконы, так, к примеру, икона Божьей Матери "Знамение", которая хранится в Знаменском соборе. Правда, там есть и другие святыни, которые почитаются на уровне прихода. Суерская чудотворная икона Божьей Матери сейчас хранится в храме Серафима Саровского. В храме Святой Троицы в селе Нижняя Тавда проходит ежегодное празднование обретения иконы Божьей Матери "Достойно есть" - это тоже особо почитаемая святыня", - уточняет отец Григорий.

У нас много древних храмов, которые тоже посещают паломники и верующие. В поселке Школьный был женский монастырь, он хоть и находится в полуразрушенном состоянии, но съездить туда стоит", - добавляет отец Григорий.

И все же главные святыни - это люди, которые своей верой заставили других прийти к православию. По словам отца Григория, шумиха, которая разводится вокруг святынь - икон, мощей и т.д. - излишня.

Это не значит, что нужно срочно что-то делать, ехать в Москву. В Москве есть такое место - Покровский монастырь, где находятся мощи Матроны Московской. В какой бы день вы ни пришли, простоять придется долго. Детей, правда, пропускают вперед. Можете вы себе представить очередь, которая не заканчивается никогда? Туда никто их не призывает, СМИ молчат, где-то появляются статьи, но массового обсуждения нет. Да, Николай Чудотворец у нас особо почитаемая святыня. Поэтому сказать, хорошо это или плохо, нельзя. Это как про вопрос: два ребенка - это лучше, чем один? Я к чему это все веду, что в любом сельском Храме в пасху происходит наиболее важное действо, чем даже привоз пояса Богородицы", - заключил отец Григорий.

Святых мест в регионе действительно много. Ведь что такое святое место? Это место - храм, церковь, деревянный крест - где люди пришли к вере или просто пришли к тому, что они почувствовали, что их тело не есть только мышцы, сердце. Поэтому вначале все-таки стоит прийти к вере, а уже потом к мощам и святыням.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма Евфросинии Московской в Котловке. Передача из Москвы.

Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с Батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Евфросинии Московской в Котловке протоиерей Алексий Ладыгин.

Здравствуйте, батюшка.

Здравствуйте. Бог благословит.

- Тема сегодняшней передачи "Православное паломничество".

Чем паломничество отличается от туристической поездки?

В туристической поездке так же могут посещать святые места. На Святой Земле видно, что среди приезжающих много людей со всех концов земли, среди них наши соотечественники, некоторые из которых приезжают через туристические фирмы, а некоторые благочестивые паломники ездят через паломнические службы Русской Православной Церкви. На сегодняшний день существуют два Паломнических центра Русской Православной Церкви, которые организуют не просто туристические, но именно паломнические поездки на Святую Землю. В чем разница?

Разница в том, что во время таких поездок мы не только посещаем святые места, смотрим и слушаем их историю, но самое главное - мы имеем возможность помолиться, прикоснуться ко Гробу Господню не только своим телом, но и духом. Конечно, в этих поездках совершается Божественная Литургия, где паломники исповедуются, причащаются. Кроме общего кругозора, мы имеем и духовное общение. Мы приезжаем не просто увидеть, но поклониться святому месту, а это значит, помолиться за своих близких, родных, рассказать Богу о своих проблемах, трудностях. После такой поездки человек возвращается одухотворенный, облагоденствованный благодатью Божией.

Как правило, в таких поездках бывают священнослужители, человек может поисповедоваться, причаститься, поговорить с батюшкой, чтобы священник подсказал, поскольку не каждый в сегодняшнее время является воцерковленным человеком, но стремится к этому. Порой человек робко делает первые шаги, чтобы они были в правильном направлении, человек подходит к священнику, спрашивает. Когда он делает все правильно, то чувствует внутренний рост, уверенность, и когда совесть не обличает его, он радостный отходит от святого места. Это то главное, чем паломническая поездка отличается от туристической. В ней человек сердцем прикасается благодати Божией, общается со святыми угодниками. Постоянно совершается молитва, есть возможность принять участие в Божественной литургии, помолиться, подать записочки, заказать сорокоусты, поминовение за близких на том или ином святом месте.

Если говорить о посещении Святой Земли, то самые удивительные поездки через Паломнические центры Русской Православной Церкви. Первый Паломнические центр Московского Патриархата находится в гостинице "Университетская", которая находится в непосредственном финансово-хозяйственном подчинении Русской Православной Церкви. Здесь организуются поездки не только на Святую Землю, но и в Грецию, Италию, по святыням Византии (нынешней Турции), и различные паломнические поездки по России. Конечно, паломнический центр очень тщательно и благоговейно выстраивает программу, и в этой программе есть время на то, чтобы духовно насладиться, получить духовное утешение.

Также создан Паломнический центр Русской Православной Церкви при Отделе внешнецерковных связей, который располагается в Даниловом монастыре, в четырехэтажном здании зеленого цвета, находящимся за Троицким собором, на первом этаже. Эта служба находится в ведении преосвященного архиепископа Марка Егорьевского, здесь тоже очень продуманные программы поездок, в которых всегда присутствуют священнослужители. Если это поездка в Иерусалим, группы принимают матушка-игуменья Горненской обители, сестры Русской Духовной Миссии, экскурсоводами тоже являются матушки. Конечно, такие поездки бывают духоносными, там не бывает компромисса, который могут предложить некие светские гиды.

Самое большое заблуждение, когда во время посещения нашими паломниками Святой Земли, их ведут к Стене Плача. Надо понимать, что все те многочисленные записки, которые засовывают в щели, вечером выковыривают дворники, смеются и сжигают. Конечно, этого делать не надо. Мы, православные люди, должны посетить Гроб Господень, Голгофу, пройти по Крестному пути, приложиться к камню помазания, посетить наши русские монастыри. Стена Плача для рода израильского, который плачет о том, что разрушен Иерусалимский храм, и они просят Бога восстановить их храм. У нас же, слава Богу, есть храмы, престолы, алтари, поэтому, когда поездка не туристическая, а именно через центр Русской Православной Церкви, конечно, она насыщена духовной радостью.

Паломнические поездки организуются и по многочисленным святыням Русской Православной Церкви. Мы посещаем Троице-Сергиеву Лавру, Дивеевскую обитель, Годеново, Соловки, Валаам, все это очень духоносные поездки. Они не являются туристическими, потому что каждая такая поездка дает возможность человеку помолиться, приложиться к святыням и поучаствовать в священных таинствах. Конечно, каждый паломник должен исповедоваться и причащаться, то есть соединяться с Господом на таких святых местах, тогда он получает утешение и такую благодать, которая в дальнейшем помогает ему нести свой жизненный крест.

Конечно, данные поездки замечательные, особенно для тех людей, которые, может быть, только встают на путь духовной, религиозной жизни, потому что там открывается понимание внутреннего общения с Господом, когда можно увидеть живой пример многих верующих, воцерковленных людей. Подобного невозможно увидеть даже в нашем большом городе, хотя мы каждый день встречаем огромное число людей в метро, транспорте, магазинах, просто на улицах. Но такие светлые чистые лица мы можем увидеть только в таких святых обителях, где понимаешь, что у этих людей какая-то особая жизнь, они, как говорят, не от мира сего: чистые, искренние, готовые помочь. Эта Божия благодать открывается в практике, через людей, впитавших эту благодать, которые живут духовной жизнью, и с которыми можно пообщаться.

В Дивеево особая духовная атмосфера: богослужения, молитвы, мощи преподобного Серафима Саровского, многочисленные источники, омыться в которых считает своим долгом каждый паломник, и, может быть, даже получить исцеление или получить благодатные силы для дальнейшего несения нашего служения Господу и ближним в нашей повседневной жизни.

Такие же глубочайшие впечатления производит Троице-Сергиева Лавра. Когда мы посещаем эту древнюю обитель и прикладываемся к мощам преподобного Сергия. Мы видим сонм иноков, и сами богослужения производят неизгладимое впечатление. В одной из наших поездок был молодой человек, который здесь впервые увидел, что такое монашеская жизнь: наместника с посохом, братию со светящимися глазами, чистыми, светлыми лицами. Когда человек видит полноту благодати, он ощущает такую внутреннюю радость, что ищет слов, которые могут выразить восторг. Этот юноша выразил свой восторг, желанием самому прийти в монашество. Это подобно тому, как апостол Петр, увидев славу Господа на горе Фавор, сказал: Господи, устроим здесь три кущи: Тебе, Моисею и Илие, про себя забыл, лишь бы быть рядом, на камушке, взирать на Господа и наполняться внутренней радостью и полнотой. Наверное, когда человек соприкасается с небесным миром, он забывает обо всем, находится в таком состоянии восторга, радости и полноты жизни, что больше ничего не хочет. Конечно, духовный мир особо открывается в этих святых местах, где даже воздух наполнен молитвами и подвигами всех тех, кто подвизается на этот месте.

Все это вдохновляет так, что вспоминаешь слова послов, побывавших на богослужении в Софийском соборе в Константинополе, к князю Владимиру: "Князь, мы не знаем, где мы побывали: на земле или на небе". Даже человек, который регулярно бывает на богослужениях, здесь ощущает касание благодати Божией в сердце. Господь коснется благодатью, и ты думаешь, что за эту минуту можно отдать всю жизнь.

Почему люди ездят по святым местам не один раз? Потому, наверное, что в нашей повседневной жизни ощущается какая-то опустошенность, и ты хочешь наполнить себя, снова прикоснуться к этой великой тайне.

Учась в Духовных школах в Троице-Сергиевой Лавре, мы наблюдали, как люди приезжали с разных уголков мира, с разных регионов нашего Отечества, искали, как последнюю надежду, вдохновение, утешительное слово от подвижников сегодняшнего времени. В Троице-Сергиевой Лавре есть подлинные старцы, которые могут показать тебе твою жизнь, путь, по которому ты можешь идти, и этот путь будет спасительным.

Вопрос телезрителя из Ставрополя: Существуют ли какие-то рекомендации, как часто можно ездить в паломничество, чтобы оно не превратилось в "духовный туризм"?

Конечно, ограничений нет, но и не думаю, что у каждого человека есть ограничения, связанные с финансовыми возможностями. Как правило, у нас либо есть время, но нет денег, либо наоборот. Деньги тоже надо зарабатывать, поэтому не думаю, что возможно столь частое паломничество.

Если мы имеем возможность паломничать 4-5 раз в году - это прекрасно, а если каждый месяц - замечательно. Ведь паломничать можно по разным святым местам, которых много и в России, и за рубежом. Мужчина может поехать на Святую гору Афон помолиться в русских монастырях.

Не вижу также ограничений для поездок в какое-то одно святое место. Мы ходим в один приход, но при этом не теряем благоговения, ведь мы идем общаться с Господом. В земной жизни есть такие аналогии: когда у нас есть любимый человек, мы стремимся проводить с ним, как можно больше времени, так и с Господом. Нам дана заповедь: возлюбить Господа всем сердцем, всей душой, всем помышлением. Если эта любовь настоящая, то человек всегда стремится к общению с Господом, поэтому можно посещать святые места неоднократно.

Например, я знаю людей, которые регулярно, раз в месяц точно, а то и каждую неделю ездят в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы побывать на особых благодатных Литургиях, которые совершает братия Лавры. Владыка наместник говорит замечательные глубокие проповеди, студентами мы учились у него этой глубокой мысли, внутреннему рассуждению.

Вспоминаю свою маму, которая всю жизнь ездила в Лавру, к преподобному Сергию помолиться, хотя ехать надо было за 600 километров. Когда после армии я поступил учиться в Духовную семинарию, мама приезжала, плакала и говорила, что никогда не думала, что преподобный Сергий явит такую милость, что мой сын будет пребывать в этих стенах. Не было речи о том, чтобы она потеряла благоговение, она не знала, как напитаться этой благодатью, насытиться этим воздухом, и при этом помощь преподобного Сергия, которая всегда бывает. Святой, к которому часто приезжаешь, становится твоим близким и сокровенным другом.

В наших поездках мы видим, как люди стараются уединиться, чтобы открыться перед Богом, что-то рассказать Ему. Как-то мы с группой были на Святой горе Афон, где послужили молебен у мощей преподобного Иоанна Русского, помазались и собрались ехать далее, на остров Патмос для поклонения Иоанну Богослову. Но я никак не мог собрать группу, поскольку люди не хотели выходить из храма и, уединившись по разным его уголкам, чувствуя теплый прием преподобного Иоанна Русского, продолжали молиться со слезами утешения и радости.

Люди возвращаются совсем иными: едут вдумчивые, радостные, вдохновленные, в сердце возвращается надежда. Чувствуют, что Господь не оставит, поможет, что все в жизни будет хорошо, Господь нас любит.

Отправляясь в паломничество, мы вырываемся из суеты. Что наша жизнь? Суета сует, и томление - деньги. Работа, забота, какие-то семейные скандалы, если что-то не получается. А не получается потому, что в этой суете забываем Бога. Паломнические поездки возвращают нас к жизни.

Для некоторых людей паломническая поездка становится возможностью воцерковления. Если она длится продолжительно, то в течение недели у него есть возможность общаться с верующими людьми, слушать их рассуждения, видеть, как все благоговейно молятся, причащаются.

Бывают удивительные истории, когда сами святые заботятся о паломниках, приезжающих на богомолье. Посещение святых мест - сильное утешение. Паломничество было всегда, притом было паломничество обетное.

Митрополит Вениамин Федченков рассказывает о том, как его мама, когда он сильно болел в детстве, дала обет, если сынок выздоровеет пойти пешочком, босиком поклониться Тихону Задонскому. Господь послал милость выздоровления, и мама в благодарность за выздоровление сыночка Ванечки пошла на богомолье к святителю Тихону Задонскому, а сынок впоследствии стал митрополитом Русской Православной Церкви.

В Екатеринбург люди съезжаются поклониться царственных мученикам, преподобномученице Елизаветы в Алапаевск на место ее мученических страданий. Едут не только из России, но и из Германии, Америки, Канады, Австралии.

Люди приезжают в места с красивой природой, с замечательными храмами, почитанием, богомольем, и когда уезжают, имеют какое-то притяжение, опять им хочется поехать и в Екатеринбург, и в Дивеево, и в Троице-Сергиеву Лавру, Соловки, Валаам.

Вопрос телезрителя: В разговоре с самарянкой, на ее вопрос, где правильно молиться, Иисус ответил, что настанут времена, когда будете поклоняться Отцу не на этой горе и не в Иерусалиме, а в духе и истине, потому что Бог есть дух. Серафим Саровский говорит, что для настоящего христианина Иерусалим там, где он живет. Как это сочетается с паломничеством, разве от этого зависит сила веры?

Сила веры зависит от того, насколько ты веришь в Бога и хочешь, чтобы в твоей жизни было общение со святыми угодниками Божиими. Если ты верующий, молишься, конечно, для спасения достаточно ходить на один приход, и ты спасешься. Но есть и богатство церковного разнообразия. Не случайно еще наши предки совершали паломничества в Киево-Печерскую Лавру, и на Афон, и в Троице-Сергиеву Лавру. Надо посмотреть на историю, которая очень богата. Например, мы имеем такой письменный памятник XII века, как "Паломничество игумена Даниила по Святой Земле Палестине".

Мы хотим напитаться той великой благодатью, которую имеют эти святые места, эти святые мощи. В этом нет ничего зазорного и страшного. Ведь мы не имеем один храм, но множество храмов и множество монастырей. Есть различный духовный опыт, живой пример подвижничества.

Звонок телезрительницы из Рязани, свидетельствующей о чудной помощи святого Василия Рязанского, когда на нее упала финансовая ответственность за недобросовестного человека, и ей неоткуда было ждать помощи. Каждый день, возвращаясь с работы, она приходила к храму, где была икона Василия Рязанского, молилась ему, и однажды чудесным образом появились люди, давшие необходимую сумму, предложившие работу, а затем разрешилась вся ситуация.

Наша телезрительница на своем опыте убедилась, как помогает общение со святыми. Люди ездят по святым местам и потому, что хотят получить помощь от святых угодников.

- Как взрастить в себе благоговейный дух к святыням?

Как говорит нам Священное Писание, начало всякой премудрости страх Господень. Если человек понимает, куда он едет, у него всегда есть этот страх, а от него и благоговение. Он понимает, что едет он не отдохнуть, как это бывает в туристической поездке, а самая главная его цель - помолиться. От этого появляется благоговение, человек готов переносить и какие-то трудности, потому что приоритетом для него являются духовное общение и духовная пища.

- Как следует готовиться к паломнической поездке?

Думаю, прежде всего, должен быть настрой. Вся паломническая поездка проходит в молитве, есть возможность почитать Священное Писание.

Чаще всего паломники перемещаются в автобусе, и расстояния большие, поэтому читают и правила, и каноны, есть возможность подготовиться ко Святому Причастию.

Существуют ли в наше время пешие паломничества? Есть ли у них преимущества перед паломничествами на транспорте?

Никакого преимущества нет, пешком не каждый может пройти большие расстояния, да это и небезопасно в наше время. Конечно, должен быть труд. Старые люди считают, что настоящее паломничество совершается в труде, молитве, тишине. "Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом". Я еще застал время, когда старые люди на архиерейские службы специально шли пешком, отказываясь от того, чтобы их подвезли. Говорили, что архиерейскую службу заслужить надо. Было трепетное, благоговейное отношение. Раньше люди понимали, что епископ исполнен полноты церковной благодати, встречали его с благоговением и страхом.

Наверное, самое главное, о чем мы должны помнить, отправляясь в паломничества, что если не будет страха, благоговения, благодарности, ты не почувствуешь эту благодать. Как правило, когда дух мирный, спокойный, то и святые места встречают тебя по-другому, они открываются тебе, наполняя благодатью Божией.

Для приходов очень важны паломнические поездки. Не потому, что ты не спасешься на своем приходе, но в поездках ты напитаешься благодатью Божией. Когда мы едем сорок человек с одного прихода, то если это деревенский приход, все знают друг друга, а в городах мы друг друга не знаем. Совсем недавно в городских общинах люди стали общаться друг с другом, когда начинают образовываться живые общины. В паломнической поездке люди начинают близко общаться друг с другом, кто-то начинает дружить, люди настолько сильно объединяются, что получается большая семья.

Паломнические поездки и не требуют того, чтобы их защищали, поскольку они опробованы веками, наши предки веками ходили на богомолье. Это опыт нашей Церкви. Мы знаем, что, кроме Священного Писания, в нашей Церкви есть и Священное Предание, и оно говорит нам, что паломничества всегда были желанными. Мы знаем, что и святые апостолы возвращались в Иерусалим, чтобы вдохновиться, получить духовную поддержку для своего дальнейшего служения.

- Какие паломнические поездки совершаются на Вашем приходе?

Во-первых, вместе с детишками мы посещаем монастыри: Троице-Сергиеву Лавру, Даниловский монастырь, обязательно Николо-Угрешский монастырь, конечно, бываем в Оптиной пустыни, ездим в Дивеевский монастырь. Взрослые прихожане бывают и в этих монастырях, а также посещают Переславль, Ростов Великий, очень любят Годеново.

Ездили по святым местам Греции, посещали Афон. Два раза в год мы с нашими прихожанами большими группами выезжаем на Святую Землю в Иерусалим. Люди сами просят, чтобы я организовал эту поездку, и я обращаюсь в Паломнический центр, находящийся в гостинице "Университетская". Бывает, что оформляем поездку через Русскую Духовную Миссию, обращаясь в Паломнический центр, расположенный в Даниловом монастыре. Это, наверное, самые частые поездки. Длится она целых восемь дней. Мы обязательно совершаем несколько Литургий, одна из них у Гроба Господня, обязательно Литургия на месте Рождества Христова. Очень любим совершать Литургию в нашем Горненском монастыре, где нас всегда принимают с большой любовью. Это очень радостные и благодатные поездки.

Когда мы посещали наш Русский монастырь святой Марии Магдалины в Гефсимании, там было очень много арабок, который ушли в него еще в 20-40-е годы, прекрасно изучили русский язык и стали настоящими русскими монахинями. Одна уже старая монахиня Елена, увидев меня в очередной раз, сказала: "Батюшка, Вы заболели иерусалимской болезнью". На мой вопрос, что это за болезнь, она ответила: "Вы приезжаете и приезжаете сюда, потому что Ваше сердце постоянно сюда стремится". Знаю многих наших прихожан, которые так полюбили Святую Землю, что живут от одной поездки до другой, хочется приехать, поплакаться, попросить, чтобы помолились об их близких и родных.

Спасибо большое, отец Алексей, время нашей передачи, к сожалению, подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

Храни вас всех Господь.

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Россию нередко называют святой землей. Если судить по количеству святых для представителей разных религий мест, то это действительно так.

Дивеево

Где находится? Нижегородская область, Дивеевский район.
В чем святость? Дивеево называется Четвертым Уделом Божией Матери на земле. Главная святыня Дивеевской обители - мощи преподобного Серафима Саровского. Святой Старец незримо, но явно утешает, вразумляет, исцеляет, открывая ожестевшие души приходящих к нему людей для Божественной любви, и приводит к православной вере, к Церкви, которая является основанием и утверждением Русской земли. Паломники приезжают за святой водой из 4 источников, поклониться мощам и пройти вдоль святой канавки, которую, по преданию, не сможет пересечь антихрист

Источник: 25 священных мест в России
© Русская Семерка russian7.ru

Оптина пустынь

Где находится? Калужская область.
В чем святость? Свято-Введенская Оптина пустынь - один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой. Оптинские старцы обладали огромным влиянием на умы людей самых разных сословий. Трижды здесь бывал Гоголь. После посещения Оптиной пустыни родились «Братья Карамазовы» Достоевского. Особые отношения с обителью (как, впрочем, и с церковью вообще) были у Льва Толстого.

Нило-Столобенская пустынь

Где находится? Остров Столобный, полуостров Светлица, озеро Селигер.
В чем святость? Монастырь назван Ниловой пустынью по имени преподобного Нила, который жил на острове 27 лет и завещал построить монастырь. В 1555 году Нил преставился и был похоронен на острове Столобный. По кончине преподобного близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь. До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828 году обитель посетил император Александр I. После революции у монатыря была непростая судьба. Он успел побыть и колонией, и госпиталем, и лагерем для военнопленных, и турбазой. При археологических раскопках на территории обители было установлено, что в XVIII веке здесь работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов. Только в 1990 году Нилова пустынь была снова передана Православной церкви, а в 1995 сюда были возвращены мощи преподобного Нила.

Кижи

Где находится? Остров Кижи, Онежское озеро.
В чем святость? Многие считают, что Кижи – это красивый храм где-то на Севере. На самом деле это целый заповедник, в котором бережно сохраняют быт и уникальное деревянное зодчество. Центром и главным памятником музея стал Кижский погост с церковью Преображения Господня. Ее заложили в 1714 году и построили без единого гвоздя и фундамента. Самое примечательное, что даже в советские годы святыню не тронули – даже оставили иконостас со ста двумя образами. Весь кижский ансамбль внесен в Список Всемирного наследия Юнеско. Добраться до острова можно летом на ракете из Петрозаводска и зимой по ледовой трассе от с. Великая губа.

Соловецкий монастырь

Где находится? Белое море.
В чем святость? Еще в языческие времена Соловецкие острова были усыпаны капищами, а древние саамы считали это место святым. Уже в XV веке тут возник монастырь, который вскоре стал крупный духовным и общественным центром. Паломничество в Соловецкий монастырь всегда было большим подвигом, на который осмеливались лишь немногие. Благодаря этому, вплоть до начала XX века монахам удавалось сохранить здесь особую атмосферу, которая, как ни странно не улетучилась за годы лихолетья. Сегодня сюда приезжают не только богомольцы, но и ученые, исследователи, историки

Троице-Сергиева лавра

Где находится? Московская область, Сергиев Посад.
В чем святость? Этот монастырь по праву считается духовным центром России. История обители неразрывно связана с судьбой страны – здесь Дмитрий Донской получил благословение на Куликовскую битву, местные монахи вместе с войсками в течение двух лет оборонялись от польско-литовских интервентом, тут принимал присягу бояр будущий царь Петр I. По сей день паломники со всего православного мира приезжают сюда, чтобы помолиться и ощутить благодать этого места.

Псково-Печерский монастырь

Где находится? Печоры.
В чем святость? Псково-Печерский монастырь - один из древнейших и самых известных русских мужских монастырей. В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой. На территории монастыря есть два святых источника Особенностью Псково-Печерского монастрыя является то, что он ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) он находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

Кирилло-Белозерский монастырь

Где находится? Вологодская область, Кирилловский район.
В чем святость? Кирилло-Белозерская обитель – город в городе, самый большой монастырь в Европе. Гигантская крепость не раз выдерживала осаду неприятеля – на ее трехэтажных стенах спокойно могут разъехаться две машины. Постриг здесь принимали богатейшие люди своего времени, а в казематах содержались государевы преступники. Сам Иван Грозный благоволил обители и вкладывал в нее немалые средства. Здесь ощущается странная энергетика, дающая умиротворение. По соседству находятся еще две жемчужины Севера – Ферапонтов и Горицкий монастыри. Первый знаменит своими древними соборами и фресками Дионисия, а второй - монахинями из знатных родов. Те, кто побывал в окрестностях Кириллова хоть раз – возвращаются обратно.

Верхотурье

Где находится? Свердловская область, Верхотурский округ.
В чем святость? Когда-то здесь была одна из главных уральских крепостей, от которой осталось несколько зданий (местный Кремль – самый маленький в стране). Однако этот небольшой городок прославился не славной историей, а большим сосредоточением православных храмов и монастырей. В XIX веке Верхотурье стал центром паломничества. В 1913-м году тут был построен третий по величине собор Российской империи – Крестовоздвиженский. Недалеко от города, в селе Меркушино жил чудотворец Симеон Верхотурский – покровитель Урала. Помолиться у мощей святого приезжают люди со всей страны – считается, что они излечивают болезни.

Валаам

Где находится? Ладожское озеро.
В чем святость? Валаам - одна из двух существовавших в России «монашеских республик». Время основания на островах православного монастыря неизвестно. В начале XVI века монастырь уже существовал; в XV-XVI веках в монастыре жили около десятка будущих святых, в том числе, например, будущий основатель другой «монашеской республики» Савватий Соловецкий (до 1429 года) и Александр Свирский. Именно в это время по соседним островам появились в большом количестве монашеские скиты. В отличие от Соловецкого архипелага, где хозяином является музей-заповедник, на Валааме монашеские традиции возродились почти в полной мере. Все скиты здесь действуют, монастырь выполняет на островах и административные функции, а подавляющее большинство посетителей Валаама - паломники. По всей площади острова расположены скиты, «филиалы» монастыря, всего около десяти. Бесподобная природа Валаамского архипелага - своеобразная «квинтэссенция» природы Южной Карелии - способствует стремлению паломника отойти от мирской суеты и прийти к себе.

Пустозерск

Где находится? Фактически нигде. Пустозерск - исчезнувший город в нижнем течении Печоры, в Заполярном районе Ненецкого автономного округа. Находится в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мар.
В чем святость? Пустозерск был местом, где протопоп Аввакум жил в ссылке в земляной яме 15 лет, писал свое житие и был сожжен. Пустозерск и сегодня является местом старообрядческого паломничества и почитается ими как святое место. Здесь построена часовня и трапезная, стоят памятные кресты

Рогожская слобода

Где находится? Москва.
В чем святость? Рогожская слобода является историческим духовных центром русского старообрядчества. В 1771 году у Рогожской заставы было основано старообрядческое Рогожское кладбище, здесь же был построен карантин, больница и небольшая часовня. Затем, на рубеже XVIII–XIX веков при кладбище были построены два собора – Покровский и Рождественский, Никольская часовня была перестроена в камне, рядом с храмами были возведены дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, шесть богаделен и множество частных и купеческих домов. Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до 7000 верующих. К началу ХХ века численность проживающих в окрестностях Рогожского старообрядцев достигала 30 000 человек

Великие Булгары

Где находится? Республика Татарстан, 140 км от Казани.
В чем святость? Булгар, один из величайших городов средневековья, сегодня является важным местом поклонения мусульман России. Помимо древних руин, от Великой Булгарии осталось село Болгары и стены большой мечети с минаретом XIII века. Через дорогу от входа в мечеть расположен хорошо сохранившийся Северный Мавзолей. К востоку от мечети находится Восточный мавзолей. Белая мечеть расположена недалеко от въезда в Болгар, у Южных ворот болгарского музея-заповедника. Архитектурный комплекс представляет собой здание самой мечети, резиденции муфтия и медресе, и окружающие молельную площадь.

Источник Аулия

Где находится? Республика Башкирия, гора Ауштау.
В чем святость? Аулия с башкирского переводится как «святой». Считается, что этот источник обладает целебными свойствами. Течет он чуть более 30 дней в конце мая и начале июня и собирает десятки тысяч людей каждый год. Люди купаются в нем весной и пьют священную воду, которая, по их мнению, может избавить от камней в почках, а также лечить респираторные болезни и заболеваниях желудка. Весной вода источника, как говорят, приобретает свои целебные свойства только после 15 мая. Поднятие на гору Ауштау состоит из двух этапов: первый заключается в достижении священного источника, второй - поднятие на вершину горы, где находятся три могилы, в которых, по легенде, хранятся останки трех исламских миссионеров из города Ош, убитых в XIII веке местными жителями. После покаяния эти же местные жители похоронили шейха Мухаммада Рамазан аль-Уш и его спутников на вершине горы, на склонах которой появился священный источник

Мавзолей Хусейн-Бека

Где находится? Республика Башкирия, 40 км от Уфы.
В чем святость? Мавзолей находится на кладбище Акзират. По легенде, он был построен в XIV веке для Хаджи-Хусейн-бека, первого имама на территории современной Башкирии. Приказ построить мавзолей был дан самим Тамерланом. Недалеко от мавзолея есть несколько надгробий с надписями на арабском языке. Считается, что так были отмечены полководцы Тамерлана. Мавзолей Хусейн-Бека считается одним из самых священных мусульманских мест в России. Всего в 10 км от этого места находится еще один древний мавзолей - могила Турухана. По мнению некоторых историков, он был потомком Чингисхана. По мнению историков, Турухан, как Хусейн-бек, был просвещенным мусульманский правителем.

Зиярат Кунта-Хаджи Кишиевa

Где находится? Чеченская республика, село Хаджи.
В чем святость? В Чечне есть 59 святых захоронений, зияратов. Зиярат Кунта-Хаджи Кишиева - самый почитаемый из них. В XIX веке деревня Хаджи была местом рождения суфийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, чеченского святого и миссионера, проповедовавшего зикр («поминания Аллаха»). Рядом с местом, где стоял дом Кишиева, есть святой источник, вода из которого обладает лечебными свойствами. Желающие также могут посетить могилу матери Кишиева. Она расположена неподалеку на горе Эртина, которую чеченцы считают священным местом.

Крепость кала курайшитов

Где находится? Республика Дагестан, 120 км от Махачкалы.
В чем святость? Мечеть крепости Кала курайшитов - одна из старейших мечетей в России, она была построена в IX веке. Также на территории крепости расположены древняя усыпальница и музей. Крепость расположена на высоте 1000 метров над уровнем моря. Из-за своего внешнего вида Кала курайшитов иногда называют Дагестанским Мачу-Пикчу. Корейшиты, или курайшиты считались ближайшими родственниками и потомками самого пророка Мохаммеда, поэтому основанный ими Кала-Корейш превратился в важнейший в регионе центр распространения ислама. К XX веку Кала-Корейш фактически превратился в город-призрак. Окрестные жители утверждают, что в 1970-е в Кала-Корейше жили две женщины и один мужчина. Это были последние обитатели древнего города потомков Мохаммеда.

Мавзолей Тути-бике

Где находится? Республика Дагестан, Дербент.
В чем святость? Мавзолей дербентских ханов – единственный из сохранившихся в Дербенте мавзолеев - возведен в 1202 году хиджры мусульманского летоисчисления (1787-1788) над могилой правительницы Дербента Тути-бике. Кроме нее в мавзолее захоронены ее сыновья, а также жена Гасан-хана Hyp-Джахан-ханум. Правительница Дербента Тути-бике - фигура очень значимая в истории Дагестана. В 1774 году, во время штурма Дербента кайтагским уцмием Эмиром-Гамзы, Тути-бике лично принмала участие в обороне, была на городской стене, управляя дейсвтиями артиллерии. Во время осады города она не прервала молитвы и по ее завершении, выйдя во двор Джума-мечети, куда ворвался вражеский отряд, ударом кинжала убила их предводителя. Предание гласит, что изумленные мужеством женщины, враги разбежались. В непосредственной близости от мавзолея находится Kырхляр («сорок» на тюркском). Это место захоронения исламских мучеников.

Мавзолей Борга-Каш

Где находится? Мавзолей находится на северо-западной окраине современного сельского поселения Плиево Назрановского района Республики Ингушетия, на левом холмистом берегу Сунжи, являющегося отрогом Сунженского хребта.
В чем святость? Историки до сих пор расходятся во мнениях относительно того, как и почему был построен этот мавзолей. Борга-Каш переводится как «могила Боргана». По одной из версий, мавзолей был усыпальницей Буракана Бексултана, одного из главных предводителей ингушей в борьбе против войск Тимура, которые вторглись в местные земли в 1395 году. Буракан не погиб в войне с Тимуром, а умер спустя десять лет, что соответствует времени постройки мавзолея 600-летний мавзолей является важным местом паломничества и одним из самых ценных ингушских исторических памятников. До сих пор на здании мавзолея сохранились надписи на арабском языке.

Где находится? Республика Бурятия, село Верхняя Иволга. 30 км от Ула-Удэ.
В чем святость? Иволгинский дацан - главный дацан России, резиденция Пандито Хамбо ламы - Главы Буддийской традиционной Сангхи России, крупный буддийский монастырский комплекс, памятник истории и архитектуры. В Иволгинском дацане находится тело одного из главных подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи. Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба. Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным, а проведенные учеными уже в 2000 годы анализы показали, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики, а концентрация брома превышает норму в 40 раз. Тут же, в Иволгинском Дацане можно увидеть волшебный камень. Возле него надпись: «По преданию, именно к этому камню прикасалась Ногоон Дари Эхэ (Зелёная Тара) и оставила на нём отпечаток своей кисти.

Ниловский дацан

Где находится? В Тункинской долине, в 4 км выше по течению реки от курорта «Нилова Пустынь"в лесу на 10 км дороги на горе Холма-Ула.
В чем святость? По древнему преданию, на этом месте приземлился мифический бог Хан Шаргай нойон, глава хаатов, восседающих на гребнях Саянских гор. В честь этого, в 1867 году здесь был построен небольшой сруб для молитв. Впоследствии здесь были построены два деревянных дацана. На территории Ниловского дацана стоит вышка из длинного и гладкого бревна с круглой деревянной бочкой наверху. Такая конструкция не встречается больше ни в одном из дацанов Бурятии. Местные старожилы рассказывают, что, когда ламы обращали в буддизм местное население, они собрали всех шаманов в этом месте и убедили их принять буддийскую веру. Были сожжены все бубны и шаманские костюмы. В бочку положили священные реликвии и серебряные монеты и подняли наверх, чтобы Будда видел подарки. Песок на месте приземления Хан Шаргай нойона считается святым. Распространено мнение, что песок, взятый мужчиной, придает ему силу.

Гора Белуха

Где находится? Наивысшая точка Горного Алтая. Находится на территории Усть-Коксинского района.
В чем святость? Многие исследователи соотносят самую высокую алтайскую гору Белуху со священной горой Меру. В частности, подтвердить эту теорию пытался русский философ Николай Федоров. По карте с изображением священной горы Меру, датированной II веком до н.э., тюрколог Мурат Аджи дополнил популярную гипотезу. На равном расстоянии от Меру находились четыре известные тогда океана, и Белуха в равной степени удалена от Индийского, Тихого и Северного Ледовитого океана. Белуха считается священной горой у буддистов, сюда, в поисках легендарного Беловодья, шли спасаться от мира старообрядцы. По поверьям алтайцев на Белухе обитает богиня Умай, верховное женское божество, сопоставимое по своей значимости с Тэнгри.

Остров Ольхон

Где находится? Ольхон - самый большой остров на озере Байкал. Находится в 256 км от Иркутска.
В чем святость? Одно из главных культовых мест - скала Шаманка. В пещеру, расположенную в скале, запрещен вход женщинам и детям. Там когда-то располагалось буддистское святилище. Ольхон почитается не только буддистами, но и представителями традиционных бурятских верований. На острове собираются шаманы со всей России, а порой и из-за рубежа, для проведения своих обрядов-камланий. В это время шаманы напрямую общаются с духами, и если повезет, то можно узнать у них ответы на свои вопросы. Главное в это время – не смотреть шаману в глаза, иначе, согласно местным верованиям, дух может покинуть его тело и переселиться в неосторожного просителя.

Гора Бархан-уула

Где находится? Бархан-Уула или Барагхан – одна из самых высоких гор Баргузинского хребта. Гора возвышается вблизи сел Барагхан и Ярикта, до которого 20 километров пути.
В чем святость? По итогам конкурса республиканского масштаба «Семь чудес природы Бурятии» Барагхан признали основным бурятским природным чудом. Гору издревле почитают как святыню и баргузинские буряты, и моголоязычные народы. Бурятская мифология повествует о хозяевах горы бархане баабай и Хажар-Сагаан-нойоне – небесных владыках, сошедших на землю. Также есть легенда о том, что на Бархан-Уула был похоронен знатный хан из золотого рода борджигинов. Есть легенда и о Соодой-ламе, великом йогине, который выбрал Барагхан для своих медитаций. Считается, что взошедший на эту гору будет связан с вней мистической силой, а праведники могут видеть на её склонах изображение Будды. Врсхождение на гору обычно проводится в сопрвождении монахов Иволгинского дацана, в честь Барагхана на санскрите написан огромный молебен. На плато Тэптээхэй, у самой вершины горы, есть древнее и священное каменное сооружение Обо, чествующее дух горы. Есть здесь и ламаисткий священный знак, символизирующий вечность и бесконечность мироздания. В наши дни на Бархан-Уула осуществляют буддийские молебны и проводят обряды. Ежегодно проходят паломнические восхождения к вершине горы. Но подняться на гору может не каждый. Для этого нужно получить разрешение ламы в Курумканском дацане. Женщинам запрещено подниматься на Бархан-Уула.

Меркитская крепость

Где находится? На юге Бурятии, в Мухоршибирском районе в 110 км от Улан-Удэ на правобережье устья р. Тугнуй.
В чем святость? Согласно легенде, именно здесь проходили первые бои Чингисхана с меркитами, когда-то населявшими эти земли. Меркиты с 1177 по 1216 год вели ожесточенные бои против Чингисхана и хана Джочи, пока не были разбиты. Меркитская крепость сегодня - это не крепость в привычном смысле этого слова. Это скальники, на которых сохранились элементы былых укреплений, углубления для сигнальных огней, колодец, наблюдательные площадки. В Меркитской крепости есть два так называемых «гудящих камня», которые, согласно поверьям способны исцелить женщину от бесплодия и принести удачу в любви. К Меркитской крепости проводятся паломничества, сюда приезжают шаманы и ламы. в 2010 году здесь были обнаружены буддийские свитки и иконы-танка, которые спрятали здесь ламы в годы гонений на религию. Так как с горы нельзя ничего брать, свитки были осмотрены и возвращены на место.