Тайное оружие гитлера и 3 рейха. Супер оружие гитлера, в которое отказывались верить в ссср. Самое страшное оружие фашистов

Обзор проектов супер оружия третьего рейха. Как безумных и фантастических, так и реальных, почти реализованных.

От лазеров, супер танков и звуковых пушек, до нацистской орбитальной станции с испепеляющим города солнечным зеркалом.

Тайное оружие Третьего Рейха

В этом посте предлагаю ознакомиться с образцами оружия третьего рейха, а так же с проектами такого оружия. Посмотрите на сколько изощрённо работала мысль фашистских учёных и инженеров в изобретении новых способов уничтожения и порабощения человечества.

Я думаю, что если бы хоть что-то из приведённого ниже фашисты успели доработать и поставить на поток, то ход истории пошёл бы в совершенно ином направлении. И, возможно, мы с вами не сидели бы сейчас перед компьютером, а стояли у станка на каком-нибудь нацистском заводе в качестве бесплатной рабочей силы, отдавая всю свою жизнь без остатка во имя процветания Великой Германской Империи!

Сверх-тяжёлые танки

В июне 1942 года Гитлеру на рассмотрение принесли секретные проекты сверх-тяжёлых танков «P1000 Ratte» и «P1500 Monster». Это были настоящие передвижные крепости весом 1000 и 1500 тонн. Обычный танк «Тигр», для сравнения, имел вес всего 60 тонн.

P1000 Ratte

Проект танка для фашистской армии P1000 Ratte («Крыса»). Вес — 1000 тонн. Размеры: 35 х 14 м, высота: 11 м. Экипаж — целый взвод из двадцати человек. В движение должен был приводиться двумя 24-цилиндровыми двигателями от подводной лодки по 8400 лошадиных сил каждый. Скорость на ровной местности — до 40 км/час.

Вооружение: два главных орудия — корабельные пушки калибра 280 мм, сзади — башня со 126-мм орудием, 6 зениток для защиты от воздушных атак, плюс несколько противопехотных пулемётов.

P1500 Monster

Ещё один проект — 1500 тонный «Монстр» длиной 42 метра. В полтора раза массивней «Крысы». Экипаж — более сотни человек. Фактически — это самоходная артиллерийская установка (САУ) с главным орудием калибра 807 мм, стреляющим 7-тонными снарядами. Снаряды должны были подвозиться на грузовиках и подаваться «на борт» подъёмными кранами. Ещё из вооружения: две 150-мм гаубицы, и конечно много-много пулемётов.

Самая тяжёлая в мире самоходная артиллерийская установка — «Дора». Дальность выстрела — 39 км.

Оба эти проекта при детальном рассмотрении были отвергнуты, так как при всём своём угрожающем внешнем виде, такие огромные машины были бы малоэффективны из-за своей низкой мобильности (особенно на пересечённой местности), и слишком уязвимы для атак с воздуха и противотанковых мин. К тому же, доработка проектов, испытание прототипов и наладка серийного производства отняли бы много времени и средств, и очень обременили бы германскую оборонную промышленность.

Хотя проекты этих танков не были реализованы, однако 807-мм пушка, разработанная для танка «P1500 Monster» была реально создана в количестве двух экземпляров и использовалась в боевых операциях.

Сверхдальнобойная пушка v3

«Сороконожка» — сверхдальнобойная пушка V3.

Один из проектов «Оружия возмездия» («Vergeltungswaffe») V3 — пушка под кодовым названием «Насос высокого давления». Очень необычное по своему принципу действия артиллерийское орудие — снаряд выпущенный в ствол пушки, по мере продвижения в стволе разгонялся последовательной серией взрывов в боковых камерах. Общая длина ствола составляла 140 метров, боковых камер было несколько десятков. За свой внешний вид такое орудие получило прозвище «Сороконожка».

Испытание прототипа этой пушки калибром 20-мм, состоявшееся в мае 1943 года, прошло успешно. Тогда Гитлер, во чтобы то ни стало желающий разбомбить Лондон, приказал построить батарею из пяти «Сороконожек» калибром 150-мм на берегу пролива Ла-Манш, откуда до Лондона было «всего» 165 км.

Строительство велось под постоянными налётами английской авиации. Параллельно велась доработка конструкции орудия и снарядов — на испытаниях звенья «Сороконожки» периодически разрывались, так же не удавалось добиться нужной начальной скорости снарядов (1500 м/с) из-за чего они никак не хотели лететь дальше 90-93 км.

К лету 1944 года фашистам почти удалось завершить строительство одной единственной супер-пушки, остальные площадки были начисто разгромлены авиацией. Однако 6 июля был положен конец и этой «Сороконожке» — один бравый британский лётчик смог забросить бомбу прямо в главный бункер. Бомба взорвалась внутри бункера, весь персонал погиб, восстановить этот орудийный комплекс было уже невозможно.

Звуковая пушка

В недрах военной машины Гитлера велись исследования самых разных способов умерщвления человека. Один из способов нанести вред человеку — воздействовать на него сильным звуком низкой частоты (инфразвуком). Первые опыты проводились конечно-же на заключённых — под инфразвуком они впадали в панику, у них начиналось головокружение, боли во внутренних органах, диарея.

Этот эффект фашисты попытались воплотить в Акустической пушке. Однако проклятый инфразвук упорно не хотел распространяться лучом в заданном направлении, из-за чего всё его воздействие испытывал на себе в первую очередь персонал звуковой пушки — у них самих начинались приступы паники и резкого поноса.

В наше время каждый школьник знает, что звуковые волны низкой частоты невозможно направить лучом, некое подобие направленности можно придать только звуку очень высокой частоты (ультразвуку), но он к сожалению (или к счастью) не обладает таким негативным воздействием на наш организм.

Немецкий инженер Ричард Валаушек, который придумал данный вид оружия, видимо плохо знал об этом и упорно продолжал совершенствовать своё изобретение. Но, как говорится, «упорство и труд всё перетрут» — в январе 1945 года, то есть уже под конец войны, он представил «Комиссии по исследованиям и разработкам» свою адскую машину. После испытания устройства члены комиссии резонно заявили, что обычный пулемёт действует значительно эффективней, да и стоит дешевле. В итоге звуковая пушка как-то не прижилась в немецкой армии и не стала грозным «Оружием возмездия» Вермахта.

По окончании войны опытный образец этого акустического оружия оказался в руках американцев. В секретных документах тех времён говорится, что «..захваченный образец акустической пушки издаёт такой громкий звук, что люди находящиеся ближе 50 метров от источника теряют сознание, а на более близком расстоянии возможен смертельный исход..» Американцы досконально исследовали все захваченные образцы секретного оружия фашистов, но что касается звуковой пушки, то здесь они тоже признали, что простой пулемёт стреляет дальше 50-метров, и вообще, обращаться с ним проще, хотя он и не обладает таким грозным психическим эффектом.

Искусственный торнадо и вихревая пушка

Установка по производству искусственного торнадо для уничтожения самолётов противника.

Реально работавшее устройство, правда торнадо получались высотой всего 300 метров, чего явно недостаточно для эффективного уничтожения самолётов, так как они могут летать гораздо выше. На испытаниях данное устройство успешно создавало смерчи, которые разносили деревянные сараи в радиусе 100-150 метров от агрегата.

Принцип создания искусственного смерча:

  • большая труба наполняется горючим газом;
  • из неё газ направляется в камеру сгорания, там же находится турбина, которая раскручивает горящий газ;
  • затем через сопло раскалённый вращающийся газ выпускается в атмосферу;
  • атмосферный воздух втягивается в процесс вращения и получается искусственный торнадо.

Такой вид оружия так же не прижился в нацистской армии, так как небольшим смерчем реально можно было сбить только самолёт, летящий на небольшой высоте, да и то с трудом. Но сама идея — зачётная!

Принцип действия аналогичный, только эта пушка стреляет небольшими, но очень мощными порциями быстро вращающегося газа. Такие “мини-вихри” довольно долго сохраняют стабильность, энергию и направление своего движения.

Но, опять же, эффективность таких “газовых снарядов” невелика. Их энергия быстро ослабевает с увеличением расстояния, скорость движения на порядок ниже скорости пули, точность выстрелов — так же очень низка особенно при сильном ветре.

С такой вихревой пушкой можно хорошо повеселится ломая фанерные домики и даже небольшие кирпичные стены, как на видео ниже. Но быстро летящему в небе самолёту больше вреда нанесёт выстрел из обычного ружья.


Продолжаем обзор секретных проектов оружия Третьего Рейха..

Подземная лодка — «Субтеррина»

Проект настоящего подземного крейсера под названием «Змей Мидгарда», который так и остался проектом. Замысел немецкого инженера Риттера, автора проекта, был такой..

Поезд, способный перемещаться под водой, по земле, и под землёй. Основное предназначение — пробуриваясь сквозь земную толщу обнаруживать и уничтожать секретные подземные бункеры противника, закладывать мины под фортификационные сооружения, высаживать десант в тылу врага.

Длина вагона такого подземного поезда составляла 7 метров, количество вагонов варьировалось в зависимости от поставленной задачи и могло составлять несколько десятков. Проект предполагал наличие походной кухни (что-то типа вагона-ресторана), перископов, радиостанции, ремонтных мастерских, спален для персонала. Воздух должен был храниться в баллонах в сжатом виде. Конечно же, большое количество оружия и мин. Расчётная скорость движения этой «субтеррины» сквозь мягкий грунт составляла 10 км/ч (!!!), сквозь твёрдые горные породы — 2 км/ч, по земле — 30 км/ч.

Проект датируется 1934 г. В 1935 он был рассмотрен немецкими военными специалистами, которые сделали ряд критических замечаний. Их резолюция была такова: «Отсутствие достаточного количества расчётных данных». Похоже Риттер высосал свою идею из пальца не утруждая себя серьёзными научными расчётами.

Зато другой немецкий инженер, фон Вернер, просчитал всё более точно. Соответственно, его проект подземной лодки выглядит более скромно, зато хотя бы отдалённо реалистично.

«Морской лев» — подземноподводная лодка инженера фон Вернера

Инженер Хорнер фон Вернер запатентовал свой проект под названием «Морской лев» ещё в 1933 году. Его «субтеррина» должна была двигаясь сначала под водой незаметно достигать вражеских берегов, а затем пробуриваясь уже под землёй, закладывать бомбы под военные объекты противника или высаживать диверсантов.

10 лет этот проект пылился в архиве. Однако, с приходом войны, фашисты начали рассматривать все интересные идеи нового оружия. Так дошла очередь и до «Морского льва».

Технические характеристики: длина — 25 м, экипаж — 5 чел. + 10 чел. десанта, скорость под землёй — 7 км/ч, боезаряд — 300 кг взрывчатки.

В 1943 году Гитлеру было предложено использовать «Морских львов» для проникновения на Британскую территорию. Но немецкая военная промышленность уже итак работала на пределе своих возможностей и разработку ещё одного супер-оружия просто не потянула бы. Поэтому Гитлер сделал выбор в пользу совершенствования и использования уже существовавших на тот момент баллистических ракет «Фау», с помощью которых, как известно из истории, ему таки удалось нанести ущерб Лондону и некоторым другим Британским городам.

А что же «Морской лев»? Неужели в мире никогда не было создано ни одной настоящей подземной лодки? Неужели такая красивая идея, изначально описанная Жюль Верном в его фантастическом романе «Путешествие к центру Земли», так и осталась фантастикой или неосуществлённым секретным проектом Гитлера?

После войны эстафету подхватил уже Советский Союз, которому помимо прочих трофеев достались чертежи «Морского льва», на основании которых советский инженер Требелев сконструировал подземоход.

Этот подземоход был реально создан и испытывался где-то на Урале в послевоенные годы. Но это уже не относится к секретному оружию фашистов, поэтому его описание выходит за рамки данного поста. Приведу только фото из «Википедии».

Что касается оружия фашистов, то после рассмотрения ряда нелепых и фантастических его проектов, предлагаю удостоить вниманием хотя бы один успешный — ракеты «Фау».

Ракеты «Фау» — «Оружие возмездия Гитлера»

«Фау» — немецкое название буквы «V» , первой буквы слова «Vergeltungswaffe» — «Оружие возмездия». Главный конструктор — отец немецкой ракетной промышленности Вернер фон Браун.

Наиболее удачными ракетными разработками нацистов были ракеты «Фау-1» и «Фау-2», которые использовались в основном для ударов по Лондону.

Крылатая ракета «Фау-1»

Крылатая ракета, или беспилотный самолёт-снаряд.

Длина — 8,32 м, максимальная скорость — до 800 км/ч, максимальная высота полёта — 2700 м, вес — 2150 кг, дальность — 270 км. Запускалась 45-метровой катапультой или с бомбардировщика.

Первое боевое применение Фау-1 состоялось 13 июня 1944 года, когда 15 таких ракет были запущены на Лондон. Всего на Англию было выпущено почти 10000 Фау-1, из них до цели долетели только 2500 — около 4-5 тысяч были сбиты Британскими ПВО, 2000 или больше упали в море из-за отказов двигателя.

Так как наведение на цель Фау-1 было очень приблизительным, разрабатывался, но так и не был использован пилотируемый вариант такой крылатой ракеты (с маленькой кабинкой для пилота в перед двигателем). После запуска с бомбардировщика пилот должен был направить ракету, например, на вражеский самолёт и в последний момент выпрыгнуть с парашютом..

Или не выпрыгивать — было подготовлено 200 пилотов-камикадзе для уничтожения Британских военных объектов, но из пришлось использовать с самолётами, так как Фау-1 к тому времени уже прекратили выпускать.

Запуск ракеты «Фау-2».

Баллистическая ракета «Фау-2»

Высота — 14 м, вес вместе с топливом — 13,5 тонн, максимальная высота полёта — 188 км (!!!), скорость — 6100 км/ч, дальность — 360 км.

188 км высота полёта — это не опечатка. Хотя при запусках Фау-2 на Лондон они достигали высоты около 80 км, 188 км — это рекордная высота, достигнутая во время испытаний.

То есть, ракета Фау-2 официально является первым в истории рукотворным объектом совершившим От неё пошли все послевоенные ракетные и космические разработки США, так как безработного после смерти Гитлера профессора фон Брауна американцы пристроили у себя в NASA.

Фау-2 запускались со стационарной или передвижной стартовой платформы. 9 тонн из 13-ти её стартовой массы составляло топливо (жидкий кислород и этиловый спирт), которое выгорало в течение первой минуты полёта, поднимая ракету на высоту 80 км и сообщая ей скорость 1700 м/с. Дальше ракета летела по инерции, которой хватало более чем на 300 км.

8 сентября 1944 года состоялся первый боевой пуск Фау-2, цель — Лондон. Такую быструю ракету британские средства ПВО не смогли перехватить. Кстати, с Фау-1 они расправлялись довольно легко — английские лётчики-ассы могли подлететь к крылатой ракете на такой же скорости, и поддев снизу её крыло своим крылом, опрокинуть мини-самолётик в море.

С Фау-2 такой фокус, очевидно, не прошёл бы. Зато сами Фау-2 взрывались на редкость дружно — из более 4000 запущенных за всё время Фау-2 почти половина самоликвидировались (взорвались на старте или уже в полёте).

Этот вид «Оружия возмездия» Гитлера оказался очень малоэффективен. Точность попадания по цели у этих ракет был плюс-минус 10 км, пуск 2000 Фау-2 с сентября 44-го по март 45-го привёл к гибели «всего» 2700 человек, то есть одна огромная 13-ти тонная баллистическая ракета убивала одного-двух человек. Согласитесь, очень нерационально, тем более что одна Фау-2 стоила как сотня Фау-1. Так что это оружие сыграло больше психологическую, чем практическую роль во Второй мировой войне, пугая бедных лондонцев и разрушая их дома.

Зато следующий тайный проект оружия нацистов, о котором пойдёт речь, если бы был воплощён, поставил бы Гитлера на один уровень с богом и у СССР вместе с войсками союзников не осталось бы ни одного шанса.

Космическая Станция Фашистской Германии им. Адольфа Гитлера

Эта идея больше похожа на замыслы злодеев из современных фильмов-комиксов, чем на реальный проект. Но руководство фашистской Германии обсуждало её вполне серьёзно. Конечно было ясно, что это очень дорогостоящая программа, поэтому на её реализацию отводилось 50 лет. Естественно, предполагалось, что Германия победит во Второй Мировой войне и тогда ей будет необходим мощный аргумент, чтобы держать в страхе весь мир.

Что может быть страшнее карающего огненного луча поражающего непокорных прямо с небес?!

Именно таков был план — построить космическую орбитальную станцию с огромным зеркалом площадью в 3 кв. км, отражающим солнечный луч в точку на поверхности Земли. По расчётам энергии такого луча хватало бы даже чтобы плавить бронетехнику на заданном участке!

Всё это, конечно, похоже на фантастику, но у нацистской Германии военных лет были все предпосылки для бурного развития космической отрасли в последующие годы. Факт выхода в космическое пространство ракет Фау-2 реально имел место. Есть даже недоказанное предположение, что первым космонавтом был не Юрий Гагарин, а некий немецкий лётчик-испытатель, совершивший суборбитальный космический полёт на ракете Фау-10 (Правда погибший при этом).

То есть, если бы немцы выиграли войну, им бы вполне хватило нескольких десятков лет для разработки ракетоносителей способных выводить грузы на орбиту Земли и создания орбитальной станции. Что касается огромного зеркала, посылающего на Землю смертельные солнечные зайчики — трудно судить на сколько этот проект реален. Одно можно сказать точно — если не мегазеркало, то что-нибудь не менее смертельное они бы точно придумали. Возможно, это был бы мощный лазер или ещё какой-нибудь «гиперболоид инженера Гарина», но непокорным власти Фюрера точно бы не поздоровилось!

Естественно, этот проект так и остался в стадии идеи. Сейчас, если посмотреть на него с высоты технического уровня современной цивилизации, он кажется с одной стороны наивным, но с другой закрадывается мысль: «Какой же всё-таки сумасшедший сукин сын был этот Гитлер и его соратники! Подавай им, видите ли, мировое господство!»

А ведь так могло и случиться!..

Главная ошибка Гитлера

На протяжении всей войны Гитлер искал единственное и могучее супер-оружие — «Оружие возмездия», которое расставило бы все точки над «i» во Второй Мировой войне. Все описанные в этом посте образцы — это неудавшиеся попытки его создать. Как видно, в своих поисках фашисты перебрали много вариантов, был среди них и ещё один, отброшенный как неперспективный — ядерное оружие.

Именно немецкий физик Отто Ган открыл в 1939 году деление атомного ядра, при котором выделяется огромная энергия. После этого открытия начались разработки ядерного оружия не только в Германии, но и в Америке и в Советском Союзе. Разработка атомной бомбы в Германии — это отдельная большая тема, здесь скажу только, что Гитлер не увидел перспективы в этом направлении, и возможно, это был его главный стратегический просчёт.

Ему больше нравилась идея баллистических ракет, на разработку которых он и направил все силы военной промышленности. Работы же по созданию атомной бомбы финансировались слабо, а под конец войны, хотя и имели уже некоторый успех, были вовсе прекращены.

А в заключении, представляю вам..

Самое страшное оружие фашистов

Эта винтовка позволяла солдатам вермахта стрелять не высовываясь из окопа, и даже из-за угла не выглядывая! Какая гениальная идея!!! Они могли поражать врага, сами при этом оставаясь в безопасности!

Почему-то такая винтовка не получила большого распространения, возможно, из-за той же пресловутой недальновидности Гитлера.

Логическим развитием данной конструкции могла бы стать следующая:

Жаль, что немецкие инженеры до такого не додумались. Если бы такой пистолет выдали каждому немецкому солдату, война бы закончилась гораздо раньше..

Третьему рейху приписывают создание ряда технологий, которые являются передовыми даже для нашего времени. Среди них – проект по разработке секретного оружия под кодовым названием Die Glocke - «Колокол». Что же о нем известно?

Тайна Ганса Каммлера

Впервые о существовании этого таинственного проекта общественность узнала из вышедшей в 2000 году книги польского журналиста Игоря Витковского «Правда о чудо-оружии».

Витковский писал, что источником информации о проекте является стенограмма допроса обергруппенфюрера СС Якоба Шпорренберга, которую ему дал прочитать в августе 1997 года некий офицер польской разведки. Журналисту якобы разрешили сделать необходимые выписки из протоколов, но не позволили копировать документы.

Впоследствии сведения, изложенные Витковским в книге, подтвердил и дополнил английский военный журналист и писатель Николас Джулиан Кук в книге «Охота за точкой zero», впервые опубликованной в 2001 году в Великобритании.

Витковский утверждает, что эта история тесно связана с именем обергруппенфюрера и генерала СС Ганса Каммлера – одной из самых загадочных фигур Третьего рейха. Вместе с генеральным директором компании Skoda, почетным штандартенфюрером СС полковником Вильгельмом Фоссом тот якобы работал над неким засекреченным проектом.

По официальной версии, Ганс Каммлер покончил с собой 9 мая 1945 года в лесу между Прагой и Пльзенем. Так или иначе, место его захоронения так и не было найдено. Есть предположение, что в конце войны обергруппенфюрер перешел на сторону американцев, которые переправили его в Аргентину в обмен на то, что он передал им свои секретные разработки.

Как полагает Витковский, главным проектом Каммлера было космическое оружие. Оно называлось Die Glocke, что в переводе значит «Колокол».

Ужас в лаборатории

Работы над проектом начались в середине 1944 года на закрытом объекте СС неподалеку от Люблина под кодовым названием «Гигант». После того как в Польшу вошли советские войска, лабораторию перевели в замок близ деревни Фуэрштенштайн (Кшац), недалеко от Вальденбурга, а затем в подземную шахту «Венцеслаш» рядом с Людвигсдорфом, расположенную на северных отрогах Судет близ границы с Чехией.

Выглядело устройство действительно как огромный металлический колокол, состоявший из двух свинцовых цилиндров, в рабочем состоянии вращавшихся под керамическим колпаком в противоположных направлениях и заполненных неизвестной жидкостью, под названием «Ксерум-525». Вещество это походило на ртуть, но имело фиолетовый цвет.

Во время экспериментов, которые длились не более минуты, гасло электричество во всей округе. В зоне действия объекта, светившегося слабым бледно-голубым цветом, размещали различные приборы, а также подопытных животных и растения. В радиусе до 200 метров все электронное оборудование выходило из строя, а почти все живое погибало, при этом все биологические жидкости распадались на фракции. Например, кровь сворачивалась, а растения обретали белый цвет, потому что в них исчезал хлорофилл.

Все сотрудники, имевшие дело с установкой, пользовались специальной защитной одеждой и не подходили к «Колоколу» ближе чем на 150-200 метров. После каждого эксперимента все помещение тщательно промывали соляным раствором. Санобработкой занимались только узники концлагерей. Но все равно пять из семи участвовавших в проекте сотрудников, входивших в первую команду, через какое-то время скончались.

Выдумка журналистов?

В конце апреля 1945 года, пишет Витковский, на объект прибыла специальная эвакуационная команда СС, которая вывезла прибор и часть документации в неизвестном направлении, а всех находившихся в здании 62 ученых спешно расстреляли и побросали трупы в подземные шахты.

По мнению Витковского, принцип работы «Колокола» был связан с так называемыми торсионными полями и даже попытками проникнуть в иные измерения. Нацистам, возможно, не хватило всего пары месяцев до создания страшной технологии.

И Витковский, и его коллега Кук считают, что остатки большого железобетонного каркаса, которые можно увидеть возле шахты «Венцеслаш», внешне очень напоминающие знаменитый британский Стоунхендж - это не что иное как составная часть секретного устройства.

Увы, все исследования по поводу «Колокола» на сегодняшний день базируются только на информации, полученной из популярных книг Игоря Витковского и Николаса Кука. Никаких официальных доказательств существования такого проекта нет. Поэтому история создания Die Glocke представляет собой не более чем легенду.

5 415

25 марта 1942 года польский капитан, пилот Роман Собинский из эскадрильи стратегических бомбардировщиков английских ВВС участвовал в ночном налете на немецкий город Эссен. Выполнив задание, он вместе со всеми повернул назад, поднявшись на высоту 500 метров. Но только облегченно откинулся в кресле, чтобы передохнуть, как пулеметчик встревоженно воскликнул:

– Нас преследует неизвестный аппарат!

Новый истребитель? – спросил Собинский, вспомнив о небезопасном «Мессершмитте-110».

– Нет, пан капитан, – ответил пулеметчик, – кажется, это не самолет. Он имеет неопределенную форму и светится…

Тут Собинский и сам увидел удивительный объект, который зловеще поигрывал желто-красными переливами. Реакция пилота была мгновенной и вполне естественной для летчика, атакованного над вражеской территорией. «Я считал, – указал он позднее в своем рапорте, – что это какая-то новая дьявольская штучка немцев, и приказал пулеметчику открыть прицельный огонь». Однако аппарат, который приблизился на расстояние до 150 метров, совершенно проигнорировал атаку, и было от чего – он не получил никаких, хотя бы немного заметных повреждений. Испуганный пулеметчик прекратил стрельбу. Через четверть часа полета «в строю» бомбардировщиков объект стремительно поднялся и исчез из виду с неимоверной скоростью.

Месяцем раньше, 26 февраля 1942 года, подобный объект проявил интерес к крейсеру «Тромп» оккупированных Нидерландов. Командир корабля охарактеризовал его как гигантский диск, сделанный, по всей видимости, из алюминия. Неведомый гость три часа наблюдал за моряками, не страшась их. Но и те, убедившись в его мирном поведении, не открыли огня. Прощание было традиционным – таинственный аппарат вдруг взмыл вверх со скоростью около 6000 километров в час и исчез.

14 марта 1942 года на секретной норвежской базе «Банак», которая принадлежала тваффефлотте-5, была объявлена тревога – на экране радара появился чужак. Лучший базы капитан Фишер поднял машину в воздух и на высоте 3500 метров обнаружил загадочный объект. «Чужой аппарат представлялся сделанным из металла и имел фюзеляж самолета длиной 100 метров, а диметром около 15 метров, – докладывал капитан. – Впереди виднелось что-то похожее на антенны. Хотя он не имел видимых извне моторов, но летел горизонтально. Я преследовал его несколько минут, после чего, на мое удивление, он внезапно брал высоту и молниеносно исчез».

А в конце 1942 года немецкая подводная лодка обстреляла из пушек серебристый веретенообразный объект длиной около 80 метров, который быстро и беззвучно пролетел в 300 метрах от нее, не обратив внимания на шквальный огонь.

На этом столь странные встречи как с той, так и с другой из воюющих сторон не кончились. Например, в октябре 1943 года союзники бомбили самый крупный в Европе шарикоподшипниковый завод в германском городе Швайнфурте. В операции участвовали 700 тяжелых бомбардировщиков 8-й воздушной армии США, а сопровождали их 1300 американских и английских истребителей. О массовости воздушного сражения можно судить хотя бы по потерям: у союзников – 111 сбитых истребителей, около 60 сбитых или поврежденных бомбардировщиков, у немцев – порядка 300 сбитых самолетов. Казалось бы, в таком аду, который французский пилот Пьер Клостерман сравнил с аквариумом, полным сумасшедших акул, ничто уже не могло поразить воображение летчиков, и все же…

Британский майор Р. Ф. Холмс, командовавший звеном бомбардировщиков, сообщил, что, когда они проходили над заводом, внезапно появилась группа больших блестящих дисков, которые, словно любопытствуя, устремились к ним. Спокойно пересекли линию огня немецких самолетов и приблизились к американским «летающим крепостям». Те тоже открыли шквальный огонь из бортовых пулеметов, но опять-таки с нулевым эффектом.

Впрочем, экипажи не имели времени посудачить на тему: «Кого еще к нам занесло?» – нужно было отбиваться от наседавших немецких истребителей. Ну а потом… Самолет майора Холмса уцелел, и первое, что сделал этот флегматичный англичанин, приземлившись на базе, – подал подробный рапорт командованию. Оно, в свою очередь, попросило разведку провести тщательное расследование. Ответ поступил через три месяца. В нем, говорят, тогда впервые была использована знаменитая аббревиатура UFO – по начальным буквам английского наименования «неопознанный летающий объект» (НЛО), и сделан вывод: диски не имеют ничего общего с люфтваффе или с другими воздушными силами на Земле. К такому же заключению пришли и американцы. А потому и в Великобритании, и в США были немедленно организованы исследовательские группы, действовавшие в обстановке строжайшей секретности.

Не обошли проблему НЛО и наши с вами соотечественники. Немногие, наверное, о том слышали, но первые слухи о появлении «летающих тарелок» над полем боя дошли до Верховного Главнокомандующего еще в 1942 году, во время Сталинградской битвы. Сталин поначалу оставил эти сообщения без видимой реакции, поскольку серебристые диски не оказали влияния на ход сражения.

Но после войны, когда до него дошли сведения, что этой проблемой весьма интересуются американцы, вспомнил об НЛО вновь. В Кремль был вызван С. П. Королев. Ему вручили пачку зарубежных газет и журналов, добавив при этом:

– Товарищ Сталин просит вас высказать свое мнение…

После чего дали переводчиков и на три дня заперли в одном из кремлевских кабинетов.

– На третий день меня пригласил к себе лично Сталин, – вспоминал Королев. – Я доложил ему, что явление интересное, но опасности для государства не представляет. Сталин ответил, что другие ученые, которых он просил ознакомиться с материалами, того же мнения, что и я…

Тем не менее с того момента все сообщения об НЛО в нашей стране были засекречены, отчеты о них направлялись в КГБ.

Такая реакция становится понятной, если учесть, что в Германии, судя по всему, проблемой НЛО занялись раньше, чем союзники. В конце того же самого 1942 года там создали «Зондербюро-13», которое было призвано изучать загадочные воздушные аппараты. Его деятельность получила кодовое название «Операция Уранус».

Итогом всего этого, как полагает чешский журнал «Сигнал», стало создание собственных… «летающих тарелок». Сохранились показания девятнадцати солдат и офицеров вермахта, проходивших во время Второй мировой войны службу в Чехословакии, в одной из секретных лабораторий по созданию нового типа оружия, сообщает журнал. Эти солдаты и офицеры стали свидетелями полетов необычного летательного аппарата. Он представлял собой серебристый диск диаметром 6 метров с усеченным корпусом в центре и каплевидной кабиной. Конструкция была установлена на четырех небольших колесах. По рассказу одного из очевидцев, он наблюдал старт такого аппарата осенью 1943 года.

Эти сведения в какой-то мере совпадают с фактами, изложенными в любопытной рукописи, попавшей мне недавно на глаза в читательской почте. «Куда только не забрасывала меня судьба, – писал в сопроводительном письме к ней инженер-электронщик Константин Тюц. – Пришлось поколесить и по Южной Америке. Причем забирался в такие уголки, что лежат, прямо скажу, совсем вдали от туристских троп. С разными людьми приходилось встречаться. Но та встреча осталась в памяти навечно.

Дело было в Уругвае, в 1987 году. В конце августа в колонии эмигрантов, что в 70 километрах от Монтевидео, проходил традиционный праздник – фестиваль не фестиваль, но «гудели» все лихо. Я не большой любитель «этого дела», потому задержался у израильского павильона (уж больно интересная там экспозиция была), а коллега отошел «по пивку». Тут гляжу – стоит неподалеку пожилой подтянутый человек в светлой рубашке, отутюженных брюках и пристально на меня смотрит. Подошел, разговорились. Оказывается, он уловил мой говор, это его и привлекло. Мы оба, как выяснилось, были из Донецкой области, из Горловки. Звали его Василием Петровичем Константиновым.

Потом, прихватив с собой военного атташе, поехали к нему домой, просидели весь вечер… В Уругвае Константинов оказался так же, как десятки, а может быть, и сотни его соотечественников. Освободившись из концлагеря в Германии, подался не на восток, на «инфильтрацию», а в другую сторону, чем и спасся. Помотался по Европе, осел в Уругвае. Долго хранил в памяти то поразительное, что вынес из далеких 41–43-х годов. И вот наконец выговорился.

В 1989-м Василий умер: возраст, сердце…

У меня хранятся записки Василия Константинова, и, предлагая фрагмент его воспоминаний, надеюсь, что он поразит вас так же, как в свое время поразил меня устный рассказ их автора».

Шел жаркий июль 1941 года. Перед глазами то и дело вставали нерадостные картины нашего отступления – изрытые воронками аэродромы, зарево в полнеба от горящих на земле целых эскадрилий наших самолетов. Постоянный вой немецкой авиации. Груды металла вперемешку с искалеченными человеческими телами. Удушающее марево и смрад от занявшихся пламенем пшеничных полей…

После первых схваток с врагом под Винницей (в районе нашей тогдашней главной ставки) наша часть с боями пробивалась к Киеву. Иногда, для отдыха, мы укрывались в лесных массивах. Наконец вышли к шоссе в шести километрах от Киева. Не знаю, что именно пришло в голову нашему свежеиспеченному комиссару, но было приказано всем оставшимся в живых построиться в колонну и с песней маршировать по шоссе к Киеву. Со стороны все это смотрелось так: группа измученных людей в обмотках, с тяжелыми трехлинейками образца 1941 года двигалась к городу. Только успели мы пройти всего с километр. В иссиня-черном от жары и пожарищ небе появился немецкий самолет-разведчик, а потом – бомбежка… Так судьба поделила нас на живых и мертвых. Уцелели пятеро, как выяснилось позднее в лагере.

Очнулся я после авианалета с контузией – голова гудит, перед глазами все плывет, а тут – детина, рукава рубахи закатаны, и грозит автоматом: «Русиш швайн!» В лагере запомнились мне разглагольствования нашего комиссара о справедливости, братстве, взаимопомощи, пока вместе не поделили и не доели последние крошки моего чудом уцелевшего НЗ. А дальше меня свалил сыпной тиф, но судьба подарила мне жизнь – потихоньку я стал выкарабкиваться. Организм требовал еды. «Приятели», в том числе и комиссар, по ночам, таясь друг от друга, уминали собранную днем на соседнем поле недозрелую картошку. А что я – зачем переводить добро на умирающего?..

Потом меня перевели в лагерь Освенцим за попытку побега. До сих пор меня ночами преследуют кошмары – лай немецких овчарок-людоедов, готовых по приказу охранников-эсэсовцев разорвать тебя на куски, крики лагерных старшин-капо, стенания умирающих возле бараков… Страшным сном наваливаются воспоминания, когда в груде полуживых тел и трупов я, заключенный санитар блока выздоравливающих, снова заболевший возвратным тифом, ждал своей очереди в накопителе у одной из печей крематория. Кругом стояла тошнотворная вонь от сгоревшего человеческого мяса. Низкий поклон женщине-врачу, немке (о ней была статья в газете «Известия» за 1984 год), спасшей и выходившей меня. Вот так я и оказался другим человеком, да еще и с документами инженера-механика.

Где-то в августе 1943 года часть заключенных, и я в том числе, была переброшена под Пенемюнде, в лагерь КЦ-А-4, как оказалось, для ликвидации последствий операции «Гидра» – налета английской авиации. По приказу палача – бригаденфюрера СС Ганса Камплера – узники Освенцима стали «кацетниками» полигона Пенемюнде. Начальник полигона генерал-майор Дерибергер для ускорения восстановительных работ был вынужден привлекать заключенных КЦ-А-4.

И вот однажды, в сентябре 1943 года, мне посчастливилось стать свидетелем одного интересного события.

Наша группа заканчивала разборку разбитой железобетонной стены. Всю бригаду увезли под охраной на обеденный перерыв, а я, как повредивший ногу (оказался вывих), остался ждать своей участи. Кое-как мне удалось самому вправить кость, но машина уже уехала.

Вдруг на бетонную площадку возле одного из близстоящих ангаров четверо рабочих выкатили круглый, похожий на перевернутый вверх дном тазик, аппарат с прозрачной каплеобразной кабиной посередине. И на маленьких надувных колесах. Затем по взмаху руки невысокого грузного человека странный тяжелый аппарат, отливавший на солнце серебристым металлом и вздрагивавший при каждом порыве ветра, издал шипящий звук вроде шума паяльной лампы, оторвался от бетонной площадки и завис на высоте примерно пяти метров. Покачавшись недолго в воздухе – наподобие «ваньки-встаньки», – аппарат вдруг как бы преобразился: его контуры стали постепенно расплываться. Они как бы расфокусировались.

Затем аппарат резко, как юла, подпрыгнул и змейкой стал набирать высоту. Полет, судя по покачиванию, проходил неустойчиво. Внезапно налетел порыв ветра с Балтики, и странная конструкция, перевернувшись в воздухе, резко стала терять высоту. Меня обдало потоком гари, этилового спирта и горячего воздуха. Раздался удар, хруст ломающихся деталей – машина упала недалеко от меня. Инстинктивно я бросился к ней. Нужно спасти пилота – человек же! Тело пилота безжизненно свисало из разбитой кабины, обломки обшивки, залитые горючим, постепенно окутывались голубоватыми струйками пламени. Резко обнажился еще шипевший реактивный двигатель: в следующее мгновение все было объято огнем…

Так состоялось мое первое знакомство с экспериментальным аппаратом, имевшим двигательную установку – модернизированный вариант реактивного двигателя для самолетов «Мессершмитт-262». Дымовые газы, вырываясь из направляющего сопла, обтекали корпус и как бы взаимодействовали с окружающим воздухом, образуя вращающийся кокон воздуха вокруг конструкции и тем самым создавая воздушную подушку для передвижения машины…

На этом рукопись обрывалась, но и сказанного уже достаточно, чтобы группа добровольных экспертов журнала «Техника – Молодежи» попыталась определить, что за летающий аппарат увидел бывший узник лагеря КЦ-А-4? И вот что, по словам инженера Юрия Строганова, у них получилось.

Модель № 1 дискообразного летательного аппарата была создана немецкими инженерами Шривером и Габермолем еще в 1940 году, а испытана в феврале 1941 года близ Праги. Эта «тарелка» считается первым в мире летательным аппаратом вертикального взлета. По конструкции она несколько напоминала лежащее велосипедное колесо: вокруг кабины вращалось широкое кольцо, роль «спиц» которого выполняли играючи регулируемые лопасти. Их можно было поставить в нужную позицию как для горизонтального, так и для вертикального полета. Поначалу пилот сидел как в обычном самолете, затем его положение изменили на почти лежачее. Машина принесла проектировщикам немало проблем, ибо малейший дисбаланс вызывал значительную вибрацию, особенно на больших скоростях, что и служило основной причиной аварий. Была предпринята попытка утяжелить внешний обод, но в конце концов «колесо с крылом» исчерпало свои возможности.

Модель № 2, названная «вертикальным самолетом», представляла собой усовершенствованный вариант предыдущей. Размер ее увеличили, чтобы разместить двух пилотов, лежащих в креслах. Были усилены двигатели, повышены запасы топлива. Для стабилизации использовался рулевой механизм, подобный самолетному. Скорость достигала порядка 1200 километров в час. Как только набиралась нужная высота, несущие лопасти изменяли свою позицию, и аппарат двигался подобно современным вертолетам.

Увы, этим двум моделям суждено было остаться на уровне опытных разработок. Множество технических и технологических препятствий не позволили довести их до кондиции, не говоря уже о серийном производстве. Вот тут-то, когда создалась критическая ситуация, и объявилось «Зондербюро-13», которое привлекло к исследованиям опытнейших летчиков-испытателей и лучших ученых «третьего рейха». Благодаря именно его поддержке стало возможным создание диска, оставившего далеко позади не только все тогдашние, но и некоторые современные летательные аппараты.

Модель № 3 выполнили в двух вариантах: 38 и 68 метров в диаметре. Она приводилась в движение «бездымным и беспламенным» двигателем австрийского изобретателя Виктора Шаубергера. (Видимо, один из этих вариантов, а возможно, даже более ранний прототип еще меньших размеров и видел узник лагеря КЦ-А-4.)

Принцип действия своего двигателя изобретатель держал в строжайшей тайне. Известно лишь одно: принцип его действия основывался на взрыве, а при работе он потреблял лишь воду и воздух. Машина, получившая кодовое наименование «Диск Белонце», была окольцована установкой из 12 наклонных реактивных двигателей. Они своими струями охлаждали «взрывной» двигатель и, всасывая воздух, создавали сверху аппарата область разрежения, что способствовало его подъему с меньшим усилием.

19 февраля 1945 года «Диск Белонце» совершил свой первый и последний экспериментальный полет. За 3 минуты летчики-испытатели достигли высоты 15 000 метров и скорости 2200 километров в час при горизонтальном движении. Он мог зависать в воздухе и летать назад-вперед почти без разворотов, для приземления же имел складывающиеся стойки.

Аппарат, стоивший миллионы, в конце войны был уничтожен. Хотя завод в Бреслау (ныне Вроцлав), где он строился, и попал в руки наших войск, это ничего не дало. Шривер и Шаубергер избежали советского плена и перебрались в США.

В письме к другу в августе 1958 года Виктор Шаубергер писал: «Модель, испытанная в феврале 1945 года, была построена в сотрудничестве с первоклассными инженерами-специалистами по взрывам из числа заключенных концлагеря Маутхаузен. Затем их увезли в лагерь, для них это был конец. Я уже после войны слышал, что идет интенсивное развитие дискообразных летательных аппаратов, но, несмотря на прошедшее время и уйму захваченных в Германии документов, страны, ведущие разработки, не создали хотя бы что-то похожее на мою модель. Она была взорвана по приказу Кейтеля».

Шаубергеру американцы предложили 3 миллиона долларов за раскрытие секрета его летающего диска и особенно «взрывного» двигателя. Однако он ответил, что до подписания международного соглашения о полном разоружении ничего нельзя обнародовать и что его открытие принадлежит будущему.

Честно сказать, свежо предание… Вспомните хотя бы, как развернулся в Штатах Вернер фон Браун, на ракетах которого американцы в конце концов слетали на Луну (о его деятельности мы еще поговорим подробно в следующей главе). Вряд ли устоял бы перед искусом и Шаубергер, если бы мог показать товар лицом. Но, похоже, показывать ему было нечего. По той простой причине, что он, можно предположить, если и не обманывал, то просто не владел всей необходимой информацией. А большинство его помощников, первоклассных специалистов, нашли свой конец в Маутхаузене и других лагерях смерти.

Однако намек на то, что подобные работы все-таки велись, союзники получили. И не только от Шаубергера. Наши части, захватив секретный завод в Бреслау (Вроцлав), тоже, наверное, кое-что нашли. И через некоторое время советские специалисты развернули собственные работы по созданию аппаратов вертикального взлета.

Вполне вероятно, что аналогичный путь прошли в свое время и американцы. И в загадочном ангаре № 18, о котором время от времени любят вспоминать журналисты, действительно содержатся обломки «летающих тарелок». Только инопланетяне не имеют к ним ровным счетом никакого отношения – в ангаре хранятся трофеи Второй мировой войны. И за прошедшие десятилетия, основываясь на их изучении, американцы сумели создать немало любопытных летательных аппаратов.

Так, недавно на одной из секретных авиабаз США была замечена загадочная «неведомая звезда».

Поначалу это название – «Darkstar» – относили к таинственному стратегическому разведчику «Аврора». Однако последнее время туман секретности постепенно стал рассеиваться. И стало понятно, что в действительности оно принадлежит беспилотному высотному самолету фирмы «Локхид-Мартин», созданному в рамках программы «Tier III Minus». Официальная демонстрация прототипа состоялась 1 июня 1995 года в Палмдэйле (Долина Антилоп, штат Калифорния), где располагаются заводы фирмы. До этого о существовании машины строились лишь смутные догадки.

Беспилотный высотный самолет «Неведомая звезда» разработан совместно компаниями «Локхид-Мартин» и «Боинг». Доля участия каждой фирмы в реализации программы составила 50 процентов. Специалисты «Боинга» отвечали за создание крыла из композитных материалов, поставку авионики и подготовку самолета к эксплуатации. «Локхид-Мартин» занималась конструированием фюзеляжа, окончательной сборкой и испытаниями.

Представленная в Палмдэйле машина является первой из двух, создаваемых по программе «Tier III Minus». Она выполнена с использованием технологии «стеллc». В последующем, вероятно, будут проведены сравнительные испытания этих «невидимок» с образцом фирмы «Теледайн», который был ранее отобран Пентагоном в рамках программы, предусматривающей создание целого семейства беспилотных разведчиков.

Всего предполагается закупить по 20 машин фирм «Локхид» и «Теледайн». Это должно позволить командирам частей получать оперативную информацию в ходе учений или боевых действий практически круглосуточно в масштабе реального времени. Самолет фирмы «Локхид» предназначен преимущественно для операций ближнего радиуса, в зонах повышенной опасности и на высотах свыше 13 700 метров, его скорость 460–550 километров в час. Он способен оставаться в воздухе в течение 8 часов на удалении 900 километров от базы.

Конструктивно «Неведомая звезда» выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостки», имеет дисковидный фюзеляж и крыло большого удлинения с незначительной обратной стреловидностью.

Этот беспилотный разведчик действует в полностью автоматическом режиме с момента взлета до посадки. Он оснащен радаром «Вестингауз AN/APQ-183» (предназначался для несостоявшегося проекта А-12 «Эвенджер 2»), который может быть заменен электронно-оптическим комплексом фирмы «Recon/Optical». Самолет имеет размах крыла 21,0 метра, длину 4,6 метра, высоту 1,5 метра и площадь крыла 29,8 квадратных метра. Масса пустого (вместе с разведывательным оборудованием) аппарата составляет около 1200 килограммов, с полной заправкой – до 3900 килограммов.

Летные испытания ведутся в принадлежащем НАСА испытательном центре Драйден при авиабазе Эдвардс. Если они пройдут успешно, то самолет может быть принят на вооружение в конце нашего, начале следующего века.

Так что, как видите, время от времени можно извлечь пользу даже из, казалось бы, пустопорожних разговоров о «летающих тарелках».

«Секретное оружие Гитлера. 1933-1945» - книга, которая описывает основные аспекты развития секретного оружия Германии в 1933-1945 годах. Данное пособие полностью исследует программу вооружения Германии: от сверхтяжелого танка Р1000 «Ratte» (Ратте) до высокоэффективной миниатюрной подводной лодки «Seehund» (Зеехунд). Книга насыщена различной информацией и секретными данными немецкого вооружения в годы Второй мировой войны. Повествует о том, как испытывались в бою истребители с реактивным двигателем, описывает боевую мощь противокорабельной ракеты воздушного базирования Hs 293.

Кроме того, пособие включает большое количество показательных иллюстраций, сводных таблиц, карт боевых действий.

Разделы этой страницы:

После того как в 1938 году была практически подтверждена реальность расщепления атомного ядра, германские физики-ядерщики стали исследовать возможности создания «супер-бомбы», стремясь сконцентрировать ее энергию в самом ядре атома.

Среди этих ученых был и Пауль Хартек, заведующий кафедрой физической химии Гамбургского университета, одновременно являвшийся советником «Хеересваффенамт»,

Управления вооружений сухопутных войск. В апреле 1939 года он связался с официальными представителями «Райхскригсминистериум», Имперского военного министерства, чтобы поставить их в известность о возможностях военного применения ядерной цепной реакции. Приблизительно в то же время еще несколько физиков обратились в государственные органы с подобными предложениями, и в апреле 1939 года небольшая группа ученых, известная как первое «Уранферайн» (Урановое общество), приступила к неофициальным исследованиям возможностей использования ядерного оружия в университете Георга-Августа в Геттингене. Эта первая группа просуществовала всего несколько месяцев и была распущена, когда ее члены были призваны в германскую армию, готовившую вторжение в Польшу.

Урановые запасы

К середине 1939 года на берлинском электротехническом предприятии «Ауэргезелльшафт» скопилось значительное количество урана, считавшегося в те времена не более чем приравненным к отходам побочным продуктом производства радия. Научный руководитель предприятия Николаус Риль узнал о существовании потенциального рынка для его запасов урана, когда прочел в газете статью о возможностях использования урана в качестве источника ядерной энергии. Связавшись с Управлением вооружений сухопутных войск, он заручился поддержкой армии в вопросе организации уранового производства на заводе «Ауэргезелльшафт» в Ораниенбурге. Это предприятие стало снабжать ураном экспериментальную «Уранмашине» (Урановую машину), первый ядерный реактор, оборудованный в Институте физики кайзера Вильгельма, а также «Ферзухсштелле» (Испытательную станцию) Управления вооружений сухопутных войск в Готтове.

Второе «Уранферайн» сформировалось после того, как контроль над германским проектом ядерной энергетики перешел к Управлению вооружений. Новое урановое общество образовалось 1 сентября 1939 года, а уже 15 сентября было созвано первое собрание его членов. Оно было организовано Куртом Дибнером, советником Управления вооружений, и состоялось в Берлине. Среди приглашенных были Вальтер Боте, Зигфрид Флюгге, Ганс Гейгер, Отто Хан, Пауль Хартек, Герхард Хоффманн, Йозеф Маттаух и Георг Штеттер. Вскоре после этого прошла и вторая встреча членов общества, на которой присутствовали Клаус Клузиус, Роберт Депель, Вернер Хайзенберг и Карл Фридрих фон Вайцзеккер. В это же время Управление вооружений

Ядерное оружие в сравнении


Бомба «Толстяк» (А), сброшенная на Нагасаки, представляла собой устройство для деления плутония, в ядре которого содержалось 6,4 килограмма плутония-239. Бомба «Малыш» (В), поразившая Хиросиму, была основанным на реакции деления ядер оружием с 60 килограммами урана-235. Предполагаемая германская ядерная бомба (С) являлась гибридным устройством, сочетавшим реакции деления и синтеза ядер. Нейтроны, выпущенные во время реакции синтеза между дейтерием и тритием, инициировали реакцию деления окружавшего их плутония или сильно обогащенного урана все активнее прибирало к рукам программу ядерных исследований - после установления контроля над Институтом физики кайзера Вильгельма его директором был назначен Дибнер.

Германское ядерное устройство


Это единственная известная германская диаграмма ядерного оружия, которая была обнаружена в незавершенном докладе, составленном вскоре после окончания войны. Хотя диаграмма дает лишь очень общее представление о ядерном оружии и изображенное на ней устройство трудно назвать детализированной схемой ядерной бомбы, в докладе дается точное значение критической массы, необходимой для плутониевой бомбы, которое практически наверняка позаимствовано из исследований, проводившихся Германией в военное время. Этот же доклад однозначно указывает и на то, что германские ученые активно изучали теоретические возможности создания водородных бомб.

***

Когда стало очевидным, что программа ядерных исследований не сможет сделать весомый вклад в быстрое и победоносное завершение войны, а именно в январе 1942 года, контроль над Институтом физики кайзера Вильгельма вернулся к его зонтичной организации - «Кайзер-Вильгельм Гезельшафт» (Обществу кайзера Вильгельма). В июле 1942 года контроль над программой перешел от Управления вооружений сухопутных войск к «Райхсфоршунгсрат» (Имперскому исследовательскому совету).

Тем временем проект ядерной энергетики по-прежнему сохранял свою «кригсвихтиг» (военную направленность), и финансирование его продолжалось. Однако исследовательская программа оказалась разбита на несколько самостоятельных направлений, таких как производство урана и тяжелой воды, разделение урановых изотопов и изучение ядерной реакции.

Официальная версия

Согласно традиционной истории германских ядерных исследований, начиная с 1942 года, не было достигнуто никаких реальных успехов в создании действительно эффективного оружия. Шпеер пытался получить у профессора Вернера Хайзенберга, одного из крупнейших специалистов в этой области, конкретный ответ на вопрос о возможности производства атомного оружия в разумные сроки. Как гласит легенда, Хайзенберг предположил, что даже при самом щедром финансировании для этого потребуется не менее трех-четырех лет, и тогда, как вспоминал Шпеер, «мы отказались от проекта создания атомной бомбы».

После этого все усилия исследователей были сосредоточены преимущественно на строительстве действующих ядерных реакторов. Но и эта программа продвигалась с большим трудом из-за недостатка важнейших материалов (в первую очередь, урана и тяжелой воды), и лишь два небольших и неработающих экспериментальных реактора были найдены в конце войны службами технических расследований союзников.

Кампания дезинформации

Общепринятая версия событий рисует перед нами картину вопиющей беспомощности Германии в области ядерных исследований, что является разительным контрастом ее достижениям в других отраслях военных технологий. И официальная история начнет выглядеть еще более подозрительной и маловероятной, если мы чуть пристальнее присмотримся к некоторым событиям того периода и обратим внимание на бросающиеся в глаза противоречия и несоответствия.

В 1941-1942 годах германский химический консорциум «И. Г. Фарбен» вложил очень внушительные средства в строительство громадного объекта (по официальной версии, фабрики по производству синтетического каучука «Буна») в Моновитце, расположенном всего в 6 километрах от главного комплекса зданий концентрационного лагеря Аушвитц. Чувствуя колоссальные прибыли, члены совета директоров «Фарбен» приняли решение профинансировать строительство огромного предприятия из фондов компании, а не ждать государственных субсидий и дотаций, и вложили в этот проект 900 миллионов рейхсмарок - почти 250 миллионов долларов в ценах 1945 года или свыше 2 миллиардов долларов в пересчете на сегодняшние цены.

Однако, несмотря на колоссальные финансовые затраты и практически неограниченные объемы рабской рабочей силы, предоставленной концентрационным лагерем, эта фабрика, очевидно, так и не произвела ни грамма «Буны». Действительно, в 1944 году она несколько раз подвергалась бомбежкам, но все равно хоть какую-то готовую продукцию она обязана была выпустить, особенно если учесть, что электричество она поглощала в чудовищных количествах, «больше, чем весь город Берлин».

И если такие объемы электроэнергии отнюдь не требовались фабрике по производству синтетического каучука, то они вполне соответствовали потребностям завода по обогащению урана. Косвенно это предположение подтверждается и тем фактом, что посещающим Аушвитц многочисленным экскурсантам никогда не показывают опечатанный производственный комплекс. Как утверждают, даже проводящие частные экскурсии гиды категорически отказывают своим клиентам в посещении этого объекта, а это лишний раз заставляет задуматься о том, чем же там занимались.

В то самое время, когда в 1941 году руководители «И. Г. Фарбен» планировали строительство фабрики в Моновитце, Карл Фридрих фон Вайцзеккер, один из членов второго «Уранферайн», составил план заявки на получение патента, из которого следовало, что производству плутония и его военному потенциалу придается очень большое внимание. Патентная заявка включала в себя следующее резюме:

«Производство элемента 94 [плутония] в практически полезных объемах лучше всего осуществлять в «урановой машине» [ядерном реакторе]. Особенно примечательным является то - и это главное преимущество изобретения, - что полученный таким образом элемент 94 может быть легко отделен от урана химическим путем».

В этом же документе отдельно говорится и об использовании плутония для производства чрезвычайно мощной бомбы: «Что касается энергии на единицу веса, то это взрывчатое вещество должно быть приблизительное 10 миллионов раз мощнее любого другого [из существующих взрывчатых веществ] и может быть сравнимо только с чистым ураном-235».

Далее в этой патентной заявке говорится: «Процесс взрывного образования энергии происходит от деления элемента 94, в силу того, что элемент 94… концентрируется в таких количествах в одном месте, например в бомбе, что подавляющее большинство нейтронов, возникающих при делении, вызывает новые деления и не покидает само вещество» .


1. Ослепительная вспышка синевато-белого и ультрафиолетового света; воздух нагревается до 10 миллионов градусов Цельсия, образуется огненный шар. Он излучает жар, распространяющийся со скоростью света.

2. Возникает взрывная волна, движущаяся со скоростью 350 метров в секунду и частично отражающаяся от земли вверх.

Ядерные взрывы и атомная бомба

3. Избыточное давление взрыва сменяется отрицательным давлением, порождающим ветер скоростью до 1078 километров в час.

4. Если огненный шар (световое излучение ядерного взрыва) касается земли, все материальные объекты засасываются в поднимающийся столб дыма и раскаленных газов, образующих грибоподобное облако.


5. Действие атомной бомбы основано на столкновении свободного нейтрона одного атома урана с другим его атомом. Это столкновение заставляет атом урана делиться надвое; в результате такого деления образуются два свободных нейтрона и 32 миллиона миллионных долей ватта энергии. Затем два свободных нейтрона сталкиваются с двумя другими атомами и вызывают повторение той же реакции. В результате 450 грамм ура-на-235 могут дать свыше 36 миллионов ватт энергии.


6. Атомная бомба представляет собой подкритическую массу урана-235 или плутония, помещенную в бризантное взрывчатое вещество и заключенную в отражающую нейтроны оболочку. При детонации источник нейтронов начинает обстреливать уран-235 или плутоний, инициируя процесс деления, а бризантное взрывчатое вещество взрывается. В результате этого взрыва уран-235 или плутоний сжимаются в сверхкритическую массу, и начинается стремительная взрывная реакция деления.

Возможные меры безопасности

В ноябре 1941 года патент был представлен для повторного рассмотрения, теперь уже от имени Института физики кайзера Вильгельма, причем на этот раз из него оказались изъяты все упоминания о ядерном оружии - складывалось впечатление, что некто осторожный в последний момент решил отнести эти материалы к режиму наивысшей секретности.

Вполне вероятно, что дробление германской ядерной исследовательской программы в 1942 году было вызвано именно требованиями безопасности. Наиболее многообещающие направления в разработках были опечатаны грифами строжайшей секретности и спрятаны под толстым слоем относительно легко доступных и низкоприоритетных сведений об исследованиях атомной энергии. Наиболее известные ученые, такие как Хайзенберг, в качестве свадебных генералов назначались руководителями более открытых проектов и держались в неведении относительно самых засекреченных разработок.

К 1943 году достаточные объемы накопленных радиоактивных материалов позволили задуматься о целесообразности создания систем доставки боезарядов к целям. В марте 1943 года были подготовлены чертежи новой версии V-2 с центральным расположением грузового отсека, максимально отодвинутого к корме, что могло гарантировать наибольший радиус рассеивания его содержимого после поражения цели. Это, в свою очередь, указывало, что такая ракета была предназначена для транспортировки отравляющих веществ нервно-паралитического действия или радиоактивных отходов - так называемой «грязной бомбы».

В следующей разработке еще более определенно обнаруживались истинные намерения ее конструкторов. В сентябре 1944 года на рассмотрение были представлены планы по созданию модифицированной версии ракеты V-1, названной D-1. Наиболее интересной отличительной особенностью D-1 стала совершенно новая боеголовка, получившая название «Шуттенбехальтер фюр К-штофф бушен» (Контейнер для экранированных ядерных отходов). Новая боеголовка была оснащена наружным детонатором, который, взорвавшись при ударе, должен был распахнуть контейнер, чтобы его содержимое рассеялось как можно шире по очагу поражения.

Удар через океан

Грязная бомба представляет собой самый простой вариант боевого применения радиоактивных материалов, но существует вероятность и того, что в конце 1943 года проводились разработки значительно более сложной атомной бомбы. В этот период исследовательская группа люфтваффе подготовила карту южного Манхэттена с обозначенной на ней зоной поражения после удара одиночной бомбы, эквивалентной атомной бомбе мощностью 15-17 килотонн и соответствующей американской бомбе «Малыш», сброшенной на Хиросиму.

Это, в свою очередь, предполагает планирование нанесения удара с применением таких бомбардировщиков сверхдальнего радиуса действия как «Мессершмитт Me 264» или «Юнкерс Ju 390», которые разрабатывались в рамках проекта «Америка Бомбер», утвержденного рейхсмаршалом Германом Герингом в мае 1942 года. «Me 262» впервые поднялся в воздух в декабре 1942 года, а опытный образец «Ju 390V1» совершил свой первый полет в октябре 1943 года. Примечательным выглядит и тот факт, что, согласно записям в бортовом журнале бывшего пилота-испытателя «Юнкерсов» Ганса Иоахима Панхерца, «Ju 390V1» в ноябре 1943 года проходил в Праге серию тестов, среди которых были и испытания по дозаправке его в воздухе.


Эта карта была подготовлена в 1943 году исследовательской группой люфтваффе, определявшей потенциальные цели нанесения ударов на восточном побережье Соединенных Штатов, в число которых вошел и Нью-Йорк. Схема распространения взрывной волны удивительным образом соответствует той, что образуется при атаке ядерной бомбой весом 15-17 килотонн.

Хейнкель Не 177 А-5

Технические характеристики


Тип: Шести местный тяжелый бомбардировщик

Силовая установка: Два 2170-киловаттных (2950 л. с.) 24-цилиндровых с жидкостным охлаждением однорядных двигателя «Даймлер-Бенц DB 610» (сдвоенные «DB 605»)

Скорость: 488 км/час на высоте 6098 м

Практический потолок: 9390 м

Боевой радиус: 1540 км

Вес: 16 800 кг (пустой); 31 000 кг (максимальный вес при взлете)

Длина: 22 м

Высота: 6,7 м

Вооружение: Две 20-миллиметровые пушки MG 151, три 13-миллиметровых пулемета MG 131, три 7,92-миллиметровых пулемета MG 81 плюс до 7200 килограмм бомбового груза

? «Хейнкель Не 177» был одним из немногих типов германских бомбардировщиков, способных транспортировать ядерный груз. Как утверждают некоторые источники, опытный образец под названием «He 177V38» был создан в конце войны для выполнения именно этой миссии.

Существует и другое косвенное доказательство далеко идущих намерений люфтваффе - как утверждается, один «Ju 390» был откомандирован в состав FAGr 5 («Фернауфклярунгсгруппе 5»), базировавшейся в Монт-де-Марсане под Бордо в начале 1944 года. Предполагается, что этот бомбардировщик совершил 32-часовой разведывательный полет к границам 19-километровой береговой зоны США к северу от Нью-Йорка. И если факт этого полета еще может быть оспорен, то в рамках проекта «Америка Бомбер» однозначно указывались следующие промышленные объекты, которые предполагалось подвергнуть бомбовым ударам в первую очередь:

Американская алюминиевая корпорация, Алкоа, Теннеси (производство алюминия и легких сплавов);

Американская алюминиевая корпорация, Массена, Нью-Йорк (производство алюминия и легких сплавов);

Американская алюминиевая корпорация, Бадин, Северная Каролина (производство алюминия и легких сплавов);

Авиационная корпорация «Райт», Паттерсон, Нью-Джерси (производство авиационных двигателей);

Самолетостроительная компания «Пратт энд Уитни», Ист-Хартфорд, Коннектикут (производство авиационных двигателей);

Отделение «Дженерал Моторс» Элисона, Индианаполис, Индиана (производство авиационных двигателей);

Авиационная корпорация «Райт», Цинциннати, Огайо (производство авиационных двигателей);

Корпорация «Хэмилтон Стандард», Ист-Хартфорд, Коннектикут (производство авиационных пропеллеров);

Корпорация «Хэмилтон Стандард», По-кетук, Коннектикут (производство авиационных пропеллеров);

Корпорация «Кертисс Райт», Бивер, Пенсильвания (производство самолетов);

Корпорация «Кертисс Райт», Колдуэлл, Нью-Джерси (производство самолетов);

Компания «Сперри Джайрэскоуп», Бруклин, Нью-Йорк (производство визирного и оптического оборудования);

Компания «Крайолайт Рефайнери», Питтсбург, Пенсильвания (производство алюминия и сплавов);

Компания «Америкен Кар энд Фаундри», Бервик, Пенсильвания (производство боевых бронированных машин);

Компания «Кольт Мэньюфекчеринг», Хартфорд, Коннектикут (производство стрелкового оружия);

Корпорация «Крайслер», Детройт, Мичиган (производство боевых бронированных машин);

Компания «Эллис Чалмерс», Ла-Порт, Индиана (производство артиллерийских тягачей);

Компания «Корнинг Гласе Уоркс», Корнинг, Нью-Йорк (производство визирного и оптического оборудования);

Компания «Бауш энд Ломб», Рочестер, Нью-Йорк (производство визирного и оптического оборудования).

Поскольку самые оптимистичные производственные планы только предполагали строительство относительно небольшого количества бомбардировщиков в рамках проекта «Америка Бомбер», атаки этих промышленных объектов едва ли способны были нанести им сколько-нибудь значительный урон и являлись лишь пропагандистским орудием, если бы в них не было задействовано ядерное оружие.


V-1 с атомными или химическими боеголовками

Эта модификация «V-1», получившая название «D-1», имела, как и ее предшественница, тяжелый носовой обтекатель из мягкой стали, но более легкие деревянные крылья для увеличения дальности полета. Хотя изначально она создавалась для транспортировки боеголовки, начиненной радиоактивными отходами, этот груз легко мог быть заменен значительным количеством отравляющих веществ.

Германские ядерные испытания

Самым поразительным аспектом «ревизионистской теории» германских ядерных исследований является возможность того, что Германия не только производила ядерное оружие, но и испытывала его. Первое из этих испытаний, как предполагается, состоялось в октябре 1944 года на острове Руген в Балтийском море, о чем свидетельствуют отчеты по крайней мере двух очевидцев этого события.

Один из них, итальянский военный корреспондент Луиджи Ромерса, был специально откомандирован туда Муссолини, чтобы лично убедиться в реальности оружия, которое, как утверждал Гитлер, гарантированно принесет ему победу. Позже Ромерса подробно описывал разрушения, ставшие следствием этих испытаний. Он вспоминал, что после взрыва им пришлось провести в бункере несколько часов, ожидая, когда рассеются «смертоносные лучи небывалой токсичности» и они смогут покинуть укрытие в специальных защитных костюмах.

Другой рапорт принадлежит офицеру люфтваффе Гансу Цинссеру, пролетавшему в этой районе в своем «Хейнкеле Не 111». Он докладывал: «Облако в форме гриба с вихревыми вздымающимися участками (на высоте около 7000 метров) зависло над точкой, где произошел взрыв, без всякой видимой связи с ней. Этому сопутствовали сильные электрические помехи и невозможность поддерживать радиосвязь, как при ударе молнии».

В этом отчете, даже учитывая неизбежные при многократном переводе искажения, присутствуют явные признаки ядерного взрыва. И это не только облако в форме гриба, но и упоминание о вызванных помехами нарушениях радиосвязи - они возникают от электромагнитного импульса (ЭМИ), порождаемого ядерным взрывом. Мощность ЭМИ и продолжительность его действия были в тот период изучены далеко не в полной мере. Британские ядерные испытания 1952-1953 годов преследовали постоянные неудачи из-за сбоев в контрольно-измерительной аппаратуре, причинами которых были «радиовспышки» - именно так в Британии 1950-х называли ЭМИ.

В октябре 1944 года появились любопытные свидетельства о продолжительном сбое в берлинской телефонной системе, являвшейся на тот момент самой передовой в мире. В официальном сообщении германские власти заявляли, что это была авария, вызванная бомбардировками, однако отсутствие телефонной связи продолжалось не менее 60 часов - намного дольше, чем обычно требовалось для устранения неполадок такого рода. Во время этого октябрьского «телефонного молчания» даже из шведского министерства иностранных дел не могли дозвониться в свое берлинское представительство. Интересно отметить, что в ходе ожесточенных боев за Берлин в апреле 1945 года городская телефонная связь работала практически безупречно. Поэтому вполне разумным выглядит предположение, что октябрьские сбои были вызваны именно ЭМИ.

Необходимость создания некоего экранирующего оборудования, способного защитить тонкую электронную аппаратуру от губительного воздействия ЭМИ, может служить объяснением того факта, что следующие возможные испытания состоялись лишь в марте 1945 года под Ордруфом в Тюрингии. Предположительно, там испытывалась очень небольшая бомба «форсированного ядерного деления», по своему действию подобная послевоенному тактическому ядерному оружию.


V-2 с радиоактивным или химическим грузом

Эта значительно измененная версия «V-2» вместо осколочно-фугасной боеголовки, обычно устанавливаемой в носовой части, была оборудована центральным грузовым отсеком для радиоактивных отходов или нервно-паралитических отравляющих веществ. (Возможно, что некоторые «V-2», намеренно выведенные из строя и впоследствии обнаруженные на подземном заводе под Лезе, принадлежали именно к этому типу.)

Заключительные предположения

Возможно, истинная история германских ядерных исследований так навсегда и останется тайной - это слишком обширная и в высшей степени запутанная тема, которая постепенно все глубже оказывается погребенной под многочисленными слоями самых невероятных предположений и догадок. Самые категоричные мнения по этому вопросу выглядят маловероятными и неубедительными, но и официальная точка зрения не лишена неясностей и противоречий. Возможно, главными требованиями для изучения этого вопроса являются здоровый скептицизм и восприимчивый ум.

Все за годы войны нацисты смогли создать шесть сверхтяжелых самоходных мортир, при помощи которых (в том числе) они надеялись сокрушить Советский Союз и коалицию. Каждая мортира получила название в честь бога из скандинавской мифологии: «Балдур», «Вотан», «Тор», «Один», «Локи» и «Циу». Было так же еще одно орудие, которое называлось «Фенрир», однако в отличии от шести вышеупомянутых оно было экспериментальным.


Первая мортира была создана перед нападением гитлеровской Германии на Францию в 1937 году. В техническом задании для конструкторов чудовищной пушки требовалось создать орудие, которое могло бы пробивать укрепления с толщиной бетонных стен до 9 метров. Как несложно догадаться, Гитлер собирался сокрушить сеть укреплений под названием «Линия Мажино».

Первый образец весил 54.4 тонн. Испытания выявили множество недостатков у 600-мм орудия. Во-первых, пушка оказалась слишком тяжелой для того времени, что негативно сказывалось на вопросе транспортировки. Во-вторых, била мортира всего на километр. Четырёхтонный снаряд, как, оказалось, подчинялся законам физики, а не воспалённым амбициям нацистов. По итогам испытаний мортиру доработали. Общую массу сократили, орудие поставили на самоходный лафет, а самое главное, срезали почти в два раза вес боеприпаса.

До немецких конструкторов никто не создавал орудий подобного масштаба. Это была поистине чудовищная техника! Только вдумайтесь в эти цифры: лафет орудия должен был выдерживать нагрузку от отдачи в 700 тонн. В движение установка приводилась бензиновым или дизельным двигателем, при этом за один час установка «съедала» 175 литров бензина или 120 литров дизельного топлива. Баки при этом были рассчитаны на 1200 литров. Этого хватало на поездку в 42 км на бензине и примерно на 60 км при езде на дизеле.

Нетрудно догадаться, что ездили мортиры не очень быстро. В зависимости от трансмиссии и почвы скорость составляла от 6 до 10 км\ч. При этом, существовал строгий запрет на движение по мягкой почве. В ней мортиры моментально вязли и теряли гусеницы.


Разобравшись со всем этим, закономерным будет вопрос о том, как же стреляло такое чудовище? Здесь мортира действовала по принципу «редко, но метко» или скорее «очень редко, но очень убойно». Орудие в среднем делало всего 1 выстрел в 10 минут. Мортиры пользовали снаряды трех типов: фугасные массой до 1.25 тонны, легкие бетонобойные массой 1.7 тонны и тяжелые бетонобойные массой 2.17 тонны. Особенностью бетонобойных снарядов было то, что летели они по очень, очень крутой траектории на втором участке пути, разгонялись исключительно за счет силы тяжести.


Подвозить боеприпасы такой массы к мортире обычные грузовики не могли. Поэтому немцы приспособили в качестве грузовика средний танк Pz.Kpwf. IV Ausf. E. У машин снимали башню и заменяли ее грузовым лотком на 4 мортирных боеприпаса. Каждому орудию полагалось два таких танка-грузовика. Механизм опускания/подъема мортиры работал от главного двигателя. Общий расчет орудия составлял из 21 человека: командира, 18 канониров и 2 водителей.


Более того, каждой батарее мортир (коих было всего 2) полагалось 14 мотоциклов (по 2 с колясками), 6 автомобилей-внедорожников, 5 легковых автомобилей, две машины связи, 8 трейлеров с прицепами, 8 тяжелых полугусеничных тягачей, 4 уже упомянутых машины заряжания. Всего в батарее при этом состояло 160 солдат и офицеров.


Нетрудно догадаться, что в Рейхе супермортиры были военной тайной. Так, например, в справочнике «Германские вооруженные силы» изданием от 1941 года эти чудища назывались «изделие 040 с тяжелой бетонобойной гранатой». Только 9 сентября 1942 года немецкий журнал «Die Wehrmacht» впервые получил возможность опубликовать две фотографии «Тора» и несколько рисунков супермортир. Кстати, после этого прозвищем «Тор» стали обозначать все 60-см мортиры. В Советском Союзе же, с 1944 года подобную технику обозначали, как СУ-600.


Хотя Гитлер хотел использовать мортиры для уничтожения «Линии Мажино», все семь штук были готовы только к августу 1941 года (хотя готовые 4 орудия успели пострелять еще в первый же день войны). К вторжению во Францию орудия опоздали на 2 года, а потому и крещение огнем проходили уже на Восточном фронте в боях с Красной Армией. Первые четыре мортиры применили еще на «Линии Молотова» для уничтожения советских дотов. Разбили мортиры на две батареи. Первая из 4-х орудий поддерживала Группы армий «Юг». Вторая батарея, в которую вошли «Тор» и «Один» были отправлены нацистами для усиления Группы армий «Центр». Мортиры успели применить на осаде Брестской крепости.

В первом бою должно было принять участие две мортиры, но у одной слетела гусеница на разгрузке, так что о бое речи не шло. Единственная стрелявшая мортира метнула 4 снаряда в сторону советских позиций. Сразу после этого, 2 мортиры отправили с фронта обратно в Германию. Командование немецких войск указало, что пока им такая проблемная техника не нужна для войны с Советским Союзом.

Мортиры «Тор» и «Один» сделали первые залпы 22 июня. «Тор» пустил 3 снаряда. «Один» -четыре. Замолчали обе мортиры после того, как в стволах застряли дефектные боеприпасы. На обезвреживание ушел целый день. На следующий день «Один» пустило 7 снарядов, а «Тор» молчал по причине поломки. Утром 24 июня «Тор» пустил 11 снарядов, «Один» - 6.

В ходе обстрела Брестской крепости командование армии потребовало от артиллеристов отчёт об эффективности огня установок. Артиллеристы заявили, что стрельба была убийственно эффективной. Однако, когда нацисты все-таки взяли Брест окончательно, выяснилось, что ни один из выпущенных снарядов не смог попасть по укреплениям Брестской крепости, два снаряда и вовсе не разорвались, зато они оставляли в грунте воронки шириной 15 метров и глубиной 3 метра, а также поднимали облако пыли и дыма высотой около 170 метров.


В последствии мортиры успели побывать еще под Севастополем, где они выпустили 122 снаряда, из которых 40% не разорвались или распались на крупные куски вместо взрыва. К негодованию нацистов севастопольские укрепления не понесли таких разрушений, на которых они рассчитывали. Те немногочисленные снаряды, что смогли поразить стены бункеров, чаще всего оставляли в лучшем случае небольшие трещины.


Эффективность мортир была настолько сомнительной, что советское командование до самого конца отказывалось верить в то, что немцы используют настолько неубедительное оружие. «Достучаться» до начальства солдаты и разведчики смогли только после того, как нашли осколки одного такого боеприпаса. Несмотря на массированный обстрел с использованием мортир-гигантов, немецкие артиллеристы не смогли полностью вывести из строя даже одну севастопольскую укрепленную батарею. В ходе обстрела была разрушена лишь одна башня, но в целом укрепление устояло.


Впоследствии орудия использовались для подавления восстания в Варшаве. Несколько из них были отправлены на второй фронт для обороны Нормандии от коалиции. Впоследствии, несколько мортир было захвачено и уничтожено союзниками, другие были уничтожены или взяты в качестве трофеев Красной Армией. Судьба седьмой мортиры, экспериментального орудия «Фенрир» - неизвестна.