Бжрк ядерный призрак железных дорог. «Ядерные поезда» России отправляются в путь. «Скальпель» «Тополю» не помеха

В России готовится к финальному этапу испытаний новое ядерное оружие – боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин», создаваемый на основе его предшественника, БЖРК «Молодец» (SS-24 Scalpel), который стоял на боевом дежурстве с 1987 по 2005 год и был снят с вооружения по договоренности с США от 1993 года. Что вынудило Россию снова вернуться к созданию этого оружия?Когда в очередной раз в 2012 году американцы подтвердили развертывание своих объектов ПРО в Европе, президент России Владимир Путин довольно жестко сформулировал на это ответную позицию России. Он официально заявил, что создание американской ПРО фактически «обнуляет наш ракетно-ядерный потенциал», и объявил, что нашим ответом будет «развитие ударных ракетно-ядерных комплексов».Одним из таких комплексов стал БЖРК «Баргузин», что особенно не понравилось американским военным, вызвав их серьезное беспокойство, так как его принятие на вооружение делает практически бесполезным наличие ПРО США как таковой.Предшественник «Баргрузина» «Молодец» БЖРК до 2005 года уже стоял на вооружении РВСН. Головным его разработчиком в СССР было КБ «Южное» (Украина). Единственным производителем ракет – Павлоградский механический завод. Испытания БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО – SS-24 Scalpel) в железнодорожном варианте начались в феврале 1985 года и завершились к 1987 году. БЖРК выглядели как обычные железнодорожные составы из рефрижераторных, почтово-багажных и даже пассажирских вагонов.Внутри каждого состава находилось три пусковые установки с твердотопливными ракетами «Молодец», а также вся система их обеспечения с командным пунктом и боевыми расчетами. Первый БЖРК был поставлен на боевое дежурство в 1987 году в Костроме. В 1988 году было развернуто уже пять полков (всего 15 пусковых установок), а к 1991 году – три ракетные дивизии: под Костромой, Пермью и Красноярском – каждая состояла из четырех ракетных полков (всего 12 составов БЖРК).Каждый состав состоял из нескольких вагонов. Один вагон – командный пункт, три других – с открывающейся крышей – пусковые установки с ракетами. Причем запустить ракеты можно было как с запланированных стоянок, так и с любой точки маршрута. Для этого состав останавливался, специальным устройством в стороны отводилась контактная подвеска электропроводов, пусковой контейнер ставился в вертикальное положение, и ракета стартовала.
Комплексы стояли на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных укрытиях. В радиусе 1500 километров от мест их базирования вместе с железнодорожниками были проведены работы по укреплению полотна: уложены более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, насыпи завалены более плотной щебенкой.Отличить БЖРК от обычных товарных поездов, тысячами курсирующих по просторам России, было под силу лишь профессионалам (пусковые модули с ракетой имели по восемь колесных пар, остальные вагоны обеспечения – по четыре). За сутки состав мог пройти порядка 1200 километров. Время его боевого патрулирования составляло 21 день (благодаря запасам на борту он мог автономно работать до 28 суток).БЖРК придавалось большое значение, даже офицеры, служившие на этих поездах, имели звания выше, чем их коллеги на аналогичных должностях шахтных комплексов.
Советский БЖРК шок для Вашингтона Ракетчики рассказывают то ли легенду, то ли быль о том, что к созданию БЖРК наших конструкторов якобы подтолкнули сами же американцы. Говорят, однажды наша разведка получила информацию, что в США работают над созданием железнодорожного комплекса, который сможет передвигаться по подземным туннелям и в случае необходимости появляться из-под земли в определенных точках, чтобы неожиданно для противника пустить стратегическую ракету.К докладу разведчиков даже прилагались фотографии этого поезда. Видимо, эти данные произвели сильное впечатление на советское руководство, так как было сразу же решено создавать нечто подобное. Но наши инженеры подошли к этому вопросу более творчески. Они решили: зачем загонять поезда под землю? Можно пустить их по обычным железным дорогам, замаскировав под товарные составы. Это будет проще, дешевле и эффективнее.Позже, правда, выяснилось, что американцы провели специальные исследования, которые показали, что в их условиях БЖРК будут недостаточно эффективны. Нам же они просто подсунули дезинформацию, чтобы в очередной раз тряхнуть советский бюджет, вынудив нас, как им тогда казалось, к бесполезным тратам, а фото сделали с небольшого натурного макета.
Но к моменту, когда все это выяснилось, отрабатывать назад советским инженерам было уже поздно. Они, причем не только в чертежах, уже создали новое ядерное оружие с ракетой индивидуального наведения, дальностью десять тысяч километров с десятью боевыми блоками мощностью 0,43Мт и серьезным комплексом средств преодоления ПРО.В Вашингтоне такая новость вызвала настоящий шок. Еще бы! Как определишь, какой из «товарняков» уничтожать в случае ядерного удара? Если же палить по всем сразу – никаких ядерных боеголовок не хватит. Поэтому, чтобы отслеживать перемещение этих поездов, которые с легкостью ускользали из поля зрения систем слежения, американцам приходилось чуть ли не постоянно держать над Россией группировку из 18 спутников-шпионов, что обходилось им весьма дорого. Особенно если учесть, что разведслужбам США так и не удалось ни разу идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования.Поэтому, как только в начале 90-х политическая ситуация позволила, США тут же постарались избавиться от этой головной боли. Поначалу они добились от российских властей, чтобы БЖРК не катались по стране, а стояли на приколе. Это позволило им постоянно держать над Россией вместо 16– 18 спутников-шпионов всего три-четыре. А потом уговорили наших политиков окончательно уничтожить БЖРК. Те согласились официально под предлогом якобы «истечения гарантийных сроков их эксплуатации».
Как резали «Скальпели» Последний боевой состав был отправлен на переплавку в 2005 году. Очевидцы рассказывали, что, когда в ночных сумерках по рельсам застучали колеса вагонов и ядерный «поезд-призрак» с ракетами «Скальпель» отправился в последний путь, не выдержали даже самые крепкие мужики: слезы катились из глаз и седых конструкторов, и офицеров-ракетчиков. Они прощались с уникальным оружием, по многим боевым характеристикам превосходящим все, что имелось и даже планировалось принять в ближайшее время на вооружение.Все понимали, что это уникальное оружие в середине 90-х стало заложником политических договоренностей руководства страны с Вашингтоном. Причем небескорыстных. Видимо, поэтому каждый новый этап уничтожения БЖРК странным образом совпадал с очередным траншем кредита Международного валютного фонда.Отказ от БЖРК имел и ряд объективных причин. В частности, когда в 1991 году Москва и Киев «разбежались», это сразу же больно ударило по российской ядерной мощи. Почти все наши ядерные ракеты во времена СССР делались на Украине под руководством академиков Янгеля и Уткина. Из 20 типов, стоящих тогда на вооружении, 12 было спроектировано в Днепропетровске, в КБ «Южное», и выпущено там же, на заводе «Южмаш». БЖРК тоже делали в украинском Павлограде.
Но каждый раз договариваться с разработчиками из Незалежной о продлении их сроков службы или модернизации становилось все трудней. В результате всех этих обстоятельств нашим генералам приходилось с кислой миной рапортовать руководству страны, как «в соответствии с плановым сокращением РВСН снят с боевого дежурства еще один БЖРК».Но что делать: политики пообещали – военные вынуждены выполнять. При этом они прекрасно понимали: если резать и снимать по старости с боевого дежурства ракеты такими же темпами, как в конце 90-х, то всего через пять лет, вместо имеющихся 150 «Воевод» у нас не останется ни одной из этих тяжелых ракет. И тогда никакие легкие «Тополя» погоды уже не сделают – а на тот момент их вообще было всего порядка 40 штук. Для американской ПРО это пустяки.По этой причине, как только Ельцин освободил кремлевский кабинет, ряд людей из военного руководства страны по требованию ракетчиков стали доказывать новому президенту необходимость создания ядерного комплекса, аналогичного БЖРК. И когда стало окончательно ясно, что от планов создания своей ПРО США отказываться не собираются ни при каких условиях, работы по созданию этого комплекса реально начались.И вот теперь уже в самое ближайшее время Штаты снова получат свою прежнюю головную боль, теперь в виде БЖРК нового поколения под названием «Баргузин». Причем, как говорят ракетчики, это будут суперсовременные ракеты, в которых все недостатки, имеющиеся у «Скальпеля», устранены.
«Баргузин» главный козырь против ПРО США Главный из недостатков, который отмечали противники БЖРК, – это ускоренный износ железнодорожных путей, по которым он передвигался. Их приходилось часто ремонтировать, по поводу чего у военных с железнодорожниками возникали вечные споры. Причиной тому были тяжелые ракеты – весом в 105 тонн. Они не умещались в одном вагоне – их требовалось размещать в двух, усиливая на них колесные пары.Сегодня, когда вопросы прибыли и коммерции вышли на первый план, в РЖД наверняка не готовы, как это было раньше, ради обороны страны ущемлять свои интересы, а также нести расходы по ремонту полотна в случае, если будет принято решение, что по их дорогам снова должны курсировать БЖРК. Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла сегодня стать препятствием для окончательного решения к принятию их на вооружение.Однако теперь эта проблема снята. Дело в том, что в новых БЖРК тяжелых ракет уже не будет. Комплексы вооружают более легкими ракетами РС-24, которые используются в комплексах «Ярс», а потому вес вагона оказывается сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого состава.Правда, РС-24 имеют всего четыре боеголовки, а на старых ракетах их был десяток. Но тут надо учитывать, что сам «Баргузин» перевозит не три ракеты, как было раньше, а уже вдвое больше. Это, конечно, все равно – 24 против 30. Но не следует забывать, что «Ярсы» – практически самая современная разработка и вероятность преодоления ПРО у них гораздо выше, чем у их предшественников. Обновлена и система навигации: теперь не надо задавать заранее координаты целей, все можно будет менять оперативно.
За сутки такой передвижной комплекс может преодолевать до 1000 километров, курсируя по любым железнодорожным веткам страны, неотличимый от обычного состава с вагонами-рефрижераторами. Время «автономки» – месяц. Нет никаких сомнений, что новая группировка БЖРК станет куда более эффективным ответом на ПРО США, нежели даже развертывание у границ Европы наших оперативно-тактических ракет «Искандер», которых так боятся на Западе.Также не вызывает сомнений и то, что американцам идея с БЖРК явно не понравится (хотя теоретически их создание не нарушит последних российско-американских договоренностей). БЖРК в свое время составляли в РВСН основу группировки ответного удара, поскольку обладали повышенной живучестью и с большой вероятностью могли уцелеть после нанесения противником первого удара. США боялись его ничуть не меньше легендарной «Сатаны», так как БЖРК был реальным фактором неминуемого возмездия.До 2020 года запланировано принятие на вооружение пяти полков БЖРК «Баргузин» – это соответственно 120 боеголовок. Судя по всему, БЖРК станет самым сильным аргументом, фактически нашим главным козырем в споре с американцами относительно целесообразности развертывания глобальной системы ПРО.

Тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально созданный железнодорожный состав, в вагонах которого располагаются стратегические ракеты (в основном межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.

Наименование «Боевой железнодорожный ракетный комплекс», применяется также как имя собственное для советского ракетного комплекса 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ) , единственного БЖРК, доведённого до этапа принятия на вооружение и серийного выпуска. 15П961 «Молодец» стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 1994 год в количестве 12 единиц. Затем (к 2007 году) все комплексы были разобраны и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.

На железных дорогах СССР и России имел условное обозначение «поезд номер ноль».

Первые проработки по применению железнодорожного состава в качестве носителя стратегических ракет появились в 1960-х годах. Работы по данному направлению велись и в СССР, и в США.

История

В США

Впервые идея о железнодорожном базировании баллистических ракет была подробно рассмотрена в США в начале 1960-х. Появление твердотопливной МБР (межконтинентальная баллистическая ракета) «Минитмен», не нуждавшейся в предстартовой заправке, устойчивой (в отличие от ранних жидкотопливных ракет) к вибрации и тряске в движении, впервые сделало возможным пуски межконтинентальных баллистических ракет с перемещающейся платформы. Предполагалось, что поезда с ракетами будут регулярно передислоцироваться между предварительно просчитанными позициями - так как МБР того времени нуждались в точном определении координат места старта для работы своей инерциальной системы навигации - и, таким образом, будут практически неуязвимы для советского ракетного нападения.

Летом 1960 года в рамках теоретической проработки была проведена операция «Большая Звезда» (англ. Big Star), в рамках которой прототипы будущих железнодорожных пусковых комплексов передвигались по железным дорогам США. Целью учений была проверка мобильности комплексов, возможности их рассредоточения по использующимся железным дорогам. По итогам операции в 1961 был подготовлен проект и собран прототип железнодорожного состава, который мог нести пять ракет «Минитмен» на специально усиленных платформах.

Предполагалось, что первые мобильные «Минитмены» поступят на вооружение летом 1962 года. ВВС ВС США рассчитывали развернуть 30 поездов, несущих, общим счетом, 150 ракет. Однако, стоимость проекта оказалась слишком высокой. Шахтные пусковые комплексы для «Минитменов» были сочтены более эффективным решением - дешевым (в сравнении с шахтными установками предшествующих жидкостных МБР «Атлас» и «Титан») и защищенным от существующих советских МБР, имевших в то время крайне низкую точность. Летом 1961 проект был закрыт; созданные прототипы пусковых поездов применялись как транспортеры для доставки «Минитменов» с заводов к базам шахтного развертывания.

В 1986 году идея железнодорожного развертывания была принята для новой американской тяжелой МБР LGM-118A «Peacekeeper», также известной как MX. При проектировании этой тяжёлой МБР большое внимание уделялось именно её способности пережить внезапное советское ракетное нападение, направленное против ядерных сил ВС США. Было рассмотрено множество различных предложений по базированию MX, но в конечном результате было решено развернуть 50 ракет MX в обычных шахтах от МБР «Минитмен», а еще 50 - на специальных железнодорожных составах.

Каждый такой состав - обозначенный как «железнодорожный гарнизон с ракетами „Миротворец“» (англ. «Peacekeeper» Rail Garrison) - должен был бы нести две тяжёлые МБР с 10 боевыми блоками индивидуального наведения каждый. Таким образом, предполагалось развернуть 25 составов, которые, рассредоточенные по железнодорожной сети США и постоянно меняющие позицию, были бы практически неуязвимы для советского нападения.

В 1990 году прототипный поезд прошел испытания, но к этому времени Холодная война уже окончилась, и в 1991 году вся программа была свёрнута. В наше время ВВС ВС США не планирует разработки новых подобных железнодорожных комплексов или новых тяжёлых МБР.

В СССР/России

Приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23» был подписан 13 января 1969 года. Основным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». Ведущими конструкторами БЖРК стали академики братья Владимир и Алексей Уткины.

В. Ф. Уткин, специалист по твёрдотопливной тематике, создавал ракету-носитель. А. Ф. Уткин создавал стартовый комплекс, а также вагоны для поезда-ракетоносца. По замыслу создателей, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара. Единственное в СССР место производства ракет для БЖРК - Павлоградский механический завод (ПО «Южмаш»).

"Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были расположить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен передвигаться по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчётная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?"
- В. Ф. Уткин, генеральный конструктор КБ «Южное»

Лётные испытания ракет 15Ж61 комплекса РТ-23 УТТХ проходили в 1985-1987 гг. на космодроме «Плесецк» (НИИП-53), всего было осуществлено 32 пуска. Было произведено 18 выходов БЖРК по железным дорогам страны (пройдено более 400 тыс. километров). Испытания проходили в различных климатических зонах страны (от тундры до пустынь).

Каждый состав БЖРК принимал ракетный полк. В поезде, заступившем на боевое дежурство, находилось более 70 военнослужащих, включая несколько десятков офицеров. В кабинах локомотивов, на местах машинистов и их помощников находились только военные - офицеры и прапорщики.

Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года, а к середине 1988 года было развернуто пять полков (всего 15 пусковых установок, 4 в районе Костромы и 1 в Пермской области). Составы находились на расстоянии около четырёх километров друг от друга в стационарных сооружениях, а при заступлении на боевое дежурство составы рассредотачивались.

К 1991 году развёрнуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23УТТХ:

10-я гвардейская ракетная дивизия в Костромской области;
-52-я ракетная дивизия, дислоцировавшаяся в ЗАТО Звёздный (Пермский край);
-36-я ракетная дивизия, ЗАТО Кедровый (Красноярский край).
В каждой из дивизий имелось управление и по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения мероприятия по замене изношенного железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.

С 1991 года, после встречи лидеров СССР (Горбачёв) и Великобритании (Тэтчер), были введены ограничения на маршруты патрулирования БЖРК, они несли боевое дежурство в пункте постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. В феврале - марте 1994 один из БЖРК Костромской дивизии осуществлял выезд на железнодорожную сеть страны (БЖРК доехал как минимум до Сызрани).

Согласно договору СНВ-2 (1993 год), Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ до 2003 года. На время снятия с вооружения у России имелось три рд (Кострома, Пермь и Красноярск), всего 12 поездов с 36 пусковыми установками. Для утилизации «ракетных поездов» на Брянском ремонтном заводе РВСН была собрана специальная «разделочная» линия. Несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, на протяжении 2003 - 2007 годов были утилизированы (уничтожены) все поезда и пусковые установки, кроме двух демилитаризованных и установленных в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

В начале мая 2005 года, как официально объявил командующий РВСH генерал-полковник Hиколай Соловцов, БЖРК снят с боевого дежурства в РВСН. Командующий сообщил, что взамен БЖРК с 2006 года в войска начнёт поступать грунтовый подвижный ракетный комплекс «Тополь-М».

5 сентября 2009 года заместитель командующего РВСН генерал-лейтенант Владимир Гагарин заявил, что РВСН не исключают возможности возобновления применения боевых железнодорожных ракетных комплексов.

В декабре 2011 года командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев заявил о возможном возрождении в российской армии комплексов БЖРК.

23 апреля 2013 года заместитель министра обороны Ю. Борисов заявил о возобновлении Московским институтом теплотехники (разработчиком ракет «Булава», «Тополь» и «Ярс») опытно-конструкторских работ по созданию железнодорожных ракетных комплексов нового поколения.

В декабре 2013 года в прессе появилась информация о возрождении в России комплексов БЖРК на новой технологической базе в качестве ответной меры на программу «Мгновенного глобального удара США». Московский институт теплотехники (МИТ) в начале 2014 года закончит работу над эскизным проектом БЖРК. Новый комплекс БЖРК, вооружённый МБР с разделяющейся головной частью, спроектированной на базе «Ярса», будет замаскирован под стандартный вагон-рефрижератор, длина которого составляет 24 метра при длине ракеты 22,5 метра.

Новая модель БЖРК будет носить название «Баргузин».

Преимущества и недостатки

Официальными причинами снятия БЖРК с вооружения назывались устаревшая конструкция, высокая стоимость воссоздания производства комплексов в России и предпочтение подвижных установок на базе тягачей.

БЖРК обладал также следующими минусами:

Невозможность полной маскировки поезда из-за необычной конфигурации (в частности, трёх тепловозов), которая позволяла определять базирование комплекса при помощи современных средств спутниковой разведки. Долгое время американцы не могли засечь комплекс спутниками, и бывали случаи, когда даже опытные железнодорожники с 50 метров не различали состав, накрытый простой маскировочной сеткой.

Более низкая защищённость комплекса (в отличие от, например, шахт), который может быть опрокинут или разрушен ядерным взрывом в окрестностях. Для оценки воздействия воздушной ударной волны ядерного взрыва на вторую половину 1990 года был запланирован крупномасштабный эксперимент «Сдвиг» - имитация близкого ядерного взрыва путём подрыва 1000 тонн тротила (несколько ж/д эшелонов противотанковых мин ТМ-57 (100 тыс. шт.), вывезенных со складов Центральной группы войск в Восточной Германии, выложенных в виде усечённой пирамиды высотой 20 метров). Опыт «Сдвиг» был проведён на 53 НИИП МО (Плесецк) 27 февраля 1991 года, когда в результате взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м, уровень акустического давления в обитаемых отсеках БЖРК достигал болевого порога - 150 дБ, а пусковая установка БЖРК снялась с готовности, однако, после проведения режимов по приведению в необходимую степень готовности, ПУ смогла провести «сухой пуск» (имитация пуска с применением электромакета ракеты). То есть, командный пункт, ПУ и аппаратура ракеты остались работоспособны.

Износ железнодорожных путей, по которым передвигался столь тяжёлый комплекс.

Сторонники эксплуатации БЖРК, среди которых инженер команды пуска на первых испытаниях БЖРК, начальник группы военных представителей Министерства обороны СССР на ПО «Южмаш» Сергей Ганусов, отмечают уникальные боевые характеристики изделий, которые уверенно преодолевали зоны противоракетной обороны. Платформа разведения, как подтвердили лётные испытания, доставляла боевые блоки цельной или суммарной массой 4 тонны на расстояние 11 тыс. км. Одного изделия, содержащего 10 боеголовок мощностью около 500 килотонн, хватало, чтобы поразить целое европейское государство. В прессе отмечалась также высокая подвижность поездов, способных перемещаться по железнодорожной сети страны (что позволяло оперативно менять дислокацию стартовой позиции свыше 1000 километров в сутки), в отличие от тягачей, действующих в сравнительно небольшом радиусе вокруг базы (десятки км).

Расчёты, проводившиеся американскими специалистами, применительно к железнодорожному варианту базирования МБР «MX» для железнодорожной сети США, показывают, что при рассредоточении 25 составов (в два раза большее количество, чем имела на вооружении Россия) на участках железной дороги общей протяженностью 120 000 км (что намного больше протяжённости главного пути российских железных дорог) вероятность поражения состава составляет всего 10 % при применении для нападения 150 МБР типа «Воевода».

Боевой железнодорожный комплекс с ракетами «Ярс»

По сообщениям ряда СМИ, разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения в России прекращена и тема на ближайшую перспективу закрыта. При этом ссылаются только лишь на один источник – «Российскую газету», которой информацию сообщил некий источник из оборонно-промышленного комплекса. То есть, кроме данных из неназванного источника, на данный момент никакой реальной информации о прекращении работ над комплексом “Баргузин” нет. Заметим, Минобороны России данный вопрос никак не комментирует.

Но не так давно “Российская газета” со ссылкой на непонятный источник сообщила, что на Землю , а под угрозой находятся Самара, Казань и Нижний Новгород. В результате, ссылаясь на “Российскую газету” приготовиться к страшной и мучительной смерти жителям Казани, Самары и Нижнего Новгорода стали советовать многочисленные региональные СМИ…

Нехорошая история. Как-то больше верится министерству обороны РФ. Напомню, год назад, в декабре 2016 года, минобороны сообщило – бросковые испытания межконтинентальной баллистической ракеты для боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) прошли успешно. По официальному сообщению, пуск был осуществлен не собственно ракетой “Ярс”, а, как было уточнено, его малогабаритной моделью. Эти испытания явились этапом перед началом более серьезных работ по созданию комплекса. Они должны были подтвердить, что выбранный тип ракеты без проблем выходит из пусковой установки, расположенной на железнодорожной платформе.

Что же произошло за прошедший год? Действительно ли Россия сворачивает развертывание “ядерных поездов”?

Маловероятно. Скорее всего, боевой железнодорожный комплекс с ракетами «Ярс» переходит на, так сказать, подземно-тоннельный уровень . Тот самый, на который давно ушли, к примеру, разработки лазерного оружия.

Так что есть все основания поразмышлять именно в этом направлении…

Для чего России нужны БЖРК?

Нужны ли России “ядерные поезда”? Да, конечно.

Их создание в СССР стало вынужденной мерой после того, как в США основой ракетно-ядерной триады стали подводные ракетоносцы. По подводным лодкам оказалось невозможно нанести упреждающий удар, т.к. в океанских просторах они неуловимы, сами же они могли приближаться к нашей береговой линии вплотную, держать под прицелом основную территорию страны. Паритетно ответить СССР не мог.

За прошедшие десятилетия страны НАТО сумели покрыть моря и океаны сетью гидроакустических станций, отслеживающих перемещения наших субмарин. Конечно, советские подводники шли на разные ухищрения… Порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их совсем не ждали. Однако, проблемы глобальной скрытности это не решало.

Основой советских РВСН являлись шахтные пусковые установки. Понятно, они стали первоочередной целью для стратегических ракет стран НАТО. Между тем, самая протяженная в мире сеть железных дорог позволила СССР создать реально скрытные мобильные ракетно-ядерные комплексы . Внешне, особенно сверху, БЖРК ничем не отличались от вагонов-рефрижераторов. Правда, тянули такой состав два тепловоза – так ведь многие поезда тянут два локомотива… В общем, идентифицировать их средствами космической разведки оказалось очень трудно.

Боевые ракетные поезда легко терялись на необъятных просторах, могли уходить в многочисленные подземные тоннели – неиспользуемые или специального военного назначения. Так, только вдоль железнодорожной линии от Аши до Златоуста (Южный Урал) находятся более 40 тоннелей и подземных штолен, позволяющих укрыть любой железнодорожный состав от наблюдений из космоса… В случае необходимости поезд мог быть выдвинут из тоннеля и подготовлен к стрельбе за 3-5 минут. Если сигнал на ракетный пуск застигал поезд в пути, он экстренно тормозил, у вагонов выдвигались опоры, провода железнодорожной контактной сети раздвигались и производился залп!

У железнодорожников БЖРК получили литеру “поезд номер ноль”. Ракетные поезда “Молодец”, каждый из которых имел в своем составе три межконтинентальных баллистических ракеты, стояли на вооружение с 1987 года. Каждая ракета несла по 10 боеголовок. Они обладали уникальной точностью попадания в цель, за что и получили на Западе имя Scalpel .

К 1991 году было развернуто 3 ракетных дивизии, по 4 железнодорожных состава в каждой. Дислоцировались они в Костромской области, Красноярском и Пермском краях.

В соответствии с Договором СНВ-2 Россия к 2007 году все БЖРК, кроме двух, утилизировала. Хотя многие эксперты утверждали, что СНВ-2 этого вовсе не требовал. Конечно, уничтожение не имевших аналогов в мире комплексов не вызвало восторга среди военных. Но подтвердилась мудрость: нет худа без добра. Ракеты проектировались и выпускались на Украине, в Днепропетровске. Так что, если бы под давлением США Россия не ликвидировала свои БЖРК, их техобслуживание и продление ресурса в нынешних условиях стали бы невозможными.

Новое поколение БЖРК “Баргузин”

Работы над БЖРК под названием “Баргузин” в России начались в 2012 году, когда стало окончательно ясно, что Запад рассматривает нашу страну как главного противника. НАТО двинулось на Восток, в Европе стали разворачивать системы ПРО, а ракеты “Булава” для стратегических подводных лодок нового поколения на тот момент не оправдывали надежд – при залповом пуске в цель попадала лишь первая, остальные либо самоликвидировались, либо летели в “молоко”. Специалисты позже разобрались, в чем дело, и на данный момент проблема решена, но в 2012 году ситуация была неясной. Именно это активизировало работы по ракетным ядерным поездам.

К 2016 году, по заявлению Главкома РВСН Сергея Каракаева, проектирование нового БЖРК под условным названием “Баргузин” было завершено. По словам Каракаева, “Баргузин” будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит ему находиться в составе РВСН минимум до 2040 года. В конце 2017 года, по его словам, Верховному главнокомандующему РФ В.В. Путину должен быть представлен доклад о перспективах развертывания БЖРК нового поколения.

Разработку БЖРК вел Московский институт теплотехники, где создавались “Тополь”, “Ярс” и “Булава”. Надо думать, что выводы из неудач в создании ракеты морского базирования там сделали. Главное – ракеты стали легче. Это позволило убрать демаскирующие признаки – усиленные колесные пары и два тянущих тепловоза. Возможно, увеличилось общее число ракет на одном поезде. По сути, БЖРК стали сухопутной стратегической лодкой, поставленной на рельсы. Поезд может быть полностью автономен в течение месяца. Все вагоны герметичны, защищены от стрелкового оружия и поражающих факторов атомного взрыва.

Как ранее сообщалось, железнодорожный ракетный комплекс «Баргузин» будет оснащен МБР РС-24 «Ярс». Были названы сроки принятия комплекса на вооружение.

«У нас есть современная ракета , достаточно малогабаритная, чтобы разместить ее в обычном вагоне литерного поезда, и вместе с тем имеющая мощное боевое оснащение. Поэтому пока создавать для «Баргузина» другие ракеты не планируется»,

– сообщал источник из ВПК. Он отметил, что главное сейчас – за три-четыре года создать на новой технологической основе сам железнодорожный комплекс и успешно испытать его с «Ярсом».

По данным источника, первый «Баргузин» может быть поставлен на боевое дежурство в начале 2018 года. «Если все будет идти штатно, по графику, то при должном финансировании «Баргузин» может быть принят на вооружение на рубеже 2019-2020 годов», – добавил источник. Ранее другой источник сообщил, что один состав боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» сможет нести шесть межконтинентальных баллистических ракет и будет приравниваться к полку.

Главком РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев рассказал о различных аспектах работы и развития своего рода войск, а также затронул тему перспективных проектов.

Стратегический “поезд №0” должен стать дейсвительно невидим для технической разведки

БЖРК «Баргузин» должен объединить в себе самые передовые достижения отечественной науки и техники. С. Каракаев отметил, что комплекс «Баргузин» воплотит в себе положительный опыт разработки и эксплуатации предыдущей системы этого класса – БЖРК 15П961 «Молодец». Создание нового железнодорожного ракетного комплекса позволит в полном объеме восстановить состав ударной группировки ракетных войск стратегического назначения. Таким образом, в состав последней будут входить шахтные, грунтовые и железнодорожные ракетные комплексы.

Разработку проекта «Баргузин» ведет Московский институт теплотехники (МИТ) и в Удмуртии, где планируется производство ракетного комплекса. За последние десятилетия эта организация создала несколько типов ракетных комплексов различного назначения. Так, РВСН эксплуатируют разработанные в МИТ ракеты «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс», а новейшие подлодки проекта 955 «Борей» несут ракеты «Булава».

БЖРК «Баргузин» по своим характеристикам будет превосходить систему «Молодец», однако будет иметь большое сходство с базовой. Главком РВСН отмечал, что стартовый вес новой ракеты не должен превышать 47 тонн, а габариты должны соответствовать размерам стандартных железнодорожных вагонов. Сравнительно малый вес ракеты является важной особенностью нового БЖРК, отличающей его от «Молодца» и дающей преимущество перед ним. Ракеты 15Ж62 весили более 100 тонн, из-за чего вагон с пусковой установкой оснащался специальным оборудованием для распределения нагрузки на соседние вагоны.

Такая конструкция агрегатов комплекса позволяла довести нагрузку на пути до приемлемых значений. Использование значительно более легкой ракеты позволит обойтись без сложных систем, соединяющих вагоны и перераспределяющих нагрузку. По общей архитектуре и внешнему виду новый БЖРК «Баргузин» будет весьма похож на комплекс «Молодец». Ввиду необходимости маскировки ракетный комплекс должен выглядеть, как обычный железнодорожный состав с пассажирскими и грузовыми вагонами, внутри которых будет размещаться все необходимое оборудование.

Ракетный комплекс «Баргузин» должен включать несколько локомотивов, несколько вагонов для размещения экипажа и специального оборудования, а также специальные вагоны с пусковыми установками ракет.

Пусковые установки БЖРК «Молодец» были замаскированы под вагоны-рефрижераторы. Вероятно, «Баргузин» получит схожие агрегаты. Так как основной элемент комплекса – ракета – разрабатывается на базе изделия «Ярс», по своим возможностям железнодорожный комплекс будет примерно равен грунтовому «Ярсу». Известные характеристики ракеты РС-24 «Ярс» позволяют примерно представить, какой будет ракета БЖРК «Баргузин».

Изделие «Ярс» имеет три ступени, общая длина – около 23 м. Стартовый вес – 45-49 т. Максимальная дальность пуска достигает 11 тыс км.

Подробная информация о боевом оснащении отсутствует. Согласно различным источникам, ракета РС-24 несет разделяющуюся головную часть с 3-4 боевыми блоками индивидуального наведения. Ракета «Ярс» может использоваться как с шахтными, так и с мобильными пусковыми установками. Как и существующие подвижные грунтовые ракетные комплексы, железнодорожные системы имеют высокую мобильность. Однако использование существующей железнодорожной сети обеспечивает им гораздо большую стратегическую мобильность, поскольку состав с ракетами при необходимости может быть переброшен в любой район. С учетом размеров страны такая возможность увеличивает и без того немалый радиус действия ракет.

Так будет ли ракетный поезд? Во-первых, он уже есть и различные модификации испытаны. Во-вторых, если поезд создается невидимым, то и делать это следует скрытно – тогда все получится. Ведь раньше именно так все и получалось…

2019-09-02T10:43:05+05:00 Alex Zarubin Анализ - прогноз Защита Отечества Люди, факты, мнения анализ,армия,ВКС,вооруженные силы,оборона,Россия Ракетный поезд "Баргузин" Боевой железнодорожный комплекс с ракетами «Ярс» По сообщениям ряда СМИ, разработка боевых железнодорожных комплексов (БЖРК) нового поколения в России прекращена и тема на ближайшую перспективу закрыта. При этом ссылаются только лишь на один источник - «Российскую газету», которой информацию сообщил некий источник из оборонно-промышленного комплекса. То есть, кроме данных... Alex Zarubin Alex Zarubin [email protected] Author Посреди России

В России готовится к финальному этапу испытаний новое ядерное оружие – боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин», создаваемый на основе его предшественника, БЖРК «Молодец» (SS-24 Scalpel), который стоял на боевом дежурстве с 1987 по 2005 год и был снят с вооружения по договоренности с США от 1993 года. Что вынудило Россию снова вернуться к созданию этого оружия?

Когда в очередной раз в 2012 году американцы подтвердили развертывание своих объектов ПРО в Европе, президент России Владимир Путин довольно жестко сформулировал на это ответную позицию России. Он официально заявил, что создание американской ПРО фактически «обнуляет наш ракетно-ядерный потенциал», и объявил, что нашим ответом будет «развитие ударных ракетно-ядерных комплексов».

Одним из таких комплексов стал БЖРК «Баргузин», что особенно не понравилось американским военным, вызвав их серьезное беспокойство, так как его принятие на вооружение делает практически бесполезным наличие ПРО США как таковой.

Предшественник «Баргрузина» «Молодец»

БЖРК до 2005 года уже стоял на вооружении РВСН. Головным его разработчиком в СССР было КБ «Южное» (Украина). Единственным производителем ракет – Павлоградский механический завод. Испытания БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО – SS-24 Scalpel) в железнодорожном варианте начались в феврале 1985 года и завершились к 1987 году. БЖРК выглядели как обычные железнодорожные составы из рефрижераторных, почтово-багажных и даже пассажирских вагонов.

Внутри каждого состава находилось три пусковые установки с твердотопливными ракетами «Молодец», а также вся система их обеспечения с командным пунктом и боевыми расчетами. Первый БЖРК был поставлен на боевое дежурство в 1987 году в Костроме. В 1988 году было развернуто уже пять полков (всего 15 пусковых установок), а к 1991 году – три ракетные дивизии: под Костромой, Пермью и Красноярском – каждая состояла из четырех ракетных полков (всего 12 составов БЖРК).

Каждый состав состоял из нескольких вагонов. Один вагон – командный пункт, три других – с открывающейся крышей – пусковые установки с ракетами. Причем запустить ракеты можно было как с запланированных стоянок, так и с любой точки маршрута. Для этого состав останавливался, специальным устройством в стороны отводилась контактная подвеска электропроводов, пусковой контейнер ставился в вертикальное положение, и ракета стартовала.

Комплексы стояли на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных укрытиях. В радиусе 1500 километров от мест их базирования вместе с железнодорожниками были проведены работы по укреплению полотна: уложены более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, насыпи завалены более плотной щебенкой.

Отличить БЖРК от обычных товарных поездов, тысячами курсирующих по просторам России, было под силу лишь профессионалам (пусковые модули с ракетой имели по восемь колесных пар, остальные вагоны обеспечения – по четыре). За сутки состав мог пройти порядка 1200 километров. Время его боевого патрулирования составляло 21 день (благодаря запасам на борту он мог автономно работать до 28 суток).

БЖРК придавалось большое значение, даже офицеры, служившие на этих поездах, имели звания выше, чем их коллеги на аналогичных должностях шахтных комплексов.

Советский БЖРК – шок для Вашингтона

Ракетчики рассказывают то ли легенду, то ли быль о том, что к созданию БЖРК наших конструкторов якобы подтолкнули сами же американцы. Говорят, однажды наша разведка получила информацию, что в США работают над созданием железнодорожного комплекса, который сможет передвигаться по подземным туннелям и в случае необходимости появляться из-под земли в определенных точках, чтобы неожиданно для противника пустить стратегическую ракету.

К докладу разведчиков даже прилагались фотографии этого поезда. Видимо, эти данные произвели сильное впечатление на советское руководство, так как было сразу же решено создавать нечто подобное. Но наши инженеры подошли к этому вопросу более творчески. Они решили: зачем загонять поезда под землю? Можно пустить их по обычным железным дорогам, замаскировав под товарные составы. Это будет проще, дешевле и эффективнее.

Позже, правда, выяснилось, что американцы провели специальные исследования, которые показали, что в их условиях БЖРК будут недостаточно эффективны. Нам же они просто подсунули дезинформацию, чтобы в очередной раз тряхнуть советский бюджет, вынудив нас, как им тогда казалось, к бесполезным тратам, а фото сделали с небольшого натурного макета.

Но к моменту, когда все это выяснилось, отрабатывать назад советским инженерам было уже поздно. Они, причем не только в чертежах, уже создали новое ядерное оружие с ракетой индивидуального наведения, дальностью десять тысяч километров с десятью боевыми блоками мощностью 0,43Мт и серьезным комплексом средств преодоления ПРО.

В Вашингтоне такая новость вызвала настоящий шок. Еще бы! Как определишь, какой из «товарняков» уничтожать в случае ядерного удара? Если же палить по всем сразу – никаких ядерных боеголовок не хватит. Поэтому, чтобы отслеживать перемещение этих поездов, которые с легкостью ускользали из поля зрения систем слежения, американцам приходилось чуть ли не постоянно держать над Россией группировку из 18 спутников-шпионов, что обходилось им весьма дорого. Особенно если учесть, что разведслужбам США так и не удалось ни разу идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования.

Поэтому, как только в начале 90-х политическая ситуация позволила, США тут же постарались избавиться от этой головной боли. Поначалу они добились от российских властей, чтобы БЖРК не катались по стране, а стояли на приколе. Это позволило им постоянно держать над Россией вместо 16–18 спутников-шпионов всего три-четыре. А потом уговорили наших политиков окончательно уничтожить БЖРК. Те согласились официально под предлогом якобы «истечения гарантийных сроков их эксплуатации».

Как резали «Скальпели»

Последний боевой состав был отправлен на переплавку в 2005 году. Очевидцы рассказывали, что, когда в ночных сумерках по рельсам застучали колеса вагонов и ядерный «поезд-призрак» с ракетами «Скальпель» отправился в последний путь, не выдержали даже самые крепкие мужики: слезы катились из глаз и седых конструкторов, и офицеров-ракетчиков. Они прощались с уникальным оружием, по многим боевым характеристикам превосходящим все, что имелось и даже планировалось принять в ближайшее время на вооружение.

Все понимали, что это уникальное оружие в середине 90-х стало заложником политических договоренностей руководства страны с Вашингтоном. Причем небескорыстных. Видимо, поэтому каждый новый этап уничтожения БЖРК странным образом совпадал с очередным траншем кредита Международного валютного фонда.

Отказ от БЖРК имел и ряд объективных причин. В частности, когда в 1991 году Москва и Киев «разбежались», это сразу же больно ударило по российской ядерной мощи. Почти все наши ядерные ракеты во времена СССР делались на Украине под руководством академиков Янгеля и Уткина. Из 20 типов, стоящих тогда на вооружении, 12 было спроектировано в Днепропетровске, в КБ «Южное», и выпущено там же, на заводе «Южмаш». БЖРК тоже делали в украинском Павлограде.

Но каждый раз договариваться с разработчиками из Незалежной о продлении их сроков службы или модернизации становилось все трудней. В результате всех этих обстоятельств нашим генералам приходилось с кислой миной рапортовать руководству страны, как «в соответствии с плановым сокращением РВСН снят с боевого дежурства еще один БЖРК».

Но что делать: политики пообещали – военные вынуждены выполнять. При этом они прекрасно понимали: если резать и снимать по старости с боевого дежурства ракеты такими же темпами, как в конце 90-х, то всего через пять лет, вместо имеющихся 150 «Воевод» у нас не останется ни одной из этих тяжелых ракет. И тогда никакие легкие «Тополя» погоды уже не сделают – а на тот момент их вообще было всего порядка 40 штук. Для американской ПРО это пустяки.

По этой причине, как только Ельцин освободил кремлевский кабинет, ряд людей из военного руководства страны по требованию ракетчиков стали доказывать новому президенту необходимость создания ядерного комплекса, аналогичного БЖРК. И когда стало окончательно ясно, что от планов создания своей ПРО США отказываться не собираются ни при каких условиях, работы по созданию этого комплекса реально начались.

И вот теперь уже в самое ближайшее время Штаты снова получат свою прежнюю головную боль, теперь в виде БЖРК нового поколения под названием «Баргузин». Причем, как говорят ракетчики, это будут суперсовременные ракеты, в которых все недостатки, имеющиеся у «Скальпеля», устранены.

«Баргузин» – главный козырь против ПРО США

Главный из недостатков, который отмечали противники БЖРК, – это ускоренный износ железнодорожных путей, по которым он передвигался. Их приходилось часто ремонтировать, по поводу чего у военных с железнодорожниками возникали вечные споры. Причиной тому были тяжелые ракеты – весом в 105 тонн. Они не умещались в одном вагоне – их требовалось размещать в двух, усиливая на них колесные пары.

Сегодня, когда вопросы прибыли и коммерции вышли на первый план, в РЖД наверняка не готовы, как это было раньше, ради обороны страны ущемлять свои интересы, а также нести расходы по ремонту полотна в случае, если будет принято решение, что по их дорогам снова должны курсировать БЖРК. Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла сегодня стать препятствием для окончательного решения к принятию их на вооружение.

Однако теперь эта проблема снята. Дело в том, что в новых БЖРК тяжелых ракет уже не будет. Комплексы вооружают более легкими ракетами РС-24, которые используются в комплексах «Ярс», а потому вес вагона оказывается сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого состава.

Правда, РС-24 имеют всего четыре боеголовки, а на старых ракетах их был десяток. Но тут надо учитывать, что сам «Баргузин» перевозит не три ракеты, как было раньше, а уже вдвое больше. Это, конечно, все равно – 24 против 30. Но не следует забывать, что «Ярсы» – практически самая современная разработка и вероятность преодоления ПРО у них гораздо выше, чем у их предшественников. Обновлена и система навигации: теперь не надо задавать заранее координаты целей, все можно будет менять оперативно.

За сутки такой передвижной комплекс может преодолевать до 1000 километров, курсируя по любым железнодорожным веткам страны, неотличимый от обычного состава с вагонами-рефрижераторами. Время «автономки» – месяц. Нет никаких сомнений, что новая группировка БЖРК станет куда более эффективным ответом на ПРО США, нежели даже развертывание у границ Европы наших оперативно-тактических ракет «Искандер», которых так боятся на Западе.

Также не вызывает сомнений и то, что американцам идея с БЖРК явно не понравится (хотя теоретически их создание не нарушит последних российско-американских договоренностей). БЖРК в свое время составляли в РВСН основу группировки ответного удара, поскольку обладали повышенной живучестью и с большой вероятностью могли уцелеть после нанесения противником первого удара. США боялись его ничуть не меньше легендарной «Сатаны», так как БЖРК был реальным фактором неминуемого возмездия.

До 2020 года запланировано принятие на вооружение пяти полков БЖРК «Баргузин» – это соответственно 120 боеголовок. Судя по всему, БЖРК станет самым сильным аргументом, фактически нашим главным козырем в споре с американцами относительно целесообразности развертывания глобальной системы ПРО.

Некогда поезда с ядерными ракетами были самым страшным оружием Страны Советов, за ними следила специальная группировка из 12 американских спутников, но все усилия были тщетны.

После развала СССР это уникальное оружие было постепенно уничтожено. И вот на днях стало известно, что Россия возрождает ракетные поезда, но уже на новом технологическом уровне. Проект получил название "Баргузин", а вооружать новые БЖРК будут ракетами, близкими по конструкции к ракетам комплексов "Ярс". Ранее сообщалось, что новый ракетный поезд будет создан до 2020 года.

42.TUT.BY проследил короткую историю одного из самых грозных образцов оружия СССР.
АТОМНЫЕ ПРИЗРАКИ

Атомные поезда создавались как оружие возмездия, они должны были удерживать вероятного противника от соблазна нажать красную кнопку, а если это произошло, то нанести ответный удар. Внешне отличить эти вагоны от обычных не мог даже опытный железнодорожник с 50 метров, а подойти ближе никому из гражданских не удавалось. За день поезд БЖРК (Боевой железнодорожный ракетный комплекс) мог преодолеть расстояние свыше 1000 км.



Через оживленные города ракетный поезд проходил только ночью, на станции его встречали только несколько сотрудников КГБ, которые тоже не знали, куда направляется состав. Внешне вагоны ракетного поезда были похожи на обычные вагоны-рефрижераторы, отличить их неспециалисту было очень сложно. Даже случайно оказавшись рядом, можно было легко принять ракетный состав за обычный. Поэтому такие поезда назывались "призраками" и стали адекватным ответом на размещение США ядерных ракет "Першинг" в Германии.


"СКАЛЬПЕЛЬ" МОЩНОСТЬЮ В 900 ХИРОСИМ
Каждый поезд нес по три специальных варианта ракеты РТ-23, получившие индекс 15Ж61 или РТ-23 УТТХ "Молодец". Габариты ракеты поражали: диаметр 2,4 метра, высота 22,6 метра, а вес более 100 тонн. Дальность стрельбы составляла 10 100 км, кроме 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения каждая ракета несла комплекс преодоления противоракетной обороны противника.

Суммарная мощность залпа одного состава была в 900 выше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму. Неудивительно, что ракетный поезд стал угрозой номер один для НАТО, где получил обозначение SS-24 Scalpel. Хотя скальпель точный хирургический инструмент, а отклонение "Молодца" от цели составляло порядка полукилометра, с его мощностью это было не так важно.

Даже упав в 500 метрах от цели, боеголовка "скальпеля" была способна уничтожить такую защищенную цель, как шахтная пусковая установка, об остальных и говорить не стоит.


ТАНЦУЮЩАЯ РАКЕТА ДЛЯ АТОМНОГО ЛОКОМОТИВА
При создании БЖРК конструкторам пришлось столкнуться со множеством проблем. Первая из которых – вес вагона с ракетой, который мог запросто повредить железнодорожное полотно. Поэтому, чтобы распределить вес равномерно был создан специальный трехвагонный сцеп. Также это помогало сохранить рельсы от разрушения при старте ракеты, когда нагрузка резко возрастала.

Второй проблемой был сам старт ракеты – запускать прямо из вагона было невозможно, поэтому было применено простое, но эффективное решение. Ракета стартовала по минометному на 20-30 м, затем, находясь в воздухе, ракета отклонялась с помощью порохового ускорителя, и только потом включался маршевый двигатель.

Необходимость столь сложных маневров, которые военные назвали "танцем", продиктована не только заботой о вагоне-носителе, но и железнодорожном полотне: без такого старта ракета легко сметет всю щебенку на добрую сотню метров вокруг.

Третьей проблемой стала необходимость вписать ракету по габаритам в вагон-рефрижератор. Ее решили также просто, сделав обтекатель изменяемой геометрии. В момент выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера происходил наддув: металлический гофрированный обтекатель принимал определенную форму под действием порохового заряда (его еще называют "пороховой аккумулятор давления").
ТРИ МИНУТЫ ДО АПОКАЛИПСИСА

С момента получения команды на запуск до старта ракеты проходит порядка трех минут. Все делается в автоматическом режиме, а личному составу даже не требуется покидать вагоны.

Запускать ракеты можно было абсолютно из любой точки железнодорожной сети или сразу из трех, причем одним поездом! Для этого в составе имелось три тепловоза, которые при необходимости могли отвезти три пусковых вагона в три разные точки. После пуска состав можно было быстро укрыть в одном из тоннелей. Такой мобильный и скрытный состав засечь было практически невозможно.

Управление происходило из командного модуля, обладавшего повышенной стойкостью к электромагнитному импульсу. Также специально для вагона управления были созданы антенны спецсвязи, которые обеспечивали устойчивый прием сигналов через радиопрозрачные крыши вагонов.


УНИЧТОЖИТЬ ЛЮБЫМИ ПУТЯМИ
С момента появления БЖРД американцы и их союзники пытались найти способ их гарантированного уничтожения. Если с шахтной установкой все просто: пуск ракеты засекается со спутника, затем неподвижная цель легко уничтожается, то с ядерными поездами все сложно. Такой состав, если ориентироваться по электромагнитному излучению, движется по какому-то радиусу, покрывая площадь порядка 1-1,5 тыс км. Чтобы гарантированно уничтожить поезд, нужно накрыть всю эту площадь ядерными ракетами, что физически очень сложно.

Тем более, что проведенный эксперимент с кодовым названием "Сдвиг" показал отличную устойчивость БЖРК к воздействию воздушной ударной волны. Для этого было взорвано несколько ж/д эшелонов с противотанковыми минами ТМ-57 (100 000 шт.). После взрыва образовалась воронка диаметром 80 и глубиной 10 м. Находившийся на некотором удалении ядерный поезд накрыла ударная волна, в обитаемых отсеках уровень акустического давления достиг болевого порога 150 Дб. Тем не менее локомотив серьезно не пострадал, и после определенных мер по приведению в боевую готовность был успешно имитирован пуск ракеты.

Понятное дело, что американцы не сидели сложа руки: была разработана секретная операция по выявлению советских ракетных поездов. Для этого под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой. Но ничего не вышло – советская контрразведка вскрыла контейнер сразу же после ухода поезда из Владивостока.

Впрочем, после развала СССР ситуация коренным образом изменилась и американцы смогли покончить с советской угрозой. Пришедший к власти Борис Ельцин по указанию из Вашингтона запретил выезд на дежурство "Скальпелей", а также обязался распилить на металл все 12 ракетных поездов.

Кроме того, по указанию Ельцина были запрещены все работы по созданию подобных систем. Кстати, в это же время были ликвидированы – залиты бетоном – большинство пусковых шахт для мощнейших на тот момент ракет Р-36М, которые в НАТО получили обозначение SS-18 Mod.1,2,3 Satan.