Броненосец фудзи в цусимском сражении. Священная гора фудзи. Краткая историческая справка

Эскадренный броненосец “МИКАСА”, Япония, 1902 г.

Заказан в 1898 году, строился на верфи Виккерса в Великобритании. Спущен на воду в 1900, вступил в строй в 1902. Был флагманом японского флота во время русско-японской войны. Участвовал в cражении в Жёлтом море и Цусимское сражении.
Водоизмещение полное 15 179 т, длина наибольшая 131,7 м, ширина 23,23 м, осадка 8,28 м. Мощность машин 15 000 л.с., скорость 18 уз.
Броня (крупповская): пояс по ВЛ 229-102 мм, верхний пояс 152 мм, казематы 152 мм, барбеты башен 356-203 мм, башни 254 мм, палуба 76-50 мм.
Вооружение; четыре 305-мм, четырнадцать 152-мм и двадцать 76-мм орудий, двенадцать 47-мм пушек, 4 торпедных аппарата.

Так он выглядит сейчас.

Корабль затонул в результате пожара и взрыва пороховых погребов вскоре после окончания войны (11 сентября 1905). После нескольких попыток в августе 1906 года был поднят на поверхность и после двухлетнего ремонта возвратился на службу. Во время первой мировой войны нёс службу по охране японского побережья.

В 1923 выведен из состава флота. Превращён в корабль-музей. Бомбился американцами во время второй мировой войны. После окончания войны с него было снято оружие, сам броненосец находился в плохом состоянии. В 1958—1961 на корабле были проведены восстановительные работы.

Эскадренный броненосец “СИКИСИМА”, Япония, 1900 г.

Строился в Англии. Заложен в 1897 г., спущен на воду в 1898 г.
Водоизмещение полное 15 453 т, длина наибольшая 133,5 м, ширина 23 м, осадка 8,29 м. Мощность машин 14500 л.с., скорость 18 уз.
Броня (гарвеевская): пояс по ВЛ 229—102 мм, верхний пояс 152 мм, барбеты башен 356-203 мм, казематы 152-50 мм, палуба 102-63 мм, рубка 356-76 мм.
Вооружение: четыре 305-мм, четырнадцать 152-мм и двадцать 76-мм орудий, 12 мелких пушек, 5 торпедных аппаратов.
Всего построено 2 несколько различающихся корабля: “Сикисима” и “Хацусэ” (1901 г.).



"Хатсусе"

Эскадренный броненосец “АСАХИ”, Япония, 1900 г.

Строился в Англии. Заложен в 1897 г., спущен на воду в 1899 г.
Водоизмещение полное 15 374 т, длина наибольшая 129,6 м, ширина 22,92 м, осадка 8,3 м. Мощность машин 15000 л.с., скорость 18 уз.
Броня и вооружение — как на “Сикисиме”







Эскадренный броненосец “ФУДЗИ”, Япония, 1897 г.

Строился в Англии. Заложен в 1894 г., спущен на воду в 1896 г.
Водоизмещение 12 533 т, длина наибольшая 125,5 м, ширина 22,4 м, осадка 8 м. Мощность машин 14000 л.с., скорость 18 уз.
Броня (сталеникелевая): пояс по ВЛ 457- 356 мм, казематы 152-50 мм, барбеты башен 356-229 мм, башни 152 мм, палуба 63 мм, рубка 356 мм.
Вооружение: четыре 305-мм и десять 152-мм орудий, 24 мелкие пушки, 5 торпедных аппаратов. Всего построено 2 единицы: “Фудзи” и “Ясима” (оба — 1897 г.).


"Ясима"

История создания и службы японских броненосцев.

Родоначальниками броненосного флота Страны восходящего солнца стали небольшие корветы “Котецу” (позже переименован в “Адзуму”) и “Рюдзё”, купленные в 1867—1869 годах соответственно в США и Англии. Правда, их нормальное водоизмещение не превышало 1,5 тыс. т, и они, по существу, являлись скромными плавучими батареями. Первый же корабль, который можно считать настоящим броненосцем — казематный фрегат “Фусо”,— был заложен в Англии в 1875 году. Его создатель — известный конструктор Э. Рид — над японским заказом “не мудрствовал лукаво”, а просто сделал уменьшенное повторение британского броненосца “Айрон Дюк”. В 1894 году “Фусо” лишился парусного вооружения, став двухмачтовым, и получил новое вооружение из восьми 152-мм пушек, нескольких картечниц и двух торпедных аппаратов. Он участвовал в бою с китайским флотом у устья реки Ялу, отделался легкими повреждениями, но три года спустя — о, гримасы фортуны! — затонул у берега острова Сикоку, столкнувшись с крейсером “Мацусима”. 11 месяцев броненосец пролежал на дне, но в сентябре 1898 года был поднят. Ремонт, в ходе которого артиллерию вновь заменили на две 152-мм, четыре 120-мм и 11 мелких пушек, занял два года. “Фусо” дожил до русско-японской войны и применялся в боевых действиях, осуществляя блокаду Порт-Артура. Его исключили из списков флота в 1908 году.

Победа над Китаем пополнила флот Японии несколькими трофейными кораблями, среди которых оказался и достаточно мощный броненосец “Чин-Йен” (см. “М-К” № 7 за 1992 г.). Однако он уже никак не удовлетворял аппетита самураев: теперь на первое место среди противников Японии вышла могущественная Российская империя. И адмиралы страны Ямато взялись за создание мощного линейного флота с прицелом на новую, куда более серьезную войну.

В 1894 году, еще до начала боевых действий против Китая, Япония заказала два первых полноценных эскадренных броненосца “Фудзи” и “Ясима”, подрядчиками по строительству которых выступили британские фирмы “Тэмз Айрон Уоркс” в Блэкуоле и “Армстронг” в Эльвике. В качестве их прототипа был выбран английский “Ройял Соверин”. Правда, “Фудзи” и “Ясима” были на две тысячи тонн легче, могли взять на борт меньше угля и несли современные 305-мм пушки главного калибра вместо устаревших 343-мм. Более легкое (хотя и более мощное) вооружение позволило существенно усилить броню. В частности, барбеты 305-мм орудий снабдили броневыми башнями с толщиной плит 152 мм, однако защита средней артиллерии была неудачной: в броневом каземате находилось всего четыре 152-мм орудия, а остальные шесть стояли открыто на палубе за тонкими противоосколочными щитами. По официальным сообщениям, броненосцы на испытаниях развили прекрасный ход в 18,5 узла (“Ясима” даже в 19,23 узла), но следует отметить, что испытания проводились в наивыгоднейших условиях при недогрузке кораблей. Фактическая эксплуатационная скорость броненосцев типа “Фудзи” не превышала 16 узлов. “Ясима” отличалась от своего “систершипа” увеличенным числом цилиндрических паровых котлов (14 против 10) и несколько иной формой подводной части кормовой оконечности. Последнее, кстати, обеспечило значительно лучшую маневренность.

В 1896 году, еще до ввода в строй кораблей типа “Фудзи”, Япония приняла 10-летнюю программу развития флота, согласно которой надлежало построить еще 4 броненосца, 6 броненосных и 6 бронепалубных крейсеров, 23 больших и 63 малых миноносца. Одновременно началась модернизация военно-морских баз, арсеналов, верфей, системы обучения и подготовки морских офицеров. Забегая вперед, заметим, что в отличие от России японская кораблестроительная программа была досрочно выполнена и даже перевыполнена.

Следующая пара броненосцев — “Сикисима” и “Хацусэ” — была заказана тем же фирмам, что построили их предшественников. Новые корабли также принадлежали к чисто английской школе. У них опять-таки имелся явно выраженный прототип в британском флоте — “Маджестик”; однако в проект было привнесено немало усовершенствований, В основном это касалось броневой защиты и механической установки.

Прежде всего японцы — в противовес многим зарубежным коллегам — отказались от неразумного ограничения водоизмещения, что облегчило устранение многих недостатков кораблей типа “Фудзи” (без особого риска получить чрезмерную перегрузку). Вес брони новых броненосцев превысил 30% от нормального водоизмещения (против 24% на “Фудзи”), а за счет применения гарвеевских плит (более тонких, но имевших повышенную сопротивляемость) удалось существенно увеличить площадь бронирования. Корпус “Сикисимы” и “Хацусэ” имел двойное дно и бракетную систему, состоявшую из многочисленных водонепроницаемых отсеков и клеток (всего их было 261), часть из которых могла использоваться для дополнительного приема угля. (Неудивительно, что максимальный запас топлива составил 1772-1900 т против 1100-1200 т у их предшественников). Новые броненосцы получили более современные водотрубные котлы Бельвиля (25 шт.), что обеспечило устойчивую 18-узловую скорость и дальность плавания в 5000 миль экономическим ходом. Наконец, артиллерийские установки главного калибра оснастили электроприводом вместо устаревшей гидравлики. Кстати, теперь их конструкция позволяла осуществлять заряжание при любом угле возвышения стволов и положения башни. В итоге японский флот пополнился двумя весьма совершенными броненосцами, претендующими на звание сильнейших в мире. Пожалуй, единственное, в чем они уступали строившимся в то время русским и французским кораблям,— так это то, что у них отсутствовала какая-либо противоминная защита.

Последние два броненосца “программы 1896 года”, по существу, повторяли проект своих предшественников. Так, “Асахи” отличался лишь увеличенным до 288 числом водонепроницаемых отсеков, другой компоновкой котельного отделения и некоторыми мелкими улучшениями. В литературе того времени особо отмечалось, что в конструкции корабля полностью отсутствовало дерево: шкафы, умывальники, полки для книг и рундуки — все изготавливалось из тонких стальных листов. А палуба вместо традиционного дощатого настила была покрыта специальным материалом на основе пробковой крошки — “кортицином”.

На броненосце “Микаса” несколько изменили схему бронирования: верхний пояс укоротили, зато ввели третий пояс, закрывавший броней всю центральную часть корабля вплоть до верхней палубы. Батарея из десяти 152-мм орудий, таким образом, оказалась внутри сплошного каземата-цитадели вместо отдельных казематиков на предыдущих кораблях. В целом защита “Микасы” считалась весьма мощной. Кроме того, артиллерия главного калибра на последнем броненосце имела повышенную скорострельность (3 выстрела за 2 минуты на один ствол), а также получила три дублировавшие друг друга системы привода: гидравлическую, электрическую и ручную.

Все шесть новых броненосцев составили основное ядро флота микадо в годы русско-японской войны. Двум из них сильно не повезло: “Хацусэ” и “Ясима” 15 мая (2-го по старому стилю) 1904 года погибли от подрыва на минах у Порт-Артура — это был один из немногих за время войны случаев, когда фортуна изменила адмиралу Того. Остальные корабли активно сражались в обеих главных баталиях — в Желтом море и при Цусиме, показав при этом хорошие боевые качества.

В ночь с 11 на 12 сентября (с 30 на 31 августа) 1905 года броненосец “Микаса” затонул от взрыва боезапаса, но через год был поднят, отремонтирован и вновь введен в строй в августе 1908 года. Он числился линкором до сентября 1921 года, когда его переклассифицировали в корабль береговой обороны. Любопытно, что буквально через несколько дней после своего “разжалования” “Микаса” налетел на камни у острова Аскольд под Владивостоком и получил тяжелые повреждения. Броненосец отбуксировали в Японию и вскоре разоружили. В 1926 году “Микаса” был превращен в музей: его ввели в специально вырытый котлован в Йокосуке и засыпали землей по ватерлинию. В таком виде он сохраняется по сей день — подобно своему противнику по Цусимскому бою — “Авроре”. Правда, как и на “Авроре”, пушки на “Микасе” стоят совсем другие, а главный калибр вообще сымитирован крайне грубо.

“Фудзи”, “Сикисима” и “Асахи” до заключения Вашингтонского соглашения также служили сначала линкорами, затем броненосцами береговой обороны. В 1923 году первые два были разоружены, превращены в учебные блокшивы и разобраны на металлолом только в 1947-1948 годах. Зато “Асахи” выпала совсем иная судьба. В 1926-1927 годах этот броненосец был переоборудован в спасательное судно по подъему подводных лодок. С обоих бортов корабля установили две тяжеловесные стрелы, а на палубе — две мощные лебедки. Подъёмные стропы оснастили так называемыми “скобами Яматака” — приспособлениями для быстрого зацепления потерпевшей аварию подлодки. Увы, несмотря на успешно завершенные испытания, “Асахи” так и не довелось поднять со дна ни одной субмарины, хотя последние довольно-таки регулярно тонули в результате разных несчастных случаев. В 1938 году бывший броненосец вновь сменил профессию — стал ремонтным судном. В годы второй мировой войны его занесло аж к берегам Индокитая, где его и настиг конец карьеры: 25 Мая 1942 года “Асахи” был торпедирован американской подводной лодкой “Сэлмон”.


Краткая историческая справка

Эскадренные броненосцы "Фудзи" и "Яшима" строились по программе 1893 г. в Англии: "Фудзи" - на верфи "Темз Айрон Уоркс" в Блэкуолле, "Яшима" - на верфи Армстронг-Уитворт в Эльсвике.

Главные механизмы для обоих кораблей изготавливались на заводе Хемфрейса Тенанта и К° (Humphrey Tennant and С°) в Депфорде.

Броненосцы первого класса "Фудзи" и "Яшима" создавались первоначально как противовес китайским кораблям типа "Чин-Иен", однако не успели принять участия в японо-китайской войне. Они явились для японского флота первыми линейными кораблями новейшего для того времени типа, которые и должны были стать основой морского могущества страны.

Проект броненосцев был разработан Дж.Макроу на основе британских кораблей типа "Ройял Соверин" и "Ринаун", с учетом всего лучшего в части конструкции корпуса, распределения броневой защиты и вспомогательной артиллерии. Однако по артиллерии главного калибра броненосцы типа "Фудзи" ближе подходили к английским кораблям типа "Маджестик", имея такие же закрытые грушевидной формы барбеты с 305-мм орудиями, но 40-калиберными против 35-калиберных на "Маджестиках".

Броненосецы типа "Фудзи" первым в японском флоте, в отличие от "Фусо" и "Чин Иен", уже изначально оснащался сетями противоторпедного заграждения, которые долго прожили на всех флотах. Например, только в середине 20-х годов японские линкоры типа "Фусо" при модернизации лишились этих "украшений".

Вся броня общим весом 3000 т (24% нормального водоизмещения) изготавливалась на заводе Кеммеля и К° (Cammel & С°) по способу Гарвея (обработка касалась только толстых плит пояса и траверзов, а тонкая броня, например, палуб и крыш барбетов, была стальная). Угольные ямы уже традиционно разместили вдоль бортов так, чтобы они дополняли собой броневую защиту.

В 1910 г. "Фудзи" капитально ремонтировался с заменой котлов и вооружения на японские образцы, после чего был переклассифицирован в броненосец береговой обороны 1 класса (став одновременно и учебным артиллерийским кораблем). Ко времени первой мировой войны "Фудзи" оказался старейшим действующим броненосцем в японском флоте, но к 1914 г. он был уже слишком тихоходен по сравнению с другими. Но тем не менее он нёс вспомогательное боевое дежурство, простояв всю войну в Куре. В конце сентября 1921 г. корабль зашел во Владивосток, приняв участие в конвоировании снятого с мели броненосца "Микаса".

К началу русско-японской войны "Яшима" входил в состав второго подразделения первого боевого отряда первой эскадры. Командовал кораблем капитан 1 ранга X. Сакамото. Этот боевой отряд действовал в Жёлтом море и в районе Порт-Артура с февраля по декабрь 1904 г.

"Яшима" принял участие в краткой первой стычке с броненосцами русского флота у Порт-Артура 27 января 1904 г. "Яшима" был привлечён и к первой бомбардировке Порт-Артура 10 марта 1904 г., принёсшей крепости крайне малый материальный ущерб. Он также принял участие и во второй бомбардировке 22 марта, где "Фудзи" и "Яшима" были назначены для ведения перекидного огня из Голубиной бухты. Оба корабля выпустили вместе около 200 12-дюймовых снарядов, но добились лишь минимального ущерба.

Продолжая входить в состав части эскадры, наблюдающей и блокирующей Порт-Артур, "Яшима" 2(15) мая 1904 г. подорвался на мине, которая поразила броненосец в 12 час. 05 мин. пополудни в среднюю часть корабля с правого борта, на минном поле, незаметно (днём ранее) поставленном минным заградителем "Амур". Пятью минутами позже другая мина поразила и "Хатсусе".

Поврежденный корабль взял на буксир броненосец "Cикиcима". Состояние "Яшима" неуклонно ухудшалось. Поврежденный корабль и его буксировщик встали на якорь примерно в пяти милях к северо-востоку от Встречной горы, и экипаж, применив в борьбе за живучесть все возможное, организованно покинул его в 17 ч. 41м. Личный состав взяли на борт бронепалубные крейсера "Сума" и "Такасаго". Вскоре после этого броненосец затонул (38°34"N 121°40"Е). Погибло 319 человек.

Хотя японцы прекрасно умели секретить информацию о своих потерях, мнение о том, что потеря "Яшима" была сохранена ими в тайне до окончания битвы при Цусиме (весной следующего года), выглядит сомнительно. В. Семенов в книге "Расплата" писал, что "По японским сведениям, в тот день, в виду Порт-Артура, в расстоянии 10 миль проходили в строе кильватера броненосцы "Хатсусе", "Яшима" и "Cикиcима" и легкие крейсера "Касаги" и "Тацута". "Хатсусе" пошел ко дну через 50 сек. после того, как наткнулся на мину. "Яшима", также наткнувшись на мину, с трудом держался на воде (не дошел до Японии, затонул по дороге), и оставались один броненосец и два легких крейсера, хлопотавших около подбитого, почти погибающего "Яшима".

Русские источники свидетельствуют: "про участь броненосца "Яшима" до сих пор было только известно, что 2 (15) мая русские офицеры в Порт-Артуре видели с Сигнальной горы, что один из броненосцев типа "Фудзи" наско-чил на подводную мину в 10 милях от Ляотешана, был взят на буксир и уведён в Японию броненосцем "Хатсусе", с тех пор о "Яшима" не было никаких сведений. Но недавно в осведомлённом английском журнале "Engineer" появилось извещение о том, что поврежденный броненосец типа "Фудзи" был броненосец "Яшима" и что во время буксирования его в Сасебо он затонул, не дойдя 20 миль до порта".

28 июля, как известно, этот броненосец в морском сражении не участвовал. Японцы имели основания скрывать его гибель, так как, по предположениям русских офицеров, вероятно, рассчитывали в скором времени заполнить его опустевшее место в списках новым судном, контрабандным способом добытым на стороне. В то время в Англии для Японии строились два броненосца, "Катори" и "Кашима" (16700 т), и вновь были заказаны ещё четыре броненосца по 18750 т. После падения Порт-Артура адмирал Того в своём приказе по флоту благодарил команды всех судов за их блестящую службу отечеству и при этом перечислил все погибшие суда, но об утрате "Яшима" он ни одним словом не обмолвился. Известно было, что вся команда броненосца была спасена".

Не исключено, что на нашей второй эскадре ожидали встретить в бою "Яшима" и другие новоприобретенные корабли: союз Британии и Японии при поддержке США продолжал действовать.

Оглавление

БРОНЕНОСЦЫ ТИПА "ФУДЗИ"

Краткая историческая справка

Эскадренные броненосцы "Фудзи" и "Яшима" строились по программе 1893 г. в Англии: "Фудзи" - на верфи "Темз Айрон Уоркс" в Блэкуолле, "Яшима" - на верфи Армстронг-Уитворт в Эльсвике.

Главные механизмы для обоих кораблей изготавливались на заводе Хемфрейса Тенанта и К° (Humphrey Tennant and С°) в Депфорде.

Название Заложен Спущен Укомплектован ФУДЗИ 1.08.1894 31.03.1896 17.08.1897 ЯШИМА 28.12.1894 28.02.1896 9.09.1897

Броненосцы первого класса "Фудзи" и "Яшима" создавались первоначально как противовес китайским кораблям типа "Чин-Иен", однако не успели принять участия в японо-китайской войне. Они явились для японского флота первыми линейными кораблями новейшего для того времени типа, которые и должны были стать основой морского могущества страны. Проект броненосцев был разработан Дж.Макроу на основе британских кораблей типа "Ройял Соверин" и "Ринаун", с учетом всего лучшего в части конструкции корпуса, распределения броневой защиты и вспомогательной артиллерии. Однако по артиллерии главного калибра броненосцы типа "Фудзи" ближе подходили к английским кораблям типа "Маджестик", имея такие же закрытые грушевидной формы барбеты с 305-мм орудиями, но 40-калиберными против 35-калиберных на "Маджестиках". Броненосецы типа "Фудзи" первым в японском флоте, в отличие от "Фусо" и "Чин Иен", уже изначально оснащался сетями противоторпедного заграждения, которые долго прожили на всех флотах. Например, только в середине 20-х годов японские линкоры типа "Фусо" при модернизации лишились этих "украшений". Вся броня общим весом 3000 т (24% нормального водоизмещения) изготавливалась на заводе Кеммеля и К° (Cammel & С°) по способу Гарвея (обработка касалась только толстых плит пояса и траверзов, а тонкая броня, например, палуб и крыш барбетов, была стальная). Угольные ямы уже традиционно разместили вдоль бортов так, чтобы они дополняли собой броневую защиту.

Схема бронирования броненосцев типа "Фудзи"

"Фудзи" во время русско-японской войны под командованием капитана 1 ранга К. Мацумото входил в первый боевой отряд первой эскадры, участвовал в обстрелах и блокаде Порт-Артура, боях в Желтом море и Цусимском сражении, в котором получил попадания 2 305-, 3 152-, 2 75-мм снарядов и 5 неустановленного калибра; чудом избежал гибели после взрыва 305мм снаряда в кормовой башне (8 убитых, 22 раненых). Потопил последним залпом дневного боя броненосец "Бородино".

Внешний вид броненосца "Фудзи", 1905 г .

В 1910 г. "Фудзи" капитально ремонтировался с заменой котлов и вооружения на японские образцы, после чего был переклассифицирован в броненосец береговой обороны 1 класса (став одновременно и учебным артиллерийским кораблем). Ко времени первой мировой войны "Фудзи" оказался старейшим действующим броненосцем в японском флоте, но к 1914 г. он был уже слишком тихоходен по сравнению с другими. Но тем не менее он нёс вспомогательное боевое дежурство, простояв всю войну в Куре. В конце сентября 1921 г. корабль зашел во Владивосток, приняв участие в конвоировании снятого с мели броненосца "Микаса".

Внешний вид броненосца "Фудзи", 1912 г.

1 сентября 1922 г. его исключили из списков флота, до 1923 г. разоружили во исполнение условий Вашингтонского договора. Но позднее его корпус возвратили к жизни и переоборудовали в несамоходное учебно-тренировочное судно, а затем в плавказарму, установив на нем деревянные палубные надстройки. Далее корпус "Фудзи" продолжал служить жилым блокшивом и перевернулся при налете американской авиации на Иокосуку в 1945 г. В 1948 г. его разобрали на металл.

Внешний вид броненосца "Фудзи", 1945 г.

"Яшима" строился по модифицированному Филиппом Уаттсом (Philip Watts) проекту, на нем был срезан дейдвуд и установлен балансирный руль, в результате броненосец имел малый радиус циркуляции.

Внешний вид броненосца "Яшима"

К началу русско-японской войны "Яшима" входил в состав второго подразделения первого боевого отряда первой эскадры. Командовал кораблем капитан 1 ранга X. Сакамото. Этот боевой отряд действовал в Жёлтом море и в районе Порт-Артура с февраля по декабрь 1904 г. "Яшима" принял участие в краткой первой стычке с броненосцами русского флота у Порт-Артура 27 января 1904 г. "Яшима" был привлечён и к первой бомбардировке Порт-Артура 10 марта 1904 г., принёсшей крепости крайне малый материальный ущерб. Он также принял участие и во второй бомбардировке 22 марта, где "Фудзи" и "Яшима" были назначены для ведения перекидного огня из Голубиной бухты. Оба корабля выпустили вместе около 200 12-дюймовых снарядов, но добились лишь минимального ущерба. Продолжая входить в состав части эскадры, наблюдающей и блокирующей Порт-Артур, "Яшима" 2(15) мая 1904 г. подорвался на мине, которая поразила броненосец в 12 час. 05 мин. пополудни в среднюю часть корабля с правого борта, на минном поле, незаметно (днём ранее) поставленном минным заградителем "Амур". Пятью минутами позже другая мина поразила и "Хатсусе". Поврежденный корабль взял на буксир броненосец "Cикиcима". Состояние "Яшима" неуклонно ухудшалось. Поврежденный корабль и его буксировщик встали на якорь примерно в пяти милях к северо-востоку от Встречной горы, и экипаж, применив в борьбе за живучесть все возможное, организованно покинул его в 17 ч. 41м. Личный состав взяли на борт бронепалубные крейсера "Сума" и "Такасаго". Вскоре после этого броненосец затонул (38°34N 121°40Е). Погибло 319 человек. Хотя японцы прекрасно умели секретить информацию о своих потерях, мнение о том, что потеря "Яшима" была сохранена ими в тайне до окончания битвы при Цусиме (весной следующего года), выглядит сомнительно. В. Семенов в книге "Расплата" писал, что "По японским сведениям, в тот день, в виду Порт-Артура, в расстоянии 10 миль проходили в строе кильватера броненосцы "Хатсусе", "Яшима" и "Cикиcима" и легкие крейсера "Касаги" и "Тацута". "Хатсусе" пошел ко дну через 50 сек. после того, как наткнулся на мину. "Яшима", также наткнувшись на мину, с трудом держался на воде (не дошел до Японии, затонул по дороге), и оставались один броненосец и два легких крейсера, хлопотавших около подбитого, почти погибающего "Яшима". Русские источники свидетельствуют: "про участь броненосца "Яшима" до сих пор было только известно, что 2 (15) мая русские офицеры в Порт-Артуре видели с Сигнальной горы, что один из броненосцев типа "Фудзи" наско-чил на подводную мину в 10 милях от Ляотешана, был взят на буксир и уведён в Японию броненосцем "Хатсусе", с тех пор о "Яшима" не было никаких сведений. Но недавно в осведомлённом английском журнале "Engineer" появилось извещение о том, что поврежденный броненосец типа "Фудзи" был броненосец "Яшима" и что во время буксирования его в Сасебо он затонул, не дойдя 20 миль до порта". 28 июля, как известно, этот броненосец в морском сражении не участвовал. Японцы имели основания скрывать его гибель, так как, по предположениям русских офицеров, вероятно, рассчитывали в скором времени заполнить его опустевшее место в списках новым судном, контрабандным способом добытым на стороне. В то время в Англии для Японии строились два броненосца, "Катори" и "Кашима" (16700 т), и вновь были заказаны ещё четыре броненосца по 18750 т. После падения Порт-Артура адмирал Того в своём приказе по флоту благодарил команды всех судов за их блестящую службу отечеству и при этом перечислил все погибшие суда, но об утрате "Яшима" он ни одним словом не обмолвился. Известно было, что вся команда броненосца была спасена". Не исключено, что на нашей второй эскадре ожидали встретить в бою "Яшима" и другие новоприобретенные корабли: союз Британии и Японии при поддержке США продолжал действовать.


Фото утром фактически из гостиницы - с 4-го этажа (просто нам достался 2-й)

Вообще, конечно, Фудзи это не просто гора (самая высокая в Японии - 3.776м), а вулкан, причем извергавшийся относительно недавно (по геологическим меркам) - в нач. 18 в.
Даже удивительно, что японцы имеющие пристрастия, например, к бансаям с кривыми деревьями (и ноги большинства местных женщин - кривые!) так "запали" на гору с практически идеальными коническими очертаниями! Видимо не поняли, зачем такая примитивная симметрия была нужна Создателю, но т.к. со старшими не спорят - стали поклоняться...
Люди творческие вдоховлялись ее видами, остальные считают, что раз в жизни на нее нужно обязательно влезть (неплохое убеждение - любишь - так влезь!). Восхождения, кстати, открыты только в теплое время года (с мая по октябрь) - тропинки оборудованы "стоянками" с кислородом и местами для отдыха - всё по японски, для людей, даже гора...
Из Куре мы добрались до нашей "базы" у Фудзи - Кавагутико - поздним вечером, так что не только горы не увидели, но и удивились "сонности" места - расположились в гостинице у вокзала и нашли лишь одно место, где можно поужинать (хозяин отеля подсказал) - и это тур.центр у священной горы?!
Утром всё прояснилось - надо было спустится к озеру и там ключом била жизнь, но нам, уставшим, было не до того...
И первое. что мы увидели утром, выйдя из гостиницы - это сама Фудзи, прямо перед нами (верхнее фото)!
Вообще Кавагутико - курортный городок, есть даже свой Луна-парк с американскими горками - прямо под горой - забавно, наверное, лететь прямо на Фудзи на этих горках - попробовать не успели.
Вокруг проложено несколько автобусных маршрутов (карту давал в позапрошлом отчете), билет на все один, действует 2 суток.
По озеру ходят небольшие тур.теплоходики, а можно взять и водный лисапед - но было еще прохладно.
Зато на гору Тензияму на канатке взобрались - собственно она расположена напротив Фудзи и народ ездит сделать фото.
С другой стороны Фудзи расположен более известный у иностранцев курорт и парк Хаконе.
В общем - сьездить, при случае, стоит! А насчет леса самоубийц (прошлый отчет) - решать самим...

Смотрим фото священной горы:

Фудзи:






Гора Тензояма:
Канатка:










Вид Фудзи с горы напротив:










Левее Фудзи - Луна-парк:


Местное святилище - кролика:


Люди на фоне Фудзи:

Окрестности:

















Люди и их дома и сооружения тут:


Вокзал Фудзикавагутико:








Автобусная остановка:


Что за мемориал я так и не понял.

Фудзи (яп. 富士) - броненосец Японского императорского флота одноимённого типа. Назван в честь вулкана Фудзи на острове Хонсю, высшей точки Японии. Построен на заводе Thames Iron Works Co. в Англии по заказу Японии в 1894 - 1897 годах.

За строительством наблюдали 240 японских техников и офицеров флота, среди них будущие премьер-министры Сайто Макото (тогда капитан) и Като Томосабуро (тогда лейтенант).
После завершения постройки участвовал в военно-морском параде по случаю шестидесятилетия со дня коронации королевы Виктории, после чего отбыл в Японию через Суэцкий канал. Корабль не успел поучаствовать в японо-китайской войне, которая закончилась незадолго до этого.

Во время русско-японской войны «Фудзи» под командованием капитана 1 ранга К. Мацумото входил в первый боевой отряд первой эскадры, участвовал в обстрелах и блокаде Порт-Артура.
Получил два попадания во время бомбардировки Порт-Артура 9 февраля 1904 года. Во время бомбардировки Порт-Артура 22 марта получил серьёзные повреждения и был вынужден отправиться на ремонт в Японию. 10 августа 1904 года участвовал в бою в Жёлтом море.

В Цусимском сражении после попадания с «Фудзи» взорвался и затонул русский броненосец «Бородино». Сам Фудзи в бою получил 11 попаданий, на корабле было 8 убитых и 22 раненых, корабль чудом избежал гибели после взрыва в кормовой башне.

В 1910 году «Фудзи» прошел капитальный ремонт с заменой котлов и вооружения на японские образцы, после чего был переклассифицирован в броненосец береговой обороны 1 класса.
Во время Первой мировой устаревший броненосец нёс службу в Куре. 1 сентября 1922 года был исключён из состава флота и к 1923 году разоружён. Использовался как плавучая казарма. В 1948 году разобран на металл.

Основные характеристики:

Водоизмещение 12 250/12 450 тонн
Длина 114 м
Ширина 22,3 м
Осадка 8,08 м
Мощность 14 000 л. с. (10,2 МВт)
Скорость хода 18 узлов (33,3 км/ч)
Дальность плавания 4000 морских миль на ходу 10 узлов
Экипаж 726 человек.

Вооружение:

Артиллерия 4 × 305-мм,
10 × 152-мм,
20 × 3-фн,
4 × 2,5-фн
Минно-торпедное вооружение- 5 × 457-мм торпедных аппаратов.