Боевой железнодорожный ракетный комплекс "баргузин". Бжрк «баргузин» — оружие нового поколения Новый железнодорожный ракетный комплекс РФ



PROMISING MILITARY RAILWAY MISSILE COMPLEXES (RAIL-MOBILE MISSILE SYSTEMS) «BARGUZIN»

31.01.2019

Вероятно, обнаружено место проведения бросковых испытаний БЖРК «Баргузин». Любопытно, что оно расположено всё на той же бывшей площадке РН «Циклон» в Плесецке, где и стартовые позиции, ранее идентифицированные как позиции комплекса «Нудоль». Координаты площадки: N 62°54.448′ E 40°47.115′.
Создание площадки, ориентировочно, началось в начале 2016 года и завершилось осенью 2017, что не противоречит информации появившейся ранее в ряде СМИ. Напомню, что анонимные источники в ВПК подтвердили сведения о том, что на полигоне в Плесецке в ноябре 2016 года прошли бросковые испытания в рамках программы создания БЖРК «Баргузин». Согласно публикации ТАСС, БЖРК «Баргузин» исключен из госпрограммы вооружений до 2027 года. ОКР по созданию БЖРК в настоящий момент приостановлен или завершен, поэтому дальнейшие испытания на площадке не проводятся.
https://bmpd.livejournal.com

15.11.2019


В России создан унифицированный ракетный комплекс «Ярс» для разных типов базирования, в том числе железнодорожного. Об этом, как передает РИА Новости, сообщил создатель баллистических ракет «Тополь-М», «Ярс» и «Булава», генеральный конструктор «Московского института теплотехники», академик РАН Юрий Соломонов.
В то же время проект создания железнодорожного носителя баллистических ракет, комплекса «Баргузин», по-прежнему заморожен. По крайней мере, официальной информации о возобновлении разработки не было.
«Мы создали ракетный комплекс «Тополь-М», сейчас «Ярс» для разных типов базирования: и для подвижного грунтового, и для шахтного, и для железнодорожного – везде единая ракета», – сказал Соломонов в интервью журналу «Национальная оборона».
Предполагалось, что БЖРК нового поколения «Баргузин» разработают до 2018 года, однако в 2017-м «Российская газета» сообщила со ссылкой на источник в «оборонке», что работы по созданию нового БЖРК приостановлены.
Радио Sputnik


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ БОЕВОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС (БЖРК) «БАРГУЗИН»


Работы по боевому подвижному железнодорожному комплексу нового поколения с межконтинентальной баллистической ракетой по ОКР «Баргузин» ведутся при головной роли АО «Корпорация «Московский институт теплотехники» (МИТ) с 2011 года в рамках Государственной програмы вооружений на 2011-2020 годы (ГПВ-2020), с первоначальным сроком завершения Государственных испытаний в 2019 году.
Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК), которые в 2005 г. были сняты с дежурства и затем утилизированы, вновь могут быть введены в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), об этом рассказал командующий РВСН Сергей Каракаев в декабре 2011 года.
Московский институт теплотехники (разработчик ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс» - ред.) начал опытно-конструкторские работы по созданию боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК), сообщил в апреле 2013 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. «Работы по БЖРК развернуты, проводит их Московский институт теплотехники. В начальной стадии ОКРы (опытно-конструкторские работы) идут, пока это не очень дорогостоящие работы - по эскизному проектированию, техническим проектам», - сказал Борисов, добавив, что стоимость работ по созданию БЖРК пока не определена.
Россия планировала создать новый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) до 2020 года, новые БЖРК будут выпускаться только российской промышленной кооперацией, и в отличие от советского образца масса твердотопливной баллистической ракеты будет в два раза меньше, чтобы она смогла поместиться в один железнодорожный вагон. Это будет совершенно другая ракета, совершенно другой комплекс», – отметил бывший командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов.
В конце 2014 года был утвержден эскизный проект комплекса и в 2015 году была начата разработка конструкторской документации. В 2014 году 4-й ЦНИИ Минобороны отчитался по теме БЖРК, принятой в интересах создания перспективных ракетных комплексов подвижного (железнодорожного) базирования. Кооперация исполнителей определена и опытно-конструкторские работы уже ведутся.

В РВСН подтвердили, что создание боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) может вскоре возобновиться, сообщил замкомандующего Ракетными войсками стратегического назначения по работе с личным составом Андрей Филатов в декабре 2014 года. «В ближайшее время материализации этой идеи произойдут. Могу сказать, надо ожидать», – сказал Филатов, подчеркнув, что это может произойти «в ближайшее время».
Перспективный боевой железнодорожный комплекс (БЖРК) для ракетных войск стратегического назначения (РВСН), разрабатываемый в настоящее время, будет носить имя «Баргузин», отметил главком РВСН Сергея Каракаева 17 декабря 2014 года. «Создание новейшего БЖРК планируется в соответствии с поручениями президента РФ. Разрабатывается он исключительно предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса, воплощая в себе самые передовые достижения нашего боевого ракетостроения», - подчеркнул командующий РВСН.
Московский институт теплотехники, основной разработчик современных ракет для РВСН, завершил эскизное проектирование и готовит конструкторскую документацию нового комплекса.
Командующий подчеркнул, что «новейший комплекс воплотит в себе положительный опыт создания и эксплуатации своего предшественника - БЖРК с ракетой «Молодец»» (также известна как РТ-23УТТХ).
Комплекс «Баргузин» значительно превзойдёт своего предшественника по точности, дальности полёта ракеты и другим характеристикам, что позволит данному комплексу десятилетия – как минимум до 2040 года – находиться в боевом составе Ракетных войск стратегического назначения.» – сказал командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев.
Сергей Каракаев отметил, что создание БЖРК позволит в полном объеме восстановить состав ударной группировки РВСН, которая будет включать подвижные грунтовые, шахтные и железнодорожные ракетные комплексы.
Разработка и принятие на вооружение боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) не противоречит требованиям Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), заявил заместитель министра обороны России Анатолий Антонов. «Наличие, создание БЖРК не противоречит обязательствам Российской Федерации по СНВ, а появление БЖРК, как я считаю, не потребует никакого пересмотра этого договора», - сказал замминистра. Мобильные стратегические ракетные комплексы не запрещены договором по СНВ, подчеркнул Антонов, добавив, что каждая из сторон договора имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических ядерных сил.
Один состав боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет типа «Ярс» или «Ярс-М» и будет приравниваться к полку. В дивизионном комплекте «Баргузина» предполагалось иметь пять полков.

В 2015 году специалистами предполагалось, что сам БЖРК будет создан к 2018 году, а после этого примерно два года будут идти летно-конструкторские испытания. В тоже время, генеральный конструктор ракетных комплексов Юрий Соломонов заявил, что такого комплекса ведется, но завершится она очень не скоро.Он отметил, что боевой железнодорожный ракетный комплекс – это комплекс межконтинентального класса. Он не подпадает под ограничения российско-американских соглашений в области стратегических вооружений.
Эскизный проект боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» готов, сообщил в мае 2015 года заместитель министра обороны России по вооружению Юрий Борисов.
- Создание БЖРК идет по плану, сложностей нет. «Баргузин» в составе до пяти ракетных полков поступит на вооружение одной из ракетных дивизий РВСН до 2020 года. В отличие от предшественника, БЖРК «Молодец», новый комплекс ничем не будет отличаться от обычного железнодорожного состава, – рассказал Борисов.
Этап разработки конструкторской документации для боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» предполагалось завершить в середине 2016 года.
Вскоре было отмечено, что принятие на вооружение боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» переносится более чем на год, оно состоится не ранее 2020 года.
Начальник отдела военного образования РВСН полковник Владимир Нестеров в феврале 2016 года подтвердил, что в настоящее время завершено эскизное проектирование БЖРК «Баргузин» и готовится рабочая конструкторская документация всей его системы. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) России в ближайшей перспективе планируют начать подготовку специалистов по эксплуатации боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин», отметил он.

Сроки создания нового ракетного поезда «Баргузин» будут определены в государственной программе вооружений на 2018-2025 годы, сообщил начальник Главного штаба РВСН в 1994–1996 годах генерал-полковник Виктор Есин. «Сроки создания БЖРК будут определены в новой государственной программе вооружений (на 2018-2025 годы), которую планируется принять в 2018 году. Новый комплекс будет создан с учётом того уровня развития технологий, который был достигнут за 20 лет со времени создания первого комплекса. Как планируется, он будет существенно отличаться от своего предшественника», – сказал Есин в мае 2016 года. По его словам, в настоящее время началось создание экспериментальных образцов отдельных элементов БЖРК «Баргузин».
По заявлению генерального конструктора Московского института теплотехники Юрия Соломонова в мае 2016 года, бросковые испытания ракеты для нового российского боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» должны были начаться в 2016 году, возможно, в начале четвертого квартала. По результатам пуска в начале 2017 года будет принято решение о развертывании полномасштабных работ по проекту БЖРК, сообщил он.
Бросковыми испытаниями было необходимо на новом изделии подтвердить реализуемость «минометного» старта изделия и его последующего увода в сторону от ракетного поезда, в котором находятся люди и технологическое оборудование, после чего будет запускаться маршевый двигатель МБР.
В конце октября 2016 года в Плесецке было произведено первое и единственное бросковое испытание ракеты комплекса «Баргузин». Они были признаны полностью успешными, что открывало путь для начала летно-конструкторских испытаний. Тогда предполагалось, что летные испытания ракеты для российского боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» начнутся в 2019 году.
При коррекции ГПВ-2020 в 2015 году основные этапы реализации ОКР «Баргузин» были перенесены за пределы действия ГПВ-2020 и должны были определяться новой Государственной программой вооружений на 2016-2025 (затем на 2018-2027 годы).
Тяжелая МБР «Сармат» и железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин» будут созданы, если их включат в государственную программу вооружений на 2018-2025 годы, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин в июле 2017 года.
Ранее сроки создания этого оружия, которое должно прийти на замену образцам, созданным в кооперации с украинскими предприятиями, неоднократно сдвигались на более поздние.
Разработка перспективных боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) «Баргузин» прекращена в России, было заявлено 2 декабря 2017 года в издании «Российская газета» со ссылкой на представителя оборонно-промышленного комплекса страны. По информации собеседника издания, «тема закрыта, во всяком случае, на ближайшую перспективу».
«Опытно-конструкторские работы по «Баргузину» проведены. Эксперимент с бросковым пуском прошел успешно. Если срочно потребуется, наш ракетный поезд быстро станет на рельсы. А пока про него забудем», - говорится в материале.

Генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов сообщает о том, что бросковые испытания боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» предполагается провести в четвертом квартале этого года . По их результатам будет принято решение о переходе к этапу развертывания полномасштабных работ по комплексу, включая передачу технологии заводу-изготовителю. Поступление первых «Баргузинов» в части РВСН ожидается в 2019 или в 2020 году .

Создание этого уникального комплекса развивается стремительно. Решение о создании БЖРК было принято в 2012 году. И вот уже на подходе бросковые испытания, на которых проверяется способность всех систем комплекса осуществлять выпуск ракеты из транспортно-пускового контейнера. То есть осуществлять минометный старт при помощи твердотопливного ускорителя. Запуска маршевого двигателя ракеты при этом не происходит.

Столь повышенная «производительность» конструкторов объясняется тем, что создается не с чистого листа. В середине 70-х годов в КБ «Южное» начались разработки БЖРК РТ-23 УТТХ «Молодец». В нем использовались твердотопливные МБР 15Ж61 с разделяющимися боеголовками. В 1989 году первый поезд, оснащенный тремя межконтинентальными баллистическими ракетами, заступил на боевое дежурство, то есть начал перемещаться по железнодорожной сети страны. В 1991 году количество таких составов было доведено до двенадцати.

БЖРК представлял собой состав, закамуфлированный под обычный гражданский технический поезд. Три вагона были замаскированы под купейные вагоны, 14 - под рефрижераторы. Имелась цистерна с ГСМ. А также три тепловоза, тащившие три ракеты по 100 тонн каждая. БЖРК мог автономно перемещаться по железнодорожным сетям 28 дней. В боевой расчет поезда входило более 70-и военнослужащих.

На запуск ракеты с момента получения приказа из Генштаба были отведены 3 минуты. Процедура осуществлялась следующим образом. Состав останавливался. Специальное устройство отводило в сторону и заземляло контактный провод. Пусковой контейнер занимал вертикальное положение. После чего осуществлялся минометный старт ракеты - с выключенным двигателем она «выпихивалась» газами из контейнера на 20 метров в высоту. Далее ракета уводилась в сторону от поезда с помощью порохового ускорителя. И уже после этого включался маршевый двигатель - во избежание повреждения факелом двигателя пусковой установки и железнодорожного пути.

Такое базирование имело ряд существенных преимуществ. Обеспечивалась повышенная скрытность местонахождения ракетного комплекса. Из скрытности проистекала надежность охраны стратегического оружия.

«Молодец» также имел громадную устойчивость к ударной волне, возникающей при ядерном взрыве. В 1991 году на полигоне Плесецк был проведен уникальный эксперимент по имитации ядерного взрыва. Неподалеку от ракетного поезда (точная дистанция не разглашается) была выложена пирамида высотой в 20 метров, образованная вывезенными из Восточной Германии противотанковыми минами. Мощность взрыва составила 1000 тонн тротила. Образовалась воронка диаметром 80 метров и глубиной 10 метров. Уровень акустического давления в обитаемых отсеках поезда достигал 150 дБ. Непосредственно после взрыва пусковая установка отработала штатным образом.

При создании железнодорожного комплекса конструкторам пришлось решать множество специфических задач, с которыми они не сталкивались при проектировании «стандартных» МБР. Одна из наиболее серьезных проблем заключалась в том, что при пуске ракеты даже минометного типа нагрузка на железнодорожное полотно достигает такого уровня, при котором могут деформироваться пути. Для предотвращения разрушения насыпи и шпал было использовано сложное демпфирование, в котором принимали участие соседние с пусковой установкой вагоны.

Вполне понятно, что все эти сложные технические моменты автоматом переносятся и на новый БЖРК «Баргузин». Именно поэтому его разработка ведется ускоренными темпами.

А «Молодцу» история отпустила короткий срок. И это было предопределено тем, что победившие в холодной войне США в 1991 году начали навязывать Кремлю свои правила игры - в одни ворота. При этом инициативы назывались «снижением мировой ядерной угрозы», а, по сути, были разоружением России. «Молодец» представлял для Америки одну из наиболее серьезных угроз. Поэтому Вашингтон в 1991 году настоял на том, чтобы лишь половина ракетных поездов одновременно находилась на маршрутах боевого дежурства. Вскоре и это право было урезано - поездам разрешили удаляться не далее чем на 20 км от мест их постоянного базирования.

В конце концов, по договору СНВ-2, подписанному в 1993 году, Россия была обязана уничтожить ракеты РТ-23 УТТХ. Как шахтного, так и железнодорожного базирования. Соответственно, были пущены «под нож» и сами уникальные поезда. 10 из них были утилизированы на Брянском ремонтном заводе. Два - переданы в музеи.

Он возвращается

Несмотря на то, что Госдеп беспрерывно повторяет, что Соединенные Штаты вынуждены наращивать мощь своей армии, дабы сдерживать «агрессивные устремления России», причинно-следственная связь тут абсолютно противоположная. Россия просто вынуждена отвечать на американские «инициативы». К которым относятся и выход из договора по ПРО, и развертывание системы противоракетной обороны в Европе, и придвижение войск НАТО к границам России.

Одна из таких «инициатив» — концепция «Быстрого глобального удара» (Prompt Global Strike, PGS). Она предполагает нанесение массированного глобального удара неядерными силами по любой стране в течение одного часа. Такой удар назван «разоружающим». Это типичный рейганизм, но якобы «с человеческим лицом». На самом деле «разоружение» - это разрушение не только военной структуры, но и промышленных, и административных центров. То есть в значительной степени это удар по гражданскому населению, что эквивалентно применению ядерного оружия. За примерами далеко ходить не надо. В частности, во время Второй мировой войны во время американских бомбардировок Токио было больше жертв, чем в Хиросиме и Нагасаки.

Так вот, БЖРК «Баргузин» - это ответ на PGS.

Головным разработчиком проекта является Московский институт теплотехники. Разумеется, «Баргузин» отличается от «Молодца». Иначе и быть не может, поскольку временное расстояние между двумя комплексами около 30 лет. За это время технологии ушли вперед.

При этом разработчики жестко ограничены требованиями железнодорожных стандартов. То есть они должны вписаться в типоразмеры современных подвижных составов, чтобы ракетный поезд по внешнему виду не отличался от обычного. Так, ракета с пусковым контейнером должна размещаться в стандартном рефрижераторном вагоне, который имеет длину 24 метра.

Разумеется, главный компонент БЖРК - ракета. В «Баргузине» будет использована трехступенчатая твердотопливная МБР , стоящая на вооружении РВСН с 2009 года.

На поверхностный взгляд - это шаг назад, в сторону ослабления боевой мощи комплекса. Поскольку суммарный ядерный заряд у РТ-23 УТТХ больше. Однако эффективность РС-24 существенно выше. Потому что ракета «Ярс» с большей вероятностью способна преодолевать ПРО противника. Это достигается целым комплексом мер. Ракета имеет короткую активную фазу полета, когда работает маршевый двигатель. Полет происходит по настильной траектории. Разделяющиеся боеголовки оснащены современными средствами радиоэлектронной борьбы, а также имеют повышенную защиту от электромагнитных воздействий. И точность наведения у «Ярса» выше.

ТТХ МБР комплексов «Молодец» и «Баргузин»
Дальность, км: 10100 - 11000
Количество ступеней: 3 - 3
Длина, м: 23,3 - 23
Диаметр, м: 2,4 - меньше 2
Масса, т: 104,5 - 49
Забрасываемая масса ГЧ, кг: 4050 - н/д
Количество БЧ - 10 - 4
Мощность одной БЧ, кт: 430 - 300
Круговое вероятное отклонение, м: 500 - н/д

БЖРК «Баргузин» - боевой железнодорожный ракетный комплекс, разрабатываемый на основе другого БЖРК - «Молодец». На данный момент разработка прекращена, и проект ракетный комплекс «Молодец» закрыт.

Что такое БЖРК? БЖРК - ракетный комплекс Баргузин железнодорожного базирования. То есть это поезд с несколькими ракетами на борту, замаскированный под простой гражданский состав и курсирующий по всей стране. «Баргузин», оружие которого — это термояденые ракеты, мог стать одним из таких составов.

История создания «Баргузина»

В онлайн-энциклопедии Википедия про БЖРК Баргузин написано:

  • 2012 год - начало работ по созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин»;
  • Декабрь 2014 года - выбор боевой основы комплекса - ей стала ракета РС-24 «Ярс»;
  • Конец 2015 года - Сергей Каракаев, главнокомандующий РВСН, объявил, что проектирование эскизного варианта БЖРК завершено и началась разработка рабочих чертежей для комплекса;
  • Май 2016 года - генерал-полковник Виктор Есин озвучил примерные сроки создания и принятие на вооружение «Баргузина» - 2018–2025 годы;
  • Ноябрь 2016 года - на космодроме «Плесецк» успешно прошёл первый этап испытаний модифицированной ракеты РС-24 «Ярс», разработанной специально для БЖРК;
  • Декабрь 2017 года - объявление о прекращении работ над проектом.

Прародитель «Баргузина»

Сама по себе идея создания БЖРК как боевой единицы не нова и не принадлежала России или СССР. Первые попытки сделать нечто подобное предприняли США, но проект так и не был принят. А вот СССР идея с атомным поездом понравилась, и уже в 1969 году началась разработка проекта — ракетные поезда нового поколения Баргузин.

Первое боевое дежурство БЖРК «Молодец» начал нести в 1987 году.


В настоящее время большинство комплексов «Молодец» утилизированы по договору СНВ-2, существует лишь два поезда-музея.

«Баргузин» должен был стать глубокой модификацией «Молодца», но проект был закрыт. Разберём строение БЖРК на примере «Молодца».


Устройство

В состав указанного БЖРК входили три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки с ракетами.

Комплекс «Молодец» выглядел как обычный состав из рефрижераторных вагонов.

Почтово-багажных и пассажирских вагонов. У четырнадцати вагонов было восемь колёсных пар, а у трех по четыре.

Три вагона маскировались под вагоны пассажирского парка, остальные, те, что имели восемь осей - под «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.


Вес ракеты составлял 104 тонны и для решения проблемы перегруза применены специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны. Кроме того, длина ракеты не должна была превышать длины стандартных вагонов, поэтому конструкция обтекателя головной части была переделана и стала раскладной.

Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута.

Алгоритм запуска следующий:

  • состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть;
  • пусковой контейнер за счёт системы гидравлики принимает вертикальное положение;
  • после этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты;
  • уже в воздухе ракета запускала маршевый двигатель.

Вся операция занимала около трёх минут. Каждое пусковое устройство могло работать как в составе поезда, так и отдельно от него.

Тактико-технические характеристики комплекса


Почему «Баргузин» не был принят на вооружение

Проект «Баргузин» был очень перспективным. Новость о его создании вызвала волну негодования на Западе. И не удивительно, ведь новый «Баргузин» должен был стать улучшенной моделью другого БЖРК «Молодец». То есть, вобрать от него лучшее и исправить недостатки.

Так, например, «Баргузин» должен был больше походить на обычный товарный состав, чем его предшественник.

В его строении отсутствовали такие признаки как удлинённый вагон, несколько дополнительных колёсных пар и локомотивов, а это немаловажный фактор маскировки. К тому же, БЖРК может в любой момент поменять вектор движения, что затруднит нанесение по нему ответного удара.


И несмотря на все эти преимущества, проект либо заморожен, либо вообще снят с производства. Почему? Есть несколько версий.

Первая - стратегический ход с дезинформацией противника. Старая добрая уловка, пусть потенциальный враг думает, что Россия действительно прекратила разработку БРЖДК нового поколения Баргузин, и ослабит бдительность.

Вторая - разработка действительно прекращена. И на это есть несколько причин. Например, ведущие разработчики вооружения не имеют единого мнения насчёт БЖРК в целом. У этого проекта боевой железнодорожный ракетный комплекс Баргузин есть как сторонники, так и противники.

Не стоит исключать и экономический фактор. Возможно, траты на ракетный поезд Молодец вышли бы слишком большими, и проект мог не оправдать себя. Также стоит добавить, что для армии создание БЖРК — ракетный поезд Баргузин никогда не являлся приоритетной задачей.

Однако, по заверению лиц, ответственных за данный проект, в случае надобности, железнодорожный ракетный комплекс Баргузин будет построен в кратчайшие сроки.


БЖРДК — поезд «Молодец» на стоянке

Характеристики комплекса БЖРК Баргузин

Ниже приведены характеристики БЖРК Баргузин: ракеты и некоторые характеристики всего комплекса в целом.


Ракеты на ЖД платформе

Конструкция БЖРК

Грубо говоря, как боевая единица поезд «Баргузин» никогда не существовал. Вся его разработка и конструкция находится на бумаге с грифом «СЕКРЕТНО», поэтому всё его описание носит предположительный характер.

С виду «Баргузин» представляет собой обычный товарный состав, коих огромное множество. И этим всё сказано. Разработчики были жестко ограничены требованиями железнодорожных стандартов.

То есть они должны вписаться в рамки современных подвижных составов, чтобы БЖРК по внешнему виду не отличался от обычного поезда. Так, ракета с пусковым контейнером должна размещаться в стандартном рефрижераторном вагоне, который имеет длину 24 метра.


Ракета БЖРК нового поколения во время развёртывания

В вагонах БЖРК нового поколения Баргузин устанавливаются межконтинентальные баллистические ракеты «Ярс» с 30 боеголовками мощностью 550 килотонн каждая. Из-за тех же ограничений было принято решение сделать ступени ракет складными.

Кроме того, внутри локомотива размещены командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и личный состав. В случае атаки противника поезд останавливает и готовится к запуску. Створки на крышах вагонов разъезжаются в стороны, механизмы приводят ракеты в вертикальное положение и производится пуск.



Как выглядит со стороны БЖРК Баргузин, фото

Проект Баргузин — достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Скрытность. Благодаря маскировке под обычные поезда РЖД найти БЖРК проекта Баргузин потенциальному противнику будет крайне трудно даже при помощи спутника;
  • Манёвренность. В России огромное количество ж/д путей и «Баргузин» способен менять направление в любой момент, а это затруднит нанесение ответного удара;
  • Экономичность . Обслуживание одной единицы БЖРД обходится дешевле, чем обслуживание любого другого комплекса наземного базирования.

Недостатки:

  • Износ полотна . Вагон с ядерной ракетой намного тяжелее любого грузового вагона. Это вызывает дополнительную нагрузку на полотно и ускоряет его износ. И из-за внеочередного ремонта потенциальный противник может узнать примерный маршрут БЖРК;
  • Несерьёзность . К БЖРК по непонятной причине нет должного отношения. Да, это ядерный ракетный комплекс, но разработка подобных проектов никогда не была в приоритете. Ведь существуют проверенные временем и боем комплексы сухопутного, морского и подводного базирования;
  • Дороговизна . Несмотря на сравнительно небольшие траты на обслуживание, постройка такого комплекса очень недешёвая. И на данный момент в нём нет острой необходимости.

В свое время создание боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) 15П961 «Молодец» с твердотопливной трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) РТ-23УТТХ (по классификации НАТО – SS-24 Sсаlреl Моd 3) с разделяющейся головной частью с 10 боевыми блоками индивидуального наведения стало знаковым событием в отечественных стратегических ядерных сил и позволило существенно повысить боевой потенциал Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Но с тех пор ситуация изменилась кардинально.

НЕВИДИМЫЙ «МОЛОДЕЦ»

Разработка ракетного комплекса железнодорожного базирования на базе МБР типа РТ-23УТТХ была задана в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года. Причем одновременно задавалось также создание на базе этой ракеты комплексов стационарного (шахтного) и подвижного грунтового базирования. Последний создан так и не был, а вот наличие варианта шахтного базирования впоследствии сыграло злую шутку с БЖРК: по большому счету его ликвидация происходила не потому, что надо было уничтожить собственно ракетный поезд, а потому, что надо было ликвидировать стоявшую на нем ракету.

Головным разработчиком БЖРК было назначено днепропетровское Конструкторское бюро (КБ) «Южное», а его главными конструкторами стали братья Уткины: Владимир Федорович из КБ «Южное» отвечал за создание ракеты, а Алексей Федорович, работавший в Ленинградском конструкторском бюро специального машиностроения (КБСМ), отвечал за проектирование стартового комплекса и вагонов для ракетного поезда.

В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками. Комплекс обеспечивал возможность выполнения ракетной стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, для чего в его составе имелась высокоточная навигационная система, а его пусковые установки оснащались специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети. При этом, как указывается в отечественной литературе по истории БЖРК, Алексей Уткин сумел найти уникальное решение «проблемы передачи больших массовых нагрузок на железнодорожное полотно в процессе эксплуатации комплексов БЖРК».

Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец» был принят на вооружение 28 ноября 1989 года, а к несению боевого дежурства первый комплекс приступил еще раньше – 20 октября 1987 года. Производство межконтинентальных баллистических ракет типа РТ-23УТТХ осуществлялось на Павлоградском механическом заводе (ПО «Южмаш»). В период 1987–1991 годов были построены 12 комплексов, а количество выпущенных ракет составило порядка 100.

Ракетные поезда дислоцировались в трех районах страны, причем, что интересно, в связи с огромной массой вагонов – пусковых установок спецпоездов – в радиусе 1500 км от мест базирования последних пришлось проводить укрепление насыпей железнодорожного полотна более плотной щебенкой, уложить более тяжелые рельсы, заменить деревянные шпалы на бетонные и пр.

Можно сказать, что создание БЖРК в определенной степени положительно повлияло и на развитие железнодорожной сети страны. Однако размер затрат на создание ракетного комплекса и обеспечение его эксплуатации был просто колоссален. Но обстановка того времени – холодной войны – того требовала.

В свете потепления отношений между СССР и Западом ракетные поезда начиная с 1991 года стали нести боевое дежурство в пунктах постоянной дислокации – патрулирование проходило на строго ограниченном маршруте, без выезда на железнодорожную сеть страны. Затем же, согласно договору СНВ-2, страна согласилась ликвидировать все ракеты РТ-23УТТХ. Что и было сделано. Поезда же утилизировали в период 2003–2007 годов (последний БЖРК был снят с боевого дежурства в 2005 году).

ЖИВУЧАЯ ИДЕЯ

Ракетные поезда – тема не новая. Причем пионерами здесь, как и по ряду других классов вооружений, стали американские военные. Впервые попытку заполучить в свое распоряжение боевой железнодорожный комплекс они предприняли еще в 1960-е годы, в ходе реализации амбициозной программы создания новой твердотопливной МБР «Минитмен».

Летом 1960 года в рамках теоретической проработки данного вопроса МО США провело операцию «Большая звезда» (Big Star), в ходе которой прототипы будущих ракетных поездов втайне перемещались по железным дорогам Америки. Опыт был признан удачным, и в следующем году подготовили проект, а также прототип «БЖРК по-американски» с пятью МБР. Планировалось уже в 1962 году поставить первый такой поезд на дежурство, а всего ВВС намеревались запустить по стране 30 составов со 150 ракетами. Но летом 1961 года проект закрыли из-за его дороговизны – шахтные «минитмены» оказались дешевле, проще, да и надежнее (см. статью «Молодец» по-американски – неудачный дебют» в этом номере НВО).

В 1986 году идея ракетного поезда вновь овладела Пентагоном, но уже в рамках создания новой тяжелой МБР «Пискипер», также известной как МХ. Поезд, получивший название Peacekeeper Rail Garrison («Железнодорожный гарнизон с ракетами «Пискипер»), должен был нести две ракеты, каждая с разделяющейся головной частью с 10 боевыми блоками индивидуального наведения. Планировалось с 1992 года поставить на боевое дежурство 25 таких поездов. Прототип прошел испытания в 1990 году, но через год не стало главного врага – Советского Союза, а потому для получения «дивидендов мирного времени» США пустили программу под нож (только на закупке семи первых поездов удалось таким образом сэкономить 2,16 млрд долл.).

Но идея в Америке, равно как и в России, оказалась на удивление живуча. Так, в рамках «Анализа альтернатив» по вопросу дальнейшего развития наземной группировки национальных стратегических ядерных сил, завершенного в 2014 году, американские специалисты рассматривали среди прочих так называемый «мобильный вариант», предусматривавший разработку новой МБР в составе подвижного стратегического ракетного комплекса грунтового или железнодорожного типа базирования. Более того, рассматривался еще и «тоннельный вариант» – создание стратегического ракетного комплекса, базирующегося под землей в специально сооруженных тоннелях и перемещающегося по ним. Однако стоимость создания таких комплексов в итоге была признана чересчур дорогой даже для огромного военного бюджета Соединенных Штатов.

НОВЫЙ ПОЕЗД-«ПРИЗРАК»

Российское военно-политическое руководство тоже не осталось равнодушным к идее ракетного поезда. Обсуждать вопрос о необходимости создания на замену утилизированному и отправленному в музеи «Молодцу» стали едва ли не с того дня, как последний БЖРК сняли с боевого дежурства.

Разработка нового комплекса, получившего название «Баргузин», была начата в России в 2012 году, хотя еще в июне 2010 года был обнародован патент, выданный ФГУП «Центральное конструкторское бюро «Титан» на изобретение, обозначенное как «Пусковая установка для транспортирования и пуска ракеты из размещенного в железнодорожном вагоне или на платформе транспортно-пускового контейнера». Головным исполнителем нового БЖРК стал Московский институт теплотехники – создатель «Тополя», «Ярса» и «Булавы».

В декабре 2015 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что «в настоящее время завершено эскизное проектирование, ведется разработка рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса». «Безусловно, при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики, – подчеркивал Сергей Каракаев. – Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН».

«Таким образом, в РВСН будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трех видов базирования: шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, которая в советские годы доказала свою высокую эффективность», – цитировало тогда командующего РВСН агентство «Интерфакс».

В ноябре следующего, 2016-го года успешно прошли первые бросковые испытания МБР для перспективного ракетного поезда. «Первые бросковые испытания состоялись на космодроме Плесецк две недели назад. Они признаны полностью успешными, что открывает путь для начала летно-конструкторских испытаний», – цитировало слова собеседника агентство Интерфакс. Представители Минобороны и оборонно-промышленного комплекса РФ были настроены весьма оптимистично, сообщали, что на 2017 год запланированы доклад президенту РФ Владимиру Путину о перспективах развертывания комплекса «Баргузин» и начало летно-конструкторских испытаний ракеты, предназначенной для него.

И вдруг – неожиданная о том, что «тема закрыта» как минимум на ближайшую перспективу. Что еще более примечательно: в случае официального подтверждения данного решения это будет первым случаем остановки – временно или насовсем – работ в области стратегических ядерных вооружений, которые, напомним, считаются российским военно-политическим руководством главным гарантом безопасности страны от агрессии любого противника, в связи с чем на их развитие ресурсы выделяются в приоритетном порядке.

Так в чем же дело? Просто в банальной нехватке средств в нынешней непростой экономической обстановке, или же изменился сам подход к развитию стратегических ядерных сил России? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть основные особенности БЖРК.

СИТУАЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ

Главной целью создания БЖРК «Молодец» являлось стремление советского военно-политического руководства повысить мощь и эффективность группировки ответного/ответно-встречного ракетного удара в условиях жесткого противостояния со странами – членами военно-политического блока НАТО, и в первую очередь США. Решить эту задачу стало возможным благодаря высокой скрытности действия БЖРК, что обеспечивалось следующими обстоятельствами:

– фактической закрытостью страны для иностранцев, что существенно ограничивало возможности по организации постоянного наблюдения за районами возможной дислокации и патрулирования ракетных поездов (да и советские граждане тоже были в значительной мере ограничены в посещении ряда районов и городов страны);

– отсутствием возможности для вооруженных сил и спецслужб вероятного противника вести воздушную (авиационную) разведку интересующей их территории в глубине Советского Союза, что было обусловлено высокой эффективностью созданной к тому времени системы ПВО;

– существенными ограничениями по ведению круглосуточной космической разведки объектов на территории СССР, что, в свою очередь, было обусловлено слабой развитостью радиолокационных средств наблюдения за земной поверхностью, размещаемых на борту космических аппаратов (спутников) соответствующего назначения и единственно способных обеспечить всепогодный и круглосуточный контроль за районами, представляющими интерес для разведки вероятного противника (наиболее широко распространенные оптические и инфракрасные средства наблюдения такой возможности не давали);

– слабой развитостью высокоточных средств воздушного нападения, в первую очередь таких, как относительно малогабаритные малозаметные крылатые ракеты различного типа базирования, предназначенные для ударов по наземным целям, расположенным в глубине территории противника, и способные совершать полет в режиме огибания рельефа местности (не говоря уже о корректируемых и управляемых авиабомбах большой дальности и, тем паче, гиперзвуковых летательных аппаратах);

– отсутствием таких международных договоров в области контроля за стратегическими наступательными вооружениями, которые тем или иным образом ограничивали эксплуатацию подобных ракетных комплексов.

Однако на сегодня ситуация в данной области изменилась самым радикальным образом, существенно снизив или даже и вовсе нивелировав многие достоинства ракетных поездов, а в первую очередь – их скрытность.

Во-первых, страна стала открытой и свободной для перемещения практически по всей ее территории как для своих граждан, так и зарубежных гостей (при условии, конечно, что последние свободно въехали в Россию).

Во-вторых, современные средства космической разведки включают космические аппараты, оснащенные высокоэффективными радиолокационными средствами обнаружения, которые способны вести всепогодный круглосуточный мониторинг районов дислокации БЖРК, известных по результатам обмена соответствующей информацией в рамках различных международных договоров или же вскрытых в результате разведывательных мероприятий разного рода (а при установлении классификационных признаков ракетного поезда и знании его района дислокации контроль за ним можно установить просто жесткий).

В-третьих, качественный скачок совершили и высокоточные средства воздушно-космического нападения, способные при соответствующем целеуказании и наведении с легкостью вывести из строя такой объект, как БЖРК. Его даже не нужно уничтожать, главное – не дать ему выполнить ракетную стрельбу.

А в исследовании американской корпорации RAND от 2014 года указывается, что ракетный поезд имеет еще и следующие существенные недостатки: более сложное обслуживание; возможность естественного (снег, обвалы) и искусственного (диверсии, аварии) блокирования железнодорожного пути; ограниченный набор маршрутов для движения; более низкая живучесть по сравнению с шахтными комплексами (будучи обнаруженным противником, БЖРК может считаться уничтоженным).

Причем согласно тому набору договоров в области ограничения стратегических вооружений, участником которых является Россия, эксплуатация БЖРК в буквальном смысле зажата в тиски многочисленных ограничений, не позволяющих в полной мере реализовать весь их уникальный боевой потенциал. А самое главное – не позволяет добиться скрытности патрулирования. Если ракетный поезд должен передвигаться только по определенному маршруту или маршрутам в зоне своей дислокации, да еще и регулярно демонстрировать себя воздушным и космическим средствам наблюдения зарубежных «контролеров», то о какой скрытности может идти речь? И это, пожалуй, самое главное достоинство БЖРК, без которого утрачивает смысл сама концепция ракетного поезда (хотя, подчеркнем это особо, запрета на создание таких ракетных комплексов нет).

Конечно, убрать всех этих «контролеров» можно одним росчерком пера – выйти из указанных договоров, сняв тем самым с себя любые ограничения, но такого себе не позволяли две сверхдержавы даже в самые жаркие периоды холодной войны. Не говоря уже о том, что имеется еще и агентурная разведка наших потенциальных «друзей», да и спутники-шпионы никуда не денутся. Получится ли от них замаскироваться – это большой вопрос.

Наконец, нельзя забывать и о том, что невидимость ракетного поезда и невозможность отличить его от обычных товарных поездов – миф. Не верите? В подтверждение приведем слова командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева, сказанные им журналистам в декабре 2013 года. По его словам, вагон БЖРК первого поколения достаточно сильно отличался от вагона-рефрижератора, под который его маскировали. «Он был длиннее, тяжелее, количество колесных пар было больше. Как бы его ни прятали, если БЖРК находился на стоянке, любой специалист мог определить, что это не поезд народного хозяйства», – приводит слова генерала агентство РИА Новости. Вагон нового поезда, по словам Сергея Каракаева, можно замаскировать более успешно, хотя специалисты по железнодорожному подвижному составу подвергли сомнению и этот тезис. Более того, даже если это и получится, то куда деть такой демаскирующий признак, как несколько локомотивов в голове короткого «спецпоезда», – непонятно.

В итоге, как представляется, создание БЖРК в качестве средства ответного или ответно-встречного удара становится весьма сомнительной затеей. В этой связи примечательно, что еще в феврале 2011 года в интервью еженедельнику «ВПК» Юрий Соломонов, генеральный конструктор корпорации «Московский институт теплотехники», говорил: «На самом деле живучесть подвижного грунтового и железнодорожного комплексов практически одинакова. Совсем недавно мы как раз выиграли конкурс по этой тематике, но я был сторонником принятия решения о неразвертывании полномасштабных работ по БЖРК. Во-первых, здесь речь идет не столько о ракетах, сколько о типе базирования, что связано с необходимыми затратами для воссоздания военной инфраструктуры, которая на сегодняшний день полностью разрушена. Это огромные деньги, и они потенциально ничего не добавят к боевой эффективности наших СЯС. Более того, БЖРК обладает принципиальным недостатком в современных условиях: низкая антитеррористическая устойчивость. Это уязвимое место железнодорожного комплекса, и оно существенно снижает его боевые возможности».

Так, может быть, целесообразней выделить дополнительные средства на подвижные грунтовые ракетные комплексы или на новую тяжелую межконтинентальную баллистическую ракету «Сармат»?

БЖРК, или боевой железнодорожный ракетный комплекс "Баргузин" - это новое поколение поездов, вооруженных баллистическими ракетами. Разрабатывается в Российской Федерации. В 2020 году планируется принят на вооружение.

Что представляет собой ядерный поезд? Каким было первое поколение ракетных поездов СССР? Почему у США так и не получилось создать поезд-призрак? На эти и многие другие вопросы вы получите ответы в данной статье.

Что такое "БЖРК"?

БЖРК (или поезд-призрак) – боевой железнодорожный ракетный комплекс стратегического назначения. Комплекс располагается на базе железнодорожного состава, состоящего из тепловоза и грузовых вагонов. Снаружи ничем не отличается от обычных товарных поездов, которые тысячами курсируют по России. Однако, имеет совсем непростую начинку. Внутри размещаются межконтинентальные ракеты, командные пункты, технические системы обслуживания, технологические модули, обеспечивающие функционирование комплекса и жизнедеятельность личного состава. При этом поезд автономен.

БЖРК создавался в первую очередь как основная ударная мощь для нанесения ответного ядерного удара по потенциальному противнику, поэтому обладал качествами мобильность и живучесть. По замыслам командования должен был уцелеть после нанесения по нему удара межконтинентальной баллистической ракетой потенциальным противником.

БЖРК "Скальпель" - предыдущие поколение ядерных поездов

Впервые разработки ядерных поездов начали проводиться в 60-х годах двадцатого века. Работы велись в СССР и США примерно параллельно.

При чем идею создания, по легенде, подбросили, именно, американцы. После неудачных попыток Соединенных Штатов по созданию комплекса было решение пустить дезинформацию о том, что такие поезда активно создаются и скоро выйдут на рельсы. Цель ложной информации была одна - заставить Советский Союз вкладывать огромные средства в нереализуемую задумку. В итоге - результат превзошел все ожидания.

13 января 1969 года был подписан Приказ Главнокомандующего «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23», во исполнение которого к 1980-м годам в СССР впервые в мире был запущен в производство и испытан в условиях, приближенных к боевым, ракетоносец на железнодорожной платформе, аналогов которому не было и нет во всем мире. Как говорили специалисты, на планете не существует более грозного и мобильного орудия, чем подвижный железнодорожный боевой состав с континентальной ракетой на борту.


Над созданием комплекса работал коллектив Российской Академии Наук во главе с братьями Алексеем и Владимиром Уткиными. В ходе создания перед конструкторами стояло несколько серьезных трудностей.

  • Во-первых, масса поезда - огромный вес мог деформировать железнодорожное полотно. Вес самой маленькой МБР (Межконтинентальная баллистическая ракета) составлял 100 тонн.
  • Во-вторых, прямое пламя при запуске ракеты расплавляло поезд и рельсы, на которых он стоял.
  • В-третьих, контактная сеть над вагоном, естественно, была препятствием для запуска ракеты. И это далеко не весь список проблем, с которыми столкнулись советские специалисты.

В БЖРК были использованы ракеты РТ-23У (по классификации НАТО СС-24 "Скальпель"). Для состава были изготовлены специальные ракеты, обладающие выдвижными соплом и обтекателем. Одна ракета несет разделяющуюся головную часть типа «MIRV» с 10 боеголовками мощностью 500 килотонн каждая.

Для распределения нагрузки на пути было принято оригинальное решение. Три вагона были соединены жесткой сцепкой, что обеспечило распределение веса ракеты на более длинный участок железнодорожного полотна. В боевом состоянии выдвигались специальные гидравлические лапы.

Для отведения контактной подвески сети, мешающей запуску было придумано специальное устройство, которое аккуратно убирало провода из зоны работы комплекса. Сеть перед запуском обесточивалась.

Для запуска ракеты было придумано также гениальное решение - минометный пуск. Пороховой заряд выбрасывал ракету на 20 метров над землей, после этого еще один заряд корректировал наклон сопла ракеты в сторону от поезда и уже после этого включался двигатель первой ступени. Таким образом столб пламени огромной температуры не наносил повреждений вагонам и путям, а был направлен в нужную сторону.

Автономность ракетного поезда составляла более 20 суток.

20 октября 1987 года, после проведенных на Семипалатинском полигоне испытаний, ракетный полк РТ-23УТТХ "Молодец" заступил на боевое дежурство. А уже к 1989 году на территории СССР были развернуты 3 дивизии БЖРК, рассредоточенные на расстоянии многих тысяч километров: в Костромской области, в Пермском и Красноярском краях.

Устройство БЖРК включает в себя железнодорожные модули различных назначений, а именно: 3 пусковых модуля МБР РТ-23УТТХ, 7 вагонов в составе командного модуля, модуль с запасами ГСМ в железнодорожной цистерне и 2 тепловоза модификации ДМ-62. Работа над усовершенствованием оборудования не прекращалась и после поступления в войска, и его боевой потенциал неуклонно рос.

БЖРК "Молодец" были кошмаром для американцев. На отслеживание поездов-призраков выделялись огромные средства. Спутники-разведчики искали 12 поездов-призраков по всей стране и никак не могли отличить боевой комплекс от состава с рефрижераторами (вагонами-холодильниками), везущими продукты питания.

После развала Советского Союза, уже в России все изменилось. 3 января 1993 года в Москве подписывается договор СНВ-2, согласно которому РФ должна уничтожить часть своего ракетного потенциала, в том числе и ракеты РТ-23У, поэтому к 2005 году, по официально версии, все БЖРК снимаются с боевого дежурства и уничтожаются, а несколько уцелевших отправляются на хранение для дальнейшей утилизации.

Комплекс официально стоял на боевом дежурстве в Советском Союзе в течение примерно 20 лет, до 2005 года.

Попытки США создать поезд-призрак

США также предпринимали попытки по созданию ракетных комплексов на железнодорожной платформе. Начало их разработок пришлось на 1960-е годы, так как примерно в это же время ученые Пентагона впервые создали баллистическую ракету «Минитмен» на твердом топливе, которая по своим техническим параметрам могла запускаться с малых площадок и в условиях железнодорожной тряски. Разработке дали название "Minitman Rail Garrison".

Изначально планировалось, что поезд-призрак начиненный ракетами будет курсировать по заранее определенным позициям, для чего на указанных местах дислокации будет проводиться работа по созданию условий с целью упрощения запуска и подстройки навигационной системы ракеты под указанные точки запуска.


Первые мобильные ракеты «Минитмен» на железнодорожной платформе должны были поступить в армию США уже к середине 1962 года. Но американская администрация не выделила необходимой суммы для подготовки инфраструктуры и запуска производства прототипов, а программа была отброшена в долгий ящик. И созданные транспортировочные вагоны использовались для доставки «Minitman» в место боевой дислокации – пусковые шахты.

Однако после успехов Советского Союза в разработке аналогичных проектов, США вспомнили о пылившейся с 60-х годов технологии и в 1986 году создали новый проект с использованием старых наработок. Для прототипа была выбрана уже существующая тогда ракета LGM-118A «Peacekeeper». Планировалось, что ее тягу будут обеспечивать четырехосные тепловозы, а каждый состав будет обеспечен двумя вагонами охраны. 2 вагона будет выделяться на пусковую установку с уже заряженной ракетой в пусковом контейнере, в еще одном будет расположен пункт управления, и остальные вагоны займут топливо и детали для проведения текущего ремонта.

Но "Peacekeeper Rail Garrison" так и не суждено было встать на рельсы. После официального окончания Холодной войны власти США отказались от разработок ракетных комплексов на железнодорожной платформе и перенаправили денежные потоки на другие проекты военной индустрии.

В США ракетный комплекс железнодорожного базирования так и не был введен в эксплуатацию – его история закончилась после неудачных испытаний в 1989 году.

Новый железнодорожный ракетный комплекс РФ

В настоящее время по разным причинам на вооружении ни одной из армий мира не стоят железнодорожные пусковые установки. Российская Федерация единственная, кто с 2012 года ведет работы по созданию указанного вида вооружения, и к настоящему времени разработала предварительные проекты железнодорожной пусковой установки, отвечающей всем современным требованиям, предъявляемым к стратегическому вооружению.

Известно, что проектное название нового БЖРК - «Баргузин». Проектная документация свидетельствует о том, что «Баргузин» будет собран из двух основных частей: железнодорожной пусковой установки и боевой ракеты.

Железнодорожная пусковая установка будет располагаться на железнодорожной платформе, к которой присоединена специальная балка с подъемной стрелой и механизмом управления. На железнодорожную стрелу крепится подъемная рама с возможностью продольного перемещения. ТПК (торпедный корпусный перфоратор) с ракетой будет держаться за счет опор, которые крепятся на опорных плитах и снабжены поворотными тягами.

Ракета приводится на старт из ТПК, команды на который подаются из специального вагона в составе БЖРК с выведенными к нему системами управления. При пуске ракеты крыша вагона раскрывается (откидывается), за счет чего образуется необходимое для производства запуска расстояние.

Сравнительные характеристики

Параметр БЖРК "Баргузин" БЖРК "Молодец"
Дата принятия на вооружение 2009 1989
Длина ракеты, м 22,7 22,6
Стартовая масса, т 47,1 104,5
Максимальная дальность, км 11000 10 100
Количество и мощность боевых блоков, Мт 3-4 X 0.15; 3-4 X 0.3 10×0,55
Количество локомотивов 1 3
Количество ракет 6 3
Автономность, суток 28 28

Преимущества нового БЖРК:

  1. Меньший вес поезда
  2. Современные навигационные системы
  3. Большая точность попадания ракет

Ракеты

На стадии разработки проектной документации, перед разработчиками и командованием стоял выбор – какую из современных ракет, состоящих на вооружении в российской армии, использовать в качестве снаряда на БЖРК «Баргузин». После многочисленных обсуждений были выбраны ракеты системы Ярс и Ярс-М. Данная ракета является твердотопливной баллистической ракетой шахтного и мобильного базирования с отделяющейся головной частью, максимальная дальность полета которой составляет 11 000 километров, а мощность заряда в тротиловом эквиваленте составляет от 150 до 300 килограммов. Указанная баллистическая ракета великолепно проявила себя в ходе предварительных испытаний.

Существует ли БЖРК сейчас?

После подписания международного договора СНВ-2 в январе 1993 года Россия лишилась своих боевых железнодорожных ракетных комплексов. Сейчас большинство из них уничтожено, а оставшаяся часть превратилась в экспонаты, стоящие на запасных путях железнодорожных депо. Поэтому фактически до 2006 года наше государство оставалось без ударной группировки для нанесения ответного удара с колоссальными мобильными возможностями. Но в 2002 году Россия отказалась ратифицировать договор СНВ-2, что означало возможность восстановления баллистического ракетного потенциала.

Как было сказано выше, ни у одной из мировых держав в настоящее время не имеется ни одного рабочего БЖРК, состоящего на боевой службе. Единственной страной, предпринимающей шаги по созданию БЖРК, является Россия, и в процессе создания комплекса прошло уже несколько этапов.

Современная ситуация

В 2006 году в войска взамен БЖРК стали поступать наземные мобильные ракетные комплексы «Тополь-М», вооруженные ракетами Ярс. В настоящее время на вооружении российской армии состоит более сотни боевых комплексов «Тополь-М», которые частично могут заполнить брешь, оставшуюся после списания БЖРК.

Современная ситуация дает поводы для оптимизма – все мы надеемся, что к 2020 году в серийное производство поступят БЖРК «Баргузин», которыми будет укомплектована наша армия.

Опытные конструкторские работы (ОКР) над проектом «Баргузин» начаты Московским Институтом теплотехники в 2012 году. Окончание ОКР планируется к 2020 году, и средства на их проведение выделяются уже сейчас. В 2014 году было завершено эскизное проектирование комплекса, а к началу 2015 года проектировщики приступили к первому этапу опытных конструкторских работ по созданию железнодорожной пусковой установки. Разработка конструкторской документации идет полным ходом с 2015 году. Сроки создания отдельных элементов «Баргузин», его сбора и предварительных испытаний станут известны к 2018 году. Начало развертывания комплекса и его поступление в армию планируется к 2020 году.