Что делать если ты не творческий человек. Нужна ли тебе жизнь творческого человека? Место для творчества есть всегда и везде

Исследование творческих людей выявило ряд общих для них характеристик. Наиболее заметными являются следующие.

Творческие люди динамичны
В отличие от большинства людей творческие люди не позволяют своему мышлению быть пассивным, всеядным, не задающим вопросов. Им удается поддерживать огонь своей любознательности или, по крайней мере, вновь разжигать его. Одним аспектом этого интеллектуального динамизма является любовь к играм. Как маленькие дети с кубиками, творческие люди любят играть с идеями, складывая их в новые сочетания, рассматривать их с разных точек зрения. Именно такого рода деятельность подразумевал Исаак Ньютон, когда писал: «Не знаю, каким могу я являться миру, но самому себе я кажусь всего лишь мальчиком, играющим на морском берегу, отвлекающимся время от времени, а затем находящим более гладкий камешек или более красивую ракушку, чем обычно, в то время как передо мной расстилается океан неразгаданной истины».

Эйнштейн в своих размышлениях пошел еще дальше. Он видел в такой любви к играм «существенную черту продуктивной мысли». Но какое бы место ни занимала любовь к играм среди характеристик творческих людей, несомненно одно: она дает этим людям более богатый и более разнообразный набор идей, чем тот, каким располагает обычный человек.

Творческие люди отважны
Для творцов мышление - это приключение. Относительно свободные от предвзятых мнений и предубежденных взглядов, творческие люди менее расположены принимать господствующие взгляды, имеют более широкую перспективу и с меньшей вероятностью подчинятся мышлению окружающих их людей. Они смелы в своих представлениях, готовы защищать непопулярные идеи и кажущиеся маловероятными возможности. Поэтому, как Галилей и Колумб, Эдисон и братья Райт, они более открыты, чем другие, к творческим идеям.

Их отвага дает дополнительное преимущество. Она делает их менее склонными, чем других, к спасению лица. Они готовы встретить неприятный опыт, приложить свою любознательность и извлечь урок из этого опыта. Как следствие, они с меньшей вероятностью, чем другие, будут повторять ту же неудачу снова и снова.

Творческие люди находчивы
Находчивость - это способность действовать эффективно и предлагать метод, который решает проблему - даже когда проблема ставит в тупик других людей, а имеющихся ресурсов не хватает. Эта способность не измеряется IQ-тестами, однако она является одним из важнейших аспектов практического ума. Об одном выразительном примере этого качества сообщалось в журнале «Сайнтифик Америкэн» более полувека назад. В одном из западных штатов из тюрьмы сбежал заключенный, но был пойман через несколько недель. Тюремные начальники допрашивали его с пристрастием не один день. «Где ты взял пилу, чтобы перепилить решетку?» - наседали они на него. Со временем он сдался и сознался, как ему удалось перепилить решетку. Он утверждал, что в тюремной мастерской он собрал обрывки шпагата, поместил их сначала в клей, а потом в наждак и тайно пронес их назад в свою камеру. Каждую ночь в течение трех месяцев он «пилил» стальные прутья толщиной 1 дюйм. Тюремные начальники приняли его объяснение к сведению, снова посадили его в камеру и следили за тем, чтобы он больше никогда не бывал в мастерской.

Однако это еще не конец данной истории. Однажды темной ночью, примерно три с половиной года спустя, этот мужчина снова сбежал, и тюремные начальники обнаружили, что решетка перепилена точно таким же образом. Поскольку его так больше никогда и не поймали, о том, как он сбежал, до сих пор ходят легенды в преступном мире. Он солгал, что для первого побега использовал материал из мастерской. Он оказался намного находчивее. Он использовал шерстяные нити из своих носков, смачивал их слюной и натирал их в пыли на полу своей камеры.

Творческие люди трудолюбивы
«Все проблемы, - утверждает Уильям Гордон, - предъявляются мышлению как угроза неудачи»16. Только у людей, которых не пугает перспектива неудачи и которые твердо намерены добиться успеха, каких бы усилий это ни стоило, есть шанс добиться успеха. (Конечно, даже и у них нет гарантии успеха.) Творческие люди готовы проявлять необходимую настойчивость. Именно эту настойчивость подразумевал Томас Эдисон, когда сказал: «Гений - это 99% потения и 1% вдохновения»; и Джордж Бернард Шоу, когда объяснял: «Еще в молодости я заметил, что девять из десяти вещей, которые я делал, оказывались неудачными. Но я не хотел быть неудачником и поэтому работал в десять раз больше».

Прилежность творческих людей частично связана с их способностью полностью погрузиться в проблему и уделить ей самое пристальное внимание. Но она также берет начало от их состязательности, которая, в отличие от состязательности большинства людей, направлена не на других людей, а на идеи. Они принимают идейный вызов лично. Таким человеком был Лестер Пфистер. Ему пришла в голову идея скрестить колосья кукурузы, чтобы исключить более слабые сорта. Он начал с 50 тысяч колосьев и обрабатывал их вручную в течение нескольких сезонов. Через пять лет у него осталось всего четыре колоса, и он полностью обнищал. Но он получил улучшенный сорт17. Там, где другие уступили бы чувству разочарования и отчаяния, он упорно продолжал работать, потому что не желал признать поражение.

Творческие люди независимы
Каждая новая идея, которую мы обдумываем, отторгает нас от других людей, а высказывание этой идеи увеличивает это отторжение. Это пугает, особенно тех, кто черпает свои силы от связи с другими людьми и опирается на других людей в определении своей идентичности. Маловероятно, что такие люди будут чувствовать себя уютно, поддерживая, а тем более высказывая новые идеи. Они слишком боятся быть отвергнутыми.

Творческие люди - иные. Это не значит, что их не радует одобрение и поддержка других людей или их не беспокоит возможность потерять друзей. Это значит, что как бы сильно они ни желали одобрения, поддержки и дружбы, они не нуждаются в них так, как в них нуждаются другие. Вместо того чтобы смотреть на других ради признания своих идей, они смотрят в себя18. По этой причине они меньше боятся выглядеть эксцентричными или странными, более уверены в себе и более способны говорить и действовать независимо.

Знание этих пяти характеристик может помочь вам развить свой творческий потенциал, если вы готовы сделать усилие, чтобы приобрести их - или, если вы уже имеете их, укрепить. Это задача не из легких; старые привычки сопротивляются нововведениям. Но даже умеренный прогресс изменит качество вашего мышления.

Творческие люди создают проблемы. Они наркоманы. Они немного сумасшедшие и они обычно одеваются очень смешно… ну или, по крайней мере, большинству из нас кажется, что смешно.

Творческие люди очень разные. Конечно, все люди разные, хотя многие из нас пытаются вписаться в определенные рамки.

Для многих креативных личностей сама фраза «вписываться в рамки» противоречит представлению о том, каким должен быть творческий человек. Большинство творческих людей не сумасшедшие. Они просто непонятые.

Конечно, некоторые из них буквально сходят с ума, но это лишь малая часть. Подавляющее большинство творческих просто не любит лгать по поводу того, каким человек является на самом деле.

1. Творческие люди видят мир иначе, чем остальные

В то же самое время творческие люди хотят делиться своим видением и интерпретацией с остальным миром. Для них мир полон множества значений, оттенков смысла и сложностей, также он наполнен возможностями, которых нет у обычного человека.

Творческие люди знают, что невозможное – возможно, потому что они понимают: ни в чем на свете нельзя быть уверенным.

Видя, что мир наполнен безграничными возможностями, они хотят оставить здесь свой след. Они хотят добавить свой мазок к прекраснейшему из произведений искусства – самой жизни.

Когда вы видите мир иначе, чем другие, то выделяетесь. Многие люди не любят тех, кто выделяется. Они почему-то боятся «белых ворон».

Другие просто предпочитают инертность и постоянство. Они боятся того, чего не знают, не любят неизвестности и связанных с этим недоразумений.

2. Зачастую они интроверты и стремятся к одиночеству

Нельзя сказать, что творческие личности не любят всех людей вокруг. Они просто проводят больше времени наедине с собой, потому что это позволяет им сфокусироваться на том, что им интересно. Они могут думать, мечтать, планировать и создавать что-то.

Творческие личности должны постоянно находиться в творческом процессе. В противном случае их креативный «зуд» будет просто нестерпимым. Да, они могут быть искренне преданы своим друзьям, но точно так же они носятся со своими идеями и продуктами творчества – порой это даже перерастает в одержимость

Кто станет их винить, с другой стороны? Когда у тебя есть работа – ты должен ее выполнять, быть продуктивным и укладываться в сроки. Время для социализации всегда найдется.

Причина, по которой творческие люди зачастую успешны в соревнованиях, не в том, что они умнее своих соперников. Все дело в том, что у них выше уровень рабочей этики.

Творческие личности привыкли прекрасно ориентироваться в проекте, привыкли к тому, что он буквально поглощает их. С этим сложно конкурировать.

3. Они не оценивают свои способности по тем меркам, по которым это делают другие

Они не всегда могут похвастать успехами в школе или на работе (на работе, которую большинство считает нормальной). Для них было бы лучше творить, чем учиться и работать. С другой стороны, а для кого нет?

Вся разница в том, что творческие люди буквально одержимы своим творчеством. Их страсть не спрятать.

Если вы творческая личность, практически наверняка вам сложно выполнять монотонную работу. Когда вы по натуре - творец – вы живете в радостном предвкушении, постоянно пытаясь открыть для себя и создать нечто новое, пробуя себя в различных сферах.

Творческие люди ходят в школу и потом на работу, как и остальные, но только потому, что они должны это делать. Они склонны соглашаться на неидеальную работу до тех пор, пока не найдут для себя что-то поинтереснее в плане саморазвития.

4. Они более эмоциональны

Для них жизнь громче и ярче, чем для большинства людей. Но это не потому, что творческие люди получают больше информации о мире, просто они уделяют ей больше внимания.

Творческие личности могут быть интровертными, но они проводят столько же времени, «блуждая в себе», как и во внешнем мире.

Они уделяют огромное внимание мелочам и позволяют этим мелким деталям оказывать на них куда более сильное внимание, чем на обычного (не столь творческого) человека.

Для них мир наполнен смыслом. Для многих из нас окружающая действительность имеет размытые очертания. Для творческих личностей мир – это все.

Конечно, иногда такие индивидуальности теряются в своих «путешествиях». Вообще быть творческой личностью это значит порой иметь проблемы с окружающей действительностью.

5. Они мечтатели

Люди не понимают мечтателей, ведь те всегда мечтают о переменах. О лучшем мире, о лучшей действительности, о лучшем будущем. Они могут представить себе невообразимое и часто верят, что способны сделать возможным невозможное.

Если вы любите, чтобы все лежало на своих местах – вас напугает тот беспорядок, который вечно сопровождает творческого человека. Жизнь творца определяется переменами. Особенно – переменами, которые он сам создает.

Люди всегда боялись и всегда будут бояться мечтателей. Мы предпочитаем останавливаться на достигнутом и быть «середнячками». Мы не любим «белых ворон» и мыслителей. Мы нация, которая делает все возможное для формирования устоявшегося среднего класса.

Достаточно весело будет провалить эту миссию.

Чтобы быть творческой личностью, не обязательно повсюду таскать с собой гитару, носить яркие умопомрачительные шарфы и постоянно быть «в образе», изображая глубокомысленное и многозначительное высокомерие. Действительно талантливые люди чужды всякого рода лицедейству - пафосные потуги творить, чтобы «выглядеть креативным» противоречат идее настоящего творчества, которое невозможно отделить от самой жизни.

1. Вы порывисты и иррациональны

Порой вы склонны совершать рискованные и необдуманные поступки, не обращая внимания на рациональные советы окружающих. Собственные прихоти имеют для вас довольно большое значение, поэтому вместо «разумного» конформистского «Нужно, чтобы всё было как у людей» вы чаще говорите себе: «Я сделаю именно так, потому что я так хочу!». Это может проявиться в чём угодно - в покупке ярко-розового автомобиля («Ты же генеральный директор, надо быть серьёзнее! Взял бы лучше чёрный»), стремлении заниматься любимым делом («У тебя диплом юриста, а ты играешь в рок-группе, надо же думать о будущем!») или скажем, в званом обеде для друзей, устроенном на последние деньги («До зарплаты ещё две недели! Зачем надо было тратить всё на дурацкие посиделки с приятелями?»).

2. Вы видите разницу между фантазиями и реальностью

Эдгар Аллан По однажды сказал: «Те, кто грезит днём, понимают многое, ускользающее от тех, кто видит сны только ночью». Вероятно, вы часто представляете себе «идеальную жизнь», к которой стремитесь - в отличие от снов, ваши дневные фантазии гораздо легче реализовать. Вы можете обдумать мечты, оценить свои возможности и понять, какие шаги необходимо предпринять для их воплощения в жизнь. Главное - осознать, где заканчивается полёт вашего безудержного воображения и начинается то, что действительно можно осуществить.

3. Вы не скрываете своих чувств

Творческие личности, как правило - эмоционально открытые и впечатлительные люди. Когда любимое чадо «радует» своими выходками, или вам в пятнадцатый раз отказывают в публикации вашей шедевральной рукописи, ваши мысли по этому поводу можно увидеть невооружённым взглядом - они буквально написаны у вас на лице. Творцы не боятся своих эмоций, какими бы они ни были - негативными или позитивными. Когда вас подхватывает буря чувств, помните, о чём говорил Мартин Лютер Кинг:

«Каждый человек должен решить для себя, будет ли он двигаться в свете созидательного человеколюбия или во тьме разрушительного эгоизма».

4. Вы цените своё творчество

Даже когда результат ваших творческих усилий далёк от того, что вы рисовали в своём воображении, вы никогда не скажете себе: «Я всё это делал зря». Вы твёрдо уверены - в мире нет ничего подобного вашему творению, а значит, вы можете гордиться хотя бы тем, что создали что-то новое.

Конечно, каждый взыскательный творец стремится к совершенству, однако если его не удалось достичь в каком-то конкретном случае, не стоит, отчаявшись, резать на куски не самую удачную картину или жечь не понравившуюся вам самим рукопись. На эту тему отлично высказалась Элеонора Рузвельт:

«Никто не заставит вас чувствовать себя неполноценным без вашего согласия».

5. Вы видите больше, чем другие

Для вас мир - один большой праздничный ужин с множеством гостей: кружение эксцентричных гримас, грохот выразительных голосов, парад ярких выпуклых характеров. Вы способны замечать тончайшие нюансы окружающей вас жизни и описывать их, пропуская через призму собственных мыслей и чувств.

Некоторые творческие личности повсюду носят с собой блокнот или тетрадь, куда записывают свои наблюдения и впечатления, однако по большому счёту, в этом нет нужды. Ваш мозг - ваш сумасшедший дом, смирительная рубашка и ваш психиатр. Всё самое важное происходит у вас в голове и даже невысказанная и ненаписанная мысль меняет окружающий мир.


6. Вы сами создаёте возможности

Вы ненавидите рутину, размеренное течение жизни и обывательскую стабильность. При малейших признаках застоя вы стремитесь вывести себя из равновесия, создавая возможности для творчества. Ваша жизнь - постоянное общение, поиск новых ощущений и получение опыта. Если не знаете, в каком направлении двигаться, вы идёте наугад и рано или поздно находите дорогу, которая приведёт вас к цели.

7. Вы учитесь на своих ошибках

Неудачи не способны вас остановить. Вы знаете, что отрицательный опыт - тоже опыт, любое фиаско лишь повод задуматься над своими промахами и извлечь из них уроки. Ваше кредо: «Хорош не тот, кто никогда не падает, а тот, кто всегда поднимается».

8. Вы не боитесь риска

Акт творения, создание чего-то нового требует определённой смелости и вы действительно отважный человек! Ради того, во что вы верите, вы готовы покорить любую вершину и даже вероятность, что усилия не дадут результата, не удержит вас от попыток взять новую высоту. Видя перед собой препятствие, вы не поворачиваете назад, а решительно устремляетесь на штурм. Стивен Котлер, сотрудник журнала «Forbes», пишет:

«Творчество - занятие не для робких. Потерянное время, подмоченная репутация, напрасно потраченные деньги - всё это побочные эффекты не задавшейся творческой деятельности».

Если вам кажется, что досадных промахов стало слишком уж много, вспомните другое его высказывание:

«Все талантливые личности часто терпят неудачи, а гениальные терпят их ещё чаще».

9. Вы окружаете себя красотой

Как известно, талантливые люди талантливы во всём и вы - не исключение. Вы стараетесь во всём найти свой неповторимый стиль, начиная от украшения своего дома и заканчивая готовкой ужина. Для вас жизнь состоит из средств самовыражения и вы остаётесь верны себе, независимо от мнения окружающих о вашей деятельности. Более того - критика лишь мотивирует вас, заставляя ещё увереннее гнуть свою линию. Как говорил Джон Вуден, знаменитый баскетболист и успешный баскетбольный тренер:

«Чем бы вы ни занимались, окружайте себя умными людьми, которые будут спорить с вами».

10. Вы следуете за своей мечтой

По-настоящему творческие личности счастливы только тогда, когда занимаются любимым делом. Не имеет значения, сколько денег приносит творчество и понимают ли друзья и близкие эту одержимость - как и в любви, в созидании есть только двое: Творец и порождение его гения. Можно писать нетленные романы на обрывках бумаги, создавать потрясающие скульптуры из пластиковых бутылок и использовать стены собственного подъезда в качестве холста для своих живописных шедевров.

Если вы принадлежите к числу созидателей, вам не нужны поклонники, признание, награды, и условия для творчества, главная причина реализации ваших фантазий - сама жизнь.

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие », - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности...у этих людей более хаотичный ум ».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности », считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации ». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает» .

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством» , - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.

«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе» , - говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений », - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего» .

Они терпят неудачу

Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.

«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто» , - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах» , - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду », - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк ».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

«Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности» , - говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее », - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли» .

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока », который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока », когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это создание чего-то нового, ценного не толькодля данного человека, но и для других.

Виды и функции творчества

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Творчество как способность

Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.
  • удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) , которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии
1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]». 4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».

Теория

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц - элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания - в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.

Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Итак, отбираются и проникают в сознание наиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этих красивых математических комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон». «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».

Из истории вопроса

Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она - не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному , она никогда не рождается в усталом и никогда - за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния - и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и , происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном - замысел.
  2. Знание и рассуждение, схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. В конце первого акта - это гипотеза, в конце второго - представление; в конце третьего - явление. Первый акт определяет его телеологически, второй - логически, третий - фактически. Первый акт даёт замысел, второй - план, третий - поступок».

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи - формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не , а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки :

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.