Сословно-представительной монархии. Сословно-представительная монархия в России: общая характеристика, особенности, государственные институты (XVI – середина XVII вв.)

Этапы развития:

1) До присичение династии Рюриковичей

2) Совпадает со смутным временем

3) Полное прекращение соборной деятельности

27. Общественный строй периода сословно-представительной монархии в России (середина XVI – середина XVII в.).

1. Правящий класс достаточно четко делится

На феодальную аристократию (бояр), экономическая база - вотчинное землевладение

На служилое сословие (дворян), экономическая база - поместное землевладение.

Консолидация феодального сословия сопровождалась укреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности.

2. Городское население

Получает устойчивое наименование "посадские люди".

Сложилась определенная иерархия:

а) гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства) - наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

б) суконная сотня - наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

в) черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы)

г) слободы (ремесленные кварталы и цехи)

Значительная часть дворов в городе принадлежала духовным и светским феодалам, освобождаясь от государственного "тягла" (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.) и называлась "белыми слободами". Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из "черных слобод" квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных "белолистцами" (люди, купившие общинную землю, но не вступившие в общину) городских имуществ.

Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное "тягло" "белые слободы, и возвратив в посад ушедших тяглецов.

Вместе с тем за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад запрещался.

Крестьяне

Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше.

а) Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило "Юрьева дня" (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата "пожилого").

б) Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С I581 г. вводятся "заповедные лета", в течение которых даже yстановленный переход крестьян запрещался.

в) Составлявшиеся в 50―90 гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об "урочных летах", устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5 - 15 лет).

г) Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее "урочные лета" и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Прикрепление развивалось двумя путями:

Внеэкономическим

Экономическим (кабальным).

В XV в. существовало две основных категории крестьян:

Старожильцы, вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину.

Новоприходцы, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной.

По форме зависимости крестьянин мог быть:

Половником (работать за половину урожая)

Серебряником (работать за проценты).

Внеэкономическая зависимость наиболее в чистом виде проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды:

Ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить "детей боярских")



Учащаются случаи отпуска холопов на волю.

Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов крепостными.

28. Государственный строй периода сословно-представительной монархии в России (середина XVI – середина XVII в.).

Сословно-представительная монархия - важный этап в истории феодального государства и права, соответствующий эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства.

Власть монарха в этот период еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Внутри господствующего класса монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии (бывшие удельные князья, крупные бояре), противодействующей дальнейшей централизации государства. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан, которых пришлось более широко привлечь к власти.

В отличие от раннефеодального государства теперь была возможна только одна форма правления - монархия. Но статус монарха несколько меняется. Иван IV провозглашает себя царем, и этот титул приживается. Это было не простой формальностью, а отражало действительное возрастание силы монарха.

1. Боярская Дума

Вместе с тем царь не может обойтись без старого, традиционного органа - Боярской думы. Правда, значение Боярской думы в течение периода меняется. Тем не менее, Боярская дума ограничивает монарха. Введение опричнины принципиально ничего не могло изменить. Царь вынужден был лишь через несколько лет отказаться от нее, так как понял, что может лишиться всякой социальной опоры, т.к террором были недовольны уже все слои господствующего класса. Опричнина не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государственной власти.

2. Земские соборы

Принципиально новым высшим органом государства стали земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монарху:

Для поддержания крупных мероприятий - ведения войны, изыскания новых доходов и пр.

Цари, опираясь на земские соборы, могли через них проводить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы.

Структура:

1. Верхняя палата

В земские соборы входили царь. Боярская дума, верхи духовенства - Освященный собор в полном составе. Они составляли верхнюю палату, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением.

2. Нижняя палата

Была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество). Выборы в нижнюю палату проводились не всегда. Иногда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах.

Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и особенно торговые люди, участие которых было особенно важно для решения различных денежных проблем (для обеспечения средствами при организации ополчения и др.).

Созыв последних соборов относится ко второй половине XVII в.

В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвленная система приказов.

В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV.

Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ, который фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества - по родовитости, знатности.

В период сословно-представительной монархии возникает зародыш центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц.

В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ.

Переход к сословно-представительной монархии привел и к существенному изменению местного управления. Система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были повсеместно введены губные органы. Они выбирались из среды определенных слоев населения. Дворяне и дети боярские выбирали главу губного органа - губного старосту, которого утверждал в должности. Разбойный приказ. губного старосты состоял из целовальников. Целовальники - выборные должностные лица, которые назывались так потому, что они целовали крест с присягой верно служить на этой должности.

К ведению земских органов относился прежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Более крупные дела рассматривались губными органами. Земские старосты и другие должностные лица свои обязанности по рассмотрению гражданских и уголовных дел выполняли без взимания пошлин с населения. Тем самым отменялся прежний порядок, при котором наместники-кормленщики взимали многочисленные пошлины в свой карман.

29. Развитие права в середине XVI – середине XVII в. Виды законодательных документов.

В сословно-представительной монархии значительно активизировалась законотворческая деятельность государства. Правление Ивана4 было ознаменовано применение в 1550году нового судебника. По сравнению с Судебником Ивана3 он имел больше статей.Большое внимание уделялось регулированию вотчин, и наместного землевладения. В 50г.16 века правовому регулированию подвергались различные сферы общественной жизни.Так на освещенном сборе в Москве в 1551 году Иван 4 выступил с речью, где сформулировал 67 вопросов церкви и попросил дать ответы на них, по правилу святых опостолов и сявятых отцов. В результате появился сборник юридических прав под назнавием Стоглав, в тоже время в царском окружении был составлен сборник бытовых и нравственно моральных правил, в нем содержались достаточно серьезные наказания. С помошью которых государство намеревалось бороться с нарушением морали. В период смутного времени появился сводный судебник 1606 -1607года, подставлявший собой версию Ивана4. По окончанию Смутного времени в России остро ощущалась нехватка справедливого закона. Это требование было одним из лозунгов восстания 1641года.Появилось Соборное уложение 1649года.

30) Соборное Уложение 1649 г.: общая характеристика, значение в истории русского права.Соборное уложение- свод законов Русского государства, памятник русского права XVII века, первый в русской истории нормативно-правовой акт, охвативший все действующие правовые нормы, включая и так называемые «новоуказные» статьи. По окончании Смутного времени, царь Алексей Михайлович из новой династии - Романовых приступает к активной законотворческой деятельности. Интенсивный рост числа указов за период от Судебника 1550 года до Уложения 1649 года виден из следующих данных:1550-1600 гг. - 80 указов; 1601-1610 гг. −17; 1611-1620 гг. - 97; 1621-1630 гг. - 90; 1631-1640 гг. - 98; 1641-1648 гг. - 63 указа. В итоге к 1649 году в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу. Этому хаосу «способствовала» разбросанность нормативных актов по ведомствам (по традиции новые законы издавались по запросу того или иного отраслевого приказа, а после утверждения «приписывались» к указной книге этого приказа). Имело место и отсутствие координации в правоприменительной деятельности: зачастую о новой записи в указной книге знали только чиновники конкретного приказа. Кроме того, казуальный характер правовых норм предшествующего периода становился неэффективным. Законодатель теперь стремился регламентировать правовые основы, то есть перейти к нормативному толкованию правовых норм. К принятию Уложения подтолкнул и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским. В неё вошли князь С. В. Прозоров, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и два дьяка - Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября. Ему предназначалось рассмотреть проект Уложения. Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин. Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освященный собор; в другой - выборные люди разных чинов. Депутаты дворян и посадов оказали большое воздействие на принятие многих норм Уложения. 29 января 1649 года было закончено составление и редактирование Уложения. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли подписи участников Земского собора (всего - 315), а по склейкам столбцов - подписи дьяков. С этого подлинного свитка (для хранения которого более века спустя, при Екатерине II, был изготовлен серебряный ковчежец) была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649 Уложение было напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже. Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии отечественной юридической техники. Все делегаты Собора своими подписями скрепили список Уложения, который в 1649 году был разослан во все московские приказы для руководства к действию. Свои поправки и дополнения выборные вносили в Думу в форме земских челобитных. Некоторые решения принимались совместными усилиями выборных, Думы и Государя. Значение Соборного Уложения 1)Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии русского права XV-XVII веков. 2)Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма. 3)В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям. Соборное уложение стало первым печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз.

31) Правовое положение крестьян, посадских людей и холопов в XVII в. (по Соборному Уложению 1649 г .).По Соборному Уложению 1649 г. крестьянин окончательно был превращен в собственность владельца, который мог распоряжаться трудом, имуществом, самой личностью крестьянина и даже его семьей.При изучении правового положения крестьян нужно иметь в виду, что Уложение, не вмешиваясь во многие отношения феодалов с крестьянами, оставляет полный простор для произвола вотчинников и помещиков. Так, например, в Уложении нет норм, регламентировавших размер крестьянских повинностей. За убийство крестьянина феодал подвергался тюремному заключению, а в качестве возмещения убытков пострадавшему от потери крестьянина феодалу он отдавал из своего хозяйства лучшего крестьянина с женой и детьми.Устанавливают ответственность за прием беглых крестьян, бежавших после Соборного Уложения 1649 г. Землевладельцы, принимавшие беглых, были обязаны не только вернуть их, но и уплатить законному владельцу крестьян определенную сумму. При этом устанавливается судебный порядок («по суду и сыску») разрешения споров о возвращении крестьян.Соборное Уложение сохраняет деление холопов на полных, докладных, старинных и кабальных, отличавшихся степенью зависимости. Все холопы, кроме кабальных, были «крепки» своим господам.в течение всей жизни и с семьей переходили по наследству родственникам умершего холоповладельца. Основным источником пополнения кабальных холопов были незакрепощенные элементы общества.Купленные татары также пополняли холопов. Вместе с тем Уложение строго регламентировало источники пополнения кабального холопства. Так, кабала оформлялась только с 15 лет. Запрещалось закабалять верстанных и неверстанных детей боярских.Кабальные холопы находились в зависимости у своих господ в течение срока, установленного кабальной грамотой. Дети кабального холопа по наследству не передавались. Уложение 1649 г. всесторонне регламентировало процесс оформления зависимости по служилой кабале. Холопий приказ обязан был строго проверять место рождения, происхождение и род занятий холопов. Лицу, ставшему кабальным холопом, выплачивалось «жалование» .Особенностью правового положения кабального холопа была зависимость от господина до его смерти.Запрещалось включать кабальных холопов в грамоты, передать их в приданое или по завещанию.Экономической основой бесправия холопов в отличие от крестьян было отсутствие у них собственности.В процессе становления и развития Русского централизованного государства складывалось сословие посадских людей, живших на государевой земле и несших повинности в пользу государства. Посад был особой сферой приложения феодального права. Соборное Уложение 1649 г. впервые в истории русского феодального законодательства посвятило посаду и посадским людям специальную. Они платили в пользу государя оброк с дворов, лавок, которыми владели, и несли ряд других повинностей, выражавшихся в постройке городских укреплений в предоставлении лошадей для гоньбы и т. д. Часть улиц и домов в посадах принадлежала частным, духовным и светским лицам - все эти слободы носили название белых слобод, или белых мест. Они освобождались от царского тягла, т. е. находились в привилегированном положении по сравнению с посадским тягловым населением. Соборное Уложение урегулировало правовое положение посадского населения и прежде всего прикрепило его к данному посаду.

Вопрос 30. Абсолютная и сословно-представительная монархия в России.

1. Признаки абсолютной монархии

2. Особенности абсолютизма в России

3. Идеология абсолютной монархии

1. Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в. Для нее характерны следующие признаки;

*вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;

* наличие профессионального бюрократического аппа­рата;

* создание сильной постоянной армии;

*отсутствие сословно-представительных органов и учреж­дений.

2. Для российского абсолютизма характерны следующие особенности.

* абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;

*социальной опорой российского абсолютизма были кре­постническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с го­родами.

Установление абсолютной монархии в России сопровож­далось вмешательством государства во все сферы обществен­ной и частной жизни. Усиление роли государства также вы­разилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.

3. Идеология абсолютизма может быть определена как пат­риархальная. По специальному указанию Петра 1 Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», ко­торый знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспи­тывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролиро­вать все сферы общественной и частной жизни.

Особенности сословно-представительной монархии в России
Сословно-представительная монархия - форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации
Особенностью периода сословно-представительной монархии - сочетание самой сословного представительства с яркой деспотией азиатского типа характерной для Ивана IV. Опричнина – особый период его правления – террор против бояр и большинства простого населения, то есть период, когда все учреждения, мешавшие монарху, либо распускались, либо уничтожались. Деспотизм характерен не чуть не меньше, чем органы сословного представительства
Царь - сохранил функции высшего органа власти. Царь как глава государства обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и земские соборы. Боярская дума формально сохранила своё прежнее положение. Это был постоянно действующий орган, наделённый законодательными полномочиями и решающий вместе с царём все важные вопросы. В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки и представители городского населения. Боярская дума- была очень основательно придушена и не могла ограничивать царя. Этот орган имел постоянную тенденцию к росту количественного состава и остаётся органом боярской аристократии.
Особое место в системе органов государственного управления занимали земские соборы. Они созывались с середины XVI до середины XVII в. Их созыв объявлялся специальной царской грамотой. Земские соборы включали в себя Боярскую думу, Освященный собор и выборных представителей от дворян и городского населения. Земский собор в разные года выполняли разные функции. В период с 1549 до 80-х одна, до 1613 года чуть другая (появилась возможность избрать царя) и последний период до 1622 года характеризуется, как самый активный в деятельности собора. Далее до 50-х годов происходит затухание их деятельности. Земские соборы решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны и.т.д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем Составом собора. В 1566 году многих из Земского собора, выступив против опричнины Иван IV казнил.
Приказы- целостные системы централизованного правления. Активнее всего создаются в 40-е – 60-е годы правления Ивана Грозного. Появились несколько десятков приказов делившихся не только по отраслям (аптекарский, пушкарский),но и по территории(казанского дворца). К середине XVII века их было уже около 50 и сохранялась тенденция к увеличению количества. Приказы всегда были административными и судебными органами (земский приказ), и не ограничивались какими-либо законодательными рамками
Приказы возглавлял боярин, который входил в думу, а основными служащими были дьяки. Для работы приказов характерен жёсткий бюрократический стиль: строгое подчинение и следование инструкциям и предпосылкам. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и.т.д. Ведение делопроизводства возглавлялось на дьяков. Техническую и концелярскую работу осуществляли подьячие. середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвлённая система приказов. В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно - административным приказам. Также в этот период был Поместный приказ, Казачий приказ. Появились территориальные приказы, ведавшие территориями, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. Существовали и другие приказы: Разбойный приказ, Приказ сбора пятинных и запросных денег, Аптекарский приках, Печатный приказ и пр.
Во второй половине XVI в. земские и губные избы становятся основными органами управления на местах. Земские избы избирались тяглым населением посадов и волостей на 1- 2 года в составе земского старосты, дьячка и целовальников. Эти органы осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции.
Губные избы становятся основными органами управления в уездах. Они выполняли полицейские и судебные функции. Возглавлял избу избираемый населением староста, судопроизводство возглавлялось так же на целовальников, дьяков и подьячих

Судебник 1550 года- царский судебник, который был издан Иваном IV. Он в значительной мере повторяет судебник 1497 года, но более расширен и точен. Это первый сборник законов, разбитый на статьи.
После принятия судебника право продолжало развиваться. Начали вводить приказные книги. В этих книгах каждый приказ записывал все распоряжения и приказы царя относящееся к сфере их деятельности.



ИТОГИ
Особенности сословно-представительной монархии в России:
1) непродолжительность этого периода, тогда как в Западной Европе сословно-представительная монархия просуществовала более длительное время;
2) в России сословно-представительная монархия главным образом имела значение перехода от раннефеодальной монархии к абсолютной, а не самостоятельной формы правления;
3) в России не было специального законодательства, регулирующего деятельность земских соборов и его отношений с царем;
4) органы местного самоуправления в период сословно-представительной монархии формировались на основе выборности и представительства от местного населения;
5) в России одновременно с системой сословного представительства присутствовала ярко выраженная деспотия Ивана IV.
Переход к сословно-представительной монархии знаменовался существенными изменениями в государственном аппарате.Важнейшим из них было возникновение представительных органов. В отличие от раннефеодального государства теперь была возможна только одна форма правления – монархия.

Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты.

Для систематизации общих черт и особенностей сословно-представительской монархии в странах Европы и России, определим сначала признаки, характерные абсолютно для всех монархий:

  • 1. Власть монарха наследственна и передается в установленном законом порядке.
  • 2. Власть монарха не ограничена сроками полномочий.
  • 3. Монарх обладает внешними атрибутами власти, он имеет право на трон, на мантию, на корону, на скипетр, державу и на титул. Держава знак того, что монарх держит все нити управления своей страной. Держава в виде материального предмета бывает различной.
  • 4. Монарх не несет ответственности перед народом.

Сословно-представительная монархия была обычной формой феодального государства в большинстве стран Европы в период расцвета феодализма

Предпосылки для возникновения сословной монархии как относительно централизованной формы государства (по сравнению с государствами периода феодальной раздробленности) создавались развитием городов, начавшимся складыванием внутреннего рынка, обострением классовой борьбы в связи с усилением феодальной эксплуатации крестьянства. Главную опору сословной монархии составляли низшие и средние слои феодального класса, нуждавшиеся в сильном централизованном аппарате для укрепления своей власти над крестьянством. Сословную монархию поддерживали горожане, которые стремились к ликвидации феодальной раздробленности и к обеспечению безопасности торговых путей - условий, необходимых для развития внутреннего рынка.

Анализ обнаружил к середине и особенно к концу XV в. существенные изменения в социальной природе французской сословной монархии, которые привели к расширению ее социальной базы за счет перегруппировки общественных сил в стране. Эта перегруппировка была вызвана в первую очередь эволюцией классов и сословий в ходе социально-экономического развития феодального общества, которое происходило под воздействием товарно-денежной экономики, а также экономических и демографических трудностей, вызванных Столетней войной и эпидемией чумы. Одним из важнейших последствий отмеченных сдвигов, непосредственно связанных с эволюцией государства, явилась трансформация общественных связей, в которой вассальные связи теснились контрактными и договорными отношениями, активно используемыми центральной властью.

Наряду со сдвигами социально-экономического характера социальная перестройка в обществе в значительной мере была связана с ролью в ней государства. Эволюция классов и сословий несет на себе выраженную печать государственного влияния.

Оформление и развитие государственного аппарата привели к активному заполнению его представителями господствующего класса, особенно в высших звеньях финансового и судебных ведомств.

В эволюции духовенства анализ показал сильное влияние на его внутреннюю жизнь государства: значительная часть духовенства связала себя с милостями короля, что отразило развитие процесса формирования государственного галликанизма.

Помимо этого, новые грани обнаружил союз городского сословия и королевской власти, что приводит к образованию чиновного дворянства (дворянства мантии), выходцев из горожан, аноблированных по службе, - обстоятельство имевшее одинаково важное значение для эволюции как дворянства, так и городского сословия. Вовлечение дворянства вместе с городским сословием в государственный не привело к существенному ослаблению правовых границ дворянства, а также сближению этих общественных сил.

Государство, наконец, явилось существенным фактором процесса сословного определения класса крестьянства, поддерживая через Парламент его попытки улучшить свое экономическое и юридическое положение, поскольку это укрепляло его влияние на крестьянство и ослабляло сеньоров. Включение крестьянства в орбиту судебной, финансовой и военной политики было для французской монархии одной из самых существенных проблем, решенных ею именно в период XIV-XV вв.

Существенным итогом этапа сословной монархии явилось выраженная политическая активность сословий и политизация сознания широких народных масс, что нашло отражение в деятельности сословно-представительных органов, а также в классовой и социальной борьбе того времени. Рост политической активности и сознательности широких народных масс, получивший отражение в социальных движениях и освободительной борьбе, объясняется процессом развития сословий, который шел через ремесленные и городские корпорации в среде горожан и сельские коммуны и общины в среде крестьянства.

Вызванный к жизни потребностями незавершенного процесса централизации, сословно-представительный режим с момента своего возникновения способствовал в конечном счете укреплению королевской власти и государственности, в чем сказалось прогрессивное значение этого организма. Объективная необходимость в его функционировании предполагала выгоды, извлекаемые при этом монархией. Она заключалась в военной, финансовой, политической помощи, которую она получала от сословий, а также в корректировке политики центральной власти.

Результатом этой помощи явилось существенное укрепление монархии, которое определило в ее пользу в конце XV в. баланс взаимоотношения с сословиями, что способствовало свертыванию сословно-представительной практики.

В середине 16 в. начинает складываться сословно-представительская монархия. Сословно-представительным органом была Боярская дума - постоянно действующий при царе орган. В ее состав входили представители таких сословий, как бояре, дворяне и бывшие удельные князья (ближайшие родственники царя). Земский собор - сословный орган, действовавший в период с середины 16 до середины 17 в. созыв объявлялся специальной царской грамотой. В его составе: боярская дума, освященный собор (духовенство), выборные от дворянства и посадов. Дворянство - главное служилое сословие, основа царского войска и бюрократического аппарата. Некоторые соборы выполняли роль избирательного органа в период между царствованиями, другие - совещательного, однако полномочия земского собора были не безграничны.

Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие предпосылки образования сословно-представительной монархии в России:

  • 1. Увеличение территории страны, возросшая численность населения и увеличение его плотности требовало реорганизацию местной власти. сословный представительный монархия
  • 2. Для ликвидации или по крайней мере ограничения монастырского землевладения требовалось усиление великокняжеской власти.
  • 3. Рост барщины и оброка потребовали укрепления власти помещиков.
  • 4. Развитие внешнеторговых связей России с Западом и Востоком требовало ликвидации Казанского ханства и Великого княжества Литовского.
  • 5. В связи с предпосылками образования единого рынка для страны становилось жизненно необходимо преодоление пережитков феодальной раздробленности.
  • 6. Дворцово-вотчинная система организации государственного аппарата не обеспечивала необходимого уровня государственного управления.
  • 7. Система кормлений становилась серьёзным препятствием дальнейшего объединения страны.
  • 8. Боярское правление показало необходимость усиления великокняжеской власти.

Таким образом, можно сделать вывод, что утвердившееся в научной и учебной литературе определение Российского государства второй половины XVI века как сословно-представительской монархии, весьма условно. Во-первых, в России к этому времени еще не сформировались сословия. Во-вторых, земские собрания были ни чем иным, как «информационными и декларативными совещаниями, а в крайнем случае - представительством интересов, которые иногда совпадали с интересами правительства» . Нельзя сказать, что земские соборы действительно представляли интересы территорий; они не избирались по какому-либо принципу населением, не имели определенных полномочий.

Говорить об окончательном оформлении в России сословий можно не ранее XVII века, когда различные социальные группы начинают осознавать свои особые интересы и бороться за их воплощение. Однако и тогда сколько-нибудь законченная система представительства не сложилась, на соборах преобладали преимущественно московские чины, но самое главное - они не стали законодательным органом, не делили власть с царем и даже не пытались этого делать: в период Смуты, когда реальную власть на себя взял «Совет всея земли», представители земств, словно тяготясь правительственными обязанностями, поспешили избрать царя, чтобы передать ему бремя власти. Это самоустранение земщины и стало главной причиной восстановления самодержавия после смуты.

В то же время по отношению к XVI веку можно сказать, что, хоть в Московской Руси сословий, подобных западным, не было, отдельные чины содержали в себе те сословные качества, которые позднее - в XVIII в. - проявились, окончательно обнаружив себя при Екатерине II. Это, по крайней мере, относится к дворянству, получившему законодательное подтверждение своих сословных привилегий.

Эволюция социальной структуры общества в истории России.

Социальная структура российского общества в XVIII веке.

Формой стратификации в 18 веке являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XVIII век, люди разделялись на сословия.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV-XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X-XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус.

Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись правилами поведения, ритуалом обращения. А в феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию - дворянству.

Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин - ранг каждого государственного служащего. До Петра I понятие чин обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. В 1722 году Петром I в России введена новая система титулов, правовой основой для которой послужила «Табель о рангах».

Высших должностей в государственной службе было меньше, чем низших. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

В середине XIX века была большая численность дворян и классных чиновников. Верхний слой благородного сословия составляло титулованное дворянство, т.е. дворянские роды, имевшие баронские, графские, княжские и иные родовые титулы. До XVIII века в России существовал только княжеский титул, обозначавший принадлежность к роду, который в древности пользовался правом княжения на определенной территории. При Петре I впервые введены родовые титулы западных государств: граф и барон. В XVIII веке графский титул расценивался как равный или более почетный, чем княжеский.

Высшей степенью княжеского титула был титул великого князя, который мог принадлежать лишь членам императорской фамилии. Великий князь - наследник престола.

Во время Великой французской революции 1789 года низвергнувшей сословную систему, явилось недовольство широких слоев населения, лишенных гражданских прав и возможности голосовать. В этом же году третье сословие провозгласило себя Национальным собранием, т.е. не сословным, а общенациональным институтом.

Революционные реформы, касающиеся собственности церкви, и отмена привилегий потомственного дворянства, с одной стороны, вызвали эмиграцию целых социальных групп, а с другой - сплачивали нарождающийся лагерь противников революции.

Просвященный абсолютизм

Просвещённый абсолютизм -- политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов, принявших идеи философии XVIII века..

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма -- союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

В России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с одновременным разделением общества на просвещенных дворян и непросвещенных крестьян раскололо народ и подорвало едва сложившийся монархический строй (что выразилось в 75-летнем периоде переворотов и фиктивных правлений цариц после смерти Петра I). Просвещенный класс говорил сначала на немецком языке, затем перешел на французский, и при этом глубоко презирал непросвещенных русскоязычных крестьян, рассматривая их исключительно как субъект применения абсолютной власти. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало крепостное право, превратившееся в чистое рабовладение при Екатерине II, а также формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.

В середине XVI в. происходящие в стране социально-экономиче­ские и политические процессы обусловили изменение формы Московского государства: она превратилась в сословно-представительную монархию.

Сословно-представительная монархия – это промежуточная форма правления между раннефеодальной и абсолютной монархиями.

Основным признаком сословно-представительной монархии является ограничение власти монарха сословно-представительными учреждениями: Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии, рейхстагом и ландтагами в Германии, сеймами в Венгрии, Чехии, Польше, кортесами в Испании. В России это выразилось, прежде всего, в появлении особого государственного органа - Земского собора.

В отличие от Западной Европы в России Земские соборы возникали не по требованию сословных представителей, а по инициативе царей для упрочения их власти. Ограничивая царскую власть, Земские соборы в то же время объективно ее укрепляли.

Земские соборы созывались царями «для земского совета и для государственного опиранья» более ста лет: с середины XVI в. до середины XVII в. Только в XVI в. Земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг.

Земские соборы возникли по примеру церковных соборов, которые время от времени собирались митрополитами, по воле царя, для решения внутрицерковных вопросов. В 1550 г. молодой царь Иван IV впервые созвал собор представителей разных областей своего царства, на которм он обличал «неправды» и злоупотребления бояр. Царь обещал, что отныне он сам будет «судьёй и обороной» для своего народа. О первом Земском соборе осталось мало информации, но в том же году был принят новый «Судебник», были намечены и реализованы важные мерприятия по улучшению государственного управления.

В дальнейшем Земские соборы решали основные вопросы государствен­ной жизни: избрание или утверждение царя, принятие зако­нодательных актов, введение новых налогов, объявление вой­ны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были прини­маться всем составом Собора.

В состав Земских соборов входили представители трёх сословий: «ос­вященный собор» из представителей высшего духовенства, Боярская дума и представители служилого дворянства, и выборные от городов и посадского населения. Общее количество участников обычно составляло около 300-400 человек. В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались, в основном, должностные лица, стоявшие во главе местных органов. На соборах было также представлено свободное север­ное крестьянство, которое создавало общие с посадскими людь­ми «всеуездные миры», но огромная масса владельческих (крепостных) крестьян вообще не была представлена. «Вообще, - писал Ключевский, - состав собора был очень изменчив, лишен твердой, устойчивой организации».


В разные эпохи значение и характер Земских соборов в Московском государстве были различны. Большинство соборов носило лишь совещательный характер: выбор­ные люди излагали свои «нужи и всякие недостатки» и затем предоставляли решение вопроса царю. Соборы первых лет царствования Романовых принимали ре­шение о введении новых налогов, без которых слабое пра­вительство Михаила не могло бы восстановить военную силу и административную организацию государства. Иными словами, они имели организационный характер. «Уло­женный» собор 1648-1649 гг. имел законодательный ха­рактер: на нём было принято знаменитое «Соборное уложение». Наконец, избирательные соборы 1598 и 1613 гг. имели учредительный характер и олицетворяли верховную власть в государстве.

В эпоху Смутного времени и сразу после него деятельность Земских соборов сыг­рала весьма важную роль в деле восстановления разру­шенного Смутой «великого Российского царствия», что стало их большой исторической заслугой. Хотя Земские соборы превратились в сословно-представительные органы власти только в XVII веке и не имели чётко определённых компетенций и порядка работы, они стали играть важную роль в государственной жизни.

По мере усиления царской власти во 2-й половине XVII в. и в связи с ростом бюрократизации управления Земские собо­ры приходят в упадок. Последний Собор был созван в 1653 г. для принятия Украины в состав России и принятия решения о войне с Польшей. С этого времени Земских соборов полного состава больше не собиралось.

Другой характерной чертой сословно-представительной монархии является сохранение на первом этапе старых органов власти. Так, в России продолжает играть значительную роль Боярская дума (она входит в Земский собор, как основная сила), имеются сильные остатки дворцово-вотчинной системы управления, но наряду с этим местное управление организуется на основе представительства (губное и земское самоуправление).

Сословно-представительная монархия в России оформляется реформами Ивана IY Грозного. Реформы привели к расширению прав средних и мелких феодалов, на которых опирается Иван IY в своей политике.

Реформы Ивана IY привели к централизации государственной власти. Именно в этот период был нанесен решительный удар по пережиткам феодальной раздробленности в государственном управлении.

Начиная с 1547 г. глава Русского государства стал именоваться царем, великим князем и самодержцем всея Руси. Изменение титула преследовало политиче­ские цели - укрепление власти монарха и ликвидацию основ для притязаний на престол со стороны бывших удельных кня­зей. В конце XVI в. сложился порядок избрания (утверждения) царя на Зем­ском соборе.

Царь как глава государства обладал большими полномо­чиями в административной, законодательной и судебной сфе­рах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и Земские соборы.

Боярская дума формально сохранила свое прежнее по­ложение. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться ор­ганом боярской аристократии. В 1549 г. была учреждена Избранная рада, членами которой являлись близкие к царю лица.

С её помощью царь пытался снизить влияние боярства, но это не удалось: Избранная рада распалась в 1560 г., когда из неё были удалены священник Сильвестр и дворянин Адашев.

Большую часть своей задокументированной истории развитые государства управлялись той или иной формой монархии. В начале древние племена принимали все важные решения на племенных советах, в которых на равных условиях участвовала большая часть жителей. Но с развитием поселений чаще всего получалось так, что власть принимали (а зачастую и брали силой) лидеры, которые и становились первыми монархами.

Небольшие и простые по своему устройству протогосударства вполне могли управляться одним человеком. Однако рост их территорий, населения, а также структуры, создавали необходимость в разделении обязанностей. Так появляются классы, из которых позже сформируются сословия. Одним жителям государства предстояло возделывать землю, другим - охранять государство, третьим - вести судебные дела, четвертым - заниматься , пятым - торговать. Высшая власть при этом по-прежнему принадлежала верховному правителю, то есть монарху.

Вместе с усилением страны росло и влияние классов/сословий, однако они по-прежнему не имели прямых управления государством. Причем отдельные представители сословий сосредотачивали в своих руках огромную власть. История знает немало примеров, когда армии отдельных дворян во времена превосходили по силе королевские армии, а обычные торговцы с легкостью ссужали деньги на жизнь беднеющего королевского двора. При этом, никто по-прежнему не был застрахован от принятия монархом непопулярных решений, которые могли нанести ущерб благосостоянию и даже жизни жителей страны. В этот момент возникают предпосылки для появления сословно-представительской монархии.

Как работает сословно-представительская монархия?

Сословно-представительная - самый органичный способ передачи части власти лишенным ее. Способы достижения этой цели могут быть разными: как мирными, так и военными. Таким образом, в результате реформ, дворцовых переворотов или вооруженных восстаний, возникают сословно-представительские монархии.

При сословно-представительской монархии верховный правитель уже не обладает всей полнотой власти. Управление государством разделяется с представителями сословий. Формы и степень их влияния на принятие решений могут быть разными.

В одних случаях монарх устраняется от решения важных государственных вопросов совсем и эта обязанность ложится на постоянно функционирующий орган власти (парламент, Генеральные штаты, сейм и т. д.), в который входят выборные представители всех или только наиболее влиятельных сословий.

В других случаях собрание представителей сословий имеет временный характер: они могут собираться периодически, только для принятия важнейших решений. Первым примером возникновения такой формы правления в России стало царствование Ивана Грозного, который собрал Земский собор, участниками которого стали представители всех слоев общества, исключая