Исторические дисциплины таблица по истории. с точки зрения изучения какой-либо наукой. Древнегреческие колонии Северного Причерноморья

Цели урока

1. Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории 5-6-х классов.

2. Развивать навыки определения и объяснения понятий, анализа и работы с документами, схемами и таблицами.

3. Дать возможность учащимся проявить творческое мышление.

План занятия

I. Исторические источники.

II. Вспомогательные исторические дисциплины.

III. Языковая семья.

ХОД УРОКА

I. Исторические источники

В начале урока учитель сообщает учащимся о том, что на уроке они познакомятся с новыми понятиями и терминами: с различными типами исторических источников, вспомогательными историческими дисциплинами, понятиями «языковая семья» и «языковая группа».

Перед учащимися ставится задача: в процессе изучения новой темы, активизируя знания, полученные на уроках истории в предшествующие годы, подобрать примеры различных типов исторических источников и объяснить, какие вспомогательные дисциплины занимаются их изучением.

Учитель вводит понятие исторический источник и вместе с учениками составляет на доске схему 1 «Классификация исторических источников» . Он предлагает различные типы источников, а учащиеся подбирают примеры. Результаты деятельности фиксируются на доске и в тетрадях учащихся.

Исторические источники - весь комплекс предметов целенаправленной деятельности человека, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздаётся представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Схема 1. Классификация исторических источников

Вопросы и задания учащимся

Определите на слух, к какому типу источников относятся приведённые ниже тексты документов.

№ 1. Летопись (фрагменты)

«В лето 6635 (1127). По велению князя Всеволода начато строительство церкви каменной святого Иоанна в Новгороде…

В то же лето была метель сильная по земле, и по воде, и по хоромам две ночи и четыре дня. Того же лета… на осень побил мороз всю рожь, и был голод на всю зиму. Ржи осьминка стоила по полгривны».

№ 2. Грамота 1257-1259 гг.

«Я, князь Александр, и сын Дмитрий с посадником с Михаилом, и с тысяцким Жирославом, и всеми новгородцами, заключаем мир с немецким послом Шивордом, и с Любецким послом Гидриком, и с готским послом Останом. Отныне новгородцы гостят на немецком берегу, а немцы гостят на новгородском без пакостей…»

№ 3. Берестяная грамота

«От Бориса к Настасии. Как придёт эта грамота, так тотчас пришли мне слугу на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубаху, рубаху забыл».

№ 4. « Слово о погибели земли Русской»

«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!

Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками многочтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

№ 5. Жалованная грамота великого князя

Всеволода Мстиславича - Юрьеву монастырю. 1125-1137 гг.

«Я, великий князь Всеволод, дал святому Георгию Терпужский погост Ляховичи с землёю, и с людьми, и с лошадьми, и лес, и бортни, и ловища на Ловати… А то дал святому Георгию во веки…»

№ 6. Повесть о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра

«…Сей князь Александр родился от отца милосердного, и более всего - короткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии.

… И красив он был как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую.»

№ 7. Берестяная грамота

«Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, кланяюсь, овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту да пришли мне хорошего чтения…»

«В лето 6635 (1127). Не было мира… ни с суздальскими, ни со смолянами, ни с полвчанами, ни с киевлянами. И стоила всё лето осьминка великая по семь резан.

В лето 6669 (1161). Стояла всё лето жара, и сгорело всё жито, а осенью убил всю пшеницу мороз… О, великая скорбь была в людях и нужда».

№ 9. Былина « Алёша Попович и Тугарин».

«Гой вы еси, удалы добры молодцы!
Видел я Тугарина Змеевича,
В вышину ли он, Тугарин, трёх сажень,
Промежду глаз калёна стрела,
Конь под ним, как лютый зверь».

Выделите из приведённого перечня исторические источники и разделите их на группы. Занесите результаты работы в таблицу 1 «Исторические источники».

Учитель вычёрчивает графы таблицы на доске, а школьники в своих тетрадях. Затем учитель раздаёт карточки с предложенным ниже перечнем, и ребята самостоятельно выполняют задание. Возможно параллельное выполнение задания одним учащимся у доски. После самостоятельной работы необходимо организовать проверку, вызвав одного-двух учащихся, чтобы своевременно выявить ошибки, допущенные при работе. В конце работы учитель должен сделать вывод о том, что исторический источник связан с деятельностью человека, а ребята должны записать его в свои рабочие тетради.

Таблица 1. Исторические источники

Письменные

Вещественные

Устные

Лингвистические

Не являются
историческими
источниками

Рисунок в пещере

Письмо, написанное на глиняной табличке

Текст закона на камне

Берестяная грамота

Древний храм

Черепки посуды

Разрушенная крепость

Пуговица

Рассказ
участника
минувшей
войны

Название города

Скелет человека

Потухший вулкан

Кости доисторического животного

Высохшее русло реки

КАРТОЧКА

Рисунок в пещере скелет человека потухший вулкан рассказ участника минувший войны кости доисторического животного письмо, написанное на глиняной табличке древний храм высохшее русло реки текст закона на камне монета черепки посуды разрушенная крепость название города пуговица берестяная грамота.

II. Вспомогательная историческая дисциплина

Предваряющие вопросы

Каким образом учёные получают исторические сведения?

Какие науки занимаются изучением исторических источников?

Ученики высказывают свои предположения. Затем учитель на доске, а школьники в тетрадях вычерчивают графы таблицы 2 «Вспомогательные исторические дисциплины» , которая заполняется по ходу объяснения материала учителем. При составлении таблицы учащимся задаются наводящие вопросы, активизирующие знания, полученные из курсов истории Древнего мира и Средних веков.

Таблица 2. Вспомогательные исторические дисциплины

Название

Предмет изучения

Палеография

(греч. палайос - древний,
графо - пишу)

Исследует внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, особенности их начертания, орудия письма, материал, чернила и др.)
Археология

(греч. архайос - древний,
логос - слово, учение)

Наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества
Хронология

(греч. хронос - время)

Наука о системах исчисления времени
Геральдика

(лат. геральдус - глашатай

Изучает гербы как исторический источник
Ономастика

(греч. онома - имя, названия)

Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения и преобразования. Имеет несколько разделов:

Топонимика - наука о географических названиях.

Антропонимика - наука, изучающая личные имена людей.

Этнонимика - наука, изучающая названия народов.

Теонимика - наука, изучающая имена богов и др.

Нумизматика

(греч. «номисма» - законное платёжное средство, монета

Наука о монетах, а также о материалах и инструментах для их изготовления
Сфрагистика

(греч. сфрагис - печать)

Наука о печатях
Метрология

(греч. «метрон» - мера)

Наука о мерах веса, длины, объёма, площади
Генеалогия

(греч. «генеалогия» - родословная

Наука о происхождении и родственных связях отдельных и целых семейств

Вспомогательные исторические дисциплины - собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды или отдельные стороны формы и содержания источников исторических.

Полученные знания учитель закрепляет с помощью приведённых ниже заданий.

Вопросы и задания учащимся

Прослушайте отрывок и определите, какая вспомогательная историческая дисциплина изучает выделенные слова?

Кузнецы куют таганы
На Таганской слободе,

Кузнецы для печи банной
Отливают медный чан.
Старый пекарь на Басманной
Выпекает хлеб - «басман» .
А в Калашном переулке
Для бояр и для царя
Выпекают пекаря
Калачи, баранки, булки.
На Рыбачьей на слободке,
По названью Бережки,
Рыбаки спускают лодки
На простор Москвы-реки.
Топоры на бойнях точат
На Мясницкой слободе,
В Сыромятнях кожи мочат
В быстрой яузской воде.

(Н.Кончаловская.
«Наша древняя столица»)

Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают и после прочтения отвечают на поставленный вопрос. (Ономастика. )

Какие сведения может получить историк, изучая названия улиц?

О какой вспомогательной исторической дисциплине идёт речь?

1) В красном поле
Лев на задних лапах,
Жёлтый зверь с улыбкой на губах,
Корпус мощи в теневых накрапах, -
На дыбах!
Головы
Спокойное величье
И в глазах лукавства доброта,
Львино-мужиковское обличье,
Кольцами струится борода.
Он не порешён огнём,
Отравой,
Не един был варваров наезд,
Держит лев в передней лапе правой
Длинный-длинный
Серебристый крест.

(С.Поделков «Герб города Владимира»)

2) Я видел герб… - исконный:
Сидящий воин на коне,
Сражающий копьём дракона
На густо-красном полотне.

(В.Герасимов. «Герб Москвы»)

III. Языковая семья

Учитель вводит новое понятие и для его усвоения предлагает учащимся схему 2 , которую они переносят в свои тетради.

Схема 2. Языковая семья

Языковые семьи

Языковые группы

Схема 3 «Языковая семьи Восточно-Европейской равнины» должна быть предварительно подготовлена учителем.

Схема 3. Языковые семьи Восточно-Европейской равнины

Для закрепления материала учитель чертит на доске таблицу 3 «Языковые группы» и вместе с классом заполняет левую колонку.

Далее возможны два варианта работы: либо учащиеся заполняют таблицу в процессе чтения учителем перечня народов, приведённого ниже, либо работа выполняется ими самостоятельно - на карточке, которую они получают на парту. Один из школьников выполняет работу у доски.

По окончании проводится устная проверка и корректировка.

Вопросы и задания учащимся

К какой языковой группе относятся следующие народы: французы, немцы, англичане, латыши, финны, киргизы, казахи, итальянцы, испанцы, эсты, венгры, ханты, узбеки, татары, литовцы, манси, русские, украинцы, шведы, датчане, румыны, белорусы, чехи, таджики, норвежцы, афганцы, словаки?

Таблица 3. Языковые группы

Домашнее задание. Cоставить кроссворд по данной теме.

Татьяна ПЕТРОВА,
учитель истории и обществознания
МОУ многопрофильного лицея,
г.Вятские Поляны Кировской обл.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, специальные исторические дисциплины, в российской науке собирательное название ряда научных дисциплин источниковедческого цикла, изучающих определённые виды исторических источников и их внешние признаки. Цель вспомогательных исторических дисциплин - извлечь максимум информации о происхождении исторического источника и установить степень правомерности его использования в научном исследовании. Научный аппарат вспомогательных исторических дисциплин - специальные методики и технические приёмы, позволяющие установить время, место, условия создания исторических источников, определить их авторство и подлинность. Предмет исследования каждой из дисциплин и разрабатываемые теоретические вопросы определяются типом (письменный источник, монета, герб, печать и др.) и видом (летопись, акт, эпистолярий, мемуары, хроника и др.) источника, а также материалом источника, содержащего письменную информацию (береста, пергамен, бумага, камень, кость, металл, дерево).

Использование приёмов, составляющих методическую основу вспомогательных исторических дисциплин, первоначально носило практический характер. Летописцы, излагая события в хронологической последовательности, невольно развивали приёмы хронологии. Древние писцы в целях установления подлинности документов в спорных судебных делах анализировали актовый формуляр, сравнивали почерки, изучали надписи на печатях и способы прикрепления их к документам. Церковнослужители вычисляли даты пасхалий. Бытовые нужды и необходимость фискального обложения способствовали разработке метрологических единиц.

Постепенно практические знания приобретали более системный характер. В 16-17 веках развитие «практической» палеографии выразилось в составлении учебных пособий (азбук-прописей, руководств для писцов-рисовальщиков, букварей), в практике судебной экспертизы. Знания по метрологии легли в основу справочников, отразивших различные метрологические единицы («Торговая книга», 1570-е годы; «Счётные мудрости», 1-я треть 17 века). Развитие генеалогии отвечало потребностям государственной власти и знати: составлялись родословные книги (с 1540-х годы), «Государев родословец» (в 1550-е годы). В 1672 году по указу царя Алексея Михайловича составлена «Большая государственная книга или корень российских государей» (сокращённо «Титулярник»), который можно считать вершиной комплексного использования практических знаний в области палеографии, генеалогии, геральдики, сфрагистики, хронологии исторической, ономастики.

С 18 века началось формирование собственно вспомогательных исторических дисциплин. Этому, в частности, способствовали указы Петра I о присылке в Синод из монастырей и церквей древних грамот и книг, создание Герольдмейстерской конторы при Сенате (1722) и Петербургской Академии Наук (1725), возникновение больших музейных собраний (коллекции Кунсткамеры и Эрмитажа). Были накоплены разнообразные по характеру источники, начата разработка приёмов их исследования. Учёные В. Н. Татищев, Г. Ф. Миллер, В. В. Крестинин, Н. И. Новиков, Н. Н. Бантыш-Каменский, граф А. И. Мусин-Пушкин и другие стали изучать и публиковать источники дипломатики, генеалогии, нумизматики, исторической географии.

В 1-й половине 19 века вспомогательные исторические дисциплины развивались преимущественно как описательные, однако в трудах исследователей уже предпринимались попытки по научному осмыслению, обобщению, классификации и систематизации фактического материала. Впервые в отечественной историографии о вспомогательных исторических дисциплинах в целом высказался А. Н. Оленин, употребив выражение «вспомогательные сведения» («Опыт нового библиографического порядка для Санкт-Петербургской Императорской библиотеки», 1809). Термины «вспомогательные науки», «вспомогательные знания» исторической науки использовались при создании библиотечно-библиографических классификаций Х. А. Шлёцера (1823), К. К. Фойгта (1834), В. Г. Анастасевича (1828), В. И. Межова (1869) и др. Деятельность митрополита Евгения (Болховитинова), К. Ф. Калайдовича, П. М. Строева и археографических экспедиций способствовала дальнейшему выявлению и собиранию исторических источников. В 19 - начале 20 века археографические комиссии внесли большой вклад в издание исторических источников. Важную роль в развитии вспомогательных исторических дисциплин сыграли труды А. Х. Востокова, П. И. Иванова, И. П. Лаптева по палеографии, П. В. Хавского - по хронологии, Ц. И. Иванова - по изданию снимков русских печатей, А. Б. Лакиера - по геральдике и сфрагистике. По мере научного изучения источников и развития исторической науки в целом появилось стремление вычленить каждую дисциплину, определить предмет её изучения и цели, усовершенствовать методические приёмы, отойти от описательности. Так, к области палеографии отошло изучение внешних признаков рукописных источников, а изучение надписей на камне, металлических печатях и монетах стало предметом изучения глиптики, эпиграфики, сфрагистики, нумизматики.

Во 2-й половине 19 - начале 20 века опубликованы книги, статьи, справочники в области палеографии (авторы - Е. Ф. Карский, Ф. Ф. Брандт, Н. М. Каринский, А. И. Соболевский, И. А. Шляпкин, Н. П. Лихачёв, В. Н. Щепкин), исторические хронологии (Д. И. Прозоровский, Н. В. Степанов, Д. М. Перевощиков, Н. И. Черухин), сфрагистики (Н. П. Лихачёв), генеалогии (князь П. В. Долгоруков, В. В. Руммель и В. В. Голубцов, князь А. Б. Лобанов-Ростовский, Л. М. Савёлов, Г. А. Власьев), геральдики (В. К. Лукомский, В. Л. Модзалевский, П. П. фон Винклер, барон Н. А. Типольт), нумизматики (граф И. И. Толстой, А. В. Орешников, А. К. Марков). Преподавание вспомогательных исторических дисциплин было начато в Петербургском археологическом институте, а затем в Московском археологическом институте. Итог теоретико-методического осмысления вспомогательных исторических дисциплин как совокупности наук в конце 19 века подвёл В. С. Иконников («Опыт русской историографии», т. 1, кн. 1-2, 1891-92). Вспомогательные исторические дисциплины в России развивались на этом этапе в тесной связи с западноевропейской наукой. Выделялись новые дисциплины: археография, архивоведение, историческая библиография, документоведение, историческая демография, историческая картография, иконография, медальерика, текстология, униформология, филателия, филокартия, эвристика, эпистолография. Вместе с тем, предмет и задачи некоторых наук оставались нечётко выраженными: сфрагистика рассматривалась как прикладная дисциплина по отношению к дипломатике; геральдика - к генеалогии; хронология - к палеографии. Особое место в системе гуманитарных наук занимала археология, так как в это понятие включали как науку о древностях (например, славянских, восточных, античных) в широком смысле, так и большинство вспомогательных исторических дисциплин (кроме исторической географии, генеалогии и некоторых других).

В 1920-30-е годы в СССР наметился кризис в изучении многих вспомогательных исторических дисциплин, в частности генеалогии, геральдики и пр., считавшихся «дворянскими» науками. В то же время в 1930 году создан Московский государственный историко-архивный институт (до 1932 - Институт архивоведения; с 1991 - Историко-архивный институт в составе Российского государственного гуманитарного университета), в котором в 1939 году создана кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

Интерес к вспомогательным историческим дисциплинам вновь начал возрастать с середины 1940-х годов. Были осуществлены факсимильные издания ряда рукописных текстов, вовлекались в научный оборот новые источники, в том числе берестяные грамоты, печати, монеты, обнаруженные в ходе археологических раскопок. В работах М. Н. Тихомирова, А. В. Арциховского, Б. А. Рыбакова, Л. В. Черепнина, И. Г. Спасского, Н. В. Устюгова, В. А. Никонова, Н. А. Соболевой, С. М. Каштанова, С. А. Клепикова, Г. А. Леонтьевой, П. А. Шорина, В. Б. Кобрина и др. получили развитие исторический подход, осмысление, совершенствование и углубление методических приёмов и теоретической разработки отдельных вспомогательных исторических дисциплин. Более обстоятельно стали изучаться: в палеографии - скоропись 17-18 века, книжное письмо, миниатюра, бумажные клейма и штемпели, в метрологии - меры и метрологическая политика российского правительства в 18-19 века, в геральдике - городские и дворянские гербы; в хронологии были выведены более простые формулы вычисления и проверки дат. Разнообразнее стали объекты изучения вспомогательных исторических дисциплин (например, в сфрагистике - печати, сохранившиеся в отрыве от документов), по-новому изучались традиционные источники (в нумизматике - монетные клады как комплексный нумизматический источник, в геральдике - герб как источник, раскрывающий судьбу владельцев).

В 1960-80-е годы усовершенствовались методики и технические приёмы вспомогательных исторических дисциплин. Усилиями нумизматов разработана методика поштемпельного анализа монет. В области хронологии стали применяться знания по дендрохронологии, фенологии, орнитологии, помогающие установить косвенную датировку; в сфрагистике - методические приёмы работы с древнерусскими печатями, основанные на исчерпывающем привлечении сфрагистического материала. На базе традиционных исторических дисциплин появились новые: кодикология, связанная с изучением рукописных книг, выяснением состава переписчиков и путей распространения книг из центров их переписки до современных книгохранилищ. С 1968 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) издаётся сборник «Вспомогательные исторические дисциплины» (т. 1-29-).

Расширяются хронологические рамки вспомогательных исторических дисциплин, их традиционные источниковедческие функциональные задачи; выводы стали использоваться для решения проблем в области социально-экономической, политической и культурной истории. Палеографические наблюдения над эволюцией графики букв и изучение материала для письма помогают в решении вопроса об уровне развития письменности и грамотности. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, позволяют восстановить историю государственных институтов Древнерусского государства. Монетные клады используются для характеристики экономических связей, генеалогия и геральдика помогают дополнить выводы о политических и культурных связях. Ономастика даёт возможность более углублённого изучения демографических процессов, а метрология - понимания тяжести фискального обложения, объёма работ и размера её оплаты.

Существует мнение о выделении из палеографии берестологии (изучает берестяные грамоты) и филигранологии (изучает признаки бумаги), из геральдики - вексиллологии, из нумизматики - фалеристики (изучает нагрудные знаки) и бонистики. Разработано несколько вариантов классификации вспомогательных исторических дисциплин, ни один из которых не является общепризнанным.

Лит.: Большаков А. М. Вспомогательные исторические дисциплины. 4-е изд. Л., 1924; Черепнин Л. В. Развитие вспомогательных исторических дисциплин за пятьдесят лет // Советские архивы. 1967. № 5; он же. К вопросу о методологии и методике источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин // Источниковедение отечественной истории. М., 1973. Вып. 1; Пронштейн А. П. Использование вспомогательных дисциплин при работе над историческими источниками. М., 1972; Каменцева Е. И. История вспомогательных исторических дисциплин. М., 1979; Пронштейн А. П., Кияшко В. Я. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 1979; Соболева Н. А. О тенденциях развития специальных исторических дисциплин: Историографический обзор // Источниковедение отечественной истории. М., 1980; Шепелев Л. Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: К вопросу о их задачах и роли в историческом исследовании // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1982. Вып. 13; Актуальные проблемы источниковедения и специальных исторических дисциплин. М., 1983; Пашков А. М. Вспомогательные исторические дисциплины в отечественном архивном образовании в конце XIX - начале XX вв. М., 1984; Вспомогательные исторические дисциплины: историография и теория. К., 1988; Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990; Специальные исторические дисциплины. СПб., 2003; Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2004; Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Вспомогательные исторические дисциплины. М., 2006.

Задание 1. Найдите 3 - 5 высказываний о пользе изучения истории и запишите их в рабочую тетрадь. Выбрав одно из высказываний, определите его главную идею (проблему) и оформите свои размышления в мини-эссе в объеме 8-10 предложений. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Заполните таблицу «Вспомогательные исторические дисциплины».

Задание 3. Дайте определение следующим понятиям:

История - ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Объект исторической науки- ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Исторический источник- ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Археология - _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Антропология - _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Этнография- _________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Фольклористика - _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Источниковедение - ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Историография - ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 4. Соотнесите флаги, гербы (или государственные печати)и страны, которым они принадлежат:

Китай
Российская Федерация
Япония
США
Германия
Англия

Проведите блазонирование (описание) герба Республики Башкортостан:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Творческое задание. Составьтегерб (эмблему) Вашей семьи, используя приложение 1 (с.37).

Опишите составленный Вами герб (эмблему): _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Заполните пробелы схемы «Формационное развитие социальной истории»:


Задание 6. Прочитайте отрывок из статьи известного российского философа Ю.К.Плетникова «Формационная и цивилизационная триады К.Маркса» и ответьте на вопросы к тексту.

В отечественном обществознании считается сейчас хорошим тоном критика марксизма. Но есть критики и критика. Критика как примитивно-негативное отношение, ломка, отбрасывание чего-то и критика (в духе традиции классической немецкой философии) как очищение этого чего-то от всего наносного и случайного. Критика “чистого разума” И.Кантом, например, означала не отказ от “чистого разума”, а стремление сделать “чистый разум” еще чище. В таком же ключе надо, по всей видимости, понимать и известный подзаголовок “Капитала” К.Маркса “Критика политической экономии”, о смысле которого споры продолжаются и в наши дни.

Современная критика марксизма, если она претендует на научность, должна в первую очередь стать очищением марксизма от всех ситуационных выводов и оценок, послемарксовых упрощений и попыток превратить марксистскую теорию в своеобразное вероучение, догматическую схему, под которую подгонялось все многообразие человеческой истории. Но нельзя оставлять без внимания и другое. Развитие марксистской теории требует не только осмысление реалий современного мира, но и критическое усвоение объективных результатов немарксистских исследований, их диалектическое “снятие” и включение в таком преобразованном и подчиненном виде в теоретическую систему марксизма, ее обогащение новыми идеями и новой проблематикой…

Термин “формация” был воспринят К.Марксом из геологической науки, где им обозначалось напластование геологических отложений определенного периода, которое представляло собой сложившееся во времени образование в земной коре. Применив данный термин в философии истории, К.Маркс вложил в него новое содержание, хотя элемент аналогии при этом сохранился. Сходство между “формацией” в виде категории геологической науки и “формацией” в виде категории философии истории в том, что в обоих случаях речь идет о возникающих и изменяющихся материальных образованиях…

Базовыми звеньями формационного развития выступает “формационная триада” – три большие общественные формации. В окончательном варианте (1881 г.) формационная триада была представлена К.Марксом в виде первичной общественной формации (общая собственность), вторичной общественной формации (частная собственность) и, вероятно, можно так сказать, хотя у К.Маркса и не было подобного словосочетания, – третичной общественной формации (общественная собственность)…

…марксистская формационная триада далеко не совпадает с так называемой формационной “пятичленкой”, имевшей до недавнего времени широкое распространение в марксистской литературе. Вопреки предостережениям К.Маркса, эта “пятичленка”, конституированная в основном на западноевропейском историческом материале, была представлена в качестве всеобщих, единственно возможных ступеней исторического процесса. Столкнувшись с историческими фактами, осмысление которых не укладывалось в подобную формационную схему, востоковеды и другие исследователи неевропейских стран и регионов объявили о несостоятельности марксизма. Однако подобная “критика” марксизма фактически означает лишь критику суррогата марксизма. Формационная триада ставит все на свое место. Марксизм дает не готовые догмы, а отправные пункты дальнейших исследований и метод таких исследований.

Вопросы и задания к тексту.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. К каким методам исследования учения К. Марксапризывает автор статьи современных исследователей?Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Из какой науки К. Маркс заимствовал термин «формация»? Что общего было между первоначальным значением этого слова и смыслом, вложенным в это понятие К. Марксом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Отличалось ли деление исторического процесса на формации в учении

К. Маркса от видения формационного развития социальной истории в исследованиях его последователей? Ваш ответ обоснуйте.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Заполните таблицу «Сравнительный анализ цивилизационного и формационного подходов»

Задание 8.

1. Составьте на отдельном листе родословное дерево своей семьи.

История, как наука, предмет и методы изучения.

Что такое история? Ее можно рассматривать и как процесс развития природы, общества, человека, и как комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии (схема

История – это прежде всего область человеческой деятельности.

Ценность истории и заключается в том, что благодаря ей мы узнаем, что человек сделал и, следовательно, каков он.

Историческими источниками называется все, что отражает исторический процесс, дает нам возможность изучать прошлое человечества. Несколько десятилетий назад историческая наука выработала систему классификации исторических источников, основанную на принципе носителя информации. На наш взгляд, эта традиционная система дает наиболее полное представление о всем многообразии исторических источников, находящихся на вооружении исторической науки (схема 2). Большинство авторов выделяют шесть типов источников.

1. Письменные источники. Принято считать, что древнейшим видом письменности была пиктография, т.е. письмена-рисунки, которыми пользовались еще первобытные люди. Именно от таких рисунков и происходит иероглифическое письмо. Письменность, в которой обозначаются не предметы мысли, словосочетания или слова, а звуки языка, также возникла в глубокой древности. Изобретателями первого алфавита считаются финикийцы – народ, живший на восточном побережье Средиземного моря во второй половине I тыс. до н.э. Славянская азбука была создана в IX в. на основе греческого алфавита христианскими миссионерами Кириллом и Мефодием. Первые дошедшие до нас письменные памятники на древнерусском языке относятся к XI в. Письменные источники включают в себя и древние летописи, и мемуары, и статьи из газет и журналов, и делопроизводственные документы, и статистические материалы, и т.д. Важным источником может стать даже художественная литература, потому что произведения писателей и поэтов как нельзя лучше отражают быт, нравы, общественные настроения той или иной эпохи.

Схема 2

2. Вещественные источники. Такими источниками могут быть названы и найденное археологом орудие труда первобытного человека, и передаваемый из поколения в поколения фамильный сервиз, и хранящиеся в музее старинные часы, и любой другой предмет, помогающий нам изучать историю человечества.

3. Этнографические источники. К ним относятся культурные, религиозные, бытовые традиции разных народов. Доставшиеся нам в наследство от предков обычаи, нормы поведения, обряды, праздники – составная часть исторической памяти человечества.

4. Устные источники. С этим типом источников сталкивался любой из нас, кто хоть раз слушал воспоминания о пережитом своих родителей, бабушек и дедушек. Многое произошло на памяти ныне живущих людей: Великая Отечественная война, кратковременная оттепель 1950-1960 гг., перестройка, распад СССР. Кто-то оставался пассивным наблюдателем происходивших событий, а кто-то волей судьбы оказывался в самой их гуще. Рассказы очевидцев могут стать очень ценным источником и дать основу для серьезного исторического исследования.

5. Лингвистические источники. Память о прошлом хранят не только люди, но и языки, на которых они говорят, поэтому как отдельный тип принято выделять лингвистические источники. Например, происхождение в славянских языках слов, обозначающих названия животных и растений, позволяет ученым делать выводы о местонахождении древней прародины славян. Мы можем точно сказать, что древние предки славянских народов жили в местах, где росли ели и березы, а буки не росли, так как их название в нашем языке имеет "чужеродное" происхождение.

6. Аудиовизуальные документы (фото-, кино- и видеодокументы, звукозапись). Они отображают значительный период новой и новейшей истории. Как известно, фотография появилась в середине, а кино – в самом конце XIX в. В XX в. фотография стала цветной, а кинематограф, кроме этого, – звуковым. Относительно недавно появились видеозаписи. Отснятые на фото-, кино– и видеопленку материалы позволяют "остановить" мгновение, "оживить" невозвратно ушедшее прошлое.

Первый фонограф был изобретен в 1877 г. американцем Т. Эдисоном. С тех пор техника сохранения звука непрерывно совершенствовалась. За неполных сто лет граммофонные пластинки сменили лазерные компакт-диски. Аудиозаписи хранят звуки минувших эпох, голоса давно умерших людей.

Исследование исторических источников требует особых навыков и знаний. Чтобы получить их, необходимо изучать специальные (вспомогательные) исторические дисциплины, позволяющие овладеть основными приемами работы с историческими источниками (см. табл. 1).

Таблица 1

Вспомогательные исторические дисциплины

Название Предмет изучения
Генеалогия (греч. genealogia – родословная) Наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений
Геральдика (лат. heraldus – глашатай) Наука, изучающая гербы
Дипломатика (греч. diploma – документ) Наука, изучающая происхождение, форму и содержание, функционирование, историю возникновения текста документов правового характера
Метрология (греч. metron – мера и logos – наука) Наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса в их историческом развитии
Ономастика (греч. onoma – имя, наименование) Наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов: топонимика – наука о географических названиях; антропонимика – наука, изучающая личные имена людей; этнонимика – наука, изучающая названия городов; теонимика – наука, изучающая имена богов
Нумизматика (лат. numisma – монета) Наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения монет, денежных знаков и др.
Палеография (греч. palos – древний и grafo – пишу) Наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки, знаки письма, чернила и др.)
Сфрагистика (греч. sphragis – печать) Наука, изучающая печати
Хронология (греч. chronos – время) Наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов
Этимология (греч. etymon – истина, истинное значение слова) Раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения

Не всегда для получения необходимых сведений бывает достаточно просто прочитать исторический источник. Да и прочитать его бывает порой довольно сложно. В Древней Руси, например, текст писали слитно, не разделяя слов, написание отдельных букв сильно отличалось от современного. Даже число буквенных знаков менялось с течением времени. Становился иным и тип почерка: устав, полуустав, скоропись. Для того чтобы научиться читать рукописи прошлых веков, историки изучают палеографию – науку о внешних признаках рукописных источников.

Не менее важен для исследователей счет времени. Нетрудно, например, догадаться, что древние греки никогда не писали, что живут в V в. до н.э. Они вели свое летосчисление от начала первых Олимпийских игр. В допетровской Руси годы отсчитывали от библейского "сотворения мира". Кстати, Новый год наши предки встречали весной (1 марта), а с конца XV в. – в сентябре. За долгую историю человечества было создано и немало календарей. Лунные календари происходят из Месопотамии, а солнечные – из Древнего Египта. Календарь, близкий к тому, которым пользуемся мы, был создан в Древнем Риме. В I в. Г. Ю. Цезарь ввел календарь, состоящий из 365 дней и 6 часов, называемый юлианским. Согласно этому календарю один раз в четыре года наступает високосный год. Раз в 128 лет набегала разница в одни сутки. К XVI в. она составила десять дней, поэтому в 1582 г. Папа Римский Григорий провел реформу календаря. Так возник григорианский календарь. В нашей стране он (мы еще называем его "новый стиль") был принят только в 1918 г. Богослужения русской Православной церкви до сих пор происходят в соответствии с древним юлианским календарем. Разобраться с системами летосчисления и календарями разных времен и народов помогает историкам хронология.

На протяжении долгой истории человечества менялись не только системы счета времени, но и системы мер. Метрическая система принята в большинстве государств мира. Но в прошлом каждый народ имел свою систему мер длины, площади, объема, веса. Системами мер в их историческом развитии занимается метрология.

Как уже говорилось выше, память о прошлом хранят языки народов мира. Особенно ярко это проявляется в названиях имен собственных. Историю их возникновения изучает ономастика. Эта дисциплина имеет несколько разделов, важнейшими из которых можно считать топонимику (науку о географических названиях) и антропонимику (науку о происхождении человеческих имен и фамилий).

Большое значение для историка имеют нумизматика, изучающая монеты, и сфрагистика – наука о печатях. Одними из самых интересных исторических дисциплин являются генеалогия – наука о родословных игеральдика – наука о гербах.

Исторические источники и комплекс рассмотренных дисциплин позволяют приблизиться к познанию исторической истины.


Похожая информация.