Теория сестринского дела является. Сестринский процесс. Основные типы лечебно-профилактических учреждений

По данным «World Vision International » от 1993 года, понятие сестринского дела включает четыре основные составляющие:

  • Здоровье
  • Окружающая среда
  • Личность
  • Сестринское дело

1. Сестринское дело

Флоренс Найтингейл в свое время заявляла о том, что сестринское дело включает двойственный подход к пациенту: искусство и наука.

К примеру, медсестра-исполнитель, накладывающая повязку больному, не только хорошо осведомлена о технической стороне этого дела, но и понимает, в каких лечебных целях это необходимо.

Значит, в этой ситуации техника удачно пересекается с наукой.

Если учесть, что повязка должна быть наложена с особой аккуратностью, а пациент нуждается в разъяснениях и общении, то никак не обойтись без этических и моральных качеств хорошей медицинской сестры.

Без научного понимания проблемы невозможно оказать правильную помощь и уход. Вопросы искусства и науки тесно сплетены во всех сферах сестринской деятельности:

  • в общении с коллегами
  • в построении стратегии сестринской помощи
  • в освоении новых знаний и навыков
  • в общении с родственниками больных
  • в саморазвитии и самообучении и т.д.

Области компетенции медицинской сестры:

  • наблюдение пациента
  • диагностика
  • обучение
  • умение быстро принимать решения
  • лечебные назначения и процедуры
  • организационные вопросы
  • обеспечение безопасности при оказании сестринской помощи больному.

2. Личность

Философия личности всегда была наиболее популярной и обсуждаемой темой. В случае с медицинской деятельностью в роли личности выступает пациент. При этом крайне важно учитывать как общие особенности личности, так и ее индивидуальные составляющие:

  • психическое состояние
  • физическое состояние
  • умственное состояние и т.д.

Еще в древние времена врачеватель Авиценна утверждал, что каждый отдельный человек является неповторимой индивидуальностью, к которой необходимо найти соответствующий подход.

В деле медицинской сестры отношения с пациентом являются крайне важными факторами для выздоровления. При этом медсестра должна уметь работать с любой личностью, независимо от каких-либо качеств и личных предпочтений.

Убедиться в важности личности можно, если вспомнить, сколько вывозов дежурных медсестер, споров и трений возникает в палатах только из-за того, что неверно объединены в одной палате совершенно несовместимые личности, не способные ужиться рядом.

В общем, проблема личности в системе здравоохранения, так сказать, налицо!

Медицинская сестра в обязательном порядке, несмотря на распоряжения врачей и коллег, следит за безопасностью пациента.

«Этический Кодекс Международного Совета медицинских сестер » ясно говорит, что никакие факторы не способны снять с медсестры моральной, этической и юридической ответственности за здоровье пациента. По этому поводу логично вспомнить основные качества, предписываемые медицинской сестре, — это Неравнодушие, Заступничество, Опыт .

Примерно то же самое пропагандирует «Первое Международное сестринское сообщество »: Любовь, Мужество, Честь .

3. Окружающая среда

Данный фактор оказывает очень сильное влияние на пациента, на ход течения заболевания, на процесс выздоровления. Этот факт был замечен еще во времена жизни Флоренс Найтингейл и до сегодняшнего дня остается не менее значимым, чем сто лет назад.

Окружающая среда подразделяется на составляющие:

  • физическую (погода, время года, география, температура окружающей среды, влажность и пр.)
  • социальную , формирующую человека как личность (школа, семья, рабочие коллеги, знакомые и пр.)
  • культурную (религиозные предпочтения, язык, манера разговора, традиции, верования и пр.).

В свете всех вышеописанных представлений о жизни и мире медицинской сестре значительно проще найти подход к определенному пациенту, выработав соответствующую манеру поведения с ним.

Такой подход наиболее эффективен при борьбе с недугами. При этом медсестра, сумевшая найти общий язык с больным, может рассчитывать на его помощь в любой сложившейся ситуации.

4. Здоровье

Концепция здоровья достаточно обширна и сложна для понимания. Тем не менее, ВОЗ в 1947 году определила здоровье как полное благополучие во всех сферах человеческой жизни и деятельности, а не простое отсутствие болезни.

Здоровье является конечной целью в профессии медицинской сестры . При этом считается, что для здорового человека адаптация к изменчивым условиям окружающей среды является нормой.

Здоровый умственно, физически и психически пациент способен преодолеть любые недуги и невзгоды без особых усилий и затруднений.

Флоренс Найтингейл говорила: «Ни одна из человеческих профессий не связана так близко со Смертью и Жизнью, как профессия медицинской сестры »!

Лекция 3 Иерархия потребностей человека по А. Маслоу. Модели сестринского дела .

План:

1. Иерархия потребностей человека по А. Маслоу.

2. Модели сестринского дела.

Потребность - это психологический или физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека. Существует несколько классификаций потребностей.

В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал теорию иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека важнее, чем другие. Это положение позволило классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень). А. Маслоу изоб­разил уровни потребностей человека в виде пирамиды (рис. 3-1). Эта фигура имеет широкое основание (основу, фундамент). В пира­миде физиологические потребности человека составляют фунда­мент (основу) его жизнедеятельности. Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от нескольких факто­ров: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и спо­собностей самого человека. Прежде всего удовлетворяют потребно­сти низшего порядка, т.е. физиологические.

Первую ступень пирамиды (уровень выживания) Маслоу представляют физиологические потребности, без которых невозможна жизнь, и если человек не будет удовлетворять эти потребности, то умрет

Одной из основных физиологических потребностей является потребность дышать , которая удовлетворяется при участии системы органов дыхания, нарушение функции которых ведет к нарушению всех 14 жизненно важных потребностей организма человека.

Потребности есть, пить, выделять занимают особенно важное место, так как они обеспечивают постоянство уровня питательных веществ в крови. Пища является не только источником энергии, но и материалом для дальнейшего роста и развития. Выделение – единый биологический процесс, в котором наряду с ЖКТ принимают участие почки, легкие и сальные железы.

Вторую ступень пирамиды составляют потребности, обеспечивающие человеку собственную безопасность : защита от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Удовлетворение этих жизненных потребностей необходимо для гармоничного роста и развития в окружающей среде.

К третьей ступени пирамиды относятся потребности в принадлежности к обществу, ему необходимо иметь опору, быть принятым этим обществом. Этого он достигает, удовлетворяя свою потребность общаться .

Четвертую ступень пирамиды составляют потребности в достижении успеха на работе, в жизни, семье; стремление к гармонии, красоте, порядку. Эти потребности представлены в потребности – иметь жизненные ценности .

Вершину пирамиды, пятую ступень (уровень самовыражения) составляют потребности в служении , обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребности: играть, учиться, работать.

Каждый человек должен стремиться к самовыражению. Единственный способ помочь ему в этом - это способствовать удовлетворению потребностей других четырех уровней. Абрахам Маслоу, размышляя об уровнях потребностей людей, называл самовыражения высоким из них. Когда люди удовлетворяют свою потребность в самовыражении, они верят, что делают то, что лучше всего умеют. Например, человек может считать, что он себя выразит, написав книгу, излечивая людей или животных, воспитывая детей или обеспечивая хороший уход за людьми. Поскольку каждый человек проявляет себя по-разному, опыт самовыражения людей будет разным. Проводя беседу со своими пациентами, медицинская сестра может помочь им, поощряя их к разговору о необходимости в самовыражении.

Зная уровни потребностей пациентов, медицинская сестра может лучше ухаживать за ними, понимать их.

Рассмотрев пирамиду в целом, видим, что пока человек не удовлетворит потребности, стоящие на нижних ступенях, не сможет удовлетворить более высшие психо-социальные потребности. Все эти потребности необходимо удовлетворять человеку постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия. Стоит запомнить, что основные потребности каждого человека одинаковы, и в определенный период времени некоторые потребности могут быть удовлетворены, а другие - нет. их побуждают условия существования человека в среде, постоянно меняется. Переход потребности в поступки и действия сопровождают эмоции. Эмоции - это индикатор потребностей. По удовлетворению потребностей они могут быть как положительными, так и отрицательными.

Поэтому все потребности можно разделить на:

1) жизненные (потребность в жизни и обеспечении своей жизни);

2) социальные (потребность занять определенное место в обществе);

3) познавательные (потребность познавать внешний и внутренний мир).

Но, не смотря на то, что потребности у каждого человека одинаковы, способ их удовлетворения разный, называется он образом жизнии зависит от возраста человека, социокультурного окружения, экологии, знаний, желания и сил человека. Поэтому и состояние здоровья у всех нас разное.

В окружающей среде есть много факторов, отрицательно влияющих на образ жизни человека. Это факторы риска, которые делятся на 2 группы:

Генетические: пол, возраст, наследственность – устранить нельзя;

Выборочные: они могут быть, а могут отсутствовать, их можно устранить – гиподинамия, избыточный вес, нерациональное питание, стресс, экология, вредные привычки.

Факторы риска отрицательно влияют на удовлетворение потребностей и могут привести к их нарушению. Болезнь тоже мешает удовлетворению потребностей, приводит к дискомфорту.

Если невозможно устранить факторы риска, то необходимо адаптироваться к жизни в окружающей среде с факторами риска. А для этого надо знать о факторах риска, их влиянии на здоровье, а также иметь желание и волю к адаптации.

Модели сестринского дела

Модель – это образец, по которому что-то должно быть сделано. Модель сестринского дела – это направление на достижение цели. Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель.

Модель В. Хендерсон Предложенная Вирджинией Хендерсон в 1960 году в США, а затем дополненная в 1968 году, данная модель акцентирует внимание сестринского персонала на физиологические потребности, а затем на психологические и социальные потребности, которые могут быть удовлетворены благодаря сестринскому уходу. Главное в этой модели – участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода.

В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетворении этих потребностей, в то же время больной человек не в состоянии удовлетворить эти потребности самостоятельно. В. Хендерсон утверждает, что сестринский уход должен быть направлен на скорейшее восстановление независимости человека.

Потребности повседневной жизни по В. Хендерсон

1. Нормально дышать

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности

4. Двигаться и поддерживать нужное положение

5. Спать, отдыхать

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду.

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей.

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение.

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх.

14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.

Основные положения модели - пациент имеет фундаментальные человеческие потребности, являющиеся одинаковыми для всех людей. вне зависимости от того, болен человек или здоров, сестра всегда должна иметь ввиду жизненно важные потребности человека в пище, крове, одежде, в любви и доброжелательности, в чувстве необходимости и взаимозависимости в условиях общественных отношений.

Чтобы осуществить индивидуальный план ухода, младшей медицинской сестре необходимо владеть знаниями стандартов специального ухода, стандартами манипуляций, процедур, ориентироваться на стандартную модель сестринского ухода.

Понятия «сестринский процесс» и «модель сестринского ухода» существенно отличаются друг от друга. Модели сестринского ухода иногда называют концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепций. В. Райхл и К. Рой их определяют так: «Систематически построенный, научно обосно­ванный и логически связанный набор понятий, которые составля­ют элементы сестринской практики» .

Попробуем разобраться, что означает модель сестринского ухо­да. Посмотрите на рис. 6-1. Что общего между моделью сестрин­ского ухода и моделями... автомобилей? На рисунке слева схема­тично изображена «символическая» модель автомобиля, имеющая некоторые общие для всех автомобилей характеристики, а справа - определённые модели, имеющие различные названия и отличаю­щиеся друг от друга и внешним видом, и объёмом двигателя, и ко­личеством дверей, и грузоподъёмностью и т.д.

ВРАЧЕБНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) МОДЕЛЬ

Врачебная модель хорошо знакома большинству отечественных сестер, так как именно на неё ранее была ориентирована подготов­ка сестринского персонала в нашей стране.

Исследователи в области сестринского дела обратили внимание, что представления о хорошей врачебной подготовке в разные эпохи были неодинаковы. До XVIII в. врачебная практика носила в основ­ном целостный характер: при постановке диагноза и назначении лечения принимали во внимание связь между пациентом и окружа­ющей средой. Однако современное врачебное внимание концент­рируется на установлении анатомических, физиологических и био­химических причин заболевания и его проявления. Такой подход часто преуменьшает или даже полностью игнорирует политиче­ские, социальные, психологические и экономические факторы при установлении причины заболевания и в ряде случаев не позволяет назначать адекватную терапию.

6.2.1. Основные положения модели

Согласно врачебной модели, человек (пациент) представляет со­бой набор органов (сердце, лёгкие, желудок и т.д.) и физиологичес­ких систем (система дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д.).

Источник проблем пациента. При этой модели считается, что со­циальное поведение и многие особенности психологического по­ведения человека являются следствием изменений, происходящих в физиологических и биохимических системах организма. При та­ком подходе человек рассматривается как пассивный носитель бо­лезни.

Сестринское дело при этой модели связано исключительно с физиологическими потребностями человека, т.е. уход направлен на поддержание функции того или иного органа или системы, а не на восстановление (сохранение) здоровья человека в целом.

Направленность сестринского вмешательства определяется вра­чом, а не сестрой и зависит исключительно от нарушения деятель­ности определённых органов и систем, например одышка, кашель, запор и т.д.

Цель ухода состоит в том, чтобы устранить (уменьшить) патоло­гические изменения в конкретных физиологических или анатоми­ческих системах организма, восстановив их деятельность до преж­него устойчивого уровня. В данной модели интересы пациента ред­ко находятся в центре внимания. Цель ухода, как правило, опреде­ляется врачом и направлена на быстрое и эффективное устранение (уменьшение) нарушений деятельности того или иного органа или системы.

Способы сестринского вмешательства также направлены на «при­ведение того, что остро нуждается, в хорошее состояние» (Бертон, 1985) . Выбор способа, как правило, зависит от опыта врача, и набор сестринских вмешательств практически одинаков для раз­личных пациентов, имеющих одно и то же заболевание (одинако­вые симптомы).

Итоговая оценка качества и результатов ухода во врачебной мо­дели не обязательна. Но если она все-таки проводится, определяет­ся степень ухода при устранении (уменьшении) патологических на­рушений функций той или иной физиологической системы или анатомического органа.

Роль сестринского персонала сводится к роли помощника врача (при враче). Холл (1983) }