Все о танке т 70. Самый массовый из легких. Кем использовались боевые машины


Советский легкий танк Т-70

В ходе боевых действий стало ясно, «по вооружение и бронирование легких танков остается недостаточным. И в КБ Горьковского автозавода во главе с Н.А. Астровым (он стал заместителем главного конструктора ГАЗа) вначале 1942г. разрабатывается новая машина, получившая индекс Т-70. По сути это была дальнейшая модернизация легких танков. Конструкторы броне-корпуса ЮН. Сорочкин, А.Н. Кириллов и Л.И. Белкин спроектировали лобовую часть танка с толщиной брони 45 мм. Основное оружие - 45-мм пушка была размешена в литой башне конструкции В.А. Дедкова. впервые примененной на легких танках. Больше всего проблем возникло с выбором и установкой двигателя. Шестицилиндровый двигатель ГАЗ-! I мощностью 70 л.с. оказался недостаточно мощным для этого танка. Н.А. Астроа предложил установить два таких мотора, разместив их последовательно в линию. Но при испытаниях почти сразу же стал ломаться коленчатый вал второго двигателя.


Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

Потребовались громадные усилия конструкторов завода А.А. Липгарта, А.Н. Кригера. Г.Н. Мозохи-на, Г.В. Эварта для того, чтобы силовой агрегат стал надежно работать. Надо сказать, что все работы проводились в инициативном порядке, без всяких технических требований. Приходилось пересматривать конструкцию целых узлов, не проводя должных испытаний. Задача была одна - не сорвать выпуск танков. Бронекорпуса танков поставлялись Муромским паровозостроительным заводом в Горький и часть корпусов - на заводы в Киров и Свердловск, куда горьковчане поставляли силовые установки. Вместо литой башни стали устанавливать сварную.

Т-70 качали проектировать в октябре 1941 г., а в январе 1942 г. Верховному Главнокомандующему был представлен готовый образец, уже прошедший предварительные испытания. Таким образом, от начала проекта до готового образца за три месяца танк был одобрен и принят на вооружение. С апреля 1942 г. по октябрь 1943 г. Красная Армия получила около 5000 танков Т-70. В сентябре 1942 г. началось производство Т-70 с усиленной ходовой частью и трансмиссией.


Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

КОНСТРУКЦИЯ Т-70

Корпус сварен из катаных броневых листов различной толщины, установленных под углами наклона от 30 до 60. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водители, в крышке люка устанавливался смотровой призменный прибор В. По правой стороне лобового листа располагался люк для доступа к агрегатам силовой передачи, закрывающийся крышкой на болтах. На кормовом наклонном листе справа имелся люк для забора воздуха системы охлаждения силовой установки. закрывающийся сетчатой крышкой. Слева крепился запасной опорный каток.


Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

Башня сварная многогранная, с наклонными листами, смещена влево относительно продольной оси корпуса. Для увеличения прочности стыки листов башни прикрывались броневыми угольниками. На крышке люка устанавливалась вращающаяся цилиндрическая башенка со смотровыми щелями и крепился перископический прибор. Перед маской пушки находился люк вытяжного вентилятора, закрытый крышкой. На боковых листах имелись отверстия с заглушками, используемые при стрельбе из личного оружия. В башне установлены 45-мм пушка и спаренный с ней пулемет. Для наведения на цель имелись телескопический и оптический прицелы.


Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

Функции командира машины усложнились с установкой 45-мм пушки, что привело к снижению точности стрельбы и скорострельности. Подвеска танка по сравнению с Т-60 конструктивно не изменилась, но количество опорных катков дня улучшения удельного давления на грунт увеличили до пяти на каждую сторону. Количество поддерживающих катков осталось прежним - по три на каждый борт. Подвеска - торсионная, все катки обрезинены. Ведущие колеса - переднего расположения, гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления)
Силовая установка состояла из двух карбюраторных двигателей ГАЗ-203. спаренных последовательно, и располагалась в средней части корпуса, вдоль правого борта. Общая максимальная мощность установки 140 л.с.


Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

В кормовой части корпуса, изолированной от боевого отделения герметичной броневой перегородкой, размещались два бака для горючего общей емкостью 440 л. Ма командирских машинах имелись радиостанция и танковое переговорное устройство. На остальных танках для внутренней связи члены экипажа пользовались световой сигнализацией.


Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

В сентябре 1942 г. в конструкцию вносятся изменения - усиливается ходовая часть, в частности увеличивается ширина гусеницы с 260 до 300 мм. Изменяется диаметр зубчатого венца и ряд других мелких изменений. Эти машины получили обозначение Т-70М. На опытных машинах пробовали установить 37-мм автоматическую пушку, опробовалось применение 45-мм трехснарядных кассет. Также была предпринята попытка установки 45-мм полуавтоматической морской пушки, но из-за малых габаритов и тесноты башни попытка не удалась.

Видео: Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

ПРИМЕНЕНИЕ Т-70

Т-70 как нельзя лучше подходил для разведки боем, действий в лесисто-болотистой и резко пересеченной местности. Небольшой шум от работы двигателей, высокая скорость и низкий силуэт тонка делали эту машину незаметной для противника. Благодаря высокой маневренности экипажи Т-70 поражали танки врага бронебойными снарядами в борт и корму. В одном из боев Т-70. удачно сманеврировав, оказался прямо позади кормы тяжелого -фердинанда» " поджег его. "Семидесятки@ входили в состав бригад и полков, вооруженных в основном танками Т-34. Использовали их не только для разведки, но и при определенных обстоятельствах - в качестве танков непосредственной поддержки стрелковых подразделений во время боевых действий.


Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

В сражении под Курском командир Т-70 Онуфриев умело сманеврировал и, зайдя во фланг немецкому тяжелому танку, двумя выс-
трелами зажег его, а экипаж уничтожил из пулемета. При освобождении Киева командир роты Т-70 из 1-й Чехословацкой танковой бригады подпоручик Р.Я. Тесаржик совершил скрытный марш-бросок в тыл противника и уничтожил 9 дзотов, тем самым открыв путь наступающему стрелковому батальону. Т-70 стояли на вооружении и в танковых частях дивизий Войска Польского.
В 1943 г. производство легких танков прекратили.

Видео: Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

Боевое применение танков Т-70

"Малютки", как называли легкие танки, сделали свое дело. Они отстаивали рубежи столицы в трагическом 4I -м. сражались под Сталинградом, отражали атаки армад врага под Курском.
Несмотря на недостатки. Т-70 оставался лучшим легким танком Второй мировой войны и вторым по массовости после Т-34. Всего было построено 8315 машин.
Осенью 1943 г. заводы перешли на массовый выпуск в то время более необходимых самоходных артиллерийских установок СУ-76 М. созданных на базе Т-70 М. Сохранившиеся танки использовались в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах в качестве командирских машин, принимая участие в боевых операциях до конца войны.

Видео: Советский легкий танк Т-70. Советские легкие танки времен Великой Отечественной войны.

___________________________________________________________________________________
Источник данных: цитата из книги М.А.Архиповой: "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"

Любителям военной истории знаком сконструированный Николаем Александровичем Астровым советский танк Т-70.

Характеристики этой боевой машины сразу же говорят сами за себя: данная боевая техника поля боя относится к легкому типу.

К созданию нового танка военных подтолкнул удручающий факт: боевые испытания легких и средних танков РККА (модели от Т-38 до Т-60) в ходе первого года ВОВ выявили их неконкурентность.

В январе 1942 года 70-й танк был продемонстрирован Сталину как усиленная версия предыдущего представителя линейки легких танков Т-60, а уже с марта началось его серийное производство.

Краткая ТТХ легкого танка Т-70

Рассмотрим основные характеристики детища Астрова:

Толщина лобовой брони: снизу - 45 мм; сверху - 35 мм;

Толщина бортовой брони - 15 мм;

Основное вооружение: пушка 20-К калибром 45 мм, (ранее используемая в танке Т-50);

Боекомплект - 90 снарядов;

Пулемет 7,62 мм, 15 дисков с 945 патронами;

Два четырехтактных шестицилиндровых бензиновых двигателя мощностью по 70 л. с.;

Скорость по пересеченной местности - до 25 км/час, по трассе - 42 км/час;

Запас хода по пересеченной местности - 360 км, по трассе - 450 км;

На командирской машине - рация 12Т или 9Р.

Проект танка Т-70 был изначально критичным

Т-70 - танк Великой Отечественной войны, отзывы о котором достаточно противоречивы. И это - несмотря на то, что количество таких изготовленных танков (почти 8,5 тыс единиц) уступало лишь знаменитому Т-34! Объективный взгляд на его достоинства и недостатки выявляет главную причину этого исторического и технического казуса. Она банальна: зачастую провальным бывает проект, который инициируют и продвигают не конечные пользователи (в данном случае - военные), а высшее партийное руководство.

Изначальный предвоенный тезис развития бронетанковых войск - «Армии нужен хороший легкий танк!» - оказался ошибочным. Стратегами не была учтена перспектива вооружения вермахта (а это случилось в 1942 году) артиллерией калибра 50 и 75 мм. Усиленные вражеские пушки эффективно с любых ракурсов поражали Т-70. Танк уступал германским «тиграм» и «пантерам» с орудиями 75-го калибра как по огневой мощи, так и по бронезащите. Командующий пятой танковой армии Катуков М. Е. нелестно писал о них Г. К. Жукову, указывая на невозможность применения Т-70 во встречном танковом бою ввиду заранее гарантированных потерь.

Ошибочно выбранное направление конструирования?

Действительно, русские танки ВОВ поначалу создавались банальным путем совершенствования предыдущей модели, без прогнозирования на основании разведданных создаваемых врагами вооружений поля боя. Исходя из вышесказанного, кажутся закономерными нелестные отзывы о несовершенстве Т-70. Просто улучшить танк Т-60 - этого было недостаточно. Сейчас, спустя более 70 лет со времени реализации проекта данного вооружения, мы уже вполне можем обосновать тупиковость такой мотивации.

Легкие танки (фото их - тому доказательство) были бы идеальны на фронтах Первой Мировой войны. Именно для орудий того времени практически непробиваемой была броня танка конструктора Астрова. Вторым важным козырем была скорость, маневренность Т-70.

Иными словами, необходимость производства легких танков для армии в средине XX века являлась фантазией советских стратегов того времени, не выросших ни тактически, ни стратегически со времен гражданской войны. Заказчикам вооружения следовало бы мыслить адекватно современной им военной мысли!

Выявленные недостатки конструкции Т-70 - индикатор его несостоятельности?

Подобные недостатки были характерны практически для всех легких танков того времени, поэтому, забегая наперед, констатируем факт: ни один из них не стал действительно эффективным на поле боя.

Все легкие русские танки ВОВ проектировались под заказ ведущим конструктором Астровым Николаем Александровичем, как и Т-70. Испытания нового вооружения, проведенные в 1941 году, выявили направления совершенствования танка:

Усиление брони;

Замену одноместной литой башни двухместной шестигранной;

Усиление трансмиссии, траков, бандажей опорных катков;

Замену основного орудия на более современное (последнее так и не было реализовано).

Что тут можно сказать? Не слишком ли много недостатков было присуще базовой модели? Действительно ли именно такая базовая модель была востребована РККА?

Неуместность легких танков на поле боя доказала дальнейшая эволюция танкостроения: армии разных стран постепенно в принципе отказались от такого вооружения поля боя. Вместо них получили развитие другие легкие бронированные машины, преимущественно выполняющие роль обеспечения, которые уже не выступают основной огневой бронированной силой поля боя. Впрочем, с другой стороны, сам процесс создания и модификации Т-70 оказался весьма творческим.

Серийные типы

Промышленное производство легких танков Т-70 производилось в варианте, соответствующем первоначальному проекту конструктора Астрова, а также в модифицированном варианте Т-70М.

Первая разновидность имела неусиленную броню, меньший вес - 9,2 т и больший боезапас - 90 снарядов; вторая - больший вес (9,8 т), достигнутый за счет дополнительного бронирования, усиления узлов и деталей. Боезапас модернизированного танка был уменьшен до 70 снарядов.

По сути, это были конструктивно разные боевые машины, имеющие разные, невзаимозаменяемые детали.

- фиаско для легкого танка Т-70

Реально армии требовались средние и тяжелые танки, способные эффективно поражать вражескую бронетехнику.

Не расслышали партийные бонзы бесчестно репрессированного и расстрелянного в подвале Военной коллегии Верховного советского суда Маршала Советского Союза Михаила Николаевича Тухачевского: «Будущая война будет войной танковых соединений!»

И, соответственно, оборонная промышленность СССР с 1942 года массово изготовляла Т-70 - танк, боевой потенциал которого в 1943 году не выдержал сурового испытания - бескомпромиссного встречного танкового сражения под деревней Курской дугой).

Броня не спасала: 75-м и 50-м калибром вражеской артиллерии легко пробивалась даже ее лобовая часть. Более того, танк оказался уязвимым даже устаревшей немецкой полковой артиллерией калибра 37 мм. Экзамен встречным танковым сражением был провален и, соответственно, после Курской Дуги было прекращено массовое изготовление Т-70.

Однако, как ни странно, именно на втором этапе Великой Отечественной, когда Красная Армия неудержимо наступала, ряд квалифицированных боевых командиров выразили сожаление по преждевременному прощанию с Т-70. Танк все-таки, вопреки очевидным недостаткам, оказался полезен!

О позитивных боевых качествах Т-70

Не дано было выявить его позитив новичкам-танкистам. В то же время асы танкового боя в условиях пересеченной и лесистой местности даже предпочитали эту легкую машину более бронированному среднему Т-34. Чем они мотивировали такой выбор? Во-первых, немецкие тяжелые орудия и тяжелые танки практически одинаково поражали Т-34 и Т-70. Кроме того, ввиду меньших размеров легкого танка прицельный огонь по нему возможен с расстояния полукилометра, тогда как по Т-34 - с километрового расстояния.

Также с помощью Т-70 можно было использовать фактор внезапности при атаке противника. В то же время и тяжелый танк ИС и средний Т-34 были лишены такой возможности из-за более шумных дизельных двигателей.

Практически вплотную, незамеченным, подъезжал по пересеченной местности к лагерю врагов легкий танк Т-70. Ведь шум работы спаренного бензинового автомобильного двигателя мощностью 140 л. с. по уровню звука напоминал всего лишь легковую машину. Генерал-лейтенант Богданов докладывал в главное автобронетанковое управлении о том, что Т-70 из-за своей малошумности идеально выполнял функцию преследования отступающего противника.

Расположение топливных баков в задней части корпуса способствовала крайне редкому детонированию топлива при попадании в танк.

В 1944 году, когда в танковых подразделениях РККА оставалось порядка полутора тысяч танков Т-70, ОГК Наркомата тяжелой промышленности констатировала эффективность его в городских боях. «Семидесятка» была труднопоражаемой «фаустпатронами» и гранатами из-за небольших размеров и высокой маневренности.

Технологичность

Следует признать, что советский танк Т-70 по своей конструкции получился одним из самых эффективных технологически. Для его изготовления использовалась основательно сбалансированная производственная база завода ГАЗ. Эффективно было налажено сотрудничество с заводами-поставщиками узлов и деталей.

Эффективно был организован ремонт вооружения на базе Т-70, поврежденного на фронтах.

Изначально конструктор Астров наладил его производство на Горьковском автозаводе.

В 1942 году заводчане выпустили 3495 единиц этого вооружения, а в 1943-м - 3348. Затем производство Т-70 в 1942 году было отлажено также на заводе №38 (г. Киров). Здесь было изготовлено 1378 таких танков.

Планировалось к производству танка также привлечь Свердловский завод № 37. Однако оно не было здесь подготовлено, и технологические издержки оказались критически высокими. Требовалось вдвое больше двигателей, чем для Т-60, изготовление более мощной катаной брони было более трудоемким. В результате - скромный результат: 10 танков и прекращение производства.

Объективный взгляд на конструктивные недостатки танка

Факт очевиден: идея эффективного легкого танка на фронтах Второй мировой войны оказалась полной утопией. Поэтому и работа над проектом создания Т-70 (несмотря на массу оригинальных инженерных находок, о чем мы еще напишем) заведомо походила на т. е. была обречена на неудачу.

Начнем с того, что советские танки ВОВ (и предмет нашего описания в том числе) имели не лишенную очевидных недостатков компоновочную конструкцию, предполагающую 5 отделений:

Управленческое;

Двигательное (справа - посредине корпуса);

Боевое (башня и слева - посредине корпуса);

Кормовое (где располагались бензиновые баки и радиатор).

Танк с подобными отделениями был переднеприводным, поэтому ходовая часть его часть характеризовалась повышенной уязвимостью.

Т-70 - экспонат бронетанкового музея в Кубинке (Подмосковье)

Не секрет, что легкие танки (фото японского “Ха-Го” и немецкого PzKpfw-II , современных с Т-70, представлено ниже) должны конструироваться с учетом технических и боевых критериев взаимоисключающих друг друга:

Эффективное распределение обязанностей между членами экипажа (функциональная перегрузка командира танка в экипаже из двух человек, включавшем также и механика- водителя);

Огневая мощь орудия оказалась недостаточной (конструкция легкого танка предполагала в качестве основного вооружения 45-миллиметровую нарезную автоматическую пушку 20-К образца 1932 года).

Желающим увидеть типовое вооружение Т-70 - основное орудие и спаренный с ним пулемет ДТ-29 калибром 7,62 мм - рекомендуем посетить специализированный военный бронетанковый музей (Кубинка). Гости музея могут увидеть и оборудование, и оснащение мест членов экипажа.

Командир танка находился в башенном отделении, которое смещено влево относительно продольной оси, а также захватывает левую среднюю часть корпуса. Согласно своим обязанностям, он руководил действиями механика-водителя посредством внутренней связи, осуществлял наблюдение за обстановкой, заряжал и стелял из оружия и спаренного с ним пулемета.

Механик-водитель находился в передней части копуса, посередине.

Поскольку экспонаты музея бережно отреставрированы и, как говорится, находятся на ходу, экскурсанты могут рассмотреть действующие узлы и агрегаты Т-70, составив для себя визуальное впечатление. Что мы имеем в виду, когда упоминаем о функциональной перегрузке командира танка? Слишком много механических, рутинных процессов в нем не было автоматизировано. Этот недостаток могут заметить и посетившие музей (Кубинка). Стоит только внимательно осмотреть механизмы реставрированной боевой машины. Посудите сами:

Ручной привод устройства поворота башни;

Ручной привод подъемника для пушки;

При стрельбе снарядами осколочного типа полуавтоматика не срабатывала, и командир был вынужден вручную открывать затвор и вытаскивать раскаленную стреляную гильзу.

Из-за этих факторов, объективно мешающих вести бой, проектная скорострельность - до 12 выстрелов в минуту - оказалась недостижимой. Реально Т-70 в минуту производил до 5 выстрелов.

Кстати, в этом же музее, а именно в павильоне № 6 посетители смогут увидеть танки фашистской Германии: “тигры” и “пантеры”, которые противоборствовали рассматриваемому нами советскому танку.

Стремительно эволюционировавшие, но все еще далекие от совершенства советские танки времен Второй Мировой войны неизменно пользуются вниманием у посетителей.

Востребованная ходовая часть Т-70

Специально для Т-70 был разработан спаренный двигатель ГАЗ-203. Впереди - мотор ГАЗ-70-6004, а сзади - ГАЗ-70-6005. Шестицелиндровые четырехтактные двигатели - оба были дефорсированы для повышения надежности и ресурса.

Унаследованная от предыдущей модели трансмиссия Т-70 отзывы вызывавала в целом положительные. Она состояла из:

Двухдискового фрикциона;

Коробки передач 4-ступенчатой;

Карданного вала ступенчатого типа;

Конической главной передачи;

Бортовых фрикционов многодисковых;

Однорядных бортовых редукторов.

Гусеница Т-70 состояла из 91 трака шириной 26 см.

Вместо заключения: боевая техника на базе Т-70

Впрочем, танк Т-70 не был тупиковой моделью. была разработана КБ завода №38 (г. Киров) на базе его удлиненной ходовой части. Основным вооружением этой САУ стала 76-миллиметровая пушка ЗИС-3. Сам же Т-70 оказался технологичным и перспективным.

Проектирование нового вооружения было драматичным. Первый конструктор Семен Александрович Гинзбург был обвинен в несуществующих “грехах” после удручающих последствий Куской Дуги, лишен права конструировать, послан на фронт, где погиб. К этому приложил руку конфликтовавший с ним комиссар танкового строительства Зальцман И. М. Впрочем, этот амбициозный чиновник вскоре был мотивированно отстранен от должности.

Назначенный на его должность Вячеслав Александрович Малышев назначил конкурс по модификации СУ-76, куда были привлечены представители ГАЗа и завода № 38.

В результате САУ была перекомпонована и запущена в массовое производство. 75-мм орудие позволяло успешно уничтожать вражеские САУ, легкие и средние танки. Она также была относительно эффективна в борьбе с тяжелой “пантерой”, пробивая маску пушки и бортовую броню. В борьбе же с более новым и более бронированным “тигром” СУ-76 оказалась малоэффективной до введения кумулятивного и

Во втором полугодии 1944 года на вооружение РККА поступила созданная на базе ходовой части танка Т-70.

Сегодня коллекционеры-любители имеют возможность приобрести любую модель танка Т-70. Цена базовой модели (в натуральную величину) - 5 млн руб. Оговоримся, что она оснащена оригинальной ходовой частью, но, конечно же, не предназначена для боя. При этом предлагаются новейшие доработки: от кожаного салона до эхолота.

Советский легкий танк Т-70

В начале 1942 года коллектив Н.А. Астрова разработал легкий танк, явившийся развитием Т-60. Он был лучше бронирован, вооружен 45-мм пушкой. Корпус и башня – с рациональными углами наклона броневых листов, соединенных сваркой или клепкой. Позднее стали устанавливать литые башни.

Компоновку Т-70 унаследовал у Т-60. Отделение управления находилось в корпусе спереди слева, трансмиссионное отделение спереди справа. Ввиду того, что силовой агрегат – два спаренных автомобильных шестицилиндровых двигателя-размещался вдоль правого борта, боевое отделение с башней сместили влево. Главный фрикцион и коробка передач были справа в блоке с моторами, а главная передача и бортовые фрикционы – в передней части.

С сентября 1942 года Т-70 выпускались с усиленной ходовой частью, детали которой не были взаимозаменяемы с предыдущей моделью. Были увеличены ширина трака (с 260 до 300 мм), катков, ленивцев и поддерживающих роликов. Некоторые изменения внесели в конструкцию ведущего колеса, главной и бортовых передач.

Была предпринята попытка установить механизм автоматизированного заряжания пушки. Это вызывалось низкой прицельной скорострельностью, поскольку командиру приходилось совмещать функции наводчика и заряжающего. Это обстоятельство вынудило в начале 1943 года снять Т-70 с производства и заменить его Т-80 с увеличенной башней, в которой размещались два танкиста. Бронирование борта корпуса усилили до 25 мм, двигатели форсировали до 85 л.с., масса выросла до 11,6 т, а высота танка – до 217 см, Боекомплект теперь составлял 94 выстрела. Ходовая часть, трансмиссия, агрегаты управления и прочее оставались, как у Т-70, Т-80 был своего рода «зенитным»: угол возвышения пушки и пулемета составлял 60 , оснащался зенитным коллиматорным прицелом и мог вести огонь по самолетам и по верхним этажам зданий.

Производство Т-80 длилось недолго – до осени 1943 года. Это было связано с недостаточно сильным вооружением и бронированием, И все же Т-70 и Т-80 были лучшими легкими танками второй мировой войны, Выпущено соответственно 8226 и 75 машин.

На удлиненной базе Т-70 созданы самоходные установки СУ-76 и ЗСУ-37.

Советский танк Т-44

Из книги Обозрение отечественной бронетанковой техники автора Карпенко А В

ЛЕГКИЙ ТАНК Т-60 Состояние принят на вооружение в 1941г.разработчик КБ ГАЗИзготовитель. з-ды NN 37,38,264,ГАЗПроизводство. серия 1941-42гг.Боевая масса, т 5,8-6,4Длина, мм:– с пушкой вперед 4100– корпуса 4100Ширина, мм 2392Высота по крышу башни, мм 1750Клиренс, мм 300Ср. уд. давление на грунт,

Из книги История танка (1916 – 1996) автора Шмелев Игорь Павлович

Советский тяжелый танк КВ В феврале 1939 года группа конструкторов танкового КБ Кировского завода в Ленинграде, возглавляемая Н.Л. Духовым, приступила к разработке однобашенного тяжелого танка КВ («Клим Ворошилов») с харьковским дизель-мотором. В сентябре его прототип

Из книги автора

Советский легкий танк Т-40 В 30-е годы советская промышленность создала ряд неплохих легких и малых танков. Наиболее удачным был плавающий Т-38. Когда в Европе началась война, Красная Армия получила новый плавающий Т-40.Как и Т-38, он был создан конструкторским коллективом во

Из книги автора

Советский легкий танк Т-50 В начале 1940 года было решено заменить уже устаревший Т-26 подобным Т-126 СП (СП – сопровождения пехоты).Разработку танка (позднее переименованного в Т-50) возглавляли талантливые конструкторы завода №174 -Лев Сергеевич Троянов (1903 – 1984), а на Кировском

Из книги автора

Советский легкий танк Т-70 В начале 1942 года коллектив Н.А. Астрова разработал легкий танк, явившийся развитием Т-60. Он был лучше бронирован, вооружен 45-мм пушкой. Корпус и башня – с рациональными углами наклона броневых листов, соединенных сваркой или клепкой. Позднее стали

Из книги автора

Советский средний танк Т-44 В октябре 1944 года из цехов харьковского завода №75 вышли первые танки Т-44 (до конца года – 25 машин), И хотя по апрель 1945 года изготовили 180 машин, в боевых действиях они участия не приняли, а в 1947 году их выпуск (всего более 1800 машин) прекратили.Т-44

Из книги автора

Советский тяжелый танк ИС-2 Потребность в более мощном, чем КВ, танке была вызвана возросшей эффективностью немецкой противотанковой обороны и ожидаемым появлением «Тигра» и «Пантеры». Работы над новой моделью с весны 1942 года вела специальная группа конструкторов

Из книги автора

Советский тяжелый танк ИС-3 Несмотря на производство танка ИС-2, работали над более мощным тяжелым танком, уделяя особенное внимание усилению броневой защиты. В конце 1944 года специалисты во главе с Н.Л. Духовым и М.Ф. Балжи спроектировали ИС-3 с корпусом совершенно новой

Из книги автора

Советский средний танк Т-54 В 1945 году был изготовлен опытный образец нового танка (объект 137), отличающийся от Т-44 в основном более мощным вооружением (100-мм пушка Д-10Т). На нем применили движитель Т-44 еще с гребневым зацеплением. Затем началась доработка машины: изменили

Из книги автора

Советский средний танк Т-55 С 1958 года в войска начал поступать новый танк Т-55, созданный в 1955 году на базе Т-54Б. Боевая масса, вооружение и бронирование его не изменились, но, внедрив баки-стеллажи, увеличили боекомплект пушки и запас топлива. Зенитного пулемета не было.

Из книги автора

Советский тяжелый танк ИС-4 Одновременно с разработкой ИС-3 на челябинском и Кировском заводах проектировали тяжелый танк ИС-4. Задание на машину, значительно превосходившую ИС-2, было дано еще в 1943 году. Для этого танка весом около 60 т создавался мощный дизель-мотор В-12.

Из книги автора

Советский тяжелый танк Т-10 Масса ИС-4 оказалась превышенной, поэтому решили создать новый тяжелый танк весом не более 50 т. Его разработка как развитие ИС-3, ИС-4 и ИС-7 была осуществлена в 1949- 1950 годах, а с 1953 года он под маркой Т-10 (ранее ИС-8) пошел в производство. Как и у ИС-3, его

Из книги автора

Советский плавающий танк ПТ-76 В конце 40-х годов несколько конструкторских бюро трудились над созданием легкого разведывательного танка, способного без подготовки преодолевать водные преграды. В качестве движителя на воде предлагали постоянные и откидные гребные винты

Из книги автора

Советский средний танк Т-62 В 1960 году арсенал бронетанковой техники Советской Армии пополнился Т-62. И хотя при его создании использовали агрегаты танка Т-55, в определенном отношении это была революционная машина, потому что впервые в истории мирового танкостроения на ней

Из книги автора

Советский основной боевой танк Т-64 Эту машину, созданную на Харьковском заводе транспортного машиностроения имени В.А. Малышева под руководством генерального конструктора А.А. Морозова, приняли на вооружение в декабре 1966 года, она стала первым танком второго поколения,

Из книги автора

Советский основной боевой танк Т-72 Создан коллективом танкового КБ вагоностроительного завода в Нижнем Тагиле (главный конструктор В.Н. Венедиктов) и принят на вооружение Советской Армии в 1973 году. Серийное производство Т-72 началось в следующем году и продолжается и

Уже в октябре 1941 года стало ясно, что новый легкий танк Т-60, серийный выпуск которого начался месяцем раньше, почти бесполезен на поле боя Его броня свободно пробивалась всеми противотанковыми средствами Вермахта, а собственное вооружение было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага. Усилить же и то и другое без кардинального изменения конструкции не представлялось возможным Двигатель и коробка передач и без того работали в перенапряженном режиме. Рост же массы боевой машины, неизбежный при усилении бронирования и вооружения, просто привел бы к выходу этих агрегатов из строя Требовалось иное решение.

В сентябре 1941 года КБ завода № 37, на тот момент головного по выпуску Т-60, предложило вариант его модернизации, получивший индекс Т-45. По сути дела, это был все тот же Т-60, но с новой башней, в которой была установлена 45-мм пушка. На этой машине предполагалось использовать новый двигатель ЗИС-60 мощностью 100 л.с., что позволило бы увеличить толщину лобовой брони танка до 35 - 45 мм. Однако освоить производство двигателя завод ЗИС не смог в связи с эвакуацией из Москвы на Урал, в город Миасс. Не спасла положение и попытка установить на танк двигатель ЗИС-16 мощностью 86 л.с С его освоением также не все шло гладко, а время не ждало.

Параллельно с заводом № 37 работы по созданию нового легкого танка развернулись на Горьковском автозаводе. В таком развитии событий не было ничего необычного - это предприятие уже имело опыт производства бронетанковой техники, занимаясь серийным выпуском танкеток Т-27 и малых плавающих танков Т-37А в 1930-е годы Здесь же был спроектирован и изготовлен ряд опытных образцов бронетанковой техники В сентябре 1941 года завод получил задание по организации массового выпуска легкого танка Т-60, для чего на ГАЗе было создано отдельное структурное подразделение танкового производства и соответствующее КБ В первых числах сентября главный конструктор завода № 37 Н.А Астров перегнал своим ходом из Москвы в Горький опытный образец танка Т-60, который должен был использоваться на ГАЗе в качестве эталона. Сам Н.А.Астров также был оставлен на ГАЗе для помощи в организации производства танков.

Именно Астров и представил в ГАБТУ Красной Армии проект нового легкого танка с усиленными броней и вооружением, созданного на базе Т-60.

В качестве силовой установки на этой машине предполагалось использовать спарку автомобильных двигателей ГАЗ-202. Опытные образцы спаренных силовых агрегатов, получивших индекс ГАЗ-203, были изготовлены к концу ноября. Однако при первых же испытаниях спарок через 6 - 10 часов работы начали ломаться коленчатые валы вторых двигателей, и только благодаря усилиям конструкторов под руководством А.А.Липгарта ресурс спаренного силового агрегата удалось довести до требуемых 100 моточасов. К проектированию же нового танка в КБ ГАЗа приступили в конце октября 1941 года. Оно велось очень быстро, с использованием принятого в автомобилестроении приема, непривычного для конструкторов танков. Общие виды боевой машины вычерчивались в натуральную величину на специальных алюминиевых пластинах размерами 7×3 м, окрашенных белой эмалью и разбитых на квадраты размерами 200×200 мм. Для уменьшения площади чертежа и повышения его точности на главный вид - продольный разрез - был наложен план, а также полные и частичные поперечные разрезы. Чертежи выполнялись максимально подробными и включали все узлы и детали внутреннего и внешнего оборудования машины. Эти чертежи в дальнейшем служили основой для контроля при сборке опытного образца и даже всей первой серии машин.

1 - ведущее колесо, 2 - 45-мм пушка, 3 - пулемет ДТ, 4 - прибор наблюдения МК-4, 5 - заглушка отверстия для стрельбы из личного оружия. 6 - поддерживающий каток, 7 - направляющее колесо, 8 - опорный каток, 9 - люк доступа к трансмиссии, 10 - бронировка люка воздухопритока, 11 - крышка люка над заливной горловиной системы охлаждения, 12 - жалюзи воздуховывода, 13 - запасной опорный каюк, 14 - крышки люков над заливными горловинами топливных баков, 15 - крышка люка командира, 16 - глушители, 17 - крышка люка для установки переносной паяльной лампы для запуска двигателя в зимнее время, 18 - фара, 19 - крышка люка механика-водителя, 20 - лючок для ручного запуска двигателей, 21 - крышка люка аварийного выхода, 22 - буксирный прибор

В конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение ГАЗ-70, сварили бронекорпус и отлили башню конструкции В.Дедкова. Наряду с литой был разработан и вариант сварной башни. Сборка танка началась в январе 1942 года и по ряду причин шла довольно медленно. Завершить ее удалось только 14 февраля, после чего танк отправили в Москву, где он был показан представителям ГАБТУ. У военных новая машина большого энтузиазма не вызвала. По бронезащите танк лишь незначительно превосходил Т-60, а номинально возросшая, благодаря установке 45-мм пушки, мощь вооружения нивелировалась размещением в башне одного человека, на все руки мастера - командира, наводчика и заряжающего. Однако Н А.Астров пообещал в кратчайший срок устранить недостатки Довольно быстро удалось нарастить броню, доведя толщину нижнего лобового листа корпуса до 45 мм, а верхнего - до 35 мм В итоге постановлением ГКО от 6 марта 1942 года новая боевая машина была принята на вооружение РККА под индексом Т-70 Спустя два дня увидело свет и постановление ГКО о производстве танка, согласно которому к его выпуску с апреля месяца привлекались заводы № 37 и № 38. Однако действительность не позволила этим планам осуществиться полностью Так, например, новый танк требовал вдвое больше двигателей, чем Т-60 Не удалось наладить производство литой башни, и ГАЗу пришлось в спешном порядке обеспечивать другие заводы документацией на сварную башню. В итоге, апрельский план по выпуску Т-70 выполнил только ГАЗ, собравший 50 машин. Завод № 38 в Кирове сумел изготовить только семь танков, а на заводе № 37 их сборку не удалось наладить ни к апрелю, ни в дальнейшем Компоновка новой машины принципиально не отличалась от таковой у танка Т-60 Механик-водитель располагался в носовой части корпуса у левого борта Во вращающейся башне, также смещенной к левому борту, размещался командир танка В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены последовательно два двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса располагались впереди.

Корпус танка сваривался из катаных бронелистов толщиной 6,10,15,25,35 и 45 мм. Сварные швы усиливались клепкой. Лобовые и кормовые листы корпуса имели рациональные углы наклона. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя, в крышке которого у танков первых выпусков имелась смотровая щель с триплексом, а затем устанавливался поворотный перископический прибор наблюдения.

Сварная граненая башня, изготавливавшаяся из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды Сварные стыки стенок башни были усилены броневыми уголками Лобовая часть имела литую маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни сделали входной люк командира танка В броневой крышке люка устанавливался перископический зеркальный прибор наблюдения, обеспечивавший командиру круговой обзор Кроме того, в крышке имелся лючок для флажковой сигнализации.

На танке Т-70 устанавливалась 45-мм танковая пушка обр 1938 года и слева от нее - спаренный пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие сместили вправо от продольной оси башни. Длина ствола пушки составляла 46 калибров, высота линии огня - 1540 мм Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -6° до +20°. Для стрельбы применялись прицелы телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический - в качестве резервного. Прицельная дальность стрельбы составляла 3600 м, максимальная - 4800 м. При использовании механического прицела была возможна только стрельба прямой наводкой на дистанции не свыше 1000 м. Скорострельность орудия - 12 выстрелов в минуту Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки - справа. Спусковой механизм пушки был ножным, спуск пушки осуществлялся нажатием на правую педаль, а пулемета - на левую. В боекомплект входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 дисков). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг - 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялись вручную. Силовая установка ГАЗ-203 (70-6000) состояла из двух четырехтактных 6-цилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 - передний и ГАЗ 70-6005 - задний) суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата соединили тягой с правым бортом. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Два бензобака общей емкостью 440 л находились в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке.

Трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (сталь по ферродо), четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа (4+1), главной передачи с коническим редуктором, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.

В состав движителя танка применительно к одному борту входили ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска - индивидуальная торсионная. Командирские танки оборудовали радиостанцией 9Р или 12РТ, размещенной в башне, и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф. На линейных танках устанавливались светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.

В ходе производства масса танка возросла с 9,2 до 9,8 т, а запас хода по шоссе уменьшился с 360 до 320 км.

В начале октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск танков Т-70М с усовершенствованной ходовой частью. Были увеличены ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов (с 33,5 до 36 мм) подвески и зубчатых венцов ведущих колес. Число траков в гусенице сократили с 91 до 80 шт. Кроме того, были усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы. Масса танка возросла до 10 т, а запас хода по шоссе снизился до 250 м. Боекомплект пушки уменьшили до 70 выстрелов.

С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76 В результате, начиная с 1943 года легкие танки для Красной Армии выпускались только на ГАЗе. При этом во второй половине 1943 года выпуск сопровождался большими трудностями С 5 по 14 июня завод подвергся налетам немецкой авиации. На Автозаводский район Горького было сброшено 2170 бомб, из них 1540 - непосредственно на территорию завода. Были полностью разрушены или сильно повреждены более 50 зданий и сооружений. В частности, сгорели цеха шасси, колесный, монтажный и термический № 2, главный конвейер, паровозное депо, серьезно пострадали и многие другие цеха завода. В результате пришлось остановить выпуск бронемашин БА-64 и автомобилей Однако выпуск танков не прекращался, хотя и несколько снизился - только в августе удалось перекрыть майский объем производства. Но век легкого танка уже был отмерен - 28 августа 1943 года вышло постановление ГКО, согласно которому с 1 октября того же года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942 - 1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М.

Легкий танк Т-70 и его усовершенствованный вариант Т-70М состояли на вооружении танковых бригад и полков так называемой смешанной организации, совместно со средним танком Т-34 В бригаде имелось 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70 Такие бригады могли входить в состав танковых и механизированных корпусов или быть отдельными В танковом полку состояли на вооружении 23 Т-34 и 16 Т-70 При этом полки могли входить в состав механизированных бригад или быть отдельными К весне 1944 года легкие танки Т-70 исключили из штатов танковых частей Красной Армии. Тем не менее в некоторых бригадах они продолжали эксплуатироваться еще довольно долго. Кроме того, часть танков этого типа использовалась в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях Танки Т-70 и Т-70М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны.

Боевое крещение танки Т-70 получили в ходе боев на Юго-Западном направлении в июне-июле 1942 года и понесли серьезные потери Уже первые бои выявили низкие боевые качества новых легких танков, вооружение которых не позволяло им бороться с немецкими средними танками (доля легких боевых машин в Вермахте быстро сокращалась), а бронезащита была недостаточной при использовании их в качестве танков непосредственной поддержки пехоты. Кроме того, наличие в экипаже только двух танкистов, один из которых был крайне перегружен многочисленными обязанностями, а также отсутствие на боевых машинах средств связи крайне затрудняли их использование в составе подразделений и приводили к повышенным потерям. Окончательную же точку в боевой карьере этих танков поставила Курская битва - возможность уцелеть, не говоря уже о том, чтобы выйти победителем, в открытом бою с новыми немецкими тяжелыми танками у Т-70 была близка к нулю Вместе с тем в войсках отмечали и положительные достоинства «семидесяток» По мнению некоторых танковых командиров, Т-70 как нельзя лучше подходил для преследования отступавшего противника, что стало актуальным в 1943 году Надежность силовой установки и ходовой части Т-70 были выше, чем у Т-34, что позволяло совершать длительные марши. «Семидесятка» была малошумной, чем опять-таки резко отличалась от ревущей двигателем и грохочущей гусеницами «тридцатьчетверки», которую ночью, например, было слышно за 1,5 км.

В столкновениях же с вражескими танками экипажам Т-70 приходилось проявлять чудеса изобретательности. Многое зависело и от знания экипажем особенностей своей машины, ее достоинств и недостатков. В руках умелых танкистов и Т-70 был грозным оружием Так, например, 6 июля 1943 года в боях за д.Покровка на Обояньском направлении экипаж танка Т-70 из 49-й гвардейской танковой бригады, которым командовал лейтенант Б.В.Павлович, умудрился подбить три средних немецких танка и одну «Пантеру»1. Совершенно исключительный случай произошел 21 августа 1943 года в 178-й танковой бригаде. При отражении вражеской контратаки командир танка Т-70 лейтенант А.Л. Дмитриенко заметил отступавший немецкий танк. Догнав врага, лейтенант приказал своему механику-водителю двигаться рядом с ним (по-видимому, в «мертвой зоне»). Можно было стрелять в упор, но, увидев, что люк в башне немецкого танка открыт (немецкие танкисты почти всегда ходили в бой с открытыми башенными люками), Дмитриенко вылез из Т-70, перепрыгнул на броню вражеской машины и бросил в люк гранату. Экипаж немецкого танка был уничтожен, а сам танк отбуксирован в наше расположение и после небольшого ремонта использовался в боях

М. БАРЯТИНСКИЙ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Огневой мощи и защищённости спешно разработанному явно не хватало, и конструкторы это осознавали. Но вернуться к производству довольно совершенного возможности уже не было. Новую бронемашину приходилось создавать на основе Т-60. Сразу после его запуска в серию Николай Астров начал работы над дальнейшим совершенствованием машины.

Прототип Т-70 удалось собрать в начале 1942 года, а в конце февраля он пошёл на испытания и в марте официально встал в строй. С того же года началось серийное производство «семидесятого», быстро вытеснившего с конвейеров предшественника.

Описание конструкции

Схему компоновки Т-70 унаследовал от предшественника. Трансмиссия находилась в передней части сварного корпуса, в корме – топливные баки и система охлаждения, боевое отделение совмещалось с моторным. А вот сама силовая установка изменилась – вместо одного шестицилиндрового автомобильного мотора стали устанавливать два. Соответственно вдвое – до 140 л.с. – возросла мощность. Двигатели запускались соединёнными в параллель электростартёрами, в наличии имелся котёл предпускового подогревателя.

Четырёхскоростная коробка передач Т-70 изготовлялась на основе узлов от КПП грузовика ЗиС-5. Ходовая часть несколько изменилась из-за увеличения общей длины – опорных катков стало не четыре, а пять. Подвеска сохранилась торсионная, без амортизаторов.

Два танкиста сидели друг за другом, слева от двигателей. Командир оставался перегруженным обязанностями – он также выполнял задачи наводчика и заряжающего. На Т-70, в отличие от предшественника, переговорное устройство для членов экипажа вошло в штатное оснащение линейных лёгких танков. Радиостанциями по-прежнему оснащались только командирские машины.

Для обеспечения работы раций на командирских Т-70 ставились более мощные генераторы.

Толщину верхнего лобового листа Т-70 довели до 35 мм (он имел угол наклона 62⁰), нижнего (с меньшим углом наклона) –до 45 мм. Такая броня могла защитить от 37 мм и 50 мм снарядов. Толщина вертикальных бортов – 15 мм, достаточная для защиты от пуль. Рубка механика-водителя с лобового листа исчезла, теперь в нём выполнялся только люк со смотровой щелью.

Восьмигранная башня сваривалась из 35 мм листов брони, вместо 25 мм у Т-60. Спереди её закрывала 50 мм литая маска. В крышке башенного люка имелся один поворотный смотровой прибор для командира. Как и на Т-60, в процессе производства Т-70 его защищённость несколько улучшилась за счёт смены гомогенной брони на поверхностно-укреплённую.

Вооружение

20 мм автоматическую пушку ТНШ на Т-70 сменило 45 мм орудие 20К. Разработанная ещё в начале 30-х, эта пушка успешно применялась на многих довоенных советских танках и бронеавтомобилях.

Основным боеприпасом были унитарные выстрелы с бронебойными снарядами БР-240.

На небольшой дистанции они пробивали вертикальный лист брони толщиной около 50 мм, а 18-19 грамм гексала обеспечивали заброневое действие.

Сплошной снаряд БР-240СП не имел разрывного заряда, но его пробиваемость была чуть лучше – до 60 мм брони. В 1942 году для поражения новых немецких танков с лучшей защитой, разработали подкалиберный снаряд БР-240П с вольфрамовым сердечником. Он мог пробить и 90 мм бронелист, хотя только с небольших дистанций.

Для борьбы с группами пехоты и небронированной техникой мог применяться осколочный снаряд О-240. Его применение сопрягалось с некоторыми сложностями – из-за меньшей начальной скорости снаряда автоматика пушки не срабатывала, и гильзу приходилось вынимать вручную. На других машинах это могло значить только потерю скорострельности. Для Т-70 это означало, что гильзу, в условиях тесной башенки, будет «выковыривать» командир, полностью теряющий в такие моменты контроль над обстановкой.



В попытках улучшить боевые качества Т-70 его пытались перевооружить более мощной пушкой того же калибра, а башню заменить двухместной. Из этого проекта в итоге .

Технические характеристики в сравнении с аналогами

В 1942 году лёгкие танки начинали выходить из широкого употребления. Американский «Стюарт» устаревал, и ему активно искали замену. Немецкий Pz.II переводили в учебные части. Новейшие Американские и британские лёгкие танки были специализированными машинами для воздушно-десантных войск.

ТТХ/Танк Т-70 М5А1 Pz.II Ausf.F
Масса, тонн 9,2 15,7 10
Длина, метров 4,2 4,8 4,6
Высота, метров 2 2,6 2
Максимальная скорость, км/ч 42 58 40
Вооружение 45 мм пушка, 7,62 мм пулемёт 37 мм пушка, 3х7,62 мм пулемёта 20 мм автоматическая пушка, 7,92 мм пулемёт
Бронирование До 45 мм До 64 мм До 35 мм

Американский лёгкий танк, разработанный ещё до войны, превосходил Т-70 и по размерам, и по массе. При этом его 37 мм орудие уступало советской «сорокапятке», а прожорливые двигатели «обеспечивали» малый запас хода. Немецкий лёгкий танк выигрывал по средствам связи и наблюдения, но больше ничем похвастаться не мог.


Стоит заметить, что более современный американский танк М24, производство которого началось в 1944 году, по массе превосходил Т-70 почти вдвое и оснащался более мощной пушкой калибра 75 мм. То есть, хотя и считался «лёгким», но фактически был машиной несколько другого класса.

Боевое применение

По штату в каждой танковой бригаде Красной Армии полагалось иметь две роты лёгких танков, вооружённых Т-70. По одной роте должно было входить в состав отдельных танковых полков и батальонов.

Служба Т-70 в РККА началась летом 1942 года.

Первые лёгкие танки, поступившие в 4-й танковый корпус, были полностью потеряны при отражении немецкого наступления. Вскоре стало очевидно, что несмотря на усиленное вооружение, «семидесятый» по боевой эффективности не превосходит предшественника. Конечно, опытные и талантливые экипажи действовали на «семидесятых» вполне эффективно.

Малый вес лёгкого танка позволял эффективно применять его в лесах и болотах, маневренность и небольшие размеры «играли на руку» в городских боях. В битве под Курском Т-70 несли тяжёлые потери, но высокая технологичность конструкции способствовала меньшему, по сравнению даже с Т-34, проценту безвозвратных потерь. Тем не менее, в том же 1943 году Т-70 решили снять с производства.


Не все поддержали такое решение – например, генерал-лейтенант Богданов докладывал, что Т-70 отлично подходит для преследования отступающих частей и действий из засад. Однако выпуск прекратили, и «семидесятые» стали уходить в учебные части. Из штатов роты лёгких танков убрали.

Лёгкие танки Т-70 передавались в сформированные в СССР польскую и чехословацкую армии.

Сразу после войны они были сняты с вооружения. Небольшое количество захваченных нацистами «семидесятых» было официально принято на вооружение вермахта, и использовалось в полицейских частях. Выпущено было более четырёх тысяч танков, а до сегодняшнего дня сохранилось около двух десятков.

Выводы

Лёгкий танк Т-70 унаследовал от Т-60 простоту и технологичность в производстве и эксплуатации. Но оттуда же пришли и все отрицательные стороны конструкции. Кроме того, несмотря на усиленное вооружение, реальная огневая мощь возросла ненамного – немцы в 1942 году начали получать бронетехнику с усиленной защитой. Применять Т-70 в открытых боях было чревато высокими потерями.


Из лёгкого танка всё ещё могла получиться хорошая разведывательная машина – но мешали примитивные приборы наблюдения и перегруженность экипажа. Вносил лепту и маломощный двигатель. А ведь именно «разведывательные» качества помогли прослужить до конца войны заведомо устаревшему «Стюарту».

Разумеется, конструкторы пытались решить эти проблемы, но Т-80 с двухместной башней сразу же потерял замечательную надёжность. Чтобы обеспечить подвижность потяжелевшей конструкции моторы пришлось форсировать – и это плачевно сказалось на их моторесурсе. Вероятно, если бы в производстве сохранился Т-50 с дизельным двигателем – вывод о ненужности лёгких танков бы не сделали.

Т-70 развивал заложенные в предшественнике идеи создания простой и надёжной бронемашины, массовое производство которой можно было бы развернуть в кратчайшие сроки.

И это конструкторам удалось в полной мере. Побочным эффектом такого подхода стал очень низкий потенциал модернизации.

К 1943 году уже не было нужды обеспечить выпуск «хоть каких-то» танков, а для выполнения задач, которые вставали перед новым поколением лёгких танков, Т-70, к сожалению, не годился.

Видео