Архимандрит адриан (псково-печерский монастырь). † архимандрит Адриан Кирсанов - KALAKAZO

Вот уже третий день пытаемся попасть на приём к старцу Адриану (Кирсанову), а только очереди к батюшке такие, что не достояться никак. Словом, томимся в очереди и грешим, осуждая тех, кто терзает батюшку по пустякам. Судите сами – вместе с нами все эти дни стоят в очереди местные женщины, которым надо получить у батюшки благословение на сбор ягод в лесу.

Архимандрит Адриан (Кирсанов) с чадами на Богородничной горке.
Автор фотографии: Наталья Борисовна.

– Давно бы сходили в лес и набрали ягод, – усмехается паломница из Москвы. – А то ведь скоро будут благословляться так: «Батюшка, благословите чихнуть!»

Но если сборщицы ягод вызывают скорее недоумение, то юной Лидочке из Петербурга достаётся уже по полной программе. Во-первых, Лидия прошла к отцу Адриану без очереди, потому что батюшка так благословил. Во-вторых, ей назначена генеральная исповедь, начиная с семилетнего возраста, а это, как известно, дело долгое. Через окно кельи видно, как Лидочка достала из сумки толстую тетрадь и, капая на бумагу слезами, начала читать. Минут сорок читала. Наконец захлопнула тетрадь, и батюшка уже возложил на её голову епитрахиль, как девушка достала из сумки вторую тетрадь… потом третью, четвёртую. Или уже пятую?

– Мне уезжать надо, а она всё сидит! – нервничает паломница из Владивостока.

Наконец Лидия вышла из кельи, но тут же вернулась обратно:

– Ой, батюшка, я же забыла спросить…

И батюшка снова о чём-то говорит с исповедницей, называя её ласково Лидочкой.

– «Лидочка», «Лидочка»! – взрывается негодованием красавица Катя. – Без году неделя у батюшки, а уже «Лидочка»!

Катя явно ревнует Лидию к батюшке. А история у Кати такая – шесть лет назад она оставила жениха и приехала к старцу, требуя, чтобы он постриг её в монахини. Катя вся в подвигах. Например, этим Великим постом она ела, как кролик, лишь капустные листья, пригласив меня, кстати, присоединиться к ней. Я отказалась, сославшись на немощь.

– Ну, если вы даже такой малости не можете, – надменно сказала мне Катя, – то чего же доброго от вас ждать?

Правда, в отличие от кролика, Катя после этого возненавидела капусту. И тем обиднее то, что батюшка не замечает Катиных подвигов и не благословляет на постриг. Забегая вперёд, скажу, что, когда через десять лет я спросила знакомых, постриг ли батюшка Катю, они ответили:

– Не постриг. Но Катя у нас железная леди: всё равно, мол, своего добьюсь.

Впрочем, Катя – не единственная, кто приезжает к старцу добиваться своего. Мнение батюшки таким людям даже неинтересно, ибо старец просто обязан благословить чью-то вздорную идею, выдумку или самообман. В итоге желаемое выдаётся за действительное, и вот лишь один, но известный факт. Несколько лет назад, якобы по благословению старца Адриана, проходила акция Всенародного покаяния за убийство царя. Возле храмов стояли женщины с подписными листами и уговаривали прохожих поставить подпись, «а иначе Россию не спасти».

Ради спасения России подписывались многие, но тут один инок сказал:

– Простите, но вчера я был у батюшки Адриана и спросил его про эти подписные листы. А батюшка ответил: «Да разве мог я благословить такую глупость? Каяться надо в личных грехах, а покаяния за чужие грехи в православии нет».

– А мы думали… – смутились женщины.

В общем, как говорил преподобный оптинский старец Нектарий: «Кончайте “думать” – начинайте мыслить».


Архимандрит Адриан (Кирсанов). Фото: В.Ф.Пархоменко

…Лидия наконец уходит от батюшки, и очередь теперь движется быстро. Славный всё-таки народ монахи, и по любви к старцу не тратят его время попусту – зайдут, кратко изложат свои нужды и уходят, благословясь.

– Глядишь, и мы попадём, – радуются старушки-паломницы из Москвы. – Нам всего на минутку к Алёшеньке – гостинцы вручить. Он ведь наш, заводской – с автозавода Лихачёва.

Старушки помнят старца ещё молодым, называя его прежним именем – Алёша. И был Алёша таким пригожим, что сохло по нему немало девчат.

– Зазываем Алёшу на танцы, – рассказывают москвички, – а он после работы лишь в церковь ходил. Обиделись мы на него, влюблённые дуры, и решили – раз ему плевать на девчат, то мы ему за это в банку со святой водой наплюём. Забрались к нему в общежитие и наплевали, а после этого все слегли. Температура – сорок, мука мученическая – головы от подушки не поднять. Болеем, мучаемся, а догадались – это нам наказанье за грех. Написали записку Алёше, прощения просим и чтобы он помолился за нас. А по его молитвам мы вмиг исцелились и, самое главное, к Богу пришли. С тех пор от батюшки ни на шаг. Сначала он служил в Троице-Сергиевой лавре, и мы уже семьями ездили к нему. Перед 1 сентября всегда детей привозили. А батюшка помолится о школьниках, благословит ребятишек, и дети, глядишь, с усердием учатся и уважают старших и учителей. Молитвами батюшки мы горя не знали. А потом начались гонения на старца, и партийные власти распорядились удалить его из Лавры в 24 часа.

Но прежде чем рассказать о гонениях на старца, приведу некоторые факты, характеризующие духовную атмосферу тех лет. Недавно скончавшийся протоиерей Валерий из Козельска рассказывал, как нелегко было в те годы поступить в семинарию. Будущего священника тут же начинали таскать в КГБ, обещая показать небо в клеточку, если не откажется от своих намерений. А потом за дело принималась милиция – абитуриента перехватывали на вокзале и задерживали на несколько суток, чтобы на экзамены он опоздал и в семинарию не попал. В общем, тактика у семинаристов была такая – за месяц до экзаменов уезжали из дома и прятались в лесах близ Троице-Сергиевой лавры. В день подачи документов высылали вперёд дозорного и по его знаку: «Путь свободен» быстро бежали к монастырю, чтобы успеть подать документы в приёмную комиссию, пока не задержала милиция. Только после этого можно было чувствовать себя в относительной безопасности, ибо официально гонений на религию в СССР не было. И иностранцев приглашали убедиться – смотрите сами: храмы открыты, студенты учатся в семинарии.

После окончания семинарии отца Валерия приглашали на работу в оперный театр, голос у батюшки был дивный. Но он хотел быть священником, а в регистрации на приходе власти отказывали. Три года батюшка оставался безработным. А игумен Пётр (Барабаш), узник Христов, отказавшийся сообщать в КГБ сведения, полученные на исповеди, после лагерей мыл привокзальные туалеты, потому что, по указанию органов, его больше нигде не брали на работу.

Словом, что бы ни говорили о священниках, служивших при советской власти и якобы «продавшихся КГБ», это был всё-таки путь исповедничества. В те годы, как рассказал мне однажды архимандрит Адриан, он спал, подложив под голову череп, чтобы приучить себя к мысли о смерти и неизбежности страданий за Христа. И дал Господь Своему исповеднику дары старчества – дар прозорливости, дар помощи болящим и огненную молитву, попаляющую бесов. В Троице-Сергиевой лавре у о. Адриана было послушание – отчитывать бесноватых. Исцелялись многие, и не только на отчитке. Люди, приговорённые, казалось бы, к пожизненной инвалидности, работали потом воспитательницами в детском саду, врачами в поликлинике и мастерами на производстве. А один партийный деятель после исцеления положил в райкоме партбилет на стол и стал открыто исповедовать Христа. Всё это вызывало негодование уполномоченного по делам религий, и не только у него.

Помню, как в Псково-Печерском монастыре один иерарх жаловался на отца Адриана:

– Вот иду я по монастырю, и вокруг тишь, благодать, благолепие. Но стоит выйти из кельи отцу Адриану, как сразу начинается скандал – кто-нибудь тут же завизжит, загавкает и захрюкает. Вы же сами видели это безобразие! А ведь в монастыре иностранцы бывают…

В Троице-Сергиевой лавре иностранцы бывали особенно часто. Их привозили сюда, чтобы убедить – в СССР нет гонений на религию, и правда лишь то, о чём поётся в песне: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Иностранцам, в свою очередь, было любопытно посмотреть на этот дикий тёмный народ, который, в отличие от просвещённой Европы, всё ещё верует в Бога и, по слухам, ходит в лаптях. Так вот, однажды в Лавру привезли американскую делегацию довольно высокого ранга, судя по тому, что её сопровождали руководящие лица из ЦК КПСС. Всё шло как обычно. Американцы с любопытством разглядывали монахов, как разглядывают в музее кости мамонтов, – осколок прошлого, старина и уже отжившее свой век музейное православие. Но тут из кельи вышел отец Адриан, исповедник Бога Живого и молитвенник-бесогон. Он просто молча прошёл мимо. Но руководящая американская леди вдруг забесновалась, завизжала, захрюкала и, не зная ни слова по-русски, стала материться площадным матом, выкрикивая при этом: «Поп Адриан, убью! Убить попа!»

Скандал был изрядный. И некий руководитель из ЦК КПСС распорядился в гневе: «Убрать Адриана из Лавры в 24 часа, и чтобы духа его здесь не было!» Официально это называлось: отца Адриана перевести в Псково-Печерский монастырь. Батюшка был тогда тяжело болен, но ему даже собраться толком не дали. А за батюшкой до электрички бежал народ, задавая вопросы и умоляя о помощи.

Так всегда: старца даже в болезни не оставляют в покое. Однажды, рассказывали москвички, к заболевшему старцу привезли умирающую женщину Нину: рак в четвёртой стадии, неизлечимый, и врачи предрекали скорую смерть. Нина была тогда далека от Церкви, и привело её к старцу отчаяние.

– Умираю я, батюшка, – заплакала она. – Скоро умру!

– Вот и давай готовиться к смерти, Нина, – посоветовал старец.

С тех пор прошло, наверно, лет тридцать, а Нина всё готовится к смерти. Говорят, она теперь монахиня в тайном постриге и подвижница во Христе. И тайну продлившейся жизни Нины объясняют разве что слова святых отцов: «Смерть никогда не похитит мужа, стремящегося к совершенству».


…С годами старец стал болеть всё чаще. Вот и сейчас по очереди проносится слух: у батюшки опять поднялась температура, и врач запретил продолжать приём. Очередь волнуется, и волнение усугубляется тем, что снова появляется Лидочка и просит пропустить её к старцу «на секундочку».

– Только через мой труп! – преграждает ей дорогу Катя.

– Мы из Сибири к старцу приехали и не можем попасть. А ты? – возмущаются сибиряки.

Но Лидочка не унимается и стучит в окно кельи:

– Батюшка, родненький, меня не пускают к вам!

– Чего тебе, Лидочка? – выходит на крыльцо отец Адриан.

– Батюшка, я взяла сейчас билет на автобус, а благословения на дорогу у вас не взяла.

– Сдай билет на автобус. Поедешь поездом.

– Нельзя мне поездом, – горячится Лидочка. – Поезд приходит в одиннадцать утра, я на работу опоздаю! Начальница меня живьём съест и…

– Поедешь поездом, – пресекает эту дискуссию батюшка и тут же отходит к местным женщинам, благословляя их на сбор ягод.

О сборщицах ягод я расскажу чуть позже, но сначала о Лидочке. Она, действительно, поехала поездом, по-детски доверяя опыту святых отцов, утверждавших: как авва благословил, так и надо поступать. И как хорошо, что есть это доверие, потому что наутро пришло страшное известие: в автобус, на котором собиралась ехать Лидия, врезался пьяный водитель «КамАЗа», и было много крови и жертв.

– Приму лишь тех, кто уезжает завтра, – объявляет с крыльца отец Адриан, приглашая в келью почему-то и меня.

«Иди за Ним!»

Заходим в келью впятером под шёпот келейника: «Заболел батюшка. Мы из Пскова уже “скорую” вызвали, чтобы госпитализировать его. Не задерживайте батюшку, а?!» Но и без слов келейника видно – батюшке плохо, и благословляющая рука обжигает огнём. Все стараются говорить кратко, и лишь один инок разливается соловьём:

– Ещё святитель Игнатий Брянчанинов писал, что истинных старцев уже не стало и даже в монастырях не владеют Иисусовой молитвой.

– Покороче можно? – шепчет келейник.

– Ну, если вкратце, то ещё святые отцы утверждали: «Не все в монастыре спасаются, и не все в миру погибают». Вот у нас в монастыре не братия, а братва, и отец наместник – дракон.

– Значит, хочешь уйти из монастыря? – спрашивает батюшка. – А знаешь ли, брат, что монах, покинувший свой монастырь, приравнивается к самоубийце и даже лишается христианского погребения?

– Мама болеет, – сникает инок, – и просит рарешения вернуться домой.

– Вот и меня мама о том же просила. И была, брат, такая история….

Впрочем, эту историю я уже знаю от московских знакомых старца. А дело было так. Однажды отец Адриан получил от матери слёзное письмо, где сообщалось: сгорел их дом, живут теперь в землянке. А в землянке в дожди вода по колено, и тяжело заболела мать. Вот и умоляла мать сыночка хотя бы на время оставить монастырь, заработать денежку и построить им дом, ибо помощи ждать больше не от кого. Из монастыря отец Адриан тогда не ушёл, но денно и нощно молил святителя Николая Мирликийского помочь его больной матери.

Долго ли молил, не знаю, но вдруг приносят ему сумку с деньгами, а в сумке записка с просьбой передать эти деньги матери монаха, у которой сгорел дом. Кто прислал эти деньги – до сих пор неизвестно. Но когда, купив дом, мать о. Адриана стала осматривать его, то обнаружила на чердаке большую икону Николая Чудотворца, и святитель улыбался ей.

– Тяжело тебе, брат, понимаю, – утешает батюшка инока и суёт ему в карман свёрток с деньгами. – Тут мне денежки передали, а ты матери их перешли, чтоб лекарства самые лучшие и питание хорошее. Главное, веруй – не оставит Господь.

– Погибаю я, батюшка, – плачет инок. – Хочу спастись, а осуждаю всех.

– А на это вот что скажу…

Но договорить им не дают – приехала «скорая». А батюшка всё силится продолжать приём, обращаясь теперь ко мне:

– Прошу, ответь на это письмо.

Беру у батюшки нераспечатанное письмо от знаменитой спортсменки-чемпионки, из которого позже узнаю: после травмы позвоночника спортсменку парализовало. Никакое лечение не помогает, но в Бога она верует, крещена ещё во младенчестве, и знакомый священник причащает её на дому.

– Напиши ей, – диктует ответ батюшка, – что она некрещёная. А что крестили её во младенчестве, она ошибается. Теперь многие ошибаются так. А после крещения ей полегчает – и глядишь, на поправку пойдёт.

– Батюшка, но вы же не прочли письмо и даже не распечатали его, – недоумеваю я.

– Разве не прочёл? – удивляется старец и даёт последние наставления: – Без меня ходи к батюшке Иоанну (Крестьянкину). Он духовный, а я кто? Это раньше были великие старцы, а теперь остались одни старички.


Много позже архимандрит Иоанн (Крестьянкин) напишет мне в письме: «Отец Адриан – вот истинный старец, а я лишь душепопечитель». И слово в слово повторит сказанное отцом Адрианом о былых великих старцах и нынешних старичках, имея в виду самого себя.

Старцы иногда говорят одинаково, но они очень разные. У архимандрита Иоанна дар слова, и к нему часто ездили в ту пору именитые интеллектуалы, чтобы послушать богомудрые поучения старца. А к батюшке Адриану всё больше лепится тот горемычный народ, где жизнь – скорбь на скорби и одолевают болезни.

– Да что вы ходите за мной толпами? – сокрушается батюшка. – Я же не Пантелеимон Целитель. Господи, покоя нет и помолиться не дают.

Покоя батюшке, действительно, нет. Вот и сейчас «скорую» облепил народ. Женщины плачут, жалея батюшку. А отец Адриан раздаёт им в утешение приготовленные в дорогу припасы, вручая пакет фруктов и мне.

– Батюшка, да полно у нас дома фруктов, – отказываюсь я. – Лучше дайте напоследок духовный совет.

– Ты о чём?

– О том, как жить.

– Как жить? – задумывается батюшка. И говорит проникновенно, как говорят о личном: – А ты живи просто. Смотри, куда ножки Христа идут, и иди за Ним.

«Скорая» увозит батюшку в областную больницу, а я вдруг понимаю – ножки Христа ведут на Голгофу. Это тесный путь, но иного нет.

При море Тивериадском

Со сборщицами ягод я познакомилась после отъезда батюшки. Оказалось, что они – заготовители. Собранные ягоды сдают в приёмный пункт, а на заработанные деньги кормят семью и даже строят дома.

– Мы без благословения батюшки в лес не ходим, – рассказали женщины. – А помолится батюшка, благословит нас, и мы сезон отработаем без устали и заработаем хорошо.

Однажды я попросила женщин взять меня с собою в лес. С 15 августа, как объявили по радио, разрешается собирать бруснику, и мы отправляемся по ягоды. Правда, женщины сразу предупредили – первую ягоду они берут не для себя, а для Бога, отдавая всё собранное в монастырь. Вместе с нами отец келарь отправляет в лес за грибами четырёх паломниц во главе с Катей, потому что в Успенский пост грибы особо нужны.

На опушке леса все молятся, а старшая – Валентина – читает молитву священномученику Харалампию, великому страдальцу, которому перед казнью явился Господь и сказал: «Проси у Меня, чего хочешь, и Я дам тебе». И старенький епископ (а было Харалампию 113 лет) стал молить Господа о людях, которые «суть плоть и кровь». И да дарует им Господь в память о его страданиях изобилие плодов земных, чтобы люди насыщались и славили Бога.

И было нам даровано в тот день такое изобилие земных плодов, что и не знаю, как рассказать. Застреваю у первой же брусничной поляны и ахаю от изумления: вся поляна так густо устлана ягодами, что уже не видно ни земли. Брусника крупная, как вишня, и растёт гроздьями. Тут не по ягодке берёшь, а сразу пригоршнями. Довольно быстро набираю ведёрко и иду к паломницам собирать грибы.

Но и тут диво дивное. В молодом ельнике стоят шеренгами крепкие, нарядные белые грибы, а по зелени мха стелятся рыжики. Все корзины уже переполнены. Но разве можно уйти от таких грибов? Снимаем с себя фартуки, платки и кофты, увязывая собранные грибы в узлы. Наконец с брусничника возвращаются женщины, и у каждой по два вёдра брусники, а за спиной полные ягод пестери. Они профессионалы, собирают ягоды сразу двумя руками, и при этом очень быстро и ловко.

Отдыхаем на опушке, перекусывая хлебом с помидорами, и всё не налюбуемся на эту дивную крупную бруснику.

– Такой красивой брусники, – говорю, – я сроду не видела.

– А я и не замечала, что брусника красива, – признаётся бывалая сборщица ягод Марина.

– Почему не замечала?

– Как объяснить? Муж с весны безработный, а трое детей. Я не ягоды собираю, а деньги считаю: вот на сотню набрала, ещё на полсотни. Спешу и не вижу вокруг ничего. А сегодня собираю бруснику бесплатно, и дух захватывает от красоты. Господи, думаю, я такая счастливая. Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

– А и правда, радость, будто праздник сегодня, – говорит Валентина и наставляет меня: – Ты первые огурчики и помидоры со своего огорода обязательно в церковь снеси. И будешь, поверь, всегда с урожаем.

– Выходит, дай Господу рубль, чтобы получить взамен сто? – обличает Валю красавица Катя. – Но это же корыстная торговля с Богом!

– Какая торговля? Не понимаю, – недоумевает Валентина.

Но, кажется, я понимаю её. За древним обычаем нести в церковь начатки урожая стоит привычка христиан святить свой быт и ставить на первое место Бога, а не свой достаток и горделивое «я».

За уличённую в корысти Валю вступается Марина:

– Послушай, Катюша, про моего брата. Работал он раньше в рыболовецкой артели. И был у рыбаков обычай – первый улов посвящали Богу и везли потом рыбу в монастырь и в детдом. И был тот первый улов как при море Тивериадском, когда лишь чудом не порвались сети от множества рыбы. Встречаем, бывало, рыбаков на берегу, а они ещё издали кричат от радости: «Божий улов! Божий улов!» Всю путину рыбка хорошо ловилась. А потом купил их рыболовецкое хозяйство какой-то богатей и сказал рыбакам: «Я не позволю раздавать рыбу на дармовщину. Наша цель – получить прибыль. И при чём тут Бог и Божий улов?» А без Бога рыбка перестала ловиться. Прогорел богатей, и разбежалась артель. Я понятно говорю, Катя?

– Куда уж понятней! – насмешничает Катя. – Дай Богу взятку, чтоб получить капитал!

– А я ещё понятней скажу, – невозмутимо продолжает Марина. – Живём мы, действительно, при море Тивериадском, но по воле Божьей жить не хотим, батюшку не слушаемся и лишь добиваемся своего. И выходит у нас, Катя, как у тех рыбаков, что всю ночь ловили рыбу, устали, измучились, и не поймали они ничего. Тут хоть лоб расшиби, а ничего не получится, если нет воли Божьей на то. Ты поняла меня, Катенька, а?

Катя отворачивается, и всем понятно, о чём речь. Катя не монашеского устроения, но вообразила себя однажды монахиней и с тех пор бьётся как рыба об лёд. Обличает всех, ссорится и живёт на деньги родителей, ставя себя превыше мира сего. Но на Катю не обижаются, понимая, что несчастна она.

А ещё вспоминается история одного невесёлого геолога. Он два года поступал в геологический институт, чтобы, окончив его, понять, что перепутал геологию с туризмом. И сколько таких путаников на земле! По словам одного американского учёного, человечество лишь на пять процентов живёт реальностью, а на девяносто пять процентов – иллюзиями. Рано или поздно иллюзии рушатся, и несчастье – удел мечтателей, построивших свой дом на песке…

Но сегодня на нашем море Тивериадском праздник. Как в раю побывали, насладившись красотой и дивясь изобилию Божьего урожая. Уходить из леса совсем не хочется, но Валентина уже прилаживает на спину пестерь со словами:

– Отдохнули, и хватит. Пора, сёстры, в путь.

Архимандрит Андриан (Кирсанов): миф и реальность.
[статья из серии по истории пророчеств].

Особый ажиотаж последние две недели у блогеров вызывает сообщение пользователя Сергея Семёнова от 10 сентября:
«Братья и сёстры. Срочно! Всем! Всем! Всем! Православным! Я нахожусь сейчас в Псково-Печёрском монастыре в Печёрах. Старец архимандрит Адриан (Кирсанов) сказал, чтобы все готовились в ближайшее время, ещё до конца года в России произойдёт что-то страшное. Вчера и сегодня приезжали священнослужители из Москвы и других городов и, выходя от батюшки, все очень сильно плакали. Патриарх Кирилл прислал своего лечащего врача к батюшке. Прошу Вас всех усиленно молитесь, причащайтесь, творите добрые дела пока не поздно!!!».

[Историческая справка:
Старец Андриан (Кирсанов) родился в 1922 году в селе Турейка Орловской области. После начала Великой Отечественной войны был эвакуирован в Таганрог, после занятия города немцами отправился пешком домой. После занятия родного села немцами дважды избежал отправки на работу в Германию: в первый раз мать посадила его в печку и немцы не нашли будущего священника, во второй раз избежал отправки благодаря случайно переданному ему немецкому документу.
После прихода советских войск, был отправлен учиться на артиллериста, но был освобожден от учебы по причине порока сердца.
Начиная с 1943 года 10 лет проработал на заводе имени Лихачева (ЗИЛ, в то время ЗИС – завод имени Сталина). Все это время посещал московский Богоявленский собор.
В 1953 году под предлогом женитьбы и переезда к жене уволился с завода и поехал в Троице-Сергиеву лавру, где попросился в число братии монастыря. Был пострижен в монахи под именем Андриан самим настоятелем обители, будущим Патриархом Пименом. В обители был рукоположен в иеродиаконы и иеромонахи.
По благословению Патриарха Алексия I исполнял в Лавре чин отчитки бесов, чем получил всесоюзную известность. Так как деятельность отца Андриана привлекла внимание иностранных туристов, в большом количестве посещавших монастырь, то в 1975 году власти решили перевести старца в Псково-Печерскую лавру. В Псковском монастыре старец получил чин архимандрита. В настоящее время по причине слабого здоровья практически не принимает].

Первоначально эстетствующие интеллектуалы из «истинно» православных мало внимания уделяли отцу Андриану (Кирсанов). Сообщения на форумах за 2008-ой и 2010-ый годы о том, что старец предсказывает начало III-ей Мировой войны на 2009-ый год, а затем на 2011-ый год прошли фактически незаметно.
Затем в 2011-ом появилась статья «Разговор с отцом АДРИАНОМ (Кирсановом)»:
«Старчество издавна являлось крепостью монастырской. Можно в монашестве и затворе прожить долгую жизнь, но не стать старцем. Старчество есть Божий дар. Старец непременно должен обладать даром рассуждения и прозорливости, которые дают ясную картину и помогают отличать добро от зла. Старцы ведают не только о том, что мы делаем, но и что думаем: «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (Коринф.1.14). Известны в церковной истории Валаамские старцы, Оптинские, к которым за советом, благословением, утешением стекались толпы, народные реки страждущих: «Вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» (Второзаконие, 32.7).
Недавно преставился отец Николай Гурьянов (1909-2002) с о. Залита, окормлявший десятки тысяч православных своим словом. Ныне в Свято-Успенском Печерском монастыре живут старцы Иоанн и Адриан. Архимандриту Иоанну уже 95, и по своим немощам он не может принимать страждущих. Но можно успеть ещё услышать слово архимандрита Адриана (Кирсанова), к которому, по благословению нашего Владыки Евсевия, обратилась информационная служба Псковской епархии с вопросами, надеясь, что ответы Божьего человека, станут ответами на вопросы верующих людей, которые не могут, по тем или иным причинам, сами спросить старца. Обращаться к старцам – прозорливцам традиция древняя: «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шел вопрошать Бога, говорили так: пойдем к прозорливцу». Но в современное время мы более живем по своей личной воле, скорее, по своему своеволию, а это редко бывает полезно нашей душе, а значит, нашей жизни.
В начале встречи архимандрит Адриан рассказал о себе, но, читая данный текст, просим учитывать особенности мышления и языка старца. В нем есть безыскусность, но нет простоты.
«Я всегда пользовался только книгами. Я при нём учился (Ленине) и он говорил мне, что все люди произошли от обезьяны. Конечно, Вы можете этому не поверить, но таких батюшек не было, и беседовать не с кем было об этом. И моя цель была, я дал себе обет: если я только Бога не найду, тогда буду говорить, что от обезьяны люди произошли. Поехал в Курск и заболел, а профессор посмотрел и дал мне лекарство. Потом приходит женщина и подает Евангелие мне. А я ей говорю: «Что вы мне Евангелие подаете, когда нам говорят, что люди произошли от обезьяны. - Нет, - говорит она, - Бог есть». Ну, раз Бог есть, тогда я попросил её рассказать об этом. И она позвала меня в церковь, она незаметная для коммунистов, и там бывают часто видения. Утром пошли в церковь, батюшка меня исповедал, все мои грехи провидел точно, потом обратил я внимание на большую икону, она светлая была, как в сиянии. Я испугался до смерти, потом дале смотрю, где Христос идет с Чашей на Полиелее – на правой стороне Христос, а потом дале – престол и сидят Апостолы и Христос стоит. Я, думаю, свету конец подошел. И после этого смотрю: Ангел небесный с неба сходит с посохом – раз в землю – и огонь оттуда – и говорит: «Вот куда эти обезьяны полетят». И с тех пор я уверовал в Бога.
Закончилась служба, я пошёл домой, поступил на работу, на электростанцию, работал слесарем до 1941 года. Вдруг объявляют войну, и нашу бригаду всю забирают в Таганрог. Работали в военном городке на аэродроме. Мы смазывали самолеты мазью и отправляли в тыл, потом заставили цеха взрывать, цеха взорвали, а полковник, который взрывал, сказал: «Воевать вам нечего, армия из Таганрога быстро ушла, а давайте, говорит, кто боязливый, пусть лезет в подвал и сидит там». Мы добрались до подвала, а поутру видим – город занят немцами, уже штурмуют и обучаются, как идти дальше воевать. Нас увидели, что мы рабочие, расстреливать не стали, а отправили домой «к маткам», а до маток нам полторы тысячи километров идти пешком. Вот мы и шли. Я пришёл домой, и мама удивилась, как я спасся, и немцы не смогли меня убить. Дома мама меня хоронила: то в печку посадит, чугунами задвинет, то к партизанам по лесам ходил. Немцы в нашей деревне стояли. Потом наши пришли, к весне ближе, в белых халатах. И полковник говорит мне: «Что ж ты делаешь, ты на печке, а солдаты воюют за Родину». А я ему говорю: «Больной, не могу воевать». Они позвали фельдшера, он меня вылечил от коросты. И меня взяли в армию. Потом я попал в Коломну, где я охранял гаубичные пушки, а потом меня комиссия признала больным, сердце больное, и меня призвали на завод имени Лихачева, в Москву работать. И я проработал там до 1953 года. Так что на войне я ни одного немца не убил, не пришлось это мне, чтобы воевать с немцами. Так Господь меня спас. А по смерти Сталина меня взяли в Загорск, я стал подвизаться в монастыре, и уже как пятьдесят лет в монастыре нахожусь. Я все время по церквам ходил, и когда работал на заводе, всегда молился. Ездил в Новый Иерусалим, его Патриарх Никон строил. Купался там в источнике и летом, и зимой. Была у меня привычка купаться зимой, под Сочельник. Лед уже застыл, толстый стал. На средине вода идет, а по краям лед стоит. А были мы со странницей Анной. Надо воды взять, и я ей говорю: «Отойди подальше, я разденусь. Возьму воду, и пойдем». Она отошла, а я пошел поближе ко льду, а лед тоньше – тоньше, я раз – и под воду пошел. И до самого до дна с бутылками, а оттуда стал выплывать, подо льдом, а потом вытянул поправа, где лед уже не обламывался, смотрю – а бутылки стоят на льду, уже налитые водой. Я тогда взял одну бутылку Анне, а одну себе с благодарственными молитвами. А Анна после этого уже в монашки пошла, и стала Анисьей.
После смерти Сталина, когда я попал в монастырь в Загорске нести послушание, меня поставили бесноватых отчитывать. Их жалко, кто им поможет? Я согласился, монахом сделали – начал бесноватых отчитывать, не соображая, что Господь их наказывает. Что они долго кресты не носили, и за то, что много детей убивали в чреве. Я, конечно, их отчитывал. А тогда вышел указ от Уполномоченного, он меня вызвал: «Ты, говорит, что ты делаешь? Это сумасшедшие, а ты их отчитываешь. - Я говорю: какие сумасшедшие? Я по требнику отчитываю. - Он сказал: Не хочу верить этим вашим требникам, этих людей учёные не могут вылечить, а ты вылечил. - Я говорю: И многие работают в детсадиках трудятся и врачами даже работают. Есть некоторые и учительницы». Он не поверил, позвонил Святейшему Пимену, и Пимен сразу написал Указ: послать его в Печеры к епископу Иоанну (Разумову). Меня послали к Иоанну, и он меня принял. Тогда здесь был наместником Гавриил, он меня и поставил отчитывать бесноватых».
У батюшки есть книга о красном терроре, он её показывает нам и говорит:
«Эта книга именно какая история была: они стреляли в верующих христиан. Они безумием занимались. Взрывали церква. Все на свете. Россия горела огнем. Вот очереди за хлебом: говорили люди – капиталисты забрали хлеб, а вам хлеба не дают, а на самом деле хлеб отобрали в Германию, а научали на богатых людей, что это всё они сделали. А вот на месте этого храма бассейн был. А когда пришёл Горбачев, построили храм Христа Спасителя, но уж не такой стал, как раньше. Вот эти мощи в Питере и Москве – сказали, что это гнилые кости, а не мощи, и все вышвырнули».

Мы задали старцу вопрос: Как Вы думаете, отче, мы не искупили ещё свой грех царебийства»?
На это старец нам ответил: Это глупости. Искуплять надо свои личные грехи. Мы не виноваты, что Царя убили. Царя убили заговором иудеев – коммунисты. Пришли в Ипатьев дом и сказали: «Тебе делать нечего, мы думали от тебя пользу получить, а от Вас пользы нет». И каждый свою жертву начал расстреливать. Причём здесь мы? Мы тут не при чём. Мы должны свои грехи искуплять своим покаянием. А за Царя отвечают те, кто его убил. Я нашел как-то толкование на Псалтыри, и вот тут написано: «Иудеи не хотят веровать во Христа, они думают, что Его, как убили, так Он и не воскрес». Они думают, на небе там ничего нет. И истребляют христиан сейчас с помощью чеченцев.

В.: Говорят, отче, война Великая Отечественная была не просто так, а попущена Богом?
О.: Да, это так. Попущена Богом. Поскольку именно они взрывали церква, они ходили по церквам и смотрели, чтобы никто не мог помолиться Богу и выгоняли из школы, кто хотел помолиться. Церква ломали. Поэтому им Господь и послал наказание, послал немцев, чтобы начали воевать. Но если бы немцы были верующие, христиане, а там были лютераны и другие, как бы не верующие, не имели понятия о Боге, и поэтому наш Сталин их победил. А потом Сталин помер, его отравили. И нету подъема, дорогие мои, нету подъема, простите мне. Вы-то ученые люди, а я не такой – то сильно образованный, но то, что подъема нету христианского, потому что он (Ленин) там лежит еще, надо бы его выбросить оттуда и устроить церковь святителя Николая или Матери Божией. И начнётся подъём. А то и блуд идёт, и разврат всякий идёт, и воровство идёт, убийство идёт, и с чеченцами начали воевать. Вот молодой человек (Евгений Родионов) очень смелый был, он крестик носил, а его взяли в армию чеченцев воевать. А они говорят: Отрекись от креста, поклонись нашему аллаху. Он не стал поклоняться. И тогда мама нашла его с крестом в могиле и похоронила в Москве, и приезжала ко мне со мной беседовала.

В.: Будут гонения на православную церковь?
О.: Исчезнет благодать, и гонения будут.

В.: В России?
О.: Да, по всей России будут. Потому что здесь написано, другую книгу беру: антихрист 666, «сын беззакония родится от жидовки, без отца, и она воспитает его», а короновать его будет папа Римский. Вот так я разгадал. К этому история ближится. Как улучшение для нас не видно. И для учеников, которых надо поднять, чтобы они веровали, не воровали, не пьянствовали, чтобы ничего этого не делали, нет подъема абсолютно.

В.: Должно наше правительство молиться, как вы думаете, отче, правительство нашей страны должно быть верующим? И если оно не верующее, для нас вообще нет никакой надежды?
О.: Там, в Думе, одни иудеи, а они не верят, что Христос есть. Потому и демократия. И они не молятся. А в виду того, что умножение беззакония, и любви нету, то, конечно, могут пойти засухи, и большой голод, и всякие неурядицы. Когда-то при моем времени не было никакого землетрясения. Ко мне одну бесноватую привели, я стал ее кропить водой, мазать маслицем, она увидела этот огонь, испугалась. Говорит: Я такого никогда не видала. Ну, вот теперь убедилась, что есть злые духи, которые людей мучают.

В.: Многие приходят к вам за советом?
О.: Из Америки недавно приезжали, из Финляндии, из Польши, из Вены, Германии.

В.: Одна общая беда есть какая-то у приходящих к вам, отец Адриан?
О.: Только одна – про ИНН спрашивают, про паспорта новые. А как раньше-то были паспорта, и удостоверения военные были всегда. Людей мучает счёт, номер. А без ИНН и на работу не принимают иногда. И тогда я успокаиваю и говорю, что Господь поможет. Молиться надо, а не об этом беспокоиться, об ИНН этом.

В.: А правда ли, что сейчас христиане ослабли, не могут противостоять греху?
О.: Это да. То ли техника такая стала – телевидение, и всё на свете только смотрят в это, другие развлечения, и видят то, что не видят глазами. И немощь является, и они остаются дома больше, и в церковь не ходят, сидят.

В.: И у дьявола стало больше сил на человека?
О.: Да.

В.: Прихожане ищут чудес, хотят, чтобы в их жизни что-то изменилось.
О.: Им скажите: архиепископ Лука (Ясенецкий) в 35-м лечил как хирург. Успешно сделал операцию одному коммунисту, тот говорит: «А ты Бога видел?». А Лука говорит ему: «Я тебе все мозги повернул, а Бога не нашел, но Он есть». Мозга своего мы не видим, а он есть, так и Бога.

В.: То есть свой мозг мы не видим, но он есть.
О.: Да-да. Человек получает радость и перемену в жизни и в своей душе после причастия. И также в теле. Этого достаточно. А если хотим только видеть чудеса глазами, которыми мы видим и грязное, и оскверненное, то, конечно, кроме греха ничего и не увидим.

В.: А тем прихожанам, которые всегда постятся, храм посещают, как часто вы посоветуете им причащаться?
О.: Через две недели иногда надо. Если священник – врач духовный, а ты лечишь язвы, а сейчас соблазны большие на земле, поэтому едва ли и праведники спасаются, и если лишить человека причастия, и он будет причащаться через месяц или через два месяца, то он совсем оставит церковь, и перестанет ходить. А когда почаще причащается, то причастие заставляет отвращаться от греха, и причастие притягивает к Богу.

В.: А каждое воскресение можно причащаться?
О.: Можно. И Кукша об этом говорил, и я говорю. И в Сухуми один человек был прозорливый. Однажды к нему приезжали для отчитки, и я ему говорю: «Батюшка, ко мне приходят и по и двести человек, и по триста отчитываться». Он говорит: «Больше не отчитывай». Я говорю: «Но как же, если придёт мама с ребёнком, мне их жалко, надо помочь». - «Не отчитывай, не надо». – «А если епископ пошлет»? – «Не слушай его». – «Митрополит»? – «Не слушай». – «А если наместник благословит»? – «Наместника слушай». Ну и что же вы думаете, приезжаю в Загорск, игумен говорит: «Больше не отчитывай». И в 1974 году меня прислали в Печеры, а тут наместник Гавриил сказал: «Отчитывай бесноватых».

В.: А почему не надо отчитывать?
О.: Неведомо. Только Богу ведомо. Если есть Высшее указание – разрешают отчитывать. У нас теперь в России полная свобода, и крестят. А кто некрещеный, тот полностью в воле диавола.

В.: Что можно, батюшенька, сказать современным пастырям самое важное, чтобы на приходе трудиться для народа?
О.: Священник как врач для людей. Старец Кирилл Попов в Загорске есть и можно спросить, и он сам скажет: именно человека можно успокоить и врачевать его язвы при помощи исповеди, при помощи соборования и святого масла по вере его, а без веры мало поможет. Господь будет давать по вере. Батюшки должны читать Псалтырь и Иисусову молитву, обливаться слезами, и к народу с любовью. И каждому батюшке нужно слушать Отца своего, которому он подчинен.

В.: Что скажете, отец Адриан, нашим людям, прихожанам?
О.: Всем скажу: исповедоваться, каяться и причащаться. И слушать своих отцов и смиряться, как и мне приходилось у этого Гавриила. Он говорил: «Я тебя выгоню на приход, я тебе пощады не дам!» – «Я говорю: Ты мой врач, ты меня лечишь, куда от врача я пойду? Я нигде еще такого врача не находил, и от тебя никуда не пойду, хочу только у тебя быть». Он плюнет и пойдет: «Иди к своим больным, не нужен ты мне». А кто-то ушел отсюда на другие приходы и в монастыри. Нужно смирение и покаяние. И от церкви не отходить. Она нам поставлена Богом, чтобы мы лечили свои язвы. Как для больного больница, так для человека болящего Церковь святая для душевного спасения, чтобы душа не лишилась вечной радости и была вместе с Богом. Скоро будет новое небо и новая земля, чтобы мы остались в Церкви надо исповедоваться и причащаться. Слушаться батюшку и советоваться с батюшкой, если он опытный. Только так.

На прощание отец Адриан благословил нас: «Помоги вам Господи в ваших делах и действиях. Я благодарю вас за ваш приезд к нам, в наш монастырь» и рассказал: «Один раз приезжает ко мне епископ Антоний (Сурожский) из Англии. Я и сам к нему ходил, когда он в Москве был. Я ему говорю: «Батюшка Антоний, мне хочется уехать в Америку, или в Англию, мне здесь покоя люди не дают, а он говорит: «Тебя и там найдут. И там покоя не будет». Тогда я к отцу Софронию обращаюсь: «Меня зовут в Америку, и уеду я в Америку, чтобы там жить и чтобы никто меня не знал». Он сказал: «Уже висишь на кресте, с креста не сходят, а только сымают»».

Как видим: в статье нет ни одного пророчества от старца Андриана в режиме «он-лайн».
* * *
Следующая статья о старце появилась 20 июня 2012-го и называлась «Отрывок разговора с отцом Адрианом (Кирсановым)» (автор некая Синаит):
«Во время моей последней поездки к отцу Адриану (Кирсанову) 11 июня 2012 года совершенно неожиданно во время разговора, безо всякого повода с моей стороны, отец Адриан заговорил о китайской военной угрозе:
«Мне из севера приезжала одна женщина. И говорит, китайцы собираются на нас войной. И вот китайцы пойдут. И тут трупы будут валяться. И тогда налетят орлы, и будут истреблять эти трупы. А Господь нас придет судить».
Минут через десять, о. Адриан вдруг снова вернулся к этой теме:
«А с Москвой будет... Уж я тебе ранее сказал, что может... валяться трупы, и будут только орлы истреблять их, чтобы их не было. А потом уж явится Господь».
Из всех пророчеств о царе, которые я когда-либо видела, этот корпус пророчеств самый подробный и... самый пессимистичный. Похоже, не будет больше на Руси самодержца Царя-батюшки. Печаль...
Думается, здесь идёт речь о конце 2013-го года».
* * *
Следом 28 июня 2012-го появляется статья Ивана Николаевича Докторова «Встреча со старцем»:
«Продержаться до весны следующего года».
C отцом Адрианом встретиться непросто. Как всегда, наплыв посетителей, предупреждения келейника, что «старец не принимает», и напряженное томительное ожидание. Батюшка – один из старейших архимандритов России, уважаемый всей полнотой церковного народа. Милостью Божией, я уже давно являюсь духовным чадом отца Адриана и по его благословению написал книгу о монархии. С ней я и приехал в Псково-Печерский монастырь. И вот, несмотря на всевозможные препятствия, я уже в келье у старца. Принял он меня как всегда ласково, обо всем расспросил, по исповедовал и, немного помолчав, сказал то, что потрясло меня буквально до глубины души:
«Намечается восьмой Вселенский собор <…> Если это произойдёт, то после собора в храмы ходить уже будет нельзя, уйдёт благодать. Если собор состоится, то Китай нападет на Россию <…>»
Во время беседы старец много раз повторял:
«России надо продержаться до весны следующего года».
Батюшка также с горечью констатировал факт, что мы, русские, полностью утратили инстинкт самосохранения и стали равнодушными ко всему, что происходит в жизни <…>».
* * *
Обе статьи имели успех и широко обсуждались на православных форумах. Находясь в «лучах славы», Синаит 3 июля 2012-го выдала следующую статью «Отрывок из разговора с отцом Адрианом (Кирсановым) в сентябре 2009 года»:


о. Адриан: Вот, пожалуйста… Вот наш сидит Путин. Вот патриарх этот Алексей. И вот он даже крест поставил, чтобы от Путина на него какая-нибудь… это… стрела не пустилась (смеется). И вот они составляют, как быть Святой России? Значит должна Святая Россия быть. Вот Святую Россию составляют. И вот они как составят Святую Россию… этот помер, а этот пока остался. А Святая Россия покамест идет тут. Царь будет еврейский, и тут будут блуд, разврат, убийства и все на свете. А потом, наконец, еврейка одна родит этого самого царя еврейского. И он как вырастет, а, может быть, уже вырос… да… Его в (неразборчиво) и поставят этим самым. Не (неразборчиво), а католики. Католики его поставят царем еврейским. И вот он начнет усех… Евреев своих повесит, чтобы они были выше-выше. А вот русских начнут… чистить!.. вот это, вот… (неразборчиво). А уж Царя русского, уже это, говорить нечего…


о. Адриан: Не не-не. Какой же русский Царь, когда вот они пыталися… у их ничего не получилось. Да. Так что будет только один царь – еврейский. Для которого все это готовится.

Таким образом, в следующем, 2013 году, в России будет реставрирована монархия. Основные признаки будущей монархии таковы. Царя на царство «посадят» евреи. Царь будет еврейских кровей, но православного вероисповедания. Царь будет приглашен из какой-то католической страны. «Посаждение на царство» будет происходить «Как усе ПОГИБНУТ ЛЮДИ», то есть после каких-то кровопролитных событий, связанных или с внутренней смутой, или с внешней агрессией.
По моему мнению, пригласят «Кирилловичей» (не имеющих, напомню, никаких законных прав на Российский Престол); тем более, что в 2013 году празднуется 400-летие Дома Романовых. Монархию, естественно, установят конституционную, не самодержавную».
* * *
Для апологетов идеи восстановления монархии в России эта статья была, как «живительный бальзам из амброзии» на истерзанные сомнениями души. На автора посыпались просьбы описать все свои встречи со старцем Андрианом.
Автора (Синаит) долго упрашивать не пришлось, и вот 8 сентября 2012-го выходит следующая статья «Мои встречи со старцем Адрианом (Кирсановым)»:
«Почти пятьдесят лет отец Адриан подвизается в монастырях, из них более тридцати – в Свято-Успенском Печерском монастыре.
Братья и сёстры. Исполняю обещание и размещаю ниже четыре пророчества отца Адриана (Кирсанова) о грядущем царе. Все пророчества публикуются впервые. Сохранена стилистика живого разговора, без какой-либо редакторской правки.
Отрывок из разговора с отцом АДРИАНОМ (Кирсановым) в сентябре 2009-го:
«о. Адриан: А щас пока ждут царя еврейского. Вот. Царя боле русского не будет. А еврейский будет! Об этом даже, вот, говорится, вот, в одной книге вот этой… да…

Вопрос: Но этот еврейский царь, он будет иудаизм исповедывать или как, батюшка? Или он будет прикидываться, что он православный? Внешнее будет православность? Внешность?
о. Адриан: Так он будет с евреем… Вот, пожалуйста…

Вопрос: Он будет некрещеным евреем? Да?
о. Адриан: Вот, пожалуйста… Вот наш сидит Путин. Вот патриарх этот Алексей. И вот он даже крест поставил, чтобы от Путина на него какая-нибудь… это… стрела не пустилась. (смеется) И вот они составляют, как быть Святой России? Значит должна Святая Россия быть. Вот Святую Россию составляют. И вот они как составят Святую Россию… этот помер, а этот пока остался. А Святая Россия покамест идет тут.
Царь будет еврейский, и тут будут блуд, разврат, убийства и все на свете. А потом, наконец, еврейка одна родит этого самого царя еврейского. И он как вырастет, а, может быть, уже вырос… да… Его в (неразборчиво) и поставят этим самым. Не (неразборчиво), а католики. Католики его поставят царем еврейским. И вот он начнет усех… Евреев своих повесит, чтобы они были выше-выше. А вот русских начнут… чистить!.. вот это, вот… (неразборчиво) А уж Царя русского, уже это, говорить нечего…

Вопрос: Я тоже так думаю, батюшка. Тоже.
о. Адриан: Вот так вот.

Вопрос: Не будет Царя, да? Русского?
о. Адриан: Не не-не. Какой же русский Царь, когда вот они пыталися… у их ничего не получилось. Да. Так что будет только один царь – еврейский. Для которого все это готовится».
- - -
Отрывок из разговора с отцом АДРИАНОМ (Кирсановым) в сентябре 2010-го:
«Вопрос: Батюшка, когда эта власть кончится, спрашивает Сергий?
о. Адриан: Кончится тогда, когда только… этого… еврейского царя выбросют… в это… в море огненное и этих евреев, которые ждут… это… ихняя как бы царь… Они вот все больше и больше евреи распространяются… А потом он явится. Он щас скрывается где-то, скрыто ходит. А потом его сделает католический папа царем. И он, скажет, только порядок наведет. И вот этот порядок будет наводить.

Вопрос: Когда, спрашивает Сергий, когда это будет?
о. Адриан: А когда будет, в какое время, нам уже… известно только… что похолодание начинается сильное. То есть, тяжело и в природе и в жизни человеческой. Поэтому, наверное, в скором времени он явится…

Вопрос: А ещё один вопрос можно? Из Венгрии кто-нибудь выйдет?
о. Адриан: А что там в Венгрии?…

Вопрос: Он считает, что там антихрист уже живет. В Будапеште. Около Будапешта.
о. Адриан: А мне думается, что он в Америке находится. Вот… И в Америке там спасается. И там нефть идет, заливает все на свете. Вот… Они не знают куда деваться, и все гибнет».
- - -
Отрывок из разговора с отцом АДРИАНОМ (Кирсановым) в сентябре 2011-го:
«о. Адриан: Вот ко мне два человека приходили сюда и говорили… вот. Я говорю: «Что вот лучше ли мне отчитывать или нет?» Да. А мне говорят: «Только у этого… наместника можете благословиться». И потом говорят: «Мы все помрем (а 60 человек было), а ты останешься и дождешься царя еврейского». Я грю: «Батюшка, я не хочу его видеть». «Нет. Ты жив будешь». И смотрю: отец Иоанн помирает, и этот… Афанасий, (неразборчиво – быстрое перечисление имён) помирает. И все как один померли – один я остался. Да. И отец Тихон, и то моложе меня… А я один старик только здесь.
Так что, до царя я доживу, до этого. Он там с католиками пока вино пьет, а как усе погибнут люди, тогда он придёт и будет ходить, проверять. И евреи его поставят царём!»
- - -
Отрывок из разговора с отцом АДРИАНОМ (Кирсановым) в июне 2012-го:
«Вопрос: А ещё вот хотел спросить. В стране вот сейчас такая тяжелая экономическая ситуация. Вот мне мои знакомые экономисты говорят, что вот осенью может быть дефолт даже. То есть рубль очень сильно упадет осенью. Как вы думаете, что может быть в ближайшее время?
о. Адриан: Протоколы еврейские говорят так, что Иисус Христос, когда эти евреи решили у Него спросить… «У нас – говорят – Царя нету. Нам надо Царь». Он: «Хорошо. Я вам дам Царь. Только в конце века». И вот в конце века, вот теперь скоро будет… им Царя даст. А Царя уж (неразборчиво. Возможно – «никогда раньше») не было… вот… а теперь будет у них Царь. Он скоро явится, как по благословению Самого Бога. Вот. И приложится к твоему, этому, Ленину в Мавзолее. Короновать его будут католики, Папа Римский. Вот. ЭТО БУДЕТ В ФЕВРАЛЕ, ИЛИ НОЯБРЕ МЕСЯЦЕ, ИЛИ ДЕКАБРЕ. СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА. И вот его сделают… А потом он здесь побудет, в Москве. И он к нам зайдет. А потом поедет в Иерусалим. И там уже готовится здание, где, вот, он жить… или церковь такая, Соломонова, какая-то есть. Вот. Там он будет тогда жить и находиться.
А с Москвой будет… уж я тебе ранее сказал, что может… Валяться трупы, и будут только орлы истреблять их, чтобы их не было. А потом уж явится Господь. Ну, тут, конечно, при нем Господь закроет это самое… небо, вот. Дождей не будет. И оне, все эти, которые ему поклонятся, будут просить: «Господи! Дай нам хлеба, воды! У нас этого нету.» Как ты (неразборчиво) сейчас подыматься цены. А он говорит: «А я виноват, что небо не дождит, а земля не родит?» Тогда они узнают, что это вот, значит, не Христос, не Бог, а сам дьявол их решил обмануть. Он в тело зайдет и в теле будет. Вот тогда они обратятся к Богу. Ну, тогда будет печальное положение».

Не так давно исполнилось 40 дней с того момента, как душа последнего, – как называют архимандрита Адриана (Кирсанова) , – псково-печерского старца, покинув земные пределы, переселилась на Небо. Мы решили не просто опубликовать воспоминания о подвижнике, но привести некий практикум: как обращаться к старцам, что необходимо, чтобы Господь старцев являл, и, наконец, как самим подвизаться в их память . (Наш сайт писал о его кончине, а точнее, наверное, будет сказать — преставлении: )

Как наши старцы старцами становились

:

– Еще будучи насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, отец Адриан, по благословению духовника братии отца Кирилла (Павлова) , отчитывал бесноватых. Ух, я помню, приехали мы с бабушкой Екатериной Степановной да с одной из моих сестер в лавру, и я впервые увидел, как отец Адриан отчитывал. Заходим мы в подклет Успенского собора – а что там творится, мама родная! И гавкают, и матерятся… Мы тоже в сторонке встали, постояли на всякий случай.

В 1974-м году, спустя 10 лет после того, как я впервые оказался в лавре, я вернулся туда, поступив в Московскую духовную семинарию. Помню, как мы, семинаристы, дожидались после службы или уже после братской трапезы отцов архимандрита Кирилла и батюшку Адриана. Они были между собой дружны, как-то тянулись друг к другу, мы часто видели их вместе. С преподобным преподобен будеши (Пс. 17, 26).

Говорят: «Не ищите святых, ищите кротких». Вот старцы и имели такое устроение, простоту душевную, любовь к людям. Хотя какие отец Кирилл да отец Адриан тогда были старцы? Им всего-то в то время по 50 с лишним было. Но поскольку я тогда сам еще был слишком молод, мне они уже представлялись умудренными стариками, испытанными воинами Христовыми.

Они были требовательными, прежде всего, к себе. Во всем себя ограничивали. Самопринуждали. Царствие небесное нудится [силою берется], и нуждницы [употребляющие усилие] восхищают е (Мф. 11, 12). Подвиг очищает сердце, – человек тогда приходит в состояние безстрастия, и уже в свободное от скверны сердце нисходит благодать. Что сказал Христос апостолам в Своей прощальной беседе (Ин. 13, 31;16, 33)? Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам (Ин. 15, 3). Надо постоянно читать Священное Писание, – это и отличало старцев отца Кирилла и отца Адриана от многих других. Именно тем, кто очищен через Слово, Господь и заповедует: оставайтесь в городе Иерусалиме (Лк. 24, 49), – с обетованием: облечетесь силою свыше .

– Дай Бог, конечно, каждому так Богу послужить и столько прожить, как отец Адриан. В Псково-Печерском монастыре я застал отца Адриана только в самом начале его перевода туда из лавры, года два мы так с ним пообщались, а потом меня самого в 1976-м году на Афон отправили. Я у отца Адриана, бывало, и исповедовался. И на «отчитках» у него присутствовал. Бесы ему потом люто мстили за то, что он их изгонял. В этом-то и заключается тяжесть подвига: по любви к людям всю эту злобу сатанинскую потерпеть.

Бесы действительно возвращаются в тех, кто по-настоящему не кается. Почитайте, есть такая книга игумена Марка «Злые духи и их влияние на людей». Но как демоны да бесы ни стараются навредить людям, ничего они без попущения Божия сделать не могут. Иначе бы они всех поработили.

А то, что отец Адриан с ангелами собеседовал, – так в этом тоже ничего удивительного нет. Ангел-Хранитель рядом с каждым из нас. Вот ты пишешь статьи, кто тебе подсказывает? Ангел! Смирение надо иметь, в молитве быть, чтобы ангелов слышать и видеть. Вот все мы дышим воздухом, но мы же его не видим? Так же и ангелы – невидимы и необходимы.

Как старцами становятся? Стариком стал – вот и старец. Раньше в большинстве случаев так и было, а как безбожие стали насаждать, много бесноватых стало: и стар, и млад. Надо изо всех сил стараться быть с Богом, исполнять волю Божию. Хоть немножко, но утром и вечером, перед едой да каждым делом, а помолиться, чтобы все с благословением Божиим было! В церковь ходить, венчаться, детей крестить да в вере воспитывать, – так и старцы будут появляться.

Мы вообще все можем бесов если не изгонять, то отгонять – это точно! Встал, помолился, и бесы отойдут. Исповедовался от сердца, и они не имеют над тобой уже власти. Причастился, и ты с Богом. Бесы – они же бандиты, вот доступно им воровать, они и воруют. А оградишь себя крестным знамением, так и боятся – не подойдут.

Дьявол постоянно воюет против Бога и человека. Не хочет, чтобы люди спасались. Бесы – они хитрые, изворотливые. Ничего с ними общего нельзя иметь. Надо жить праведно, по Евангельскому закону, чтобы благодать не оскудевала.

Начинать надо с простого

http://pravoslavie.ru/113520.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Старец Адриан / pravmir.ru

Отец Адриан изначально был насельником Троице-Сергиевой лавры, откуда его сослали «с глаз долой» в Псково-Печерский монастырь. И вот за что.

Еще в советские времена в нижнем храме Успенского собора он устраивал отчитки бесноватых, и к нему приезжало отовсюду множество народа. А Лавра была в брежневские времена официальной «туристической точкой» - туда возили и иностранные делегации, и высокопоставленных лиц. Это имело важное идеологическое значение, ибо должно было засвидетельствовать гражданам других государств отсутствие у нас гонений на Церковь и полную свободу совести.

Привезли туда как-то раз группу важных чиновников, к тому же - иностранного, капиталистического происхождения. И один из наших крупных чинов, ответственный работник, повел их на экскурсию в Троице-Сергиеву лавру.

Они подивились ее величию, неземным красотам монастырских храмов, особой благорастворенности воздухов, а ответственный работник, чтобы они не слишком увлекались всем этим "опиумом", стал им рассказывать о монахах какие-то байки – про подземный ход, по которому они якобы вылезают далеко за пределами монастыря и вольно разгуливают по городам и весям, про то, как они якобы добавляют в воду химические вещества, а потом выдают ее за святую, – словом, нес какую-то такую чушь. Потом что-то «на юморе» от себя добавил, скабрезное, не уставая напрягать лицевые мышцы иронической гримаской: мол: "Мы-то с вами все правильно понимаем!"

А стояли они стайкой на площади перед Успенским собором, по которой отец Адриан, уже в епитрахили, в поручах, как раз шел на «вычитку» бесноватых в нижний храм. И что-то зацепило его на ходу, так что он на минуту задержался возле этих экскурсантов – какая-то фраза этого ответственного работника его насторожила: он даже подошел к нему поближе послушать. И вот когда он приблизился, этот безбожный краснобай вдруг изменился в лице, сложил губы трубочкой, прижал руки в груди, сломав их в запястьях, как собачка, которая, стоя на задних лапках, «служит», и завыл по-собачьи, а потом еще и залаял.

Экскурсанты переглянулись, но поскольку лай был очень уж натуральным, они решили, что это он так шутит. И талантливо шутит, надо сказать. Точь-в-точь немецкая овчарка заливается. Поэтому они заулыбались, засмеялись, а потом еще и зааплодировали: «Ишь, артист!» А он – минуту, другую - знай себе брешет. Схватил самого себя за горло и – не может остановиться. Красный весь, глаза навыкате – вот-вот из орбит выпрыгнут, а он все: "гав-гав-гав-гав-гав, гав-гав-гав-гав-гав…"

Постоял, постоял возле него отец Адриан, потом накрыл его голову епитрахилью, и тот умолк. А старец ему и говорит: - Милый, тебе лечиться надо. Болен ты. Бес в тебе! Приезжай ко мне, я тебе помогу. С тем и пошел себе в храм. …Через несколько дней этого старца и услали в далекий провинциальный Псково-Печерский монастырь, подальше от людских глаз и толп. На всякий случай. А то – мало ли какому высокому чиновнику еще понадобилось бы посетить Лавру, и кто знает, какой еще конфуз мог бы там с ним при отце Адриане выйти: стал бы вдруг орать, как ишак, ржать, как лошадь, или кричать петухом, смущая народ. Мало ли что…

Справка "УНИАН-Религии"

Адриан (Кирсанов) (род. 1922), архимандрит, насельник Псково-Печерского Успенского мужского монастыря В миру Кирсанов Алексей Андреевич, родился 17 марта 1922 года в деревне Турейке Орловской области в крестьянской семье.

Рано остался без отца, рос болезненным и слабым. Однажды мама, у которой на руках после смерти мужа было трое детей, отправила его в город Орёл к доктору. В городе тогда была всего одна действующая церковь, Алексей вошёл в неё к началу литургии и не смог уйти, ощутив, что там - его дом. Тогда же ему было откровение: с иконы, перед которой остановился Алексей, сошла Пречистая Дева, а икона в видении Алексея преобразилась в поле брани.

До 1941 года работал слесарем на заводе. Когда началась Великая Отечественная война был эвакуирован в Таганрог на аэродром в военном городке. Перед занятием города немцами участвовал во взрыве цехов. Пробрался домой, где прятался дома и в лесах с партизанами. При освобождении малой родины советскими войсками вступил в армию.

Вскоре попал в Коломну, где охранял гаубичные пушки. Потом комиссия нашла у него болезнь сердца и Алексея призвали работать на завод имени Лихачёва в Москву. Там он проработал до 1953 года. В 1953 году отправился в Троице-Сергиеву лавру с намерением вступить в число братии.

Поначалу наместник лавры архимандрит Иоанн (Разумов) хотел было отправить "простоватого" просителя домой, но потом смягчился и принял послушником - мыть посуду. Твёрдо держался своего места в обители. Когда больная мать, сообщая о пожаре в котором сгорел их дом, просила его оставить обитель и заработать денег на новый дом, не покинул лавры. Вместо этого он стал усердно молить святителя Николая Мирликийского помочь его больной матери.

Тогда ему неожиданно принесли сумку с деньгами и анонимной запиской - передать эти деньги матери монаха, у которой сгорел дом. Исполнял послушание трапезника, затем - заведовал производством свечей. В Успенский пост 1957 года был пострижен в монашество наместником лавры архимандритом Пименом (Извековым), с наречением имени Адриан. Был рукоположен во иеродиакона.

В 1970 году был рукоположен в священный сан. Вскоре после рукоположения почувствовал способность помогать бесноватым. Получил на это благословение патриарха Московского и всея Руси Алексия I.

С утра под его кельей собирались толпы невменяемых, буйных, зачастую оставленных всеми людей. В 5 часов утра отец Адриан их исповедовал, потом читал молитвы, изгоняющие злого духа. Заботами отца Адриана многие исцелялись и преображались - успешно работали и исповедовали Христа. Однако его деятельность была не по нраву многим - как со стороны атеистических властей, так и со стороны завистников и блюстителей внешнего благообразия обители.

После инцидента, когда при виде отца Адриана беснование внезапно проявилось у одной видной американской туристки, из руководства ЦК КПСС последовало распоряжение "Убрать Адриана из Лавры в 24 часа". 26 августа 1975 года он был переведен в Псково-Печерский Успенский мужской монастырь. Батюшка тяжело перенёс расставание с любимой обителью, много страдал, открылась язвенная болезнь. Но как только пошёл на поправку, опять стал исповедовать душевнобольных.

Продолжал это служение до 1990 года, затем стал принимать людей, приехавших за исцелением и советом, с мирскими просьбами и бедами. Известны случаи его прозорливости, чудесные исцеления по его молитвам. Продолжал старческое служение и по достижении 90-летнего возраста. С 1975 по 1978 год - братский духовник Псково-Печерского Успенского монастыря. В поздние годы земной жизни много пребывает в молитвенном бдении, молчалив. 27 апреля 2018 г в 23 часа ночи отошел ко Господу.

"УНИАН-Религии", по материалам из открытых источников

28 апреля 2018 года на 97-м году жизни отошел ко Господу старец-духовник Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря архимандрит Адриан (Кирсанов).

Архимандрит Адриан (Кирсанов) родился 17 марта 1922 года в Курской губернии. В миру работал в горячем цеху на оборонном заводе. Ветеран Великой Отечественной войны. Постриг он принял после войны в Троице-Сергиевой Лавре по благословению Патриарха Пимена. С 1953 года он присоединился к числу братии Троице-Сергиевой лавры, где прослужил до 1975 года.

В Псково-Печерском монастыре архимандрит Андриан с 1975 года. В обители он прошел путь от простого священника до архимандрита.

Старца Адриана называли утешительным батюшкой и любили за особую силу молитвы. К нему многие обращались за советом и утешением.

Памяти архимандрита Адриана

Нина Александровна Павлова (1939–2015), автор замечательной книги об Оптинских новомучениках «Пасха красная», долгие годы была духовным чадом архимандрита Адриана (Кирсанова). До самой смерти она записывала рассказы о знаменитом духовнике Псково-Печерского монастыря, а этой истории и вовсе стала живым свидетелем.

«Смотри, куда ножки Христа идут»

Однажды, после нескольких томительных дней ожидания, мы смогли попасть в келью старца Адриана под шёпот келейника: «Заболел батюшка. Мы из Пскова уже “скорую” вызвали, чтобы госпитализировать его. Не задерживайте батюшку, а?!» Но и без слов келейника видно: батюшке плохо, и благословляющая рука обжигает огнём. Все стараются говорить кратко, и лишь один инок разливается соловьём:

Ещё святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что истинных старцев уже не стало и даже в монастырях не владеют Иисусовой молитвой.

Покороче можно? - шепчет келейник.

Ну, если вкратце, то ещё святые отцы утверждали: «Не все в монастыре спасаются, и не все в миру погибают». Вот у нас в монастыре не братия, а братва, и отец наместник - дракон.

Значит, хочешь уйти из монастыря? - спрашивает батюшка. - А знаешь ли, брат, что монах, покинувший свой монастырь, приравнивается к самоубийце и даже лишается христианского погребения?

Мама болеет, - сникает инок, - и просит разрешения вернуться домой.

Вот и меня мама о том же просила. И была, брат, такая история….

Впрочем, эту историю я уже знаю от московских знакомых старца. А дело было так. Однажды отец Адриан получил от матери слёзное письмо, где сообщалось: сгорел их дом, живут теперь в землянке. А в землянке в дожди вода по колено, и тяжело заболела мать. Вот и умоляла мать сыночка хотя бы на время оставить монастырь, заработать денежку и построить им дом, ибо помощи ждать больше не от кого. Из монастыря отец Адриан тогда не ушёл, но денно и нощно молил святителя Николая Мирликийского помочь его больной матери.

Долго ли молил, не знаю, но вдруг приносят ему сумку с деньгами, а в сумке записка с просьбой передать эти деньги матери монаха, у которой сгорел дом. Кто прислал эти деньги - до сих пор неизвестно. Но когда, купив дом, мать о. Адриана стала осматривать его, то обнаружила на чердаке большую икону Николая Чудотворца, и святитель улыбался ей.

Тяжело тебе, брат, понимаю, - утешает батюшка инока и суёт ему в карман свёрток с деньгами. - Тут мне денежки передали, а ты матери их перешли, чтоб лекарства самые лучшие и питание хорошее. Главное, веруй: не оставит Господь.

Погибаю я, батюшка, - плачет инок. - Хочу спастись, а осуждаю всех.

А на это вот что скажу…

Но договорить им не дают - приехала «скорая». А батюшка всё силится продолжать приём, обращаясь теперь ко мне:

Прошу, ответь на это письмо.

Беру у батюшки нераспечатанное письмо от знаменитой спортсменки-чемпионки, из которого позже узнаю: после травмы позвоночника спортсменку парализовало. Никакое лечение не помогает, но в Бога она верует, крещена ещё во младенчестве, и знакомый священник причащает её на дому.

Напиши ей, - диктует ответ батюшка, - что она некрещёная. А что крестили её во младенчестве, она ошибается. Теперь многие ошибаются так. А после крещения ей полегчает - и глядишь, на поправку пойдёт.

Батюшка, но вы же не прочли письмо и даже не распечатали его, - недоумеваю я.

Разве не прочёл? - удивляется старец и даёт последние наставления. - Без меня ходи к батюшке Иоанну (Крестьянкину). Он духовный, а я кто? Это раньше были великие старцы, а теперь остались одни старички.

Много позже архимандрит Иоанн (Крестьянкин) напишет мне в письме: «Отец Адриан - вот истинный старец, а я лишь душепопечитель». И слово в слово повторит сказанное отцом Адрианом о былых великих старцах и нынешних старичках, имея в виду самого себя.

Старцы иногда говорят одинаково, но они очень разные. У архимандрита Иоанна дар слова, и к нему часто ездили в ту пору именитые интеллектуалы, чтобы послушать богомудрые поучения старца. А к батюшке Адриану всё больше лепится тот горемычный народ, где жизнь - скорбь на скорби и одолевают болезни.

Да что вы ходите за мной толпами? - сокрушается батюшка. - Я же не Пантелеимон Целитель. Господи, покоя нет и помолиться не дают.

Покоя батюшке, действительно, нет. Вот и сейчас «скорую» облепил народ. Женщины плачут, жалея батюшку. А отец Адриан раздаёт им в утешение приготовленные в дорогу припасы, вручая пакет фруктов и мне.

Батюшка, да полно у нас дома фруктов, - отказываюсь я. - Лучше дайте напоследок духовный совет.

Ты о чём?

О том, как жить.

Как жить? - задумывается батюшка. И говорит проникновенно, как говорят о личном. - А ты живи просто. Смотри, куда ножки Христа идут, и иди за Ним.

«Скорая» увозит батюшку в областную больницу, а я вдруг понимаю - ножки Христа ведут на Голгофу. Это тесный путь, но иного нет.

Нина Павлова

Документальный фильм «Спасайте детей своих. Старец Адриан (Кирсанов)»: