Международные отношения на рубеже XX–XXI веков. ООН. Социально-экономическая и политическая ситуация на рубеже XX-XXI веков. Россия на рубеже XX – XXI веков: социальная революция или внесистемная трансформация

Текущая страница: 1 (всего у книги 31 страниц) [доступный отрывок для чтения: 18 страниц]

Г. П. Черников, Д. А. Черникова
Европа на рубеже XX–XXI веков

Предисловие

В истории человечества Европа всегда имела огромное значение. В конце XIX в. в одном из фундаментальных сочинений русской историко-социальной литературы, книге «Россия и Европа», Н. Я. Данилевский отмечал «громадные результаты исторической жизни Европы». Народы Европы, по его словам, не только основали могущественные государства, распространившие свою власть на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения граждан и между собой, и с государством. Это дает основание назвать европейский «культурно-исторический тип… двуосновным с преимущественно научным и промышленным характером культуры в тесном смысле этого слова».1
Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. СПб, 1999. С. 46–47.

Но положение в мире быстро менялось. Уже в 1900 г. США, бывшие в начале XIX в. отсталой аграрной страной, выдвинулись на 1-е место в мире по уровню развития промышленного производства. Такому ускоренному продвижению США на господствующие экономические позиции способствовали итоги Первой мировой войны (1914–1918), а Вторая мировая война (1939–1945) окончательно обеспечила первенство США, которые, благодаря быстрому развитию своей экономики, превратились в ведущую мировую державу.

Беспрецедентный по продолжительности и размерам экономический подъем имел место в США в конце XX – начале XXI в.: доля США в мировом ВВП достигла почти трети (в 2000 г. – 30,4 %). Но события 11 сентября 2001 г. положили начало новому этапу в политическом развитии всего мира. Ликвидация последствий теракта в Нью-Йорке продемонстрировала мощь «одинокой сверхдержавы», как стали называть свою страну граждане США. Одновременно эти трагические события показали слабость позиций других развитых стран, острейшую необходимость для них укрепления своего экономического, научно-технического и военно-политического потенциалов. И прежде всего это касается Европы, которая долгое время считалась вторым «центром» современного мира. Активную деятельность руководителей Евросоюза последнего времени журналисты охарактеризовали очень образно: «Европа жаждет независимости». Речь идет о создании Объединенной Европы, играющей главенствующую роль в мировой экономике и политике. Ее возникновение, быть может, явится наиболее важным событием XXI в.

Задача данного пособия – раскрыть процесс консолидации экономики стран Европы как составной части глобализации экономики и политики, показать его сложный характер, а также рассказать, какую важную роль призвана играть Россия в судьбе объединяющейся Европы. Для углубления анализа проблем мирового хозяйства последовательно рассматриваются европейские экономические модели, современная постиндустриальная экономика стран Европы, особенности ее динамики, эволюция роли Евросоюза в международных экономических отношениях. В частности, говорится о противоречиях между развитыми странами Европы и ведущей заокеанской державой – США.

Учитывая далеко продвинувшийся процесс создания Объединенной Европы, в книге подробно характеризуются национальные экономики основных европейских стран. При этом отмечаются не только достижения, но и противоречивые тенденции и возможные перспективы.

Большое внимание уделено рассмотрению социально-экономических и политических связей стран Западной Европы, Китая, Индии и России. Анализируются новые направления в их отношениях, делаются предположения о характере будущего сотрудничества между Россией и Объединенной Европой и той роли, которую может сыграть российско-европейский союз в развитии современного мира.

Книга написана на основе анализа зарубежной и отечественной научной литературы, публикаций в периодической печати, статистических материалов. Она подготовлена на базе лекций по экономике стран Европы, которые профессор Г. П. Черников в течение ряда лет читает в Московском государственном институте (университете) международных отношений, Московском государственном институте коммерции и других учебных заведениях.

Г. Черников.

I раздел
Формирование Европейского союза. Социально-экономические основы объединения

Глава 1
Причины объединения стран Европы

В декабре 2002 г. на саммите Евросоюза (ЕС) в Копенгагене было принято решение о приеме в ЕС в 2004 г. 10 новых членов. Завершение процесса объединения европейских стран в 2010 г. будет означать решительный шаг вперед к созданию «супергосударства». Валовый внутренний продукт (ВВП) 25 государств – членов ЕС превысит 10 трлн долл. А численность населения в ЕС возрастет приблизительно до 454 млн человек (в 2002 г. – 452,2 млн человек). Существенно увеличится весь ресурсный потенциал стран ЕС.

Но главное – Объединенная Европа станет инструментом политической централизации. Логика расширения Евросоюза – это политическая логика, т. е. для ЕС важны политические последствия расширения. Многие лидеры европейских стран сегодня признают, что Европу необходимо превратить в сверхдержаву, которая была бы способна отстаивать свои интересы на мировой арене.

Объективной основой для объединения европейских государств выступает процесс глобализации – экономической и политической интернационализации мира. «Расширение Европы – это необходимость в глобализующемся мире, – говорил один из руководителей Евросоюза Р. Проди, – и, конечно, оно дает нам огромные политические преимущества. Единственный способ противостоять США и бурно развивающемуся Китаю, а также усилить свое мировое влияние – это образовать сильную объединенную Европу».2
Le Figaro magazine. 2002. 21 septembre. P. 44.

Судя по всему, уже в первые десятилетия XXI в. России придется иметь дело не просто с группировкой европейских стран, по силе равной США и Китаю и превосходящей Японию, но со своего рода Соединенными Штатами Европы. В настоящее время Евросоюз уже вплотную подошел к преобразованию в глубоко интегрированное объединение государств с общей наднациональной системой управления, политикой, обороной, валютой и единым экономическим и социальным пространством.3
См. Европа. Вчера, сегодня, завтра. М, 2002 С. 10.

Чтобы понять причины создания такого объединения, необходимо рассмотреть объективные его основы, изменения, происходящие в мировой политике, особенности исторического прошлого и современных международных отношений стран Европы Определяющее значение имеет также состояние природных, демографических и финансовых ресурсов этих стран.

Глобализация. Основные формы ее проявления

Интернационализация хозяйственной деятельности развивалась на всех этапах формирования мировой экономики, составляя ее основу. Но в течение последних десятилетий под влиянием научно-технической революции и ряда других факторов интернационализация жизни приобретает новое качество, которое и назвали глобализацией.

Итак, глобализация – это качественно новый уровень интернационализации всех сторон жизни современного общества производства, обмена товарами, экономических, социально-политических и культурных отношений и т. д. При этом речь идет не только о широте охвата явлений, но и о качественных изменениях.

Понятие глобализации вошло в научный оборот в начале 80-х годов XX в и определяло прежде всего масштабность всех происходящих в мировой цивилизации социально-экономических изменений. В 1983 г американский ученый Р. Робертсон впервые использовал термин «глобализация» в названии одной из своих статей, а в 1992 г он одним из первых изложил концепцию глобализации.

В последние годы в России и за рубежом опубликован ряд монографий, статей и т. п. по проблемам глобализации Большое внимание в них уделено раскрытию предпосылок для развития глобализации производственных (новые технологии, информативная революция), организационных (развитие новых субъектов мирового хозяйства), экономических (широкое распространение подетальной специализации, качественные сдвиги в эволюции международных финансовых рынков) и др. В исследованиях, как правило, подчеркивается, что в этом процессе достигается такой уровень интернационализации экономики, при котором можно констатировать становление глобально интегрированной экономики.

Наиболее важными формами проявления глобализации сегодня выступают:

1) развитие мирового производства;

2) интернационализация мирового обмена, в том числе торговли и финансовых потоков;

3) углубление международного разделения труда;

4) развитие новых связей между странами и их группировками, важнейшие из которых носят интеграционный характер.

Еще в середине XIX в. в мире преобладало местное производство, когда свыше 90 % использовавшихся на предприятиях сырых материалов, топлива и полуфабрикатов привозилось из соседних районов, удаленных от места потребления не более чем на 150–200 км. А сегодня производство имеет международные масштабы. Только на 63 тыс. транснациональных предприятий, а также на 690 тыс. их филиалов и других предприятиях, связанных с транснациональными корпорациями (ТНК), активы превышают 10–11 трлн долл., что составляет 33 % валового мирового продукта.

Деятельность транснациональных корпораций постоянно расширяется. В каждой отрасли хозяйства сегодня существует всего несколько компаний, способных удовлетворить подавляющую часть потребностей населения земного шара в товарах и услугах. Они концентрируют 33 % производственных фондов частного сектора в мире и около 40 % общего объема производства развитых стран. Как отмечалось в докладе Комиссии ООН по ТНК еще в 1994 г., «международное производство стало главной структурной характеристикой мировой экономики».

В 2000 г. в докладе Французского института международных отношений о положении мировой экономической системы и стратегии подчеркивалось, что рост глобализации обусловливает все большее значение международного экономического сотрудничества.

Показателем растущей глобализации экономики служит также активность в сфере международной торговли. По приблизительной оценке, в середине XIX в. объем мирового товарооборота составлял примерно 15 млрд долл. (по курсу доллара на начало 90-х годов XX в.). По данным ООН, в 1993 г. он достиг 7 Зб8 795 млн долл. А в начале XXI в. мировой товарооборот превысил 14 трлн долл. (это почти в 1000 раз выше показателей середины XIX в.).

Увеличение роли международной торговли отражается на росте экспортной квоты, т. е. на отношении стоимости экспорта к объему ВВП. По отношению к мировому ВВП этот показатель изменился с 10,9 % в 1970 г. до 14,0 % в 1990 г. (в развитых странах – с 12,3 % до 17,8 %) и сегодня составляет 20–25 %.

В настоящее время достигнут такой уровень международного разделения труда, что практически не осталось страны, хозяйственная жизнь которой была бы изолирована от внешнего мира, а экономические процессы ограничились бы пределами национального государства. Внешняя торговля из относительно изолированного сектора экономики, компенсирующего импортом нехватку отдельных видов ресурсов и товаров, превратилась в необходимый элемент хозяйственной жизни. Нередко она оказывает влияние на все основные хозяйственные процессы, включая динамику производства, ускорение технического развития и повышение экономической эффективности.

Сегодня вывоз капитала несколько сократился по сравнению с зарубежными капиталовложениями в начале XX в., но темпы роста этого процесса резко увеличились. Это ярко иллюстрирует динамика прямых инвестиций: к концу 1985 г. накопленная их сумма составляла 712,5 млрд долл., а в начале XXI в. – около 4,5 трлн долл.

Основными экспортерами и импортерами капиталов являются наиболее крупные развитые страны. Иностранный капитал стал важной составной частью экономики многих государств. Доля предприятий, контролируемых иностранным капиталом, в общем объеме производства обрабатывающей промышленности в Канаде, Австралии и ЮАР превышает 33 %, а в ведущих западноевропейских странах составляет 21–28 %. Даже в США (при их гигантском внутреннем рынке) уже к середине 80-х годов XX в. иностранные компании контролировали не менее 10 % промышленного производства страны, а в настоящее время их доля, очевидно, составляет 13–14 %.

Каждая крупная развитая страна имеет за границей как бы «вторую экономику». На заводах, принадлежащих американским компаниям за пределами США, работают более б млн человек, на предприятиях, контролируемых германским капиталом, – 3 млн человек, французским – более 2,4 млн человек.

По мнению западных экспертов, глобализация экономики наиболее интенсивно развивается в сфере финансовых отношений. Сегодня уже говорят о «финансьеризации мирового экономического обмена», о «финансах как основе глобализации капитала».

Финансовая глобализация проявляется в гигантском росте международных финансовых потоков, бурном развитии рынков и финансовых инструментов. По данным базельского Банка международных расчетов, общий объем международных кредитов, выданных банками развитых стран, уже давно составляет примерно 33 % их активов и 50 % биржевой капитализации.

Другим показателем может служить объем покупки-продажи валюты. Ежедневно лишь в 26 основных мировых центрах таких операций совершается на 1,7 трлн долл. Заключаемые в ходе операций сделки в 60 раз превышают объем финансовых операций, связанных с международной торговлей товарами и услугами.

Наряду с традиционными финансовыми рынками, функционирующими под контролем национальных государственных органов, появляются еврорынки – международные рынки, где действует только закон спроса и предложения. Объем операций с еврооблигациями и евроакциями на этих рынках превышает многие триллионы долларов.

Самым заметным явлением последних десятилетий называют использование рынка деривативов, т. е. вторичных ценных бумаг. Объем операций только с двумя видами деривативов – фьючерсами и опционами – за 1990–1995 гг. вырос с 5,7трлн долл. до нескольких десятков триллионов долларов. Общий размер эмитированных деривативов превышает 100 трлн долл., а их оборот – квадриллион долларов.

Объективное развитие международных экономических связей приводит к росту объединительных, интеграционных процессов. Интеграцию называют высшей формой интернационализации производства и обмена. Теоретически все это так, поскольку интеграция предполагает создание вместо нескольких прежде независимых экономических агентов их экономического союза, вплоть до возникновения единого образования. Но на практике положение значительно сложнее. Процесс интеграции проходит разные этапы. Однако до полного объединения участников союза дело пока не доходило ни разу.

История знает примеры попыток осуществления интеграции с помощью насилия. Речь идет о войнах. В ходе Второй мировой войны фашистская Германия стремилась не только овладеть ресурсами европейских стран, но и поработить их народы, навязать миру «новый порядок». Силы антигитлеровской коалиции воспрепятствовали реализации этих планов.

Сегодня интеграция (а существует уже несколько десятков экономических объединений) имеет главным образом региональный характер: от создания разных форм торговых союзов, от объединений в рамках отдельных секторов и отраслей – к формированию регионального экономического союза. Наибольшее развитие экономическая интеграция получила в Западной, Центральной и Восточной Европе.

Исходным моментом создания Европейского союза принято считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана от 9 мая 1950 г., предложившего ввести общее руководство всей добычей угля и производством стали Франции и ФРГ. В результате в 1951 г. был подписан и в июле 1952 г. вступил в силу парижский «Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)». В объединение вошли б государств: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция и Италия. В 1957 г. был подписан римский «Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом)». В 19б7 г. произошло слияние всех региональных организаций, и с 1 января 1994 г. на основе Маастрихтского договора (1992) ЕЭС стало называться Европейским союзом.

Интеграционный процесс идет в двух направлениях – вширь и вглубь. Так, уже в 1973 г. в Европейское экономическое сообщество вошли Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. – Греция, в 1986 г. – Испания и Португалия, в 1995 г. – Финляндия, Австрия и Швеция, в мае 2004 г. – Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Мальта и Кипр. Сегодня в состав ЕС входят 25 стран.

Развитие интеграции вглубь можно проследить на примере изменения хозяйственного взаимодействия стран – участниц Евросоюза:

Первый этап (1951–1952) является своего рода вступлением;

Центральное событие второго этапа (конец 50-х – начало 70-х годов XX в.) – создание зоны свободной торговли. Затем был создан таможенный союз. Крупным завоеванием стало решение проводить единую сельскохозяйственную политику, что позволило установить единство рынка и систему защиты сельского хозяйства стран-союзниц от конкурентов из других стран;

На третьем этапе (первая половина 70-х годов) сферой регулирования стали валютные отношения;

Четвертый этап (с середины 70-х до начала 90-х годов) характеризуется созданием однородного экономического пространства на основе принципов «четырех свобод» (свободное обращение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы);

На пятом этапе (с начала 90-х годов XX в. до настоящего времени) началось формирование экономического, валютного и политического союза (введение единого гражданства ЕС наряду с национальным, единой валюты и банковской системы и др.). Подготовлен проект Конституции Евросоюза, которая должна быть утверждена на референдумах всех стран – членов ЕС.

Создание Евросоюза было обусловлено рядом причин, прежде всего тем, что именно в Западной Европе после окончания Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между глобальным характером современной экономики и узкими национально-государственными границами ее функционирования, что выражалось в интенсивной регионализации и транснационализации именно этого региона.

Кроме того, вплоть до начала 90-х годов XX в. стремление западноевропейских стран к объединению объяснялось острой конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная политическая причина интеграции состояла в стремлении стран Западной Европы преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность военного противостояния на континенте в будущем.

К тому же страны Западной Европы в большей мере и раньше, чем страны других регионов, были подготовлены к тесному экономическому сотрудничеству друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков, сходство их экономических структур, территориальная и социокультурная близость – все это способствовало развитию интеграционных тенденций. Одновременно страны Западной Европы усилением торговых связей и иных форм взаимозависимости пытались компенсировать потерю богатых колониальных владений.

Сближение экономик европейских стран на базе связей между их компаниями и рынками преследовало также цель использовать эффект от интеграции для усиления позиций Европы в конкурентной борьбе с другими центрами мировой экономики. При этом самым важным было стремление западноевропейских стран укрепить свои позиции на мировом рынке перед лицом самого мощного конкурента – Соединенных Штатов Америки.

Однако надо иметь в виду, что в последние годы экономическое развитие Евросоюза шло весьма противоречиво. Сравнение ЕС с двумя другими мировыми олигополиями – США и Японией – показывает сближение их темпов развития. Это происходит прежде всего за счет резкого снижения экономического роста Японии. В то же время наметилась тенденция к определенному ослаблению позиций ЕС по отношению к США. Очевидно, с этим и связаны попытки руководства ЕС усилить роль европейских стран в мировой экономике, противопоставить доллару и долларизации единую европейскую валюту и эффективно действующий экономический и валютный союз.

Экспансия США и необходимость противостоять «Одинокой сверхдержаве»

В последние годы заокеанская пресса все чаще стала называть Соединенные Штаты Америки «одинокой сверхдержавой». При этом имеется в виду не только распад СССР – другой сверхдержавы мира, но и усиление мощи самих США, что привело к формированию новых отношений между странами.

Уже с конца XIX в. США стали лидером в мировой экономике. Но особенно большие изменения в экономическом развитии страны произошли в конце XX – начале XXI в. В специальном выпуске «Мир в 2000 году» британского журнала «The Economist» утверждалось: «Соединенные Штаты Америки с шумом и грохотом несутся вперед. В начале 2000 г. они поставят новый рекорд самого долгого непрерывного развития экономики». И действительно поставили: удельный вес США в мировом ВВП увеличился с 20 % в начале 90-х годов XX в. до 30,4 % в 2000 г.

Соединенные Штаты Америки превратились в крупнейшую торговую державу мира. За 1960–2000 гг. их объем международного товарооборота вырос в 57 раз. На долю США сейчас приходится примерно половина мировых заемных средств. Накопленные зарубежные прямые американские инвестиции достигают 25 % мировых. Их общий объем превышает инвестиции Великобритании и Японии, вместе взятые.

В современных условиях США стали обладать самым крупным в мире научно-техническим потенциалом. Здесь расходуется половина всех средств стран мира на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Здесь же сосредоточено 75 % банков данных, имеющихся в развитых странах. Доля США в мировом производстве наукоемкой продукции превышает 36 %.

Сильной стороной американской экономики является наличие высококвалифицированных кадров. Образование ниже среднего имеют лишь около 11 % взрослых американцев.

В 90-е годы XX в. в США резко ускорилось развитие новейших технологий. Компьютеризация охватила все сферы хозяйства. В настоящее время примерно половина компьютеров мира работает в США. Примерно 75 % американских семей владеют компьютерами, причем многие имеют выход в Интернет.

Экономические и научно-технические достижения послужили основой для разностороннего укрепления военно-политического потенциала США. Здесь постоянно осуществляется модернизация вооруженных сил, в основе которой лежит совершенствование современного оружия. Возникают качественно новые виды боевой техники, разрабатываются новые способы ее применения. В настоящее время, как считают военные специалисты, внедрение новейших технологий идет невиданными ранее темпами.

Резкое усиление экономической, научно-технической и военной мощи США приводит к изменениям в направлении политической деятельности американской элиты. Приход к власти (дважды!) Дж. Буша-младшего – яркий тому пример.

В США говорят о триумфе республиканской концепции односторонности. Во внешней политике это означает проявление максимальной свободы в отношениях с союзниками, потенциальными партнерами и противниками. Отсюда – неприятие любых формализованных договоренностей, опора на собственные возможности, что позволяет обеспечить оперативность реализации военных и внешнеполитических решений.

Однако подобное поведение наталкивается на сопротивление других участников международных экономических и политических отношений – прежде всего ряда стран Европы. Международную деятельность руководителей этих стран довольно точно отражает лозунг: «Европа жаждет независимости». С одной стороны, речь идет о стремлении усилить позиции Евросоюза в мировой экономике, опираясь на научные достижения и новейшие технологии, развивая передовые отрасли. С другой стороны, есть желание укрепить военно-стратегический потенциал и политические позиции ЕС в современном мире.

Главное направление деятельности Евросоюза – научно-техническое развитие. В 1981–1995 гг. в странах Западной Европы имел место значительный рост расходов на научные исследования и разработки. Так, в ФРГ, Франции, Великобритании и Италии эти расходы увеличились в среднем в 1,4 раза (в США – в 1,6 раза).

В 2002 г. Евросоюз принял новые планы научно-технического развития. Предполагается, что к 2010 г. Европа должна создать лучшую экономику в мире, основанную на научном знании, и тем самым по уровню развития не только догнать, но и перегнать США и Японию. По замыслу Европейской комиссии, «научная экономика» ЕС в скором будущем станет наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Составной частью общих планов развития Евросоюза является 6-я рамочная программа (РП-б) – план финансирования проектов научно-технического развития, рассчитанный на период 2002–2006 гг. Бюджет программы огромный – 17,5 млрд евро. РП-б преследует несколько основных целей: обеспечить концентрацию и интеграцию науки в странах Европы, создать структуры европейского научного пространства и т. д.

К исследовательским приоритетам Евросоюза были отнесены:

Генетика;

Биотехнологии для здравоохранения;

Методы борьбы с основными тяжелыми заболеваниями;

Нанотехнологии;

Разработка «интеллектуальных» многофункциональных материалов;

Новые устройства и производственные процессы;

Аэронавтика и космос;

Устойчивое развитие современного мира;

Экосистемы;

Информационные технологии;

Ряд специальных и организационных тем (например, политика и международное сотрудничество в области технологий и научная кооперация).

К 2006 г. европейское «научное пространство» как структура, связывающая научные центры по всей Европе, должно сложиться в основных чертах. На его основе к 2010 г. Евросоюз создаст «научную экономику». К этому времени отчисления на науку должны достичь 3 % общего ВВП Евросоюза. Сейчас ЕС тратит на науку 1,94 % своего ВВП (Япония – 2,98 %, США – 2,7 %).

Компьютеризация всех экономических и организационных процессов – важнейшее направление развития Евросоюза. На первых порах в сфере компьютеризации страны Европы существенно отставали от США, но положение быстро выравнивается: уже в 2001 г. затраты на информационные технологии и телекоммуникационные услуги в странах ЕС достигли 378 млрд долл. (в США – 550 млрд долл.), что свидетельствует об огромных усилиях, предпринимаемых членами ЕС для преодоления отставания от США.

Весьма показательна динамика использования парка компьютеров. Только в 2002 г. в крупнейших европейских странах (Германия, Франция, Великобритания, Италия и Испания) к Интернету подключилось 12,7 млн новых пользователей (в США за то же время количество активных пользователей не изменилось). Наметившийся в Евросоюзе рост компьютерного парка продолжается. Особенно быстро этот процесс развивается в «малых» странах – членах ЕС, где степень интернетизации экономики особенно высока.

Примерно то же можно сказать и о развитии электронной коммерции. Удельный вес коммерции США в общем объеме электронной коммерции мира сокращается (с 62 % в 1999 г. до 48 % в 2001 г.). Темпы роста гигантов электронной коммерции Великобритании, Франции и Германии превышают 70 % в год (европейские специалисты характеризуют современное положение очень образно: «Флирт Европы с Интернетом только начинается»).

Развитие биотехнологий в странах Евросоюза сегодня, безусловно, важная сфера научно-технического и общеэкономического прогресса. Уровень развития биотехнологий все больше определяет степень эффективности экономики того или иного государства.

Один из результатов развития биотехнологий – появление и широкое распространение генетически модифицированных продуктов (ГМ-продукты). Сегодня ГМ-культуры занимают более 50 млн га мировых посевных площадей. В их производстве лидируют США около 70 % сои и хлопчатника и более 30 % зерновых.

Но биотехнологии – очень рискованный бизнес. В мире существует немало противников применения генной инженерии в различных областях, прежде всего в сельском хозяйстве. ГМ-продукты, по их мнению, могут принести человечеству больше вреда, чем пользы. Такая точка зрения долго господствовала в Европе. С одной стороны, европейские страны продолжают импортировать генетически модифицированную сою из Аргентины и США, с другой – в Европе растут ряды протестующих против использования «пищи Франкенштейна». Это привело к введению в 2000 г. моратория на выдачу разрешений на использование ГМ-культур и продуктов из них.

Однако летом 2002 г. произошло событие, которое охарактеризовали как начало очередной «зеленой революции»: Евросоюз решил не продлевать мораторий на использование ГМ-культур и объявил развитие биотехнологий одним из приоритетов для сохранения конкурентоспособности продукции европейского сельского хозяйства. Осенью 2002 г. представители крупнейших мировых биотехнологических компаний и основных природоохранных неправительственных организаций, в том числе из стран Евросоюза, на встрече, организованной Всемирным банком, заключили важное соглашение о сотрудничестве. Его цель – в ближайшие десятилетия решить проблемы мирового сельского хозяйства, используя для этого все достижения современных биотехнологий.

Причины такого «поворота» следует искать в сфере политики и экономики. Евросоюз – один из основных конкурентов США на сельскохозяйственном рынке. Биотехнологии – эффективный путь к расширению экспорта, в частности зерновых, мяса и молока, а также важное средство для усиления позиций ЕС в развивающихся странах.

В конце 2002 г. и в течение 2003 г. наибольшее значение приобрело декларируемое рядом руководителей Евросоюза стремление к укреплению военно-политического потенциала ЕС, созданию общего оборонного комплекса. Объединению способствует рост военных расходов в странах ЕС, модернизация военно-промышленного комплекса (ВПК) европейских стран. Разворачивается технологическое соревнование вооружений между США и странами ЕС. В некоторых сферах европейский ВПК не уступает по уровню развития американскому, а по суммарным показателям даже превосходит его.

В ряде стран Западной Европы осуществляются военные реформы. Например, во Франции реформа (она началась в конце 1996 г и должна завершиться к 2015 г) предусматривает коренную реорганизацию всех вооруженных сил и пересмотр военной доктрины, в результате чего особый упор будет сделан на создание возможности провести интервенционистскую акцию в любой точке нашей планеты.

Франция и Германия, активно стремящиеся к углублению европейской интеграции, считают своей важной задачей создание объединенной оборонной индустрии, способной обеспечить независимую от США военную политику. Кроме того, они хотят эффективно конкурировать с американцами на рынке высокотехнологичной продукции.

Еще в 1999 г на саммите Евросоюза в Хельсинки была разработана единая концепция сил быстрого реагирования. В специальном «Каталоге сил», утвержденном в 2000 г странами ЕС (за исключением Дании, которая отказалась участвовать в общеевропейской армии), состав новой структуры был определен в 100 тыс. человек, 400 боевых самолетов и 100 кораблей.

В августе 1999 г. обострилась ситуация на Северном Кавказе – чеченские боевики вторглись в горные районы Дагестана. Возникла опасность расширения очага международного терроризма. В Москве, Волгодонске и Дагестане террористы взорвали жилые дома – погибли сотни людей. В этой обстановке возглавивший в августе 1999 г. Российское правительство В. В. Путин начал антитеррористическую операцию. Российские войска вытеснили боевиков из Дагестана и разгромили военные силы сепаратистов на территории Чечни. Постепенно, несмотря на диверсионные действия сепаратистов, в Чечне стала налаживаться мирная жизнь. Действуют вновь созданные республиканские и местные органы власти, возобновили работу школы, возвращаются беженцы, государство помогает населению восстановить разрушенные дома. В 2003 г. В Чечне были проведены выборы президента республики.
31 декабря 1999 г. Б. Н. Ельцин объявил о досрочном сложении с себя полномочий президента и назначении В. В. Путина исполняющим обязанности президента России. В соответствии с конституцией через три месяца состоялись президентские выборы. Получив почти 58% голосов, В. В. Путин стал новым главой государства. Председателем правительства был назначен М. М. Касьянов.
После выборов в Думу в декабре 1999 г. Изменилась расстановка политических сил. Наибольшего успеха на них достиг центристский избирательный блок «Единство». В дальнейшем в результате слияния «Единства» с другим общественным объединением «Отечество – вся Россия» образовалась сильная центристская организация «Единая Россия», создавшая ведущую фракцию в Государственной Думе. Позднее «Единая Россия» была преобразована в политическую партию. Еще накануне выборов ряд партий и организаций объединились в «Союз правых сил» (СПС), который вместе с партией «Яблоко» представлял в Думе либералов. Левый фланг политических сил по-прежнему возглавила КПРФ.
Новому президенту, правительству и депутатам Федерального Собрания достался в наследство целый ряд проблем в сферах:
экономической – внешний долг, требующий погашения, низкий уровень инвестиций, криминализация промышленной и торговой деятельности и т.д.;
финансовой – незначительный золотовалютный резервный фонд, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов;
федеративных отношений – этнократические тенденции в национальных республиках, несогласованность их конституций с Конституцией РФ, своеволие региональных властей и т.д.;
административно-управленческой – влияние олигархов и лоббистов на принятие решений разными органами власти, разбухший и малоэффективный чиновничий аппарат, коррупция и т.д.;
социальной – низкий уровень жизни значительной части населения, маленькие пенсии, безработица, демографический спад и т.д.;
военной – армия старого образца, износ и устаревание военной техники, необеспеченность офицерства жильем и т.д.
В течение первого года своего президентства В. В. Путин предпринял ряд мер по укреплению вертикали власти. К ним относятся: изменение порядка формирования Совета Федерации (в нем стали заседать не губернаторы, а представители местных органов власти), создание из губернаторов Государственного совета – совещательного органа при президенте, образование на территории России семи административных округов, в которые вошли как области и края, так и национально-государственные образования. Конституции республик были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Ослабло влияние олигархических кругов на власть.
Улучшилось экономическое положение страны. Промышленный спад сменился устойчивым приростом производства. На прилавках магазинов отечественные товары, особенно продовольственные, начали вытеснять импорт. Повысился сбор зерна (особенно высокий урожай был в 2001 г.), возросло производство сельхозпродуктов.
Благодаря понижению ставки налогообложения уменьшилось число случаев уклонения от налогов, что благоприятно сказалось на их сборе. Впервые после «перестройки» начал формироваться бездефицитный бюджет, увеличился золотовалютный резервный фонд. Были приняты решения о повышении размеров минимального уровня зарплаты.
Произошли существенные изменения в социальной политике, направленные главным образом на улучшение положения малообеспеченных слоев населения. Повысились пенсии, началось проведение пенсионной реформы. Большое внимание уделяется проблемам жилично-коммунального хозяйства. Происходят перемены в системе образования, продиктованные требованиями научно-технического прогресса.
Как показывают данные социологических опросов, жители России в целом положительно относятся к политике правительства. Многих привлекают демократические ценности, открытость общества, возможность свободы выбора, рыночное изобилие и, наконец, надежда на экономический подъем и улучшение качества жизни в будущем.
«Новый курс» внутренней политики, проводимой президентом, привел к уменьшению социальной напряженности и обретению людьми веры в будущее России.

В период второго срока президентских полномочий Б.Н. Ельцина укрепились демократические начала в государстве и обществе, сложилась рыночная экономика. В то же время не удалось преодолеть негативных последствий поспешного реформаторства. В 2000 год страна вступила с новым президентом – В.В. Путиным. Ему удалось укрепить «вертикаль» государственной власти, добиться консолидации российского общества. В стране наметилась тенденция экономического роста.

В конце 1980-х годов, как и в целом в СССР, в Белоруссии формируется национальное движение, которое сначала ставило перед собой цель расширения прав республик, а затем — выхода из Советского Союза. В октябре 1988 года возник Белорусский народный фронт (БНФ), официальный учредительный конгресс которого прошёл в июне 1989 года. По итогам республиканских выборов, состоявшихся в марте 1990 года, коммунистическая партия Белоруссии хотя и сохранила власть, но ситуация в республике существенно изменилась.

Лидер компартии Н. И. Дементей был избран председателем Верховного Совета лишь во втором туре голосования. Для этого компартии пришлось пойти на сотрудничество с оппозицией на основе «предложения Дементея» от 12 июня 1990 года об обеспечении реального политического и экономического суверенитета и восстановлении независимости Белоруссии. 27 июля 1990 года Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. Республика принимала активное участие в переговорах по подготовке нового союзного договора в 1990 и 1991 годов 25 августа 1991 года — после провала путча в Москве — была провозглашена независимость Белоруссии. 19 сентября 1991 года БССР была переименована в Республику Беларусь.

8 декабря 1991 года Белоруссия была одной из трёх республик, которые как государства — учредители СССР (1922 год) заявили о его роспуске и об учреждении Содружества Независимых Государств (СНГ).

15 марта 1994 года Верховный Совет принял конституцию Республики Беларусь, по которой она объявлена унитарным демократическим социальным правовым государством.

В июле 1994 года состоялись выборы первого президента Республики Беларусь. Победу на них одержал А. Лукашенко. В 1996 году он инициировал проведение референдума по изменению конституции с целью существенного расширения полномочий президента и продления срока его полномочий. Депутаты Верховного Совета, избранные в 1995 году, начали процедуру импичмента президента. Российская делегация во главе с председателем Совета Федерации Федерального Собрания РФ Е. С. Строевым выступила в роли посредника в урегулировании политического кризиса. Было подписано соглашение, в соответствии с которым депутаты отказывались от продолжения процедуры импичмента вплоть до подведения итогов референдума, результаты которого, согласно решению Конституционного суда, должны были иметь консультативный характер.

Референдум состоялся 24 ноября 1996 года. Ссылаясь на его результаты, Лукашенко нарушил достигнутую при посредничестве России договорённость. До конца 1996 года он сформировал новый парламент — Национальное собрание. Первый состав его нижней палаты он назначил сам из числа лояльных ему депутатов Верховного Совета, избранных в 1995 году. Первый срок полномочий Лукашенко был продлён до 7 лет, то есть до 2001 года. В 2001 году Лукашенко вновь был избран президентом страны.

С самого начала своего президентства Лукашенко начал массированное давление на негосударственные СМИ и политическую оппозицию. С завершением формирования властной «вертикали» в конце 1990-х годов оппозиция была окончательно вытеснена из органов государственной власти. Лица, занимающиеся оппозиционной деятельностью, лишились возможности поступить на государственную службу.

17 октября 2004 года и 28 сентября 2008 года состоялись очередные парламентские выборы. В обоих случаях ни один из кандидатов от оппозиции не был избран в парламент. В 2004 году одновременно с парламентскими выборами по инициативе Лукашенко состоялся референдум, на котором было отменено положение конституции, не позволявшее одному и тому же лицу занимать пост президента страны более двух сроков подряд.

19 марта 2006 года состоялись третьи выборы президента Республики Беларусь, победителем которых вновь был объявлен А. Лукашенко.

С распадом СССР, Югославии, Чехословакии число суверенных государств значительно возросло. Причем процесс образования новых государств вряд ли завершен, тенденция к самоопределению народов проступает все более явственно, что грозит целостности многих государств.

Вопрос о роли ООН как гаранта мирового порядка всё чаще в международных отношениях ставится под сомнение. В 1990-е годы ООН предприняла несколько крупных миротворческих акций. Под эгидой ООН была проведена операция "Буря в пустыне". Ирак, совершивший неприкрытую агрессию против соседнего Кувейта, был в начале 1991 года разгромлен силами, состоящими в основном из американских войск. В 1993 г. американцы под эгидой ООН вмешались в гражданскую войну в Сомали и ввели туда свои войска. Агрессия НАТО против суверенной Югославии в 1999 г. серьезно подорвала роль ООН как гаранта мира.

Со второй половины 90-х гг. XX в. основными проблемами на пути укрепления международной безопасности становятся расширение военно-политического блока НАТО на восток, включение в него новых членов из бывших социалистических стран Восточной Европы, развертывание системы ПРО вдоль западной границы России. Происходит новая поляризация международного сообщества, усиливается военно-политическая конфронтация между Россией и рядом ведущих мировых держав (прежде всего, США).

Среди проблем, которые предстоит решить мировому сообществу, первоочередными являются также те, которые связаны с необходимостью погасить очаги имеющихся конфликтов. Все большую озабоченность мирового сообщества вызывают конфликты в бывших республиках СССР - Грузии, Молдове, армяно-азербайджанские столкновения из-за Нагорного Карабаха. Сpeди них наиболее опасным является межэтнический и межконфессиональный конфликт в бывшей Югославии. Другая проблема - поддержание режима нераспространения ядерного оружия. Помимо пяти признанных ядерных держав (США, Россия, Англия, Франция и Китай), сейчас ядерные амбиции имеют еще ряд стран - Индия, Пакистан, Израиль, Северная Корея. К этому списку, возможно, вскоре присоединится Иран.

После террористического акта в США 11 сентября 2001 г. силы НАТО оккупировали Афганистан для борьбы с радикальным мусульманским движением Талибан. В Афганистане был установлен лояльный коалиционным силам режим Хамида Карзая. Несмотря на то, что война длится уже более 10 лет, силам НАТО не удалось разгромить движение Талибан, опирающееся на организацию пуштунских племен. Афганистан в настоящее время является главным производителем наркотиков в мире.

В 2003 г. США с целью поиска оружия массового поражения, не получив санкции ООН, вместе с союзниками вторглись в Ирак и свергли режим Саддама Хусейна. Европа в вопросе поддержки американской агрессии в Ираке раскололась. Военную интервенцию поддержали Великобритания, Италия, Испании и восточноевропейские страны, против выступили Франция, Германия и Россия. В Ираке началась и продолжается до сих пор гражданская война, осложненная иностранной оккупацией, межэтническими и межконфессиональными противоречиями.


8-12 августа 2008 г. между Россией и Грузией произошел военный конфликт. Попытка Грузии взять под свой контроль территорию непризнанной Южной Осетии привела к «пятидневной» войне между Россией и Грузии. Итогом конфликта стало признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, выход Грузии из СНГ, обострение отношений с США.

С конца января 2011 г. в ряде арабских стран прокатилась волна антиправительственных выступлений, закончившихся сменой правящих режимов в Тунисе, Египте, Йемене, Ливии. 19 марта 2011 г. Франция, Великобритания и США приняли участие в военной интервенции против Ливии для свержения режима Муаммара Каддафи. В августе 2011 г. войска Переходного национального совета Ливии при поддержке войск упомянутых западных стран овладели столицей Триполи. В октябре 2011 г. Каддафи погиб.

Уже более года продолжаются антиправительственные выступления в Сирии, начавшиеся в феврале 2011 г. Общественное мнение большинства западных стран настроено враждебно по отношению к президенту Сирии Башару Асаду. Однако Россия и Китай в международных отношения выступают против военного вмешательства в сирийские дела. Следует заметить, что Россия и Китай уже несколько лет по многим международным проблемам занимают согласованную позицию.

Современный мир, переживший в XX веке две мировые войны и испытавший в конце века международную разрядку, в начале XXI века вновь, как и в начале прошедшего столетия, замер в тревожном ожидании.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу:

1. В чем причины начала Первой Мировой войны?

2. Расскажите об основных событиях Первой мировой войны.

3. Укажите причины зарождения фашизма в Италии и Германии.

4. Что понимают под «новым курсом» Рузвельта?

5. Перечислите результаты большевистской модернизации России.

6. Каковы причины начала Второй Мировой войны?

7. В чем заключается всемирно-историческое значение победы советского народа в 1945 году?

8. Укажите причины, основные события и итоги «холодной войны».

9. Почему произошел распад колониальной системы?

10. Выделите и охарактеризуйте основные этапы в развитии КНР.

11. Определите причины распада СССР.

12. В чем специфика экономических реформ в России в 1991-2012 гг.?

13. Что привело к объединению Европы в Европейский союз?

14. Каковы особенности внешней политики России 1991-2012 гг.?

15. Каковы результаты политических преобразований в периоды правления В.Путина и Д.Медведева?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В учебном пособии «Всемирная (синхронная) история» представлена история человечества с древнейших времен до современности в наиболее знаковых событиях. Курс отражает поступательное развитие истории от самых ранних (локальных) цивилизаций и до современного, охваченного глобализацией, мира.

Возможно, студенты согласятся с интерпретацией событий, изложенных авторами, а, может быть, обоснуют собственное представление о них, тем более, что на одни и те же факты истории могут быть противоположные точки зрения, обусловленные разными причинами – личностью человека, его мировоззрением, количеством доступной ему информации.

Хронологическая таблица.


Г. П. Черников, Д. А. Черникова

Европа на рубеже XX–XXI веков

Предисловие

В истории человечества Европа всегда имела огромное значение. В конце XIX в. в одном из фундаментальных сочинений русской историко-социальной литературы, книге «Россия и Европа», Н. Я. Данилевский отмечал «громадные результаты исторической жизни Европы». Народы Европы, по его словам, не только основали могущественные государства, распространившие свою власть на все части света, но и установили отвлеченно-правомерные отношения граждан и между собой, и с государством. Это дает основание назвать европейский «культурно-исторический тип… двуосновным с преимущественно научным и промышленным характером культуры в тесном смысле этого слова».

Но положение в мире быстро менялось. Уже в 1900 г. США, бывшие в начале XIX в. отсталой аграрной страной, выдвинулись на 1-е место в мире по уровню развития промышленного производства. Такому ускоренному продвижению США на господствующие экономические позиции способствовали итоги Первой мировой войны (1914–1918), а Вторая мировая война (1939–1945) окончательно обеспечила первенство США, которые, благодаря быстрому развитию своей экономики, превратились в ведущую мировую державу.

Беспрецедентный по продолжительности и размерам экономический подъем имел место в США в конце XX – начале XXI в.: доля США в мировом ВВП достигла почти трети (в 2000 г. – 30,4 %). Но события 11 сентября 2001 г. положили начало новому этапу в политическом развитии всего мира. Ликвидация последствий теракта в Нью-Йорке продемонстрировала мощь «одинокой сверхдержавы», как стали называть свою страну граждане США. Одновременно эти трагические события показали слабость позиций других развитых стран, острейшую необходимость для них укрепления своего экономического, научно-технического и военно-политического потенциалов. И прежде всего это касается Европы, которая долгое время считалась вторым «центром» современного мира. Активную деятельность руководителей Евросоюза последнего времени журналисты охарактеризовали очень образно: «Европа жаждет независимости». Речь идет о создании Объединенной Европы, играющей главенствующую роль в мировой экономике и политике. Ее возникновение, быть может, явится наиболее важным событием XXI в.

Задача данного пособия – раскрыть процесс консолидации экономики стран Европы как составной части глобализации экономики и политики, показать его сложный характер, а также рассказать, какую важную роль призвана играть Россия в судьбе объединяющейся Европы. Для углубления анализа проблем мирового хозяйства последовательно рассматриваются европейские экономические модели, современная постиндустриальная экономика стран Европы, особенности ее динамики, эволюция роли Евросоюза в международных экономических отношениях. В частности, говорится о противоречиях между развитыми странами Европы и ведущей заокеанской державой – США.

Учитывая далеко продвинувшийся процесс создания Объединенной Европы, в книге подробно характеризуются национальные экономики основных европейских стран. При этом отмечаются не только достижения, но и противоречивые тенденции и возможные перспективы.

Большое внимание уделено рассмотрению социально-экономических и политических связей стран Западной Европы, Китая, Индии и России. Анализируются новые направления в их отношениях, делаются предположения о характере будущего сотрудничества между Россией и Объединенной Европой и той роли, которую может сыграть российско-европейский союз в развитии современного мира.

Книга написана на основе анализа зарубежной и отечественной научной литературы, публикаций в периодической печати, статистических материалов. Она подготовлена на базе лекций по экономике стран Европы, которые профессор Г. П. Черников в течение ряда лет читает в Московском государственном институте (университете) международных отношений, Московском государственном институте коммерции и других учебных заведениях.

Г. Черников.

Формирование Европейского союза. Социально-экономические основы объединения

Причины объединения стран Европы

В декабре 2002 г. на саммите Евросоюза (ЕС) в Копенгагене было принято решение о приеме в ЕС в 2004 г. 10 новых членов. Завершение процесса объединения европейских стран в 2010 г. будет означать решительный шаг вперед к созданию «супергосударства». Валовый внутренний продукт (ВВП) 25 государств – членов ЕС превысит 10 трлн долл. А численность населения в ЕС возрастет приблизительно до 454 млн человек (в 2002 г. – 452,2 млн человек). Существенно увеличится весь ресурсный потенциал стран ЕС.

Но главное – Объединенная Европа станет инструментом политической централизации. Логика расширения Евросоюза – это политическая логика, т. е. для ЕС важны политические последствия расширения. Многие лидеры европейских стран сегодня признают, что Европу необходимо превратить в сверхдержаву, которая была бы способна отстаивать свои интересы на мировой арене.

Объективной основой для объединения европейских государств выступает процесс глобализации – экономической и политической интернационализации мира. «Расширение Европы – это необходимость в глобализующемся мире, – говорил один из руководителей Евросоюза Р. Проди, – и, конечно, оно дает нам огромные политические преимущества. Единственный способ противостоять США и бурно развивающемуся Китаю, а также усилить свое мировое влияние – это образовать сильную объединенную Европу».

Судя по всему, уже в первые десятилетия XXI в. России придется иметь дело не просто с группировкой европейских стран, по силе равной США и Китаю и превосходящей Японию, но со своего рода Соединенными Штатами Европы. В настоящее время Евросоюз уже вплотную подошел к преобразованию в глубоко интегрированное объединение государств с общей наднациональной системой управления, политикой, обороной, валютой и единым экономическим и социальным пространством.

Чтобы понять причины создания такого объединения, необходимо рассмотреть объективные его основы, изменения, происходящие в мировой политике, особенности исторического прошлого и современных международных отношений стран Европы Определяющее значение имеет также состояние природных, демографических и финансовых ресурсов этих стран.

Глобализация. Основные формы ее проявления

Интернационализация хозяйственной деятельности развивалась на всех этапах формирования мировой экономики, составляя ее основу. Но в течение последних десятилетий под влиянием научно-технической революции и ряда других факторов интернационализация жизни приобретает новое качество, которое и назвали глобализацией.

Итак, глобализация – это качественно новый уровень интернационализации всех сторон жизни современного общества производства, обмена товарами, экономических, социально-политических и культурных отношений и т. д. При этом речь идет не только о широте охвата явлений, но и о качественных изменениях.

Понятие глобализации вошло в научный оборот в начале 80-х годов XX в и определяло прежде всего масштабность всех происходящих в мировой цивилизации социально-экономических изменений. В 1983 г американский ученый Р. Робертсон впервые использовал термин «глобализация» в названии одной из своих статей, а в 1992 г он одним из первых изложил концепцию глобализации.

В последние годы в России и за рубежом опубликован ряд монографий, статей и т. п. по проблемам глобализации Большое внимание в них уделено раскрытию предпосылок для развития глобализации производственных (новые технологии, информативная революция), организационных (развитие новых субъектов мирового хозяйства), экономических (широкое распространение подетальной специализации, качественные сдвиги в эволюции международных финансовых рынков) и др. В исследованиях, как правило, подчеркивается, что в этом процессе достигается такой уровень интернационализации экономики, при котором можно констатировать становление глобально интегрированной экономики.