Особенности оплаты сбора за пользование объектами животного мира. Ставки и расчет сбора за пользование объектами животного мира и водных биоресурсов Сбор за животный мир

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

1.1 Налогоплательщики

1.2 Объект налогообложения

1.3 Ставки налога

2. Порядок исчисления налога

3. Порядок и сроки уплаты сбора

4. Порядок предоставления сведений органами, выдающими лицензию

5. Порядок предоставления сведений органами и индивидуальными предпринимателями, зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических ресурсов является федеральным налогом. Регулируется главой 25.1 Налогового кодекса РФ, которая вступила в силу с 1 января 2004 года (введена Федеральным законом от 11.11.2003 № 148-ФЗ) (2, стр. 67).

Налогоплательщиками сборов за пользование объектами животного мира признаются организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ. Плательщиками сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов являются организации и физические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а так же в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектами налогообложения признаются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании соответствующей лицензии. Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами по лицензии на пользование объектами животного мира, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии представляют в налоговый орган по месту органа, выдавшего указанную лицензию, сведения о полученных лицензиях на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате и суммах фактически уплаченных сборов. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения разрешения предоставляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносах.

1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

1.1 Налогоплательщики

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории Российской Федерации.

Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

1.2 Объект налогообложения

Объектами налогообложения признаются:

· объекты животного мира в соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 Налогового Кодекса РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу объектов животного мира, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;

·объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 Налогового Кодекса РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемого в соответствии с законодательством РФ, в том числе объекты водных биологических ресурсов, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова (4, стр.152).

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

1.3 Ставки налога

Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в следующих размерах:

Таблица 1. Ставки сбора за каждый объект животного мира

Наименование объекта животного мира

Ставка сбора в рублях (за одно животное)

Овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним скотом

Медведь (за исключением камчатских популяций и медведя белогрудого)

Медведь бурый(камчатские популяции), медведь белогрудый

Благородный олень, лось

Пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский горный козел, серна, тур, муфлон

Косуля, кабан, кабарга, рысь, росомаха

Дикий северный олень, сайгак

Соболь, выдра

Барсук, куница, сурок, бобр

Енот-полоскун

Степной кот, камышовый кот

Европейская норка

Глухарь, глухарь каменный

Улар кавказский

Фазан, тетерев, водяной пастушок, малый погоныш, погоныш-крошка, погоныш, большой погоныш, камышница

Сбор за пользование объектами животного мира не взимается, если пользование такими объектами животного мира осуществляется в целях:

· охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;

· изучения запасов, а также в научных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих, устанавливаются в следующих размерах:

Таблица 2. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов

Наименование объекта водных биологических ресурсов

Ставка сбора в рублях (за одну тонну)

Дальневосточный бассейн (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона РФ континентальный шельф РФ в Чукотском, Восточно-сибирском, Беринговом, Охотском, Японском морях и Тихом океане)

Минтай Охотского моря, палтус, горбуша

Минтай других районов промысла

Треска, кета амурская осенняя

Сельдь Берингова моря, сельдь Охотского моря в весеннее-летний период

Сельдь других районов и сроков промысла

Морской окунь, угольная

Корюшка, голец

Кета, кижуч

Чавыча, сима

Осетровые*

Камбала,навага,мойва,анчоус,ликоды,макрурусы, сайка,лемонема,бычки,рыбы-собаки,песчанка, акулы,скаты,кефалевые рыбы, прочие

Краб камчатский западного побережья Камчатки, краб камчатский североохотоморский, краб камчатский других районов промысла, краб синий, краб-стригун бэрди охотоморский, краб-стригун опилио

Краб равношипый

Краб-стригун бэрди других районов промысла

Краб-стригун ангулятус, краб-стригун красный

Краб-стригун веррилла, краб-стригун таннери, краб коуэзи

Краб колючий района южных Курильских островов

Краб колючий других районов промысла

Краб волосатый четырехугольный района юго-восточного Сахалина и залива Анива зоны Охотского моря и юго-западного Сахалина зоны Японского моря

Краб волосатый четырехугольный других районов промысла

Креветка углохвостая, креветка северная Берингова моря

Креветка северная

Креветка травяная

Креветка гребенчатая

Другие виды креветок

Кальмар подзоны Приморья

Осьминоги

Морской гребешок

Прочие моллюски (мидия, спизула, кообикула и другие)

Кукумария

Морской еж серый

Морской еж черный

Морской еж прочий (палевый, многоиглый,зеленый и другие)

Водоросли

Прочие водные биологические ресурсы

Северный бассейн (Белое море, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона РФ и континентальный шельф РФ в море Лаптевых, Карском и Баренцевом морях и районе архипелага Шпицберген)

Атлантический лосось (семга)

Горбуша, камбала, ряпушка, корюшка, навага, зубатки

Сельдь чешско-печорская и беломорская

Палтус черный

Морской окунь

Сайка, мойва, пинагор, песчанка европейская, звездчатый скат, полярная акула, менек, прочие

Краб камчатский

Креветка северная, морской еж зеленый

Креветка шримс-медвежонок

Креветки другие (эвфаузииды), прочие моллюски

Морской гребешок

Кукумария

Водоросли

Балтийский бассейн (внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона РФ и континентальный шельф РФ в Балтийском море, Вислинском, Куршском и Финском заливах)

Салака (сельдь), Шпрот (килька), Ряпушка,лещ, щука, налим, колюшка, плотва,корюшка, ерш, снеток, чехонь, красноперка,густера, прочие

Атлантический лосось (балтийский лосось)

Сиг-пыжьян, судак

Камбала-тюрбо, окунь

Камбала других видов

Рыбец (сырть)

Каспийский бассейн (районы Каспийского моря, в которых РФ осуществляет юрисдикцию в отношении рыболовства)

Килька (анчоусовидная, большеглазая, обыкновенная),

Сельдь (долгинская, каспийский пузанок, большеглазый пузанок, проходная-черноспинка)

Красноперка, линь, окунь, карась, прочие пресноводные в прилове

Крупный частик (кефаль, атерина, лещ, сазан, сом, густера, щука, прочие, за исключением судака и кутума)

Судак, кутум

Осетровые*

Азово-Черноморский бассейн (внутренние морские воды и территориальное море, исключительная экономическая зона РФ в Черном море, районы Азовского моря с Таганрогским заливом, в которых РФ осуществляет юрисдикцию в отношении рыболовства)

Судак, кефаль всех видов

Камбала-калкан

Лещ, тарань

Хамса, тюлька, шпрот (килька)

Рыбец (сырть), барабуля

Сельдь, пиленгас

Осетровые*

Скат, чехонь, акула-катран, ставрида,атерина, бычки, скафарка, мерланг, прочие. Прочие водные биологические ресурсы (моллюски, водоросли)

Внутренние водные объекты (реки, водохранилища, озера)

Осетровые*

Атлантический лосось (балтийский лосось, семга), чавыча, кета осенняя амурская, кижуч, нельма, таймень, нерка, угорь

Кета, сима, кумжа

Байкальский белый хариус, чир, муксун

Кунджа, мальма, голец, палия, форель всех видов, ленок, сиг, омуль, пыжьян, пелядь,усач, черноспинка, рыбец (сырть), жерех, хариус, шемая, кутум, сом, минога

Белый амур, жерех, толстолобик, сом р. Волги Крупный частик (за исключением судака)

Судак, гаммарус, раки

Рипус, тарань, вобла, ряпушка

Прочие объекты водных биологических ресурсов

*Сбор взимается в случаем разрешенного промысла

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов - морское млекопитающее устанавливаются в следующих размерах:

Таблица 3. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов

Сбор за пользование объектами животного мира не взимается, если пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется при:

Рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;

Рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях.

2. Порядок исчисления налога

Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира, как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов на дату начала срока действия разрешения.

3. Порядок и сроки уплаты сборов

Плательщики уплачивают сумму сбора за пользование объектами животного мира при получении разрешения на добычу объектов животного мира.

Плательщики уплачивают сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в виде разового и регулярных взносов и единовременного взноса.

Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 процентам.

Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу объектов животного мира.

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

· плательщиками - физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, - по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

· плательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями - по месту своего учета

Суммы сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

4. Порядок представления сведен ий органами, выдающими лицензии

Органы, выдающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а также сведения о сроках уплаты сбора.

Формы представления сведений органами, выдающими в установленном порядке разрешения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Порядок представления сведений организациями и индивидуальными предпринимателями, зачет или возврат сумм сбора по нереализованным разрешениям

сбор пользование животный водный

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по разрешению на добычу объектов животного мира, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, сведения о полученных разрешениях на добычу объектов животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.

По истечении срока действия разрешения на добычу объектов животного мира организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов животного мира, выданным уполномоченным органом.

Зачет или возврат сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов животного мира осуществляется в порядке, установленном в НК РФ, при условии представления документов, перечень которых утверждается федеральным налоговым органом.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, не позднее 10 дней с даты получения такого разрешения представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.

Сведения о количестве объектов водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, организации и индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы по месту своего учета не позднее сроков уплаты единовременного взноса, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Все сведения, представляются организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов, по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов

Заключение

Объектом налогоообложения являются объекты животного мира и водных биологических ресурсов, изымаемые из среды их обитания на основании лицензии. База обложения - это количество объектов обложения. Период обложения - срок действия лицензии.

Ставки сборов устанавливаются НК РФ для каждого объекта обложения.

Сумма сборов определяется в отношении каждого объекта обложения как произведение используемого количества объектов животного мира (водных биологических ресурсов) и соответствующей ставки сбора.

Порядок и сроки уплаты различаются для сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов.

Я считаю, что плата за природные ресурсы и в будущем останется насущной и актуальной темой. Можно предположить, что будут дорабатываться и подвергаться дальнейшему развитию законопроекты, а возможно и введение каких-либо новшеств и ужесточение мер к нарушителям режима пользования природными ресурсами и их нецелесообразного использования. И в силу этого можно выделить ряд причин, исходя из которых, можно сделать вывод о тенденциях развития платы за природные ресурсы.

Первая причина состоит в том, что в последнее время нецелесообразно используют объекты животного мира и водных биологических ресурсов, уничтожая их самым нецелесообразным способом. Поэтому, можно сказать, что в ближайшее время плата за эти объекты будет применяться как стимулятор для более рационального и целесообразного использования их.

Вторая причина - это интерес других стран к этим объектам в России. Особенно это касается водных биологических ресурсов, следовательно, появилась возможность получить немалый доход для страны.

Третья причина заключается в ухудшающейся экологической обстановке, как в мире, так и у нас в стране.

Такие же выводы можно сделать и по использованию всех ресурсов нашей страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономический анализ организаций необходимо знать любому, кто связан с экономикой предприятия, расчетами эффективности организации. Это необходимо знать и совершенствовать в связи с поиском наиболее эффективных способов труда, использования ресурсов.

Список использованной литературы

1. Водный кодекс РФ от 16.11.95 №167-ФЗ

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2 (с внесенными изменениями).

3. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: учебное пособие. - Издтательство Юрайт, 2010 г.

4. Романовский М. В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / ред. М.В. Романовский. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб.: Питер, 2003 г.

6. Хаустов А.П., Редина М.М. Экономика природопользования: диагностика и отчётность предприятий: Учебное пособие. - М.: Изд-во, РУДН, 2002 г.

7. Шевчук А.В. Экономика природопользования (теория и практика) - М.: Издательство НИА-Природа, 1999 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ставки сбора за изъятие животных из среды обитания. Определение сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащему уплате в бюджет для градообразующей организации. Порядок начисления разового, регулярного и единовременного взносов.

    контрольная работа , добавлен 09.11.2014

    Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов как федеральный налог. Налогоплательщики сборов за пользование объектами животного мира. Ставка и порядок исчисления сборов. Пользование объектами водных биологических ресурсов.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2010

    Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог на доходы физических лиц. Единый социальный налог. Налог на прибыль организаций. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Государственная пошлина.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2008

    Принципы налогообложения и механизм взимания налога, порядок его уплаты. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Понятия и признаки государственной пошлины. Виды региональных и местных налогов и сборов.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2013

    Правила правового регулирования акцизов. Ставка налога на доходы физических лиц. Налогоплательщики налога на прибыль организаций. Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Государственная пошлина, ее взимание.

    реферат , добавлен 22.09.2014

    Изучение сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Анализ платежей за пользование недрами, за поиск, разведку и оценку полезных ископаемых. Обзор порядка исчисления и уплаты платежей за пользование лесным фондом РФ.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2011

    Налог на добычу полезных ископаемых. Плата за пользование недрами, акваторией, участками морского дна. Водный налог, лесные платежи, плата за загрязнение окружающей среды. Сборы за пользование объектами животного мира, водных биологических ресурсов.

    контрольная работа , добавлен 18.04.2015

    Общие положения о налоговом контроле. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных ресурсов. Порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки. Транспортный налог, объекты налогообложения и налоговая декларация.

    реферат , добавлен 09.11.2011

    Срок уплаты налогов как один из элементов налогообложения. Назначение и роль сбора за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Понятие и характеристика налога на прибыль. Порядок установления уплаты налогов и сборов.

    реферат , добавлен 19.12.2012

    Раскрытие социально-экономической сущности налогов и сборов. Изучение состава и содержания акцизов, НДС, налогов на доходы, прибыль и добычу полезных ископаемых. Государственные пошлины и сборы за пользование объектами животного мира и водных ресурсов.

Обновлено 23.10.2017 06:01

В РФ существует сбор за пользование объектами животного мира, а также сбор за пользование объектами водных ресурсов. Рассмотрим, в каких случаях его должны уплачивать физические лица и как определяется его размер.

Плательщики сбора и объекты обложения

Плательщиками сбора за пользование объектами животного мира признаются физические лица, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории РФ (п. 1 ст. 333.1 НК РФ). Другими словами, плательщики сбора - это граждане, получающие разрешение на добычу охотничьих ресурсов (далее - охотники).

Объектами обложения признаются объекты животного мира - звери и птицы, которые изымаются из среды их обитания на основании разрешения на добычу объектов животного мира, выдаваемого в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 333.2, п. 1 ст. 333.3 НК РФ).

Исключение сделано для представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (по Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 536-р) и граждан, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (по Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 N 631-р), для которых охота и рыболовство являются основой существования. При этом не признается объектом обложения сбором только такое количество добытых животных, которое необходимо исключительно для удовлетворения личных нужд (в соответствии с лимитами, устанавливаемыми органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти).

Порядок получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов

Любой вид охоты возможен только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных (ч. 2 ст. 29 Закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ).

В разрешении на добычу охотничьих ресурсов указываются:

Сведения об охотнике и охотничьем билете;

Вид охоты, который предполагается осуществлять;

Сведения о добываемых охотничьих ресурсах;

Количество добываемых охотничьих ресурсов;

Сроки охоты и места охоты.

Разрешение на добычу охотничьих ресурсов выдается на основании следующих документов (п. 4 Порядка подачи заявок и заявлений, утв. Приказом Минприроды России от 29.08.2014 N 379):

Заявления, в котором указываются:

фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;

вид охоты, который предполагается осуществлять;

сведения о добываемых охотничьих ресурсах и их количестве;

предполагаемые сроки охоты;

места охоты;

предполагаемые орудия и способы охоты;

дата выдачи охотничьего билета и его учетные серия и номер;

Документа, подтверждающего уплату сбора за пользование объектами животного мира (представляется по инициативе охотника);

Документа, подтверждающего уплату госпошлины за выдачу разрешения (представляется по инициативе охотника) (п. 10 Порядка подачи заявок и заявлений).

Примечание. Если заявителем является иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ, для получения разрешения он подает заявление лично либо через уполномоченного в соответствии с законодательством РФ представителя в уполномоченный орган либо в природоохранное учреждение. При этом к заявлению нужно приложить заверенную в установленном порядке копию заключенного договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства (п. 6 Порядка подачи заявок и заявлений).

Если вы не уплатили сбор, разрешение на добычу охотничьих ресурсов вам не выдадут.

Таким образом, уплата сбора необходима для получения разрешения на охоту.

Уплата сбора за пользование объектами животного мира

Охотники уплачивают сумму сбора при получении разрешения на добычу охотничьих ресурсов по месту нахождения органа, выдавшего такое разрешение (п. п. 1, 3 ст. 333.5 НК РФ).

Выдают разрешение на добычу охотничьих ресурсов (далее - разрешение) гражданину, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранному гражданину, временно пребывающему в РФ и заключившему договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства, если он охотится:

В закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения;

В общедоступных охотничьих угодьях - органом исполнительной власти субъекта РФ;

На особо охраняемых природных территориях - природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Полный перечень объектов обложения - зверей и птиц, за добычу которых взимается сбор, а также ставки сбора установлены п. п. 1 - 3 ст. 333.3 НК РФ.

Обратите внимание!

Дикие животные, не поименованные в указанном перечне, не относятся к объектам животного мира, изъятие которых из природной среды облагается сбором. Так, без уплаты сбора можно охотиться на зайцев, лис, уток, гусей и других не поименованных в перечне зверей и птиц.

Размер сбора определяется как произведение количества животных (зверей и (или) птиц), которые охотник имеет право добыть в процессе охоты, и ставки сбора, установленной в отношении этих животных.

Пример. Расчет суммы сбора исходя из количества добытых животных

Охотнику выдано разрешение на отстрел пяти глухарей. Ставка сбора за одного глухаря составляет 100 руб.

Сумма сбора составляет 500 руб. (100 руб. x 5).

При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставка сбора за пользование объектами животного мира устанавливается в размере 50% от установленных п. 1 ст. 333.3 ставок.

Пример. Расчет суммы сбора при изъятии молодняка диких животных

Выдано разрешение на отстрел пяти кабанов, в том числе двух особей в возрасте до одного года. Ставка сбора за одного кабана составляет 450 руб.

Сумма сбора составляет:

450 руб. x 3 + 450 руб. x 50% x 2 = 1800 руб.

Ставки сбора устанавливаются в размере 0 руб., если пользование объектами животного мира осуществляется (п. 3 ст. 333.3 НК РФ):

В целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;

Изучения запасов, а также в научных целях в соответствии с законодательством РФ.

Сбор уплачивается единовременно и в полном размере через банк, а в случае его отсутствия - через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления.

Ответственность за нарушение правил охоты

Охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов признается незаконной (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21).

Нарушение правил охоты влечет наложение на граждан административного штрафа в размере от 500 до 4000 руб. с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права охотиться на срок до двух лет (ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ).

Уплата сбора за пользование объектами водных биоресурсов

Формально физические лица, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ, признаются плательщиками сбора (п. 2 ст. 333.1 НК РФ).

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов установлены п. п. 4, 5 ст. 333.3 НК РФ в расчете на одну тонну улова.

При этом граждане, занимающиеся любительским и спортивным рыболовством без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, плательщиками сбора не являются.

Также сбор не уплачивают граждане, занимающиеся любительским и спортивным рыболовством на водных объектах или их частях, специально предоставленных для организации данного вида рыболовства, на основании разрешений (лицензий, путевок), выданных организациями - организаторами любительского и спортивного рыболовства, поскольку в таких случаях плательщиками сбора являются эти организации (Письмо Минфина России от 31.01.2007 N 03-06-05-03/1).

Call from mobile

You"ll need Skype CreditFree via Skype

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов заменили плату за пользование объектами животного мира и аукционную систему продажи квот на вылов объектов водных биологических ресурсов в целях промышленного рыболовства.

Эти сборы введены с 1 января 2004 г. гл. 25 1 Х НК РФ, относятся федеральным налогам и сборам и обязательны для уплаты на всей территории РФ

Плательщики сборов. Плательщиками сборов могут быть признаны:

    организации;

    физические лица, в том числе индивидуальные предпринимали.

Юридические и физические лица признаются плательщиками данных сборов, если они получили в установленном порядке лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира на территории РФ или лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объекты налогообложения. Объекты водных биологических ресурсов в целях взимания сбора подразделяются на две группы:

    морские млекопитающие;

    другие объекты водных биоресурсов.

Исчерпывающий перечень млекопитающих для обложения сбором приведен в НК РФ. В налоговом законодательстве установлены и основания для непризнания объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов объектами обложения сборами. Такая правовая норма реализуется в случае, если названные объекты используются для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (перечень утверждается Правительством РФ) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Право бесплатного пользования распространяется только на то количество (объем) указанных объектов, которое добывается для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Ставки сборов . В НК РФ установлены три шкалы ставок сбора для каждой группы объектов налогообложения. Для каждого вида объектов животного мира существует своя ставка сбора, определенная в абсолютных единицах - рублях за единицу об- щ лагаемой базы. Ставки не зависят от места обитания конкретного вида животных и применяются на всей территории РФ. Ставки сборов установлены ст. ЗЗЗ3 НК РФ. Пример приведен в таблице (п. 1 ст. ЗЗЗ 3 НК РФ).

Ставки сборов по объектам животного мира

Наименование объекта животного мира

Ставка сбора за одно животное, руб.

Овцебык, гибрид зубра с бизоном или домашним скотом

Медведь (за исключением камчатских популяций и медведя белогрудого)

Медведь бурый (камчатские популяции), медведь белогрудый

Благородный олень, лось

Пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский горный козел, серна, тур, муфлон

Косуля, кабан, кабарга, рысь, росомаха

Дикий северный олень, сайгак

Соболь, выдра

Барсук, куница, сурок, бобр

Енот-полоскун

Степной кот, камышовый кот

Европейская норка

Глухарь, глухарь каменный

Улар кавказский

Фазан, тетерев, водяной пастушок, малый погоныш, погоныш крошка, погоныш, большой погоныш, камышница

В п. 4 ст. ЗЗЗ 3 установлены ставки сборов по объектам водных биологических ресурсов (за исключением морских млекопитающих), а в п. 5 этой же статьи - ставки сборов по объектам водных биологических ресурсов - морских млекопитающих.

Предусмотрены две льготные ставки: 0% и 50% общеустановленной ставки.

При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставки сбора за пользование объектами животного мира определены в размере 50% указанных выше ставок.

Ставки сбора за объекты животного мира определены в размере 0 руб., если пользование такими объектами осуществляется в целях:

    охраны здоровья населения;

    устранения угрозы для жизни человека;

    предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных;

    регулирования видового состава объектов животного мира или объектов водных биологических ресурсов;

    предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания;

    воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;

    изучения запасов и промышленной экспертизы.

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, в том числе морских млекопитающих, устанавливаются в размере 0%, если пользование такими объектами осуществляется:

    при рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;

    при рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях.

Ставки сбора за объекты водных биологических ресурсов, включая морских млекопитающих, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ, устанавливаются в размере 15% указанных ставок сбора.

Градо- и поселкообразующими организациями для целей использования пониженной ставки сборов являются организации при соблюдении следующих критериев:

    рыбохозяйственные организации должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ;

    численность работающих с учетом совместно проживающих с ними членов семей по состоянию на 1 января календарного года, в котором осуществляется выдача разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, должна составлять не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;

    объем реализованной организациями рыбной продукции или выловленный объем водных биологических ресурсов должен составлять не менее 70% за календарный год, предшествовавший году выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

    рыбохозяйственные организации должны осуществлять рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащего им на праве собственности или используемого ими на основании договоров фрахтования.

Перечисленные критерии должны соблюдаться одновременно, несоблюдение одного из них может лишить рыбохозяйственные организации статуса градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций.

Для хозяйствующих субъектов, реализующих и (или) перерабатывающих доставленные на территорию РФ добытые водные биологические ресурсы, ставка сбора составляет 10% стандартного размера ставок.

Порядок исчисления и сроки уплаты сборов . Сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира или каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение количества этих объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира.

Суммы сбора за пользование объектами животного мира уплачиваются плательщиками при получении лицензии (разрешения) на пользование этими объектами, а суммы сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачиваются в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса - 10% исчисленной суммы сбора, и она уплачивается при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Пример 5.133. Компания получила разрешение на ведение рыбного промысла на три месяца на два вида биоресурсов в Каспийском бассейне: воблу (500 т) и судака (300 т). Ставка сбора по вобле - 200 руб. за 1 т, по судаку - 1000 руб. за 1 т. Таким образом, сумма сбора за право вылова воблы составила 100 000 руб. (200 руб. х 500 т). По судаку - 300 000 руб. (1000 руб. х 300 т). Общая сумма сбора равна 400 000 руб. (300 000 руб. + 100 000 руб.).

В этом случае организация уплачивает разовый сбор. При получении разрешения - в размере 10% исчисленной суммы сбора - 40 000 руб. (400 000 руб. х 10% : 100%), в том числе по вобле -10 000 руб., по судаку - 30 000 руб.

Оставшаяся сумма сбора будет уплачиваться равными долями в течение всего срока действия разрешения ежемесячно не позднее 20-го числа.

Таким образом, ежемесячно будут уплачиваться следующие суммы сбора:

    по вобле - 30 000 руб. [(100 000 руб. - 10 000 руб.) : 3];

    по судаку - 90 000 руб. [(300 000 руб. - 30 000 руб.) : 3].

Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании соответствующего разрешения на добычу (вылов), уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20-го числа месяца, следующего за последними месяцем срока действия такого разрешения.

Сбор за пользование объектами животного мира плательщики уплачивают по местонахождению органа, выдавшего соответствующую лицензию (разрешение).

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается:

    плательщиками - физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, - по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов;

    плательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями - по месту своего учета.

Порядок представления сведений органами, выдающими лицензии (разрешения). Органы, выдающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов, не позднее 5-го числа каждого месяца обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных лицензиях (разрешениях), сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии (разрешению), а также сведения о сроках уплаты сбора.

Порядок представления сведений организациями и индивидуальными предпринимателями, зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям). Организации и индивидуальные предприниматели, использующие объекты животного мира по соответствующей лицензии (разрешению), не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения) представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.

По истечении срока действия такой лицензии (разрешения) организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган по месту своего учета за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям), выданным уполномоченным органом. Зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям) осуществляется в установленном порядке при условии представления документов, перечень которых утверждается федеральным налоговым органом.

Организации и индивидуальные предприниматели, использующие объекты водных биологических ресурсов по соответствующей лицензии (разрешению), не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии (разрешения) представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях), суммах сбора, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов.

Сведения о количестве объектов водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на их добычу (вылов), организации и индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы по месту своего учета не позднее сроков уплаты единовременного взноса (п. 2 ст. ЗЗЗ 7 НК РФ).

Сбор за пользование объектами водных и биологических ресурсов относится к категории сборов за пользование природными ресурсами. Его порядок и размер регулируется законом, а сроки сбора – местным законодательством. В статье мы рассмотрим что входит в сбор за пользование водными ресурсами, как проводится расчет платежа.

За что производится сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов?

Объекты водных и биологических ресурсов – это общая формулировка для определения данного вида сборов. Рассмотрим, что она включает в себя:

  1. За добычу рыбы, а также иных морских животных или растений.
  2. Работа над созданием и нормализацией документации по составу и свойствам вод, используемых в водоемах с рыбой.
  3. За осуществление рыбохозяйственных научных исследований, которые проводятся в целях оценивания запасов, а также дальнейшей разработки рекомендаций по оптимизации использования водных биоресурсов.
  4. Реализация культивирования водорослей, моллюсков и т.д. в водоемах и водохранилищах естественного типа.
  5. Восстановление водных ресурсов в водоемах и водохранилищах, существующих в естественных природных условиях.
  6. Помощь в адаптации к водным условиям для моллюсков, водорослей и т.д.

Именно эти виды деятельности облагаются сбором по той причине, что они подлежат лицензированию. Без лицензирования и своевременной уплаты сбора реализация такой деятельности является незаконной и может повлечь за собой уголовную ответственность. Читайте также статью: → , → (платится при неспособности предприятия утилизировать продукцию).

Особенности сбора

Для того, чтобы наглядно рассмотреть особенности сбора за пользование объектами водных и биологических ресурсов, обратимся к следующей таблице:

Рассматриваемая особенность Описание
Плательщики сбора Плательщиками сбора считаются физические и юридические лица, реализующие деятельность по отношению к водных ресурсам, в т.ч. биологическим водным ресурсам, подлежащую лицензированию. Подобная деятельность может осуществляться на территории внутренних вод, территориального моря, на континентальном шельфе РФ, в районах архипелага Шпицбергена, а также в Каспийском, Баренцевом и Азовском морях.
Объекты обложения сбором Согласно современному законодательству, объектами данного вида сбора являются те объекты, вылов которых осуществляется на основании добычи водных биоресурсов, а кроме того, те объекты, которые подлежат изъятию из их естественной среды обитания как разрешенный прилов.
Исключения Обложению сбором не подлежит добыча водных биоресурсов лицами, для которых рыбалка и охота является основой существования (малочисленные народности Севера, Сибири, Дальнего Востока, а кроме лица, проживающие на их территории).
Зачет/ возврат сумм сбора В течение 10 дней после получки разрешения на реализацию деятельности ИП, физическое или юридическое лицо обязуется подать в налоговый орган пакет документов, подтверждающих возможность получения возврата/ зачета суммы сбора. Если на момент окончания действия разрешения оно не было реализовано, то лицо, его получившее, может обратиться в налоговый орган, чтобы получить зачет/ возврат.

Законодательная база

Наиболее полную информацию о том, как и на каких условиях происходит выплата сбора, можно получить из действующих документов современного законодательства. Только некоторые среди них определяют и регулируют сбор за пользование водными ресурсами. Рассмотреть их наглядно поможет следующая таблица:

Документ Важная информация для плательщика
Налоговый кодекс 333 статья кодекса включает в себя общую необходимую информацию о данном виде сбора, в том числе: объекты и субъекты сбора, установленные по сборам ставки, сроки выплат и их зачисление, существующие порядки исчисления и т.д. НК является главным документом в РФ, который занимается регулированием и установкой основных правил по выплатам данного вида сборов. Поэтому для каждого лица, имеющего лицензию на реализацию деятельности по отношению к водным ресурсам, необходимо ознакомление с данным документом.
Федеральные законы РФ Существующие ФЗ РФ – это актуальные документы, устанавливающие более точную и подробную информацию о данном виде выплат. Известно множество таковых ФЗ, но среди наиболее важных из них можно выделить, например, ФЗ №166 (получение разрешения на реализацию деятельности).

Возникновение законодательной базы, регулирующей особенности и нюансы сбора за пользование водными ресурсами, относят к 2004 году. С тех пор законы изменялись и модернизировались. На сегодняшний день действуют законы, установленные в 2014 году.

Как рассчитать сумму платежа? Пример

Сумма выплаты зависит от индивидуальных особенностей, в которых работает физическое или юридическое лицо. Поэтому в разных условиях сбор будет соответственно разным. Для его вычисления в современном законодательстве существует специальная форму, позволяющая без труда самостоятельно вычислить свой личный сбор. Эта формула выглядит следующим образом:

Размер сбора = Процентная ставка* Количество объектов

Процентная ставка устанавливается своя для каждого вида объекта, на котором происходит работа. Таким образом, для того, чтоб осуществить подсчет, необходимо знать район, в котором осуществляется промысел; разновидность объекта, в отношении которого осуществляется промысел, а также полученный объем.

Рассмотрим следующий пример, на котором ясно, как правильно подсчитать сбор. В Баренцевом море осуществляется добыча трески. Количество полученной рыбы составляет 300 тонн. Получается, что сбор = 5000 (ставка за 1 тонну добытой трески) * 300 = 1 500 000 рублей.

Все данные, необходимые для самостоятельного осуществления подсчета сбора, можно уточнить в районном отделении налоговой службы. Кроме того, можно попросить сотрудников налоговой инспекции произвести подсчет или помочь с вычислениями.

Порядок предоставления данных

Данные, которые необходимо предоставить при реализации деятельности в отношении водных ресурсов, в т.ч. биологических, делятся на два типа. Это данные о полученных разрешениях, а также данные об итогах деятельности. При том физические лица не должны предоставлять в налоговый орган информацию о полученных разрешениях. Для физических и юридических лиц это действие является обязательным. Представим данные о предоставлении разных типов информации в формате таблицы:

Разновидность данных Правила, сроки и особенности подачи
Данные о полученном разрешении на деятельность Предоставляются в налоговый орган на протяжении 10 дней после получения. Кроме разрешения необходимо предоставить данные о подлежащих уплате суммах сбора в виде регулярных и одноразового взносов.
Данные необходимо представить в форме установленного образца, которую возможно найти на официальном сайте Налоговой инспекции.
Данные о результатах промысла (количестве прилова) Такого типа данные предоставляются в обязательном порядке в налоговый орган в месяц, следующий за месяцем окончания действия разрешения. Последним числом для предоставления данных считается 20 число этого месяца.

Согласно современному законодательству, у плательщика сбора нет прав на то, чтобы претендовать на возврат переплаты, корректировать сумму установленного сбора самостоятельно, а также производить выплаты в соответствии с фактическими результатами вылова.

Особенности платежа и условия законодательства. Пример

В случае, если необходимые данные о получении разрешения на реализацию деятельности или результатах работы не будут предоставлены в срок, тогда придется уплатить штраф в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ. Также предусмотрен штраф не неуплату сбора либо просрочку выплаты. Сама непосредственная обязанность в выплате сбора обуславливается не выловом водных биоресурсов, а фактом выдачи разрешения на реализацию данной деятельности.

Существует три типа сборов, установленных для данной деятельности:

  • единовременный. Взнос выплачивается в месяц, следующий за окончанием действия разрешения, но не позднее 20 числа.
  • регулярный. Высчитывается по формуле: (сумма сборов – сумма разового сбора)/ продолжительность действия разрешения (в месяцах).
  • разовый. Взнос выплачивается при получении разрешения на добычу и составляет 10% от исчисленной суммы сбора.

Обратимся к следующему примеру поэтапных расчетов для каждого из типов взносов.

  1. Данные для расчетов. Промысел ведется в Баренцевом море в отношении трески, объем добычи составляет 200 тонн, а прилова – 100 тонн, ставка тонны добычи составляет 5000 рублей, а 1 тонны прилова – 20 рублей. Продолжительность действия разрешения составляет 9 месяцев.
  2. Сумма сбора составит 1 000 000 рублей (5000 рублей * 200 тонн добычи трески).
  3. Разовый сбор составит 1 000 000 * 10% = 100 000 рублей.
  4. Регулярные платежи осуществляются каждый месяц и составляют 1 000 000 – 100 000 (разовый сбор) = 900 000 рублей; 900 000 / 9 (месяцы действия разрешения) = 100 000 рублей ежемесячный взнос. Единовременный сбор = 20 * 100 = 2000.

Учет льготных категорий граждан при уплате налога

В отношении лиц, выплачивающих сбор, действуют определенные законом льготы. При этом известен ряд разновидностей льгот, когда лица полностью освобождаются от уплаты сбора, и когда получают скидку на его выплату:

  1. Полностью освобождаются от уплаты представители малочисленных народностей, проживающие на территории Сибири, Севера, Дальнего Востока, перечень которых утвержден Правительством РФ. Также от сбора освобождаются лица, постоянно проживающие на этих территориях, для которых добыча рыбы и охота является основой существования.
  2. Ставка 0% предоставляется лицам, которые используют рыболовство для акклиматизации или воспроизводства водных биоресурсов. Аналогичная ставка предоставляется тем, кто осуществляет рыболовство в контрольных либо научно-исследовательских целях.
  3. Ставка 15%. Предоставляется рыбохозяйственным организациям, утвержденным правительством РФ; российским рыбохозяйственным организациям; рыболовецким артелям; индивидуальным предпринимателям, чья деятельность соответствует деятельности рыбохозяйственных организаций.

Уточнить, относитесь ли вы к льготным категориям граждан, можно в районном отделении налоговой инспекции.

Часто задаваемые вопросы по сбору за пользование водными ресурсами

Вопрос №1. Кому платить установленный сбор?

Физические лица платят сборы по адресу органа, выдавшего разрешение на реализацию деятельности (кроме ИП). Юридические лица и ИП платят сбор по месту своего учета.

Вопрос №2. Кто выдает разрешения на реализацию деятельности?

Разрешение на реализацию деятельности выдаются Федеральным агентством по рыболовству после подачи физическим или юридическим лицом соответствующего зявления.

Вопрос №3. От чего зависит ставка сбора?

Ставка сбора осуществляется Налоговым кодексом РФ и зависит от района, в котором осуществляется промысел (Баренцево море, Азовское море и т.д.)

Вопрос №4. Бесплатна ли выдача разрешений?

На сегодняшний день разрешения на проведение добычи водных биоресурсов выдаются после предварительной уплаты госпошлины, составляющей порядка 200 рублей для юридических и 100 рублей для физических лиц.

Вопрос №5. В какой форме подаются данные в налоговый орган?

Данные в налоговый орган подаются только в соответствии с установленной законом формой, которую возможно скачать на официальном сайте ФНС.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов установлены гл. 25.1 НК и введены в действие с 1 января 2004 г.

Плательщиками сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. В Российской Федерации пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов осуществляется на основании лицензии. Относительно объектов животного мира лицензия распространяется на территорию всего государства, а относительно объектно-водных биологических ресурсов лицензия дает право пользоваться ими во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектами обложения сборами признаются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, перечисленные н. 1, 4, 5 ст. 333.3 НК соответственно, изымаемые из среды их обитания, в том числе объекты водных биологических ресурсов, подлежащие изъятию из среды обитания в качестве разрешенного прилова.

Ставки сбора являются твердо фиксированными и выражены в рублях за одно животное или за одну тонну объекта водных биологических ресурсов.

Сбор не взимается с объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования.

Сбор также не взимается, если пользование объектами животного мира или объектами водных биологических ресурсов осуществляется в целях:

  • o охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру, водному миру, а также в целях воспроизводства объектов животного или водного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;
  • o изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях в соответствии с законодательством РФ.

Ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов для рыбохозяйственных организаций, являющихся градо- и поселкообразующими, понижаются на 85% от общей ставки этого сбора.

Уплата сборов производится:

  • o плательщиками - физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, - по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение);
  • o плательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями - по месту своего налогового учета.

Суммы сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Водный налог

С 1 января 2005 г. в налоговой системе Российской Федерации появился новый обязательный платеж федерального уровня - водный налог. Правовые основы данного налога установлены гл. 25.2 НК.

Плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие водопользование в соответствии с законодательством РФ. Согласно действующему российскому законодательству водопользование, облагаемое налогом, может быть специальным и особым.

Объектами водного налога (п. 1 ст. 333.9 НК) выступают: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

Согласно п. 2 ст. 333.9 НК не облагается данным налогом большой перечень видов пользования водными объектами, что обусловлено социальной значимостью последних. Так, не признаются объектами налогообложения: забор из подземных вод объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод; забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий; забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов; использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов; использование акваторий водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ; особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства; использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты и др.

Налогооблагаемая база по водному налогу установлена ст. 333.10 НК и определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке. Применительно к различным объектам водного налога налоговая база определяется следующим образом:

  • o при заборе воды - как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период;
  • o при использовании акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях - как площадь предоставленного водного пространства;
  • o при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики - как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • o при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях - как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Водный па."Ю1 уплачивается ежеквартально. Ставки данного налога устанавливаются применительно к каждому бассейну рек, озер, морей и экономическому району. Детальный перечень налоговых ставок применительно к каждому объекту водного налога установлен ст. 333.1 НК. Налоговое законодательство предусматривает повышение налоговых ставок за сверхлимитное пользование водой. Так, при заборе воды сверх установленных квартальных или годовых лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения повышаются в пять раз.

Налог уплачивается по месту нахождения водного объекта в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формой контроля за правильностью и своевременностью уплаты водного налога является налоговая декларация, представляемая налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения объекта в срок, установленный для уплаты налога. Кроме того, налогоплательщики - иностранные лица представляют копию налоговой декларации в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего лицензию на водопользование.