Второй этап сестринского процесса. Третий этап сестринского процесса – определение целей сестринского вмешательства Краткосрочные цели и долгосрочные 3 этап
На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной сестринской проблеме.
В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни.
Четвертый этап – реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам – младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя.
Сестринские вмешательства бываю 3 видов:
1. Зависимое вмешательство – выполнение под наблюдением врача и по назначению врача;
2. Независимое вмешательство – действие медицинской сестры по собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по организации досуга и т.д.
3. Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачами и другими специалистами.
Задача V этапа – определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости.
Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. В поисках ошибки необходимо еще раз поэтапно проанализировать все действия сестры.
Таким образом, сестринский процесс – необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи.
Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе.
ГЛАВА 3
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ.
Работа медицинских сестер на участке заключается в оказании помощи конкретным людям, семьям и группам людей в определении и достижении ими физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей среды, в которой они живут и работают. Это требует от медицинских сестер определенных функций, способствующих укреплению и сохранению здоровья, а также профилактики его отклонений. Должность медицинской сестры включает в себя планирование и осуществление ухода в период болезни и в период реабилитации, воздействуя не только на физические, но и на психологические и социальные аспекты жизни человека, составляющие его единое целое.
Медицинская сестра привлекает пациента, членов его семьи к самоуходу, помогая ему сохранить самостоятельность и независимость. Участие медицинской сестры в профилактической, лечкбно-диагностической и реабилитационной помощи не только в условиях поликлиники, но и что чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволяют обеспечивать большую доступность медико-социальной помощи в пределах своей компетенции.
Язвенная болезнь – это хроническое заболевание, которое длится месяцами, годами то, затихая, то, вспыхивая вновь. Чаще улучшение бывает зимой и летом, а ухудшение – весной и осенью. Эта болезнь поражает людей в наиболее активном, творческом возрасте, часто обусловливая временную, а порой и стойкую нетрудоспособность. Поэтому, грамотная систематическая работа медицинских сестер – важное звено в профилактике и лечении язвенной болезни.
Сестре очень важно знать психологию пациента, его окружение – родственников, семью, так как медицинская сестра является гостем в доме пациента и при оказании помощи может возникать масса этических моментов.
Знание факторов риска язвенной болезни позволяет проводить профилактику этого заболевания, сократить частоту обострений. У каждого человека свое представление о здоровье и болезни, и медицинская сестра должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. Понимание пациентом всех факторов, влияющих на развитие заболевания, изменение его отношения к собственному здоровью может быть целью сестринского вмешательства в профилактике язвенной болезни.
Для исследования были взяты пациенты, состоящие на диспансерном учете по поводу язвенной болезни. Всем пациентам проводилось общеклиническое обследование, которое включало сбор анамнестических данных и данных физического исследования.
Для изучения «качества жизни» пациентов было проведено анкетирование с помощью опросника SF-36 общего здоровья и психологического теста Шмишека. Все тестовые вопросы анкет по «качеству жизни» разделяют на группы соответственно категориям, формирующим понятие «общее качество жизни». В большинстве опросников таких категорий пять:
Общее субъективное восприятие своего здоровья;
Психическое состояние;
Физическое состояние;
Социальное функционирование;
Ролевое функционирование.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что у больных язвенной болезнью происходит снижение всех категорий «качества жизни», причем, в наибольшей степени – психологического состояния, ролевого функционирования и особенно физического состояния.
1.Из физиологических проблем у пациентов наиболее часто имеют место:
Боль (100%);
Изжога (90%);
Тошнота (50%);
Рвота (20%);
Запор (80%).
2.Из психологических проблем у пациентов наиболее часто встречаются:
Дефицит знаний об особенностях питания и образа жизни при своем заболевании (80%);
Угнетенность, апатия пациентов, связанная с дефицитом знаний о заболевании (65%);
Беспокойство по поводу исхода заболевания (70%);
Страх перед диагностическими исследованиями (50%).
Таким образом, становится очевидным, что показатель «качества жизни» является объективным критерием в течение язвенного процесса, позволяющим индивидуализировать лечение и уход.
Чаще всего пациенты не имеют реального представления о состоянии собственного здоровья, и медицинская сестра может повлиять на пациента, убедить его вести здоровый образ жизни, избегать факторов риска, которые могут привести к болезни.
Медицинская сестра уже во время первой беседы с пациентом должна очертить круг проблем, обсудить и наметить план дальнейшей работы. Задача медицинской сестры – сделать пациента активным борцом за поддержание и восстановление собственного здоровья. При этом действовать она должна так, чтобы цели ее деятельности были внутренне приняты пациентом.
Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по поддержанию и восстановлению здоровья пациента, его консультанта и непосредственного исполнителя всего, что нужно для достижения цели. Результат этой совместной деятельности медицинской сестры и пациента будет зависеть от уровня взаимопонимания во всем.
Виды и элементы целей сестринского ухода (вмешательств)
Постановка целей ухода необходима по двум причинам:
1. Определяется направление индивидуального сестринского вмешательства.
2. Используются для определения степени эффективности вмешательства.
Пациент активно вовлекается в процесс планирования целей. Одновременно медсестра мотивирует пациента на успех, убеждая его в достижении цели и вместе с пациентом определяет пути их достижения.
Для каждой доминантной потребности или сестринского диагноза записываются в плане сестринского ухода отдельные цели, которые рассматриваются как желаемый результат ухода.
По срокам существуют 2 вида целей: краткосрочные, которые должны быть достигнуты в течение недели и долгосрочные, которые достигаются после выписки из стационара.
Каждая цель в обязательном порядке включает 3 компонента:
1. Исполнение (глагол, действие).
2. Критерий (дата, время, расстояние).
3. Условие (с помощью кого- или чего-либо).
Например: пациент будет сидеть в постели с помощью подушек на 7-ой день.
Требования к постановке целей
1. Цели должны быть реальными, достижимыми.
2. Необходимо установить конкретные сроки достижения каждой цели.
3. Пациент должен участвовать в обсуждении каждой цели.
По срокам существуют 2 вида целей:
1. Краткосрочные, достижение которых осуществляется в течение одной недели и более.
2. Долгосрочные, которые достигаются в течение длительного периода, более недели, часто после выписки пациента из стационара.
Примеры целей
Краткосрочных:
1. У пациента К. не будет удушья через 20-25 минут.
2. Сознание пациента восстановится в течение 5 минут.
3. У пациента А. будет купирован болевой приступ в течение 30 минут.
4. У пациента Л. исчезнут отеки на нижних конечностях к концу недели.
Долгосрочных:
1. У пациента К. исчезнет одышка в покое к моменту выписки.
2. У пациента И. стабилизируются показатели АД к 10-му дню.
3. Пациент будет психологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА - ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЪЕМА СЕСТРИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
После формулировки цели по приоритетному диагнозу в сестринском плане ухода проводится планирование объема сестринских вмешательств. План сестринских вмешательств представляет собой письменное руководство, подробное перечисление специальных действий медсестры, необходимых для достижения целей ухода.
Различают 3 типа сестринских вмешательств: зависимые, независимые и взаимозависимые действия.
Зависимыми называются действия медсестры, выполняемые по назначению врача и под его наблюдением.
Независимые действия медицинская сестра осуществляет сама, в меру своей компетенции. К независимым относятся действия по наблюдению за реакцией на лечение, адаптацией пациента к болезни, оказанию доврачебной помощи, осуществлению мероприятий по личной гигиене, профилактике внутрибольничной инфекции, организация досуга, советы пациенту, обучение.
Взаимозависимыми называются действия медсестры по сотрудничеству с другими работниками с целью оказания помощи, ухода. К ним относятся действия по подготовке к участию инструментальных, лабораторных исследованиях, участие в консультировании: ЛФК, диетолога, физиотерапевта и др.
Требования к определению объема сестринских вмешательств:
1. Необходимо определить типы сестринских вмешательств: зависимые, независимые, взаимозависимые.
2. Планирование сестринских вмешательств осуществляется на основе нарушенных потребностей пациента.
3. При планировании объема сестринских вмешательств учитываются методы сестринских вмешательств.
Примеры сестринских вмешательств:
Зpависимые:
1. Выполнять назначения врача, докладывать об изменениях состояния здоровья пациента.
Независимые:
1. Наблюдать за реакцией на лечение, оказать доврачебную помощь, осуществить мероприятия по личной гигиене, проводить мероприятия по профилактике внутрибольничной инфекции, организовать досуг, дать советы пациенту, обучить пациента...
Взаимозависимые:
1. Сотрудничество с другими работниками с целью ухода, оказания помощи, поддержки.
2. Консультирование.
Методы сестринских вмешательств
Сестринская помощь планируется на основе нарушенных потребностей пациента с целью их удовлетворения, а не на основе медицинского диагноза, т.е. заболевания.
Методы сестринских вмешательств могут являться и способами удовлетворения нарушенных потребностей.
К методам относятся:
1. Оказание доврачебной помощи.
2. Выполнение врачебных назначений.
3. Создание комфортных условий для жизнедеятельности с целью удовлетворения основных потребностей пациента.
4. Оказание психологической поддержки и помощи.
5. Выполнение технических манипуляций.
6. Мероприятия по профилактике осложнений и укреплению здоровья.
7. Организация обучения и консультирования пациента и членов его семьи.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА СЕСТРИНСКИХ ВМЕШАТЕЛЬСТВ
Требования к реализации плана
Согласно определению ВОЗ этап реализации определяется как выполнение действий, направленных на достижение специфических целей.
1. Систематически выполнять план.
2. Осуществлять координацию намеченных действий.
3. Вовлекать пациента в процесс оказания помощи, а также членов его семьи.
4. Планируемый уход может быть и не оказан, если изменились обстоятельства.
5. Доврачебная помощь оказывается по стандартам сестринской практики с учетом индивидуальности пациента.
6. Сестринские манипуляции осуществляются по алгоритмам (протоколам сестринских манипуляций).
7. Реализация плана ухода отмечается в карте сестринского ухода с учетом периодичности выполнения, кратности с отметкой о времени выполнения и оценки реакции пациента на оказанный уход.
Третий этап сестринского процесса
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | |
Рубрика (тематическая категория) | Медицина |
Третий этап сестринского процесса включает в себя формулирование целей и планирование ухода. Анализ данных, полученных во время медицинского обследования, даёт основание сестринскому персоналу ставить диагнозы, отражающие индивидуальные реакции пациентов на болезнь или своё состояние. Проблемы выделены, приоритеты в решении определены. Что же дальше? Следующая ступень сестринского процесса - планирование. Его начинают с определения цели и ожидаемых результатов сестринских действий. В сестринской практике цель - ожидаемый положительный результат сестринских вмешательств по решению конкретной проблемы пациента. Любое действие по уходу за пациентом нацелено на результат, в связи с этим определение целей крайне важно для выбора направления ухода в каждом конкретном случае и для оценки эффективности сестринских действий. Основный принцип философии сестринского дела - холистический подход к пациенту: лечить не болезнь, а больного. Именно в связи с этим цели ухода и проблемы пациента в каждом отдельном случае будут уникальны, так как каждый человек по-разному реагирует на жизненные ситуации как в болезни, так и в здравии. Цели - ʼʼуказатели выбора и критерии оценки сестринских действийʼʼ. При определении целей сестринских действий можно использовать стандарты сестринской практики по типичным проблемам пациентов. Примеры стандартов: ОСТы: ʼʼПротокол ведения больных. Пролежниʼʼ, ʼʼПротокол ведения больных. Сердечная недостаточностьʼʼ, ʼʼПротокол ведения больных. Чесоткаʼʼ. Стандарты - базовый перечень научнообоснованных мероприятий по уходу, обеспечивающих достижение целей вне зависимости от конкретной ситуации; формальное описание ожидаемых сестринских вмешательств. Сестринский персонал должен уметь при составлении индивидуального плана ухода применить стандарт к конкретной клинической ситуации. Можно исключить любой пункт стандарта из индивидуального плана или включить дополнительный, не предусмотренный в стандарте, при условии логического обоснования своей точки зрения. Определение и формулирование целей сестринских действий требуют самостоятельных суждений и должны проходить с согласия пациента и его семьи.
Участие пациента в формулировании целей
Пациента нужно вовлекать в определение целей и планирование ухода. Только в данном случае его можно признать активным участником сестринского процесса. Участие пациента в определении целей должно быть так же независимо, как в определении приоритетов и принятии решений. Задача сестринского персонала - направлять и защищать пациента͵ тем самым предотвращая ухудшение его здоровья. Когда пациент не в состоянии принять участие в определении целей, крайне важно по возможности привлекать родственников. К таким состояниям относят: кому, дезориентацию, инсульт с парализацией и потерей речи и т.п. В ряде случаев медицинские сестры, осуществляющие уход, определяют цели самостоятельно. Цели ухода должны отражать не только насущные проблемы, но и меры по реабилитации пациентов и предотвращению развития заболеваний. Цели, сосредоточенные на пациенте, - особый критерий, отражающий состояние здоровья пациента͵ когда ему не нужно лечение и он независим в повседневной жизни.
Виды целей
Есть два вида целей для пациентов: краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные цели должны быть выполнены в короткий период времени, обычно за одну-две недели. При существующей системе здравоохранения, когда продолжительность пребывания пациента в стационаре ограничена более короткими сроками, цели дают направление ухода для ведения пациента в острой стадии заболевания.
Третий этап сестринского процесса - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Третий этап сестринского процесса" 2017, 2018.
И развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу
Именно сестринский процесс обеспечит дальнейший рост
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА! ЗАПОМНИТЕ!
оформиться в качестве самостоятельной профессии, предоставит качественный уход пациентам в лечебно-профилактических учреждениях
I. У пациента 65-ти лет, отмечается непроизвольное выделение мочи по каплям, эпизодически порцией без позыва на мочеиспускание. Он вдовец, живет со своим сыном и невесткой в 2-х комнатной квартире со всеми добствами. У него один внук 15 лет. который горячо любит деда.
Пациент обеспокоен возвращением домой, потому что не знает как семья отреагирует на его проолему. Сын и внук ежедневно навещают отца, но он отказывается встретиться с ними, целыми днями лежит, отвернувшись к стене, плохо спит.
1. Идентифицируйте, удовлетворение каких потребностей нарушено
у пациента?
2. Определите настоящие и потенциальные сестринские проблемы,
выделите приоритеты.
3. Сформулируйте цели и составьте план ухода по приоритетной проблеме.
Страдает уовлетворение потребностей: ВЫДЕЛЯТЬ. БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, БЫТЬ ЧИСТЫМ. ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ОБЩАТЬСЯ, РАБОТАТЬ.
СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
1. недержание мочи;
2. тревога о своем состоянии;
3. нарушение сна;
4. отказ от встреч с близкими людьми:
5. высокий риск нарушения целостности кожных покровов: опрелости в паховой области.
ПРИОРИТЕТНАЯ СЕСТРИНСКАЯ ПРОБЛЕМА: недержание мочи Краткосрочные цели:
а) к концу недели пациент осознает, что при соответсппющсм лечении этоо тягостное явление уменьшится или пройти.
6) к концу недели пациент осознает, что при соответсвующей организации ухода это явление не будет создавать дискомфорта для окружающих:
Долгосрочные цели:
пациент будет псипсихологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки.
1. Медсестра обеспечит изоляцию пациента (отдельная палата, ширма).
2. Медсестра будет беседовать с пациентом о его проблеме ежедневно по 5-10 минут.
3. Медсестра даст совет пациенту не ограничивать количество потребляемой жидкости.
4. Медсестра обеспечит постоянное пользование мужским мочеприемником ночью и съемным мочеприемником в дневное время.
5. Медсестра обеспечит ежедневное обеззараживание мочеприемника и обработку его раствором перманганата калия, 1% раствором хлористоводородной кислоты или 0,5% осветленным раствором
хлорной извести для уничтожения амиачного запаха.
6. Медсестра будет следить за гигиеной постели: матрац будет обтянут клеенкой, постельное и нательное белье будет меняться после каждого случая мочеиспускания в кровать.
7. Медсестра обеспечит гигиену кожи паховой области (подмывания и обработка вазелином или детским кремом не реже трех раз в день).
8. Медсестра обеспечит проветривание помещения не реже
4-х раз в день по 20 минут, использование дезодораторов.
9. Медсестра обеспечит влажную уборку палаты не реже
2-х раз в сутки.
10. Медсестра будет наблюдать за цветом, прозрачностью и запахом мочи.
11. Медсестра обучит родственников пациента особенностям домашнего ухода.
ПРИОРИТЕТНАЯ СЕСТРИНСКАЯ ПРОБЛЕМА: тревога о своем состоянии.
Краткосрочная цель: пациент будет свободно обсуждать с медсестрой свои проблемы к концу недели.
Долгосрочная цель: при участии медсестры и семьи пациент адаптируется психологически к своему состоянию и выскажет желание продолжать жизнь.
1. Медсестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблем пациента ежедневно, акцентируя его внимание на современных средствах ухода при недержании (съемные мочеприемники, впитывающие трусы и пеленки с дезодорирующим эффектом, средства для профилактики опрелостей). Сестра ознакомит пациента с литературой по этому вопросу.
2. Медсестра проведет беседу с родственниками о необходимости
психологической поддержки пациента.
3. Медсестра будет поощрять проявление внимания семьи пациента
по отношению к нему без личного контакта несколько дней (передачи, записки, цветы, сувениры).
4. Медсестра будет поощрять родственников навещать его после 7-го
дня и проинформирует их о должном поведении.
5. Медсестра обеспечит прием седативных препаратов и транквилиза
торов, по назначению врача.
6. Медсестра обеспечит знакомство с пациентом, страдающим недер
жанием мочи и адаптированным к своему состоянию.
II. Пациент 43-х лет, находящийся на стационарном лечении по поводу хронического бронхита, предъявляет жалобы на нарушение сна - с первых дней пребывания в больнице не может заснуть до 2-3 часов утра, оставшееся время дремлет с перерывами. Утром чувствует себя разбитым, раздраженным, болит голова. Раньше проблем со сном не было, связывает их появление с переменой обстановки (госпитализация). Просит у медсестры снотворное.
1. удовлетворение каких потребностей нарушено?
2. осуществите II и III этапы сестринского процесса.
Нарушено удовлетворение потребностей: СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ. Сестринские проблемы:
Нарушение сна,
Раздражительность,
Периодические головные боли,
Приоритетная проблема: - нарушение сна.
Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о способах улучшения сна к концу беседы с медсестрой.
Долгосрочная: пациент отметит улучшение сна и будет спать ночью не менее 6 часов все время пребывания в стационаре.
1. медсестра будет беседовать с пациентом о проблеме сна по 5 минут ежедневно;
2. медсестра обеспечит тишину, чистоту и свежий воздух в палате
(температура воздуха в палате 18-20 С), минимальное освещение
возле кровати);
3. медсестра будет следить за соблюдением "тихого часа" в отделении;
4. медсестра, с разрешения врача, посоветует пациенту прогулки в
больничном саду за полчаса-час до сна;
5. медсестра обеспечит пациенту постельный комфорт (удобный матрас, невысокая подушка, теплое легкое одеяло, свежее белье);
6. медсестра даст совет пациенту не переедать перед сном;
7. медсестра посоветует пациенту перед сном выпивать стакан теплого молока с медом или успокаивающего травяного чая;
8. медсестра обучит пациента специальным упражнениям на расслабление (релаксацию), облегчающим засыпание;
9. медсестра побеседует с семьей пациента и соседями по палате о необходимости избегать утомительных бесед, раздражающих известий во второй половине дня;
10. медсестра применит снотворное, по назначению врача;
11. с разрешения врача, медсестра не станет будить пациента для принятия пищи или лекарства, если он заснул;
12. медсестра постарается найти интересное дневное занятие для пациента, делающее его менее сонным и удерживающего его от сна в дневное время (шахматы, книги, телевидение, радио).
III. Пациентка Р., 44-х лет, жалуется на значительное увеличение массы тела за последние 5 лет (с 65 кг до 107 при росте 173 см). Хотела бы снизить вес, но, несмотря на рекомендации врача, диету не соблюдает. Аппетит повышен. В рационе преобладают углеводы. Беспокоит одышка при незначительной физической нагрузке, потливость, утомляемость. Отмечает склонность к запорам. Пять лет назад развелась с мужем. Детей не имеет. Работает бухгалтером. Проживает одна в благоустроенной 2-х комнатной квартире. Отец и мать страдают полнотой.
1. Идентифицируйте, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациентки?
2. Определите настоящие и потенциальные сестринские проблемы, выделите приоритеты.
3. Сформулируйте цели и составьте план ухода по одной приоритетной проблеме.
Нарушено удовлетворение потребностей: ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ВЫДЕЛЯТЬ, ДЫШАТЬ, РАБОТАТЬ.
Сестринские проблемы:
Избыточное питание, превышающее потребность организма;
Высокая степень риска для сердечно-сосудистой системы в связи с ожирением;
Стул со склонностью к запорам;
Утомляемость;
Потливость.
Приоритетная проблема: избыточное питание, превышающее потребность организма.
Краткосрочная цель: пациентка продемонстрирует понимание необходимости снижения массы тела для улучшения своего самочувствия
Долгосрочная: пациентка снизит массу тела на 10% к моменту выписки (через месяц).
1. медсестра будет обсуждать с пациенткой пагубные последствия ожирения для здоровья по 10 минут в течение недели;
2. медсестра подберет популярную литературу по этому вопросу и ознакомит с ней пациентку;
3. медсестра ознакомит пациентку с требованиями лечебного стола, рекомендует частый прием пищи и разгрузочные дни 2 раза в неделю;
4. медсестра проведет беседу с родственниками и знакомыми пациентки о характере диетического стола и будет осуществлять контроль передач;
5. медсестра организует консультацию инструктора ЛФК и будет следить за регулярным выполнением рекомендованных гимнастических упражнений;
6. медсестра обеспечит консультацию физиотерапевта и выполнение его назначений;
7. медсестра организует досуг пациентки, стараясь отвлечь ее от мыслей о еде;
8. медсестра обеспечит прием жиромобилизующих и других лекарственных средств, в соответствии с назначением врача;
9. медсестра будет взвешивать пациентку 1 раз в 3 дня, поощряя ее успехи.
IV. Пациент длительное время получал после травмы лечение стрептомицином, в результате чего наступила полная глухота. Врачи и медсестра уверяли, что слух восстановится, считая, что это "ложь во спасение".
"Надежда спасения" длительное время поддерживалась окружающими, стала доминантной.
Пациент объездил все клиники, где занимались восстановлением слуха, но, самостоятельно ознакомившись со специальной литературой, постепенно пришел к выводу, что потеря слуха является необратимой. Во время беседы с медсестрой заявил, что решил покончить с собой, и это является взвешенным решением. Речь медленная и спокойная, тщательно подбирает слова. Ему 42 года, женат, имеет 2-х детей, 18-ти и 12-ти лет. Оказывает материальную поддержку престарелым родителям. Имеет педагогическое образование, преподавал физику в школе, последний год на инвалидности.
Нарушено удовлетворение потребностей: ОБЩАТЬСЯ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, РАБОТАТЬ.
Сестринские проблемы:
Не справляется с проблемами своей болезни (потеря слуха), риск суицидальной попытки.
Приоритетная проблема: - не справляется с проблемами своей болезни (потеря слуха).
Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о возможностях реабилитации лиц, потерявших слух в зрелом возрасте, через неделю.
Долгосрочная: через месяц пациент будет психологически адаптирован к своему заболеванию и выскажет желание продолжить жизнь.
Планирование:
1. медсестра обсудит ситуацию с врачом для выработки единой стратегии действий в отношении этого пациента,
2. медсестра будет обсуждать проблемы пациента 2 раза в день по 10 минут, поощряя проявления негодования и горя,
3. медсестра как можно быстрее познакомит пациента с человеком, глухим, но овладевшим методикой чтения с губ и ведущим социально активную жизнь. Она будет поощрять, чтобы было несколько встреч.
4. медсестра организует встречу пациента с представителем "Общества глухих",
5. медсестра подберет популярную литературу о людях, продолжающих активную и творческую жизнь после наступления инвалидности,
6. медсестра побеседует с родственниками пациента о необходимости психологической поддержки близкого им человека,
7. медсестра использует ценности пациента для того, чтобы мотивировать его продолжать жить (любовь к детям, необходимость поддержки родителей...),
8. медсестра будет обсуждать с пациентом возможность приобретения новой профессии,
10. медсестра обеспечит прием седативных средств по назначению врача;
11. медсестра обеспечит пациенту безопасное окружение;
12. медсестра организует досуг пациента.
V. Петр Сергеевич, 58 лет, находится на стационарном лечении с диагнозом рак желудка. Пациент пониженного питания (рост 175 см. масса
тела 50 кг;. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Трудности в самостоятельном приеме пищи из-за крайней обшей слабости (не удерживает и проливает пишу, устает уже после 3-4 ложек).
Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налетом с неприятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Врач назначил общий стол.
Жена Петра Сергеевича обратилась к медсестре за советом в связи с отказом пациента от еды (последние 2 дня пьет только воду)
Физиологические отправления без отклонений от нормы.
1. Удовлетворениекаких потребностей нарушено у пациента?
2. Определите сестринские проблемы.
3. По приоритетной проблеме пациента сформулируйтецели и составьте план сестринского ухода.
Нарушено удовлетворение потребностей: ЕСТЬ, ПИТЬ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ.
Сестринскиепроблемы:
Снижение аппетита;
Риск обезвоживания:
Трудности при приеме пищи из-за обессиливания.
Приоритетная проблема: снижение аппетита.
Краткосрочная цель: пациент и его близкие осознают значение полноценного питания для улучшения самочувствия к концу беседы с медсестрой.
Долгосрочная цель: пациент будет получать адекватное количество пищи и питья все время пребывания в стационаре:
Масса тела пациента не снизится более чем на 10-15%,
У пациента не будет признаков обезвоживания.
1. медсестра будет беседовать с пациентом о необходимости приема пищи для улучшения самочувствия ежедневно,
2. медсестра побеседует с близкими пациента о составе передач,
3. медсестра будет как можно чаще привлекать близких к кормлению пациента,
4. медсестра и (или) близкие будут осуществлять кормление в постели, максимально поощряя самостоятельность пациента
5. медсестра будет кормить пациента часто, но небольшими порциями (6-7 раз в сутки по 100-150 г), мягкой влажной пищей,
6. медсестра позаботится:
О сервировке стола;
О чистоте посуды;
О внешнем виде пищи;
О необходимой температуре блюд (теплая, но не горячая пища).
7. медсестра разнообразит меню пациента, включая его любимые блюда (с помощью родственников),
8. медсестра обеспечит прием лекарственных препаратов, повышающих аппетит, по назначению врача,
9. медсестра обеспечит прием не менее 2-х литров жидкости в сутки (теплая кипяченая вода, некрепкий чай, щелочная минеральная вода)
10. медсестра будет тщательно следить за состоянием полости рта ее пациента (2 раза в день чистить зубы, очищать язык, полоскать рот после приема пищи настоем ромашки),
11. Медсестра будет учитывать количество съеденной пищи и выпитой жидкости ежедневно, раз в 10 дней взвешивать пациента.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Проблемные вопросы:
1. Как Вы понимаете смысл определения: сестринское дело есть способ удовлетворения основных жизненно-важных потребностей человека?
Приведите свои примеры связи сестринских проблем с нарушением удовлетворения потребностей пациента.
2. В чем заключается основная цель сестринской помощи?
3. Почему сестринский процесс называют круговым и циклическим
процессом?
4. Охарактеризуйте различия традиционного и современного сестрин
ского ухода за пациентом?
5. Приведите по пять примеров психологических и духовных проблем
пациента.
В чем, на Ваш взгляд, заключается различие между психологическими и духовными сестринскими проблемами?
6. Правильно ли сформулирована цель: "Медсестра обеспечит полноценный сон пациента"? Предложите свой вариант.
7. Охарактеризуйте значение сестринской документации в осуществлении сестринского процесса. Почему сестринскую историю болезни называют зеркалом, отражающим квалификацию и уровень мышления медсестры?
8. Прочитайте диалог из книги Н. Козлова:
- "Представляешь, ведь после больницы нужно диетическое питание, а жена специально для меня ничего не готовит! У меня от этого два месяца язва желудка кровоточит, не заживает!
А ты ей говорил, что тебе сейчас по-другому надо питаться?
Вот еще! Сама должна была догадаться".
Сформулируйте проблемы пациента.
9. Прочитайте выдержку из дневника Робинзона Крузо:
"18 июня. Весь день меня сильно знобит... 19 июня. Все еще нездоровится: дрожу от холода, точно зимой. 20 июня. Всю ночь не сомкнул глаз: головная боль, лихорадка. 25 июня. Сильная лихорадка. 7 часов подряд меня бросало то в холод, то в жар. Кончилось испариной и полуобморочным состоянием..
Выделите сестринские проблемы.
10. Прочитайте отрывок из рассказа Д.Пискателло "Убийца Гарри Д.":
"За завтраком, когда сорокалетний тучный Гарри обильно солил сваренные вкрутую яйца, подбирая остатки жирного бекона поджаренными на сливочном масле кусочками белого хлеба, жена гюдкладывала ему сочный бифштекс. При этом он уже смешивал сахар и замечательно свежие сливки в своей большой чашке утреннего кофе, а затем закурил еще одну за утро сигарету".
Назовите проблемы пациента.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Иерархия основных человеческих потребностей предложена психологом:
2. Каждый сестринский диагноз медсестра обязана согласовать с врачом:
а) да, верно
б)нет, неправильно
3. Во время пребывания пациента на стационарном лечении сестринские диагнозы могут многократно меняться:
а) да, верно
б) нет, неправильно
4. Цель сестринского процесса:
а) диагностика и лечение заболевания
б) обеспечение приемлемого качества жизни в болезни
в) решение вопроса об очередности мероприятий ухода
г) активное сотрудничество с пациентом
5. Сестринский диагноз - это:
а) отражение сущности патологического процесса, происходящего в организме
б) ответная реакция пациента на болезнь и свое состояние
в) фиксация нарушения той или иной потребности
г) клиническое суждение медсестры, характеризующее состояние здоровья пациента
6. Пример зависимого типа сестринского вмешательства:
б) промывание желудка
в) реанимационные мероприятия
г) профилактика пролежней
7. Пример независимого типа сестринского вмешательства:
а) постановка сифонной клизмы
б) организация досуга
в) назначение лечебного стола и режима двигательной активности
г) раздача лекарств
8. Установите соответствие.
виды диагностики: перечень диагнозов:
1) сестринский психологический А. грипп
диагноз Б. социальная изоляция
2) медицинский диагноз В. дефицит знаний о рациональной лечебной схеме
3) сестринский потенциальный Г. недержание кала
диагноз
9. Установите соответствие.
виды диагностики: предполагаемый перечень:
1) потенциальный А. перелом позвоночника
физиологический диагноз Б. недоверие медперсоналу
2)сестринский диагноз В. боль в спине
3)медицинский диагноз Г. страх смерти
Д. социальная изоляция
Е. риск ухудшения состояния из-за игнорирования своей болезни
Ж. риск усугубления отеков из-за погрешностей в диете
10. В конце II этапа медсестра:
а) формулирует цели ухода
б) устанавливает приоритетные сестринские проблемы
11. Понятие сестринского диагноза или проблемы пациента впервые
появилось в:
в) Голландии
г) Англии
12. Установите последовательность этапов сестринского процесса:
а)оценка
б) сестринская диагностика
в) выполнение
г) сбор данных
д)планирование
13. Установите соответствие.
14. этапы сестринского процесса: действия медсестры на этом
1) планирование А. формулирование целей ухода Б. интерпретация потребностей 2)диагностика удовлетворение которых
нарушено
В. формулирование сестринских
3) оценка Г.оказание непосредственной
помощи пациенту
Д. коррекция ухода
14. В центре любой сестринской проблемы всегда лежит нарушение удовлетворения одной или нескольких человеческих потребностей:
а) Да, верно
б) Нет, не верно
15. установите соответсвие:
Виды диагностики: Перечень диагнозов:
1) Медицинский диагноз А) стах перед операцией
2) Сестринский физиологически Б) Запоры диагноз В) Ангина
3) Потенциальная психологическая Г) Риск суицидальной проблема попытки Д) Дефицит общения
16. На III этапе сестринского процесса цели и план ухода формулируется отдельно для каждой приоритетной проблемы:
а) да, верно
б) нет, неправильно
17. Установите соответствие,
1) план сестринского А. письменное руководство по вмешательства индивидуальному уходу за пациентом
2) сестринская история Б. документ, отражающий все болезни пять этапов сестринского процесса В. перечень всех действий медсестры, обеспечивающих качественный уход по определенной сестринской проблеме
18. В конце III этапа медсестра:
а) формулирует цели ухода
б) устанавливает приоритетные проблемы
в) знакомится с медицинской историей болезни
г) согласовывает цели и план ухода с пациентом
19. Установите соответствие,
ступень пирамиды, по Маслоу: основные человеческие потребности:
1) выживание А. работать Б. быть здоровым 2) безопасность В. иметь жизненные ценности Г. выделять
20. Первые шаги реформы сестринского дела в России:
а) Москва, октябрь 1993 г.
б) Голицыно, август 1993 г.
в) Санкт-Петербург, май 1991 г.
г) Каменск-Подольск, январь 1995 г.