Су 33 технические характеристики. Проекты и модификации

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Су-33 (заводской шифр Т-10К; ранее известный как Су-27К; по кодификации НАТО: Flanker-D) - советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова.

Палубный истребитель Су-33 предназначен для противовоздушной обороны корабельного авианосного соединения, обеспечения действий других видов авиации ВМФ, ведения воздушной разведки. Создан на базе истребителя Су-27. Су-33 - первый отечественный корабельный истребитель горизонтального взлета и посадки. В настоящее время это единственный самолет данного типа, имеющийся на вооружении ВМФ России. В 1973 году ОКБ П.О.Сухого предложило для перспективного многоцелевого авианосца, создававшегося по проекту 1160, семейство палубных самолетов «Буран», выполненное на основе истребителя Су-27.

В том же 1983 году в ОКБ им. П.О.Сухого приступили к оценкам возможности использования истребителя Су-27 с палубы авианосца (тогда же был заложен и первый корабль пр. 1143.5). Полномасштабные работы по созданию специализированной палубной модификации Су-27 (Т-10К) развернулись через год под руководством главного конструктора К.Марбашева. Общее руководство программой осуществлял генеральный конструктор М.П. Симонов. Эскизный проект Т-10К был защищен в 1984 году.

Первый полет опытного самолета корабельного базирования Т10-К1, состоялся 17 августа 1987 г. Машину пилотировал летчик-испытатель В.Г.Пугачев. В том же году был построен второй прототип, Т10К-2. 1 ноября 1989 года этот истребитель, впервые в истории русского флота, выполнил горизонтальную посадку с использованием аэрофинишера на палубу корабля - тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси». В этом историческом полете самолет пилотировал летчик-испытатсль В.Г.Пугачев, а 21 ноября он впервые посадил Т10-2 на палубу крейсера в ночных условиях. В декабре 1991 г. ТАВКР, уже переименованный в «Адмирал Флота Советского Союзе Кузнецов», совершил переход из Севастополя в Североморск, вступив в состав Северного флота России. К кораблю был приписан истребительный авиаполк ВМФ, получивший на вооружение 24 истребителя Су-27К первой серии. В октябре 1994 года Государственные испытания самолета были завершены и он под обозначением Су-33 был принят на вооружение.

Т-10К-1 в воздухе



Су-33 создан на базе многоцелевого истребителя Су-27. Он является первым в мире серийным самолетом, выполненным по схеме «горизонтальный интегральный триплан», сочетающей нормальное горизонтальное оперение с передним горизонтальным оперением (ПГО), которое установлено в зоне замыкающего шпангоута головной части фюзеляжа. По сравнению с «сухопутным» прототипом вместо флаперонов применен двухсекционный закрылок, способствующий уменьшению посадочной скорости. Приняты меры по увеличению коррозионной стойкости.

Конструкция основных элементов планера корабельного истребителя по сравнению с самолетом наземного базирования усилена. Высота килей несколько уменьшена. Консоли крыла и горизонтальное оперение выполнены складывающимися (посредством гидравлического привода, повоpот осуществляется нa угол 135°), что значительно уменьшает габариты самолета при стоянке на палубе или в ангаре. Для этой же цели носовой радиопрозрачный обтекатель и законцовка центральной балки при стоянке могут откидываться вверх.

В отличие от Су-27 консоли цельноповоротного основного rоpизонтального оперения могут отклоняться на всех скоростях полета только совместно (на угол - 7°/+70°). По сравнению с Су-27 на корабельном самолете усилено шасси. Основные опоры оснащены колесами уменьшенного диаметра (1030 х 350 мм), носовая опора имеет два колеса (620 х 180 мм) и может поворачиваться на угон ±60°, что обеспечивает повышенную маневренность самолета на палубе. Давление в пневматике по сравнению с Су-27 повышено. В кабине самолета установлено усовершенствованное катапультное кресло К-36К, спинка которого наклонена на угол 30°, что позволяет летчику легче выдерживать перегрузки при ведении маневренного воздушного боя.

Силовая установка. Два ТРДДФ АЛ-31Ф(2 х 12500 кгс) или АЛ-31К(2 х 13300 кгс). Су-33 может оснащаться подвесными топливными баками. Убирающаяся в нерабочем положении Г-образная штанга дозаправки топливом в полете расположена в передней части фюзеляжа, слева от кабины летчика. Роль самолета-заправщика может выполнять другой истребитель Су-33 с подвесным контейнером (способен передать в воздухе до 6000 кг топлива).

Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10К включает систему автоматического управления с автоматом тяги двигателей, обеспечивающую полет с коррекцией координат oт систем спутниковой навигации и дальней радионавигации, возвращение к кораблю и заход на посадку в автоматическом режиме с использованием корабельной системы «Резистор-К-42» (посадка возможна при метеоминимуме 30х400 м, а также полностью автоматический заход на посадочную полосу вплоть до касания).

В кабине летчика вместо стандартного для Су-27 индикатора прямой видимости (ИПВ) установлен многофункциональный индикатор на ЭЛТ, на который может быть выведена навигационная, тактическая и прицельная информация, а также информация о состоянии бортовых систем самолета.

Кабина оборудована пилотажно-навигационными приборами, позволяющими выполнять боевую задачу днем и ночью в любых метеоусловиях, а также системой отображения информации на фоне лобового стекла. Катапультируемое кресло К-36 обеспечивает спасение экипажа на любых высотах и скоростях, в том числе и при их нулевых значениях. Пилот самолета имеет противоперегрузочный костюм ППК-15, позволяющий ему эффективно работать при перегрузках до 10ц. На самолете применена нашлемная система целеуказания типа НСЦ-1. Эта система осуществляет захват головками самонаведения ракет цели, на которую направлен визир, закрепленный на шлеме пилота. Летчики, пилотировавшие Су-33, положительно отзываются о его пилотажных и взлетно-посадочных характеристиках. Самолет не имеет аналогов среди зарубежных машин и значительно превосходит истребители Р-14 и Р-18 - основные палубные истребители ВМФ и корпуса морской пехоты США.

Су-33 - самый дальнобойный и мощный в мире истребитель корабельного базирования.
Производят его в Комсомольске-на-Амуре, где до 2015 года уже выпущено более 2000 самолетов брэнда «Сухой». В 2015 году этот палубный истребитель намерен сохранять позиции по зарубежным поставкам. В России он признан как один из приоритетных направлений развития морской палубной авиации в 2015 году.

Кабина Су-33

Су-33УБ


(заводской шифр Т-12УБ; ранее был известен как Су-27КУБ) - двухместный (кресла в ряд) учебно-боевой палубный истребитель четвёртого поколения с передним горизонтальным оперением (ПГО), созданный на основе палубного истребителя Су-33.
Одной из главных особенностей самолёта Су-33УБ является нестандартное для учебно-боевых машин расположение экипажа - бок о бок, благодаря чему улучшилось взаимодействие лётчиков во время полёта и обеспечился лучший обзор вперед-вниз, чем у традиционных учебно-боевых самолётов, что очень важно для посадки на палубу авианосца. Вход в кабину осуществляется через нишу в передней стойке шасси.



Основные летно-технические характеристики:
Длина самолета - 21,2 м,
Размах крыла - 15,9 м,
Вес пустого - 10,700 кг, топлива - 4,600 кг, максимальный взлетный 38,800 кг, боевой нагрузки - 8,000 кг
Максимальная скорость у земли - 1300 км/ч, на высоте - 2120 км/ч,
Потолок - 17,000 м,
Дальность полета - 3200 км.
Экипаж, чел.- 2
Вооружение самолета: авиапушка ГШ-30−1 (150 снарядов). Бомбы калибром до 500 кг и блоки НАР общей массой до 8000 кг. Управляемые ракеты «воздух-воздух» Р-27, Р-73. Был оснащен БРЛС «Сокол» («Жук-МСФ») с пассивной фазированной антенной решеткой, что позволяло интегрировать широкую номенклатуру управляемых ракет «воздух-земля», «воздух-корабль».

Памятник Су-33, открытый в Комсомольске-на-Амуре на территории авиационного завода.

Палубная авиация России невелика. Однако она уже успела доказать свою боеспособность и возможность эффективно решать боевые задачи. Её основа – многоцелевой истребитель Су-33, разработанный в 80-е годы на основе знаменитого самолета Су-27.

Конструкторам, не имевшим опыта создания палубной авиации, удалось создать отличный истребитель, не теряющий боевых качеств даже спустя 30 лет. Он пережил трудные постсоветские годы, позволил сохранить опыт эксплуатации подобных самолётов, продемонстрировал ударные возможности, и продолжает модернизироваться. Су-33, безусловно, стал выдающимся достижением авиастроения.

История создания

Первенцем советских палубных самолётов стал Як-38. Эти штурмовики вертикального взлёта базировались на авианесущих крейсерах типа «Киев». Они оказались не слишком удачными – отсутствие бортового радара, малый боевой радиус и высокая аварийность привели к началу снятия Яков с вооружения ещё в 80-е годы. Но накопленный опыт эксплуатации был всё же положительным и позволил приступить к проектированию следующего поколения палубных самолётов, учитывая ошибки.

Первоначально основу авиагруппы нового проектируемого авианосца должны были составить и ударные самолёты на базе Су-24. КБ Сухого, однако, предложило начать разработку палубного самолёта на основе перспективного истребителя Су-27.

Первые проекты Су-27К (так тогда обозначался истребитель) предусматривали взлёт с использованием катапульт, но уже в 1981 году было решено, что будущий авианосец катапультами оснащаться не будет. Это поставило перед конструкторами новую проблему – необходимость обеспечить взлёт тяжёлого истребителя с трамплина.

В 1982 году на полигоне крымского аэродрома Саки, оснащённом учебным трамплином, начались испытания.

Пока что в них участвовал самолёт Т-103 (прототип Су-27). А постановление о начале разработок будущего Су-33 вышло только в 1984 году.

Опытный самолёт Т-1025 ещё не был «настоящим» Су-33. Это был серийный «двадцать седьмой», оснащённый, в частности, усиленным шасси и посадочным крюком. Он проходил испытания в течение 1984 года, пока в ноябре не разбился из-за неисправности. Лётчик при этом успешно катапультировался. Следующий прототип, собранный в 1986 году, отличался наличием переднего горизонтального оперения, его должны были устанавливать на все Су-33. Наконец, на самолёте Т-10К2 появились и складывающиеся крылья.

Осенью 1989 года в море вышел авианесущий крейсер, называвшийся в то время «Тбилиси». Немедленно начались испытательные полёты Су-27К и МиГ-29К. А 1 ноября Су-33 под управлением Виктора Пугачёва впервые произвёл посадку на авианосец. На следующий день истребитель впервые взлетел с настоящего палубного трамплина. В том же 1989 году началось серийное производство самолётов.

Конструкция

Су-33 – двухмоторный самолёт нормальной аэродинамической схемы, с двухкилевым хвостовым оперением. Одной из основных инженерных особенностей Су-33, отличающей его от Су-27, стало переднее горизонтальное оперение. Появилось оно для того, чтобы утяжелённый, по сравнению с оригинальным образцом, самолёт смог сохранить продольную устойчивость особенно при малых скоростях.

Неожиданным побочным эффектом от установки ПГО стало увеличение подъёмной силы.

После этого переднее оперение появилось и на модернизированных машинах Су-27. Другими отличиями стали усиленное шасси и увеличение массы, как самого самолёта, так и его боевой нагрузки. Помимо такого очевидного отличия, как наличие складывающихся крыльев, изменилась и их механизация.

За носовым обтекателем истребителя расположен радиолокационный комплекс РЛПК-27К, оснащённый допплеровской РЛС. Там же находится оптико-электронная прицельная система ОЭПС-27К, в состав которой входят теплопеленгатор, лазерный дальномер и баллистический вычислитель. Герметизированная кабина Су-33 размещена в головной части фюзеляжа, за отсеком с антенной РЛС и блоками прицельной системы. Кресло лётчика – катапультируемое, модели К-З6ДМ. Оно комплектуется радиомаяком и аварийным запасом.

Радиоэлектронное оборудование разместили под кокпитом и в отсеке за кабиной. В пространстве за кабиной находится и боекомплект пушки. Сама пушка размещена в правом наплыве крыла. Левый наплыв отведён под прочие агрегаты.

Два турбореактивных двигателя марки АЛ-31Ф3 отличаются от стандартных агрегатов наличием особого режима тяги. Он необходим для того, чтобы истребитель мог взлетать с трамплина даже с полной боевой нагрузкой. Гондолы с двигателями находятся под корпусом самолёта и относятся к хвостовой части фюзеляжа.

Запуск двигателя производят газотурбинные стартеры.

Воздухозаборники регулируются при помощи подвижных панелей. При взлёте и посадке каждый воздухозаборник автоматически перекрывается защитной панелью из титана.

Передний топливный бак размещён в средней части фюзеляжа над воздухозаборниками двигателей, задний – в центральной балке фюзеляжа за отсеком для оборудования. Общая ёмкость баков 12100 литров керосина. Для дозаправки в воздухе самолёт оснащён выдвижной штангой-топливоприёмником. А при установке подвесного агрегата УПАЗ-1К Су-33 сам может выполнять функцию топливозаправщика. В качестве камуфляжа на Су-33 обычно используется трёхцветная окраска серо-голубых оттенков.

Эксплуатация

Распад СССР привёл к сворачиванию программы строительства авианосного флота, и «Адмирал Кузнецов» остался единственным подобным кораблём в России. Соответственно сократился и выпуск истребителей Су-33. Впрочем, от МиГ-29К решили вообще отказаться.

В первой половине 90-х годов самолёты медленно проходили государственные испытания, демонстрировались на парадах и выставках, а в 1995 году вместе с «Кузнецовым» впервые вышли в боевой поход. Официальное принятие на вооружение, однако, произошло только в 1998 году. Из выпущенных 26 машин на авианосце базируются 10, остальные вошли в состав 279 истребительного полка Северного Флота.

С 2002 года производится модернизация истребителей до стандарта Су-33М.

При этом устанавливаются новые двигатели с повышенным ресурсом, модернизируются навигационные и прицельные комплексы. Боевое крещение Су-33 получили в 2016 году в Сирии. Самолёты из авиагруппы «Адмирала Кузнецова» наносили удары по наземным силам террористов.

Вооружение Су-33

Встроенное вооружение истребителя – 30мм автоматическая пушка ГШ-30-1 с боекомплектом в 150 выстрелов. Для поражения воздушных и небронированных наземных целей используются осколочно-фугасно-зажигательные снаряды. Для борьбы с легкобронированной техникой могут применяться бронебойные снаряды. Темп стрельбы достигает 1500 выстрелов в минуту. Уникальной особенностью пушки является водоиспарительное охлаждение ствола.

Для борьбы с воздушными целями истребитель может нести до восьми ракет Р-27 средней дальности. Дальность пуска новейших модификаций ракет доходит до 110 км, максимальная скорость преследуемой цели – 3500 км/ч. Другой вариант боевой загрузки – до шести ракет малой дальности Р-73 с дальностью пуска до 40 км.

Для поражения наземных целей и оказания огневой поддержки дружественных войск Су-33 может нести до 80 неуправляемых 80мм ракет С-8 (в блоках по 20 ракет), либо до 20 штук 122мм ракет С-13 (в блоках по пять ракет), либо 4 ракеты С-25 калибра 266мм.

Мощность боевой части ракет С-25 позволяет уничтожать взлётно-посадочные полосы и полевые укрепления.

Наносит бомбовые удары истребитель с помощью свободнопадающий бомб, как правило, фугасных. 500-кг бомбы могут подвешиваться в количестве до 8 штук, 100-кг – до 32-х. Наконец, в комплекс вооружения входят противокорабельные ракеты «Москит» или «Оникс».

Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами

Сопоставим ТТХ Су-33 с некоторыми аналогичными самолётами. Для наглядности возьмём уже снятый с вооружения истребитель ПВО F-14 (с оглядкой на который Су-33 и создавался), нынешний основной палубный самолёт США F/A-18 и перспективный F-35С.

Су-33 F-14 Tomcat F/A-18 Super Hornet F-35С Lightning II
Практический потолок, км 17000 16150 15240 18200
Максимальная скорость, км/ч 2300 2485 1915 1930
Дальность полёта, км 3000 2960 2003 2520
6500 6500 8000 9100

Итак, отечественная машина практически не уступала F-14, а вот F/A-18, уступая российскому самолёту по лётным качествам, превзошёл его по мощности вооружения. Надо иметь в виду, что “Super Hornet” изначально задумывался, как многоцелевой самолёт с возможностью использования в качестве ударного. А по размерам и массе он меньше чем Су-33, и меньше F-14, который он заменил.

А вот F-35 получил не только больший боевой радиус, но и ещё более мощное ракетно-бомбовое вооружение. При этом встроенной пушкой новый истребитель-бомбардировщик не обладает, она устанавливается в подвесном контейнере. На сегодняшний день самолетами F-35 вооружена только одна эскадрилья, проходящая подготовку. Интересно, что Су-33, в отличие от того же F-14, создавался на основе существующего проекта «сухопутного» истребителя.

В 2010-е годы «монополия» Су-33 несколько пошатнулась.

В палубную авиацию вернулся МиГ-29К, от завершения разработки которого отказывались в 90-е годы. Зато МиГом заинтересовалась Индия, и благодаря индийским заказам конструкторам удалось не только завершить создание самолёта, но и модернизировать его. Теперь на него обратил внимание и российский флот.

Меньшие размеры и масса МиГа позволяют увеличить размеры авиагруппы. Но это не значит, что Су-33 сойдёт со сцены. Имея больший боевой радиус и более мощное вооружение, он останется в качестве ударного самолёта.

Видео про СУ-33 в игре

Су-33 (Т-10К, Су-27К; по кодификации НАТО: Flanker-D ) — советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Петровича Симонова.

Глубокой модификацией истребителя Су-27 стал корабельный самолет Су-27К , опытно-конструкторские работы по которому велись на МЗ им. П.О.Сухого параллельно с проектированием "сухопутного" многоцелевого истребителя Су-27М с начала 80-х гг. В это время в СССР приступили к реализации программы создания тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) проекта 1143-5, призванного обеспечить противовоздушную оборону корабельных соединений ВМФ в мировом океане.

Наряду с корабельной модификацией истребителя МиГ-29, Су-27К должен был стать первым отечественным боевым самолетом, способным осуществлять взлет с палубы корабля и посадку на нее обычным способом, т.е. с разбегом и пробегом. До этого в составе ВМФ страны не было ни летательных аппаратов подобного типа, ни кораблей, способных их принимать. А на вооружении ВМС ведущих военно-морских держав мира тогда уже находилось более двух десятков авианосцев. США располагали 16 кораблями (в т.ч. шестью атомными), каждый из которых имел на борту по 70-80 летательных аппаратов - штурмовиков А-6Е и А-7Е, истребителей-штурмовиков F/A-18, истребителей F-14, противолодочных самолетов S-3 и самолетов радиолокационного дозора и наведения Е-2С, взлетавших с палубы при помощи паровых катапульт, а также вертолетов различного назначения.

Конструкция

Истребитель Су-33 создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения и имеет интегральную компоновку. Трапецевидное крыло, имеющее развитые наплывы и плавно сопрягающееся с фюзеляжем, образует единый несущий корпус.двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами находятся в разнесенных мотогондолах, что снижает их взаимное влияние. Воздухозаборники двигателей размещены под центропланом. Переднее горизонтальное оперение установлено в наплывах крыла и увеличивает как маневренные характеристики самолёта, так и подъёмную силу планера, что очень важно для палубного истребителя.

Крыло и оперение

Крыло истребителя Су-33 выполнено трапецевидным, стреловидность по передней кромке равна 42,4°, консоли крыла набраны из профилей П44М. Площадь крыла составляет 67,84 м², размах крыла - 14,7 м (при подвесках ракет или оборудования на его законцовках - 14,948 м). Широко применена механизация крыла, она представлена флаперонами площадью 2,4 м², выполняющими функции закрылков и элеронов, двухсекционными закрылками площадью 6,6 м² и трехсекционным поворотным носком площадью 5,4 м². Хвостовое горизонтальное оперение состоит из двух цельноповоротных дифференциально отклоняющихся консолей стабилизатора. Размах заднего горизонтального оперения составляет 9,9 м, площадь равна 12,3 м², профиль стабилизатора - С9С. Переднее горизонтальное оперение также выполнено цельноповоротным. Угол стреловидности ПГО составляет 53,5°, размах консолей составляет 6,43 м, площадь оперения равна 2,99 м². Вертикальное оперение самолёта представляет собой два трапецевидных киля с углом стреловидности по передней кромке 40° и площадью 15,1 м². Кили имеют профиль У3 и установлены без развала, каждый киль оснащен рулем направления с площадью 3,49 м².

Крыло истребителя выполнено складывающимся, что позволяет разместить большее количество самолётов на палубе и в ангарах авианосца. Заднее горизонтальное оперение изначально было выполнено нескладывающимся, ширина самолёта при этом составляла 9 м, что было на 1,2 м больше, чем у конкурента МиГ-29К. С применением складывающегося горизонтального оперения ширина самолёта уменьшилась до 7,4 м, что даже на 0,4 м меньше, чем у МиГ-29К.

Воздухозаборники и двигатели

Истребитель оснащен регулируемыми воздухозаборниками, что позволяет ему развивать скорость, более чем в 2 раза превышающую скорость звука. Воздухозаборники размещены под наплывами крыла и оснащены защитными решётками, предотвращающими попадание посторонних предметов в двигатель на взлетно-посадочных режимах. Защитные устройства представляют собой перфорированные титановые панели с большим числом отверстий диаметром 2,5 мм. Они работают в автоматическом режиме - опускаются с убиранием шасси и поднимаются с его выпуском.

Истребители Су-33 оснащаются двумя двухконтурными турбореактивными двигателями с форсажными камерами АЛ-31Ф серии 3 производства НПО «Сатурн». От базового двигателя АЛ-31Ф их отличает повышенная до 12800 кгс тяга. ФГУП ММПП «Салют», занимающееся разработкой и модернизаций авиационных двигателей, на своем официальном сайте в разделе модернизированного двигателя АЛ-31Ф-М1 использует фотографию хвостовой части Су-33, что может говорить о применении этих двигателей на данном истребителе. Двигатели АЛ-31Ф-М1 являются дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф, имея при этом тягу 13500 кгс, что на 1000 кгс больше, чем у базового АЛ-31Ф и на 700 кгс больше, чем у АЛ-31Ф серии 3. Также новый двигатель обладает увеличенным межремонтным ресурсом и сниженным расходом топлива.

Особенности Су-33

При сохранении всех достоинств базового истребителя Су-27, палубный истребитель Су-33 обладает рядом особенностей, среди которых:

  • улучшение несущих свойств крыла на взлетно-посадочных режимах за счёт увеличения площади, применения механизации и ПГО
  • увеличение тяговооруженности самолёта для обеспечения безопасного короткого взлета с палубы и ухода на второй круг при посадке в случае незацепления за аэрофинишер
  • усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями
  • установка убираемой штанги дозаправки в воздухе, обеспечена возможность подвески УПАЗ-1К для дозаправки другого самолёта топливом, для увеличения боевого радиуса и времени патрулирования
  • применение пилотажно-навигационного оборудования для захода на посадку на палубу авианосца
  • обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами
  • увеличение числа одновременно подвешиваемых УРВВ для повышения боевого потенциала самолёта в одном боевом вылете
  • складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снизить габариты самолёта и увеличить их общее число в ангарах и на палубе авианосца
  • применение защиты от коррозии конструкции и систем самолёта для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата
  • возможность эффективной работы по надводным целям

В ходе рабочего проектирования конструкция Су-27 потерпела ряд значительных изменений, наиболее значимым стало применение переднего горизонтального оперения, что было вызвано необходимостью обеспечения продольной статической неустойчивости самолёта, который с ростом массы БРЛС почти на 200 кг и смещением центра масс мог стать статически устойчивым. В результате испытаний Т-10-24 с передним горизонтальным оперением выяснилось, что с его применением значительно растет подъёмная сила планера, после чего было решено использовать ПГО как неотъемлемый элемент конструкции всех будущих модификаций истребителя Су-27.

Технические характеристики

Видео

Одиннадцать лет прошло с первого взлета Су-33 до принятия его на вооружение за два года до начала XXI века. Разрабатываемая ОКБ Сухого модель палубного истребителя четвертого поколения, прозванного в НАТО «Удар во фланг» (Flanker-D), имела лучшие характеристики по сравнению со стоявшим на вооружении МиГ-29К в части большей грузоподъемности и дальности полета. Также самолет мог дозаправляться в воздухе и за счет подвесного контейнера с топливом заправлять другие военные самолеты России.

Для чего он создавался? Основная цель, для которой создавался палубный истребитель Су-33 - контроль воздушного пространства вокруг корабля-матки и «работа» по надводным объектам противника. Крылья и хвост сделаны складывающимися, чтобы истребитель занимал как можно меньше места на корабле. Его автоматически включающиеся воздухозаборники дают возможность достигать скорости вдвое большей, чем скорость звука.

«Адмирал Кузнецов» и Су-33

Так назывался авианосец. Осенью 1989 года палубный истребитель Су-33 (в то время именовавшийся Су-27К) исполнил премьерный старт (и удачно аэрофинишировал на его палубе) с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (далее по тексту ТАКР «АК»). Который назван так в честь командующего ВМФ СССР с 1939 по 1955 год (с небольшим перерывом) - 14 лет.

России - СУ-27К и Су-33 - проектировались и создавались под проект создания тяжелых с прицелом на возможное строительство и авианосцев. Но распад СССР не позволил этим планам осуществиться. В военно-морских силах России имеется только один корабль такого рода - ТАКР «АК».

Преимущества самолета

По сравнению с Су-27, истребитель Су-33 лучше вооружен (больше места для оружейных подвесок) и более эффективно «работает» по поверхности моря. После модернизации модели до 33М:


Другие особенности

Самолет Су-33 имеет (дополнительно к перечисленным выше особенностям) модернизированный двигатель АЛ-31Ф-М1, «наплыв» крыла, а вместо тормозного парашюта - посадочный гак, оборудованный специальной сигнализацией для «посадочной» команды ТАКР «АК». Вооружение на истребителе размещается на двенадцати пилонах, 8 из которых закреплены под крыльями, а остальные - на корпусе тяжелого истребителя. В бою с самолетами и вертолетами применяются пушка и ракеты как ближнего боя (неуправляемые), так и управляемые - самонаводящиеся на «тепло» и по локатору. При атаке на надводные цели также может применяться пушка, различного веса неуправляемые бомбы (прицеливание автоматическое, высокоточное) и противокорабельные управляемые ракеты.

Истребитель-бомбовоз

Высокоманевренный и скоростной тяжелый истребитель Су-33, если понадобится, очень быстро и легко переформатируется во вместительный бомбовоз. Если исключить или сильно ограничить ракетное вооружение, то на своих подвесках и балочных держателях (как одно-, так и многозамковых) он способен нести и сбросить на корабль (и с большой долей вероятности попасть в него) 4 тонны бомб ФАБ-500 или 7 тонн ФАБ-250. К сожалению, «умные» бомбы в боекомплект Су-33 не входят. Но при модернизации его до 33М существенно улучшен прицел для бомбометания.

Летно-технические характеристики


Су-33: обзор вооружения

Су-33 - это ПВО корабля-матки. Он базируется на ТАКР «КА» и «сухопутных аэродромах», имеет следующее вооружение (в наибольшей комплектации вес - до 6,5 тонны) и защитное оборудование:

Летные происшествия

Су-33 - надежный самолет. За тридцать лет произошло только восемь аварий, а фактически четыре, так как остальные произошли при испытательных полетах и «доводке» самолета до принятия его на вооружение. А из оставшихся четырех в двух случаях имел место обрыв троса, которым тормозят палубный истребитель Су-33 (корабельное оборудование), а в двух других - ошибка при пилотировании:

Самолет сегодня

Самолет Су-33 базируется на ТАКР «АК» (10 единиц) и на аэродроме морской авиации Северного Флота России (12 единиц). Таким образом, с учетом потерянных (4 единицы) в различных летных происшествиях всего серийным образом было собрано 26 многоцелевых всепогодных истребителей. Эти истребители наравне с комплексами ПВО наземного базирования обеспечивают противовоздушную оборону Кольской зоны российской Арктики.

Памятник

Летом 2013 года на территории авиазавода (Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край) был открыт памятник палубному истребителю Су-33. Самолет до середины последнего десятилетия прошлого века производился на этом заводе, а в нынешнем веке подвергся модернизации.

Изображенному на памятнике истребителю присвоен бортовой номер 70, под которым на авиашоу под Псковом выступал и погиб, пытаясь спасти самолет, генерал-майор Тимур Апакидзе.

На этом история данного самолета не заканчивается. Он принимал участие в военных действиях. Осенью 2016 года Су-33 в составе авиагруппы ТАКР «АК» наносили удары по террористам и мятежникам в провинциях Идлиб и Хомс (Сирия).

Самолет и культура

На данный момент «полетать» на Су-33 можно в авиасимуляторе «Диджитал Комбат Симулятор». Модель 33 имеет проработанную систему вооружения и физики полета. Также «протестировать» палубный истребитель можно в шестой части игры «Эйс Комбат».

Кроме того, данный истребитель можно встретить в аниме «Евангелион». Там он выполняет роль палубного истребителя флота Организации Объединенных Наций.