К критике политической экономии. Предисловие. Предисловие «К критике политической экономии

Лондон, январь 1859г.

Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок.

Связь трех других - очевидна.

Первый отдел первой книги трактует о капитале.

2)деньги (простое обращение).

3)капитал вообще.

От частного к общему. Юриспруденция, философия, история. “Материальные интересы”. Работа в “Reinische Zeitung”. Первая работа - критический разбор гегелевской философии права (Введение уже 1844).

Вывод: Правовые отношения и формы государства не могут быть поняты из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненых отношениях “гражданского общества” (Гегель) и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии.

Париж, Брюссель.

Результат: В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производственных сил.

Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котром воздвигается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.

Не сознание людей определяет их бытие, а напротив, их общественное бытие определяет их сознание.

Способ производства материальной жизни обуславливают социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

На известной ступени своего развития материальные производственные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями (юридически - отношениями собственности), внутри которых они дро сих пор развивались. Из форм развития эти отношения становятся оковами: наступает эпоха социальной революции.

Изменение экономической основы влечет за собой переворот надстройки.

Следует отличать экономический переворот от идеологических форм. Объяснять сознание из противоречий материальной жизни. Из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями.

Буржуазные производственные являются последней антагонистической формой общественного процесса производства. Антагонизм - вобщественных условиях жизни индивидуумов.

Буржуазной экономической формацией завершается предыстория человечества.

Работа с Энгельсом: критика послегегелевской философии.

“Манифест коммунистической партии” - Маркс & Энгельс.

Маркс: “Речь о свободе торговли”, “Нищета философии”.

Работа в 1850 г. в Лондоне.

New York Daily Tribune.

Взгляды Маркса - составляют результат добросовестных исследований.

П. Чаадаев. “Философические письма”. (1829-30гг.)

I. Учение, основанное на высшем начале единства и непосредственной передаче истины в непрерывном преемстве её служителей, только и может быть самым согласным с подлинным духом религии, потому что дух этот заключается всецело в идее слияния всех нравственных сил в одну мысль и чуство и постепенном установлении социальной истины или церкви, которая должна водворить царство истины среди людей.

Одна из самых прискорбных особенностей нашей цивилизации состоит в том, что мы всё ещё открываем истины, ставшие избитыми в других странах. Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку и не имеем их традиций. Мы стоим вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. То, что издавна составляло самую суть общества и жизни, для нас ещё теория и умозрение.

У всех народов есть период бурных волнений, страстного беспокойства. Это пора великих свершений, самых сильных и плодотворных идей. Мы не имели ничего подобного: дикое враварство, жестокое иноземное владычество. Нет действенных наставлений в нац. традиции. Мы живём лишь в самом ограниченном настоящем, среди плоского застоя. Как можно ожидать в обществах начатков добра, пока эти общества колеблются без убеждений? Мы не восприняли даже традиционных идей человеческого рода, нам следует их воспитать.

Народы живут только сильными впечатлениями в их умах от прошлых времён и общением с другими народами. То, что у других народов является привычкой, инстинктом, то нам приходится вбивать ударом молота. У нас всецело заимствованная и подражательная культура. Мы воспринимаем лишь готовые идеи, у нас нет последовательности развития мысли.

Народы - существа нравственные, их воспитывают века. Мы же существуем лишь с целью преподать урок миру.

Народы Европы имеют общее лицо (несмотря на разделение на ветви латинскую и тевтонскую, юг и север). Атмосфера Запада - это мысли о долге, справедливости, праве, порядке. Лучшие идеи, лишённые связи и последовательности, как бесплодные заблуждения парализуются в нашем мозгу. Обратите внимание на немоту русских лиц! Конечно, у нас есть не только пороки, а у Европы - не только добродетели, но исследование это посвящено общему духу наций.

Массы подчиняются известным силам, стоящим у вершин общества. Непосредственно массы не размышляют, среди них имеется известное число людей, которое даёт толчок коллективному сознанию нации. Где же наши мудрецы?!

Раскинувшись между Востоком и Западом, мы должны были объединить два великих начала духовной природы - воображение и разум. Мы же миру ничего не дали, а всё взятое исказили.

Как мы можем сразу усвоить вековой прогресс Европы, даже не потрудившись узнать, как он свершился? В христианском мире всё должно непременно способствовать установлению совершенного строя на Земле. Две функции христианства: действие на индивидуальное и общее сознание. Все народы Европы шли христианским путём рука об руку.

Интересы создавались из убеждений. Общая идея влияния христианства: духовная, умственная, социальная.

II. Задача не в расширении области наших идей, а в исправлении их и придании им нового напрвления. Почему русский народ попал в рабство при христианстве? Почему православная церковь не помешала этому? Всё благо, что мы совершаем, есть присущая нам способность подчиняться некой неведомой силе. Человек, собирая воедино наблюдения предшествующих поколений, создаёт систему познания, подтверждаемую его собственным опытом, а великое орудие исчисления облекает его в неизменную форму математической достоверности. Невозможно исследовать духовную природу, так как она свободна. Общий закон должен быть преподан нам высшим разумом. Нет такого человеческого знания, которое может заменить божественное.

III. Нет иного человеческого разума, кроме подчинённого (божественному разуму). Человек всегда ощущает силу вне себя самого, отсюда все наши идеи о добре, долге, законе, добродетели. Главный вопрос жизни - как открыть действие верховной силы на нас? Чему мы должны подчиниться? В вопросе о природе нашего познания выясняется, что синтез для разума более естественен, чем анализ, поэтому человек чаще пользуется индукцией в своём познании, нежели дедукцией. Настоящая основа нашей умственной мощи - логическое самоотречение (следует логически познать, насколько наш разум и силы ничтожны перед божественным разумом и силой). Полная подчинённость - высшая ступень человеческого совершенства. Прекрасное, вновь обретённое, существование (полного добровольного подчинения Богу, жизни по его законам) не требует выхода из мира, окружающего нас. Бог не создал время, он позволил человеку время создать (путём памяти). Чтобы судить о вещах, необходимо иметь понятие о добре и зле, они нам врождены, Бог создал нас с ними.

IV. Всякое естественное явление можно рассматривать как число. Действительные величины имеются лишь в нашем уме, а во Вселенной - лишь числовые видимости, в их формах материальность открывается нашим взорам (см. о познании как исчислении идей у Бэкона и Гоббса; для образования понятия “красная колючая роза” следует к понятию “роза” прибавить два других понятия и. т. д. и. т. п.). В применении к явлениям природы наука чисел достаточна для эмпирического познания, но не соответствует требуемой достоверности в абстрактном познании, ведь числом не может ограничиваться бесконечность божественной мысли.

Три возвышающих открытия эмпирических наук: анализ Декарта, наблюдение Бэкона и небесная геометрия ньютона. Две основные силы природы - тяготение и отталкивание. Всё сотворённое находится в непосредственном движении, что требует от нас представления о силе, внешней движимому предмету. Закон движения всеобщ физическому, нравственному и умственному миру. Собственные действия человека - лишь случайная причина, поскольку действует лишьв соединении с другой, высшей, силой. Я действительно и постоянно действую, хотя и подчиняюсь чему-то, что сильнее меня, - Я сознаю. Один разум подчиняется другому, но сохраняет свою власть и способности. Собственное действие человека совершается лишь по закону (установленному Богом). Когда мы от этого закона отступаем, действия наши определяются тем ничтожным, что нас окружает.

V. Закон не может быть дан человеческим разумом самому себе, так же как и любой другой вещи. Закон духовной природы нам раз навсегда предуказан (как, впрочем, и физической природы). Мысль человека есть мысль рода человеческого. Подлинное духовное начало искалечено и извращено природой человека.

Все наши идеи - последствия некоторого числа передаваемых традиционно понятий.

VI. Бог непосредственно и постоянно воздействует на разум человека. Всё сырьё истории уже исчерпано, народы уже выявили все свои традиции. Истории теперь осталось только одно - осмысливать. У всех народов следует сформировать ощущение своих судеб, истинное национальное сознание, состоящее из некоторого числа очевидных истин, выведенных на основе их воспоминаний. Тогда все народы вместе пойдут к одной цели, к Я собирательного человеческого существа. Народы могут быть нравственны и безнравственны, как и люди. Ярчайший пример безнравственности народа - древние греки.

В продолжении ряда веков Европа сотавляла единую федеральную ситему, разорванную лишь Реформацией. Отличительные черты нового общества следует искать в большой семье христианских народов - именно здесь находится элемент устойчивости и истинного прогресса. С Европой нравственное начало получило новый закон и устройство. Мировой разум не есть ли теперь разум христианский? Но прогресс человеческой природы не безграничен. Как только человек удовлетворил свой материальный интерс, он более не идёт вперёд, хорошо если ещё не отступает назад. В Греции, Риме, Китае, Индокитае преобладал исключительно земной интерес, не поднимающийся до потребностей истинно нравственного существа. Реформация в Европе также свела христианскую идею к земному интересу, обесценила её. Но признавая крах религии, мы тем самым должны признать ложь Иисуса Христа, что невозможно. Реформация вернула в мир разобщённость язычества, индивидуальные черты национальностей, расколола целостную Европу, отбросила человека в одиночество его личности. К чему нам объединяться со Спасителем, если мы разъединены между собой? Следует вновь соединить все христианские вероисповедания, сделать христианство единым и вместе идти в высшей цели.

VII. Наше незнание истории вызвано не недостатком фактов, а недостатком их осмысления.

Греки боготворили материальное в человеке, это был апофеоз материи. Древняя история знает множество примеров выдающихся личностей, как положительных, так и отрицательных, склонявших человечество как к духовному “+”, так и к материальному “ -», началам. Положительная оценка Моисея, Давида, Эпикура, Магомета, отрицательная - Сократа, Марка Аврелия, Аристотеля, Гомера.

VIII. Окончательное просветление человечества должно вытекать из общего смысла истории (почерпнутого нетолько из Библии).

Предисловие «К критике политической экономии»

В начале 1858 г. Маркс принял решение выпустить свой труд (Экономические рукописи 1857-1858 гг.) отдельными выпусками. Он переработал и подготовил к печати имевшуюся в рукописи главу о деньгах, наново написал главу о товаре, предисловие к работе и в таком виде книга вышла в свет в июне 1859 г. под названием «К критике политической экономии». Готовя книгу к печати, Маркс опустил «Введение», решив, что в нем предвосхищены выводы, которые еще предстояло доказать.

В предисловии «К критике политической экономии» Маркс сжато излагал суть материалистического понимания истории. По словам В. И. Ленина, в этой работе Маркс дал «цельную формулировку основных положений материализма, распространенного на человеческое общество и его историю».

В предисловии получил классическую формулировку закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил... На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями... Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». Следовательно, нарушение соответствия производственных отношений характеру производительных сил объясняет необходимость смены общественно-экономических формаций.

Энгельс в рецензии на «К критике политической экономии» Маркса, оценивая революционизирующее значение этого материалистического тезиса для практики, писал, что при дальнейшем его развитии «и при его применении к современности нам сразу открывается перспектива великой, величайшей революции всех времен».

Предпосылая своей книге это предисловие, Маркс напоминал читателям исходные философские и социологические позиции нового мировоззрения и тем самым подготовлял их к новому пониманию политической экономии.

Это новое понимание предельно ясно сформулировано Энгельсом в уже упоминавшейся рецензии на «К критике политической экономии», где он пишет: «...Политическая экономия имеет дело не с вещами, а с отношениями между людьми и в конечном счете между классами, но эти отношения всегда связаны с вещами и проявляются как вещи. Эта связь, о которой в отдельных случаях лишь догадывался тот или другой экономист, впервые была раскрыта Марксом во всем ее значении для всей политической экономии...». Итак, не вещи, а отношения, между людьми, производственные отношения, или, что то же, классовые отношения, - вот предмет политической экономии. Она, таким образом, изучает экономическую основу общества - производственные отношения, с изменением которой, как писал Маркс в своем предисловии, более или менее быстро происходит переворот во всей надстройке.

Классическая формулировка основных положений материалистического понимания истории, данная в предисловии, имеет, таким образом, громадное значение для политической экономии. В свете этих положений уяснялось место и значение экономической теории во всей системе марксистского мировоззрения и ее содержание как науки, изучающей экономический базис общества.

Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английский и французских писателей XVIII века, называют «гражданским обществом», и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии <...> В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества.

По политической экономии, философии и эстетике. На русском языке известна как «Экономические рукописи 1857-1859 годов» . Была задумана как введение к капитальному труду в шести томах, который бы рассматривал капитал, земельную собственность, наёмный труд, государство, внешнюю торговлю, мировой рынок. Написана в период с августа 1857 г. по май 1858 г. Работа посвящена предмету политической экономии - проблеме взаимосвязи и взаимодействия между производством , распределением , обменом и потреблением , обоснованию определяющей роли производства в экономической жизни общества, методу политической экономии - гносеологическому методу восхождения от простейшего к более сложному, от абстрактного к конкретному, соотношению исторического и логического методов изучения объектов в их развитии - в пользу логического метода, эстетическим принципам марксизма - изучению влияния на искусство уровня развития общества и его социальной структуры, отрицанию вульгарно-социологического истолкования этого влияния, выделение в произведениях искусства непреходящей общечеловеческой ценности. Работа рассматривает вопрос о роли и взаимодействии производства, распределения, обмена и потребления.

…в процессе производства члены общества приспособляют (создают, преобразуют) продукты природы к человеческим потребностям; распределение устанавливает пропорцию, в которой каждый индивидуум принимает участие в произведенном; обмен доставляет ему те определенные продукты, на которые он хочет обменять доставшуюся ему при распределении долю; наконец, в потреблении продукты становятся предметами потребления, индивидуального присвоения.

Маркс специально доказывает мысль о том, что во всех случаях способ производства определяет способ распределения. Способ распределения всегда является продуктом производства и предпосылкой нового производства. Рассматривая метод политической экономии, Маркс подчёркивает роль научной абстракции и намечает гносеологический путь познания c использованием анализа и синтеза. Анализ позволяет перейти от реальных и конкретных явлений, выявляя их взаимосвязи, ко всё более глубоким и простейшим абстракциям. Синтез позволяет на основе частных определений и абстракций исследованию перейти

к богатой совокупности, с многочисленными определениями и отношениями.

Это восхождение от простейших абстрактных (труд, разделение труда, потребности и т. д.) к более сложным конкретным понятиям (государство, международный обмен, мировой рынок).

Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного .

Категории процесса познания лишь отражают действительность, существующую в обществе. Сравнивая исторический и логический методы познания, Маркс, рассматривая взаимосвязь этих методов, подчёркивает преимущества логического метода

Таким образом, было бы недопустимым и ошибочным брать экономические категории в той последовательности, в которой они исторически играли решающую роль. Наоборот, их последовательность определяется тем отношением, в котором они находятся друг к другу в современном буржуазном обществе, причем это отношение прямо противоположно тому, которое представляется естественным или соответствует последовательности исторического развития .

Маркс подчёркивает, что содержание художественных произведений, преобладание того или иного жанра в литературе и искусстве определяются уровнем развития общества и его социальной структурой и являются главной причиной неповторимости искусства различных исторических эпох.

Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а потому и греческого {искусства}, возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа?

Маркс отмечает несовпадение периодов бурного расцвета искусства и периодов общего развития общества и его материального производства. Значение произведений искусства продолжает существовать и после исчезновения исторически обусловивших их возникновение общественных форм сознания. В качестве примера Маркс отмечает искусство и эпос древних греков, которые

продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом .

Причина этого заключается в том, что греческое искусство отразило присущее человечеству тех времен стремление к

Остающееся привлекательным на все времена.

Примечания

Литература

На русском язык

  • Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 годов) // Собр. соч., изд. 2, т. 12. - М. : Политиздат , 1958. - 879 с.
  • Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Собр. соч., изд. 2, т. 46
на других языках
  • Bottomore T., ed. A Dictionary of Marxist Thought . Oxford: Blackwell, 1998.

КАРЛ МАРКС

К КРИТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ 1

Предисловие

Источник: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – Т.13. – С.5-9.

Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок. Под первыми тремя рубриками я исследую экономические условия жизни трех больших классов, на которые распадается современное буржуазное общество; взаимная связь трех других рубрик очевидна. Первый отдел первой книги, трактующей о капитале, состоит из следующих глав: 1) товар, 2) деньги, или простое обращение, 3) капитал вообще. Первые две главы составляют содержание настоящего выпуска. Весь материал лежит предо мной в форме монографий, которые были написаны с большими перерывами в различные периоды не для печати, а для уяснения вопросов самому себе; последовательная обработка этих монографий по указанному плану будет зависеть от внешних обстоятельств.

Общее введение 2 , которое я было набросал, я опускаю, так как по более основательном размышлении решил, что всякое предвосхищение выводов, которые еще только должны быть доказаны, может помешать, а читатель, который вообще захочет следовать за мной, должен решиться восходить от частного к общему. Однако некоторые замечания о ходе моих собственных политико-экономических занятий представляются мне здесь уместными.

Моим специальным предметом была юриспруденция, которую, однако, я изучал лишь как подчиненную дисциплину наряду с философией и историей. В 1842–1843 гг. мне как редактору “Rheinische Zeitung” 3 пришлось впервые высказываться о так называемых материальных интересах, и это поставило меня в затруднительное положение. Обсуждение в рейнском ландтаге вопросов о краже леса и дроблении земельной собственности, официальная полемика, в которую г-н фон Шaпер, тогдашний обер-президент Рейнской провинции, вступил с “Rheinische Zeitung” относительно положения мозельских крестьян, наконец, дебаты о свободе торговли и покровительственных пошлинах дали первые толчки моим занятиям экономическими вопросами 4 . С другой стороны, в это время, когда благое желание “идти вперед” во много раз превышало знание предмета, в “Rheinische Zeitung” послышались отзвуки французского социализма и коммунизма со слабой философской окраской. Я высказался против этого дилетантства, но вместе с тем в полемике с аугсбургской “Allgemeine Zeitung” 5 откровенно признался, что мои тогдашние знания не позволяли мне отважиться на какое-либо суждение о самом содержании французских направлений. Тем с большей охотой я воспользовался иллюзией руководителей “Rheinische Zeitung”, которые надеялись более умеренной позицией добиться отмены вынесенного ей смертного приговора, чтобы удалиться с общественной арены в учебную комнату.

Первая работа, которую я предпринял для разрешения обуревавших меня сомнений, был критический разбор гегелевской философии права; введение к этой работе появилось в 1844 г. в издававшемся в Париже “Deutsch-Franzősische Jahrbűcher” 6 . Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей XVIII века, называет “гражданским обществом”, и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии. Начатое мною в Париже изучение этой последней я продолжал в Брюсселе, куда я переселился вследствие приказа г-на Гизо о моей высылке из Парижа. Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства, антагонистической не в смысле индивидуального антагонизма, а в смысле антагонизма, вырастающего из общественных условий жизни индивидуумов; но развивающиеся в недрах буржуазного общества производительные силы создают вместе с тем материальные условия для разрешения этого антагонизма. Поэтому буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества.

Фридрих Энгельс, с которым я со времени появления его гениальных набросков к критике экономических категорий 7 (в “Deutsch-Franzősische Jahrbűcher”) ďоддерживал постоянный письменный обмен мнениями, пришел другим путем к тому же результату, что и я (ср. его “Положение рабочего класса в Англии” 8 ); и когда весной 1845 г. он также поселился в Брюсселе, мы решили сообща разработать наши взгляды в противоположность идеологическим взглядам немецкой философии, в сущности свести счеты с нашей прежней философской совестью. Это намерение было осуществлено в форме критики послегегелевской философии. Рукопись – в объеме двух толстых томов в восьмую долю листа 9 – давно ужо прибыла на место издания в Вестфалию, когда нас известили, что изменившиеся обстоятельства делают ее напечатание невозможным. Мы тем охотнее предоставили рукопись грызущей критике мышей, что наша главная цель – уяснение дела самим себе – была достигнута. Из отдельных работ, в которых мы в то время с той или иной стороны изложили наши взгляды публике, я упомяну лишь написанный совместно Энгельсом и мной “Манифест Коммунистической партии” и опубликованную мной “Речь о свободе торговли” 10 . Решающие пункты наших воззрений были впервые научно изложены, хотя только в полемической форме, в моей работе “Нищета философии” 11 , выпущенной в 1847 г. и направленной против Прудона. Февральская революция и последовавшее в связи с ней насильственное удаление меня из Бельгии прервали печатание написанной на немецком языке работы о “Наемном труде” 12 , в которой я собрал лекции, читанные мною в Немецком рабочем обществе 13 в Брюсселе.

Издание “Neue Rheinische Zeitung” 14 в 1848 и 1849 гг. и последовавшие затем события прервали мои экономические занятия, которые я смог возобновить только в 1850 г. в Лондоне. Огромный материал по истории политической экономии, собранный в Британском музее, то обстоятельство, что Лондон представляет собой удобный наблюдательный пункт для изучения буржуазного общества, наконец, новая стадия развития, в которую последнее, казалось, вступило с открытием калифорнийского и австралийского золота, – все это побудило меня приняться за изучение предмета с начала и критически переработать новый материал. Эти занятия приводили, отчасти сами собой, к вопросам на первый взгляд совершенно не относящимся к предмету, но на которых я должен был останавливаться более или менее продолжительное время. Но особенно сокращалось имевшееся в моем распоряжении время вследствие настоятельной необходимости работать ради хлеба насущного. Мое теперь уже восьмилетнее сотрудничество в “New-York Daily Tribune” 15 , первой англо-американской газете (собственно газетные корреспонденции я пишу только в виде исключения), делало необходимым чрезвычайно частые перерывы в моих научных занятиях. Однако статьи о выдающихся экономических событиях в Англии и на континенте составляли настолько значительную часть моей работы для газеты, что я принужден был познакомиться с практическими деталями, лежащими за пределами собственно науки политической экономии.

Эти заметки о ходе моих занятий в области политической экономии должны лишь показать, что мои взгляды, как бы о них ни судили и как бы мало они ни согласовались с эгоистическими предрассудками господствующих классов, составляют результат добросовестных и долголетних исследований. А у входа в науку, как и у входа в ад, должно быть выставлено требование:

“Qui si convien lasciare ogni sospetto; Ogni viltа convien che qui sia morta” * .

Карл Маркс

Лондон, январь 1859 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Выдающееся произведение К. Маркса“К критике политической экономии”, знаменующее собой важный этап в создании марксистской политической экономии, было написано в августе 1858 - январе 1859 года. Написанию этой книги предшествовала пятнадцатилетняя разносторонняя научно-исследовательская работа, в ходе которой Маркс изучил огромную массу общественно-экономической литературы и разработал основы своего экономического учения.

В августе 1857 г. Маркс приступает к систематизации собранного им материала и написанию большого экономического произведения. Первый набросок плана этого произведения Маркс составил в августе- сентябре 1857 года. В течение последующих нескольких месяцев Маркс детализирует свой план и в апреле 1858 г. решает, что вся работа будет состоять из шести книг. Первую книгу намечено было посвятить исследованию капитала, причем автор имел в виду изложению проблем капитала предпослать несколько вводных глав; вторую книгу - земельной собственности, третью - исследованию наемного труда, четвертую - государства, пятую - международной торговли и шестую - мирового рынка. Предполагалось, что первая книга будет включать четыре отдела, причем в первый отдел, названный Марксом “Капитал вообще”, войдут три главы: 1) стоимость, 2) деньги и 3) капитал.

Работая над первой книгой, т. е. над книгой “О капитале”, Маркс в период с августа 1857 по июнь 1858 г. написал рукопись объемом около 50 печатных листов, изданную Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в 1939-194l гг. на немецком языке под названием “Grundrisse der Kritik der politischen Oekonomie (Rohentwurf)” (“Основные черты критики политической экономии (Черновой набросок)”). В этой рукописи, содержащей общее введение, раздел о деньгах и значительно более обширный раздел о капитале, Маркс вчерне изложил первые результаты своих многолетних экономических исследований, в том числе основные положения своей теории прибавочной стоимости. Рукопись 1857-1858 гг. является, по существу, первоначальным незавершенным вариантом первой части задуманного в то время Марксом фундаментального экономического произведения.

В начале 1858 г. Маркс решает приступить к изданию своего труда по частям, отдельными выпусками. Заключив предварительный договор с берлинским издателем Ф. Дункером, он работает над первым выпуском. В течение августа 1858 - января 1859 г. он перерабатывает главу о деньгах, пишет главу о товаре, редактирует окончательный текст этой рукописи и, озаглавив ее “К критике политической экономии”, 26 января 1859 г. отправляет к издателю в Берлин. Вместо намечавшихся 5-6 печатных листов первый выпуск разрастается до 12 печатных листов и состоит уже не из трех глав, как намечалось планом, а из двух: “Товар” и “Деньги, или простое обращение”. В феврале 1859 г. Маркс отправляет в издательство и предисловие. В июне 1859 г. работа “К критике политической экономии” вышла в свет. Имеющиеся в работе “К критике политической экономии” подзаголовки “Книга первая. О капитале” и “Отдел первый. Капитал вообще” свидетельствуют о том, что она представляет собой начало первой книги из запланированных шести книг.

Вслед за первым выпуском Маркс собирался опубликовать второй выпуск, в котором должны были найти отражение проблемы капитала. Дальнейшие исследования, однако, побудили Маркса изменить первоначальный план своего большого труда. План из шести книг был заменен планом четырех томов “Капитала”. Поэтому вместо второго и следующих выпусков Маркс подготовил “Капитал”, в который включил в переработанном виде также и некоторые основные положения книги “К критике политической экономии”.

При жизни Маркса книга “К критике политической экономии” не переиздавалась, исключение составляет предисловие, которое в несколько сокращенном виде было опубликовано 4 июня 1859 г. также в лондонской немецкой газете “Das Volk” (“Народ”). Отрывок из второй главы книги, посвященный критике утопической теории Грея о рабочих деньгах, Энгельс включил в качестве дополнения в немецкие издания 1885 и 1892 гг. работы Маркса “Нищета философии”. Первое русское издание книги было выпущено в 1896 году в Москве. В основу настоящего издания книги “К критике политической экономии” положен текст его первого немецкого издания, подготовленного к печати автором. Однако при этом были учтены, во-первых, поправки и пометки Маркса в его личном экземпляре книги, а во-вторых, поправки и пометки, сделанные Марксом в экземпляре книги, подаренной им Вильгельму Вольфу 19 августа 1859 года. Некоторые из этих поправок и пометок автора были реализованы Энгельсом при подготовке к печати третьего тома “Капитала”. Цитируя отдельные места из работы “К критике политической экономии”, Энгельс привел их в исправленной, уточненной Марксом редакции. Фотокопии этих экземпляров книги с поправками и пометками Маркса находятся в Архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

2 Имеется в виду неоконченное “Введение”, которое предназначалось Марксом для большого экономического произведения (см.:Маркс К., Энгельс Ф . Сочинения. - 2-е изд. Т. 12. С. 709-738).

3 “Rheinische Zeitung fur Politik, Handel und Gewerbe” (“Рейнская газета по вопросам политики, торговли и промышленности”) - ежедневная газета, выходила в Кёльне с 1 января 1842 по 31 марта 1843 года. Газета была основана представителями рейнской буржуазии, оппозиционно настроенной по отношению к прусскому абсолютизму. К сотрудничеству в газете были привлечены и некоторые младогегельянцы. С апреля 1842 г. К. Маркс стал сотрудником “Rheinische Zeitung”, и с октября того же года - одним из ее редакторов. В “Rheinische Zeitung” был опубликован также ряд статей Ф. Энгельса. При редакторстве Маркса газета стала принимать все более определенный революционно-демократический характер. Правительство ввело для “Rheinische Zeitung” особенно строгую цензуру, а затем закрыло ее.

4 Имеются в виду статьи К. Маркса: “Дебаты шестого рейнского ландтага (статья третья). Дебаты по поводу закона о краже леса” и “Оправдание мозельского корреспондента” (см.:Маркс К., Энгельс Ф . Сочинения. - 2-е изд. Т.1. С. 119-160, 187-217).

5 “Allgemeine Zeitung” (“Всеобщая газета”) - немецкая ежедневная реакционная газета, основана в 1798 году; с 1810 по 1882 г. выходила в Аугсбурге. В 1842 г. выступила с фальсификацией идей утопического коммунизма и социализма, которую Маркс разоблачил в своей статье “Коммунизм и аугсбургская “Allgemeine Zeitung”, напечатанной в “Rheinische Zeitung” в октябре 1842 г. (см.:Маркс К., Энгельс Ф . Сочинения. - 2-е изд. Т.1. С.114-118).

6 “Deutsch-Franzősische Jahrbűcher” (“Немецко-французский ежегодник”) издавался в Париже под редакцией К. Маркса и А. Руге на немецком языке. Вышел в свет только первый, двойной выпуск в феврале 1844 года. В нем были опубликованы произведения К. Маркса: “К еврейскому вопросу” и “К критике гегелевской философии права. Введение”, а также произведения Ф. Энгельса: “Наброски к критике политической экономии” и “Положение Англии. Томас Карлейль. “Прошлое и настоящее”” (см.:Маркс К., Энгельс Ф . Сочинения. - 2-е изд. Т.1. С. 382-413, 414-429, 544-571, 572-597). Эти работы знаменуют окончательный переход Маркса и Энгельса от революционного демократизма к материализму и коммунизму. Главной причиной прекращения выхода журнала были принципиальные разногласия Маркса с буржуазным радикалом Руге.

7 Имеется в виду первая экономическая работа Ф. Энгельса “Наброски к критике политической экономии” (см.:Маркс К., Энгельс Ф . Сочинения. - 2-е изд. Т.1. С. 544-571).

8 См.:Маркс К., Энгельс Ф . Сочинения. - 2-е изд. Т.2. С.231-517.

9 Имеется в виду работа К. Маркса и Ф. Энгельса “Немецкая идеология” (см.:Маркс К., Энгельс Ф . Сочинения. - 2-е изд. Т.3. С. 7-544).

10 См.:Маркс К., Энгельс Ф . Сочинения. - 2-е изд. Т.1. С. 419-459, 404-418.

11 См.:Маркс К., Энгельс Ф . Сочинения. - 2-е изд. Т.4. С. 65-185.

12 Имеется в виду работа К. Маркса “Наемный труд и капитал” (см.:Маркс К., Энгельс Ф . Сочинения. - 2-е изд. Т.6. С. 428-459).

13 Немецкое рабочее общество в Брюсселе было основано Марксом и Энгельсом в конце августа 1847 г., с целью политического просвещения немецких рабочих, проживавших в Бельгии, и пропаганды среди них идеи научного коммунизма. Под руководством Маркса и Энгельса и их соратников общество сделалось легальным центром объединения немецких революционных пролетариев в Бельгии и поддерживало прямую связь с фламандскими и валлонскими рабочими клубами. Лучшие элементы общества входили в брюссельскую общину Союза коммунистов. Деятельность Немецкого рабочего общества в Брюсселе прекратилась вскоре после февральской буржуазной революции 1848 г. во Франции в связи с арестами и высылкой его членов бельгийской полицией.

14 “Nеuе Rheinische Zeitung. Organ der Demokratie” (“Новая Рейнская газета. Орган демократии”) выходила ежедневно в Кельне под редакцией Маркса с 1 июня 1848 по 14 мая 1849 года. В состав редакции входил Энгельс, а также В. Вольф, Г. Веерт, Ф. Вольф, Э. Дронке, Ф. Фрейлиграт и Г. Бюpгepc.

Боевой орган пролетарского крыла демократии, “Nеuе Rheinische Zeitung” играла роль воспитателя народных масс, поднимала их на борьбу с контрреволюцией. Передовые статьи, определявшие позицию газеты но важнейшим вопросам германской и европейской революций, писались, как правило, Марксом и Энгельсом.

Решительная и непримиримая позиция газеты, ее боевой интернационализм, появление на ее страницах политических обличений, направленных против прусского правительства и против местных кельнских властей, - все это ужо с первых месяцев существования “Nеuе Rheinische Zeitung” повлекло за собой травлю газеты со стороны феодально-монархической и либерально-буржуазной печати, а также проследования со стороны правительства, особенно усилившиеся после контрреволюционного переворота в Пруссии в ноябре - декабре 1848 года.

Несмотря на все проследования и полицейские рогатки, “Nеuе Rheinische Zeitung” мужественно отстаивала интересы революционной демократии, интересы пролетариата. В мае 1849 г., в обстановке всеобщего наступления контрреволюции, прусское правительство, воспользовавшись тем, что Маркс не получил прусского подданства, отдало приказ о высылке его из пределов Пруссии. Высылка Маркса и репрессии против других редакторов “Nеuе Rheinische Zeitung” послужили причиной прекращения выхода газеты. Последний, 301-й, номер “Nеuе Rheinische Zeitung”, напечатанный красной краской, вышел 19 мая 1849 года. В прощальном обращении к рабочим редакторы газеты заявили, что “их последним словом всегда и всюду будет освобождение рабочего класса!”

15 “New-York Daily Tribune” (“Нью-йоркская ежедневная трибуна”) - американская газета, выходившая с 1841 пo 1924 год. Основанная видным американским журналистом и политическим деятелем Хорасом Грили, газета до середины 50-х годов была органом левого крыла американских вигов, а затем органом республиканской партии. В 40-50-х годах газета стояла на прогрессивных позициях и выступала против рабовладения. В газете принимал участие ряд крупных американских писателей и журналистов, одним из ее редакторов с конца 40-х годов был Чарлз Дана, находившийся под влиянием идей утопического социализма. Сотрудничество Маркса в газете началось в августе 1851 г. и продолжалось свыше 10 лет, по март 1862 года; большое число статей для “New-York Daily Tribune” было по просьбе Маркса написано Энгельсом. Поскольку Энгельс писал свои статьи главным образом в Манчестере, поставленные на них в ряде случаев даты расходятся с подлинными датами их написания, так как Маркс обычно указывал на статьях дату отправки их в Нью-Йорк. Некоторые из статей, написанных в Лондоне, Маркс помечал Парижем, Веной или Берлином. Статьи Маркса и Энгельса в “New-York Daily Tribune” охватывали важнейшие вопросы международной и внутренней политики, рабочего движения, экономического развития европейских стран, колониальной экспансии, национально-освободительного движения в угнетенных и зависимых странах и др. В период наступившей в Европе реакции Маркс и Энгельс использовали широко распространенную американскую газету для обличения на конкретных материалах пороков капиталистического общества, свойственных ему непримиримых противоречий, а также для показа ограниченного характера буржуазной демократии.

Редакция “New-York Daily Tribune” в ряде случаев произвольно обращалась со статьями Маркса и Энгельса, печатая многие из них без подписи автора и виде редакционных передовых. С середины 1855 г. вообще все статьи Маркса и Энгельса печатались в газете без подписи. В некоторых случаях редакция допускала вторжение в текст статей и произвольно их датировала. Эти действия редакции вызывали неоднократные протесты Маркса. С осени 1857 г. в связи с экономическим кризисом в США, отразившимся также на финансовом положении газеты, редакция предложила Марксу сократить число его корреспонденций в “New-York Daily Tribune”. Окончательно прекратилось сотрудничество Маркса в газете в начале Гражданской воины в США; значительную роль в разрыве “New-York Daily Tribune” с Марксом сыграло усиление в редакции сторонников компромисса с рабовладельческими штатами и отход газеты от прогрессивных позиций.

* “Здесь нужно, чтоб душа была тверда; Здесь страх не должен подавать совета”