Какой принцип положен в основу образования ссср. История России (экзаменационные билеты). Внешняя и внутренняя политика ссср

В 1921-1922 г. Советская страна представляла собой несколько независимых государств - Российская Федерация, Белоруссия, Украина, Закавказские республики (Армения, Грузия, Азербайджан). Все эти советские республики, хотя и сплоченные в тесный союз, не составляли единого государства.

Его создание было важнейшей задачей партии и народа. Важность этой цели определялась многонациональным составом населения страны и необходимостью дальнейшего укрепления дружбы и братского сотрудничества для решения экономических, политических и оборонных задач.

На пути решения этого вопроса вставало немало трудностей. Прежде всего сказывался различный уровень социально- экономического и политического развития. Если Центральная Россия и значительная часть Украины в это время достигли сравнительно высокого уровня развития, то большинство восточных районов сильно отставали от них. Кроме того, ненависть народов национальных районов к царизму и его чиновникам, к русским помещикам и капиталистам, к их колонизаторской политике приводила к известному недоверию ко всему русскому. В борьбе за укрепление дружбы и братского сотрудничества народов нужно было преодолеть великодержавный шовинизм и местный национализм.

Но действовал и ряд мощных факторов, которые предопределяли возможность создания единого многонационального государства. Во-первых, у народов России в течение длительного периода исторического развития сложились тесные экономические связи, развилась специализация отдельных экономических районов и разделение труда между ними. Во-вторых, огромную роль играло и то, что в России между отдельными ее регионами сложились единые транспортная сеть (водная и железнодорожная) и почтово-телеграфная связь, развивались культурные, языковые и другие контакты. В-третьих, объединяющим фактором было и то, что общими были цели и задачи построения социализма, единство общественного и политического строя.

Со времени Октябрьской революции советские республики накопили немалый опыт в организации братского союза и налаживании тесного сотрудничества. Еще в годы гражданской войны начался процесс складывания общесоветской договорной федерации всех независимых республик. Именно в это время сложилось единое политическое и военное руководство, вооруженные силы образовали единую армию, выработалось общее законодательство по важнейшим вопросам, сложилась единая денежная система, налаживалось единство в управлении промышленностью. Граждане РСФСР пользовались всеми политическими и гражданскими правами на территории других республик, а граждане этих республик - на территории РСФСР.

Происходил и процесс сближения государственного аппарата советских республик. Начиная с лета 1920 г., в состав ВЦИК входили представители других республик. При правительстве РСФСР были учреждены должности уполномоченных договорных республик. Возник ряд объединенных межреспубликанских наркоматов. Но вместе с тем в каждой республике действовали свои конституции, органы государственной власти и управления. Республики самостоятельно управляли внутренними делами, издавали законы.

В годы гражданской войны федеративное сотрудничество республик приняло форму военного союза, но взаимоотношения их развивались не только в военной области, но и по экономической, политической, финансовой линиям, по линии государственного управления и законодательства. Завершение гражданской войны и разгром интервенции поставили на первый план задачи хозяйственного восстановления, что потребовало объединения усилий всех братских республик. Это стимулировалось и тем, что на базе нэпа восстанавливались специализации экономических районов и укреплялись хозяйственные связи между ними.

Серьезную роль в укреплении этих связей сыграл план ГОЭЛРО, который предусматривал развитие народного хозяйства республик как единого целого. Новая экономическая политика ставила целью укрепление союза рабочего класса и крестьянства. В условиях многонациональной страны это означало укрепление союза между русским (в своем большинстве) рабочим классом и крестьянством всех наций и народностей страны.

Необходимо было укрепить дипломатическое единство республик, поскольку внешняя функция Советского государ-

ства теперь осуществлялась не военными, а дипломатическими средствами.

В ходе восстановления народного хозяйства шел процесс хозяйственного объединения советских республик, преодоления вековой экономической и культурной отсталости национальных окраин России и оказания систематической помощи РСФСР другим республикам, создания единого планового социалистического хозяйства.

Поиск оптимального варианта решения проблем национально-государственного строительства развернулся уже после Октябрьской революции и проходил в обстановке острых дискуссий и столкновений различных мнений. Первые шаги были сделаны еще в июне 1919 г., когда ВЦИК создал под председательством Л.Б. Каменева рабочую комиссию по вопросу о конкретных формах объединения РСФСР и советских республик. Член комиссии, председатель СНК УССР Х.Г.Раковский отмечал, что объединение «возможно только на началах федерального устройства» (федеративной Конституции), когда создается единый орган верховного управления страной в виде Федерального Совета Республик.

VIII съезд РКП(б) заслушал доклад Сталина по национальному вопросу, в котором говорилось, что РСФСР является «живым воплощением» искомой формы государственного союза республик. Однако в резолюции съезда «Об очередных задачах партии в национальном вопросе» была подчеркнута целесообразность применения различных видов федерации, основанных на договорных отношениях с независимыми республиками, на автономии и промежуточных ступенях между ними. Важным было вытравить привычное представление о «единой и неделимой России», потому что среди некоторых руководителей РСФСР представление о федерации означало федерацию непременно «российскую».

Большое значение сыграла работа Л. Д. Троцкого «Между империализмом и революцией: основные вопросы революции на частном примере Грузии». Автор обращал внимание на неизбежность определенного периода «самоудовлетворения национальной независимостью», требующего максимума внимания ко всем атрибутам национального суверенитета самостоятельных республик.

10 августа 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение создать комиссию по подготовке проекта усовершенствования федеративных отношений между РСФСР и другими

республиками.

11 августа оргбюро ЦК РКП(б) утвердило комиссию в количестве 13 человек под председательством В.В.Куйбышева (от Белоруссии ее членом был А.Г.Червяков). Проект резолюции данной комиссии «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» разработал И. В.Сталин. Он предусматривал вхождение советских республик в Российскую Федерацию на правах автономии. Этот проект В. И. Ленин расценил как отступление от принципов пролетарского интернационализма. Он предложил новую форму союзного государства - федерацию на основе добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик. Они должны были составить Союз Советских Социалистических Республик Европы и Азии.

Пленум ЦК РКП(б) 6 октября 1922 г. поддержал ленинские предложения и похоронил идею «автономизации». На проведенных в декабре 1922 г. съездах Советов Украины, Белоруссии, Закавказья и РСФСР были избраны делегаты на общесоюзный съезд Советов. 29 декабря состоялась конференция полномочных делегатов, которые одобрили Декларацию и Договор об образовании СССР. В основу построения союзного государства был положен принцип, предусматривающий, с одной стороны, централизацию в определении и проведении общегосударственной политики в основных, решающих направлениях, касающихся жизненных интересов всего советского народа, и, с другой стороны, широкую самостоятельность и самодеятельность союзных республик в решении местных дел, в выборе путей и средств достижения единых целей. В день провозглашения СССР вышла статья В.И.Ленина «К вопросу о национальностях или об автономизации».

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов принял Декларацию и Договор об образовании Союза ССР. Съезд избрал ЦИК СССР. Председателями его были избраны М. И. Калинин, Г.И.Петровский, А.Г.Червяков и Н.Н.Нариманов.

Декларация отмечала историческое значение образования СССР. В Договоре подчеркивалось, что независимые республики РСФСР, УССР, ЗСФСР, БССР добровольно и на равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих полномочий верховным органам центральной государственной власти. В компетенцию союзного правительства передавались внешняя торговля, военно-морские и иностранные дела, железнодорожный транспорт, почтово-телеграфная сеть. Их ведение передавалось в соответствующие союзные на-

родные комиссариаты. Вопросы финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-крестьянской инспекции оставались в ведении союзного и республиканских правительств. В связи с этим создавались союзно-республиканские комиссариаты. К сфере деятельности только республиканских правительств были отнесены вопросы внутренних дел, просвещения, юстиции, земледелия, здравоохранения и социального обеспечения. В Договоре подчеркивалось право каждой союзной республики на свободный выход из СССР.

II Всесоюзный съезд Советов 31 января 1924 г. утвердил первую Конституцию СССР, оформив создание единого союзного государства как федерации суверенных советских республик. В Конституции подчеркивалось сохранение права каждой республики свободного выхода из Союза и вступления в него других советских республик, констатировалась компетенция союзного и республиканского правительств и других органов власти. Высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, который собирался один раз в год. В промежутках между съездами высшую власть осуществлял ЦИК СССР, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза выбирался на съезде Советов СССР из представителей республик, а Совет Национальностей создавался из представителей союзных и автономных республик по 5 от каждой и по одному от автономной области. Закон имел силу, если он принимался обеими палатами. ЦИК СССР собирался 3 раза в год. Постоянно действующим органом стал Президиум ЦИК. Верховным исполнительным и распорядительным органом власти являлось советское правительство - Совет народных комиссаров. После смерти В.И.Ленина (январь 1924 г.) его председателем стал А. И.Рыков (до декабря 1930 г.). В 1924-1925 г. были приняты конституции союзных республик. Они повторяли основные положения Конституции СССР.

Создание СССР открыло широкие возможности для всестороннего развития национальных республик.

Событием большой исторической важности явилось национально-государственное размежевание республик Средней Азии. В результате успешного политического и хозяйственного развития в октябре 1923 г. Хорезмская, а в сентябре 1924 г. Бухарская республики провозгласили себя социалистическими республиками. Но границы трех республик Средней Азии (Туркестанская, Хорезмская, Бухарская) не совпадали с этнографическими границами народов, живших на их территориях.

Поэтому было проведено национальное размежевание: узбекский народ объединился в единую Узбекскую ССР, туркменский - в Туркменскую ССР. Основная масса компактно живущих таджиков образовала Таджикскую АССР, вошедшую в состав Узбекской ССР. Киргизы объединились в Кара-Киргизскую (с 1925 г. - Киргизскую) автономную область (с 1.02.1926 г. - Киргизская ССР). Кара-Калпаки образовали Кара-Калпак- скую автономную область (в марте 1923 г. - автономная ССР), области Туркестанской АССР, населенные казахами, воссоединились с остальной частью Казахстана; Бухарская и Хорезмская ССР, а также Туркестанская АССР были упразднены.

13 мая 1929 г. Узбекская и Туркменская ССР вошли в состав СССР. В 1 929 г. Таджикская АССР вышла из состава Узбекской ССР и провозгласила себя самостоятельной республикой, заявив о вступлении в СССР. Важный шаг был сделан и в консолидации белорусского народа, строительстве его государственности. В 1924 г. к Белоруссии были присоединены смежные территории РСФСР с преобладанием белорусского населения. В результате территория ее увеличилась более чем в 2, а население - в 3 раза. В 1926 г. от РСФСР к Белоруссии были присоединены Гомельский и Речицкий уезды. Эти территории имели развитую промышленность, что способствовало укреплению промышленности БССР в целом.

Так происходил процесс образования СССР и так развивалось национально-государственное строительство на его территории в 20-е годы.

отметьте утверждения, с которыми вы согласны. В основу Конституции 1791 г. был положен принцип разделения властей. В конце 1789 г. депутаты приняли

закон о передаче в распоряжение государства церковных земель, из которых был образован фонд национальных имуществ. По Конституции все жители Франции получили избирательные права. Роялисты были сторонниками ограниченной монархии.

В основе создания СССР лежала идея о: 1)запрещении выхода республик из СССР 2)признании права наций на самоопределение 3) вхождении республик на правах

автономных образований 4) возможности мирного сосуществования государст с различным политическим строем

1. Брестский мир с Германией был подписан Советской Россией в:

а) марте 1918 г. б) ноябре 1918 г. в) августе 1919 г. г) декабре 1917 г.

2. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан в:

А) 1922 г. б) 1918 г. в) 1924 г. " г) 1930 г.

3. Даты 1953,1964,1985 в истории СССР связаны с (со):

А) принятием Конституции

Б) вводом войск в другие страны

В) проведением в СССР международных фестивалей молодежи

Г) сменой руководителей страны

4. Экономическая реформа А.Н.Косыгина проводилась:

А) 1949-1953 гг. б) 1956-1960 гг. в) 1965-1970 гг. г) 1985-1991 гг.

5. Какая из названных мер была проведена в России в 1905 -1907 гг.:

А) установление национального равноправия граждан

Б) отмена сословного деления общества

В) конфискация помещичьих земель

Г) создание Государственной Думы

6. Завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне связано с:

А) Курской битвой в) битвой под Москвой

Б) Сталинградской битвой г) освобождением Киева

^ 7. На XX съезде был(а):

А) разоблачен культ личности И.В. Сталина

Б) принята новая программа партии

В) одобрен курс на перестройку

Г) отстранен от должности Первый секретарь ЦК КПСС П. С.Хрущев

8. Напишите фамилии российских лауреатов Нобелевской премии по литературе второй
половины XX века:

А) М.Шолохов, Б.Пастернак, И.Бродский в) КФедин, Ф.Фадеев, КСимонов

Б) А.Твардовский, Ю.Бондарев, Е.Евтушенко г) Б.Окуджава, В.Шукшин, КСимонов

9. 8 декабря 1991 г. в резиденции под Минском президенты России, Украины, Председатель
Верховного Совета Белоруссии подписали соглашение с у"об) :

А) введении в СССР чрезвычайного положения

Б) образовании Содружества Независимых Государств

В) запрещении в СССР деятельности КПСС

Г) создании межреспубликанского экономического комитета

10. Аграрная реформа П.А.Столыпина характеризовалась:

А) созданием крестьянских общин

Б) бурным развитием кооперативного движения

В) уничтожением помещичьего землевладения

Г) созданием класса мелких собственников

11. Командно - административная система в экономике СССР характеризовалась:

А) невмешательством государства в экономику

Б) свободой предпринимательства

В) внеэкономическими методами управления

Г) децентрализацией экономики

12. Последствием Второй мировой войны было:

А) заключение советски - американского договора

Б) расширение политического и военного влияния СССР.

В) укрепление связи с СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции

Г) образование Лиги Наций

13. К последствиям Февральской революции относятся:

А) ликвидация монархии

Б) передача земли крестьянам

В) выход России из мировой войны

Г) установление рабочего контроля на фабриках и заводах

14. Издание И.Сталина приказа № 227 «Ни шагу назад!» от 28 юля 1942 года было вызвано
угрозой

А) захвата немцами Крыма

Б) нового прорыва немцев под Москвой

В) выхода немцев к Уралу с юга

Г) сдачи Сталинграда и выхода немецких армий к Волге

15. Курс на сплошную коллективизацию означал:

А) создание агрогородов в) переселение в деревню рабочих

Б) передачу всей земли совхозам г) объединение единомышленников в колхозы

16. Расположите в хронологическом порядке следующие события XX века:

А) политика «военного коммунизма» в) НЭП (новая экономическая политика)

Б) индустриализация г) коллективизация

17. Установите соответствие между понятиями и периодами, с которыми они связаны:

Понятия Периоды

Гласность а) 1945 - 1953 гг.

Ресталинизация б) 1953 - 1964 гг.

Десталинизация в) 1965 - 1985 гг.

Сталинизм г) 1985 - 1991 гг.

Д) 1991 - 2001 гг.

18. Установите соответствие между внешнеполитическими событиями в СССР и
датами:

События Годы

Начало афганской войны а) 1975 г.

Подписание в Москве советско - американского договора об ОСВ (ограничении систем

Противоракетной обороны) $ б) 1968 г.

Введение войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию в) 1972 г.

Подписание в Хельсинки Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в

Европе г) 1989 г.

1. Выберите правильный ответ.

а) Первый пятилетний план развития народного хозяйства был рассчитан на:
1) 1925-1929 гг. 2) 1928-1932 гг. 3) 1933-1937 гг. 4) 1936-1940 гг.
б) В 1934 г. произошло:
1) возвращение из ссылки членов партии меньшевиков
2) назначение В. П. Молотова на пост наркома иностранных дел
3) убийство С. М. Кирова
4) изгнание Л. Д. Троцкого
в) Проводившаяся в 1930-е гг. политика раскулачивания означала:
1) перевод хозяйств кулаков на отдаленные хутора с увеличением надела
2) насильственное лишение кулаков и крестьян земли и хозяйств
3) переселение кулаков за счет государства на плодородные земли Сибири
4) выкуп земли и хозяйства у кулаков и устройство их на работу в город
г) Для созданной в СССР командно-административной системы характерно(а):
1) свобода предпринимательства
2) многообразие форм собственности
3) подчинение экономики государству
4) самостоятельность промышленных предприятий

2. Выберите из предложенных утверждений правильные. Выпишите их номера.
1. Целью индустриализации в СССР являлось опережающие развитие легкой промышленности
2. Результатом коллективизации в СССР стало сокращение использования машин в сельском хозяйстве.
3. В СССР в 1930-е гг. существовала свобода выезда за рубеж.
4. Упоминавшееся в политической жизни СССР в 1930-е гг. слово «оппозиция» означало легальное общественное движение, которое выступало с критикой ВКП(б).
5. Курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства означал переселение в деревню рабочих.
6. В 1932 г. в СССР была введена паспортная сис¬тема.
7. Теоретическим обоснованием репрессий в 1930-е гг. стал выдвинутый И. В. Сталиным тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в стране по мере развития процесса строительства социализма.
8. К 1937 г. СССР полностью обеспечивал себя промышленной продукцией.
9. На Мюнхенской конференции 1938 г. СССР заключил с Германией договор о разделе Чехословакии.
10. Главными очагами военной опасности в мире в 30-е гг. были Германия и Великобритания.

3. По какому принципу образованы ряды?
а) 1928-1932 гг., 1933-1937 гг., 1938-1942 гг.
б) В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков, А. В. Беляков

4. Кто (что) является лишним в ряду?
а) Репрессированные начальники РККА:
1) М. М. Тухачевский
2) В. К. Блюхер
3) Н. Э. Якир
4) К. Е. Ворошилов
б) Города, возведенные в годы первых пятилеток:
1) Новокузнецк
2) Комсомольск-на-Амуре
3) Луганск
4) Магнитогорск

5. Расположите события в хронологической последовательности:
а) публикация статьи И. В. Сталина «Головокружение от успехов»
б) VII конгресс Коминтерна
в) вступление СССР в Лигу Наций
г) принятие второй Конституции СССР
д) начало сплошной коллективизации

6. Отметьте итоги и последствия политики индустриализации:
а) значительное повышение уровня жизни населения
б) привлечение крупных иностранных инвестиций в промышленность
в) создание новой металлургической базы на востоке страны
г) достижение экономической независимости
д) превращение страны в индустриально-аграрную державу
е) выход СССР на первое место в мире по уровню промышленного развития

7. Установите правильное соответствие:
1) К. С. Петров-Водкин а) кинофильм «Чапаев»
2) С. М. Эйзенштейн б) роман «Поднятая целина»
3) М. А. Шолохов в) картина «Смерть комиссара»
4) К. Ф. Юон г) кинофильм «Александр Невский»
д) картина «Новая планета»

Какие принципы национально-государственного строительства были положены в основу создания СССР? Нац.-гос. строительство было важнейшей частью политики большевиков. Безусловно, была объективная основа для восстановления единого гос. образования на территории России. Особенно тесная взаимосвязь экономики различных районов подталкивала их к объединению. При этом в годы гражд. войны происходили как двухсторонние договоры между независимыми республиками и РСФСР, так и вхождение республик и авт. областей в РСФСР. Военная угроза со стороны импер. держав настоятельно требовала проведения всеми республиками единой внешней политики и укрепления их обороноспособности. Также после гражд. войны царила разруха и нищета, преодолеть которую возможно только при взаимопомощи регионов. Например, РСФСР нужна была нефть Кавказа, уголь Донбасса, а Кавказу - украинский хлеб, металл и т.д. Основы нац.-гос. строительства отражаются в “Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа” (ноябрь 1917 г.), где в основу положено: право наций на самоопределение, равенство и суверенитет народов, свободное развитие нац, меньшинств, социалистическая федерация и т.д Сближение с РСФСР началось первоначально на договорной основе. Так, 1 июня 1919 г. Декрет ВЦИК оформил договорные отношения РСФСР с Украиной, Беларуссией, Латвией и Литвой. В апреле 1920 г. произошло присоединение Азербайджана, в ноябре 1920 г. - Армении, а в феврале 1921 г - Грузии. Были также заключены договоры с народными советскими республиками в 1920-1921 гг. - Хивинской, Бухарской, Тувинской и т.д. Следует отметить, что положение в большинстве этих республик было крайне тяжелым. А внутренняя и внешняя нестабильность порождала желание объединиться с сильным союзником, который мог бы навести порядок. Для 1919-1920 гг. были характерны три формы автономии: авт. республика, авт. труд. коммуна, авт. область. Из них авт. республика является высшей формой, т.к. в ней были высшие органы власти и управления, своя конституция и правительств. система и даже в ряде случаев свои вооруженные силы. Последние две формы автономий имели статус губерний. В общем, авт. образования внутри РСФСР стали создаваться в конце 1917 г., напр., Эстляндская трудовая коммуна. Подготовленный под руководством Сталина проект предполагал советским республикам стать частью РСФСР. В.И. Ленин отверг этот проект и настоял на принятии идеи образования СССР на началах равноправия всех “независимых” советских республик и соблюдения их суверенных прав. Особую заинтересованность в восстановлении унитарного государства проявляли русскоязычные анклавы. Для русского населения восстановление державы являлось как бы обретением национального достоинства, восстановлением привычного мира. К 1922 г. в составе РСФСР были 7 авт. республик (Башкирская, Горская, Крымская Татарская, Киргизская, Якутская и Туркестанская Советская Социалистич. Республика); 2 труд. коммуны (Немцев Поволжья и Карельская) и 8 авт. обл. (Коми, Калмыцкая, Марийская и др.). Процесс создания союзного государства должен был демонстрировать полный разрыв с прошлым. Для действий и политики большевиков в этом вопросе была характерна двойственность. Верные лозунгу права наций на самоопределение, большевики в основу образования СССР закладывали национальный принцип. Республики сохраняли атрибуты государственности: совнаркомы, наркомитеты, ЦИК, ЦК национальных компартий и др. Часть полномочий отдавались центр. органам власти. Дискутировался вопрос о государственности русских. Границы автономных республик нередко определялись без учета нац. факторов. Ставилось задачей ликвидировать неравенства наций путем развития в отсталых районах промышленности, насаждения социалистической культуры. Актом учреждения СССР стал договор, заключенный между РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией (Армения, Грузия, Азербайджан), подписанный 27 декабря, 30 дек. 1922 г. Договор был одобрен 1 Всесоюзным Съездом Советов. В 1922-1929 гг. продолжалась разработка основ гос. устройства, которые после многочисленный дискуссий были сформулированы в новой Конституции, принятой 31 января 1929 г. В результате объединения территория стала пригодна для нормальной жизни восстановились традиционный экономические связи, возрождалась жизнь на основе нэпа. И это явный положительный итог. В чем суть механизма торможения в советской экономике в 70-е - начале 80-х гг.? В указанный период возглавлял правительство Л.И. Брежнев, правление которого было названо в публицистической и научной литературе “временем застоя”. Так называемая брежневская “стабильность” означала отказ от серьезных реформ, возвращение к испытанным методам руководства страной. В эти годы быстро нарастали противоречия социализма, полностью исчерпала себя командно-административная система, экономическая политика представляла собой тщетные попытки преодолеть замедление темпов роста, перейти на интенсификацию производства, поднять производительность общественного труда. Все это в конечном счете привело к крушению социализма. В 70-е гг. темпы роста экономики замедлились, хотя годы 8-й пятилетки (1960 - 1970) были самыми благоприятными при Брежневе (нац. доход в 1970 г. по сравнению с 1965 г. вырос на 41%, выработка электроэнергии - на 54%, продукция машиностроения - на 74% и т.д.). Но не все было так гладко. Развитие многих отраслей промышленности отставало от реальных потребностей народного хозяйства, ощущалась нехватка товаров народного потребления, отставали качественные показатели. Несомненно, важнейшая причина торможения заключается в том, что экономика осталась на рельсах экстенсивного развития, что приводило к сокращению прироста важнейших производственных ресурсов - трудовых, сырьевых, энергетических. Структура экспорта СССР была на уровне слаборазвитых стран. От пятилетки к пятилетке происходило падение основных экономических показателей. Снижался престиж сложного, квалифицированного труда и ликвидировались стимулы роста квалификации и производительности труда из-за уравниловки на производстве, которая выполняла установку на сближение социальных групп. Неэффективность наблюдалась также и в финансовой политике. Масса денег в наличном обращении увеличилась примерно в 3 раза, а производство товаров народного потребления - лишь в 2 раза. Фактически, больше половины всех сбережений были вынужденными. Росли дотации к ценам. Трудности в экономике поставили вопрос о переходе от экстенсивных к интенсивным методам ее функционирования. Было явным исчерпание трудовых ресурсов, значительное отставание от западных стран по производительности труда, моральный и физический износ основных производственных фондов. На очередном съезде КПСС в 1971 г. было намечено обеспечение НТП, что можно достигнуть путем совершенствования планирования и управления экономикой, укреплением дисциплины, жесткой экономией сырья, материалов, электроэнергии. Важнейшую роль при этом отводили развитию машиностроения. Но и эти мероприятия не помогли. Продолжалось замедление темпов роста, углубление кризиса в экономике. И лишь увеличение экспорта нефти и др. видов сырья позволяло экономике создавать видимость нормального функционирования. Не следует забывать и об военных расходах государства, которые, по данным А.Д. Сахарова в 70-е гг. составляли до 40% от национального дохода и примерно 25% от ВВП. В тяжелом состоянии было с\х, которое в 70-х гг. было не в состоянии полностью обеспечить страну продуктами, что приводило к закупкам за рубежом. Резко упали темпы прироста сельскохозяйственной продукции. Гос. планирование не оправдало возложенных на него ожиданий. Планы часто были не обоснованны (не увязывались с материально-трудовыми ресурсами). В системе управления были огромные возможности для злоупотреблений. Госсектор был малоподвижным, не склонным к глубоким преобразованиям. Итак, в начале 80-х гг. эрозия системы, ее неспособность обеспечить решение назревших проблем были очевидны для многих. Каковы составные части реформы советской политической системы во 2-й половине 80-х гг. К середине 80-х гг. все нагляднее стала проявляться неспособность политической системы СССР обеспечить стабильность, экономические преобразования, что требовало решительных перемен в этой сфере жизни общества. Обществом овладело сознание необходимости перемен, но будущее для большинства населения, в том числе и для реформаторов, мыслилось исключительно в рамках утвердившейся системы, но при ее усовершенствовании. Конечной целью реформы политической системы считалось всестороннее обогащение прав человека, повышение социальной активности советских людей. Предполагалось сделать все для включения трудящихся в управление страной и создать эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы с учетом постоянно меняющихся внутренних и внешних условий. Основные надежды на развитие обновленческих процессов руководители страны связывали с гласностью, открытостью политики. Концепция реформы политической содержится в материалах XIX Всесоюзной конференции КПСС и ряде пленумов ЦК КПСС (1987, 1988 гг.). На вышеупомянутой конференции было намечено обновить законодательство, изменить избирательную систему и реорганизовать структуру органов власти и управления. В 1987 - 1988 гг. наблюдались первые признаки размежевания внутри компартии на реформаторов и консерваторов. В это время и выделился лидер реформаторов Б.Н. Ельцин, в то время считавший, что компартия сохранит руководящую роль в будущем, но она должна измениться, внедрять более глубокие реформы. Но наметившееся размежевание нельзя назвать глубоким, т.к. партия все еще оставалась единой. Фактический же раскол партии и образование на ее базе большого количества политических партий с разной направленностью произошли в 1989 - 1990 гг. Среди политических объединений и партий можно выделить Демократический союз (1988 г.), Союз конституционных демократов (1989 г.), Социалистическая партия (1990 г.) и др. Активно действовали народные фронты в Латвии, Литве, Азербайджане и Грузии, на Украине (народное движение за перестройку “Рух”), Белорусский народный фронт и др. В декабре 1988 г. был принят закон о выборах народных депутатов. Первые выборы состоялись 26 марта 1989 г. А в марте 1990 г. состоялись выборы в республиканские и местные Советы. Эти выборы являлись важным шагом вперед в реализации реформы политической системы, хотя и в них были некоторые нарушения из-за несовершенства законодательства. В результате победы националистических сил в автономных республиках многие из них заявили о своем суверенитете и превращении их в союзные республики. Наиболее интенсивно этот процесс шел в республиках Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония) и Закавказья (Армения и Грузия), а также в Молдавии. В том же направлении, хотя и значительно медленнее, развивались события на Украине, в Белоруссии и РСФСР. В конце 80-х гг. развернулись дискуссии о роли Компартии в жизни общества. Было выдвинуто требование отменить 6-ю ст. Конституции СССР, в которой было зафиксировано положение о руководящей роли Компартии в обществе. Все чаще звучали требования о передаче власти Советам, воспринимавшимися как органы народной демократии, ущемленным партийным аппаратом. Были сделаны серьезные шаги в сторону демократии, расширились сфера деятельности средств массовой информации, перешедших от критики отдельных недостатков системы к разоблачению всей системы. На 2 Съезде депутатов СССР в декабре 1989 г. были внесены изменения в Конституцию СССР по вопросам деятельности Съезда, избирательной системы. К XXVIII Съезду партии была разработана общепартийная платформа, представлявшая собой существенный сдвиг к социал-демократизму. В ней было предусмотрено формирование гражданского общества, введение разделения властей, развитие предпринимательства и конкуренции, регулируемая рыночная экономика с социальной ориентацией и правовое государство, но в рамках социалистического выбора. Причем демократические силы не могли удовлетвориться этой программой, а консерваторы были против. Итак, реформа политической системы советского общества дала весьма ощутимые результаты, главнейшим из которых является демократизация основных сфер жизни общества, что, фактически., уже нельзя было остановить. И поэтому можно было с уверенностью утверждать, что эта реформа является наиболее удавшейся из всех реформ периода 2-й половины 80-х гг. По каким направлениям развернулась экономическая реформа в годы “перестройки”, провозглашенной М.С. Горбачевым? Сразу следует отметить, что ко времени М.С. Горбачева к власти, фактически, все сферы жизни СССР нуждались в коренном реформировании, а экономике, которая находилась в кризисном состоянии, это реформирование было просто необходимо. Необходимость реформ осознавалась значительной, наиболее активной частью общества, но при этом будущее мыслилось исключительно в рамках утвердившейся системы, но при ее улучшении, ускорении развития. Попытка реформировать страну, не выходя за рамки социалистического выбора, получила название “перестройка”, которая неразрывно связывается с именем М.С. Горбачева, ставшего в 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС. Экономические реформы были призваны придать советской экономике новый импульс, сохранив в руках правящего класса все рычаги власти. Летом 1988 г. 19 Всесоюзная конференция КПСС определила основные направления преобразований общества. Был взят курс на радикальные реформы, но при этом сохранялись все устои социализма: общественная собственность на средства производства, плановый характер экономики, руководящая и направляющая роль КПСС. Среди законодательных актов в области экономики наиболее существенными были: Закон СССР “О бригадном подряде” 1986 г., “О государственном предприятии” 1987 г. и “О кооперации в СССР”. Все они оказались несовершенными и практически неработающими в условиях ведомственного диктата. Особенно это касалось закона о кооперации, который отвечал условиям рыночной экономики. В 1989 г. был принят закон об аренде и арендных отношениях в СССР. Однако реальные сдвиги в развитии экономической реформы произошли лишь в 1990 г., когда появились законы о малом предприятии, АО, совместных предприятиях и коммерческих банках. В результате стало быстро расти количество негосударственных предприятий. Несмотря на сохранение высоких налогов на прибыль (от 35 до 45%), законы 1990 г. создали условия для развития коммерческих структур. До конца 1991 г. так и не был решен вопрос о земле, которая реально принадлежала местным Советам и колхозам, препятствующих развитию фермерских хозяйств, что было одной из причин падения с\х производства. Главная цель экономической реформы - сделать экономику восприимчивой к постоянно изменяющимся и развивающимся потребностям общества, способной эффективно внедрять достижения НТП и реагировать на любые проявления творческой инициативы. Предполагалось осуществить перевод всех предприятий и учреждений на хозрасчет и самофинансирование; перестроить организационные структуры управления в центре развития кооперативного движения, разнообразных форм движения аренды и подряда. Ставилась задача финансового оздоровления хозяйства, что требовало реформы ценообразования, наведения порядка в бюджете, в финансово-кредитной системы и деятельности банков. При этом следует отметить, что единой, до конца продуманной программы экономических преобразований принято не было. Основой ускорения, залогом успешной реализации пятилетнего плана являлась творческая активность масс, поворот к качественным показателям работы, повышение производительности труда и экономии материальных ресурсов. Экономические преобразования, попытка перевода промышленности на рыночные отношения привели к спаду производства (в 1990 - на 2%, в 1991 г. падение ВВП от 6% до 10%, а по отдельным отраслям - на 20 - 25%), падению жизненного уровня основных масс, развитию инфляционных тенденций. Но несмотря на все негативные тенденции, происходившие во время проведения реформ и после этого, эти экономические реформы имели немалое значение для перехода к современным рыночным отношениям и оказались наиболее существенным шагом для полного отказа от социалистического развития страны. Каковы были принципы внешней политики СССР в 60 - 70-е гг.? Главные задачи в внешнеполитической деятельности СССР в 60-е гг. заключались в обеспечении благоприятных условий для решения задач коммунистического строительства. Усилия СССР были направлены на укрепление единства социалистических стран, расширение сотрудничества с развивающимися странами, развитие мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Но при этом стратегической задачей во внешней политике по-прежнему было “втягивание” стран на социалистический путь и всестороннее сотрудничество с такими странами, но при руководящей роли СССР. Сотрудничество соцстран наиболее ярко проявлялось в сфере экономических отношений. Центром экономического сотрудничества являлся СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). В начале 60-х гг. увеличился состав участников СЭВ. Важным средством подъема экономики стран-членов СЭВ явилось кооперирование усилий при сооружении крупных народнохозяйственных объектов. Примером такого кооперирования стала прокладка нефтепровода “Дружба”, который проходит по территории 5 государств-участников СЭВ: СССР, Чехословакии, Польши, Венгрии и ГДР. Советская нефть позволяла странам СЭВ обеспечить необходимым сырьем химическую и др. отрасли промышленности. СССР также поставлял в эти страны газ, железную руду, лесоматериалы, горношахтное оборудование, автомобили, тракторы и т.п. Страны СЭВ ввозили в СССР суда, с/х технику, станки и механизмы для химической, легкой и пищевой промышленности, ж/д вагоны и т.п. Все это свидетельствовало об эффективности торговых связей. С начала 60-х гг. было развито совместное возведение промышленных предприятий на компенсационной основе. Строительство происходило при кредитном участии стран СЭВ. Кредиты возмещались путем поставок вырабатываемой на этих предприятиях продукции. В 1964 г. был образован Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), что заменило систему двусторонних расчетов по принципу равенства взаимных поставок и платежей на то, что все средства по товарообороту идут через МБЭС путем перевода средств со счета одной страны на счет другой. Позднее в целях концентрации средств стран СЭВ для капитального строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). Большое внимание уделялось связям стран СЭВ в научной, культурной областях. Огромное значение имело укрепление военной мощи стран социалистического содружества. Проводились совместные военные учения, в СССР готовили офицерский состав для соцстран. На совещаниях Политического консультативного комитета государств-участников Варшавского договора решались важнейшие международные вопросы. Но при всех вышеперечисленных факторах взаимоотношения между соцстранами были далеко не равноправными. Любые попытки соцстран провести реформы по демократизации общества пресекались СССР порой даже самым жестоким образом. Примерами таких “пресечений” могут послужить ввод войск 5 соцстран в Чехословакию в 1968 г. и 10-летняя война в Афганистане (1979 - 1989 гг.). В начале 70-х гг. внешняя политика СССР была направлена на претворение в жизнь Программы мира, что проявлялось в расширении экономических отношений с капиталистическими странами. Произошли сдвиги во взаимоотношениях СССР и США, ФРГ, были заключены долгосрочные соглашения об экономическом, техническом и промышленном сотрудничестве с рядом государств Западной Европы. Причем экономические связи соцстран с капиталистическими странами были часто в ущерб СЭВ. Большое значение имело совещание глав 35 стран в Хельсинки в 1975 г., на котором было узаконено и зафиксировано социально-экономическое и военно- политическое положение, сложившееся на тот момент в мире. Признавались нерушимость границ, территориальная целостность и т.д. Немало уделялось внимания вопросам, касающихся прав человека. Однако все положительное на совещании в Хельсинки было перечеркнуто в 1979 г. решением советского правительства о вторжении в Афганистан. В результате чего престиж СССР как миролюбивого государства был подорван. Итак, внешняя политика СССР в 60 - 70-е гг. была довольно противоречивой. Были достигнуты несомненные успехи, но в то же время были допущены серьезные ошибки. Советское правительство слишком большое внимание уделяло идеологическим догмам, а не реальным общечеловеческим ценностям. Каково значение международного совещания глав 35 стран в Хельсинки в 1975 г.? В первой половине 70-х гг. внешняя политика СССР была направлена на претворение в жизнь Программы мира, что проявлялось в расширении экономических отношений с буржуазными странами. Произошли сдвиги во взаимоотношениях СССР и США, произошел исторический поворот в развитии отношений между СССР и ФРГ. Были заключены долгосрочные соглашения об экономическом, техническом и промышленном сотрудничестве с рядом государств Западной Европы. Регулярно проводились встречи на высшем уровне. Новым явлением в экономических отношениях с капиталистическими странами стало заключение долгосрочных контрактов и соглашений на компенсационной основе. Они предусматривали, что на основе кредита капиталистические страны поставляют в СССР оборудование для разработки месторождений полезных ископаемых и для сооружения промышленных предприятий. Возмещение кредитов производится поставками продукции, создаваемой на этих предприятиях. Все это, без сомнения, красноречиво говорило о том, что мир в 70-х гг. переходил к фазе мирного сосуществования стран и к экономическому сотрудничеству во благо каждой стране, но, естественно, каждая страна действовала в своих интересах. К середине 70-х гг. были все условия для проведения общеевропейского совещания по вопросам безопасности. Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 гг. В июле -августе 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канада. Этот акт зафиксировал и узаконил социально-экономическое и экономико-военное положение, сложившееся в том момент в мире. Признавалась нерушимость границ, территориальная целостность и т.д. Также наиболее важным представляются новые важные положения относительно прав человека. Были провозглашены: свобода совести; права человека знать свои права и действовать в соответствии с ними; свобода выезда из страны и право возвращения в нее; право на справедливый иуд; и другие демократические права человека. Участие СССР в данном международном совещании, а тем более подписание Заключительного акта, налагало на правительство определенную ответственность за внедрение их в СССР и в международных отношениях. Что же касается статей, касающихся прав человека, то как бы легализовалось правозащитное движение в СССР, которое получило своего рода законодательную основу, хотя в СССР на практике это было далеко на так. Работу правозащитников власти старались пресечь, волна диссидентского движения вызвала непрерывную цепь судов, ссылок, пребывания в психбольницах Но несмотря на все негативные тенденции в СССР, международное совещание в Хельсинки несло в себе немало положительных сторон и успехов в попытках установления мира и свободы в странах и в подготовке настоящего демократического движения, особенно развернувшегося в конце 88-х - 90-х гг. Как вы оцениваете введение войск 5 соцстран в Чехословакию в 1968 г., войну в Афганистане в 1979 - 1989 гг.? Во второй половине 60-х гг. во внешней политике СССР проходили существенные сдвиги. Среди них был и позитивный процесс смягчения напряженности международной обстановки в условиях реальной угрозы ядерной войны. Но при этом стратегическая цель советского руководства в 60-е - начале 80-х гг. (установление значительной и решающей роли в мире) не изменилась. Следует отметить, что СССР в данный период в своей практике с социалистическими странами несколько отошел от прежней практики главенствующего положения над ними. В этих странах стали проводиться экономические реформы, фактически, не отвечавшие “классическим” представлениям о коммунизме. Все социалистические страны, в том числе и СССР, стремились наладить экономические связи прежде всего с развитыми капиталистическими странами, причем даже в ущерб связям внутри СЭВа. Однако при всех вышеперечисленных факторах увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими были далеко не равноправными, СССР все по-прежнему определял основные направления деятельности своих союзников. Любые попытки соц. стран провести глубокие реформы по демократизации общества пресекались СССР порой даже самым жестоким образом. Примерами таких “пресечений” могут послужить ввод войск 5 соцстран в Чехословакию в 1968 г. и 10-летнюю войну в Афганистане. Рассмотрим эти события подробнее. Намерение руководства КПЧ (компартии Чехословакии) во главе с А. Дубчеком насторожили советское руководство. В целях направления Чехословакии “на путь истинный” в 1968 г. были проведены встречи руководителей компартий соцстран с настоятельными рекомендациями не проводить глубокие реформы. Происходило давление на правительство Чехословакии. И в итоге, с 20 на 21 августа 1968 г. на территорию Чехословакии были введены войска СССР, Польши, Болгарии, Венгрии, ГДР. Президент Чехословакии Л. Свобода призвал граждан не оказывать сопротивления вторгшимся войскам. После попытки создания промосковского правительства Кремль вынужден был пойти на переговоры. Брежневское правительство угрожало ЧССР военным столкновением в случае неприятия условий Москвы. И в результате усиления давления Кремля, новый курс ЧССР был свернут. И хотя границы лагеря социализма были сохранены, раскол в коммунистическом движении произошел. На мой взгляд, это было недопустимым нарушением прав данного государства и СССР не имел права так делать. Негативно восприняла мировая демократическая общественность диктаторские действия СССР. Ужасает также политика СССР по отношению к Афганистану, приведшая к 10- летней кровопролитной войне с огромным числом погибших и раненных. Престиж СССР как миролюбивого государства был подорван, росло недоверие к СССР. Вторжение советских войск в Афганистан повергло мир в шок. Эта была попытка советского правительства получить очередного союзника на Востоке, в чем оно было уверено в результате переворота в Афганистане и провозглашения его Демократической республикой с целью построения социализма. Но все это было без достаточной опоры в стране и готовности народа к таким переменам. Итак, можно сделать вывод, что вышеперечисленные события являлись дальнейшим подтверждением глубочайшего кризиса системы, который она не смогла преодолеть. Правительство СССР часто жертвовало интересами своего народа в своих глобальных целях завоевания главенствующего положения в мире и расширения численности стран, входящих в так называемый социалистический лагерь. Я думаю, что действия советского правительства в подобных вопросах были непродуманными и жестокими, т.к. они повлекли за собой человеческие жертвы и нарушали основные демократические принципы - право наций на самоопределение и свободу в выборе своего развития, что, без сомнения, недопустимо. Каковы, на ваш взгляд, причины распада СССР в 1991 г.? Уже с середины 80-х гг. Структурный кризис в СССР охватил все сферы: экономическую, социально-политическую, духовную, власть и управление. Уже не было сомнений, что господствующая политическая система (власть КПСС) не могли обеспечить не только общественный прогресс, но и вообще стабильность. СССР к началу 90-х гг. стоял на пороге глобальных перемен, и этот процесс был фактически не обратимым. “Перестройка”, провозглашенная М. Горбачевым, дала значительный импульс развертыванию реформаторской деятельности, и, без сомнения, во многом ускорила переход в другую стадию общественного развития, т.е. переход от социалистической модели развития к капиталистической. Важнейшими достижениями перестройки являлись демократические процессы, развитие гласности и т.д. На мой взгляд, к причинам распада СССР можно отнести: отсутствие обратных связей в промышленности и сельском хозяйстве; утрата общегосударственных ценностей; нерациональное использование материальных ресурсов; развал СЭВ; растерянность широких масс населения - все это стало благодатной почвой для действий политических сил, заинтересованных в крушении СССР как единого государства. Принятие закона об общественных объединениях легализовало многопартийность и стимулировало процесс формирования политических партий. В марте 1991 г. началась официальная регистрация партийных партий. 1991 г. принес новое обострение в обстановке страны, усиление центробежных тенденций в рамках СССР. Нарастание противоречий между республиками, стремление к суверенитету и независимости наблюдалось с середины 80-х гг. Обострились межнациональные взаимоотношения. Важное значение в разрядке межнациональной напряженности имело разграничение функций центра и республик. Республики все чаще стали игнорировать решения центра. Несмотря на принятие таких демократических актов, как Закон СССР “О разграничении полномочий между СССР и субъектами федерации” и др. Все больше республик выражало желание о своем выходе из состава СССР. Новые условия требовали определения новых норм взаимоотношений между союзными республиками. В 1991 г. была попытка руководства заменить договор 1922 г. на новый союзный Договор. Но они не увенчались успехом, т.к. вопреки Закону из состава СССР вышли Латвия, Литва, Эстония. Украина также отказывалась подписывать союзный договор Чтобы сорвать подписание этого Договора часть высшего партийно- государственного руководства попыталась захватить власть (августовский путч 1991 г.). После поражения путча во многих крупных городах прошли массовые манифестации против КПСС, что фактически полностью приостановило ее деятельность. Итак, в обществе не оказалось влиятельных сил, способных сохранить СССР. В декабре 1991 г. представители 3-х республик (России, Украины, Белоруссии) подписали соглашение о содружестве независимых государств /СНГ/. Оно было подписано в Минске Б. Ельциным, Л. Кравчуком, С. Шушкевичем. Весной 1989 - летом 1990 гг. стало очевидным, что реформы в рамках существующей системы буксуют, не дают эффекта. Уровень жизни падал: товарный дефицит, талоны на важные продукты, что являлось ярким показателем состояния страны.

Вариант 1

1. Переход от политики военного коммунизма к нэпу был вызван:

1) глубоким экономическим кризисом в стране; 2) стремлением большевиком к мировой революции; 3) попытками помещиков и буржуазии вернуть дореволюционные порядки; 4) необходимостью приспособить экономику к нуждам военного времени.

1) расширении госсектора в экономике; 2) создании многоукладной экономики; 3) переход к правовому государству; 4) демократизации всех сторон жизни общества.

3. К мероприятиям нэпа не относиться:

1) разрешение на аренду земли; 2) трудоустройство на добровольных началах; 3) передача в частную собственность мелких и средних предприятий; 4) запрещение частной торговли.

4. Какое событие произошло ранее других. Один верный вариант ответа:

1) переход к нэпу; 2) Кронштадтский мятеж; 3) принятие первой Конституции РСФСР; 3) принятие Декрета о земле

5. Как называется установленный государством обязательный платеж, взимаемый с крестьянских хозяйств?

1) устройства государства; 2) равноправия союзных республик; 3) обязательности вхождение республик в состав СССР; 4) слияния всех наций и народностей в составе РСФСР.

1) Латвией; 2) Украиной; 3) Бессарабией; 4) Узбекистаном.

8. Утверждение «Интернационала» гимном СССР означало, что руководство страны:

1) отказалось от идеи мировой революции; 2) продолжало следовать идее создания «мирового СССР»; 3) полностью отказалось от классового подхода; 4) приоритетом внутренней и внешней политики считало решение национального вопроса.

9. Первая Конституция СССР:

1) подтверждала унитарное устройство государства; 2) устанавливала всеобщие демократические выборы; 3) закрепляла диктатуру пролетариата и крестьянства; 4) большую часть полномочий оставляла в ведении республик.

10. Когда состоялось событие, описанное в документе:

«Воля народов советских республик… единодушно принявших решение об образовании «Союза Советских Социалистических Республик», служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов… мы, делегаты этих республик… постановляем подписать договор об образовании» Союза Советских Социалистических Республик »

11. Целью форсированной индустриализации в СССР было стремление:

1) восстановить довоенный уровень промышленного производства; 2) выровнять темпы развития промышленности и сельского хозяйства; 3) преодолеть технико-экономическую отсталость страны; 4) значительно повысить уровень жизни населения.

12. В сталинской индустриализации, в отличие от индустриализации России начала века, использовался:

1) иностранный капитал; 2) труд заключенных; 3) рост налогообложения; 4) приток капитала за счет экспорта хлеба.

13. Проведение индустриализации в СССР характеризует преимущественное развитие:

1) легкой и пищевой промышленности; 2) тяжелой промышленности; 3) сферы услуг; 4) внешней торговли.

1) интегрирование страны в мировую экономику; 2) укрепление основ рыночной экономики; 3) ускорение развития легкой промышленности; 4) развитие новых и базовых отраслей промышленности.

15. Определите последовательность событий:

1) финансовая реформа С.Ю. Вите; 2) утверждение второго пятилетнего плана; 3) переход к политики военного коммунизма; 4) закрытие последний биржи труда.

16. К какому периоду относится цитируемая речь И.В.Сталина:

«Наступать на кулачество – это значит сломить кулачество и ликвидировать его как класс… Наступать на кулачество – это значит подготовиться к делу и ударить по кулачеству, но ударить по нему так, чтобы оно не могло больше поднятья на ноги ».

1) военного коммунизма; 2) индустриализации; 3) коллективизации; 4) нэпа.

17. Какое событие произошло позднее других:

1) начало первой пятилетки; 2) переход к политики «ликвидация кулачества как класса»; 3) публикация статьи И.В.Сталина «Головокружение от успеха»; 4) образование СССР.

18. В результате «великого перелома» в деревне:

1) усилилось социальное расслоение крестьянства; 2) были уничтожены частные хозяйства; 3) увеличилось производство зерновых культур; 4) повысилась заинтересованность крестьян в результатах своего труда.

19. Отсутствие у советских крестьян в 30-х гг. паспортов означало:

1) фактическое прикрепление крестьян к колхозу; 2) отмену паспортного режима в стране; 3) уравнение крестьян в правах с другими слоями населения; 4) разрешение свободы передвижения по стране и за ее пределами.

20. Какое название получил процесс, в результате которого колхозы стали основной формой ведения сельского хозяйства в СССР?

Контрольная работа №3 по теме:

«СССР на путях строительства нового общества»

Вариант 2

1. Переход от политики военного коммунизма к нэпу объяснялся необходимостью:

1) победить в Гражданской войне; 2) реализовать на практике идеи марксизма; 3) в кратчайшие сроки создать командную экономику; 4) преодолеть политический кризис власти большевиков.

2. Суть новой экономической политики состояла в:

1) ускорении темпов промышленного переворота; 2) запрещении частной собственности; 3) демократизации политического режима; 4) переходе от командных методов управления экономикой к рыночной.

3. К мероприятиям нэпа не относится:

1) уравнительная заработная плата; 2) оплата по количеству и качеству труда; 3) введение конвертируемого рубля; 4) хозяйственная самостоятельность предприятий.

4. Какое событие произошло позднее других. Один вариант ответа:

1) начало крестьянского восстания в Тамбовской губернии; 2) начало работы X съезда РКП(б); 3) введение продразверстки; 4) принятие Декларации прав народов России.

5. Как называется договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности?

6. В основу создания СССР был положен принцип:

1) суверенитета нации; 2) автоматизации; 3) национализма; 4) неделимости.

7. Кем был подписан договор об образовании СССР:

1) Литвой; 2) Молдавией; 3) Казахстаном; 4) Белоруссией.

8. Лозунг «Пролетарий всех стран, соединяйтесь!», ставший официальным лозунгом СССР, означал, что руководство страны:

1) отказалось от идеи мировой революции; 2) продолжало следовать идее создания «мирового СССР»; 3) полностью отказались от классового подхода; 4) приоритетом внутренней и внешне политики считало решение национального вопроса.

9. Как называлось расширение советской системы путем освобождения Красной армии оккупированных интервентами территорий:

1) советизацией; 2) коренизация; 3) демократизация; 4) национализация.

10. Когда произошло событие, отраженное в документе:

«Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик… во исполнение постановления I Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик, а также на основании Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик…. постановляет:

Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик составляют Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик ».

11. Целью форсированной индустриализации в СССР было стремление:

1) ускорить развитие сельского хозяйства; 2) достичь экономической независимости; 3) выплатить все иностранные долги царской России; 4) укрепить основы рыночной экономики.

12. Сталинская индустриализация отличалась от индустриализации России начала века, тем, что проходила в условиях:

1) существования крупного государственного сектора в экономике; 2) интеграции России в мировой рынок; 3) многоукладность экономики; 4) свертывания рыночных отношений.

13. Что являлось финансовым источником проведения сталинской индустриализации:

1) иностранные займы; 2) ограбление колоний; 3) займы среди населения; 4) накопления капитала в легкой промышленности.

14. Что являлось итогом индустриализации:

1) усиление централизации экономики страны; 2) укрепление рыночных отношений; 3) превращение СССР в мирового промышленного лидера; 4) введение всеобщей трудовой повинности.

15.Определите хронологическую последовательность событий:

1) аграрная реформа П.А. Столыпина; 2) утверждение первого пятилетнего плана; 3) переход к новой экономической политике; 4) начало стахановского движения.

16. О начале провидения какой политики говориться в отрывке из сочинения современного историка:

«Тон был задан сталинской поездкой по округам Сибири… во время его инспекции были сняты с работы, и подвергнуты наказаниям… многие десятки местных работников – «за мягкотелость», «примиренчество», «срастание» с кулаком и т.п. Началось закрытие рынков, проведения обысков по крестьянским дворам».

1) нэпа; 2) индустриализации; 3) коллективизации; 4) военного коммунизма.

17. Какое событие произошло ранее других. Один вариант ответа:

1) публикация статьи Сталина «Год великого перелома»; 2) начало индустриализации; 3) образование СССР; 4) смерть В.И. Ленина.

18. В результате коллективизации:

1) ускорилось развитие сельского хозяйства; 2) возродилась крестьянская община; 3) были получены средства для финансирования индустриализации; 4) получили развитие рыночные элементы.

19. Исчезновение в деревне в 30-х гг. кулацких, середняцких, бедняцких хозяйств означало:

1) повышение уровня жизни крестьян; 2) превращение СССР в передовую промышленную державу; 3) массовое создание крестьянских кооперативов и артелей; 4) ликвидацию единоличных хозяйств.

20. Какое название получили хозяйства, которые создавались в СССР в ходе коллективизации на землях государства?

Образование СССР.

Невесомость – состояние, при котором действующие на тело внешние силы не вызывают взаимных давлений его частиц друг на друга. В поле тяготения Земли человеческий организм воспринимает такие явления как ощущение весомости. Невесомость имеет место при свободном движении тела в поле тяготения (например, вертикальное падение, движение по орбите искусственного спутника, полёт космического корабля).

Но чтобы тело находилось в состоянии невесомости и стало спутником Земли, например, на орбите, оно должно двигаться со скоростью

Эта скорость называется первой космической скоростью. При подстановке g и R 3емли даёт ≈ 8 км/с. Обладая скоростью V 1 , тело не упадёт на Землю. Однако этой скорости не достаточно для того, чтобы тело могло выйти из сферы земного притяжения, т.е. удалиться от Земли на такое расстояние, что притяжение к Земле перестанет играть существенную роль. Необходимая для этого скорость V 2 называется второй космической скоростью. Она равна

≈ 11 км/с

Для того, чтобы покинуть пределы Солнечной системы, тело должно преодолеть, кроме сил притяжения к Земле, также и силы притяжения к Солнцу. Необходимая для этого скорость запуска тела с поверхности Земли называется третьей космической скоростью. Она составляет 17 км/с (если запуск в направлении орбитального движения Земли) и 73 км/с (если против орбитального движения Земли).

Образование СССР.

1. Предпосылки образования СССР

1.1. Идеологические. Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Однако большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

1.2. Национальная политика большевиков. Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение Гражданской войны борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.).

1.3. Политические. В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

1.4. Экономические и культурные. Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны.

2. Этапы образования СССР

2.1. Военно-политический союз. Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

2.2. Организационно-экономический союз. В 1920 - 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили между собой военно-хозяйственные договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).

2.3. Дипломатический союз. В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.



3. Формы федерирования (объединения) республик

3.1. Создание автономий. Практика федерирования первых лет Советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, в том числе наркомнац И.В. Сталин, видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик они считали решением чисто временных, политических задач. Поэтому во избежание националистических тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений, что выразилось в создании Литовско-Белорусской Советской республики, Татаро-Башкирской Советской Республики (ТБСР), Горской республик, Туркестанской АССР (просуществовавших сравнительно недолго). Позже в ходе борьбы с пантюркизмом были расформированы ТБСР и Бурят-Монгольская АО.

3.2 Формы автономий. В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: 1) республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) 2) областную автономию получили 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

3.3. Договорные отношения между республиками. Теоретически независимые советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1918 г. Совнарком признал независимость Эстляндской Советской Республики, Советской Республики Латвии, Литовской Советской Республики, в 1920 г. - Белорусской Советской Республики, Азербайджанской ССР, Армянской ССР; в 1921 г. - Грузинской ССР. В 1920 г.-1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, заключаются двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.

3.4. Дискуссия в РКП(б) по вопросам государственного объединения. Федерация рассматривалась большевиками как переходный этап в преддверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению национальных различий. Проект, разработанный Сталиным летом 1922 г., и известный как план автономизации, предусматривал вхождение независимых республик в Российскую Федерацию на правах автономий. Председатель Совнаркома Украины Х.Г. Раковский отрицательно отнесся к сталинскому проекту. Полностью его отвергли представители Компартии Грузии. В.И. Ленин также осудил поспешные действия Сталина и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость укрепления суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как обязательного условия сплочения народов. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик, отчуждавшего на паритетных началах ряд суверенных прав республик в пользу общесоюзных органов.

4. Образование Союза ССР и национально-государственное строительство

4.1. Подготовительная работа к I съезду Советов СССР. Указания В.И. Ленина были учтены комиссией ЦК. Постановлением Пленума ЦК РКП(б) о форме объединения независимых советских республик (от 6 октября 1922 г.) признавалась необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза. К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.

4.2. Первый Всесоюзный съезд Советов. I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР. Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выхода, компетенцию высших органов государственной власти. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) - верховный орган власти в период между съездами.

4.3. Конституция СССР 1924 г. В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Создавалось три вида комиссариатов (союзные - иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи); унифицированные (на союзном и республиканском уровне); республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование). ОГПУ получил статус союзного комиссариата. Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету. Провозглашая федеративный принцип устройства государства, Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, поскольку, например, лишь декларировала и не оговаривала механизм выхода из состава СССР, поощряла вмешательство центра в дела республик (ст. 13-29 Главы IV) и т.д.

4.4. Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР. С конца 20-х гг. многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов, компетенция которых значительно расширилась в связи с ликвидацией в 1932 г. ВСНХ. Росло число союзных и союзно-республиканских наркоматов. С 1930 г. все кредитование сосредоточивается в союзных органах, в частности Госбанке СССР. Произошла централизация судебной системы. Одновременно происходило ограничение законодательной инициативы республик (в 1929 г. отменялось право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР - предварительно они должны были вносить их в СНК СССР). В результате объем полномочий и прав Союза ССР по вопросам руководства промышленностью и финансами меняется в сторону их расширения, что явилось следствием ужесточения централизации управления.

4.5. Национально-государственное строительство. Со времени принятия Конституции 1924 г. и до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, которое осуществлялось по следующим направлениям: образование новых союзных республик; изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей; усиление роли центра, союзных органов власти. В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская ССР и Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская ССР и Казахская ССР. В том же году упраздняется Закавказская Федерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно входят в состав Союза ССР. В 1939 г., после подписания советско-германского пакта о ненападении, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В 1940 г. включаются в состав СССР Латвия, Литва, Эстония и бывшие российские земли, захваченные в 1918 г. Румынией (Бессарабия и Северная Буковина).

5. Значение образования СССР

5.1. Выравнивание уровней отсталых народов. Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскую республику переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда выделялись ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты других республик делались большие налоговые отчисления.

5.2. Социально-культурное значение. Имелись определенные позитивные результаты национальной политики Советского правительства в области культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В 20 - 30-е гг. создаются национальные школы, театры, широко издаются газеты, литература на языках народов СССР. Некоторые народы впервые получают разработанную учеными письменность. Решались вопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и только 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности). Союз народов СССР явился одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 гг.

5.3. Влияние административно-командной системы на национальную политику. На деле суверенитет союзных республик оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательными для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был поставлен вопрос об отмирании по пути продвижения к коммунизму национально-языкового многообразия. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. При этом от борьбы с национализмом страдали не только народы СССР, но в неменьшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции национальной политики СССР создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов. Одновременно Советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем создания там местной бюрократии с предоставлением ей видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти

Вывод. Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.