Чем прославился протоиерей Всеволод Чаплин. Топ его самых скандальных заявлений. Борьба Всеволода Чаплина. На отставку одного из самых известных священников РПЦ

Протоиерей Всеволод Чаплин, уволенный накануне с должности главы Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, заявил в интервью радиостанции "Говорит Москва", что патриарх Кирилл "перестал понимать, что он коллективный проект и должен выражать не только свое мнение".

"Думаю, долго он не продержится. Думаю, что это противоречие между верой в личную харизму и окружающей реальностью будет только усиливаться", - сказал Чаплин.

В свою очередь, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Александр Волков отметил, что "оставляет заявления Чаплина на его совести". "Вступать в бессмысленную полемику не представляется целесообразным", - добавил он в интервью радиостанции "Говорит Москва".

Напомним, что Священный синод РПЦ объяснил увольнение Чаплина изменениями в структуре Московского патриархата: отдел, которым руководил протоиерей, был слит с Синодальным информационным отделом (СИНФО). Новую структуру возглавил руководитель СИНФО, выпускник МГИМО Владимир Легойда.

Сам Чаплин, руководивший Отделом по взаимоотношениям Церкви и общества с 2009 года, позже заявил, что причиной его увольнения стали разногласия с патриархом. Он подчеркивал, что в разговорах с Кириллом осуждал заискивание Церкви перед светской властью и коррумпированными чиновниками, но не нашел у него поддержки.

Накануне вечером Чаплин дал пространное интервью радиостанции "Эхо Москвы", в котором сделал несколько резких выпадов в адрес предстоятеля священноначалия РПЦ. По его словам, он никогда не держался за должность, которой его лишили, поскольку она отнимала практически все силы.

"Сейчас могу вздохнуть полной грудью. Появляется, очевидно, свободное время, появляется возможность больше говорить, больше молиться, больше и спорить с власть имущими и теми, кто сейчас выстраивает внутрицерковные отношения. Так что у меня появляется больше свободы, и я этому очень рад", - сказал он.

В то же время он подозревает, что причина проделанных Синодом изменений не только в оптимизации работы и не только в соображениях эффективности, как было представлено в официальном сообщении. "Я знаю, что в Церкви есть множество гораздо менее эффективных учреждений, чем тот отдел, который был мной создан и который я возглавлял до недавнего времени. Это касается и некоторых синодальных учреждений, это касается того аппарата, который обслуживает лично Святейшего Патриарха: в делопроизводстве и в резиденциях, за богослужениями. Мне кажется, что вопрос об эффективности здесь не является главным", - сказал Чаплин.

"Я имел обыкновение не соглашаться по некоторым вопросам с Его Святейшеством. Это касалось, прежде всего, той тональности церковно-государственных отношений, которая у нас есть и в России, и в Украине, и в некоторых других местах. Я считаю, что мы слишком комплементарны. Возможно, больше высказываться критически. Нам нужно не бояться выносить самые сложные темы церковно-государственных отношений в публичное пространство, опираться не на уговоры и переговоры, на поддержку народа. Я считаю, что не стоит пытаться в Церкви свести все к одному голосу - голосу Святейшего Патриарха.

Мой голос не менее значим, голос многих других наших думающих и занимающих активную позицию священников и мирян так же не менее значима. Поэтому я считаю, что Святейшему Патриарху просто в какой-то момент обидно, что в силу своего нынешнего положения он не может сказать того, что мог сказать, будучи митрополитом. Это яркий человек, это мыслящий человек, но в силу своих нынешних обязанностей возможности для его высказываний достаточно ограничены. И, наверное, в какой-то момент ему обидно, что многие говорят лучше него, многие говорят более прямо, чем он. Что ж, такая у него судьба", - заявил священник.

Вторая проблема, по которой Чаплин, по его словам, спорил с Патриархом, - это состояние церковного управления.

"Я недавно написал ему рапорт о том, что в церковном управлении должны приниматься более системные решения. К сожалению, сегодня это не так. Очень многие решения принимаются в ходе спонтанных разговоров где-нибудь в коридоре не бегу - имеется в виду решения по весьма принципиальным вопросам. Так нельзя. Я убежден, что система, в которой нет системного - извините за тавтологию - принятия решений с учетом позиции экспертов, с учетом позиции непрофильных учреждений долго не проживешь", - считает собеседник радиостанции.

По словам Чаплина, очень многие решения в РПЦ принимает только лично патриарх. "Объем этих решений сейчас большой. Он не справляется с этими решениями, он не в состоянии переварить тот объем документов, который предполагает принятие решения, значит все-таки нужно передавать полномочия и давать людям возможность брать ответственность на себя, что я и старался всегда делать", - сказал священник, добавив, что он свободный человек и что никто не имеет права ограничивать его позицию.

"Я считаю, что именно моя позиция в большей степени, чем чья бы то ни было еще отражает сегодня те настроения большинства людей, которые присутствуют в нашей церкви, и те настроения, которые связаны с ее глубинными интуициями. Я буду и дальше себя вести как свободный человек. Я уже сказал, что свободы появляется достаточно много, я этому очень рад", - подчеркнул Чаплин.

Между тем свое увольнение он связывает не только со своей личностью, но и с глубинными тенденциями, отражающими некоторый раскол в церкви.
Себя он считает может быть "единственным человеком, который может в ответ на позицию Патриарха высказать свою позицию, которая не всегда будет совпадать с его позицией", и которая, по его мнению, в каком-то смысле является более перспективной, с точки зрения будущего.

Поделившись своими планами на будущее, Чаплин сказал, что будет теперь отдыхать, будет молиться, а самое главное - будет "напрямую говорить и с властью и с обществом, и с церковными властями, и буду говорить то, что считаю нужным".

Что же касается денег, то, как утверждает Чаплин, в качестве руководителя синодального учреждения он последнее время почти ничего не получал. "Была срезана половина зарплаты, потом я отказался от второй зарплаты. Что-то - по-моему, 20 тысяч рублей или около того мне платят в храме, где я служу. Я и без этих денег могу совершенно спокойно прожить. Деньги мне не нужны, я об этом много раз всем говорил", - заключил священник.

Бывший глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин вступил на путь "обличителя". Не сказать, что поступок оригинальный. Отец Всеволод не первый, да и не последний. Но все же какой-то совершенно предсказуемый шаг. Меня обидели и теперь я не могу молчать, выскажу все, что на душе копилось все эти годы...

Поступок, в общем-то, ничем не отличающийся от поведения некоторых . Которые, занимая определенные должности, вынуждены были мириться с существующей несправедливостью. Страдали, но терпели. До той поры, пока не их просили освободить место. И вот тут-то и приходило время рубануть наотмашь.

Напомним, отец Всеволод был 24 декабря освобожден от должности главы синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества. Решение об этом принял .

Кроме того, был учрежден отдел по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ путем слияния информационного отдела и отдела по взаимоотношениям церкви и общества, который ранее возглавлял Всеволод Чаплин. Новую структуру возглавил руководитель информационного отдела .

Сам протоиерей объяснил свою отставку разногласиями с предстоятелем Русской православной церкви. На это руководитель пресс-службы Александр Волков сказал, что "оставляет заявления Всеволода Чаплина на его совести". "Вступать в бессмысленную полемику не представляется целесообразным", - подчеркнул он.

Вообще, конечно, есть определенная проблема. Коль скоро отец Всеволод ныне заявляет о неких разногласиях с патриархом, то это означает, что они копились довольно длительное время. Едва ли можно предполагать, что эти разногласия возникли вдруг...

Ну а если так, то чью точку зрения до своей отставки представлял - свою собственную или всей Русской православной церкви? И не уместно ли в таком случае задаться вопросом, не выдавалась ли личное мнение отца Всеволода за мнение всей РПЦ?

"Обратили внимание, с какой готовностью либеральные СМИ, постоянно критиковавшие Чаплина, сегодня сообщают о его "пророчествах"? Так и слышится: "Чаплин - фу-у-у, но сейчас ведь нужную вещь сказал про патриарха, надо срочно давать, подольше подержать на главной. Дальше следим за всеми его высказываниями", - отметил председатель совета директоров ООО "Правда.Ру" Вадим Горшенин .

По его мнению, основная причина инцидента с Чаплиным - так называемая "болезнь пресс-секретарей".

"Когда пресс-секретари считают себя практически главами ведомств, их лицами, ушами и языками. Чаплин вот тоже говорит про то, что в РПЦ нужны разные взгляды. Да, нужны, но ты ведь, имея статус официального представителя Церкви, пользовался им для донесения только своей точки зрения. Практически Чаплин посягнул на полномочия патриарха", - считает Вадим Горшенин.

"И с этой точки зрения, будь отцы церкви столь же развязны, как гражданские, они б повторили сцену с (пресс-секретарем президента Вячеславом) Костиковым на теплоходе. После которой Костиков, напомню, молчал. Здесь же поступили с человеком вполне демократически, а из него полилось... по трубам . Собственно говоря, такая реакция абсолютно несимпатизирующих РПЦ медиа является констатацией деятельности Чаплина по посту официального представителя Церкви. И правильно, что сняли", - констатирует он.

Стоит, кстати, уточнить, что Всеволод Чаплин лишился должности, но не сана. Ко всему прочему, являясь настоятелем храма святителя Николая на Трех Горах в Пресненском районе Москвы. В связи с чем уместен еще один вопрос - об уместности нынешних весьма резких и вызывающих заявлений протоиерея. Уж про что, а про смирение в данном случае речь точно не идет.

По просьбе "Правды.Ру" ситуацию прокомментировал протоиерей, ректор Саранского духовного училища, председатель отдела по взаимодействию церкви и общества Мордовской митрополии .

"Отец Всеволод очень интересный, глубокий, ответственный человек. Он хорошо знает, владеет ситуацией, связанной с церковью, обществом. Он действительно внес очень большой вклад церкви", - отметил он.

Однако, подчеркнул отец Александр, внутри отдела, который возглавлял Всеволод Чаплин, имелись проблемы. "Например, даже не было разработано единого положения об отделе, которое могло быть передано на уровне епархии. Не была четко структурирована работа с подразделениями других регионов. Мне кажется, это такая внутренняя деятельность. Такое ощущение, что отец Всеволод занимался всем, но не хотел сосредотачиваться. То есть не было стратегического видения. И в силу этого, не было понятно, куда же мы идем, куда двигаемся", - сказал он.

"Мне кажется, что проблема тех комментариев, которые отец Всеволод сейчас дает, и вообще сама ситуация, связана отнюдь не со , как отец Всеволод пытается представить, а с самим отцом Всеволодом. Потому что слишком экстравагантны заявления. Которые не только не подкрепляли его репутацию, но и являлись, вместе с тем, некоторыми "притчами во языцех". Например, заявления о необходимости соединения социалистического пути, коммунистического пути с монархией. Это же прямо противоречит самой социокультурной модели концепции того общества, которое мы сейчас строим", - отметил Александр Пелин.

"Мне кажется, отцу Всеволоду сейчас нужно успокоиться. Кротко, смиренно, как искреннему христианину просить благословения и начать заниматься тем делом, на которое его благословит Святейший.Он действительно очень талантливый человек, обладающий огромным интеллектуальным потенциалом. Один из умнейших людей, с которыми я знаком. Очень жалко, если этот талант будет растрачен в базарной полемике, конфликтности, которую сейчас он зачем-то вокруг себя, имени, образа создает", - сказал отец Александр.

Вчера неожиданно для многих в отставку был отправлен, казалось бы, непотопляемый глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволод Чаплин. Он тут же , что вызвало бурю обсуждений в сети. Между прочим, еще в октябре я , что "власть, в условиях нарастающего кризиса и социального недовольства, может вновь попытаться сделать ставку на авторитет РПЦ, укрепляющий политический режим, однако для этого надо прежде очистить руководящие органы церкви от наиболее скандальных и одиозных фигур (вроде Всеволода Чаплина, Димитрия Смирнова, патриарха Кирилла). Собственно именно это Кремль уже неоднократно проделывал с той же Госдумой, задвигая подальше депутатов, вызывающих слишком сильное раздражение в обществе". Иными словами, отставка Чаплина может быть элементом некой большой игры, связанной с переформатированием сил в РПЦ в целом.

25 апреля 2012. Протоиерей Чаплин допустил легализацию судов шариата в России
http://lenta.ru/news/2012/04/25/shariat/

13 мая 2012. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин поддержал помещение в психбольницу карельского блогера, критикующего Русскую Православную Церковь.
http://www.rbc.ru/society/13/05/2012/650104.shtml

25 июня 2012. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что ему было божественное откровение о том, что Бог осуждает участниц Pussy Riot, которые проходят обвиняемыми по cкандальному делу о хулиганстве панк-группы в храме Христа Спасителя. "Я убежден, что Господь осуждает то, что они совершили. Я убежден, что этот грех и в этой жизни, и в будущей жизни будет наказан", - заявил священник во время круглого стола, проведенного журналом New Times о границе между искусством и кощунством.

24 июля 2012. «Должно быть лицо в стране - президент, монарх, кто-то еще, - который имел бы право не просто в резонансных случаях, а в любых случаях, которые требуют незамутненного нравственного суждения, на абсолютное помилование или на абсолютно жесткую кару. Это не соответствует западной политической системе, но именно в этом она и неправа», — заявил Всеволод Чаплин в интервью порталу «Православие и мир».

2 августа 2012. Протоиерей Всеволод Чаплин: "Сам Господь не прощает грешника без покаяния, - напомнил священник. - Об этом в Евангелии говорится далеко не один раз. Упорствующих в грехе Господь сравнивает с нечистыми животными, называет их проклятыми, обрекает их на вечные мучения с диаволом и его ангелами. Так что Божие прощение имеет пределы и пределы очень жесткие. Более того, Господь говорит, что многие идут путем, ведущим в погибель, - лишь немногие идут узким путем в Царствие Небесное. Нравится это отцу Андрею или нет, Господь говорит, что многие погибнут. Какой именно процент, я не знаю. Очевидно, по крайней мере, 51%. И значит, милосердие Божие не простирается на большинство людей, которые являются не кающимися грешниками. Молчать об этом или пытаться спорить с этим значит пытаться спорить с Евангелием - потому что это говорит Премилосердный Господь".

27 августа 2012. Глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин считает, что священнослужители не должны стесняться принимать дорогие подарки, поскольку люди высказывают этим свою любовь

18 декабря 2012. Председатель Синодального отдела по взаимоотношению церкви и общества священник Всеволод Чаплин рассказал «Газете.Ru», что фактически поддерживает законопроект о запрете на усыновление российских детей гражданами США.

5 апреля 2013. Очередное объяснение тяги православных иерархов к роскоши дал глава синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом митрофорный протоиерей Всеволод Чаплин. По его словам, даже самые скромные епископы в соответствии с традициями должны пользоваться дорогими вещами. «Если говорить о епископе, здесь надо учитывать: традицией Православной церкви всегда предполагалось, что он окружен определенным почетом. Люди заботятся о том, чтобы у него были достойная машина и резиденция. Он во время богослужения, а иногда и на некоторых мероприятиях восседает на троне, у него есть особое место в храме — кафедра, которая возвышает его над остальными людьми. Такова православная традиция. Епископ — образ царствующего Христа, и эту традицию в Православной церкви надо всячески поддерживать», — заявил Чаплин в интервью РБК.

17 мая 2013. Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, выступивший в пятницу на форуме партийных проектов "Единой России", сравнил нынешнюю ситуацию в России с 1917 годом и выразил надежду, что действующая власть сможет справиться с "антипатриотическими" силами. "Я рад, что патриотическая платформа "Единой России", в целом партия видит инициативы народа и поддерживает их", - отметил Всеволод Чаплин.

29 мая 2013. Глава синодального отдела по взаимоотношениям Русской Православной церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что русский народ с симпатией относится к главе Чечни Рамзану Кадырову. "Я знаю, как среди чеченского народа позитивно относятся к президенту России господину Путину, я знаю, что в русском народе уважают и с симпатией относятся к Главе Чеченской Республики господину Рамзану Кадырову. Но есть, конечно, люди, которые его критикуют, но, заметьте, что, как правило, это те самые люди, которые, находясь в России, критикуют и Россию, считают, что ее народ слишком глуп, чтобы решать свою собственную судьбу", - отметил глава отдела по взаимоотношениям РПЦ и общества. "Есть такая прослойка в Москве, в некоторых других российских городах, которая не воспринимает уважительно ни российскую власть, ни самое главное - российский народ. Вот эти люди критикуют сегодня то, что происходит в Чеченской Республике, и, как правило, это люди, которые не друзья ни чеченскому народу, ни русскому народу", - подчеркнул отец Всеволод.

7 июня 2013. Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал прописать в региональном законодательстве нормы поведения в обществе. Говоря об этом, представитель Церкви сослался на законодательство многих стран мира, где, по его словам, "фиксируется совершенно четко, что ты можешь делать в общественном пространстве, а что - нет".

18 июня 2013. Протоиерей Всеволод Чаплин: "...нужно избегать потребительского отношения к причащению. Приходит много людей, которые причащаются лишь потому, что их об этом просят родственники, родители, друзья. Многие приходят к причастию для того, чтобы облегчить свое состояние здоровья или по другим чисто утилитарным причинам: перед началом нового дела, перед тем, как лечь в больницу. К этому тоже надо относиться достаточно критично".

25 июня 2013. Протоиерей Всеволод Чаплин: "Россия поддерживает и традиционный ислам, и должна поддерживать его"

30 июня 2013. Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин считает меру наказания за оскорбление чувств верующих в виде трехлетнего тюремного срока слишком мягкой, передает ИТАР-ТАСС.

4 июля 2013. Член Общественной палаты России и глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил о необходимости введения критериев дееспособности для российских ученых

5 июля 2013. По словам Чаплина, если в приходе, где живут богатые или по крайней мере небедные люди, священник бедствует и вынужден постоянно ходить с протянутой рукой, "это позор для паствы, для той церковной общины, того социального круга, который присутствует в том месте, где этот священник служит". "Не стоит идти на поводу у тех людей, которые настаивают на том, что священник не может жить достойно в материальном отношении", - подытожил глава ОВЦО.

8 июля 2013. Протоиерей Всеволод Чаплин осудил западные тенденции по формированию "нового человека", лишенного национальности и религиозных, а порою и гендерных отличий”.

11 августа 2013. Страны, большинство населения которых исповедует православие, имеют больше шансов на экономическое процветание в будущем. Как сообщает «Интерфакс», об этом заявил глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

28 сентября 2013. Всеволод Чаплин о деле Pussy Riot: "Я не вижу прогресса в их духовном состоянии. И на отсутствие этого прогресса вряд ли повлияет что продолжение заключения, что освобождение. Мне приходилось объяснять в прямом письме госпоже Толоконниковой, в чем она не права. Совершенный ей грех если не будет раскаян на исповеди, если она не пересмотрит своё к нему отношение, наказывается Богом гораздо страшнее, чем наказание любого земного суда: наказывается вечными муками".

14 октября 2013. Протоиерей Всеволод Чаплин: "Люди вправе ожидать, что преступник понесет кару. И в данном случае, как и в других подобных случаях, когда убийство сопровождается крайним цинизмом, вызовом нравственным нормам и нормам культуры, наказание должно быть особенно жестким, неотвратимым, демонстративным"

29 января 2014. Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин призвал власти законодательно запретить любые проявления кощунства в искусстве, в частности, в театре.

1 апреля 2014. Всеволод Чаплин: «Мы должны обеспечивать то, чтобы центры генерации идей внутри России были собственно российскими, управлялись отсюда и отвечали интересам нашего собственного народа. Поэтому очень важно, чтобы деятели, которые нацелены на ключевую роль в собственной стране в той или иной области, включая религиозную, обучались бы только внутри страны»

1 августа 2014. Западные санкции дадут России возможность сделать свою экономику более нравственной. Такое мнение высказал глава Синоидального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

7 августа 2014. Ограничения на импорт ряда товаров помогут россиянам "перестать гнаться за западным стандартом потребления". Об этом, как передает РИА "Новости", заявил председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, россиянам придется пережить непростые времена с точки зрения экономики, и не только в связи с уже введенными и возможными новыми санкциями в отношении России. Эти времена, по словам священнослужителя, наступили еще до введения ограничительных мер.

24 декабря 2014. Всеволод Чаплин полагает, что доминирование США в мире подходит к концу и именно Россия может его окончательно свести на нет. "Не случайно мы часто ценой собственной жизни, ценой очень серьезного физического ослабления государства останавливали все глобальные проекты, которые не были согласны с нашей совестью, с нашим видением истории и, я бы сказал, с Божией правдой. Это наполеоновский проект, это гитлеровский проект. Остановим и американский проект", - приводит "Интерфакс" слова священника.

19 февраля 2015. Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества (ОВЦО) РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин признался в интервью корреспонденту «Независимой газеты» Игорю Гашкову, что пишет рассказы под псевдонимом Арон Шемайер и наравне с другими пользователями выкладывает их в Интернет. В рассказе Чаплина «Машо и медведи» показана Москва 2043 года - воплощенная антитеза традиционной морали. Красную Пресню переименовали в Голубую, Церковь распустила себя сама, а новый общественный строй, вдохновляющийся идеалами «Великой сексуальной революции», держится на штыках легионеров-африканцев. Жители Москвы 2043 года существуют, погрузившись в себя, в то время как власти сосредоточились на защите меньшинств и пропаганде телесного низа. Вот один из характерных образцов авторского стиля Арона Шемайера: «Это что за дивный новый мир? - завелось Машо. - Вот я сюда пришло. Я интерсексуал. Могу быть и садо, и мазо, и гомо, и гетеро, и зоо, и педо, и некро, и техно. А могу - никем из вышеперечисленного. Вам что, не объясняли, что такое zero tolerance к дискриминации?»

7 марта 2015. Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает неправильным отождествлять христианство с гуманизмом и пацифизмом. Об этом он написал в статье "Истинное христианство или культ слезы ребенка?", опубликованной накануне на сайте "Интерфакс-Религия". "Гуманность, человечность - это христианская ценность, тогда как гуманизм - это идеология, ставящая грешного человека в центр вселенной. Это предтеча религии антихриста. Не случайно западные воинствующие атеисты называют себя именно гуманистами", - пишет священник в статье "Истинное христианство или культ слезы ребенка?"

24 марта 2015. Новосибирскую постановку оперы "Тангейзер" следует проверить на содержание в ней порнографии и пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, заявил "Интерфаксу" глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. "Если руководство театра говорит о доброй воле в диалоге с верующими, как оно может игнорировать то, что верующие говорят: изображение Христа (а режиссер признается, что изображается именно Христос) на фоне полураздетых женщин, целующихся друг с другом, - это, конечно, осквернение почитаемого христианами символа - лика Христа, его образа", - сказал он.

2 апреля 2015. Всеволод Чаплин, выступивший на круглом столе в Москве, высказал убеждение, что в России следует реализовать такую политическую систему, которая бы сочетала элементы жесткой централизованной власти и социального государства. "Державность, справедливость и солидарность - это три ценности, на основе которых нам нужно строить систему, которая бы объединила монархию и социализм", - приводит портал "Интерфакс-Религия" слова представителя РПЦ.

19 июня 2015. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества, протоиерей Всеволод Чаплин выразил надежду, что спокойствие и мир скоро закончатся. По его мнению, слишком комфортная и спокойная жизнь вредит обществу. «Светскость — это мертвая идеология, — заявил Чаплин в ходе дискуссии о балансе светского и религиозного в России. — Если общество живет в условиях относительного мира, — спокойствия, сытости, — какое-то количество десятилетий, парочку-троечку, оно может прожить в условиях светскости. Никто не пойдет умирать за рынок или демократию, а необходимость умирать за общество, его будущее рано или поздно возникает. Мир долгим не бывает. Мир сейчас долгим, слава Богу, не будет. Почему я говорю “слава Богу” — общество, в котором слишком много сытой и спокойной, беспроблемной, комфортной жизни — это общество, оставленное Богом, это общество долго не живет.

30 августа 2015. В Русской православной церкви призвали сменить "коррумпированные и циничные элиты", правящие в России. Об этом заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в воскресенье на международном православном молодежном форуме в Казани. В начале августа он уже призывал "молодежь с горящими глазами" к смене элит. Сейчас же самые деятельные "уходят в ИГИЛ", посетовал он.

11 сентября 2015. Председатель синодального отдела РПЦ по взаимодействию с обществом протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что Конституция России 1993 года нелегитимна. Он обосновывает это тем, что в ее обсуждении не участвовали православные. Заявление Чаплина прозвучало в выпуске видеоблога «Царьград ТВ», опубликованном на YouTube еще в августе.

11 ноября 2015. РПЦ намерена добиться того, чтобы ее голос был определяющим при принятии любых решений. Такое мнение высказал глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на встрече с епархиальными отделами по взаимоотношениям церкви и общества. «Нам не нужно выступать как агрессорам, пытаться проповедовать клерикализм, то есть систему, в которой духовенство управляло бы государством. Но мы вместе, духовенство и миряне, имеем полное право на то, чтобы наш голос, голос большинства, был определяющим для принятия любых решений, касающихся настоящего и будущего», — цитирует Чаплина «Интерфакс».

19 ноября 2015. Чаплин призвал обсуждать смертную казнь без оглядки на мнение Запада. По его словам, в основах социальной концепции РПЦ говорится, что лучше обходиться без смертной казни, если решение об её отмене принято обществом, но когда возникают серьёзные угрозы безопасности, люди могут опять решить, что смертная казнь возможна.

24 ноября 2015. Всеволод Чаплин призвал воплотить в России идеалы халифата. Как сообщает «Интерфакс», священник поставил в один ряд СССР, «Святую Русь» и «халифат», призвав реализовать сегодня идеалы этих систем правления. «Люди ищут справедливости, высших смыслов, переустройства мира. Нам нужно дать им возможность осуществить то, что они хотят, мирными, законными, но очень прямыми способами. Мы должны объединить этих людей. Мы должны здесь, в России, осуществить лучшие идеалы Святой Руси, халифата, СССР, то есть тех систем, которые бросают вызов несправедливости и диктату узких элит над волей народов».

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке:

Менее чем за месяц до выборов Владимир Зеленский продолжает быть лидером украинской президентской гонки. Февральские опросы наиболее известных социологических учреждений страны - Центра Разумкова, Киевского международного института социологии (КМИС), Центра социальных и маркетинговых исследований «Социс», Центра социальных исследований «София» - единодушно это подтверждают.

Бизнес

4 марта журналисты OCCRP (Organised Crime and Corruption Reporting Project), российским партнером которого в расследовании выступило издание Meduza, в статье «Прачечная Тройки» (The Troika Laundromat) сообщило, что частный инвестбанк Рубена Варданяна и его партнеров «Тройка Диалог», проданный в 2011 году Сбербанку, создал сеть из десятков компаний, через которые за период с 2006 года до начала 2013 года прошло $4,6 млрд с участием «криминальных схем».

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

20.10.2015 | Алексей Макаркин

Всеволод Чаплин: конфликтный протоиерей

Протоиерей Всеволод Чаплин является одним из ключевых представителей Русской православной церкви (РПЦ) в публичном пространстве. Он является частым гостем на телевидении, его высказывания активно цитируются и являются предметом общественных обсуждений. Это связано с высоким статусом Чаплина, возглавляющего Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата – одно из церковных «министерств», отвечающего за связи РПЦ с государственными и общественными структурами. Впрочем, за время своей деятельности на этом посту Чаплин становился персонажем различных информационных скандалов – причем если до последнего времени он конфликтовал с либералами (церковными и светскими), то сейчас у него начали портиться отношения и с представителями власти.

Соратник патриарха

Всеволод Чаплин был тайно крещен в возрасте 13 лет, причем его нерелигиозные родители не были информированы об этом. На работу в церковь он пришел в середине 1980-х годов, сразу же после окончания московской средней школы. Первоначально он трудился на технической должности в Издательском отделе Московского патриархата под началом митрополита Питирима (Нечаева), известного своими консервативными взглядами, и одновременно учился в Московской духовной семинарии, поступив в нее по рекомендации своего начальника. До конца 1980-х годов все кандидаты в семинаристы проходили очень строгий отбор и должны были пройти согласование как в церковных, так и в государственных инстанциях – покровительство влиятельного митрополита серьезно облегчало поступление в это учебное заведение.

После окончания семинарии Чаплин меняет патрона – он становится подчиненным более молодого, чем Питирим, митрополита Кирилла (Гундяева), возглавившего Отдел внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата – в то время своего рода «министерство иностранных дел» церкви. Этот выбор оказался удачным с аппаратной точки зрения. Карьера Питирима с избранием патриархом Алексия II пошла на спад, тогда как Кирилл в течение всего его патриаршества руководил ОВЦС, несмотря на непростые отношения со Святейшим. Кирилл был одним из участников мощной внутрицерковной коалиции, в которую также входили постоянные члены Синода, митрополиты Ювеналий (Поярков) и Филарет (Вахромеев). Все они были тесно связаны с влиятельнейшим митрополитом Никодимом (Ротовым), скончавшимся в 1978 году – поэтому их иногда называли «никодимовцами».

Под руководством Кирилла Чаплин быстро продвинулся – начав работу в ОВЦС в 1990 году качестве рядового сотрудника, он уже в следующем году возглавляет в нем сектор общественных связей, в 1997-м становится секретарем отдела, а в 2001-м – заместителем его председателя. Без отрыва от работы он закончил Московскую духовную академию – это было невозможно в царской России, но являлось обычным делом в советское время и в постсоветский период. Вскоре после прихода в ОВЦС он был рукоположен во диакона, а затем и в священники, в 1999 году возведен в сан протоиерея, а затем награжден митрой – одним из высших отличий, которые могут получить представители белого духовенства. По некоторым данным, Чаплин является целибатным (неженатым) священником – это редкость в РПЦ, где белое духовенство, как правило, женато.

Карьере Чаплина способствовало то, что он был «своим» в светском обществе 1990-х годов, умел говорить на одном языке с либеральными политиками, общественными деятелями, журналистами, которые тогда играли ключевую роль в публичном пространстве. В отличие от многих священнослужителей, по психологическому типу являющихся интровертами и воспринимаемыми в обществе как «люди не от мира сего», Чаплин вполне вписался в бурный мейнстрим 90-х годов. В то же время он отличался полной лояльностью своему начальнику – и это отличало его от некоторых либеральных священников того времени, которые вступали в конфликт со священноначалием и уходили из РПЦ либо к католикам (игумен Мартирий (Багин), игумен Игнатий (Крекшин)), либо в неканонические юрисдикции (как игумен Иннокентий (Павлов)).

В начале 1990-х годов митрополит Кирилл имел репутацию умеренного реформатора, но затем начал эволюционировать в сторону консерватизма, который был свойственен большинству священноначалия и духовенства. Подобную эволюцию проделал и Чаплин. Однако вплоть до середины «нулевых» годов он представлялся церковным деятелем, совместимым с вестернизированной частью элиты – тем более, что сам протоиерей входил в состав ряда международных экуменических структур (Всемирный совет церквей, Конференция европейских церквей), а также входил в состав экспертной группы ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Неудивительно, что крайние консерваторы подвергали Чаплина (как и Кирилла) критике за экуменизм и предполагаемые «западнические» симпатии.

Однако ко второй половине «нулевых» годов публичное позиционирование Чаплина меняется – он начинает высказывать жестко консервативные взгляды, которые первоначально трактовались наблюдателями как эпатаж. В частности, в 2007 году во время дискуссии с Леонидом Гозманом Чаплин заявил, что

закон может быть основан на разных ценностях. Для кого-то важнее всего человек, и на этом он строит свой закон. Для кого-то более важна святыня или территория государства, или страна, и он на этом строит свою общественную систему. По-вашему, самое ужасное, что может произойти - уничтожение людей. Я согласен, это плохо, но для меня есть вещи, которые более важны, чем уничтожение того или иного количества людей, или даже жизни всего человечества.

И на уточняющий вопрос Гозмана ответил, что эти вещи -

святыни и вера. Жизнь человечества менее важна для меня. И я имею право попытаться убедить общество жить по этому закону.

Представляется, впрочем, что высказывания Чаплина носили вполне искренний характер. Отметим, что сходную эволюцию проделали некоторые другие известные персоны 90-х годов. Экономический либерал Михаил Леонтьев стал радикальным державником. Писатель Юрий Поляков, бывший критиком советской действительности, превратился не просто в ее апологета, но и в симпатизанта Сталина. Либеральный юрист, член «Яблока» и СПС Елена Мизулина в нынешнем составе Думы настолько энергично отстаивала консервативно-семейные ценности, что превратилась в объект критики для своих бывших коллег. На этом фоне феномен Чаплина не выглядит исключением. Многие «демократы» (или близкие к ним люди) 90-х годов являлись сторонниками сохранения (или затем восстановления) роли России как одной из мировых сверхдержав – и если это не удалось сделать в сотрудничестве с США, то, по их мнению, надо было менять внешне- и внутриполитическую парадигму, переходя к жесткому антизападничеству и антилиберализму.

Важнее другое – несмотря на подобные высказывания, немыслимые для священнослужителя в демократическом обществе, он продолжил делать церковную карьеру. В 2009 году, после избрания Кирилла патриархом, ОВЦС разделяется на три учреждения, одно из которых (отдел по взаимодействию Церкви и общества) возглавил Чаплин. Таким образом, подобная риторика оказалась вполне приемлемой не только для церкви, но и для российского общества, которое оказалось готово к консервативной волне, начавшейся после спада оппозиционной активности в 2012 году. Неудивительно, что в эту волну первоначально вписался и Чаплин, хотя некоторые его высказывания были куда радикальнее, чем новый консервативный мейнстрим. Соответственно, протоиерей все чаще оказывался в конфликтных ситуациях, став (наряду с той же Мизулиной и рядом других фигур) одним из «аллергенов» для российских либералов, особенно активных в сетевом пространстве.

Конфликтный протоиерей

Часть имиджевых проблем Чаплина связана с его ролевой функцией – он выступил в качестве защитника патриарха от критики в связи с его роскошным образом жизни. Здесь он пытался выглядеть сторонником иосифлянской церковной традиции «богатой церкви», восходящей к XV-XVI векам. Однако иосифляне в качестве одного из весомых и общественно значимых аргументов выдвигали социальную роль церкви, которой в средневековье не было альтернативы – поддержку беднейших слоев населения, особенно в трудные времена (стихийные бедствия, неурожаи). Чаплин же в условиях, когда дорогие часы и квартирный вопрос патриарха нельзя было оправдать социальной деятельностью, выдвинул крайне непопулярный тезис о том, что роскошь (причем не только в оформлении храмов, но и в быту высшего духовенства) исторически и органично свойственна церкви, так как способствует ее репрезентации. В частности, он заявил, что

Нет ничего плохого, что патриарху или священникам дарят дорогие предметы быта. Люди всегда несли самое дорогое в храм или резиденцию епископа. Это не просто мирской престиж, но и убежденность, что епископ - это образ торжествующего, царствующего Христа, поэтому ему приличествуют дорогие вещи. В православии в этом нет ничего дурного.

Впрочем, такая позиция Чаплина могла только укрепить его внутрицерковные аппаратные позиции. В клановой системе, свойственной современной России, высоко ценится личная преданность начальнику, в том числе с ущербом для собственной репутации. В данном случае Чаплин проявил это качество в полной мере.

В начале российско-украинского конфликта в 2014 году Чаплин выполнил аналогичную миссию. Патриарх Кирилл не мог открыто поддержать действия России по присоединению Крыма, так как в этом случае подтолкнул бы Украинскую православную церковь, входящую в состав РПЦ, к быстрому обособлению от Москвы (до сих пор крымские епархии официально входят в состав УПЦ). В этих условиях функцию защитника политики России взял на себя Чаплин – тем более, что это полностью соответствовало его взглядам. 2 марта 2014 года он заявил, что

еще в 1995 году Всемирный русский народный собор заявил, что русский народ – разделенная нация на своей исторической территории, которая имеет право на воссоединение в едином государственном теле, являющееся общепризнанной нормой международной политики.

И выразил надежду на то, что

миссия российских воинов по защите свободы и самобытности этих людей и самой их жизни не встретит ожесточенного сопротивления, которое приведет к крупномасштабным столкновениям.

Антизападные высказывания Чаплина вполне соответствовали патриотической риторике патриарха, хотя иногда и опережали ее за счет большей жесткости и политизированности. Например, в конце 2014 года протоиерей заявил, что

не случайно мы часто ценой собственной жизни, ценой очень серьезного физического ослабления государства останавливали все глобальные проекты, которые не были согласны с нашей совестью, с нашим видением истории и, я бы сказал, с Божией правдой. Это наполеоновский проект, это гитлеровский проект. Остановим и американский проект!

Впрочем, в ряде случаев чаплинская риторика носила крайне радикальный характер, которого чиновники (как светские, так и церковные) стараются по возможности избегать – скорее, она свойственна политикам типа Владимира Жириновского и его менее талантливых эпигонов. В частности, в 2012 году, задолго до начала сирийской операции российских войск, он высказался о событиях в Сирии в духе своего давнего диалога с Гозманом:

Даже если России нужно будет участвовать в боевых действиях, этого не нужно сегодня бояться: армии нужно наконец дать настоящую работу. Сетевых «хомячков» вполне можно было бы отправить в действующие войска. Те из них, кто выживут, наверное, станут людьми.

Чаплин считается неформальным патроном радикальных православных организаций, выступающих против не только либерализма, но и современного светского государства. После погрома выставки работ отечественных авангардистов в Манеже он посетил экспозицию и дал большое интервью «Интерфаксу». Начав с того, что ему на выставке «многое понравилось», протоиерей перешел к претензиям, которых оказалось очень много, и они касались не только «кощунства», то и куда более широкого круга вопросов. Унизительной Чаплин посчитал трактовку образов советских деятелей, предложенную скульптором Владимиром Лемпортом. Неприятие у Чаплина вызвали и изображенные Анатолием Осмоловским головы Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна и Хо Ши Мина, отрубленные и посаженные на колья:

Я весьма далек от почитания этих деятелей, но на месте людей, которым их образы дороги, выразил бы самый решительный протест. Кстати, два последних деятеля - это основатели дружественных нам государств в их нынешней форме: Вьетнама и Китая. Интересно, что об отношении к этим фигурам скажут в этих странах.

В целом, заявил Чаплин, выставка еще раз напоминает, что:

Этическая граница допустимого и недопустимого в искусстве у нас проложена неправильно еще с 80-х - начала 90-х годов… Не должно быть в публичном пространстве порнографии, изображения половых органов, осквернения почитаемых верующими символов и предметов, оскорбительного изображения тех или иных людей, живых или усопших, в том числе политических деятелей, которые кому-то нравятся или не нравятся.

Таким образом, речь идет о куда более широкой цензуре, чем «религиозная». Вскоре после интервью Чаплина близкий к РПЦ политик, лидер парламентской группы по защите христианских ценностей, депутат Госдумы от КПРФ Сергей Гаврилов в своем заявлении фактически воспроизвел аргументы протоиерея, заявив, в частности, что глумление над Мао и Хо Ши Мином не останется незамеченным в Пекине и Ханое и может создать негативный фон для развития российско-китайских и российско-вьетнамских отношений.

Такая позиция Чаплина неудивительна – священник неоднократно заявлял о «неоднозначности» фигуры Сталина, выделяя в его деятельности как отрицательную (уничтожение верующих), так и положительные (победа в войне, строительство национального государства) стороны. Риторика Чаплина в отношении Сталина и сталинистов куда мягче, чем когда речь заходит о либералах, в том числе и идентифицирующих себя с православием. А в апреле 2015 года он заявил, что в России следует реализовать такую политическую систему, которая бы сочетала элементы жесткой централизованной власти и социалистического государства:

Державность, справедливость и солидарность - это три ценности, на основе которых нам нужно строить систему, которая бы объединила монархию и социализм.

Необычным для духовного лица является и хобби Чаплина – он пишет фантастические художественные произведения под псевдонимом Арон Шемайер. Его наиболее известный рассказ «Машо и медведи» написан в жанре антиутопии – речь в нем идет о событиях будущего, когда на Москву, власть в которой принадлежит сексуальным меньшинствам (изображенным автором со всем возможным отвращением), наступают войска патриотов-традиционалистов из «остальной России». Дело заканчивается атомной войной, развязанной не патриотами (как можно было бы ожидать, учитывая высказывания Чаплина о превосходстве святынь над выживанием человечества), а лидерами этих меньшинств, успевающими сбежать на Запад.

Неожиданные проблемы

Однако в последнее время Чаплин неожиданно становится конфликтной фигурой и для государственных структур, по отношению к которым он всегда был лояльным. Так, в «нулевые» годы он проводил богослужения для участников молодежного лагеря «Наших» на Селигере, а в 2011 году после «рокировки» между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым заявил:

Когда ещё в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески? Это настоящий пример доброты и нравственности в политике, пример, которому, по-моему, могут позавидовать не только наши предшественники и люди, жившие в советское время, но и граждане большинства стран мира, включая те, которые пытаются нас учить.

Однако 7 октября нынешнего года Чаплин на специальной пресс-конференции неожиданно раскритиковал руководителей Общественной палаты, членом которой является по президентской квоте (а реально – как представитель РПЦ). Он утверждал, что в палате существует авторитарное руководство, которое принимает решения вопреки процедуре, предусмотренной регламентом. А также, что члены палаты не могут вносить поправки в проекты документов на стадии их подготовки к голосованию. Чаплин привел и несколько примеров, которые должны были подтвердить его слова. В частности он заявил, что

Предлагаемые мной с февраля слушания о поправках в системе наказания за хранение и употребление наркотиков (я предлагал смягчить наказания, к нам поступает большое количество обращений граждан) с предложениями о дифференциации наказаний не состоялись, ответа не было. В августе я предлагал провести срочные слушания в ОП по теме оскорбления чувств верующих людей. Обсудить тему пределов свободы в обществе, тему осквернения почитаемых верующими символов нужно. Ответа долго не было, и только анонс вот этой пресс-конференции в НСН заставил их вчера дать ответ, но ответ не содержит согласия о проведении слушаний.

Но основным объектом критики со стороны Чаплина выступил председатель комиссии по вопросам развития гражданского общества Общественной палаты Иосиф Дискин, с которым у протоиерея, судя по всему, существует затяжной конфликт. Он обвинил Дискина в том, что тот продвигает свою линию видения российской истории , а при этом решения принимаются с чудовищными даже лингвистическими ошибками . В качестве примера он привел недавнее заседание комиссии, на котором обсуждалось признание судом Южно-Сахалинска мусульманской книги экстремистской. По мнению Чаплина, критерием освобождения религиозного текста от его рассмотрения судом по «экстремистской» статье, должна быть древность (старше 200 лет), тогда как Дискин провел решение, согласно которому от рассмотрения на предмет экстремизма нужно освободить только «канонические тексты». Чаплин заявил, что намерен ставить вопрос о его соответствии занимаемой должности.

Реакция секретаря Общественной палаты Александра Бречалова на эмоциональные чаплинские инвективы была сдержанной, но явно негативной. По его мнению, «Общественная палата максимально открыта не только для своих членов, но и гражданских активистов». «По тем претензиям, которые он озвучил, мы ему же и ответим. Но в публичной плоскости я считаю, что темы для разговора нет. И причины, почему Всеволод Чаплин так себя повел, я назвать не могу! Общественная палата работает в полном соответствии с регламентом». Он также добавил, что все обвинения в «авторитаризме» беспочвенны: «Если господин Всеволод Чаплин говорит, что по какому-то там поводу слушание не провели - о чем мы говорим? Будто в детском саду».

Через несколько дней, 12 октября, Чаплин распространил заявление о нанесенной ему новой обиде. В нему говорилось, что протоиерею не было направлено приглашение на прошедшее 9 октября заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации, хотя другие члены совета такие приглашения получили. Представляется, что проблемы Чаплина в отношениях с государством могут быть связаны с несколькими факторами. В частности, если внимательно посмотреть на «обиды» протоиерея, то можно заметить, что его предложения по поводу смягчения ответственности по «наркотическим» статьям прямо противоречат государственной политике, направленной как раз на ужесточение наказаний по таким составам преступлений. Понятно, что инициатива Чаплина о судебной «амнистии» для религиозных текстов старше 200 лет выгодна РПЦ, так как позволяет, например, полностью закрыть вопрос о многочисленных антииудейских текстах, имеющихся в православной традиции (отметим, что католики в ХХ веке изъяли их из богослужений). Кроме того, она позволяет судам признавать экстремистскими тексты ряда относительно новых религиозных организаций (иеговистов и др.). Однако государство хотело бы сохранить за собой, например, возможность запрета распространения ключевых салафитских текстов – а ведущими авторитетами для салафитов являются богословы Ибн Таймийя (живший в XIII-XIV веках) и Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (основатель ваххабизма, жил в XVIII веке). Отсюда и формулировка о канонических текстах, вызвавшая бурное недовольство протоиерея. В результате законопроект, внесенный в Госдуму 14 октября Владимиром Путиным, оказался совсем непохожим на чаплинскую инициативу. Он запрещает признавать экстремистскими материалами лишь содержание священных книг традиционных конфессий - Библии, Корана, Танаха и Ганджура - и цитаты из них. Что же до истории со слушаниями об оскорблении религиозных чувств верующих, то инициатива Чаплина последовала в условиях конфликта, связанного с погромом в Манеже. Нетрудно представить себе, что такие слушания превратились бы в мероприятие с участием Энтео и его симпатизантов, чего Общественная палата стремилась избежать с учетом резко негативной позиции музейного сообщества и значительной части интеллигенции в отношении погромщиков.

Но дело не только в этом. Одна из особенностей риторики Чаплина в последнее время – стремление делегитимировать российскую Конституцию 1993 года. По его словам,

У нас до сих пор пытаются говорить, что Конституция - это отражение консенсуса, что некоторые политические установки, информационные установки, культурные установки, все эти идеи открытого общества, приоритета самовыражения и так далее, что всё это плод консенсуса. Нет, нет. Этот консенсус принимался без нас, значит его нет, значит его отменяем. Всё, что принято без активного общественного участия православных людей, так же, как и традиционных мусульман - всё это нелегитимно.

Примечательно, что это высказывание было сделано в августе нынешнего года в Москве на малочисленном митинге православных радикалов, которые претендовали на выражение мнения верующих.

Критика в отношении Конституции 1993 года не является запретной для сторонников власти – с ней, например, активно выступает депутат Госдумы Евгений Федоров. Особое неприятие у них вызывают положения об идеологическом многообразии и приоритете международного права над национальным. Однако официальная государственная позиция на сегодняшний момент состоит в дистанцировании от подобных требований. Кроме того – и это, наверное, главное – государство не готово к тому, чтобы религиозные организации имели право вето на принятие решений, которые оно считает собственной прерогативой. Именно государство хочет решать, что легитимно, а что нет, а Чаплин, фактически, посягает на эту его роль.

Представляется, что и в сирийском вопросе заявление Чаплина, сделанное сразу после начала военной операции России, оказалось слишком неосторожным, хотя по своей сути оно полностью соответствовало официальной государственной позиции. Однако характеризуя антитеррористическую деятельность российского государства на Ближнем Востоке, он употребил выражение священная борьба, которое близко к «священной войне», вызывающей в исторической памяти арабов крестовые походы. В ответ сирийский епископ Илия (Туме), представляющий лояльный правительству Сирии Антиохийский патриархат, заявил: «Не может быть в христианстве никакой священной войны! Независимо от того, согласен кто-то с этим или нет».

Пример Всеволода Чаплина показывает, что и лоялист может заиграться – как в своей риторике, так и в аппаратных интригах. Патриархия стремится «центрироваться» - и эпатажные, на грани приличий (а то за их гранью) инвективы протоиерея уравновешиваются куда более умеренными высказываниями других видных церковных деятелей – председателя ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) и председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Пантелеимона (Шатова). В то же время «центрироваться» удается не всегда - скандальность протоиерея Чаплина влияют на образ церкви в среде интеллигенции, которая и без того испытывает разочарование из-за роста клерикализации и увеличивающихся конфликтов церкви с деятелями искусств. И создается впечатление, что Чаплин стремится не сгладить эти противоречия, а, напротив, обострить их, способствуя отторжению от церкви слишком «западнической», по его мнению, модернистской части российского общества.

Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий

Протоиерей Всеволод Чаплин - довольно заметная фигура в общественной и политической жизни Российской Федерации. Известный противоречивыми высказываниями и оценками, он создал себе репутацию конфликтного человека с трудным характером. Его суждения часто вызывают бурю критики, а призывы и требования удивляют как верующих, так и людей, далеких от религии.

Детство Всеволода

Несмотря на то, что семья будущего священника была далека от православия, он уже с подростковых лет понял, что хочет поступать в духовную семинарию.

Происхождение и рождение

Родился в Москве 31 марта 1968 года в семье известных советских интеллигентов, близких к миру науки.

Семья

Отец, Анатолий Федорович Чаплин - профессор-агностик, доктор технических наук, ученый в области теории и техники антенн. Приемный дед по матери, Всеволод Вениаминович Костин - внук К.Э. Циолковского, русского изобретателя, ученого в области аэро- и ракетодинамики.

Всеволод Чаплин, по его словам, воспитывался в «безрелигиозной семье». В подростковом возрасте он сам пришел к вере.

Не женат, детей нет.


Учеба в школе

По словам Чаплина, в школе он практически не занимался точными науками. Интерес не вызывала ни математика, ни физика. Подросток понимал, что данные дисциплины не понадобятся ему в жизни, а удовлетворительную отметку учителя все равно поставят. Уже школьником он намеревался поступить в духовную семинарию.

Юношеские годы и молодость

Учеба в семинарии, дружба с архиепископом Кириллом сыграли большую роль в становлении Чаплина как священника. Биография священнослужителя отличается стремительным продвижением по карьерной лестнице. Это сделало его заметной фигурой в Русской Православной Церкви.

Обучение в Духовной Семинарии

В 1985 году после окончания школы он начал работать в отделе экспедиции Издательского отдела Московского Патриархата. В 1990 году - окончил Московскую Духовную Семинарию, в которую поступил по рекомендации председателя отдела митрополита Питирима (Нечаева). Уже во время учебы был рукоположен архиепископом Кириллом в сан диакона (1991), а затем - и в сан священника (1992).

В 1994 году окончил Московскую духовную академию. Является кандидатом богословия. Тема его диссертации: «Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли».


Продвижение по карьерной лестнице

Благодаря способностям отца Всеволода, которые не оставались без внимания церковного начальства, его карьерный рост был довольно быстрым.

Всеволод Чаплин, строя свою карьеру, занимал много должностей, в том числе и руководящие посты:

  1. 1990—2009 - служба в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата: прошел путь от рядового сотрудника до заместителя председателя под руководством Смоленского архиепископа Кирилла.
  2. 1996—1997 - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.
  3. 1997—2001 - глава новообразованного секретариата Отдела внешних церковных сношений по взаимоотношениям Церкви и общества.


Зрелый возраст

С годами батюшка играл все большую роль в жизни общества. Преподавание, ведение программ на телевидении и радио сделали священника узнаваемым, известным в широких кругах.

Принятие протоиерейского сана

В сан протоиерея был возведен в 1999 году.

Дружба с будущим патриархом Кириллом помогла в продвижении по службе.

  1. 2001—2009 - заместитель главы ОВЦС митрополита Кирилла (курировал публикации, службу коммуникации, секретариаты общественных и межхристианских связей, занимался вопросами отношений Московской Патриархии и Ватикана).
  2. 2004 - член экспертного совета Комитета Государственной Думы по делам объединений и религиозных организаций.
  3. 2008 - заместитель главы на Всемирном русском народном соборе, глава новообразованного Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

Работа на радио и телевидении

Отец Всеволод в силу занимаемых им должностей вскоре стал медийной личностью.

В. Чаплин был ведущим нескольких программ:

  • «Земля и люди» (соведущий - Андрей Быстрицкий, телеканал «Мир»);
  • «Вечность и время» (телеканал «Спас»);
  • «Комментарий недели» (телеканал «Союз»);
  • «Время доверия» (радио «Русская служба новостей», «Комсомольская правда»);
  • «О главном» (радио «Радонеж», «Голос России»).

В видео - один из выпусков передачи «Комментарий недели», в котором протоиерей Всеволод Чаплин говорит об автомобильных трагедиях и санкционных продуктах.

Преподавание в университете

В должности доцента священнослужитель преподает в православном Свято-Тихоновском университете. Кроме того, он является членом Союза писателей России и Академии российской словесности.

Позиция и высказывания Чаплина

Его противоречивые оценки общественных явлений вызывают порой неоднозначную реакцию в обществе, нередко приводя к скандалам.


Посмотрите видео с речью протоиерея В. Чаплина о пенсионной реформе.

Отставка священника

К 2015 году отношения протоиерея Чаплина и Патриарха Кирилла начали ухудшаться. Споры разгорелись из-за проводимого диалога с властью.

По мнению Чаплина, РПЦ не должна заискивать перед правительством и общественностью, должна твердо отстаивать свою точку зрения. Батюшка также призвал коррумпированную политическую элиту уйти и дать дорогу верующим политическим и экономическим лидерам. В итоге в конце 2015 года Синодальный отдел по связям с общественностью закрыли, а Чаплин был снят с руководящего поста. Отставку священника и закрытие отдела объяснили оптимизацией неэффективно работающих отделов.

В 2016 году его также исключили из состава Межсоборного присутствия. Одной из причин отставки было несогласие Чаплина с позицией Патриарха Кирилла по Украине.

В феврале 2017 года вышла книга «Вера и жизнь», в которой священник Всеволод Чаплин описывал факты собственной биографии и внутреннее устройство РПЦ.

Каналу «Дождь» Чаплин рассказал собственную версию увольнения: «Полагаю, его Святейшество думает, что в Церкви должен звучать только его голос. Думаю, сейчас проводится попытка исключить в Церкви любые независимые голоса, любых людей, которые могут громко и самостоятельно высказываться. Но никто не отнимет у меня мой голос и мою позицию».


Видео о беседах с протоиереем

Видео беседы с отцом Всеволодом Чаплиным о власти и либерализме.