Все типичные ошибки медицинского персонала. Профилактика ошибок операционной сестры. ошибка медицинский операционный сестра

Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время медперсонал допускает очень большое количество ошибок, это было и будет актуальной темой для всеобщего обозрения. Человеку свойственно ошибаться. Поскольку исполнителями всевозможных вмешательств в состояние здоровья пациента являются люди – то ошибки неизбежны.


Объект исследования: типичные ошибки медицинского работника
Предмет исследования: типичные ошибки медицинского работника
Цель: изучить типичные ошибки медицинского персонала и рассмотреть их преодоление
Гипотеза: Очень много ошибок медицинского персонала совершается по невнимательности
Задачи:
1.Изучить литературу по теме: «Типичные ошибки в работе медицинского персонала и меры по их преодолению»
2.Составить вопросы к анкете и провести опрос
3. Проанализировать анкетные данные и сделать вывод
Методы исследования: 1.анкетирование 2.контент-анализ.
Место исследования: «Городская поликлиника №6»
Практическая значимость: можно использовать для классных часов в медицинских учреждениях.
Глава I. Типичные ошибки медицинского персонала
1.1 Причины сестринских ошибок
Человеку свойственно ошибаться. Поскольку исполнителями всевозможных вмешательств в состояние здоровья пациента являются люди – то ошибки неизбежны.
Деликатная профессия с большим многообразием подходов и взаимодействий и значительным элементом неопределенности.
Высокое моральное значение медицинской профессии в глазах общества, исключающее право на ошибку.
Классификация сестринских ошибок:
1)Нарушения этики.
Не соблюдение деонтологических принципов («не навреди», «информированного согласия», «уважения к жизни и достоинству» и др.)
2) При осуществлении технических, оперативных и инвазивных вмешательств.
3) Фармакологические, фармакогнозические ошибки.
4) Особенности морали и нравственности в характере и поведении медсестры.
5) Вследствие нарушения внимания.
Например, наиболее распространенной ошибкой медицинских сестер является неправильное введение препарата.
Половина недосмотров случается при внутривенных инъекциях лекарств:
1) персонал вводит не тот медикамент,
2) ошибается в дозе,
неправильно проводит введение,
3) готовит раствор в нестерильных условиях.
Пациенты имеют право на уход и безопасные условия содержания.
Ошибки, связанные с «недосмотром» за пациентами:
Послеоперационные пациенты, пациенты долгое время находящиеся в отделение реанимации, нуждаются во внимательном досмотре со стороны медицинского персонала. Они неспособны оградить себя от опасностей, которые их могут окружать. Нередко с этой группой пациентов происходит трагические истории, которые влекут за собой уголовные дела, как в отношении руководства медицинской организации, так и в отношении ее рядовых работников, в обязанности которых этот «досмотр» входит.
Серьезная проблема – перезагруженные работой в условиях дефицита персонала медицинские сестры часто из-за крайнего переутомления допускают различные нарушения, которые могут привести к тяжелым последствиям.
Ошибки при выполнении медицинских процедур:
1. Грелка – проверить целостность грелки, герметичность крышки; контролировать температуру. Исключается прикосновение грелки к незащищенной коже. Например, в родильном отделении родился мальчик. В связи с низкой температурой в помещении по указанию врача медицинская сестра взяла грелку, залила ее водой из подогретого чайника, затем обернула грелку пеленкой и положила рядом с ребенком. В результате протекания грелки новорожденный получил термические ожоги второй-третьей степени. По требованию прокурора, медицинская сестра виновна в причинении тяжкого вреда здоровью новорожденному и привлечена к ответственности.
2. Промывания желудка — серьезная процедура, чреватая весьма тяжкими последствиями при нарушении правил ее проведения. Например, При промывании желудка 76-летней пациентке с вывихом плеча (процедура была назначена перед дачей рауш-наркоза) медицинская сестра, введя зонд на 7-9 см, почувствовала сопротивление, однако приложив усилие, преодолела его и закончила процедуру. Пациентка жаловалась на боль, но сестра значения этому не придала и хирургу не доложила. Вскоре пациентке стало плохо, ее экстренно перевели в реанимацию, где она скончалась. На вскрытии – разрыв задней стенки глотки. Против медсестры возбуждено уголовное дело.
3. Клизма — при нарушениях правил проведения клизмы, здоровью пациента могут быть нанесены тяжелые повреждения вплоть до летального исхода. Например, в одной из гинекологических больниц накануне операции четырем женщинам была назначена очистительная клизма. Однако наутро в больнице отключили воду. Санитарка решила использовать воду, которая осталось у нее в одном из ведер. После процедуры состояние всех четырех женщин резко ухудшилось. С картиной инфекционно-токсического шока они были срочно переведены в реанимационное отделение. Двух женщин спасти не удалось. Еще две долго лечились. Главный врач уволила заведующую отделением, медицинскую сестру и санитарку отделения. Против медицинской сестры и санитарки заведены уголовные дела.
1.2 Культура организации как фактор профилактики сестринских ошибок
В целях уменьшения этических сестринских ошибок целесообразным является развитие культуры управленческого труда.
Рациональное распределение времени не может быть без четкого рабочего графика. Культура содержания рабочего места. Следует считать идеальным такой порядок, при котором на рабочем столе находятся лишь нужные документы.
Культура проведения массовых мероприятий. Это культура проведения совещаний, переговоров и бесед. Культура приема посетителей. Культура работы с документами. Культура речи.
Разработка норматива нагрузки сестер, работающих самостоятельно, необходима для оптимизации работы и сокращения ошибок среднего медицинского персонала.
Создание культуры риска. Сестринская профессия является рискованной из-за положения между пациентом и врачом, а также работы в ночную смену, ее монотонности.
Управление риском – часть контроля качества медицинской помощи. Общество всегда требует качества, обеспечение которого возможно разными способами: обучением технике, контролем исполнения, нивелированием риска медицинского воздействия путем анализа всех «за» и «против».
Сделать само- и взаимоконтроль за своей работой необходимостью, закрепленной в должностной инструкции. Требования само- и взаимоконтроля, изложенные в функциональных (должностных) обязанностях будут выполняться в силу обязательности этого предписания.
Разработка стандартов качества исполнения медицинской услуги. Наличие эталона проведения каких-либо сестринских вмешательств приведет к тому, что любые отклонения от него могут рассматриваться как ошибка. Трудность создания стандартов, обусловленную во многом психологическим негативизмом исполнителей, поможет преодолеть разъяснение.
Ситуация благодарности и комплимента за успешную работу сестры должна чередоваться с умением руководителя указать на ошибки.
1.3 Способы уменьшения риска осуществления сестринских ошибок
 Четкая организация работы в бригаде попарно «опытный работник – молодой».
 Комментировать свои действия («Я иду к Иванову вводить инсулин»).
 Развитие устойчивости против стрессов профессии.
 Избегать публичных устных заявлений об ошибках в неподготовленной аудитории.
 Использовать анонимное заявление для узкого круга избранных коллег.
 Конфиденциальность информации о сестринских ошибках обеспечивается системой анонимного контроля сестринской работы сестрой-менеджером с учетом письменных «листков информации об ошибках».
 Сбор, систематизация, группировка сестринских ошибок для выявления тенденций в лечебно-профилактическом учреждении по итогам работы за год.
 Совершенствование профессионального отбора на обучение медицинским специальностям (оперативность действий в экстремальных ситуациях, темперамент, характер и его акцентуации, способность к четкой организации работы).
 Введение штатной должности психолога для оптимизации работы медицинского персонала в целом.
 Наставничество и менторство необходимо использовать как новые формы адаптации специалиста на рабочем месте.
 Мотивация на непрерывное образование сестер.
 Система аттестации на рабочем месте.
Работа в ночные смены должна учитывать время на вхождение в работу и релаксацию после ее завершения. Способами преодоления подобных ошибок являются:
-необходимость ставить в паре сотрудников условно «внимательная» — «рассеянная»,
-устно комментировать свои действия по выполнению технической манипуляции;
-обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену;
-тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом;
-яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами и обязательная таблица-памятка в процедурном, манипуляционном, инъекционном кабинетах на видном месте;
-обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных больного, конкретность назначения;
-никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.
1.4 Способы перемены отношения к сестринским ошибкам
Принципы рассмотрения сестринских ошибок на коллоквиумах (медицинских обществах, собраниях):
Помнить, что однообразный труд, а также работа в ночную смену способствуют совершению ошибок.
Работа в команде медицинского персонала с обязательным само- и взаимоконтролем.
Не культивировать страх совершения ошибок.
Не стыдиться ошибок (никто от них не застрахован).
Доброжелательная атмосфера сотрудничества в коллективе.
Благородство и доверие. Знаю: могу помочь.
Ставить в паре сотрудников условно «внимательная» — «рассеянная»;
Устно комментировать медицинской сестре по смене свои действия по выполнению технической манипуляции;
Обязательно 3-4 часа сна перед работой в ночную смену;
Тренировка памяти и внимания на специальных занятиях с психологом;
Яркая и четкая разнообразная маркировка флаконов с лекарственными препаратами;
Обязательное уточнение перед манипуляцией паспортных данных пациента, конкретность назначения;
Никогда не набирать в лоток шприцы с инъекционными растворами для разных пациентов одновременно.
Способы обучения профилактике сестринских ошибок:
-Обеспечение доброжелательной атмосферы.
— Сестринский коллективизм по обсуждению ошибок за конкретный отрезок времени.
-Проведение релаксационного обучения медсестер профилактике ошибок при манипуляциях, подготовке к раздаче и введению медикаментов.
-Следовать принципу: повторение – мать учения.
1.5. Само — и взаимодиагностика сестринских ошибок
Самодиагностика ошибок при сестринских манипуляциях в условиях страховой медицины обеспечивает:
-смену метода осуществления манипуляции;
-коллективную ответственность за работу в команде медицинского персонала;
-служебную подчиненность докладов руководителю;
-сохранение атмосферы доверия и сотрудничества всего коллектива;
-единый подход к нивелированию последствий сестринских ошибок.
Вывод по первой главе

Глава 2. Исследовательская работа по теме «Типичные ошибки в работе медицинского персонала и меры по их преодолению»
2.1. Описание методов исследования
Опираясь на теоретическую часть, мы составили вопросы к анкете по теме «Типичные ошибки в работе медицинского персонала и меры по их преодолению» и провели анкетирование. Метод анкетирования позволил нам оперативно получить нужную для нас информацию. Анкетирование проводилось анонимно.
Основные блоки вопросов:
Причины, подталкивающие к ошибкам медперсонала в работе;
Какие ошибки присущи медицинскому персоналу;
Как часто люди сталкиваются с ошибками медицинского работника.
Исследование проводилось в городской поликлинике №6 . Респондентам было предложено ответить на 10 вопросов с целью изучения проблемы типичных ошибок медицинского персонала и меры по преодолению их. Всего в ходе исследования было опрошено 40 человек в возрасте 19-60 лет. С помощью метода контент-анализа мы проанализировали результаты и сделали выводы.
2.2. Анализ результатов исследования
По полученным результатам проведённого опроса методом контент-анализа, мы подвели итоги и составили диаграммы по основным блокам.
По полученным результатам проведенного опроса методом контент-анализа мы подвели итоги и составили диаграммы по основным блокам:
Первый вопрос предполагал выяснить, по какой причине ходят люди в поликлинику. Выяснилось, что 55%(22 человек) ходят в поликлинику лишь по какому-то поводу, то есть тогда, когда станет плохо или заболеют. По другой причине ходят 14 человек (35%). И на диспансеризацию 24 человека(10%)
Рисунок 1. Посещение поликлиники
Второй вопрос предполагал выяснить, какое время люди просиживают в поликлиниках. И судя по результатам очень большое время. От 30 минут до 60 минут сидят в поликлинике 26 опрашиваемых (65%), час-два 12 опрашиваемых (30%). Более двух часов лишь два человека (5%) скорее всего он совсем не умеет быть чуточку наглым и проходить всех врачей « по-быстрому».
Рисунок 2. Время посещения
Третий вопрос предполагал выяснить, грубо ли обращается медицинский персонал с пациентами. По результатам видно, что 55% (то есть 22 человек) практически постоянно сталкиваются с грубостью персонала. 12 человек (30%) иногда не сталкиваются и 6 человека (15%) совсем не сталкивались с грубостью со стороны медицинского персонала. Наверное, это бывает очень редко.
Рисунок 3. Грубость медперсонала
Четвертый вопрос предполагал выяснить имеется ли желание у пациентов ответить грубостью на грубость. И, знаете, результаты удивили меня. Лишь 20 человек (50%) хотели бы ответить грубостью. 6 человека (15%) не хотели бы отвечать грубостью на грубость. И 14 человек (35%) затрудняются ответить на этот вопрос. Скорее всего, в поликлинике равномерное количество, которые бы ответили грубостью на грубость и совсем бы не стали отвечать.
Рисунок 4. Грубость пациентов
Пятый вопрос предполагал выяснить встречали ли опрашиваемые ошибки со стороны медицинского персонала. Большое количество, а именно 24 человек (60%) не сталкивались с ошибками медицинского персонала. А 16 человек (40%) сталкивались с ошибками медицинского персонала.
Рисунок 5. Встречались ли ошибки медперсонала
Ну, и последний вопрос содержал такую информацию. По какой вине происходят ошибки медицинского персонала? Практически одинаково опрашиваемые думают, что по невнимательности 18 человек (45%) и 16 человек(40%) считают безответственными медицинских работников, 6 человека (15%) говорят о том, что медицинский персонал совершенно не знает навыков своей работы.
Рисунок 6. Причины ошибок
Вывод по второй главе
Таким образом, можно сделать вывод, что практически все люди сталкивались с ошибками медицинского персонала и чаще всего причиной их является:
-невнимательность
-незнание
-безответственности.
Необходимо создавать условия для улучшения работы медицинского персонала. Соблюдать правила и сохранять эмоции при общении друг с другом.
Заключение
Проблема медицинских ошибок актуальна для всех стран на всех континентах, но пока только развитые государства заняли активную позицию по предотвращению медицинских ошибок. Большинство организаций пришли к независимому заключению, что каждой фатальной ошибке предшествовали около 329 незначительных небрежностей. Эксперты считают, что большая часть из них связаны с неверно налаженной работой. Около 50% всех медицинских ошибок и 75% побочных реакций можно предотвратить благодаря созданию единой отработанной системы. Создание профессиональных стандартов и алгоритмов, компьютеризация медицинских учреждений устранит погрешности в написании и запоминании предписаний, а универсальные схемы лечения и протоколов защитят сотрудников от психологических факторов - стресса, усталости, забывчивости. Успешная работа в команде, сотрудничество врача, медицинской сестры и фармацевта является залогом уменьшения количества ошибок.
Таким образом, мы изучили типичные ошибки медицинского персонала и рассмотрели их преодоление. Для достижения поставленной цели, мы, во-первых, изучили литературу

Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи N 5, 2013 год
Мыльникова И.С.

Старший преподаватель кафедры биоэтики РГМУ


Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок.

Средства массовой информации регулярно сообщают о новых ошибках, допущенных медработниками, в том числе медсестрами, которые привели к тяжелым последствиям для здоровья и жизни пациентов. Чаще всего заключительные слова таких сообщений гласят: "По факту причинения вреда по неосторожности возбуждено уголовное дело", и большинство склонно думать, что медработник (медсестра), совершивший(ая) ошибку, и в самом деле был(а) недостаточно внимателен (внимательна) и проявил(а) халатность. Другими словами, в настоящее время широко распространенным является суждение: "Раз ошибся, значит, виноват и заслуживает наказания". Однако, так ли это?

В настоящей статье мы постараемся выявить объективные причины ошибок медсестер. Сначала речь пойдет о внешних причинах, связанных с условиями труда медсестер, затем - о внутренних причинах, которые связаны с объективными особенностями человеческой психики, которые следует учитывать при подготовке медсестер и при организации их работы.

Организационные недостатки как причины ошибок


Перегрузки и частые отвлечения

Рост числа ошибок медработников, зафиксированных последние десятилетия, стимулировал проведение исследований условий работы различных групп персонала, в том числе медсестер, и влияния этих условий на четкость выполнения рабочих заданий. При изучении условий труда медсестер объектами исследования были факторы, которые, по мнению исследователей, повышали риск совершения профессиональных ошибок. Так, ряд европейских исследователей (Malchaire, 1992; Gadbois; 1992, Estrin-Behar, 1990), изучавших работу медсестер в палатных отделениях крупных европейских больниц, на основании своих исследований сделали вывод, что в ходе своей работы медсестры решают большое количество пространственно разбросанных и коротких по времени исполнения задач, испытывая при этом необходимость постоянно отвлекаться на внешние сигналы (телефонные звонки, обращения пациентов, неотложные распоряжения врачей и т.п.) и часто прерывая выполнение задачи.

Так, по данным Estrin-Behar, медсестры десяти хирургических и терапевтических отделений французских больниц, где проходили исследования, выполняли в среднем 320 коротких задания за утреннюю смену (8 часов) и 250 заданий - за ночную смену (12 часов). При этом их действия прерывались в ходе выполнения задания: в утреннюю смену - 78 раз, а в ночную - 28 раз. При этом суммарное время, когда медсестра была занята хождением по отделению, стояла в согнутом положении или с вытянутыми руками, сидела на корточках, составляло почти 70% от общего рабочего времени. За одну смену дневная медсестра проходила около 7 км, а ночная - 5. В этих условиях на непосредственную работу с больным оставалось не более 15-20% рабочего времени.

Данная проблема в области медицины все время оговаривается на страницах печатных изданий.

Особое значение здесь получил юридический аспект вопроса профессиональных ошибок медицинских работников.

Еще в 1837 году Н.И. Пирогов говорил о том, что всякий добросовестный врач должен обнародовать свои ошибки, чтобы дать пример другим, менее опытным врачам. «Записки врача » В.В. Вересаева говорят о тех же проблемах профессиональных ошибок в медицинской практике.

  1. Что ошибки медицинских работников неизбежны, особенно в период обучения.
  2. Что ошибки являются той самой дорогой ценой, которую приходится платить за прогресс в области медицины.

Современный взгляд медицинского работника на ошибки был заложен еще в 1941 году в работе И.В. Давыдовского под названием «Врачебные ошибки ».

  1. Возрастающей активностью развития медицины.
  2. Узкой специализацией медицинского работника, который более не в состоянии учесть все нюансы проблемы.

И.В. Давыдовский достаточно ясно выражался об ответственности за совершенные врачами профессиональные ошибки. Если ошибка была совершена по причине невежества, то работник должен быть отстранен от медицинской практики, в ином случае «незнание не есть преступление».

В дальнейшем судебно-медицинская экспертиза стала определять врачебную ошибку, как «добросовестное заблуждение, исключающее умысел, неосторожность, недобросовестность». Отсюда следует, что профессиональные врачебные ошибки не подлежат уголовной ответственности.

Один из обзоров судебно-медицинских экспертиз предоставляет следующую статистику:

  • 2,5% всех неблагоприятных исходов трактуется как «несчастный случай»
  • 30% (включая летальные исходы) можно расценивать как «врачебную ошибку»

Несчастные случаи – это ситуации, когда медицинские работники действовали безошибочно, но не могли предвидеть и предотвратить возникших осложнений.

Врачебные ошибки – случаи нетипичного хода заболевания, а также случаи ошибок по вине низкой квалификации врача.

Юридическая сторона вопроса вообще не знает терминов «несчастный случай» или «врачебная ошибка».

При рассмотрении медицинских происшествий в судебном порядке учитывается лишь «виновность» или «не виновность» медицинского работника вследствие неквалифицированных действий или бездействия.

«Положение о медицинской небрежности », принятое в 1992 году ВМА, утверждает, что проблема врачебной ошибки не существует, а есть лишь медицинская небрежность. Жалобы со стороны пациентов, почти всегда, вызваны:

  • подменой понятия «право на охрану здоровья», «правом на гарантию здоровья», чего в принципе не может быть;
  • чрезмерным освещением проблем медицины в СМИ, которые порождают потенциальное недоверие к здравоохранению у населения;
  • чрезмерной скоростью развития технологий, сопряженных с явными рисками медицинской практики.
  • медицинской небрежностью, неспособность обеспечить необходимые стандарты лечения, нехватка профессионального мастерства, небрежность, как причина нанесенного больному ущерба;
  • неудачные последствия оказания медицинской помощи, которые не связаны с неумелыми действиями врача.

ВМА считает, что компенсация пациенту за нанесенный ущерб должна гарантироваться в любом случае. Правда, во второй ситуации необходимо еще подобрать источник финансирования, который бы не наносил ущерба медицинским работникам.

Для разрешения претензий между пациентом и медицинским работником ВМА предлагает максимально увеличить народное информирование о возможных неблагоприятных последствиях лечения, не связанных с профессиональной небрежностью.

К примеру, пациент всегда должен быть проинформирован о рисках и шансах на неудачные последствия, которые могут возникнуть после медицинского вмешательства.

На основе полученной информации пациент принимает самостоятельное осознанное решение, за которое и несет всю дальнейшую ответственность.

Определение «врачебной ошибки» близко по содержанию к термину «медицинская ошибка», но несколько отличается от него.

На практике врачебные ошибки нередко смешивают с небрежностью или халатностью , однако разные проявления небрежности и ее последствий заставляют в одних случаях признать небрежность проступком, а в других - преступлением. Если врач в своей профессиональной деятельности прямо или косвенно вступает в конфликт с законом, речь идет о преступлении . Под профессиональными преступлениями понимают действия медицинских работников, обусловленные халатностью, безответственностью, бездеятельностью либо неправильными поступками медработников, идущими в разрез с общепринятыми в медицине правилами.

Четко дифференцировать врачебные ошибки с врачебными преступлениями в отдельных случаях чрезвычайно сложно. В таких неясных и спорных случаях необходима высококвалифицированная судебно-медицинская экспертиза с участием авторитетных специалистов.

Под несчастными случаями в медицинской практике принято понимать неблагоприятный исход медицинского вмешательства, вызванный случайными обстоятельствами, которые врач не мог предвидеть. По сути, это ошибки, в которых врач не виноват. При несчастном случае вредные последствия нельзя заранее предвидеть даже при самом добросовестном и скрупулезном соблюдении медперсоналом всех требований, в то время как врачебная ошибка означает, что неблагоприятные последствия действий (бездействия) медперсонала могли быть предвидены при должной внимательности и предусмотрительности. Действия врачей, приведшие к вредным последствиям для пациента, могут квалифицироваться как врачебная ошибка только при неосторожной форме вины.

Классификация медицинских ошибок


1. Диагностические ошибки - это ошибки в распознавании заболеваний и их осложнений, просмотр либо ошибочный диагноз заболевания или осложнения.

1.1. Заболевания и осложнения : основное, конкурирующее и сочетанное заболевания; сопутствующие и фоновые заболевания; осложнения заболеваний и лечения.

1.2. Качество и формулировка диагнозов :

- неустановленный (отсутствие диагноза при наличии заболевания);

- ложный (наличие диагноза при отсутствии заболевания);

- неправильный (несовпавший при наличии другого заболевания);

- несвоевременный (поздний, запоздалый);

- неполный (не названы нужные компоненты диагноза);

1.3. Расхождение исходного и заключительного диагнозов на этапах наблюдения: внебольничных и клинических диагнозов; до- и послеоперационных, клинических и патологоанатомических диагнозов.

2. Лечебные ошибки

2.1. Общие : непоказанное, неправильное, недостаточное, избыточное, запоздалое лечение; неправильный и несвоевременный выбор и дозировка медикаментов, физиотерапевтических процедур и лучевой терапии; назначение несовместимых сочетаний и ошибочное применение препаратов, неправильное диетическое питание.

2.2. Тактические несоответствие действий врача установленному диагнозу и невыполнение тактических принципов и установок, закрепленных в приказах и методических пособиях министерства здравоохранения, местных органов здравоохранения, ССМП (запоздалая и неполноценная первая помощь и реанимация, неправильная транспортировка, необоснованные и несвоевременные показания к операции; недостаточная предоперационная подготовка, неправильного выбора обезболивания и оперативного доступа).

2.3. Технические : недостатки асептики и антисептики, случайное оставление инородных тел в ране, неудачное размещение, сдавление и плохая фиксация тампонов и дренажей и т.п.

3. Организационные ошибки - недостатки в организации тех или иных видов медицинской помощи, необходимых условий функционирования той или иной службы.

3.1. Административные ошибки , от нерационального планирования больницы, до недостаточного контроля качества и эффективности лечебной работы.

3.2. Документационные : от неправильного оформления протоколов операции, справок, выписок из историй болезни, больничных листков; недочеты и пробелы в оформлении амбулаторных карт, историй болезни, операционного журнала; неполноценные регистрационные журналы и прочее.

3.3. Деонтологические - это ошибки в поведении врача, его общении с больными и их родственниками, средним и младшим медперсоналом.

Причины врачебных ошибок

Причины врачебных ошибок могут быть объективными и субъективными . Из важнейших объективных причин следует отметить:

o недостаточный уровень развития науки;

o низкая степень технической оснащенности лечебных учреждений;

o большой объем практической нагрузки врача;

o тяжесть состояния больного, срочность оказания врачебной помощи;

o кратковременность его пребывания в больнице;

o атипичное течение заболевания, редкость заболевания;

o ошибки лабораторно-инструментальных исследований.

По мнению многих исследователей, на долю субъективного фактора приходится 60-70% причин диагностических ошибок. Среди субъективных причин врачебных ошибок встречаются:

o отсутствие у врача достаточного опыта,

o недостаточно конструктивное мышление,

o установки на безошибочность своего диагноза,

o предвзятость мнения, самолюбие и тщеславие,

o нерешительность характера,

o стремление ставить «интересные диагнозы»,

o пессимизм или излишний оптимизм,

o отрицательное влияние неизбежно нарастающей специализации медицины, ограничивающей иногда медицинский кругозор

  1. 1. Типичные ошибкиТипичные ошибки в работев работе медицинскоймедицинской сестрысестры В помощь практикующей медицинской сестреВ помощь практикующей медицинской сестре №3(39) 2013№3(39) 2013
  2. 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯИДЕНТИФИКАЦИЯ БОЛЬНЫХБОЛЬНЫХ  Идентификация́Идентификация́ (от (от лат.лат. identificoidentifico - - отождествлятьотождествлять):):  ИдентификацияИдентификация - - установлениеустановление тождественноститождественности неизвестного объектанеизвестного объекта известному на основанииизвестному на основании совпадения признаков;совпадения признаков; опознание.опознание.
  3. 3. В основе любых действий медперсоналаВ основе любых действий медперсонала должна лежать четкая идентификациядолжна лежать четкая идентификация пациента (его биоматериалов, документов)пациента (его биоматериалов, документов) При идентификации больных рекомендуетсяПри идентификации больных рекомендуется использовать как минимум дваиспользовать как минимум два индивидуальных признака:индивидуальных признака: * имя пациента и* имя пациента и * дату рождения.* дату рождения.
  4. 4. Идентификация:Идентификация: Стационарного больного:Стационарного больного: Ключевой информацией являются:Ключевой информацией являются:  ФИО больного,ФИО больного,  дата рождения и/илидата рождения и/или  домашний адрес.домашний адрес. Номер палаты (койки) для этихНомер палаты (койки) для этих целей НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ.целей НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ. Амбулаторного больного:Амбулаторного больного: Ключевой информацией являются:Ключевой информацией являются: Документ с фотографией,Документ с фотографией, ФИО больного,ФИО больного, дата рождения и/илидата рождения и/или домашний адрес.домашний адрес. Вызывая из приёмной пациента поВызывая из приёмной пациента по имени, медработник долженимени, медработник должен помнить о мерах предосторожностипомнить о мерах предосторожности и называть только имя и фамилиюи называть только имя и фамилию пациента, ни в коем случае непациента, ни в коем случае не озвучивая другую информациюозвучивая другую информацию конфиденциального характера.конфиденциального характера.
  5. 5. Идентификация пациентов, находящихсяИдентификация пациентов, находящихся без сознания, под воздействиембез сознания, под воздействием лекарственных препаратов (загруженного)лекарственных препаратов (загруженного) и в состоянии сна:и в состоянии сна:  Если пациент спит – его необходимо разбудить. Идентиф-яЕсли пациент спит – его необходимо разбудить. Идентиф-я в соответствии с правилами описанными выше.в соответствии с правилами описанными выше.  Если пациент в коме или загружен – идентиф-я проводитсяЕсли пациент в коме или загружен – идентиф-я проводится со слов друзей или родственников. Необходимо такжесо слов друзей или родственников. Необходимо также записать данные человека, который подтвердилзаписать данные человека, который подтвердил идентичность больногоидентичность больного..
  6. 6. Идентификация ребенка иИдентификация ребенка и подростка:подростка:  Желательно, чтобы идентиф-я детей проводиласьЖелательно, чтобы идентиф-я детей проводилась тем же методом, что и взрослых пациентов.тем же методом, что и взрослых пациентов.  М/с, опекун или родственник ребенка могутМ/с, опекун или родственник ребенка могут опознать ребенка.опознать ребенка.  Данные человека, который верифицировалДанные человека, который верифицировал личность больного, должны быть занесены в еголичность больного, должны быть занесены в его медицинскую карту.медицинскую карту.
  7. 7. Идентификация больныхИдентификация больных отделения реанимации:отделения реанимации:  Если пациент в коме или загружен – идентиф-яЕсли пациент в коме или загружен – идентиф-я проводится со слов друзей или родственников.проводится со слов друзей или родственников. Необходимо такжеНеобходимо также записать данныезаписать данные человека, который подтвердилчеловека, который подтвердил идентичность больногоидентичность больного..  Обеспечить временную идентификациюОбеспечить временную идентификацию (прикрепить к телу больного с помощью браслета(прикрепить к телу больного с помощью браслета или другого устройства больничный номер).или другого устройства больничный номер).
  8. 8. Современные технологииСовременные технологии идентификации больных:идентификации больных: Использование идентификационных браслетов сИспользование идентификационных браслетов с двухмерными штрих-кодами.двухмерными штрих-кодами. Использование идентификационных браслетов сИспользование идентификационных браслетов с радиочастотными идентификационнымирадиочастотными идентификационными системами.системами. Использование опознавательных браслетов сИспользование опознавательных браслетов с фотографией пациента.фотографией пациента.
  9. 9. Ответственность за ошибки приОтветственность за ошибки при идентификации больного:идентификации больного:  Дисциплинарное взыскание;Дисциплинарное взыскание;  Освобождение от занимаемой должности;Освобождение от занимаемой должности;  Судебное разбирательство.Судебное разбирательство. Поскольку ошибки в идентификации пациента могутПоскольку ошибки в идентификации пациента могут нести угрозу жизни пациента, они налагаютнести угрозу жизни пациента, они налагают значительную правовую ответственность как назначительную правовую ответственность как на медицинского работника, совершившего такуюмедицинского работника, совершившего такую ошибку, так и на медицинское учреждение, котороеошибку, так и на медицинское учреждение, которое наняло на работу данного сотрудника.наняло на работу данного сотрудника.
  10. 10. Важные правила идентификацииВажные правила идентификации больных:больных:  Правильная постановка вопроса: «Скажите, как Ваше имя?»Правильная постановка вопроса: «Скажите, как Ваше имя?»  Нельзя строить опознание пациента на записях, наклеенныхНельзя строить опознание пациента на записях, наклеенных на кровати пациента или на медицинское оборудование.на кровати пациента или на медицинское оборудование.  Нельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичностьНельзя проводить процедуры пациентам, чья идентичность не подтверждена или не гарантирована, или если в процессене подтверждена или не гарантирована, или если в процессе идентификации пациента выявлены расхождения данных.идентификации пациента выявлены расхождения данных.  Обо всех имеющихся расхождениях медицинский работникОбо всех имеющихся расхождениях медицинский работник обязан немедленно докладывать своему руководителю.обязан немедленно докладывать своему руководителю.
  11. 11. Сестринские ошибки вСестринские ошибки в лекарственной терапиилекарственной терапии  Неблагоприятная побочная реакцияНеблагоприятная побочная реакция (НПР) – любая непреднамеренная и(НПР) – любая непреднамеренная и вредная для организма человека реакция,вредная для организма человека реакция, которая возникает при использованиикоторая возникает при использовании препарата в обычных дозах с цельюпрепарата в обычных дозах с целью профилактики, лечения и диагностики.профилактики, лечения и диагностики.  Побочные явления – любыеПобочные явления – любые неблагоприятные с медицинской точкинеблагоприятные с медицинской точки зрения проявления, которые возникаютзрения проявления, которые возникают во время лечения препаратом, но нево время лечения препаратом, но не обязательно имеют причинно-обязательно имеют причинно- следственную связь с этим лечением.следственную связь с этим лечением.
  12. 12. Основные требованияОсновные требования лекарственной безопасностилекарственной безопасности сводятся к выполнению следующих требований:сводятся к выполнению следующих требований: 1.1. Любую лекарственную процедуру начинать с идентификации больного;Любую лекарственную процедуру начинать с идентификации больного; 2.2. Проверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется изПроверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется из шкафчика с лекарствами (1-й уровень лекарственного контроля);шкафчика с лекарствами (1-й уровень лекарственного контроля); 3.3. Проверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется, чтобыПроверять надпись на этикетке упаковки, когда она берется, чтобы достать ампулу (2-й уровень лекарственного контроля);достать ампулу (2-й уровень лекарственного контроля); 4.4. Проверять надпись на ампуле перед тем, как набрать шприц (3-йПроверять надпись на ампуле перед тем, как набрать шприц (3-й уровень лекарственного контроля);уровень лекарственного контроля); 5.5. Проверять надпись на шприце (флаконе) перед введением препаратаПроверять надпись на шприце (флаконе) перед введением препарата больному (4-й уровень лекарственного контроля).больному (4-й уровень лекарственного контроля).
  13. 13. Основные причины, почемуОсновные причины, почему вводится «не то» лекарство:вводится «не то» лекарство:  Использование емкостей из-под лекарств для немедицинских веществ;Использование емкостей из-под лекарств для немедицинских веществ;  Переливание (пересыпание) медицинских препаратов из одной емкостиПереливание (пересыпание) медицинских препаратов из одной емкости в другую, повторное применение емкостей из-под использованныхв другую, повторное применение емкостей из-под использованных препаратов;препаратов;  Сходный дизайн упаковок, емкостей, ампул, таблеток различныхСходный дизайн упаковок, емкостей, ампул, таблеток различных препаратов;препаратов;  Совместное хранение сходных по дизайну емкостей (упаковок, ампул);Совместное хранение сходных по дизайну емкостей (упаковок, ампул);  Отсутствие практики выделения потенциально опасных препаратов сОтсутствие практики выделения потенциально опасных препаратов с соответствующими отметками на емкостях (упаковках) и отдельнымсоответствующими отметками на емкостях (упаковках) и отдельным хранением;хранением;  Ошибки при передаче информации о назначениях (устной иОшибки при передаче информации о назначениях (устной и письменной).письменной).
  14. 14. Различают 4 типа побочных реакций наРазличают 4 типа побочных реакций на правильно назначенное медикаментозноеправильно назначенное медикаментозное средство:средство:  Тип А (зависимые от дозы);Тип А (зависимые от дозы);  Тип В (независимые от дозы);Тип В (независимые от дозы);  Тип С (эффекты при длительномТип С (эффекты при длительном применении, синдром отмены);применении, синдром отмены);  ТипТип DD (отсроченные эффекты,(отсроченные эффекты, тератогенность).тератогенность).
  15. 15. Реакции типа А:Реакции типа А:  Обусловлены фармакологическимиОбусловлены фармакологическими свойствами препарата, поэтому онисвойствами препарата, поэтому они предсказуемы, возникают часто, зависят отпредсказуемы, возникают часто, зависят от дозы препарата, для них характернадозы препарата, для них характерна невысокая летальность. На долю реакцийневысокая летальность. На долю реакций этого типа приходится около 75% от всехэтого типа приходится около 75% от всех неблагоприятных побочных реакций нанеблагоприятных побочных реакций на препараты.препараты.
  16. 16. Реакции типа В:Реакции типа В:  Чаще всего являются реакциямиЧаще всего являются реакциями иммуноаллергической природы. Онииммуноаллергической природы. Они возникают реже, не связаны с дозойвозникают реже, не связаны с дозой препарата, часто серьезные. Эти реакциипрепарата, часто серьезные. Эти реакции трудно предвидеть (непредсказуемые,трудно предвидеть (непредсказуемые, неожиданные). Для реакций этого типанеожиданные). Для реакций этого типа характерна высокая летальность. Считается,характерна высокая летальность. Считается, что реакции этого типа составляют околочто реакции этого типа составляют около 25% от числа всех зарегистрированных.25% от числа всех зарегистрированных.
  17. 17. К реакциям типа СК реакциям типа С  Относятся реакции, возникающие послеОтносятся реакции, возникающие после длительной терапии, в результате которой удлительной терапии, в результате которой у больного могут возникать новые дополнительныебольного могут возникать новые дополнительные заболевания. Реакции этого типа частозаболевания. Реакции этого типа часто расцениваются как серьезные, способныерасцениваются как серьезные, способные существенно влиять на здоровье человека, частосущественно влиять на здоровье человека, часто бывают необратимыми к моменту их выявления.бывают необратимыми к моменту их выявления. Они особенно трудны для изучения и выявления. КОни особенно трудны для изучения и выявления. К реакциям этого типа относятся: лекарственнаяреакциям этого типа относятся: лекарственная зависимость, синдром отмены, эффекты кумуляциизависимость, синдром отмены, эффекты кумуляции и подавления гормонов, толерантность и др.и подавления гормонов, толерантность и др.
  18. 18. Реакции типаРеакции типа DD::  Отсроченные реакции, включаютОтсроченные реакции, включают канцерогенные, мутагенные, тератогенныеканцерогенные, мутагенные, тератогенные эффекты, дефекты репродуктивной системыэффекты, дефекты репродуктивной системы и другие, которые могут возникнуть черези другие, которые могут возникнуть через месяцы или годы после лечения.месяцы или годы после лечения. Диагностика этих реакций еще болееДиагностика этих реакций еще более затруднительна.затруднительна.
  19. 19. Применение просроченныхПрименение просроченных лекарств – повод для прокурорскойлекарств – повод для прокурорской проверки.проверки.  Соблюдение сроков годности препаратов вСоблюдение сроков годности препаратов в отделениях –отделениях – прямая обязанностьпрямая обязанность сестринского персоналасестринского персонала. Каждая медсестра. Каждая медсестра должна проверить безопасность препаратадолжна проверить безопасность препарата перед непосредственным его применением.перед непосредственным его применением.
  20. 20. Хранение лекарств, контрольХранение лекарств, контроль медикаментовмедикаментов Получив медикаменты, м/с должнаПолучив медикаменты, м/с должна провести их контроль:провести их контроль:  Проверить надписи наПроверить надписи на упаковках;упаковках;  Выборочно проверить внешнийВыборочно проверить внешний вид жидкостей;вид жидкостей;  Убедиться в наличии аннотации.Убедиться в наличии аннотации.  Наркотические ядовитые,Наркотические ядовитые, сильнодействующие препаратысильнодействующие препараты хранятся в шкафу под замком.хранятся в шкафу под замком.  Прочие препараты размещаютсяПрочие препараты размещаются в шкафу наглядно, пов шкафу наглядно, по лекарственным группам.лекарственным группам.  Лекарства оставляют в упаковках,Лекарства оставляют в упаковках, сохраняя номер партии.сохраняя номер партии.  Определенные препаратыОпределенные препараты хранятся в холодильнике,хранятся в холодильнике, темном месте и т.д.темном месте и т.д.
  21. 21. Правило пяти «П»:Правило пяти «П»:  Правильный пациент;Правильный пациент;  Правильный препарат;Правильный препарат;  Правильная доза и концентрация;Правильная доза и концентрация;  Правильный путь введения;Правильный путь введения;  Правильное время введения.Правильное время введения.
  22. 22. Наблюдение за больным и выявлениеНаблюдение за больным и выявление осложнений терапииосложнений терапии Типичные симптомы непереносимостиТипичные симптомы непереносимости препарата или побочных эффектов:препарата или побочных эффектов:  Острые: нехватка воздуха, побледнение,Острые: нехватка воздуха, побледнение, изменение пульса, АД.изменение пульса, АД.  Подострые: тошнота, рвота, головокружение,Подострые: тошнота, рвота, головокружение, головная боль.головная боль.  Отсроченные: диарея, сыпь, головные боли.Отсроченные: диарея, сыпь, головные боли.
  23. 23.  При выявленииПри выявлении непереносимости –непереносимости – прекратить введение,прекратить введение, вызвать врача,вызвать врача, сохранить вводимыесохранить вводимые препараты, далеепрепараты, далее действовать подействовать по инструкции дляинструкции для различных состояний.различных состояний.
  24. 24. Ошибки в процедурномОшибки в процедурном кабинетекабинете  Парентеральное введение препаратов – этоПарентеральное введение препаратов – это инвазивные вмешательства, которыминвазивные вмешательства, которым свойственны определенные риски.свойственны определенные риски.
  25. 25. Основные осложнения, которые могут быть вызваныОсновные осложнения, которые могут быть вызваны ошибочными действиями процедурной м/с:ошибочными действиями процедурной м/с:  1. Внутрибольничное инфицирование (постинъекционный абсцесс,1. Внутрибольничное инфицирование (постинъекционный абсцесс, катетер-ассоциированная инфекция);катетер-ассоциированная инфекция);  2. Травматические поражения (гематомы, повреждения нервных2. Травматические поражения (гематомы, повреждения нервных волокон, повреждение артерий с ишемией тканей вплоть до некроза иволокон, повреждение артерий с ишемией тканей вплоть до некроза и т.д.);т.д.);  3. Химические повреждения лекарственными веществами (флебит,3. Химические повреждения лекарственными веществами (флебит, вызванный раздражающим действием препарата на сосудистую стенку,вызванный раздражающим действием препарата на сосудистую стенку, атрофия, кальциноз тканей);атрофия, кальциноз тканей);  4. Осложнения правильно введенных лекарственных препаратов4. Осложнения правильно введенных лекарственных препаратов (анафилаксия, различные побочные эффекты);(анафилаксия, различные побочные эффекты);  5. Осложнения, вызванные грубыми ошибками (введено неправильное5. Осложнения, вызванные грубыми ошибками (введено неправильное вещество, превышена доза, скорость введения, объем введеннойвещество, превышена доза, скорость введения, объем введенной жидкости).жидкости).
  26. 26. Инфекционная безопасность приИнфекционная безопасность при внутримышечных инъекциях:внутримышечных инъекциях: постинъекционные абсцессыпостинъекционные абсцессы  Постинъекционные абсцессы – частоПостинъекционные абсцессы – часто встречающиеся осложнения в/м инъекций. Околовстречающиеся осложнения в/м инъекций. Около 90% постинъекционных осложнений имеют90% постинъекционных осложнений имеют бактериальное происхождение. По данным разныхбактериальное происхождение. По данным разных авторов, они составляют от 8-40% всех ВБИ.авторов, они составляют от 8-40% всех ВБИ.  Постинъекционные абсцессы принято считатьПостинъекционные абсцессы принято считать дефектом медицинской помощи, следствиемдефектом медицинской помощи, следствием небрежности медицинской сестры.небрежности медицинской сестры.
  27. По различным источникам, осложненияПо различным источникам, осложнения чаще возникают после инъекций:чаще возникают после инъекций:  Сульфата магния – 43,6%Сульфата магния – 43,6%  Анальгина – 30,8%Анальгина – 30,8%  Кордиамина – 5,5%Кордиамина – 5,5%  Витаминов – 4,9%Витаминов – 4,9%  Баралгина и реопирина – по 5,7%Баралгина и реопирина – по 5,7%
  28. 28. Безопасность внутривенныхБезопасность внутривенных инъекций (инфузий):инъекций (инфузий): В/в введения лекарственных препаратов имеютВ/в введения лекарственных препаратов имеют следующие риски для пациента:следующие риски для пациента:  Инфекционные (при использованииИнфекционные (при использовании катетеров - КАИ);катетеров - КАИ);  Связанные с введением лекарственныхСвязанные с введением лекарственных препаратов – реакция организма напрепаратов – реакция организма на введенный раствор;введенный раствор;  Травматические повреждения и др.Травматические повреждения и др.
  29. 29. Результатом реализации этих рисков могут стать местныеРезультатом реализации этих рисков могут стать местные и общие осложнения, иногда заканчивающиесяи общие осложнения, иногда заканчивающиеся инвалидностьюинвалидностью и даже смертью пациента.и даже смертью пациента.  Местные осложненияМестные осложнения: флебит, тромбофлебит,: флебит, тромбофлебит, гематома, травмирование близлежащих нервов,гематома, травмирование близлежащих нервов, артерий.артерий.  Общие осложненияОбщие осложнения: анафилаксия,: анафилаксия, неблагоприятные побочные эффектынеблагоприятные побочные эффекты лекарственных препаратов, шок вследствиелекарственных препаратов, шок вследствие быстрого введения препарата, эмболии, пирогеннаябыстрого введения препарата, эмболии, пирогенная реакция.реакция.
  30. 30. Флебиты:Флебиты:  Механический флебит – развивается в ответ наМеханический флебит – развивается в ответ на повреждение иглой или канюлей катетераповреждение иглой или канюлей катетера эндотелия вены. Механическая травма вызываетэндотелия вены. Механическая травма вызывает асептическое воспаление, позже можетасептическое воспаление, позже может присоединиться инфекция.присоединиться инфекция.  Химический флебит – развивается в результатеХимический флебит – развивается в результате химического раздражения эндотелия. Химическиехимического раздражения эндотелия. Химические флебиты часто осложняются пристеночнымфлебиты часто осложняются пристеночным тромбированием с развитием тромбофлебитов,тромбированием с развитием тромбофлебитов, нередко присоединяется инфекция.нередко присоединяется инфекция.
  31. 31. Катетер-ассоциированные инфекцииКатетер-ассоциированные инфекции (КАИ):(КАИ): Различают следующие виды:Различают следующие виды:  Колонизированный катетер;Колонизированный катетер;  Инфекционный флебит;Инфекционный флебит;  Инфекция места постановки катетера;Инфекция места постановки катетера;  Карманная и туннельная инфекция;Карманная и туннельная инфекция;  Инфекция кровотока.Инфекция кровотока.
  32. 32. Гематома:Гематома:  Возникает вследствие неконтролируемогоВозникает вследствие неконтролируемого кровотечения в области введения иглыкровотечения в области введения иглы (катетера) из-за плохой техники(катетера) из-за плохой техники манипуляции.манипуляции.  Основные причины: многочисленныеОсновные причины: многочисленные проколы вены; неверно подобранная вена;проколы вены; неверно подобранная вена; нарушения свертывающей системы крови.нарушения свертывающей системы крови.
  33. 33. Повреждение нерва (укол/прокол нерва,Повреждение нерва (укол/прокол нерва, сдавление нерва)сдавление нерва)  Укол нерва возникает приУкол нерва возникает при неудовлетворительной техникенеудовлетворительной технике катетеризации вены.катетеризации вены.  Сдавление нерва возникает в результатеСдавление нерва возникает в результате гематомы или инфильтрации.гематомы или инфильтрации.
  34. 34. Механические препятствия инфузииМеханические препятствия инфузии могут быть вызваны образованием тромба илимогут быть вызваны образованием тромба или спазмом сосуда.спазмом сосуда. Венозный/артериальный спазм возникает какВенозный/артериальный спазм возникает как результат воздействия холода; механическихрезультат воздействия холода; механических или химических стимулов.или химических стимулов.
  35. 35. Эмболия катетеромЭмболия катетером  Эмбол – это любой нерастворимыйЭмбол – это любой нерастворимый конгломерат, включая сгустки крови,конгломерат, включая сгустки крови, свободно плавающие в крови и двигающиесясвободно плавающие в крови и двигающиеся по кровотоку.по кровотоку.  Эмболы образуются при: поврежденииЭмболы образуются при: повреждении эндотелия; образовании осадков приэндотелия; образовании осадков при смешении несовместимых растворов;смешении несовместимых растворов; закупорке катетера.закупорке катетера.
  36. 36. Перегрузка системы кровообращенияПерегрузка системы кровообращения происходит, если объем введенной жидкостипроисходит, если объем введенной жидкости превышает объем, с которым можетпревышает объем, с которым может справиться сердечно-сосудистая система.справиться сердечно-сосудистая система. Перегрузка ведет к: повышению венозногоПерегрузка ведет к: повышению венозного давления (компенсация), сердечнойдавления (компенсация), сердечной недостаточности, отеку легких, шоку,недостаточности, отеку легких, шоку, остановке кровообращения.остановке кровообращения.
  37. 37. Шок от быстрого введения раствораШок от быстрого введения раствора возникает при быстром, чаще струйном,возникает при быстром, чаще струйном, введении вещества в организм.введении вещества в организм. Препарат в токсичной концентрации быстроПрепарат в токсичной концентрации быстро достигает органы-мишени.достигает органы-мишени.
  38. 38. Ошибки проведения венепункцииОшибки проведения венепункции Самые распространенные ошибки медицинскогоСамые распространенные ошибки медицинского персонала:персонала:  Пункция вены и взятие образца крови до того, как сПункция вены и взятие образца крови до того, как с поверхности кожи испарился спирт;поверхности кожи испарился спирт;  Неплотное соединение компонентов системы дляНеплотное соединение компонентов системы для взятия крови (иглы с держателем);взятия крови (иглы с держателем);  Выбор пробирки без учета особенностей венВыбор пробирки без учета особенностей вен пациента;пациента;  Слишком быстрое оттягивание штока шприца илиСлишком быстрое оттягивание штока шприца или быстрое поступление крови в вакуумную пробирку;быстрое поступление крови в вакуумную пробирку;  Использование иглы для взятия кровиИспользование иглы для взятия крови несоответствующего размера;несоответствующего размера;  Повторная пункция одной и той же вены;Повторная пункция одной и той же вены;
  39. 39. * Блокада иглы из-за неправильного выбора угла введения* Блокада иглы из-за неправильного выбора угла введения иглы в вену или из-за того, что срез иглы уперся в стенкуиглы в вену или из-за того, что срез иглы уперся в стенку вены;вены; * Несоблюдение правил взятия крови через* Несоблюдение правил взятия крови через периферические катетеры для в/в вливаний;периферические катетеры для в/в вливаний; * Взятие пробы крови аспирационной техникой в шприц* Взятие пробы крови аспирационной техникой в шприц с последующим быстрым, под большим давлениемс последующим быстрым, под большим давлением переносом образца из шприца в пробирку;переносом образца из шприца в пробирку; * Энергичное перемешивание или встряхивание* Энергичное перемешивание или встряхивание пробирки вместо аккуратного перевертывания;пробирки вместо аккуратного перевертывания; * Ненадлежащее обращение с пробиркой и несоблюдение* Ненадлежащее обращение с пробиркой и несоблюдение стандартных условий транспортировки образца крови.стандартных условий транспортировки образца крови.
  40. 40. Осложнения венепункции:Осложнения венепункции:  Обморок – кратковременная потеря сознания из-заОбморок – кратковременная потеря сознания из-за недостатка поступления кислорода в ГМ, из-занедостатка поступления кислорода в ГМ, из-за гипогликемии, гипервентиляции легких,гипогликемии, гипервентиляции легких, нарушений кардиологического, неврологическогонарушений кардиологического, неврологического или психического характера, может бытьили психического характера, может быть следствием приема лекарственных препаратов.следствием приема лекарственных препаратов.  Эпилептический припадок/судорожный приступЭпилептический припадок/судорожный приступ во время проведения процедуры взятия кровиво время проведения процедуры взятия крови
  41. 41. Осложнения венепункции:Осложнения венепункции:  Подкожная гематома – кровоизлияние вПодкожная гематома – кровоизлияние в мягкие ткани в месте пункции вены.мягкие ткани в месте пункции вены.  Петехии – небольшие плоские точечныеПетехии – небольшие плоские точечные пятнышки округлой формы, темно-красногопятнышки округлой формы, темно-красного или пурпурного цвета на коже или слизистойили пурпурного цвета на коже или слизистой оболочке пациента, являющиеся результатомоболочке пациента, являющиеся результатом малых капиллярных кровоизлияний смалых капиллярных кровоизлияний с выходом крови в верхние слои кожи.выходом крови в верхние слои кожи.
  42. 42. Осложнения венепункции:Осложнения венепункции:  Кровотечение из места прокола;Кровотечение из места прокола;  Травма нервного ствола:Травма нервного ствола: Основная причина – неправильноеОсновная причина – неправильное выполнение процедуры венепункции: проколвыполнение процедуры венепункции: прокол вены иглой насквозь, активный поиск венывены иглой насквозь, активный поиск вены иглой вслепую.иглой вслепую. * Ятрогенная анемия – это кровопотеря,* Ятрогенная анемия – это кровопотеря, обусловленная врачебными манипуляциями,обусловленная врачебными манипуляциями, в том числе заборами крови дляв том числе заборами крови для исследования.исследования.
  43. 43. Медицина поистине есть самоеМедицина поистине есть самое благородное из всех искусств.благородное из всех искусств. Гиппократ (460-377гг. до н.э.)Гиппократ (460-377гг. до н.э.)