Антихрист православие. Священное писание об антихристе. Предсказания об антихристе

Замечательный православный писатель С.А.Нилус пишет: «Перед кончиной мира - так учит Церковь - перед Вторым Пришествием Христовым, попущением Божиим, явится антихрист, последний чрезвычайный противник Христа и Его Святой Церкви» (С.Нилус. «Близ есть, при дверех», М.,2012 г. стр. 31). Во дни его Господь пошлет на землю двух своих пророков, Еноха и Илию, которые будут проповедовать против антихриста три с половиной года. Христова Церковь пребывает в состоянии непрестанной брани со своими врагами. Но с Божьей помощью христианство восторжествовало над языческим Римом и идолопоклонством вообще. Тогда враг применил другое оружие - скопище еретиков и лжеучителей. От арианства до иконоборчества один за другим появлялись внутри самой Церкви ересеначальники. И только с окончанием Вселенских Соборов Церковь одолела и этих супостатов. Но в 1054 г. от Православия откололась римо-католическая церковь, а затем от последней отпочковался Лютер и куча других еретиков. Одновременно воинствующий ислам начал борьбу с христианством. Ни на один век христианам не давали покоя.

Современный исследователь, иеромонах Евфимий (Саморуков) («Два пути», М., «Русская идея», 2012) отмечает: «В последние дни, по предсказаниям пророчеств, люди настолько свыкнутся со злом и пристрастятся к нему, что сами станут жаждать одного зла и беззакония и будут услаждаться только злом». Укоренившись во зле, люди словно кликнут к Богу - дай нам антихриста - и Бог даст им антихриста. Сегодня в США, этой подлинной империи зла, легализована церковь сатаны, чем гордится Белый дом, навязывается содомия и прочие извращения, срываются кресты, христиан заталкивают в пятый угол. Преподобный Нил Мироточивый Афонский указывает: «Все эти плоды любостяжания доведут мир до крайнего разврата, венцом которого будет пришествие антихриста».

Но самая главная причина, почему Бог попустит прийти антихристу, - подчеркивает иеромонах Евфимий (Саморуков) - та, что Церковь Православная, в которую и только в которую Христос вложил все необходимые средства для возделывания душ, - станет неэффективной из-за РАССЛАБЛЕНИЯ ее АРХИПАСТЫРЕЙ, и ПАСТЫРЕЙ, и ПАСТВЫ. Ибо предсказано, что войдут в Церковь волки в овечьих шкурах, и будут подрывать веру чад Церкви. (9 декабря 2010 г. Сербский патриарх Ириней в синагоге возжег минору, которая возжигается ради пришествия ложного мессии - антихриста)». Кстати, президент Украины Янукович, при всем обилии совершенных им ошибок, все же отказался возжечь в еврейской синагоге минору, заявив, что он христианин. Расслабление архипастырей Поместных Православных Церквей мы особенно отчетливо видим при подготовке ими под водительством обновленца и новостильника константинопольского патриарха Варфоломея и еретика-понтифика 8-го вселенского собора, где владыки намерены утвердить экуменизм в качестве обязательной доктрины Православной Церкви. И хотя Евангелие будет распространено по всему миру, но, как замечает святой Нил Мироточивый: «Церковное Евангелие будет в пренебрежении».

Апостол Павел учит (в послании к Фессалоникийцам), что прежде Второго Пришествия Христа Спасителя явится антихрист, что антихрист будет определенное лицо, человек беззаконный, находящийся под особым руководством сатаны, будет выдавать себя за Бога для совращения людей будет проповедовать ложное учение, что увлечет многих слабых, будет совершать ложные знамения и чудеса, будет могущественным царем, по изображению пророка Даниила и Тайнозрителя, ВОЗДВИГНЕТ ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН, от которых будет требовать себе божеского поклонения, не хотящих же следовать за ним предаст смерти (Дан.х1, 37; Апок. Х111, 7 и 15), родится от девы нечистыя, жидовки сущей из колена Данова (Быт. ХL1Х, 17, Ипполит Вып.2 с. 16-17 из книги «О вере», 270), царствовать будет только 31\2 года...» Антихрист построит город Иерусалим и возстановит разрушенный храм, всю страну и пределы ее возвратит иудеям. Затем объявит царем их.

При Втором пришествии Христа зло будет вновь господствовать. Зло оформится в такую же всемирную империю, какой была Римская, но уже с властью антихриста для искоренения Христианства. То есть Второе пришествие состоится, когда существование земли и человечества на ней потеряет смысл: Христу останется лишь спасти последних достойных, этим и исполнится полнота праведников в Царстве небесном - полнота Церкви как Тела Христова» (М.В.Назаров «Вождю Третьего Рима», стр. 934). Посланный Господом на землю пророк Енох будет убит антихристом. Второй пророк Илия должен обратить в христианство именно иудеев. Святой Андрей Кесарийский разделяет мнение некоторых, что при конце мира для проповеди и обличения антихриста придет и Иоанн Богослов (С.Нилус «Близ есть, при дверех», М., Алгоритм, с.380.) Блаженный Ипполит пишет: «И вот, по причине недостатка в пищевых ресурсах, все придут и поклонятся ему (антихристу). И ради скверной печати своей льстец даст им немного пищи. И вот, всех тех, которые уверуют в него, он запечатлеет печатью своею, а тех, которые не пожелают покориться ему, он подвергнет несравненным наказаниям, жесточайшим мучениям..» (Нилус, стр. 39). Иоанн Златоуст учит: «Иудеи примут антихриста, больше всего обольститель будет иметь силы среди иудеев» (Нилус, с.41). Св. Кирилл Иерусалимский: «Будет антихрист сперва как человек ученый и умный, покажет он скромность, целомудрие и человеколюбие, потом... как человек хульный и беззаконный».

Священник Олег Стеняев в своем труде «Беседы на Апокалипсис» ярко описывает приход антихриста. Пятый Ангел вострубил и по Божьему попущению выпущены из бездны осужденные злые демоны. Выпущены на 3 1\2 года. Сейчас зло нелегитимно, но в дни антихриста, когда из бездны выходит вся нечистая сила, «лукавый может через своих апостолов бесовских входить в дома, вторгаться в души людей, насильствовать над нашим духом. То, что сейчас для него совершенно невозможно... Смрад греха опутает землю как дым... Варсонофий и Иоанн пишут, что в последние времена христиане не будут совершать такие подвиги, как христиане первых времен, но сама их вера в Бога будет великим чудом, потому что проявляться она будет среди крайнего нечестия... Именно о последних временах сказано: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:21; О.Стеняев, стр. 296). Как считает отец Олег Стеняев, «Бог поэтому и пошлет двух людей с Неба - Илию и Еноха, потому что все люди, живущие на земле, окажутся отравленными этим бесовским дымом... Православные на молитву будут собираться в тайных местах. Священников будет очень мало, они будут истреблены. Те священники, которые останутся, будут подвергаться жесточайшим гонениям... Но... Литургия будет совершаться до самого последнего момента...» (стр. 207). Саранча как символ человеческой страсти одновременно и изображение апостолов антихриста. «Они, возможно, будут называть себя миротворцами, может быть, они будут действовать от лица Организации Объединенных Наций - человечество к тому времени объединится все, будет ЕДИНОЕ МИРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, к чему Америка стремится» (стр. 297). Мировое правительство, о котором уже сегодня грезит Гавриил Попов и пятая колонна в России. Отец Олег Стеняев считает: «Есть очень серьезная причина сомневаться, что наше время последнее. Христос сказал: «... Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8). А Господь говорит, что когда Он придет на землю, веры практически не будет.

Характерно высказывание святого Ипполита, епископа Римского (3 век), что антихрист воцарится, когда установится форма именно ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО правления. Над нашим сознанием нередко довлеет тезис, что демократия - это плюс, а режим личной власти - минус. Но ведь именно при демократии суды нагло отбирают детей от родителей по надуманным предлогам, зарплата служащих и рабочих во многие разы МЕНЬШЕ окладов директоров, коррупция тотальна, от граждан принудительно отбирают персональные данные для ЦРУ и бандитов и т.д., и т.п.

По истолкованию архиепископа Аверкия, мы с вами живем при седьмом громе, когда происходит восстановление Римской империи. Римская империя - это земли теперешней Италии, Германии, Франции... Испании... Римская империя сейчас объединяется - в виде так называемого Европейского Союза. И святые Отцы говорили, что это объединение произойдет перед приходом антихриста... То что графа «национальность» пропала из русских паспортов, считает отец Олег Стеняев, - это свидетельство о победе космополитизма, то есть Бог разделяет людей на нации, а дьяволу это неугодно, он хочет стереть понятие нации. А нация - это школа любви и граница ответственности, очерченная рукою Бога.

Следующий этап - в уничтожении понятия ПОЛА. В наше время Запад отказывается от понятия семьи, легализует и всячески навязывает людям гомосексуализм.

Иеромонах Евфимий (Саморуков) говорит, что антихрист будет гениальный политик, ибо ему тайно будет служить вся его «опора» - все демоны и весь аппарат невидимого сверхгосударства, которое апостол Павел назвал «тайна беззакония». «И эта «опора» антихриста развяжет третью мировую войну и будет держать ход ее под своим контролем. И затем она же даст честь антихристу остановить войну, и он восстановит мир. Тогда за устроение того мира все без исключения демократически изберут антихриста во всемирного правителя» (Иеромонах Евфимий, стр. 563). Тогда из всех религий, считает иеромонах Евфимий, станет одна «религия - соединение антихриста с человеками чрез посредство печати». «Та печать, которая будет гласить: Отрекаюсь от Творца неба и земли, отрекаюсь от крещения, отрекаюсь от служения моего (Богу) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую» (свт. Ипполит Римский). При его правлении начнутся небывалые гонения на христиан и им будет почти невозможно прожить. Все поверившие антихристу и тем поработавшие сатане и против Спасителя после Страшного Суда отошлются в вечный ад...Дух экуменизма зародит антихриста. Св. Ипполит Римский пишет: «Он (антихрист) призовет к себе весь народ (Иудейский) из всех стран, в которых он разсеян, он присвоит их себе, как своих собственных детей, возвестит им,что он возстановит страну и возставит их царство и храм...»

Преподобный Нил Мироточивый Афонский полагает: «И когда возсядет антихрист на проклятом троне своем, тогда море вскипит так, как кипит вода в котле. Как пар испарится... Изсохнут на земле растения, дерева дубравные и все кедры, от морского жара все изсохнет... животные, птицы и пресмыкающиеся - все умрут (иеромонах Евфимий, стр. 570) Пророчество Свящ. Писания гласит, что при антихристе обратятся ко Христу и к Его Церкви 144 тысячи евреев. Когда же антихрист увидит, что от него откажутся те, которые его вознесли, он придет в ярость и будет безпощадно мучить и убивать, начиная с уверовавших во Христа иудеев, а за ними и всех христиан. Еноху и Илии надлежит проповедовать 1260 дней (3 1\2 года). Но в конце этих дней Бог позволит антихристу убить пророков, чтобы после трех дней воскресить и вознести их на небо (иеромонах Евфимий, стр. 578)

Православный писатель М.В.Назаров считает: «непрекращающиеся страдания России в 20 веке свидетельствуют о том, что Бог продолжает сохранять шанс на ее возрождение - иначе история закончилась бы в 1917 году (М.В.Назаров «Вождю третьего Рима», М., «Русская идея», 2004, стр.930-931). И далее: «с 1990-х годов мы переживаем не просто очередное смутное время. Сейчас, судя по развитию «тайны беззакония» в мире, истекает отпущенное нам время нашего ПОСЛЕДНЕГО ШАНСА». «Конец истории описан в Апокалипсисе как заключительная битва на земле сил добра и зла, из которой ясно, что силы добра сохраняться и будут сопротивляться злу до конца истории» (стр. 932). По Назарову, эта битва отождествляется с противостоянием Третьего Рима (который, согласно пророку Даниилу, должен сохраниться до конца истории) - и царства антихриста, т.е. анти-Рима (захваченных антихристом структур глобальной государственности, внешне подражающей Римской). «Кто может претендовать на эти роли, также ясно: только Россия, восстанавливающая свою православную преемственность от удерживающего Рима (больше некому) и иудео-масонские США, выбравшие преемственность от языческого Рима, вместе со своим «главным штатом» - антихристианским Израилем (больше тоже некому) (стр. 932)

При Втором Пришествии Христа зло будет вновь господствовать, но уже как земной победитель ослабевшего христианского человечества. Зло оформится в такую же всемирную империю, какой была Римская, но уже с властью антихриста для искоренения Христианства. На наших глазах происходит объединение Европы, которую сплачивают Шенгенская зона, Евросоюз, военный блок НАТО и которая послушно подчиняется своему гегемону - США.

Евреи знали и день рождения Мошиаха, т.е. антихриста. Это 9 Ава - день разрушения Храма. 15 Ава считается днем, когда будет построен Третий Храм (июль-август). Храм будет восстановлен именно для антихриста. Он покорит все народы и особенно будет преследовать христиан. Он умертвит пророков Еноха и Илию. И подвергнет людей клеймению, накладывая «начертание» на чело и правую руку. Число имени его 666.

М.В.Назаров полагает: «Если поверженной России удастся восстановить свою историческую православную государственность - Третий Рим, провозглашающий четкие критерии для разделения добра и зла - это станет величайшим чудом для всего мира» (Назаров, стр. 950). Оно заставит всех людей на земле обратить взоры на Россию - в чем и может заключаться предсказанная в Священном Писании проповедь Евангелия «во свидетельство всем народам, и тогда придет конец» (Мф.24:14; Мк.13:10). ... В этом и может заключаться смысл восстановления Третьего Рима в Божием промысле как наиболее пригодного инструмента Божия для этой последней цели» (стр. 950). Конечно, нынешнее состояние русского народа весьма печально, но ведь никакого другого народа в мире вообще нет для Божией цели. Назаров далее пишет: «Произошло удивительное явление - столкновение народа Божия и народа сатаны (армия грядущего антихриста) на территории удерживающего Третьего Рима - которое попущено Богом как последнее, самое наглядное средство вразумления нас для восстановления удерживающего сознания и удерживающей государственности» (Назаров, стр. 959).

Сам Христос сказал, что даже «из сатанинского сборища» некоторые обратятся к истинному Богу и поклонятся Церкви (как сегодня Ходос - В.О.), но не сказал, что все «сатанинское сборище» (стр. 961).

Таким образом, несмотря на свое падение, именно Россия и в 20 веке оказала наибольшее духовное сопротивление установлению царства антихриста. Поскольку она особая страна в Божием замысле, то и революция в ней дала незапланированные антихристианскими силами результаты, отодвинув, казалось, уже неминуемый конец истории (с.963) Революция в своем развитии явила целый сонм Новомучеников Российских, которые во главе с Царской семьей молятся о России (с.963-964).

Многие признаки приближения антихриста очевидны. В 60-х годах 20 в. свершилась так называемая сексуальная революция и параллельно - революция в области морали: черное стало белым и наоборот. В шестидесятых годах американские полицейские еще пытались подавить бунт мужеложников и лесбиянок в Нью-Йорке, а в наше время, т.е. где-то 40 лет спустя уже сам президент Америки громогласно приветствует содомитов и считает главной задачей внешней политики США защиту прав извращенцев. Там легализована церковь сатаны, ведется почти неприкрытая борьба с христианством. На Западе стало рискованно носить нательный крест. Целенаправленно уничтожается семья и даже понятие пола, детям в школе и детсадах официально навязывают порок. Запад агонизирует. Деградируют псевдо-христианские конфессии (католицизм, протестантство и т.п.) Уже само наше время именуют постхристианским временем. Пресловутое информационно-сотовое общество, провозглашаемое сборищами «восьмерок» (а у нас - присягнувшим им холопом Ельциным) есть по сути подготовка царства антихриста. Тем более это относится к цифровой идентификации граждан, тотальной нумерации человечества и созданию Мирового правительства.

Однако есть пророчества, что еще до конца мира возродится православная государственность с Удерживающим Божьим Помазанником во главе. Писатель Назаров прав, что предсказанное в Священном Писании распространение Евангелия по всему миру произойдет не просто так, не само собой, так сказать стихийно, а именно - вследствие сознательного курса вождей Третьего Рима, т.е. России. Сегодня есть признаки, приближающие возрождение православного Самодержавия, но их пока недостаточно. И в то же время Богу больше не на кого положиться, как на русский народ. Мы должны работать, не покладая рук, во имя Святой Цели. Мы - русские! С нами - Бог!

Картина Ильи Глазунова "Христос и Антихрист"

Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания

Сама приставка «anti» в греческом языке может иметь два значения: "против" и "вместо". По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть противник Христа, а с другой стороны — тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании само это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слово «антихрист» — это всякий, "отвергающий Отца и Сына" (1 Ин. 2:22), "а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста..." (1 Ин. 4:3), т. е. всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван антихристом. В этом смысле "...появилось много антихристов..." (1 Ин. 2:18). Но в строгом смысле это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором также говорит ап. Иоанн Богослов: "...вы слышали, что придет антихрист..." (1 Ин. 2:18).

В истории имели место мнения, что антихрист не есть личность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение высказывал, например, Мартин Лютер; на русской почве его воспроизводили раскольники беспоповцы. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение... кн. 4, гл. 26) пишет: "Надобно знать, что должно придти антихристу, хотя антихрист есть и всякий, не исповедающий, что Сын Божий пришел во плоти, но в собственном смысле и преимущественно, антихристом называется тот, который придет к кончине мира".

Священное Писание учит об антихристе, как о конкретной личности . Господь говорит иудеям: "...иной придет во имя свое, его примете" (Ин. 5, 43). Апостол Павел называет антихриста: "человеком греха, сыном погибели" (2 Фее. 2, 3).

По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: "Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь Господи!" (Быт. 49, 17-18). Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: "От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем" (Иер. 8, 16-17).

В Откр. (гл. 7) перечисляются запечетленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист.

Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны : подобно тому как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение, кн. 4, гл. 26) пишет: "Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем". Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Священного Писания об антихристе: "которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фее. 2, 9).

Имя антихриста неизвестно, известно только его число — «666». По объяснению свщмч. Иринея Лионского, "имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого" (Против ересей, кн. 5, гл. 30).

Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие "от среды удерживающего теперь" (2 Фее. 2, 7). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В ст. 6 говорится: "ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время". Слову "что" в синодальном переводе соответствует греческое "to katechon", что буквально значит "держащее или удерживающее", в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: "не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (o ketechon)". Здесь употреблен мужской род, что скорее всего указывает на лицо мужского рода. Однозначного толкования на эти слова Апостола нет, поэтому под "удерживающим" и "держащим" можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы.

Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа


По словам св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение... кн. 4, гл. 26), "антихрист будет воспитан тайно, потом внезапно восстанет, возмутится и воцарится". Он будет бороться против всех религий и "придет во имя свое" (Ин. 5, 43). An. Павел говорит, что антихрист есть "...превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею..." (2 Фее. 2, 4), т. е. Бога и в христианском, и в языческом понимании, и всех предметов религиозного чествования.

Согласно Апокалипсису, характерной чертой антихриста будет богохульство : "И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно... И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе" (Откр. 13:5-6). Антихрист усвоит себе Божественное достоинство и потребует Божеского поклонения и служения: "...в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фее. 2, 4). О каком храме здесь идет речь точно сказать невозможно — будет ли это восстановленный к тому времени Иерусалимский храм или некий другой, который будет наиболее почитаем и известен в то время.

В своей борьбе против христианства и всех своих противников антихрист будет пользоваться следующими средствами: ему будут помогать лжепророки , которые "...дадут великие знамения и чудеса..." (Мф. 24:24); явление антихриста "...по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фее. 2, 9).

Антихрист будет обладать огромной силой. Сатана даст ему "...силу свою и престол свой и великую власть" (Откр. 13:2). Какая власть и сила имеются в виду? Сам сатана так говорит о своей власти: "...Тебе (Иисусу) дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее" (Лк. 4:6). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью, причем скорее всего власть будет единоличная, возможно царская, потому что сама власть сатаны по своему существу есть власть монархическая.

Царствование антихриста будет всемирным: "...и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем" (Откр. 13:7). В Ветхом Завете прообразом антихриста является могущественный всеистребляющий завоеватель (Дан. гл. 7, 8, 11). Скорее всего таким прообразом в сознании иудеев был Антиох Епифан. Особенно жестоким будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, "...чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" (Откр. 13:15). В Апок. (гл. 11) рассказывается об убийстве двух свидетелей, которые будут обличать царство антихриста. Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: "И он сделал то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его" (Откр. 13:16—17).

Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (Откр. гл. 12). Однако "...врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто "...не приняли любви истины для своего спасения" (2 Фее. 2, 10).

Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. В Апокалипсисе говорится о двух свидетелях, которые будут пророчествовать 1260 дней. По Преданию, один из этих пророков — Илия. О втором в Писании ничего не сказано, но, по Преданию, это будет либо Енох (наиболее распространенное мнение), либо Моисей.

В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь (например, повествование Апокалипсиса о семи Ангелах, имеющих семь язв (Откр. гл. 15, 16)). Кроме того, по Промыслу Божию ради избранных (тех, кто сохранил веру) сократятся те дни (Мф. 24:22). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: "И дано ему вести войну со святыми и победить их..." (Откр. 13:7).

Согласно пророчествам Даниила, продолжительность царствования антихриста (Дан. 7:25) — три с половиной года. Апокалипсис называет 42 месяца (Откр. 11:2; 13, 5) или 1260 дней (Откр. 12:6), что составляет те же три с половиной пророческих года. Ветхозаветные пророки использовали в своих пророчествах особую меру времени, так называемый пророческий год, который составляет ровно 360 дней. Таким образом, продолжительность царствования антихриста составит три с половиной года — ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа.

Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: "...Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фее. 2, 8). В Апокалипсисе сказано: "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним,... оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою" (Откр. 19:20-21).

Второе пришествие Христово


Греческое название Второго пришествия — "parousia"; соответствующее латинское название "adventus". Второе пришествие Спасителя, в отличие от Его Первого пришествия на Землю, будет со славою и величием "...приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего..." (Мф. 16:27). Выражение "во славе" в данном случае нужно понимать как "окруженный особым сиянием" . И "... сядет не престоле славы Своей" (Мф 25:31).

В тот день, т. е. в день Второго пришествия, явится знамение сына Человеческого на небе (Мф. 24:30). Священное Писание не уточняет, что это за знамение, но, по Преданию, этим знамением будет Крест . Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти . Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: "...Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо" (Деян. 1, 11). Господь придет окруженный Ангелами (Мф. 16:27; Иуд. 14).

Апостол Павел сравнивает пришествие Христово с трубным созыванием войска или возвещением юбилейного года: "...Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба..." (1 Фее. 4, 16). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным — "...как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24:27).

Отношение людей ко Второму пришествию будет различно.

"Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лк. 21:28). Верными это пришествие будет воспринято как избавление, однако для внешних, для тех, кто не суть Христовы, пришествие Его ничего хорошего предвещать не будет , и поэтому "...восплачутся все племена земные..." (Мф. 24:30).

Воскресение мертвых, его действительность

Пространный Катихизис (чл. 11) таким образом определяет, что есть воскресение: "... действие могущества Божия, по которому все тела умерших человеков, соединяясь опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны" . Таким образом, воскресение — это не создание новых тел и не духовное воскресение, а воссоединение души со своим телом. Учение о воскресении присутствует уже в Ветхом Завете. Многострадальный Иов восклицает: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его..." (Иов. 19:25—27). Здесь уже присутствует идея самотождественности личности до и после воскресения: то же самое лицо, которое некогда жило на земле, — оно же в своем теле будет участником события воскресения. Прообразом будущего воскресения были воскрешения умерших в Ветхом Завете. Например, воскрешение, совершенное пророком Илией в Сарепте Сидонской (3 Цар. 17:19), воскрешение пророком Елисеем в Сонаме (4 Цар. 4:29), воскрешение покойника от костей пророка Елисея (4 Цар. 13:21).

Со всей ясностью о воскресении говорится в пророческих книгах. Пророк Исаия восклицает: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!.." (Ис. 26:19); "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12, 2); в Иез. 37, 1-10 дается образное изображение воскресения; во 2 (Мак. 7, 9) сказано: "...Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы для жизни вечной".

Всеобщность этой веры в дни земной жизни Господа подтверждается словами Марфы, сестры Лазаря: "...знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день" (Ин. 11:24).

В Новом Завете вера в воскресение выражена совершенно явно: "...наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут" (Ин. 5:25); "... Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6:40). Это говорится о верующих в Сына Божия, и те же самые слова в Ин. (6:54) относятся к тем, кто будет причащаться Тела и Крови Христовых.

У апостола Павла говорится: "ибо, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна..." (1 Кор. 15:16—17), т. е. для апостола Павла Воскресение Христово — это средоточие христианской веры, главный предмет религиозного переживания и созерцания.

Иерей Олег Давыденков

из книги Догматическое богословие. Часть третья. О Боге в отношении Его к миру и человеку

Это число встречается уже в Ветхом Завете, где говорится о богатстве царя Соломона, стекавшемся к нему от подчиненных народов: «В золоте, которое приходило к Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3 Цар. 10:14; 2 Пар. 9:13). Это число стало в представлении евреев символом всемiрной власти, максимальную степень которой они достигнут при мошиахе. Это же материалистическое средство господства над мiром использует и сатана. А поскольку мечта евреев – восстановить храм Соломона, где воссядет их мошиах, неудивительно, что это число имеет к нему отношение. Число шесть вообще любимо евреями : тут и шестиконечная звезда, и "6 миллионов" жертв холокоста (тоже символика, а не точный подсчет). Между тем, многие богословы трактовали шестерку как символ несовершенства и недостижения полноты цифры семь (седьмого дня творения с его покоем и блаженством).

Сатана не способен ничего сотворить. Он может лишь копировать внешние формы и отдельные признаки Божественной деятельности, наполняя их противоположным содержанием – в том числе с целью их осквернения. Поэтому в святоотеческой литературе сатана назван "обезьяной Бога"; соответственно его "сын", антихрист, будет "обезьяной Христа". Исходя из этого, святые отцы, размышлявшие о пришествии антихриста, начиная со святых Иринея Лионского (135–202) и Ипполита Римского (†236), полагали, что он будет внешне подражать Христу как бы по принципу обратной духовной симметрии, в частности:

– Если Христос рожден от Святого Духа и Девы без физического мужеского участия, то антихрист будет рожден от сатанинского духовного воздействия на блудницу, возможно, тоже без участия мужского семени. Теперь открыт и возможный способ: клонирование; недавно было объявлено, что уже рожден первый клон. Поскольку этот способ рождения неестественный, не исключено, что получившееся существо не будет иметь души по образу Божию; взамен оно может получить образ сатанинский («человек греха, сын погибели» – 2 Фес. 2:3) – именно поэтому антихрист сможет вместить в себя столько зла, сколько обычная человеческая природа не выдержала бы. (Первое клонированное животное, овечка Долли, удивила создателей своей злобностью – возможно, уже в этом дерзком опыте присутствовал бесовский дух.)

По сообщениям печати, в числе первых пожелал клонировать себя богатый заказчик из России. Учитывая преобладающую национальность в среде российских богачей, на это стоит обратить внимание. Поскольку главная линия фронта в мiровой битве сил Христа и антихриста проходит в России, не исключено, что именно с этой линии фронта сатана выберет генетический материал для антихриста – с особенной антирусской традицией. А из колена Данова ему достаточно быть по матери, подобно тому, как именно по матери происходит из этого колена главный исторический герой масонства – строитель храма Соломона Хирам (2 Пар. 2:14) .

– Если Христос рос в атмосфере благочестия и любви, то антихрист будет пестоваться в атмосфере максимального греха и ненависти к людям. Такая атмосфера может быть создана не одним лишь атеизмом и развратом, а сознательным противлением Богу и служением сатане (антихрист – «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом, или святынею» – 2 Фес. 2:4). Есть лишь одна влиятельная религия с таким содержанием: иудаизм (вспомним слова Христа о том, что новый отец иудеев – диавол).

– Исходя из принципа зеркально-симметричного самоутверждения зла относительно добра, можно предположить, что сатана постарается скопировать и все важнейшие признаки, связанные с рождением и проповедью Христа: от сатанинского "благовещения" и "крещения" – до вхождения в Иерусалим в том же возрасте под крики "осанна", где он воссядет в восстановленном для него Храме Соломона.

– Если Христос проповедовал три с половиной года о Царствии Божием и творил чудеса силою Божиею, то антихрист будет проповедовать "рай на земле" и править три с половиной года, – видимо, теми методами, которыми сатана искушал Христа в пустыне (Лк. 4:1–13): обилие «хлебов» взамен духовных ценностей (экономический контроль над людьми), «власть над всеми царствами» мiра (глобальная политическая власть) и творение чудес (вроде слетания с храма по воздуху, низведения огня с небес) посредством оккультной магии. Апостол Павел также подчеркивает, что его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» – 2 Фес. 2:9–10). Впрочем, под «чудесами ложными» можно предположить и виртуальные эффекты–фокусы для обольщения толпы, которая будет находиться под «действием заблуждения» из-за того, что «не приняла любви истины» (2 Фес. 2:11–12).

Кстати, именно по этой "проповеднической" и "раеустроительной" деятельности верные христиане сразу смогут распознать антихриста, помня слова Христа: «Царство Мое не от мiра сего» (Ин. 18:36). А также помня предостережение, что второе пришествие Христа будет иным: «Тогда, если кто скажет вам: "вот здесь Христос" или "там", – не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам... Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого... Тогда явится знамение Сына Человеческого» на всей земле одновременно (Мф. 24:23–34; Лк. 17:23–24).

– Из истории мiра видно, что похищение у Бога твари сатаной и ее совращение на ложный путь особенно активно направляется на носителей и исполнителей Божия замысла – для осквернения их Божественного призвания и перемены его знака на противоположный. Этим основным методом действий сатаны были похищены у Бога сначала часть ангелов, ставших бесами; затем богоизбранный народ, ставший избранником сатаны; а в начале ХХ века и часть русского богоносного народа, ставшая активными богоборцами. Несомненно, что теперь наибольшая энергия сатаны направлена на Православную Церковь для превращения и ее в апокалипсическую "прелюбодейную жену" (Откр. 17), пошедшую, подобно западным церквам, на сотрудничество со "зверем"-антихристом – это будет антихристова лжецерковь, предназначенная для канализации религиозных потребностей человечества на поклонение сатане. Видимо, ее возглавит "второй зверь", лжепророк, который «заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю... обольщает всех живущих на земле, говоря... чтобы они сделали образ зверя» – Откр. 13: 11–15).

Такова подлинная цель экуменического движения, включающего в себя "диалог христианства с иудаизмом" об "общем мессии". Примеров скольжения в эту сторону ныне, к сожалению, много и в поместных православных Церквах, более всего – в так называемом "Вселенском" Константинопольском Патриархате (переродившаяся Церковь Второго Рима, по указке США претендующая на возглавление православного мiра). Теснимая истинная Церковь сегодня находится в глобальной обороне, к тому же она занята и внутренней борьбой с апостасийными силами, и у нее уже нет возможности для основания где-то еще "четвертого Рима".

– Если Церковь Христова для спасения людей к Царствию Божию вступит в симфонию с государственной властью Римской империи, то антихрист для своих целей создаст "симфонию" сатанинской антицеркви и соответствующей "вселенской" государственности (США и союзников как глобального инструмента международного еврейства). Такова суть грядущего Нового мiрового порядка, столицей которого будет похищенный у христиан и оскверненный седалищем антихриста Иерусалим – центр мiра. Как Христос воплотился и проповедовал на территории Римской империи (до 6 года от Р.Х. Иудея была протекторатом Рима, затем римской провинцией), так и антихрист родится в той же ее части – но уже анти-римской империи (Израиль, находящийся на американском иждивении, в Америке часто называют "51-м штатом США") .

Согласно православному вероучению, антихрист - это человек, который перед Вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа будет править миром. Приставка "anti" в греческом языке может иметь два значения: "против" и "вместо" 28 . Антихрист попытается поставить себя на место Христа, он будет противником Христа: "Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2:3-4). Антихрист открыто назовет себя Богом 29 . Каков будет храм, в котором он "сядет"? Об этом нет четкого представления, нигде в Священном Писании не говорится, что он "сядет" именно в Иерусалимском храме, известно точно лишь то, что это будет "храм Божий" 30 . По Преданию, антихрист произойдет из народа иудейского 31 и будет являться потомком одного из 12 сыновей Иакова, Дана: "Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад" (Быт. 49:17). О пришествии антихриста в Священном Писании сказано: "Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время" (1 Ин. 2:18). В общем смысле антихристом можно назвать любого человека, отвергающего Евангелие и Иисуса Христа, но "особым образом и по преимуществу Антихристом называется имеющий прийти при скончании века" 32 .

Рассмотрим признаки антихриста, которые сообщает нам Священное Писание: "Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына" (1 Ин. 2:22). В этом стихе опровергается ересь, отрицающая мессианство Иисуса и Его богосыновнее достоинство. Современная модификация этой ереси очень популярна в среде оккультистов, в частности в теософии и агни-йоге. "Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой [человек] есть обольститель и антихрист" (2 Ин. 1:7). Здесь говорится о тех, кто отвергает Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа во плоти 33 . Например, этому критерию соответствуют "Свидетели Иеговы". "…Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире" (1 Ин. 4:3). Современные секты - это предтечи антихриста, готовящие для него почву. "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете" (Ин. 5:43). В этом стихе говорится о тех, кто будет искать не славы Божией, а славы человеческой: если Иисус Христос пришел во имя Отца, то антихрист придет во имя самого себя 34 . Из Священного Писания известно, что пришествие антихриста "будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными" (2 Фес. 2:9). Чудеса антихриста будут обманчивы 35: уже сейчас мы можем наблюдать искушение ложными чудесами в среде современных оккультистов, магов, экстрасенсов. На один из самых очевидных признаков антихриста указывает преподобный Зосима Соловецкий: "Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос, то знайте это антихрист" 36 , так как по словам Самого Христа: "…как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф. 24:27).

Антихрист, в отличие от Господа нашего Иисуса Христа, будет призывать не к Небесному Царству, а к земному: "Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда" (Ин. 18:36).

Утвердится идея приоритета материального благополучия и процветания. Материальными благами сатана пытался искушать и Иисуса Христа, но те, кто поклонятся антихристу, забудут ответ Господа: "Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мф. 4:4).

Несомненно то, что антихрист сначала будет учить о "равенстве" религий 37 . Эта тенденция откровенно прослеживается в трудах многих его современных предтеч. При этом слова и дела антихриста будут противоречить друг другу. Утверждаемое на словах равенство религий на практике существовать не будет: все религии будут заменены культом антихриста. Искажению и подавлению подвергнутся все религии, в особенности христианство. Будет предано забвению свидетельство Священного Писания о Христе: "…нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12).

Все земные государства попадут под политическую власть антихриста: "…и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем" (Откр. 13:7). Поэтому любая деятельность, направленная на создание единого мирового политического правительства, ведет к власти антихриста. "Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь" (2 Фес. 2:7). Под "удерживающим" многие православные отцы понимали римское государство 38 , в более широком смысле это понятие можно толковать и как суверенитет государственной власти во всем мире, уничтожение которого приведет к созданию надгосударственных структур власти.

Фактически антихрист полностью отменит Евангелие, вероятно, заменив его каким-нибудь своим "новейшим откровением": "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал. 1:8). Он будет проповедовать "иного Христа" (Мф. 24:23-28), и, в конце концов, приведет своих последователей к служению "иным богам" (Иер. 25:6), а если быть более точным, к поклонению самому себе.

Антихрист, как мы уже сказали, явится перед Вторым пришествием Господа нашего Иисуса Христа. Какие признаки Второго пришествия можно назвать? Во-первых, проповедь Евангелия достигнет всех концов Земли: "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Мф. 24:14). Ни один народ не сможет сказать, что ничего не знал об Иисусе Христе. Во-вторых, произойдет усиление зла, что проявится через пришествие лжепророков (см. Мф. 24:11), падение нравственности (см. Мф. 24:12), природные катастрофы (см. Лк. 21:25), общественные бедствия и войны (см. Мф. 24:6-7). В-третьих, многие иудеи того времени примут христианство 39: "Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова" (Рим. 11:25-26).

Существует ложное мнение, что антихристом будет воплотившийся сатана, но "не сам дьявол делается человеком,… но рождается человек от блуда и принимает на себя все действие сатаны. Ибо Бог, наперед зная непотребство будущего произволения его, попускает, чтобы дьявол вселился в нем" 40 . О том же сказано в Священном Писании: "Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою (выделено нами. - В.П.) и престол свой и великую власть" (Откр. 13:2).

О времени пришествия антихриста мы не знаем: "Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 1:7).

Сколько времени продлится власть антихриста? Священное Писание так отвечает на этот вопрос: "И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца" (Откр. 13:5). Антихрист будет царствовать три с половиной года 41 .

Господь положит конец правлению антихриста: "И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою" (Откр. 19:20).

Суммируя признаки пришествия антихриста, можно сказать, что, согласно православному учению, антихрист: 1) исказит Евангелие; 2) придет во имя свое; 3) призовет всех к материальному благополучию; 4) открыто будет называть себя Богом; 5) будет творить ложные чудеса; 6) отвергнет Христа; 7) сконцентрирует в своих руках всю политическую власть над миром. Есть основания предполагать, что сначала антихрист будет учить о Христе как об Одном из многих "духовных учителей" человечества, возможно, на словах он будет утверждать равенство религий, на практике - насаждать культ почитания самого себя. Судя по всему, его учение будет созвучно современным оккультным учениям.

Что есть истина?

Вопрос о том, что считать истиной, очень важен, потому что от ответа на него зависит вся логика выстраиваемого учения. Даниил Андреев пишет: "Истинными называем мы ту теорию или то учение, которые, на наш взгляд, выражают неискаженною представление о каком-либо объекте познания. В точном смысле слова истина есть неискаженное отражение какого-либо объекта познания в нашем уме. И сколько существует на свете объектов познания, столько же может существовать истин" 42 . Автор путает понятия "истина" и "представление об истине". Истинное знание о реальности есть то, которое соответствует реальному положению вещей. Но само реальное положение вещей, сама истина никак не зависит от нашего представления о ней. Мнение о факте и сам факт - не одно и то же. Поэтому можно сказать, что существует множество представлений об истине, но сама по себе истина одна. И эти понятия смешивать нельзя. Автор продолжает: "…объекты познания познаваемы от нас, а не из себя. Следовательно, истина о любом объекте познания, познанном от нас, должна быть признана истиной относительной. Истина же абсолютная есть отражение такого объекта познания, который каким-либо субъектом познан "в себе". Такое познание принципиально возможно лишь тогда, когда противостояние объекта и субъекта снято; когда субъект познания отождествляется с объектом" 43 . Даниил Андреев в своей книге говорит о боге, устройстве мира, но, собственно, почему он считает, что его представление о них истинно? Он ведь - не всеведущий Бог и не мир. Значит, его познания относительны. И доверять его книге больше, чем любой другой, утверждающей очередные новоявленные "истины", нет оснований. Даниил Андреев продолжает: "Естественно, что Абсолютная истина Большой Вселенной может возникнуть лишь в сознании соизмеримого ей субъекта познания, субъекта всеведущего, способного отождествиться с объектом, способного познавать вещи не только "от себя", но и "в себе". Такого субъекта познания именуют Абсолютом, Богом, Солнцем Мира" 44 . Первый же вопрос, который возникает при знакомстве с подобным утверждением: в чем же разница между познающим и познаваемым? Если познать означает стать познаваемым, "отождествиться с объектом", то вывод следует простой: познать означает перестать существовать как личность, как сознание. Ведь, слившись с познаваемым, познающий исчезает. Это логика самоубийства. Но если познающий исчез, то из чего следует, что он что-то познал? Ведь подтвердить сам факт познания становится невозможным, остается лишь слепо в это верить. Возможно, человек что-то познал, но с той же степенью достоверности можно утверждать и прямо противоположное. Автор забывает, что любое познание по своей сути подразумевает наличие как познающего, так и познаваемого. Знать - далеко не всегда означает быть познаваемым. Цепь рассуждений Даниила Андреева неприемлема, он утверждает, "что Абсолютная истина Большой Вселенной может возникнуть лишь в сознании соизмеримого ей субъекта познания", но, следуя логике автора "Розы Мира", никакого субъекта не может существовать в принципе.

Природу Бога, кроме Бога, никто не знает - это так, но быть носителем природы и иметь представление о ней - это не одно и то же. Человек не является носителем Божественной природы, но он может иметь истинное представление о ней через Откровение Бога о Себе. Конечно, можно принять утверждение, что "…все наши "истины" суть, строго говоря, лишь приближения к истинам" 45 . Но невозможно согласиться с тем, что нам вообще ничего не известно об истинном положении вещей, в том числе и тогда, когда мы говорим о Боге. Поэтому наши знания об Истине ограничены, но сами по себе они вполне могут быть истинными.

Даниил Андреев пишет: "…нелепо утверждение, будто бы все учения или какое-либо одно учение ложно" 46 . Если толковать понятие "истина" так, как делает это Андреев, то - может быть, но если принять во внимание все, сказанное нами выше, то вполне можно прийти к следующему выводу. Если истина познается лишь в слиянии с природой познаваемого, через растворение в ней, то познать означает стать, а кто не стал, тот не познал. Даниил Андреев не стал богом, поэтому его не познал. Значит, его утверждения о боге являются ложными. Из его логики следует: поскольку все утверждения "относительны", но при этом все истинны, значит, необходимо признать, что два взаимоисключающих утверждения могут являться одновременно истинными. Это, в свою очередь, приводит к простейшему выводу: разницы между правдой и ложью вообще нет. Значит, и сам смысл создания любых учений, и "Розы Мира" в том числе, полностью исчезает. Если значение понятия "истина" видеть в том, в чем видит его Даниил Андреев, то нет смысла в создании книги "Роза Мира".

Литература
28 Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. 1997. Ч.III. С.277.
29 Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. Книга 4. гл. 26 / Источник знания. М., Индрик. 2002. С.333.
30 Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на деяния и соборные послания святых апостолов. Книга 3. М., Лепта, 2002. С.278.
31 См.: Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. 1997. Ч.III. С. 278.
32 Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., Индрик. 2002. С.332.
33 Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на деяния и соборные послания святых апостолов. Книга 1. М., Лепта, 2002. С.449. См. также 2 Ин. 1:7 в переводе под ред. еп. Кассиана Безобразова: "потому что много обманщиков вышло в мир, не исповедующих Иисуса Христа, грядущего во плоти".
34 Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга 4. М., Лепта, 2002. С.149.
35 Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на деяния и соборные послания святых апостолов. Книга 3. М., Лепта, 2002. С.282.
36 Цит. по: А.И.Осипов. Путь разума в поисках истины. М., Сретенский монастырь. 2002. С.389.
37 См.: А.И.Осипов. Путь разума в поисках истины. М., Сретенский монастырь. 2002. С.388.
38 Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на деяния и соборные послания святых апостолов. Книга 3. М., Лепта, 2002. С.280.
39 Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. 1997. Ч.III. С.276.
40 Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. Книга 4. гл.26 / Источник знания. М., Индрик. 2002. С.333.
41 Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. Курс лекций. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. 1997. Ч.III. С.281.
42 Даниил Андреев. Роза Мира. М., Иной мир. 1992. С.37.
43 Там же. С.37.
44 Там же. С.37.
45 Там же. С.37.
46 Там же. С.38.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Антихриста наше воображение склонно представлять как отвратительного типа, крайне неприятного и зловещего на вид. Действительно, как же еще может выглядеть противник Христа, главный слуга дьявола на Земле? Но вот любопытный факт: в одном итальянском соборе эпохи Возрождения есть фреска, на которой изображен этот самый Антихрист, стоящий посредине людской толпы. И там он внешне очень похож на … самого Христа! И одеждой, и фигурой, и обликом. Есть только одно отличие, возможно, не сразу бросающееся в глаза: у Антихриста на фреске очень злые глаза.

Почему же итальянский художник именно так изобразил Антихриста? На этот вопрос нам поможет ответить обращение к древнегреческому слову ὁ ἀ ντ ί χριστος (antichristos ), переводом с которого и является русское слово антихрист. Дело в том, что в древнегреческом языке приставка ἀ ντ ί (anti ) имеет два значения. Ее можно переводить не только как «против», но и как «вместо». То есть антихрист – это не только противник Христа. Это также и тот, кто попытается собой подменить Спасителя, выдать себя – за Него. Как и Христос, он будет творить чудеса, у него тоже будут свои ученики и свое подобие Церкви. Как и Христос, он будет открыт для всех людей, наций и культурно-религиозных традиций, и для него так же не будет ни эллина, ни иудея. Он будет обольщать людей чудесами и материальным благополучием. Но как раз перед самым концом света, когда все люди на Земле с облегчением будут говорить: «…“мир и безопасность”, тогда внезапно настигнет их пагуба» (1 Фес. 5, 3).

Церковное предание говорит, что в финале истории человечества Антихрист сорок два месяца будет обладать всей полнотой политической власти на Земле, после чего и наступит конец света. Обычно предполагается, что означенный деятель прославится лишь жестокими гонениями на христиан, и его приход будут знаменовать ужасные несчастья. Действительно, Священное Писание говорит, что в те страшные времена люди претерпят множество страшных бедствий: войны, междоусобицы, голод, землетрясения… Однако начало деятельности Антихриста внешне будет другим. Как пишет русский религиозный философ Владимир Соловьев в «Краткой повести об Антихристе» из своих «Трех разговоров о войне, прогрессе и конце всемирной истории», чтобы понравиться людям, Антихрист будет обаятелен и ласков, очень умен и деятелен. Чтобы добиться власти, он будет творить милость и добро, проявлять жалость и сострадание. И будет складываться впечатление, что ему удается решить все земные проблемы.

В. Соловьев говорит, что Антихрист будет стараться угождать всем людям при условии признания его власти. Он даже Церкви даст множество льгот, разрешит ей богослужения и пообещает возвести прекраснейшие храмы. Но за все это он потребует в итоге отречения от Христа, к Которому будет испытывать глубочайшую личную ненависть. Эту ненависть в полной мере испытают на себе все христиане, которые сохранят верность Христу и не поддадутся на обманы новоявленного «благодетеля». Закончится царствование Антихриста полным крахом: сам он погибнет, а учрежденное им всемирное государство вместо обещанного блага принесет человечеству неисчислимые бедствия.

Но почему же Антихристу удастся добиться таких успехов в начале своей деятельности? Почему его власть добровольно признают большинство жителей Земли? Дело в том, что пришествие Антихриста будет не случайным результатом стечения политических обстоятельств, а вполне закономерным следствием духовного состояния человечества. Антихрист придет только тогда, когда люди будут… горячо желать его прихода, когда в глубине души они окажутся к его приходу готовы и будут ждать именно его. Эта готовность выразится во всеобщем желании лишь земного, материального благополучия. Люди будут ждать лишь решения экономических, социальных, экологических проблем, но не более того. Вопросы духовной жизни будут восприниматься как вторичные, стремление человека к Богу полностью вытеснят вполне земные цели и задачи, все интересы людей будут направлены исключительно – на земное, и человечество по сути дела – откажется от Бога.

Поэтому не стоит предаваться механическим гаданиям о том, в каком же году наступит конец мира. Куда более важно осознать, что именно мы, люди, своим духовным состоянием либо приближаем приход Антихриста, либо – делаем его приход невозможным.