Научная электронная библиотека. Немецкая классическая философия

Философия Просвещения смогла найти практическую реализацию в идеалах и лозунгах Великой Французской Революции, состоявшейся в период с 1789 по 1794 год. Немецкая философия того периода вошла в историю как классическая. Проблемы немецкой классической философии, кратко изложенные ниже, не удовлетворялись учениями предшественников. Поэтому наработки немецких философов конца 18-го - начала 19-го столетий стали принципиально новой вехой в Просвещении. Темой данной статьи стала краткая характеристика немецкой классической философии. Давайте познакомимся с ней, рассмотрев творчество основных философов того времени. Итак, немецкая классическая философия кратко: самое главное читайте ниже.

Кант

Иммануил Кант стал первым философом, на мировоззрении которого базировалась классическая немецкая философия. Кратко рассмотрев его постулаты, мы сможем получить представление о начале данного исторического периода.

Наработки Канта делятся на такие периоды: докритический и критический. Наиболее весомой работой докритического периода стал трактат «Всеобщая естественная история и теория неба», который был опубликован в 1775 году. Именно Канту принадлежит мысль, которую позже оформят в виде «коллективной» теории Канта-Лапласа. Это мысль о происхождении Вселенной из газовой туманности под действием динамических сил. Вместе с ней Кант развил идею целостного устройства мироздания и наличия в нем законов, обуславливающих взаимосвязь небесных тел. Благодаря этому предположению философ предсказал наличие неоткрытых планет в Солнечной системе. Во времена, когда господствовал механицизм, Иммануил Кант был одним из первых, кто сформулировал эволюционную картину мира.

Докритический период стал своеобразным фундаментом критического. Уже в те годы Кант сформулировал бессмертные постулаты, которые войдут в классику всемирной философии и будут признаны им самим частью «Коперникианского переворота».

«Критика чистого разума»

Кант проиллюстрировал, что когда человек начинает рассуждать о всеобщем, выходящем за рамки его опыта, он неизбежно сталкивается с противоречиями. Антиномичность разума заключается в том, что противоположные утверждения могут быть или доказуемы или недоказуемы с равным успехом. На этом в начальном виде базировалась немецкая классическая философия. Кратко самое главное Кант в форме тезисов и антитезисов изложил в трактате «Критика чистого разума».

Философ решает антиномии разума путем поиска различия между миром явлений и миром вещей в себе. Каждый предмет, по его мнению, нужно рассматривать с двух сторон: как элемент мира явлений или причинно-следственных связей и как элемент вещей в себе или мира свободы.

«Вещь в себе», или абсолют, - так Кант называет спонтанную силу, которая действует в человеке, но не является прямым объектом познания. Человек познает явления, а не вещи в себе. Именно за это суждение философа обвинили в агностицизме - отрицании познаваемости мира.

«Что я могу знать?»

В работе «Критика чистого разума» философ задался вопросом «Что я могу знать?» и постарался обосновать условия и возможности познания с помощью средств разума. Прежде чем что-то познать, нужно определиться с условиями познания. Условиями философ называет априорные формы познания, то есть те, которые не зависят от опыта. «Понятность» мира достигается соответствием мыслительных структур связям мира.

Знание - это синтез рассудка с чувственностью. Чувственность - способность человеческой души к созерцанию предметов. А рассудок - способность к осмыслению этого созерцания. Рассудок не способен созерцать, в то время как чувства не могут мыслить. Знание не бывает хаотичным. Оно всегда строится на основе априорных проявлений чувственности и рассудка.

Таким образом, познавая мир, человек собирает его из хаоса впечатлений, которые он подводит под общие понятия. Теория познания Канта изучает отдельно чувства, рассудок и разум. Изучение границ познания не шло вразрез с наукой, а лишь отрицало ее безграничные возможности и способность объяснить любое явление. Чтобы "освободить место для веры" Канту пришлось "ограничить знания". Критический взгляд иллюстрировал ограниченность научно достоверных знаний.

«Критика практического разума»

Данный трактат отвечал на второй вопрос философа: «Что я должен делать?» Кант начинает проводить грань между теоретическим и практическим проявлениями разума. Теоретический (чистый) разум нацелен на «определение» предмета мысли, а практический - на его «осуществление». Мораль, по мнению Канта, является сферой деятельности именно практического разума.

В истории человечества можно наблюдать большое многообразие поведенческих норм, которые могут быть совершенно не похожими друг на друга. Более того, один и тот же поступок может в одном обществе быть нормой, а в другом - грубым нарушением морали. Поэтому Кант решил обосновать мораль с помощью философских средств.

Мораль не является частью мира явлений, она имеет независимый от знаний и развития характер, а также делает человека человеком. Нравственность, с точки зрения философа, это единственное оправдание разумного мироустройства. Мир разумен, пока в нем действует нравственная очевидность, которой, к примеру, наделена совесть. Она приводит к определенным решениям, которые не требуют объяснения. Практический разум, в отличие от теоретического, направлен на то, что должно быть.

По мнению Канта, между социально одобряемыми нормами и нормами нравственности есть отличия. Первые имеют исторический характер и редко обеспечивают соблюдение нравственности. На выявление исторических и вневременных спектров морали и было направлено учение Канта, которое он пытался адресовать всему человечеству. Так зародилась классическая немецкая философия. Кратко рассмотреть учение Канта сложно, ведь оно было одним из самых емких среди наработок немецких классиков.

Кант стал первым «классиком» и установил вектор развития для своих последователей. Поэтому часто можно услышать фразу "немецкая классическая философия и Кант". Кратко рассмотрев наработки этого философа, переходим к его последователю - Иоганну Фихте.

Фихте

Многие выделяют только трех философов, на плечи которых легло формирование такого понятия, как немецкая классическая философия: Кант, Гегель (кратко будет рассмотрен ниже) и Фейербах (стал последним из немецких классиков). Однако заслуги Фихте и Шеллинга были не менее значимыми.

Для Фихте философия была, прежде всего, практической. Поддерживая учение Канта во многих аспектах, он находил в нем и слабые стороны. Главная из них - недостаточное обоснование синтеза между теоретической и практической частями философии. Именно этот синтез и стал главной задачей Фихте на его философском пути.

Первым трудом философа стал трактат «Назначение человека», который увидел свет в 1800 году. Основным принципом, позволяющим объединить теорию с практикой, философ считал принцип свободы. Примечательно, что ученый в своей работе делает вывод о том, что человеческая свобода несовместима с признанием объективной реальности.

В результате в своей философии Фихте отказывается от кантовского «вещь в себе» и интерпретирует это понятие с субъективно-идеалистической точки зрения.

Фихте четко разделяет идеализм и материализм исходя из решаемых ими проблем бытия и мышления. Материализм является результатом первичности бытия относительно мышления. В то же время идеализм исходит из производности бытия от мышления. Таким образом, материализм присущ людям с пассивной позицией, а идеализм - наоборот.

Главной заслугой Фихте является учение о диалектическом (антитетическом) способе мышления. Антитетическое мышление представляет собой процесс познавания и созидания, которому свойственен триадический ритм отрицания, полагания и синтезирования.

Шеллинг

Философия Фридриха Шеллинга является неким связующим звеном между мировоззрением Канта, наработками Фихте и становлением гегелевской философии. Более того, Шеллинг внес значительный вклад в становление Гегеля, с которым они на протяжении долгих лет находились в дружеских отношениях. Поэтому, рассматривая такой вопрос, как классическая немецкая философия, кратко стоит упомянуть о наработках Шеллинга.

Во главе его философских размышлений стоит построение единой системы знания на основе познания истины в различных областях. Это отображается в его «натурфилософии», которая была первым обобщением научных открытий под призмой философского принципа.

В основу данной системы легло представление об «идеальной сущности природы». Натурфилософская система Шеллинга пронизана диалектикой как связующим звеном в объяснении мирового единства. Философ открыл такое понятие, как полярность. Оно было построено на представлении о том, что сущность какой-либо деятельности можно охарактеризовать единством противоборствующих сил. В результате философ смог трактовать с точки зрения диалектики такие сложные процессы, как жизнь, организм и прочее.

«Система трансцендентального идеализма»

Главная работа Шеллинга вышла в 1800 году и получила название «Система трансцендентального идеализма». В рамках классической традиции он разделяет практическую и теоретическую философию. Теоретическая часть обосновывает высший принцип знания. При этом история философии является противоборством объективного и субъективного. В этой связи Шеллинг выделяет три философские эпохи:

  1. От ощущения до творческого созерцания.
  2. От созидающего созерцания до рефлексии.
  3. От рефлексии до абсолютного акта воли.

Объектом исследования практической философии является проблема человеческой свободы. В истории человечества свобода реализуется путем создания правового государства. В истории действуют живые люди, а значит, сочетание свободы и необходимости обретает особое значение. Когда необходимость начинает познаваться, она становится свободой, считает Шеллинг. Рассматривая вопросы о характере законов, философ приходит к такому понятию, как «слепая необходимость».

Несмотря на то что Шеллинг, как и Фихте, далеко не всегда упоминается, когда речь идет о немецких классиках, его вклад в философию был очень даже весомым. Наряду с более значимыми философами Шеллинг и Фихте обрисовали некоторые черты немецкой классической философии. Кратко рассмотрев их наработки, переходим к более выдающимся философам. Следующим классиком после Шеллинга стал Гегель. Ему, в конечном итоге, будет многим обязана немецкая классическая философия.

Гегель

Кратко говоря о наработках Вильгельма Фридриха Гегеля, стоит отметить, что он из принципа развития дал весьма впечатляющую модель бытия. Именно он сконструировал диалектику как систему взаимосвязей и категорий с точки зрения абсолютной идеи. Однако описание абсолютной идеи не было для Гегеля самоцелью философской работы. Изучая соотношение идеи и реальности, философ определяет проблему перехода от идеального к реальному или от абсолютной идеи к природе. По мнению философа, абсолютная идея должна выйти за пределы самой себя и войти в другие сферы, одной из которых является природа.

Таким образом, формируется идеалистическая мысль о том, что природа объясняется идеей лежащей в ее основе. Анализ проблем с точки зрения диалектики является одной из самых эффективных форм размышления о мире. Он позволяет рассматривать мир как целостную систему, действующую по определенным законам.

Диалектика, с точки зрения гегелевского мировоззрения, является особой моделью философского подхода. В данном случае под ней подразумевается теория развития, в основу которой легло становление и решение противоречий. По словам Гегеля, противоречие является корнем всякого движения.

Любое явление или предмет представляет собой единство сторон, которые со временем приходят в противоречия. Развитие, таким образом, осуществляется через отрицание качеств с сохранением некоторых их свойств, генерирующих новые, более привлекательные качества.

Зависимости, которые определил Гегель, характеризуют процесс с разных сторон. Категории, отображающие эти зависимости, служат своеобразным понятийным каркасом, позволяющим нам описывать мир без абсолютизации каких-либо явлений или процессов. В конечном итоге Гегель создает уникальную философскую систему духовной человеческой культуры, рассматривая ее этапы как становление духа. Это своеобразная лестница, по которой идет человечество и каждый его отдельный представитель. На ее вершине достигается полное торжество мышления и бытия, за которым следует логика, т.е. чистое мышление.

Гегель также сделал огромный вклад в социальную философию. Ему принадлежат учения о гражданском обществе, частной собственности и правах человека. В своих работах философ показал универсальное значение труда и диалектику человека в обществе. Много внимания Гегель также уделял природе стоимости, ценам, деньгам и товарному фетишизму. Вот такой разносторонней была немецкая классическая философия. Гегель кратко, но очень емко затронул в своих работах разные аспекты человеческого существования.

Фейербах

Несмотря на то что немецкая философия наиболее полно отобразилась в идеалистических системах, в ее недрах возникла сильнейшая материалистическая концепция Фейербаха.

Свою философию Людвиг Фейербах базирует на противопоставлении философии и религии. В материалистическом духе он пытается переосмыслить сущность христианства. Он трактует христианского Бога как образ, отражающий человеческую сущность в сознании людей, а не как некое существо или божественную сущность.

По словам Фейербаха, источник религии лежит в страхе и беспомощности человека перед природой, который порождает создание фантастических образов. Из-за того, что Бог в сознании людей превращается в творца, от которого зависит их жизнь, религия парализует в человеке стремление к лучшему. Она заменяет его на покорное ожидание сверхъестественного воздаяния.

Критикуя религию, философ приходит к критике идеалистического мировоззрения во всех его проявлениях. Таким образом, с его помощью новый облик обретает немецкая классическая философия. Фейербах, кратко говоря, в своих наработках исходит из того, что мышление по отношению к бытию вторично. В его системе вопрос о бытие имеет для человека практическое значение. Философия должна осмысливать жизненно важное бытие, а не противоречить действительному бытию. Философскую оппозицию Гегелю Фейербах также реализует в своей теории познания, в которой он заменяет мышление на чувственность.

Всегда существовало две точки зрения касательно преобразования общественной жизни. Приверженцы первой из них утверждали, что необходим нравственный рост каждого индивида и исправление нашей сущности. Противоположная сторона предлагала радикальные изменения условий жизни, считая именно их причиной всех несчастий. Фейербах больше склонялся ко второй точке зрения. Конец классической немецкой философии, кратко рассмотренной выше, стал началом марксизма, появившегося в середине XIX века. В его основу легли некоторые идеи Фейербаха.

Историческое значение

Общая характеристика немецкой классической философии, кратко представленная наработками пяти ее корифеев, показала, что данный исторический период изменил стиль мышления не только в европейской, но и в мировой культуре. Философские приобретения того времени оказались очень весомыми.

Особенности немецкой классической философии, кратко изложенные выше, наглядно иллюстрируют широту и универсальность мышления, которые и стали главной новизной данного периода. Идеи о развитии через разрешение противоречий, познавательной активности субъекта, а также всеобъемлющей природе духа и сознания, вызвали большой резонанс в обществе. Философские понятия и категории были разработаны немецкими классиками на высочайшем уровне.

Особенности немецкой классической философии кратко можно выразить словосочетанием «историческое мышление», которое стало главной заслугой пятерки немецких классиков.

Заключение

Сегодня предметом нашего разговора стала классическая немецкая философия. Кратко рассмотрев наработки ее основных представителей, можно сделать вывод об уникальности и важности данного исторического периода. Безусловно, он стал одной из основ мировоззрения современного человека. Во многих источниках лишь с тремя именами ассоциируется немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах. Кратко рассмотрев данный период, стоит отметить, что Фихте и Шеллинг также сыграли в нем немаловажную роль.

Немецкий классический идеализм

Немецкий классический идеализм развивался на фоне таких исторических событий, как Французская революция и наполеоновские войны. Революция воспринималась как осуществление идей Просвещения, разума и свободы, но отношение к этим идеям изменилось от полного одобрения до неприятия. В рамках немецкого классического идеализма были развиты следующие концепции:

Трансцендентальный идеализм Иммануила Канта (1724-1804);

Субъективный идеализм Иоганна Фихте (1762-1814);

Объективный идеализм Фридриха Шеллинга (1775-1854);

Абсолютный идеализм Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

Кант, будучи типичным представителем философии Просвещения, является одновременно основателем немецкого идеализма. Его творчество традиционно делят на два периода – докритический и критический.

Докритические труды Канта создаются под влиянием «школьной философии» его времени, в частности сочинений Лейбница и Вольфа. «Всеобщая история природы и теория неба» Канта (1755) представляет попытку обосновать космологию – физическое учение о Вселенной как целом на основании ньютоновской механики. Однако под влиянием Юма и Руссо Кант осуществляет свой знаменитый «коперниканский переворот», т. е. предпринимает критику способностей разума вообще с целью выяснения возможности или невозможности существования метафизики и определения ее источников, объема и границ. Эта задача осуществляется им в трех «Критиках». Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе, – «вещах в себе».

Познание начинается, по Канту, с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. Далем» он утверждает, что ни ощущения нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого достоверного знания «о вещах в себе». Вещи эти непознаваемы. Правда, эмпирические знания о вещах могут неограниченно расширяться и углубляться, но это не приближает нас к познанию «вещей в себе».

Фихте увидел в кантовском постулате «вещи в себе» (т. е. независимого от нашего познания существования вещи) несоответствие, которое он стремится преодолеть, исходя из принципа деятельности теоретического субъекта. Он выводит все познание как по форме, так и по содержанию из чистой деятельности абсолютно понимаемого «Я». Таким образом, критический идеализм Канта превращается у Фихте в субъективный идеализм. По Фихте, движение разума осуществляется согласно диалектической триаде: вначале «Я» полагает себя самого (тезис) и «Не -Я» (антитезис), а затем охватывает в интеллектуальном созерцании, т. е. в рефлексии своей деятельности, «Я» и «Не-Я» как их основание. Таким образом, всякое бытие есть продукт первоначальной деятельности этого «Я». Фихте пытается «Не-Я», противостоящее разуму как предмет познания, постичь как полагание абсолютного «Я», т. е. исходя из свободной деятельности «Я».

Шеллинг попытался решить дихотомию Канта, обратившись к объективной стороне этой дилеммы. Он приступил к разработке философии природы . Вопрос единства противоположностей приводит его к концепции философии тождества , в которой абсолют действует как точка безразличности противоположностей. Это утверждение Шеллинга повлияло на становление сложной философской системы Гегеля, известной как абсолютный идеализм . В его философии познание абсолютным духом себя самого образует основание для всей его мощной спекулятивной системы, в которой снимается противостояние субъекта и объекта, т. е. кантовских ноумена и феномена. В рамках своей системы Гегель упорядочивает огромный материал из различных областей знания: искусства, религии, права и из истории.

Философия XIX века

XIX век рассматривается в целом как переход от Нового времени к современности. Переходный характер имела и философия. Многие возникшие в XIX в. философские идеи Были адекватно поняты и развиты лишь впоследствии.

Политический климат XIX в. задается влиянием французской революции, в частности, стремлением к построению суверенных национальных государств под эгидой идеи права наций на самоопределение. Либерализм направлен на господство принципов разума и осуществление индивидуальной свободы (прав человека), а также на развитие свободной экономики.

Определяющим для духовного климата эпохи был iporpecc естествознания и техники. На нем основывается оптимистическая вера в практически неограниченную власть человека над миром (В это время необыкновенно популярной стала профессия инженера – человека, соединяющего практическую деятельность и теоретическое знание). Новые возможности техники привели, прежде всего в Англии, к так называемой «промышленной революции». Возник класс предпринимателей и промышленный пролетариат. Подъем общего уровня жизни при одновременном обнищании промышленных рабочих, трудившихся в течение непосильно длинного рабочего дня и получавших чрезвычайно низкую зарплату, привел к сильному социальному напряжению. С критикой капиталистического строя выступило социалистическое движение, поставившее своей целью создание справедливого общественного строя и распределения собственности.

Существенно меняется само представление о человеке. Наряду с успехами естественных наук и развития биологии на изменение образа человека оказывает влияние произведение Ч. Дарвина («Происхождение видов», 1859), которое показывает эволюцию всего живого.

Количество философских построений этого времени обширно, поэтому отметим самые существенные и влиятельные философские течения: левогегельянство и материализм; критика гегельянства; позитивизм; философия жизни.

В философии, вслед за мощными системами мысли немецкого идеализма, после смерти Гегеля (1831) возникает движение, которое пытается, подвергнув критике идеализм, найти новые пути в развитии мышления. Одним из влиятельных направлений философии XIX в. было так называемое «левое гегельянство», которое затем перешло к материализму. Левогегельянство отмежевывается от гегелевской философии религии и государства и занимает критическую позицию по отношению к религии и либеральную позицию в политике. Радикальное левое крыло представляли Давид Фридрих Штраус (1808-1874) и Людвиг Фейербах (1804-1872), Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).

С радикальным крылом гегелевской школы был связан материализм этой эпохи, который обусловливался также сильным влиянием тогдашнего естествознания, носившего механистический характер. На философском уровне развивался так называемый механистический материализм.

В полемике с механистическим материализмом классики марксизма развивали диалектический материализм . Его источниками послужило критическое отталкивание Маркса от гегелевской философии, классической политической экономии и утопического социализма. Отношение к предшествующей собственно философской традиции Маркс выразил в известном высказывании: «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» . Маркс разработал диалектико-материалистическое понимание общества и исторического процесса, в основании которого лежит первичность экономических условий. Таким образом, в работах К. Маркса и Ф. Энгельса научный социализм получил теоретическую основу.

Наряду с марксизмом критикой гегелевской философии занимались и другие философы. Наиболее значительным критиком гегелевской системы был Шопенгауэр, который, развивая антропологическое толкование теории познания Канта, пришел к выводу, что в основании мира лежит не рациональное начало, но воля в форме лишенного разума слепого порыва, из постоянного стремления которой возникают явления в качестве объективации этой воли. Философия Шопенгауэра оказала влияние на ряд наиболее крупных мыслителей XX века.

Датский мыслитель Серен Кьеркегор (1813-1855), которого можно рассматривать как предшественника экзистенциализма , направляет свою атаку против лишенного экзистенции абстрактного мышления Гегеля. Он противопоставляет абстрактное и конкретное мышление, подчеркивая наличие мыслящего индивида в случае конкретного мышления. Его защита конкретного субъекта как основания всякого мышления в противоположность абстрактно-всеобщему значительно повлияла на развитие европейской культуры начала XX в.

Одним из влиятельных философских течений XIX в. был позитивизм , который видел прогресс человечества в том, чтобы перевести мышление из его метафизической стадии в научную. Позитивисты полагали, что только наука, под которой понималось современное им естествознание, дает положительное, или «позитивное» знание. Основателем позитивизма был Огюст Конт. Позитивизм побуждал философов к тому, чтобы они искали новое обоснование философии по аналогии с методами естествознания, поскольку только естествознание задает правильный метод философствования.

Под влиянием идей Конта находился философ, экономист и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806-1873). В своей «Системе дедуктивной и индуктивной логики» (1843) он стремился обосновать унифицированную методологию для всех наук. Разработанная им индуктивная логика из анализа данной в опыте, регулярно повторяющейся последовательности событий приходит к заключению о всеобщей закономерности. Индуктивная логика представляется основанием так называемых дедуктивных наук, таких, как математика или формальная логика. В гуманитарных же науках следует применять только каузальные описания.

Фридрих Ницше (1844-1900), один из классических авторов философии жизни, подверг резкой критике традиционные моральные ценности, разоблачая скрытые мотивации человеческих действий. К первому периоду его творчества (1869-1876) относится произведение «Рождение трагедии из духа музыки», где характеризуются изначальные силы эллинизма: аполлоническое и дионисийское начала. Аполлоническое начало относится к рациональному, дионисийское - к инстинктивному. Они слиты в античной трагедии и приведены к гармоническому синтезу. Гибель трагедии - это возникновение греческой рационалистической философии, воплощенной в творчестве Сократа. Работы Ницше второго периода (1876-1882) характеризует борьба против декаданса (Под декадансом Ницше понимал упадок европейской культуры) и христианской морали . Позднее творчество Ницше открывает новые горизонты, исходя из переоценки всех ценностей и провозглашения эстетически понятого «сверхчеловека».

Вслед за Ницше в первой половине XX в. общество и культуру подвергают острой критике такие философы жизни, как Анри Бергсон (1859-1941) и Георг Зиммель (1858-1918), показывающие человеку стихийные основания его жизни и указывающие на присутствующую в современной им культуре опасность, которая, скорее, извращает принципы гуманности, чем содействует их развитию.

Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени . Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И.Канта , И.Фихте , Г.Гегеля , Ф.Шеллинга , Л.Фейербаха . Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем. Под «классической» понимается высочайший уровень ее представителей и значи-мость решаемых этой философией проблем.

Ста-новление классической формы философии в одном из учебников рассматривается, начиная с Декарта, и в этом есть своя логика. Авторами учебника выделяются следующие направления в классической философской традиции

Творчество Канта делится на два периода: докритический (с 1746 г. до 1770-х гг.) и критический (с 1770-х гг. до его смерти). В докритический период Кант занимался, главным образом, космологической проблематикой, т.е. вопросами происхождения и развития Вселенной. В своем труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант обосновывает идею самообразова-ния Вселенной из «первоначальной туманности». Кант дал объяснение возникновения солнечной системы, опи-раясь на законы Ньютона. По Канту, Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным об-разованием, а находится в постоянном движении, развитии. Космологическая концепция Канта в дальнейшем была развита Лапласом и вошла в историю под назва-нием «гипотезы Канта - Лапласа».

Второй, важнейший, период деятельности Канта связан с пе-реходом от онтологической, космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется «критическим», т.к. он связан с выходом двух важ-нейших работ Канта - «Критика чистого разума», в которой он подверг критике познавательные возможности человека и «Кри-тика практического разума», в которой разбирается природа че-ловеческой нравственности. В этих работах Кант сформулиро-вал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?» В ответах на эти вопросы раскры-вается сущность его философской системы.

В «Критике чистого разума» Кант дает определение метафизики как науки об абсолютном, но в границах человеческого разума. Знания по Канту основаны на опыте и чувственном восприятии. Кант подверг сомнению истинность всех знаний человечест-ва о мире, считая, что человек пытается проникнуть в суть вещей, познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств. Он полагал, что вначале следует исследовать границы познавательных способностей че-ловека. Кант утверждал, что все наши знания о предметах - это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввел понятие «вещь в себе»), а лишь знание явлений вещей, т.е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам. «Вещь в себе», по мнению философа, оказывается неуловимой и непознаваемой. В историко-философской лите-ратуре гносеологическую позицию Канта часто называют агно-стицизмом .

Теория познания Канта основана на признании су-ществования доопытного знания или апри-орного знания , являющегося врожденным. Первыми доопытными формами сознания являются пространство и время. Все, что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим «вещам в себе» они не присущи. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму. Рассудок, переходящий за свои границы, т.е. границы опыта - это уже разум. Роль разума, по Канту, выше других познавательных способностей человека. Способность к сверх-чувственному познанию, онназывал трансценден-тальной апперцепцией . Это значило, что человеку уже при рождении дана спо-собность ориентировки в пространстве и времени. И даже животные обладают врожденными инстинктами (например, маленькие утята идут к воде и начинают плавать без всякого обучения). Благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей к идеям разумного позна-ния.

Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимумах:

1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.

2. В поступках исходи из того, что человек наивысшая ценность.

3. Все поступки должны делаться на благо обществу.

Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение, оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

Таким образом , вся мораль в обществе должна основы-ваться на соблюдении чувства долга: человек должен по отно-шению к другим людям проявлять себя как разумное, ответст-венное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо.

И. Кант предлагал также , опираясь на категорический импе-ратив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый «эти-ческий общественный строй».

Он считал, что люди живут как бы в двух измерениях:

1) среди регламентации и установлении, в государстве;

2) в процессе своей жизнедеятельности в обще-стве, в мире морали.

Мир, официально регламентируемый го-сударством и церковью, И. Кант не считал истинно человече-ским миром, так как такой мир, по его мнению, основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечений в че-ловеке.

Только общество, в котором поведение людей будет ре-гулироваться добровольным исполнением моральных законов, и прежде всего категорического императива, может дать истин-ную свободу человеку. Кант, сформулировав моральный закон - нравст-венный императив «поступай так, чтобы твое пове-дение могло стать всеобщим правилом», выдви-нул так же и идею о «вечном мире», основанном на экономической невыгодности и правовом запрете войны.

Идеи Канта продолжал и развивал философ Иоган Готлиб Фихте (1762-1814). Его концепция называлась «Наукоучение». Он считал, что философия - это основополагающая наука, по-могающая выработать единый метод познания. Главное в фи-лософском познании - это интеллектуальная интуиция. В про-цессе познания субъект взаимодействует с объектом, его созна-ние выступает как активное и творческое начало.

Процесс по-знания, по Фихте, проходит три этапа:

1) «Я» утверждает себя само, создает само себя;

2) «Я» противопоставляет себя «Не-Я», или объекту;

1) «Я» и «Не-Я», ограничивая друг друга, образуют синтез.

На естественный вопрос: «Существует ли объект без субъ-екта или нет?» - философия Фихте отвечает, что без субъекта нет и объекта. То есть только активное «Я», или воля субъекта, через взаимодействие с объектом, способна изменить мир и ут-вердить себя в нем.

Георга Вильгельма Фридриха Гегеля

1) закона перехода количественных изменений в качественные;

2) закон единства и борьбы противоположностей;

3) закон отрицание отрицания.

В сфере социально - философских концепций Гегель высказал ряд ценных идей: о смысле истории, о понимании исторической закономерности, о роли личности в истории. Наибольшее влияние Гегель оказал на области философии государства и философии истории. Общая ми-ровая история рассматривается им как процесс само-сознания мирового духа и вместе с тем как «прогресс в сознании свободы». Свобода состоит в том, что че-ловек познает свое тождество с абсолю-том и отождествляет себя с образованием объектив-ного духа (государством и правом).

Последователи Гегеля, взявшие на вооружение его диалек-тический метод, стали называться младогегельянцами. Они же-лали изменения государственного строя, желали государствен-ных реформ. Сторонники сохранения старых форм жиз-ни - старогегельянцы - оправдывали разумностью действитель-ность феодально-сословного государства. В 30-е - 40-е годы XIX века в Германии, как и в других странах Европы, шла теоретическая борьба между двумя этими ветвями послегегелевской философии. В ней отражались и сила воздействия гегелев-ских идей на общество, и общественная потребность в реализа-ции прогрессивных идеалов.

К школе младогегельянцев в первоначальный период своей философской деятельности принадлежал Людвиг Фейербах (1803-1872).

Л. Фейербах в ряду немецких философов является представителем материалистического направления. Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целост-ную и последовательную материалистическую карти-ну мира. Он рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространство и время. Он разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познает мир через свои ощущения, которые рассматривал как проявление природы. Фейрбах обосновал с высокой оценкой роли чувств в познании. Фейербах обосновал объективную ценность человека в системе мира, критикуя религиозные представления о человеке как творении Бога; разработал ос-новные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек совершенная часть природы.

Фейербах является родоначальником ан-тропологического материализма , но в то же время он ос-тавался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к богу выражает и любовь к человеку, так как бог есть отчужденная сущность че-ловека. Через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию. В этом духовном стремлении вы-ражены и родовая сущность человека, и его идущая от родовой сущности идеальная сущность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится движителем общественного развития. Его философия завершила классический этап немецкой философии и заложила основы не-мецкого материализма.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень воспроизведения материала)

1. Назвать исторические рамки и основные черты немецкой классической философии.

2. Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов?

3. В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем?

Классическая немецкая философия - развитие немецкой философии, охватывает период конца XVIII - первой половины XIX в. Для нее характерны следующие основные черты:

Возрождение диалектической традиции;

Переход от субъективного идеализма к объективному на основе диалектической методологии;

Критика традиционной метафизики и стремление подать философию как систему научного знания;

Обращение к истории как философской науки и применения Гегелем диалектического метода в исследовании истории.

Главными представителями классической немецкой философии были Кант (1724-1804), И. Фихте

(1762-1814), Ф. Шеллинг (1775-1854), Г. Гегещ (1770-1831), Л. Фейербах (1804-1872).

Немецкая классическая философия не имела единого направления. Кант был дуалистом, И. Фихте - субъективным, а Ф. Шеллинг и Гегель - объективными идеалистами, Л. Фейербах - материалистом. Но их объединяло то, что стержневым принципом развития немецкой классической философии было исследование форм всеобщности.

Кант ставил вопрос: как возможны в математике, естествознании, философии теоретические положения, имеющие всеобщее и необходимое значение, Согласно Канту всеобщность и необходимость положений науки и философии не зависят ни от произвола познающего субъекта, ни от опыта. Всеобщность и необходимость сообщаются знанию априорными (не зависящими от опыта, доопытные), всеобщими и необходимыми формами чувственности и рассудка. Это утверждение неизбежно ведет к агностицизма, поскольку формы, присущие субъекту, познающего и служащих ему для синтеза чувственных данных, не могут быть причислены к объективной реальности, которая существует независимо от человеческой чувственности и рассудка. Эту объективную реальность Кант определяет как непознаваемую "вещь в себе".

Априорное, то есть всеобщее и необходимое в нашем знании, употребляется, по Канту, только для синтеза чувственных данных. Априорными формами чувственности, утверждает Кант, есть пространство и время, а априорными категориями рассудка - двенадцать категорий, входящих в четыре группы (количество, качество, отношение, модальность).

В связи с анализом априорных форм мышления Кант ставил вопрос о необходимости создания новой трансцендентальной логики, которая отличается от обычной, формальной логики. Этим он положил начало развитию диалектической логики.

Кант разграничивает рассудок и разум. Если рассудок ограничивается категориальным синтезом чувственных данных, то ум по своей природе стремится к тому, чтобы выйти за пределы опыта и понять абсолютное. Это стремление также должно быть предметом изучения трансцендентальной логики, а именно трансцендентальной диалектики.

Учение о диалектике разума ведет, по Канту, к выводу о неизбежности его ошибочности (ошибочности). Однако рациональным в трансцендентальной диалектике Канта е мнение о противоречивости разума - антиномии (противоречия, не решаются).

Подобно тому, как рассудок образует категории, ум образует свои понятия - трансцендентальные идеи. Идеи ума - это идеалы знания, которые направляют весь познавательный процесс независимо от какого-либо опыта. Неспособность теоретического разума обосновать эти идеи не может быть причиной отказа от них. Они, согласно Канту, могут быть обоснованы практическим умом как необходимые постулаты нашей нравственного поведения. Кант высказал мнение о примате (приоритет) практического разума над теоретическим. Это утверждение несло в себе зародыш глубокой диалектической постановки вопроса о том, что практическая деятельность формирует основу теоретического познания. То, что не может быть установлено одним лишь теоретическим путем, утверждается практическим разумом, деятельностью.

И. Кант признавал поступательное развитие общества. Идея общественного устройства отражала содержание буржуазно-демократических преобразований, о которых мечтала немецкая буржуазия. Гармония между человеческой действием и вознаграждением возможна только в загробной жизни людей, существование которого, по Канту, нельзя доказать, но которое необходимо постулатом нравственного сознания.

Государство Кант рассматривает как необходимое выражение коллективной воли граждан, а развитие государства - как постепенную реализацию принципа общего блага. Гражданские, буржуазно-демократические свободы также априорными определениями человеческой сущности, реализуемых в процессе развития общества путем преодоления противоречий между существующим и должным.

И. Фихте отвергает кантовскую "вещь в себе".

Он начинает свое учение с непосредственно данного факта - интуиции деятельного субъекта, или "Я", которое сочетает в себе все, что может быть мыслимым. Кроме выходного "Я" должно быть, по Фихте, «не-Я", иначе говоря, кроме "сознания" должна быть "природа", кроме "субъекта" - "объект". Последние влияют на "Я" и в некотором смысле определяют его деятельность. "Я" испытывает на себе "толчок" со стороны "не-я", противостоящее ему.

Фихте утверждает, что мы не можем познать с помощью понятий, каким образом "толчок" со стороны "объекта" ("не-я") определяет деятельность нашего "Я", "сознания". Это определение влияния "толчка" со стороны "не-я" только непосредственно ощущается нами, но не познается. Так, в основе теоретической деятельности, оказывается, лежит бессознательная деятельность. Под деятельностью "Я" Фихте понимает прежде всего нравственное поведение субъекта. Цель деятельности человека - выполнение законов морали, выполнение долга.

Так, Фихте развил учение Канта относительно примата практического разума над теоретическим. Он отвергает кантовский дуализм, полностью переходит на позиции субъективного идеализма, приписывая общечеловеческом "Я" (которое существует в каждом отдельном человеке) абсолютную мощь. Оно создает, формирует, осознает себя и всю окружающую действительность.

Фихте объясняет, что его "не-Я" - это не кантовская "вещь в себе". У Канта "вещь в себе" лежит за пределами сознания. У Фихте «не-Я" не может существовать как независимое от сознания "вещь в себе". Оно - необходимый продукт особой деятельности сознания. Эта деятельность такова, что в то время, когда она осуществляется, у нас нет мысли о ней. Поэтому обычное мышление ничего не знает о ее существовании, оно должно с необходимостью принимать ее продукты за вещи, которые бы сами по себе, независимо от сознания, и которые бы действуют на сознание.

Фихте стремился раскрыть диалектику субъекта и объекта, сознательного и бессознательного, роль практики в познании, единство теоретического и практического, личного и общественного. Противоположности, учил Фихте, относительные, тезис превращается в антитезу, а синтез является решением противоречия. Однако диалектика Фихте имела субъективно-идеалистический характер. Она выводилась по анализу самодеятельности "Я" и его отношение к «не-Я", которое является, по сути, творением "Я".

В философских взглядах Ф. Шеллинга самым определяющим является разработка ним философии природы. Важны предмет и метод исследования. Если у Фихте природа рассматривалась не сама по себе, а только с точки зрения этики, то для Ф. Шеллинга природа - это самостоятельный предмет исследования. Взгляды Ф. Шеллинга на природу идеалистические: сама материя, по Ш., духовная.

Важнейшим достижением философии природы Ф. Шеллинга было привнесение диалектики в рассмотрение природы и ее явлений. Ф. Шеллинг определил необходимым условием исследования природы поиск в природе динамических реальных противоположностей. Тем самым его философия природы превращается в идеалистическую диалектику природы.

Основной проблемой философии Шеллинга была идея тождества духа и природы. Здесь исходным понятием служит понятие абсолютного ума. Кроме него, утверждает Ф. Шеллинг, нет ничего. В абсолютном разуме субъект и объект неразрывно связаны, создают "целостную неразличимость субъективного и объективного».

В абсолюте совпадают все противоположности. Самосознание ума, по мнению Ф. Шеллинга, есть самосознание Бога, потому что Бог и есть разум. Так, система тождества, которая задумана как учение крайнего рационализма, в этих утверждениях становится на путь иррационализма и мистики. В Богу Шеллинг видит прежде всего личность. Разница между Богом и человеком заключается в том, что в Боге его личность и свобода бесконечные, а в человеке ограничены.

Философия природы Ф. Шеллинга имела прогрессивное значение, но впоследствии она превращается в так называемую философию мифологии и откровения, где он выступает не только против своей философии природы, а даже против своих ранних взглядов на религию. Он отвергает теперь любую критику Библии как вредный и ошибочный рационализм.

Выдающимся представителем немецкой классической философии является Гегель. Мышления, Г. Гегелем, - является не субъективное, человеческая деятельность, а независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего сущего: природы, человека, всемирной истории.

Мышление "отчуждает" свое бытие в виде материи, природы, которая представляет собой "инобытие" этого бы объективно существующего мышления.

Стремясь последовательно провести принцип тождества бытия и мышления, Гегель рассматривает мышление ("абсолютную идею") как процесс познания, непрерывно развивается от одной ступени к другой, более высокому. То есть, абсолютное мышление является не только началом, но и содержанием развивающейся всего существующего. Высшей степенью развития "абсолютной идеи есть" абсолютный дух "- человечество, человеческая история.

Мышления, Г. Гегелем, по сравнению с чувственным восприятием, являются высшей формой познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать, например, то, чего уже нет (прошлое), то, чего еще нет (будущее). Но согласно его концепции тождества бытия и мышления мышление и наука познают свое собственное содержание, и познания оказывается самопознанием духа, то есть самопознания является "абсолютной идеей" (проявлением которой является наука) внутренне присущего ей содержания.

Основными составляющими философии Гегеля логика, философия природы и философия духа.

В философии Гегеля следует разграничивать диалектический метод (прогрессивную сторону его учения) и консервативную систему, то есть учение о природе и обществе как формы существования "абсолютной идеи". Между ними существует противоречие, не решается, поскольку система Гегеля вопреки его диалектике ограничивает развитие общества, познания и искажает диалектическое понимание природы, общества и мышления. Так, если гегелевская диалектика учит, что развитие всеобщий, то его система отрицает всеобщность развития, поскольку природа, по Гегелю, не развивается во времени, а только распространяется в пространстве. Как идеолог немецкой компромиссной буржуазии концом развития общества считал становления конституционной монархии.

Рациональным зерном гегелевского учения является его диалектика, хотя она идеалистическая. Важными моментами здесь являются гениальные догадки о взаимосвязи, движение, развитие явлений, о противоречиях как источник движения, развития, о превращении количественных изменений в качественные, о природе теоретического мышления и логических форм и категорий, по которым оно осуществляется, и др. Важны его идеи относительно понимания наиболее общих законов развития природы, общества и познания, особенно, в отношении теории познания и логики.

Философию Гегеля подверг острой критике Л. Фейербах. Главной темой своего творчества Фейербах выбрал критику религии (прежде всего христианства). Эту критику он совмещал с критикой философского идеализма (главным образом, идеализма Гегеля). Религия и идеализм, по Л. Фейербахом, имеют одни корни, а именно: предоставление самостоятельной сущности мышлению, которое может быть отделено от человека и противопоставлено ей только в фантазии, а не в действительности. Люди, как правило, не узнают "авторства" собственных творений, то есть продуктов мышления, и приписывают это авторство сверхъестественной, сверхчеловеческой сущности: то Богу, то идеи.

Такое положение будет до тех пор, считает Л. Фейербах, пока не будет преодолен дуалистический взгляд на человека, пока не будет определено, что человек единственная по своей природе, что у нее нет ничего сверхъестественного, что мышление является таким же естественным актом, как и другие проявления природного мира. Поэтому предметом философы, по Л. Фейербахом должна быть не дух (противопоставлен природе) и не природа (противопоставлена духа), а человек как единство своей телесной и духовной сущности. В загадке человека кроется загадка всех мировых проблем. Философия должна изучать человека, а следовательно, она должна стать антропологией. С позиций антропологизма Л. Фейербах критикует идеализм, требует отбросить все умозрительные спекуляции о сверхчувственное. Вся мистика идеализма исчезнет сама собой, если мы поймем ее природу - обожания человеком своих собственных потенций. Свой взгляд Л. Фейербах обосновал данным естествознания.

Но человека Л. Фейербах понимал ограничено. У него человек - только природное существо, игнорируется ее социальная сущность. Люди, по Л. Фейербахом, связанные между собой только природными связями. Ни историческая эпоха, ни тип общественных отношений, ни классовая, национальная, профессиональная принадлежность человека значения не имеют. По меткому выражению Ф. Энгельса, Л. Фейербах, защищая материализм «внизу» (во взглядах на природу), остался идеалистом "сверху" (в понимании человеческой истории).

Классический немецкий идеализм конца XVIII — начала XIX в. , охарактеризованный во вступительной статье к настоя-щему тому, имеет огромное значение в истории домарксистской философии. Деятельность представителей этого течения сущест-венно расширила круг философских проблем, повысила уровень теоретических исследований, привела к построению целостных философских.систем и детально разработанных учений о диалек-тике природы, общества и познания. Впервые в истории мысли диалектика стала предметом сознательной разработки как теоре-тический метод, противоположный метафизическому методу. В этом состояло то главное, что позволило классическому немецкому идеализму сыграть роль одного из важнейших философских источ-ников марксизма.

Данный раздел «Антологии» включает в себя извлечения из трудов Канта, Фихте, -Шеллинга и Гегеля, которые в рамках каждой персоналии подобраны тематически, в зависимости от осо-бенностей категориальной структуры данной философской си-стемы.

КАНТ

Иммануил Кант (Kant, 1724—1804), родоначальник немецкого классического идеализма. Родился, учился и работал. в Кениг-сберге, где в 1755—1770 гг. был доцентом, а в 1770—1796 гг.— профессором университета. Кант—основатель так называемого критического, или «трансцендентального», идеализма.

В «докритический» период (до 1770 г.) создал «небулярную» космогоническую гипотезу, в которой возникновение и эволюция планетной системы выводятся из первоначального диффузного облака частиц. В это же время Кант высказал гипотезу о сущест-вовании Большой Вселенной галактик вне нашей галактики, раз-вил учение о замедлении — в результате приливного трения — суточного вращения Земли и концепцию относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в истории диалектики. В философских работах докритиче-ского периода Кант наметил — под влиянием эмпиризма и скеп-тицизма Юма —различие между реальным и логическим основа-ниями, ввел в философию понятие об отрицательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и «духовидением» (Сведенборг). Во всех этих работах ограничивалась роль дедук-тивно-формальных методов мышления.

В диссертации «О форме и принципах чувственно восприни-маемого и умопостигаемого мира» (»De mundi sensibilis atque intelligibilis forma "et princi-piis», 1770) происходит пере-ход к воззрениям «критиче-ского» периода с центральной для них идеей »критики» тео-ретического разума, т. е. на-ших познавательных способ-ностей, и исследования границ его применения в учении о душе, о мире и о боге.


В 1781 г. появилась «Критика чистого разума» («Kritik der reinen Vernunft»), за ней — «Крити-ка практического разума» («Kritik der praktischen Ver-nunft», 1788) и «Критика спо-собности суждения» («Kritik der Urteilskraft», 1790). В них последовательно излагались: теория познания, этика, эсте-тика и учение о целесообраз-ности в природе.Исследования приводят Канта к агности-цизму, т. е. к утверждению, будто природа вещей, как они существуют сами по себе («вещей в себе»), принци-пиально недоступна теоретическому познанию: последнее воз-можно только относительно «явлений», т. е. способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное тео-ретическое знание в математике и естествознании обусловлено, по Канту, тем, что в нашем сознании налицо априорные формы чувственного созерцания («чистым представления), рассудка («чистые» понятия, категории) и связи или синтеза чувственного многообразия и понятий рассудка. На этих связях основываются, например, законы постоянства и взаимодействия субстанций и закон причинности.

Однако, несмотря на границы, принципиально положенные теоретическому разуму и ограничивающие доступное ему позна-ние областью явлений, в разуме заложено неискоренимое стрем-ление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. В силу этого стремления наш рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности или невозможности сущест-вования неделимых элементов мира, о необходимом или свободном характере процессов, протекающих в мире, и о боге как безуслов-но необходимом существе. Исследование этих вопросов привело Канта к выводу, будто с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения. Так обосновывается вы-вод, что разум по самой своей природе антинрмичен, т. е. раздваивается в противорёчиях. Однако противоречия эти, по Канту, все же лишь кажущиеся. Их разрешение — в различии «вещей β себе» и «явлений» и в ограничении знания в пользу веры. Так, человек одновременно и не свободен (как существо в мире явле-ний) и свободен (как субъект непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для знания) и в то же время есть необходимый постулат веры, на котором единственно основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире, и т. д.

Учение об антиномичности разума, служившее у Канта осно-ванием для дуализма «вещей в себе» и «явлений», стало одним из стимулов для разработки положительной диалектики у Фихте, Шеллинга и Гегеля, но в понимании познания, поведения и твор-чества это учение осталось в плену дуализма, агностицизма и формализма. Так, основным законом _атики Кант провозгласил безусловное, повеление («категорический императив.»), требующее руководствоваться таким правилом, которое независимо от нрав-ственного содержания поступка могло бы стать правилом поведе-ния для всех. В эстетике он сводит прекрасное к «незаинтересо-ванному» удовольствию, не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в произведении искусства, и обусловленному только формой изображаемого. Впрочем, прове-сти последовательно свой формализм Кант не смог: в этике — вразрез с формальным пониманием категорического императива — он выдвинул принцип, самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в эстетике — в противоположность формализму в пони-мании прекрасного — объявил высшим видом искусства поэзию, ибо она возвышается до изображения идеала, и т. д. Прогрессив-ными были учения Канта о роли антагонизмов в исторической жизни общества и о необходимости вечного мира, к которому ведет развитие международной торговли и общения с их взаим-ными выгодами для различных государств.

Изобилующее противоречиями учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли, заметное уже в середине и во второй половине XIX в. Дегради-рующая буржуазная мысль конца XIX — первой половины XX в. использовала непоследовательности Канта и заимствовала ряд его ошибочных взглядов для обоснования собственных реакционных построений. Так возникли неокантианство в обеих его главных школах — Марбургской и Баденской, учение так называемого эти-ческого социализма и др.

Извлечения из трудов Канта подобраны В. Ф. Асмусом. Им же написан этот вступительный текст. Подборка произведена по изданию: И. Кант. Сочинения в шести томах. М., 1963—1966. Переводы Ц. Г. Арзаканъяна, Н. О. Лосского, Η. Μ. Соколова, В· С. Соловьева, С. М. Роговина, ZJ. А. Фохта и др.